По картинам

О своеобразии и различиях в итальянской и французской школах фехтования. Наука побеждать. Итальянская школа фехтования. Современное фехтование за рубежом

Известно, что такие школы фехтования, как Испанская (она же Дестреза), Немецкая, Венецианская ставили своей целью подготовку мастеров. Обучение этих людей не заканчивалось никогда - они постоянно продолжали заниматься самоподготовкой и совершенствованием ранее изученных принципов. Поэтому и были по большому счету учеными. Такому мастеру могли противопоставить сотни поединков. Например, Иеронимо де Карранза (написавший первый трактат о Дестрезе "Философия оружия") писал, что за жизнь прошел более 1000 поединков и при этом остался жив, а это даже больше чем провел поединков за жизнь японский фехтмейстер Миямото Мусаси. Кстати, благодаря таким мастерам, под началом которых сформировались подобные техники, образовалась и просуществовала более века Великая Испанская Империя. Позже, когда Карл V умер, через несколько поколений власть перешла в руки, чье правление было лояльным к Франции и Империя, равной которой не было в те времена во всем мире, начала угасать. К слову сказать этих же "везде сующих свой нос" французов и изгнал с территории Испании сам Карл V когда шел на престол.
Что касается Италии, то она всегда в средние века была раздроблена. Она состояла из множества государств, ныне входящими в состав Италии, которые очень ожесточенно враждовали между собой. Сицилия в то время принадлежала Испании, соответственно и Сицилийские стили (Неаполитанский и Палермитанский) тоже принадлежат к Испанской школе, а не Итальянской. Среди итальянских же регионов наиболее сильные позиции занимала Болонья.
Болонская школа не утруждала своих учеников пониманием нескольких принципов, они ограничились лишь одной логической моделью, в которой были разного рода уколы для атаки и позаимствованные из Венецианской школы техники обороны. В условиях постоянных войн была профинансирована и внедрена нехитрая комбинация великих умов. Они отказались от мастеров, от подготовки мастеров, они занимались подготовкой исключительно солдат. Методология Болонской и Французской школ позволяет быстро обучить большое количество наемников. Без философии, без науки, без объяснения причин когда какое движение целесообразно, их обучали только одной логической модели и сразу отправляли на войну.
Подобная тактика хорошо зарекомендовала себя, а на потери примерно половины подобных бойцов закрывали глаза и покрывали брешь новыми солдатами. Таким образом, мастерам противопоставляли многократно превышающих по количеству среднеобученных солдат. Так этим двум школам и удалось завоевать свое призвание и популярность. После окончания войн начали издаваться трактаты с подобными названиями "Как подготовить к дуэли за 30 минут". Итальянские и Французские мастера ездили в другие страны обучать, все популярнее становились дуэли, а потом спортивные упражнения.

Это не значит, что эти школы не эффективные - они просто другие цели решают: подготовить быстро солдат, поддержать здоровье и физический тонус. Испанская, Венецианская и Немецкая же школы давали больше, чем солдат - они обучали мастерству, которое осталось в тени, передавалось внутри семьи и позволяло аристократам быть на добрую сотню голов выше своих подчиненных. Они готовили единицу, которая по силе и уму превосходила сотню. Эти люди служили Королю, государству, этическому своему мировоззрению, а солдат нескончаемо нанимали за деньги и смерти последних не считали. Некоторые из мастеров сохранили свои знания в трактатах, некоторые отправлялись в моря. На корабле как нигде высоко ценится мастерство каждого члена экипажа - от капитана до матроса - в бою принимал участие каждый.

В первой половине XVI века в Италии господствовала школа фехтования Ахилло Мароццо (1496-1576 гг.). В Мароццо главным образом видят первого выдающегося автора, написавшего об искусстве фехтования. Но вероятно, разумнее рассматривать его как величайшего учителя старой, грубой, неотшлифованной школы фехтования, опиравшегося на стремительность, ярость и озарение в той же мере, что и на тщательную подготовку и мастерство.

Мароццо был родом из Болоньи, но школу держал в Венеции. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из котороых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией.

Замечательна тем, что далеко обогнала любой другой трактат своего времени и предвосхитила главенствующее положение итальянских школ в деле фехтования . И после его смерти вышло еще три издания через довольно большие промежутки времени, — и, судя по всему, она пользовалась популярностью среди отдельных стармодных фетховальщиков даже в начале XVII века, когда процветали школы таких великих мастеров, как Фабрис, Капо Ферро и Джиганти.

