Биогафии

Итальянская школа фехтования - самое интересное в блогах. Стили фехтования

Вскоре после того, как первый человек выдолбил дыру в камне и насадил его на палку, соорудив топор, обработка камней была поставлена на поток. Из них делали не только топоры и молотки, но также ножи и наконечники для копий. И по большей части все эти инструменты и оружие создавались для охоты на зверей, а также с целью убийства ближнего своего.

Эпохи сменяли одна другую, каменные ножи становились бронзовыми, медными, железными и наконец стальными. Воинское искусство тоже совершенствовалось, сила уступала место технике и мастерству. Развитие фехтовального искусства шло рука об руку с развитием холодного оружия. Крупные мечи предполагали размашистые рубящие удары, а сабли и шпаги требовали большей ловкости и проворства. Современные стили фехтования сформировались на основе техник различных фехтовальных школ последних сотен лет.

Испанская школа фехтования

Одной из самых древних считается испанская школа фехтования, получившая наименование дестреза, что дословно переводится как мастерство. Сами испанцы утверждают, что в действительности слово “дестреза” означает синтез мастерства, философии и искусства. Основоположником этого стиля считается испанский дворянин Иеронимо Санчес де Карранза, который изложил методы своей школы в книге “Философия оружия”, написанной им в 1569 году. Дестреза была построена на основе не только боевых навыков, но и учений древнегреческих философов и знаний того времени о человеческой физиологии и биомеханике. Значительно дополнил теорию этой школы фехтования Жерар Тибо: он изучил и описал все движения рук и ног фехтующего, выявил закономерности и обозначил так называемый круг Тибо - схематичную окружность, в границах которой двигается фехтовальщик. Эта техника фехтования была сродни искусству и вобрала в себя отдельные философские положения, став таким образом неким учением или комплексом правил истинного испанского дворянина, наподобие японского кодекса самураев бусидо.

Владеющий дестрезой мог эффективно сражаться не только шпагой, кинжалом и одноручным мечом, но также двуручным мечом, копьем и алебардой.

Итальянская школа фехтования

До сих пор между историками не утихают споры, какая школа фехтования первична - испанская или итальянская. Известно, что упоминания о последней появились ещё в XV веке. В отличие от дестрезы итальянская школа подразумевает в основном фехтование шпагой, т.е. упор в этой системе приемов делается не на удары лезвием, а на колющие атаки.

Итальянская школа больше полагается на защиту и контратаки. Необходимый навык для бойца - умение не терять определенный темп в ходе поединка. Кроме того, фехтовальщик либо защищал вторую руку, намотав на нее плащ, которым в бою также мог отвлекать внимание противника, либо (это уже в более поздние времена) брал в нее кинжал, который использовался не для обороны, а для атаки.

Одним из основателей итальянской школы фехтования считается Фиоре де Либери - итальянский дворянин из обедневшего благородного рода. В 1409 году из-под его пера вышел трактат “Цветок битв”, который стал фундаментом, на котором впоследствии развивалась вся итальянская фехтовальная традиция.

Французская школа фехтования

Своими корнями французская школа фехтования уходит в итальянскую. Зародилась она в XV веке. Французы по большому счету тоже делали ставку на колющие атаки, но отличие от итальянцев старались в большей степени воздействовать на оружие соперника, что выражалось в многочисленных отводах, захватах и отбивании клинка. Они также использовали в сражениях две шпаги, которые вкладывались в одни ножны.

Интересный факт: современное спортивное фехтование произошло именно из французской школы. Именно во Франции изобрели специальную затупленную рапиру и защитную сетчатую маску на лицо.

Основоположником движения считается французский дворянин Анри де Сен-Дидье - участник многочисленных военных компаний. Он оставил после себя несколько трактатов, посвященных искусству фехтования, однако до наших дней дожил лишь его труд под названием “Секреты первой книги одноручного меча”, который датируется 1573 годом.

Польская школа фехтования

Искусство польского фехтования или “штука крыжова” (искусство креста) полно загадок и трагизма, и это, пожалуй, самая интересная история. Дело в том, что техника классической польской школы фехтования была утрачена, а потом воссоздана вновь, и произошло это меньше десяти лет назад.

В прошлом веке потеря знаний не охладила пыл польских фехтовальщиков, которые стали изучать историю этого искусства. Взяв за основу венгерскую школу, они дополнили ее своими приемами, которые удалось восстановить. Но эта их работа не носила системный характер.

Знаменитый польский фехтовальщик и актер Януш Синявский подошел к вопросу серьезно. Он нашел самый ранний исторический документ, в котором описывалось польское фехтование, т.н. “трактат Михаила Старжевского”, изданный в Варшаве в 1830 году, и изучил его. Но, к сожалению, документ оказался неполным и местами неточным.

