Биогафии

Почему человек боится ответственности. Что же большего всего пугает индивида? Фобия или заболевание

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Я чувствительный человек, конечно я не плачу, все-таки я мужчина, но я не пофигист, мне душевно больно если я кого-то обижу, я даже не могу сказать, к примеру, что мне не нравится твой подарок или конкретное блюдо, потому что я буду знать, что это неприятно и мне от этого будет больно. В детстве я не ходил в детский сад. Когда поступил в школу, отучившись первый класс в основном на тройки, я за лето все подтянул и первые месяца два во втором классе стал учится на все 5, мне это очень нравилось, но потом у меня обнаружили проблему с ногой (нельзя бегать и много ходить) и мне пришлось уйти на домашнее обучение, чтобы подстраховаться и не получить ухудшение. Ко мне стали приходить учителя на 20-30 минут и зачастую ставили 5 за то, что я не заслуживал. Как будто у меня проблемы не с ногой, а с головой. С класса 3-го я пошел в шахматный кружок, но оставался на домашнем обучении. Из-за такого отношения учителей ко мне я стал лениться, я не хотел читать, учить и познавать, возможно из-за того, что в детстве для ребенка важно выделится, показать себя.. а мне выделяться было не перед кем. В 4 классе мне предложили по немного вернуться в школу, на каких-то уроках сидеть. Но я не захотел, боялся коллектива и плюс за два года, хоть я и ездил на шахматы, у меня выработалась лень. С класса 7-го я начал ходить в школу к учителям, но без коллектива, просто теперь не они ко мне, а я к ним. Затем я стал ходить на пару уроков с коллективом, где меня сразу унижали, я был маленького роста, плюс новичок, видимо для сформировавшегося за 8 лет коллектива не важно, что я с ними учился в первом классе и дружил. С 9-го класса я стал полностью ходить на все уроки с коллективом, потому что с меня сняли домашнее обучение. Коллектив меня не любил, частенько смеялся. Я не хотел с ними сидеть, поэтому частенько уходит после 4-го урока. В это же время я бросил шахматы, достигнув КМС. Я учился на тройки, где-то четверки. Я не знал кем я буду и для меня был техникум позор, поэтому я пошел дальше в 10 класс. В 11 классе немного было получше, я подрос, немного привык к коллективу, издевательств было меньше, но напряженка оставалась. Я подружился с одним одноклассником и это, конечно, помогало. Я не мог не пошутить, не поговорить с кем либо, если кто-то смеялся, я думал что надо мною опять. Мне хотелось спросить их всех "За что? Почему вы смеетесь надо мной, я нормальный парень, дайте мне шанс и я вам всем докажу", но я решил сдерживать все это в себе. После 11 класса я поступил в техникум. Я не хотел чтобы кто-либо знал что у меня была инвалидность. Я постарался забыть все что было в школе и начать все заново, они меня не знают ведь. Отчасти мне получилось, в первые же дни у меня были друзья, я стал шутить от чего заливались как половина группы, так и девушки в коридоре. У меня повысилась самооценка. Через год я поступил на заочку в ВУЗ, где также познакомился с пару однокурсниками. За 3 года в техникуме я повзрослел, я уже рассказал своим друзьям и про инвалидность, и про домашку.. и они не отвернулись от меня. Я уже совсем другой человек, чем был в школе. Но вот я закончил техникум, пора устраиваться на работу.. по специальности я не пошел, т.к. мне она не нравится. Еще за год до окончания техникума я захотел машину и устроился на физическую работу, но проработал лишь 2 дня, на второй день у меня упали руки, не из-за того что устали, а из-за того что я не хотел работать, даже из-за машины - уволился. Вот я закончил техникум, устроился вновь на физическую работу - сборщик диванов, опять по той же причине. Проработал 2 дня и снова ушел. Теперь я решил идти на работу, связанную с головой, потому что я считаю работать физически - себя не уважать. Но я боюсь, что это все отговорки, что устроившись на работу с головой я не смогу работать и опять уйду. Я боюсь ответственности (как было с двумя предыдущими работами), что мне скажут устрани эту проблему с компьютерами, а я не знаю как.. или что-то не то сделаю, или попаду в другую неловкую ситуацию. Я буду устраиваться через месяц, а мандраж у меня уже сейчас, потому что два раза я уже обжегся. Мои друзья работают на работах, которые им не нравятся, но работают! Почему у меня такая боязнь к ней, к тому что я могу ошибиться, не так что-то сделать.. в последние пару месяцев, в связи с защитой диплома, с работой и прочими проблемами у меня начал вибрировать нерв чуть ниже глаза.. почему я так серьезно отношусь к работе, для меня это как каторга, что я теряю большую часть своей жизни взаперти работы, я хочу оттуда сбежать. А такого не должно быть, ведь я мужчина! Я ко многому отношусь по-взрослому, решаю проблемы с автомобилем друга и даже не нервничаю, подхожу к консультантам или к другим незнакомым людям без единого нервного тика. Но если это касается телефонного звонка куда-либо к незнакомому человеку или про работу, то я начинаю нервничать. Я думал что все что было в школе осталось позади, неужели все это застряло у меня глубоко в подсознании, сформированном в детстве, как фундамент дома, вот только он с трещиной и когда возникает проблема, то он сыпется.