Со второй половины XVI века стала преобладать колющая техника для шпаги и длинной рапиры, которая была мало пригодна для войны, но идеально подходила для смертельного поединка.

Первым трактатом по фехтованию, в котором было научно обосновано преимущество техники укола над рубящими ударами и защитных позиций над сложным маневрированием , было сочинение миланца Камилло Агриппы, изданное в 1568г. в Венеции. (« »; издавалось в 1553, 1568 и 1604 гг.)

Занимательно, что Камилло Агриппа был не профессиональным фехтовальщиком, а всего лишь любителем. Однако по своей профессии он являлся инженером (архитектором, математиком), благодаря чему смог внести новые рациональные элементы в искусство фехтования: «Прежде всего, он упростил поединок, выявив в нем четыре главные позиции. Пристальное внимание он уделял необходимости рационального движения оружием. При этом он использовал знание математики для вычисления оптимальных направлений ударов и сходных позиций и для выработки точных способов обороны. В его работе впервые описан выпад — важное атакующее действие.

Сальватор Фабрис родился в Болонье в 1544 году. Он объехал Испанию, Францию и Греманию. В 1590 году его пригласил ко двору датский король Христиан IV, большой любитель искусства фехтования, под его покровительством Фабрис опубликовал свой трактат. («De Lo Schermo overo Scienza d’Arme», Копенгаген, 1606). Искусство фехтования было делом его жизни. Наука о фехтовании обязана Фабрису тем, что он разъяснил многие малопонятные принципы, такие как: оппозиция, перевод оружия, круговые , финт, темп и дистанция. Фабрис был первым, доказавшим неоспоримое превосходство такой системы фехтования, в которой главной целью является быстрота действий и соблюдение темпа , на чем основывается тщательная подготовка атаки. Сочинение Фабриса имело такой успех, что за XVII век в Италии и Германии вышло не меньше пяти его изданий и столько же переводов или адаптаций.

Технологические, военные и социальные изменений влекут за собой и изменения внешнего вида оружия, а значит и техники им владения.
Закончился длительный период итальянских войн (с 1494г. по 1559г.). Это повлекло за собой появление оружия, изначально предназначенного для повседневного ношения и поединков в городских условиях, а не для боевых действий.
Так появилась рапира (rapiеr) — длинное, с более легким клинком, одноручное оружие, предназначенное для колющей техники. Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе.

Стили фехтования условно можно разделить на Восточное и Европейское фехтование. Европейские стили принято называть школами (пр.: германская школа, итальянская школа и т.д.). Систематизируем все наши знания в одну статью, чтобы было удобно ориентироваться и выбрать стиль Европейского фехтования по душе.

Основное оружие: преимущественно лёгкий меч, щит-баклер, палаш.

Основные труды: Уильям Хоуп, Доменико Анжело "L"Ecole des Armes". (18 век.)

Основные моменты: Английская школа объединяла в себе приёмы, взятые из других школ (в частности франзуской), и дополняла их приёмами, присущими английскому лёгкому мечу и палашу. Английская школа использовала и уколы, и удары, предписывала различное оружие второй руки: от щита-баклера до пистолета, взятого за ствол. Стойка в английском фехтовании: расставленные чуть согнутые ноги, прямая спина, оружие в согнутой руке на уровне пояса, клинок направлен в лицо противника.

  • Французская школа фехтования.

Основное оружие: шпага.

Основные труды: Анри де Сен-Дидье трактат "Заключающий секреты первой книги о рапире, прародительнице всего оружия" (16 век); Франсуа Данси и Андре Деборд.

Основные моменты: базовые её принципы взяты из итальянской школы. Бой представлял собой набор быстрых уколов и передвижений. Излюбленным французами было "действие на оружие" — отводы, захваты, батманы. Одной из черт французской школы стало двуручная техника владения парными шпагами, которые носились в одних ножнах. Благодаря завоеваниям Наполеона I, французская школа фехтования распространилась почти по всей Европе. Необычной была стойка французского фехтовальщика: откинутое назад тело, рука со шпагой поднята вверх, и шпага смотрит вниз. Французская школа фехтования является предком современного спортивного фехтования (ввели кодификацию правил и терминов в системе обучения некоторых французских мастеров, изобрели рапиру с плоским наконечником и защитную проволочную маску).

  • Германская школа фехтования.

