11 класс

Органы государственного управления при екатерине 2. Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение. Сословные и административные реформы Екатерины II

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел. Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

Необходимость реорганизации этого высшего государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и ближайшим советником императрицы в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемым самим генерал-прокурором. Этот департамент обнародовал законы, ведал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственными и церковными имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п. Третий департамент сосредоточил самые разнообразные дела: заведывание путями сообщения и медициной, попечительством о науках, образовании и искусствах; управление окраинами, имевшими некоторые права автономии (Прибалтика и Украина). Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, а шестой - второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору.

Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения.

Назначая в феврале 1764 г. на этот пост князя А.А.Вяземского, который оставался фактическим главой государственного аппарата почти до конца царствования Екатерины II, императрица составила для него так называемое «Секретнейшее наставление» - программу практических мер, которые надлежало проводить генерал-прокурору в своей работе.

Деятельность разносторонне одаренного и хорошо образованного князя А.А.Вяземского , занимавшего свой пост почти 30 лет, не ограничивалась надзором и контролем за отправлением правосудия и организацией работы прокурорской системы, а была весьма разнообразна и временами настолько расширялась, что охватывала все основные отрасли государственного управления. Он пользовался полным доверием Екатерины II, был верным советником и надежным проводником всех ее идей и новшеств в области государственного устройства и управления.

На первый взгляд реформа Сената носила чисто административный характер, но если при Елизавете Петровне сенаторы имели право вносить предложения о рассмотрении любого вопроса на заседание Сената, то теперь это право полностью перешло к генерал-прокурору. Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената . В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа . Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Важной составной частью реформы Сената 1763 г. было принятие новых штатов, которые вводили жалованье для всех служащих центральных и местных учреждений . Штаты 1763 г. устанавливали чиновникам оклады вдвое выше прежних, при этом жалованье назначалось не по чину, а по должности. Повышением жалованья и установлением в 1764 г. пенсии чиновникам правительство надеялось укрепить государственный аппарат и устранить разъедавшие его пороки.

Екатерина II, открыто заявлявшая свои взгляды на членов Синода, как на государственных служащих, обязанных преследовать в своей деятельности цели, указанные правительством, придавала большое значение власти синодального обер-прокурора и не могла не оказывать значительного содействия развитию фактического влияния прокуратуры на высшее церковное управление.

Этому способствовало и проведение секуляризационной реформы 1764 г., по которой все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов в них, ибо содержало их на средства из государственной казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.

ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ ВТОРОЙ

На протяжении всего XVIII в., кроме постоянно действующих центральных учреждений при императорах и императрицах, возникали, сменяя друг друга, различные советы и кабинеты как высшие законосовещательные и распорядительные учреждения, которые не имели юридической самостоятельности.

Особое значение подобные учреждения приобрели в царствование Екатерины II, что было связано с активной законотворческой и административной деятельностью самой императрицы. Созданный ею в начале первой русско-турецкой войны в 1768 г. Совет при высочайшем дворе представлял собой совещание начальников высших и центральных учреждений «для соображения всех дел, относящихся к ведению этой войны». В его состав вошли самые важные лица империи, имевшие чины 1-го и 2-го классов: вице-канцлер, граф Н.И.Панин, генерал-майор, князь А.М.Голицын, президент Военной коллегии граф З.Г.Чернышев, гетман Украины граф К.Г.Разумовский, князь Г.Г.Орлов, генерал-прокурор Сената князь А.А.Вяземский; в 1774 г. к ним прибавился новый фаворит Екатерины II - князь Г.А.Потемкин как вице-президент Военной коллегии.

Совет являлся совещательным органом, не имевшим исполнительной власти, но выполнение его постановлений возлагалось на разные правительственные места и лица, которые были обязаны сообщать о результатах. Поступавшие в Совет бумаги разделялись на два разряда: одни для сведения, другие непосредственно для обсуждения. Последние поступали от разных учреждений или чиновников и касались всех наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики России. В то же время Совет не принимал участия в разработке важнейших законодательных актов, а занимался в основном текущими административными делами, еще раз ярко продемонстрировав свою роль в качестве института русского абсолютизма.

При Екатерине II особенно возросло значение личной канцелярии: в 1762-1764 гг. из Кабинета Её императорского величества выделилась канцелярия статс-секретарей для «собственных Её императорского величества дел» (в ведении Кабинета остались лишь экономические вопросы). Именно через личную канцелярию монарх сносился с высшими и центральными государственными учреждениями, там готовились законопроекты и доклады по текущим делам, в которых суммировались и анализировались сведения по всем вопросам государственного управления. В личной канцелярии служили только особо доверенные и преданные люди, которые, занимая не очень высокий ранг, обладали огромным влиянием на решение самых важных вопросов внутренней и внешней политики. Таким образом, в рамках личной канцелярии монарха переплетались признаки формальных и неформальных институтов власти, когда особое значение приобретала фигура чиновника, ближе всего находившегося к императору и тем самым имевшего возможность влиять на него, общаясь в неофициальной обстановке.

Своеобразным высшим государственным временно действовавшим органом была Комиссия по составлению нового Уложения. 1767-1768 гг. Главному своду законов Российского государства, кодексу феодального права страны.

Этот документ стал не только крупнейшим актом государственной политики и законодательной доктрины своего времени, но и своеобразным выражением теории и политики «просвещенного абсолютизма». «Наказ» был адресован как окружению императрицы, так и представителям разных социальных слоев.

