11 класс

Проверочная работа «Общественное движение в XIX веке. Оживление либерального движения

После длительного периода реформ, испытывая на себе давление недовольных дворян-ретроградов, Александр II постепенно начал свертывать реформирование. После подавления Польского восстания 1863-1864 гг. реакционный характер правления "Александра-освободителя" усилился. Прогрессивная часть российского общества опасалась возвращения крепостного права, пусть даже в измененном виде.

Половинчатый характер крестьянской реформы 1861 г. явился причиной дальнейшего развития и распространения в России освободительного движения. С 60-70-х гг. XIX в. ведущую роль в освободительном движении в России начинают играть уже не дворяне, а разночинцы (выходцы из средних сословий, дети чиновников, священников, мещан). Господствующей идеологией разночинского этапа освободительного движения (1861-1895) стало народничество.

Народничество - общественное движение 60-90-х гг. XIX в., пропагандировавшее и пытавшееся реализовать в России идеи крестьянского утопического социализма, предполагавшее переход к социализму через посредство крестьянской общины, минуя капитализм. Основные идеи русского крестьянского социализма были изложены в работах А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, являвшихся основоположниками идеологии народничества.

В 70-х - начале 80-х гг. главным направлением в народничестве было революционное народничество, считавшее основным средством достижения социальной справедливости крестьянскую революцию. В нем сложилось три течения: "бунтарское" (идеолог - дворянин, профессиональный революционер, один из основоположников анархизма М.А. Бакунин), выдвигавшее требование организации немедленного и всеобщего крестьянского восстания; "пропагандистское" (идеолог - публицист и социолог, сын помещика П.Л. Лавров), отстаивавшее необходимость ведения длительной пропаганды в народе с целью его подготовки к социалистической революции; и "заговорщическое" (идеолог - публицист, участник студенческого движения 60-х гг.П.Н. Ткачев), предлагавшее идею захвата верховной власти узкой группой революционеров с целью проведения социалистических преобразований.

Под влиянием агитации теоретиков революционного народничества в середине 70-х гг. XIX в. началось стихийное "хождение в народ" (1874 - 1879) - массовое посещение народниками, революционно настроенной молодежью, сельской местности с целью пропаганды социалистической революции среди крестьян. Однако крестьяне не откликнулись на призывы ко всеобщему бунту и революционному свержению самодержавия. Первые опыты "хождения в народ" были неудачны и привели к массовым арестам народников.

Во второй половине 70-х гг. XIX в. для координации деятельности отдельных народнических кружков стали создаваться организации народников. Первой такой организацией стала основанная в декабре 1876 г. "Земля и воля" (лидеры - А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др.), продолжавшая безуспешные попытки вести социалистическую пропаганду среди крестьян. Расхождения по тактическим вопросам привели к расколу этой организации в 1879 г. на "Народную волю" (лидеры - А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.), боровшуюся с царизмом методом индивидуального террора (организации покушений на императора и высших чиновников), и "Черный передел" (лидеры - Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.), члены которого оставались на пропагандистских позициях и продолжали еще некоторое время практику "хождения в народ". Убийство императора Александра II 1 марта 1881 г., организованное "Народной волей", привело к ужесточению репрессий и свертыванию деятельности "Народной воли" и "Черного передела".3 апреля 1881 г. Петербург был обклеен правительственными объявлениями: "Сегодня, 3 апреля, в 9 часов будут подвергнуты смертной казни через повешение государственные преступники: дворянка Софья Перовская, сын священника Николай Кибальчич, мещанин Николай Рысаков, крестьяне Андрей Желябов и Тимофей Михайлов." Народовольцы - организаторы убийства царя были казнены. В начале 80-х гг. XIX в. большинство лидеров революционного народничества были арестованы или оказались за рубежом.

Либеральное движение . Либеральное движение, сложившееся еще в первой половине XIX в. и выразившееся в тот период в движениях западников и славянофилов, в 60-90-х гг. XIX в. продолжало развиваться на основе идей западничества и европейской либеральной идеологии. Определенное влияние на него оказала и деятельность славянофилов. С особой силой либеральное движение развернулось в период подготовки крестьянской реформы и проектов других буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Либералы (историки и юристы К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.) поддерживали реформы, проводившиеся правительством Александра II, выступали за свободу слова, печати, неприкосновенность личности, отмену сословных привилегий, независимость суда, развитие местного самоуправления.