Подскажите мне пожалуйста, что это? Остатки прошлого? Отсутствие коллектива в детстве? Унижение в школе? И что мне делать, как побороть это, потому что если я пойду на работу и у меня снова опустятся руки, то это убьет меня, все то что я закрыл стеной, отгородился от школьного прошлого, все это рухнет на меня, я перестану сам в себя верить. И тот факт, что я мужчина и должен поступать соответственно также давит на меня. Надеюсь вы объясните эту ситуацию и мне станет легче. Спасибо.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Виктор, здравствуйте!

В-общем, Вы чудесно и полно описали свою историю:

незрелость (я сознательно не употребляю слово "инфантилизм"), боязнь жизни, травматичное восприятие обычных жизненных установок в виде "нужно" и "должен", самооценка (вот вовсе я не уверен, что заниженная, но совершенно точно - болезненная), боязнь отказа, недовольство своим положением и собой, противоречиво смешивающееся с эгоцентричностью и любовью к себе...

Говорить о том, что тому причиной излишне. И так понятно. Я бы дал всей проблеме название "домашнее обучение", как символ, имя нарицательное.

Давайте подумаем, что делать.

Первое: Обратите наконец внимание на свои сильные качества! Вы, в-принципе, образованный, современный парень. Вы - абициозны и мобильны. Вы способны "решить проблему с машиной" , если эта проблема не касается лично Вас. Но Вы СПОСОБНЫ!

Вы пытаетесь что-то делать. Надолго Вас не хватает, но Вы пытаетесь. Наверняка, есть ещё что-то, о чём Вы не написали.

Подумайте и составьте списочек своих сильных и положительных качеств.

Второе: Надо подумать над тем, как сильные качества сделать полезными.

Насколько применимы в жизни Ваши сильные качества? Что нужно делать, чтобы эта сила помогала лично Вам? В каких направлениях работать, чтобы расширять и развивать свои ресурсы?

Например! Вы устариваетесь на работу. Поставьте себе определённые временные рамки, скажем, не увольняться раньше, чем через месяц! Вот как бы там ни было, но месяц проработайте! Не два дня, не неделю, а именно месяц. А ещё лучше - три с половиной месяца. Это - так называемый "шаг" с точки зрения адаптации человека к любым новым условиям жизни.

Вы же не даёте себе и своему организму. психике элементарно "встроиться" куда бы то ни было! Вы сразу поддаётесь первому (и самому естественному) порыву - бежать оттуда, где не нравится! Но естественность - не всегда правильно и хорошо! На то мы и социальные существа. Из-за этого мы с Вами и стали людьми, что ПРИСПОСАБЛИВАЛИСЬ САМИ И ПРИСПОСАБЛИВАЛИ К СЕБЕ СРЕДУ ПРЕБЫВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ!

Я не знаю как конкретно, но Вы можете сделать любую нелюбимую работу чуточку менее нелюбимой! Уверен в этом.

