На свободную тему

Сообщение образ огня и солнца в искусстве. Древний символ огня: описание, особенности и история культуры

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Лес у озера, освещенный солнцем.
1856.

Теплоте, образовавшейся в центре Солнца, нужно 50 млн. лет, чтобы достичь его поверхности.

Неожиданные цифры. «Техника – молодёжи» №9 1973.

Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее.
1876-1890.


Некоторые учёные полагают, что Солнце определяет не только погоду и самочувствие, но и социальные процессы, протекающие на Земле. Годы переворотами.
Нельзя не вспомнить Александра Чмжевского, который первым высказал идею о влиянии солнечной активности на социальную деятельность человека, за что и был репрессирован. И Льва Гумилёва, которого идея пассионарности посетила в застенках ГУЛАГа. С точки зрения учёного, на Земле время от времени нарождаются необыкновенно активные личности – пассионарии, претерпевшие биохимические мутации в связи с воздействием неких космических излучений.
«Я считаю, что Чижевский и Гумилёв ошибались, - говорит Владимир Кузнецов. – Солнечная активность оказывает влияние на среду обитания человека. Скажем, если по её вине случилась засуха, начинается голод и мор, люди впадают в уныние, выражают недовольство и могут по этому поводу устроить бунт, что не раз бывало в истории. Однако делают они это под влиянием экономического фактора, а не Солнца».

Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу.
1876-1890.

«Продолжительность жизни Солнца – 10 миллиардов лет, - говорит Владимир Кузнецов. – Мы прожили 4,5 миллиарда. Примерно через такой же промежуток времени на Солнце начнут выгорать источники ядерного топлива, оно начнёт расширяться и, разумеется, в какой-то момент превратиться в «красного гиганта». Но к нашей теперешней жизни это не имеет ни малейшего отношения. За это время с человечеством может произойти что угодно – полное исчезновение или столь широкое освоение космоса, что гибелью родной Солнечной системы его не испугаешь».
Однако главная угроза – наше стремление создавать всё более сложную техническую инфраструктуру, на которую Солнце оказывает весьма заметное влияние.

Наталия Лескова. От Солнца оторвался кусок. «Чудеса и приключения» №11 2011.

Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща. Пятна солнечного света.
1890-1895.

Накануне всех великих бедствий солнце прячет своё лицо. (Уэльс. Вот почему в Уэльсе до сих пор с опаской относятся к солнечным затмениям).
Тот, кто рождён на рассвете, будет умён; тот, кто рождён после обеда или на закате, будет ленив. (Уэльс).
Майские цветы, собранные перед рассветом, спасут тебя от веснушек. (Повсеместно).
Солнце никогда не светит на клятвопреступника. (Корнуолл).

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995.

Архип Иванович Куинджи.
Вершина Эльбруса, освещенная солнцем.
1898-1908.


Откроем английский ежегодник «Эннюол Рэджиста» за 1766 год (т. 9, с. 120-121).

«Отчёт об очень странном явлении, виденном на диске Солнца.

9 августа 1762 года де Ростан, член экономического общества в Берне и медико-физического общества в Базеле, измеряя высоту Солнца квадрантом в Лозанне при выверке меридиана, заметил, что оно даёт слабый и бледный свет… Направив четырнадцатифунтовый телескоп, оборудованный микрометром, на Солнце, он удивился, обнаружив, что его восточный край закрыт на 3 пальца («палец» равен 1/16 части солнечного диаметра. – А. А.) туманностью, которая окружала какое-то тёмное тело. Приблизительно через два с половиной часа южная часть вышеупомянутого тела отделилась от лимба Солнца, но северный край тела, имевший форму веретена около трёх солнечных пальцев и девять в длину, не освободил солнечный лимб. Это веретено сохраняло свою форму, продвигаясь по диску Солнца с востока на запад со скоростью, составлявшей не более половины скорости движения обычных солнечных пятен, до тех пор, пока не исчезло 7 сентября после достижения западного лимба светила. Ростан вёл наблюдения почти каждый день на протяжении месяца, посредством камеры-обскуры определял форму и размеры тела, а результаты измерений послал в Королевскую академию наук в Париж.

Подобное явление на Солнце наблюдалось и в Базельском епископстве, расположенном приблизительно в сорока пяти немецких лигах на север от Лозанны. Косте, друг де Ростана, воспользовавшись одиннадцатифунтовым телескопом, нашёл у тела подобную веретенообразную форму, как и де Ростан, только не такую широкую, что, вероятно, могло быть следствием увеличения и поворота тела вблизи предела его видимости. Более замечательно то обстоятельство, что положение тела на Солнце не соответствовало наблюдаемому из Лозанны: тело, следовательно, имело значительный параллакс… Это не пятно: его движение было гораздо более медленным; объект также не был планетой или кометой: его форма доказывала противоположное.

Короче, мы не знаем ничего лучшего, как прибегнуть к помощи небес для объяснения этого феномена, тем более что Мессье, который постоянно наблюдал Солнце в Париже в то же время, не видел такого явления…»

Для XVIII века обращение к «помощи небес» выглядело совершенно естественным; но с тех пор наука, казалось бы, далеко шагнула вперёд. Что же можно сказать сегодня о наблюдениях де Ростана и Косте?

