Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.
После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.
Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.
Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.
Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».
На примере слова «ЛИС»:
Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.
На сколько частей «распалось» слово?
Сколько звуков в первой части? Во второй?
- «Напиши», нарисуй в воздухе.
Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.
Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).
Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).
Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).
Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).
Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.
Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.
В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:
Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.
(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)
Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)
Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.
На примере слова «ЖУКИ».
Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.
- «Напиши» в воздухе. (Две дуги)
Напиши в тетради.
Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)
Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.
- «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.
Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.
Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).
Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)
Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.
Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.
В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.
Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:
С – Т – РО – Й – КА
При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург
Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.
Особенности фонетики
Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:
- произнести можно несколько сотен звуков;
- используется для передачи мыслей более 50;
- в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.
Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .
- буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
- звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.
Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:
- звук;
- слог;
Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .
Фонетика — схема
Принципы и правила
Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:
- Определить особенности звучания.
- Записать транскрипцию каждой буквы.
- Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
- Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.
Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:
- Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
- Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
- Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
- Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].
В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:
- аккомодация,
- диссимиляция,
- редукция.
Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.
Фонетический разбор слова — пример.
Характеристика гласных и согласных
При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:
- согласные;
- гласные.
Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.
Гласные
В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:
- йа – я;
- йэ – е;
- йу – ю;
- йо – ё.
Раздвоение появляется в определенных условиях:
- В начале слова: Юра, Яша, Елена.
- После гласных: тихая, синее, голубое.
- После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.
В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .
Гласные можно разделить на две группы.
- Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
- Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.
Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.
Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.
Звуки речи
Согласные
В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:
Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .
Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.
Модель слова
Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:
- твердые согласные – синий квадрат;
- мягкие согласные – зеленый квадрат;
- гласные – красный квадрат;
- слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
- слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.
Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.
Таблица звуко-буквенного разбора слова.
Алгоритм проведения анализа
Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:
- Запись орфографического написания разбираемого понятия.
- Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
- Постановка ударения, правильное нахождения его места.
- Распределение по порядку их звучания.
- Характеристика.
- Подсчет количества букв и звуков.
Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.
Пример. Фонетический разбор слова «все»
Всё – 1 слог
в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;
с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;
ё — [о] – гласный и ударный.
Фонетический разбор слова юла.
Фонетический разбор слова «лазер», пример
Ла-зер – 2 слога
л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;
а — [а] – гласный и ударный;
з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;
е — [э] – гласный и неударный;
р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.
Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.
Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.
Разделение на слоги
Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
Виды слогов:
- открытые — заканчиваются на гласный;
- закрытые – на согласный;
- прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.
Разборы слова по слогам строятся по правилам:
- Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
- Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
- Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
- Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .
Внимание! Порядок разбора со временем меняется.
Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.
- Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
- Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.
Фонетический разбор слов
Уроки русского. Звуки и буквы
Заключение
Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.
С началом осени взрослым зачастую приходится садиться за уроки вместе с детьми. Сложно приходится родителям первоклассников, поскольку программа младшей школы быстро забывается, а образовательные стандарты часто меняются. Еще до начала чтения и письма, когда вчерашние дошкольники в 1 классе проходят азбуку, им дают задание составить звуковую схему как слова, так и целого предложения. В таких случаях родителям на помощь приходит интернет с примерами и образцами.
Звуко-буквенный разбор слов
Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.
Таблица гласных и согласных звуков русского языка
Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же - на глухие и звонкие, парные и непарные.
Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: [а], [э], [о], [у], [ы].
Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.
Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:
- Б (звонкий) - П (глухой);
- В - Ф;
- З - С;
- Д - Т;
- Г - К;
- Ж - Ш.
Остальные согласные парными не являются:
- звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
- глухие: Ц, Щ, Х, Ч.
Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:
- Ч, Щ, Й - всегда мягкие.
- Ж, Ш, Ц - всегда твёрдые.
Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый - нет.
Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:
В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:
- Гласный - красный цвет;
- Согласный твёрдый - синий;
- Согласный мягкий - зелёный.
Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую - красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.
Примеры
Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.
Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.
Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.
Для слова «дуб» она выглядит так: [дуп]. Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий - твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:
- Сначала нарисовать прямоугольник.
- Его разделить пополам по диагонали.
- Первую часть закрасить синим цветом, вторую - красным.
- Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.
Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.
Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:
Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:
Слова из 2 слогов:
Еще несколько примеров из 2 слогов и более:
- Шишка, сосна:
- Белка, чашка: есть мягкий согласный
- Юбка: буква Ю в начале
- Банан, жираф:
- Лимон, петух:
- Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале
- Пальто:
- Пчела, слива:
- Ворона, собака:
- Ракета:
Как составить схему предложения
Распространенный вариант заданий для первоклассников - составить схему предложения. Это простая задача. Здесь не требуется вспоминать обозначения для подлежащих и сказуемых. Все слова в предложении обозначаются горизонтальными линиями. Если слово пишется с заглавной буквы, то вначале линии рисуется вертикальная черта. В конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Примеры
Образцы, как разложить несколько предложений:
Образцы слоговой схемы
При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» - два.
Таким образом, слог может состоять:
- Из одной гласной: Аист, Якорь.
- Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
- Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
- Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
- В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.
На картинках примеры слов, разложенных на слоги:
Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.
Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые
Особо подчеркнем, что усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, слог, звук, текст, буква) осуществляется на уровне первичных и общих представлений.
В этом ученикам может оказать заметную помощь наглядность, особенно графическая, в виде схем, которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили в современном школьном обучении. Напомним те из них, которые чаще других применяются на уроках обучения грамоте.
|___________. Предложение независимо от количества слов: Мальчик пришел из школы радостным.
|___________ ______________ ______________. Предложение с выделением входящих в его состав слов: Дети смотрят телепередачу.
|___________ ______________, |___________ ______________ Предложение, одно из слов внутри которого пишется с заглавной буквы: Вова читает. Маша слушает.
. Предложение с выделением каждого слова и букв в словах: Девочка играет в куклы.
. Отдельное слово с указанием количества и порядка входящих в ого состав букв: ручка.
. Отдельное слово с указанием букв, слогов и ударения: азбука, астра,
-мел, стол.
- голуби
-зебра, -муха.
Звуковые схемы где цвет обозначает качество звука:
Согласный твердый;
Гласный звук;
Слияние гласного с твердым согласным;
Согласный мягкий;
Слияние гласного с мягким согласным.
- норы.
Гласный (рот раскрыт, преград во рту нет);
Согласный твердый (есть преграда);
Согласный звонкий мягкий (преграда во рту увеличивает
ся или удваивается за счет подъема спинки языка к небу);
Согласный твердый глухой («колокольчик» перечеркнут);
Согласный звонкий твердый («колокольчик»);
Согласный мягкий глухой (двойная преграда и «коло
кольчик»);
Согласный мягкий звонкий.
- ручка.
Гласный;
Согласный твердый;
Согласный мягкий;
Согласный звонкий;
Согласный глухой.
Очень важно не допускать смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне нежелательное в обучении грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами. Ученики понятно, должны усвоить, что между этими двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости, Moo (.повременно хорошо знать, что отличает одно от другого.
Ученики должны твердо усвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных ни ков. Более того, многие существенные свойства (характерные качества) отдельных звуков графически передаются не одним, а нескольькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ([а], [о], [у], [ы], [э], [и]), а букв - 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариант указанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают Соответствующую гласную фонему одновременно с предшествующим согласным звуком - йотом.
Согласных фонем в русском языке 36, а согласных букв только 21, В русской графике отсутствуют специальные буквы для мягких согласных (парных), которые представляют собой самостоятельные фонемы, т.е. звуки-смыслоразличители (ср. [мел] - [мел"]).
В школьной практике нередко наблюдаются случаи, когда внимание детей в основном приковывается к тому, как на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между тем не менее важно показывать ученикам, какими графическими способами обозначается твердость согласного, в частности посредством так называемой «буквы пробела», т.е. конца слова, когда после конечной согласной не следует никакой другой буквы. Детям даже Можно сказать и показать, что долгое время в русской графике буквой ъ , обозначался конечный твердый согласный: если слово оканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столь, стулъ, снегъ, морозь и т.д. В наше время твердость согласного звука опознается, во-первых, по самой согласной букве и, что чрезвычайно существенно, по последующей гласной букве, обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные звуки, Обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетом непосредственно следующих за ними гласных букв, т.е. с ориентировкой на впереди стоящие гласные буквы. Сам факт необходимости при чтении или письме учитывать не только данную букву, но и буквы, соседствующие с ней справа и слева, продиктован позиционным принципом, лежащим в "основе письменных форм речи - чтения и письма.
Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.
Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.
Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.
Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.
Есть непарные согласные.
Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.
Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.
В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.
Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б"]. Буквой Ж один звук [ж].
Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.
Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://сайт/?p=1742)
Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п"] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.
Второй слог – СЬМО. Первый звук [с"] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.
В итоге получается такая схема:
Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).
А затем записываем слово: письмо.
Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.
Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.
Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч"], [щ"], [й"].
Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.
Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.
В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.
Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.
В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.
Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё
Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно , раскраски из сказок и мультфильмов.