Чехов

История офицерской кавалерийской школы

Ответы к школьным учебникам

Жизнь великого русского поэта М.Ю. Лермонтова с момента его рождения была омрачена тяжелой семейной драмой. Его мать Мария Арсеньева принадлежала по материнской линии к знатному аристократическому роду Столыпиных, богатых, влиятельных, всегда занимавших высокие государственные посты в Российской империи. Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, твердо знала, что и зять ее будет из такого же славного и богатого рода. Однако жизнь распорядилась иначе. Мария, относившаяся к типу мечтательных и излишне впечатлительных барышень, начитавшаяся сентиментальных романов, влюбилась и вышла замуж за обедневшего помещика неизвестного роду-племени, старше ее на восемь лет, красивого и статного* но не способного дать своим будущим детям ни богатства, ни титула, ни, что было самым главным, знатной родословной. Согласно семейному преданию, род Лермонтовых ведет свое происхождение от шотландского барда-сказителя Томаса Лермонта. Его потомки чаще всего поступали наемниками в армии разных правителей; один из них оказался в России в армии Михаила Романова, верно служил ему, за что и был пожалован царем дворянством и землями под Тулой. (Позже юный Лермонтов услышит от отца легенду о том, что шотландские его предки ведут свой род от знатного испанского герцога Франсиско Лермы, занимавшего высокое положение при дворе испанского короля Филиппа III и бежавшего в Шотландию после смерти короля.) Михаил Лермонтов поверил в эту легенду. Бабушка не поверила и презирала своего незнатного зятя. Мало того, после смерти дочери (мать Лермонтова умерла от чахотки, когда маленькому Мише было чуть больше двух лет) бабушка выдвинула зятю условие: все ее богатство и знатные титулы перейдут к внуку, если его отец откажется от всех прав на сына и будет видеться с ним лишь по ее разрешению. Отец к этому времени увяз в долгах и не мог дать сыну должного образования и высокого положения. Он вынужден был согласиться, обрекая Михаила на полное сиротство. И если ласку матери могла заменить любовь бабушки, то отца ему не заменил никто. Редкие встречи по праздникам еще больше усугубляли одиночество, боль от которого не раз выльется в горькие строчки: «Ужасная судьба отца и сына // Жить розно и в разлуке умереть...»

2. Какое образование получил писатель?

Бабушка, бесконечно любившая своего единственного внука, понимала, как важно дать ему хорошее образование. Она не жалела никаких средств для того, чтобы нанять внуку самых лучших учителей из Москвы и Петербурга. Он получил великолепное домашнее образование, знал несколько языков, прекрасно играл в шахматы, играл на фортепиано и скрипке, сочинял музыку, великолепно рисовал, писал стихи, рано начал заниматься переводами с разных языков, много читал. Подлинным его кумиром стал английский поэт-романтик Дж. Байрон. По просьбе бабушки Михаил был зачислен в Московский благородный пансион - привилегированное учебное заведение для детей аристократии. Он хорошо учился, много писал. В 1830 году он поступает в Московский университет, из которого был отчислен.в 1832 году за пропуски занятий. Лермонтова возмущала атмосфера, царившая в университете: доносы, слежка, проследование за свободомыслие. Лермонтов решает делать военную карьеру и уезжает в Петербург, где поступает в юнкерскую школу. Два года однообразных будней, муштры и казармы, тех же доносов, слежки и никакого свободомыслия.

3. Почему Михаил Юрьевич решил делать военную карьеру? Как его принимали в аристократическом обществе Москвы и Петербурга?

Исключенный из Московского университета, Лермонтов попытался поступить в Петербургский университет - ему было отказано. По совету знакомых он поступил в юнкерскую кавалерийскую школу, которая готовила будущих офицеров. Многие из них после школы служили в лейб-гвардии гусарском полку, стоявшему в Царском Селе, почти в Петербурге. Это привлекало Лермонтова. К тому же офицерство всегда было особой средой, среди них было много людей с передовыми взглядами, из этой среды, как известно, вышли многие декабристы. К сожалению, время было другое. Учеба в юнкерской школе характеризуется как «два страшных года», отданные бессмысленной муштре и парадам, пребыванию в казарме, где запрещалось читать даже художественную литературу. Но и здесь ночами, прячась в дальних классах, Лермонтов читал или писал. После окончания юнкерской школы Михаил Лермонтов становится корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В этом привилегированном полку несли военную службу представители самых известных аристократических семей России. Очень быстро он входит в высшее общество, где приобретает репутацию «светского льва», пользуется успехом у дам. В этом обществе у него немало друзей, но и врагов не меньше: его злого язвительного языка боятся многие.

4. Назовите адресатов любовной лирики поэта. В чем своеобразие лермонтовской трактовки этой темы?