Третье: Вас окружают люди. И среди них Вы найдёте мудрых и очень понимающих! Пользуйтесь тем, что они могут Вам дать: информацией, опытом, знаниями и даже просто своим видением каких-то ситуаций.

Вот Вы написали на наш сайт - отлично! Прочтите. Соглашайтесь или нет. Напишите конкретные вопросы и более детально разберите какие-то моменты, связанные с Вашим развитием и становлением. То есть, МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ РЕСУРС! Чтобы не было ощущения (такого привычного для Вас) незаконченного действия!

Именно то, что в Вашей совсем небольшой жизни накопилось уже очень много незаконченных действий и вызывает в Вас огромное хроническое напряжение, хроническую тревожность. И это приводит к болезненным ощущениям на всех уровнях: на соматическом, на психологическом и даже на ментальном! От этого надо избавляться. Все дела ДОДЕЛЫВАТЬ!

Четвёртое: Вам не надо сразу лететь в космос! Всё ПОСТЕПЕННО! Всё свои чередом. Приучите себя идти к цели шагами, а не скачками и прыжками. И расчитывайте каждый шаг.

Сначала, найти подходящие варианты работы. Подумать, какой именно бы подошёл больше других. Рассмотреть все плюсы и минусы. Принять меры по устройству. Не торопиться с выводами, научиться преодолевать капризы организма. Отмечать каждый рабочий день, как личную победу, хвалить и поощрять себя. (Естественно, не водкой с пивом, а чем -то, что действительно Вам нравится!) И т.д.

Вот только так!

Старайтесь быть чуточку сильнее некоторых проявлений своего характера:

Это - всего лишь черты Вашей личности и они априори слабее Ваших-же ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ качеств.

Человек сильнее личности, ведь слово "личность" имеет отношение к слову "личина": одну личину, маску снял, другую надел и т.д. Только человеческое в нас неизбывно и по-настоящему сильно! Это, на самом деле, долгий и сложный разговор.

Итак, стратегические постулаты:

Важен каждый ТЕКУЩИЙ день! Ничего не откладывать на завтра и не жалеть о "вчера"!

Поставьте ДОСТИЖИМУЮ ЦЕЛЬ и идите к ней ПОСТЕПЕННО, пошагово. Хвалите себя за каждый шажочек, за каждый маленький поступок.

В Вас много сильных человеческих и личностных качеств. Пользуйтесь ими во благо себе!

Доделывайте ВСЕ дела до конца!

Пользуйтесь теми ресурсами, которые у Вас есть и которые Вам предоставляет жизнь. И самый главный - Люди. Общайтесь с ПОЛЬЗОЙ. Удовольствие - тоже польза.

Rating 4.58 (6 Votes)

Каждый из нас в социуме испытывает боязнь ответственности, но не каждый способен осознать страх. Явление возникает на любом этапе жизни. Составляющими страха выступают опасение неудачного решения, провала, неоправданного риска, инициативности. Страх проявляется, когда наваливается рутина, когда не видно выхода, возможности и силы исполнить свои обязательства у обоих полов. Это не значит, что страх приносит страдания, скорее наоборот, он связан с нежеланием взрослеть, брать на себя ответственность.

Ответственность – энергия, которая мобилизует, делает сильней. Лидерское качество жизненно необходимо. Без него люди не развиваются. Для развития человека как личности нужна ответственность, хотя бы перед самим собой, способность признать, что настоящее положение вещей является итогом собственных поступков. Существует 2 типа людей:

  1. Те, кто организует свою жизнь и поступки, формируя будущее.
  2. Те, кто обвиняет других, становясь жертвами обстоятельств.

Если целеполагания в жизни нет, человек, меняясь биологически, остается инфантильным. Это характеризуется неготовностью или страхом взять на себя ответственность. Эта группа людей всегда считает кого-то виноватым в том, что не получается у них. Живет, не задумываясь ни о чем, плывет по течению.

Антипод создает впечатление взрослой личности, организующей свою жизнь и готовой нести ответственность за все, что окружает ее.

