На свободную тему

Как научить писать диктанты. Учим ребенка писать любые диктанты правильно и без ошибок: советы и рекомендации. Обучение в игровой форме

Ошибки в речи трудно не заметить, в особенности в письме. Чтобы не стать предметом насмешек, важно научиться грамотному письму. Кому-то легко овладеть грамотностью, а кому-то трудно справиться с орфографией. Все ли зависит от самого ученика? Как научить ребенка писать красиво и грамотно? Должны ли этим заниматься родители или только учителя в школе?

Во взрослой жизни придется часто использовать письменную речь, поэтому ребенку следует научиться писать грамотно

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.


Работа с пластилином улучшает мелкую моторику и развивает внимательность ребенка

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

Правильное положение тела при письме способно минимизировать нагрузку на руку

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
  2. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: ). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква. Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
  3. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
  4. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Выработка красивого почерка требует в том числе и монотонной работы по переписыванию текста

Обучение письму в широкую линейку

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Пока ребенок не начал уверенно писать, сформировать почерк поможет тетрадь в косую линию

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: ). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

  • ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

Чтобы ребенку было интереснее, можно порой доверять ему роль учителя
  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.

Как справиться с дисграфией?

Как ни печально, но довольно часто встречаются школьники, пишущие с грамматическими ошибками и страдающие дисграфией. Из-за дисграфии ребенок получает в свой адрес обидные высказывания и беспочвенные упреки. Его проблема заключается в том, что он не умеет применять свои знания на практике.

Чтобы ребенок научился письму без ошибок за короткий промежуток времени, необходимо организовать комплексное обучение: в школе, дома, по возможности у логопеда. Если педагог имеет большой опыт за плечами или логопед является отличным специалистом, то им под силу справиться с дисграфией даже в средней школе.

Самостоятельно в домашних условиях также есть возможность хотя бы частично ее устранить.

Родителям, чьи дети совершают много ошибок при письме, следует придерживаться следующих советов:

  1. Позволяйте малышу больше гулять. Пребывание на свежем воздухе способствует насыщению мозга кислородом, повышению работоспособности, также ребенок сможет хорошо отдохнуть.
  2. Если малыш еще не ходит в школу, разрешайте ему играть, не загружайте слишком сильно его развивающими заданиями. В процессе игры ребенок приобретает навыки самоконтроля, дисциплины и соблюдения правил.
  3. Можно записать чадо в какой-либо спортивный или танцевальный кружок. Помимо вышеперечисленных навыков занятие спортом способствует еще и развитию координации, что благоприятно влияет на процесс обучения письму.
  4. Можно слегка помассировать малышу шею и затылок. Это поможет облегчить нагрузку на позвоночник, улучшить кровообращение и работу мозга.

Чтобы не зацикливать ребенка на одном виде деятельности, имеет смысл записать его в спортивную секцию

Что же необходимо сделать, чтобы ребенок научился грамотному письму? Если ваш малыш страдает дисграфией, стоит своевременно отреагировать, обратившись за помощью к специалисту, а также самостоятельно ежедневно проводить занятия. Если дисграфия является диагнозом, то вряд ли родители способны с ней справиться самостоятельно без помощи специалиста. Выяснить, насколько серьезными являются проблемы в письменной речи у малыша, можно по определенным признакам.

Признаки дисграфии

Детям, у которых наблюдается дисграфия, не нравится изучать русский язык. Тетради у них выглядят неаккуратно, почерк часто изменяется: либо очень некрасивый, либо вовсе невозможно разобрать, что написано. Если вовремя не принять меры, у малыша могут развиться комплексы, из-за чего он может испытывать затруднения в письме.

Тем не менее, с такой проблемой могут столкнуться умные, обладающие большим интеллектом дети. Они также способны растеряться при виде белого чистого листка и шариковой ручки:

  • кроха упорно старается выучить правила, но все равно совершает большое количество повторяющихся ошибок в тетради;
  • почерк совсем неряшливый: малыш может перепутать буквы, написать их в противоположную сторону, заменить или дописать лишнее;
  • на почерк может влиять настроение и самочувствие малыша;
  • при таких письменных нарушениях дисграфикам может хорошо даваться рисование.