Большое место в поэзии М. Лермонтова занимает любовная лирика. Надо сказать, что даже в ранний период своего творчества эти стихотворения обнаруживают такое богатство содержания, что становятся похожими на миниатюрный «лирический роман» со своим сюжетом, глубоким философским обобщением, выражающим позицию автора. И даже адресованные конкретному человеку - В. Лопухиной, Е. Сушко- вой, Н. Ивановой и другим женщинам, они не всегда посвящены только конкретному событию или отношениям поэта с адресатом стихотворного послания: Лермонтов раздвигает рамки стихотворения, «прививает» ему ростки иных жанров. Такова, например, миниатюра «Нищий», адресованная Е.Н. Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Из них лишь последняя непосредственно обращена к адресату. Две же первые представляют самостоятельную картину. Вспомним стихотворение.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Скрытый лиризм произведения обнаруживает себя в последнем четверостишии, где поэт выражает свои чувства, «навек обманутые» возлюбленной. Страдания нищего оттеняют страдания лирического героя, который обманут любимой, как нищий - жестокими людьми. В стихотворении о любви возникает глубокая философская тема отношения людей к страданию другого человека. Любовная лирика Лермонтова, в основном, носит трагический характер. Начало этой трагической ноте положила несчастная любовь поэта к Вареньке Лопухиной, которая была его музой и которой он адресовал много стихов (часто они скрывают адресата под буквой «К...»): «Не привлекай меня красой...», «Мы снова встретились с тобой...», «Расстались мы, но твой портрет...» и многие другие.

5. В чем особенность творческой манеры Лермонтова-романтика? Раскройте тему на примере конкретных произведений.

В ранний период творчества (до 1837 г.) Лермонтов в основном выступает как поэт-романтик. Его юношеская лирика - это поэтический дневник человека, углубленного в познание самого себя, противопоставляющего себя обществу, окружающей его пошлой и ничтожной жизни. В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы свой души, талант и знания. «Мне нужно действовать, я каждый день // Бессмертным сделать бы желал...», - заявляет молодой поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Среди огромного количества стихов этого периода - «Парус», «Я жить хочу! хочу печали», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Жалоба турка», «Предсказание», «Наполеон», «Мой демон», «Монолог», «Один среди людского шума...», «Одиночество» и др. Вершиной лермонтовского романтизма стали кавказские поэмы «Демон» и «Мцыри». И в них романтический герой ощущает себя «избранным». И хотя душа его стремится обрести покой и гармонию, он не в силах избавиться от мучительного одиночества, которое становится расплатой за независимость и свободу. Героя переполняют взаимоисключающие чувства - тоска по невозможному и озлобленность на окружающий мир. Романтический герой у поэта - это вечный оппозиционер. В одном из лучших стихотворений этого периода «Нет, я не Байрон, я другой...» поэт противопоставляет себя Байрону, толпе, океану жизни, самому Богу, восстает против всего мира. Он, подобно парусу, «гонимый миром», плывет по жизни, лишенной для него цели и смысла.

6. Как связан с жизнью и творчеством поэта Кавказ?

Вся жизнь Михаила Лермонтова так или иначе связана с Кавказом. Одним из самых ярких событий детства стала первая поездка на Кавказ, куда бабушка повезла внука поправить его слабое здоровье. Он полюбил Кавказ, его величественную девственную природу, наблюдал с интересом нравы горцев, их праздники, игры, легенды и предания. На Кавказе поэт испытал и первую влюбленность в «девочку лет девяти... ее образ и теперь еще хранится в голове моей...» - напишет он позднее в дневнике. Кавказская тема станет наиболее значимой в творчестве писателя, произведения о Кавказе займут большое место среди ранних романтических произведений: четырнадцатилетний Лермонтов напишет поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», целый ряд стихотворений. Произведения о Кавказе Лермонтов создавал в разные годы уже будучи воспитанником университетского пансиона, студентом Московского университета, юнкером в школе. Кавказ станет местом действия его «вершинных произведений» - поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени». По злой иронии судьбы именно Кавказ станет местом ссылки, военной службы и гибели поэта.

7. В каких поступках и стремлениях лермонтовский Демон несет черты героя «высокого» романтизма?

Поэму «Демон» можно назвать одной из вершин « высокого » романтизма в русской поэзии и делом всей жизни Лермонтова. Он задумал поэму в 9 лет, а к концу жизни написал уже 7 ее редакций. Романтический образ Демона - носителя вселенского зла - привлекал поэта, как и многих других писателей и поэтов. Лермонтов по-новому взглянул на этот образ. Он увидел в нем страдающую душу, которая жаждет любви и перерождения в носителя добра. Своей любовью к Тамаре он пытается искупить свой грех и избавиться от вечного одиночества: «Хочу я с небом примириться, // Хочу любить, хочу молиться, // Хочу я веровать добру». Но Демон обречен оставаться носителем зла, обречен на вечное скитание Богом-отцом за свою непомерную гордость. Законы мироздания сильнее желания гордой личности переродиться. Уязвленный тем, что ангел забирает на небо душу Тамары, которую он считал своей, «...проклял Демон побежденный // Мечты безумные свои, // И вновь остался он, надменный, // Один, как прежде, во вселенной // Без упованья и любви!..»

8. Расскажите о военной службе Лермонтова. В каких произведениях писателя и каким образом отразилась военная тема?

