По картинам

Николай 1 кратко внутренняя и внешняя. Политика Николая I. Решение крестьянского вопроса

Николай I был осторожным и расчетливым человеком, поэтому не проводил резких изменений во внутренней политике Российской империи. Одним из главных аспектов деятельности его правительства была кодификация российского законодательства, осуществленная впервые в российской истории М.М. Сперанским. Самой важной проблемой при Николае I оставался крестьянский вопрос, который так и не был решен окончательно при императоре. Были проведены некоторые реформы, сначала в отношении государственных крестьян, а потом и помещичьих, но комплексного решения проблемы добиться не удалось. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Взойдя на престол, Николай I понял, что Российской империи необходимы были реформы. Однако вместо резких изменений Николай, человек осторожный, предпочел сначала добиться стабильности в государстве и устойчивости российских законов.

Император прекрасно осознавал проблему крестьянского вопроса, но в свое правление он не нашел возможности разрешить этот вопрос до конца. Николай, в отличие от своего предшественника, пытался решить не только глобальные общегосударственные проблемы, но и вникал в проблемы ниже уровнем. Он желал контролировать все дела, происходившие в Российском государстве. Для этого монарх значительно расширил полномочия собственной Канцелярии. После этого Канцелярия стала контролировать деятельность министерств и других ведомств, фактически став важнейшим институтом в Российской империи.

В 1826 г. указом Николая I было создано Второе отделение Канцелярии. Его руководителем стал М.М. Сперанский (рис. 2), ссылка которого закончилась фактически в 1816 г., а в 1821 г. он вернулся в Санкт-Петербург. Задачей Второго отделения было кодификация, то есть упорядочение российского законодательства. Эта работа была очень необходимой, так как в российском законодательстве на момент правления Николая I имелось огромное количество законов, начиная с 1500-х гг. Какие из них действующие, а какие нет, было весьма важным вопросом на территориях частей Российской империи. Попытки кодифицировать российское законодательство предпринимались и ранее, но безуспешно. М.М. Сперанский же всего за 5 лет осуществил грандиозный проект - в 1832 г. было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи», а еще через год, в 1833 г., было опубликовано «Полное собрание действующих законов Российской империи».

Рис. 2. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Что касается крестьянского вопроса, то Николай I понимал необходимость отмены крепостного права. Но первые его шаги в крестьянской политике были направлены на улучшение положения не всех, а только государственных крестьян. Этим занялся сподвижник императора, член Государственного Совета и министр государственных имуществ П.Д. Киселев (рис. 3). Среди крестьянских реформ Киселева можно выделить следующие:

1. В государственных деревнях увеличилось строительство школ и больниц.

2. Были выделены специальные земли, которые использовались совместно членами крестьянской общины для предотвращения неурожая и голода. В основном вышеназванные земли с указания сверху засаживались картофелем. Народ был этим очень недоволен, поэтому крестьяне поднимали т. н. «картофельные бунты» (рис. 4): в 1834 г. был бунт удельных крестьян, а в 1840-1844 гг. - бунт государственных крестьян.

3. Была проведена попытка решить проблему малоземелья. В тех регионах России, где у крестьян не хватало земли, осуществлялись переводы государственных крестьян на свободные участки, в основном на восток. Позднее эта практика была существенно расширена.

Рис. 3. П.Д. Киселев - создатель и руководитель крестьянских реформ ()

Рис. 4. Картофельный бунт ()

Первые шаги, предпринятые правительством Николая I в отношении государственных крестьян, вызвали недовольство помещиков. Это происходило потому, что жизнь государственных крестьян в ходе реформ действительно улучшалась, а это вызывало ропот среди крепостных крестьян. Именно поэтому дальнейшего развития реформы П.Д. Киселева не получили.

Российское правительство не остановилось только на государственных крестьянах. Вскоре были изданы законы, касавшиеся крепостных крестьян. Они были следующими:

1. Закон о запрете розничной торговли крестьянами. Это означало то, что теперь помещик не имел права продавать крестьян по отдельности, отлучая от семьи, а мог продавать их только целиком семьями (рис. 5).

2. Разрешение помещикам отпускать крестьян без земли, а также разрешение помещикам отпускать крестьян с землей. Но за такое освобождение крестьяне должны были своему бывшему владельцу выплачивать определенные долги. Данный закон назывался указ «Об обязанных крестьянах» (1842).