Деятельность либералов выражалась в работе в комитетах по подготовке крестьянской реформы, подаче правительству ходатайств о проведении либеральных преобразований, выступлениях в печати. Либеральное движение в России во второй половине XIX в. выступало противником революции, выдвигая требование либеральных реформ, проводимых правительством "сверху" при минимальном участии народа.

Важное значение для развития либерального движения имело земское движение, сложившееся после проведения земской реформы 1864 г., создавшей органы местного самоуправления - земства, и выступавшее за расширение прав земств, создание общеземских представительных органов, принятие конституции. В 1879 г. состоялся первый нелегальный общеземский съезд, объединивший наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Съезд принял решение о необходимости распространения в обществе конституционных идей, обсуждал возможность создания тайного общества, однако серьезных практических последствий деятельность съезда не имела.

Центрами формирования либерального движения 60-90-х гг. XIX в. кроме земств были университеты, новые суды, либеральная печать, одним из наиболее известных изданий которой был ежемесячный умеренно-либеральный журнал "Вестник Европы" (1866-1912).

Рабочее движение появилось в России в 60-е гг. XIX в. в связи с процессом формирования фабрично-заводского пролетариата. Первоначально оно имело стихийный и неорганизованный характер. Во многих случаях рабочие ограничивались пассивными формами борьбы (подача прошений администрации фабрик, царским властям, бегство с заводов). На начальном этапе своего развития, в 60-80-е гг., рабочее движение выдвигало в основном экономические требования: повышение заработной платы, ограничение продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда.

Первые политические организации рабочих, возникшие под влиянием народников ("Южнороссийский союз рабочих" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1879)), были быстро разгромлены полицией и не оказали заметного влияния на развитие идеологии рабочего движения.

Поражение революционного народничества привели к переходу части народников на марксистские позиции: в 1883 г. в Женеве лидерами народнической организации "Черный передел" Г.В. Плехановым, В.И. Засулич и др. была основана группа "Освобождение труда", поставившая своей целью пропаганду в России марксизма.

К концу века усилилось организованное рабочее движение. Основной формой борьбы рабочего движения в 60-80-е гг. была стачка. В 80-е гг. стачечное движение начинает принимать массовый и организованный характер. Крупнейшей стачкой рабочих в 60-80-е гг. XIX в. была Морозовская стачка в городе Орехово-Зуево, произошедшая в 1885 г. на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова. Из 11 000 работающих на предприятии здесь бастовало около 8000 человек. Морозовская мануфактура славилась своей изощренной системой штрафов, за 1882-1884 гг. заработная плата на ней снижалась 5 раз. С каждого заработанного рубля вычиталось в виде штрафов от 30 до 50 копеек.

Стачка началась 7 января стихийными выступлениями рабочих, которые разгромили фабричную лавку, квартиры администрации, фабричные помещения. Однако ее руководители (П.А. Моисеенко и др.) смогли придать стачке организованный характер: рабочими были сформулированы требования, которые они вручили приехавшему на фабрику владимирскому губернатору. Администрация на уступки не пошла - по личному указанию Александра III начались аресты, предприятие оцепили войска, рабочих загоняли на работу штыками. Однако полностью работа на предприятии возобновилась только в конце января. Организаторы забастовки были отданы под суд. Однако суд присяжных, ознакомившись с положением рабочих, вынужден был их оправдать.

Подъем рабочего стачечного движения в конце XIX в. заставил правительство пойти на некоторые уступки и привел к созданию рабочего законодательства, ограничившего использование женского и детского труда, размеры штрафов, создавшего государственную фабрично-заводскую инспекцию, в которую рабочие могли жаловаться на нарушение своих прав.

Контрреформы Александра III. После эпохи великих реформ 1860-1870-х гг. страна вступила в следующий период своей истории, получивший название периода контрреформ Александра III. При Александре III многие преобразования, проведенные в правление его отца Александра II, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны. Александр III был уверен во вредности системы широких прав и свобод, считая это провоцированием общественных потрясений. Немалую роль в этом сыграло усиление революционного народнического движения, вылившееся в убийство Александра II.

