По литературе

Михаил мокринский директор лицея 1535. Михаил Мокринский: Школа - это социальный институт, который обязан вернуть ребенка к осмысленности - Николай Ганибаев

Выбор школы - процесс важный и хлопотный. Часто информация об учебном заведении оказывается неоднозначной, сайты школы и места в рейтинге сообщают одно, а сарафанное радио - совсем другое. Чтобы не оказаться в тупике, родителям важно уметь расставить приоритеты исходя из потребностей и особенностей своего ребенка. В рамках проекта « » бывший директор ГБОУ лицея № 1535 Михаил Мокринский помогает родителям разобраться в самых часто задаваемых вопросах.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Насколько интернет-отзывы о школе и родительские форумы отражают действительное положение вещей?

В каждой школе есть свой культурный вектор. Безусловно, важно, какие проблемы обсуждаются в учительской, какие темы выносят на педсовет, какие истории рассказывают о школе в народе. Об одной говорят в контексте олимпиад, о другой - в контексте проектной деятельности, о третьей - поездок и походов. Все это характеризует школу. Но не нужно забывать, что современное образования вариативно. В хорошей школе узнаваемые «фирменные» решения для всех обязательно дополняются разнообразием нестандартных возможностей для детей, которым необходимо что-то другое: самоутверждение, поиск. Это тоже подготовленные решения, в известной степени штампы. Но достаточное количество штампов позволяет школе не подстраивать под себя ребенка, а самой подстраиваться под него. И это верный показатель, что со школой все в порядке. Это позволяет школе уверенно действовать в потоке перемен.

В интернете часто можно найти следы того, о чем думает школа, ее родители, дети, учителя, какие вызовы для себя видит школа, как на них отвечает. Плохо, когда позиционирование размыто и неопределенно, когда нет повестки дня. Хотя часто нужно лишь знать, что ищешь и проявить настойчивость.

В чем заключается утилитарность официальных рейтингов школ?

Правильный рейтинг - отражение государственной политики в сфере образования. Точка. У первых рейтингов, которые мы имеем сейчас, нет предыстории, корней, которые дали бы возможность оценить динамику, рассмотреть цикл развития. Это объективно слабое место.

Когда рейтинги вводились, я знакомился с новыми правилами и никогда к ним не возвращался. Искренне не хотел числиться на первом месте. Быть - да, числиться - нет. Лучше на четвертом-пятом, тогда бы к нам шла целевая аудитория, а не аудитория ажиотажного спроса. Я очень хорошо помню коммерческие рейтинги журнала «Спрос» и «Карьера» в 90-е. Тогда в одной линейке оказались государственные и негосударственные школы. Возникла путаница ориентиров. Часть родителей привела детей не в те школы и долго не могла понять, где кроются причины несоответствия их представлениям.

Рейтинги должны стать одним из способов для общества и профессионального сообщества ориентироваться в пространстве и во времени. Государство, родители, учителя должны иметь возможность измерять качество. Пока мы не очень хорошо умеем измерять, еще хуже сравнивать и еще хуже - планировать на основе точных данных и прогнозов. Одна из причин - стадиальное отставание отрасли. И в профессионализме, и в управлении. Нет системы критериев качества - прозрачных, обоснованных, релевантных. Есть традиция бюрократических механизмов и процедур, когда решение спускается по вертикали, обязательное к исполнению. И нет других внешних генераторов решений, сопоставимых по системности и качеству. А должны бы уже быть.

У современного учителя, ученика и родителя часто разные точки опоры. Общество учится разным способам анализировать возможности, договариваться. В том числе на основе рыночных механизмов спроса и предложения. А вот школа в целом в стороне от этого процесса. И это не про деньги, а про конкретность и согласованность ожиданий, про новый уровень осмысленности и профессионализма в управлении ресурсами. Надо делать управление школой эффективным, заинтересованным в понимании меняющихся запросов детей и родителей.

Рейтинг - отражение результатов и качества работы школы. Государственный рейтинг впервые перевел язык общественного признания (читай: сарафанного радио) и профессионального признания (авторитета в среде коллег) на язык цифр, объективных показателей и прогнозов. И открыл путь для размышлений, кому что важно в современной школе, каким оценкам верить, - путь к множественности оценок и показателей, к сочетанию разных подходов, к складыванию системы рейтингов, представляющих разные подходы и интересы, но в равной степени заинтересованных в объективности, убедительности, доказательности.

Михаил Мокринский с 1992 по 2012 год руководил московскимлицеем № 1535. С 2011 года лицей занимает верхние строчки в рейтинге московских школ, составленном Департаментом образования г. Москвы, и находится в списке 500 сильнейших школ России. Сейчас Мокринский - директор некоммерческого проекта «Школа Летово», который объединяет лучшие образовательные практики в одном учебном заведении.

Рейтинги общественных интересов и рейтинги государственной политики параллельны. Это орудия воздействия на школу. Никакой из факторов рейтинга не должен подталкивать к манипуляции цифрами. Большое достоинство первых официальных рейтингов - защита от дурака. От того, кто, соблазнившись красотой отчетности, захочет пожертвовать судьбой слабых детей. Не сработает.

Нельзя добиться успеха, не понимая, какие тенденции измеряются и как на них работать.В одночасье самостоятельность и стратегия не появятся. Многие директора продолжают работать в прежнем ключе, и рейтинг оказывается некоторой заменой собственных соображений. Эффективность можно превратно понимать как экономию: давай-ка попробуем оптимизировать - добиться того же результата меньшими затратами. А можно как новаторство: с тем же ресурсом добиться нового качества. А можно и как предпринимательство: одни успехи превращать в другие и добиваться от государства большего объема ресурсов.

Тот, кто умеет планировать и выполнять планы, получает два объективных преимущества. Первое - преимущество ясности: о внятных планах, делах и успехах рассказать проще. И второе - ему поверят. Успехи и работа говорят сами за себя.

С первого по четвертый класс лучше учиться рядом с домом

Но вы должны понимать, чего ожидаете от будущих одноклассников. Если ребенок отличается яркими способностями, живым интересом - правильно искать класс, в котором будет группа подобных детей. Если вы та мама, которая таскает без продыху ребенка по кружкам, секциям, поездкам и так далее, то вы все равно сделаете так, чтобы ребенок был загружен по полной программе. Соответственно, вы будете искать ту школу, которая может все это предоставить. И тех детей, семья которых сформировала у них схожие привычки.

В началке выбор учителя важнее выбора школы. И здесь выбор возможен не по рейтингам, а в самом что ни на есть ручном режиме. Вы узнаете, какие структурные подразделения комплекса работают лучше, делаете вывод, собираете мнения мамочек детей, отучившихся четыре класса, узнаете, по какому принципу комплектуются классы. Почему все хотят в класс к Мариванне, а молодой учительнице достается то, что осталось? При настойчивости и вдумчивости вы можете получить совершенно неожиданный ответ. Умение избежать шаблонных и формальных оценок обеспечит вашему ребенку четыре года учения с удовольствием и хорошим результатом.

Итак, вы не готовы возить ребенка через всю Москву, и первые четыре класса он учится рядом с домом. Но не упустите тот момент, когда он перерастет средний уровень класса. Если ребенок способен и любознателен, любит учиться, «берет» любой материал и знает, чего хочет, - однозначно надо искать лучшее место.

Стоит ли ориентироваться на показатели ЕГЭ, выбирая школу?

Совершенно точно не надо полагаться на школу, где плохо сдают ЕГЭ. Современный подход к рейтингу - это показатель того, как усилия интегрируются в результаты. Все имеют право на ошибку, но одно дело - признать и исправить ошибки, и совсем другое - скрывать их и перекладывать на других. Беда, если тем, кто сдает ЕГЭ, сообщают, что их разгрузили, чтобы они могли заниматься с репетиторами. Вот это черная метка. Это и сговор, и обман одновременно. Получается, что школа, демонстрируя чужие по сути результаты ЕГЭ и давая возможность получать образование в другом месте, поколение за поколением вводит в заблуждение своих учеников, манипулируя информацией, предоставляя каждому возрасту свою приукрашенную, искаженную картину. Привязывает их к заведомо неоптимальному выбору.