Шли годы упорных изысканий, схема была почти раскрыта, однако все еще не хватало нескольких ключевых деталей. Так продолжалось вплоть до 2010 года, когда в руки исследователя неожиданно попал голландский документ XVI века, в котором описывалось мастерство польских саблистов. Недостающие элементы были найдены и система выстроилась.

Начать стоит с того, что классическим оружием польских шляхтичей была сабля-карабела. По части клинка она практически не отличалась от русских, кавказских или турецких аналогов, но набалдашник рукояти имел загиб, который делали в виде орлиного профиля. Поза саблиста при нанесении удара - легкий полуприсед и широко расставленные ноги, при этом вектор движения его клинка образовывал перед бойцом воображаемый крест из его собственного клинка и клинка противника. Отсюда и пошло название. В XVII веке на эту тему бытовала поговорка: “Венгр бьет наотмашь, московит - сверху вниз, турок - к себе, а поляк - на крыж (крест)”.

Русский стиль фехтования

Главным фехтовальным оружие в России долгие века оставались сабля и шашка. Они пришли к нам с Юга и из Азии после того, как тяжелые мечи начали терять свое актуальность.

Отличие русского стиля сабельного боя, как уже было сказано выше, заключалось в нанесении удара сверху вниз. При этом ноги в отличие от той же польской школы расставлялись не так широко, что позволяло быстрее приближаться к противнику почти вплотную, чтобы избежать атаки на дальней дистанции и нанести решающий удар. С начала XVIII века при Петре I офицеров начинают обучать обращаться со шпагой. Ещё больший размах преподавание этой дисциплины приобретает к 1817 году, когда французский фехтовальщик Александр Вальвиль выпускает в России свою книгу "Рассуждение об искусстве владеть шпагою", в которой он описал 30-летний опыт всех европейских школ.

В заключение надо отметить, что определить, какой конкретный стиль является лучшим, невозможно, поскольку каждый был порождением своей эпохи и основан на культуре и обычаях определенных народов. А так как эти техники дошли до нас, то значит прошли проверку временем.

Производные БИ: Известные последователи:

История

Наиболее ранний из известных трактатов по фехтованию, который частично описывал искусство боя и без оружия, известен как «Цветок Битвы » (итал. «Flos Duellatorum» ). Этот итальянский манускрипт, написанный Фиоре де Либери в 1409 году, имеет разделы по рукопашным приёмам, использование кинжала , короткого меча , длинного меча , алебарды и копья .

Ещё один важный трактат, написанный Филиппо Вади между 1482 и 1487 годами, называется «De Arte Gladiatoria Dimicandi» (англ.) русск. . Несмотря на разные стили применения оружия в этих двух книгах, работа Вади была основана на трактате Либери.

Существует версия, что стиль фехтования Вади является переходным между техникой Либери и мастеров болонской школы.

В XVI веке начали издаваться множество работ, посвящённых, как правило, режущим и колющим ударам шпагой. Однако частично в этих сборниках упоминались инструкции и по использованию других видов оружия. Общий обзор итальянских пособий по фехтованию XVI века включает следующий список комбинаций оружия: только шпага (либо меч), шпага и кинжал, шпага и разные виды щитов , шпага и плащ , шпага и латная рукавица , две шпаги, двуручный меч , только кинжал, кинжал и плащ, алебарда, спетум (англ.) русск. , глефа , протазан , протазан и щит, копьё, пика , рукопашные приёмы против противника с кинжалом.

В XVII веке, когда шпага окончательно вытеснила меч, появились новые руководства по использованию холодного оружия . Однако, несмотря на обилие комбинаций в прошлом веке, трактаты XVII века ограничивались описанием фехтования только шпагой (либо шпагой и кинжалом, плащом или щитом). С XVII до начала XIX веков итальянская школа фехтования почти не имела изменений.

В 1883 году министерством обороны Италии официально был принят трактат Масаниелло Паризе. Именно с этого периода начинается превращение итальянской школы фехтования в современный спорт. Стиль Паризе дошёл до наших дней практически без изменений, хотя в него и были добавлены некоторые приёмы.

Современное историческое фехтование в странах Европы и США имеет большое количество последователей, изучающих итальянскую школу фехтования и использующих трактаты XV-XIX веков.