Начинал свою военную службу М. Лермонтов в лейб-гвардии гусарском полку, где служили представители самых знатных аристократических семей. С виду погруженный в шумную, сначала юнкерскую, а потом и офицерскую жизнь с ее грубоватыми «шалостями и буйными развлечениями», затем в жизнь светскую, Лермонтов скоро ощутит отвращение к этой пустой и скучной суете. Он тщательно скрывает от посторонних свою духовную жизнь, много читает и пишет («Боярин Орша», «Маскарад», пьеса «Два брата», роман в стихах «Сашка», роман в прозе «Княгиня Литовская», многочисленные стихотворения). Стремительные изменения в жизни и военной службе произойдут 20 февраля 1837 года: после появления стихотворения «Смерть Поэта» он будет арестован и отправлен на гауптвахту, а потом переведен в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе; потом, по просьбе бабушки, его переведут в гусарский полк, стоящий вблизи Пскова. Прослужит он там не более двух месяцев. Император изъявит волю, даст полное прощение «корнету Лермонтову» и согласится на его восстановление в лейбгвардии гусарском полку. Служба в этом полку не доставляла особых хлопот и позволяла много работать над произведениями «Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова», новыми редакциями «Демона», стихотворениями «Дума», «Поэту» и другими. Но участие Лермонтова в «кружке шестнадцати», дуэль с сыном французского посланника Баранта снова все изменят в его жизни. Решением самого царя Николая I поручик Лермонтов переводится в Тенгинский пехотный полк и должен отбыть в места боевых действий на Кавказе. Обстановка там была слишком сложной, но Лермонтов был храбрым офицером, не боялся смерти и даже возглавил отряд, весьма успешно воевавший с горцами. Вскоре он был представлен и к переводу в гвардию, и к ордену святого Владимира III степени, и к именному золотому оружию с надписью «За храбрость». Однако ни одно это представление царь Николай I не поддержал. Предоставленный отпуск был прерван, и поэт должен был отбыть на службу в течение 48 часов. Больше вернуться в Петербург он не смог. Военная тема отразилась во многих произведениях: «Бородино», «Сон», «Завещание», «Два великана», «Герой нашего времени», «Валерик» и др.

9. В каком эмоциональном состоянии находился Михаил Юрьевич во время последнего отпуска в столице?

Свой последний отпуск Лермонтов получил благодаря постоянным хлопотам бабушки. Целых два месяца он мог провести в Петербурге. Все складывалось, казалось, благоприятно для поэта. Он смог увидеть вышедший в октябре 1840 года свой первый сборник, в который вошли его лучшие стихи; в феврале вышло второе издание «Героя нашего времени». В журнале «Отечественные записки» была напечатана статья В. Белинского, в которой он назвал Лермонтова первым поэтом и продолжателем пушкинской традиции в русской литературе. По воспоминаниям близких людей, в это время поэт был по-настоящему счастлив.
Его везде отлично принимали: и в светском обществе, и в литературных салонах. Лермонтов заслужил своим творчеством признание публики и интерес к себе как к талантливому русскому писателю. Но счастье оказалось недолгим. Были отклонены ходатайства о награждении Лермонтова за храбрость, проявленную на войне, потом отпуск был неожиданно прерван и поэту следовало в течение 48 часов покинуть Петербург и отбыть на Кавказ. Лермонтов уезжал разочарованный и озлобленный. Свидетельством его дурного настроения стало стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Он решает выйти в отставку и заняться только литературным творчеством. Накануне отъезда Лермонтов побывал у гадалки, которая сказала, что в Петербург он больше не вернется и что его ждет совсем другая отставка.

10. Расскажите о последней дуэли поэта. Где похоронен Лермонтов?

Можно только догадываться, в каком настроении Лермонтов прибыл в Ставрополь 9 мая 1841 года. Ему следовало ехать к месту боевых действий, но он уговорил своего друга и двоюродного брата Александра Столыпина бросить жребий и довериться судьбе. Судьба выбрала Пятигорск, словно вела поэта к роковой развязке.
В Пятигорске Лермонтов встретил своего знакомого по юнкерской школе Николая Мартынова. На одном из вечеров в доме генерал-лейтенанта Верзилина, у которого собиралась аристократическая молодежь, между Лермонтовым и Мартыновым произошла ссора. Лермонтов, не испытывая к Мартынову неприязни, тем не менее зло пошутил над ним. Мартынов, обидчивый и мстительный, расценил это как оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль. Все присутствующие приняли это за глупую шутку: Лермонтов был известным стрелком, Мартынов стрелял плохо. Друзья даже привезли к месту дуэли ящик шампанского, чтобы выпить за примирение. Секунданты уже хотели развести дуэлянтов, как Лермонтов сказал: «Я в этого дурака стрелять не буду» - и выстрелил в воздух. Мартынов же выстрелил в Лермонтова. Его пуля пробила сердце и легкое поэта, он умер практически сразу. Вскоре разразилась небывалая гроза, которая не дала возможности увезти тело Лермонтова в Пятигорск. Лишь несколько часов спустя он был перевезен в город. В 1842 году по личному разрешению царя бабушка перевезла прах поэта в свое поместье Тарханы.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

    Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

    Чинопоследование

    Таинство

    Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

    Александровский

    Андреевский

    Владимирский

    Георгиевский

    Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

    Благовещение

    Крещение Господне

  1. Рождество Христово

    Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

    На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

    Воскресение

  1. Понедельник

    Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

    Двенадцать

  1. Одиннадцать

    Четырнадцать

    С греческого языка это слово переводится как «книги»:

  1. Евангелие

    В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

    Владимирский собор (Херсонес Таврический)

    Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

    Собор святого Александра Невского (Ялта)

    Храм Воскресения Христова (Форос)

    Как называется день накануне Рождества Христова?

  1. День молитвы

    Сочельник

    Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

    Вверху всегда есть крест

    На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

    Строение храма всегда кубической формы

    Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2. Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

1. После окончания школы он поступил в техническое училище. 2. Входи и рассказывай, что случилось. 3. Когда вошел в зритель я ный зал, прозвенел Третий звонок. 4. Занавес поднялся, в зале на- ступила тишина, и зрители с интересом следили за игрой артистов. 5. Почему ты вступил именно в эту партию? 6. Наша страна всегда выступала за мир. 7. Как себя чувствует больной? -Я надеюсь, что скоро наступит улучшение. 8. Какую цель вы преследуете? 9. Эта мысль преследует меня. 10. Многие годы писателя пресле- довали на его родине. 11. Пожалуйста, говорите помедленнее, я не могу следить за вашим рассказом. 12. Когда началась война, наша семья переехала в другой город. 13. Скоро разразится гроза, нам нужно идти домой. 14. Ребенок испугался и расплакался.

1. После окончания школы он поступил в техническое училище. 2. Входи и рассказывай, что случилось. 3. Когда вошел в зритель я ный зал, прозвенел Третий звонок. 4. Занавес поднялся, в зале на- ступила тишина, и зрители с интересом следили за игрой артистов. 5. Почему ты вступил именно в эту партию? 6. Наша страна всегда выступала за мир. 7. Как себя чувствует больной? -Я надеюсь, что скоро наступит улучшение. 8. Какую цель вы преследуете? 9. Эта мысль преследует меня. 10. Многие годы писателя пресле- довали на его родине. 11. Пожалуйста, говорите помедленнее, я не могу следить за вашим рассказом. 12. Когда началась война, наша семья переехала в другой город. 13. Скоро разразится гроза, нам нужно идти домой. 14. Ребенок испугался и расплакался.

Определить язык Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Источник: Цель:

Результаты (немецкий ) 1:

1. nach der High School studierte er an der technischen Schule. 2. Geben Sie und sagen Sie, was passiert. 3. wenn angemeldet in den Viewer ich th-Halle, klingelte den dritten Aufruf. 4. Vorhang stieg, Halle startete eine Stille und Zuschauer haben die Spiel KünstlerInnen mit Interesse verfolgt. 5. Warum wurde Sie Mitglied der Partei? 6. mein Land wurde immer Frieden befürwortet. 7. wie fühle ich mich krank? -Ich hoffe, dass die Verbesserung bald kommen wird. 8. welche Ziele verfolgen Sie? 9. dieser Gedanke verfolgt mich. 10. seit vielen Jahren folgte die Verfolgung der Schriftsteller in seiner Heimat. 11. bitte etwas langsamer sprechen, ich kann nicht folgen, Ihre Geschichte. 12. als der Krieg begann, zog unsere Familie in eine andere Stadt. 13. Sturm ausbricht Soon, müssen wir nach Hause gehen. 14. ein Kind Angst und fing an zu weinen.

переводится, пожалуйста, подождите..

Результаты (немецкий ) 2:

1. Nach der High School, er in einer technischen Schule eingeschrieben. 2. Kommen Sie herein und sagen Sie mir, was passiert ist. 3. Wenn ich die Audienzhalle ny betrat, klingelte dritte Glocke. 4. Der Vorhang hob, trat die Halle zum Beispiel in die Stille, und das Publikum folgte den Spiel Akteure mit Interesse. 5. Warum gaben Sie es in der Partei? 6. Unser Land hat für den Frieden immer stand. 7. Wie ist der Patient? -Ich Hoffe, ich werde bald besser werden. 8. Was ist das Ziel Sie verfolgen werden? 9. Dieser Gedanke verfolgt mich. 10. Seit vielen Jahren presle- der Schriftsteller in seiner Heimat ausgebessert. 11. Bitte sprechen Sie langsam, ich kann nicht den Überblick über Ihre Geschichte halten. 12. Als der Krieg begann, unsere Familie in eine andere Stadt gezogen. 13. Bald wird der Sturm ausbricht, müssen wir nach Hause gehen. 14. Das Kind erschrak und begann zu weinen.

