9 класс

Анализ статуса. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека,

обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)

Помоги пжл с ЕГЭ по Обществу Чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Странам со сложным этническим

или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка…

Демократия – вещь неудержимая. Правда, есть в ней один практический недостаток. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что демократия (т.е. партии, выборы и парламенты) укажет им, куда идти дальше. Даже сторонники активных действий полагают, что для этого надо просто послушать, что говорят, причем послушать всех желающих… Но… демократия – не просто многообразие взглядов, не просто форум, где всякое мнение имеет хождение; демократия – это система правления. Ее цель – обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере на старте; и демократия должна давать возможность править. Парламент, будучи трибуной свободного выражения мнений, есть все же прежде всего институт политической власти, который должен ведь как-то реагировать на предложения правительства или уж выдвигать собственные инициативы…

Вопреки буквальному значению слова действующая демократия не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо – то народом и смещаемое; кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом…

Есть несколько способов дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Это немецкий и британский методы, с одной стороны, и французский и американский – с другой. Оба они жизнеспособны; в одном случае глава правительства имеет определенные конституционные прерогативы – право роспуска парламента, но и избирается он при этом парламентом; в другом – президент избирается на свой пост независимо от парламента и обретает поэтому реальную власть…

Есть две очевидные опасности. Первая – новоиспеченные демократические страны начнут свой путь с актов мести тем, кто ответствен за тиранию, и вторая – судебная власть окажется добычей политических сил.


Фрейтаг рассматривает в своем высказывании проблему сущности статуса и роли, а именно соотношение социального статуса и ролевых ожиданий общества. Данная проблема актуальна в условиях жесткой дифференциации общества.

Публицист убежден в том, что в современном обществе злоупотребление должностными полномочиями стало постоянным явлением. Автор говорит о важности соблюдения ролевых предписаний.

Важно, чтобы общество воспринимало этот факт не как данность, нужно вырабатывать социальное неодобрение подобного поведения, всяческое порицание, для его устранения.

Статус напрямую связан с ролью. Статус - . Роль -.

Я считаю, что нужно ужесточить ответственность за совершение преступлений, связанных с коррупцией: я считаю, что лишение свободы должно быть приоритетным при вынесении приговора по статьям 290, 291 УК РФ, (вне зависимости от суммы), проводить полную конфискацию имущества. Только так мы сможем добиться того, чтобы чиновники и другие лица не выходили за рамки своих полномочий.

Так, много примеров из жизни можно привести для того, чтобы показать, что в России данная проблема является очень частым явлением и с ним нужно бороться. Так, богатые родители по блату устраивают своих детей на работу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

"...Максим и Андрей учатся в одной группе в университете.

Мнение Андрея, кажется, не интересует вообще никого: если он выскажет какую-то идею, его могут просто не услышать. Эти два молодых человека живут кардинально отличающейся социальной жизнью. Даже если мы видим их в первый раз, нам потребуется всего пару минут наблюдений, чтобы безошибочно понять, что у Максима - высокий социальный статус, а у Андрея - низкий"

Но что определяет статус, и что он делает с людьми? Можно ли его изменять и как это делать?

Люди - социальные существа, и предпочитают жить группами. В каждой группе создается иерархия - система распределения прав и обязанностей, система статусов, важности каждого члена группы. Стремление к высокому статусу является одной из первоочередных и важнейших мотиваций поведения человека. Чем выше статус, тем лучше шансы на выживание и продление рода. Власть - способность реально и эффективно влиять на других, часто идет вместе со статусом. Статус и соответствующая ему власть — способность дать или отнять ценные ресурсы и наказать или вознаградить кого-то.

Мы лучше распознаем лица людей, обладающих высоким статусом, по сравнению с людьми с низким статусом. Это — следствие феномена предпочтения внимания по отношению к лицам людей с высоким статусом. Чтение эмоций на лице высокостатусного человека весьма полезно для выживания, в условиях жизни небольшими группами. При выполнении таких задач наша память работает лучше, потому что наш мозг выделяет на это больше ресурсов. Знание, что мозг никогда не тратит энергию впустую, говорит нам о том, что статус - чрезвычайно важная вещь.

Подтверждением этому может служить тот факт, что мы очень быстро реагируем на слова, определяющие социальный статус, и уже через минуту можно понять, кто из собеседников занимает лидирующее место, а кто - подчиненное.