«Веретенообразное тело» не могло быть астероидом, так как астероиды из-за своей малой массы лишены атмосферы, которая объяснила бы наблюдающуюся вокруг объекта туманность. Объект, по-видимому, не был и кометой: с начала июля 1762 года по конец сентября 1763 года никаких комет на небе не появлялось. Интересно, что по отношению к поверхности Земли объект находился не ближе 10-20 тыс. км (иначе одновременные наблюдения из Лозанны и Базельского епископства были бы невозможны) и не дальше 90-100 тыс. км (в противном случае тело наблюдалось бы и в Париже). Легко подсчитать, что размеры «веретена» составляли десятки или сотни километров, в то время как размеры ядра даже крупнейших комет (например, у известнейшей кометы Галлея) не превышают нескольких километров. Кроме того, находясь на удалении не более 100 тыс. км от Земли, объект двигался гораздо медленнее, чем предписывает небесная механика.

12 февраля 1820 года Штейнхейбель наблюдал на солнечном диске чёрный круглый объект, окружённый «атмосферой оранжево-красного цвета». Тело пересекало диск Солнца по диаметру целых пять часов. Независимо его наблюдал Старк. Он тоже заметил туманную оболочку и оценил размеры тела в 20 ‘’ (Ежемесячные записки Королевского Астрономического общества. Лондон, 1862, № 7, с. 276; Литров И. И. Тайны неба. Спб., 1904, с. 265). Ядро крупной кометы выглядело бы так с расстояния нескольких десятков тысяч километров, однако никакой кометы в 1820 году открыто не было.

Загадочные тёмные объекты, пересекающие диск Солнца, изредка появляются и в этом столетии. Например, 1 февраля 1962 года такой объект несколько минут наблюдался в Потсдамской астрофизической обсерватории(«Звёзды», ГДР, т. 38, № 3-4. 1962, с. 86).

Возможно, есть какая-то связь между телами с туманными оболочками, закрывающими Солнце, и «затмениями» нашего светила, которых, судя по вычислениям, не должно было быть. Так, 20-22 апреля 1547 года в Германии Солнце было так чем-то затемнено, что вокруг него на небе светили звёзды. Помутнение атмосферы исключается – то, что закрывало свет Солнца, находилось, вероятно, в космическом пространстве. Над объяснением этого случая размышлял ещё И. Кеплер (Араго Ф. Общепонятная Астрономия, т. 4, Спб., 1861, с. 257).

Нечто подобное описано в Черниговской летописи, когда 6 июня 1703 года в полдень около Солнца были видны молодой лунный серп, Венера и Марс. А в 192 году в Риме рядом с Солнцем были видны две звезды и комета. Однако не только полного, но и частичного солнечного затмения в это время, как и в ближайшие годы, не было.

Интересное сообщение опубликовал в 1860 году журнал «Сайентифик Америкен» (т. 3, с. 122): «18 апреля после полудня Солнце было затемнено в Бразилии, хотя на небе не было видно облаков. Потемнение длилось несколько минут, и Венера стала хорошо видимой невооружённому глазу. Историки рассказывают, что подобные явления были засвидетельствованы в 1547 и 1706 годах».

Таким образом, небесные тела и явления, подобные увиденному де Ростаном и Косте, отмечались различными наблюдателями и раньше и позже 1762 года. Что это было? Трудно сказать наверняка.

Алексей Архипов. Предтечи «Чёрного облака». «Техника – молодёжи», 1983.

Архип Иванович Куинджи.
Солнечный свет в парке.
1898-1908.


Сирано де Бержерак родился в 1619 году в Париже.

В книге «Государство Луны» Сирано де Бержерак рассказывает о своём полёте из предместья Парижа в Канаду, в район реки Св. Лаврентия, на каком-то аппарате с двигателем «испарительно-росяного» типа. На это путешествие он затратил пять-шесть часов. Так как расстояние между этими географическими точками около шести тысяч километров, то скорость полёта Сирано превышала скорость авиалайнера ТУ-154!

В других главах этой же книги Сирано де Бержерак говорит о бесконечности Вселенной, о её обитаемости разумными существами, рассказывает о бесконечности атома и т. д. Сирано утверждает, что «Солнце – огромное тело, которое в 434 раза больше Земли». Современные астрономы установили, что в диаметре наше светило превосходит Землю в 109 раз, а по массе – в 333 434 раза. Возникновение этого расхождения можно объяснить либо ошибочными представлениями самого де Бержерака, либо тем, что его друг Н. Лебре при редактировании книги убрал первые три цифры, посчитав их слишком фантастическими.

Н. Непомнящий. Загадки и тайны истории. Москва, «АСТ». 1999.

Валентин Александрович Серов.
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович).
1888.