3. Крестьяне получили право выкупать землю (и, соответственно, освобождаться) в том случае, если имение, в котором они проживали, будет продано за долги владельца.

4. Крестьяне получили право покупать собственность - незаселенные земли или строения.

Рис. 5. Крестьянская семья XIX в. ()

Все приведенные выше реформы были только первыми шагами в крестьянском вопросе, и как помещики, так и крестьяне активно новыми возможностями не пользовались. Однако стоит заметить, что крестьянские реформы Николая I были важным шагом на пути к отмене крепостного права.

Список литературы

1. Коркунов Н.М. Значение Свода законов // Журнал Министерства народного просвещения. - 1894. - № 9.

2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.

3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.

4. Николай Первый и его время / Сост., вступ. ст., коммент. Б. Н. Тарасова. - М., 2000.

5. Николай I: личность и эпоха: новые материалы / Отв. ред. А. Н. Цамутали; отв. сост. Т. В. Андреева и др. - РАН, С.-Петерб. ин-т истории. - СПб., 2007.

6. Труайя А. Николай I / Пер. c фр. Е. Сутоцкой. - М., 2007.

7. Юртаева Е. А. Исторический опыт создания Свода законов Российской империи // Журнал российского права. - 1998. - № 1.

4. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

Домашнее задание

1. Почему главным государственным органом при Николае I стала его собственная Канцелярия? Чем она занималась? Какие полномочия у нее были?

2. Что такое кодификация российского законодательства? Кем и каким образом она была проведена?

3. Перечислите реформы в отношении государственных крестьян. К чему они привели?

4. Перечислите реформы в отношении помещичьих крестьян. Какие последствия этого были?

Николай 1 приходился третьим сыном императора и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром 1 было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра 1 власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855.

Внутренняя политика

Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая 1 ознаменовано в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь.

При Николае 1 окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина.

Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе.

В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться , касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы.

С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем.

Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений.

Внешняя политика

В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии.

Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря.

В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой.

Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая 1 явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны.

Таким образом, внешняя и внутренняя политика Николая 1 была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().

1. ВСТУПЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I НА ПРЕСТОЛ

Когда Александр в 1985 году умер, не оставив наследников, ближе всего к престолу стоял его брат, великий князь Константин. Но Константин не хотел быть царем. Он отказался от престола в пользу своего младшего брата Николая, которому было тогда двадцать девять лет. Николай не получил воспитания, приличествовавшего наследнику. Может быть, именно потому он стал сравнительно хорошим царем, с точки зрения царизма.

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА НИКОЛАЯ I. «ОХРАНИТЕЛЬНАЯ» ПОЛИТИКА И РЕФОРМАТОРСТВО

Во внутренней политике России первой половины XIX века было два важных рубежа: окончание отечественной войны 1812 года и 1825 год - смена царствования и восстание декабристов.

Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе. В царствование Николая I в числе первоочередных задач была поставлена кодификация законов. На отсутствие должного порядка в российском законодательстве как на главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации постоянно указывали в своих показаниях декабристы, к критике и предложениям которых Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский.

По плану Сперанского кодификация законов должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» Царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором - издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось составление и издание «Уложения» - нового систематического свода действующего законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства». При II отделении была собственная типография, в которой печатались подготовленные тома «Полного собрания законов Российской империи». В течение 1828--1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили «Первое собрание», в которое вошли 31 тыс. законодательных актов за 1649--1825 гг. Кроме того были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 гг., - этими томами начиналось «Второе собрание», включавшее законы, изданные в царствования Николая I и Александра II.

Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов Российской империи». При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей «Свода». При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификаций. Подготовленный «Свод законов» предварительно рассматривался в особой сенатской комиссии, затем его отдельные части рассылались по министерствам. В 1832 г. он был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским «Свод военных постановлений» (12 томов), «Свод законов Остзейских и Западных губерний» и «Свод законов Великого княжества Финляндского».

При Николае I были изданы также «Полное собрание духовных узаконении в России со времени учреждения Святейшего Синода», «Собрание морских узаконении от 1845 по 1851 гг. » и «Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири».

Кодификационный план Сперанского не был выполнен на завершающем и самом существенном его этапе - подготовки и издания «Уложения Российской империи». Николай I отверг третий этап кодификации, предусматривавший внесение «новшеств».

Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно, упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла политической и социальной структуры самодержавно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию, достигшие именно в николаевское царствование особого расцвета. Развитие бюрократии вело к бумажному делопроизводству, протекавшему бесконтрольно в канцелярской тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: за первую половину XIX в. численность чиновников увеличилась с 16 тыс. до 74,3 тыс. Николай I видел пороки бюрократии, сетовал на то, что «империей управляет столоначальник», однако устранить эти пороки в условиях абсолютистского режима было невозможно.

Важнейшим Николай I считал вопрос и о крепостном праве. Было облегчено положение помещичьих крестьян. Правительство издало ряд законов, которые подчеркивали, что «крепостной человек не простая собственность частного лица, а, прежде всего, подданный государства» (В.О. Ключевский).

Следует отметить, что в правлении Александра I и Николая I в дворянской среде все более усиливалась критика в адрес самодержцев, как охранителей крепостного права. Александр I в 1803 г. издал указ «О вольных хлебопашцах», Николай I в 1842 г. издал указ «Об обязанных крестьянах», которые позволяли помещику добровольно отпускать своих крестьян на волю. Но последствия этих указов были незначительны. С 1804 по 1855 гг. помещиками на волю было отпущено всего лишь 116 тыс. крепостных крестьян. Это свидетельствовало о том, что в сохранении крепостного права были заинтересованы, прежде всего, помещики.

Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами.

Под руководством П.Н. Киселева проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей.Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины.

Крестьянам было передано около 2,8 млн. десятин свободной земли; образованным сельским общинам было передано 3 млн. десятин леса.

Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1800 учащимися, а в 1866 г. в них имелось уже 110 школ, в которых училось 2550 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.

Реформирование государственной деревни под руководством графа П.Д. Киселева стали несомненным достижением николаевского времени. В результате предпринятых мер существенно улучшилось правовое и материальное положение государственных крестьян. Помещичьи крестьяне стали с завистью смотреть на государственных крестьян.

Политика в области просвещения становилась все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений.

Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий:

Сельские приходские училища - для крестьян;

Уездные училища - для городских обывателей;

Гимназии - для дворян.

С 1832 г. министром народного просвещения стал С.С. Уваров. Он стал автором знаменитой формулы «православие, самодержавие, народность», которая утверждала, что эти три силы являются основой русского государственного строя и обеспечивают порядок и гармонию в обществе. Уваровская триада была создана в противовес революционной Франции, в которой в основу государственного, общественного и даже семейного устройства пытались положить принципы свободы, равенства и братства. При министре просвещения С.С. Уварове образование и воспитание российского юношества основывалось на уважении к православию, самодержавию и народности. В 1835 г. вышел новый университетский устав, по которому автономия университетов резко сокращалась. Была проведена проверка деятельности Казанского, Петербургского, Московского университетов. Ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи, был отдан под суд. Была повышена плата за образование, сокращен набор студентов, пересматривались учебные программы. Устав 1835 г. упразднил в университетах кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время в 1835 г. было основано Императорское училище правоведения - элитарное учебное заведение для подготовки служащих министерства юстиции и Сената. За границу в целях повышения квалификации был отправлен в командировку ряд преподавателей.

Правление Николая I ознаменовались появлением в 1833 г. первого официального национального гимна «Боже, Царя храни». Слова английского гимна «Боже, храни короля» поэт В.А. Жуковский перевел на русский язык, а композитор А.Ф. Львов написал к ним мелодию.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти - сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства.

Печально знаменитую известность получила деятельность третьего отделения императорской канцелярии. Во главе III отделения был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф. Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III отделения и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончины (1844). Его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф. Орлов. Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации. Это был орган осведомления царя обо всех «происшествиях» в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

В сфере экономической политики самодержавие было более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сам процесс экономического развития страны заставлял покровительствовать промышленности, торговле и в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Царизм стремился использовать в своих интересах развивавшиеся в стране капиталистические отношения. Отсюда насаждение промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание специальных технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок и т. д.

Возглавлявший с 1824 по 1844 гг. Министерство финансов Е. Ф. Канкрин провел ряд мер по укреплению расстроенной в предыдущее царствование финансовой системы страны. Он добивался поддержания выгодного торгового баланса и увеличения доходных статей бюджета за счет повышения прямых и косвенных налогов, восстановления питейных откупов, девальвации упавших в цене ассигнаций.