Как складывается статус?

Всё, буквально все, и наши гены, и воспитание, и среда, участвуют в формировании статуса - и то, что от нас не зависит, и то, что мы в силах изменить.

Физические данные: сила, рост, привлекательность - чем выше, сильнее и красивее человек, тем потенциально выше его положение в обществе. Отношение ширины лица к длине: чем выше этот показатель, тем шире лицо, и мужчины с такими данными имеют высокий уровень тестостерона, агрессивнее, сильнее и финансово удачливее длиннолицых. Женщины с большей вероятностью согласятся на второе свидание с таким человеком, но для краткосрочных отношений, однако.

Некоторые социальные теории говорят, что люди достигают статуса в группе путем производства важных выгод для всех, нежели путем агрессии. Тем не менее, люди придают высокий статус людям с угрожающей внешностью, несмотря на то, что это не имеет связи с общественным благом.

Экстраверты имеют лучшие шансы иметь высокий статус, в сравнении с интровертами. Невротизм негативно коррелирует со статусом у мужчин: они «не должны» чувствовать страх, сомнение и печаль.

Даже красиво звучащее имя играет роль в повышении статуса: шансы получить работу у человека с хорошо звучащими именем и фамилией — многократно больше, чем у человека с плохими.

Образование родителей и их отношение к образованию детей и их будущему влияет: например, наличие книг в доме подростка в 14 лет могут предсказать его статус в жизни, учёбу в университете и количество лет обучения.

Везение: мы все знаем некоторых действительно влиятельных людей, способных, если им будет угодно, по мановению мизинца, превратить нас в пыль, и мы видим, что они малы ростом, тщедушны, и не отличаются сообразительностью. Им просто повезло, ибо ничего в их жизни не могло предсказать такой стремительный взлет статуса.

Статус существует в глазах других членов группы, и он стоит чего-то, пока власть, идущая со статусом, реальна. Иными словами, насколько реально и легко обладатели статуса власти могут вас физически уничтожить или сгноить в изолированном месте. Будем ли мы бояться и уважать статус Ким Чен Ына, если он окажется в супермаркете рядом с нашим домом, и станет лезть без очереди и хамить? Однако, окажись мы в Северной Корее, нам придется считаться с его статусом или расстаться с жизнью.

Статус меняет человека

Вот некоторые факты, добытые в экспериментальных исследованиях:

  • Люди с высоким статусом меньше отражают мимику и жесты других людей.
  • Начальники лучше определяют эмоции других людей, чем подчиненные.
  • Те, у кого есть контроль над ресурсами, чаще выражают свои истинные чувства, больше позитивных эмоций и меньше негативных, лучше видят и принимают вознаграждение, и хуже различают угрозы.
  • Высокий социальный статус снимает необходимость доказывания своей мужественности. В экспериментах ученые показали, что люди с низким статусом больше озабочены угрозам своей мужественности, и даже стараются чаще ходить в спортзал.
  • Доминирование в группе создает у других впечатление о компетентности обладателя высокого статуса, однако никакой связи между этими двумя параметрами нет. Нет и обратного эффекта: компетентность не обязательно приносит с собой статус (спросите об этом любого «ботаника») .
  • Чем ниже у мужчины статус, тем сильнее ему нравятся большой бюст у женщин. Интересно, что если статус изменится в сторону повышения, то и предпочтение смещаются к среднему размеру груди.
  • Чувство власти повышает оптимизм в восприятии риска и ведет к более рискованному поведению, например, к незащищенному сексу с незнакомцами или развязыванию войны с соседом.
  • Когда исследователи вменяли высокий или низкий статус, люди начинали иначе относиться к другим. Например, когда их просили написать букву «Е» у себя на лбу, то люди с высоким статусом писали так, чтобы было удобно читать самим, а люди с низким - чтобы было понятно другим.

Люди с высоким статусом были готовы гораздо со всей суровостью наказать тех, кто посмел смошенничать в игре, но когда им самим предоставлялась такая возможность, они значительно опережали в этом людей с низким статусом.