Учёные, измерявшие поток солнечных нейтрино, были весьма удивлены, обнаружив, что он значительно меньше теоретически рассчитанного и не соответствует представлениям о Солнце как о гигантском термоядерном реакторе. Астрофизики выдвигают различные гипотезы для объяснения этого явления. Калифорнийский физик К. Роуз, например, разработал модель Солнца с учётом таких его характеристик, как размеры и температура поверхности. В соответствии с этой моделью у Солнца не гелиево-водородное ядро, как считали учёные, а железное, радиус которого составляет 5% радиуса звезды, а плотность – 160 г/куб. см (США).

У Солнца железное ядро? «Техника – молодёжи». 1984.

Г. Тоидзе.
Пусть всегда будет солнце!


Мы видим Солнце таким, каким оно было 8 минут назад.


Живи не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!


Можно ли жить в пороховой бочке?

И не просто в бочке, а в момент её взрыва? Оказывается, можно! Если все жизненные процессы ускорить в миллиарды раз или время взрыва увеличить во столько же. Самое парадоксальное, что математические формулы, описывающие этот процесс, нисколько не изменятся.

Сейчас многие говорят о взрыве галактик и даже вселенной. Но нужно иметь в виду, что для такого громадного образования, как галактика, время жизни и время взрыва изменяется совсем иными временными масштабами, чем для бочки с порохом или даже для Земли и солнечной системы, - в космогонии существует правило, что время существования системы пропорционально третьей степени её размеров! Поэтому, если взрыв нашей Галактики и идёт (что я постараюсь доказать), то мы это можем воспринимать как некое «тление», а вовсе не «горение». Начнём с нашего центрального светила – Солнца. Оказалось, что за последние 350 лет, когда наблюдения над Солнцем были достаточно точными, оно вовсе не гасло, а разгоралось. На фоне вековых циклов солнечных пятен чётко прослеживается абсолютный рост их числа – примерно на 27% относительно начала XVII века.

Но если бы это касалось одного Солнца! В том-то и дело, что, например, Сириус во времена египетских фараонов и значительно позже (до средневековья) описывался как красная звезда, а сейчас стал белой. А название ныне белой звезды – Альтаир – означает по-арабски «пламенная» - красная. И самое главное, что этот процесс, как и разогревание Солнца, идёт на глазах человечества, то есть катастрофически быстро!

А возможно ли такое с точки зрения теории? Говоря откровенно, такой вопрос неправомочен: есть факты. Но с другой стороны, оказывается и теории есть разные. По одним, почти общепризнанным, звёзды постепенно охлаждаются и гаснут, по другим (например Хойла), они постепенно разгораются. В своё время И. Ярковский (1889 г.) подтвердил это статистическим анализом.

Быстрое нагревание звёзд должно приводить к вспышкам новых и сверхновых. Но только за длительное время можно подметить увеличение их числа. И таковое обнаружилось! Опираясь на древние европейские и китайские хроники и ряд существующих каталогов, Ю. Псковский (1972 г.) свёл данные по нетелескопическим наблюдениям вспышек новых и сверхновых начиная со II тысячелетия до нашей эры вплоть до конца XVII века, в единый каталог. И получилось, что если до нашей эры их было всего 3-8 в тысячелетие, то в начале нашей эры их стало уже 2-5 в столетие, а в XIV-XVI веках – 10-15. В соответствии с ростом их числа растёт и энергия процесса.

Нанесённые на график, эти данные образуют экспоненту – кривую, характерную и для взрывных процессов.
А имеются ли внутри солнечной системы (кроме самого Солнца) сведения, подтверждающие рост активности Галактики? Да, и немало!

Автор дважды публиковал материалы («ТМ», №8, 1974 г. И №3 1977 г.), подтверждающие гипотезу о расширении Земли. И по этим данным можно утверждать, что темпы этого процесса (15% за 6000 лет) даже по космическим масштабам весьма велики.

Есть сведения, что ещё в первой половине XIX века была непосредственно видна поверхность Венеры, вокруг планеты существовало мощное магнитное поле. Подъём температуры заставил планету стремительно «дегазироваться», разрушились магнитные структуры её ядра.

Удивительные превращения случились, вероятно, и с Меркурием. В конце прошлого века два блестящих наблюдателя – Скиапарелли и Антониади – сошлись на том, что периоды обращения Меркурия вокруг Солнца и вращения его вокруг оси совпадают: 88 суток. Ныне (году в 1950-м) учёные установили, что если период обращения Меркурия остался тот же, то вращения стал на 1/3 короче: 59 суток. Меркурий катастрофически убыстряет вращение.

Наконец, следует сказать, что Юпитер излучает гораздо больше энергии, чем поглощает от Солнца. Гораздо менее известно (хотя и совершенно достоверно) и то, что светимость его при этом растёт и увеличилась примерно на 10% за последнее столетие!

Все эти данные подтверждают одну мысль – мы живём в Галактике, стремительно наращивающей свою активность.

Владимир Нейман. Солнце светит всё ярче! «Техника – молодёжи» №4 1977.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Собирайтесь люди добрые к солнцу ясному Владимиру на честной пир, на веселье.

1. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскалённый газовый шар, излучающий свет и тепло за счёт протекающих в его недрах термоядерных реакций.

Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах. (Чехов. В овраге. )

2. Свет, тепло, излучаемые этим телом.