Боязнь ответственности по своей сути иронична. Являясь психическим отклонением, фобия воспринимается как безответственность. Люди, страдающие повышенной тревогой по поводу обязательств и важных задач, терпят неудачи только из-за того, что испытывают страх сделать что-то неправильно, ошибиться.

Страх перед ответственностью, как ни странно, созвучен гиперответственности. Раздувая мелкие обязательства, страшась будущего, они кажутся неподьемными, невыполнимыми. Наши опасения мешают двигаться вперед, если они приобретают размеры вселенских масштабов. Так или иначе, вся жизнь связана с принятием обязательств, которые чаще всего отталкивают. Но не взяв ответственность, не получить приятных моментов. Сосредоточившись на положительных, глубинных вещах, борьбу с невидимым страхом начать легче.

Истоки гипенгиофобии

На пути к успеху лежат препятствия, иначе бы каждый становился успешным без особых усилий. Страх ответственности основывается на том, что мешает добиться успеха. Условно причинами страха и как следствия безответственности можно назвать:

  1. Навыки неудачника.
  2. Откладывание важного на потом.
  3. Негативное мышление.
  4. Критика, сплетни.
  5. Вредные привычки.

Поведение неудачника сводится к тому, чтобы не рефлексировать, винить в своих проблемах президента, близких, соседей, учителей, местность или погоду. Он не берет ответственность за поступки и слова, не думает о будущем, не строит планов, сливается с толпой.

Не думая о важном, индивидуум проводит день у телевизора, в социальных сетях, у компьютерных игр, откладывает саморазвитие, учебу. Когда люди говорят, что на важные дела не остается времени, средств, сил, значит, они не берут ответственность за свою жизнь. Лень, замещение важных дел второстепенными может привести к краху, как финансовому, так и личному. Это является толчком к глубокой депрессии, апатии, безысходности. Груз незавершенных начинаний или текущих дел начинает давить на человека. Убегать индивидуума в будущее, где намечены планах разрешить дела, оставить на потом, заставляет страх.

Крайнюю степень страха обязательств и ответственности в научной психотерапии принято называть гипенгиофобией. Становясь фобией, она не сопровождается паническими атаками и повышенной тревогой. Базой, на которой держится гипенгиофобия, становятся:

  • детские впечатления, травмы;
  • социальные установки, отношения;
  • суггестивность, перфекционизм, низкая самооценка индивидуума.

Страх ответственности, качества, связанные с ним, а затем гипенгиофобия рождаются в детстве. Синдром безответственности развивается на фоне родительских установок и желаний. В процессе социализации ребенок усваивает свои впечатления, запреты, критику или наказание за неверные с точки зрения наставников, действия, перенося их вместе со своим страхом во взрослую жизнь. Подобные программы неправильного воспитания или травм могут передаваться из поколения к поколению.

Социальные стереотипы подхватывают эстафету неуверенности, формируют стойкое оценочное понимание действий и событий. Порицание, осуждение, межличностные неудачи, насмешка или критика вызывают страх ответственности у большинства людей. Человек с повышенной внушаемостью следует и вторит обществу, которое устанавливает рамки хороших и плохих поступков, успеха-неуспеха, не успевая выработать собственную оценку. В итоге становясь «как все», формирует навязанные негативные предубеждения. При неудаче или провале человек воспринимает последующие действия и события в свете прошлых ошибок, повлекших за собой неприятные результаты.

Принятию любого решения мешают, развивают страх также заниженная самооценка и перфекционизм. Сравнивая успехи с идеалом, человек всегда будет недоволен и расстроен, оценивая как долго еще до совершенных результатов. Одной из причин, по которым мужчины боятся обязательств в межполовых отношениях, является тяжелый разрыв в прошлом и как результат опасение отказа. Итогом такого мышления становится постоянное беспокойство при малейшей попытке брать на себя ответственность, избегание реальных действий, депрессия. В тревожном состоянии гипенгиофобия парализует, а человек теряет всякую способность действовать.