На протяжении всей истории человечества, за исключением разве что последних десятилетий, и то лишь в развитых странах, размер порции еды свидетельствовал о статусе. Эволюционные «привычки» никуда не делись, и мы по-прежнему пытаемся неосознанно сигнализировать другим, что мы в порядке. В экспериментах психологи искусственно понижали статус человека, и тот начинал выбирать большие по размеру порции еды, чем люди с удовлетворяющим их статусом. Люди с высоким статусом, напротив, предпочитали меньшие размеры порции. Это особенно проявлялось в публичном пространстве.

Если вы думаете, что это отражается во внешнем виде, то вы правы - известное британское исследование тысяч государственных служащих показало, что даже ожирение у людей с разным статусом идет по-разному, и у людей с низким статусом ожирение — самого опасного для здоровья типа. Это проявление стресса, тоже весьма разного по характеру, в зависимости от статуса.

Гигантский дом, большой телевизор, огромная машина, даже холодильник, способный вместить неразделанного бегемота - это все проявления бесконечной борьбы за статус.

Исследования власти и агрессии показали, что у хронически низкостатусных людей, случайное обретение статуса ведет к некрасивому поведению - они более мстительны, и коварны. После второй мировой войны в Европе возник термин: «маленький Гитлер». Им называют людей с низким социальным статусом, но относительно большой властью. Это может быть чиновник, преподаватель в вузе, или патрульный полицейский. Эксперименты, в ходе которых людям предлагалось давать другим весьма унизительные испытания, показали, что из всех возможных комбинаций статуса и власти, эта - самая отвратительная. Роль личности всё же играет роль, но многие люди, добрые и милые, оказываясь в такой ситуации, быстро превращаются в маленьких фюреров, и каждый из нас знает как минимум одного такого.

Практически во всех беседах её тон задает человек с более высоким статусом - это его прерогатива, будет ли разговор доверительным и позитивным, или подозрительным и негативным.

«Мы» - это слово силы, а «я» — подчинения. Если вы послушаете разговор начальника с подчиненным, вы почти никогда не услышите «я» от человека с высоким статусом, но почти в каждом предложении - от человека с низким. Происходит это от того, что «я» — обращение к себе, к своему внутреннему миру, постоянная проверка своего места в иерархии, проявление, если хотите, неуверенности. Это неуверенность может быть вполне разумной, но она не сочетается с высоким статусом. При высоком положении человек не должен и, вероятно, даже не может сомневаться в себе: он забывает про себя и говорит лишь о «нас», о «вас» и о «тебе».

Высокий статус не только превращает мир вокруг в чашу изобилия, но и меняет восприятие этого мира. Например, человек может воспринимать себя физически выше ростом, чем в действительности . Так что человек небольшого роста, облеченный властью, кажется себе выше, больше и сильнее, чем есть на самом деле, и, вероятнее всего, вместе с этим, преувеличивает и свое могущество. Когда людям в экспериментах вменялся высокий статус, они начинали воспринимать аплодисменты в свою честь как более громкие, чем на самом деле. Люди вокруг начинали становиться благожелательнее и смотрели с одобрением. Так что когда дороги перекрывают для проезда какого-то сановника, и люди в пробке в негодовании сигналят, он действительно может думать, что это знаки приветствия и восхищения! Такой человек ожидает поддержки и согласия с решениями и поступками, которые он совершает. Чем выше статус - тем меньше сомнений. Не случайно, некоторые диктаторы начинают верить в свою безграничную мудрость, всеобщее обожание и иногда даже, бессмертие. А может быть, такая неадекватность восприятия - необходимое условие нахождения у власти?

Можно ли изменить статус?

Прежде всего, у каждого из нас различный статус в различных группах - один на работе, другой - в семье, третий с друзьями, четвертый - в компании незнакомых людей. Впрочем, мы склонны придерживаться самого высокого статуса, которым обладаем, во всех ситуациях, с тем или иным успехом.