Трактаты

Некоторые известные трактаты по фехтованию итальянских мастеров:

  • Фиоре де Либери (англ.) русск. («Цветок Битвы» (англ.) русск. , 1409)
  • Филиппо Вади («De Arte Gladiatoria Dimicandi», 1482-1487)
  • Пьетро Монте («Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea in Tris Libros Distincta», 1509)
  • Антонио Манциолино («Dardi school», 1531)

См. также

Напишите отзыв о статье "Итальянская школа фехтования"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Итальянская школа фехтования

Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников.
В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.
При начале мазурки Борис видел, что генерал адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)
Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад. Аракчеев, придерживая шпагу и злобно оглядываясь вокруг себя, прошел шагах в двадцати за ними.
Пока Борис продолжал делать фигуры мазурки, его не переставала мучить мысль о том, какую новость привез Балашев и каким бы образом узнать ее прежде других.
В фигуре, где ему надо было выбирать дам, шепнув Элен, что он хочет взять графиню Потоцкую, которая, кажется, вышла на балкон, он, скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился. Государь с Балашевым направлялись к двери. Борис, заторопившись, как будто не успев отодвинуться, почтительно прижался к притолоке и нагнул голову.
Государь с волнением лично оскорбленного человека договаривал следующие слова:
– Без объявления войны вступить в Россию. Я помирюсь только тогда, когда ни одного вооруженного неприятеля не останется на моей земле, – сказал он. Как показалось Борису, государю приятно было высказать эти слова: он был доволен формой выражения своей мысли, но был недоволен тем, что Борис услыхал их.
– Чтоб никто ничего не знал! – прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.
Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.

Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывавшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J"ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j"ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l"instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s"est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les lui delivrer, n"auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l"agression. En effet cet ambassadeur n"y a jamais ete autorise comme il l"a declare lui meme, et aussitot que j"en fus informe, je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l"ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n"est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu"elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s"est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n"a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d"eviter a l"humanite les calamites d"une nouvelle guerre.

В первой половине XVI века в Италии господствовала школа фехтования Ахилло Мароццо (1496-1576 гг.). В Мароццо главным образом видят первого выдающегося автора, написавшего об искусстве фехтования. Но вероятно, разумнее рассматривать его как величайшего учителя старой, грубой, неотшлифованной школы фехтования, опиравшегося на стремительность, ярость и озарение в той же мере, что и на тщательную подготовку и мастерство.

Мароццо был родом из Болоньи, но школу держал в Венеции. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из котороых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией.

Замечательна тем, что далеко обогнала любой другой трактат своего времени и предвосхитила главенствующее положение итальянских школ в деле фехтования . И после его смерти вышло еще три издания через довольно большие промежутки времени, — и, судя по всему, она пользовалась популярностью среди отдельных стармодных фетховальщиков даже в начале XVII века, когда процветали школы таких великих мастеров, как Фабрис, Капо Ферро и Джиганти.

Со второй половины XVI века стала преобладать колющая техника для шпаги и длинной рапиры, которая была мало пригодна для войны, но идеально подходила для смертельного поединка.

Первым трактатом по фехтованию, в котором было научно обосновано преимущество техники укола над рубящими ударами и защитных позиций над сложным маневрированием , было сочинение миланца Камилло Агриппы, изданное в 1568г. в Венеции. (« »; издавалось в 1553, 1568 и 1604 гг.)

Занимательно, что Камилло Агриппа был не профессиональным фехтовальщиком, а всего лишь любителем. Однако по своей профессии он являлся инженером (архитектором, математиком), благодаря чему смог внести новые рациональные элементы в искусство фехтования: «Прежде всего, он упростил поединок, выявив в нем четыре главные позиции. Пристальное внимание он уделял необходимости рационального движения оружием. При этом он использовал знание математики для вычисления оптимальных направлений ударов и сходных позиций и для выработки точных способов обороны. В его работе впервые описан выпад — важное атакующее действие.

Сальватор Фабрис родился в Болонье в 1544 году. Он объехал Испанию, Францию и Греманию. В 1590 году его пригласил ко двору датский король Христиан IV, большой любитель искусства фехтования, под его покровительством Фабрис опубликовал свой трактат. («De Lo Schermo overo Scienza d’Arme», Копенгаген, 1606). Искусство фехтования было делом его жизни. Наука о фехтовании обязана Фабрису тем, что он разъяснил многие малопонятные принципы, такие как: оппозиция, перевод оружия, круговые , финт, темп и дистанция. Фабрис был первым, доказавшим неоспоримое превосходство такой системы фехтования, в которой главной целью является быстрота действий и соблюдение темпа , на чем основывается тщательная подготовка атаки. Сочинение Фабриса имело такой успех, что за XVII век в Италии и Германии вышло не меньше пяти его изданий и столько же переводов или адаптаций.