Основное оружие: длинный меч, древковое оружие, кинжал, мессер, щит, безоружный бой.

Основные труды: манускрипты учеников Йоханнеса Лихтенауэра. Теодоро Веролини, трактат "Хитрый Фехтовальщик". (14-17 вв.)

Основные моменты: Германская школа довольно сильно подражала испанской, а 17 в была вовсе вытеснена итальянской школой, т.к. носить меч стало неудобным вследствие моды на одежды того времени. Техника немецкой школы фехтования содержит способы применения длинного меча, древкового оружия, кинжала, мессера, щита, принципы верхового фехтования и приёмы безоружного боя. В немецкой стойке боец держал шпагу в чуть согнутой руке и направлял её сверху вниз, стоя на согнутых ногах. Техника была достаточно тяжёлой, подразумевались сильные рубящие удары, которые были переняты ещё из систем фехтования мечом.

Термин "немецкая школа фехтования" иногда может вводить в заблуждение, так как после XVII века на территории современной Германии по-прежнему преподавали фехтование в различных академиях. Такой же термин применяется и к старому стилю театрального немецкого фехтования.

  • Итальянская школа фехтования.

Основное оружие: преимущественно шпага, короткий и длинный меч, алебарда, копье, кинжал, щит, безоружный бой, плащ и др.

Основные труды: 15-19 вв. Фиоре де Либери "Цветок Битвы", Филиппо Вади "De Arte Gladiatoria Dimicandi", Франческо Альфиери "Искусство превосходного владения мечом", трактат Масаниелло Паризе и др.

Основные моменты: самая популярная в Европе школа фехтования, корни которой идут из Испанской школы. Характерными для итальянской школы были уколы шпагой (приоритет "убивать уколом острия, а не ударом лезвия") и чувство темпа защиты-атаки, когда защитное действие переходит в атакующее при быстром перемещении бойца. В испанской стойке рука с оружием была выпрямлена вперёд, но оба колена согнуты, и вес тела распределяется на обе ноги. Необычно, что рука бойца не сгибается даже при защитных движениях. Второе оружие в бою часто заменялось плащом, намотанным на пустую руку. Итальянцы несколько изменили отношение к кинжалу во второй руке бойца — начали использовать его для атак. В 16 в это направление наследовала Болонская школа фехтования.

  • Болонская школа фехтования (Школа Дарди).

Основное оружие: преимущественно шпага, щит, кинжал, плащ.

Основные труды: Филиппо Бартоломео Дарди.

Основные моменты: Болонская школа фехтования базируется на элементах фехтования одним мечом/шпагой, включает в себя методы рукопашной схватки. Уделено большое внимание техникам защиты, нежели ударам и уколам оружия. В качестве вспомогательного оружия иногда использовали щит, кинжал или плащ. Техника болонских мастеров также имела систему приёмов для бастарда и двуручного меча, которая утратила своё значение из-за популяризации шпаг. Кроме этого, существовали инструкции для применения секир и древкового оружия.

  • Венецианская школа фехтования.

Основное оружие: кинжал, короткий меч, длинный меч, алебарда, копье, щит, дага.

Основные труды: 12-19 вв. Сальватор Фабрис Трактат о фехтовании "Lo Schermo, overo Scienza d’Arme", Николетто Гиганти, Джакомо ди Грасси трактат по фехтованию "Ragione di adoprar sicuramente l’Arme, si da offesa come da difesa", Франческо Альфьери.

Основные моменты: истоки школы в Испании, веницианцы активно делились навыками с мастерами из Болоньи. В венецианском фехтовании впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. Характерно, что левую руку вооружили дагой. Был решён вопрос дистанций между противниками.

  • Генуэзское фехтование.

Основное оружие: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш, генуэзская палка.

Основные труды: Андреа Бути "Генуэзский нож. История клинка запрещённого оружия "каруджи" ("Ilcoltellogenovese" di Andrea Buti).

Основные моменты: Генуя в настоящее время является частью Испании, а тогда это было отдельное государство и имело своё искусство ведения морского и сухопутного клинкового боя. Помимо характерных этой традиции видов оружия, предполагалось использование и других видов холодного оружия, захваченных у противника в бою. Отличительные особенности: логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле (для одновременной тренировки бойцов).

  • Неаполитанское фехтование (близнец сицилийского фехтования).

Основное оружие: неаполитанский меч, неаполитанская шпага.