Новый русский император был не самым демократичным и просвещенным человеком среди коронованных особ. Александр III не получил в свое время необходимого образовательного минимума, полагавшегося наследнику престола, так как, будучи лишь вторым сыном Александра II, готовился к военно-инженерной службе, а не к царствованию. При большом росте (193 см) и необычайной физической силе император отличался удивительной выдержкой и самообладанием.

Образ Александра III различными историками трактуется по-разному, часто ему приписывали невежество и даже откровенную тупость, обвиняли царя и в трусости. Сторонники этой трактовки указывали на то, что царь плохо знал русскую грамматику, всю жизнь жил чужими идеями, доверяясь сановникам-администраторам, после убийства отца спрятался на долгие годы в Михайловском дворце (замке) и т.д. Другая сторона утверждала: царь был образован, знал иностранные языки, был умен и храбр. Будучи цесаревичем, лично участвовал в боевых действиях в ходе русско-турецкой войны (в 1877 г.). Во время крушения в 1888 г. царского поезда Александр III спас свою семью, вытащив домочадцев из-под обломков вагона. В политических взглядах императора преобладало стремление к стабильности в обществе, что многие исследователи определяют как консерватизм.

Правил страной Александр III недолго - 13 лет (1881-1894), рано скончавшись от длительной болезни - нефрита. Причиной болезни послужила, видимо, колоссальная физическая нагрузка, которую ему пришлось выдержать во время упомянутого выше железнодорожного инцидента. Крыша вагона во время крушения поезда начала падать на сидевшее за обеденным столом семейство царя. Александр вынужден был держать ее на вытянутых руках. В последующие годы болезнь усугубилась по иной причине. Начальник охраны императора П.А. Черевин оставил после себя дневники, из которых следует, что царь постоянно и неумеренно употреблял спиртное.

крепостное право россия реформа

Извечная проблема российской политики - борьба реформ и контрреформ - довольно ярко проявилась в царствовании Александра III. Проводниками обеих политических линий стали в это время, соответственно, С.Ю. Витте и К.П. Победоносцев.

С.Ю. Витте был министром финансов России (1892-1903) и наиболее яркой фигурой среди реформаторов на стыке двух столетий. Его основным устремлением было, по собственным словам Витте, дать России такое же "промышленное совершеннолетие, в какое уже вступают Соединенные Штаты Северной Америки". При нем Россия имела мощные банковскую и налоговую системы, была интегрирована в мировую экономику, а рубль в 1897 г. стал конвертируемым. Государственный сектор в экономике был достаточно велик (100% оборонных заводов, 70% железных дорог, 30% земель). Многое из перечисленного имело место уже после смерти Александра III, но основы этого пути были заложены именно при нем. Подобные сдвиги в экономическом курсе страны не могли не встретить сопротивления в консервативном окружении царя. Главным оппонентом Витте был Победоносцев.

При Александре III Витте ввел государственную винную монополию, что существенно укрепило бюджет страны и дало финансовые средства для начала проведения других реформ. Искусный дипломат, Витте умел находить общий язык с самим К.П. Победоносцевым, от которого очень многое в те годы зависело.

К.П. Победоносцев занимал кафедру гражданского права в Московском университете и был воспитателем сначала Александра III, а затем и Николая II (преподавал им законоведение). С 1868 г. - сенатор, с 1872 г. - член Государственного совета, а с 1880 по 1905 г. - обер-прокурор Святейшего Синода. Эти должности, особенно последняя, позволяли Победоносцеву активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, а положение воспитателя императора еще более расширяло его возможности. Их он использовал в полной мере, особенно в первые годы правления Александра III.

Главной своей задачей Победоносцев видел ликвидацию либеральных установлений, введенных Александром II, защиту политического курса от проникновения социалистических идей. Витте, отдавая должное образованности и талантам этого политика, называл Победоносцева одним из "столпов консерватизма".

Александр III, стремившийся окружить себя преданными и умными администраторами, отдал предпочтение хорошо знакомому с юности царедворцу и сразу поручил ему составление царского манифеста. Манифест от 25 апреля 1881 г. провозгласил программу нового царствования - курс на контрреформы и упрочение самодержавия. В основу политического курса были положены идеи неограниченной монархии, крайнего национализма и воинствующего православия.

