Биогафии

Здания югендстиля в риге. Австрия и Германия. Вариации в югендстиле. Направления архитектурного стиля Ар-Нуво в Риге

Рига мне больше всего запомнилась именно свой застройкой в стиле модерн. Несколько сотен зданий, никак не меньше, составляют примерно треть от всей планировки центральной части города и это смотрится действительно прекрасно. И именно благодаря этому, исторический центр города Риги внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Югендстиль (Jugendstil в Германии, Art Noveau во Франции, modernismo в Испании, Sezessionsstil в Австрии, Stile Liberty или Stile Floreale в Италии) в Европе появился на рубеже 19 и 20 веков и свое победное шествие продолжил вплоть до Первой мировой войны.

Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом, это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий или полей, витражей. Однако важен для стиля не только парадный фасад, а общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» означает и интерьер, форму столовых приборов и даже гардероб обитателей. Последнее вы можете увидеть воочию, будучи в Риге и посетив музей Югендстиля , который находится в квартире, где до 1907 года жил и работал великий латвийский архитектор Константин Пекшен.

Наружность дома подкреплена и внутренним декором. Здание музея было построено в 1900 году как частный дом К. Пекшена. В музее восстановили аутентичный интерьер 1903 года.

Я находился в Риге всего 2 дня и понятно, что весь модерн города не посмотреть за такой срок и пусть эта карта будет тому подтверждение, на ней обозначены все здания в стиле модерн в центре города.

Поэтому если у вас будет такой же небольшой срок нахождения в Риге, рекомендую целенаправленно направляться к улице Альберта - жемчужине югендстиля. Памятниками архитектуры здесь признаны 8 домов. Большая часть домов на улице Альберта построена по проектам Михаила Эйзенштейна.

Многое реставрируется...

А многое нет.

Одно из самых выразительных зданий, выполненных в стиле эклетично-декоративного модерна, с насыщенной декоративной отделкой фасадов. Считается первым зданием инженера-архитектора Эйзенштейна на этой улице. Строительство практически было закончено в 1903 году, тем не менее дом начал функционировать как доходный лишь с 1908 года. Совсем недавно, в начале 2010 года, была завершена реставрация здания. Здание отличает нарядный, богато и симметрично декорированный эркер, пилястры увенчаны женскими маскеронами, аллюзивно отсылающими к мотивам египетской мифологии; разговорное название для этого дома — «саркофаг».

Самая роскошная часть здания - центральный резалит, который ассоциируется с древом, в верхней части которого расположена голова льва - символ силы и могущества.

Тоже очень живописное здание расположилось на улице Альберта под номером 13. Дом Эйзенштейна, пропитанный неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.

Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания.

Вторая по значимости модерн-улиц города является улица Элизабетес, находящаяся в этом же районе города. особенно я бы выделил дом под номером 10b, построенное Эйзенштейном в 1903 году.

Особенно выделяется венчающая фасад композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур.

Другие детали других домов.

Архитектор этого дома - Рудольф Цирковиц, 1903 год.

Фигура женщины с лирой в руках символизирует искусство и красоту.

Просто для контраста выложу фото рядом стоящего дома - постройки скорее всего уже советского прошлого Риги. Представьте сами насколько убого может выглядеть такая архитектура на фоне застройки модерна...

Но вернёмся к прекрасному. Название для этого дома само прыгает на язык - пчелиный. Архитектор - Константин Пекшен, 1909 год.

В декоративной отделке использован мотив пчёл - символ трудолюбия и усердия.

А тут полным ходом идёт реставрация. Архитектор - Рудольф Цирквиц, 1899-1900 год.

Торгово-жилой дом на улице Калею, 23. Архитектор Мандельштам, 1903 год. декор здание имеет гармоничные геометрические формы. Их удачно дополняет стилизованный орнамент листвы дерева на портале и мотив солнца.

Югендстиль не обязательно должен быть "кричащим", он может быть просто приятной выделяющейся формы и цвета.

Нельзя не упомянуть и"Кошкин дом" - здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. В настоящий момент является одной из самых «легендарных» построек в Старом городе.

Фигуры кошек на башенках овеяны легендами и придают дому характерное для зданий модерна настроение.


Рига - европейская столица югендстиля: каждое третье здание в латвийской столице выполнено в стиле модерн, популярном в Европе во второй половине XIX - начале ХХ века. Всего таких домов более восьми сотен, и большинство из них сосредоточено на улице Альберта и в так называемом тихом центре, или посольском районе.

Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий, но лаконичное оформление внутренних помещений и задних дворов. Югендстиль - это страх пустоты и жизнь напоказ: максимально возможное количество архитектурных элементов на парадных входах и окнах должно было символизировать жизнь, смерть, любовь, отношения с соседями и даже причину семейных разногласий. Кружевные балконы, растительные орнаменты, диковинные вытянутые женские лица, невиданные драконы, часы, шпили, барельефы, изваяния львов, мифических сфинксов и химер; рижский югендстиль, где ни одна деталь не повторяет другую, смешивается в невероятную какофонию образов.

На улице Альберта, застроенной в период с 1903 по 1906 год, домов, в оформлении которых угадываются элементы стиля модерн, более 80%. Большинство зданий ныне превращены в офисные центры, некоторые пустуют или находятся на реконструкции. В доме номер 12 по улице Альберта, построенном для себя и своей семьи латышским архитектором Константином Пекшенсом в 1903 году, находится рижский Музей ар-нуво, башня которого служит визуальной доминантой окружающей застройки. Одно из главных украшений дома - спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. В музее воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века; он является завершающей точкой экскурсионного маршрута, рассказывающего об истории югендстиля в латвийской столице.





Всего домов, построенных в стиле модерн, в Риге более восьми сотен, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Рига - европейская столица югендстиля, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Музей ар-нуво, где воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Лестница в рижском Музее ар-нуво, Латвия // Наталья Староверова, сайт





В латвийской столице ежедневно проводятся экскурсионные туры, рассказывающие об истории рижского югендстиля. В случае, если вы путешествуете самостоятельно, о ближайших экскурсиях можно узнать в городском туристическом офисе, расположенном в Старой Риге, на площади Ливу. Средняя продолжительность прогулки - два часа. Впрочем, если в программе заявлено посещение Музея ар-нуво, то тур может продлиться три-четыре часа.

Как добраться

Большинство зданий, построенных в югендстиле, можно найти в центральной части , на улицах Альберта, Элизабетес (за улицей Кришьяна Валдемара, в сторону от центра), Антонияс, на бульварах Калпака, Стрелниеку и Рупниецибас.

Добраться из Москвы в Ригу можно прямыми рейсами , и . Из Санкт-Петербурга в столицу также летают авиакомпании и . Время в пути - 1 час 40 минут.

Автобусное сообщение соединяет Ригу с Москвой и Санкт-Петербургом; это самый дешевый способ попасть в столицу Латвии. Рейсы компаний Ecolines и Eurolines отправляются ежедневно, время в пути - 10-14 часов.

Рига является крупнейшим среди балтийских столиц железнодорожным узлом, связанным поездами с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Львовом, Симферополем (в летний период) и Гомелем. К поезду Львов - Рига в Вильнюсе прицепляется общий вагон для пассажиров, следующих из Литвы в Латвию.

Можно въехать в страну и на автомобиле. Для этого необходимо наличие водительского удостоверения международного образца, страховки на автомобиль для въезда на территорию Латвии (можно приобрести на любом из латвийских КПП на границах с Россией и Белоруссией: Терехово, Гребнево и другие). Время простоя на пограничных пунктах обычно достаточно продолжительно (особенно при выезде из Латвии) и сильно зависит от обстоятельств, поэтому следует либо запастись терпением, либо выбрать иной способ въезда. Расстояния от Риги по автодороге: Москва - 918 км, Санкт-Петербург - 641 км, Таллин - 307 км, Вильнюс - 291 км, Калининград - 378 км.

Расположение

Дома, построенные в югендстиле, можно обнаружить на улицах и бульварах исторического центра , в частности на улице Альберта и в посольском районе латвийской столицы.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня на блоге Рига Латвия стартует новая рубрика,- Архитектура Латвии . Это первая, вводная статья для новой рубрики. Что интересного будет в этой рубрике? Какими статьями я собираюсь её пополнять? Для начала, в рубрике Архитектура Латвии планирую сделать несколько разделов:

  • архитектура Латвии
  • история архитектуры Латвии
  • архитектура Риги
  • архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура
  • деревянная архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура Риги
  • архитектура различных районов Риги
  • архитектура других городов Латвии
  • архитектура Риги 13 века (с 13 и до 21, отдельно по векам)
  • архитектура Даугавпилса

Почему я решила сделать такую рубрику? Последнее время стала обращать внимание на то, сколько у нас в Риге красивых домов! Часто, проходя или проезжая мимо интересного дома, возникает интерес,- Что за дом? Когда и кем построен? Что тут было раньше и что сейчас? Хорошо, что есть интернет и фотоаппарат. Сначала я делаю несколько снимков заинтересовавшего объекта. Потом ищу информацию в интернете,- что же это за объект, привлёкший моё внимание.