И с другой стороны: чем больше в школе детей, которые хорошо сдают ЕГЭ, тем стабильнее работает коллектив школы. Если одновременно есть совпадение между тем, какой профиль заявила школа, и тем, по какому предмету наиболее высокие результаты, то это хороший показатель. Если есть расхождение между заявленным профилем и результатами ЕГЭ по профильным предметам - это должно настораживать.

Если школа не пускает детей в профильные классы, мотивируя это тем, что ребенок не потянет - это хорошая школа?

Ситуация неоднозначна. Все зависит от того, честна ли школа с родителями. Допустим, школа вам говорит: у нас есть три класса - физмат, гуманитарный, а третий простой (в нем все, кто не в первых двух). Давайте диагностировать эту школу через то, что она говорит родителям разных детей. Если в школе сообщают, что ваш ребенок не про физику с математикой, но в этом сильном классе у нас лучший состав учителей и детей, то перед вами школа, которая вынуждена в конкуренции делать хорошую мину при плохой игре: удерживать детей в неактуальном профиле, сохранять сильных учеников, не обеспечивая им оптимальный режим обучения.

В действительности для физмата в школе есть два учителя и 12 учеников. Честнее было бы открыть физмат-группу и разработать трехлетний план профилизации

При этом убедив коллектив школы, что именно это приоритет развития и финансирования. И родителям рассказывать о недостатках, преимуществах, планах и объективных показателях планирования. Вот это хорошая школа. Она не обманывает и умеет думать о будущем - своем и вашего ребенка. Иначе школа проигрывает, делая заложниками детей и родителей, это недобросовестная конкуренция. И, скорее всего, самый пострадавший в цепочке - тот, кто попал в третий «обыкновенный» класс.

Современная московская система защищает интересы детей третьего класса за счет того, что у школы большой объем ресурсов и реальная возможность маневров по их использованию. Но возможность - еще не гарантия результата. «Средние» школы финансируют так же, как лидирующие. Но, не умея конкурировать, неправильно организовав кадровую политику, часть этих школ оказалась в ситуации, когда пенять уже не на кого, и школа - то самое крайнее звено, которое несет полноту ответственности за недостойный результат.

Школа вроде бы вкладывает в стабильность (ведь есть семьи, для которых самое главное - базовый уровень, подготовка к ЕГЭ, соразмерная нагрузка и привычная обстановка) и высокие зарплаты учителям. Но в каких альтернативных возможностях отказывает такая школа ничего не подозревающему ученику? Часто она делает самую базовую работу и, по сути, расписывается в беспомощности своей кадровой политики. Объем ресурсов дает возможность богатства выбора, возможность начать строить то, что когда-то будет называться холистическим обучением, всесторонним развитием ребенка.

Тебе дали ресурсы - позаботься о том, чтобы их хватило на полноценную жизнь ученика. Ребенок может считаться успешным тогда, когда у него сформирована сумма компетенций, и он приучен к планированию самостоятельного выбора.

Уже в начальной школе детей натаскивают к итоговой контрольной. Нормально ли это и как такая позиция характеризует школу?

Это никак не характеризует школу. Задача учителя начальной школы - понимать формат и возможные проблемы. Допустим, есть девочка, которая постоянно неуспешна в одном и том же. Правильная стратегия: обращать внимание не на формат контроля, а строить систему знаний и умений на понимании и интересе.

Для большинства же в нужный момент требуется чуть больше внимания к формату и нужный объем повторения. Всегда есть часть ребят, для которых предмет представляет сложность. Школа должна иметь компетенцию и помогать в правильном выборе стратегии.

Если школа переходит ради успеха своей статистики к смешиванию стратегий обучения сильных и слабых, к натаскиванию всех детей, то это признак непрофессионализма

А также нарушения профессиональной этики. Мониторинг, программа, ЕГЭ - все это просто система ориентиров. Система независимого тестирования - единый срез для всех. И вы встраиваетесь в нее либо сверху, с запасом прочности, либо снизу, латая дыры в последний момент. Если школа постоянно натаскивает, она нуждается в смене профессиональной культуры. И, вероятно, в смене руководства. Ведь именно руководитель отвечает за выявление и исправление системных ошибок.

Страшен ли ОГЭ? Специфика ОГЭ в том, что уровень требований невысок, он совершенно не мешает делать то, что школа умеет и считает самым нужным. И если ребенок не справляется, значит, со школой что-то не так. Учителя, которые нагнетают страсти вокруг ОГЭ, не столько расписываются в профессиональной несостоятельности, сколько косвенно указывают на то, что государство не решило другую проблему: программа перегружена, а требования к ОГЭ занижены. И это именно то противоречие, которое должен решать не учитель, а министерство образования. Вернее, должно было давно решить.

Учителя часто настороженно настроены. И в этом есть как консерватизм, так и здравый смысл. Реформа хороша, если государство подготовило альтернативу, подготовило инструменты, систему профессиональной переподготовки. А пока сохраняется не просто перегрузка, сохраняется сумма приоритетов, методических и управленческих решений, по поводу которых давно уже нет не только общественно-профессионального согласия, но и единого понимания. А есть традиция и трудности с ее осмыслением и развитием. Слишком много накопилось разнообразных ожиданий, не доведенных до конца планов, да и просто мифов.

Учитель выбирает, как справиться с тем, что не отрегулировало государство. И если у него нет ясного понимания, методически осмысленной стратегии, в этом случае часть вины он невольно берет на себя.

Существует ли тенденция к формированию так называемых «мажорных» школ?

Образование - слишком сложная система и не умеет двигаться по прямой. Государство либо выбирает новый курс, либо пытается стабилизировать старый, возможно, придать ему динамизма. В центре этих перемен существуют родительские интересы. Иногда консолидируются. Иногда вступают в борьбу. Бывает, группа родителей добивается, чтобы их дети не учились вместе с детьми шоферов и сантехников. И находит союзника в лице директора, которому сегрегация кажется простым путем к спокойствию и успеху. К счастью, в государственных школах такие альянсы нечасты и неустойчивы. В результате их участники зачастую перебираются в негосударственную систему образования. Но российская традиция такова, что самые лучшие школы по-прежнему государственные, и часть родителей вновь и вновь пытается перестроить их под себя.

Элитарное, качественное образование и социальная избирательность - вещи прямо противоположные, несовместимые. Но желающие поучиться на своих ошибках будут всегда. Лицей № 1535 всегда относился к тем школам, которые верят в ребенка и в функцию социального лифта. И для подобных школ рекомендация одна: внимательно следить за процентом потенциальных «мажоров», которым родители дали неосторожный сигнал о «правде жизни», о том, что для них все уже якобы подготовлено и гарантировано. Их количество не должно превышать пяти процентов и в школе, и в классе. Иначе у них появляется шанс серьезно испортить жизнь себе и окружающим, деформировать отношения внутри коллектива. Задача директора - предупреждать и контролировать эти процессы.

"Мы не заметили, как с нашими детьми поработали команды профессионалов, в которые вложены сотни и сотни миллиардов долларов, формируя образ жизни, потребительские ценности, субкультуры. Это так грамотно было смоделировано, выстроено... Можем ли мы, игнорируя эту поляну, сражаться за ребенка? - задает риторический вопрос Михаил Мокринский и уточняет в конце лекции: - Задача школы не добавить к тому безобразию, которое создает безответственное формирование потребительского поведения. Задача школы ровно обратная. Научить ребенка воссоздавать смыслы и искать смыслы там, где ему подбрасывают возможность жить без них".

В Воронеже с 31 октября по 3 ноября проводится Фестиваль науки "Кстати". Открылся фестиваль интереснейшей лекцией "Школа - какие нужны изменения?" Михаила Мокринского, которую я смог посетить.

Михаил Геннадьевич Мокринский - бывший директор московского лицея №1535, который при нем стал занимать первое место в рейтинге лучших школ столицы.

Среди основных мыслей, высказанных им в течение почти двухчасовой лекции, я выделил следующие тезисы.

Мы привыкли жить в условиях изоляционизма. Нужно смотреть на мировой опыт.

Школе не хватает того, что есть у бизнеса - способности тиражировать лучшие методики, передавать инструмент, добиваться качества результата.

Школу ждут следующие вызовы - разнообразие, сложность, неопределенность.

