Биографии

Сообщение о герои в а корнилов. Адмирал корнилов владимир алексеевич биография кратко. Молодой перспективный мичман

Корнилов Владимир Алексеевич (1806, Тверская губ. - 1854, Севастополь) - герой Крымской войны.

Родился в родовом имении отставного флотского офицера. В 1823 окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и служил на кораблях Балтийского флота. Боевое крещение принял на корабле "Азов" в Наваринском сражении (1827); отличился в русско-турецкую войну 1828 - 1829. Его учитель М.П. Лазарев полагал, что у Корнилова имеются "все качества отличного командира военного судна".После командования кораблями Балтийского и Черноморского флотов Корнилов в 1838 стал начальником штаба Черноморской эскадры, а в следующем году совместил эту работу с командованием 120-пушечным кораблем "Двенадцать апостолов", ставшим образцовым. Корнилов разработал систему обучения матросов и офицеров, являющуюся продолжением военно-педагогических воззрений А. В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. В 1846 был командирован в Англию для руководства строительством заказанных там паровых кораблей.

После командования кораблями Балтийского и Черноморского флотов Корнилов в 1838 стал начальником штаба Черноморской эскадры, а в следующем году совместил эту работу с командованием 120-пушечным кораблем "Двенадцать апостолов", ставшим образцовым. Корнилов разработал систему обучения матросов и офицеров, являющуюся продолжением военно-педагогических воззрений А. В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. В 1846 был командирован в Англию для руководства строительством заказанных там паровых кораблей. В 1848 Корнилов был произведен в контр-адмиралы, в 1849 - назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В 1852 Корнилов был произведен в вице-адмиралы и фактически командовал Черноморским флотом. Пытался добиться замены парусного флота паровым и перевооружить корабли. Был одним из создателей Севастопольской военно-морской библиотеки. Во время Крымской войны 1853 - 1856 Корнилов стал одним из организаторов и руководителей обороны Севастополя. Он сумел не только создать линию береговых укреплений, усилив ее артиллерией и флотскими экипажами, но и поддерживать высокий моральный дух защитников. 5 октября был смертельно ранен ядром на Малаховом кургане.


«Отстоим Севастополь» С картины В.Нестеренко.

1 (13) февраля 1806 года - родился Владимир Алексеевич Корнилов.

Имена Корнилова и П.С. Нахимова прочно связаны в нашем сознании с обороной Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов. Но если Нахимов по общему признанию был душой этой героической обороны, то Корнилов был ее мыслью и волей. Благодаря его организаторским усилиям возведенные в короткий срок укрепления, придали Севастополю такой грозный вид, что неприятель не решился нападать на него с моря, и приступил к длительной осаде с суши.

Корнилов во всех отношениях был выдающимся человеком. Его короткая, но яркая жизнь насыщена важными и интересными событиями. Он отличался необыкновенной энергией и горячо любил свою Родину. На протяжении всей своей службы Корнилов деятельно работал над формированием нравственного уровня моряков, который в таком величии проявился при защите Севастополя. Его любили как офицеры, так и матросы. Именно Корнилов вдохнул в них энергию и вселил веру в возможность обороны города.

Поразительно, но многие наши крупные флотоводцы как то уж очень быстро уходили из жизни, оставив нам неосуществлённые планы, хорошие начинания и несбывшиеся надежды. Вспомните, как в самом начале русско-шведской войны 1788-1790 годов внезапно заболел и умер Самуил Карлович Грейг, как погиб Степан Осипович Макаров, прокомандовав Порт-Артурской эскадрой всего один месяц, и как умер от простуды командующий Балтийским флотом Николай Оттович фон Эссен менее чем через год после начала первой мировой войны. В этом же ряду находится и Владимир Алексеевич Корнилов, который прекрасно организовал оборону Севастополя, и погиб во время первого массированного обстрела города.

Адмирал В.А. Корнилов: «Отстаивайте же Севастополь!»

С этими словами выдающийся русский адмирал Владимир Алексеевич Корнилов, обратился к защитникам Севастополя после смертельного ранения на Малаховом кургане 5 (17) октября 1854 года. Конечно, эти слова были сказаны в ту далекую войну, но значит ли это, что сейчас они утратили свою актуальность?


Владимир Алексеевич был представителем древнего дворянского рода Корниловых. Его отец посвятил себя морской службе. Командовал фрегатом в Красногорском сражении (1790 г.). После выхода в отставку в звании капитана 1 ранга, был губернатором Иркутска, затем Томска, после чего стал сенатором.