Технологические, военные и социальные изменений влекут за собой и изменения внешнего вида оружия, а значит и техники им владения.
Закончился длительный период итальянских войн (с 1494г. по 1559г.). Это повлекло за собой появление оружия, изначально предназначенного для повседневного ношения и поединков в городских условиях, а не для боевых действий.
Так появилась рапира (rapiеr) — длинное, с более легким клинком, одноручное оружие, предназначенное для колющей техники. Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе.

СОВРЕМЕННОЕ ФЕХТОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

В середине текущего столетия, т. е. к моменту выхода совет­ских фехтовальщиков на международную арену, на XV Олим­пийских играх в международном фехтовании сохранялось устой­чивое, почти традиционное соотношение сил. На колющем ору­жии - рапирах и шпагах как в командных соревнованиях, так и в личных, безраздельно господствовали с переменным успехом французские и итальянские фехтовальщики. При этом итальян­ские фехтовальщики чаще имели преимущество в фехтовании на шпагах, а французские на рапирах.

В фехтовании на саблях в борьбе с итальянскими фехтовальщиками первенствовали венгерские мастера сабли. В командных финалах фехтования на шпагах нередко появлялись шведы (шпажисты из спортсменов современного пятиборья), оттесняя фран­цузских шпажистов. В финалах рапирных команд бывали египтяне, бельгийцы, немцы. В командную борьбу за призовые места в фехтовании на саблях часто включались французы, реже поляки и немцы. В женском фехтовании шла довольно ровная борьба между фехтовальщицами Венгрии, Италии, Франции, Германии, Голландии и Австрии.

Однако эта борьба в командных соревнованиях обычно закан­чивалась победой венгерских фехтовальщиц, а личные соревнования женщин проходили с переменным успехом фехтовальщиц перечисленных стран.

Наибольшее развитие фехтование получило в европейских странах. Фехтовальщики этих стран, кроме участия в ежегодных первенствах мира и олимпийских играх, выступают в много­численных традиционных международных командных встречах и личных турнирах.

Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Германии и Бельгии. Став между­народным, регламентированным правилами спортом в XIX сто­летии, современное фехтование находится еще под сильным влия­нием исторически сложившихся в XVII в. итальянской школы и в XVIII в. французской, являющихся классикой фехтовального спорта. Несколько позже, уже в начале XX столетия, получила всеобщее признание и венгерская школа сабельного фехтова­ния.

Понятие школы фехтования охватывает сумму определенных положений и требований в вопросах теории, техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки, а также конструк­ции оружия, сложившихся в процессе длительного и успешного культивирования данного вида спорта в законченную систе­му, строго отвечающую условиям своего времени, места и среды.

Однако широкое развитие фехтовального спорта, частые ме­ждународные состязания постепенно разрушают чистоту школ и школьный патриотизм фехтовальщиков, приводят к тому, что фехтовальщики воспринимают технико-тактические положения разных фехтовальных школ и выбирают конструкцию фехтоваль­ного оружия, которая больше соответствует их вкусу, темпера­менту и физическим качествам. Технико-тактические различия отдельных фехтовальных школ становятся все менее явными, все более неуловимыми.

Свободный выбор фехтовальщиками фехтовальной школы или отдельных элементов ее способствует развитию техники и такти­ки фехтования, методики обучения и тренировки в силу отсут­ствия при этом слепого преклонения перед непререкаемым авто­ритетом той или иной школы.

Существенным признаком начавшегося стирания искусствен­но еще кое-где сохраняемых границ фехтовальных школ является тот факт, что часть фехтовальщиков одной и той же страны при­держивается разных школ для различных видов фехтования (рапира, сабля, шпага). Так, венгерская школа фехтования на саблях признана во всех странах, в том числе и в тех, которые имеют свои школы фехтования на других видах оружия. Фран­цузские саблисты, например, в подавляющем большинстве при­держиваются венгерской школы сабельного фехтования. В то же время рапирное и шпажное фехтование в Венгрии находится под влиянием итальянской и французской школ.

Несмотря на идущий процесс смешения фехтовальных школ, на сегодня все же имеются некоторые различия между ними.

Французская школа фехтования на рапирах является во всех странах, культивирующих фехтовальный спорт, наиболее тонкой в техническом и в связи с этим наиболее сложной в тактическом отношениях. Французские фехтовальщики всегда были большими мастерами колющего оружия, уступая фехтовальщикам других стран в искусстве владения рубящим (сабля).

