На свободную тему

Советско китайские отношения в 60 70 годы. Причины советско-китайского раскола. История советско-китайских отношений. Исконно китайские территории

Американцы, вспоминая Карибский кризис, называют его самым опасным моментом в холодной войне, когда мир стоял на грани катастрофы. Несмотря на некоторые напряженные моменты, Вашингтон и Москва сумели разрешить этот кризис, но только после гибели летчика американских ВВС майора Рудольфа Андерсона-младшего (Rudolph Anderson Jr).

Семь лет спустя, в марте 1969 года подразделение солдат из Народно-освободительной армии Китая (НОАК) напало на советскую погранзаставу на острове Даманский, убив десятки и ранив еще большее количество пограничников. Из-за этого инцидента Россия и Китай оказались на грани войны, которая могла привести к применению ядерного оружия. Но после продлившихся две недели столкновений конфликт утих.

Что если бы непродолжительный конфликт 1969 года между Китаем и Советским Союзом перерос в войну?

История

Инцидент на острове Даманский, где была устроена засада и произошли основные боевые действия, стал низшей точкой в советско-китайских отношениях. Еще за десять лет до этого Пекин и Москва стояли плечом к плечу как главный оплот коммунистического мира. Но борьба по вопросам идеологии, лидерства и ресурсов привела к резкому разрыву между союзниками, и это имело глобальные последствия. Раскол усилил территориальные споры, существовавшие еще с царских времен. Вдоль длинной, слабо обозначенной границы было множество серых зон, на обладание которыми претендовали как Китай, так и СССР.

Контекст

Американцам пора понять: Китай - это не СССР

Цюши 10.05.2012

Почему Китай не станет следующим СССР?

U.S. News & World Report 22.06.2014

Если Китай распадется, как СССР

Синьхуа 14.08.2013
После нескольких мелких инцидентов столкновения на Даманском усилили напряженность до максимума. Советы провели контрнаступление, но понесли серьезные потери, как и во время августовского инцидента в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Стороны укрепились во мнении, что китайское руководство готовилось к этим столкновениям и руководило ими. Зачем китайцам провоцировать своего гораздо более сильного соседа? И что, если бы Советы более агрессивно отреагировали на китайские провокации?

Сразу после этого конфликта СССР и Китай начали подготовку к войне. Красная Армия перебросила свои силы и средства на Дальний Восток, а НОАК провела полную мобилизацию. В 1969 году Советы имели огромное техническое превосходство над Китаем. Но Пекин создал самую большую армию в мире, и значительная ее часть была сосредоточена недалеко от советско-китайской границы. В отличие от нее, Красная Армия сконцентрировала основную часть своих сил и средств в Восточной Европе, где они могли готовиться к конфликту с НАТО. Следовательно, в момент столкновения китайцы вполне могли обладать превосходством в обычных силах вдоль большей части границы.

Однако китайское превосходство в живой силе отнюдь не означало, что НОАК сможет провести длительное вторжение на территорию СССР. У китайцев не было тылового обеспечения и авиации, чтобы захватить и удержать большие участки советской территории. Более того, протяженная советско-китайская граница давала Советам массу возможностей для ответных действий. Поскольку наступление НАТО было маловероятно, Советы могли перебросить из Европы на восток значительные силы и средства, чтобы атаковать Синьцзян и прочие приграничные территории.

Самым важным направлением возможного удара была Маньчжурия, где Красная Армия в конце Второй мировой войны провела сокрушительное и молниеносное наступление. Несмотря на большой численный перевес, у НОАК в 1969 году надежд остановить такое наступление было ничуть не больше, чем у Квантунской армии в 1945-м. А потеря Маньчжурии стала бы колоссальным ударом по экономической мощи Китая и по его политической легитимности. В любом случае советская авиация очень быстро вывела бы из строя китайские ВВС и подвергла мощным воздушным ударам города, центры связи и военные базы на территории Китая.

Захватив в 1945 году Маньчжурию, Советы разграбили японскую промышленность и ушли. Такой же сценарий они могли разыграть и в 1969 году, но лишь в том случае, если бы китайское руководство посмотрело в глаза реальности. Поскольку перегибы «культурной революции» остались в очень недалеком прошлом, а соперничающие фракции по-прежнему состязались в идеологическом радикализме, Москве было бы трудно найти конструктивного партнера для проведения мирных переговоров. Советское наступление в случае его развития было бы очень похоже на наступление японских войск в 1937 году, правда, без превосходства на море, каким обладал имперский флот Японии. В предвидении таких ударов НОАК могла уйти во внутренние районы, оставляя после себя выжженную землю.

Ядерное оружие?

Китай испытал свой первый ядерный заряд в 1964 году, что теоретически давало Пекину средства ядерного сдерживания. Однако системы доставки таких зарядов к цели оставляли желать лучшего. Ракеты на жидком топливе не внушали особого доверия по показателями надежности, на их подготовку требовалось несколько часов, а находиться на стартовой площадке они могли строго ограниченное время. Более того, в то время китайские ракеты обладали недостаточной дальностью пуска, чтобы нанести удар по ключевым советским объектам, находившимся в европейской части России. Китайская бомбардировочная авиация, представленная немногочисленными Ту-4 (советская копия американского В-29) и Н-6 (копия советского Ту-16), не имела больших шансов преодолеть современную систему ПВО Советского Союза.

Советы, со своей стороны, были близки к достижению ядерного паритета с США. У СССР был современный и передовой арсенал оперативно-тактического и стратегического ядерного оружия, способный с легкостью уничтожить китайские силы ядерного сдерживания, войсковые соединения и крупные города. Чутко прислушиваясь к мировому общественному мнению, советское руководство не решилось бы начать полномасштабное ядерное нападение на Китай (американская и китайская пропаганда в таком случае порезвилась бы вовсю). Но ограниченные удары по китайским ядерным объектам, а также удары тактическим оружием по развернутым порядкам китайских войск могли показаться вполне разумными и целесообразными. Многое зависело бы от того, как китайцы отреагируют на поражения на поле боя. Если бы китайское руководство решило действовать по принципу «пан или пропал», и применить свои ядерные силы, дабы упредить решительные и победоносные действия Советов, оно вполне могло получить упреждающий удар со стороны Советов. А поскольку Москва считала Китай абсолютно невменяемым, она вполне могла принять решение об уничтожении китайских ядерных сил до того, как они создадут ей проблемы.

Реакция США

Соединенные Штаты отреагировали на эти столкновения с осторожностью и опаской. Пограничный конфликт убедил Вашингтон в том, что советско-китайский раскол остается в силе. Однако официальные лица по-разному оценивали вероятность более масштабного конфликта и его последствия. Советы по различным официальным и неофициальным каналам пытались выяснить отношение США к Китаю. Предположительно, Соединенные Штаты в 1969 году отрицательно отнеслись к советскому зондированию в попытке предложить совместное нанесение ударов по китайским ядерным объектам. Но даже если бы Вашингтон не захотел сжечь Китай в ядерном пламени, он вряд ли пошел бы на какие-то серьезные действия для защиты Пекина от гнева Москвы.

За 10 лет до этого Дуайт Эйзенхауэр изложил самые большие препятствия в войне Советского Союза против Китая: что делать после победы. У Советов не было ни возможностей, ни желания править еще одной территорией размеров с континент, особенно когда там может возникнуть массовое сопротивление недовольного населения. А Соединенные Штаты, обхаживавшие «законное» правительство на Формозе (Тайвань), с радостью поддержали бы различные силы сопротивления советской оккупации. Если бы Пекин пережил войну, Соединенные Штаты вполне могли «спустить с поводка Чан Кайши» в попытке отнять у континентального Китая часть его территорий и поставить их под власть Запада.

Наиболее вероятным исходом такой войны мог стать кратковременный успех Китая, после чего СССР нанес бы по нему быстрый и сокрушительный ответный удар. Пекин в таком случае попал бы в еще более прочные объятия США, и возможно, именно по этой причине Советы решили не рисковать.