Солнце горело на куполах церквей. (Скиталец. Этапы. )

3. О том, что является источником или основой жизни чего-либо прекрасного.

Солнце жизни моей, Россия. Укрепи на подвиг меня! (Рыленков. Золотое облако зноя. )

4. Центральная планета других планетных систем.

Наука изучает всё: все явления вселенной, начиная от движения солнц до строения атомов. (Брюсов. Ремесло поэта. )

До солнца – до восхода солнца, до света.
По солнцу (идти, двигаться) – ориентируясь на солнце, определяя путь по положению солнца.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1984.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Солнце печет, Липа цветёт, Рожь поспевает, Когда это бывает?


Если всё количество потребляемой сейчас энергии увеличить в 30 раз, то и тогда оно составит менее одной тысячной доли солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.

«Техника – молодёжи».

Иван Горюшкин-Сорокопудов.
Солнце - на лето, зима - на мороз.
1910-е.


Иван Иванович Шишкин.
Ивы, освещённые солнцем.
Конец 1860-х-начало1870-х.


Иван Иванович Шишкин.
Сумерки. Заход солнца.
1879.


Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.
1886.


Иван Иванович Шишкин.
Ели, освещенные солнцем.
1880-е.


Иван Иванович Шишкин.
Сосна без солнца.
1890.


Иван Иванович Шишкин.
Солнце в лесу.
1895.

Иван Иванович Шишкин.
Дубы при солнечном освещении.
1890-е.


Иван Иванович Шишкин.
Дуб, освещённый солнцем.

Иван Иванович Шишкин.
Перед заходом солнца.


Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.


Заход солнца на море.
1898.


Иван Константинович Айвазовский.
Заход солнца на море.


Илья Ефимович Репин.
Старшина со спины, освещённый солнцем.
1885.

Илья Ефимович Репин.
На солнце. Портрет Н. И. Репиной.
1900.

Исаак Ильич Левитан.
Избы, освещенные солнцем.
1889.


Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца. Осиновый лес.
1897.


Исаак Ильич Левитан.
Избы. После захода солнца.
1899.


Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца.
1899.


Исаак Ильич Левитан.
Лесное озеро. Заход солнца.
1890-е.


Ольга Александровна Крестовская.
Солнечные блики.
1997.


Е.П. МАТОЧКИН,

кандидат искусствоведения,
Новосибирск

Будущее, по Рериху, – это эпоха Культуры, то есть служение Свету, а совершенный человек – это носитель Света. В живописи Рериха Свету отводится такая огромная роль, что, можно сказать, философия его искусства зиждется на Свете.

В своем письме из Извары к другу Льву Антокольскому молодой Николай Рерих, увлеченный сказками об Иване Царевиче, писал: «Иван-Царевич ведь это весенний луч, пробивающийся сквозь царство смерти, зимы, чтобы освободить красавицу Лето. Не узкая, а всесветная идея» . Эта счастливая мысль о всесветной идее света, зародившаяся еще в юношеские, студенческие годы, была главенствующей как в жизни, так и в творчестве Рериха. Действительно, сам художник, как и герой русских сказок, прошел по миру подлинным светоносцем, утверждая единство Света Высшего.

В постижении всесветности света Рерих обращался и к древним источникам, и к одной из самых блестящих эпох в истории человечества – эпохе Возрождения. В произведениях Леонардо да Винчи свет, отождествляемый с божественной сущностью персонажей, вершит красоту. «Взгляни на свет и вглядись в его красоту» , – всегда советовал Леонардо. Сам художник понимал свет как субстанцию, наделенную высшим духовным началом.

Собственно, леонардовская эстетика здесь в какой-то мере вписывается в русло идей Николая Кузанского, у которого, как заключал известный философ А.Ф.Лосев, «основными принципами мировой жизни выдвигаются свет и красота» . Во второй половине XV века Марсилио Фичино в своих трактатах: «О свете», «Орфическое уподобление Солнца Богу», «О солнце», утверждал: «Бог есть высшее сияние света... Свет Бога, выходя за границы интеллекта, никоим образом не может быть постигнут естественным разумом человека, но скорее любовью; и только благодаря нашей любви этот свет благодатно проникает в нас» . Стремление к созерцанию воплощенной в Боге абсолютной истины, согласно Фичино, есть не что иное, как любовь к ее божественной красоте. В этом смысле важнейшими этико-эстетическими категориями у ренессансного философа, как и у Леонардо, выступают любовь, мудрость и красота.

В России начала XX века, в период, нередко называемый русским культурным Ренессансом, эти идеи вновь обрели актуальность. Так, у Флоренского есть удивительные высказывания, словно непосредственно относящиеся к искусству Леонардо. Флоренский, рассуждая о том, что означает «красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности», пишет: «...Красота – свет, и свет – красота. Абсолютный же свет есть абсолютно-прекрасное – сама Любовь в ее законченности» .