Техника, а вслед за ней и тактика фехтования в большой мере зависят от национальных школ фехтования и в немалой сте­пени от конструктивных особенностей спортивного оружия, в частности от конструкции рукоятки. Здесь, однако, следует отме­тить, что введение с 1955 г. в практику официальных соревнова­ний электрорапиры, оружия с утяжеленным и несколько хлестким клинком, ослабило различия во владении рапирой, связанные с устройством ее рукоятки.

Простая конструкция французской рапирной рукоятки и не­применение, в отличие от итальянцев, привязи рукоятки к кисти и лучезапястному суставу обусловливают менее плотное держа­ние рапиры и обеспечивают большую свободу и тонкость управ­ления движением рапиры при помощи пальцев. Такое держание рапиры развивает тонкие кинестетические и тактильные ощуще­ния, возникающие при соприкосновении с оружием противника, ощущения, которые носят название «чувства железа».

Боевая стойка «французов» (подразумевая под этим всех приверженцев французской школы) отличается от итальянской нешироко расставленными ногами, почти вертикально и не впол­не профильно поставленным корпусом, меньшей глубиной посад­ки, меньшей шириной стойки, меньшей профильностью корпуса, меньшим наклоном тела вперед. В связи с этим «французы» обладают большей легкостью и непринужденностью в маневри­ровании. Благодаря свободному и не глухому держанию рапиры «французы» легче «итальянцев» справляются с техническими за­труднениями ближнего боя. Кроме того, боевые позиции «фран­цузов» менее устремлены вперед, а в защитных движениях они не избегают движения оружия на себя.

Тактическая характеристика современной французской шко­лы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) легкая и тонкая игра клинком, обманные движения и мягкое маневри­рование;

2) мягкое вхождение в атаку в ожидании контрдей­ствий («атака с открытыми глазами»);

3) стремление к слож­ным завязкам посредством ложных атак;

4) нечастые силовые воздействия на оружие противника;

5) большое разнообразие приемов защиты и нападения;

6) широкое использование «чув­ства оружия» для ориентации в схватках боя.

Итальянская школа фехтования на рапирах также имеет до­статочное количество последователей в различных странах. Сло­жившись на почве дуэльного фехтования, эта школа носит на себе печать своего исторического прошлого (рис. 22). Существо­вавшие прежде приемы обезоруживания противника привели к особой конструкции рукоятки и способов ее держания.



Итальянская рапира имеет на рукоятке особую перекладину, обеспечивающую. плотное и мощное держание рапиры, которое усугубляется еще прочной привязью рукоятки к руке. Привязью достигается полная слитность рукоятки с кистью. Конструкция рукоятки, способ ее держания и привязывания помогают приме­нять силовые воздействия на оружие противника. Этим объясня­ется частое употребление «итальянцами» захватов, завязываний, ударов (батманов) по оружию противника. Такое держание ору­жия не дает в полной мере использовать работу пальцев при владении рапирой и до известной степени препятствует развитию тонкого «чувства железа». Боевая стойка, принятая итальянской рапирной школой, отличается некоторой статичностью (застылостью). Она немного шире стойки «французов» и создает впечатление более плотного стояния. Туловище наклонено вперед. Рука угрожающе устремлена вперед.

Однако резкого отличия между боевыми стойками этих двух рапирных школ в настоящее время нет. Прикосновения к оружию противника в защитных и активных действиях на оружие у «итальянцев» более резкие и ударные.

Защиты характеризуются стремлением «ловить» оружие про­тивника далеко от себя малыми смещениями гарды и в силу этого отчетливо выраженными выходами острия за контуры пора­жаемого пространства. Типично почти исключительное пользо­вание для защиты нижних секторов второй защитой.

Тактическая характеристика итальянской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) стремление к заранее за­думанным скоростным с самого начала атакам;

2) менее активная и менее разнообразная игра клинком;

3) склонность к примене­нию силовых приемов: действительных батманов и захватов;

4) отсутствие стремления к сложным комбинационным завязкам;

5) избегание ближнего боя, в котором возникают технические затруднения.

Венгерская школа фехтования на саблях, завоевавшая к на­стоящему времени всеобщее признание, самая молодая из всех фехтовальных школ. Эта школа - передовое, прогрессивное яв­ление в фехтовальном спорте. Авторитет ее велик, и на сегодня она признана лучшей сабельной школой в мире. Венгерские са­блисты - бессменные победители первенств мира, олимпийских игр и других международных состязаний по фехтованию. Среди саблистов Италии и Франции идет процесс перехода на.венгер­скую школу. Однако переход встречает затруднения в силу твер­до укоренившихся старых технико-тактических положений. Воз­никнув на базе итальянской сабельной школы, венгерская школа впитала в себя все самое рациональное из этой школы, отбросив ее догматические наслоения, пойдя по линии естественности и свободы движений, по линии раскрепощения и динамичности.