Организация системы государственного управления во второй половине XVIII в. имела отличительную особенность, связанную с формой осуществления государственной деятельности в эпоху «просвещенного абсолютизма», когда в России отсутствовало четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства являлся монарх, воплощавший в себе все три ветви власти.

Императорская власть, вытесняя традиционные институты управления сословно-представительной монархии учреждениями, непосредственно подчиненными императору, создавала вместе с тем своего рода «дублирующую систему» фаворитов - людей, близких к императору и выполнявших его прямые указания как через руководство государственными учреждениями, так и непосредственно. Фаворитизм - это своего рода универсальная характеристика системы управления абсолютистского государства, которую в полной мере следует считать неформальным институтом власти . Фаворит, как правило, находился в тесных личных отношениях с государем и в связи с этим получал возможность распоряжаться частью его неограниченной власти. Фаворитизм являлся одним из существенных инструментов в системе государственного управления абсолютизма. Его следует определять как назначение на государственные посты и должности, исходя из личной заинтересованности монарха в деятельности того или иного человека.

Ярчайшим образцом такого типа фаворита - государственного деятеля - можно считать Г.А.Потемкина, который сумел успешно реализовать себя в системе государственной службы и оказал большое влияние на развитие и реформирование Российской империи во второй половине XVIII в. Вместе с тем Г.А.Потемкин являлся достаточно характерной фигурой в ряду известных государственных деятелей XVIII века: А.Д.Меншикова, Э.Бирона, А.И.Остермана, И.И.Шувалова и др. Исполняемые им обязанности сложно разнести по конкретным сферам государственной деятельности. Занимая определенные посты, Потемкин в то же время участвовал в обсуждении и решении практически всех вопросов законодательства, внутренней и внешней политики, реформирования государственного аппарата и армии, создания Черноморского флота и т.п. По сути, он являлся вторым лицом в государстве, а по мнению некоторых биографов, даже соправителем императрицы. Судьба Г.А.Потемкина представляла собой замечательный образец успешной карьеры: от студента Московского университета и рейтара Конной гвардии до светлейшего князя, президента Военной коллегии и наместника обширных земель Новороссии и Крыма.

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха. Екатерина II собственноручно начертала проект “Учреждения об управлении губерниями”, получивший в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников (под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 - 3 губернии), непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Вместе с тем в основу “Учреждения” 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного “суда равных”. Наряду с трехъярусной системой выборных судебно - сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии - для дворян, городовой суд и губернский магистрат - для горожан, нижняя и верхняя расправы - для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Стремясь создать более реальные гарантии “просвещенной монархии”, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).

Согласно грамоте городам представители “среднего рода людей” (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии - откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень “свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить”.

Важной частью внутренней политики Екатерины II явилась реформа органов государственного управления. В 1762 г. Екатерина отвергла предложение Н. И. Панина о создании Императорского совета, который должен был стать законодательным органом при императрице. В 1763 г. был реформирован Сенат: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился своей главной функции - законодательной инициативы, право законодательной инициативы фактически перешло к императрице.

В 1775 г. была проведена областная реформа, которая увеличила количество губерний с 23 до 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каждой из них должно было проживать от 300 до 400 тыс. душ, губернии делились на уезды по 20-30 тыс. жителей в каждом. 2-3 губернии вверялись генерал-губернатору или наместнику, который был облечен большой властью и надзирал за всеми отраслями управления. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор, составлявшие губернское правление. Вице-губернатор возглавлял казенную палату (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.), губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Изд. 10-е, 1993 г. Эл. издание.// http://www.gaudeamus.omskcity.com/

Одновременно с учреждением губерний была создана система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) вводились свои особые судебные учреждения. В уездах были введены уездные суды для дворян, городовые магистраты для купцов и мещан, нижние расправы для инородцев и государственных крестьян. В некоторых из новых судов вводился принцип выборных заседателей. Власть в уезде принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. Из уездных учреждений дела могли переходить в высшие инстанции, то есть в губернские учреждения: верхний земский суд, губернский магистрат и верхнюю расправу. В губернских городах были учреждены: уголовная палата - для уголовного судопроизводства, гражданская - для гражданского, казенная - для государственных доходов, губернское правление - с исполнительной и полицейской властью. Кроме того, учреждались совестные суды, дворянская опека, сиротские суды и приказы общественного призрения (ведавшие школами, приютами, больницами).

Губернская реформа значительно укрепила административный аппарат, а, следовательно, и надзор за населением. В рамках проводившейся политики централизации была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена или ограничена автономия других районов. Созданная губернской реформой 1775 г. система местного управления в основных чертах сохранилась до 1864 г., а введенное ею административно-территориальное деление - до 1917 г. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. Эл. Версия. //http://www.gaudeamus. omskcity.com/

К 1765 году Екатерина II приходит к мысли о необходимости созыва Уложенной комиссии для приведения «в лучший порядок» существующего законодательства и для того, чтобы достоверно узнать «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Попытки созвать действующий законотворческий орган - Уложенную комиссию - не раз предпринимались и ранее, но все они в силу разных причин заканчивались неудачей. Учитывая это, наделенная недюжинным умом Екатерина прибегла к небывалому в истории России деянию: она собственноручно составила особый «Наказ», представляющий собой детально расписанную программу действий Комиссии. Из 526 статей «Наказа», разбитых на 20 глав, 294 восходят к труду знаменитого французского просветителя Монтескье «О духе законов», а 108 - к сочинению итальянского ученого-юриста Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Екатерина широко использовала и труды других европейских мыслителей. Однако то было не простое переложение на русский лад сочинений именитых авторов, а их творческое переосмысление, попытка приложить заложенные в них идеи к российской действительности. Рахматуллин М. Императрица Екатерина Вторая. Наука и жизнь № 3, 2003

Манифест о создании проекта нового Уложения и о созыве для этой цели специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной мотив: страна не может дальше жить по средневековому кодексу законов - Соборному Уложению 1649 года. В Комиссию был избран 571 депутат от дворян, горожан, однодворцев, казачества, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные учреждения - Сенат, Синод, канцелярии. Лишь крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо мирской характер. Социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство было представлено 205 депутатами, купечество - 167. Вместе они составили 65 % всех избранников, хотя за ними стояло менее 4 % населения страны! Представители других сословий «погоды» в Комиссии явно не делали: от казачества их 44, от однодворцев - 42, от государственных крестьян - 29, от промышленников - 7, от канцелярских чиновников и прочих - 19, от «инородцев» - 54 (почти никто из последних русским языком не владел, и их участие в работе Комиссии ограничилось лишь эффектным - благодаря экзотическим одеждам - присутствием на заседаниях). Рахматуллин М. Императрица Екатерина Вторая. Наука и жизнь № 4, 2003

Работа комиссии красноречиво свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Дворянство выступило с целым рядом требований узко сословного характера. Но требования дворян шли вразрез с интересами набиравших сил купцов. Однако наибольшие противоречия вызвал крестьянский вопрос. Выступления государственных крестьян показали тяжелое положение этого отряда крестьянства, изнемогавшего под бременем налогов. Воспользовавшись в качестве предлога началом русско-турецкой войны, Екатерина распустила Комиссию на неопределенный срок. История России от древнейших времен до начала XX в. /Под. ред. И. Я. Фроянова: Учебник истории для ВУЗов. М. 1999. С.285. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины прощанием с иллюзиями в области внутренней политики. Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами Комиссии, Екатерина II издала много важных законов.

В 1782 году Екатерина издает «Устав благочиния» - по содержанию закон о полиции, которой поручалось воспитание подданных и контроль за тем, чтобы каждый член общества неукоснительно исполнял свои обязанности. Это был еще один, необходимый штрих к конструкции регулярного, «полицейского» государства, против которого у людей XVIII века еще не было предубеждения. Не случайно, именно в «Уставе благочиния» мы находим своеобразный моральный кодекс гражданина Российской империи, те «семь заповедей», которые он обязан был соблюдать: «I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь. II. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь. III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности. IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего. V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему. VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее. VII. С пути сошедшему указывай путь». Особенно важно, что эти внушения исходили от того, кто для русского человека был олицетворением власти Бога на земле. Всемирная история в лицах - XVIII век. Указ. Соч.

Программными документами Екатерины II стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий. В 1785 г. была дарована Жалованная грамота дворянству, которая определяла права и привилегии дворянского сословия, считавшегося после бунта Пугачева главной опорой престола. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтверждала старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами, землями и недрами; закрепляла права дворянства на собственные корпорации, свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления; дворянство получило право ходатайствовать о своих нуждах перед правительством; право на торговлю и предпринимательство, передачу дворянского звания по наследству и невозможность его лишиться иначе как по суду и т. д. Грамота подтверждала свободу дворян от государственной службы. Вместе с тем дворянство получило особое сословное корпоративное устройство: уездные и губернские дворянские собрания. Раз в три года эти собрания избирали уездных и губернских предводителей дворянства, имевших право прямого обращения к царю. Эта мера превратила дворянство губерний и уездов в сплоченную силу. Помещики каждой губернии составляли особое дворянское общество. Дворяне замещали многие чиновничьи должности в местном административном аппарате; они издавна главенствовали в центральном аппарате и армии. Таким образом, дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

В том же 1785 г. была обнародована Жалованная грамота городам, завершившая устройство так называемого городского общества. Это общество составлялось из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам. Купцы делились на три гильдии по величине объявленных ими капиталов; объявившие менее 500 руб. капитала были названы «мещанами». Ремесленники по разным занятиям разделялись на «цехи» по образцу западно-европейских. Появились органы городского самоуправления. Все податные обыватели собирались вместе и составляли «общую городскую думу»; они избирали из своей среды городского голову и 6 членов в так называемую шестигласную думу. Дума должна была заниматься текущими делами города, его доходами, расходами, общественными постройками, а главное, она заботилась об исполнении казенных повинностей, за исправность которых отвечали все горожане.

За городскими обывателями закреплялось право заниматься торговой и предпринимательской деятельностью. Ряд привилегий получала верхушка горожан - «именитые граждане» и гильдейское купечество. Но привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности казались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией. В целом попытка заложить основы буржуазной сословности не удалась. История России. Теории изучения. Указ. Соч.

План

1. Введение

Система государственного управления и реформы управления Екатерины II

1 Российская государственность во второй половине XVIII в.

2 Реформирование государственного управления при Екатерине II

3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II

4 Усиление крепостничества

5 Аппарат центрального управления

6 Губернское управление

7 Уездное управление

8 Судебная система

Контрреформы 80-90-х гг. XIX века

Становление советской системы управления

1 Преобразования Октябрьской революции

2 Конституция РСФСР 1918 г.

2.1 Высший орган власти

2.2 Избирательная система

Список использованной литературы

1. Введение

История Российского государства берет свое начало с IX в. - времени, когда сложилась Киевская Русь. Российскому государству уже одиннадцать веков (1100 лет).

Большую часть своего исторического пути по форме государственного устройства Россия являлась монархией, которая сохранялась у нее с IX в. до начала XX в. Однако монархия не оставалась неизменной, претерпевая трансформации, обусловленные внешними и внутренними факторами.

С учетом изменений форм государственного управления и государственного строительства в истории России выделяют качественно различные этапы. Европейское Средневековье охватывает V-XVII вв. У восточных славян средневековое государство существовало в IX-XVII вв.

В этих хронологических рамках выделяют периоды: IX-XII вв., XII-XV вв., XV-XVII вв.

2. Система государственного управления и реформы управления Екатерины II

2.1 Российская государственность во второй половине XVIII в.

Во второй половине XVIII в. во многих европейских государствах, в том числе и в России, происходит определенная модернизация политической и экономической системы, связанная с проведением политики просвещенного абсолютизма. Основная цель - приспособление феодальной, по сути, абсолютной монархии к новым (капиталистическим) отношениям, начинающим объективно преобладать в обществе.

Идеологической основой этой политики стало Просвещение, тесно связанное с формированием в XVIII в. нового человеческого типа - самостоятельной, рассудительной, деятельной личности, критически относящейся к авторитетам, во всем привыкшей полагаться на свои силы. Особое внимание просветителей привлекала перестройка общества на новых началах. Во главе государства, считали они, должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого - создание царства разума, т.е. общества, основанного на буржуазных ценностях: гражданское равенство, свобода личности и ее хозяйственной деятельности, неприкосновенность частной собственности и пр. Именно таким монархом стремилась стать в глазах Европы Екатерина II (1762-1796), с правлением которой традиционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.

2.2 Реформирование государственного управления при Екатерине II

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится Петр III (1728-1762), сын дочери Петра I - Анны Петровны и немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообразованный, жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающийся военным делом. Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведавшая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая страх населению. Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Семилетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к русской гвардии.

В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои надежды с женой Петра III, будущей императрицей Екатериной II (1762-1796), которая, хотя и была немкой по происхождению, но прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об интересах России. В отличие от мужа, который продолжал считать себя герцогом Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех прав на Ангальт-Цербст. Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дочерью принца Ангальт-Цербстского - генерала прусской армии. Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отроческие годы довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей расширить кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и имя Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола - Петра Федоровича (до крещения Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры императрицы Елизаветы - Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского герцога Карла Фридриха. Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив ситуацию, решила как можно быстрее стать своей, русской -в совершенстве овладеть языком, усвоить русские обычаи, -и она не жалела сил для осуществления своей цели. Она много читала, занималась самообразованием. Особый интерес Екатерина проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории, философии, трудам французских энциклопедистов. От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательностью, умением подавлять свои эмоции, внимательно слушать собеседника, быть приятной в общении. Эти качества очень пригодились ей в первые годы пребывания в России, поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой Петровной складывались достаточно сложно. Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины IIсплотилась группа заговорщиков -в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины - Григорий Орлов (1734-783) и его брат Алексей (1737-808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра IIIнизложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сентябре 1762 г. Екатерина IIбыла коронована в Москве.

2.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Первые годы правления императрица посвятила укреплению своей власти, подбору доверенных лиц, изучению положения дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией (в 1763-767 гг. она совершила три поездки по европейской части страны). В это время в России начинает проводиться политика просвещенного абсолютизма. Считая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить элементы варварства из жизни страны, сделать русское общество более просвещенным, близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социальную базу - дворянство.

Необходимость перемен во многом определялась сложившейся к началу правления Екатерины IIсоциально-экономической ситуацией. На протяжении XVIIIв. в России развивались элементы капиталистических отношений, идеи предпринимательства постепенно проникали в различные слои общества - дворянство, купечество, крестьянство. Особую сложность внутреннему положению страны в начале 60-х годов XVIIIв. придавало крестьянское движение, в котором наиболее активно участвовали заводские и монастырские крестьяне. Все это, наряду с идеями Просвещения, обусловило внутреннюю политику России, особенно в первые два десятилетия правления Екатерины II.

В 60-0-х годах было запрещено покупать крестьян для промышленных предприятий, объявлена свобода организации промышленного дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому государству в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей, Крыма. Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, институты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губернских и уездных народных училищ был провозглашен принцип бессословного обучения.

2.4 Усиление крепостничества

Однако наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объективно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостничества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II всемерно поддерживать помещиков и держать в повиновении крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею освобождения крестьян, крепостным было запрещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов - здесь в конце XVIII в. было распространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепостные составляли около 50% общей их численности, более половины из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. Распространилась торговля крепостными.

.5 Аппарат центрального управления

Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената. Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н.И. Панин (1718-1783), известный дипломат, советник Коллегии иностранных дел, представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и морского департаментов) и двух советников. Все важнейшие вопросы должны были рассматриваться Советом в присутствии императрицы, которая принимала окончательные решения. Кроме того, предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов. Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть императрицы, был ею отклонен, однако, для ускорения и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената была проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутренними и политическими делами, второй - судебными, третий ведал делами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образованием, полицией; четвертый - военными и морскими делами. Два московских департамента соответствовали первому и второму петербургским. Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы управления стали решаться на местах. Однако еще до реформирования системы местного управления императрица сделала попытку дать России новое законодательство, отвечающее духу времени.

2.6 Губернское управление

Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику генерал-губернатору, деятельность которого контролировалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории. Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме губернатора в него входили два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда. Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назначался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты - высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом. Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими крестьянами бывших церковных имений. Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган - приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от губернского правления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.


Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя. Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.

.8 Судебная система

С 1775 г. в губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения - губернский магистрат, для лично свободных крестьян - верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей выборных от соответствующего сословия, возглавляли их специально назначенные чиновники. При каждом верхнем земском суде была учреждена дворянская опека, занимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки. В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решенным в губернских сословных судах, были учреждены палата гражданского суда и палата уголовного суда. В случае каких-либо жалоб им принадлежало право принятия окончательного решения. В каждом уезде для дворян существовал уездный суд, подчинявшийся верховному земскому суду, для городского населения - городской магистрат, находящийся в ведении губернского магистрата. В уездах, где проживало свыше 10 тыс. лично свободных крестьян, существовала нижняя расправа, подчинявшаяся верхней расправе. В уездные судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство назначало только председателя нижней расправы. При каждом городском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан. Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

.8 Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого сословия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Комиссию и на случай каких-либо других требований со стороны верховной власти. Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, право быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии, в частности, запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступления, было облегчено получение дворянства и т.д. Помимо этого, в 1785 г. губернскому дворянству, как раньше уездному, как единому целому были предоставлены права юридического лица. В конечном итоге система дворянского управления, сложившаяся в годы правления Екатерины II, имела следующий вид. Раз в три года на уездных и губернских собраниях дворяне выбирали соответственно уездных и губернских дворянских предводителей и других должностных лиц. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицерский чин. Помимо выборов должностных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дисциплиной. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или генерал - губернатору, специально избранная депутация во главе с предводителем дворянства могла обратиться к императрице.

2.9 Городское самоуправление

В 1785 г. была также опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности, Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья на базе завоеванного горожанами права на самоуправление, а также на базе актов, регламентирующих ремесло и торговлю.

Отныне для каждого города обязательным становится герб, который следовало употреблять во всех городовых делах. Было установлено, что герб уездного города должен включать в себя и эмблему губернского города. Все гербы, уже существующие или новые, утверждались самой императрицей. В соответствии с Жалованной грамотой население каждого города было разделено на шесть разрядов. Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, Общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом городского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обращаться за помощью. Права города как единого целого защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город перед высшими органами, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не налагались новые подати или повинности.

3. Контрреформы 80-90-х гг. XIX века

Во второй половине XIX в. Россия переживала крупные изменения в сфере государственного управления. Поражение в Крымской войне показало необходимость социально-экономических, политических, культурных преобразований и, прежде всего, отмены крепостного права. После ликвидации в 1861 г. крепостного права развитие капитализма шло ускоренными темпами. Реформы 60-70-х гг., направленные на модернизацию экономики и социальной сферы, были приостановлены в годы правления Александра III. Начало XX в. ознаменовалось подъемом массового рабочего и крестьянского движения. Обострение социально-политических противоречий в России привело к революциям. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест, положивший начало формированию парламентаризма в России.

Буржуазные реформы 60-70-х гг. при всех недостатках и незавершенности привели к заметным изменениям в социально-экономическом и государственном устройстве России. Зарождались элементы правового государства и гражданского общества, что было, безусловно, прогрессивно. В области самоуправления на местах заметно укрепила свои позиции молодая российская буржуазия. Но консерватизм дворянства и бюрократии, слабость либерального движения, явно недостаточная активность буржуазии, натиск радикальных революционных сил привели к тому, что реформы оказались прерванными перед намеченным созданием при Александре II представительного учреждения, ограничивающего самодержавие. Вступивший на престол Александр 3 (1881-1894) отличался консерватизмом мышления, недостаточным для государственного человека образованием. Он не смог понять замыслы своего отца и увидеть необходимость продолжения реформ. Вначале он повел политику лавирования между либерализмом и реакцией. Когда же убедился в слабости революционных сил, перешел к реакционному курсу во внутренней политике, усилил наступление на демократические принципы, приступил к проведению контрреформ.

марта 1881 г. были отклонены разработанные председателем Совета министров М.Т. Лорис-Меликовым проекты, принятие которых предполагало расширение социальной базы монархии за счет либеральной общественности. 14 августа 1881 г. было принято Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия, которое разрешало объявлять любую местность на положении усиленной или чрезвычайной охраны; каждый подозреваемый житель этой местности мог быть арестован распоряжением местной власти на срок до трех месяцев, оштрафован, его дело передано на рассмотрение военного суда. Это положение давало право местным властям закрывать учебные заведения, промышленные и торговые предприятия, органы печати и приостанавливать

деятельность земских собраний и городских дум. По закону от 12 июля 1889 г. была введена должность земских начальников, которые сосредоточили в своих руках всю административную и судебную власть на местах. Земский начальник осуществлял надзор за деятельностью сельских и местных учреждений. Без их одобрения не решался ни один сколько-нибудь серьезный вопрос. Значительно сократилось число мировых судов, а в дальнейшем они были вовсе упразднены. Дела, изъятые у мировых судей, стали рассматриваться уездными членами окружного суда, а в городах Действовали назначаемые министром юстиции городские суды. Второй апелляционной инстанцией для этих судов объявлялся уездный съезд, в состав которого входили члены окружного суда, несколько городских судей и земских начальников. Кассационной же инстанцией стали губернские присутствия, состоящие в целом из государственных чиновников и руководимые губернатором. Все это означало вмешательство государственных органов в судопроизводство и отход от принципов судебной реформы 1864 г. С целью усиления роли дворянства в судебной системе в 1887 г. был изменен ценз для присяжных заседателей: повышен подоходный ценз и понижен ценз для собственников недвижимого имущества. Одновременно была ограничена гласность и публичность суда, который получил право рассматривать дела при закрытых дверях. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ограничило права земских учреждений и усилило позиции дворянства. С введением нового циркуляра о «кухаркиных детях», университетского Устава правительство Александра III подчинило школу контролю государства. Был усилен полицейский надзор за студентами, а женское высшее образование свернуто. По новому «Городовому положению» от июня 1892 г. Значительно возрос имущественный ценз для избирателей, что привело к исключению из состава избирателей низших слоев населения. Так, в новой и старой столицах России право избирать Городскую думу имело 0,7% от населения города. Таким образом, самодержавие подвергло переустройству социальные и политические институты, возникшие в 60-70-х гг., наметившиеся реформаторские тенденции оказались подавленными в 80-90-х гг. XIX в. Самодержавие сохранило за собой важнейшие управленческие позиции в стране.

4. Становление советской системы управления

Начавшийся буржуазно-демократический этап революции сменяется советским этапом развития страны. В 1918 г. Принята первая Конституция РСФСР. После выхода России из Первой мировой войны весной 1918 г. Гражданская война в стране приняла полномасштабный характер. В условиях Гражданской войны появляются новые органы управления - главки и центры. В 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложились советские республики, был образован СССР. В 1924 г. Была утверждена первая Конституция СССР. Конституция устанавливала принципы диктатуры пролетариата в государстве. Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в стране. Государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны претерпел коренные изменения. Во главе с И.В. Сталиным создается Государственный комитет обороны, сосредоточивший всю власть в стране.

В послевоенный период военные государственные органы были упразднены, проводились изменения в организационной структуре министерств. Было решено, что государство диктатуры пролетариата переросло в общенародное социалистическое государство. В последующие годы государственный аппарат претерпевал реорганизации, связанные с реформированием командно-административной системы. В итоге это привело лишь к восстановлению основных довоенных параметров управления.

.1 Преобразования Октябрьской революции

Начало официального формирования новой системы государственного устройства в России началось с 25 октября 1917 г., когда столица Российской империи -Петроград находилась фактически под контролем восставших (захвачены Государственный банк, телефонная станция, Варшавский вокзал). В связи с этим встал вопрос о формировании новых органов власти. Она была определена в следующем виде. Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 являлись большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, которого 8 ноября заменил ЯМ. Свердлов. Впоследствии ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава. Съезд Советов образовал временное (т.е. до созыва Учредительного собрания) рабочее и крестьянское правительство - Совет народных комиссаров. Совнарком получил право законодательной инициативы, оставаясь подотчетным и ответственным перед съездом Советов и ВЦИК. Основным звеном среди центральных органов государственного управления стал народный комиссариат, призванный возглавить ту или иную сторону государственной деятельности.

Совет народных комиссаров составлял правительство Российской республики. Соединение законодательных и исполнительных функций было характерной отличительной чертой новой власти.__ По поводу принципов формирования правительства (многопартийное или однопартийное) на съезде произошла острая дискуссия. Левые эсеры, стремившиеся к созданию широкой социалистической правительственной коалиции, отказались войти в правительство. Таким образом, на II Всероссийском съезде Советов были заложены основы нового государственного устройства - Советской Республики, призванной выражать и защищать интересы трудящихся. Говоря о решениях съезда, нельзя не подчеркнуть важность принятых первых государственных актов новой власти: Декрета о мире и Декрета о земле.

4.2 Конституция РСФСР 1918 г.

углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с мировой войной и усугублявшегося стихийными процессами после Октября 1917 г. (развертывание национализации промышленности и транспорта, начало "черного передела" земли и связанные с этим проблемы со снабжением городов довольствием);

острую политическую ситуацию. Первоочередной задачей этого периода была реализация лозунга "Мир - народам", т.е. выход из Первой мировой войны (Брест-Литовский кризис);

партийные методологические установки, которые подразумевали, что республика, для которой составлялась Конституция, есть переходный этап на пути к мировой социалистической революции или федерации республик;

организационные проблемы, связанные с переводом правительства из Петрограда в Москву.

апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов. Проект был опубликован 3 июля 1918 г., и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссийском съезде Советов (4-10 июля 1918 г.), и принят на заседании от 10 июля.

В Конституции закреплялась система государственного управления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись основы национальной политики, принципы Советской Федерации. Первые четыре главы (Раздел первый) повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г.

В главе пятой второго раздела излагался ряд «общих положений», включая: федеративный характер республики (ст. 11); отделение церкви от государства и школы от церкви (ст. 13); свободу слова, мнений и собраний для рабочих, гарантируемую предоставлением в их распоряжение технических средств для издания газет, брошюр и книг, а также помещений для собраний с обстановкой, освещением и отоплением (ст. 15); признание труда обязанностью всех граждан работать с провозглашением принципа «Не трудящийся да не ест» (ст. 18); всеобщую воинскую повинность для трудящихся, «на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей» (ст. 19); право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории России, и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам; уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам (ст. 20-22). Обращают на себя внимание ст. 9 и 23, где определялось, что Конституция рассчитана на переходный период и основная ее задача «заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства...в целях водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти» (ст.9), а для достижения этой цели и «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», отдельные лица и отдельные группы лишаются прав, «которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» (ст. 23).

4.2.1 Высший орган власти

Главы с шестой по восьмую касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал «всецело ответственный» (ст. 29) перед ним Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в периоды между съездами и являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом (ст. 31).

ВЦИКобразовывал Совет народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций» (ст. 38). Члены СНК возглавляли образуемые 18 народных комиссариатов (ст. 42), а также создаваемые при каждом из них коллегии. В главе девятой были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, в частности, утверждение, изменение и дополнение Конституции, изменение границ и компетенции областных советских союзов, объявление войны и заключение мира, общегосударственное законодательство и др. Главы с десятой по двенадцатую были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.

4.2.2 Избирательная система

В тринадцатой главе определялись избирательные права. Правом избирать и быть избранными признавались "все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом", солдаты и нетрудоспособные. Однако исключение составляли лица, использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, живущие на проценты с капитала, частные торговцы и посредники, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Хотя и провозглашалось, что Конституция является самой демократической в мире, она носила ярко выраженный классовый характер. Это определялось, прежде всего, порядком предоставления избирательного права. Кроме того, Конституция предоставляла рабочим преимущества при выборах высших органов власти. Так, губернские (т.е. сельские) съезды Советов выбирали делегатов на всероссийские съезды от количества избирателей в четыре раза большего, нежели городские Советы. В-третьих, для достижения «основной цели экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств финансовая политика РСФСР ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности (ст. 79). Советам предоставлялись самые широкие права. На территории соответствующих административных единиц они признавались высшими органами государственной власти и подчинялись лишь вышестоящим Советам. При этом в основу функционирования всех органов Советской власти неуклонно внедрялся принцип демократического централизма, который, как считалось, создавал наиболее благоприятные условия как для развертывания местной инициативы, так и для защиты общегосударственных интересов.

Введение

История Российского государства берет свое начало с IX в. -- времени, когда сложилась Киевская Русь. Российскому государству уже одиннадцать веков (1100 лет).

Территория Восточной Европы, на которой располагалась Киевская Русь, не была включена в зону античной цивилизации. Поэтому безсинтезный путь развития народностей этой части Европы повлиял на особенности их государственного строительства. Сказалось и геополитическое положение, постоянно требовавшее решения оборонных задач. По этой причине в общественной жизни восточных славян государственный фактор играл более существенную роль, чем в Западной Европе. Государство являлось здесь организующей силой, как в хозяйственных, политических, так и оборонных вопросах.

Большую часть своего исторического пути по форме государственного устройства Россия являлась монархией, которая сохранялась у нее с IX в. до начала XX в. Однако монархия не оставалась неизменной, претерпевая трансформации, обусловленные внешними и внутренними факторами.

С учетом изменений форм государственного управления и государственного строительства в истории России выделяют качественно различные этапы. Европейское Средневековье охватывает V-XVII вв. У восточных славян средневековое государство существовало в IX-XVII вв.

В этих хронологических рамках выделяют периоды: IX-XII вв., XII-XV вв., XV-XVII вв.

Система государственного управления и реформы управления Екатерины II

2.1 Российская государственность во второй половине XVIII в.

Во второй половине XVIII в. во многих европейских государствах, в том числе и в России, происходит определенная модернизация политической и экономической системы, связанная с проведением политики просвещенного абсолютизма. Основная цель - приспособление феодальной, по сути, абсолютной монархии к новым (капиталистическим) отношениям, начинающим объективно преобладать в обществе.

Идеологической основой этой политики стало Просвещение, тесно связанное с формированием в XVIII в. нового человеческого типа - самостоятельной, рассудительной, деятельной личности, критически относящейся к авторитетам, во всем привыкшей полагаться на свои силы. Особое внимание просветителей привлекала перестройка общества на новых началах. Во главе государства, считали они, должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого -- создание царства разума, т.е. общества, основанного на буржуазных ценностях: гражданское равенство, свобода личности и ее хозяйственной деятельности, неприкосновенность частной собственности и пр. Именно таким монархом стремилась стать в глазах Европы Екатерина II (1762--1796), с правлением которой традиционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.

2.2 Реформирование государственного управления при Екатерине II

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится Петр III (1728--1762), сын дочери Петра I -- Анны Петровны и немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообразованный, жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающийся военным делом. Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведавшая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая страх населению. Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Семилетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к русской гвардии.

В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои надежды с женой Петра III, будущей императрицей Екатериной II (1762--1796), которая, хотя и была немкой по происхождению, но прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об интересах России. В отличие от мужа, который продолжал считать себя герцогом Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех прав на Ангальт-Цербст. Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дочерью принца Ангальт-Цербстского -- генерала прусской армии. Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отроческие годы довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей расширить кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и имя Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола -- Петра Федоровича (до крещения Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры императрицы Елизаветы -- Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского герцога Карла Фридриха. Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив ситуацию, решила как можно быстрее стать своей, русской --в совершенстве овладеть языком, усвоить русские обычаи, --и она не жалела сил для осуществления своей цели. Она много читала, занималась самообразованием. Особый интерес Екатерина проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории, философии, трудам французских энциклопедистов. От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательностью, умением подавлять свои эмоции, внимательно слушать собеседника, быть приятной в общении. Эти качества очень пригодились ей в первые годы пребывания в России, поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой Петровной складывались достаточно сложно. Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины II сплотилась группа заговорщиков --в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины -- Григорий Орлов (1734--783) и его брат Алексей (1737--808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сентябре 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

2.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Первые годы правления императрица посвятила укреплению своей власти, подбору доверенных лиц, изучению положения дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией (в 1763--767 гг. она совершила три поездки по европейской части страны). В это время в России начинает проводиться политика просвещенного абсолютизма. Считая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить элементы варварства из жизни страны, сделать русское общество более просвещенным, близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социальную базу - дворянство.

Необходимость перемен во многом определялась сложившейся к началу правления Екатерины II социально-экономической ситуацией. На протяжении XVIII в. в России развивались элементы капиталистических отношений, идеи предпринимательства постепенно проникали в различные слои общества -- дворянство, купечество, крестьянство. Особую сложность внутреннему положению страны в начале 60-х годов XVIII в. придавало крестьянское движение, в котором наиболее активно участвовали заводские и монастырские крестьяне. Все это, наряду с идеями Просвещения, обусловило внутреннюю политику России, особенно в первые два десятилетия правления Екатерины II.

В 60--0-х годах было запрещено покупать крестьян для промышленных предприятий, объявлена свобода организации промышленного дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому государству в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей, Крыма. Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, институты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губернских и уездных народных училищ был провозглашен принцип бессословного обучения.

2.4 Усиление крепостничества

Однако наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объективно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостничества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II всемерно поддерживать помещиков и держать в повиновении крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею освобождения крестьян, крепостным было запрещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов -- здесь в конце XVIII в. было распространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепостные составляли около 50% общей их численности, более половины из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. Распространилась торговля крепостными.

2.5 Аппарат центрального управления

Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената. Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н.И. Панин (1718--1783), известный дипломат, советник Коллегии иностранных дел, представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и морского департаментов) и двух советников. Все важнейшие вопросы должны были рассматриваться Советом в присутствии императрицы, которая принимала окончательные решения. Кроме того, предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов. Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть императрицы, был ею отклонен, однако, для ускорения и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената была проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутренними и политическими делами, второй -- судебными, третий ведал делами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образованием, полицией; четвертый -- военными и морскими делами. Два московских департамента соответствовали первому и второму петербургским. Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы управления стали решаться на местах. Однако еще до реформирования системы местного управления императрица сделала попытку дать России новое законодательство, отвечающее духу времени.

2.6 Губернское управление

Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику генерал-губернатору, деятельность которого контролировалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории. Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме губернатора в него входили два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда. Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назначался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты - высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом. Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими крестьянами бывших церковных имений. Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган - приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от губернского правления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

2.7 Уездное управление

Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя. Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.

2.8 Судебная система

С 1775 г. в губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения - губернский магистрат, для лично свободных крестьян - верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей выборных от соответствующего сословия, возглавляли их специально назначенные чиновники. При каждом верхнем земском суде была учреждена дворянская опека, занимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки. В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решенным в губернских сословных судах, были учреждены палата гражданского суда и палата уголовного суда. В случае каких-либо жалоб им принадлежало право принятия окончательного решения. В каждом уезде для дворян существовал уездный суд, подчинявшийся верховному земскому суду, для городского населения - городской магистрат, находящийся в ведении губернского магистрата. В уездах, где проживало свыше 10 тыс. лично свободных крестьян, существовала нижняя расправа, подчинявшаяся верхней расправе. В уездные судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство назначало только председателя нижней расправы. При каждом городском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан. Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

2.8 Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого сословия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Комиссию и на случай каких-либо других требований со стороны верховной власти. Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, право быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии, в частности, запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступления, было облегчено получение дворянства и т.д. Помимо этого, в 1785 г. губернскому дворянству, как раньше уездному, как единому целому были предоставлены права юридического лица. В конечном итоге система дворянского управления, сложившаяся в годы правления Екатерины II, имела следующий вид. Раз в три года на уездных и губернских собраниях дворяне выбирали соответственно уездных и губернских дворянских предводителей и других должностных лиц. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицерский чин. Помимо выборов должностных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дисциплиной. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или генерал - губернатору, специально избранная депутация во главе с предводителем дворянства могла обратиться к императрице.

2.9 Городское самоуправление

В 1785 г. была также опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности, Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья на базе завоеванного горожанами права на самоуправление, а также на базе актов, регламентирующих ремесло и торговлю.

Отныне для каждого города обязательным становится герб, который следовало употреблять во всех городовых делах. Было установлено, что герб уездного города должен включать в себя и эмблему губернского города. Все гербы, уже существующие или новые, утверждались самой императрицей. В соответствии с Жалованной грамотой население каждого города было разделено на шесть разрядов. Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, Общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом городского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обращаться за помощью. Права города как единого целого защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город перед высшими органами, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не налагались новые подати или повинности.