9 класс

Примерная программа среднего (общего) общего образования по химии. Профильный уровень. Стандарт среднего (полного) общего образованияпо химии

Химия. 11 класс. Профильный уровень. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.

2-е изд., стер. - М.: 2015 - 400с. 15-е изд., стер. - М.: 2013 - 400с.

Учебник «Химия. Углубленный уровень. 11 класс» посвящен общей химии и опирается на знания, полученные учащимися ранее: в 8 классе - об общей химии; в 9 классе - о неорганической и органической (первоначальные сведения); в 10 классе - об органической. Он представляет собой заключительную часть авторского курса О.С. Габриеляна, ведущая идея которого - единство органической и неорганической химии на основе общности понятий, законов и теорий. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.

Формат: pdf (2015 , 2-е изд., стер., 400с.)

Размер: 104,3 Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf (2013 , 15-е изд., стер., 400с.)

Размер: 74,3 Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf (2009 , 11-е изд., стер., 400с.)

Размер: 6 2,7 Мб

Скачать: drive.google

Оглавление
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Строение атома
§ 1. Атом - сложная частица 3
§ 2. Состояние электронов в атоме 5
§ 3. Электронные конфигурации атомов химических элементов 12
§ 4. Валентные возможности атомов химических элементов 23
§ 5. Периодический закон, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома 26
ГЛАВА ВТОРАЯ. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы
§ 6. Химическая связь 41
§ 7. Гибридизация атомных орбиталей и геометрия молекул 56
§ 8. Теория строения химических соединений 63
§ 9. Полимеры 76
§ 10. Дисперсные системы и растворы 87
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Химические реакции
§ 11. Классификация химических реакций 97
§ 12. Тепловые эффекты и причины протекания химических реакций 113
§ 13. Скорость химических реакций 126
§ 14. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие 141
§ 15. Электролитическая диссоциация 148
§ 16. Гидролиз 159
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. Вещества и их свойства
§ 17. Классификация веществ 177
§ 18. Общая характеристика металлов и их соединений 189
§ 19. Коррозия металлов 208
§ 20. Способы получения металлов 214
§ 21. Электролиз. Химические источники тока 218
§ 22. Металлы главных подгрупп 227
§ 23. Металлы побочных подгрупп 245
§ 24. Общая характеристика неметаллов и их соединений 265
§ 25. Галогены 278
§ 26. Халькогены. Сера 284
§ 27. Неметаллы пятой группы: азот и фосфор 292
§ 28. Неметаллы четвёртой группы: углерод и кремний 309
§ 29. Кислоты органические и неорганические. 322
§ 30. Основания органические и неорганические 329
§ 31. Амфотерные органические и неорганические соединения 332
§ 32. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ 334
ГЛАВА ПЯТАЯ. Химия в жизни общества
§ 33. Химия и производство 340
§ 34. Химия и сельское хозяйство 357
§ 35. Химия и повседневная жизнь человека 369
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Химический практикум
Практическая работа № 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие 385
Практическая работа № 2. Сравнение свойств неорганических и органических соединений 387
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» 389
Практическая работа № 4. Получение газов и изучение их свойств 390
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по органической химии 391
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по неорганической химии 392
Практическая работа № 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ 393
Приложение. Проектная деятельность 395

Учебник продолжает курс химии, изложенный в учебниках "Химия. 8 класс" и "Химия. 9 класс" автора О.С. Габриеляна. Он может быть использован при изучении курса органической химии профильного уровня. Учебный материал излагается с учетом того, что первоначальные сведения об органических соединениях учащиеся уже получили в 9 классе.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта профильного уровня и имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

Классификация органических соединений.
Вы уже знаете, что свойства органических веществ определяются их составом и химическим строением. Поэтому неудивительно, что в основе классификации органических соединений лежит именно теория строения - теория А. М. Бутлерова. Классифицируют органические вещества по наличию и порядку соединения атомов в их молекулах. В зависимости от порядка соединения атомов углерода в этой цепи вещества делятся на ациклические, не содержащие замкнутых цепей атомов углерода в молекулах, и карбоциклические, содержащие такие цепи (циклы) в молекулах.