Дорога к морю

Сначала Владимир пошел по стопам отца, и в 16 лет закончив Морской корпус, получил первое офицерское звание - мичман. На первых порах служба не заладилась. С одной стороны, он вовсю увлекался прелестями столичной жизни, а с другой - прекрасно понимал и свой долг перед отечеством, и обязанности по присяге, и, наконец, правила офицерской чести. Но казенная рутина и бюрократия береговой службы, бессмысленная муштра последних лет царствования Александра I отталкивали его. Видя такое состояние сына, отец устроил его на корабль «Азов», к своему знакомому Михаилу Петровичу Лазареву.

На этом корабле Корнилов ушел с эскадрой адмирала Л. П. Гейдена в Средиземное море. Видя, что молодой офицер не проявляет должного старания, Лазарев сначала строго спрашивал с него за все упущения, а затем вызвал для откровенного разговора. Михаил Петрович твердо и категорично заявил, что если Корнилов хочет служить, надо постоянно учиться морскому делу. Не ограничившись беседой, Лазарев лично выбросил за борт всю библиотеку Корнилова, которая состояла из модных французских романов, и заменил ее своими книгами по морским наукам. Такие меры возымели свое действие. Корнилов стал много читать иностранной морской литературы, и гораздо ответственнее относиться к своим обязанностям.

В Наваринском сражении (1827 г.) он командовал тремя пушками нижнего дека и за проявленную храбрость был награжден орденом Св. Анны 4-й степени. По возвращении на Балтику Лазарев дал ему прекрасную характеристику: «Весьма деятельный и по познаниям своим искусный морской офицер, которому с надеждою можно доверить командование хорошим военным судном». В сентябре 1830 года Корнилова назначили командиром строившегося тендера «Лебедь». Здесь он получил первый опыт наблюдения за постройкой судна, а затем познавал азы командирской службы.

Становление командира

Осенью 1832 года Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота. Он сразу стал собирать к себе лучших офицеров своей бывшей эскадры. Среди них были П.С. Нахимов, Е.В. Путятин, В.И. Истомин. В марте 1833 года прибыл на Черноморский флот и Корнилов. В это время Лазарев с эскадрой находился в Константинополе. Он сразу поручил Корнилову и Путятину провести опись укреплений Босфора и Дарданелл. За отличное выполнение этого задания Корнилов был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.

В 1834 году Корнилова назначили командиром нового брига «Фемистокл», а через три года - корвета «Орест». Этот период он проявил себя не только как блестящий морской офицер, но и как хороший, волевой организатор. Лазарев прекрасно видел это и давал ему возможность в полной мере развить и проявить свои таланты. Начиная с 1838 и по 1846 год, как только флот начинал летнюю кампанию, Лазарев назначал Корнилова начальником своего штаба. Это была прекрасная школа флотоводческого мастерства и накопления боевого опыта (на Кавказе шла война против горских формирований Шамиля).

За успешную высадку десанта в районе реки Туапсе 12 мая 1838 года ему было присвоено звание капитана 2 ранга. Этот опыт очень пригодился в 1853 году, когда Корнилову поручили срочно перебросить 13-ю пехотную дивизию из Одессы на Кавказ. Переброска была произведена всего за 7 дней, организованно и точно по плану. Благодаря своевременному прибытию этой дивизии русская армия на Кавказе смогла отразить наступление турок.

В 1840 году Корнилов был произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром строящегося большого парусного корабля «Двенадцать Апостолов». Еще в период постройки Корнилов внес ряд серьезных усовершенствований, а после вступления в строй быстро сделал корабль образцовым. Вскоре его опыт Лазарев стал широко распространять на Черноморском флоте.

В начале сороковых годов Корнилов проявлял большой интерес к паровым судам. В 1846 году Лазарев направил его в Англию для наблюдения за постройкой четырех пароходов. Одновременно он поручил Корнилову изучить состояние морских сил Англии и организацию управления ими. После возвращения из Англии Корнилов был произведен в контр-адмиралы, а в 1849 году назначен начальником штаба Черноморского флота. Энергичный, в полном расцвете сил, неутомимый в работе, Корнилов много времени проводил в море, на учениях, смотрах, проверяя порты и береговые службы флота. В октябре 1852 года он был произведен в вице-адмиралы. Практически вся власть на флоте была сосредоточена в его руках, и он взялся за повышение боеспособности эскадры и укрепление обороны Севастополя.