Самостоятельный тренинг

Выбраться из страха и предотвратить депрессию поможет правильная тактика:

  1. Поймайте себя на мысли, когда хочется отложить дела.
  2. Разложите цепочку, которая ведет к страху. Правильно задать себе вопрос «чего конкретно я боюсь?».
  3. Пропишите все важные дела и цели по пунктам.
  4. Осознайте первый шаг на пути к цели.

Преодолевать страх ответственности, развивать качества уверенности сходно с накоплениями в банке. Тренировка и полученный опыт, как банковский счет всегда придут на помощь в случае неудачи, придадут уверенности в собственных силах. Важным моментом развития положительных качеств и преодоления страха является поддержка, которую необходимо дать самому себе. Собственной поддержкой выступает:

  • ежедневная афирмация («я самый умный, талантливый, красивый и т. д», «я все решаю», «я – господин»);
  • внедрение аффирмаций – желательно периодически проговаривать фразы в окружении, не боясь показаться комичным, позером, нелепым.

В большинстве случаев человек способен справиться с проблемой самостоятельно, постепенно принимая ответственность за свои действия.

Для того, чтобы избавиться от данного страха, нужно попробовать изменить что-то в жизни. Достижению успеха, уверенности способствуют следующие моменты:

  1. Чередование труда и отдыха составляет основу стабильного психического состояния.
  2. Доведение задачи до логического конца позволит получить чувство удовлетворенности, уверенности, оптимизма.
  3. Отказ от затягивания решений. Обратные ситуации создают стрессовые ситуации, напряжение, развивают страх.
  4. Принятие ошибки как подсказки, опыта. В следующий раз она послужит планом по исправлению действий, а не покажется катастрофой.
  5. Анализ последствий. В оценке последствий необходимо руководствоваться рациональным подходом. Это создаст ясность вариантов решения любых обстоятельств и понимание возможных результатов.
  6. Тренировка брать ответственность за ежедневные поступки. Так будет накапливаться ресурс противостояния фобии.
  7. Действия вопреки страху – эффективное начало борьбы с ним. Страх парализует, поведенческие акты разрушают бездействие.

Выходом в такой ситуации являются тренинги, НЛП, психотерапия. В этом может помочь близкий человек, которому Вы не безразличны.

Помощь психотерапевта

В психотерапии особое внимание уделяется разновидностям социальных фобий. Гипенгиофобия занимает среди них одно из первых мест, поскольку ее действие продолжительное, а последствия опасные. Страх перед обязательствами в обществе, жизни приводит к дисбалансу физиологических функций и внутреннего состояния. Человек становится вялым, безынициативным, заторможенным, либо, наоборот много суетится. Отмахиваться от проблемы нельзя. При игнорировании страха, нежелании бороться с ним возникают более серьезные последствия.

Социальное расстройство отражается на самочувствии пациента, вызывая проблемы физического здоровья. Его следствием могут быть такие заболевания как:

  1. Язвенные болезни желудка.
  2. Сердечно-сосудистые патологии.
  3. Соматические заболевания.

Неуправляемый страх наряду с заболеваниями внутренних органов и систем ведет к большей инвалидизации пациента, серьезному жизненному кризису.

Психотерапевты советуют устранять гипенгиофобию постепенно с повышением градуса ответственности и важности заданий. Терапия заключается в достраивании личностных качеств субъекта, изменении отношения к способностям, организации здорового поведения посредством узкоспециализированных тренингов. Медикаментозно лечатся только телесные симптомы тревожности. Страх при этом остается в глубинах сознания.

Гипенгиофобия присутствует почти у всех, кем бы он ни был: учеником школы, студентом ВУЗа, офисным работником, безработным. Разница лишь в уровне страха перед ней. Боязнь ответственности отличаясь от других социальных фобий, возникает без исторически сложившихся причин и воздействия внешних факторов. Корни разновидности социофобии лежат, как правило, в качествах характера человека, впоследствии развитыми обществом.

Хотим того или нет, но бывают ситуации, когда нужно принимать решения, брать на себя какие-то обязанности. А обязанности влекут за собой ту или иную ответственность. Это кажется уже нормой жизни. Но ответственность пугает. Почему так часто пытаются увильнуть или просто снять с себя, переложить на плечи другого?