Всё, что связано с архитектурой Латвии, особенно актуально с конца осени, до начала весны. Почему? Рига,- очень зелёный город. Латвия,- пока самая зелёная Европейская страна. Летом листва деревьев скрывает от нас большую часть красоты архитектуры большинства зданий и домов. А сейчас, как раз ещё успеваю начать рубрику Архитектура Латвии.

Кому может быть полезна моя архитектура Латвии? Всем, кто ищет информацию о каком-то здании или доме в Латвии. Возможно, я как раз его успела сфотографировать. Заранее прошу прощения у профессиональных архитекторов! Если вдруг что-то случайно напутаю, то это по незнанию… К архитектуре, истории и даже строительству я не имею ни малейшего отношения. За плечами,- Рижский Медицинский институт. Но, как-то постепенно поняла, что Архитектура Латвии мне очень интересна! :)))

С недавнего времени, я фанат деревянной архитектуры! Как жалко старые деревянные дома, которые были памятниками архитектуры, а сейчас никому не нужны и разваливаются у нас на глазах… Деревянных домов в Риге и Юрмале становится всё меньше и меньше. И как приятно полюбоваться недавно отреставрированным деревянным домиком. Деревянная архитектура Юрмалы деревянная архитектура Риги будут занимать много места в моей рубрике Архитектура Латвии.

А ещё в Риге сохранились старинные усадьбы. Я сначала просто сфотографировала разваливающийся дом, а потом нашла информацию, что это старинная усадьба и памятник деревянной архитектуры Риги:(((Деревянные усадьбы Пардаугавы,- фотографии уже сделала. Осталось,- найти информацию и подготовить статью к публикацию.

Во вторник, по случаю скидок в книжном магазине, купила в Глобусе Большой архитектурный путеводитель по Риге, Янис Крастиньш и Иварс Страутманис. Стала листать. У-у-у… некоторых домов из путеводителя уже не существует… А на том месте у нас будет Замок Света. Некоторую информацию из этой книги планирую использовать в статьях об архитектуре на этом блоге. Особенно фамилии архитекторов и год постройки…. «Lielais Rigas arhitekturas celvedis» . (Извиняюсь за грамматику, на латышский шрифт в кодировке блога перейти невозможно…)

Недавно дочке в школе задали интересное домашнее задание. Написать сочинение на тему: Архитектурные стили в Латвии. Каждый дом в сочинении надо было подтвердить тремя фотографиями:

  • дом в Риге, общий вид зданий
  • табличка на доме с указанием адреса
  • фото автора сочинения на фоне этих архитектурных объектов

Задание интересное! Взяли фотоаппарат, поехали в Старую Ригу, поснимали… А вот разобраться со стилями в архитектуре Латвии нам было сложно. Ведь в архитектуре Риги присутствуют все возможные архитектурные стили, распространенные в Европейских странах, начиная с глубокого средневековья. Пришлось искать информацию. В результате, очень упрощенно, но для начала подойдёт, получились примерно такие данные: Шпаргалка №1.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили различных эпох.

  • 13 в. — 16 в. Романизм, готика, ренисанс
  • 17 в. — начало 19 в. Барокко, классицизм
  • середина 19 в. — 1904 г. Эклектизм
  • 1899 г. — 1914 г. Югендстиль
  • 20 в. двадцатые — тридцатые годы,- Функционализм
  • вторая половина 20 века

(Цифры списала из упомянутого выше путеводителя, кому собирается использовать, ссылайтесь на авторов)

Вот, уже кое-какая ясность, проще будет разобраться. Отличная подсказка. Мы, когда искали материал для сочинения, такую не нашли… Разбирали каждый дом по-отдельности… В Архитектуре Латвии нашли вот такие архитектурные стили: Шпаргалка №2.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили.