Роберт Фарли часто публикует статьи в The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.


После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней политике, в том числе и в отношениях с Китаем. Советский Союз с середины 50-х годов начал делать шаги по ослаблению «холодной войны». Было заявлено, что СССР будет твердо следовать принципам мирного сосуществования, что третью мировую войну можно предотвратить. В 1954 г. советская делегация во главе с Н. С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев встречался и вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур. Отношения с Китаем были еще тогда хорошими. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться.

Началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва.

С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществление «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более критически относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР.

КНР считала Тайвань частью китайской территории и стремилась присоединить остров. Гоминдановское правительство на Тайване считало себя центральным правительством Китайской Республики. США и все западные державы, за исключением Великобритании, не признавали правительства КНР и сохраняли с Тайванем дипломатические отношения. 2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Важно, что согласно договору обязательства США распространялись на собственно Тайвань.

Советский Союз в целом старался удерживать Китай в русле своей политики и не препятствовал китайско-американским контактам, что соответствовало линии СССР на ослабление напряженности в отношениях с США. В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров. В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому о. Тайвань в мирном использовании атома. Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции.

В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы, главным образом, освобождение находившихся в китайском плену (со времен войны в Корее) американских летчиков. Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23 августа 1958 г. Китай начал обстрелы островов, находившихся в Тайваньском проливе, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминдановских войск с воздуха.

Советский Союз не был осведомлен о китайской акции заранее, хотя в начале августа 1958 г. Н. С. Хрущев посещал Пекин с кратким визитом. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай. В разгар событий в Пекин с секретной миссией был направлен министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, который сообщил Мао Цзэдуну о том, что Москва не будет оказывать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами.

Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла из кризиса мнение о готовности Пекина рисковать ядерной войной и безопасностью СССР ради цели объединения с Тайванем, которая, с точки зрения СССР, не являлась жизненно важной. Китайское руководство считало, что Москва не намерена оказывать поддержку КНР в осуществлении того, что китайские коммунисты считали своей первоочередной национальной задачей.

Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октября 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа 1958 г. Н. С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения. В ответ Москва стала продумывать вопрос о целесообразности сотрудничества с КНР в области ядерной энергии.

Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. 29 августа 1959 г. китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские, проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам «третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев к американцам, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта. Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы создают препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались.

Ситуация обострилась 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин из Кемп-Дэвида, где состоялась его встреча с президентом США Д. Эйзенхауэром.

Советский лидер подозревал, что столкновение на китайско-индийской границе было организовано для того, чтобы помешать его попыткам примириться с США. Хрущева интересовал вопрос: «Зачем нужно убивать людей на границе с Индией?». Мао, в свою очередь, утверждал, что конфликт был начат Индией. Когда в спор вступил министр иностранных дел, бывший генерал Чен Йи, Хрущев вышел из себя. Чен Йи отметил, что его не пугает ярость советского лидера. Никита Сергеевич предупредил генерала, что ему «не следует плевать» - даже с высоты своего положения. Мао очень не нравилось то, что СССР свысока относится к Китаю. Он назвал это неприемлемым отношением. Кроме того, он обвинил Советский Союз в забвении коммунистических принципов. «Мы… можем назвать вас только приспособленцами», - сказал он Хрущеву1. Хрущев, которому всегда не хватало такта, начал встречу с изложения требования США о том, чтобы Китай отпустил шестерых американцев, осужденных за шпионаж. Мао это понравилось. Китай обвинил СССР в том, что он отказался помочь ему стать ядерной державой и продался «американскому империализму». СССР заявил, что Мао готов спровоцировать мировую войну.

Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.

Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая.

В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. это был исчерпывающий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство во все более категорической форме настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.

В середине 60-х годов в Китае началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роли армии во всех сферах жизни общества, к всеобщей милитаризации страны. Воинствующий антисоветизм, принятый тогдашним китайским руководством в качестве одного из стержней внутренней и внешней политики государства, крайне обострил советско-китайские отношения. Все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под лозунгом: «Советский Союз – наш смертельный враг». Китайские представители, действуя по указу Пекина, учинили антисоветские дебоши в Москве, Ханое, Париже, Багдаде, Алжире и многих других городах. Были совершены акты грубого насилия над экипажами задержанных советских кораблей.

Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Искусственно созданная пограничная проблема стала раздуваться под измышлениями об «агрессивности Советского Союза», «об угрозе с Севера», «о стремлении СССР захватить земли Китая».

Необходимо отметить, что вплоть до 1960 г. никаких споров между двумя соседними государствами по поводу границы не возникало. Советско-китайская граница образовалась исторически, она была определена целым рядом договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями обеих стран. Но с середины 60-х гг. провокационная деятельность китайской стороны на советской границе значительно активизировалась. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия.

Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.

Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придерживалось мнения, что никакой территориальной проблемы между двумя соседними странами нет, что советско-китайская граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр ее недопустим.

Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза.

Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в феврале 1967 г. министр иностранных дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США».

Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР.

2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури – в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы.

Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию.

Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.

После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН.

Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.

Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю.

В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л. И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе2. Китайская сторона ответила согласием. С октября 1982 г. возобновились, прерванные с 1980 г., советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.

В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг.

К моменту прихода к власти М. С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествовавшие десятилетия, начиная с 60-х гг. М. С. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая ее составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров.

В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР было зафиксировано согласие советской и китайской позиции в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия в Камбодже.

В это же время СССР объявил о сокращении численности советской армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а не китайской угрозы.

Эти мероприятия подготовили почву для визита М. С. Горбачева в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.




Отношения между СССР и китайскими коммунистами никогда не были ровными и гладкими. Даже в 40-е гг., когда военная мощь сил Мао Цзэдуна зависела от размеров помощи СССР, его сторонники не прекращали бороться с «коминтерновцами» - теми, кого считали проводниками влияния Москвы. Когда после капитуляции Японии КПК повела войну не на жизнь, а на смерть против Гоминьдана, Сталин не верил в её победу. Он пытался внушить руководству компартии мысль о «двух Китаях», т. е. о создании на его территории коммунистического и гоминьдановского государств, как это уже произошло в Германии, а потом в Корее и во Вьетнаме.

К тому же Сталин сильно сомневался в верности Мао идеям марксизма. Но победителей, как известно, не судят. После установления власти КПК над всем Китаем (1949 г.) сомнение это не то чтобы совсем исчезло, но ушло на второй план. Наступил период «вечной дружбы» между СССР и КНР.

14 февраля 1950 года Китай и СССР заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР. Настоящий договор посвящен образованию союза Китая и СССР. В то время дипломатия Китая склонялась в одну сторону – в сторону СССР. в то время заключение Китаем и СССР Договора о военно-политическом союзе, с одной стороны, сыграло ключевую роль в сфере безопасности и государственного строительства Нового Китая, с другой стороны, из-за слепого копирования модели развития СССР позже мы пережили немало трудностей в ходе государственного строительства. В 1950 году из-за большой разницы в государственной мощи СССР относился к Китаю как к младшему брату. В этой связи по сути Договор о дружественном союзе и взаимной помощи между КНР и СССР является неравноправным договором.

Фактически тесные отношения между СССР и Китайской Народной Республикой во главе с Мао Цзэдуном установились раньше - когда СССР оказывал помощь компартии Китая в борьбе за власть. Так что само подписание договора просто констатировало положение вещей и было приурочено к визиту Мао Цзэдуна в Москву.

Продлилась «вечная дружба» всего десяток лет. За это время Китай получил громадную экономическую помощь. Советский Союз предоставил ему выгодные кредиты, построил свыше 300 крупных заводов, полностью оснастил их; больше половины торговли КНР приходилось на СССР. В 1954 г. советская сторона передала КНР Порт-Артур и Дальний, возвращённые после победы над Японией, а также знаменитую Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД).

