Рига мне больше всего запомнилась именно свой застройкой в стиле модерн. Несколько сотен зданий, никак не меньше, составляют примерно треть от всей планировки центральной части города и это смотрится действительно прекрасно. И именно благодаря этому, исторический центр города Риги внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Югендстиль (Jugendstil в Германии, Art Noveau во Франции, modernismo в Испании, Sezessionsstil в Австрии, Stile Liberty или Stile Floreale в Италии) в Европе появился на рубеже 19 и 20 веков и свое победное шествие продолжил вплоть до Первой мировой войны.
Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом, это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий или полей, витражей. Однако важен для стиля не только парадный фасад, а общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» означает и интерьер, форму столовых приборов и даже гардероб обитателей. Последнее вы можете увидеть воочию, будучи в Риге и посетив музей Югендстиля , который находится в квартире, где до 1907 года жил и работал великий латвийский архитектор Константин Пекшен.
Наружность дома подкреплена и внутренним декором. Здание музея было построено в 1900 году как частный дом К. Пекшена. В музее восстановили аутентичный интерьер 1903 года.
Я находился в Риге всего 2 дня и понятно, что весь модерн города не посмотреть за такой срок и пусть эта карта будет тому подтверждение, на ней обозначены все здания в стиле модерн в центре города.
Поэтому если у вас будет такой же небольшой срок нахождения в Риге, рекомендую целенаправленно направляться к улице Альберта - жемчужине югендстиля. Памятниками архитектуры здесь признаны 8 домов. Большая часть домов на улице Альберта построена по проектам Михаила Эйзенштейна.
Многое реставрируется...
А многое нет.
Одно из самых выразительных зданий, выполненных в стиле эклетично-декоративного модерна, с насыщенной декоративной отделкой фасадов. Считается первым зданием инженера-архитектора Эйзенштейна на этой улице. Строительство практически было закончено в 1903 году, тем не менее дом начал функционировать как доходный лишь с 1908 года. Совсем недавно, в начале 2010 года, была завершена реставрация здания. Здание отличает нарядный, богато и симметрично декорированный эркер, пилястры увенчаны женскими маскеронами, аллюзивно отсылающими к мотивам египетской мифологии; разговорное название для этого дома — «саркофаг».
Самая роскошная часть здания - центральный резалит, который ассоциируется с древом, в верхней части которого расположена голова льва - символ силы и могущества.
Тоже очень живописное здание расположилось на улице Альберта под номером 13. Дом Эйзенштейна, пропитанный неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.
Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания.
Вторая по значимости модерн-улиц города является улица Элизабетес, находящаяся в этом же районе города. особенно я бы выделил дом под номером 10b, построенное Эйзенштейном в 1903 году.
Особенно выделяется венчающая фасад композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур.
Другие детали других домов.
Архитектор этого дома - Рудольф Цирковиц, 1903 год.
Фигура женщины с лирой в руках символизирует искусство и красоту.
Просто для контраста выложу фото рядом стоящего дома - постройки скорее всего уже советского прошлого Риги. Представьте сами насколько убого может выглядеть такая архитектура на фоне застройки модерна...
Но вернёмся к прекрасному. Название для этого дома само прыгает на язык - пчелиный. Архитектор - Константин Пекшен, 1909 год.
В декоративной отделке использован мотив пчёл - символ трудолюбия и усердия.
А тут полным ходом идёт реставрация. Архитектор - Рудольф Цирквиц, 1899-1900 год.
Торгово-жилой дом на улице Калею, 23. Архитектор Мандельштам, 1903 год. декор здание имеет гармоничные геометрические формы. Их удачно дополняет стилизованный орнамент листвы дерева на портале и мотив солнца.
Югендстиль не обязательно должен быть "кричащим", он может быть просто приятной выделяющейся формы и цвета.
Нельзя не упомянуть и"Кошкин дом" - здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. В настоящий момент является одной из самых «легендарных» построек в Старом городе.