Дисграфия у ребенка характеризуется не только плохим почерком, но и его зависимостью от эмоционального состояния

Не следует забывать о том, что на возникновении дисграфии может влиять как педагогическая запущенность, в которой виноваты только родители, так и генетическая предрасположенность. В обоих случаях школьник не виноват, поэтому необходимо оказать ему всевозможную помощь и ни в коем случае не ругать его и не упрекать.

Может быть, что малыш просто не испытывает интереса к учебе. В этом случае надо найти альтернативный вариант. Можно попытаться заменить обычный учебник на развлекательное пособие, к примеру, «Секреты орфографии» Граник Г., в котором к правилам прилагаются интересные задания для закрепления материала. Также можно правила представить в виде схем, либо выучить их, используя мнемонические символы. Организуйте небольшую игру в школу: понадобится доска маленького размера, мел, игрушечные тетради и дневники.

Работа над ошибками

Прежде чем научить малыша письму, нужно понять из чего состоит данный процесс, и какие качества мышления нуждаются в развитии:

  1. Память руки, основой которой является двигательная память. Если малыш напишет трудное слово много раз, то он запомнит его, и в дальнейшем уже автоматически будет писать его безошибочно.
  2. Недопустимо совершать ошибки. Школьнику достаточно один раз сделать в слове ошибку, чтобы это отложилось в памяти, и в другой раз он обязательно совершит ее в том же слове. Если кроха сомневается в правильном написании какого-либо слова, ему надо лучше обратиться за помощью.
  3. Развивать слух. Одним из основных факторов грамотности является умение различать звуки речи, давать им характеристику и сопоставлять с правилами.
  4. Проговаривать слово так, как оно пишется правильно. При этом будут задействованы разные виды памяти: слуховая, двигательная, орфографическая. Помимо этого, малыш приобретает навыки по принятию решений, что является хорошей тренировкой процессов мозга, ответственных за грамотное письмо. Пользоваться таким приемом можно даже на уроках, проговаривая слова шепотом.
  5. Комментарии к письму – очень эффективный способ обучению правильному письму. Его суть состоит в следующем: перед тем как что-то написать, ученик должен рассказать правило, которым он хочет воспользоваться. Данная методика поможет крохе приобрести и усовершенствовать орфографические навыки.

Развитие слуха крайне важно для воспроизведения письменной речи

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

  1. Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее.
  2. Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов.
  3. Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку.
  4. Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть. Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость.
  5. В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.

Подготовка к написанию диктанта

Подготовку класса к выполнению работы учитель осуществляет заблаговременно, как правило, за несколько дней. При этом он оговаривает тему, которой будет посвящена работа. Постарайтесь добиться от малыша, чтобы он вам всегда говорил о предстоящей контрольной. Если он не помнит тему, можно догадаться самим, что она касается тех правил, которые были изучены в предыдущей главе. Однако иногда все же случаются диктанты, содержащие давно пройденные орфограммы, поэтому будет лучше, если вы уточните тему у учителя.

Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:

  • повторно изучить правила;
  • провести тренировку по их применению;
  • написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
  • осуществить повтор слов из словаря;
  • сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
  • проверить выполненную работу.

Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:

  • нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
  • пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.

Для подготовки к диктанту желательно создать ребенку условия, приближенные к школьным

Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа. Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно.

Как написать диктант на пятерку?

Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:

  1. слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания;
  2. начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца;
  3. не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил;
  4. при написании проговаривай про себя слова по слогам;
  5. не заглядывай в тетрадь к соседу;
  6. всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил;
  7. во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам.

Врожденная грамотность

Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.

Сабитова М.К., учитель-логопед МБОУ СОШ №6 города Ноябрьск.

2. “Как безошибочно писать под диктовку и проверять”.

3. “Как не допустить ошибку в словах с разделительным мягким знаком”. (ВЬЮГА СТУЛЬЯ ВОРОБЬИ)

5. Как помочь ребёнку определить мягкий знак в слове.

6. “Как различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, обозначающий мягкость согласного”.

7. “Как правильно, научить определять звукобуквенный состав слова”.

8. “Как избежать пропуска согласной”. (ТОРТ СТР АУС и т.д.)

9. Как подготовить ребёнка к изучению темы: “Безударные гласные в корне”.