Основные труды: Франческо Антонио Маттей, Карло Торелли, Делла Моника Франческо, Алессандро ди Марко, Альберто Марчионни и др.

Основные моменты: Неаполитанское фехтование является стилем испанской системы, так как в основе лежит огромная часть испанской школы фехтования; имеет корни венецианского фехтования, так как эта школа впитала в себя часть технических элементов и принципов венецианской школы фехтования. Отличается от других школ фехтования более короткими движениями. Неаполитанское фехтование строит технику на принципах и способах действия животных, смешанных с танцем. Кроме этого, техника наполнена испанскими ударами, теоретической механикой и биомеханикой тела, экономией силы и пространства. За период ведения войн она впитала в себя и позаимствовала много технических элементов, особенностей, принципов из других школ фехтования, в том числе обманные движения, финты. Неаполитанское фехтование позволяет сделать мгновенный анализ свойств врага, предугадывать его действий для того, чтобы бить на опережение. Стратегическая концепция школы: не уклоняться, не парировать, не отступать.

  • Испанская школа фехтования (Дестреза)

Основное оружие: шпага, меч, канжал, дага, древковое оружие, щит, плащ и др.

Основные труды: Дон Иеронимо Санчес де Карранза, дон Луис Пачеко де Нарваэс, Жерар Тибо и др.

Основные моменты: Дестреза является универсальным методом фехтования для таких видов и комбинаций оружия, как шпага (или меч) и кинжал (дага), шпага и плащ, меч и щит, двуручный меч или древковое оружие (например, копье или алебарда). Основы движений во время боя построены на аспектах логики и геометрии, использованы принципы биомеханики. В систему вложены философский, интеллектуальный и нравственный идеалы. Благодаря дестрезе было оказано влияние на появление филиппинского боевого искусства "арнис". Со временем, под давлением итальянской и французской школ фехтования, дестреза начала терять свою популярность. Де Карранза считал, что в фехтовании, подобно музыке, всё должно быть гармонично, а именно: физическое состояние, психологический аспект и философские убеждения фехтовальщика. Ученикам дестрезы не нужно заучивать различные приёмы — вместо них используется несколько базовых движений, которые относятся к передвижению ног (применяется круг Тибо) и использованию оружия.

К слову сказать, в статье подобрал основные школы европейского фехтования. Так, совершенно недавно узнал о существовании Польской школы фехтования саблей. Ещё добавлю пару слов. Да, как видно, некоторые стили плавно перетекали в другие, и в итоге, в современное спортивное фехтование. Некоторые европейские школы сейчас не существуют или существуют в виде театрального фехтования и реконструкций, основной идей которых является зрелищная составляющая, и они популярны как хобби. Помимо тенденций последних веков, приятно отметить, что, например, Испанская школа фехтования и несколько других хоть и не являлись популярными, но сохранили свои традиции до сегодняшнего дня в актуальном для боя состоянии.

Что такое фехтование для большинства современных людей? Это некий набор приемов, который должен помочь обеспечить победу в поединке. Однако мастера говорят, что так думают только простолюдины. Чтобы понять суть итальянского фехтования, ответить на вопросы и показать то, что скрыто - нужен особый подход.

Я провел в Италии более 5 лет и лично знаком со многими мастерами воинских искусств. У меня достаточно обширная библиотека по современному и средневековому фехтованию. При этом в отличие от остальных исследователей, все первоисточники в виде трактатов и исторических документов переводятся сотрудниками моего НИИ «Криминалистических исследований». Я использую такой комплексный подход специально для того, чтобы избежать искажений при переводе, которые могли быть допущены лингвистами далекими от темы воинских искусств.

Теперь давайте попробуем разобраться в особенностях итальянского фехтования. Для этого я предлагаю использовать 3 подхода:
От территории;
От мастеров;
От сравнительного анализа мастеров и территории, а также того, что находится за её пределами.

Первое с чего мы начнем – это набор приемов, который существовал в фехтовании в разное время и его количественные характеристики. Если взять XV век, то согласно Акилле Мароццо, количество технических элементов было равно шести. Потом оно увеличивается до 12 элементов. В XVII веке Николетто Гиганти выводит 14 элементов. Крайне важно отметить, что исторические это максимальное количество технических элементов в Италии. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять трактаты, дошедшие до наших дней и самостоятельно всё перепроверить.