Памятник В.А.Корнилову на Малаховом кургане

Война

Сразу после начала войны с Турцией Черноморский флот приступил к боевым действиям. Об этом свидетельствуют разгром турецкого флота в Синопском сражении, нарушение воинских и торговых перевозок противника, набеговые операции кораблей на важнейшие турецкие порты, переброска 13-й пехотной дивизии на Кавказ и другие успешные операции. Под руководством Корнилова флот действовал активно, наступательно и многопланово, используя все возможности для нанесения ущерба врагу и оказания помощи нашим войскам на Кавказе.

Положение в корне изменилось после того, как эскадры Англии и Франции вошли в Черное море. В составе союзного флота было много самых современных кораблей, значительно превосходивших наши суда по своим боевым возможностям. В сложившейся обстановке главнокомандующий вооруженными силами в Крыму светлейший князь А. С. Меншиков (потомок сподвижника Петра I) запретил нашему флоту какие-либо активные действия.

В начале сентября враг высадился в Евпатории и, разбив наши войска на реке Альма, стал наступать на Севастополь. В это время все свои силы Корнилов направил на строительство укреплений и разработку детального плана обороны, который строго выполнялся и после его гибели. Когда неприятельская армия подошла к Бельбеку, перед ней уже стояли мощные бастионы и редуты с артиллерийскими батареями. Враг не решился сразу атаковать Севастополь, а стал обходить его, направляя удар на южную часть города.

В это время особенно ярко проявился талант Корнилова как военачальника. Командуя гарнизоном всего в 7 тысяч человек, он показал пример умелой организации активной обороны. По его приказу постоянно проводились вылазки в стан противника и ночные поиски, он организовал минную войну и тесное огневое взаимодействие кораблей с сухопутной артиллерией и обороняющимися войсками. Здесь Корнилов проявил свою энергию, распорядительность, и бесстрашие, которые внушали к нему безграничное доверие подчиненных, воодушевлявшихся примером своего командира.

Ранним утром 5 октября началась первая массированная бомбардировка города. В этот день Корнилов объехал все укрепления. Около 11.30 на Малаховом кургане он был тяжело ранен ядром и в тот же вечер скончался. Его похоронили в усыпальнице Владимирского собора Севастополя, рядом с Лазаревым. Корнилов был выдающимся флотоводцем и военным педагогом, превратившим Черноморский флот в кузницу кадров русских морских офицеров. Благодаря таким героям поражение в Крымской войне не стало для России полной катастрофой. Николай I в своем рескрипте на имя вдовы Корнилова отметил: «Я не могу более почтить покойного, как повторить его слова: «Я счастлив, что умираю за Отечество» . Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота».