Важной экономической мерой явилась проведенная Канкриным в 1839--1843 гг. денежная реформа. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный золотой и серебряной монетой. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено начало обмена всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. К 1851 г. обмен был завершен. Всего было обменено около 600 млн. ассигнационных рублей на 170 млн. кредитных.

Реформа 1839--1843 гг. Канкрина на время укрепила денежную систему. Однако выйти из финансового кризиса правительство так и не смогло: к концу царствования Николая I, особенно в связи с резко возросшими расходами в годы Крымской войны, кредитные билеты начали падать в цене, внутренний и внешний государственный долг значительно возрос; в 1855 г. он почти в два раза превысил доходную часть государственного бюджета.

3. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ «ВОСТОЧНОГО ВОПРОСА»

Большое влияние на мировоззрение и деятельность Николая оказывала общественно-политическая обстановка в Европе, бурлившей буржуазными революциями. Во второй четверти XIX века Россия была крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешнеполитические вопросы. В начале правления Николая I военно-техническое отставание России от Европы еще не было так заметно, как впоследствии. Русская армия была многочисленной и считалась одной из самых лучших в мире.

Основные направления внешней политики сохранились с конца XVIII века, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. Новый российский император поспешил заявить о продолжении внешнеполитического курса своего предшественника. Но в последствии он дал понять, что при проведении политики в Европе, Россия будет больше полагаться на собственные силы, чем на «федеративную солидарность». Николай I сохранил отношения с германскими государствами, в первую очередь с Пруссией, которая издавна занимала ведущее место в русско-германских торговых связей. Тогда же наметилась тенденция к сближению России с Англией и Францией. В период царствования Николая I центральное место во внешней политике занял восточный вопрос - взаимоотношения с Османской империей. Для России важной задачей было укрепление своих позиций на Черноморском побережье и защита границ на юге страны. Черное море приобрело огромное значение.

Важнейшей проблемой для внешней политики России было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию южных районов государства. Важным направлением политики России оставался Кавказ. Она пыталась расширить свои кавказские владения, сделать окончательно стабильными границами в Закавказье, обеспечить свободную и безопасную связь со вновь приобретенными территориями и прочно включить весь кавказский регион в состав Российской империи.

Соперником России в этом регионе был Иран. По мирному договору с Ираном Россия закрепила за собой значительные территории Восточного Закавказья и западное побережье Каспийского моря. В 20-е годы XIX века Персия (Иран) добивалась возвращения Талышского и Карабахского ханств. При шахском дворе сложилась сильная антирусская группировка. В июне 1826 года иранская армия вторглась в Карабах. Началась русско-персидская война. Иранский главнокомандующий намеревался одним ударом покончить с русским владением в Закавказье.

Русская армия в этом регионе была немногочисленной. Только необычайный героизм русских солдат позволил сдержать наступление. Русские войска активно поддерживали армянские и грузинские добровольческие отряды. Русские солдаты, завоевав важную крепость Эривань, овладели г. Тавризом и пошли на столицу Персии, Тегеран. Персия запросила мир. В феврале 1828 года был подписан Туркманчайский мирный договор. По этому договору ханства Эриванское и Нахичеванское полностью вошли в состав России. На территориях обоих ханств образовалась Армянская область.

Во взаимоотношениях с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя. Еще во время правления Александра I причиной обострения Восточного вопроса, переросшего в международный кризис, стало начало греческой революции. Россия, как и другие европейские страны не упустила момент использовать обострение ситуации в Османской империи в связи с освободительной борьбой греческого народа для реализации собственных планов на ближнем Востоке и Балканах.

В 20-е годы Восточный вопрос приобрел значение одной из крупнейших проблем международной политики. Император Николай I, вступая на престол, застал отношения России и Турции очень напряженными, но все-таки он не видел необходимости воевать с турками из-за греков. Первоначально Николай I совместно с Великобританией оказывал дипломатический нажим на Турцию.

Однако она была непреклонна и продолжала особо жестоко подавлять восстание греков. Европейские правительства, в том числе и русское, под влиянием тенденций «Священного союза» долго не решались заступиться за мятежных греков перед турецким султаном. Только в 1827 году стало ясно, что дипломатия бессильна. В связи с этим русская, английская и французская эскадры вошли в бухту, где находился турецкий флот, и в результате короткого сражения полностью его уничтожила. Русско-турецкие отношения резко обострились. В апреле 1828 года Россия объявила войну Османской империи. Военные действия разворачивалась в Закавказье и на Балканах. Упорное сопротивление османских войск на Балканах стало неожиданностью для русского верховного командования и самого царя.