Теперь давайте посмотрим, что про итальянское фехтование пишут испанцы. Почему именно испанцы? Дело в том, что в учебниках XIX века мастера прямо указывают на то, что именно испанцы являются создателями итальянского фехтования. Если мы возьмем книгу «Уловки вульгарного и общего фехтования», автором которой является последователь Пачеко де Нарвеса - Мануэль Курсадо, то уже на первой странице мы начнем знакомиться с тридцатью уловками простолюдинов. Эта книга является в своем роде уникальным сборником уловок, которые в то время использовались простолюдинами в разных частях Европы - Испания, Германия, Италия, Франция.

Как видите набор уловок в Европе на то время был практически в два раза больше количества технических элементов в итальянском фехтовании. При этом стоит отметить, что в комплексной Венецианской традиции было 36–38 технических элементов. И это не удивительно, потому что Венеция является неким промежуточным родоначальником фехтования в Европе.

Однако вернемся к Италии. Возникает интересный вопрос – откуда же появляется фехтовальный набор из 14 элементов? Для того разобраться с этим вопросом необходима логическая модель. Представьте себе здание из 3 этажей. Это не что иное, как 3 этажа истории. Посередине дома проходит вертикальная линия. Нижний этаж – это простолюдины, средний уровень – дворяне, верхний уровень – это правители. Как вы понимаете, правителям безусловно нужно уметь обращаться с оружием, но это далеко не основная их задача.
Что касается дворян, им всегда была свойственна образованность. При этом, если говорить о фехтовании, то в Средние века в такой категории как Маэстро не было никакой необходимости. В то время были нужны солдаты, которые будут в состоянии решать задачи в ваших интересах. Кстати Маэстро никому не нужны и сейчас. Кроме того сегодня, в отличие от Средних веков абсолютное большинство даже понятия не имеет о параметрах Маэстро. Есть люди, которые посчитали что они имеют право самим себя назначать Маэстро. Безусловно они не заинтересованы в том, чтобы кто–то задумывался о параметрах и соответствии этим параметрам.

Теперь, обратимся к нашим великим предкам. Начнем с Франческо Альфьери. Во втором венецианском трактате «Превосходное владение мечом» уже на второй странице Франческо Альфьери прямо пишет о том, что нас должна интересовать техника, которая прошла войну и дуэли. Возвращаясь к теме итальянского фехтования мы вынуждены констатировать, что Италия не выиграла ни одной войны, но при этом она прошла через бесчисленное количество дуэлей. Потому, будет логично и правильно рассматривать итальянскую школу фехтования как школу для дуэлей, но никак не школу, которая может научить вас побеждать в войнах.

В этой статье мы не ставим перед собой задачу ответить на вопрос насколько итальянская школа хороша. Нам важно разобраться с вопросом откуда взялся набор из 14 приемов фехтования. Ничто не возникает из ничего. Кто–то должен был обучить набору технических элементов, который как минимум поможет выжить во время дуэли. В этом вопросе пожалуй лучше остальных преуспела Болонская школа фехтования, которая даже выпустила книгу – «Как победить на дуэли за 30 минут, прочитав эту книгу». Еще одно место, где человек мог получить подобные знания - это море. Безусловно на корабле человека обучали держать в руках оружие. Понятно, что у пиратов и военных моряков цели были разные, но как в первом, так и во втором случае человек был вынужден обучиться техническим элементам, благодаря которым он мог защитить себя. Если говорить об Италии, то обучение в море больше связано с такими государствами как Венеция, Генуя, Пиза, которые находились на территории современной Италии. Однако кроме моря и официальной школы фехтования есть еще и третий вариант - это гладиатор. Как вы знаете школы гладиаторов были расположены по всему Риму. Там людей обучали воинскому искусству, – в том числе владению мечом. В каждом из этих случаев человек получал знания от мастера. Если мы с этим трем вариантам добавим армию, мы получим 4 способа формирования набора технических элементов: кто–то объяснил, дали знания в армии, на корабле или в школе гладиаторов. При этом в этой задаче есть пятый элемент - криминальная традиция, в которой также происходило обучение, однако метод использовался другой - убийство человека с помощью клинкового оружия.