Фигуры кошек на башенках овеяны легендами и придают дому характерное для зданий модерна настроение.
Рига - европейская столица югендстиля: каждое третье здание в латвийской столице выполнено в стиле модерн, популярном в Европе во второй половине XIX - начале ХХ века. Всего таких домов более восьми сотен, и большинство из них сосредоточено на улице Альберта и в так называемом тихом центре, или посольском районе.
Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий, но лаконичное оформление внутренних помещений и задних дворов. Югендстиль - это страх пустоты и жизнь напоказ: максимально возможное количество архитектурных элементов на парадных входах и окнах должно было символизировать жизнь, смерть, любовь, отношения с соседями и даже причину семейных разногласий. Кружевные балконы, растительные орнаменты, диковинные вытянутые женские лица, невиданные драконы, часы, шпили, барельефы, изваяния львов, мифических сфинксов и химер; рижский югендстиль, где ни одна деталь не повторяет другую, смешивается в невероятную какофонию образов.
На улице Альберта, застроенной в период с 1903 по 1906 год, домов, в оформлении которых угадываются элементы стиля модерн, более 80%. Большинство зданий ныне превращены в офисные центры, некоторые пустуют или находятся на реконструкции. В доме номер 12 по улице Альберта, построенном для себя и своей семьи латышским архитектором Константином Пекшенсом в 1903 году, находится рижский Музей ар-нуво, башня которого служит визуальной доминантой окружающей застройки. Одно из главных украшений дома - спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. В музее воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века; он является завершающей точкой экскурсионного маршрута, рассказывающего об истории югендстиля в латвийской столице.
Всего домов, построенных в стиле модерн, в Риге более восьми сотен, Латвия // Наталья Староверова, сайт
Рига - европейская столица югендстиля, Латвия // Наталья Староверова, сайт
Музей ар-нуво, где воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века, Латвия // Наталья Староверова, сайт
Лестница в рижском Музее ар-нуво, Латвия // Наталья Староверова, сайт
В латвийской столице ежедневно проводятся экскурсионные туры, рассказывающие об истории рижского югендстиля. В случае, если вы путешествуете самостоятельно, о ближайших экскурсиях можно узнать в городском туристическом офисе, расположенном в Старой Риге, на площади Ливу. Средняя продолжительность прогулки - два часа. Впрочем, если в программе заявлено посещение Музея ар-нуво, то тур может продлиться три-четыре часа.
Как добраться
Большинство зданий, построенных в югендстиле, можно найти в центральной части , на улицах Альберта, Элизабетес (за улицей Кришьяна Валдемара, в сторону от центра), Антонияс, на бульварах Калпака, Стрелниеку и Рупниецибас.
Добраться из Москвы в Ригу можно прямыми рейсами , и . Из Санкт-Петербурга в столицу также летают авиакомпании и . Время в пути - 1 час 40 минут.
Автобусное сообщение соединяет Ригу с Москвой и Санкт-Петербургом; это самый дешевый способ попасть в столицу Латвии. Рейсы компаний Ecolines и Eurolines отправляются ежедневно, время в пути - 10-14 часов.
Рига является крупнейшим среди балтийских столиц железнодорожным узлом, связанным поездами с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Львовом, Симферополем (в летний период) и Гомелем. К поезду Львов - Рига в Вильнюсе прицепляется общий вагон для пассажиров, следующих из Литвы в Латвию.
Можно въехать в страну и на автомобиле. Для этого необходимо наличие водительского удостоверения международного образца, страховки на автомобиль для въезда на территорию Латвии (можно приобрести на любом из латвийских КПП на границах с Россией и Белоруссией: Терехово, Гребнево и другие). Время простоя на пограничных пунктах обычно достаточно продолжительно (особенно при выезде из Латвии) и сильно зависит от обстоятельств, поэтому следует либо запастись терпением, либо выбрать иной способ въезда. Расстояния от Риги по автодороге: Москва - 918 км, Санкт-Петербург - 641 км, Таллин - 307 км, Вильнюс - 291 км, Калининград - 378 км.