Почему возникает страх ответственности

Наверное подобные вопросы начинают возникать, когда начинаешь задумываешься над проблемой и значении ответственности в жизни человека. Странно, неправда ли? Ведь быть ответственным, значит быть лидером, быть первым, держать руку на пульсе всех событий и быть частью их. Об этом мечтают и этого бояться. Почему?

Психология страха ответственности

Первые кирпичики (основа фундамента) характера человека закладываются с самого раннего детства. Очень многое он «выносит из детства и несет по жизни».

И если постоянно ребенку твердить «ты растяпа», «посмотри на кого ты похож», «все дети как дети, а ты – недоразумение», «у тебя ничего не получится», то со временем вырабатывается комплекс неполноценности.

Ребенок начнет сомневается в себе, в своих возможностях и эта черта не пройдет вместе с переходным возрастом. Сможет ли взять на себя ответственность такая личность? Пожалуй нет. Неуверенность в себе.

Груз действий или бездействий, ошибок и слов ложится на их обладателя. Человек в ответе за свои поступки, за самого себя. Возлагая на себя какие-то обязательства (какая-то руководящая или ответственная должность), то личность несет ответственность не только за себя, но и за других.

Но можно ли быть уверенным еще в чем-то или ком-то как в самом себе? Боязнь не справиться, боязнь ошибок и осуждения являются основным аргументом, который никогда не будет озвучен.

Ответственность в нашей жизни в этом современном мире подобна обратной связи, которая необходима для получения нового опыта, а, следовательно, и собственного развития. Выбор состоит лишь в том принимать ее или не принимать.

Принять страх ответственности – значит идти вперед, ошибаясь и оступаясь, а не принять – остаться на том же уровне, воспринимать происходящее в искаженном виде. Но ни один человек не имеет такой возможности – это возможности увильнуть от ответственности за собственную жизнь. Вот этого еще никто не отменял!

Это просто невозможно, как и невозможно не дышать. Почему люди боятся ответственности? Возможно, из-за незнания самих себя? Можно не быть лидером, а просто хорошим исполнителем, но тень ответственности за происходящее с нами неслышно укутывает плечи каждого из нас.

Людей, избегающих обязательств, не желающих принимать решения, часто упрекают в малодушии, инфантильности или эгоизме. Но ведь необходимость за что-то отвечать действительно может оказаться мучительной или даже невыносимой. Почему?

«Может, это звучит странно, но меня напрягает само слово «ответственность», - признается 38-летний холостяк Руслан. - В буквальном смысле: напрягается все тело. Не хочу думать о том, что кто-то будет от меня зависеть.

Например, если женщина требует от меня каких-то обязательств, я просто начинаю задыхаться, чувствую себя так, как будто застрял в лифте». Страх подвергнуться осуждению, утратить независимость, отвечать за свои поступки, желания, сделанный выбор... Уход от ответственности многолик, но причиной его почти всегда оказывается тревога, которая может перерасти в настоящую фобию. Психологический словарь называет страх ответственности «гипенгиофобией».

Как принять ответственность

Ответственность в профессиональной, семейной или моральной сфере, бесспорно, является источником стресса. Однако новые открытия в психобиологии, в частности работы Жерома Кагана, исследователя из Гарвардского университета. (США), показывают и другое.

Примерно у 20 % людей уже при рождении отмечаются нейрохимические особенности, делающие их гиперчувствительными и к стрессу, и к любым новшествам. Из-за наследственных факторов та часть их мозга, что управляет страхом гиперреактивна и при малейшей тревоге «впадает в панику». У них может развиться страх ответственности.

В ситуациях, когда приходится обсуждать с другими свои действия, когда есть шанс подвергнуться осуждению, тревожность возникает у них слишком быстро и мощно. Отсюда естественное стремление избегать таких ситуаций.

Итак, неспособность принимать на себя ответственность записана в генах? Скажем так: как и любой другой аспект нашего поведения, она связана с различными факторами, в том числе и с этим.

