Сочинения

Мономах основные события. Владимир Мономах в Киеве. – Поучение детям. – Усмирение непокорных князей. – Плен Володаря Ростиславича. – Столкновение с Греками на Дунае. – Политика Владимира Мономаха. Поучение владимира мономаха


Имя: Владимир Мономах (Vladimir Monomah)

Возраст: 72 года

Место рождения: Переяславль-Южный

Место смерти: Киев

Деятельность: князь, полководец

Семейное положение: был женат

Владимир Мономах - биография

"Тяжела ты, шапка Мономаха" - эта пушкинская строка давно стала крылатым выражением, символизирующим бремя власти. И хотя сам князь Владимир Всеволодович Мономах этой шапки, скорее всего, не носил, бремя власти он прочувствовал сполна

В истории-биографии Владимир Мономах остался как полководец и мудрый правитель, объединивший русские земли. Но для современников он был образцом христианской добродетели. Помимо богомолья и строительства храмов князь совершал поступки, которые смирением и великодушием поражали окружающих. Ведь было это в те времена, когда "око за око" считалось нормой жизни.

Необычным прозвищем «Мономах» (греч. - «единоборец») Владимир, внук Ярослава Мудрого, был обязан своей матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Эпоха, в которой рос юный князь, была непростой. Раздираемая удельными князьями отчизна страдала и от набегов половцев. Но что самое досадное, захватчики приходили не сами, а по приглашению русских князей, деливших власть.

В 20 лет Владимир получил в княженье богатый Смоленск, а когда его отец встал на Киевский престол, то отдал сыну в удел состоятельный Чернигов. На тот момент 27-летний княжич уже не раз был в походах, но именно в Чернигове ему впервые пришлось возглавить войско для отражения врага.

Когда отец отдал Богу душу. Мономах по праву старшего мог занять Киевский престол, тем более что другой претендент -князь Святополк - был далеко от Киева. Но Владимир унял гордыню и уступил трон двоюродному брату. Когда же о смерти старого князя проведали половцы, то двинули войско на покорение северных соседей. Новый правитель послал им навстречу Мономаха.

Внемля его приказу, Владимир стал переправляться через реку, где и был застигнут врагом. Кочевники разбили русское войско, а родной брат Мономаха погиб. Сам он, пытаясь спасти брата, лишь чудом избежал гибели. Казалось, после такой потери Владимир озлобится на Киев, однако интересы Руси он всегда ставил выше личных. Уже через неделю вместе с киевской дружиной он вновь вышел на победную битву с половцами...

Сражений в жизни князя была немало. Чего стоит поход на Византию, в 1116 году, когда он покорил множество придунайских городов-крепостей. Стремясь задобрить грозного единоверца, император Византии Алексей Комнин прислал в Киев послов. По преданию, возглавлял переговорщиков митрополит Эфесский. Он же преподнес князю подарки императора: Скипетр (укороченный посох), Барму (воротник с драгоценностями, надеваемый поверх одежды). Державу (золотой шар с крестом) и Шапку с драгоценными камнями.


Называемый позднее Шапкой Мономаха, этот головной убор стал главным атрибутом венчания на царство последующих правителей Руси. Артефакт уникален по количеству и качеству драгоценных камней и превосходит все королевские головные уборы Европы. Недаром Шапку Мономаха сравнивали с коронами Германского императора, Французского и Венгерского королей, о чем имеются записи в европейских хрониках.

Прощение-удел сильных

Мирный союз с Византией предполагал союз двух родов, и внучка Мономаха пошла вод венец с сыном императора Алексеем. Впрочем, это был не первый брак с иноземцами, которым Мономах пытался укрепить мир. Будучи дальновидным правителем, он старался поддерживать порядок не только силой оружия, но и выгодным родством.

Владимир Мономах - биография личной жизни князя

Сам Владимир в 21 год венчался с дочерью английского короля Гарольда II - Гитой Уэссекской. От брака с ней князь нажил 10 детей, из которых до совершеннолетия дожили шестеро. Второй супругой стала гречанка Ефимия, моложе мужа на четверть века. От этого брака родилось еще шесть наследников, среди них Евфимия - жена короля Венгрии Кальмана I, Марица - жена несостоявшегося правителя Византии лже-Диогена II и Юрий Долгорукий - основатель Москвы.

Однако полностью отойти от ратных дел князю не давали обстоятельства. Возмущенный злодеянием киевского князя, ослепившего другого Рюриковича, Владимир подступил к Киеву. Испуганный Святополк хотел сбежать, но его пленили сами киевляне. Митрополит и княгиня-мать вместе с горожанами вышли навстречу Мономаху и слезно просили его не начинать новой сечи, ибо была бы она только на радость половцам. Владимир не сразу, но простил Святополка. После покаяния последний остался в Киеве, а Владимир удалился в свою вотчину.

Так же мудро Владимир поступал и с мятежниками. Если понимал, что мятеж вызван действиями бояр или заблуждением, бунтовщики отделывались порицанием либо наказанием розгами. Если же в действиях смутьянов был недобрый умысел, то князь сам мог обагрить свой меч их кровью. Но с возрастом Владимир все больше тяготел к христианскому смирению и выбирал вместо битв охоту. Для него она стала не просто увлечением, а закалкой тела и духа, позволяющей в любой момент исполнить долг перед Отечеством. Охоту князь завещал и своим детям, написав в «Поучении»: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь - делайте дело мужское!»

Большое удивление и уважение у современников вызвало письмо Мономаха к двоюродному брату Олегу Святославичу, убившему его сына: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный... А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим». Причем письмо было написано не под страхом войны, а напротив, являлось посланием победителя побежденному.

Ведь другой сын Владимира - Мстислав, одолев кровавого дядю, не решился убить его, а спросил совета отца. И Владимир простил, поставив интересы страны, раздираемой междоусобицей, выше личных: княжеские сечи были на руку внешним врагам. И это при том, что на Руси были сильны обычаи кровной мести, и тех, кто отступал от нее, считали глупцами или неудачниками...

Владимир Мономах - Владыка Киевский

И все же Киев, о котором Мономах уже и думать перестал, словно перезрелый плод, в 1113 году сам упал ему в руки. После смерти Святополка в столице наступило безвластие. Народ, закабаленный долгами, сначала робко, а потом во всю силу поднял бунт. Погромы сопровождались беспорядками и убийствами. В конце концов, бояре отправили гонца к бО-летнему Владимиру, умоляя его занять Киев.