Особенности сабельной венгерской школы:

1) глубокое овладе­ние темпом, ритмом, характером движений и интенсивностью мышечных напряжений;

2) полная естественность и непринуж­денность боевой стойки, выражающаяся в ограниченном сгибе ног и узкой их расстановке, в далеко не профильном Положении корпуса по отношению к противнику, частом свободном опуска­нии вооруженной руки вниз и почти полном выпрямлении ног в неострые моменты боя;

3) преимущественное применение, атак, начинающихся вкрадчивым сближением с непреднамеренным за­вершением;

4) легкое и вариативное, т. е. с нередким перехва­тыванием, держание оружия;

5) обобщение и сокращение числа защит в целях достижения наибольшей быстроты их выполнения (почти исключительное применение только третьей, четвертой и пятой защит);

6) широкое применение атак броском (флеш-атак);

7) ярко выраженный наступательный стиль боя;

8) такти­ческая игра, основанная на обыгрывании в чувстве дистанции, чередовании ударов в темп и ответных ударов.

Исключительно большое влияние оказало венгерское сабель­ное фехтование на польских саблистов. Это влияние усилилось благодаря работе венгерского тренера Кэвеи в Польской Народ­ной Республике. Тем не менее польские фехтовальщики внесли в спортивную практику и теорию столько своего национального, что их фехтование приобрело особый облик, отличительными чер­тами которого является дальнейшее развитие естественности бо­евых положений и движений, крайняя подвижность и тактиче­ская активность, основанная на быстроте передвижений.

В фехтовании на шпагах наиболее совершенной является итальянская школа. Имея общую направленность и черты, сход­ные со своим рапирным фехтованием, она оказывается наиболее отвечающей правилам и характеру боя на шпагах. Держа ору­жие и руку смело устремленными вперед и постоянно угрожая уколом, «итальянцы» не слишком увлекаются «охотой за рукой», т. е. попытками нанести укол непременно в руку противника. Итальянские шпажисты, являющиеся на сегодня сильнейшими в мире, отличаются от большинства своих противников богатым арсеналом боевых приемов и действий, присущих рапирному фехтованию. Они широко применяют атаки на отдаленные части тела противника, ответные уколы в туловище и атаки второго намерения. Все это вместе взятое придает бою итальянских шпа­жистов динамический, насыщенный острыми моментами характер.

Шведы, начавшие культивировать шпажное фехтование позже Франции и Италии, не обладающие традициями и большим опы­том прошлого, внесли в шпажное фехтование своеобразие, не овладев, однако, общей фехтовальной культурой. Шведские шпа­жисты достигли большого командного успеха на XV Олимпий­ских играх, уступив лишь итальянцам. В дальнейшем их успехи резко снизились.

За последние годы резко повысилось мастерство венгерских шпажистов и особенно рапиристов, завоевавших на первенстве мира 1957 г. первое место. Рост мастерства в большой степени объясняется передовым характером всего венгерского фехтова­ния, свободного от консервативно-патриотических тенденций классических школ. Критически принимая все ценное, что имеет­ся в иностранных школах фехтования, венгерские спортсмены вносят в фехтование на колющем оружии прогрессивные идеи своего отечественного фехтования на саблях.

Таковы в общих чертах особенности существующих в настоя­щее время фехтовальных школ.

Что такое фехтование для большинства современных людей? Это некий набор приемов, который должен помочь обеспечить победу в поединке. Однако мастера говорят, что так думают только простолюдины. Чтобы понять суть итальянского фехтования, ответить на вопросы и показать то, что скрыто - нужен особый подход.

Я провел в Италии более 5 лет и лично знаком со многими мастерами воинских искусств. У меня достаточно обширная библиотека по современному и средневековому фехтованию. При этом в отличие от остальных исследователей, все первоисточники в виде трактатов и исторических документов переводятся сотрудниками моего НИИ «Криминалистических исследований». Я использую такой комплексный подход специально для того, чтобы избежать искажений при переводе, которые могли быть допущены лингвистами далекими от темы воинских искусств.

Теперь давайте попробуем разобраться в особенностях итальянского фехтования. Для этого я предлагаю использовать 3 подхода:
От территории;
От мастеров;
От сравнительного анализа мастеров и территории, а также того, что находится за её пределами.

Первое с чего мы начнем – это набор приемов, который существовал в фехтовании в разное время и его количественные характеристики. Если взять XV век, то согласно Акилле Мароццо, количество технических элементов было равно шести. Потом оно увеличивается до 12 элементов. В XVII веке Николетто Гиганти выводит 14 элементов. Крайне важно отметить, что исторические это максимальное количество технических элементов в Италии. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять трактаты, дошедшие до наших дней и самостоятельно всё перепроверить.