Однако после смерти Сталина и началом в 1956 году десталинизации в СССР отношения между странами сильно осложнились. Дело в том, что Мао стал примерять на себя одежды вождя мировой революции. Китайские лидеры сначала в узком кругу, а затем и в печати начали призывать СССР проводить жёсткую политику по отношению к Западу, не останавливаться перед угрозой вооружённого конфликта с ним и даже мировой войны.


Советские руководители не оставались в долгу, подчёркивая провал печально знаменитого «большого скачка» в социализм в Китае (в 1960-1961 гг., как писали западные газеты, от голода там умерло 6-7 млн. человек). Хотя обе стороны громко заявляли о незначительности расхождений между друзьями (китайцы выражались так: «Маленький спор и большое единство»), и в Советском Союзе, и в Китае многие понимали - прежней дружбе пришёл конец.

Речь Н. С. Хрущёва на закрытом заседании XX съезда КПСС (1956) была воспринята Мао Цзэдуном резко негативно. Также КНР отрицательно относится к новому внешнеполитическому курсу СССР - на выход из изоляции и установление деловых отношений со странами Запада, известный как курс на «мирное сосуществование двух систем». КНР обвиняет советское руководство в ревизионизме и уступках Западу.

В 1960 г. произошло событие, которое означало открытый разрыв. Никита Хрущёв, раздражённый усилением критики в его адрес со стороны китайцев, дал указание в три дня отозвать из Китая всех технических специалистов. Остановившиеся по этой причине китайские заводы и фабрики ознаменовали начало нового этапа в советско-китайских отношениях - 20-летия открытой вражды между коммунистическими государствами.

Во время Карибского кризиса (1962) КНР поддерживала идею вооружённой конфронтации СССР и США и была недовольна мирным разрешением кризиса.

В 1962 году СССР поддержал Индию в войне с КНР.

В 1963 году КНР и СССР обменялись письмами, в которых высказали свои идеологические позиции и таким образом формально признали наличие разногласий.

СССР и КНР превратились из лучших друзей в главных врагов. «Товарищеская критика» сменилась обвинениями друг друга во всех смертных грехах. Даже вмешательство США во вьетнамские дела не сблизило прежних союзников. Китай, помогавший оружием коммунистическому правительству Северного Вьетнама, не разрешал, однако, перевозить советскую военную технику через свою территорию. Когда в Китае началась «культурная революция» (1966-1976), антисоветские настроения, поддерживаемые Мао, достигли пика. Из посольства СССР, у которого не прекращались даже ночью угрожающие расправой демонстрации и митинги, уже эвакуировали детей и женщин. Какое-то время казалось, что дело дойдёт до разрыва отношений между странами.

Китай предъявил также свои претензии на часть территории СССР. Эти притязания, распространявшиеся на Дальний Восток и юг Сибири, были явно несерьёзны, но в одном китайцы были правы. Границу между государствами проводили в прошлом веке, когда Китай был слабым, зависимым от великих держав государством. Поэтому на многих участках она проводилась не по водной поверхности реки, как это принято в международных отношениях, а по китайскому берегу. Течение пограничной реки Уссури настолько бурное, что иногда она меняет русло, откалывая целые куски суши от китайской территории. Образовавшиеся острова считались уже советской территорией. Пока отношения между странами были дружескими, эти вопросы удавалось улаживать, но когда они испортились, пограничные проблемы стали поводом к многочисленным стычкам (только в 1967 г. их было около 2 тыс.).

Самым известным из конфликтов на советско-китайской границе стали события на острове Даманский (1969), которые стоили десятков жизней и в которые были вовлечены довольно значительные военные силы. Вражда достигла таких масштабов, что населению внушалась мысль о подготовке к возможной войне.

В Китае это выразилось в массовом строительстве бомбоубежищ, создании складов продовольствия, больших закупках вооружений на Западе; в СССР - в ускоренном строительстве оборонных сооружений на советско-китайской границе (прежние были взорваны по приказу Хрущёва в период «вечной дружбы»), формировании новых военных соединений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, резком увеличении оборонных расходов. Собственно, возведение знаменитого БАМа тоже было прямо связано с китайской угрозой.

Договор о дружбе тем не менее расторгнут не был, так как ни одна из сторон не придавала дипломатическому этикету серьёзного значения. В 1979 году КНР воевала с Вьетнамом, и СССР выступил на стороне Вьетнама, хотя имел договоры о дружбе и содействии с обеими странами

Только после смерти Мао Советский Союз и Китай смогли начать очень медленно продвигаться навстречу друг другу. Бессмысленное противоборство привело к тому, что в 80-е гг. политические, торговые, культурные связи странам приходилось начинать почти с нуля


Содержание :

Начало и развитие пограничной конфронтации между СССР-КНР в 1949-1969гг.

К моменту образования Китайской Народной Республики вопрос о линии прохождения границы между СССР и Китаем на официальном уровне не ставился. В соответствии с договором о дружбе союзе, взаимной помощи (1950г.) советско-китайская граница до начала ревизии двусторонних отношений была границей добрососедства, где между населением пограничных районов поддерживались активные связи, велась оживленная торговля, был налажен культурный обмен. Были заключены соглашения о сотрудничестве в целом ряде пограничных областей, среди которых "Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача, и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях" (1951г.), о лесоводстве, о совместной борьбе с лесными пожарами в пограничных районах и т.д. В рамках этих соглашений фактически охраняемая линия границы сомнению не подвергалась.
В начале 50-х гг. СССР передал КНР топографические карты с обозначением всей линии границы. С китайской стороны каких-либо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало. В годы, когда советско-китайские отношения находились на подъеме, а экономическое становление и безопасность Китая в немалой степени зависли от СССР, вопросы границы на официальном уровне не поднимались.
Но уже со второй половины 50-х гг. начали появляться трудности во взаимоотношениях СССР и КНР. В 1957г. под девизом маоистской кампании "пусть расцветает сто цветов, и соперничают сто школ" звучало недовольство политикой СССР в отношении Китая, в том числе в форме претензий на определенные участки, находившиеся под юрисдикцией СССР. Интересен тот факт, что в целом позиции кругов, мнение которых расходилось с официальной политикой КПК, подверглись существенной критике, но их видение территориально-пограничной проблемы затронуто не было.
Еще одним свидетельством наличия расхождений в пограничном вопросе стала, так называемая, "картографическая агрессия", проводившаяся уже в 50-х гг. В картах, учебниках и атласах в границы Китая входят территории, находящиеся под фактической юрисдикцией СССР и других стран. В "Атласе провинций КНР", который вышел в Пекине в 1953 г. как китайские территории были обозначены участок на Памире и несколько районов на восточном участке, в том числе два острова у Хабаровска.
В 1956-1959гг. учащаются случаи нарушения границы китайскими гражданами, но тогда эти вопросы решались успешно на уровне местных властей. Общий тон двусторонних отношений оставался благожелательным.
В середине 50-х гг. СССР предложил Китаю урегулировать пограничные вопросы. Однако в связи с событиями в Польше и Венгрии эта инициатива не получила развития.
До 1960 г. вопрос о границе на межгосударственном уровне больше не поднимался. Однако в момент, когда вопрос о советско-китайской границе вновь встал на повестку дня, отношения двух стран уже не носили столь гладкий характер. В конце 50-х, начале 60-х гг. возникает целый ряд предпосылок для ухудшения отношений СССР и Китая.
Односторонние военно-политические акции Китая, совершенные без консультаций с СССР, ставили Советский Союз как союзника КНР в весьма сложное положение. К таким действиям в первую очередь можно отнести провокацию в отношении Индии (1959г) и инцидент в тайваньском проливе (1958). В этот же период усиливается стремление Китая обрести лидирующее место в международном коммунистическом и рабочем движении, а также избавиться от опеки КПСС.
К тому же, начиная с ХХ съезда КПСС (1956) между двумя странами стали нарастать и идеологические расхождения. Позднее, на их основе КПК обвинила КПСС в ревизионизме и реставрации капиталистических отношений. Негативно китайским руководством было воспринято осуждение культа личности Сталина. Личная неприязнь между Хрущевым Н.С. и Мао Цзэдуном тоже сыграла свою роль в ухудшении двусторонних отношений.
Некоторыми зарубежными авторами отмечается недовольство китайского руководства советским влиянием в Манчжурии и особенно в Синьцзяне.
Напомним, что одним из первых результатов разгорающегося конфликта между КПСС и КПК стал неожиданный отзыв советских специалистов из Китая в 1960 г. Почти одновременно произошел первый эпизод на границе, который показал наличие разногласий между СССР и Китаем в вопросе о линии прохождения границы и принадлежности тех или иных участков. Речь идет об инциденте 1960 г., когда китайские скотоводы производили выпас скота на территории находящейся под советской юрисдикцией, в районе перевала Буз-Айгыр в Киргизии. Когда прибыли советские пограничники пастухи заявили, что находятся на территории Китайской Народной Республики. Позже выяснилось, что они действовали по директиве властей своей провинции.
По этому поводу министерства иностранных дел Китая и СССР направили друг другу несколько нот и сделали устные заявления, в которых впервые со времени образования КНР на официальном, дипломатическом уровне обнаружилось различное понимание линии прохождения границы с Советским Союзом. Стороны так и не пришли к согласию, но в 1960 г. на пресс конференции в Катманду Чжоу Эньлай на вопрос о наличии не установленных участков на советско-китайской границе ответил следующее: "На картах есть незначительные расхождения… мирно решить очень легко".
Тем не менее, с осени 1960 г. начались систематические выходы китайских граждан на острова на пограничных реках Дальнего Востока, находящиеся под советским контролем, с целью ведения хозяйственной деятельности (покос травы, сбор хвороста). Советским пограничникам они заявляли, что находятся на китайской территории. Изменилась реакция советских пограничников на инциденты. Если ранее они игнорировали промыслы китайских крестьян на ряде территорий, находящихся под советской юрисдикцией, то, начиная с 1960 г. старались пресекать нарушения. Следует отметить, что в ходе демаркации границы в 80-90-е гг. большинство этих островов, в том числе о. Даманский, на законных основаниях перешли к КНР.
В сложившейся обстановке Президиум ЦК КПСС принял решение о создании межведомственной комиссии из специалистов МИД, КГБ и Министерства Обороны, в задачу которой входило подбор и изучение договорных актов по границе с КНР. Комиссия выявила 13 участков, где на картах сторон имелись расхождения и 12, где не было проведено распределение островов.
Сама пограничная линия не имела четкого обозначения на местности, т.к. из 141 погран знака в первоначальном виде сохранилось 40, в разрушенном состоянии находились 77, 24 отсутствовали вообще. Также отмечалось, что описание границы в договорных актах часто носит общий характер, а многие договорные карты составлены в мелком масштабе на примитивном уровне. В целом, по заключению комиссии отмечалось, что вся пограничная линия с КНР, кроме участка на Памире южнее перевала Уз-Бель, определена договорами. В случае проведения пограничных переговоров комиссия предлагала проводить границу не по берегам рек, а по линии середины главного фарватера на судоходных реках и по линии середины реки на несудоходных реках, а не как она была обозначена красной линией на карте, приложенной к Пекинскому договору, по которой граница шла по китайскому берегу. Узнать судьбу поможет гадание на картах Таро, доступное онлайн на сайте gadanieonlinetaro.ru.
Систематические нарушения китайскими гражданами охраняемой линии границы в 1960-х годах и демонстративное ведение хозяйственной деятельности, вероятно, имели целью закрепить на практике, так называемое, "существующее положение". Причем статистика нарушений показывала, что с 1960 по 1964 годы их количество быстро росло, а во второй половине 60-х инциденты стали носить более острый характер.
Таким образом, в 1960 г. количество нарушений было около 100, в 1962 уже около 5 тыс. В 1963 более 100 тыс. китайских гражданских и военных приняли участие в незаконном пересечении советско-китайской границе.
В условиях ухудшения обстановки на советско-китайской границе не прекращался обмен нотами и устными заявлениями, в которых стороны постоянно обвиняли друг друга. Советская сторона выражала свое недовольство по поводу нарушения китайскими гражданами границы, в китайских документах, как правило, говорилось, что советские пограничники не допускают ведения хозяйственной деятельности, там, где она велась ранее или заявляли о принадлежности того или иного участка к территории к КНР. Несмотря, на рост количества инцидентов на границы, до широкой огласки дело не доводилось. Отношения Советского Союза и Китая пока что, тоже не перешли от полемики к открытой конфронтации. Об этом говорят обзоры китайской и советской центральной прессы за 1962-1963 гг.
В 1963 г. стороны условились провести консультации по уточнению пограничной линии. Они начались 25 февраля 1964г. Переговоры проводились на уровне заместителей министров иностранных дел. Во главе советской делегации стоял генерал-полковником Зырянов П.И., командующий погранвойсками страны. Китайскую делегацию возглавлял и.о. заведующего отделом МИД КНР Цзэн Юнцюань. Переговоры продолжались до 22 августа того же года. В ходе встречи выявились различные подходы сторон к проблеме пограничного урегулирования.
Китайская позиция на переговорах сводилась к трем пунктам, на которых неизменно настаивала китайская сторона:

  • Основой для переговоров должны служить только договоры.
  • На переговорах должна быть рассмотрена вся граница, а не только ее отдельные участки.
  • В результате переговоров должен быть заключен новый договор со ссылкой на существующие договоры, которые следует квалифицировать как неравноправные.
Против первого пункта советская сторона принципиальных возражений не имела. Более того, на фоне китайских заявлений о наличии большого реестра это положение имело определенную ценность. В подтверждение этого приведем слова главы советской делегации Зырянова П.И.: "…мы говорим, что нынешняя граница сложилась исторически и закреплена самой жизнью, а договоры о границе являются основой – и это, по существу, признается и китайской стороной – для определения прохождения советско-китайской пограничной линии".
Необходимо отметить, что в данной формулировке имелся определенный подтекст. Дело в том, что, несмотря, на результаты работы межведомственной комиссии, говоривших о возможности передачи КНР отдельных участков, оставались весьма обширные участки (Памир), не включенные в договоры, но освоенные Советским Союзом и находившиеся под юрисдикцией СССР продолжительное время. Переход, этих участков к КНР был бы весьма чувствительным для Советского Союза в политическом плане и мог получить нежелательный местный резонанс. Поэтому в словах Зырянова П.И. упор делался на то, что "граница сложилась исторически и закреплена самой жизнью".

Советские пограничники готовятся к вытеснению китайских нарушителей. Январь 1969г.

Китайцы довольно остро отреагировали на тактику подобного рода. Ими выражалось недоумение по поводу того, как определялась историческая линия границы: "Что вы подразумеваете под исторически сложившейся пограничной линией? Имеете ли вы в виду линию сложившуюся в ХУ11 или ХУ111 веке, или же линию сложившуюся за минуту до вашего выступления?". Глава китайской делегации Цзэн Юнцюань так прокомментировал ее: "На тех участках, где вы не перешли определенной договорами пограничной линии, вы, видимо, не будете возражать против того, чтобы действовать в соответствии с договорами, а на тех участках, где вы перешли определенную договорами пограничную линию, вы будете настаивать на том, чтобы вопрос разрешался в соответствии с "фактически охраняемой линией". По его же словам "фактически охраняемая, исторически сложившаяся линия границы" появилась, когда на границе Китая и СССР было не многим более 200 пограничников КНР и советская сторона посылала войска куда заблагорассудится.
При этом китайская сторона делала акцент на том, что, отказываясь от "большого реестра" должна вернуть обратно, то, что было "захвачено" Россией и Советским Союзом сверх него. Звучало это следующим образом: "Вы должны знать, что мы не требуем от вас отказаться от 1540 тыс. кв. км китайской территории, отторгнутой царской Россией. Мы проявили максимум великодушия и доброй воли. Помимо этой отторгнутой от Китая территории, вам никак не удастся больше захватить ни пяди китайской территории".
Китайская сторона, к тому же, настаивала на признании русско-китайских договоров, определявших границу неравноправными. Указывалось, что эти договора были заключены в период слабости Китая и по их итогам было отвергнуто более 1500 тыс. кв. км. китайской территории в пользу России, в том числе 1 млн. кв. км. в Приморье и Приамурье и 0,5 млн. кв. км. в Средней Азии. Так, по Айгуньскому договору к России перешло 600 тыс. кв. км., по Пекинскому 400 тыс. кв. км., по Чугучакскому более 440 тыс. кв. км., по Петербургскому более 70 тыс. кв. км. Китайская сторона также настаивала на том, что в 1920-е гг. Советская Россия отказалась от всех неравноправных договоров, а поскольку договора о границе с Россией рассматривались в КНР именно как неравноправные, то китайская делегация не раз заявляла, что вправе признать их ничтожность.
При этом оговаривалось, что признание договоров неравноправными не приведет к новым территориальным притязаниям. Однако советские эксперты увидели в таком предложении ловушку. Китайцами не раз подчеркивалось, что хотя договоры и носят неравноправный характер, но, учитывая характер отношений между социалистическими государствами, Китай не станет требовать возврата этих земель, а лишь добивается признания "неравноправности" русско-китайских договоров. Проблема заключалось в том, что Китай мог в будущем объявить Советский Союз несоциалистическим государством, что через некоторое время и произошло, и поэтому признать договоры ничтожными и, таким образом, поднять вопрос о принадлежности 1500 тыс. кв. км.
По вопросу о "неравноправности" русско-китайских договоров, обе делегации неоднократно втягивались в неоправданную полемику, что отнимало много времени и не приносило практических результатов. Закономерно, что в итоге советская сторона отвергла этот пункт.
Тем не менее, базой для переговоров китайцы готовы были признать русско-китайские договоры Х1Х века. Но при этом они утверждали, что Советский Союз не соблюдает и эти договора и "вгрызается" в китайскую территорию.
Китайская сторона настаивала на том, чтобы Советский Союз признал спорные районы, и требовала по их обозначении вывести оттуда войска, в том числе и пограничные. Общая площадь "спорных районов" составляла примерно 40 тыс. кв. км., в т.ч. 28 тыс. кв. км. на Памире. Суммарная длинна «спорных» участков пограничной линии превышала половину длины границы СССР и КНР и в основном проходила по рекам Амур и Уссури. Представители СССР утверждали, что речь может идти лишь об уточнении линии прохождения границы (демаркации) на некоторых участках и не признавали наличия "спорных районов".
В ходе переговоров была возможность достигнуть определенного компромисса по восточному участку границы, протяженностью в 4200 км., но за исключением вопроса двух островов (Большой Уссурийский и Тарабаров). В апреле 1964 г. стороны обменялись топографическими картами с обозначением своего понимания линии границы и создали рабочую группу, после чего приступили непосредственно к рассмотрению линии границы. В результате изучения китайских карт и сопоставления их с советскими было установлено, что в нанесении линии границы на этих картах имеются расхождения на 22 участках, из которых 17 расположены на западной части советско-китайской границы (ныне среднеазиатские республики бывшего СССР) и 5 участков - на восточной части границы. Эти участки примерно совпадали с участками, которые указывала в своей записке межведомственная комиссия 1960 г. На китайских картах были обозначены еще 3 участка, которые в материалах комиссии не фигурировали, в том числе довольно большой участок в районе перевала Бедель (Киргизия), а также острова у Хабаровска. Наибольшие расхождения были выявлены по Памирскому участку.
По итогам рассмотрения карт в Москве был сделан вывод о возможности проведения переговоров не по отдельным участкам, как это предполагалось ранее, а по всей границе, как настаивала китайская делегация. Такой подход стал возможен, поскольку на большей части протяжения пограничной линии жизненно важных расхождений граница не имела. По наиболее протяженной линии, требовавшей уточнения – речная граница на Дальнем Востоке, у сторон было одинаковое понимание того, что граница должна была проходить по главному фарватеру. В связи с этим делегации было дано дополнительное указание подтвердить линию прохождения границы на участках, где стороны понимают ее одинаково. В рамках такого подхода стороны смогли придти к взаимопониманию по всему восточному участку границы, за исключением вопроса о протоке Казакевичева.
Когда советской делегацией было предложено зафиксировать результаты уточнения границы на восточном участке, оставляя на потом решение вопроса о протоке Казакевичева, китайская сторона была согласна на такой вариант. Однако в данном вопросе принципиальность проявило советское руководство. Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, настаивал на позиции "либо все, либо ничего".
Не способствовало достижению согласия и заявление Мао, прозвучавшее во время переговоров в открытой печати о территориальном реестре в 1,5 млн. кв. км.
В результате консультаций никаких договоренностей достигнуто не было. После их окончания, которые так и не продолжились, пограничные инциденты возобновились. С октября 1964г. по март 1965г. советско-китайская граница нарушалась 36 раз с участием 150 китайских гражданских лиц и военнослужащих, а за 15 дней апреля 1965г. граница нарушалась 12 раз с участием более 500 китайских гражданских и военнослужащих. Число нарушений советско-китайской границы в 1967г. отмечалось примерно 2 тыс. раз. В разгар культурной революции 1966-1969 китайские пограничники и отряды хунвэйбинов таранили советские сторожевые суда, пытались захватить патрули, устраивали драки с советскими пограничниками.
По некоторым китайским данным, с 15 октября 1964 г. по 15 марта 1969 г. количество пограничных конфликтов составило 4189 случаев. При этом, нарушения границы с китайской стороны носили, как правило, провокационный и хорошо организованный характер. Китайские лидеры открыто заявляли о возможности начала военных действий. В китайской прессе продолжалась критика советского руководства. Нападкам подвергалась вся внутренняя и внешняя политика Советского Союза, которая определялась как политика ревизионизма, гегемонизма и социал-империализма, ставилась в один ряд с американским империализмом. Любые действия СССР на международной арене, освещенные в китайской прессе, подвергался серии жестких нападок, и рассматривались как враждебные КНР.
Напряженность усиливалась еще и потому, что ряд островов на реке Уссури, находившихся на китайской стороне главного фарватера были под фактическим контролем советских пограничных войск, а китайская сторона, утверждая их принадлежность к КНР, обозначала на них свое присутствие демонстративным ведением хозяйственной деятельности и присутствием там своих пограничных патрулей. Советская сторона довольно часто мотивировала свое присутствие на китайской стороне фарватера наличием "красной линии" на карте Пекинского договоров о границе 1860 г., где она обозначала линию прохождения границы и на речных участках и шла по китайскому берегу. К тому же, пока не было достигнуто официальной договоренности и не была произведена делимитация, СССР продолжал распространять свою юрисдикцию на "исторически сложившуюся и фактически охраняемую" линию границы
Вообще, с началом культурной революции отношения двух государств приобрели характер, редко встречавшийся до этого в практике международных отношений. Провокации против СССР случались не только на границе. Имели место незаконные задержания советских судов гражданских судов "Свирск" и "Комсомолец Украины", провокации китайских граждан на Красной площади и у американского посольства в Москве, а также у советского посольства в Пекине.
В сравнении с 50-ми годами двумя существенными особенностями обстановки на границе в 60-х гг. стали, во-первых, военное строительство, во-вторых, непрекращающиеся инциденты.
Пиком конфронтации стал 1969г. Начиная со 2 марта на реке Уссури на острове Даманский (Чжэньбаодао) происходили столкновения между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. До этого столкновения советских и китайских пограничников также имели место, однако, они редко переходили пределы рукопашного боя и не приводили к человеческим жертвам. Но в ходе боёв 2 марта 31 советский пограничник погиб, а 14 человек получили ранения. С китайской стороны в данной акции приняло участие приблизительно 300 человек. Имело место применение артиллерии и минометов, а также крупнокалиберных пулеметов и противотанковых орудий. Китайские вооруженные силы также понесли большие потери. Боевые действия продолжились 14-15 марта. Только после применения советской стороной систем залпового огня "Град", которые накрыли китайскую территорию на 20 кв. км. в глубину и нанесли серьезные потери китайским вооруженным силам столкновения на о. Даманском прекратились. На ноты протеста и Заявление советского правительства руководство КНР отвечало в обычном стиле, что СССР должен признать неравноправный характер договоров, определяющих границу между СССР и КНР и, называли СССР агрессором "посягнувшим" на китайскую территорию. Участники боев с китайской стороны на родине рассматривались как герои.
Следует отметить, что формально китайская сторона имела веские основания претендовать на о. Даманский (Чжэньбаодао) и ряд других островов, т.к. они находились по китайскую сторону главного фарватера, который, согласно нормам международного права, принимается за линию границы на пограничных реках. Однако китайской стороне было известно, что этот и другие острова много лет находятся под юрисдикцией СССР. Известно китайской стороне было и то, что Советский Союз, в принципе, не возражает против передачи этих островов Китаю. Как показали дальнейшие переговоры, вопрос о принадлежности островов был решаем, а в условиях противостояния действия КНР в отношение этих островов были направлены на обострение ситуации и могут рассматриваться как провокационные, что свидетельствует о том, что инициатором кровопролития явилась китайская сторона.
Относительно событий на о. Даманский существует версия, что они были намеренно спровоцированы китайскими вооруженными силами по предписанию Линь Бяо, для того чтобы укрепить его позиции на 1Х съезде и повысить роль НОАК в китайской политике.
29 марта советское правительство сделало заявление, выдержанное в жестком тоне, в котором предлагало возобновить переговоры, начатые в 1964 г. В данном документе руководству КНР предлагалось воздерживаться от действий на границе, могущих вызвать осложнения, решать возникшие разногласия в спокойной обстановке. В заключение отмечалось, что "попытки поговорить с Советским Союзом, с советским народом языком оружия, встретят твердый отпор". На IХ съезде КПК в своем выступлении маршал Линь Бяо говорил, что предложения советского правительства от 29 марта будут рассмотрены и на них будет дан ответ. Вместе с тем, говорилось, что "Наша партия и правительство (КПК) всегда выступали и выступают за разрешение этих вопросов через дипломатические каналы путем переговоров, с тем, чтобы разрешить их на справедливых и рациональных началах". 11 апреля МИД СССР вновь направил МИД КНР ноту, в которой было предложено возобновить консультации между полномочными представителями правительств КНР и СССР "в … самое ближайшее время". Ответ был получен в мае 1969 г. В нем вновь содержались утверждения о том, что о. Даманский (Чжэньбао дао) является китайской территорией, а инциденты на Уссури были преднамеренно спровоцированы советской стороной. При этом подтверждалось, что КНР выступает против применения военной силы, а о месте и дате переговоров предлагалось договориться по средствам дипломатических каналов. Эти советские и китайские заявления свидетельствовали, что обе стороны пытались выставить себя в роли жертв агрессии и снять с себя ответственность за кровопролитие.
При формальной готовности возобновить переговорный процесс и снизить уровень напряженности, инциденты на границы не прекращались до конца лета 1969 г., а выступления на партийных заседаниях и в прессе обеих стран звучали все жестче. За июль и первую половину августа произошло более 488 случаев нарушения границы и вооруженных инцидентов с участием 2,5 тыс. китайских граждан. 8 июля китайские пограничники атаковали советских речников на о. Гольдинский. 13 августа в Казахской ССР в Семипалатинской области в районе озера Жаланашколь произошел крупнейший после мартовских событий вооруженный инцидент с жертвами с обеих сторон. Только после этого сторонам удалось договориться о встрече на достаточно высоком уровне.
11 сентября 1969 г. КНР посетил глава советского правительства Косыгин А.Н., встретившись с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Результатом "встречи в аэропорту" стала договоренность о дальнейшем ведении переговоров о границе, начиная с 19 октября 1969г., а также об осуществлении ряда мер с целью нормализации обстановки на границе. В ходе беседы, продолжавшейся 3,5 часа, были также обсуждены вопросы об обмене послами (вместо временных поверенных в делах), об активизации торговых отношений и о нормализации межгосударственных отношений.
Главы правительств также пришли к согласию, что во время переговоров следует исключить всякую угрозу применения силы.
В результате советским пограничникам было дано указание охранять границы на реках до середины фарватера. Им также вменялось поддерживать нормальные отношения с пограничными войсками и властями КНР; рассматривать все пограничные вопросы путем консультаций в духе доброжелательности и учитывая взаимные интересы населения пограничных районов обеих стран в области хозяйственной деятельности.
Несмотря на то, что обстановка на границе стабилизировалась, существенного прогресса в отношениях между двумя государствами достигнуто не было, а вопросы пограничного урегулирования так и остались открытыми.

После смерти Сталина видные советские политические деятели начали развенчивать культ личности умершего вождя. Помимо этого, назревало потепление отношений между СССР и капиталистический странами Запада. Это вызвало недовольство у Мао Цзэдуна и стало причиной ухудшения советско-китайских отношений.

Отношения между СССР и КНР

В период сталинской эпохи, отношения между Китайской Народной Республикой и Советским Союзом были наиболее дружественные. Революционно настроенный СССР помогал Китаю стать независимым и социалистическим. Инструкторы Союза учили китайских военных вести боевые и партизанские действия. В КНР поставляли оружие, боеприпасы и другое снаряжение.

Это были самые большие страны "победившего социализма". Политика двух лидеров была схожа, как и их взгляды на власть. Иосиф Сталин в качестве политического рычага использовал репрессии и убийства. Период его управления считается самым кровавым в русской истории: массовые чистки, проводимые чекистами из НКВД, отсутствие неподконтрольной Сталину оппозиции. Это было страшное время, когда нельзя было собираться вместе больше трех человек и иметь свою политическую позицию.

Мао Цзэдун отличался коварством, все вопросы решал кровью и убийствами. В его стране также отсутствовала хоть сколько-нибудь существенная оппозиция. Линия партии гнулась несмотря на здравый смысл, что приводило к колоссальным экономическим потерям и голоду. Замену сталинским репрессиями Мао нашел, оно имело название "Культурная революция".

Коммунистическое братство

Были крайне возмущены дружественными отношениями двух стран. Перспектива войны с многомиллионным Китаем и СССР вырисовывалась отчетливо. Западные СМИ иронично называли союз стран "красно-желтой угрозой". На самом же деле китайские военные ничего серьезного собой не представляли. Сам Мао в случае войны предлагал советам отступить до Центральной Азии, где в войну бы ввязались китайцы.

Начало 1950-х годов было пиком отношений между двумя странами. Взаимная интеграция и доверие, единые политические взгляды - вот основа дружбы двух народов. Однако в перспективе будущих отношений все было не так гладко.

Языки, как и культура двух стран, различались. Что в русском значило одно, в переводе на китайском обозначало совсем другое. Так случилось со словосочетанием "братские отношения". Для русского человека это синоним равенства между людьми. Однако в китайском понимании словосочетания речь идет о двух братьях: старшем (СССР) и младшем (Китай).

Советские политики активно вмешивались в программу развития КНР. Союз хотел вести Китай по своему курсу социалистического развития, что вызывало справедливое негодование у Мао и его партийных собратьев.

Визит Мао Цзэдуна в Москву

Китайский лидер прилетел в столицу СССР в декабре 1949 года и находился там до февраля 1950. В Москве Мао хотел добиться подписания выгодных экономических и политических соглашений. В торжественной обстановке Мао был встречен советскими дипломатами. Все в СССР радовались приезду вождя дружественной страны, жители Москвы рьяно приветствовали его кортеж.

Несмотря на теплый прием в городе, в Кремле его встретили достаточно сухо. Долгое время Мао ждал встречи с советским лидером и к нему не подпускали других руководителей партии. Не привыкший к долгому ожиданию Мао решает улететь обратно, но не делает этого.

Встреча все же произошла, однако отличалась сухостью. Громыко отмечал, что у лидеров двух стран не получилось установить теплые отношения. Несмотря на это, нужные Мао документы были подписаны.

Секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев на XX съезде партии выступил с речью, призванной развенчать культ личности Сталина. На съезде партии было решено улучшить отношения с капиталистическими странами. Это вызвало бурное негодование Мао Цзэдуна, поскольку это напрямую противоречило идеологии коммунизма, что и стало одной из причин советско-китайского конфликта.

Но это только политическая подоплека, были и другие, не менее весомые причины. Китай хотел видеть себя могущественным игроком на арене мировой политики. Требовал к себе почитания от СССР и возвращение ранее утраченных территорий.

Мао желал укрепить свой авторитет в партии. Начиная советско-китайский конфликт, годы которого пришлись на конец 1950-х, Китай хотел показать мировому коммунистическому сообществу, что он не хуже СССР и у них есть свои уникальные идеи. Историки выделяют четыре основных пункта, ставшими причинами советско-китайского конфликта:

  1. Желание Китая вернуть свои территории и получить Монголию.
  2. Равноправие между Китаем и СССР.
  3. Решение атомного вопроса.
  4. Противоречия по многим вопросам.

Отношение Хрущева и Цзэдуна

Китайский лидер не питал симпатии к Никите Сергеевичу. И на это он имел свои субъективные причины, зачастую довольно абсурдные. Когда в роли руководителя выступал Сталин, Мао сносно относился к роли младшего брата. Однако с такое положение дел Цзэдуна не устраивало. Он считал, раз Никита Сергеевич его младше, значит менее опытный и не может быть его старшим братом.

Критика Сталина представляла угрозу культу личности самого Мао. Китайские пропагандисты на славу постарались, сделав из него местное божество. Даже в гимне звучали строчки:

Алеет восток, солнце встает, в Китае родился Мао Цзэдун...

Сам Мао оценивал деятельность Сталина больше положительно, чем отрицательно. Специфический характер Никиты Сергеевича препятствовал построению дружественных отношений. Хрущев в своих действиях был поспешен, излишне прямолинеен, что разнится с представлением жителей Востока о хорошем человеке. В одном выступлении Хрущев позволил себе оскорбить лично Мао Цзэдуна, что также вело к советско-китайскому расколу.

Противоречия между СССР и КНР

Союз выступал за мирное регулирование вопросов между странами, никто не хотел войны, хотя все к этому готовились. Москва стремилась к ликвидации возможности ядерной войны. Пекин же, наоборот, желал революционной победы. Мао считал, что половина всего человечества небольшая жертва ради общего блага. Их смерть не критична, ведь остается другая половина - идеальных коммунистов.

В своих воспоминаниях Никита Сергеевич вспоминает, как он предложил единовременно распустить НАТО и Варшавский Договор. Мао идею категорически отверг и предложил в случае чего отступать до Уральских гор. Хрущев прекрасно понимал, китайский лидер ничего не смыслит в военном деле, а все его заявления называл "детским лепетом".

Цзэдун никак не мог просить нейтральность СССР по отношению к китайско-индийскому конфликту, проходящему с 1959 до 1962 года. Все три года советские лидеры пытались убедить Пекин не проявлять спешку, чтобы оставить Индию на позиции неприсоединения. Такая просьба не понравилась Мао, и он обвинил Москву в попытке спровоцировать военный конфликт.

Миллион китайцев в Сибири

Недолго думая, Никита Сергеевич Хрущев внес предложение разместить в Сибири около одного миллиона рабочих. Такая просьба закономерно возмутила Цзэдуна, он посчитал это оскорблением миллионов китайских граждан. К моменту соглашения отправки рабочих Хрущев решает все отменить. Советский лидер испугался, что при таком расположении дел китайцы захватят Сибирь без объявления войны.

Ухудшение межгосударственных отношений

С наступлением 60-х годов политические и идеологические споры между Китаем и СССР не утихали. Газеты Пекина опубликовали статью, в которой разоблачался внешнеполитический курс Союза и критиковался КПСС.

В ответ на это Москва отозвала политических советников и специалистов узкого профиля, что стало неприятной неожиданностью для руководства КПК. Всесторонняя помощь от Союза почти полностью прекратилась. Как только пыл Хрущева угас, советская сторона решила вернуть специалистов в Китай. Однако китайцы наотрез отказались принимать их обратно.

Первые провокации

С начала 1960 года китайские власти начали провоцировать советских пограничников на конфликт. Обычные граждане неоднократно нарушали целостность границ, одиночные военные пересекали границу. Были случаи и массового перехода границы отдельными группами военных. В общем, Пекин прилагал все усилия для провокации советских пограничников и возникновения советско-китайского раскола.

Стоит отметить, нашим защитникам границ хватало ума и выдержки не открывать огонь по нарушителям. Пиком наглости китайцев стал 1962 год, официально зарегистрировано более 5 тысяч различного рода нарушения границы. И это только задекларированные данные, а сколько раз советским пограничникам было лень документировать провокации, никто не знает.

Восемь под управлением 200 китайцев и прикрытием военных пахали советскую землю. Такой инцедент, наверное, сильно рассмешил пограничников, несмотря на это, они выставили заслон. Китайские военные силы вместе с тракторами пытались прорваться сквозь него с криками, руганью и матам.

Московский инцидент

Неоднократно граждане Китая провоцировали советских на драки и ругань. Около китайского посольства развернулся целый митинг с критикой внешней политики Советского Союза.

Настоящее оскорбление китайские провокаторы нанесли по мавзолею В. И. Ленина. В святом для всех советских коммунистов месте китайцы устроили давку. Применяя физическую силу, они оттесняли от входа в мавзолей других посетителей. При этом они громко ругались и скандировали антисоветские лозунги.

Но не добились они нужного эффекта, до рукоприкладства со стороны граждан Союза они не дошли. В дело вмешалась охрана правопорядка, и китайцев быстро увели "под руки".

Если на улицах Москвы китайским провокаторам не дали развернуться, то на своей родине они постарались с присущим им трудолюбием. Днем и ночью вокруг советского посольства проводили митинги и сборища. Митингующие выкрикивали лозунги, направленные Они угрожали расправиться с целостностью страны победившего социализма и свергнуть действующий режим. В дополнение к сказанному, китайцы хотели разобраться с политическими деятелями СССР. Их портреты сжигались с дикими воплями, а на посольскую территорию забрасывали горящий мусор.

Дошло до того, что участники антисоветских митингов заходили на неприкосновенную территорию посольства. Они залезали на крыши и оттуда забрасывали внешний двор посольства пропагандистскими листовками. Власти Пекина не пытались помочь советскому посольству в его осадном положении. Вместо этого они прислали телеграмму в Москву, где просили оставаться в посольстве и не выходить из него. Иначе они не отвечают за безопасность советских граждан.

IX съезд коммунистической партии Китая

В апреле 1969 года, на очередной встрече партии, было решено закрепить антисоветскую деятельность официально. Китай начал подготовку к и одновременно с этим к войне. На границах с СССР наращивались военные группировки. В суммарная численность китайских военных насчитывала более 400 тысяч человек. Китайские рабочие руки строили дороги, убежища и аэродромы. На тот момент окончательно утвердился курс на советско-китайский раскол.

Остров Даманский

Советские и китайские войска впервые массово столкнулись на небольшом необитаемом острове Даманском. Полномасштабному конфликту предшествовали долгие и тщательные приготовления. Приграничную зону с Советским Союзом китайская пропаганда называла первой линией обороны. Туда стягивали военные силы, укрепляли посты и рыли окопы.

Пограничный конфликт случился в 1969 году. Однако до этого китайцы проводили небольшие вылазки, буквально дразня советских военных. Прощупать оборону военные КНР пытались на острове Киркинский на Действия происходили с декабря 1967 года по январь 1968-го.

Для диверсионных действий против советских пограничников и техники китайцев специально привозили на грузовиках. Они неоднократно пересекали линию границы по льду, тем самым вторгаясь на остров. В ответ на просьбы уйти с советской территории китайские провокаторы применяли грубую силу и ругались.

Китайские власти прекрасно знали о провокационных действиях. Мало того, они их же и согласовывали. Вооружившись ломами, переодетые китайские военные вновь пересекли советскую границу. Группами по несколько человек, действуя слажено по заранее задуманному плану, они прогоняли советских военных с их же территории.

Доставалось и технике, китайские товарищи толпились вокруг советских бронетранспортеров с военными. Они перегораживали им путь, ломами разбивали фары, стекла, прокалывали колеса. Железную броню обливали едкими химикатами, а водителей пытались ослеплять с помощью специальной пыли.

Подобные инциденты помогали китайским военными отработать тактику будущего конфликта на Даманском острове, который у китайцев назывался Чжэньбаодао. По договору, заключенному между Москвой и Пекином, линия границы обозначалась по китайскому берегу Уссури. Остров находился ближе к китайскому берегу, до него было 47 метров, в то время как от советского - около 130 метров. Однако он все равно принадлежал СССР.

СССР укрепляет границы

Во время дружбы двух стран, когда о конфликте никто и не думал, остров свободно посещался китайскими колхозниками. На нем пасли скот, косили траву и сушили сено. Идиллия просуществовала недолго, советские военные вскоре заметили, что на китайской стороне создавались военные объекты. Пропаганда настраивала жителей близлежащих селений против СССР, началась настоящая шпиономания.

Советское командование принимало ответные меры. К границе стягивались БТРы, посты пограничников снабжались тяжелыми пулеметами и другим скорострельным вооружением. Отдельные части Красной Армии передислоцировали из центральных районов ближе к азиатской границе. Подготовка к советско-китайскому конфликту держалась в строжайшем секрете. И обычные граждане СССР до сих пор считали, что две страны - братья навек.

Остров Даманский не считался советскими командирами важным, поэтому его охрана ограничивалась наблюдением и редкими патрулями.

Подготовка Китая

Китайское военное командование закончило план наступления 25 января 1969 года. Прямое руководство военной операцией возлагалось на Ван Цзэыльяна. Свой командный пункт он расположил у наблюдательного поста Гунсы.

Главной задачей спецоперации являлась провокации советских военнослужащих на открытый вооруженный конфликт. Пекин хотел доказать агрессивные устремления СССР. Для этого надо было захватить их военное имущество, снаряжение и боеприпасы. А также фотодокументы, призванные доказать милитаризированные намерения Союза против КНР.

В случае применения советскими пограничниками оружия китайцы имели полное право дать отпор. Провокаторы Пекина желали любым образом заполучить доказательства стрельбы со стороны советской границы. Если сторона защиты покинет свои окопы и начнет наступать, то любыми силами предполагалось взять кого-либо в плен. При таком раскладе китайцы имели крупный козырь в рукаве. Специалистам ничего не стоило заставить советского военного признаться в якобы готовившемся нападении на КНР.

Китайская сторона учла специфику русских. В выходные дни координировать действия войск сложно, а в праздничные задача усложняется троекратно. На это и сделали расчет китайские командующие. Масленица, традиционный русский праздник, отмечался 23 января. Командиры пограничных отрядов наверняка отмечали торжество, а значит, не были на службе. Хитрости китайским военным не занимать, они также учли техническую составляющую.

У советских пограничников не было возможности вести наблюдение ночью, поскольку у них отсутствовали какие-либо приборы, позволяющие видеть в темное время суток. Поэтому обнаружение стягивающихся китайских военных сил было невозможно. И именно в выходные авиация не совершала облет вокруг границы двух стран.

Кульминация конфликта

В ночь на 23 января 1969 года китайские военные пересекли границу СССР. Под прикрытием ночи они проникли на остров Даманский, где и окопались, зарывшись в снег. Заметить их было крайне сложно, за ночь их следы замел снег. Утром их проникновение обнаружили и доложили об этом командованию. На тот момент считали, что нарушителей всего 30 человек, когда на самом деле их было около 300. На китайские позиции выдвинулся лейтенант Стрельников, вместе с 30 бойцами Красной Армии.

Их планом было окружение китайских военных с последующим вытеснением с острова. Стоит отметить, никто из советских военных не ожидал вооруженного конфликта. Старший лейтенант Стрельников и группа из 5 человек прямиком выдвинулась на позиции китайцев. Шел он преднамеренно, с протестом и культурной просьбой покинуть остров Даманский.

Китайские военные практически в упор расстреляли советских делегатов. В ответ на это другая группа, обходившая с фланга, открыла минометный огонь по китайским позициям. Незамедлительно была занята круговая оборона и вызвано подкрепление.

На помощь выдвинулась соседняя пограничная застава во главе с лейтенантом В. Бубениным. Им удалось обойти китайцев с тыла и заставить капитулировать на свою территорию. Сражение шло до вечера. В итоге с советской стороны погиб 31 человек, 14 были ранены и один пропал без вести.

По свидетельствам очевидцев, пропавшим был комсорг Павел Акулов. Его труп унесли с собой китайцы. Позже, с вертолета китайских ВО был сброшен его труп. На теле Акулова китайцы оставили больше 20 ножевых отверстий, оно больше походило на решето, чем на тело человека.

На место вооруженного столкновения приехала специальная комиссия. Ее задачей ставилось задокументировать произошедшее. На острове нашли китайские маскировочные плащи, стрелянные патроны и даже водку.

Вторая волна

По-видимому, прошлое столкновение было репетицией с китайской стороны, чтобы прощупать советскую оборону. Небольшие стычки продолжались вплоть до 15 марта, когда китайцы предприняли попытку выбить советских военных с острова.

Под прикрытием дальней артиллерии и минометов крупные силы военных КНР пошли в атаку цепью. Такой способ обеспечивает относительно небольшие потери от пулеметного огня противника. Массированное наступление китайцев вынудило отступить советских военных с острова. Застава держалась до вечера без какой-либо видимой поддержки. Это объяснялось политической неразберихой в Москве.

Дело в том, что все важные решения принимали в столице СССР, но никаких установок по поводу советско-китайского конфликта на остров Даманский не приходило.

Командованием на месте было решено применить артиллерию дивизии и установки "Град". Таким образом, советские военные заявили китайским, что они готовы к любым провокациям. Массированный удар дальнобойных орудий и реактивных установок вывел китайцев из состояния равновесия, благодаря чему пограничники вместе с мотострелковым батальоном смогли выбить китайцев с острова и вновь закрепиться на нем.

Китайская оценка событий

Конечная цель китайских пропагандистов была достигнута. Советский Союз повелся на провокации, вступив в ожесточенные бои с военными КНР. Потери с китайской стороны составили 600 убитыми, а советские пограничники потеряли 58 человек. Власти Пекина дали свою оценку событиям.

По их мнению, конфликт спровоцировала именно советская сторона. Их точка зрения не меняется до сих пор. Советские военные численностью 70 человек с грузовыми машинами и БТР перешли границу и заняли китайский остров Чжэньбаодао, входящий в состав Хулиньского уезда. Затем они приняли меры к уничтожению бравых китайских воинов, однако те оказали им сопротивление. Китайские власти неоднократно предупреждали СССР не начинать военные действия и прекратить провокации. Однако 15 марта советские войска начали наступление. Силами танков, авиации, артиллерии и пехоты им удалось оттеснить китайских военных и захватить остров. Вот такая была история советско-китайских отношений в середине прошлого века.