Расположение
Дома, построенные в югендстиле, можно обнаружить на улицах и бульварах исторического центра , в частности на улице Альберта и в посольском районе латвийской столицы.
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня на блоге Рига Латвия стартует новая рубрика,- Архитектура Латвии . Это первая, вводная статья для новой рубрики. Что интересного будет в этой рубрике? Какими статьями я собираюсь её пополнять? Для начала, в рубрике Архитектура Латвии планирую сделать несколько разделов:
- архитектура Латвии
- история архитектуры Латвии
- архитектура Риги
- архитектура Юрмалы
- деревянная архитектура
- деревянная архитектура Юрмалы
- деревянная архитектура Риги
- архитектура различных районов Риги
- архитектура других городов Латвии
- архитектура Риги 13 века (с 13 и до 21, отдельно по векам)
- архитектура Даугавпилса
Почему я решила сделать такую рубрику? Последнее время стала обращать внимание на то, сколько у нас в Риге красивых домов! Часто, проходя или проезжая мимо интересного дома, возникает интерес,- Что за дом? Когда и кем построен? Что тут было раньше и что сейчас? Хорошо, что есть интернет и фотоаппарат. Сначала я делаю несколько снимков заинтересовавшего объекта. Потом ищу информацию в интернете,- что же это за объект, привлёкший моё внимание.
Всё, что связано с архитектурой Латвии, особенно актуально с конца осени, до начала весны. Почему? Рига,- очень зелёный город. Латвия,- пока самая зелёная Европейская страна. Летом листва деревьев скрывает от нас большую часть красоты архитектуры большинства зданий и домов. А сейчас, как раз ещё успеваю начать рубрику Архитектура Латвии.
Кому может быть полезна моя архитектура Латвии? Всем, кто ищет информацию о каком-то здании или доме в Латвии. Возможно, я как раз его успела сфотографировать. Заранее прошу прощения у профессиональных архитекторов! Если вдруг что-то случайно напутаю, то это по незнанию… К архитектуре, истории и даже строительству я не имею ни малейшего отношения. За плечами,- Рижский Медицинский институт. Но, как-то постепенно поняла, что Архитектура Латвии мне очень интересна! :)))
С недавнего времени, я фанат деревянной архитектуры! Как жалко старые деревянные дома, которые были памятниками архитектуры, а сейчас никому не нужны и разваливаются у нас на глазах… Деревянных домов в Риге и Юрмале становится всё меньше и меньше. И как приятно полюбоваться недавно отреставрированным деревянным домиком. Деревянная архитектура Юрмалы деревянная архитектура Риги будут занимать много места в моей рубрике Архитектура Латвии.
А ещё в Риге сохранились старинные усадьбы. Я сначала просто сфотографировала разваливающийся дом, а потом нашла информацию, что это старинная усадьба и памятник деревянной архитектуры Риги:(((Деревянные усадьбы Пардаугавы,- фотографии уже сделала. Осталось,- найти информацию и подготовить статью к публикацию.