Теперь давайте посмотрим, что про итальянское фехтование пишут испанцы. Почему именно испанцы? Дело в том, что в учебниках XIX века мастера прямо указывают на то, что именно испанцы являются создателями итальянского фехтования. Если мы возьмем книгу «Уловки вульгарного и общего фехтования», автором которой является последователь Пачеко де Нарвеса - Мануэль Курсадо, то уже на первой странице мы начнем знакомиться с тридцатью уловками простолюдинов. Эта книга является в своем роде уникальным сборником уловок, которые в то время использовались простолюдинами в разных частях Европы - Испания, Германия, Италия, Франция.

Как видите набор уловок в Европе на то время был практически в два раза больше количества технических элементов в итальянском фехтовании. При этом стоит отметить, что в комплексной Венецианской традиции было 36–38 технических элементов. И это не удивительно, потому что Венеция является неким промежуточным родоначальником фехтования в Европе.

Однако вернемся к Италии. Возникает интересный вопрос – откуда же появляется фехтовальный набор из 14 элементов? Для того разобраться с этим вопросом необходима логическая модель. Представьте себе здание из 3 этажей. Это не что иное, как 3 этажа истории. Посередине дома проходит вертикальная линия. Нижний этаж – это простолюдины, средний уровень – дворяне, верхний уровень – это правители. Как вы понимаете, правителям безусловно нужно уметь обращаться с оружием, но это далеко не основная их задача.
Что касается дворян, им всегда была свойственна образованность. При этом, если говорить о фехтовании, то в Средние века в такой категории как Маэстро не было никакой необходимости. В то время были нужны солдаты, которые будут в состоянии решать задачи в ваших интересах. Кстати Маэстро никому не нужны и сейчас. Кроме того сегодня, в отличие от Средних веков абсолютное большинство даже понятия не имеет о параметрах Маэстро. Есть люди, которые посчитали что они имеют право самим себя назначать Маэстро. Безусловно они не заинтересованы в том, чтобы кто–то задумывался о параметрах и соответствии этим параметрам.

Теперь, обратимся к нашим великим предкам. Начнем с Франческо Альфьери. Во втором венецианском трактате «Превосходное владение мечом» уже на второй странице Франческо Альфьери прямо пишет о том, что нас должна интересовать техника, которая прошла войну и дуэли. Возвращаясь к теме итальянского фехтования мы вынуждены констатировать, что Италия не выиграла ни одной войны, но при этом она прошла через бесчисленное количество дуэлей. Потому, будет логично и правильно рассматривать итальянскую школу фехтования как школу для дуэлей, но никак не школу, которая может научить вас побеждать в войнах.

В этой статье мы не ставим перед собой задачу ответить на вопрос насколько итальянская школа хороша. Нам важно разобраться с вопросом откуда взялся набор из 14 приемов фехтования. Ничто не возникает из ничего. Кто–то должен был обучить набору технических элементов, который как минимум поможет выжить во время дуэли. В этом вопросе пожалуй лучше остальных преуспела Болонская школа фехтования, которая даже выпустила книгу – «Как победить на дуэли за 30 минут, прочитав эту книгу». Еще одно место, где человек мог получить подобные знания - это море. Безусловно на корабле человека обучали держать в руках оружие. Понятно, что у пиратов и военных моряков цели были разные, но как в первом, так и во втором случае человек был вынужден обучиться техническим элементам, благодаря которым он мог защитить себя. Если говорить об Италии, то обучение в море больше связано с такими государствами как Венеция, Генуя, Пиза, которые находились на территории современной Италии. Однако кроме моря и официальной школы фехтования есть еще и третий вариант - это гладиатор. Как вы знаете школы гладиаторов были расположены по всему Риму. Там людей обучали воинскому искусству, – в том числе владению мечом. В каждом из этих случаев человек получал знания от мастера. Если мы с этим трем вариантам добавим армию, мы получим 4 способа формирования набора технических элементов: кто–то объяснил, дали знания в армии, на корабле или в школе гладиаторов. При этом в этой задаче есть пятый элемент - криминальная традиция, в которой также происходило обучение, однако метод использовался другой - убийство человека с помощью клинкового оружия.