В 1821 г. определен в Морской корпус и через 2 года произведен в мичманы. Богато одаренный от природы, горячий, увлекающийся юноша со всем пылом молодости отдался развлечениям столичной жизни. Но строевая береговая служба, фронт, муштровка конца царствования Александра I (Корнилов был прикомандирован к гвардейскому экипажу) не могла прийтись по душе Корнилова, и он вскоре был отчислен «за недостатком бодрости для фронта».
В 1827 г. по просьбе отца Корнилов был назначен на только что выстроенный и пришедший из Архангельска корабль «Азов» (капитан 1-го ранга М.П. Лазарев) и ушел на нем в Средиземное море для совместных действий с союзными флотами у берегов Греции, результатом коих был Наварин.
С назначением в Черное море М П. Лазарева последний перевел туда же Корнилова, только что произведенного в лейтенанты, а в 1833 г., в бытность свою с эскадрой на Босфоре, поручил ему с лейтенантом Путятиным составление карты и укреплений Босфора и Дарданелл. За блестящее выполнение этого поручения Корнилов был награжден орденом св. Владимира 4-й степени.
С этого момента начинается новая эпоха в жизни и службе Корнилова. По возвращении из Босфора он был в 1834 г. назначен командиром только что отстроенного брига «Фемистокл», на котором ушел в плавание в Константинополь и Пирей. Это командование положило начало тому уважению товарищей-офицеров и подчиненных, которое впоследствии создало славу Корнилову как образцового командира. Даже современники-неморяки, встречавшиеся в это время с «Фемистоклом», отмечали лихость команды и управления этим бригом, блестящее его состояние и доблестное соперничание с иностранными судами (записки Вл. Давыдова, изд. 1839-1840 гг. о путешествии его на Ближнем Востоке в 1835 г.). Посол наш в Константинополе, Бутенев, тогда же писал о нем Лазареву: «Бриг "Фемистокл" примерным попечением своего командира держится в самом лучшем виде и смело может соперничать с иностранными судами». В 1836 г. Корнилов продолжал плавать на том же судне в Черном море, а в следующем году получил в командование корвет «Орест».
Этот первый период командования судами показал в Корнилове не только блестящего, лихого морского офицера, но и задатки большого организатора, таланта настойчивого, с сильной волей, начинавшего уже создавать военную школу молодых офицеров. Все это не могло пройти незамеченным у М.П. Лазарева, и с 1838 по 1846 г. он дает Корнилову возможность развернуть свои таланты, назначая его, молодого капитан-лейтенанта и капитана 2-го ранга, своим начальником штаба каждое лето, когда поднимает свой флаг на одном из кораблей флота («Силистрия», «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов») для плаваний у восточного берега Черного моря.
В это время Корнилов участвовал в военных действиях при занятии Туапсе, при высадках десанта в Субаши и Шахе, постепенно приобретая опыт в руководстве этими экспедициями, сказавшийся в 1853 г. при перевозке и высадке войск 13-й пехотной дивизии на Кавказе.
В 1840 г. он был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром заложенного 120-пушечного корабля «Двенадцать Апостолов». Зимнее свободное время он посвящал занятиям по переводу с английского и французского языков ряда статей из регламентов и отдельных книг («Морская служба в Англии», «Артиллерийское учение»), которое так блистательно потом применил на практике на своем корабле «Двенадцать Апостолов», когда в 1842 г. начал кампанию.
В то же время по поручению Лазарева Корнилов работал над подготовкой изданных в 1840 г. штатов снабжения и вооружения судов Черноморского флота. По отзыву современника, пережившего Севастопольскую годину, это была лучшая справочная книга по полноте и ценности ее указаний и подробностей, даже после замены парусного флота паровым, без которой не мог обходиться ни один командир.
Командование Корниловым кораблем «Двенадцать Апостолов» составило эпоху в Черноморском флоте. Не говоря о технических качествах постройки этого образцового корабля, постановка службы на нем, заведенные и составленные Корниловым расписания были признаны образцовыми и введены Лазаревым для всего Черноморского флота. На этом же корабле проявились и способности Корнилова управлять людьми, умение употреблять с пользой каждого человека, заставить всех работать и любить свое дело.
В делах службы Корнилов был требовательным, не оставлявшим без замечания малейшего промаха начальник; но наряду с этим он предоставлял возможно полную свободу каждому офицеру распоряжаться порученным ему делом под личной ответственностью исполнителя и в объеме его прав. Выдержка и хладнокровие Корнилова при этом были поразительны, он никогда не позволял себе вмешиваться в распоряжения подчиненного, но ответственного начальника, разъясняя потом каждую его ошибку.
В 1846 г. Лазарев отправил Корнилова в Англию для наблюдения за постройкой 4 пароходов Черноморского флота, причем главной целью этой командировки было изучение состояния морских сил Англии и организации управления ими.
В конце 1848 г. Корнилов вернулся в Черноморский флот, был произведен в контр-адмиралы с оставлением по особым поручениям при главном командире, а в начале 1849 г. назначен исполняющим должность начальника штаба Черноморского флота и портов.
Бодрый, в полном расцвете сил, неутомимый в работе, Корнилов проводил все время в море, обозревая порты, производя смотры, но такие, к которым, как к трудному экзамену, готовились со страхом каждый командир и офицер. От зоркого взгляда Корнилова ничего не ускользало, и все сразу поняли, что необходимы знание, умение и работа, что на эффектном случае выехать нельзя. Одновременно Корнилов входил во все подробности управления и боевой подготовки флота.
В 1850 г. Корнилов был утвержден в должности начальника штаба, а в 1851 г., после смерти Лазарева, зачислен в Свиту Его Величества, при этом Корнилову было предоставлено право личного доклада не только у начальника главного морского штаба светлейшего князя Меншикова, но и у Государя. На Корнилова уже смотрели как на главного начальника Черноморского флота, действительного преемника Лазарева, временное назначение адмирала Берха было лишь условным замещением вакантной должности главного командира из-за молодости самого Корнилова, сверстники коего были еще капитанами 1-го ранга.
В октябре 1852 г. Корнилов был произведен в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом. Фактически вся власть и командование Черноморским флотом были в его руках. Взяв на себя такую ответственность и предоставив дело боевой подготовки флота начальникам дивизий, старшим его вице-адмиралам Юрьеву и Нахимову, Корнилов немедленно принялся за дальнейшее развитие боевой силы флота.