Во вторник, по случаю скидок в книжном магазине, купила в Глобусе Большой архитектурный путеводитель по Риге, Янис Крастиньш и Иварс Страутманис. Стала листать. У-у-у… некоторых домов из путеводителя уже не существует… А на том месте у нас будет Замок Света. Некоторую информацию из этой книги планирую использовать в статьях об архитектуре на этом блоге. Особенно фамилии архитекторов и год постройки…. «Lielais Rigas arhitekturas celvedis» . (Извиняюсь за грамматику, на латышский шрифт в кодировке блога перейти невозможно…)
Недавно дочке в школе задали интересное домашнее задание. Написать сочинение на тему: Архитектурные стили в Латвии. Каждый дом в сочинении надо было подтвердить тремя фотографиями:
- дом в Риге, общий вид зданий
- табличка на доме с указанием адреса
- фото автора сочинения на фоне этих архитектурных объектов
Задание интересное! Взяли фотоаппарат, поехали в Старую Ригу, поснимали… А вот разобраться со стилями в архитектуре Латвии нам было сложно. Ведь в архитектуре Риги присутствуют все возможные архитектурные стили, распространенные в Европейских странах, начиная с глубокого средневековья. Пришлось искать информацию. В результате, очень упрощенно, но для начала подойдёт, получились примерно такие данные: Шпаргалка №1.
Архитектура Латвии. Архитектурные стили различных эпох.
- 13 в. — 16 в. Романизм, готика, ренисанс
- 17 в. — начало 19 в. Барокко, классицизм
- середина 19 в. — 1904 г. Эклектизм
- 1899 г. — 1914 г. Югендстиль
- 20 в. двадцатые — тридцатые годы,- Функционализм
- вторая половина 20 века
(Цифры списала из упомянутого выше путеводителя, кому собирается использовать, ссылайтесь на авторов)
Вот, уже кое-какая ясность, проще будет разобраться. Отличная подсказка. Мы, когда искали материал для сочинения, такую не нашли… Разбирали каждый дом по-отдельности… В Архитектуре Латвии нашли вот такие архитектурные стили: Шпаргалка №2.
Архитектура Латвии. Архитектурные стили.
- Романизм, романский стиль
- Готика
- Поздняя готика (неоготика)
- ренессанс
- маньеризм
- барокко
- классицизм
- эклектика
- югендстиль
- эклектически декоративный югендстиль
- статический югендстиль
- национальный романтизм
- Art Deco
- неоклассицизм
- функционализм
- неоэклектизм
- социалистический реализм
- постмодернизм
- поздний посмодернизм
- деконструктивизм
- hight tech
1. Романский стиль.
Самый древний архитектурный стиль 11 в. -12 в. Романский стиль характерен для религиозных сооружений. Присуще монументальность, ясность и рациональность конструкций. Производит впечатление мощности, прочности и приземленности. Массивные, толстые стены, узкие окна. Наследуются признаки римской архитектуры. Характерны полукруглые арки и своды, колонны. Украшения,- скульптурные композиции и фрагменты живописи. Монастыри, замки, крепости, соборы, церкви в романском стиле,- всегда гармонично вписывались в окружающую среду.
2. Готика.
Уже в 13 веке на смену романскому стилю приходит готика.
Готика начала развиваться в католических странах средневековой Европы. Остались в прошлом круглые арки романского стиля, массивные мощные стены и маленькие окошки. На смену пришли арки с заострённым верхом, узкие вытянутые срельчатые окна, узкие, вытянутые башенки и колонны. Фасад зданий богато украшен резными деталями. Многоцветные на стёклах окон. Все элементы готического стиля стараются подчеркнуть вертикаль сооружения. Перекрытия имеют сложное строение. Задача готических соборов и церквей,- как бы приблизить душу человека к Богу. Готические элементы,- вертикали, скульптуры, роспись,- оказывали сильное воздействие на верующих.
Примеры готического стиля в Латвии.
- Рижский Собор. (R?gas Dome, Домский Собор)
- Церковь Св. Петра. (Sv. P?tara bazn?ca)
- Церковь Св. Яна (Sv. J??a bazn?ca)
- Костел Св. Якова
- Церковь Св. Иоанна
- Дом Черноголовых
- Дом рижского бюргера на Maza Pils (Три Брата в Старой Риге)
- Церковь Святого Екаба. Сохранила в себе черты готического стиля больше, чем другие церкви.
Готические мотивы, Возвращение к готическим мотивам в XIX-XX веках:
- Большая и Малая Гильдия
- Конторский и жилой дома Большой Гильдии
3. Поздняя готика (неоготика)
Англиканская церковь
Очень умную и сложную историческую статью о готическом стиле в архитектуре Латвии прочитала тут. http://www.baltkurort.ru/latvia/publications/gothic/ Пересказать не берусь. Кто интересуется более подробно, почитайте!
Как я планирую писать статьи для рубрики Архитектура Латвии? План такой:
- фотографирую объект, публикую фото
- адрес
- название дома или здания и его функции
- дата постройки
- фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
- архитектурный стиль
- история здания
Бесспорно, найдётся множество причин, ради которых стоило бы побывать в Риге, но для почитателей архитектуры важнейшая из них — сохранившиеся в отличном состоянии памятники рижского модерна. Во всём мире не отыскать такой концентрации архитектуры этого стиля, такого разнообразия его форм, как здесь — и неспроста Ригу величают метрополией югендстиля, а её исторический центр, где особенно ярко представлены его образцы, внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стоит сразу оговориться, что стиль модерн в разных странах называют по-разному: во Франции, к примеру, ар-нуво (фр. art nouveau , «новое искусство»), в Германии — югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль»), за рижским же модерном закрепилось немецкое название, но со скандинавским присвистом — «югендстиль».
Чтобы разобраться в его феномене, вспомним для начала историю города того периода. Во второй половине XIX века Рига, бывшая тогда центром Лифляндской губернии, пережила удивительное перерождение — из средневекового города-крепости довольно быстро превратилась в крупный торгово-промышленный и культурный центр Прибалтики. Население Риги за полвека выросло в разы: если в 1840 году в городе проживало около шестидесяти тысяч человек, то в 1897-м уже 282 230. Продолжало оно увеличиваться и в начале ХХ века, и к 1913 году, перевалив за полмиллиона, достигло 517 260 человек. Будучи пятым по величине городом Российской империи, Рига уступала лишь Санкт-Петербургу, Москве, Варшаве и Киеву.
К историческому ядру города, окруженному мощной системой оборонительных сооружений из земельных валов, бастионов и заполненных водой рвов, с северо-запада примыкала крепость-цитадель, на территории которой располагались исключительно сооружения военного значения. По фортификационным правилам, внутри этого ядра запрещалось строительство, а это существенно тормозило территориальное развитие Риги. Ситуацию исправили изданный в 1856 году императорский указ о ликвидации крепости, срытии валов и снятие запрета на строительство в предместьях многоэтажных каменных зданий. Вокруг Старой Риги образовался великолепный архитектурный ансамбль — полукольцо зелёных бульваров вдоль городского канала. Закипела стройка.
Если ещё в середине XIX века профессиональные архитекторы в Ригу приезжали преимущественно из зарубежья или Санкт-Петербурга, то уже с конца XIX века здесь практиковались исключительно местные зодчие, получившие специальное образование в Рижском политехническом институте (Rīgas Tehniskā universitāte). Основанный в 1862 году, он стал одним из первых технических институтов Российской империи, а архитектурный факультет, открытый в 1869 году, превратил Ригу в центр архитектурного образования, выпускники его задавали тон в архитектурной моде во всей России.
До 1878 года строительным делом в городе ведал Кеммерейный суд. При нём тогда было аккредитовано всего пятнадцать архитекторов — преимущественно выпускники учебных заведений Берлина и Санкт-Петербурга. В середине 1890-х годов практиковали уже сорок зодчих, 25 из которых были выпускниками Рижского политехнического, а в 1910-е — около семидесяти, 56 из которых получили рижское образование.
«Взбешённый червяк»
В архитектуру Риги модерн, сменяя постепенно эклектизм, пришёл в самые последние годы XIX века. Благодаря профессиональной периодике, личным контактам зодчих рижане были прекрасно осведомлены о новых веяниях в культурной жизни России, Европы и США. Ряд рижских архитекторов — немцев по происхождению — совершенствовали своё профессиональное мастерство в Берлине, Штутгарте, Дрездене, стажировались в Вене, Париже, Хельсинки. Поэтому архитектура Риги испытала заметное влияние немецкой и австрийской школ. Имело место влияние и финнов, и это особенно хорошо заметно в одном из формальных течений рижского модерна — национальном романтизме.
Однако путь к «молодому стилю» не был беспрепятственным. Господствовавший в те годы эклектизм не сразу сдал свои позиции — эклектичные каменные здания появлялись в Риге вплоть до 1905 года, ещё более устойчивым этот стиль проявил себя в деревянном зодчестве.
На рубеже веков на страницах профильных изданий и журналов Риги разворачивались нешуточные словесные баталии по поводу новомодного стиля. Так, в начале 1900 года в газете «Вестник Балтики» латышский публицист Видрижуа Петерис спорил со Львом Николаевичем Толстым (1828-1910), считавшим модерн декадентством:
Пусть архитектор наш не имитирует древних городов, готику или рококо, которые не годятся для современной жизни, а лишь образуют дисгармонию с современной одеждой. Мы не хотим на нашем севере сажать южные пальмы и не будем ждать, когда апельсины созреют на наших яблонях. Пусть он строит в современном духе, с такими формами и украшениями, которые бы отразили наше время с его жизненными запросами.
С одной стороны, модерн на рубеже веков стремительно набирал популярность, с другой же — образовалась оппозиционная группа, воспринимавшая югендстиль как извращение. Модерн они называли не иначе как стиль каракулей, стиль ленточных червей или даже стиль «взбешённый червяк».
Однако суть «нового искусства» заключалась вовсе не в его декоре, как ошибочно полагали многие. За внешним скрывалась качественно новая связь между утилитарным назначением здания и его художественным решением. В архитектуре эклектизма внутреннее пространство подчинялось внешней форме. Модерн же пошёл от обратного: в формировании архитектурного облика здания решающую роль стало играть функциональное назначение внутренних помещений. Проектирование зданий в духе эклектизма требовало фронтальной композиции, соблюдения симметрии, разделения фасадов на главный, за которым скрывалась парадная часть квартиры, и задний — выходящий во двор и неприметный. Модерн же поставил иную задачу — достичь удобной и целесообразной планировки, рационально сгруппировать помещения с учётом их функциональных связей. По этой причине исчезла симметрия, стёрлись границы между парадной и «задней» зонами, все фасады стали равноценными.
В 1930-е годы архитектор Хайнц Пиранг (Heinz Pirang, 1876-1936) писал:
Около 1900 года пришёл оппозиционный модерн, который „создавая“ новые формы, решительно отказался от любой имитации. Он продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой.
С этим невозможно согласиться. С 1902-го по 1914-й практически все рижские архитекторы использовали в своём творчестве приёмы модерна и его декоративные формы. В зданиях этого времени почти невозможно найти те, в котором так или иначе не проявился югендстиль — даже если создавались они в духе иных архитектурно-художественных концепций. Если уж и до наших дней сохранилось множество образцов модерна, помимо улицы Альберта, что уж говорить про 1930-е!
Фантазии сумасшедшего пирожника
Одним из самых самобытных архитекторов рижского югендстиля был Михаил Эйзенштейн (1867-1921). Он так любил всякие украшательства, что его дома невозможно перепутать ни с какими иными — их найдут даже те, кто в целом равнодушен к архитектуре.
В Риге по планам Эйзенштейна было построено около двух десятков многоэтажных доходных домов. Стоит оговориться, что рижским архитекторам на рубеже веков чаще всего приходилось иметь дело именно с доходными домами — в то время как, к примеру, их московские и петербургские коллеги имели возможность оттачивать своё мастерство и воплощать в жизнь свои фантазии, строя вокзалы, банки, торговые комплексы или особняки. Особое значение для рижского югендстиля имело здание берлинского универмага «Вертгейм» работы Альфреда Месселя (Alfred Messel, 1853-1909). На фасадах этого сооружения из железобетона господствовал ритм вертикальных опор. Остальную поверхность занимали окна. Это здание Месселя дало название одному из формальных течений модерна — «Warenhaus stil», стиль универмагов, промышленно-торговый стиль; он хорошо соответствовал архитектуре жилых доходных домов, столь популярных в Риге.
Фасады доходных домов Эйзенштейна — это букет самых неожиданных и поразительных форм и элементов орнаментальной и декоративной пластики. Многие из них — к примеру, на Элизабетес 33 или Альберта 13 — представляют насыщенный до отказа набор элементов. Орнамент модерна здесь причудливо переплетается с формами разных исторических стилей. Так, на фасаде здания Элизабетес 33 элементы модерна сочетаются с мотивами романской архитектуры, стилей ренессанс, барокко и классицизм. Тысячелетняя история архитектуры — в одном строении!
Фасады своих построек Эйзенштейн в изобилии заполнял различными сочетаниями геометрических линий, прямоугольников, окружностей и овалов, мотивами стилизованных цветов, затейливыми масками, перекошенными гримасами ужаса. Львы и крылатые чудовища, странные сфинксы и томные обнажённые женские фигуры. Что интересно, Михаил Осипович слыл заядлым театралом, особенно он любил оперу и тех прелестниц, что её исполняли. Многие его современники угадывали в женских маскаронах, украшавших фасады его зданий, лица популярных оперных певиц.
Важную роль в решении фасада играли у Эйзенштейна и архитектурные элементы — балконы и эркеры, ложные этажи, окна непривычной конфигурации, а также отделочные материалы: вставки из глазурованного кирпича или керамических плиток разного типа и цвета.
Бесспорно, рижский югендстиль узнаваем во многом благодаря работам именно Эйзенштейна, но современники оценивали творчество этого фантазёра весьма противоречиво, даже прозвали его «сумасшедшим пирожником». Слабым местом архитектуры Михаила Осиповича считают планировку домов — она никогда не отличалась функциональными достоинствами и кажется, скорее, приложением к роскошному фасаду. Но в то же время Михаил Эйзенштейн с поразительной лёгкостью в короткие сроки сменил свой творческий почерк. В 1900-м по его проекту был построен типично эклектичный дом 16 по улице Маргариетас. А через год подобный же — дом 18 по улице Дзирнаву.
Было совершенно очевидно, что дальнейшее развитие архитектуры в духе излишнего декоративизма Эйзенштейна — это тупиковый вариант. Так что начиная с 1907 года новые здания в Риге с чрезмерно украшенными фасадами больше не возводились. Большинство архитекторов сконцентрировало своё внимание не столько на декоративном формотворчестве, сколько на поиске рациональной удобной планировки.
Как именно взаимодействовали рационалистические тенденции с романтической стилизацией исторических форм, можно наблюдать в творчестве многих рижских архитекторов рубежа веков, а в особенности — у Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs,1858-1945).
Наиболее значительная его работа — здание бывшего Коммерческого училища Биржевого комитета. В наши дни в этом здании расположилась Латвийская академия художеств (Latvijas Mākslas Akademija, бульвар Калпака, дом 13). «Одетое» по настоянию заказчика в роскошную готическую форму, от модерна оно получило рационально продуманный, функционально обоснованный и асимметрично построенный план. Бокслаф использовал тут новый планировочный принцип, который условно называют центростремительным. Все помещения здания словно устремляются к пространственному центру, композиционной доминанте, роль которой исполняет парадная лестница.
Что интересно, в архитектуре модерна лестница становилась композиционным центром довольно часто. Можно, к примеру, вспомнить спроектированный Фёдором Шехтелем (1859-1926) московский особняк Рябушинского, центром которого стала роскошная парадная лестница в форме волны.