Поступление в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

4 ноября 1832 года Лермонтов успешно сдает экзамены, и уже через четыре дня, 8 ноября, заведующий Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров генерал-адъютант Нейдгард отношениями своими на имя командира Школы генерал-майора К. А. Шлиппенбаха дал знать, «дабы недорослей из дворян, просящихся на службу в полки лейб-гвардии Александра Уварова в Кавалергардский ее величества, Михайла Лермантова в Гусарский, Николая Юрьева… в Преображенский… зачислить во вверенную мне Школу кандидатами, коих и числить налицо».

Став «воином», Лермонтов фактически начал с того, что пренебрег мудрым предостережением Марии Лопухиной и выкинул «штуку». 26 или 27 ноября «после езды в манеже, будучи еще, по школьному выражению, новичком, подстрекаемый старыми юнкерами», Лермонтов, «чтоб показать свое знание в езде, силу и смелость, сел на молодую лошадь, еще не выезженную, которая начала беситься и вертеться около других лошадей, находившихся в манеже. Одна из них ударила Лермонтова в [правую] ногу [ниже колена] и расшибла ему ее до кости. Его без чувств вынесли из манежа. Он болел более двух месяцев, находясь в доме у своей бабушки Е. А. Арсеньевой».

Так вспоминал А. Меринский, соученик Лермонтова по Школе.

Этот прискорбный случай, который заставил Елизавету Алексеевну страдать, вызвал в Москве новый всплеск толков и разговоров об опрометчивом решении Лермонтова. 7 января 1833 года Алексей Лопухин сообщал своему другу: «У тебя нога болит, любезный Мишель!.. Что за судьба! Надо было слышать, как тебя бранили и даже бранят за переход на военную службу. Я уверял их, хотя и трудно, чтоб поняли справедливость безрассудные люди, что ты не желал огорчить свою бабушку, но что этот переход необходим. Нет, сударь, решил какой-то Кикин, что ты всех обманул и что это твое единственное было желание, и даже просил тетеньку, чтоб она тебе написала его мнение. А уж почтенные-то расходились и вопят, вот хорошо конец сделал и никого-то он не любит, бедная Елизавета Алексеевна - всё твердят. - Знаю наперед, что ты рассмеешься и не примешь к сердцу».

25 февраля Лопухин спрашивает Лермонтова: «Напиши мне, что ты в школе остаешься или нет и позволит ли тебе нога продолжать службу военную…» Очевидно, вопрос этот одно время стоял серьезно; однако уже в середине апреля Лермонтов после болезни вернулся в Школу.

Следует отметить, что переход из университета в Школу должен был быть не очень болезненным, поскольку еще совсем недавно ее устройство мало чем отличалось от университетского и было достаточно свободным: она «имела вид военного университета с воспитанниками, жившими в стенах его, наподобие того, как жили казеннокоштные студенты в Московском университете. Нравы и обычаи в обоих учреждениях не многим отличались друг от друга, если только взять в соображение разницу, которая происходила от общественного положения молодых людей. Казеннокоштные студенты университета были люди из бедных семей, в Школе же это были сыновья богатых и знатных родителей», - пишет Висковатов. Смена руководства Школы, сопровождающаяся завинчиванием гаек, как раз пришлась на 1832 год: Лермонтову не повезло.

В Московском университете его считали гордецом, который вечно воздвигал преграду между собой и другими людьми. В Школе Лермонтов - участник всех затей, автор скабрезных стишков, гуляка и повеса.

Алла Марченко в своем «романе» «С подорожной по казенной надобности» довольно смешно пишет о «перемене», которая якобы произошла с Лермонтовым:

Лермонтову-де… «пришлось… перестроить, переоборудовать душу на новый, юнкерский - легкомысленной, фривольный, а то и прямо скабрезный лад… Чем же можно объяснить столь внезапную метаморфозу? Изменением стиля поведения? Почти характера? Безошибочно верной реакцией, скорректированной «инстинктом самосохранения»? Отчасти, видимо, и этим… В университете Лермонтов мог, ничем не рискуя, навлечь на себя неприязнь всего факультета - подчеркнутым равнодушием… В школе подобный эксперимент становился рискованным. И удобнее, и проще стать таким, как все. Вернее, заставить себя казаться таким, как все. Но для этого надо было, во-первых, как можно глубже спрятать себя настоящего. Во-вторых, половчее подогнать к нестандартной своей внешности, а также сущности - и костюм, и повадки типичного лейб-гусара…»

Этот пассаж особенно забавен потому, что Лермонтову несвойственны были эксперименты со своей индивидуальностью: он всегда был равен самому себе и не считал нужным ни под кого подстраиваться. И уж конечно, не интеллигентским «инстинктом самосохранения» продиктованы его поступки: есть все основания полагать, что подобные мотивы Лермонтов нашел бы низостью.

Судя по тому, что нам известно о Лермонтове, он в принципе довольно плохо умел выстраивать внешние отношения с людьми. «Интерфейс» всегда был с изъяном, поэтому представлялся постороннему взгляду карикатурой, чем-то неестественным и непривлекательным. Отсюда и многочисленные воспоминания о крайне неприятном молодом человеке, который держался фальшиво, невежливо и «с чрезмерностями».