Ребёнок, приходя в школу, часто уже умеет читать. Но не всегда он правильно обучен чтению, что ведет к ошибкам в устной и письменной речи и к коррекционной работе – ребёнка нужно переучивать! А переучивать всегда сложнее, чем правильно научить. Поэтому один из правильных способов обучения чтению – это обучение чтению слогов!

Начинаем обучать ребёнка с гласных букв:

(это гласные 1 ряда)

Ребёнок должен видеть букву (можно попросить ребёнка нарисовать её или показать красочно написанную букву), слышать звук (произносим звуки, а не названия букв) и хорошо бы выложить букву из зёрен, палочек, ниток и т.д.

Если возникнут проблемы с изучением буквы Э – можно отложить на более поздний период.

Затем предлагаем ребёнку одну согласную. Например, Н: с этой согласной и с пройденными гласными составляем слоги. Читаем их и печатаем.

НА НО НУ НЫ НЭ

Затем таким же образом с другой согласной составляем слоги. Например, М:

МА МО МУ МЫ МЭ и т.д.

Обращаем внимание ребёнка на порядок букв в слоге. И поясняем, что сначала произносим первую букву, затем вторую. Прочитайте сначала сами правильно слог, затем пусть повторит ребёнок. Не бойтесь на этапе обучения подсказывать ребёнку, как правильно произносить! А вот когда у ребёнка чтение слогов станет автоматическим, тогда и можно проверять знания ребёнка. Помните, сначала научи – затем спрашивай!

Успехов Вам!

3. “Как не допустить ошибку в словах с разделительным мягким знаком”. (ВЬЮГА СТУЛЬЯ ВОРОБЬИ)

Часто ребёнок допускает ошибки в таких словах как ВЬЮГА, ВОРОБЬИ, СТУЛЬЯ и т. д. Ребёнку можно помочь!

Для этого проделаем следующую работу. Предложим ребёнку записать и прочитать слог. Например:

Ребёнок произносит звук [Л] - мягко, затем звучит гласный звук [А].

Произносим согласный звук [Л] – мягко, затем короткий звук [Й] (не название буквы, а продолжительность звучания) и гласный [А].

Произносим слово

Утрировано (особо выделяем в слове ЛЬЯ)

и с ребёнком обнаруживаем, что при произношении этого слова, мы слышим короткий звук [Й].

Значит, в слове присутствует разделительный мягкий знак!

И при письме на это нужно обратить внимание!

Но если ребёнок написал с ошибкой – СТУЛЯ, не беда, попросите ребёнка прочитать то, что он написал и обратите его внимание, что в произношении мягкий звук [Л], затем звук [А]. Звук [Й] выпадает и слово звучит неверно.

Научите ребёнка правильно писать под диктовку слоги:

сравните их по звучанию и написанию. Затем в письмо вводим слово СТУЛЬЯ.

Теперь закрепим, такую же работу проводим со слогами

Произносим, записываем, обращаем внимание, что в слоге

Звук [В] – мягкий, затем следует звук [У].

Звук [В] произносится мягко, затем короткий звук [Й] и следующий звук [У].

Попросите ребёнка вслушаться и покажите на письме, что короткий звук [Й] указывает, что в этом месте – разделительный мягкий знак.

Совсем не обязательно чтобы ребёнок на этом этапе понял термин – разделительный мягкий знак, он может просто его услышать и поясните, что в дальнейшем ребёнок познакомится с правилом. И теперь можно записать под диктовку слово ВЬЮГА, обратите внимание, в каком месте слова короткий звук [Й]!

Затем можно проработать

БИ БЬИ ВОРОБЬИ

МЯ МЬЯ СЕМЬЯ и др.

Теперь наш первоклассник услышит и правильно запишет подобные слова. Успехов!

В следующий раз я научу Вас различать мягкий знак обозначающий мягкость согласного и разделительный мягкий знак.

Это нужно, чтобы ребёнок не путал произношения и написания таких слов. Вы увидите как это доступно и понятно даже для первоклассника

Я Ё Ю И Е”.

(с мягкими согласными)

Первоклассник не сразу может правильно прочитать слоги с мягкими согласными. Например, слог МЯ, но помочь ребёнку можно!

Ваш ребёнок уже читает такие слоги, как

МА МО МУ МЫ МЭ

Обратите внимание ребёнка, что в этих слогах согласный звучит твёрдо.