Трансцендентный оттенок, которым наделено здесь понятие красоты, вообще был свойствен эстетике Серебряного века. Рерих, художник-символист, возглавлявший в свое время художественное объединение «Мир искусства», также возлагал на красоту надежды по преобразованию мира. Философия его искусства, в котором красота и свет неразделимы, включает в себя триаду тех же этико-эстетических категорий, к которым апеллировали и Кузанский, и Леонардо. В своей книге «Держава Света» Рерих призывает: «Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота» . Такое знамя держит Мадонна на его картине «Мадонна Орифламма» (1932). Облик рериховской героини с чуть склоненной головой и опущенным взором удивительно напоминает леонардовских мадонн. Само же знамя предстает в виде трех амарантовых сфер, заключенных в круг вечности и единения. Символический смысл сфер в данном контексте может быть расшифрован, согласно Рериху, как Любовь, Знание и Красота.

Следует отметить при этом одно важное обстоятельство: Рерих так же помещает свою Мадонну между двух окон с открывающимися далями на синеющие хребты гор и ярким небесным сиянием, как это всегда делал Леонардо. По всему видно, что леонардовская философия света здесь полностью воспринята русским художником вплоть до ее конкретных проявлений. Однако не останавливаясь на этапе преемственности, Рерих решается на следующий шаг – довести леонардовский замысел до реального воплощения. Он сумел сопоставить изображение Мадонны с подлинным светом, тем самым представив его материальную субстанцию как преображенную и слитую с божественным началом. Эту идею Рерих осуществил в талашкинской церкви, где в алтарной апсиде с двумя окнами он разместил свою роспись «Царица Небесная над рекой жизни» (1911–1914).

В техническом плане Рерих поставил перед собой необычайно сложную задачу: создать освещаемую отраженным светом красочную композицию, которая могла бы восприниматься наравне с прямыми солнечными лучами, падающими из окон. Для достижения этой цели художник выбрал черный фон и чистый локальный цвет. Яркая декоративность росписи, взаимодействие основных спектральных тонов на космически темном небе давали в своей кульминации интенсивное свечение цвета, равнозначное по художественной светосиле потоку дневного света из окон. Свет солнечный сравнивался, отождествлялся со светом духовным, присущим Царице Небесной. Ее забота и любовь к путникам неумелым, плывущим по реке жизни, непосредственно выражалась в посылаемом ею свете истины, свете небесном. Человека, приобщившегося к такому пониманию света, и в самом земном бытии, уже вне храма, согревало ощущение присутствия лучей благодати в сиянии солнечного света. «Тот, кто мыслит о свете, неминуемо приходит к единому свету, – был убежден Рерих. – В какой бы обстановке мы ни увидели свет, наше сердце будет знать, что в свете мы найдем жизнедателя» .

У Рериха немало произведений, воплощающих его понимание света. Значителен идейный замысел и цвето-пространственное решение серии «Sапсtа» , созданной Рерихом в 1922 году. В картине «И мы видим» пространственная глубина вообще отсутствует. Однако эта абсолютная плоскостность компенсируется духовным видением; кажется, что взгляд иконописного Спаса Нерукотворного пронзает все далекие дали и все тайники человеческой души. Физической освещенности в картине нет; как и в иконах, здесь присутствует вечный неземной божественный свет.

В другой картине – «И мы приносим свет» – пространство немного расширилось в глубину и в сумерках появилось трепетное пламя свечей. Собственно, оно здесь лишь слегка указывает путь движения и по сути дела является символом света духовного, который несут в жизнь выходящие из храма подвижники.

В картине «И мы открываем врата» замкнутое пространство монастырской стены вдруг прорывается узким проемом в глубину. Однако виднеющаяся на горизонте церковь опять-таки переводит его осмысление в духовную сферу. В это символическое русло направляет мысли и свет, словно бы исходящий от этого далекого строения.

И только в картине «И мы продолжаем лов» пространство распахнулось по всем направлениям. Следуя рериховскому символизму, мы уже понимаем, что это пространство духовное и в нем по наказу Христа апостолы «уловляют» человеческие души, дабы просветить их истинным светом. Самого Христа в картине нет, но мы угадываем его символический образ в виде довольно широко распространенного представления о нем, как о солнце. К такому заключению можно прийти, сравнивая полотно Рериха с известным эскизом ватиканского ковра Рафаэля на тему чудесного лова. Рерих во многом следует композиционному построению и рисунку персонажей великого итальянца, однако заменяет золотой нимб Христа и его розовый гиматий закатным небом и диском дневного светила.

Просматривая заново все картины серии «Sancta», можно обнаружить, что в каждом полотне пространство физическое наполняется пространством духовным, свет физический – духовным светом. Художник убеждает нас, что везде в мире существует великая реальность, включающая в себя единство материального и идеального, физического и духовного. Однако именно эта ясно выраженная идея постоянного присутствия абсолютного, сверхсущего в структуре мира есть основополагающее утверждение философии Всеединства. Более того, можно даже достаточно определенно сопоставить идейную направленность серии «Sancta» с некоторыми конкретными аспектами, разрабатываемыми в рамках концепции Всеединства.

Один из общих моментов – эсхатологический – обоснование нравственно-этическими заповедями Божественного предопределения в истории. Среди героев серии «Sancta» нет выделенных персонажей; каждый индивид отражает родовую сущность, последняя рассматривается как Богочеловечество – это суть социально-исторического аспекта Всеединства. К тому же глубинное единство бытия и красоты, составляющее пафос искусства Рериха, определяет эстетическое направление Всеединства.

