Краткие содержания

Теория политической системы парсонса. Социальная структура общества. Социология Т. Парсонса. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Введение

  1. Общество и социальный порядок у Парсонса
  2. Принцип функционализма в социологии
  3. Сущность теории социального действия

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Толкотт Парсонс (1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия».

Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям.

1) Попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в рамках теории социального действия, в которой психологизировал социологические проблемы.

2) Разработка общеметодологических принципов и понятийного аппарата социологии.

Основным аспектом его теории является построение общества на основе социального равновесия или порядка, который в свою очередь будет поддерживаться на основе выделенных Парсонсом социальных систем.

Парсонс в своей работе рассматривает разделение общества по социальным системам, но также показывает принадлежность индивида к этим системам.

1. Общество и социальный порядок у Парсонса

Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями). Парсонс различает три типа общества:

  • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
  • промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
  • современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений — изменения ценностей, норм, обычаев и т.д.

«Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему. »

Итак, Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. (Впервые с этой идеей выступил Конт). Порядок по Парсонсу — это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

  1. Социолизация — общественные ценности передаются от поколения к поколению, что является механизмом передачей ценностей. При всем различии форм статус взрослого во всех обществах предполагает определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкладом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.
  2. Создания разнообразных механизмов социального контроля, т.е. общественный контроль над человеком и его поведением. В силу указанной территориальной взаимосвязи места жительства, работы, религиозной деятельности, политической организации и других различных факторов поддержание нормативного порядка не может быть отделено от территориального контроля над поведением. Функция управления должна включать в себя ответственность за сохранение территориального единства нормативного порядка общества. Этот императив имеет и внутренний, и внешний аспекты. Первый касается условий навязывания общих норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства не людей, не являющихся членами данного общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения). Контроль или нейтрализация организованного использования силы являются одной из функциональных потребностей при поддержании социетального сообщества. В более высокодифференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

2. Принцип функционализма в социологии

Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии. «Понятие функции употребляется в более общем и нейтральном значении «последствий», которые могут или не могут быть намеренными или признанными и которые могут или не могут положительно способствовать социальной системе. » Согласно разработанным принципам существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании “равновесия”. ««Равновесие» является основным понятием, которое вводит Парсонс, т.к. социальная система имеет тенденцию сохранить состояние внутреннего единства или гармонии или же тенденцию сохранить равновесие. »

Главная проблема, которую пытается решить Парсонс — это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества.

Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:

1) социальные системы ориентированы на стабильность;

2) социальные системы интегрированы;

3) социальные системы основываются на согласии;

4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности;

5) основой социальной жизни являются нормы и ценности;

6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности.

Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество или индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
  • поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
  • обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).

В связи с этим Парсонс выделяет самостоятельных системы, которые, в свою очередь, призваны решить эти проблемы. Биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации являются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных отношений между организмом и его окружающей средой. Парсонс использует этот принцип для построения своего анализа социальных систем. Итак, он выделял три системы:

  1. Духовная система общества
  2. Экономическая система общества
  3. Политическая система общества

Эти системы различаются по функциям, но главенствующую роль он отдавал духовной системе, так как именно она ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов.

Экономическая система помогает адоптации общества к окружающей среде, создает материальные блага необходимые человеку для преодоления внешней среды. Можно сказать, что создает комфорт для индивида и удовлетворяет биологические и психологические нужды достаточной части членов данного общества.

Политическая система должна обеспечивать интеграцию (сохранения внутреннего единства) общества и эффективность его функционирования. Политическая деятельность - это есть координация всех аспектов общественной жизни. Политические структуры также связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей или на широкой, охватывающей все общество основе, или на более узкой базе, определенной территориально или функционально.

Парсонс понимает общество как систему, которая находится в окружающей природной среде и которая, как и любая другая система, стремится к самосохранению, то есть к поддержанию внутри себя неких основных параметров, определяющих организованность этой системы. Сохранить себя можно только постоянно преодолевая хаотические воздействия со стороны среды, а для этого общество создаёт внутри себя сложную и разветвленную структуру подсистем, а внутри подсистем — структуру социальных институтов. Из этого видно, что Парсонс отстаивал структурно-функциональный подход к изучению общества.

Каждая система содержит социальные институты: так, у экономики это - капиталистические фирмы, а у политики — государственные учреждения и институты гражданского общества. Что же касается человека, то каждый из нас, как только он включается в любой социальный институт, начинает вести себя в соответствии с определёнными правилами (которые частично имеют формальное, а частично — неформальное выражение). Эти «правила игры» тоже определяются той функцией, которую мы совершаем уже в рамках своего социального института (её-то Парсонс и называет социальной ролью). Таким образом, через свой собственный социальный институт мы вовлечены в деятельность всего общества в целом, которая имеет своей задачей самосохранение, и точно так же каждый социальный институт претендует на «выживание» уже в социальной среде (а человек — на благополучное существование уже в рамках социальных институтов).

3. Сущность теории социального действия

Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно: «общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения. » Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в:

  • символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.)
  • нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм)
  • волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуаций).

Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют:

  • система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного
  • принятие индивидуальных решений о путях достижения целей существующие средства и условия

В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Первичной структурной характеристикой организма является не анатомия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.

Толкотт Парсонс в своей работе "Социальная система" определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля.

(1) Изоляция, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

(2) Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

(3) Реабилитация, рассматриваемая как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.

Таким образом, сущность социального контроля заключается в стремлении общества и различных составляющих его общностей укреплять конформизм своих членов, культивировать «социально желательные» формы поведения, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвратить девианта в русло соблюдения социальных норм.

Заключение

Парсонс в своей научной деятельности описал и изучил фундаментальное теоретическое построение, объясняющее наиболее общие социальные процессы. На основе изученного материала можно сказать, что Парсонс исследовал общество на макросоциологическом уровне. Он представлял общество как систему и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом. Парсонс говорил, что основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия. Равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты непосредственно связаны с деятельностью индивида. Таким образом, четко можно увидеть структурно-функциональный анализ, который явился основным базисом теории Толкотта Парсонса.