Можно сказать, что так говорит большой медведь.

Он произносит слоги твёрдо!

А теперь послушай, как говорит маленький медведь!

Он произносит слоги мягко! Давай, дружок, сравним!

Обратите внимание ребёнка на разность в произношении и написании!

МА – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЯ - произносит маленький медведь, (мягко).

МО - произносит большой медведь, (твёрдо).

МЁ - произносит маленький медведь, (мягко).

МУ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЮ – произносит маленький медведь, (мягко).

МЫ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МИ – произносит маленький медведь, (мягко).

МЭ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЕ – произносит маленький медведь, (мягко).

Поиграйте с ребёнком, проговаривайте слоги с твёрдой согласной. Вы большой медведь, а ребёнок маленький. Затем поменяйтесь ролями. Составьте слова с этими слогами, предложения, сочините сказку! Наша цель, чтобы ребёнок услышал, что перед гласными 2 ряда

согласные звучат мягко!

(на письме обратите внимание ребёнка, что между согласной и гласной

2 ряда мягкого знака нет)

Обратите внимание, как ваш ребёнок запоминает лучше: зрительно, на слух или через тактильные ощущения (прикасаясь, ощупывая). Можно нарисовать, пропеть, вырезать из мягкой материи или твёрдой бумаги. Включайте свою фантазию. Успехов!

7. “Как правильно, научить определять звукобуквенный состав слова”.

Чтобы ребёнок грамотно писал, необходимо научить его правильно определять звукобуквенный состав слова!

Используя метод проговаривания, нужно научить ребёнка слышать каждый последующий звук в слове.

Работаем с односложными словами (с одной гласной).

ДОМ МОХ ШАР

Например, слово ШАР нужно произнести 3 раза, каждый раз последовательно выделяя голосом звуки.

Послушай слово. Назови звук, который я выделяю голосом.

Найдите эти буквы в разрезной азбуке и положите перед собой по порядку, прочитайте слово.

Таким же образом работаем со словами

ЖУК СЫР МАК РОТ НОС.
Затем со словами, состоящими из 2 слогов, из 3 слогов, и т.д.

Именно эта работа одна из самых важных! Не ленитесь, и Ваш ребёнок будет самым грамотным! Успехов!

8. “Как избежать пропуска согласной”.

(ТОРТ СТР АУС и т.д.)

Если в слове встречаются две, три согласные стоящие рядом – это стечение согласных - опасное место в слове! Избежать пропуска согласной можно, если проделать следующую работу.

Например:

КЛЮЧ ФЛАГ СТОЛ КРОТ ТОРТ КУСТ

Слово проговаривает взрослый, ребёнок повторяет. Затем, выделяем гласную и две согласные стоящие рядом. Произносим часть слова, чётко проговаривая согласные стоящие рядом, и записываем.

КЛЮ ФЛА СТО КРО ОР Т УС Т

ОШ КА КРЫ СТРА

Подчёркнутые буквы читаем слитно, образуя слог,

не подчёркнутые, произносим звуки отдельно, по-порядку.

Пишем под диктовку часть слова, затем всё слово.

СТРА СТРАУС

Таким образом, можно избежать пропуска согласной в слове.

Желаю успехов!

9. Как подготовить ребёнка к изучению темы:

“Безударные гласные в корне”.

Чтобы ребёнок безошибочно определял безударную гласную в слове, легко подбирал проверочное слово, владел приёмами словообразования и расширял свой словарный запас, необходимо проводить следующую подготовительную работу.

Отхлопать ритмический рисунок слова, соотнести его с самим словом: хлопаем Х – громко, х – тихо.

Х СЫР (один слог, одна гласная – ударная)

Х х РЫБА (ударная гласная в 1 слоге) и т. д.

Х – хлопаем громко, одновременно произносим слог РЫ, звук Ы звучит долго, он ударный.

х – хлопаем тихо, одновременно произносим слог БА

Таким же образом отхлопываем следующие слова, выделяя голосом ударный слог:

х Х РУКА (ударная гласная во 2 слоге)

х Х ЛЕСОК (ударная гласная во 2 слоге)

х Х х РАКЕТА (ударная гласная во 2 слоге)

х Х х СНЕЖИНКА (ударная гласная во 2 слоге)

Х х х БАБУШКА (ударная гласная в 1 слоге)

х х Х ПЕТУШОК (ударная гласная в 3 слоге)

х х Х х КАЛЕНДАРИК (ударная гласная в 3 слоге)

Научившись выделять ударный слог в слове, ребёнок легко найдёт ударную гласную. А затем и безударную гласную в корне. Обратите внимание ребёнка, что именно в корне.