  1. Романизм, романский стиль
  2. Готика
  3. Поздняя готика (неоготика)
  4. ренессанс
  5. маньеризм
  6. барокко
  7. классицизм
  8. эклектика
  9. югендстиль
  10. эклектически декоративный югендстиль
  11. статический югендстиль
  12. национальный романтизм
  13. Art Deco
  14. неоклассицизм
  15. функционализм
  16. неоэклектизм
  17. социалистический реализм
  18. постмодернизм
  19. поздний посмодернизм
  20. деконструктивизм
  21. hight tech

1. Романский стиль.

Самый древний архитектурный стиль 11 в. -12 в. Романский стиль характерен для религиозных сооружений. Присуще монументальность, ясность и рациональность конструкций. Производит впечатление мощности, прочности и приземленности. Массивные, толстые стены, узкие окна. Наследуются признаки римской архитектуры. Характерны полукруглые арки и своды, колонны. Украшения,- скульптурные композиции и фрагменты живописи. Монастыри, замки, крепости, соборы, церкви в романском стиле,- всегда гармонично вписывались в окружающую среду.

2. Готика.

Уже в 13 веке на смену романскому стилю приходит готика.

Готика начала развиваться в католических странах средневековой Европы. Остались в прошлом круглые арки романского стиля, массивные мощные стены и маленькие окошки. На смену пришли арки с заострённым верхом, узкие вытянутые срельчатые окна, узкие, вытянутые башенки и колонны. Фасад зданий богато украшен резными деталями. Многоцветные на стёклах окон. Все элементы готического стиля стараются подчеркнуть вертикаль сооружения. Перекрытия имеют сложное строение. Задача готических соборов и церквей,- как бы приблизить душу человека к Богу. Готические элементы,- вертикали, скульптуры, роспись,- оказывали сильное воздействие на верующих.

Примеры готического стиля в Латвии.

  • Рижский Собор. (R?gas Dome, Домский Собор)
  • Церковь Св. Петра. (Sv. P?tara bazn?ca)
  • Церковь Св. Яна (Sv. J??a bazn?ca)
  • Костел Св. Якова
  • Церковь Св. Иоанна
  • Дом Черноголовых
  • Дом рижского бюргера на Maza Pils (Три Брата в Старой Риге)
  • Церковь Святого Екаба. Сохранила в себе черты готического стиля больше, чем другие церкви.

Готические мотивы, Возвращение к готическим мотивам в XIX-XX веках:

  • Большая и Малая Гильдия
  • Конторский и жилой дома Большой Гильдии

3. Поздняя готика (неоготика)

Англиканская церковь

Очень умную и сложную историческую статью о готическом стиле в архитектуре Латвии прочитала тут. http://www.baltkurort.ru/latvia/publications/gothic/ Пересказать не берусь. Кто интересуется более подробно, почитайте!

Как я планирую писать статьи для рубрики Архитектура Латвии? План такой:

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес
  • название дома или здания и его функции
  • дата постройки
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль
  • история здания

Бесспорно, найдётся множество причин, ради которых стоило бы побывать в Риге, но для почитателей архитектуры важнейшая из них — сохранившиеся в отличном состоянии памятники рижского модерна. Во всём мире не отыскать такой концентрации архитектуры этого стиля, такого разнообразия его форм, как здесь — и неспроста Ригу величают метрополией югендстиля, а её исторический центр, где особенно ярко представлены его образцы, внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стоит сразу оговориться, что стиль модерн в разных странах называют по-разному: во Франции, к примеру, ар-нуво (фр. art nouveau , «новое искусство»), в Германии — югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль»), за рижским же модерном закрепилось немецкое название, но со скандинавским присвистом — «югендстиль».

Чтобы разобраться в его феномене, вспомним для начала историю города того периода. Во второй половине XIX века Рига, бывшая тогда центром Лифляндской губернии, пережила удивительное перерождение — из средневекового города-крепости довольно быстро превратилась в крупный торгово-промышленный и культурный центр Прибалтики. Население Риги за полвека выросло в разы: если в 1840 году в городе проживало около шестидесяти тысяч человек, то в 1897-м уже 282 230. Продолжало оно увеличиваться и в начале ХХ века, и к 1913 году, перевалив за полмиллиона, достигло 517 260 человек. Будучи пятым по величине городом Российской империи, Рига уступала лишь Санкт-Петербургу, Москве, Варшаве и Киеву.