Балканские народы стремились оказать помощь русским войскам, добиваясь официального разрешения от высшего командования на боевые совместные действия против турок. Военный комитет под предводительством царя отклонил возможность использования помощи сербов, но в 1829 году, когда предстояло перейти на Балканы, Россия все-таки воспользовалась помощью болгарских добровольцев.

В результате нанесения ряда военных поражений турецким войскам, русская армия взяла Андрианополь, что означало приближение конца войны. Также этому способствовали успехи русской армии на Кавказском фронте, благодаря высоким боевым качествам армии. Результатом наступления на Карском направлении было взятие мощной крепости турок в Западной Армении. Это стало большим событием военной кампании 1828 года. После этих событий в 1829 году был подписан мирный договор.

К России переходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции, на основе которой в 1830 году было провозглашено создание независимого греческого государства.

Таким образом, в результате русско-турецкой войны Россия выполнила свою историческую миссию по отношению к греческому народу. В результате подписания Адрианопольского мирного договора, Россия могла считать развязанными крупные конфликты, возникшие в российско- турецких отношениях во время Восточного кризиса 20-х годов: свобода торгового судоходства в проливах, права Дунайских княжеств и Сербии, автономия Греции. Таким образом, в силу условий Адрианопольского мира Россия получила право вмешательства во внутренние дела Турции как заступница и покровительница одноплеменных и единоверных ей подданных султана.

В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX века в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи.

Начало 30-х годов XIX века было насыщено событиями на обоих главных направлениях внешней политики России - европейской и ближневосточной. В 1830-31 по Европе прокатилась волна революций, которая коснулась и самой России. Едва закончились войны персидская и турецкая, как правительству Николая I пришлось вступить в вооруженный конфликт с Польшей. Французская и бельгийские революции дали толчок польскому восстанию и в конце 1830 года в Варшаве началось открытое восстание. Династия Романовых была объявлена лишенной польского престола, было образовано Временное правительство, формировалась повстанческая армия. Первоначально восставшим сопутствовал успех. Но силы были неравны, и восстание было

В конце 40-х годов поднялась новая, еще более грозная волна в Западной Европе. В феврале 1848 года вспыхнула революция во Франции, весной - в Германии, Австрии, Италии, Валахии и Молдавии. Все эти события Николай I рассматривал как непосредственную угрозу российскому самодержавию. Именно поэтому он принял активное участие в подавлении революционного движения.

В 1849 году Николай помог Австрии подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи. Также русские войска задушили революционные выступления в Молдове и Валахии. Николай, конечно, переживал тревогу во время революций 1848-1849 гг. в Европе. Он лично написал Манифест, в котором говорил о «новых смутах», взволновавших Западную Европу после «долголетнего мира», о «мятеже и безналичии», которые возникли во Франции, но охватывают и Германию, угрожают России.

Вмешательства России в европейские дела, ее защита старого порядка вызвали возмущение в либеральных кругах европейских стран. Николай заслужил себе звание «жандарм Европы». Таким образом, и правительства и народы Европы боялись и не любили Россию и ее реакционного и высокомерного царя и рады были воспользоваться первым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России в Европейских делах.

Когда отгремели европейские революции 1848-1849 гг., Николай I решил упрочить стратегическое положение своей империи. В первую очередь император хотел решить проблему черноморских проливов. По действовавшим тогда соглашением, русский военный флот мог проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Кроме того, Николай I стремился укрепить политическое влияние России на Балканском полуострове. Руками Турции Англия надеялась укрепить свое влияние в Малой Азии и на Кавказе, оттеснить Россию от морских путей. Французский император Наполеон III искал возможность показать себя на деле, утвердить авторитет своего трона.

Австрийская империя, обязанная России спокойствием после подавления венгерской революции, не могла не вмешаться в судьбу Балкан, на территорию который сама рассчитывала. Турция, опираясь на поддержку западноевропейских государств, вынашивала против России широкие захватнические планы. Престиж русского имени падал в Турции. Спор между Россией и Францией о правах католиков и православных в Иерусалиме, не мог скрыть политической подоплеки, которая заключалась в борьбе за влияние на Ближнем Востоке между европейскими государствами. Кроме того, Турция, в которой проживало достаточно много христиан, отказывалась обеспечить их равноправие с мусульманами. Таким образом, так как у России не было союзников, Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России, которой предстояла борьба с коалицией наиболее технически развитых государств. Для улаживания вопроса император Николай I в 1853 году отправил в Константинополь чрезвычайного посланника князя Меньшикова, который потребовал от Порты подтверждения протектората России над всеми православными в Турецкой империи, установленного прежними договорами. После почти 3-месячных переговоров князь Меньшиков, получив от Порты, поддерживавшейся Англией и Францией, решительный отказ в принятии представленной им ноты, 9 мая вернулся в Россию. Тогда император Николай I, не объявляя войны, ввел русские войска, под командованием князя Горчакова, в Дунайские княжества.

Собравшаяся в Вене конференция из представителей России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии для улаживания мирным путем возникших разногласий, цели не достигла. В конце сентября. Турция, под угрозой войны, потребовала очищения княжеств в двухнедельный срок, а 8 октября английские и французские флоты вошли в Босфор, нарушив этим конвенцию 1841 года, объявившую Босфор закрытым для военных судов всех держав. 23 октября султан объявил России войну. Крымская война началась как захватническая с обеих сторон. Если царизм стремился к захвату черноморских проливов и к расширению своего влияния на Балканах, то Англия и Франция стремились вытеснить Россию с берегов Черного моря и из пределов Закавказья. Османская империя также преследовала в этой войне свои, реваншистские цели. В ноябре 1953 г. русская черноморская эскадра (под командованием адмирала Нахимова) уничтожила турецкий флот в бухте г. Синопа, и скоро западные державы - Англия, Франция и Сардиния открыто выступили против России. Австрия, со своей стороны, ультимативно, потребовала от России очищения Молдавии и Валахии; Николай вынужден был подчиниться этому требованию, но ввиду угрожающего положения, занятого Австрией, он должен был оставить на австрийских границах большую армию, которая таким образом, не могла принимать участие в военных действиях против западных союзников. В сентябре 1954 г. союзники высадили значительное количество французских, английских и турецких войск в Крыму и скоро приступили к осаде Севастополя. Лишь в конце лета 1955 г. союзникам удалось овладеть южной стороной Севастополя и принудить русские войска отступить на север. Силы обеих сторон были истощены. В марте 1856 г. в Париже Англия, Франция и Россия подписали мирный договор.

Крымская война 1853-56 гг. продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда стала для него роковой. Николай умер в феврале 1855 года в самый разгар севастопольской кампании. Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.

Годы жизни (1796-1855), годы правления (1825-1855).

Николай – третий из пятерых сыновей императора Павла I, поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр Iсообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

АД29. Культура и искусство России первой половины 19 века

Начало XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I (1801-1825). При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными.

Русская наука в эти годы достигла больших успехов. Естествоиспытатели И. А. Двигубский и И.Е. Дядьковский утверждали, что населяющие Землю живые существа с течением времени изменяются, что все явления природы подчинены общим законам развития, физико-химическим процессам. Врач Дядьковский развивал идеи о ведущей роли нервной системы в организме человека. К. М. Бэр сделал ряд крупных открытий в эмбриологии. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало военно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Большое значение для развития астрономии имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. В начале XIX в. был изобретен первый источник электрического тока. Химик К. Г. Кирхгоф открыл каталитическую реакцию превращения крахмала в сахар. Прибалтийский физик и химик К. И. Д. Гротгус сформулировал первую теорию электролиза и закон фотохимии. Химик Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии - сохранение энергии применительно к химическим процессам. Химик Н. Н. Зинин синтезировал анилин, положил начало химии красок. Химик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский сделали открытия, положившие начало порошковой металлургии.

Особенностью первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических идей в производство. Характерное явление культурной жизни России этого периода - возрождение интереса к исторической науке. Россия становилась великой морской державой, перед географами возникли новые задачи. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены новые сведения о жизни народов Сахалина и Камчатки, составлены карты. Совершен отдельный переход от Гавайских островов до Аляски. В 1821 г. во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, было сделано величайшее географическое открытие ХIX в. - открыта шестая часть света - Антарктида.

Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Главными принципами этого идейно-эстетического направления являются правдивое отражение объективной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведение типических характеров в типичных для них обстоятельствах. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». В 1823-1825 гг. Как и в литературе, в театре в 20-30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Основоположником реализма на русской сцене по праву считается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание имели его сатирические роли - Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским университетом.

Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает сам народ, а мы ее только аранжируем».

В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета.

30-50-е годы - период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г.