Затем необходимо, с ребёнком образовать ряд родственных слов.

Например:

ЛЕС ЛЕСОК ЛЕСНИК ЛЕСНОЙ

ДОМ ДОМИК ДОМИЩЕ ДОМОВОЙ ДОМАШНИЙ

СТОЛ СТОЛИК СТОЛЯР СТОЛОВАЯ НАСТОЛЬНАЯ

ГУСЬ ГУСАК ГУСЫНЯ ГУСЁНОК ГУСЁНЫШ ГУСЯТИНА и т.д.

СНЕЖОК СНЕЖИНКА СНЕГОВОЙ СНЕЖНЫЙ ПОДСНЕЖНИК

Вышеуказанным способом найдите ударную гласную и покажите безударные гласные. Затем найдите ту, что в корне. Обратите внимание ребёнка на то,

что безударную гласную в корне, мы слышим и пишем – по-разному,

что гласную под ударением, слышим и пишем - одинаково

Например:

Слышим ударный гласный звук О - пишем гласную букву О.

Слышим безударный гласный звук И - пишем гласную букву Е, так как, проверили словом ЛЕС, в котором под ударением гласная Е.

Можете в помощь взять словарик “Однокоренные слова”, там Вы найдёте много примеров. Начинайте с самых простых и поясните толкование незнакомых слов.

Ваш ребёнок обогатит словарный запас, и из ряда родственных слов, найдёт проверочное слово.

И теперь Ваш ребёнок, без труда справится с одной из важных тем русского языка “Безударные гласные в корне”. Успехов Вам.

10. Как подготовить ребёнка к контрольной работе.

Нас радуют успехи детей! Наши дети – самые умные! У них большое количество знаний! Но они должны, научится их применять! И тогда, наша Любовь и Знания, помогут им занять Достойное место в Жизни!

Выполняя контрольную работу, ребёнок должен продемонстрировать знания, которые он получил - в лучшем виде! В дальнейшем, это умение сдавать экзамены и в школе, и в институте, держать экзамен “по - жизни”.

Первое и самое важное - учить ребёнка самостоятельности в учебе:

а) учить - самостоятельно выполнять домашнюю работу;

в) нам, взрослым - терпеливо ждать, пока ребёнок сам справится с заданием;

г) попросить найти свои ошибки и исправить их;

Хороший метод развития внимательности, когда ребёнок побуквенно проверяет небольшой текст, в котором есть ошибки и исправляет их. Сначала ученик учится находить чужие ошибки, а затем научится видеть и свои. Но и, безусловно, ребёнка нужно научить диктовать себе слова – как они пишутся, а не как произносятся. Таким же образом, проверять написанное. Только так, обучая процессу:

как находить ошибку; как правильно диктовать и проверять,

ребенок пошагово учится проверять свою работу. А в совокупности с психологической мотивацией ученика: убедить его в том, что при контрольных работах нужно быть особенно собранным и уметь показать знания, полученные ранее - это даёт хороший результат.

В задании попросите объяснить Вам, что нужно сделать. Дождитесь, пока ребёнок поймёт, если не понял, пусть прочитает ещё раз и т. д. пока не поймёт. Можно поиграть: Вы – ученик и не понимаете задание, а ребёнок – учитель и старается Вам объяснить. Если встретились незнакомые слова, поясните их значение.

Учитывайте темперамент: холерики могут выполнить задание быстро, но с ошибками – больше развиваем внимательность

(можно попросит подчеркнуть все буквы, например А, на заданной странице и др.)

Флегматики – выполняют медленно, но стараются всё сделать основательно. Здесь важно автоматизировать работу с большим терпением, так как если сразу требовать писать быстрее, то ребёнок будет допускать ошибки. Вначале придётся ждать дольше, а далее установить время, за которое ребёнок должен выполнить задание, постепенно уменьшая его.

Радуйтесь вместе с ребёнком тому, что он сам нашёл и исправил ошибку – “на ошибках учатся”.