Список используемой литературы

  1. Система современных обществ Парсонс Т.. /Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва. - М.: Аспект-Персс, 1998
  2. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. Г. Беккер, А. Босков. Перевод с английского В.М. Карзинкина, Ю.В. Семенова. — М: издательство иностранной литературы, 1961
  3. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Социология: Часть II: Учебно-метод. пособие. С.В. Ямщиков, Дубна: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2003
  5. Философия: Учебник/Под ред. Н.С. Сидоренко. — М.:изд-во Рос. Экон. Акад., 2004.

Является одним из наиболее популярных в ХХ веке методов изучения общественных процессов. Его ценность состоит в том, что с его помощью можно исследовать не только отдельные элементы и устойчивые связи, но также их вертикальные и горизонтальные иерархические взаимоотношения. В 50-70-х годах ХХ столетия наиболее видным представителем этого течения был Т. Парсон

с. Определяя понятие социальной структуры общества и его роль в анализе жизнедеятельности людей, он использовал методику современных ему семиотики, синергетики и кибернетики. Он также пользовался работами Э. Дюркгейма и М.Вебера. Парсонса не очень интересуют исторические типы общества, поскольку он отбрасывает эволюционный подход к его формированию. Его интересует современный социум и происходящие там процессы.

Социальная структура общества и теория социального действия

Человек, как считает Парсонс, является основным элементом любого общества. Он и его отношения с другими людьми представляют собой систему, которая сама себя организует. Так же можно охарактеризовать и действия любого человека, которые носят общественный характер. У них есть некоторые особенности. Социальная структура общества определяет поведение человека, в особенности ролевое. Оно по своей природе является символическим. Ведь роль регулирующего механизма в нем играет язык. Он выражает понятия, определяющие нашу реакцию, вплоть до подсознательной, через символы. Кроме того, поведению присуща нормативность, потому что оно зависит от целого ряда общепринятых рамок. Человек должен делать то или иное, потому что так принято. Ну и, наконец, одной из основных его характеристик является волюнтаристичность, поскольку человеку присущи личные пристрастия, желания и так далее. Строение социального действия, которое представляет из себя общественное поведение человека, является следующим. Оно состоит из субъекта, ситуации, в которой все происходит, и ориентации, направленности индивида. Парсонс расходится с Вебером по поводу того, должно ли это действие обязательно иметь осознанный человеком смысл, или же оно может быть спонтанным, аффективным. На этой основе социолог выстраивает целую систему и классифицирует ее по подразделениям: культурная, социальная, личностная. Все они связаны между собой различными отношениями, среди которых доминируют три регулятора: язык, деньги и власть.

Социальная структура общества. Социология системного подхода

Таким образом, по Парсонсу, общественная система представляет собой сложно-организованную, упорядоченную целостность, которая держится специфическими связями. Примерами этого могут служить государство, нация, крупная организация или движение. Все подобные системы, как полагал автор, следует изучать с помощью особой методологии. Прежде всего, следует определить, какова социальная структура общества, которое исследуется. То есть, нужно выяснить, на какие элементы его можно разбить и что из них конструируется. Парсонс предполагал, что самые крупные структуры делятся на четыре типа: семья, учреждение, политические и общественные организации, государство. Их главными регуляторами являются ценности и нормы, принятые на данном уровне. Затем следует провести анализ, который бы показал соотношение между элементами и целым. Кроме того, такой метод может прояснить роли самих общественных систем. Так осуществляется структурно-функциональный анализ.

Первоначально системный подход к анализу общественных явлений примения американский социолог Талкотт Парсонс . Вместо грубого эмпиризма, господствовавшего в социологии, Т. Парсонс ввел теорию социального действия. Социальное действие включает все многообразие поведения человека, мотивируемое и направляемое теми значениями, которые он обнаруживает во внешнем мире, учитывает и на которые реагирует. Действия человека как ответ на совокупность сигналов, по­лучаемых им из окружающей среды, никогда не бывают изолированными и простыми, а выступают как совокупность действий нескольких субъектов, т. е. как взаимодействие. Любое действие можно рассматривать в одно и то же время и как совокупность единичных действий, и как составную часть более широкой целостности. Следовательно, система дейст­вия представляет собой комплекс взаимодействий субъекта и объектов, предметов, с которыми он вступает в те или иные отношения. Для своего существования и самоподдержания система должна функционировать.

По Т. Парсонсу , любая система, обязательно включает четыре функции, служащие удовлетворению ее элементарных потребностей:

1) функцию адаптации , т.е. установления связей системы с окружающей средой. Приспосабливаясь к окружающей среде, система черпает из нее ресурсы, которые ей необходимы; трансформирует внешнюю систему в соответствии со своими «потребностями», давая ей взамен собственные ресурсы;

2) функцию целеедостижения , состоящую в определении целей системы, а также мобилизации энергии и ресурсов для ее достижения;

3) функцию интеграции , направленную на поддержание координации взаимоотношений составляющих элементов системы. Такая координация позволяет предохранять систему от радикальных изменений и потрясений;

4) латентную функцию , нацеленную как на сохранение ориентации субъектов на нормы и ценности системы, так и на обеспечение необходимой мотивации своих сторонников.

Т. Парсонс одним из первых рассматривает общество как социальную систему состоящую из четырех взаимодействующих подсистем. В свою очередь, каждая подсистема выполняет определенные функции. Скажем, функцию адаптации общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет экономическая подсистема. Функцию целедостижения системы, проявляющегося в стремлении к коллективным действиям, мобилизации субъектов и ресурсов их достижение выполняет политика . Функция институтов социализации (семья, система образования и т.д.) заключается в передаче норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации общественного поведения субъектов. Наконец, функцию интеграции общества, установления и сохранения связей солидарности между его элементами осуществляют институты «социального общества» (мораль, право, суд и т.д.).