Итак, что мы знаем:

  • Быть милым, чистосердечным и добрым человеком не дает ничего в плане статуса. Увы, это так, несмотря на попытки социальных наук выйти на концепции, которые бы объясняли и пытались построить мир с точки зрения разумного общественного блага, когда доброта и помощь ближним ценились бы выше физической привлекательности или агрессивности.
  • Уважение, влияние и известность - их тем больше, чем выше статус человека , и наоборот. Можно попробовать завоевать уважение и стать известным.
  • Люди очень аккуратны и точны в оценке статуса и власти. Это навык, вероятно, складывался тысячелетиями - недооценка власти какого-то опасного индивидуума могла и до сих пор может стоить жизни. Переоценка тоже плоха, потому что ведет к незаслуженному принижению своего статуса и уменьшению благ. Мы всегда в курсе своего статуса в группе, и он, как правило, совпадает с мнением других. Преувеличение своего статуса - опасное занятие, ведущее потенциально к серьезным проблемам. Как минимум, можно заработать остракизм группы. Люди предпочитают не рисковать и скорее преуменьшают статус, нежели рискнут его преувеличить. Маленькие дети иногда делают такие ошибки, но социальная жизнь быстро их учит.
  • Образование дает надежду на улучшение статуса, как для самого человека, так и для его детей. Чтобы было понятно, насколько глубока эта связь, пример: у родителей, чей социальный статус невысок, дети имеют длину теломеров короче, чем у сверстников из благополучных семей. Ученые, сравнивая нормальную скорость укорачивания теломеров, вычислили, что дети, чьи родители имеют низкое образование, биологически «старше» своих сверстников на 6 лет (судя по длине теломеров)!
  • Человек с высоким статусом произносит и пишет в общении с другими меньше местоимений первого лица единственного числа. Но если вы станете прямолинейно форсировать такое поведение, вы покажетесь высокомерным. Если вы хотите поэкспериментировать, попробуйте незаметно вынуждать своего собеседника говорить «я», сами, в то же время, избегайте этого местоимения и его производных, но активно пользуйтесь словами «мы» и «вы».

Заключение:

Власть очаровывает: мы, люди, думаем о власти и статусе, пожалуй, больше, чем о чем-либо другом. Так и есть, если включить сюда огромное количество времени, которое мы тратим, отслеживая политическую жизнь общества или личную жизнь сильных мира сего - будь то поп-звезды или политики. Возможно решения, которые принимают эти люди публично каждый день, служат для нас примером и откровениями о природе человеческой натуры. Делаем мы это только потому, что это действительно очень важно для нашего благополучия.

Теории говорят нам, что иерархии должны побуждать своих членов давать группе что-то ценное, вознаграждая их за это улучшением статуса. Но автоматически и безусловно такое не происходит, или не происходит вообще.

Успех и счастье зависит от наших способностей быстро и верно разбираться в социальных иерархиях и уметь находить в них свое место. Мы можем делать это за считанные секунды, измеряя человека по его внешности, осанке, одежде, голосу, акценту, росту, и речи. Исследования показали, что наш статус может меняться мгновенно, в зависимости от ситуации. Это очень важное открытие психологии, которое говорит нам о том, что у нас всех есть способности и задатки быть лидерами, а те, кого мы видим порой на месте лидеров - часто ничуть не лучше и не способнее нас, и иногда просто баловни судьбы. Поэтому ищите свое достойное место, никогда не сдавайтесь, и не позволяйте никому определять за вас вашу судьбу !

Как мы видели, статус - основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы суть пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Одну и ту же работу можно выполнить по-разному. На свете нет даже двух одинаковых бюрократов, хотя мы считаем, что все они на одно лицо. То, как чело­век, занимающий данную позицию, использует свои права и выполня­ет предписанные обязанности, относится уже не к структуре, а к куль­туре, так как речь идет о поведении.

Постепенно мы перешли от структуры к культуре, от статуса к роли. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре. Роль - динамическая, т.е. поведенческая сторона статуса.

Поскольку роль мы рассматривали до сих пор как элемент структуры, то можно предположить, что статус можно рассматривать в качестве элемента культуры. Иногда это так и делают. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведе­ния, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

Статусная роль

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если из­мерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, до­хода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответ­ствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего по­ложения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или просто ролью.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполне­ние данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статус­ной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто сто­ит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он бу­дет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается, пусть это будет сделано в форме нео­добрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая дан­ному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Статусные права

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые от­личают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оцени­вает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической по-

зицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость сту­дентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается нака­занию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, ко­торыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: "Я не знаю этого". Подо­бное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Статусный диапазон

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а ста­тусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает неко­торый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осущест­вление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "акаде­мическими свободами": независимость суждений, свободный выбор те­мы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных осо­бенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя со­всем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики или биологии.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведе­ния. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее не­формальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Статусные символы

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят спе­циальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского на­селения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отли­чия, которые определяются иерархией воинских званий. Рядовой, майор, генерал различаются нагрудными знаками, погонами, голо­вным убором, цветом и формой одежды.