Теперь давайте остановимся на особенностях итальянской школы. Обратимся к первоисточникам. Первое отличие в технических элементах – это излом прямой линии во время проведения контратаки. Кстати, это довольно странно, потому что в мире данная техника свойственна только одному известному виду боевых искусств, родиной которого является Китай. Речь идет про Вин–Чунь. И это действительно загадка. Но это еще не все. В книге «Превосходное владение мечом» Франческо Альфьери говорит, что фехтование в самом начале было норманнским и греческим. При этом грекам было свойственно биться в линию, т.е. сближаясь с противником лицом к лицу, а норманнская система предполагает круг. Кстати интересно, что последний круг был начерчен Мароццо в трактате об итальянской школе фехтования, но как им пользовать, там особо не написано.

Второе отличие итальянской школы – это удары снизу вверх или в нижний уровень под шпагу. Если мы возьмем трактат о фехтовании Сальватора Фабриса, то вы сможете заметить, что стойки очень низкие и удары наносятся именно так. Как видите мы не можем сказать, что современная итальянская школа сохранила и унаследовала все черты средневекового фехтования. Вся причина в том, что на протяжении XX века итальянская традиция претерпела серьезные изменения. Многие люди, которые называют себя итальянскими мастерами, занимались филиппинскими и японскими воинскими искусствами. В итоге эти мастера повлияли на современную итальянскую технику на столько, что изменили её до неузнаваемости. Если вы зайдете в интернет и посмотрите на профили итальянских мастеров в социальных сетях, то увидите их фотографии как в традиционной итальянской одежде, так и в кимоно. При этом особо великие современные итальянские мастера занимаются сначала филиппинским воинскими искусствами, а потом зачем–то начинают заниматься итальянскими воинскими искусствами. Вот и получается некая филиппино–итальянская система, либо японо–итальянская. Все это выглядит мягко говоря странно, но в этом суть современных итальянских воинских систем.

Также в современной Италии есть люди, которые занимаются чем–то похожим на французское фехтование, утверждая при этом, что они занимаются испанским фехтованием. Кстати это не удивительно. Согласно документам, к XIX веку в Италии осталось 2 школы – французская и неаполитанская. Французский стандарт заполонил Италию в XVIII веке и в итоге распространился по всей Европе. Что такое неаполитанская школа фехтования – сказать довольно сложно, так как в этом направлении не проводилось глубинных научных исследований. Это мне и моим коллегам еще предстоит сделать.

Отсюда возникает логичный и очень важный вопрос. По состоянию на XV век у Франции согласно официальным документам не было никакой школы фехтования. В таком случае как Франция к XIX веку становится основным игроком в Европе? Получается, что за 500 лет Франция каким–то образом становится основным территориальным стандартом во всей Европе.

Чтобы продолжить разговор об итальянском фехтовании, его нужно с чем–то сравнить - к примеру с французской или испанской школами. После проведения сравнительного анализа можно будет говорить чем одна школа отличается от другой. Для проведения серьезной научной работы нужно выписать все школы фехтования, существующие в определенный момент времени – их состав, характеристики, логические модели, наборы приемов и т.д. Только после этого можно начинать сравнивать их между собой. Кроме этого не забывайте, что существует Венецианская, Болонийская, Генуэзская, Сицилийская и Неаполитанская школы фехтования. Очевидно, что север Италии – это своеобразный фехтовальный анклав, где находятся сильнейшие игроки. Например, Венеция и Генуя – это мощнейшие державы, выигравшие множество войн. Болонья – это религиозный и фехтовальный центр. По сути, этот треугольник, который мог затмить кого угодно. Потому нам придется разобраться с этими школами, в том числе - иначе сложно будет делать выводы о других школах и в целом о фехтовании Средних веков.

К слову сказать, французская школа фехтования начинается с публикации в Париже трех учебников: венецианского, немецкого и испанского. Как вы помните уже к XIX веку Франция становится основным игроком в Европе. Безусловно эту загадку необходимо разрешить. Также, важно разобраться с итальянской криминальной традицией, которая снискала мировую славу благодаря технике работы с клинковым оружием. Также мы обязательно поднимем вопрос о работе с ножом, фехтовании бостоном и рукопашном бое, потому что удар кулаком является первой уловкой простолюдинов о чем пишет в своей книге последователь Пачеко де Нарвеса.