Политическая подсистема включает, по Т. Парсонсу, три института: лидерство, органы власти и регламентацию . Каждый из названных институтов тоже выполняет определенные функции. Так, институт лидерства обеспечивает занятие определенного положения, предписывающего обязанность проявлять инициативы и привлекать к дос­тижению общих целей членов сообщества. Институт регламентации способствует издании­ норм и правил, создающих правовую основу для социального контроля.

Однако модель Т. Парсонса страдала известными недостатками: во-первых, она была слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы, протекающие в политической сфере, во-вторых, она была ориентирована на стабильность и устойчивость политической систе­мы, поэтому­ исключала все признаки дисфункциональности, случаи социальной напряженности, деструктивности и конфликтов. Тем не менее теоретическая модель Т. Парсонса оказала заметное влияние на исследования в области социологии и политологии.

Политология/ 3. Теория политических систем

Медведева А.В., Рыбаков В.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Теории политических систем Д. Истона и Т. Парсонса

Теория политических систем была создана в 50-е гг. в ХХ веке, прежде всего, усилиями американских политологов Д.Истона, Т.Парсонса, Г.Алмонда, Р.Даля, К.Дойча и др. Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон. В работах "Политическая система" (1953 г.), "Предел политического анализа" (1965 г.), "Системный анализ политической жизни" (1965 г.) он заложил основы теории политической системы. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе.

В целой серии работ Д. Истон пытается выстроить целостную теорию, основывающуюся на изучении «прямых» и «обратных» связей между собственно политической системой и ее внешней средой, в известном смысле заимствуя кибернетические принципы «черного ящика» и «обратной связи», и используя тем самым в ходе концептуализации системный подход и элементы общей теории систем. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь», или воздействие системы на среду. В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это «вход», воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки. Во-вторых, «конверсия» (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это «выход», принятие решений и их реализация в форме практических акций. И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи». Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой.

Недостатками модели политической системы по Истону являются:

· чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;

· некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

· недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Изучая общество, американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979) выделил такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономическая и политическая, различающиеся по своим функциям.

Экономическая система служит для адаптации общества к окружающей среде; духовная система поддерживает устоявшиеся образы жизни, воспитывает, развивает общественное сознание, разрешает конфликты; политическая система обеспечивает интеграцию общества, эффективность общей деятельности и реализацию общих целей.

Образцом для создателей теории послужила концепция "социальной системы" Т.Парсонса, который рассматривал системы человеческого действия любого уровня в терминах функциональных подсистем, специализированных на решении своих специфических проблем. Так, на уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры, которая, по Парсонсу, составляет "анатомию" социума, - система верований, мораль и институты социализации (семья, система образования и т.д.), функцию целедостижения - политическая подсистема. Каждая из подсистем общества, обладая свойством открытости, зависит от результатов деятельности остальных. При этом взаимообмен в сложных системах осуществляется не прямо, а с помощью "символических посредников", каковыми на уровне социальной системы являются: деньги, влияние, ценностные приверженности и власть. Власть, прежде всего, "обобщенный посредник" в политической подсистеме, в то время как деньги являются "обобщенным посредником" экономического процесса и т.д.

Кроме названных проявлений практического характера и служебной роли теории политической системы в политологии существуют и иные формы ее выражения. Все они свидетельствуют, несмотря на их различие, не только об академической, но и о политико-практической, прикладной значимости рассматриваемой темы.

Литература:

1. Андреев С. Политические системы и политическая организация общества. // Социально-политические науки. 1992. №1.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.

3. Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. – СПб., 1995.

Тема 6. Политическая система общества

1. Понятие и сущность системного подхода в политической социологии

Подавляющее большинство мыслителей прошлого и настоящего обращалось к идее политических институтов как основе стабильности и порядка . Платон и Аристотель, Цицерон и Макиавелли, Гоббс и Локк, Монтескье и Токвиль, Маркс и Вебер и многие другие мыслители, обосновывая необходимость улучшения политической жизни, обращались к идее политических институтов. Чаще других они апеллировали к институту государства , реже - к институтам гражданского общества . В своем развитии политические институты прошли длительный и противоречивый путь, эволюционируя и изменяясь вместе со структурами социума. В истории развития политики был достаточно длительный исторический период, когда вся она сводилась исключительно к функционированию государства и воплощалась в деятельности монарха и его ближайшего окружения.

Современная политика существует и реализуется посредством целого ансамбля политических институтов, которые образуют политическую систему общества . Институты представляют собой «правила игры» или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействия между людьми (Д.Норт).

Политическая деятельность акторов в современном обществе не может осуществляться вне институционального пространства, которое находится в состоянии динамического равновесия. Оно остается относительно стабильным устойчивым и в то же время в нем непрерывно происходят изменения, связанные с деятельностью множества акторов, преследующих свои интересы. Взаимодействия между политическими акторами и институтами описывается с помощью теории политических систем , которая вошла в современную политическую социологию в середине XX столетия и заняла в ней прочные позиции.

Свое признание теория политической системы получила через по-пулярность общей теории действия и социальных систем в социологии в середине прошлого века. Данный подход в современном понимании был открыт Т. Парсонсом (1902-1979) и Э. Шилзом (1911-1995). Разра-ботчики ставили своей целью создание концепции, способной охватить все аспекты социального мира и согласовать понимание общественной жизни с достижениями естественных наук биологии (Л. фон Берталанфи) и кибернетики (Н. Винер).

По Т. Парсонсу , теорию следует строить путем введения абстракт-ных понятий, так как окружающая нас реальность состоит из сложных и запутанных связей. Однако, несмотря на ее необъятность, она орга-низована логически и рационально, имеет системный характер , то есть выделенные абстрактные положения должны быть логически органи-зованы в единое тело отвлеченных концепций.