К историческому ядру города, окруженному мощной системой оборонительных сооружений из земельных валов, бастионов и заполненных водой рвов, с северо-запада примыкала крепость-цитадель, на территории которой располагались исключительно сооружения военного значения. По фортификационным правилам, внутри этого ядра запрещалось строительство, а это существенно тормозило территориальное развитие Риги. Ситуацию исправили изданный в 1856 году императорский указ о ликвидации крепости, срытии валов и снятие запрета на строительство в предместьях многоэтажных каменных зданий. Вокруг Старой Риги образовался великолепный архитектурный ансамбль — полукольцо зелёных бульваров вдоль городского канала. Закипела стройка.

Если ещё в середине XIX века профессиональные архитекторы в Ригу приезжали преимущественно из зарубежья или Санкт-Петербурга, то уже с конца XIX века здесь практиковались исключительно местные зодчие, получившие специальное образование в Рижском политехническом институте (Rīgas Tehniskā universitāte). Основанный в 1862 году, он стал одним из первых технических институтов Российской империи, а архитектурный факультет, открытый в 1869 году, превратил Ригу в центр архитектурного образования, выпускники его задавали тон в архитектурной моде во всей России.

До 1878 года строительным делом в городе ведал Кеммерейный суд. При нём тогда было аккредитовано всего пятнадцать архитекторов — преимущественно выпускники учебных заведений Берлина и Санкт-Петербурга. В середине 1890-х годов практиковали уже сорок зодчих, 25 из которых были выпускниками Рижского политехнического, а в 1910-е — около семидесяти, 56 из которых получили рижское образование.

«Взбешённый червяк»

В архитектуру Риги модерн, сменяя постепенно эклектизм, пришёл в самые последние годы XIX века. Благодаря профессиональной периодике, личным контактам зодчих рижане были прекрасно осведомлены о новых веяниях в культурной жизни России, Европы и США. Ряд рижских архитекторов — немцев по происхождению — совершенствовали своё профессиональное мастерство в Берлине, Штутгарте, Дрездене, стажировались в Вене, Париже, Хельсинки. Поэтому архитектура Риги испытала заметное влияние немецкой и австрийской школ. Имело место влияние и финнов, и это особенно хорошо заметно в одном из формальных течений рижского модерна — национальном романтизме.

Однако путь к «молодому стилю» не был беспрепятственным. Господствовавший в те годы эклектизм не сразу сдал свои позиции — эклектичные каменные здания появлялись в Риге вплоть до 1905 года, ещё более устойчивым этот стиль проявил себя в деревянном зодчестве.

На рубеже веков на страницах профильных изданий и журналов Риги разворачивались нешуточные словесные баталии по поводу новомодного стиля. Так, в начале 1900 года в газете «Вестник Балтики» латышский публицист Видрижуа Петерис спорил со Львом Николаевичем Толстым (1828-1910), считавшим модерн декадентством:

Пусть архитектор наш не имитирует древних городов, готику или рококо, которые не годятся для современной жизни, а лишь образуют дисгармонию с современной одеждой. Мы не хотим на нашем севере сажать южные пальмы и не будем ждать, когда апельсины созреют на наших яблонях. Пусть он строит в современном духе, с такими формами и украшениями, которые бы отразили наше время с его жизненными запросами.

С одной стороны, модерн на рубеже веков стремительно набирал популярность, с другой же — образовалась оппозиционная группа, воспринимавшая югендстиль как извращение. Модерн они называли не иначе как стиль каракулей, стиль ленточных червей или даже стиль «взбешённый червяк».

Однако суть «нового искусства» заключалась вовсе не в его декоре, как ошибочно полагали многие. За внешним скрывалась качественно новая связь между утилитарным назначением здания и его художественным решением. В архитектуре эклектизма внутреннее пространство подчинялось внешней форме. Модерн же пошёл от обратного: в формировании архитектурного облика здания решающую роль стало играть функциональное назначение внутренних помещений. Проектирование зданий в духе эклектизма требовало фронтальной композиции, соблюдения симметрии, разделения фасадов на главный, за которым скрывалась парадная часть квартиры, и задний — выходящий во двор и неприметный. Модерн же поставил иную задачу — достичь удобной и целесообразной планировки, рационально сгруппировать помещения с учётом их функциональных связей. По этой причине исчезла симметрия, стёрлись границы между парадной и «задней» зонами, все фасады стали равноценными.

В 1930-е годы архитектор Хайнц Пиранг (Heinz Pirang, 1876-1936) писал:

Около 1900 года пришёл оппозиционный модерн, который „создавая“ новые формы, решительно отказался от любой имитации. Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой.