Через полгода после смерти Лазарева он подал Государю проект «введения винтов судов и увеличения ранга судов до наибольших размеров кораблей английского флота (3-дечных), вмещающих на 50 % больше десанта». Уже в начале 1852 г. в Николаевском казенном адмиралтействе был заложен первый такой корабль, а два других решено было строить с подряда. Но главное затруднение было в проводке судов лиманом, и потому Корнилов направил все усилия на ускорение постройки Лазаревских доков и расширение Лазаревского адмиралтейства в Севастополе, как в главной операционной базе флота.
В декабре 1852 г. Корнилов был вызван князем Меншиковым в Санкт-Петербург для личного доклада Государю «извлечения из проекта действий против Босфора» покойного адмирала Лазарева и «записки о выгоднейшем времени к вооружению Черноморского флота». Вместе с этим Корниловым был представлены Государю и все расчеты о перевозочных средствах Черноморского флота. Государь утвердил этот план, дабы, «когда наступит время, немедля исполнить предприятие, ежели обстоятельства к тому понудят».
Сопоставляя даты первых распоряжений о приведении войск IV и V корпусов на военное положение (15 и 19 декабря) с датой доклада Корниловым Лазаревского проекта Босфорской экспедиции (17 декабря), нельзя не признать, что они были в прямой и непосредственной связи. Результатом доклада была собственноручная записка Государя от 7 января 1853 г. о плане военных действий против Турции, руководящим началом которого была идея Босфорской экспедиции. Как сподвижник и ученик Лазарева, Корнилов должен был сказать и свое слово о возможности производства десантной экспедиции на Босфор при современной стратегической обстановке.
И действительно, Корнилов был назначен в свиту князя Меншикова при отправлении его чрезвычайным послом к султану в начале 1853 г. В результате ознакомления с состоянием обороны Константинополя он представил князю Меншикову свои соображения о десантной экспедиции, которые, к сожалению, до сего времени не найдены в архивах. Единственным следом этого момента осталось донесение Корниловым Великому Князю Генерал-Адмиралу Константину Николаевичу от 19 марта, отправленное им на другой день по прибытии в Николаев из Константинополя. Признавая невозможность высадки десанта у открытого берега Малой (?) Килии, Корнилов рекомендует прорыв флота с десантом в Буюк-дере, но для успеха экспедиции требует сохранения ее в строжайшей тайне, вплоть до распускания слухов о приготовлении экспедиции в Бургас или Варну. При этом, останавливаясь на мысли об экспедиции на Бургас, он бегло приводит соображения о выгоде и меньшей рискованности операционного направления через Айдос на Константинополь.
В дальнейшем, в 1853-1854 гг. вся деятельность Корнилова прошла под ближайшим руководством и направлением А.С. Меншикова, находившегося лично в Севастополе по званию командующего крымской армией и морскими силами Черного моря.
Начав по возвращении из Константинополя с немедленной подготовки флота к военным действиям, Корнилов принимал ближайшее участие в приведении Севастополя в оборонительное состояние, руководил работами флота по возведению батарей для защиты входа на рейд и закончил все работы маневрами флота (прорыв на Севастопольский рейд).
С началом войны против Турции Корнилов беспрерывно сам на пароходах выходил в море для рекогносцировок и обозрения турецкого побережья, а в сентябре 1853 г. лично руководил амбаркацией 13-й пехотной дивизии на суда флота, перевозкой ее на Кавказ и высадкой на берег. Операция эта была произведена в 7-дневный срок. Она слишком поздно подтвердила, на что был способен флот, если бы ему своевременно была поставлена правильная (Лазаревская) задача.
В ноябре на пароходо-фрегате «Владимир» Корнилов участвовал во взятии турецкого парохода «Перваз-Бахри», но к Синопскому бою опоздал.
Со входом союзников в Черное море деятельность русского флота прекратилась, влиянием и властью Меншикова он весь 1854 г. был прикован к Херсонескому маяку, от которого не имел права удаляться. Мы не можем поставить этого Корнилову в вину - он сам был назначен на береговой пост заведующего обороной Северной стороны. В последний раз личность Корнилова блеснула для флота энергичным протестом против приказания затопить суда, отданного князем Меншиковым, но и тут он должен был подчиниться.
В сентябре 1854 г. – последнем месяце жизни – Корнилов вложил все свои силы в подготовку Севастополя к отражению штурма. Когда союзные армии перешли на Южную сторону, Корнилов стал главой всей обороны Севастополя, так как Нахимов, начальник обороны Южной стороны, добровольно ему подчинился. С затоплением флота все средства и силы его (орудия и личный состав) были обращены на возведение новых батарей.
5 октября 1854 г., в день 1-й бомбардировки Севастополя, Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане. Успех отражения этого штурма и неизбежность осады нельзя не приписать в значительной степени Корнилову. Сама смерть его в первый день общего штурма Севастополя после того, как он объехал всю оборонительную линию, была как бы заветом гарнизону, «Отстаивайте же Севастополь»,- были последние слова Корнилова всем сподвижникам. Император Николай I в своем рескрипте на имя вдовы ярко характеризовал значение Корнилова «Я не могу более почтить покойного, как, повторив с уважением его последние слова: я счастлив, что умираю за Отечество. Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота».
Напомним еще одну идею Корнилова, не выполненную не по его вине, она доказывает правильную стратегическую оценку Корниловым обстановки после отказа от плана Босфорской экспедиции. Корниловский план военных действий указывал на необходимость захвата Синопа и Сизополя на Анатолийском и Румелийском берегах – лучших турецких портов, легко оборонявшихся с небольшими десантными силами и представлявших с Севастополем тот треугольник передовых баз флота, между которыми русский флот мог бы смело действовать, как в целях содержания блокады пролива, так и в борьбе за обладание морем. Эта идея, также не принятая Меншиковым, осталась историческим наследием Корнилова для последующих поколений.
Материалы по обороне Севастополя, под редакцией Дубровина;
Жандр «Материалы для биографии Корнилова»;
Зайончковский «Восточная война 1853-56 гг.»;
Общий морской список, Архив морского министерства.
Корнилов Владимир Алексеевич (1806 - 17 октября 1854, Севастополь), российский вице-адмирал. С 1849 начальник штаба, с 1851 г. фактически командующий Черноморским флотом. В Крымскую войну один из руководителей героической обороны Севастополя. Смертельно ранен на Малаховом кургане.