Помимо атомов углерода и водорода, молекулы органических веществ могут содержать атомы и других химических элементов. Вещества, в молекулах которых эти так называемые гетероатомы включены в замкнутую цепь, относят к гетероциклическим соединениям.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Предмет органической химии. Органические вещества 3
§ 2. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова 9
§ 3. Строение атома углерода 15
§ 4. Валентные состояния атома углерода 21
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Строение органических соединений
§ 5. Классификация органических соединений 26
§ 6. Основы номенклатуры органических соединений 36
§ 7. Изомерия и ее виды 39
ГЛАВА ВТОРАЯ. Реакции органических соединений
§ 8. Типы химических реакций в органической химии 44
§ 9. Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений 49
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Углеводороды
§ 10. Природные источники углеводородов 60
§ 11. Алканы 69
§ 12. Алкены 84
§ 13. Алкины 102
§ 14. Алкадиены 112
§ 15. Циклоалканы 120
§ 16. Ароматические углеводороды 125
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Кислородсодержащие соединения
§ 17. Спирты 143
I 18. Фенолы 159
§ 19. Альдегиды и кетоны 169
§ 20. Карбоновые кислоты 180
§ 21. Сложные эфиры. Жиры 196
ГЛАВА ПЯТАЯ. Углеводы
§ 22. Углеводы, их классификация и значение 202
§ 23. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза 206
§ 24. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза 212
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Азотсодержащие соединения
§ 25. Амины 218
§ 26. Аминокислоты 227
§ 27. Белки 233
§ 28. Нуклеиновые кислоты 242
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Биологически активные соединения
§ 29. Витамины 249
§ 30. Ферменты 258
§ 31. Гормоны 267
§ 32. Лекарства 280
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Химический практикум
Практическая работа № 1. Качественный анализ органических соединений 297
Практическая работа № 2. Углеводороды 299
Практическая работа № 3. Спирты 300
Практическая работа № 4. Альдегиды и кетоны 301
Практическая работа № 5. Карбоновые кислоты 302
Практическая работа № 6. Углеводы 304
Практическая работа № 7. Амины. Аминокислоты. Белки 306
Практическая работа № 8. Идентификация органических соединений 307
Практическая работа № 9. Действие ферментов на различные вещества 308
Практическая работа № 10. Анализ лекарственных препаратов 311
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Относительные молекулярные массы органических соединений 314
2. Тепловые эффекты реакций горения некоторых органических соединений 315
3. Плотности водных растворов некоторых органических соединений 316.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 10 класс, Профильный уровень, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ГДЗ по химии для 10 класса к «Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Габриелян, Маскаев, Пономарев, Теренин, 2002»

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

· овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

· воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

· применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира .

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.

Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.

Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия . Единая природа химических связей.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.

Химические реакции , их классификация в неорганической и органической химии.

Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости . Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов.

Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.

Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.

Галогены. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.

Сера. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак, соли аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.

Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.

Углерод. Метан. Карбиды кальция, алюминия и железа . Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Силан. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты.

Благородные газы.

Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.

Алюминий и его соединения.

Переходные элементы (медь, серебро, цинк, ртуть , хром, марганец, железо) и их соединения.

Комплексные соединения переходных элементов.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикал. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия. Типы связей в молекулах органических веществ и способы их разрыва .

Типы реакций в органической химии. Ионный и радикальный механизмы реакций.

Алканы и циклоалканы. Алкены, диены. Алкины. Бензол и его гомологи. Стирол.

Галогенопроизводные углеводородов.

Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры неорганических и органических кислот. Жиры, мыла.

Углеводы. Моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Нитросоединения. Амины. Анилин.

Аминокислоты. Пептиды. Белки. Структура белков.

Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Предст авление о структуре нуклеиновых кислот .

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.

Синтез органических и неорганических газообразных веществ.

Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители.

Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.

Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

· роль химии в естествознании , ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

· важнейшие химические понятия : вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s -, p -, d -орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

· основные законы химии : закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

· основные теории химии : строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

· классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

· природные источники углеводородов и способы их переработки;

· вещества и материалы, широко используемые в практике : основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

· называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

· определять : валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

· характеризовать : s - , p - и d -элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

· объяснять : зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

· выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

· осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

· безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

· распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

· оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.


Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.