В «Княгине Лиговской» он потом диагностически точно опишет этот феномен, когда будет представлять читателю «первого Печорина» (куда более похожего на самого Лермонтова, чем Печорин «Героя»): «…когда он хотел говорить приятно, то начинал запинаться и вдруг оканчивал едкой шуткой, чтоб скрыть собственное смущение, - и в свете утверждали, что язык его зол и опасен…» - «Печорин сам не знал, что говорил. Опомнившись и думая, что сказал глупость, он принял какой-то холодный, принужденный вид».

Такую же «физиономию» Лермонтова описывает В. И. Анненкова - супруга генерал-майора H.H. Анненкова (адъютанта великого князя Михаила Павловича и дальнего родственника Лермонтова). Навещая Лермонтова в лазарете Школы юнкеров, «мой муж обратился к нему со словами привета и представил ему новую кузину, - вспоминает Анненкова. - Он (Лермонтов) смерил меня с головы до ног уверенным и недоброжелательным взглядом. Он был желчным и нервным и имел вид злого ребенка, избалованного, наполненного собой, упрямого и неприятного до последней степени».

«Новая кузина» припоминает детали этого «свидания»: «Мы нашли его не прикованным к постели, а лежащим на койке и покрытым солдатской шинелью. В таком положении он рисовал и не соблаговолил при нашем приближении подняться. Он был окружен молодыми людьми, и, думаю, ради этой публики он и был так мрачен по отношению к нам».

Лермонтов умел общаться с людьми только «душа к душе» - и те, кто был допущен к такому общению (на самом деле - любой, кто был способен к такому общению) видели совершенно другого Лермонтова и очень дорожили дружбой с ним. Отсюда и почти полярные характеристики его поведения, манер, даже внешности.

Из книги Екатеринбург - Владивосток (1917-1922) автора Аничков Владимир Петрович

ОТЪЕЗД ЮНКЕРОВ В конце января гардемарины заявили нам, что училище покидает Владивосток. Их начальник, капитан первого ранга Китицин, приказал начать погрузку кораблей. Одновременно с этим грустным известием они сказали, что если Толя и его товарищи захотят уехать из

Из книги Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917 автора Макаров Юрий Владимирович

Разбивка гвардейских новобранцев - годы 1904–1906 Новобранцы, отобранные воинскими начальниками для службы т. Гвардии, начинали прибывать в Петербург партиями приблизительно в начале октября. Отбирались они по росту, сложению и состоянию здоровья. Это был, действительно,

Из книги Нас не брали в плен. Исповедь политрука автора Премилов Анатолий

командуя дивизионом тяжелых гвардейских минометов На попутных машинах я добрался в штаб 28-й тяжелой гвардейской минометной бригады и предъявил командиру бригады полковнику Лупанову приказ о назначении меня командиром 4-го дивизиона. Дивизион находился под

Из книги Вырастая из детства автора Романушко Мария Сергеевна

ЕЩЁ ПРО ШКОЛУ Мы вместе с Мишкой ходили в школу. А школа была довольно далеко. Но в то время не принято было провожать детей в школу. Первоклассник считался уже взрослым, самостоятельным человеком. И если бы кого-нибудь в школу водила за ручку мама, или бабушка, то это

Из книги Кадеты, гардемарины, юнкера. Мемуары воспитанников военных училищ XIX века автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

И. И. Ореус Из воспоминаний Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. 1845–1849 годы …Внутренний и внешний быт воспитанников военно-учебных заведений Николаевского времени много разнился от того, который выработался в последующее царствование, и - как все в мире -

Из книги Лермонтов: Один меж небом и землёй автора Михайлов Валерий Федорович

Н. Дьяконов (?) Производство в офицеры Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. 1858 год В мае месяце 1858 года воспитанники военно-учебных заведений готовились к царскому смотру, образуя из себя отряд, командование которым было вверено директору 2-го кадетского корпуса

Из книги Лермонтов автора Хаецкая Елена Владимировна

Глава двенадцатая В ШКОЛЕ ЛИХОЙ ЮНКЕРОВ «Период брожения»…14 ноября 1832 года командир Школы гвардейских подпрапорщиков генерал-майор барон Шлиппенбах издал приказ, согласно которому «Михайло Лермонтов», в ряду других «недорослей из дворян», был зачислен

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Глава двенадцатая Школа юнкеров

Из книги Михаил Лермонтов. Один меж небом и землей автора Михайлов Валерий Федорович

ХУЛИГАНСТВО ГВАРДЕЙСКИХ ОФИЦЕРОВ Молодые люди, держа в руках бокалы и бутылки с шампанским, выкатили откуда-то маленькую пушку и, зарядив её, начали прицельно стрелять картечью по бегающим по тротуару крысам. Ноги лошадей, запряжённых в кабриолет Бетанкура, чудом не

Из книги От Алари до Вьетнама автора Вампилов Базыр Николаевич

В школе лихой юнкеров 1Барабанный бой в 6 утра - побудка, завтрак, занятия в классе, строевая… Учение, служба, но и свободного времени много…Его душа устала от непроглядных бездн трагизма; черный байронический плащ уже давил на плечи и раздражал, как вычурная