С этим невозможно согласиться. С 1902-го по 1914-й практически все рижские архитекторы использовали в своём творчестве приёмы модерна и его декоративные формы. В зданиях этого времени почти невозможно найти те, в котором так или иначе не проявился югендстиль — даже если создавались они в духе иных архитектурно-художественных концепций. Если уж и до наших дней сохранилось множество образцов модерна, помимо улицы Альберта, что уж говорить про 1930-е!

Фантазии сумасшедшего пирожника

Одним из самых самобытных архитекторов рижского югендстиля был Михаил Эйзенштейн (1867-1921). Он так любил всякие украшательства, что его дома невозможно перепутать ни с какими иными — их найдут даже те, кто в целом равнодушен к архитектуре.

В Риге по планам Эйзенштейна было построено около двух десятков многоэтажных доходных домов. Стоит оговориться, что рижским архитекторам на рубеже веков чаще всего приходилось иметь дело именно с доходными домами — в то время как, к примеру, их московские и петербургские коллеги имели возможность оттачивать своё мастерство и воплощать в жизнь свои фантазии, строя вокзалы, банки, торговые комплексы или особняки. Особое значение для рижского югендстиля имело здание берлинского универмага «Вертгейм» работы Альфреда Месселя (Alfred Messel, 1853-1909). На фасадах этого сооружения из железобетона господствовал ритм вертикальных опор. Остальную поверхность занимали окна. Это здание Месселя дало название одному из формальных течений модерна — «Warenhaus stil», стиль универмагов, промышленно-торговый стиль; он хорошо соответствовал архитектуре жилых доходных домов, столь популярных в Риге.

Фасады доходных домов Эйзенштейна — это букет самых неожиданных и поразительных форм и элементов орнаментальной и декоративной пластики. Многие из них — к примеру, на Элизабетес 33 или Альберта 13 — представляют насыщенный до отказа набор элементов. Орнамент модерна здесь причудливо переплетается с формами разных исторических стилей. Так, на фасаде здания Элизабетес 33 элементы модерна сочетаются с мотивами романской архитектуры, стилей ренессанс, барокко и классицизм. Тысячелетняя история архитектуры — в одном строении!

Фасады своих построек Эйзенштейн в изобилии заполнял различными сочетаниями геометрических линий, прямоугольников, окружностей и овалов, мотивами стилизованных цветов, затейливыми масками, перекошенными гримасами ужаса. Львы и крылатые чудовища, странные сфинксы и томные обнажённые женские фигуры. Что интересно, Михаил Осипович слыл заядлым театралом, особенно он любил оперу и тех прелестниц, что её исполняли. Многие его современники угадывали в женских маскаронах, украшавших фасады его зданий, лица популярных оперных певиц.

Важную роль в решении фасада играли у Эйзенштейна и архитектурные элементы — балконы и эркеры, ложные этажи, окна непривычной конфигурации, а также отделочные материалы: вставки из глазурованного кирпича или керамических плиток разного типа и цвета.

Бесспорно, рижский югендстиль узнаваем во многом благодаря работам именно Эйзенштейна, но современники оценивали творчество этого фантазёра весьма противоречиво, даже прозвали его «сумасшедшим пирожником». Слабым местом архитектуры Михаила Осиповича считают планировку домов — она никогда не отличалась функциональными достоинствами и кажется, скорее, приложением к роскошному фасаду. Но в то же время Михаил Эйзенштейн с поразительной лёгкостью в короткие сроки сменил свой творческий почерк. В 1900-м по его проекту был построен типично эклектичный дом 16 по улице Маргариетас. А через год подобный же — дом 18 по улице Дзирнаву.

Было совершенно очевидно, что дальнейшее развитие архитектуры в духе излишнего декоративизма Эйзенштейна — это тупиковый вариант. Так что начиная с 1907 года новые здания в Риге с чрезмерно украшенными фасадами больше не возводились. Большинство архитекторов сконцентрировало своё внимание не столько на декоративном формотворчестве, сколько на поиске рациональной удобной планировки.

Как именно взаимодействовали рационалистические тенденции с романтической стилизацией исторических форм, можно наблюдать в творчестве многих рижских архитекторов рубежа веков, а в особенности — у Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs,1858-1945).