В основе любого явле-ния или процесса в окружающем нас мире лежат определенного рода действия . Модель любого человеческого действия включает в себя два аспекта :

Ø актора (actor ), то есть действующее лицо, человека, обладающего стремлением действовать для достижения определенных целей;

Ø ситуационное окружение, то есть факторы, к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Концепцию социальной системы Т. Парсонс взял из общей тео-рии систем в естественных науках. Развитие системного подхода было связано с проблемой сохранения состояния порядка в системах , что противоречило третьему началу термодинамики, утверждающему те-зис о стремлении закрытых систем к росту энтропии (меры хаоса). Ре-шением проблемы стало введение понятия открытых систем, то есть способных взаимодействовать с окружающей средой посредством об-мена через каналы «входов» и «выходов». Именно такой механизм позволяет системам поддерживать состояние сложного порядка. Парсоновские системы действия тоже являются открытыми, поэто-му для продолжения своей жизнедеятельности (сохранения порядка) им требуется выполнять четыре функционально необходимых условия-требования :

1. Адаптация (любая система должна приспосабливаться к условиям окружающей среды).

2. Целеполагание (для достижения поставленных целей система должна иметь набор преследуемых целей и возможности мо-билизации ресурсов для их достижения).

3. Интеграция (в системе должны поддерживаться определенное единство и взаимосвязь составляющих компонентов).

4. Сохранение формы (система должна стремиться к состоянию равновесия).

В состав системы входят еще и подсистемы, выполняющие опреде-ленную функцию . Так, в социальной системе взаимодействуют:

Ø экономи-ческая подсистема , несущая функцию адаптации;

Ø система социетальной общности , включающая в себя все институты социального контроля от законов до неформальных правил (функция интеграции);

Ø система со-циализации , которая осуществляет функцию поддержания образца, вовлекая индивида в сферу отношений культурной системы;

Ø политическая подсистема общества , которая через исполнение функции целеполагания несет в себе все формы принятия решений, оформления стоящих перед социальной системой целей и мобилиза-ции имеющихся ресурсов для их достижения. Таким образом, можно говорить о центральной роли политической системы в жизнедеятель-ности общества.

Использование системного подхода в политической науке началось в 1950-х годах с появлением работ американских исследователей Д.Исто-на, Г.Алмонда и К.Дойча . Политическую жизнь стали рассматривать как систему, полагая, что между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаи-мосвязь.

Возможность применения системного подхода в политических исследованиях М.Каплан обосновал в работе «Система и процесс международной политики» . Основой тезис данной работы состоял в следующем. Научная политология возможна лишь в том случае, если рассматривается как система действий. Система действий - это ряд особым способом взаимосвязанных переменных величин; при этом поддающиеся описанию поведенческие закономерности характеризу-ют как внутренние отношения этих переменных, так и их связь с ком-бинацией внешних переменных.

В основу системного анализа было положено четыре принципа :

1.Определение системы через различение с окружающей средой (система не тождественна окружающей среде и подвержена ее влиянию).

2.Рассмотрение политической жизни как системы действий и взаимодействий акторов.

3.Понятие реакции (процессы и элементы системы взаимодей-ствуют и изменяются под влиянием источников напряженно-сти внутри и вне системы).

4.Обратная связь (действия системы влекут за собой реакцию ее структур и внешней среды).

То есть, были приняты ключевые положения общей теории систем и теории социального действия Т. Парсонса . Политическая теория тоже хотела построить « grand theory » в своей области исследований, отойти от рассмотрения конкретных институтов и « Stato » Макиавелли, право-вого государства и гражданского общества.

Известный американский политолог Г.Алмонд считает введение системного анализа важным шагом в политической науке. Система как ключевая концепция определяется:

во-первых , как сложное целое, совокупность связанных между собой вещей;

во-вторых , как метод, организация, общепринятые принципы и процедуры.

Понятие физи-ческой и аналитической системы различны. Если система физическая есть набор эмпирически наблюдаемых взаимосвязей, то аналитический конструкт составляют умозрительные построения из аспектов или ат-рибутов конкретных сущностей. Алмонд предложил определить поли-тическую систему как «систему взаимодействий, имеющихся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию интеграции и адаптации посредством использования или угрозы использования принуждения. Политическая система - это легитимная, поддержи-вающая порядок и преобразующая система в обществе ».

В целом политическая система понимается как особый тип соци-альных отношений, которые задействованы в принятии властных пуб-личных решений . Она представляет собой совокупность институтов (таких, как парламенты, бюрократии и суды), которые формируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества или существующих в нем групп .

Субъектами или акторами этих системных отношений являются индивидуумы и социальные группы общества , которые выступают в различных качествах, так как во множестве ситуаций, в зависимости от цели их деятельности, они оперируют в рамках существующих по-литических институтов.

Согласно позиции другого американского ученого, Д. Истона , об-щие черты системного анализа можно охарактеризовать следующим образом :

1.Политическая система есть ряд взаимодействий, абстрагируемых от общего социального поведения, посредством которых проис-ходит распределение ценностей в обществе. Причем это распределение носит «авторитетный» характер, то есть обязывающий к подчинению.

2.Социальные системы, как и живые организмы, имеют способность преодолевать нарушения в своих системах. Политическая сис-тема обладает «реагирующим» и «саморегулирующим» потенциалом, который дает ей возможность координировать действия структур и ход процессов.

3.Политическая система не является статичным феноменом. Она изменяется под действием как внутренних, так и внешних сил, адапти-руясь к новым условиям для «сохранения образца».

4.Политическая система является открытой, так как она взаимо-действует с окружающей средой и поддается ее влиянию.

Теорию систем стали использовать из-за ее преимуществ при прове-дении систематического эмпирического анализа. Теория, построенная с использованием системного анализа, позволяет стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, то есть придать универсаль-ность построениям. Перечисленное составляет большую пользу для проведения сравнительного анализа аспектов политической жизни различных обществ.

2. Политическая система: элементы и структура

Существование политической системы определяется через разде-ление системы и окружающей среды . Вообще данные понятия могут быть употребимы тогда, когда мы имеем представление о пространс-тве и времени существования социально-политических явлений.

Политическое пространство образуется в границах человеческих коммуникаций по поводу распределения власти . Оно образуется по-тому, что каждый человек живет не только в географическом мире, но и в мире подобных себе. Человек изначально социализирует этот мир, наделяя его необходимыми для межличностного общения свойствами и качествами. Такого рода социокультурный макрокосм, спаянный во-едино культурой и традицией, состоит из отдельных «миров» - пра-вового, экономического, политического, религиозного и других.

Так, сфера политического рассматривается как ограниченное про-странство, наполненное жизнью. Значит, внутри этого пространства происходит постоянное взаимодействие различных интересов, их стол-кновение и кооперация . Преобладание одного из них ведет к потере значения других, столкновение интересов приводит к конфликту, кото-рый влияет на многие области политической жизни в целом. В зависимо-сти от широты охвата политическим взаимодействием, можно выделить три уровня политического пространства : микро-, макро-, и мегауровень .

В микрополитике основным является взаимодействие индивидов и групп, динамика их интересов во власти.

Макрополитика в большей степени связана с характеристикой пространства функционирования базового агента современной политической жизни — «государства-нации», лимитированного административно-правовыми границами распространения легитимной публичной власти.

Содержание мегаполитического уровня - связи и внешние взаимодействия национально-государственных и наднациональных субъектов в глобальных отноше-ниях по поводу мирового политического порядка. С этой точки зрения именно нация-государство вызывает наибольший интерес для иссле-дования, так как содержит в себе элементы микро- (партии, движения, группы интересов) и мегаструктуры (международные объединения) политического мира.

Итак, национальное государство выступает ядром политического пространства, его основным функциональным компонентом . Оно со-единяет в себе множество разнонаправленных векторов всего спектра политических сил. Осознание этого, разработки системной теории в естественных науках, острота необходимости соединить теоретические разработки с эм-пирически наблюдаемым привели к появлению теории систем в сфере политического.

Наиболее серьезные исследования в области теории политической системы связаны с «системной» моделью Д. Истона , «функциональной» моделью Г. Алмонда и «кибернетической» моделью К. Дойча . Обобщая их классические подходы, можно составить представление о политиче-ской системе.

В рамках политической системы происходит превращение (конвер-сия) общественных требований в политические решения, они воздейс-твуют на среду и в ней происходят соответствующие изменения , что, в свою очередь, влечет изменения в общественном мнении, и процесс конверсии повторяется. Этот процесс описывается с помощью понятий «вход-выход» и «обратная связь».

Вход в систему обеспечивает поток информации, идущей от среды в политическую систему. По Д. Истону, такая информация выражает-ся в требованиях и в различных формах поддержки. Это требования, касающиеся :

1)распределения материальных и духовных ценностей;

2)регулирования поведения, т. е. издания норм;

4)необходимой информации о деятельности властных органов и т. д.

Поддержка , в свою очередь, проявляется :

1)в материальной форме - уплате налогов и прочих платежах;

2)в форме подчинения существующим нормам;

3)через политическое участие - в выборах, митингах, демонстрациях
и т. п. в поддержку существующей системы и принимаемых в ее рамках решений;

4)в различных формах выражения уважения к государству: государственной символике, церемониям и т. д.

Субъекты принятия решений перерабатывают полученную инфор-мацию и обеспечивают выход из политической системы. Они опреде-ляют порядок распределения ценностей; издают нормы поведения; устанавливают формы и способы материальной поддержки; предлага-ют образцы политической символики и др.

Взаимодействие между «входом» и «выходом» обеспечивается «об-ратной связью» : принятые решения воздействуют на среду, вызывают в ней изменения и, соответственно, обуславливают возникновение но-вых потребностей, желаний, требований, стремящихся к «входу» в по-литическую систему. Таким образом, политика предстает в виде беско-нечного процесса.

Эффективность политической системы оценивается в зависимости от ее способности :

1) извлекать необходимые материальные и челове-ческие ресурсы из окружающей среды;

2) эффективно распределять материальные и духовные ценности (товары, услуги, почести и т. д.);

3) регулировать и контролировать поведение индивидов и групп, ис-пользуя при необходимости принуждение;

4) обеспечивать себе под-держку со стороны общества, прививая ему уважение к утверждаемой государством символике, т. е. воздействовать на чувства и установки людей, а в более широком плане - на политическую культуру с тем, чтобы использовать ее для своей легитимации.

В конечном счете, эф-фективность политической системы определяется ее способностью адекватно реагировать на изменения, происходящие в среде .

Строго говоря, любая политическая система является вторичной в том смысле, что она складывается в ответ на требования среды , а ее устойчивость и эффективность определяются способностью адаптироваться к происходящим в среде изменениям . Это касается содержа-ния принимаемых решений и структурных характеристик систем.

Обращение к данной категории есть способ изучения власти как продукта совокупной деятельности людей, как процесса и результата взаимодействий законов, административной системы, партий, ассоци-аций, лидеров, элиты. Эти эмпирически наблюдаемые явления рассмат-риваются в теории как взаимодействия внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Пер-вичными элементами в политической системе являются политические ресурсы , то есть те или иные силы, которые могут быть использова-ны для реализации власти , интересы, благодаря которым индивид или группа вовлекается в процесс принятия и реализации решений; цен-ности и ориентации субъектов в политическом поведении.

По Д. Истону , изучение политики сосредоточено на осознании того, как принимаются авторитетные решения и как они осуществля-ются в обществе . Если политика заключается в авторитетном распре-делении ценностей, то политическая система — это организм, который реагирует на поступающие к нему импульсы, предотвращает конфлик-ты, возникающие по поводу распределения ценностей.

Г. Алмонд пред-ложил понимать под политической системой все типы действий, имею-щих отношение к принятию политических решений или выступающих как набор взаимодействующих ролей. С его точки зрения, основными понятиями в системном анализе власти являются роль и взаимодейст-вие , которые могут дать гораздо больше, чем отдельно взятые понятия института, группы, так как предполагают учет как формальных, так и неформальных отношений. Согласно взглядам Алмонда, под поли-тической системой следует понимать существующую во всех само-стоятельных обществах систему взаимодействий, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического насилия.

Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделяют как общий признак для всех определе-ний политической системы ассоциацию с применением узаконенного физического принуждения в обществе , так как вообще данная кате-гория связана с понятием власти и составляет стержень политической системы, определяющий ее сущность, природу, структуру и границы. В целом политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, норм и правил, опре-деляющих их взаимоотношения по поводу власти, и психологических установок и ориентаций индивидов относительно характера осущест-вления власти в обществе . Исходя из такого определения, можно вы-делить основные компоненты, или подсистемы, политической систе-мы , составляющие ее сущностные характеристики:

1) Институциональная.

2) Нормативная.

3) Коммуникационная.

4) Культурно-идеологическая.

Центр институциональной системы - государство , которое есть совокупность элементов: законодательная власть, структура исполни-тельной власти и государственного аппарата (бюрократия), судебная власть. Помимо государства, сюда входят и институционализирован-ные элементы гражданского общества - партии, лоббистские струк-туры.

Институциональная система взаимодействует с системой норма-тивов и создает необходимые для подчинения правила (нормы) участия во властных отношениях, которые порождаются и принимаются всем обществом , но легитимируются через провозглашение их государ-ством. Это объясняется тем, что именно оно обладает монополией на применение узаконенного насилия в случае неисполнения установлен-ных норм.

Сами отношения по поводу власти существуют постольку, поскольку люди вступают в общение друг с другом, поэтому нормы и институты возможны лишь в области человеческих коммуникаций . В современных системных разработках коммуникация понимается как основа общества. Так, например, Н. Луман утверждает, что понимать социум как совокупность индивидов нельзя, ибо все его структуры и системы существуют лишь в области наших коммуникаций. Человек в обыденном смысле вообще исключается из понятия общества.

Изучение политической системы не сводится к исследованию ее внутреннего пространства. Выделяется среда ее обитания, как внут-ренняя, так и внешняя. Д. Истон определяет внутреннюю среду по-нятием «интрасоциетальная », а внешнюю - «экстрасоциетальная ».

Первая состоит из систем, которые не являются политическими по определению политической системы, обладают другими типами взаимодействия. Интрасоциетальные системы включают такое множество типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социаль-ная структура, межличностные отношения . Они являются компонен-тами общества в целом, частью которого является и сама политическая система. В этом социуме перечисленные системы выступают источни-ками влияния на действия политической системы.

Другая часть среды экстрасоциетальна и включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу . Они выступают в качестве функцио-нальных компонентов международного окружения. Истон приводит как пример экстрасоциетальной системы межнациональную систему культуры .

Оба рассмотренных класса систем образуют полное окру-жение политической системы. Так как политическая система являет-ся открытой, то окружающая среда оказывает возмущающие воздей-ствия на нее, и наоборот . Механизм этих взаимодействий описывается в терминах «входа» и «выхода».

Под «входами » понимается тот материал, который система долж-на переработать и оформить ради установления общих норм и правил поведения общества в процессе распределения ценностей для предот-вращения конфликтов .

Принятые решения - это «выходы» системы , они реализуются в обществе.

Среди «входов» политической системы Истон выделяет два основ-ных их вида: требования и поддержка . Эти «входы» придают системе динамичный характер, так как требования — это материал или инфор-мации, которые система призвана перерабатывать, а поддержка есть энергия, необходимая системе для работы. Требования являются не-обходимым компонентом организации любой социальной системы, так как индивиды вступают в процесс общения ради удовлетворения своих потребностей.

У Алмонда под политическим («входным ») процессом понимается поток требований общества к политике и вовлечение их в процесс принятия авторитетного решения . Административный процесс («на выходе ») есть процесс, посредством которого политика осущест-вляется и подкрепляется .

В модели Истона присутствует понятие обратной связи . Суть ее в том, что результат принятия политического решения воспринимает-ся окружающей средой (как интрасоциетальной, так и экстрасоцие-тальной), которая реагирует на принятое решение и посылает импуль-сы этой реакции на «входы» политической системы.

В первых своих разработках Истон уделял мало внимания ядру по-литической системы — центру принятия решений, или, как его назвали, «черному ящику». Именно там концентрируется большинство функ-ций, выполняемых системой. Функции политической системы можно определить как действия ее структурных компонентов, направленные на достижение поставленных перед системой целей . Достижение цели содержит в себе способность системы взаимодействовать с окружающей средой, адаптироваться к меняющимся условиям существования и само-сохраняться. Акцент на функциональном аспекте политической систе-мы сделал в своих работах Алмонд.

Итак, можно выделить основные составляющие политической сис-темы: среда, отношения между системой и средой («входы», «выходы»), структура, функции.

3. Функции политической системы

Исследование политического процесса позволяет рассматривать политическую систему общества, представленную ранее в статичес-ком состоянии, уже в аспекте функционально-динамическом , выявля-ющим , прежде всего, механизмы функционирования макросистемы, динамику ее взаимодействия с гражданским обществом .

В данном контексте понятие «процесс» можно определить как :

Ø функционирование системы во времени, то есть последовательная смена ее состояний (динамический аспект );

Ø набор основных действий, выполняемых политической систе-мой вне зависимости от времени (структурный аспект ).

Так, понятие процесса связано с функциями политической систе-мы , то есть с самым интересным для исследователя-компаративиста аспектом. Именно по содержанию функциональных действий мож-но сравнивать политические системы. Это связано с тем, что понятие «функции» соединяет в себе и институциональный, и поведенческий аспекты взаимодействий в политической структуре .

Попытку рассмотреть политическую систему с функциональной точ-ки зрения осуществил Г. Алмонд , используя как основу своей модели конструкт Д. Истона (см. рис. 1).

В данной модели представлены три функциональных блока:

1)Функции системы.

2)Функции процесса.

3)Функции управления.

Рис. 1. Модель политической системы Г. Алмонда

Функции системы можно назвать функциями макроуровня , так как здесь выделяются наиболее общие требования к ее деятельности, характеризующие способность кооперировать с обществом, адапти-ровать его членов к своей структуре, то есть сохраняться. Это:

Ø функция социализации , обеспечивающая принятие индивидами существующих в данной системе правил и ценностей;

Ø функция рекрутирования , то есть «найма» прямых участников поли-тического процесса (сторонников или противников);

Ø функция обеспечения политической коммуникации , как внутри систе-мы, так и между системой и внешней средой.

Общие функции политической системы могут быть конкретизиро-ваны следующим образом. Для обеспечения своей устойчивости поли-тическая система через входящие в нее политические институты должна осуществлять :

Ø политическую социализацию членов общества;

Ø по-литическое рекрутирование;

Ø выражение - артикуляцию полити-ческих интересов, сложившихся в обществе;

Ø агрегацию интересов;

Ø создание общеобязательных норм;

Ø властное исполнение норм;

Ø разрешение возникающих на основе этих норм споров.

Политическая социализация - это процесс восприятия и усвоения индивидами знаний о политике, политических норм, ценностей, а в це-лом — политической культуры данного общества и, соответственно, включения их в политическую систему . Политическая социализа-ция происходит через обучение и воспитание индивидов и спонтанно (стихийно) через воздействие на их сознание реальной политической практики. Чем больше членов общества воспринимают системные по-литические ценности, тем стабильнее система и тем быстрее она может адаптироваться к изменениям, происходящим в среде.

Вместе с тем процесс социализации не всегда идет гладко и безболезненно .

Во-пер-вых , при передаче от поколения к поколению ценности неизбежно пре-терпевают более или менее существенные изменения . В этом смысле конфликт поколений («отцов и детей») - явление не только нормаль-ное, но и необходимое, выражающее изменчивость и стабильность сис-темы. Однако в том случае, когда в обществе происходят радикальные, революционные изменения и, соответственно, обнаруживается резкий отказ от старых политических ценностей, конфликт между поколени-ями , т. е. между теми, кто продолжает придерживаться старых цен-ностей, и теми, кто их отрицает, может принять угрожающий для всех характер . Политическая система может оказаться в состоянии аномии (отсутствия норм), что приводит к неупорядоченности отношений, а в крайних случаях — к хаосу.

Во-вторых , в любом обществе сущес-твуют «несоциализированные» индивиды и группы индивидов, кото-рые по тем или иным причинам не воспринимают системные ценности и нормы . По отношению к этому явлению используется термин «маргинальность ». Маргиналы отчуждаются от политической системы, не могут или отказываются подчиняться системным нормам, использовать системные правила или процедуры. Поэтому они склонны прибе-гать к ненормативным, нередко насильственным способам отстаивания своих интересов , либо, отрицая ценность данной политической сис-темы или политики вообще, отказываться от участия в политической жизни (так называемый абсентеизм , от лат. absens - отсутствующий). В различных политических системах и в разных политических ситуа-циях маргинальность и абсентеизм вызываются различными причина-ми; от политической системы могут отчуждаться различные группы, в том числе и носители гуманных политических ценностей (например, либеральных в тоталитарной политической системе).

Политическое рекрутирование - это процесс привития особых знаний, умений, ценностей, ориентирующих индивида на выполнение особых политических ролей : президента, министра, законодателя, партийного лидера, партийного активиста, идеолога и т. д. Их поведе-ние должно соответствовать определенным ожиданиям при выполне-нии ими соответствующих функций.

Подбор кандидатов для политического рекрутирования может осу-ществляться по различным критериям : происхождению (этническому или социальному); принадлежности к определенному роду, племени; вероисповеданию; приверженности к определенной идеологии; по виду и уровню образования; способности к выполнению той или иной функции.

Эффективность политического рекрутирования непосредственно влияет на жизненность всей политической системы. Процесс рекрути-рования, посредством которого индивиды включаются в активную по-литическую жизнь, выражает связь между обществом и политической системой, способность системы черпать из общества наиболее способ-ных для политической деятельности личностей . Когда эта способность ослабевает, политическая система, с точки зрения процесса рекрутиро-вания, становится закрытой. В этом случае, что было замечено еще клас-сиками теории элит Г. Моской и В. Парето, правящая элита вырождает-ся и гибнет, что может привести к краху всей политической системы.

Выражение или артикуляция интересов - это те средства и спосо-бы, посредством которых интересы отдельных граждан и групп при-обретают форму политических требований, обращенных к субъектам принятия властных решений . Формы артикуляции гражданами своих интересов (формы гражданского участия) могут быть самыми разны-ми, от голосования на выборах, участия в общественных движениях или политических партиях, до протестной деятельности.

Если социальные группы, объективно сложившиеся в обществе, по тем или иным основаниям не имеют открытых, формализованных каналов, через которые они могут выражать свои интересы, нужды и требования, то вероятность их удовлетворения весьма проблематична и полностью зависит от субъектов, принимающих решения (от правящей элиты). Результатом этого может явиться растущая неудовлетворен-ность тех групп, чьи интересы игнорируются, их отчуждение от поли-тической системы и проявление с их стороны склонности к насильст-венным действиям по отношению к правящей элите и олицетворяемой ею политической системе. Вообще все известные истории бунты, восстания и революции были вызваны игнорированием интересов тех или иных социальных групп .

Второй функциональный блок - блок процесса . Вместе с функциями управления он составляет понятие функционального ядра системы, рас-шифровку «черного ящика». Функции процесса непосредственно связа-ны со «входом», с воздействием среды. Данный блок построен у Алмонда как динамическое чередование функций. Процесс ввода переживает две базовых стадии : артикуляцию и агрегирование интересов . Артикуляция есть процесс формирования интересов и требований, осознание их инди-видами и малыми группами.

Агрегация представляет собой перевод артикулированных интересов в проекты, программы и цели группами общества, стремящимися реали-зовать их на уровне авторитетных решений, принимаемых политической системой для всего социума. Эти две функции выполняют активные эле-менты гражданского общества - группы интересов и институционали-зированные участники политического процесса - партии.

Артикуляция может быть скрытой и открытой . Первая выражается в поведении инди-вида, а вторая - в формулировке уже осмысленных требований . В этом состоит важность артикуляции, так как в данном понимании именно индивиды через отбор интересов формируют поток требований к по-литической системе, выбирая «стиль» ее действий, характер принятых решений. Однако при помощи социализирующих механизмов система тоже оказывает влияние на ценностные ориентации людей.

Агрегирование интересов - это уже первая стадия непосредственно конверсионного процесса. Выделяют две формы агрегирования : праг-матическую и идеологическую . Выражением прагматической формы аг-регирования является сведение множества интересов к определенному набору альтернативных курсов или программ . В основе идеологической формы лежит принцип «рассортировки» интересов на базе выбранных ценностей развития, справедливости, равноправия .

В различных политических системах масштаб агрегации и струк-туры, осуществляющие агрегацию, отличаются друг от друга. Как правило, агрегацию интересов выполняют политические партии . В некоторых системах ее выполняют другие институциональные структуры , например, система демократи-ческого корпоративизма .

Следующий этап - выработка политики . Здесь функции поли-тической системы начинает выполнять ее центральный элемент - государство . Государственное управление как часть конверсионного процесса изначально находилось в центре внимания сравнительной политологии. Сейчас идея изучения государственных институтов вновь обрела второе дыхание в концепциях «нового институционализма».

Таблица 1. Структуры, осуществляющие агрегацию интересов в отдельных современных государствах

Масштаб агрегации интересов данным актором[*]

Страна

Патрон/ клиентские сети Группы сотрудни-чества Состяза-тельные партии Несостяза-тельные партии Вооружен-ные силы
Велико-британия Низкий Высокий Высокий Низкий
Китай Средний Низкий Низкий Высокий Средний
Египет Высокий Низкий Низкий Средний Средний
Франция Низкий Средний Высокий Низкий
Германия Низкий Высокий Высокий Низкий
Индия Высокий Средний Средний Низкий
Япония Средний Высокий Высокий Низкий
Мексика Средний Средний Низкий Высокий Низкий
Нигерия Высокий Низкий Средний Средний Низкий
Россия Средний Низкий Средний Средний Средний
Танзания Высокий Низкий Низкий Высокий Низкий
США Низкий Средний Высокий Низкий

Блок выработки политики можно интерпретировать как часть бо-лее широкого понятия «государственная политика», определить ко-торое можно как процесс определения и разработки стратегического курса общества, основных направлений развития и способов осущест-вления поставленных целей и задач .

Выделяют следующие структурные уровни в механизме госу-дарственной политики :

Ø формирование легитимного субъекта и институциональной иерархии государственной политики;

Ø выработка стратегии политического курса и принятие решений;

Ø мобилизация средств на реализацию управленческих решений;

Ø осуществление государственного контроля и арбитража, обеспечение функционирования механизма «обратной связи» с объектами государственного управления.

В модели Г. Алмонда первый аспект может быть включен в узел выработки политики , а третий и четвертый представлены как этап осу-ществления курса и арбитража и как блок функций управления (добы-вание, регулирование, распределение). Непосредственно в процессе выработки политики активное и ос-новное участие принимают законодательные (парламент) и исполни-тельные (правительство) ветви власти.

А. Дегтярёв приводит две основных модели формирования госу-дарственной стратегии и принятия решений: «активная» и «представи-тельная ». В первом случае основные правила и нормы государственного управления формируются законодательным органом , а исполнительная ветвь власти лишь следует директиве. Вторая модель отражает положение, когда законодательный институт определяет основные направления и ограничения в государственной деятельнос-ти, а реальные ситуационные решения принимаются исполнительными органами власти . Например, «подчиненным» исполнительной власти являлось Национальное собрание во Франции 4-ой республики.

Если артикуляция и агрегирование интересов представляют собой функции «входящие », то осуществление курса и арбитраж вместе с бло-ком функций управления являются, по Алмонду, «исходящими ». Центр выработки решений в модели включает в себя элементы и «входящих», и «выходящих» функций, исполняемых, соответственно, представительным законодательным органом и исполнительными институтами.«Исходящие» функции осуществления политики и арбитража вы-полняют исполнительная администрация и судебные органы .

Третий заключительный уровень управления связан с манипулированием ре-сурсами, необходимыми для удовлетворения общественных требова-ний , которое состоит в их добывании (освоении), регулировании (опре-делении количества и необходимости их использования в той или иной сфере) и распределении (например, деятельность в сфере социальной политики — выплата пособий и пенсий). После осуществления функ-ций последней стадии наступает «реакция» общества на результаты работы политической системы , которая затем как информация посту-пает на «входы».

В целом модель Г. Алмонда представляет политический процесс в виде слаженного взаимодействия социальной среды с институцио-нальными структурами . Этот конструкт отражал стабильное состояние политической системы США в 1970-80-х годах, что послужило основа-ниями для критики его статичности и этноцентризма. Однако в целом он был принят, так как обладал значительной долей обобщения и кон-кретизировал политический процесс с функциональной точки зрения. К тому же в тот временной период не только США, но и Россия, и стра-ны Европы находились в относительно стабильном политико-экономи-ческом положении.

[*] Масштаб агрегации интересов оценивается только как низкий, средний и высокий. Оценки имеют обобщенный характер и могут варьироваться в зависимости от времени и проблемного поля.