Герои Рериха – это живущее на земле в наше время совершенное сообщество праведников, которых отличает единство индивидуально-всеобщего и телесно-духовного бытия человека. Но именно такое понимание присуще христианскому прочтению принципа Всеединства, распространенному в русской религиозной мысли.

Начиная с Владимира Соловьева, Всеединство трактуется как абсолютное бытие, предстающее в онтологии как благо, истина, красота, что созвучно и важнейшим этико-эстетическим категориям Ренессанса, и рериховской триаде. Более того, свет в своем собственном активном средоточии – солнце – определялся Соловьевым как физический выразитель Всеединства . Так и у Рериха солнцу в заключающем серию полотне придан важный смысловой акцент. В итоге серию «Sancta» можно рассматривать как живописное произведение, во многом близкое идеям русской религиозной философии, в частности, софиологическому направлению Всеединства.

Характерно, что в стилистике полотен Рериха отражены традиции как русской иконописи, так и живописи Возрождения. Очевидно, Рерих не делил христианских светоносцев на православных и католиков; святые для него общечеловечны.

Более явно всесветность идеи света предстает в следующей за «Санктой», одной из самых значительных серий Рериха. «... Начинается серия "Знамена Востока"» , – записал в 1924 году в своем экспедиционном дневнике художник , который находился тогда в предгорьях Гималаев, в индийском княжестве Сикким. Через год, будучи в Кашмире, он сообщит: «Серия "Знамена Востока" сложилась. 1. "Будда Победитель" – перед источником жизни. 2. "Моисей Водитель" – на вершине, окруженной сиянием. 3. "Сергий Строитель" – самосильно работает. 4. "Дозор Гималаев" – в ледниках. 5. "Конфуций Справедливый" – путник в изгнании. 6. "Иенно Гуйо Дья" – друг путников (Япония). 7. "Миларепа Услышавший" – на восходе познавший голос дэв. 8. "Дордже Дерзнувший" стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. "Сараха - Благая Стрела", не медлящий в благих посылках. 10. "Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)", предание. 11. "Нагарджуна – Победитель Змия" видит знамение на озере владыки нагов. 12. "Ойрот – вестник Белого Бурхана", поверье Алтая. И те, что уже в Музее: 13. "Матерь Мира". 14. "Знаки Христа". 15. "Лао Цзе". 16. "Дзон Капа". 17. "Падма Самбгава". 18. "Чаша". 19. "Змий Древний"» .

Следование апокрифическим преданиям и традиционным иконографическим изводам позволило Рериху показать Учителей высшего знания в те значительные моменты их деяний, которые оставили неизгладимый след в народном сознании. Они спешат на помощь и сотрудничество, они сострадают и исцеляют, они неутомимо творят благо, жертвуя собой. Они принимают на себя многие земные трудности, чтобы помочь Великому Будущему. Они изгоняют тьму, они совместно мыслят, их осеняет мудрость. Этим художник подчеркивает великое значение человеческой мысли и сознания, или, говоря его словами, психической энергии, как величайших творящих факторов.

Объединительным фокусом, центральным полотном серии является картина «Матерь Мира». Великий женский образ Рерих рисует на фоне ночного неба. Над головой Матери Мира сияет яркая звезда, по бокам – два созвездия: Семи Старцев (Большая Медведица) и Трех Магов (Орион). В своей статье о Матери Мира художник поясняет: «Между ними неудержимо сейчас несется к Земле Звезда Утра – светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества» .

Интересно, что в одном из вариантов картины «Матерь Мира» Рерих уподобляет звезды маленьким антропоморфным фигурам, напоминающим скульптурки Учителей в традиционной для Востока позе. Каждая звезда – это свое солнце, а сравнение Учителя с солнцем общепринято, по крайней мере, в Индии. Все эти звезды-Учителя обращены в молении, предстоянии к великому и грандиозному по своим галактическим масштабам образу Матери Мира. В книге «Твердыня пламенная» Рерих пишет, что Матерь Мира создала «племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности, поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество, спешащих во Благо, несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати» . Надо полагать, что картины серии «Знамена Востока» как раз и посвящены этому племени Святых людей.

Вертикальный формат центральной картины «Матерь Мира» и восемнадцать полотен горизонтального формата одного размера, идейная спаянность образов – все это служит серьезным основанием для предположения, что серия «Знамена Востока» представляет собой не разрозненные произведения, а единый ансамбль, объединенный общим художественным замыслом. К сожалению, на сегодня неизвестно, как должен был выглядеть ансамбль согласно авторскому замыслу. Нумерация же картин в приведенных выше записях Рериха, по-видимому, отражала хронологический порядок, в соответствии с которым художник специально выделил в списке те работы, что были написаны ранее и отправлены в музей. Действительно, З.Г.Фосдик в своих дневниках сообщает, что в декабре 1924 года эта часть картин из серии «Знамена Востока» уже находилась в экспозиции в Нью-Йорке .