Подведем промежуточный итог. Мы разобрали откуда появился набор приемов в итальянском фехтовании, а также рассмотрели две отличительные характеристики итальянской школы. Безусловно, чтобы полностью разобраться в том что из себя представляет итальянская фехтовальная традиция, нужно продолжить исследование. Также нам предстоит разобраться в том, что такое итальянская система фехтования с длинным и коротким клинком. На данный момент важно, что у наших читателей появилось общее представление об особенностях итальянского фехтования и его истоках. Это первый и очень важный шаг, который в дальнейшем поможет понять все аспекты, тонкости и нюансы. (с)

Производные БИ: Известные последователи:

История

Наиболее ранний из известных трактатов по фехтованию, который частично описывал искусство боя и без оружия, известен как «Цветок Битвы » (итал. «Flos Duellatorum» ). Этот итальянский манускрипт, написанный Фиоре де Либери в 1409 году, имеет разделы по рукопашным приёмам, использование кинжала , короткого меча , длинного меча , алебарды и копья .

Ещё один важный трактат, написанный Филиппо Вади между 1482 и 1487 годами, называется «De Arte Gladiatoria Dimicandi» (англ.) русск. . Несмотря на разные стили применения оружия в этих двух книгах, работа Вади была основана на трактате Либери.

Существует версия, что стиль фехтования Вади является переходным между техникой Либери и мастеров болонской школы.

В XVI веке начали издаваться множество работ, посвящённых, как правило, режущим и колющим ударам шпагой. Однако частично в этих сборниках упоминались инструкции и по использованию других видов оружия. Общий обзор итальянских пособий по фехтованию XVI века включает следующий список комбинаций оружия: только шпага (либо меч), шпага и кинжал, шпага и разные виды щитов , шпага и плащ , шпага и латная рукавица , две шпаги, двуручный меч , только кинжал, кинжал и плащ, алебарда, спетум (англ.) русск. , глефа , протазан , протазан и щит, копьё, пика , рукопашные приёмы против противника с кинжалом.

В XVII веке, когда шпага окончательно вытеснила меч, появились новые руководства по использованию холодного оружия . Однако, несмотря на обилие комбинаций в прошлом веке, трактаты XVII века ограничивались описанием фехтования только шпагой (либо шпагой и кинжалом, плащом или щитом). С XVII до начала XIX веков итальянская школа фехтования почти не имела изменений.

В 1883 году министерством обороны Италии официально был принят трактат Масаниелло Паризе. Именно с этого периода начинается превращение итальянской школы фехтования в современный спорт. Стиль Паризе дошёл до наших дней практически без изменений, хотя в него и были добавлены некоторые приёмы.

Современное историческое фехтование в странах Европы и США имеет большое количество последователей, изучающих итальянскую школу фехтования и использующих трактаты XV-XIX веков.

Трактаты

Некоторые известные трактаты по фехтованию итальянских мастеров:

  • Фиоре де Либери (англ.) русск. («Цветок Битвы» (англ.) русск. , 1409)
  • Филиппо Вади («De Arte Gladiatoria Dimicandi», 1482-1487)
  • Пьетро Монте («Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea in Tris Libros Distincta», 1509)
  • Антонио Манциолино («Dardi school», 1531)

См. также

Напишите отзыв о статье "Итальянская школа фехтования"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Итальянская школа фехтования

Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников.
В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.
При начале мазурки Борис видел, что генерал адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)
Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад. Аракчеев, придерживая шпагу и злобно оглядываясь вокруг себя, прошел шагах в двадцати за ними.
Пока Борис продолжал делать фигуры мазурки, его не переставала мучить мысль о том, какую новость привез Балашев и каким бы образом узнать ее прежде других.
В фигуре, где ему надо было выбирать дам, шепнув Элен, что он хочет взять графиню Потоцкую, которая, кажется, вышла на балкон, он, скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился. Государь с Балашевым направлялись к двери. Борис, заторопившись, как будто не успев отодвинуться, почтительно прижался к притолоке и нагнул голову.
Государь с волнением лично оскорбленного человека договаривал следующие слова:
– Без объявления войны вступить в Россию. Я помирюсь только тогда, когда ни одного вооруженного неприятеля не останется на моей земле, – сказал он. Как показалось Борису, государю приятно было высказать эти слова: он был доволен формой выражения своей мысли, но был недоволен тем, что Борис услыхал их.
– Чтоб никто ничего не знал! – прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.
Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.

Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывавшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J"ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j"ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l"instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s"est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les lui delivrer, n"auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l"agression. En effet cet ambassadeur n"y a jamais ete autorise comme il l"a declare lui meme, et aussitot que j"en fus informe, je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l"ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n"est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu"elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s"est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n"a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d"eviter a l"humanite les calamites d"une nouvelle guerre.