Он родился 1 февраля 1806 г. в родовом имении Ивановском Тверской губернии. Отец его был морским офицером. Идя по стопам отца, Корнилов-младший в 1821 г. поступил в Морской кадетский корпус, через два года закончил его, став мичманом. Богато одаренный от природы, горячий и увлекающийся молодой человек тяготился береговой строевой службой в Гвардейском морском экипаже. Он не выдержал рутины плац-парадов и муштры конца царствования Александра I и был отчислен из флота «за недостаток бодрости для фронта». В 1827 г. по ходатайству отца ему разрешили вернуться во флот. Корнилов был назначен на только что построенный и пришедший из Архангельска корабль М.Лазарева «Азов», и с этого времени началась его настоящая морская служба.

Корнилов стал участником знаменитого Наваринского сражения против турецко-египетского флота. В этом сражении (8 октября 1827 г.) экипаж «Азова», несшего флагманский флаг, проявил высшую доблесть и первым из кораблей русского флота заслужил кормовой Георгиевский флаг. Рядом с Корниловым сражались лейтенант Нахимов и гардемарин Истомин.
20 октября 1853 г. Россия объявила о состоянии войны с Турцией. В тот же день адмирал Меншиков, назначенный главнокомандующим морскими и сухопутными силами в Крыму, послал Корнилова с отрядом кораблей на разведку противника с разрешением «брать и разрушать турецкие военные суда, где бы они ни встретились».

Дойдя до Босфорского пролива и не обнаружив противника, Корнилов направил два корабля для усиления эскадры Нахимова, курсирующей вдоль Анатолийского побережья, остальные отправил в Севастополь, сам же перешел на пароходофрегат «Владимир» и задержался у Босфора. На следующий день, 5 ноября, «Владимир» обнаружил вооруженный турецкий корабль «Перваз-Бахри» и вступил с ним в бой. Это был первый в истории военно-морского искусства бой паровых кораблей, и экипаж «Владимира» во главе с капитан-лейтенантом Г.Бутаковым одержал в нем убедительную победу. Турецкий корабль был захвачен в плен и на буксире приведен в Севастополь, где после ремонта вошел в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».


На совете флагманов и командиров, решавшем судьбу Черноморского флота, Корнилов выступил за выход кораблей в море, чтобы в последний раз сразиться с неприятелем. Однако большинством голосов членов совета было принято решение затопить флот, исключая пароходофрегаты, в Севастопольской бухте и тем самым перекрыть прорыв противника к городу с моря. II сентября 1854 г. затопление парусного флота началось. Все орудия и личный состав утраченных кораблей начальник обороны города направлял на бастионы.

В преддверии осады Севастополя Корнилов сказал: «Пусть прежде поведают войскам слово Божье, а потом я передам им слово царское». И вокруг города был совершен крестный ход с хоругвями, иконами, песнопениями и молебнами. Лишь после этого прозвучал знаменитый корниловский призыв: «Позади нас море, впереди неприятель, помни: не верь отступлению!»

13 сентября город был объявлен на осадном положении, и Корнилов привлек к строительству укреплений население Севастополя. Были увеличены гарнизоны южной и северной сторон, откуда ожидались главные атаки неприятеля. 5 октября противник предпринял первую массированную бомбардировку города с суши и моря. В этот день при объезде оборонительных порядков В.А. Корнилов был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. «Отстаивайте же Севастополь», – были его последние слова. Николай I в своем письме на имя вдовы Корнилова указывал: «Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота».

После гибели Корнилова в его шкатулке нашли завещание, адресованное жене и детям. «Детям завещаю, – писал отец, – мальчикам – избрав один раз службу государю, не менять ее, а приложить все усилия сделать ее полезною обществу… Дочкам следовать во всем матери». Владимир Алексеевич был похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем – адмиралом Лазаревым. Вскоре место подле них займут Нахимов и Истомин.

источник

В Наваринском сражении (1827). В Крымскую войну - один из руководителей Севастопольской обороны. 5 октября 1854 года был смертельно ранен на Малаховом кургане при бомбардировки Севастополя.

Биография

Детство и учёба

Владимир Алексеевич Корнилов родился 1(13) февраля 1806 года, в родовом имении Старицкого уезда Тверской губернии в селе Ивановское. Отец будущего адмирала в молодости так же был военным моряком. 29-летний Алексей Михайлович Корнилов, флота лейтенант, был удостоен высшей офицерской награды - ордена Св. Георгия IV степени «За мужественные подвиги и храбрость, оказанные 13 августа 1789 года во время сражения галерного Российского флота со Шведским». Пойдя по стопам отца, Корнилов-младший в 1821 года поступил в Морской кадетский корпус. В выпускном списке из 86 человек, который был составлен по результатам обучения в корпусе, унтер-офицер Корнилов числился девятым. В начале февраля 1823 года он вышел из корпуса мичманом. На тот момент ему было 17 лет.

В рядах ВМФ

В начале 1825 года Корнилов был прикомандирован к элитному Гвардейскому экипажу. Однако после зачисления молодой офицер был уволен оттуда «за недостаточной для фронта бодростью». А в апреле 1826 года Корнилов В.А. снова оказался в флотской службе. Его назначили на новый 74-пушечный парусный линейный корабль «Азов», командиром которого на то время был капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев, будущий адмирал, выдающийся никак лишь реформатор флота, а и как воспитатель молодых офицеров. Именно данный корабль стал истинной школой для 3-х грядущих адмиралов, составивших популярность российского флота. На «Азове» совместно с Корниловым служили лейтенант Нахимов и гардемарин Истомин. Они совместно на данном корабле обрели своё первое военное испытание в знаменитом наваринском сражении.

План Наваринского сражения

В сентябре 1830 года Корнилова назначили командиром корабля. В течение продолжительного времени молодой командир находился практически постоянно в плаваниях, но вскоре его службе на Балтике пришел конец. В начале 1833 года он сдал корабль другому командиру, а сам отправился на новое место службы, на Черноморский флот , командую­щим которым в то время стал М.П.Лазарев.

Период с 1836 по 1842 год был для Корнилова был насыщен многими событиями. Прежде всего в эти годы он принимал личное участие в постройке кораблей Черноморского флота , при этом командуя тремя судами. В течение этих лет Корнилов постоянно находился в плаваниях с адмиралом Лазаревым, исполняя на его эскадрах должность начальника штаба. За отличие в боевых действиях в 1840 году ему было присвоено звание капитана I ранга. Он был назначен командиром 120-пушечного линейного корабля «Двенадцати апостолов» , команда которого составляла примерно тысячи человек. Данный корабль Корнилов оборудовал передовым вооружением - бомбической артиллерией.