На склоне лет тот не хотел принимать хоть и богатый, но хлопотный удел. Когда же послы заговорили о том, что лихой народ может подвергнуть разграблению церкви и монастыри, сердце князя дрогнуло, и он дал согласие. Прибыв на место. Мономах собрал бояр, дружинников и представителей купечества, чтобы принять закон, ограничивающий закабаление простых людей. Мятеж не сразу, но пошел на убыль...

Те 12 лет, что Владимир правил Киевом, вошли в историю как последняя попытка объединить русские земли. И это ему почти удалось: Владимир Всеволодович собрал под своей властью 3/4 русских княжеств. Остальные предпочитали не идти против воли киевского владыки, а быть в его союзниках.

Объединить все русские земли Владимиру не позволил возраст. Отправившись на молитву в Борисоглебскую церковь, 72-летний князь почувствовал себя плохо и вскоре скончался. Новость о его смерти была воспринята в стране как великое горе. «Слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери», - сказано в летописи.

Останки князя с великими почестями предали упокоению в соборе святой Софии Киевской, а позднее Церковь возвела его в ранг святых в земле Российской просиявших.

Стремясь предотвратить усобицу между своими сыновьями, Ярослав перед смертью (1054 г.) разделил между ними русские земли. Князья заняли престолы согласно старшинству. Старший, Изяслав, стал князем Киевским и Новгородским. Святослав был посажен в Чернигов, Всеволод - в Переяславль, Игорь - во Владимир, Вячеслав - в Смоленск. Ярослав завещал сыновьям жить в мире, «не преступать предела брата». Все должны были подчиняться киевскому князю и почитать его как отца. Тот, в свою очередь, должен был защищать братьев как старший князь. Сохраняя первенство Киева, новая система призвана была предотвратить возникновение конфликтов между князьями. Однако реальная сила и личный авторитет Изяслава были недостаточны для роли старшего князя. При таких условиях могла начаться междоусобная борьба. Сознавая ее отрицательные последствия для Руси, трое старших братьев - Изяслав, Святослав и Всеволод - заключили союз для общего управления государством. В то время братья сообща осуществляли наиболее важные политические акции. В частности, они предприняли общее выступление против нового опасного врага Руси - половцев. Но через 15 лет противоречия между старшими Ярославичами вновь обострились. В результате их триумвират распался, и в 1073 г. Всеволод и Святослав выступили против Изяслава. Изяслав бежал в Польшу, а киевским князем стал Святослав. Началась междоусобная борьба. Киев несколько раз переходил из рук в руки.

Княжеские усобицы сопровождались разорением сел и городов, захватом пленных, поборами. Южные города и поселения страдали от постоянных набегов половцев. Даже походы против кочевников тяжким бременем ложились на плечи простых людей. Половецкие нападения и междоусобные феодальные войны усиливали бремя феодальной эксплуатации. Недовольство народа вылилось в восстание. В 1113 г. после смерти князя Святополка разгорелась борьба за столичный престол между старшими князьями, среди которых был Владимир Мономах, и сыновьями покойного Святополка. Каждый из претендентов на престол пытался найти поддержку у горожан. В городе начался бунт. Восставшие разгромили дворы ростовщиков, купцов, осадили даже княжеские палаты. Должники перестали отдавать долги и выплачивать проценты, холопы вышли из повиновения своим господам. По призыву митрополита Никифора, которого поддержали жители города, на киевский престол был приглашен Владимир Мономах, княживший в Переяславле. Беспорядки в Киеве прекратились.

Владимир Мономах понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон – «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской правды». Новые статьи, хотя и не лишали ростовщиков и землевладельцев основных привилегий, все же значительно ограничивали их бесконтрольную деятельность, приводившую к разорению горожан и крестьян. Были определены единые проценты на занятые деньги. «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Так, четко определялись источники холопства: самопродажа в холопство, превращение в холопа человека, женившегося без специального договора на холопке, а также вступление на службу к господину в качестве тиуна без специально оговоренной в этом случае свободы. Холопом становился и бежавший от господина закуп. Но если он уходил в поисках денег, чтобы отдать долг, то в этом случае его нельзя было превращать в холопа. Во всех остальных случаях попытки холопить свободных людей пресекались. Нельзя было обращать в холопа человека, получившего в долг хлеб или какую-либо другую «дачу».

Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. По существу, Мономах выступил в истории Руси как первый серьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающегося строя. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы самого развивающегося строя русской жизни.

За время своего княжения Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, но значительно укрепил русскую государственность. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе братьев Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он, как Владимир I и Ярослав Мудрый, рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка - Ярослава, который правил на Волыни.

Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно отразились на экономическом развитии древнерусских земель. Летописи отмечают рост и застройку таких городов, как Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Переяславль и др. В связи с оживлением внутренних связей и укреплением объединяющего положения Киева был, видимо, сооружен в 1115 г. мост через Днепр.

Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами. О высоком международном авторитете Руси свидетельствовали династические браки. Женой Мономаха была Гита, дочь английского короля Гарольда. Мужьями его дочерей стали византийский царевич Леон Диогенович и венгерский король Коломан.

После смерти Владимира Мономаха, вопреки Ярославовой традиции старшинства в роду, на престол вступил его старший сын Мстислав, хотя были еще живы его дяди, двоюродные братья, старшие его по возрасту. Но в последние годы жизни Мономаха Мстислав, находясь постоянно около стареющего отца, по существу вел все управление государством. Черниговские князья, считая себя старейшими в роду, были, естественно, недовольны, но на этот раз смолчали, так как слишком велика была власть в руках Мстислава, могучими его военные силы. Да и сам князь, проделавший с отцом не одну военную кампанию, слыл способным и решительным военачальником.

На время Мстиславу удалось урегулировал отношения в княжеской семье. Но после его смерти Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Один из самых значимых персонажей истории Российского государства, Владимир Мономах, относится к тем личностям, о жизни и деятельности которых осталось достаточно важных свидетельств. Поэтому кратко о Владимире Мономахе рассказать очень сложно. Но попробуем это сделать.

Личность Владимира Мономаха

Кратко из биографии. Владимир Всеволодович - сын князя Киевского Всеволода Ярославича. При крещении получил имя Василий. Прозвище Мономах закрепилось за ним из-за родства с императором Константином Мономахом (он был его родным внуком). Матерью Владимира была Анна, византийская принцесса.

Владимир Всеволодович был образованным и умным человеком, талантливым писателем. Дальновидным политиком, мудрым правителем и законодателем, отважным и опытным воином. Человеком честным и справедливым. Он был ярым противником междоусобных войн и притеснения бедняков. Ратовал за объединение Древней Руси.