Теперь давайте остановимся на особенностях итальянской школы. Обратимся к первоисточникам. Первое отличие в технических элементах – это излом прямой линии во время проведения контратаки. Кстати, это довольно странно, потому что в мире данная техника свойственна только одному известному виду боевых искусств, родиной которого является Китай. Речь идет про Вин–Чунь. И это действительно загадка. Но это еще не все. В книге «Превосходное владение мечом» Франческо Альфьери говорит, что фехтование в самом начале было норманнским и греческим. При этом грекам было свойственно биться в линию, т.е. сближаясь с противником лицом к лицу, а норманнская система предполагает круг. Кстати интересно, что последний круг был начерчен Мароццо в трактате об итальянской школе фехтования, но как им пользовать, там особо не написано.

Второе отличие итальянской школы – это удары снизу вверх или в нижний уровень под шпагу. Если мы возьмем трактат о фехтовании Сальватора Фабриса, то вы сможете заметить, что стойки очень низкие и удары наносятся именно так. Как видите мы не можем сказать, что современная итальянская школа сохранила и унаследовала все черты средневекового фехтования. Вся причина в том, что на протяжении XX века итальянская традиция претерпела серьезные изменения. Многие люди, которые называют себя итальянскими мастерами, занимались филиппинскими и японскими воинскими искусствами. В итоге эти мастера повлияли на современную итальянскую технику на столько, что изменили её до неузнаваемости. Если вы зайдете в интернет и посмотрите на профили итальянских мастеров в социальных сетях, то увидите их фотографии как в традиционной итальянской одежде, так и в кимоно. При этом особо великие современные итальянские мастера занимаются сначала филиппинским воинскими искусствами, а потом зачем–то начинают заниматься итальянскими воинскими искусствами. Вот и получается некая филиппино–итальянская система, либо японо–итальянская. Все это выглядит мягко говоря странно, но в этом суть современных итальянских воинских систем.

Также в современной Италии есть люди, которые занимаются чем–то похожим на французское фехтование, утверждая при этом, что они занимаются испанским фехтованием. Кстати это не удивительно. Согласно документам, к XIX веку в Италии осталось 2 школы – французская и неаполитанская. Французский стандарт заполонил Италию в XVIII веке и в итоге распространился по всей Европе. Что такое неаполитанская школа фехтования – сказать довольно сложно, так как в этом направлении не проводилось глубинных научных исследований. Это мне и моим коллегам еще предстоит сделать.

Отсюда возникает логичный и очень важный вопрос. По состоянию на XV век у Франции согласно официальным документам не было никакой школы фехтования. В таком случае как Франция к XIX веку становится основным игроком в Европе? Получается, что за 500 лет Франция каким–то образом становится основным территориальным стандартом во всей Европе.

Чтобы продолжить разговор об итальянском фехтовании, его нужно с чем–то сравнить - к примеру с французской или испанской школами. После проведения сравнительного анализа можно будет говорить чем одна школа отличается от другой. Для проведения серьезной научной работы нужно выписать все школы фехтования, существующие в определенный момент времени – их состав, характеристики, логические модели, наборы приемов и т.д. Только после этого можно начинать сравнивать их между собой. Кроме этого не забывайте, что существует Венецианская, Болонийская, Генуэзская, Сицилийская и Неаполитанская школы фехтования. Очевидно, что север Италии – это своеобразный фехтовальный анклав, где находятся сильнейшие игроки. Например, Венеция и Генуя – это мощнейшие державы, выигравшие множество войн. Болонья – это религиозный и фехтовальный центр. По сути, этот треугольник, который мог затмить кого угодно. Потому нам придется разобраться с этими школами, в том числе - иначе сложно будет делать выводы о других школах и в целом о фехтовании Средних веков.

К слову сказать, французская школа фехтования начинается с публикации в Париже трех учебников: венецианского, немецкого и испанского. Как вы помните уже к XIX веку Франция становится основным игроком в Европе. Безусловно эту загадку необходимо разрешить. Также, важно разобраться с итальянской криминальной традицией, которая снискала мировую славу благодаря технике работы с клинковым оружием. Также мы обязательно поднимем вопрос о работе с ножом, фехтовании бостоном и рукопашном бое, потому что удар кулаком является первой уловкой простолюдинов о чем пишет в своей книге последователь Пачеко де Нарвеса.

Подведем промежуточный итог. Мы разобрали откуда появился набор приемов в итальянском фехтовании, а также рассмотрели две отличительные характеристики итальянской школы. Безусловно, чтобы полностью разобраться в том что из себя представляет итальянская фехтовальная традиция, нужно продолжить исследование. Также нам предстоит разобраться в том, что такое итальянская система фехтования с длинным и коротким клинком. На данный момент важно, что у наших читателей появилось общее представление об особенностях итальянского фехтования и его истоках. Это первый и очень важный шаг, который в дальнейшем поможет понять все аспекты, тонкости и нюансы. (с)