Надо полагать, что структура ансамбля была симметричной, то есть с обеих сторон от центрального полотна находилось по девять картин. Возможно, что с правой стороны на них изображено семь Учителей (по числу звездных фигурок), а слева - пять Учителей, оставивших о себе в разное время историческую память. Несомненно, каждая из картин должна была занимать в ансамбле свое определенное место. Поскольку на то никаких указаний не найдено, исследователь вынужден произвести собственную реконструкцию. Задача эта достаточно сложная и вряд ли в полной мере однозначная. Здесь приходится учитывать многие факторы, в том числе композиционное и динамическое тяготение к центру каждого полотна (как и звезд-Учителей), общую ритмическую организацию, а также гармонию цветовых масс. В результате нашей реконструкции порядок картин в ансамбле согласно рериховской нумерации получился следующий: 8 – 10 – 5 – 1 – 6 – 12 – 7 – 16 – 4 –13 – 18 – 2 – 3 – 9 – 17 – 14 – 15 – 11 – 19. (Следует отметить, что у нас нет полной уверенности в несомненной достоверности этого варианта реконструкции, поскольку анализировались не оригиналы, а репродукции, значительно отличающиеся по цвету в разных изданиях).

Герои «Знамен Востока» – это Учителя, которые прежде всего своей активной, творящей мыслью совершили переворот в сознании человечества. Рерих всегда утверждал, что мысль является одним из высших проявлений всеначальной энергии. Эта идея находит свое адекватное воплощение в художественном решении ансамбля, в его цвето-ритмической организации и композиционном построении. В предлагаемом варианте последовательности выявляется, что направленное от крайних полотен физическое движение героев все более тяготеет к статике; однако при этом нарастает внутренняя наполненность образов. Механическая энергия уступает место духовной насыщенности, о чем свидетельствуют медитативные позы подвижников, их жесты и лики, устремленные к Матери Мира. Не случайно в картинах и само расположение фигур: они как бы поднимаются от нижних дальних углов к противоположным верхним вблизи центрального образа. В соответствии с этим возрастает и динамическая напряженность композиции ансамбля: от череды плавных изгибов на концах до острых вертикалей в средней части.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в наклоне линий всех девятнадцати полотен просматривается общая огибающая. От картины к картине как бы пробегает волна с характерным периодом, равным семи. Так, главный максимум, описанный по вертикалям в центральных картинах 9 – 10 – 11, спадает к горизонталям в картинах 7 и 13. От них же направо и налево наблюдается новый подъем линий, который достигает своего апогея в картинах 4 и 16. Далее наклон сходит на нет в самых крайних картинах. Все три максимума выделены в ансамбле также заметным присутствием белого цвета. В центральной же семерке картин явно доминирует вибрирующий синий цвет. Таким образом, число 7 – семь звезд-Учителей около Матери Мира – нашло свое отражение и в графической структуре «Знамен Востока». В этом соответствии смыслового и формального начал в ансамбле Рерих следует как синкретизму древних, так и традициям ренессансных мастеров, а также художников христианского и буддийского иконописания.

Априори можно было полагать, что цвет в данной серии картин должен нести большую образную нагрузку. В самом деле, обращает на себя внимание тот факт, что каждое полотно выполнено в определенной тональности. Каков же в таком случае должен быть общий цветовой аккорд? Воссоздание ансамбля приводит к интересным выводам. Красочная палитра серии, как нам представляется, от крайних полотен с теплыми земными тонами имеет тенденцию к трансформации в золото солнечных лучей, а затем – к доминированию космического сияния в центральном полотне. В результате общая световая гамма картин следует естественному радужному спектру: от красного цвета – к желтому, затем к зеленому и далее к синему. От периферии к центру растет энергетика световых волн. В срединной семерке полотен доминирующий синий цвет, насыщаясь вибрациями духовных устремлений героев и неземных белых потоков, как бы обретает новое качество. В центральном же символическом произведении цвет, с его особой фактурной разработкой, воспринимается как явление космического порядка, как проявление пространственного огня. Красное пламя, словно бы вырывающееся из земных недр в крайнем левом полотне, и его хтоническое проявление в крайнем правом – это тоже огонь, только подземный. Собственно, белое огненное сияние, суммирующее в себе весь красочный спектр, объемлет светоносную материю всех остальных полотен и приобщает ее к своей стихии. Таким образом, обычное «кристаллизованное» состояние огня может быть охарактеризовано как Свет.

Как един огонь Матери Мира с огнем звезд-Учителей, так и качественно едина с центральным полотном природа огненного свечения, окружающего образы земных воплощений Учителей. Каждый из них, свершая подвиг преображения сознания людей, несет в себе огонь единый, неизменный для всей Вселенной. Так живописная материя пространственного огня призвана у Рериха выразить свет сияния их творящей мысли.

Идея цветового синтеза, реализованная фокусированием радужного сияния красок в белом свете центрального полотна, как бы непосредственно проистекает из идеи духовного единения носителей Света, их общего тяготения к великому женскому образу. Сверкая космическими лучами, Матерь Мира воплощает в себе Любовь. Огонь и любовь тождественны в художественном образе «Знамен Востока» – Знамен Света. Как жертвенна Любовь Матери, так жертвенна деятельность посланных ею на землю Учителей. Красный подземный огонь, следуя логике рериховской идеи, – это символическое олицетворение хаотического уровня сознания человечества, которое преобразуют Учителя Света, соединяя сознание человеческое с сознанием космическим.