Как Владимир Мономах к власти пришел

Начало XI в. охарактеризовалось сменой внешнего врага: вместо оттесненных от границ государства печенегов большие неприятности русским землям стали причинять половцы. Будучи, как и печенеги, кочевниками, они прекрасно передвигались верхом, владели луком и стрелами, копьями и арканами. Их натиск был стремителен, мощен и сопровождался устрашающим криком. Быстро исчезая после набега, они уводили с собой огромное количество пленных и оставляли руины на месте поселений и выжженные пашни.

Первому набегу на Русь половецких отрядов оказала сопротивление объединенная дружина Ярославичей. Однако битва на реке Альте русскими воинами была проиграна. А киевский князь Изяслав Ярославич отказался продолжить войну, приведя в качестве аргументов личные причины. Такое решение князя вызвало недовольство и мятеж киевлян. Изяслав был вынужден бежать в Польшу, где собрал сильное войско и вернулся в Киев в его сопровождении. Но вскоре вновь был изгнан. Уже окончательно.

После смерти последнего сына Ярослава Мудрого киевский престол получил сын Изяслава Святополк, которому он полагался по праву старшинства. Когда же он умер, то киевляне призвали уважаемого ими Владимира Всеволодовича, к тому времени ему уже было 60 лет.

Кратко о правлении Владимира Мономаха: внешняя политика

Во время правления Владимира Мономаха основные усилия внешней политики Киева были направлены на борьбу с половцами и решение вопросов с Византией. Решая первую задачу, князь выступал не только как воин и полководец, но и как успешный дипломат: около 20 раз он лично заключал выгодные договоры с половцами. Кроме того, Мономах важным считал и активные военные действия в виде рейдов в половецкие земли, а также агитацию в стане противника.

Что касается второй задачи, то он вел удачные совместные военные действия с империей, став союзником императора Диогена. Помощью в этом ему стало решение выдать за него замуж свою дочь Марию.

"Устав Владимира Всеволодовича" как важный законодательный акт

Этот документ был создан в первые же годы правления князя на киевском престоле. Владимир Мономах кратко, но емко изложил в нем основные позиции, связанные с изменениями внутренней политики государства. При его помощи он хотел прекратить междоусобную вражду. За малейшее неповиновение следовало серьезное наказание. А своих сыновей Мономах сделал удельными князьями в Новгороде, Смоленске, Ростове и Суздале.

Кроме того, важный аспект Устава был связан с облегчением жизни различного рода должников, а также он ограничивал власть над ними ростовщиков и их произвол. Согласно Уставу ростовщики не могли определять процент к займу более чем в 20 %. Должники, отрабатывающие у человека, давшего им деньги в долг, имели право уходить от заимодавца, чтобы заработать эти деньги в другом месте и отдать ему. Устав не разрешал закабалять свободных людей за долги.

Итак, в этой статье мы кратко о Владимире Мономахе узнали самое важное из области его внешней и внутренней политики.

Мономах вошел в историю как талантливый государственный деятель, мыслитель и писатель. Ему удалось на время остановить междоусобицу и распад государства на мелкие княжества, защитить его от набегов половцев и повысить статус на международной арене. Его век был довольно долог по тем временам. Князь правил с 20 лет до 71 года. Большую роль в удержании целостности государства сыграли сыновья Владимира Мономаха, занявшие княжеские столы в самых крупных и стратегически важных городах.

Жены Владимира Мономаха

Историки уверены, что Владимир Мономах был женат, по меньшей мере, два раза. Первой его супругой стала английская принцесса Гита Уэссекская - дочь короля Гарольда II. После гибели своего отца она вместе с несколькими братьями и сестрами бежала во Фландрию, а затем в Данию. В 1074 г. ее выдали замуж за В. Мономаха. Российский историк и филолог Назаренко А. В. предполагает, что она принимала участие в первом крестовом походе, умерла и погребена в Палестине приблизительно в 1098 г. По другой версии это произошло в Смоленске в 1107 г. Сказать, какие именно сыновья Владимира Мономаха рождены от первого брака, не представляется возможным. Историки уверены лишь в отношении Мстислава, Изяслава и Святослава. Вероятно, что Ярополк, Роман и Вячеслав тоже являются сыновьями от Гиты Уэссекской.

Приблизительно в 1099 г. В. Мономах женился повторно. По поводу того, кем была вторая супруга, существуют различные версии. Согласно одной из них ее звали Ефимия и она имела греческие корни. Согласно другой - второй женой Мономаха могла стать шведская принцесса Христина. Историки считают, что от второго брака у князя родились два сына: Юрий и Андрей, а также три дочери.

Мстислав Великий

Мстислав Великий известный в Европе под именем Гарольда - это ростово-суздальский князь, сын Владимира Мономаха от Гиты Уэссекской. Родился первого июня 1076 г. Являлся, как и его отец, крупным государственным деятелем и полководцем, за что еще при жизни получил звание Великого. С юного по нашим меркам возраста (13-14 лет) владел Новгородом Великим. В 1093-95 гг. держал под своей властью Ростовские и Смоленские земли. Период его княжения в Новгороде ознаменовался развитием города: расширение детинца, закладка церкви Благовещения на Городище, Николо-Дворищенского собора. В 1117 году Мстислав, сын Владимира Мономаха был переведен в Белгород. Место в Новгороде занял его старший сын Всеволод Мстиславович.

Великое княжение Мстислав унаследовал после смерти своего отца в 1125 г. Этот факт не вызвал недовольства и противодействия со стороны черниговских князей. Его старшинство было признано всеми братьями безоговорочно. Однако под его непосредственным контролем первоначально был только Киев. Первой женой князя была дочь шведского короля Христина. В браке появилось десять детей. Второй супругой Мстислава стала дочь новгородского посадника Любава Дмитриевна, предположительно она родила князю двух сыновей и дочь.

Владимир Мономах и его сын Мстислав придерживались одной линии внешней политики - защита от врагов. Военное могущество княжества было неоспоримо. Мстислав, используя брачные союзы со Скандинавией и Византией в политических целях, укрепил свое положение на международной арене. Современники летописцы отзывались о Великом князе Киевском, как о человеке в воинстве храбром и добропорядочном, всем соседям он был страшен, а к подданным милостив и рассудителен. По их словам, это был великий правосудец, во времена которого все русские князья жили в тишине и не смели друг друга обидеть.

Изяслав Владимирович

Второй сын Владимира Мономаха от английской принцессы появился на свет предположительно после 1076 года, и к моменту своей гибели 6 сентября 1096 года был всего лишь подростком. О нем мало, что известно.

После начала междоусобной войны в 1097 г. между князьями Святополком Изяславовичем и Владимиром Всеволодовичем с одной стороны и сыновьями Святослава Ярославовича с другой, последующим захватом Чернигова и Смоленска Изяслав по воле отца покинул Курск. Он обосновался в Муроме - вотчине Олега Святославовича. Последний собрал внушительное войско и попросил отпрыска Владимира Мономаха уйти из города во владения своего отца. Изяслав не согласился и решил обороняться. В битве под стенами Мурома он и погиб, а Олег занял город. Тело юного князя забрал старший сын Владимира Мономаха Мстислав, погребение происходило в новгородском Софийском соборе. Сведения о супруге Изяслава и потомстве отсутствуют. Скорее всего, князь Курский и Муромский не успел обзавестись семьей.

Святослав Владимирович

Об одном из старших сыновей В. Мономаха Святославе практически не сохранилось каких-либо исторических сведений, а те что есть часто подвергаются сомнению со стороны ученых. Известно, что князь смоленский, а впоследствии - переяславский умер 6 марта 1114 г.

Впервые его имя упоминается в летописи 1095 г. при рассказе о приходе к В. Мономаху в Переяславль двух половецких ханов, целью которых было заключение мира. В 1111 г. Святослав, по всей вероятности, участвовал вместе с отцом в походе против половцев, закончившемся поражением варваров. Спустя два года в 1113 г. Святослав принял княжение в Переяславле, куда его направил из Смоленска Владимир Мономах. Сын киевского князя правил недолго. Он умер в 1114 г. в Переяславле и там же был похоронен в церкви св. Михаила. Сведений о женах и детях Святослава не сохранилось.

Роман Владимирович

Историки предполагают, что Роман является четвертым по старшинству из сыновей Владимира Мономаха. Точная дата его рождения неизвестна. Данных о князе Волынском практически не сохранилось.

В 1117 г. между В. Мономахом и сыном возник конфликт, причиной которого вероятно был перевод старшего из сыновей киевского князя в Белгород из Новгорода. Спустя год на княжение в Владимире-Волынском был посажен Роман. Правление, как и в случае Святослава, было недолгим. Князь умер в 1119 г. Далее на Волыни восседал Андрей Добрый - наместник, которого назначил сам Владимир Мономах, сын предположительно от его второго брака.

Роман Владимирович был женат на дочери князя звенигородского. Сведения о детях от этого брака отсутствуют.

Ярополк Владимирович

Ярополк родился в 1082 г. предположительно в Чернигове, где в тот момент княжил его отец. В двадцать один год он впервые принял участие в походе на половцев. Княжеский престол в Переяславле ему достался после гибели старшего брата Святослава в 1114 г. В этом качестве он неоднократно выступал против половцев, а также совместно с отцом против князя минского Глеба. В летописях упоминается о том, что он поддерживал хорошие отношения со своим престарелым отцом и неоднократно возглавлял его войско вместе со старшим братом Мстиславом.

В истории Ярополк известен, как правитель распадающейся на части державы. Великим киевским князем он стал после смерти Мстислава в 1132 г., на тот момент он пребывал в уже преклонном по тем временам возрасте - 49 лет. Под его непосредственным контролем находился только Киев с окрестной территорией. Ярополк был смелым воином, способным полководцем, но и при этом очень слабым политиком. Ему не удалось остановить процесс распада государства на отдельные княжества. Став к старости чересчур осторожным в принятии решений, он не смог взять инициативу в борьбе младших братьев против Ольговичей и Мстиславовичей. В последний раз сыновья Владимира Мономаха объединились против Всеволода Ольговича в 1138 г., когда он объявил войну Ярополку. Под знаменами собрались войска не только Киева, но и Ростова, Переяславля, Смоленска, Галича, Полоцка и внушительное венгерское войско, присланное королем Беллой II.

Ярополк был женат на аланке по имени Елена. В браке родился сын Василько Ярополкович. Он умер в 1139 г., передав престол брату Вячеславу. На тот момент вне контроля Киева уже находились Полоцк, Чернигов и Новгород.

Вячеслав Владимирович

Вячеслав (смоленский князь, сын Владимира Мономаха) предположительно появился на свет в 1083 г. С юного возраста он принимал активное участие в политической жизни страны. В 1097 г. вместе со старшим братом Мстиславом участвовал в сражении на Колокше. Отцом Вячеслав был посажен в Смоленске на княжение, в связи со своим переходом в Киев. С 1127 г. он уже упоминается в летописях, как Туровский князь. Трон в Киеве ему достался по наследству после смерти Ярополка в феврале 1139 г. Однако уже в марте того же года его сверг черниговский князь Всеволод Ольгович.

В 1142 г. он получил после смерти младшего из сыновей В. Мономаха Андрея. Однако это его не совсем устраивало. В итоге в 1143 г. он вернулся туда, откуда начал - в Туров. Когда умер Всеволод, князь попытался вернуться на политическую арену. К этому времени изгнал своего племянника Изяслава из Киева. Последний решил объединиться с Вячеславом и возвести его на престол. Однако все получилось так, как он и не ожидал. Ю. Долгорукий (суздальский князь), шестой сын Владимира Мономаха Вячеслав объединились и одержали совместную победу над племянником. Юрий хотел передать княжество, но его отговорили бояре. В результате Вячеслава посадили в стратегически важном Вышгороде, расположенном под самым Киевом.

Князь умер в 1154 г. и погребен в Софийском соборе. Имя его супруги неизвестно. Согласно летописи, у Вячеслава был сын Михаил, погибший в 1129 г.

Юрий Долгорукий

Юрий Долгорукий приходится сыном Владимиру Мономаху от его второй жены. По крайней мере, именного такого мнения придерживается большая часть историков. Татищев В. Н. в своих работах объявил, что Долгорукий родился в 1090 г. и, таким образом, являеться сыном Гиты Уэссекской. Однако данное мнение противоречит сведениям, которые содержит «Поучение» Владимира Мономаха сыновьям. Согласно данному литературному источнику, Юрьева мать умерла в 1107 г. Данный факт не позволяет отождествлять ее с Гитой, смерть которой вероятно случилась в 1098 г. Вопрос о точной дате рождения Юрия остается открытым по сей день.

Ю. Долгорукий, пожалуй, одна из самых противоречивых фигур отечественной истории. Будучи сыном правителя Киевского княжества, он с ранних лет не желал довольствоваться малым. Он всегда стремился к завоеванию новых земель, уделов и, конечно же, самого Киева. Собственно говоря, за такую алчность он и был прозван «долгоруким».

Совсем юного князя отправили в Ростов княжить вместе со старшим братом Мстиславом. С 1117 г. он остался в городе единоличным правителем. С 1147 г. он принимает активное участие в междоусобных княжеских распрях в попытках отобрать у собственного племянника (сына Мстислава Изяслава) Киев. Он неоднократно нападал на город и даже овладевал им три раза, но в общей сложности на киевском престоле не сидел и трех лет.

Князь был дважды женат. Его первой супругой была дочь половецкого хана, она родила ему восьмерых детей. О второй жене Юрия почти ничего неизвестно. В 1161 году вместе с детьми она бежала в Византию. На основании данного факта высказываются предположения, что она была гречанкой.

Если верить летописным источникам Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха) не пользовался уважением киевлян. Его считали властным, алчным, корыстным и жестоким. Однако третья его попытка занять город, совершенная в 1155 г., увенчалась успехом. До самой своей смерти в 1157 г. он правил, как князь киевский. Несмотря на это в памяти потомков Юрий Долгорукий остался как основатель Москвы. Именно по его распоряжению в 1147 г. на самой окраине Северо-Восточной Руси был основано небольшое поселение для охраны границ.

Впоследствии киевским княжеством правил отпрыск Юрия от первого брака - Андрей Боголюбский. Сын Владимира Мономаха не смог прославиться в качестве правителя Руси, зато внуку была уготована одна из самых ярких судеб. На фото реконструкция внешнего облика по черепу.

В годы его правления Владимиро-Суздальское княжество являлось сильнейшим на Руси, оно достигло могущества, и в итоге стало ядром будущего государства. Роль Киева, как центра, постепенно угасала. Получив великокняжеский престол, Андрей удалился во Владимир. В. Ключевский в своих трудах пишет о том, что Андрей был рассудителен, ежеминутно настороже и обладал стремлением во все внести порядок, чем сильно напоминал своего деда Владимира Мономаха.

Андрей Владимирович

В августе 1102 года родился младший из всех известных сыновей Владимира Мономаха, получивший при крещении имя Андрей. В 1119 г. юноша по распоряжению отца занял трон во Владимиро-Волынском княжестве после смерти своего старшего брата Романа. Затем с 1135 г. он княжил в Переяславле и удержал стол от посягательств Всеволода Ольговича. Младший сын великого киевского князя умер в возрасте 39 лет в 1141 г., останки захоронены в церкви святого Михаила.

Андрей был женат на внучке известного половецкого хана Тугоркана. Достоверно известно, что в браке родилось двое сыновей: Владимир и Ярополк. Историки также предполагают, что у князя Андрея была дочь.

Дочери Владимира Мономаха

Миру известны не только сыновья Владимира Мономаха, но и три его дочери. По предположению историков, они родились во втором браке великого князя. Старшую княгиню звали Марией. Она была отдана замуж за Лжедиогена II.

В 12 в. на Руси появился человек, выдававший себя за Льва Диогена - сына императора Византии, погибшего в 1087 г. в бою с печенегами. Самозванца Владимир Мономах признал и принял решение поддержать его претензии, если не престол, то хотя бы на пару городов. Чтобы скрепить союз, он отдал замуж за него свою старшую дочь. Однако утвердиться на Дунае самозванцу не удалось, его убили. Мария вместе с малолетним сыном вернулась на Родину, где провела остаток жизни в монастыре в Киеве. Умерла княжна в 1146 г., ее сына убили в 1135 г. в ходе одной из междоусобиц.

Менее трагичной, но все же весьма грустной была судьба средней дочери Владимира Мономаха Евфимии. Она родилась приблизительно в 1099 г. и в возрасте 13 лет была отдана замуж за венгерского короля Кальмана I Книжника, который был старше ее, как минимум, на 25 лет. Он уличил ее в измене и отправил восвояси. Уже в Киеве Евфимия родила сына, который хотя и претендовал на венгерский престол, не был признан Кальманом в качестве родного сына. Спустя время княжна ушла в монастырь, где и провела остаток жизни. Умерла Евфимия в 1139 г.

О самой младшей дочери Владимира Мономаха известно немного. Историки предполагают, что она родилась в промежутке между 1103 г. и 1107 г. В 1116 г. ее выдали замуж за городенского князя Всеволода Давыдовича, о происхождении которого точно ничего не известно. В браке родились две дочери. Имеется летописная запись об их замужестве в 1144 г. Историки утверждают, что устройством брака занимался Всеволод Ольгович, на основании чего они делают вывод о том, что девочки, скорее всего, к этому времени уже были сиротами.

III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(окончание)

Владимир Мономах в Киеве. – Поучение детям. – Усмирение непокорных князей. – Плен Володаря Ростиславича. – Столкновение с Греками на Дунае. – Политика Владимира Мономаха

Великий князь Владимир Мономах (1113–1125)

В апреле 1113 года скончался великий князь Святополк-Михаил на пути около Вышгорода. Его положили на лодку, привезли в Киев и похоронили в Златоверхом Михайловском монастыре, который был им самим основан. Ближайшее право на великокняжеский стол имели Святославичи, Давид или Олег; впрочем, старшинство их было спорное, так как их отец Святослав насильно отнял Киевский стол у своего старшего брата Изяслава и умер еще при его жизни. Вопрос о старшинстве решен голосом народным, который единодушно указывал на Владимира Мономаха, в действительности уже давно стоявшего во главе русских князей; а Святославичи были нелюбимы, особенно за свою дружбу с Половцами и многие разорения, причиненные ими Русской земле. Граждане киевские собрались на вече и послали в Переяславль к Владимиру просить его на стол отцовский и дедовский. Владимир медлил: может быть, старшинство Святославичей приводило его в раздумье. Между тем в Киеве, при отсутствии княжеской власти, начались беспорядки. Чернь бросилась на дворы нелюбимых сановников, именно тысяцкого Путяты и некоторых сотских, и разграбила их; потом пограбила дворы жидов, которые купили себе разные льготы у Святополка II и, по обыкновению своему, многих повергли в нищету в качестве жадных ростовщиков. Тогда лучшие граждане послали сказать Владимиру: "Князь, иди скорее в Киев, а если не придешь, то знай, что поднимется большое зло: уже не сотских и не жидов только будут грабить, а пойдут на вдовую княгиню, на бояр и монастыри, и ты будешь отвечать перед Богом, если разграбят монастыри". Владимир после того не медлил более и поспешил в Киев. Его встретили митрополит и епископы со всем народом, и он торжественно сел на столе своего отца и деда. Мятеж утих; настало твердое, умное правление Мономаха. Он достиг уже шестидесятилетнего возраста, когда занял великокняжеский стол.

Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах написал для своих детей знаменитое Поучение, которое вместе с упомянутым письмом к Олегу служит наглядным памятником его ума, благочестия, начитанности и грамотности. Оно служит также ярким изображением его неутомимой деятельности. Судя по этому изображению, большую часть жизни своей он провел вне дома, значительную часть ночей спал на сырой земле; дома и в дороге все делал сам и за всем присматривал; до света поднимался с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, судил людей, ездил на охоту и т.д. "Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню; с Половцами заключал мир 19 раз; до сотни князей их отпустил на свободу, а более двухсот изрубил и потопил. На охоте в лесах я вязал диких коней зараз по 10 и 20; дважды тур метал меня на своих рогах вместе с конем; одна лось топтала меня, а другая бодала, вепрь сорвал меч с бедра, медведь схватил зубами подклад у колена, лютый зверь (барс?) вскочил ко мне на бедра и повалил коня вместе со мною; но Бог сохранил меня невредимым". Убеждая детей жить в мире и согласии, он дает им, между прочим, следующие наставления: "Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; жен своих любите, но не давайте им над собою власти; старого человека почитайте как отца, а молодого – как брата; строго наблюдайте правосудие и крестное целование; гостей и послов чтите если не дарами, то питием и брашном, ибо они распускают в чужих землях и добрую и худую славу. Что знаете, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь; отец мой, и дома сидя, научился пяти языкам; в этом бывает честь от других земель".

Княжеские усобицы в правление Владимира Мономаха

Вообще летописец изображает нам Владимира Мономаха идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование; подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими доблестями. После Ярослава это был первый из его преемников, который на самом деле осуществил понятие о великокняжеской власти; младшие родичи повиновались ему, как отцу; а тех, которые пытались завести распри, он наказывал отнятием уделов. Внешние враги присмирели.

Однако при этом великом князе были две междоусобные войны, одна в Полоцкой земле, другая на Волыни. Какая была причина войны между Мономахом и старшим из полоцких князей, Глебом Всеславичем, в точности неизвестно. Летопись объясняет ее враждою, которую потомки Рогнеды питали к потомкам Ярослава. Очевидно, полоцкие князья, не получая доли в остальных русских землях, старались отделиться, не хотели признавать над собою старшинство киевского князя, слушаться его как отца, ездить к нему на поклон и по его требованию являться на помощь со своими дружинами. А Глеб Всеславич Минский, кроме того, подобно отцу своему, нападал еще на некоторые соседние волости, конечно, с целью увеличить свой наследственный удел. Владимир два раза ходил на Глеба; во второй раз он взял Минского князя в плен и привел в Киев, где тот и умер вскоре. Во Владимире Волынском сидел сын Святополка-Михаила Ярослав, женатый на внучке Мономаха, на дочери его старшего сына Мстислава. Неизвестно также из-за чего, собственно, Ярослав рассорился с Мономахом и отослал от себя свою супругу, а его внучку. Угрожаемый великим князем Ярослав убежал к своему союзнику и родственнику, королю польскому Болеславу Кривоустому, женатому на его сестре Сбыславе. Польские короли почти всегда охотно поддерживали междоусобия в Русской земле и помогали младшим князьям против старших, чтобы не дать усилиться последним. Кроме поляков, венгерский король Стефан II на просьбу Ярослава о помощи не только не отказал ему, но и лично привел свои полки. Таким образом, Ярослав с многочисленным ополчением из угров, поляков и русских явился под стенами Владимира Волынского, в котором сидел один из сыновей Мономаха, мужественный Андрей Владимирович. Великий князь начал собирать войско, чтобы идти на помощь сыну; но помощь оказалась излишнею. Однажды Ярослав подъехал близко к городским стенам и угрожал гражданам жестокой местью, если они не отворят ему ворота и не выйдут к нему с поклоном. Но в то время как он разъезжал около города, из последнего незаметно вышли два наемные ляха и спрятались в засаде; а когда Ярослав возвращался в лагерь, они внезапно бросились на него и нанесли ему смертельный удар копьем (1123 г.). Тогда и все союзники его принуждены были разойтись по домам. В числе последних находились на этот раз известные братья Ростиславичи, Володарь и Василько. Причина, почему они пристали к врагам Мономаха, была следующая.

Воинственные Ростиславичи много зла сделали своим соседям ляхам, с которыми постоянно имели споры о границах. Володарь, князь Перемышля, нередко с наемными Половцами разорял соседние польские области. Тщетно король Болеслав Кривоустый пытался смирить Володаря; последний особенно был страшен тем, что действовал против Польши в союзе с другими ее врагами, с языческими пруссами и поморянами. Усердие и ловкость одного из вельмож польских помогли Болеславу освободиться от этого опасного неприятеля. Некто Петр Власть, родом датчанин, вызвался захватить Володаря хитростью. Этот новый Зопир с тридцатью верными слугами отправился в Перемышль, выдал себя за человека, обиженного польским королем, вступил в службу Володаря и вкрался в его доверие. Однажды на охоте в лесу, когда дружина Володаря рассеялась в погоне за зверем, Петр с своими слугами напал на князя, схватил его и умчал в Польшу. Сын Володаря Владимир и брат Василько вступили в переговоры с королем, и только за огромный выкуп удалось им освободить князя. Они собрали все, что могли, и отправили в Польшу на возах и на верблюдах множество золота и серебра, драгоценных сосудов и греческих тканей; так что, по выражению одного латинского летописца, от этого выкупа "обедняла вся Русь" (конечно, Червонная). Кроме выкупа Володарь принужден был дать обязательство не только отступиться от союза с врагами Польши, но и помогать против них полякам.

Войны Руси с соседями в правление Владимира Мономаха

Прежними своими походами и подвигами Владимир Мономах настолько обезопасил пределы Руси, что во время своего княжения он уже не ходил лично на соседей, а посылал своих мужественных сыновей. Так, старший сын его Мстислав, княживший в Новгороде Великом, совершил с новгородцами и псковичами большой поход за озеро Пейпус в землю Ливонской Чуди и взял ее город Оденпе, или Медвежью голову (1116 г.). Другой его сын Юрий (Долгорукий), посаженный отцом в Ростовской земле, ходил на судах Волгою в землю Камских Болгар и возвратился с большим пленом и добычею (1120 г.). Третий сын Мономаха Ярополк и один из сыновей черниговского князя Давида по следам своих отцов ходили с их войсками за Дон, где погромили половцев и ясов, или алан (1116 г.). Ярополк в этом походе пленил одну красивую аланскую княжну, на которой и женился. Вероятно, не без связи с этим погромом часть хазар, а также некоторые орды печенегов и торков, порабощенные половцами, восстали против своих притеснителей; однако после кровопролитной борьбы были побеждены, бежали в русские пределы, и поселены великим князем на свободных землях. Впрочем, часть печенегов и торков вместе с берендеями вскоре была изгнана из Руси, конечно, за свои мятежи и разбои.

Поход на Дунай при Владимире Мономахе

Ко времени Владимира Мономаха относится еще одно столкновение Руси с греками.

По примеру отцов и дедов, великие князья киевские продолжали заключать родственные союзы с разными государями европейскими, именно польскими, угорскими, немецкими, скандинавскими и греческими. Мономах, как известно, был сын греческой царевны; сам он вступал в брак три раза, и первой супругой его была Гида, дочь английского короля Гарольда, павшего в битве при Гастингсе; а старший сын его Мстислав был женат на Христине, дочери шведского короля. Одна из дочерей Мономаха, Евфимия, сделалась супругою угорского короля Коломана (впрочем, старый и ревнивый муж потом отослал ее к отцу); а другая его дочь, Мария, находилась замужем за греческим царевичем Леоном. Этот царевич был сыном злополучного византийского императора Романа Диогена, который попал в плен к туркам и лишился престола. Леон в 1116 году появился на Дунае с войском, набранным, вероятно, из Руси и половцев, и завладел некоторыми болгарскими городами. Знаменитый византийский император Алексей Комнен поспешил отделаться от соперника с обычным своим искусством. Он подослал двух сарацин, которые пришли в Дористол к Леону с предложением своих услуг и, улучив минуту, убили его. Тогда Владимир Мономах, желая отомстить за смерть зятя или, вернее, вступаясь за права его маленького сына, а своего внука Василия, отправил на Дунай войско под начальством Ивана Войтишича, который и разместил в дунайских городах русских посадников. Но Дористол вскоре был захвачен греками. Владимир послал для взятия этого города одного из своих сыновей, Вячеслава, с воеводою Фомою, сыном известного боярина Ратибора; но и они не могли взять Дористола. А потом и остальные дунайские города снова перешли в руки греков, вероятно, по мирному договору с Владимиром. Во всяком случае, под конец Мономахова княжения мы видим его опять в дружеских отношениях с Византией; в 1122 г., уже по смерти Алексея Комнена при его сыне Иоанне Комнене, он выдает свою внучку, дочь Мстислава, замуж за какого-то греческого царевича. А несчастный его внук Василий Леонович воспитывался при Киевском дворе и впоследствии погиб в одной битве Мономаховичей с Ольговичами.

Внутренняя деятельность Владимира Мономаха

Как и все великие государственные люди, Владимир Мономах славен не одними военными доблестями; он был замечателен и на поприще мирной, гражданской деятельности. На его заботы о правосудии указывает Русская Правда, которую он дополнил новыми статьями. Владимир любил также строиться, и ему принадлежало несколько замечательных сооружений. Между прочим, летопись упоминает о мосте, устроенном через Днепр. В его княжение были расширены укрепления Новгорода Великого, а город Ладога обведен каменною стеною. Ему приписывают основание города Владимира в Ростовско-Суздальской земле, в которую он предпринимал довольно частые поездки. По примеру деда и прадеда, он много заботился о созидании храмов; при нем довершен в Вышгороде каменный храм Бориса и Глеба, куда и были перенесены останки этих мучеников. Памяти последних он оказывал особое уважение, и в честь их создал "прекрасную" церковь на самом месте убиения Бориса.

Великое княжение Мономаха, впрочем, ознаменовалось и некоторыми обычными бедствиями, посещавшими Древнюю Русь, каковы засуха и землетрясение (на юге), наводнение (в Новгороде) и пожары. Особенно страшный пожар разразился в Киеве в 1124 году. Он продолжался два дня, 23 и 24 июня, обратив в пепел Подол и часть Верхнего города; одних церквей, по словам летописи, сгорело будто бы до 600. Погорело и Жидовское предместье. Были, вероятно, и другие бедствия, не занесенные в летопись, например, саранча, которая тучами налетала на Южную Русь из стран, прилежащих к Дунаю и Черному морю; она пожирала все, что встречала на своем пути: хлеб, траву, древесные листья и пр. Судя по нашей летописи, особенно опустошительные набеги саранчи происходили в княжение предшественника Владимира Святополка-Михаила.

При всем своем стремлении к единству русских земель под верховною властью киевского князя Владимиру Мономаху не могла и в голову прийти мысль об уничтожении удельного порядка, который вполне сроднился с духом и понятиями того времени. Подобно своему деду и прадеду, он хлопотал только о том, чтобы соединить как можно более областей в руках своих и своего потомства. Черниговские Святославичи, галицкие Ростиславичи и отчасти полоцкие Всеславичи отстояли свои наследственные уделы; но зато Владимиру в качестве великого князя Киевского оружием и ловкой политикой удалось еще раз собрать под владением одного дома почти все остальные русские области.

Владимир Мономах скончался на 74-м году от рождения, 19 мая 1125 года, во время своей поездки в родной Переяславль. Там он наблюдал за окончанием упомянутой выше "прекрасной" церкви Бориса и Глеба, которую соорудил на берегу Альты, недалеко от самого города. Сыновья, внуки и бояре перенесли его в Киев и погребли в Софийском соборе, рядом с отцом его Всеволодом. Летописец прибавляет, что весь народ и все люди плакали по нем, как "дети по отце или по матери". По его выражению, это был "братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю", о котором слава прошла по всем странам; особенно он был страшен "поганым", т.е. Половцам .


Мономахово Поучение сохранилось только в одной Лаврентьевской летописи. Рассказ Владимира о своем деятельном, простом образе жизни подтверждается Посланием о Посте, которое митрополит Никифор написал для того же князя. Там говорится о Мономахе, что он "более на земле спит и дому бегает и светлое ношение порт отгонит, и по лесам ходя сиротину носит одежду и по пути в град входя, волости деля, в властительную ризу облачится" (Русские Достопамятности 1.68). Кроме рассуждения Погодина "О Поучении Мономаховом" (Известия 2 отд. А. Н. X. 294), оценку Поучения как "памятника религиозно-нравственных воззрений" см. в статье С.Протопопова (Журн. Мин. Нар. Пр., 1874. Февраль).

О Ярославе Святополковиче П. С. Лет. Т. II.

Летопись наша (именно Ипатьевская) только вкратце упоминает под 1122 годом: "И Володаря яша Ляхове лестью, Василькова брата". Подробности мы находим в латино-польских источниках, именно у Герборда в жизни Отгона, епископа Бамбергского, у Кадлубка и Богуфала. (См. Белевского Monumenta Poloniae Historica. T. II. стр. 2, 74, 350 и 508.) О захвате русского князя они сообщают не совсем согласно; по Кадлубку и Богуфалу, он был схвачен на пиру; но вероятнее и обстоятельнее других рассказывает о взятии его на охоте и выкупе Герборд. Длугош говорит, будто Володарь был пленен в сражении. Он прибавляет, что Болеслав взял за Володаря окупу 20 000 марок серебра и 500 сосудов, т.е. блюд, чаш и ковшей греческой работы. Ипатьевская летопись под 1145 годом сообщает о судьбе вероломного Петра Власта. Преемник Болеслава Кривоустого Владислав II велел его ослепить, урезать ему язык, разграбить его дом и выгнать его с женою и детьми. Он нашел убежище на Руси.

О брачных союзах Мономаха см. у Карамзина, т. II, глава VII и примеч. 240 и 241.

О предприятии Леона Диогеновича и посылке русского войска Владимиром Мономахом в дунайские города сообщают почти все списки русских летописей, которые при этом называют Леона зятем Владимира (за исключением Густынской, которая называет его зятем Володаря).

К тому же времени относится сомнительный рассказ некоторых позднейших летописных сводов о том, что русские войска разорили Фракию и осадили самый Константинополь. Тогда устрашенный император Алексей Комнен будто бы послал к Владимиру Мономаху эфесского митрополита Неофита и других знатных людей с просьбою о мире и с богатыми дарами, между которыми находились: крест из животворящего древа, золотой венец, золотая цепь и бармы (оплечье) императора Константина Мономаха, сердоликовая чаша императора Августа, скипетр и пр. Неофит торжественно возложил на Владимира венец и бармы и назвал его царем. (См. своды Никоновский, Воскресенский и Густынский, а также в рукописных повестях у Карамзина к т. И прим. 220.) По всей вероятности, этот рассказ сложился во времена гораздо более поздние, чем XII век, между прочим, для того, чтобы объяснить происхождение знаменитой Мономаховой шапки и других регалий, которые возлагались при короновании великих князей и царей московских. (Они хранятся в Московской Оружейной палате. Археолог Филимонов в еще неизданном своем исследовании доказывает, что так наз. Мономахова шапка работы мусульманско-египетских мастеров XIII века и была прислана в дар египетским султаном Калауном хану Золотой Орды Узбеку, а от последнего перешла к Ивану Калите. Академик Кондаков считает ее произведением византийским.)

Замечательно, что греческие источники совсем не упоминают ни о Льве Диогеновиче, как зяте Мономаховом, ни о войне последнего с греками. По их известиям, сын Диогена Константин еще ранее того погиб в сражении с турками близ Антиохии (см. у Вриенния и Анны Комнен); а после того явился какой-то самозванец, выдававший себя за этого сына Диогена. Он был сослан в Херсонес Таврический, оттуда бежал к Половцам и вместе с ними вторгся во Фракию, но был обманом захвачен в плен греками и ослеплен. О походе с Половцами на греческую землю и ослеплении его упоминают и все наши летописи под 1095 г., называя этого самозванца просто Девгеничем. По некоторым соображениям, и в предприятии этого Лжеконстантина участвовали не одни Половцы, но и Русь. Он действительно проник во Фракию и осадил Адрианополь. (См. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журнале Мин. Нар. Просвещения, 1872 г. Декабрь.) Может быть, это предприятие и подало повод к вышеупомянутому рассказу о войне Руссов во Фракии (причем вместо Адрианополя назван Константинополь) и присылке даров Владимиру Мономаху. Но и другой сын Диогена Леон, по словам Анны Комнен, был убит не в Дористоле, а в сражении с Печенегами, в 1088 г. Итак, кто же был зятем Владимира, истинный царевич или самозванец? Вообще все эти известия довольно темны и сбивчивы. Г. Васильевский предлагает догадку, что Роман Диоген, кроме упомянутых имел и других сыновей, так как он женат был два раза; что, кроме Льва, родившегося от второго брака, у него, вероятно, был еще сын Лев от первого брака, и что этот-то последний, названный в нашей летописи зятем Владимира Мономаха, был женат не на дочери его, а на сестре ("Русско-Византийские отрывки". Журн. Мин. Н. Пр. 1875. Декабрь). Предположение о двух Львах, сыновьях Диогена от разных матерей, находим вполне вероятным; но полагаем, что, наоборот, Лев, убитый в 1088 г., происходил от первого брака, а Лев, погибший в 1116 г., рожден от второго, когда Диоген уже царствовал (1067 – 1071), и, следовательно, зять Владимира Мономаха был не только истинный царевич, но и "порфирородный". Что касается до предложения преемника Диогенова Михаила VII Дуки (1071 – 1078), который сватал для своего брата Константина дочь какого-то князя, то г. Васильевский основательно полагает, что этот князь был не кто иной, как Всеволод, отец Владимира Мономаха. (Об этом сватовстве идет речь в двух письмах Михаила VII, обнародованных ученым греком Сафою в Annuaire de l"essociation pour l"encouragement des etudes grèques en France. 1875). Но сватовство, очевидно, не состоялось, так же как, вероятно, не успело окончиться браком и то сватовство Михайлова предшественника, на которое есть намек в данных письмах. Может быть, в обоих случаях оно относилось к известной Янке, дочери Всеволода, которая недаром же осталась девицею и, будучи монахиней, предпринимала путешествие в Царьград.

О смерти Василька Леоновича Киевская летопись (по Ипатьевскому списку) упоминает под 1196 г. Иначе она называет его тут же "Василько Маричич, внук Володимира", т.е. по матери Марии. Очевидно, Леонович и Маричич – одно и то же лицо. Та же летопись сообщает и о браке Мономаховой внучки с греческим царевичем; о каком царевиче здесь говорится, неизвестно. Карамзин справедливо полагал, что это Алексей, сын императора Иоанна Комнена (т. II, прим. 242). См. ниже прим. 25.