Школа не успевает следить и за 10% того, что важно для ребенка. Те базовые ценности, которые дает школа - это прекрасно, но катастрофически недостаточно. Мы не заметили, как с нашими детьми поработали команды профессионалов, в которые вложено сотни и сотни миллиардов долларов, формируя образ жизни, потребительские ценности, субкультуры. Это так грамотно было смоделировано, выстроено... Можем ли мы, игнорируя эту поляну, сражаться за ребенка? Нужно научиться находить подход к нему, затаскивая на привычную для нас поляну, где все сделано великими, о великом, и задает тот масштаб жизни и тот масштаб ценностей, которые школа обязана нести ребенку.

При таком контексте нужно задать для детей позитивную программу. Это когда ты собираешься победить. Достичь успеха не в мелочах, а в чем-то главном. Позитивная программа должна быть предельно конкретной.

Мы формируем глубокое научное мировоззрение, мы формируем классическую культуру, мы прикладываем к этому личность учителя. Такая классная формула, так всегда работала. И будет работать, если мы к ней приложим то, чего не хватает. Вчера хватало, сегодня нет. Почему? Разнообразие, сложность, неопределенность.

Для этого нужно, чтобы учителя учитель с этим справился, надо понять, что он транслирует помимо своих хороших целей и свои ограничения. Учителю предстоит учиться всю оставшуюся жизнь, а не транслировать свой собственный социальный опыт детям. Нужно учить детей не "как правильно", а "как лучше для тебя".

Школа должна собрать человека воедино, преодолев проблему множественной идентичности, когда ребенок не может ответить на вопрос - кто я?

Школа должна научить детей действовать в состоянии неопределенности, быть "рискующими". Для этого учителя должны и сами обладать такими компетенциями. Школа - одно пространство, разные этажи.

Возможно, где-то невольно я исказил мысль докладчика, лекция была очень насыщенной.

После выступления я задал лектору следующие вопросы:
1. Одним из важных направлений развития школ обозначено внедрение инклюзивного образования. Как это сочетается с изложенным вами, ведь внимание учителя будет концентрироваться на той части класса, которая требует специального подхода?

2. Если учить детей будут не "как правильно", а "как для тебя", то не приведет ли это к тому, что раз потребительские ценности формируют у ребенка запрос на обеспечение досуга, а не запрос на получение образования, то и государственные школы будут воспитывать потребителя, отвечая на запрос ребенка "для тебя"? А реальное образование будут давать частные спецшколы, куда отправить детей смогут только обеспеченные родители? И не создаст ли это резкого расслоению системы образования по имущественному цензу, когда в обычной школе дети, которые могли бы многого достичь, что было обеспечено в советское время, сейчас будут обделены вниманием учителя, особенно с учетом инклюзии?

Ответ Михаила Геннадьевича:
Первое. Инклюзия и одаренность - это звенья одной цепи. Когда я говорил, что школа должна быть разнообразной, она ровно этой задаче и должна соответствовать. Как работать с детьми с разными задатками, предпосылками, проблемами развития. В этом смысле я абсолютно уверен, что никакого противоречия тут нет. У школы есть задача научиться работать с детьми, первые из которых воспринимают информацию в восемь раз быстрее, чем последние. Научиться работать с детьми, познавательные стили которых разные, интересы разные, способы мотивации разные. Вот это и есть вызов завтрашней школе.

Второе. Хочу ли я сказать, что есть две разные судьбы у разных школ? Нет. Абсолютно уверен, что когда речь идет о "как лучше для тебя", то задача школы не добавить к тому безобразию, которое создает безответственное формирование потребительского поведения. Задача школы ровно обратная. Научить ребенка воссоздавать смыслы и искать смыслы там, где ему подбрасывают возможность жить без них. Смотрите, в чем задача - сначала скомпенсировать. У тебя есть какие-то привычки, ты привык жить не очень напрягаясь, не очень задумываясь. И школа это единственный социальный институт, который обязан вернуть тебя к осмысленности, то есть скомпенсировать поверхностность твоего потребительского поведения, паттерный круг. И она должна не просто скомпенсировать, она должна подтолкнуть вперед, создать смыслы, ради которых стоит напрягаться, стоит строить стратегии, стоит взаимодействовать с людьми, которых раньше ты не знал. Опять про ценности, про систему, которую школа должна научиться достраивать, пристраивать к опыту потребительского поведения. Так что здесь все в порядке, школа про высокое, она с этим и будет работать.

Далее, уже во время перерыва, я спросил, неужели можно учителю сочетать эффективную работу, например, с аутистами и эффективную работу с обычными детьми? Мокринский ответил, что аутисты - это совсем другое. Видимо, как и другие особо сложные категории детей, с которыми должны заниматься специалисты. Предполагаю, что Михаил Геннадьевич под инклюзией понимает некие варианты работы с немного отстающими детьми, а не то, что нам хотят реально внедрить.

Лекция оказалась очень интересной и позволила увидеть взгляд на развитие системы школьного образования со стороны директора школы, добившегося выдающихся практических результатов.

Хочу добавить, что профессионалы, о которых говорил лектор, в первую очередь поработали не с детьми, а с их родителями и со всем нашим обществом, которому еще предстоит сформировать свою позитивную программу .

тц: рЕТЧЩК ЧПРТПУ - УБНЩК ПВЭЙК. чБЫБ ПГЕОЛБ РПМПЦЕОЙС Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ?

нЙИБЙМ нПЛТЙОУЛЙК: с ОБДЕАУШ, ЮФП РЕТЕНЕОЩ РПУМЕДОЙИ МЕФ - С ЙНЕА Ч ЧЙДХ РЕТЕНЕОЩ, ЛБУБАЭЙЕУС ОПЧЩИ ЖПТН РТЕЕНУФЧЕООПУФЙ УТЕДОЕК Й ЧЩУЫЕК ЫЛПМЩ, - РПКДХФ ОБ РПМШЪХ ПВТБЪПЧБОЙА. пЮЕЧЙДОП, ЮФП ЧУЕ УЕЗПДОСЫОЙЕ ЫБЗЙ РТПНЕЦХФПЮОЩЕ пОЙ ДПМЦОЩ РПДЗПФПЧЙФШ УМЕДХАЭЙК ЬФБР - ЬФБР ВПМЕЕ ГЙЧЙМЙЪПЧБООЩИ, Б ЪОБЮЙФ, ВПМЕЕ УМПЦОЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК. лПОЕЮОП, НЩ ОБМПНБМЙ Й ЕЭЕ ОБМПНБЕН ДТПЧ, ЛПОЕЮОП, НОПЗПЕ УДЕМБОП ЙЪ ТХЛ ЧПО РМПИП, ЛПОЕЮОП, ДМС ТБВПФЩ ОБД ПЫЙВЛБНЙ ОЕ ВХДЕФ ОЙ ЧТЕНЕОЙ, ОЙ ТЕУХТУПЧ - ОП ОЙЮЕЗП, ОБВШЕН УЕВЕ ЫЙЫЛЙ, ЪБФП РПСЧЙФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩИПДБ ОБ ОПЧЩК ЬФБР ТБЪЧЙФЙС. ч ЬФПН УНЩУМЕ С ПРФЙНЙУФЙЮОП УНПФТА ОБ ЬРПИХ езь ЙМЙ ДБЦЕ РПУФ-езь. нОЕ ЛБЦЕФУС, ЬФП ВХДЕФ РПМЕ, ВПМЕЕ ВМБЗПРТЙСФОПЕ ДМС ТБЪЧЙФЙС УПДЕТЦБОЙС ПВТБЪПЧБОЙС.

тХУУЛЙК цХТОБМ: б ЮФП ЛТПНЕ езь ЧЩ ЙНЕЕФЕ Ч ЧЙДХ, ЗПЧПТС П РЕТЕНЕОБИ, МПНЛЕ ДТПЧ, ОБВЙЧБОЙЙ ЫЙЫЕЛ?

н.н.: езь - ЬФП ЮБУФОПУФШ. еУМЙ ЗПЧПТЙФШ П ВПМЕЕ ПВЭЙИ ЧЕЭБИ, ФП ОХЦОП ЧЕТОХФШУС Ч ВМБЗПУМПЧЕООХА ЬРПИХ м.чЩЗПФУЛПЗП Й ЕЗП УПЧТЕНЕООЙЛПЧ, ЗДЕ УРМЕМЙУШ ЧЕТБ Ч ЧПЪНПЦОПУФЙ ЙОЦЕОЕТОПК, ФЕИОПМПЗЙЮОПК ТБВПФЩ У ПВЭЕУФЧПН Й ЮЕМПЧЕЛПН; ПЭХЭЕОЙЕ ЗМПВБМШОПУФЙ РЕТЕНЕО; ЗПФПЧОПУФШ РТПЧЕТЙФШ ХУФПКЮЙЧПУФШ ОБХЮОЩИ ЛБФЕЗПТЙК. рПЦБМХК, ФПМШЛП ФЕ - ОБЮБМБ ии ЧЕЛБ - НБУЫФБВЩ УДЧЙЗПЧ Ч ПВЭЕУФЧЕ Й УПЪОБОЙЙ УПТБЪНЕТОЩ ЛПТОЕЧПК УЙУФЕНЕ ФТБДЙГЙПООПК ЫЛПМЩ. ьФПФ ЛПТЕОШ - МЙЮОПУФШ ХЮЙФЕМС. пО - МХЮЫЙК, ЗМХВПЛЙК, ОБДЕЦОЩК, ОП С ХВЕЦДЕО, ЮФП ПО ОЕ ДПМЦЕО, ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЗМБЧОЩН ВЕЪТБЪДЕМШОП. фПМШЛП ХЮЙФЕМШ ЛБЛ МЙЮОПУФШ НПЦЕФ РПНПЮШ ТЕВЕОЛХ ГЕМПУФОП, ЙОФЕЗТБФЙЧОП, У РПДЛМАЮЕОЙЕН МЙЮОПК ОТБЧУФЧЕООПК РПЪЙГЙЙ ЧЙДЕФШ Й ТЕЫБФШ РТПВМЕНЩ, ОП ЬФП ОЕ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙ ПВТБЪПЧБФЕМШОБС ЪБДБЮБ, ЬФП ЮБУФШ ПВЭЕК УЙУФЕНЩ ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ ЛХМШФХТЩ . б Х ЬФПК УЙУФЕНЩ УЧПС ДЙОБНЙЛБ, УЧПЙ ЪБЛПОЩ. рЕДБЗПЗЙЮЕУЛБС ЛХМШФХТБ, Б ФЕН ВПМЕЕ ФЕИОПМПЗЙС - ОЕЮФП ЙОПЕ Й РП УЧПЙН ЪБЛПОБН, Й РП УЧПЙН ЧПЪНПЦОПУФСН. нОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ, ЮФПВЩ ЧЕТБ РУЙИПМПЗПЧ Й ЖЙМПУПЖПЧ ЧТЕНЕО чЩЗПФУЛПЗП Ч ФП, ЮФП, ОБКДС ФПЮЛХ ПРПТЩ, НПЦОП ЙЪНЕОСФШ НЙТ ЛХМШФХТЩ, ВЩМБ ЧПУФТЕВПЧБОБ УЕЗПДОС. дМС НЕОС ЬФП ЙУИПДОЩК РХОЛФ Ч ТБУУХЦДЕОЙСИ П ФПН, ЮФП НПЦЕФ Й ЮЕЗП ОЕ НПЦЕФ УПЧТЕНЕООБС ЫЛПМБ. нОЕ ЛБЦЕФУС, ЮФП ЕУФШ ТСД ФЕИОПМПЗЙК ОБ УФЩЛЕ РЕДБЗПЗЙЛЙ Й РУЙИПМПЗЙЙ, ЛПФПТЩЕ ПФЛТПАФ ДМС ТПУУЙКУЛПК ЫЛПМЩ, ОЕ РПУРЕЧБАЭЕК ЪБ ЧЩЪПЧБНЙ ПВЭЕУФЧЕООПЗП ТБЪЧЙФЙС, ОПЧЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ.

тц: п ЛБЛЙИ ЙНЕООП ФЕИОПМПЗЙСИ ЙДЕФ ТЕЮШ?

н.н.: дБЧОП ХЦЕ ЙДХФ ТБЪЗПЧПТЩ П РТЕДНЕФПГЕОФТЙЪНЕ Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ, П РЕТЕЗТХЪЛЕ УПДЕТЦБОЙС, ОП ОБ ЛБЛПН ХТПЧОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ТЕЫЕОЙЕ, РПЪЧПМСАЭЕЕ ЧЩКФЙ ЙЪ ЪБНЛОХФПЗП ЛТХЗБ? ъДЕУШ НПЦЕФ ВЩФШ ОЕУЛПМШЛП ПФЧЕФПЧ. чПЪШНЕН УБНЩК РТПУФПК РТЙНЕТ: Ч ДЧХИ ТБЪОЩИ ЫЛПМБИ ОБ ХТПЛ МЙФЕТБФХТЩ ЙДЕФ РТЕРПДБЧБФЕМШ. ч ПДОПК ЫЛПМЕ ЙЪ 25 ХЮЕОЙЛПЧ ЛОЙЗХ Л ХТПЛХ РТПЮЙФБМЙ 5 ЮЕМПЧЕЛ, Ч ДТХЗПК - 25. уППФОПЫЕОЙЕ ГЕМЕК Й ЪБДБЮ ХЮЙФЕМС У ЕДЙОПК РТПЗТБННПК Ч ЬФЙИ ДЧХИ УМХЮБСИ ВХДЕФ БВУПМАФОП ТБЪОЩН. еУМЙ РТПУФП РЕТЕОБУФТПЙФШ РТПЗТБННХ РПД ОЙЦОАА РМБОЛХ, ФП РПУМЕДУФЧЙС, ЛПФПТЩЕ ОБЪЩЧБАФУС "ДЧПКОПК УФБОДБТФ", ВХДХФ ТБЪТХЫЙФЕМШОЩНЙ Й ДМС ТПУУЙКУЛПК ЫЛПМЩ Ч ГЕМПН, Й ДМС ЛПОЛТЕФОЩИ УЙМШОЩИ ЫЛПМ Ч ЮБУФОПУФЙ. б РПДПВОЩИ УЙФХБГЙК ДЧПКОПЗП УФБОДБТФБ Ч УЕЗПДОСЫОЕН ПВТБЪПЧБОЙЙ РТЕДПУФБФПЮОП. пОЙ ОБДЧЙЗБАФУС ОБ ЧБУ, ЛХДБ ВЩ ЧЩ ОЙ РПЧЕТОХМЙУШ Ч ФТБДЙГЙПООПК РБТБДЙЗНЕ РТЕДНЕФОЩИ ГЕООПУФЕК.

нОЕ ЛБЦЕФУС, ОХЦОП ЙУЛБФШ ПФЧЕФЩ ОБ ДТХЗПН ХТПЧОЕ ЙМЙ ДБЦЕ Ч ДТХЗПК РМПУЛПУФЙ. нОПЗЙЕ РТПФЙЧПТЕЮЙС Ч РТЙОГЙРЕ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪТЕЫЕОЩ РП ЧОХФТЙРТЕДНЕФОПК УИЕНЕ: "ЪДЕУШ ЮХФШ ХВБЧЙФШ, ФБН ЮХФШ РТЙВБЧЙФШ, МЙЫШ ВЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ХРХУФЙФШ". оП ПОЙ ВХДХФ УОСФЩ У РПСЧМЕОЙЕН РПМОПГЕООЩИ ОПЧЩИ ХЮЕВОЩИ БМШФЕТОБФЙЧ, ЛПФПТЩЕ ПЛБЦХФУС УРПУПВОЩНЙ РПНЕОСФШ ЛПОЖЙЗХТБГЙА ХЮЕВОЩИ ЪБДБЮ, ДЕЖПТНЙТПЧБФШ ФТБДЙГЙПООЩЕ РТЕДНЕФОЩЕ ТБНЛЙ, РПФЕУОЙФШ ФТБДЙГЙПООЩК ХЮЕВОЩК НБФЕТЙБМ. й ЪДЕУШ НЩ РПРБДБЕН Ч ОПЧЩК ЛТХЗ. дМС ФПЗП ЮФПВЩ ЮФП-ФП ДЧЙЗБМПУШ ЧРЕТЕД, ДПМЦОП ВЩФШ РТПУФТБОУФЧП Й ЧТЕНС - ДМС ФЕИ УБНЩИ ЪБФТБФОЩИ РП ЧТЕНЕОЙ ФЕИОПМПЗЙК, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ УЕЗПДОС УХЭЕУФЧПЧБФШ ФПМШЛП ОБ РЕТЙЖЕТЙЙ ЫЛПМШОПЗП ПВХЮЕОЙС, ЮБУФП ЪБ ТБНЛБНЙ ПВСЪБФЕМШОЩИ ЪБОСФЙК. оП ЧПФ РЕТЕД БДНЙОЙУФТБФПТПН ЧУФБЕФ ЧПРТПУ П РПЙУЛЕ ОЙЫЙ ДМС ФБЛЙИ ФЕИОПМПЗЙК. нПЦЕФ, ЪБВТБФШ ЮБУЩ Х РТЕДНЕФОЙЛБ, ЛПФПТЩК ДЕУСФЙМЕФЙСНЙ ХУРЕЫОП ДЕМБЕФ РПОСФОПЕ ЧУЕН ДЕМП, ЛПФПТЩН ДПЧПМШОЩ ТПДЙФЕМЙ, ЛПФПТПЗП НПЦОП РТПЧЕТЙФШ Й ПГЕОЙФШ, ЛПФПТЩК РТЙЧЩЮЕО Й РТЕДУЛБЪХЕН? оЕ ФБЛ ЬФП РТПУФП: ФХФ ОПЧЩЕ ЪБДБЮЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ РТЙПТЙФЕФОЩНЙ, УТЕДУФЧБ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩНЙ, ТЕЪХМШФБФЩ ХУФПКЮЙЧЩНЙ Й ДПУФПЧЕТОЩНЙ. ьФП ОЕПВИПДЙНП Й ПВЕУРЕЮЙФШ, Й ДПЛБЪБФШ. й ОБ ЬФЙИ ЧЕУБИ ФЕИОПМПЗЙЮОПУФШ РЕТЕЧЕЫЙЧБЕФ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙК ФБМБОФ Й ЙОФХЙГЙА.

тц: оЕ ПЮЕОШ РПОСФОП - ЧЩ ЧЩУФХРБЕФЕ РТПФЙЧ ТПМЙ МЙЮОПУФЙ Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ? рТПФЙЧПРПУФБЧМСЕФЕ ХЮЙФЕМС Й ФЕИОПМПЗЙА, ЧЩВЙТБС РПУМЕДОАА?

н.н.: дМС НЕОС ФЕИОПМПЗЙС - ЧБЦОЕКЫЕЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ, Ч ЛПФПТПН ДПМЦОБ ТБЪЧЙЧБФШУС ЫЛПМБ. уЕКЮБУ ДЙТЕЛФПТ ПЭХЭБЕФ УЕВС Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ ВПЗПН: РЕТЕД ОЙН - ОЕПРТЕДЕМЕООЩК, ЖТБЗНЕОФБТОЩК УПГЙБМШОЩК ЪБЛБЪ, ЪБ ОЙН - ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТЕУХТУЩ, ОП РП НОПЗЙН ЛМАЮЕЧЩН ЧПРТПУБН ОЕФ ЦЕУФЛЙИ ХУМПЧЙК, ГЕМЕК Й УППФЧЕФУФЧЕООП ЛПОФТПМС. лБЪБМПУШ ВЩ, ЮФП НПЦЕФ ВЩФШ МХЮЫЕ, ЮЕН РТПУФБС ЧПЪНПЦОПУФШ ИПТПЫП ТБВПФБФШ ОБ УПЧЕТЫЕООП ТБЪОЩИ ОБРТБЧМЕОЙСИ? лПЗП ОЕ УПЗТЕЕФ НЩУМШ П ЪБНЕЮБФЕМШОПН УПВТБОЙЙ СТЛЙИ ЪЧЕЪД-ХЮЙФЕМЕК? пОЙ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩ, БЧФПОПНОЩ, ЧП НОПЗПН УБНПДПУФБФПЮОЩ, ПОЙ ЧНЕУФЕ У ДЕФШНЙ ЦЙЧХФ РПМОПГЕООПК ЦЙЪОША Ч УПЪДБООПН Й РПДДЕТЦЙЧБЕНПН ЙНЙ УБНЙНЙ ЛХМШФХТОПН РПМЕ. оХ ОЕ ЪОБА, НОЕ ОТБЧЙФУС. чПФ ТБЪПЫМЙУШ РП ХТПЛБН: НБФЕНБФЙЛБ, ОБХЮОБС ЛБТФЙОБ НЙТБ, ФХТЗЕОЕЧУЛЙЕ ДЕЧХЫЛЙ... - ПРСФШ ЧУЕ ИПТПЫП, Й РМБОЛБ ЧЩУПЛБС. оП УП ЧТЕНЕОЕН ЗМБЪ ЪБНЕЮБЕФ ВЕМЩЕ РСФОБ, ЗДЕ РПУФПСООП НЕМШФЕЫБФ ДЕФЙ, ОП ЛХДБ ЛТБКОЕ ТЕДЛП, ОЕХЛМАЦЕ Й ОЕХЧЕТЕООП ЪБЗМСДЩЧБАФ ХЮЙФЕМС: ТБЪДТБЦБАЭЙЕ НХФБГЙЙ НПМПДЕЦОЩИ УХВЛХМШФХТ, МБЧЙОППВТБЪОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ ЫФБННПЧ НБУУПЧПК ЛХМШФХТЩ, ОЕРПОСФОПЕ, ЮХЦДПЕ РТПУФТБОУФЧП ЛПТРПТБФЙЧОЩИ ЛХМШФХТ... фБЛЙЕ ВЕМЩЕ РСФОБ, У ЛПФПТЩНЙ ЫЛПМБ ОЕ ЪОБЕФ, ЮФП ДЕМБФШ, Й ЛПФПТЩЕ УФБТБЕФУС ОЕ ЪБНЕЮБФШ, УМЙЧБАФУС Ч УРМПЫОХА ВЕМХА РПМПУХ ОБ ЛБТФЕ ОБЙВПМЕЕ ЧЕТПСФОЩИ НБТЫТХФПЧ ЦЙЪОЕООПЗП Й РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП УБНППРТЕДЕМЕОЙС ОБЫЙИ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ. й ЛБЛПЕ-ФП ОЕИПТПЫЕЕ, ФТЕЧПЦОПЕ ЮХЧУФЧП РТЙНЕЫЙЧБЕФУС Л ТБДПУФЙ РП РПЧПДХ ФПМШЛП ЮФП ЧЪСФЩИ ЧНЕУФЕ У ДЕФШНЙ ЧЩУПЛЙИ РМБОПЛ.

уФТПЙФЕМШУФЧП ПУОПЧ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС У ХЮЙФЕМСНЙ Й ФЕИОПМПЗЙЙ ТБВПФЩ ОБ ЬФПН ОБРТБЧМЕОЙЙ ОБЮЙОБЕФУС ДМС НЕОС У ОЕРТЙЧЩЮОПЗП ДМС РЕДБЗПЗБ УМПЧБ РУЙИПДТБНБ . фЕИОПМПЗЙС ЬФБ ХУРЕЫОП ТБВПФБЕФ У 1930-И ЗПДПЧ РТПЫМПЗП ЧЕЛБ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ЛБЛ НЕФПД РУЙИПФЕТБРЙЙ. оБЙВПМЕЕ ЧБЦОП ДБЦЕ ОЕ ФП, ЮФП ЧПЪНПЦОПУФЙ НЕФПДБ РПЪЧПМСАФ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООПК ЗТХРРПЧПК ТБВПФЕ НПВЙМЙЪПЧБФШ РПФЕОГЙБМ ФЧПТЮЕУЛПК УРПОФБООПУФЙ РПДТПУФЛБ, РПНПЗБАФ ЕНХ ДЧЙЗБФШУС ОБЧУФТЕЮХ УЕВЕ Й ДТХЗПНХ. еЭЕ ЧБЦОЕЕ РУЙИПДТБНБ ЛБЛ ЧПЪНПЦОБС ПУОПЧБ СЪЩЛБ РПОЙНБОЙС УХФЙ НОПЗЙИ РТПВМЕН Й ВЕМЩИ РСФЕО УПЧТЕНЕООПЗП ПВТБЪПЧБОЙС. юЕТЕЪ РУЙИПДТБНХ НПЦОП РЩФБФШУС ОБКФЙ ПВЭХА СЪЩЛПЧХА ПРПТХ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УПЧНЕУФОП ТБВПФБФШ ОБД ПУЧПЕОЙЕН ЛХМШФХТЩ. ч ЬФПК ФЕИОПМПЗЙЙ ДЕМБЕФУС УФБЧЛБ ОБ РПМОПФХ ЧПУРТЙСФЙС Й РЕТЕЦЙЧБОЙС ТЕВЕОЛПН ФПЗП, ЮФП РП ЙОДЙЧЙДХБМШОЩН, ЧПЪТБУФОЩН Й ЛХМШФХТОЩН ПУПВЕООПУФСН ВМЙЪЛП ЕНХ. пОБ РПЪЧПМСЕФ ДПВЙФШУС ЖЙЛУБГЙЙ ПРТЕДЕМЕООПЗП ЧОХФТЕООЕЗП ТЕЪПОБОУБ, ДБФШ ТЕВЕОЛХ ПТХДЙС ТБВПФЩ У УПВУФЧЕООЩНЙ РЕТЕЦЙЧБОЙСНЙ, У УПВУФЧЕООЩН ЧОХФТЕООЙН ПРЩФПН. йНЕООП РПМОПФБ ПРЩФБ УФБОПЧЙФУС ЪБДБЮЕК ПВТБЪПЧБОЙС Ч ЬФПН УМХЮБЕ. рУЙИПДТБНБ - ЬФП ФПФ УРПУПВ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЧОХФТЕООЕЗП ПРЩФБ, ЮЕТЕЪ ЛПФПТЩК НЩ ДПМЦОЩ ЙДФЙ Л РТПЗОПЪЙТХЕНПНХ ТБУРТЕДЕМЕОЙА ЧОЙНБОЙС

тц: . ьФБ ФЕИОПМПЗЙС ХЦЕ ТЕБМЙЪХЕФУС Х ЧБУ Ч ЫЛПМЕ?

н.н.: нЩ ПЮЕОШ ПУФПТПЦОЩ Ч ЕЕ ЧОЕДТЕОЙЙ. пЛПМП ДЕУСФЛБ МЕФ НЩ УПФТХДОЙЮБЕН У РУЙИПДТБНБФЙУФБНЙ. рТПВХЕН ЧЕУФЙ УПЧНЕУФОЩЕ ХТПЛЙ, ОБ ЛПФПТЩИ ТБВПФБАФ ДЧБ ХЮЙФЕМС, ФПЮОЕЕ, ХЮЙФЕМШ Й РУЙИПМПЗ. рУЙИПДТБНБФЙУФ ДПМЦЕО ПВЕУРЕЮЙФШ ВЕЪПРБУОПУФШ Й ФЕИОЙЛХ ТБВПФЩ Ч ЗТХРРЕ, ДПВЙЧБФШУС ПФЛТЩФПУФЙ, ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ДЕКУФЧЙС Й ПВЭЕОЙС ОБ "ХТПЛЕ". уЕЗПДОСЫОЙК ХЮЙФЕМШ ФБЛ ЬФПЗП УДЕМБФШ ОЕ УНПЦЕФ. йНЕООП РУЙИПДТБНБФЙУФ НПЦЕФ УПЪДБФШ ХУМПЧЙС ДМС ФПЗП, П ЮЕН ДПМЗП Й ВЕЪХУРЕЫОП Х ОБУ ЗПЧПТСФ, - ДМС ЙОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙЙ ПВХЮЕОЙС. йОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙС ЪБДБЮ Й УТЕДУФЧ ПВХЮЕОЙС ЪДЕУШ НПЦЕФ ВЩФШ ПТЗБОЙЮОП ЧУФТПЕОБ Ч ЗТХРРПЧХА ТБВПФХ.

нЩ РТПЧЕМЙ ФБЛПК ПРЩФ ДЧПКОПЗП ЧЕДЕОЙС УОБЮБМБ ОБ МЙФЕТБФХТЕ, ОП ТЕЪХМШФБФ НОЕ ОЕ РПЛБЪБМУС ХДБЮОЩН. хЮЙФЕМШ-РТЕДНЕФОЙЛ, ЛПФПТЩК ЪОБЕФ, Л ЮЕНХ ПО ИПЮЕФ РТЙЧЕУФЙ ТЕВЕОЛБ, РПДНЙОБЕФ РПД УЕВС РУЙИПДТБНБФЙУФБ, ЛБНОС ОБ ЛБНОЕ ОЕ ПУФБЧМСС ПФ ФПЗП, Л ЮЕНХ ЗПФПЧ РТЙКФЙ ЮЕТЕЪ НПВЙМЙЪБГЙА ЧОХФТЕООЕЗП ПРЩФБ УБН ТЕВЕОПЛ.

тц: . дБЧБКФЕ ФПЗДБ РПЗПЧПТЙН П ГЕМСИ ПВТБЪПЧБОЙС, П ФПН, ЛБЛ ЙИ РПОЙНБЕФ УЕКЮБУ ЗПУХДБТУФЧП, ЛПФПТПЕ РТПЧПДЙФ НПДЕТОЙЪБГЙА ПВТБЪПЧБФЕМШОПК ПФТБУМЙ.

н.н.: с ДХНБА, ЬФЙ ГЕМЙ УЕКЮБУ ОЙЛЕН РТБЧЙМШОП ОЕ РПОЙНБАФУС - ОЙ ЗПУХДБТУФЧПН, ОЙ ПВТБЪПЧБФЕМШОЩН УППВЭЕУФЧПН, ОЙ НОПК, ОЙ ЧБНЙ. оЕРПОЙНБОЙЕ ОБРТБЧМЕОЙС ТБЪЧЙФЙС УЧСЪБОП У ФЕН, ЮФП НБУУБ РТБЧЙМШОЩИ РП ПФДЕМШОПУФЙ РТЕДМПЦЕОЙК ОЕ УЛМБДЩЧБЕФУС Ч ПВЭХА ЛБТФЙОХ ЧЪБЙНПДПРПМОСАЭЙИ НЕТ. нЩ РПИПЦЙ ОБ МЩЦОЙЛБ, ЛПФПТЩК ОБУФХРБЕФ ПДОПК МЩЦЕК ОБ ДТХЗХА, ЮФП ДЕМБЕФ ОЕЧПЪНПЦОЩН ЕЗП ДБМШОЕКЫЕЕ ДЧЙЦЕОЙЕ.

уНПФТЙФЕ, ЛБЛ ЧУЕ РЕТЕРМЕФЕОП Й ХЧСЪБОП. оБЫ НЕФПДЙЮЕУЛЙК БТУЕОБМ ЛХДБ ЛБЛ ВПЗБФ УТЕДУФЧБНЙ ОБХЮОПЗП БОБМЙЪБ. тБВПФБ ОБ ТБЪМЙОПЧБООПК ЛБТФЕ ЮБУФП ЧЩЪЩЧБЕФ Х ХЮЙФЕМС ЛХДБ ВПМШЫЙК ЬОФХЪЙБЪН, ЮЕН ОБ НЕУФОПУФЙ, ФБЛПК ОЕТПЧОПК Й ОЕРТЕДУЛБЪХЕНПК. нЩ МАВЙН ЪБДБЮЙ, ЗДЕ ОБДП ОБКФЙ РТБЧЙМШОЩК РХФШ Л РТБЧЙМШОПНХ ПФЧЕФХ. чУЕ ПВЯСУОЙНП, ЧЕДШ НЩ ЬФП ИПТПЫП ХНЕЕН... х ЬФПК ЮБУФЙ НЕФПДЙЮЕУЛЙИ ВПЗБФУФЧ ЕУФШ Й УЧПК ВМБЗПДБТОЩК РПФТЕВЙФЕМШ. ьФП ХЮЕОЙЛ-ТЕФБТДБОФ. тЕФБТДБОФ ПИПФОП Й У РПМОЩН ДПЧЕТЙЕН РТЙОЙНБЕФ РТБЧЙМБ ЙЗТЩ, ДБ Й ЧППВЭЕ ЧЕТЙФ ОБ УМПЧП. пО ЗПФПЧ ЪБЗТХЦБФШ Ч РБНСФШ ЪБВПФМЙЧП РТЙЗПФПЧМЕООЩЕ ОБНЙ ЧСЪБОЛЙ ЖПТНБМШОЩИ ЪОБОЙК (ЛПФПТЩЕ, ЛУФБФЙ, ПЮЕОШ ЧПЪНПЦОП, ЕНХ РТЙЗПДСФУС ЛПЗДБ-ОЙВХДШ РПФПН). тЕФБТДБОФ ОЕТЕДЛП УРПУПВЕО ЙОФЕОУЙЧОП ТБВПФБФШ, ХНЕЕФ ПТЗБОЙЪПЧБФШ УЧПЕ ЧТЕНС, РПМШЪХЕФУС УМПЦОПУФТХЛФХТЙТПЧБООЩН БРРБТБФПН - Й ЬФП ТБВПФБ, ПТЙЕОФЙТПЧБООБС ОБ ФТБДЙГЙПООХА ПТЗБОЙЪБГЙА ЛХМШФХТЩ, ОБ ХНЕОЙЕ ТБВПФБФШ У ФТБДЙГЙПООП РПУФТПЕООЩН ФЕЛУФПН.

чУЕ УПЧУЕН ОЕ ФБЛ ОБ ДТХЗПН ЛПОГЕ НЕФПДЙЮЕУЛПЗП УЛМБДБ. ъДЕУШ НОПЗП ЙУЛТЕООЙИ РТЙЪЩЧПЧ Л ЙОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙЙ, ЗХНБОЙЪБГЙЙ. нОПЗП МАВПЧОП ЪБЗПФПЧМЕООЩИ, ОП ЗТПНПЪДЛЙИ ПТХДЙК ЧТПДЕ ЪБДБЮ ПФЛТЩФПЗП ФЙРБ - РЕТЕЛТБЙЧБК ЙИ РП ИПДХ ТЕЫЕОЙС, УЛПМШЛП ИПЮЕЫШ. ьФЙ РП ВПМШЫЕК ЮБУФЙ УФПСФ РЩМШОЩЕ. рПОСФОПЕ ДЕМП - ОЕ ОБЧПТПЮБЕЫШУС. зДЕ-ФП ЪДЕУШ ЦЕ ОЕРПДБМЕЛХ ВТПДЙФ Й ДТХЗПК РЕТУПОБЦ ХЮЕВОПК ДТБНЩ - БЛУЕМЕТБФ. пО УМБЧОЩК НБМЩК, ОП У ОЙН ПДОБ ВЕДБ. еЗП ОЕ ЧУЕЗДБ Й ОЕ ПЮЕОШ ХЧМЕЛБЕФ РТПГЕУУ ТБУЛМБДЩЧБОЙС РП РПМПЮЛБН ТБЪОППВТБЪОЩИ УЧЕДЕОЙК РПД ПВЭЙН ЪБЗПМПЧЛПН "РПФПН РТЙЗПДЙФУС". еУМЙ ПО ХЧМЕЮЕО ЮЕН-ФП, ТБВПФБ ЛЙРЙФ. еУМЙ ОЕФ, ХВЕДЙФШ ЕЗП ЧЛМАЮЙФШУС УМПЦОПЧБФП. й ЪДЕУШ НЩ УРПФЩЛБЕНУС П ЗМБЧОХА РТПВМЕНХ ЧПУРЙФБОЙС УПЧТЕНЕООПК ТПУУЙКУЛПК ЫЛПМЩ: ИПТПЫБС ХЮЕВОБС ТБВПФБ Й ИПТПЫЙК ТЕЪХМШФБФ ОЕ ЗБТБОФЙТХАФ ОЙЮЕЗП. фП ЕУФШ ОЕ ФП ЮФПВЩ УПЧУЕН ОЙЮЕЗП: ЪОБОЙС, ЛХМШФХТБ - ЧУЕ ЬФП ПУФБОЕФУС РТЙ ФЕВЕ; ОЕ ЗБТБОФЙТХАФ ОЙЮЕЗП ЛПОЛТЕФОПЗП - ИПТПЫЕЗП ЧХЪБ, ИПТПЫЕК ТБВПФЩ, ХУРЕЫОПЗП ОБЮБМБ ЛБТШЕТЩ. б ЧЕДШ ЛТПНЕ ТПНБОФЙЛПЧ Ч ЫЛПМЕ ЕУФШ ЙЪТСДОБС ДПМС РТБЗНБФЙЛПЧ, ЛПФПТЩН ЧОЕЫОСС НПФЙЧБГЙС УПЧУЕН ВЩ ОЕ РПЧТЕДЙМБ. й ЙНЕООП ЪДЕУШ ЛБЛ ОЕМШЪС ВПМЕЕ ХНЕУФОЩ "рТЙПТЙФЕФОЩЕ ОБРТБЧМЕОЙС ТБЪЧЙФЙС ПВТБЪПЧБФЕМШОПК УЙУФЕНЩ", ЕУМЙ, ЛПОЕЮОП, ПОЙ НЕЦДХ ДЕМПН ТЕЫБФ ЧЩЫЕХРПНСОХФХА РТПВМЕНХ ЧПУРЙФБОЙС.

б ЕЭЕ ИПФЕМПУШ ВЩ Й ДМС ТЕФБТДБОФПЧ, Й ДМС БЛУЕМЕТБФПЧ РПВПМШЫЕ ХЮЕВОЩИ ФЕИОПМПЗЙК, БРЕММЙТХАЭЙИ Л ОБЧЩЛБН ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ, РПМОПЧЕУОПК, ЙОФТЙЗХАЭЕК, ОЕ УМЙЫЛПН РТЙГЕМШОП УЖПЛХУЙТПЧБООПК ХЮЙФЕМЕН. оП ПВ ЬФПН УНПФТЙ ЧЩЫЕ...

лУФБФЙ, ДМС ПВПЙИ ОБЫЙИ ЗЕТПЕЧ ВХДЕФ РПМЕЪОП, ЕУМЙ НЩ ОЕ ВХДЕН РЙЮЛБФШ ЙИ ЕДПК, Б УПЗМБУОП УФБТПК РТЙФЮЕ РПДБТЙН ЧНЕУФП ТЩВЩ ХДПЮЛХ ДМС ТЩВБМЛЙ. б ЕЭЕ МХЮЫЕ - ОБХЮЙН УФТПЙФШ ДПНБ Й РПДУЛБЦЕН, ЛБЛ ОХЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ МЕУБ РТЙ РПУФТПКЛЕ. ъБМПЦЙФШ НПФЙЧБГЙА ДМС УФТПЙФЕМШУФЧБ ЧУЕ ЦЕ ЛХДБ РТЙСФОЕЕ, ЮЕН ЙУРПМШЪПЧБФШ ЪДПТПЧПЕ ЮХЧУФЧП ЗПМПДБ.

тц: уТБЪХ ЧПЪОЙЛБЕФ ЧПРТПУ: ЮФП ДЕМБФШ? юФП ДЕМБФШ, ЕУМЙ "ЧУЕ ОЕ ФП Й ЧУЕ ОЕ ФБЛ" - ЗДЕ ЕУФШ ЬФП "ФП Й ФБЛ"? рТЕДРПМПЦЙФЕ, ЮФП ЧБН ДБОБ ЧПЪНПЦОПУФШ ДЕКУФЧПЧБФШ, ПВУХЦДБФШ УЧПЕ РПОЙНБОЙЕ РТПВМЕНЩ У РТПЖЕУУЙПОБМШОЩН УППВЭЕУФЧПН, НПЦЕФ ВЩФШ, РТЙОЙНБФШ ТЕЫЕОЙС... чЕДШ ЧУЕ, П ЮЕН ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ, ЧЩЗМСДЙФ ОБУФПМШЛП ВПМЕЕ ЗМХВПЛЙН РП УТБЧОЕОЙА У ФЕН, ЮФП УЕКЮБУ ПВУХЦДБЕФУС Ч УЖЕТЕ ПВТБЪПЧБОЙС, ЮФП ДБЦЕ ЛБЛ-ФП УНЕЫОП УРТБЫЙЧБФШ ЧБУ П езь ЙМЙ УФБОДБТФБИ - РТЙЮЕН ФХФ ПОЙ, ЕУМЙ ДЕЖЙГЙФЩ ПВТБЪПЧБОЙС МЕЦБФ Ч ФБЛЙИ ЗМХВПЛЙИ УЖЕТБИ?

н.н.: нПЗХ УЛБЪБФШ ФПМШЛП РТП УЕВС. уТЕДЙ ДПУФХРОЩИ ЮЕМПЧЕЛХ ЧЙДПЧ ЬОЕТЗЙЙ ЬОЕТЗЙС ЪБВМХЦДЕОЙС ДБМЕЛП ОЕ ИХДЫБС. рПЛБ ЕУФШ РХФЕЧПДОБС ЪЧЕЪДБ, ЕУФШ УЙМЩ ФБЭЙФШ ЧПЪ Й ДЕМБФШ ОЕЖПТНБМШОП НОПЗЙЕ ЧЕЭЙ, ЛПФПТЩЕ РТЙ ПФУХФУФЧЙЙ ЬФПК УБНПК ЪЧЕЪДЩ РЕТЕРПТХЮЙМ ВЩ ЛПНХ-ОЙВХДШ ДТХЗПНХ Й ПФОПУЙМУС ВЩ Л ОЙН РТПИМБДОП. б РПФПН, ЗМСДЙЫШ, ЗДЕ-ФП, НПЦЕФ УПЧУЕН Й ОЕ ФБН, ЗДЕ ЦДБМ, ХУЙМЙС УТБВПФБАФ Й ЧПЪОЙЛОЕФ ЛБЛБС-ФП УБНПЧПУРТПЙЪЧПДСЭБСУС ЦЙЧБС ФЕИОПМПЗЙС. дБМШЫЕ ТБЪПЦНЙ ТХЛЙ, ЮФПВЩ ПОП ОБЮБМП ТБЪТБУФБФШУС РП УЧПЙН ЪБЛПОБН, РПЮФЙ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН, - ТБЪНОПЦЕОЙС, УЛТЕЭЙЧБОЙС. рПЛБ ДМС ЧЩТБЭЙЧБОЙС ФПК ЖПТНЩ, П ЛПФПТПК С ТБУУЛБЪЩЧБМ, Ч УЙУФЕНЕ НБМПЧБФП НЕУФБ. уМЙЫЛПН ВПМШЫПЕ ДБЧМЕОЙЕ - ПЗТБОЙЮЕООЩЕ ЮБУЩ, ЧЩУПЛЙЕ УПДЕТЦБФЕМШОЩЕ ФТЕВПЧБОЙС, ОЕУФБВЙМШОПУФШ, ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ... уЧПЙ МАВЙНЩЕ ЙДЕЙ С РПЛБ УФБТБФЕМШОП РЕУФХА ОБ РЕТЙЖЕТЙЙ ЫЛПМШОПК ЦЙЪОЙ, ЮФПВЩ ОЕ ЪБЗХВЙФШ. оП ЮХЧУФЧХА, ЮФП ЫЛПМБ РПДПЫМБ Л ОЙН ЧРМПФОХА, ПОЙ, ЛБЛ ЗПЧПТЙФУС, ХЦЕ ОБ ЛПОЮЙЛБИ РБМШГЕЧ.

вЕУЕДПЧБМ уЕТЗЕК чПМЛПЧ

Михаил Геннадьевич, как Вы относитесь к скандально известному новому образовательному стандарту для старшей школы?

Я надеюсь, что новый образовательный стандарт будет в хорошем смысле радикальным. Что он не ограничится подробным описанием содержания. Чтобы в школах было меньше зазубривания и больше умения думать, обсуждать, взаимодействовать.

- Но ведь не в ущерб содержанию?

Школьная программа перегружена, и перегружена не тем. И этот избыток содержания попросту не осваивает до 80 % детей. Хорошо талантливому, заинтересованному ребёнку учиться в физико-математической школе. Но если у него иные увлечения, а учитель, пусть справедливо, видит у него математические способности? И требует отдачи по этим способностям, по самой высокой планке? Честнее, ответственнее на непрофильных предметах регулировать этот поток информации. Стандартом, программами. И, может быть, сокращать процентов на 40.

- …И выпускники будут знать математику на уровне арифметики?

Преподавание должно быть дифференцированным. Пусть будет базовая математика. Пусть будет практико-ориентированная математика (для будущих экономистов, социологов, психологов). И творческое погружение в предмет для физматклассов. Как и в любой сфере, учёные-исследователи будут составлять меньшинство. А вот к большинству нельзя подходить как к неудавшимся, недоделанным математикам. Для них необходимо предусмотреть свои смыслы, своё творчество.

- То есть Вы за более практический подход к образованию?

Моя знакомая недавно ездила по европейским школам, и её поразила одна германская гимназия. Там всё хорошо, дети дают примерно такие же результаты в учёбе, как у нас. Но 86 % выпускников не собираются поступать в вуз! Кто-то хочет стать владельцем бензозаправки, как папа. Кто-то собирается в техническое училище. Их планы привязаны к социальным реалиям. Но учатся они так же хорошо, как наши ребята, которые готовятся в вуз. И это несколько иная школа. Ей пришлось научиться мотивировать, поддерживать тех, для кого школа – не трамплин в академической карьере, а часть жизни – самодостаточная, ценная.

- Значит, надо в принципе менять цели наших учеников и их родителей?

Родительские ожидания могут быть определёнными и не очень. Цель подготовки к вузу осязаема и конкретна. А ещё часто взрослые говорят: «Я прошел всё это, через все трудности. И хорошо, что они были – это опыт преодоления». И куда реже слышишь: «Я хочу, чтобы ребёнок, закончив школу, был честным человеком, с достоинством шел по жизни». У общества пока другой социальный заказ. Хотя школа и учитель в принципе могут учить по-другому. В наш лицей идут родители, готовые к переменам. Те, кто ищет для детей лучшую траекторию. Но и такой родитель ждёт, что как его учили, так и его ребёнка будут учить. Только ещё лучше: он будет больше знать, будет более успешен.

- Но традиции тоже нужно сохранять…

Школа должна гармонично сочетать традиции и актуальную культуру. Если сосредоточиться на традициях, то она станет архаичной, патриархальной. Если на литературе изучать только тургеневских девушек, то ученик поймёт, что школа – это не про жизнь.

- А что Вы думаете о ЕГЭ?

ЕГЭ сыграл огромную положительную роль. Мы и так хорошо учили. Но с 11-го класса дети начинали бегать на подготовительные курсы и к учёбе в школе относились с меньшим рвением. А когда появился ЕГЭ, учителя сказали: «Мы можем сами подготовить!» И подготовка в вуз перестала разваливать образование на части.
Система ЕГЭ честнее, чем то, что было раньше. Имеет он слабости? Да. Имеет перспективы? Да. ЕГЭ позволяет измерить в целом систему. Если 80 % школьников, судя по результатам ЕГЭ, не могут решить задачу определённого типа, то это сигнал для образовательной политики.

- Насколько перспективен внедряемый сейчас проектный подход?

Это зависит от приоритетов школы. К примеру, какие проекты могут быть на уроках русского языка? Это ведь не русская речь, а система правил. Так что проект здесь может быть интересен только лингвистам. Английский язык – это уже ближе к речи. Но здесь возникают вопросы к учителю – вы готовы поддержать каждую фазу проекта? Готовы предоставить материалы, пригласить экспертов? Если нет, то «проект» – это одно название. Это просто та же задача, только нарезанная на куски, на более мелкие задачи.
То, что учитель английского отошел от прежней системы преподавания, от Бонк, ещё не значит, что он шагнул в XXI век. Часто тянет назад, где привычно заучиваются фразы, зазубривается лексика. Но общее направление перемен очевидно: труднее учителю и комфортнее ученику.

- Какие ещё недостатки Вы видите в современной школе?

Школа должна быть честнее. А пока она дает двойной сигнал. Скажем, учитель говорит: «Дети, сегодня изучаем параграф «Процессы демократии». Так, ну-ка сюда смотреть!!!» – и кулаком по столу. И ребёнок понимает, что в учебнике одно, а в жизни другое. И школа в итоге выучивает всё-таки не тому, что в учебнике, а тому, что в жизни. А должна приучать не врать.

- Чего, на Ваш взгляд, не делает, да и не умеет делать наша современная школа?

Формировать в каждом ребёнке опыт, позицию гуманитарного эксперта. Это когда учитель дал задачу, ученик подумал и сказал: «А вообще-то надо решать совсем другую задачу!» И сказал так потому, что решение должно быть неформальным, требующим переосмысления, учёта обстоятельств и личной позиции ребёнка. Другие задачи, другие ценности, другие результаты… Ученику нужно дать понять, как применять знания в жизненных ситуациях, чтобы он осознал, зачем это нужно учить. Но эта работа – затратная для учителя. И пока у него нет на это времени ни в учебном плане, ни в жизни.