У ребёнка должен быть мотив, для чего и с какой целью он учится. Часто ребёнок старается учиться хорошо, чтобы порадовать маму, папу. Любовь родителей к ребёнку и ребёнка к родителям - это сильнейший стимул.

Если вы регулярно помогали первокласснику, то постепенно учите его самостоятельности. Дозировано давайте самостоятельную работу и обязательно поощряйте ребёнка даже за малый успех.

Наши дети хорошо чувствуют профессиональное объяснение и иногда могут не согласиться с вашим объяснением, не огорчайтесь, а попросите ребёнка рассказать, как они выполняют задание в школе. И пусть он выполняет также.

Самое главное – научить ребёнка учиться.

Выполняя самостоятельно посильное задание - ребёнок радуется своему успеху и захочет выполнить более сложное задание, у него появится азарт!

Чем и нужно воспользоваться, не упуская момент - создать творческую атмосферу самостоятельной работы!

Научившись самостоятельности в учёбе, Ваш ребёнок с успехом справится с любой контрольной работой!

11. Как помочь ребёнку сочинять рассказы.

В будущем ученику предстоит писать сочинения, изложения и др. Тексты которых состоят из связанных между собой по смыслу предложений. И если мы научим правильно конструировать предложение и распространять его, то ученик без трудностей, справится с данной задачей. Можно помочь ребёнку в этом следующим образом.

Каждый первоклассник может составить простое предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого. Чаще это существительное и глагол. Например:

ДЕВОЧКА РИСУЕТ.

рисует (КОГО?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ КЛОУНА.

рисует (ЧЕМ?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ КЛОУНА КАРАНДАШАМИ.

клоуна (КАКОГО?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ЗАБАВНОГО КЛОУНА КАРАНДАШАМИ.

карандашами (КАКИМИ?)

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ЗАБАВНОГО КЛОУНА ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ.

Мы распространили предложение! Таким же образом можно распространять любое простое предложение. Вначале помогайте ребёнку вопросами, затем, пусть ребёнок делает это – самостоятельно.

Например:

Мальчик делает лодочку. (кому?)

Мальчик девочке делает лодочку. (какую?)

Мальчик девочке делает бумажную лодочку. (какой?)

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

Белочка грызёт. (что?)

Белочка грызёт орешки. (какая?)

Пушистая белочка грызёт орешки. (где?)

На сосне пушистая белочка грызёт орешки.

Здесь нужно обратить внимание на правильную связь слов в предложении, то есть, правильные окончания.

Таким образом, мы учим ребёнка, правильно конструировать предложение, уметь задавать вопросы, что немало важно, и обогащаем словарный запас ребёнка.

Чем больше прилагательных ребёнок использует, тем ярче и образней его речь. Можно помочь ему, используя словарь синонимов и др. Хорошо развивают речь и учат ребёнка словообразованию - ряды однокоренных слов. Например:

САД - САДОВНИК - САДОВОД - РАССАДА - ПОСАДКА

ВОДА – ВОДИЦА – ПОДВОДНИК –ВОДОЛАЗ – ВОДОПАД - ВОДИЧКА

Синонимов:

Хороший, неплохой, недурной, отменный, отличный, завидный,

первоклассный, стоящий, качественный, классный, что надо.

Чуткий, отзывчивый, внимательный и др.

Таким образом, мы даём ученику “инструмент” для выражения мысли.

Вот такая нехитрая работа поможет ребёнку развить речь.

Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.

Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.

В таком случае важно выяснить, почему страдает грамотность: здесь виновато только отсутствие внимательности и усидчивости у ребенка или же причина имеет медицинское объяснение?

Что такое дисграфия?

Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.

Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:

  • ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
  • некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
  • в словах нередко пропущены буквы;
  • на письме ребенок переставляет слоги местами;
  • в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
  • могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
  • строки часто продолжаются за полями тетради.

Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер - виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.

Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?

Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.

При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:

«Волшебный диктант»

Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы - точками.

Освоение словарных слов

Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.

Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).

«Иностранное чтение»

Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.

«Карандашные» диктанты и списывания

Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.

Кроме перечисленных упражнений, существует множество других. Они направлены не только на развитие навыка правильного письма, но и на стимулирование работы мозга в целом, что благотворно влияет на успеваемость школьника.