Тимур отказывается от руководящего поста: ему комфортнее быть исполнителем; Эдмунд считает, что его подруга несет ответственность за все проблемы их пары; Карина в любом конфликте обвиняет других. Три разные формы поведения, направленные на одно - скрыть собственные недочеты.

Человек, постоянно ждущий, что его в чем-то обвинят, и сам себя неосознанно считает виноватым. В нем будто звучит суровый родительский голос: «Ты никчемный, плохой, ты ничего в жизни не добьешься и должен быть наказан». В психоанализе этот не допускающий возражений внутренний голос называют «сверх-я». Его сила зависит от того, насколько в детстве на нас повлияли родительские запреты.

Чем сильнее человек идеализирует своего непреклонного отца или мать, стремящуюся к совершенству, тем чаще он ощущает себя мишенью для чужих оценок, чувствуя, что «приговор» ему вынесен заранее. И, конечно, он уверен в том, что недостоин занять взрослую, ответственную позицию - эта роль бессознательно отведена папе с мамой, а ему остаются лишь беспрекословное подчинение или бегство. Что же делать в такой ситуации?

Как побороть страх ответственности

Будьте снисходительнее к себе. За отказом принимать на себя ответственность часто стоит неосознанная тяга к совершенству. В чем ее истоки? Ваши родители никогда вас не хвалили или требовали слишком многого. В результате вы поверили: «Чтобы меня любили, я должен быть совершенством. А если не брать на себя ответственность, то моих слабостей никто не заметит». Очень важно осознать: совершенство в этом мире недостижимо. И лучше время от времени ошибаться, чем не делать вообще ничего.

Пересмотрите свои убеждения. Многие воображают, что, убегая от ответственности, они сохраняют свою свободу. Это заблуждение. Ваши действия, ваше сознание (со всеми его проблемами и блоками), любовь, которую к вам питают или о которой вы мечтаете, - если за все это отвечаете не вы, значит, отвечает кто-то другой. Кто-то, от кого вы... находитесь в полной зависимости.

Вглядитесь в свои страхи. Стать ответственным означает отважиться заявить о себе и принять последствия своих действий. Пока мы видим проблему во всем ее глобальном масштабе, она нас подавляет. Вместо того чтобы постоянно думать: «Я не хочу ответственности», спросите себя: «Чего я боюсь? В чем конкретно мой страх ответственности? В какие моменты мне особенно мучительно брать ответственность на себя?»

Боялась инициативы

«Я год за годом прозябала в каких-то случайных местах, при этом мечтая работать в кино или PR - чему, собственно, меня и учили в институте. Но когда я говорила себе, что пора проявить инициативу, меня прошибал холодный пот. Так уже было в детстве: мать оставила меня с младшим братом; вернувшись, застала его в слезах и высекла меня.

Для меня отвечать за что-то означало быть битой. Осознать это мне помогла моя подруга. Она говорила, что считает меня надежным человеком и ценит за это; я поняла, что у людей обо мне может быть и позитивное представление. Я нашла себе работу, отвечающую моим желаниям и возможностям (сейчас я - ассистент продюсера). И меня никто не отшлепал! Альбина Фелюк».

Вот уже сорок лет я не перестаю удивляться иронии человеческого поведения. Самый сложный случай - реакции, которые я наблюдаю, когда мои клиенты - взрослые люди на руководящих должностях - осознают, что стоят у руля в одиночку и сами ответственны за свою судьбу. Полезно понять, что все карты у вас на руках и винить в случае провала некого. Это ваша игра, независимо от того, победите вы в ней или проиграете. Вам будет легче, если вы это поймете? Думаю, ненамного.

Правда в том, что, когда человек впервые принимает на себя ответственность, он ее страшится. Эго, которое он так аккуратно и тщательно взращивал, становится мишенью для наказания. Именно поэтому мы все так любим иметь «козла отпущения». Зачем бороться со своими недостатками, если можно притвориться беспомощной жертвой?

Многие предприниматели, к их чести, принимают на себя роль «последней инстанции». Их страстная самоуверенность - вот что привлекло меня к изучению и работе с ними. Они действуют в духе Генри Форда: «Не ищите виноватых, ищите, как исправить ошибку».