Создав «Знамена Востока», Рерих тем самым продолжил художественным языком историю философских интерпретаций принципа Всеединства. Развивая популярное в русской общественной мысли его христианское прочтение, Рерих в своей серии осмысляет принцип Всеединства уже на космологическом уровне. Теперь не сообщество последователей Христа, которым отдал дань художник в серии «Sancta», а всемирное, можно сказать, космическое братство подвижников являются героями его монументального произведения. Физическим выразителем мирового Всеединства в этом случае выступает у Рериха не солнечный свет, а космический Огонь, сияющий в центральном полотне «Матери Мира», – то, что Рерих определял как Свет с большой буквы, как творящий огонь, который помимо физического света вмещает в себя еще и любовь, красоту, знание. По-видимому, суть красочного аккорда ансамбля заключается в этом символическом приближении физического света к вселенскому огненному Свету, так же как содержательный смысл серии – в осознании общечеловеческой, общемировой ценности духовной высоты носителей Света, их благой светоносной мысли.

Сегодня, когда «Знамена Востока» рассеяны по разным собраниям, можно только догадываться, какое впечатление производил этот ансамбль. Однако и собранные в определенном порядке девятнадцать репродукций картин уже дают некоторое представление о том, какой великой мощью и красотой обладал рериховский замысел. Возможно, автор планировал разместить его в полукруглом помещении, где вся столь протяженная последовательность полотен могла бы смотреться с одинакового расстояния. Вступивший в этот зал, несомненно, был бы зачарован притягательной силой света, льющегося с полотен, и значительностью воплощенных в них художественных идей.

Вероятно, ансамбль «Знамена Востока» был задуман как своеобразный величественный иконостас мирообъемлющего храма. Рерих создавал его в зрелом, пятидесятилетнем возрасте и воплотил в нем, пожалуй, самые значительные свои замыслы. Они были во многом созвучны идеям русской живописи и русской религиозной философии начала ХХ века, видевших духовный путь общества в нравственном очищении и соборном единении всего человечества. Об этом с поразительной эмоциональной приподнятостью писал князь Е.Н.Трубецкой, мечтавший о преодолении «ненавистной розни мира сего» , о преображении «вселенной во храм, в котором вся тварь объединяется так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. Троицы!» .

Литература

1. Рерих Н.К. Письма к Л.М. Антокольскому. СПб., 1993.
2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.
3. Цит. по: Гарэн Эудженио . Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986.
4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 тт. М.: Правда. 1990. Т. 1.
5. Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
6. Соловьев В.С. Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1988. Т. 2.
7. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М.: Мысль, 1974.
8. Цит по: Беликов П. , Князева В. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.
9. Рерих Н.К. Пути Благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
10. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
11. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922–1934). М.: Сфера, 1998.
12. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991.

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает людских сердцах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .

Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. . На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.


О ГОНЬ И СОЛНЦЕ Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. Это поистине мистико- философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Но слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.














К. Б АЛЬМОНТ: «Ж АР - ПТИЦА ». То, что люди называли по наивности любовью, То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью, Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу, Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу. Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю, Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю. То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда, Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда. День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская, Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая. И меня поймут лишь души, что похожи на меня, Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!


А.С. П УШКИН: «З ИМНЕЕ УТРО » (ОТРЫВОК). Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь?


М. Ц ВЕТАЕВА: «С ОЛНЦЕ ВЕЧЕРА ДОБРЕЕ » (ОТРЫВОК). Солнце Вечера - добрее Солнца в полдень. Изуверствует - не греет Солнце в полдень. Отрешеннее и кротче Солнце - к ночи. Умудренное, не хочет Бить нам в очи. Простотой своей - тревожа Королевской, Солнце Вечера – дороже Песнопевцу!

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого».

Еще хочется отметить картину В.Цыплакова «Мороз и солнце». Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А.С. Пушкина «Зимнее утро». Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э.Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной». Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным». Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Для чего нужна история? Ведь все те события, о которых она рассказывает, уже давно прошли, и, скорее всего, никогда больше не повторятся. Так почему же нужно читать про то, что нас не касается? Потому что история – это очень важная для человека наука. Она содержит в себе ответы на миллионы вопросов. История является основным хранилищем информации. Все даты, события и знания прошлых веков заботливо собраны и записаны учеными историками. Благодаря этому мы в любой момент можем узнать о том, что происходило на […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Давным-давно окончилась Великая Отечественная война. Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия. Но и сейчас среди нас живут те, кто помнит ту войну, это ветераны. Их осталось совсем мало. В то время, когда они были юными, чуть-чуть старше нас, они защищали Родину от жестокого врага в Советской армии. Мне интересны рассказы ветерана Леонида Ивановича Куликова о воинской службе и о Великой Отечественной войне. Теперь Леонид Иванович полковник в отставке, у него весь китель в наградах: […]