И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов»

Корнилов пристально следил за развитием передовой военной мысли за границей, переводил труды английских авторов, вводя все лучшее в практику морской службы на Черноморском флоте . Так, он ратовал за перевооружение всех русских кораблей новой артиллерией, на смену парусного флота паровым. В. А. Корнилов активно принимал участие в разработке нового Морского устава и наставления. Организаторские способности В. А. Корнилова, постоянная забота об улучшении флота сделали его преемником М. П. Лазарева. В 1849 года контр-адмирала Корнилова назначили на пост начальника штаба Черноморского флота .

Боевые действия

20 октября 1853 года Россия объявила о состоянии войны с Турцией. В тот же день адмирал Меншиков, назначенный главнокомандующим морскими и сухопутными силами в Крыму, послал Корнилова с отрядом кораблей на разведку противника с разрешением «брать и разрушать турецкие военные суда, «где бы они ни встретились».

5 ноября пароходофрегат Корнилова «Владимир» наткнулся на вооруженный турецкий корабль «Перваз-Бахри» и вступил с ним в бой. Это был первый в истории военно-морского искусства бой паровых кораблей, и экипаж «Владимира» во главе с капитан-лейтенантом Г.Бутаковым завоевал в нем убедительную победу. Турецкий корабль был захвачен в плен и на буксире приведен в Севастополь, где после ремонта вошёл в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».

Малоудачные действия сухопутной армии Меншикова в борьбе с англо-французскими войсками, высадившимися на крымские берега, поставили Севастополь в критическое положение. В начале обороны Севастополя В. А. Корнилову была передана высшая власть по организации обороны города. 15 сентября 1854 года, обращаясь к воинам гарнизона, возводившим укрепления, В. А. Корнилов сказал: «...мы отстоим Севастополь; да нам и некуда отступать: позади нас море, впереди неприятель... Помните же, не верь отступлению. Пусть музыканты забудут играть ретираду; тот изменник, кто протрубит ретираду! И, если я сам прикажу отступать - коли в меня!»

11 сентября 1854 года для спасения города в Севастопольской бухте был затоплен парусный флот. Под руководством В. А. Корнилова в кротчайшие сроки была сооружена линия сухопутной обороны, где вместе с пехотинцами успешно защищали Севастополь моряки, установившие на бастионах орудия, снятые с затопленных кораблей. Наградой руководителя обороны была всеобщая мобилизация не только воинов, но и населения города на отпор врагу. И здесь большую роль сыграли высокие личные качества адмирала: его храбрость, твердая воля, гибкий ум, который позволял смело внедрять в дело обороны Севастополя всё, что служило на пользу защитникам.

Фактически с этого момента все обязательства за оборону Севастополя легла на плечи Корнилова. Будучи начальником обороны Северной стороны, а затем и начальником штаба гарнизона Севастополя, он организовал систему обороны города, и в результате самоотвержен­ных усилий его защитников за несколько дней в Севасто­поле было сделано больше, чем за все предвоенные годы.

Смерть

5 октября 1854 года, в «день крещения Севастополя огнем и железом», адмирал около 11 часов утра прибыл на Малахов курган, где шла жестокая битва с противником. Укрепления, блиндажи, батареи и площадки Малахова кургана усыпал град неприятельских снарядов. Корнилов собирался продолжить объезд остальных укреплений Севастополя, но в этот момент его сразило вражеское ядро. «Вас ранило?!» - воскликнул адъютант, склоняясь к адмиралу. «Хуже! Это конец», - прошептал Корнилов. Когда подбежали офицеры и матросы, адмирал, превозмогая боль, сказал: «Хорошо умирать, когда совесть спокойна! Отстаивайте Севастополь... Я счастлив, что умираю за отечество...»

Смертельно раненного Корнилова отвезли в госпиталь. Он успел проститься с В.Истоминым и П.Нахимо­вым, обрадовался известию о том, что русские моряки успешно отражают огонь английских батарей, и скончался. На следующий день все защитники и жители Севастополя пришли проводить в последний путь организатора и руководителя обороны города, талантливого военачаль­ника, выдающегося адмирала русского флота.

Память

Памятник Корнилову на месте его смертельного ранения

Корабль «Азов» на картине Айвазовского «Сражение при Наварине» (фрагмент, 1848)

Корабли

  • «Адмирал Корнилов» - русский бронепалубный крейсер;
  • «Адмирал Корнилов» - недостроенный крейсер типа «Светлана»;
  • «Адмирал Корнилов» - недостроенный крейсер проекта 68бис-ЗИФ.