После написания этого документа Победоносцев сконцентрировал в своих руках управление страной, начал тормозить и даже откровенно торпедировать либеральные реформы, жестоко преследовать свободомыслие, либеральную прессу, публицистов и писателей. Именно он начал гонения на Л.Н. Толстого, излагавшего тогда в философских публикациях идею "Бога в душе" или "Бога без церкви", и добился публичного отлучения великого писателя от церкви. Наиболее яростным преследователем народовольцев был все тот же Победоносцев.

"Ангел-хранитель трона", как современники называли К.П. Победоносцева, не был ни лакеем, ни карьеристом. Он служил "за идею" и делал это последовательно и упорно, борясь за укрепление страны через упрочение самодержавия. Во многом он помешал Витте в проведении прогрессивных экономических и политических преобразований при Александре III и стал идеологом основных контрреформ того времени.

В стране распространялся административный произвол, деятельность политической полиции достигла невероятного размаха и законодательно начал закрепляться возврат к феодально-крепостническим порядкам. Практически сразу после убийства народовольцами Александра II новый император сделал первый шаг в контрреформах - издал "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" (1881). Этот документ предоставлял губернаторам право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, без суда и следствия и в обход существующих законов проводить аресты, закрывать печатные органы, прекращать деятельность общественных организаций. "Положение" продлевалось каждые три года вплоть до 1917 г.

Одной из важнейших контрреформ 80-90-х гг. явилось принятое в 1889 г. положение о земских участковых начальниках (крестьянская контрреформа), имевшее целью восстановить административную и судебную власть помещиков над крестьянством, утерянную ими после крестьянской реформы 1861 г. Земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из числа помещиков, потомственных дворян, получали право контроля и надзора за органами крестьянского самоуправления, право производить аресты, применять телесные наказания, отменять решения сельских сходов и выборных должностных лиц. К земским начальникам переходили функции мировых судей, а сами мировые суды отныне упразднялись.

В 1890 г. вышло "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" (земская контрреформа). Согласно этому документу, изменялась система выборов в земские органы. Первая избирательная курия стала включать только дворян, число гласных от нее увеличивалось. Число гласных от второй курии уменьшалось, имущественный ценз повышался. Крестьянские сходы выбирали теперь лишь кандидатов в гласные. Список кандидатов рассматривался на съездах земских начальников и в окончательном виде утверждался губернатором.

"Городовое положение", вышедшее в 1892 г. (городская контрреформа), повысило имущественный ценз для избирателей на выборах в органы городского самоуправления, около половины избирателей лишилось своих избирательных прав, городские головы и члены управы переводились в разряд государственных служащих и, следовательно, попадали под полный контроль администрации.

Политика контрреформ 80-90-х гг. способствовала замедлению социально-политического развития страны, но не смогла полностью ликвидировать результаты буржуазных преобразований 60-70-х гг.

Последовательно проводя контрреформы, подготавливаемые Победоносцевым, Александр III все больше начинает понимать необходимость поступательного движения в экономической и политической областях. Он все чаще обращается к Витте, и в недрах контрреформистского правления начинают готовиться грядущие реформы. Витте в "Воспоминаниях" пишет, что царь начал торопить его с подготовкой закона об ответственности фабрикантов перед рабочими. "Надо идти вперед, надо создавать, - говорил царь, убеждая не поддаваться влиянию Победоносцева и его сторонников. - Я уже давно перестал принимать во внимание их советы".

Александр III вошел в историю как "Александр-миротворец", т.к. при нем Россия совершенно не вела войн. Миротворческая идея, которой он руководствовался, выражалась в дипломатических усилиях по обеспечению гарантированного мира на Европейском континенте. "Силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов", - говорил Александр III. В мире позиция России была оценена по достоинству. "Счастливо человечество и русский народ, что император Александр III крепко держался идеи всеобщего мира и считал осуществление этой идеи своей первой и наибольшей обязанностью", - писала тогда лондонская "Таймс". Однако в ходе осуществления миротворческой дипломатии России пришлось и многим поступиться. Так, Александр III уничтожил достижения предыдущего царствования на Балканах. В дальневосточном регионе при нем уже назревал конфликт с Японией. Во время правления Александра III происходит постепенное ухудшение и российско-германских отношений. Одновременно Россия идет на сближение с Францией, которое закончилось заключением франко-русского союза (1891-1893). Миротворчество оборачивалось нарастающей дестабилизацией отношений России с целым рядом стран, что впоследствии привело к войнам.