Латышские романтики
Начало ХХ века в Риге совпало не только с экономическим подъёмом, но и с важными переменами в социальной и национальной структуре населения города, где заметно укрепили свои позиции латыши. Латышская буржуазия, заняв прочные позиции в экономике, практически монополизировала строительство жилых домов. Их «соучастниками» стала плеяда латышских архитекторов, начавшая свой творческий путь в начале прошлого столетия: Янис Алкснис (Jānis Alksnis, 1869-1939), Александр Ванаг (Aleksandrs Vanags, 1873-1919), Эйженс Лаубе (Eižens Laube, 1880-1967) и другие. Они присоединились к Константину Пекшенсу (Konstantīns Pēkšēns, 1859-1926) и Оскару Бару (1848-1914).
Среди разнообразных течений модерна особенно выделяются здания, построенные этими латышскими архитекторами в 1905-1910 годах. В этих работах поиски современной формы органично сплелись с попытками создать самостоятельную, национально-самобытную архитектуру. Зачастую их здания причисляют к отдельному стилистическому направлению — национальному романтизму. В таком духе выполнен, к примеру, дом 11 по улице Альберта (архитектор Эйженс Лаубе): скошенные оконные проёмы, имитирующие деревянную архитектуру детали. Здесь очевидно стремление латышских зодчих создать свою национальную архитектуру, используя творчески преображённые формы деревянного строительства, этнографический орнамент и элементы народного декоративного искусства.
Многие национальные мотивы и орнаменты непосредственно появились на фасадах зданий. Например, — на гладком фасаде дома 26 по улице Чака в нескольких местах использован орнамент, графический рисунок которого напоминает латышские национальные узоры. А рельефная надпись «Mans nams — mana pils» (Мой дом — моя крепость) метко отражает идеалы нового латышского буржуа. Своеобразные проёмы со скошенными верхними углами ассоциируются с характерным силуэтом зданий деревянного народного зодчества.
Рижский югендстиль — явление уникальное. По улочкам этого города можно бродить целыми днями, вдумчиво разглядывая элементы динамичного экспрессивного декора или восхищаясь простотой форм зданий — бродить можно долго, но двух одинаковых зданий не сыскать!
- (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля модерн … Современная энциклопедия
- (нем. Jugendstil) немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала Югенд (основан в 1896) … Большой Энциклопедический словарь
- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля модерн. Произошло от названия мюнхенского журнала Jugend , пропагандировавшего… … Художественная энциклопедия
Сущ., кол во синонимов: 2 модерн (5) стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Югендстиль - (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля “модерн”. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (нем. Jugendstil), немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд» (основан в 1896). * * * ЮГЕНДСТИЛЬ ЮГЕНДСТИЛЬ (нем. Jugendstil), немецкое название стиля «модерн» (см. МОДЕРН) , от названия мюнхенского журнала «Югенд»… … Энциклопедический словарь
- («Югендстиль») принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля «Модерн». Произошло от название мюнхенского журнала «Jugend» (1896), пропагандировавшего этот стиль … Большая советская энциклопедия
- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн». Произошло от названия мюнхенского журнала «Jugend», пропагандировавшего этот… … Художественная энциклопедия
- [дэ], а; м. [франц. moderne новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, противопоставлявшее себя эклектическому искусству предшественников, стремившееся к эстетической… … Энциклопедический словарь
Запрос «Динабург» перенаправляется сюда; о футбольном клубе см. Динабург (футбольный клуб). Город Даугавпилс латыш. Daugavpils Флаг Герб … Википедия
Книги
- Журнал "Jugend" . 1896, №№ 1 - 52 , . Мюнхен, 1896. Издательство: G. Hirth"s Verlag in Munchen and Leipzig. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. "Югенд" - Мюнхенский еженедельник искусства и жизни - немецкий (баварский)…
- Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…