Наиболее значительная его работа — здание бывшего Коммерческого училища Биржевого комитета. В наши дни в этом здании расположилась Латвийская академия художеств (Latvijas Mākslas Akademija, бульвар Калпака, дом 13). «Одетое» по настоянию заказчика в роскошную готическую форму, от модерна оно получило рационально продуманный, функционально обоснованный и асимметрично построенный план. Бокслаф использовал тут новый планировочный принцип, который условно называют центростремительным. Все помещения здания словно устремляются к пространственному центру, композиционной доминанте, роль которой исполняет парадная лестница.

Что интересно, в архитектуре модерна лестница становилась композиционным центром довольно часто. Можно, к примеру, вспомнить спроектированный Фёдором Шехтелем (1859-1926) московский особняк Рябушинского, центром которого стала роскошная парадная лестница в форме волны.

Латышские романтики

Начало ХХ века в Риге совпало не только с экономическим подъёмом, но и с важными переменами в социальной и национальной структуре населения города, где заметно укрепили свои позиции латыши. Латышская буржуазия, заняв прочные позиции в экономике, практически монополизировала строительство жилых домов. Их «соучастниками» стала плеяда латышских архитекторов, начавшая свой творческий путь в начале прошлого столетия: Янис Алкснис (Jānis Alksnis, 1869-1939), Александр Ванаг (Aleksandrs Vanags, 1873-1919), Эйженс Лаубе (Eižens Laube, 1880-1967) и другие. Они присоединились к Константину Пекшенсу (Konstantīns Pēkšēns, 1859-1926) и Оскару Бару (1848-1914).

Среди разнообразных течений модерна особенно выделяются здания, построенные этими латышскими архитекторами в 1905-1910 годах. В этих работах поиски современной формы органично сплелись с попытками создать самостоятельную, национально-самобытную архитектуру. Зачастую их здания причисляют к отдельному стилистическому направлению — национальному романтизму. В таком духе выполнен, к примеру, дом 11 по улице Альберта (архитектор Эйженс Лаубе): скошенные оконные проёмы, имитирующие деревянную архитектуру детали. Здесь очевидно стремление латышских зодчих создать свою национальную архитектуру, используя творчески преображённые формы деревянного строительства, этнографический орнамент и элементы народного декоративного искусства.

Многие национальные мотивы и орнаменты непосредственно появились на фасадах зданий. Например, — на гладком фасаде дома 26 по улице Чака в нескольких местах использован орнамент, графический рисунок которого напоминает латышские национальные узоры. А рельефная надпись «Mans nams — mana pils» (Мой дом — моя крепость) метко отражает идеалы нового латышского буржуа. Своеобразные проёмы со скошенными верхними углами ассоциируются с характерным силуэтом зданий деревянного народного зодчества.

Рижский югендстиль — явление уникальное. По улочкам этого города можно бродить целыми днями, вдумчиво разглядывая элементы динамичного экспрессивного декора или восхищаясь простотой форм зданий — бродить можно долго, но двух одинаковых зданий не сыскать!

- (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля модерн … Современная энциклопедия

- (нем. Jugendstil) немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала Югенд (основан в 1896) … Большой Энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля модерн. Произошло от названия мюнхенского журнала Jugend , пропагандировавшего… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 2 модерн (5) стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Югендстиль - (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля “модерн”. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд» (основан в 1896). * * * ЮГЕНДСТИЛЬ ЮГЕНДСТИЛЬ (нем. Jugendstil), немецкое название стиля «модерн» (см. МОДЕРН) , от названия мюнхенского журнала «Югенд»… … Энциклопедический словарь

- («Югендстиль») принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля «Модерн». Произошло от название мюнхенского журнала «Jugend» (1896), пропагандировавшего этот стиль … Большая советская энциклопедия

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн». Произошло от названия мюнхенского журнала «Jugend», пропагандировавшего этот… … Художественная энциклопедия

- [дэ], а; м. [франц. moderne новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, противопоставлявшее себя эклектическому искусству предшественников, стремившееся к эстетической… … Энциклопедический словарь

Запрос «Динабург» перенаправляется сюда; о футбольном клубе см. Динабург (футбольный клуб). Город Даугавпилс латыш. Daugavpils Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Журнал "Jugend" . 1896, №№ 1 - 52 , . Мюнхен, 1896. Издательство: G. Hirth"s Verlag in Munchen and Leipzig. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. "Югенд" - Мюнхенский еженедельник искусства и жизни - немецкий (баварский)…
  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…