В их числе:

  • игры с конструктором и пазлами,
  • пришивание пуговиц,
  • плетение из бисера и бусин,
  • рисование миниатюр,
  • выжигание - в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?

Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.

В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.

Вот некоторые из них:

«Корректор»

Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.

Так в памяти ребенка зафиксируется и само правило, и верное написание слова. Хороший эффект дает такая корректировка текстов, написанных ранее самим школьником.

Игры на изменение состава предметов и логику

Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.

Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» - все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.

Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них - чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.

Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.

Анализируя жизнь человека в 21 веке, можно подумать, что грамотным быть вовсе не обязательно. Мир уже не такой, каким был раньше. Возникает вопрос: нужно ли сегодняшним детям быть грамотными, и как можно развить в детях любовь к языку?

Если бы у вас спросили, что означает слово «грамотность», что бы вы ответили? Это умение писать и читать? На самом деле слово «грамотность» более обширное само по себе и означает степень владения человеком чтения и письма на родном языке. Наивысшей степенью грамотности для человека считается знание не только своего языка, но и языков других стран мира.

Вспомните историю развития цивилизации. Не каждый родитель мог позволить обучить искусству чтения и письма своего ребенка или отдать его в школу. Грамотного населения было, к сожалению, не много. Но с каждым готом, желание узнавать свой язык, писать и читать книги появлялось у большего количества людей.

Теперь мы имеет грамотных образованных людей. Отдаем в школу и университет своих детей. Но можно ли прожить в современном мире без, например, грамотного написания и произношения слов или четко структурированных предложений?

Нужна ли грамотность?

Многие мамы в интернете жалуются на своих детей, ведь дети в свою очередь считают, что хорошо учиться в школе – не обязательно. На самом деле это обычная лень, которую вселяют некоторые преподаватели своим нежелание вести урок интересно и обсуждать важные для школьников темы и проблемы. От того, как преподаватель любит свою профессию и относится к детям, зависит многое. Например, дети лучше усваивают информацию, если ее подавать в виде игры, где каждый может почувствовать свою роль на жизненном, реальном примере.

Таких преподавателей, которые находятся не на своем месте, к сожалению, очень много. Но как сделать так, чтобы с самого детства ребенок хорошо воспринимал информацию и пытался запомнить ее?

Воспитание любви к языку и грамотности напрямую зависит от самих родителей.

Как научить ребенка любить язык?

Вы встречали когда-нибудь семьи, в которых дети и родители разговаривают на белорусском языке? Конечно, встречали, но согласитесь, это большая редкость. Такие родители с самого детства пытаются показать детям, что нужно любить Родину, язык и быть грамотным. Некоторые семьи пытаются с самого раннего возраста обучить детей русскому языку и английскому, а вот про белорусский особо не заботятся.

Не обязательно учить ребенка белорусскому языку, но постарайтесь сделать так, чтобы именно ваш малыш полюбил хотя бы русский язык, с удовольствием читал русские сказки и понимал, какой богатый язык он осваивает.

Этапы подготовки ребенка к правописанию

Привейте любовь к языку с самых малых лет. Играйте с вашим малышом в игры, которые развивают мышление. Показывайте картинки животных, называйте их своими именами, и пусть ребенок хотя бы визуально запоминает, как выглядит то или иное животное и, конечно же, как оно называется.

Сегодня каждая мама может купить развивающую игрушку для ребенка в любом магазине. Будь то конструктор или обычная машинка. Играя, ребенок больше схватывает слов, которые вы ему говорите в процессе игры.

Совсем маленьким детям, можно купить мольберт, на котором они будут рисовать мелом или фломастерами, и учиться писать. Лучше всего маленькие дети воспринимают магниты, поэтому для ребенка подойдут магнитики с различными буквами, которые в будущем, он обязательно будет складывать в слова.

Читайте как можно больше интересных сказок вместе с вашими детьми. Причем, если ребенок уже научился читать, пусть он постарается прочитать вам сказку, а потом перескажет то, о чем что увидел.

Маленькие дети, скорее всего, не понимают, о чем им рассказывают, они могут смотреть на картинки в книге и запоминать, что там нарисовано. Когда ребенок немного подрастет – читайте ему сказки самостоятельно, без использования аудио.