Из книги М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество автора Висковатый Павел Александрович

В школу Осенью родители не пустили меня в школу: не во что было одеться, а они не хотели, чтобы я ходил оборванцем. Мне же было обидно, что дочь соседа Мархандаева, Дарья, уже училась, а я нет.Я частенько забегал к Дарье, чтобы посмотреть на школьные принадлежности. Особенно

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Из книги Лермонтов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

ГЛАВА Х М. Ю. Лермонтов по выходе из школы гвардейских подпрапорщиков Кутежи и шалости. - Монго-Столыпин. Дружеская связь его с поэтом. - Лермонтов в салонах петербургского общества. - Е.А. Хвостова. - Женщины - друзья Лермонтова. Лейб-гвардии гусарский полк, в

Из книги Изольда Извицкая. Родовое проклятие автора Тендора Наталья Ярославовна

Из книги автора

В Школе гвардейских подпрапорщиков Павел Александрович Висковатов:Поселившись в Петербурге, Лермонтов приказом по Школе гвардейских кавалерийских юнкеров от 14 ноября 1832 года был зачислен вольноопределяющимся унтер-офицером в лейб-гвардии Гусарский полк. Школа

Из книги автора

Поступление во ВГИК В тот год, когда выпускница дзержинской школы Изольда Извицкая держала экзамен во ВГИК, кроме нее, на курс поступало еще 799 человек. Хотя все они знали, что фактических счастливчиков, зачисленных во ВГИК, будет не больше шестнадцати. Право на учебу в

Подумать только, гениальный поэт уволенный из Московского университета и не принятый в Петербургский, держит экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в числе других «недорослей из дворян», как сказано в журнале исходящих бумаг Школы на 1832 год. Эта же «аттестация» повторена в предписании командиру Школы генерал-майору К. А. Шлипленбаху от 13 ноября 1832 года зачислить «недоросля из дворян Михаила Лермонтова, просящегося в лейб-гвардии Гусарский полк (...) на праве вольноопределяющегося унтер-офицером»

В то время юнкера, находившиеся в школе, считались в полках и носили каждый своего полка мундир»2. Чтобы получить первый офицерский чин, Лермонтову нужно было выдержать два года «маршировки», «парадировки» и прочих тягот в Школе, о которых он рассказал в «Юнкерской молитве».

Добавим к сказанному, что, выдержав вступительные экзамены, Лермонтов был зачислен кандидатом в Школу. И лишь через месяц с лишним последовало предписание ее командиру К. А. Шлиппенбаху произвести Лермонтова из кандидатов в юнкера.

В это время произошел несчастный случай. О нем рассказывает А. М. Меринский: «Сильный душой, он был силен и физически и часто любил выказывать свою силу». Лермонтов на занятиях в манеже, «подстрекаемый старыми юнкерами... чтоб показать свое знание в езде, силу и смелость, сел на молодую лошадь, еще не выезженную». Она стала «беситься» и задевать других лошадей, стоявших в манеже. «Одна из них ударила Лермонтова в ногу и расшибла ее ему до кости. Его без чувств вынесли из манежа. Он проболел более двух месяцев, находясь в доме у своей бабушки Е. А. Арсеньевой»3.

Вспоминая о Юнкерской школе (так позднее стала называться Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), ее бывшие воспитанники рассказывают, что среди юнкеров царил «ребяческий дух», но что они умели отделять школьничество, шутки от серьезных вещей, «когда затрагивались честь, достоинство, звание или наносилось личное оскорбление». К числу предметов, не заслуживающих внимания, относились занятия в классах. Они «посвящались обыкновенно разговорам, чтению книг, которые прятались по приходе начальника, игре в орлянку на задней скамейке и шалостям с учителем».

А. М. Меринский рассказывает, что в Юнкерской школе «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Молодые люди, любившие чтение, могли уделять ему время только по праздникам, когда их распускали из школы по домам. Ему случалось заходить к Лермонтову домой, и он «почти всегда находил его с книгою в руках»2.

Меринский видел, что «в Юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя некоторые из них не очень любили его за то, что он преследовал их своими остротами и насмешками за все ложное, натянутое и неестественное, чего никак не мог переносить».

«Многие боялись его метких острот и шуток,- говорит о Лермонтове И. Л. Андроников.- Но в затеях и шалостях юнкеров он принимал самое живое участие. Не отставал он от них и на учениях: был силен и вынослив, крепко сидел на лошади, хорошо фехтовал на эспадронах (на саблях). Этим оружием, кроме него, владел только юнкер Мартынов - тот самый, имя которого проклинает каждый, кому дорога поэзия. Их встречи привлекали внимание. Фехтовали они ловко и хорошо». Да, это тот Мартынов, который менее чем через десять лет, встретившись с Лермонтовым в Пятигорске, вызовет своего товарища по Юнкерской школе на его последнюю дуэль...

Лермонтов в письмах М. А, Лопухиной и другим московским друзьям, написанным через год после поступления в юнкера, уверял их, что очень изменился, что у него не осталось ни веры в прекрасное, ни счастливых грез. «...Мне нужны вещественные наслаждения,- писал он осенью 1833 года,- ощутимое , счастье, за которое платят золотом, счастье, которое носят в кармане как табакерку; счастье, которое обманывает только мои чувства, оставляя душу в покое и бездействии».

Верный его друг Аким Шан-Гирей, живший в доме бабушки поэта, вносит поправки в то представление, которое хотел создать о себе юнкер Лермонтов в письмах к друзьям: «Нравственно Мишель в школе переменился не менее, как и физически, следы домашнего воспитания и женского общества исчезли: в то время в школе царствовал дух какого-то разгула, кутежа, бамбашерства; по счастью, Мишель поступил туда не ранее девятнадцати лет и пробыл там не более двух; по выпуске в офицеры все это пропало, как с гуся вода»1.

Квартира, нанятая Е. А. Арсеньевой, находилась «в нескольких шагах от школы», рассказывает этот родственник Лермонтова, и он «почти каждый день ходил к Мишелю с контрабандой», принося ему от бабушки паштеты, конфеты и другие угощения. Но - и это главное - Шан-Гирей видел своими глазами нравы и обычаи, царившие в Юнкерской школе, очень сочувствовал Лермонтову и боялся за него. Два года, проведенные в ней поэтом, он называет «злополучными годами» и вместе с Е. А. Арсеньевой радовался от души, когда его друг Мишель был произведен в офицеры. Произошло это 4 декабря 1834 года, когда в приказе командира Школы было объявлено, что юнкер Лермонтов произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

В письме к М. А. Лопухиной, полном грустных мыслей о своем будущем, поэт попрощался со школой словами: «Двух страшных годов как не бывало...» /По выходе из Юнкерской школы Лермонтов делил свое время между Царским Селом (где стоял его Гусарский полк) и Петербургом, где вея образ жизни, принятый в среде молодых аристократов.)чЯ увидел, вступая в свет,- писал ОЕ1 А. М. Верещагиной в Москву,- что у каждого имеется свой пьедестал: богатство, имя, титул, покровительство... Я понял, что если: бы: мне удалось кого-нибудь занять собой, то другие незаметно займутся мной, сначала из любопытства, а потом из соревнования».

В том же письме он жалуется на , которое стал чувствовать особенно остро после отъезда бабушки из Петербурга: «Перспектива остаться в первый раз в жизни совершенно одному - меня пугает. Во всем большом городе не останется ни единого существа, которое действительно мне сочувствует».

Жалоба Лермонтова па полное одиночество не вполне справедлива. В начале 30-х годов в Петербурге появился дальний родственник поэта Святослав Раевский, знавший его с детских лет. ПоздЕ1ее, в петербургские годы их совместной жизни в доме Е. А, Арсеньевен, по словам Раевского, «коротко с ним (с Лермонтовым) сошелся»1.

Раевский был шестью годами старше Лермонтова. В 1827 году он окончил нравственно-политическое отделение Московского университета, кроме того, прослушал лекции на словесном и физико-математическом отделениях. Свои широкие познания он успешно применял в журналистике. Раевский познакомил Лермонтова с кружком редактора «Литературных прибавлений к Русскому инвалиду», а затем и журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского. На страницах этого журнала впервые были напечатаны почти все произведения Лермонтова, которые он сам считал возможным отдать на суд читателю. В «Отечественных записках» появились знаменитые статьи Белинского о стихотворениях Лермонтова и его романе «Герой нашего времени ».

Раевский помогал Лермонтову: под его диктовку он переписывал «Княгиня Литовская».

Таким преданным друзьям Лермонтова, как С. А. Раевский и А. П. Шан-Гирей, мы обязаны тем, что узнали много ценнейших сведений о жизни поэта, его творчестве, увлечениях, характере, взаимоотношениях с теми, кто был рядом с ним и в раннем детстве, и во все другие периоды его короткого жизненного пути.

Нельзя, однако, не заметить, что и самые близкие к поэту люди были не всегда точными в своих воспоминаниях о ном, написанных спустя много лет после его гибели.

Так, например, Л. П. Шан-Гирей утверждает, что в годы пребывания в Школе юнкеров Лермонтов, приходя домой по праздникам и воскресеньям, «ровно ничего не писал»".

Этому трудно поверить. Вряд ли написанное в Школе тайком от товарищей, никому из них не показанное, Лермонтов не уносил домой, где жила Е. А. Арсенъева. А. П. Шан-Гирей все лермонтовское творчество 1832 - 1834 годов сводит к эпиграммам, «вольным» стишкам, печатавшимся в рукописном журнале «Школьная заря», а также к «знаменитой в свое время» поэме «Уланша», относящейся к циклу «юнкерских поэм», в которых поэт отдал дань царившему в Школе «духу какого-то разгула, кутежа», легкомыслия, грубого веселья, о которых рассказывает А. П. Шан-Гирей в своих «Воспоминаниях»2.