А) апрель 1866г.

Б) 1869 - 1872гг.

Г) 1874-1875гг.

Ж) 1872-1876гг.

К) 1863-1866гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) А.И.Желябов

2) В.Г.Плеханов

3) Н.В.Чайковский

4) М.Ф.Фроленко

5) А.Д.Морозов

6) С.Г.Нечаев

7) Н.Г.Чернышевский

8) А.Д.Михайлов

9) Н.А.Ишутин

10) В.Н.Фигнер

11) С.Л.Перовская

12) А.И.Герцен

Ответ: _________

2) Капитализм в России - явление чуждое, насаждаемое «сверху».

4) Россия - конституционная монархия. Гарантия прав и свобод.

6) Ячейка социализма в стране - крестьянская община.

Ответ: _________________

1) Н.Бухарин

2) П.Ткачев

3) А.Герцен

4) М.Бакунин

5) П.Лавров

6) Н.Огарев

Ответ: _________________

13. 1,4,5,8,10,11

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Идеология революционного народничества»»

Тест по теме «Идеология революционного народничества»

1. Одной из причин усиления революционного движения в России после крестьянской реформы 1861г. стало

а) получение личной свободы крепостными крестьянами

б) недовольство дворян решением освободить крестьян от крепостной зависимости

в) сохранение Александром II на ведущих государственных постах многих деятелей дореформенного времени

г) разочарование крестьян, оставшихся в положении временнообязанных

2. Идейный вождь революционного движения в России в конце 50-х - начале 60-х гг.XIX века Н.Г.Чернышевский в своих статьях выступал

а) за расширение прав и свобод граждан

б) за свободу предпринимательской деятельности

в) за сохранение старых порядков

г) за крестьянскую революцию, создание революционной организации

3. Идеологом пропагандистского направления в народничестве являлся

а) М. Бакунин

б) П.Лавров

в) П.Ткачев

г) А.Герцен

4. Свод правил, созданный С.Г.Нечаевым и которым должны были руководствоваться революционеры назывался

а) «Катехизис революционера»

б) «Конституция»

в) « Русская Правда»

г) «Русское слово»

5. Основателем общества « Народная расправа» в Москве был

а) С.Н.Нечаев

б) И.И.Иванов

в) Н.Г.Чернышевский

г) Н.А.Ишутин

6. « Хождение в народ» революционеров- народников потерпело неудачу в

7. В результате раскола в 1879 году « Земли и воли» возникли

а) « Северное общество» и « Южное общество»

б) « Народная расправа» и « Большое общество пропаганды»

в) « Союз Спасения» и « Союз Благоденствия»

г) « Народная воля» и « Черный передел»

8. Как власти отреагировали на «хождение в народ»?

а) оказывали всевозможное содействие народникам

б) была выражена глубокая симпатия народникам

в) всероссийской облавой и показательными судами

г) скептически наблюдали за происходящими событиями

9. Установите соответствие между термином и его определением

Определение

А) революционный путь развития

Б) политические требования

В) радикальный

Г) конспирация

Д) национализм

1) взгляды, направленные на сохранение национальной самобытности или обеспечение национальной независимости

2) методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности

3) требования изменения политического режима

4) путь развития общества, предполагающий резкий, скачкообразный переход к новому общественно-политическому устройству

5) решительный образ действий

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между датой и событием

А) апрель 1866г.

Б) 1869 – 1872гг.

Г) 1874-1875гг.

Ж) 1872-1876гг.

К) 1863-1866гг.

1) начало пропагандисткой деятельности народников, «хождение в народ»

2) убийство императора Александра II в результате покушения членами «Народной воли»

3) в Петербурге возникла организация «Земля и воля»

4) деятельность общества «Народная расправа», основанного С.Н.Нечаевым в Москве

5) деятельность революционной организации под руководством Н.А.Ишутина

6) в Петербурге возник « Северный союз русских рабочих»

7) выход за границей журнала «Вперед!»