Ребенок подрос – учимся писать

Нужно ли учить ребенка писать буквы и слова в маленьком возрасте? Все, конечно, зависит от вас. Многие преподаватели считают, что лучше пусть учителя и воспитатели стараются научить детей писать красиво и правильно. Но, если вы все же решили сами научить малыша писать, начните с самого важного этапанаучите правильно сидеть и держать ручку .

Запомните, спина ребенка должна быть ровной. Научите малыша сидеть правильно и придерживаться такой позы, когда он занят рисованием или письмом.

Следующий немаловажный этап – научите ребенка правильно держать ручку или карандаш в руках. Проконтролируйте, чтобы ребенку было комфортно и через некоторое время у него не заболели руки.

Далее – научите ребенка координировать работу кистей, предплечья и рук во время письма. С таких простых занятий можно начинать обучение, ведь ребенок, в первую очередь, должен научиться правильно сидеть, держать ручку в руках и двигать ее во время правописания.

Когда ваш малыш научиться делать эти три вещи одновременно, не задумываясь – спокойно приступайте к изучению букв и цифр. Почему это так важно? Потому что если ребенок, сидит правильно, хорошо держит ручку в руках и координирует свои движения, то и почерк у него будет красивым и понятным.

Кроме того, с самого малого возраста следите за осанкой ребенка, ведь именно в таком возрасте вы можете исправить и проследить, чтобы ребенок не сгибался и не травмировал свою спину.

Не кричите на ребенка, если что-то делает так, помогите ему понять, что значит правильно, а что значит не правильно. Психологи также советуют, что лучше всего вместе с ребенком найти его комфортное положение тела, тогда вы будете делать меньше замечаний, и ребенку будет удобно, и он будет задумываться о том, что он пишет.

Как писать правильно?

Еще в 1879 году французское гигиеническое общество создало основные правила – залог успешного и красивого почерка. Ученые утверждали, что ребенок обязательно должен сидеть прямо, не опираясь локтями на стол, придерживать тетрадь левой рукой (если ребенок правша). В таком случае почерк будет красивым, а буквы будут под наклоном, благодаря такому расположению тетради и рук.

Теперь, когда ребенок научился сидеть правильно, приступим к возможным вариантам обучения грамотному письму.

Золотое правильно каждого родителя – постарайтесь как можно чаще проводить дома диктанты. Именно в них ребенок воспринимает слова на слух, а потом подкрепляет свои новые знания визуальным восприятием.

Ученые нашли еще несколько способов, которые помогут сделать любого ребенка грамотным. Знаменитый лингвист, Дмитрий Иванович Тихомиров, нашел самый подходящий способ обучать детей правильному письму. Он считал, что родители должны давать возможность ребенку читать слова так, как они их видят, то есть учить детей орфографическому чтению. Это значит, что любой текст состоит изпредложений, те — из слов, слова — из слогов, отдельных звуковых единиц слова. Чтобы ребенок научился читать слово целиков, он должен первоначально научиться произносить его по слогам. Когда ребенок научился читать слоги, он может произносить слово целиком. После того, как ребенок знает слова, постарайтесь вернуть его к слогам и научить писать те слова, которые он недавно произносил.

Через некоторое время, вы обязательно заметите, что ребенок не просто быстро схватывает новые слова, но и пишет их предельно грамотно.

Кроме того, педагоги считают, что прочитанные и написанные слова лучше всего читать вслух . Каждая ошибка будет резать ухо, ведь если буква не на своем месте, это сразу заметно.

Уделять чтению и правописанию по слогам лучше всего от 5 до 10 минут в день. Можете сами решить, когда и в какое время лучше всего делать это.

Полезным занятием также будет прочтение слов в орфографическом словаре . Преподаватели советуют читать и запоминать около 10-15 новых слов каждый день.

Закрепить грамотность, которую ваш ребенок будет приобретать с каждым днем, лучше всего чтением классической русской литературы. Тургенев, Толстой и Бунин дадут вашему ребенку больше слов в запас, многие из которых помогут ему ориентироваться в жизни и вырасти начитанным и интересным собеседником.

Уважаемые читатели! Как обстоят дела с грамотностью у ваших детей? Какие методы помогают вам вести борьбу с безграмотностью? Делитесь опытом в комментариях.

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе