Краткие содержания

Лабораторный практикум по биологии для студентов. Сборник практических и лабораторных по биологии. Задание1. Измерение артериального давления


Кемеровская область

г. Мариинск

МОУ средняя школа № 7

Лабораторный практикум по биологии

Составитель: Дмитриева Н.В.

Учитель биологии

2002г.

Объяснительная записка

Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям.

Не возможно воспитать такого человека, не развив у него устойчивого интереса к будущей профессии, не сформировав у него необходимых навыков, для приобретения будущей профессии в высших учебных заведениях. Все эти задачи выполнить возможно только через формирование умения самостоятельно приобретать необходимые знания в урочное и неурочное время.

Информация, полученная учащимися, не должна быть навязана со стороны педагога, как показывает многолетние наблюдения и исследования по этому вопросу, такая информация не хранится длительное время в памяти ученика. Ученики ее как правило очень быстро забывают. Зато абсолютно противоположная картина вырисовывается, если ученик приобретает знания самостоятельно. В силу тех или иных обстоятельств, дети как правило, изучают только тот источник информации,который им интересен. Они в основном не ошибаются в выборе. Учитывая этот фактор, многие педагоги отводят на своих уроках немного время для того чтобы дать консультации по интересующим вопросам, по тому где взять книгу с интересующим вопросам, а также предоставляют время на уроке для самостоятельного изучения некоторых тем, по дополнительным источникам литературы. Таким образом ясно становится видно, что самостоятельная работа детям всегда более интересна, чем работа под руководством учителя. Когда ребенок работает самостоятельно, он не только приобретает какие – то навыки, но и развивает свои творческие способности в исследовательской области.

На уроках биологии учащимся можно предложить самостоятельно выполнять лабораторные работы. Это не только поможет детям закрепить ранее полученные знания, но и поможет сформировать навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем при обучении на факультетах естественного цикла высших учебных заведений.

Чтобы стало возможно таким образом организовывать работу на уроке, вашему вниманию предлагается лабораторный практикум по биологии.

Цель создания практикума - это развитие устойчивого интереса учащихся к предмету с первого дня его изучения, а также формирование умения выполнять самостоятельно любую лабораторную работу по биологии.

Поставленная цель предусматривает решение ряда задач:


  • сформировать умение учащихся действовать самостоятельно по предложенным инструкциям, умение выполнять биологические рисунки, правильно оформлять ими работу;

  • сформировать умение правильно определять цель перед выполнением работы (т.к. весь план работы у них перед глазами), а затем делать соответствующие выводы анализирую собственную деятельность;

  • сформировать умение самостоятельно пользоваться любым лабораторным оборудованием.

  • Развивать познавательный интерес к выполняемой работе, желание самостоятельно проводить исследования по заинтересовавшим их вопросам;

  • Сформировать умение планировать свою исследовательскую работу.
В лабораторный практикум включены разнообразные работы по всем основным темам изучаемого курса. Работы подобраны с учетом предложенного материала в авторской программе Н.И. Сонина. Практикум может быть использован как дополнение к учебному комплексу, разработанному авторским коллективом: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов и др. может быть использован и при работе с другими учебниками по биологии.

Разнообразие предложенных работ позволяет проводить их как на уроках, так и во внеурочное время. Это не только повысит интерес к предмету, но и будет способствовать всестороннему развитию школьника, поможет убедиться им в истинности изученных знаний и практических следствий.

В практикуме представлены работы разного уровня сложности. Уровень сложности работы определяется несколькими показателями:


  • наличия специального оборудования для проведения работы;

  • сложностью оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;

  • сложностью математического аппарата (расчеты, построение графиков, выводы)
Некоторые работы составлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Дети могут по желанию выбрать вариант работы.

Используя данный практикум на уроке, учитель выступает в роли консультанта по отдельным, возникшим в ходе работы, вопросам. Такая форма работы ученикам нравится больше, чем выполнять четкие инструкции учителя, ведь проводя свой эксперимент ребенок не может заранее предугадать полученный результат.

Глава 1 Биологические методы 8


    1. Рисунки в биологии 8

    2. Использование ручной лупы 8

    3. Использование микроскопа 8

    4. Микроскопические методы 9

      1. подготовка материала для работы с микроскопом 9

      2. Постоянные микропрепараты 9

      3. Временные микропрепараты 10

    5. Постановка культур простейших 10
Глава 2 Живой организм 12

Лабораторная работа №1 12

« Химический состав семени»

Лабораторная работа №2 12

« Изучение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Лабораторная работа№3 12

« Строение растительной клетки»

Лабораторная работа №4 14

« Строение животной клетки»

Лабораторная работа №5 14

« Ткани растительных организмов»

Лабораторная работа №6 14

« Строение животной ткани»

Лабораторная работа №7 15

« Строение корневой системы»

Лабораторная работа № 8 16

« Строение почек. Расположение их на побеге»

Лабораторная работа № 9 16

« Простые и сложные листья»

Лабораторная работа № 10 16

« Строение цветка»

Лабораторная работа №11 17

« Сухие и сочные плоды»

Лабораторная работа № 12 17

« Строение семян»

Лабораторная работа № 13 18

« Строение клеток крови лягушки и человека»

Лабораторная работа № 14 18

« Действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 15 19

« Действие желудочного сока на белок»

Лабораторная работа № 16 19

« Передвижение воды и минеральных веществ»

Лабораторная работа № 17 19

« Свойства костей»

Лабораторная работа № 18 20

« Движение инфузории туфельки»

Лабораторная работа № 19 20

« Движение дождевого червя»

Лабораторная работа № 20 20

« Черенкование комнатных растений»

Лабораторная работа № 21 21

« Строение соцветия» 22

Лабораторная работа № 22

« Определение всхожести семян»

Лабораторная работа №23 23

« Прямое и непрямое развитие»

Глава 3 Многообразие живых организмов 24

Лабораторная работа №1 24

« Выращивание белой плесени мукора»

Лабораторная работа № 2 24

« Строение плесневого гриба – мукора»

Лабораторная работа № 3 24

« Строение дрожжей»

Лабораторная работа №4 25

« Строение плодового тела шляпочного гриба»

Лабораторная работа №5 25

« Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Лабораторная работа № 6 25

« Строение зеленого мха кукушкин лен»

Лабораторная работа №7 26

« Строение мха сфагнум»

Лабораторная работа № 8 26

« Поглощение сфагнумом воды»

Лабораторная работа № 9 27

« Строение хвоща»

Лабораторная работа № 10 27

« Строение спороносящего папоротника»

Лабораторная работа № 11 28

« Строение хвои и шишек хвойных растений»

Лабораторная работа №12 28

« Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семени сосны»

Лабораторная работа № 13 29

« Выявление общих признаков семейства крестоцветных по внешнему строению»

Лабораторная работа № 14 29

« Строение шиповника»

Лабораторная работа № 15 30

«Выявление признаков семейства бобовых по внешнему строению»

Лабораторная работа № 16 31

« Строение пшеницы»

Лабораторная работа № 17 31

« Строение инфузории туфельки»

Лабораторная работа № 18 33

« Пресноводный полип гидра»

Лабораторная работа № 19 34

« Внешнее строение дождевого червя»

Лабораторная работа № 20 36

« Внешнее строение речного рака»

Лабораторная работа № 21 38

« Строение и особенности жизнедеятельности брюхоногих моллюсков»

Лабораторная работа № 22 38

« Внешнее строение насекомых»

Лабораторная работа № 23 40

« строение скелета костной рыбы»

Лабораторная работа № 24 41

« Строение скелета земноводных»

Лабораторная работа № 25 41

« Внешнее строение и оперение птиц»

Лабораторная работа № 26 42

« Строение скелета млекопитающих»

Лабораторная работа № 27 43

« Экологические группы млекопитающих»

Глава 4 Человек 44

Лабораторная работа № 1 44

« Микроскопическое строение тканей тела человека»

Лабораторная работа № 2 44

« Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга»

Лабораторная работа № 3 45

« Тесты, направленные на выяснение объема внимание, эффективности запоминания»

Лабораторная работа № 4 46

« Тесты, определяющие гибкость позвоночника, нарушения осанки, наличия плоскостопия»

Лабораторная работа № 5 47

« Особенности работы мышц в зависимости от условий труда»

Лабораторная работа № 6 48

« Измерение мышечной силы с помощью ручного динамометра»

Лабораторная работа № 7 49

« Координация движений»

Лабораторная работа № 8 50

Изучение строения клеток крови под микроскопом»

Лабораторная работа №9 52

« Подсчет пульса до и после нагрузки»

Лабораторная работа № 10 53

« Проведение инструментального анализа и функциональных проб оценка измерения артериального давления»

Лабораторная работа № 11 53

« Измерение артериального давления»

Лабораторная работа № 12 54

« Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения»

Лабораторная работа № 13 55

« Минутный и систолический объем крови»

Лабораторная работа № 14 56

« Работа сердца»

Лабораторная работа № 15 56

« Проведение функциональных дыхательных проб»

Лабораторная работа № 16 57

« Гигиеническая оценка микроклимата помещений»

Лабораторная работа № 17 58

« Составление пищевого рациона»

Лабораторная работа № 18 60

« Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки»

Лабораторная работа № 19 60

« Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений»

Лабораторная работа № 20 61

« Жизненная емкость легких»

Лабораторная работа № 21 61

« Изучение строения кожи, волоса и ногтя»

Лабораторная работа № 22 62

« Приемы наложения повязок на условно пораженный участки кожи»

Глава 5 Биология. Общие закономерности развития. 62

Лабораторная работа №1 62

« Изучение вопроса о возникновении микроорганизмов»

Лабораторная работа №2 62

« Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

Лабораторная работа № 3 63

« Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа № 4 64

« Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»

Лабораторная работа №5 65

« Строение растительной, животной, грибной клетки под микроскопом»

Лабораторная работа № 6 65

« Условия образования крахмала в листьях зеленых растений»

Лабораторная работа № 8 67

« Решение генетических задач и составление родословной»

Лабораторная работа № 9 70

« Морфологические особенности растений различных видов»

Лабораторная работа № 10 71

« Изменчивость организмов»

Лабораторная работа № 11 72

« Приспособление организмов к среде обитания»

Лабораторная работа № 12 72

« Выявление ароморфозов у растений и идеоадаптаций у насекомых»

Лабораторная работа № 13 72

« Фенотипы местных сортов растений»

Лабораторная работа № 14 73

« Изменчивость, построение вариационного рядя и вариационной кривой»

Лабораторная работа №7 66

« Митоз в корешке лука»

Глава 1.Биологические методы

1.1 Рисунки в биологии

Цель : 1) документировать результаты работы для использования их в дальнейшем.

2) Дополнить визуальные наблюдения и дать возможность увидеть исследуемый объект более точно и полно.

30 способствовать запоминанию, зарисовывая то, что вы видите.

Правила : 1) необходимо пользоваться тетрадью или бумагой для рисования соответствующей толщины и качества. С нею должны хорошо стираться карандашные линии.

2) Карандаш должен быть острым, твердости НВ, не цветным.

3) Рисунок должен быть:

Достаточно крупным – чем больше элементов составляют исследуемый объект. Тем крупнее должен быть рисунок.

Простым – включать очертания структуры и других важных деталей, чтобы показать расположение и связь отдельных элементов.

Тщательно выполненным – если объект имеет несколько сходных частей, необходимо точно вырисовывать его мелкие детали;

Нарисован тонкими и отчетливыми линиями – каждую линию необходимо продумывать, а затем нарисовать без отрыва от бумаги; не штриховать и не разукрашивать;

Надписи должны быть по возможности полными, идущие от них линии не должны пересекаться, оставляйте вокруг рамки место для подписи.

4) делать при необходимости два рисунка:

Схематический рисунок, показывающий основные черты.

Только детали мелких частей.

5) рисовать следует то, что вы действительно видите, а не то. Что вам кажется, и конечно же не копировать рисунок из книги.

6) каждый рисунок должен иметь название указание об увеличении и проекции образца. Например: поперечное сечение (ПС), продольное сечение (ПрС).

7. при зарисовке приборов необходимо нарисовать вертикальный разрез и на нем ясно показать трубки и клапаны, через которые из сосудов могут выходить газы.

1.2 Использование ручной лупы.

Ручная лупа представляет собой вставленную в оправу двояковыпуклую линзу. Лупа может быть небольшой (карманной) или намного больших размера, например лупа используемая на анатомировании. Ручную лупу нужно держать близко к глазу, а объект приближать к глазу до тех пор пока не появится четкое изображение.

1.3 Использование микроскопа.

Правила использования микроскопа .


  1. храните микроскоп в ящике или под колпаком, чтобы предохранить его от пыли.

  2. вынимайте его из ящика двумя руками и ставьте на стол мягко, чтобы избежать сотрясения.

  3. линзы должны быть чистыми, для этого необходимо протирать их бумажными салфетками.

  4. микроскоп всегда нужно фокусировать, перемещая трубку в верх от препарата, в противном случае, можно повредить его.

  5. держите открытыми оба глаза и смотрите ими по очереди.

1.4 Микроскопические методы.

1.4.1 Подготовка материала для работы с микроскопом.

Биологические объекты можно исследовать как живыми, так и фиксированными.

В последнем случае материал для более детального изучения можно разделить на части и обработать рядом различных красителей. Для того чтобы выявить и индифицировать различные структуры. Из исследуемого объекта можно приготовить временные или постоянные микропрепараты.

1.4.2 Постоянные микропрепараты.


  1. Фиксация. Это сохранение материала в состоянии, близком к естественному. Необходимо быстро умертвить ткань. Это лучше достигается при работе с небольшими кусочками живой ткани. Используемое для этого вещество называется – фиксатором.

  2. Обезвоживание . Проводится при подготовке материала к заливке или при заключении его в соответствующую среду, которая не смешивается с водой. Воду необходимо удалить также потому, что иначе со временем препарат будет разрушен бактериями. Для того чтобы сохранить ультраструктуру, обезвоживания надо проводить постепенно, обрабатывая материал рядом водных растворов этанола или пропанона (ацетона) со все возрастающей концентрацией и, закончить обработку « абсолютным » (чистым) этанолом или пропаноном.

  3. Просветление. Некоторые из обще употребляемых средств для заливки и заключения не смешиваются со спиртом. поэтому его надо замещать постепенно средой (просветляющее вещество) , с которой заливочная среда смешивается, например ксилолом. Это приводит так же к тому, что материал становится прозрачнее.

  4. Заливка. Для получения тонкого среза необходимо, чтобы материал был залит в специальную среду. При приготовлении микропрепарата для световой микроскопии объекты заливают в парафин, которому затем дают остыть.

  5. Изготовление срезов . Срезы можно делать бритвой или микротоме. Для работы на обычном микроскопе толщина среза должна равняться 8 – 12 мкм. Ткань следует закрепить между двумя кусочками бузины. Бритву смачивают жидкостью в которой хранилась ткань; срез делают через бузину и ткань; бритву держат горизонтально к себе медленно двигают скользящим движением, направляя чуть вкось.

  6. Окрашивание. Структуры на препарате прозрачны, поэтому для получения контраста между ними приходится окрашивать их. Некоторые красители приведены:

Краситель Цвет Окрашиваемый материал

Постоянные красители

Анилиновый синий синий гифы грибов и споры

Борный кармин розовый ядра: особенно для крупных препаратов

Животного материала.

Эозин розовый цитоплазма

Краситель Фельгена красный ДНК (особенно хорошо выявляет хромосомы

Во время клеточного деления)

Гематоксилин синий ядра; главным образом для срезов животных

Тканей в сочетании с эозином, окрашивают

Цитоплазму; так же для мазков.

Краситель Лейшмана красно-розовый клетки крови

Синий ядра лейкоцитов

Светлый зеленый цитоплазма или целлюлоза

Или прочный зеленый зеленый

Мителеновый синий синий ядра

Сафранин красный ядра, лигнин и суберин у растений

Используется в основном для срезов

Растительных тканей.

Временные красители

Анилина сульфат желтый лигнин

Раствор иода сине – черный крахмал

Флороглюценол+

Конц. НCl красный лигнин

Раствор Шульца желтый лигнин, кутин, суберин, белок.

Синий крахмал

Фиолетовый целлюлоза


  1. Заключение. Окрашенные среды заключают на предметном стекле в специальные среды. Например: в канадский бальзам или эупарол, которые не пропускают воздух и способны неограниченно долго сохранять срез. Заключенный срез покрывают покровным стеклом.
1.4.3 Временный микропрепараты

Готовятся для проведения быстрых предварительных исследований. Для этого материал фиксируют, окрашивают и заключают в среду. Срез свежего материала

Можно сделать в ручную. С помощью бритвы непосредственно в 70% растворе спирта, который служит фиксатором. Для окрашивания и заключения можно использовать ряд временных красителей. Срез помещают на чистое предметное стекло и капают несколько капель красителя Затем препарат покрывают тонким покровным стеклом. Чтобы предотвратить попадание воздуха и пыли.

1.4.4 Постановка культур простейших.

В природных условиях можно встретить простейших в небольших, загрязненных растительными остатками прудах, болотах, канавах, лесных лужах. Непосредственно перед занятиями не всегда можно найти простейших в природе, поэтому живой материал обеспечивают только культивированием. В начале учебного года необходимо создать культуру простейших. Взяв пробы воды из разных участков водоема. Особенно много простейших в придонных слоях. Банки с пробами размещают около окна. Прямые солнечные лучи не должны попадать на них. За исключением зеленых жгутиковых, простейшие не нуждаются в хорошем освещении. В первые же дни содержимое исследуют под микроскопом и на каждую банку наклеивают этикетку с названиями обнаруженных простейших. Это поможет быстро найти те или другие виды при постановке культуры. Культуры закладываются не позднее чем за 2 – 3 недели до соответствующего занятия. Для успешного разведения простейших в лабораторных условиях необходимо соблюдать несколько общих правил:


  1. Следует применять только стеклянную посуду (химические стаканы, любые банки емкостью 0,5 1 л.).

  2. Водопроводную воду нужно предварительно дехлорировать (отстаивать 7 – 10 дней в стеклянной емкости, изредка помешивать палочкой).

  3. Объем воды не должен превышать диаметра банки, иначе затрудняется проникновение кислорода в придонные слои.

  4. Для развития простейших наиболее благоприятна температура 18 – 23 С, резкая смена температуры может привести к гибели простейших.

  5. Сосуды с культурой нельзя переносить с места на место, для уменьшения испарения воды их закрывают стеклянными пластинами.

  6. Примерно за неделю до культивирования животных нужно приготовить питательную среду, богатую бактериями.

Глава II Лабораторный практикум для курса:

« Живой организм»

Лабораторная работа № 1

Тема: Химический состав семени

Цель : установить экспериментальным путем наличие различных органических веществ в семенах растений.

Оборудование: несколько зерен пшеницы, подсолнечника, бинт, химические стаканы, пшеничная мука, пробирка, держатель, спиртовка.

Вещества : вода, иод.

Ход работы:


  1. Положите в пробирку несколько семян и нагрейте на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

  2. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.

  3. В марле осталась тягучая клейкая масса – это клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

  4. Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2 – 3 капли йода. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод.

  5. Положите на бумагу несколько семян подсолнечника и раздавите их. Что появилось на бумаге?
Отчетное задание

Сделайте вывод: какие органические вещества находятся в семенах растений. Какое вещество еще входит в состав семян?

Лабораторная работа №2

Тема: Изучение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Цель : сравнить физические свойства белков, жиров, углеводов.

Оборудование химические стаканы, стеклянные палочки.

Вещества: куриный белок, растительное масло, крахмал, вода.

Ход работы:


  1. Рассмотрите вещества в химических стаканах №1 белок, №2 крахмал №3 растительное масло. Свои наблюдения внесите в таблицу.

  2. Долейте в каждый стакан по немного воды, Что произошло? Наблюдения внесите в таблицу.
Таблица:

Номер стакана

Агрегатное состояние

цвет

запах

Реакция с водой


№1

Отчетное задание

  1. Чем рассмотренные вами вещества отличаются друг от друга?

Лабораторная работа № 3

Тема Строение растительной клетки.

Цель : выявить особенности строения растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, препаровальная игла, фильтровальная бумага, пипетка.

Вещества: иод, вода.

Растительный материал : кожица чешуи лука, лист элодеи.

Ход работы:

Вариант 1


  1. Возьмите предметное стекло и протрите его салфеткой, для удаления частиц пыли.

  2. Капните каплю воды в центр стекла.

  3. Возьмите чешую луковицы и помощью препаровльной иглы снимите кожицу.

  4. Поместите кожицу чешуи луковицы в каплю воды на предметном стекле и расправьте с помощью иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении, отметьте, какие части клетки вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли.

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу – оболочку, под ней золотистое вещество - цитоплазму. В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль (от цитоплазмы она отличается цветом).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте: цитоплазму, ядро, оболочку, вакуоль.

Вариант 2


  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю аоды на предметном стекле и накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр х15). Найдите в клетках зеленые пластиды – хлоропласты,.

  3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Отчетное задание:

Заполните таблицу « Сходства и отличия растительных клеток»

Лабораторная работа № 4

Тема: « Строение животной клетки.

Цель : Выявит особенности строения животной клетки.

Ответьте на вопрос: в чем сходство и в чем отличие в строении животных клеток различных типов тканей.

Лабораторная работа №5






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.

Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.

При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. В ходе практических занятий у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как:

  • познавательные
  • – осуществлять исследовательскую деятельность;
  • регулятивные
  • – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • коммуникативные
  • – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1 ), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2 ), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3 ).

Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация ).

Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”

Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?

Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.

Рис. 1. Строение ручной лупы

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?

Задание 2

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).

Рис. 2. Строение микроскопа

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.

Задание 3

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.

Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).

1. Клеточная стенка

2. Цитоплазма

3. Вакуоли

Рис. 4. Клетки кожицы лука

4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Задание 2

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.

Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Определение состава семян”.

Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.

Ход работы

Задание 1

Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?

Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений

5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

Задание 2

Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.

Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”

Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).

Рис. 6. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?

Задание 2

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?

Хвощ Картофель

Рис. 7. Представители разных групп растений

Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”

Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.

Рис. 8. Инфузории

Задание 2

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.

2. Сделайте вывод о значении движения для животных.

Литература

  1. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. – (Лабиринт).
  2. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
  4. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.

Рабочая программа учебного практикума по биологии

(10 класс, профильный уровень)

ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по биологии (профильный уровень), в соответствии с государственными стандартами общего образования по биологии (Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ. М.: Дрофа 2007), ориентирована на учебники: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. Биология: 10 - 11класс (две книги). Профильный уровень. – М.: Вентана-Граф, 2014 при планировании 1 часа в неделю (69 часов/год), построена на основании нормативных документов и материалов для объективной проверки экзаменующихся – контрольных измерительных материалов.

Цели:

    расширение и углубление знаний о биологической составляющей естественно-научной картины мира;

    систематизация и углубление знаний по биологии путем решения разнообразных заданий

повышенного уровня сложности, соответствующих требованиям вступительных экзаменов по биологии;

    развитие биологической культуры учащихся;

Задачи:

    Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по биологии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;

    Воспитывать убеждённость в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, биологически грамотно относиться к среде обитания;

    Применять полученные знания и умения по биологии в повседневной жизни, а также для решения тестовых заданий различного уровня сложности, для решения вопросов практической направленности.

В целях более детального описания содержания и структуры школьного курса биологии в данной программе выделены крупные разделы: «Биология – наука о живой природе», «Биологические системы. Молекулы и клетки», «Организм как биологическая система», «Эволюция органического мира и её механизмы», «Возникновение и развитие жизни на Земле. Антропогенез», «Биогенетический уровень организации», «Биосфера как глобальная биосистема».

Предполагаемый результат – успешное решение КИМов частей А, В и С как залог успешной сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенностиучащихся при отборе содержания, методов и форм работы . Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности учащихся. Планирование и организация занятий осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности учащихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающем закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся.

- зачетная работа – вид учебной деятельности учащихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.

Самостоятельную работу учащихся необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика – деятеля, для этого используются тестовые задания, электронные учебные пособия, презентации, само- и взаимопроверка.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения данного курса ученик должен:

знать/понимать

    основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза), учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений, В.И.Вернадского о биосфере);

    сущность экологической пирамиды, сущности и происхождения жизни, происхождения человека;

    имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

    строение биологических объектов : структуру вида и экосистем;

    сущность биологических процессов и явлений: искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

    использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдалённая гибридизация, трансгенез);

    современную биологическую терминологию и символику;

уметь

    объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, т.е.

- выделять объект биологического исследования и науки, изучающей данный объект;

- отличать научные методы, используемые в биологии;

- определять место биологии в системе естественных наук;

- доказывать, что организм – единое целое;

- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

- обосновывать единство органического мира;

объяснять роль биологических теорий, идей, принципов в формировании современной естественно-научной картины мира, т. е.

- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

- приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

- отличать биологические системы от объектов неживой природы;

    выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно) и их влияние на организм человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

    сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение, оплодотворение у растений и животных) и делать выводы на основе сравнения;

    находить информацию о биологических объектах и различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,

искусственное оплодотворение).

    решать задачи по молекулярной биологии; составлять схемы скрещивания; решать задачи на моно - и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, сцепленное наследование, взаимодействие генов.

1.Введение (2часа)

Тест – средство контроля знаний, умений.

1. Практические работы . .

2. Раздел «Биология – наука о живой природе» (3часа)

Биология - ведущая отрасль естествознания, её современные достижения, методы биологических наук. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека.

Признаки и свойства живого. Основные уровни организации живой природы:

2. Практическая работа . Решение тренировочных тестовых заданий по теме « Биология – наука о живой природе».

3. Раздел «Многообразие организмов» (9часов)

Принципы систематики. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство,

отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчинённость.

Принципы систематики бактерий: особенности строения и жизнедеятельности (обмен веществ,

разнообразие форм дыхания), роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,

человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Принципы систематики грибов: строение, жизнедеятельность, их экология. Использование грибов для

получения продуктов питания и лекарств. Лишайники как пример симбиотических организмов, их

разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе.

Принципы систематики растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и

размножение растительного организма, его целостность.

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений.

Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль зелёных растений на Земле.

Принципы систематики животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных

животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и

жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Сравнительная характеристика основных типов

Биоразнообразие хордовых. Хордовые животные, их классификация. Особенности строения и

жизнедеятельности, роль в природе и

жизни человека. Сравнительная характеристика основных классов хордовых. Поведение животных.

Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Практические работы.

3. Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Царства бактерий и грибов»

4. Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Растения: систематика, строение, значение»

5.Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Одноклеточные и беспозвоночные животные: строение, систематика, значение».

6.Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Позвоночные животные: строение, систематика, значение».

4. Раздел «Биосфера. Экосистемы и присущие им закономерности» (8 часов)

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

Жизнь в сообществах. Разнообразие экосистем (биогеоценозов), их основные компоненты. Саморазвитие экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистем. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах, роль организмов разных царств в нём. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистемы.

Практические работы.

7. Решение тестовых заданий разного уровня сложности по теме «Биосфера как уровень организации живого».

8 Решение тестовых заданий разного уровня сложности по теме «Экосистемный уровень организации живого».

9-10. Решение экологических задач различного уровня сложности.

4. Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (9 часов)

Факторы эволюционного процесса. Генетическая изменчивость в природных условиях. Принцип популяционного равновесия. Естественный отбор по Ч. Дарвину, Л.С. Бергу. Коммуникация животных – результат эволюции.

Видообразование и макроэволюционный процесс. Сохранение биоразнообразия на территории России.

Доказательства и результаты эволюции, её формы. Направления и пути эволюции. А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен. Экологическая устойчивость и прогрессивная эволюция. Представления о возникновении жизни. Говорящие атомы и молекулы в палеонтологии. Эволюция пробионтов. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Практические работы.

11. Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности микроэволюции, её механизмы».

12-13. Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности макроэволюции, её механизмы».

14. Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Человек и его происхождение».

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ

Практические работы.

15. Решение КИМов часть 1

16. Решение КИМов часть 2

17. Решение КИМов часть 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Практика

Введение

Раздел «Биология – наука о живой природе»

Раздел «Многообразие организмов»

Раздел «Биосфера. Экосистемы и присущие им закономерности»

Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Цель

Элементы содержания

1. Введение (2часа)

Введение

Ознакомление с видами тестовых заданий, блоком ответов, особенностями его конструирования

Тесты, их виды

Практическая работа № 1. .

Виды тестовых заданий. Тестовые задания по биологии

Решение различных тестовых заданий

Виды тестовых заданий. Тестовые задания по биологии

2.Раздел «Биология – наука о живой природе»

Биология - ведущая отрасль естествознания,

Составление карты понятий, кластеров

Современные достижения, методы биологических наук. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Основные уровни организации живой природы:

Практическая работа № 2..

Решение тренировочных тестовых заданий по теме « Биология – наука о живой природе»

Применение знаний учащихся при работе с тестовыми заданиями

3. Раздел « Многообразие организмов» (10ч)

Принципы современной систематики. Бактерии. Грибы

Составление карты понятий

Принципы систематики бактерий: особенности строения и жизнедеятельности (обмен веществ, разнообразие форм дыхания), роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Принципы систематики грибов: строение, жизнедеятельность, их экология. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Лишайники как пример симбиотических организмов, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе.

Практические работа №3.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Царства бактерий и грибов»

Принципы систематики растений.

Составление карты понятий

Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль зелёных растений на Земле.

.Практическая работа №4.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Растения: систематика, строение, значение»

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

Принципы систематики животных.

Составление карты понятий

Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Сравнительная характеристика основных типов

беспозвоночных, классов членистоногих.

Практическая работа №5.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Одноклеточные и беспозвоночные животные: строение, систематика, значение»

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

Биоразнообразие хордовых (от ланцетника до обезьян)

Составление карты понятий

Хордовые животные, их классификация. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

Практическая работа №6.

Решение тренировочных тестовых заданий и биологических задач различной сложности по теме «Позвоночные животные: строение, систематика, значение»

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

Практическая работа №. 7.

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

Применение знаний и умений при работе с тестовыми заданиями

4. Раздел « Биосфера. Экосистемы и присущие им закономерности»

(8 часов)

Эволюция высших форм живой материи

Сохранение биологического разнообразия планеты

Составление карты понятий

Эволюция высших форм живой материи. Биосфера (обезьяночеловек, человек разумный, мозгочеловек), ноосфере (эфирная форма, волновая форма). Живое вещество. Особенности распределения биомассы на Земле.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

Общие экологические закономерности

Составление карты понятий

Общие экологические факторы. Биолюминисценция в живой природе. Закон минимума. Лимитирующий фактор. Толерантность. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экологическое состояние сред обитания человека.

Жизнь в сообществах. Разнообразие экосистем (биогеоценозов), их основные компоненты. Саморазвитие экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистем. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах, роль организмов разных царств в нём. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистемы.

Практическая работа №8.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Биосфера как уровень организации живого».

Практическая работа №8

Решение тестовых заданий биологических задач разного уровня сложности по теме «Экосистемный уровень организации живого».

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Практические работы №9-10.

Решение экологических задач различного уровня сложности.

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

5. Раздел «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (9 часов)

Эволюционный процесс и его факторы

Составление карты понятий

Факторы эволюции. Генетическая изменчивость в природных условиях. Принцип популяционного равновесия. Естественный отбор по Ч. Дарвину, Л.С. Бергу. Коммуникация животных – результат эволюции

Практическая работа № 11.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности микроэволюции, её механизмы»

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Видообразование и макроэволюционный процесс. Сохранение биоразнообразия на территории России

Составление карты понятий

Способы видообразования, закономерности макроэволюции. Охрана природы, Красная книга России, Красная книга ЯНАО

Доказательства и результаты эволюции, её формы

Составление карты понятий

Направления и пути эволюции. А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен. Экологическая устойчивость и прогрессивная эволюция

Представления о возникновении жизни

Составление карты понятий

Представления о возникновении жизни. Говорящие атомы и молекулы в палеонтологии. Эволюция пробионтов. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Практические работы №12-13.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Закономерности макроэволюции, её механизмы»

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Теории происхождения человека, эволюция гоминид

Составление карты понятий

Практическая работа №14.

Решение тестовых заданий и биологических задач разного уровня сложности по теме «Человек и его происхождение

Применение знаний учащихся на практике при работе с тестовыми заданиями

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ (3ч)

Практическая работа № 14.

Решение КИМов часть А

Практическая работа № 15.

Решение КИМов часть В

Обобщение и применение ЗУН для решения вариантов ЕГЭ

Практическая работа № 16.

Решение КИМов часть С

Обобщение и применение ЗУН для решения вариантов ЕГЭ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М.: ООО

«Издательство Оникс»: «Издательство « Мир и Образование», 2008.

2. Калинова Г.С., ЕГЭ. Практикум по биологии. Подготовка к выполнению заданий части 2(В)- М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

3. Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С. – Ростов н/Д:

Легион, 2011.

4. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный,

высокий уровни. 10-11 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

5. Лебедев А.Г. Готовимся к экзамену по биологии: учебное пособие. – М.: ООО «Издательство

Оникс»: «Издательство « Мир и Образование», 2009

6. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология для поступающих в вузы. Общая биология. – Ярославль:

Академия развития, 2007.

7. Шалапенок Е. С. Тесты по биологии для поступающих в вузы. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

8. Учебные пособия по биологии для средней школы 6-11 кл.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Учебные пособия по биологии 6-11кл.

2. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

3. Лернер Г.И. ЕГЭ 2009. Биология: сборник заданий – М.: Эксмо, 2009.

4. Рыбалов Л.Б., Воробьёва И.Г. Тесты по биологии. – М.: Издательство Московского психолого-

социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология/ авт. – сост.

Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

6. Подготовка к ЕГЭ. Биология на 100 баллов. DVD.