Статусные символы гражданского населения не так определенны, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы зна­ем по опыту, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Цилиндр ассоциируется у нас с английским лордом, фу­файка - с русским крестьянином, трусы и майка - со спортсменом; перечисление этих ассоциаций можно продолжить.

Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, же­сты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например, в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необхо­димости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию). Кроме того, они маркируют род войск.

В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах. Они присутствуют только для посторонних. Так, титул "профессор" значим для студентов, но не для академических коллег, которые уважают его скорее за личные качест­ва и знания. Он мало значим также для контролера в метро или продавца в магазине. Но в кругу своих коллег профессор де­монстрирует признаки личного статуса, а не социального: компетент­ность, доброту, общительность, хлебосольство. Для продавца не имеет значения ни личный, ни социальный статус профессора, так как, захо­дя в магазин, последний перестает быть преподавателем и приобретает иной статус - покупателя, и к нему относятся соответствующим образом.

Статусные обязанности

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обя­занностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обя­зывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обя­зывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствую­щий социальным стандартам одного с ними круга людей.

В закрытом обществе - кастовом или сословном - контроль за со­блюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом. Наблюдаются различия не только между обществами, но и между социальными слоями. Так, высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в боль­шей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением. Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгна­ния из своей среды. Недостойных правителей, нарушивших статусные обязанности руководителей страны, античные греки подвергали остракизму и изгоняли за пределы страны. В дореволюционной России существовал особый институт - суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко за­вершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее нака­зываются их нарушения. В Полинезии до не давних пор существовал обычай, по которому проштрафившегося вождя соплеменники могли казнить или съесть.

Статусный образ

Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как дол­жен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается су­допроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ста­вит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на са­довом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусно­му образу.

Статусная идентификация

Статусная идентификация - это слово, как мы уже дого­ворились, обозначает всего лишь отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со сво­им статусом и статусным образом. В викторианской Англии профессор, входивший в аудиторию, облачался только в мантию. Сегодня его по­ведение более свободное, тем не менее и по отношению к нему выпол­няются определенные требования. Так, обязательным атрибутом дол­жен быть костюм с галстуком. Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистан­цироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно. Современной системе образования свойственны скорее партнерское взаимоотношение студентов и преподавателей, свобод­ный академический диалог и взаимная критика позиций, нежели мен­торское поучение взобравшегося на кафедру непререкаемого ав­торитета.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фа­ мильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая ди­станция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную но­гу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают. Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он так­же фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчи­ненным не фамильярничает, а грубит. Случаи, когда человек относит­ся одинаково терпимо к фамильярности и к грубости, свидетельствуют о низком уровне идентификации со своим статусом.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свиде­тельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньши­ми талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знаю­щий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным

инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации. Чиновник, берущий взятки, - пример низкой иден­тификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост, но обходится без служебной машины, то это пример низкой иден­тификации с социальным статусом.

Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя - обучать школьников, функция средств массовой информации - давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.

Накладывая на человека определенные обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение. Так, часто бедные презирают богатых, называя их ворами и обиралами, богатые пренебрежительно относятся к бедным. Исключения делаются лишь для некоторых людей, к которым хорошо относятся в силу их личного статуса. Можно привести пример с Махатмой Ганди, матерью Терезой и т. п.

Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Так, униформа военных позволяет им выделиться из гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отличия: погоны, нагрудные знаки, головной убор, цвет и форма одежды, делящие всех на рядовых, средний офицерский состав и генералитет.

Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.

Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (по Н.Смелзеру). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р.Линтон.

Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.

Статусный и ролевой наборы

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:

Предписанный статус - тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример - женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;

Достигаемый статус - получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;

Смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.

Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др. (Цит. по Н.Смелзеру).

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.

Разделение ролей - выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.

Регулирование ролей - с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.

С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Мы рассмотрели только два подхода к изучению личности из множества теорий, созданных социологами. Нужно отметить, что ни одна теория не может объяснить полностью личность, т. к. не учитывается индивидуальность, неповторимость индивида. Реальная личность формируется как синтез, единство социального и индивидуального.