Если взять жизнь в свои руки кажется слишком трудным делом, не нужно оправдываться. Попробуйте когнитивно-бихевиоральную психотерапию. На своих занятиях я использую более двух десятков техник: для каждого случая - свою. Вот несколько примеров.

Забыть о старых привычках

Самый распространенный метод терапии был разработан Аароном Беком для людей, страдающих депрессией. Он заметил, что депрессивные мысли проистекают из-за пессимистического взгляда на себя, окружающий мир и будущее. Эта склонность чаще всего формируется в детстве.

Бек пришел к следующему выводу: если человек приучился к негативному мировосприятию, то можно от него и отучиться . Для этого нужно, во-первых, помочь клиенту увидеть, что он слишком остро и негативно воспринимает данные обстоятельства, а во-вторых, научить его новым способам реагирования на них.

Люди легко признают, что принимают все слишком близко к сердцу. Сложнее отвыкнуть от такой реакции. Есть один трюк: переоформить восприятие. Скажем, вы считаете, что не умеете налаживать деловые контакты. Вместо того чтобы размышлять над провалами в прошлом, подумайте, какие новые возможности открываются перед вами, если вы готовы действовать. Естественно, чем больше «сегодня» отличается от прошлого, тем больше ваша готовность выходить в свет и встречаться с людьми.

Самодопрос

Бек также описал склонность к иррациональному мышлению, например к чтению чужих мыслей («Я знаю, он не поддержит мое предложение») и к персонализации («Опять неудача - я проклят!»). Чтобы противостоять таким тенденциям, я говорю с клиентами о природе их заблуждений и потом вдохновляю их на внутренний диалог - разговор с самим собой, который переворачивает их искаженное мировосприятие.

Спросите себя «почему?»

Многие предприниматели - тщательно маскирующиеся рабы так называемых поведенческих императивов. Нужно, чтобы срабатывала внутренняя сигнализация, как только вы подумаете или скажете «я должен», «мне следует» или «я не могу». Поведенческие императивы обрекают людей на неудовлетворенность. Не попадайте в эту ловушку. Лучше спросите себя: «Кому я должен? Почему я не могу?»

Скажем, вы хотите выкупить долю в новом проекте. Вы можете давить на себя: «Я должен добиться поддержки всех». Но спросите себя, почему в данный момент вам так необходима эта вселенская поддержка. Может, вам хватит ограниченной поддержки (скажем, со стороны директора)? Освобождая сознание от давления стереотипов, вы получаете способность мыслить конструктивно, что в свою очередь позволит вам завоевать и оставшееся большинство.

Воображаемый стресс

Сложно не испытывать ужаса в определенных ситуациях. Но это не значит, что нужно поддаваться этому чувству. Лучше попробуйте приучить себя к стрессовым ситуациям в своем воображении. Представьте неприятное событие (например, вам нужно сообщить коллективу плохие новости о компании) и постарайтесь при этом расслабиться. Повторите эту процедуру с разными вариациями пугающей вас сцены. Это как сделать штрафной бросок или загнать мяч в лунку: чем больше вы делаете это, тем более автоматической станет ваша реакция.

Полное погружение

Еще один способ разобраться со своим страхом - это методика под названием «наводнение», то есть полное погружение в то, что вас приводит в ужас. Вы проигрываете все на несколько шагов вперед до тех пор, пока ваши страхи не исчезнут.

Я недавно использовал эту технику с клиентом, который буквально перед самым запуском новой линии продукции стал до ужаса бояться интервью. Мы устроили ему сразу шесть выступлений на пресс-конференциях в течение двух недель (хотя и сократили количество репортеров на каждой отдельной встрече). К концу пятой конференции он с удовольствием говорил о своем новом продукте без каких-либо признаков страха.

Вывод: как бы ни было страшно, полная ответственность за свои действия - это путь к счастью, успеху и самоудовлетворению. Как сказал мистер Форд, «когда вы думаете, что способны на что-то, и когда думаете, что неспособны, вы правы в обоих случаях».