8) в Одессе образован «Южнороссийский союз рабочих»

9) образование в Петербурге кружка «чайковцев»

10) член группы «Ад» Д.В.Каракозов совершил покушение на Александра II

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Установите соответствие между идеологами и направлением в народничестве

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Расположите в хронологической последовательности события

А) образование в Петербурге кружка «чайковцев»

Б) убийство императора Александра II

В) возникновение в Петербурге организации «Земля и воля»

Г) деятельность революционной организации под руководством Н.А.Ишутина

Д) «хождение в народ»

Е) покушение члена группы «Ад» Д.В.Каракозова на Александра II

13.Назвать исторических лиц, являющихся организаторами и руководителями организации « Народная воля»

1) А.И.Желябов

2) В.Г.Плеханов

3) Н.В.Чайковский

4) М.Ф.Фроленко

5) А.Д.Морозов

6) С.Г.Нечаев

7) Н.Г.Чернышевский

8) А.Д.Михайлов

9) Н.А.Ишутин

10) В.Н.Фигнер

11) С.Л.Перовская

12) А.И.Герцен

Ответ: _________

14. Назовите положения, являющиеся основными идеями революционного народничества

1) Отмена крепостного права (реформа).

2) Капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое «сверху».

3) Будущее России - социализм, минуя капитализм.

4) Россия – конституционная монархия. Гарантия прав и свобод.

5) Власть царя не ограничена. Монарх считается с мнением народа.

6) Ячейка социализма в стране – крестьянская община.

7) Всеобщий контроль государства за всеми сферами жизни общества.

8) У России особый путь исторического развития.

Ответ: _________________

15. Назовите исторических личностей, являющихся идеологами революционного народничества

1) Н.Бухарин

2) П.Ткачев

3) А.Герцен

4) М.Бакунин

5) П.Лавров

6) Н.Огарев

Ответ: _________________

Опубликование «положений» о крестьянской реформе вызвало полное разочарование в радикальных кругах дворян. О половинчатости крестьянской реформы 1861 г. высказались известный российский революционный демократ Н. Чернышевский, находящиеся в эмиграции А. Герцен и Н. Огарев, а так же белорусский революционер, поэт и публицист Викентий Константин Калиновский, который, воспользовавшись крестьянским недовольством, действуя совместно с поляками, поднял в 1863 - 1864 гг. в Белоруссии крестьянское восстание, пытаясь придать ему статус национально-освободительного движения против российского господства.

Крестьянские волнения в 1861 - 1863 гг. вызвали подъем антиправительственных выступлений студенчества. Студенты Казани в 1861 г. сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве.

В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. Чернышевским. С июля 1861 г. стал распространяться нелегальный печатный листок «Великорусе» и другие прокламации. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «демократической республики Русской».

В конце 1861 г. в России возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым; в руководящее ядро его входили близкие единомышлен­ники Чернышевского - братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Н. Обручев, А. Слепцов, В. Курочкин, Н. Утин и др. В программе «Земли и воли» говорилось о созыве бессословного народного собрания, о праве ка­ждого на землю, самоуправлении крестьянских общин, выборности правительства.

Правительство Александра II вынуждено было против революционно-демократического лагеря провести репрессии. 7 июля 1862 г. арестовывается Н.Чернышевский, вскоре такая же участь постигла Н. Серно-Соловьевича, видного революционного деятеля армянского народа М. Налбандяна и ряд других революционных деятелей, обвиненных в связях с «лондонскими пропагандистами».. Было запрещено издание журнала «Современник», пропагандирующего революционно-демократиче­ские идеи.

Национально-освободительные восстания в Польше, Белоруссии и Литве в 1863 - 1864 гг. оживили деятельность «Земли и воли». Общество вступило в союз с партией «Красных» и выпустило прокламации с призывом поддержать эти восстания. Герцен выступает в «Колоколе» в защиту независимости Польши, а также высказывается за самоопределение народов Литвы, Белоруссии и Украины.

В это же самое время в Поволжье группа казанских студентов задумала поднять восстание, чтобы отвлечь силы российских войск от подавления восстания в западных губерниях, однако их замысел был раскрыт, и участники «казанского заговора» расстреляны.

Западники и славянофилы, напуганные широким размахом крестьянских волнений и национально-освободительных восстаний в ряде российских колоний, объединившись после реформы 1861 г. в либеральный лагерь, отмежевались от революционно-демократического движения в стране и полностью поддержали реакционную политику царского правительства. Либералы фактически стали на позиции «крепостников». Либерал-западник К. Кавелин публично заявлял, что представительное правление для России является «бессмысленной мечтой», что русский народ якобы «не дорос» до конституции.

Оппозиционное движение в стране представляли либерально настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские деятели. Либеральная оппозиция выражала свое недовольство административным произволом, требовала "усовершенствования" государственного строя (введения гласности, представительного правления, даже конституции), но боялась социальных потрясений, выступая за разрешение насущных проблем сверху, мирным путем. Либерально-оппозиционные настроения и требования нашли свое выражение в периодических изданиях - газетах "Голос" и "Земство", журналах "Вестник Европы", "Юридический вестник" и "Русская мысль".

В либерально-оппозиционном движении 60-70-х годов существенное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования опровергают сложившееся ранее представление о том, что после реформы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильства, превращения его в исключительно реакционное направление. В действительности именно в пореформенное время активизировалась либерально-оппозиционная деятельность славянофилов, направленная на решение задач, поставленных социально-экономическим развитием России.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как В. А. Черкасский, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, которые принимали активное участие в подготовке и проведении крестьянской и других реформ 60-70-х годов XIX в. В пореформенный период широко развернулась деятельность публициста и журналиста-издателя И. С. Аксакова, редактора газет "День", "Москва", "Москвич", "Русь", которые неоднократно подвергались цензурным преследованиям.

Славянофилы не стояли в стороне от животрепещущих проблем политического и социального устройства пореформенной России. Они предлагали свою программу реформ местного и центрального управления, развития просвещения, строительства железных дорог в России, эксплуатации недр, учреждения банков и коммерческих предприятий.

В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва всесословного законосовещательного при царе Земского собора как выразителя "общественного мнения". Земский собор, не ограничивая самодержавной власти царя, должен был стать инструментом "единения царя с народом" и гарантом от революционных потрясений. Но защита славянофилами самодержавия как политического института вполне совмещалась у них с острой критикой российских монархов и их политических режимов. Славянофилы не отрицали возможности и желательности введения конституции в России, но указывали, что в данный момент Россия к ней еще не готова. "Народная конституция у нас пока быть не может, а конституция не народная, т.е. господство меньшинства, действующего без доверенности от имени большинства, - есть ложь и обман", - писал Ю. Ф. Самарин.

На рубеже 70-90-х годов XIX в. оживилось земское либерально-оппозиционное движение. Оно проявилось преимущественно в нелегальных собраниях земцев с целью выработки своих требований, которые в верноподданнической форме излагались в виде "адресов", "записок" и прочих ходатайств и петиций царю. В них говорилось о преданности престолу, но вместе с тем выражались просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам "местных польз и нужд", звучали заявления о необходимости "увенчания здания земского самоуправления" путем созыва общероссийского земского органа в виде "Общей земской думы" или "Земского собора", выдвигались требования пополнить Государственный совет выборными от земцев. Так, земцы Тверской губернии в записке, поданной в 1879 г. Александру II, просили даровать России самоуправление, "неприкосновенность прав личности, независимость суда, свободу печати".

1 апреля 1879 г. в Москве под председательством профессора Московского университета М. М. Ковалевского собрался нелегальный съезд представителей гласных Черниговского и Тверского земств, а также некоторых профессоров Московского и Киевского университетов. Он принял решение "организовать на местах распространение конституционных идей" и предъявить правительству конституционные требования. Однако в связи с невозможностью вести подобную пропаганду в подцензурной печати России брошюры с этими требованиями издавались за границей.

В своих адресах и записках либеральные земцы, требуя от царя уступок, указывали, что ограниченность реформ порождает усиление революционного движения, а средством погасить его является развитие дарованных ранее реформ. Вместе с тем некоторые либералы входили в контакты с народниками с целью "отговорить" их от террористической деятельности.

События 1 марта 1881 г. вызвали новую адресную кампанию либеральных земцев. В их обращениях к Александру III с негодованием говорилось о действиях революционеров, выражались полная лояльность к правительству и крайняя умеренность требований. Теперь земцы уже не выдвигали требований проведения дальнейших реформ, ограничиваясь ходатайствами о допущении их в правительственные комитеты и комиссии для решения административно-хозяйственных вопросов.