По литературе

Понятие социализации. Виды социализации. Отличие социализации от адаптации, интернационализации. Роль социализации в развитии личности. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей приня

Социализация

Жизненный путь, на котором происходит становление личности, описывается в социологии с помощью понятия «социализация». С приходом каждого нового поколения перед обществом встают непростые проблемы приобщения его к жизни. Происходит это не просто как передача социального опыта (обучение и воспитание), но и как активное вовлечение каждого человека в деятельность общества. Личность, в известной степени, - это результат социального взаимодействия с другими людьми, которое ведет на определенном этапе к формированию самосознания, пониманию и умению играть свою роль, занятию своего социального места.

Важным аспектом социализации является интернализация превращение общественных норм и ценностей в личные убеждения человека. Американский социолог Т.Парсонс отмечал по этому поводу, что индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», вследствие чего следование общезначимым нормам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Путь социализации пролегает через различные социальные группы, последовательно сменяющие друг друга от возраста к возрасту (семья, сверстники, соседи, сограждане и т.д.). Известный психолог, академик А.В.Петровский так характеризовал «ступеньки» социализации: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различные по уровню развития общности, имеющие особое значение на разных возрастных этапах. Развитие личности определяется характером групп, в которых она интегрирована (включена). Приобщение к жизни группы предполагает формирование определенной системы потребностей и интересов, закрепление специфических (стандартных для данной группы) способов восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях. Социализация это и приобщение личности к культурному наследию человечества. Чем шире доступ к общечеловеческим ценностям, богатствам отечественной культуры, тем гармоничнее и эффективнее процесс становления личности.

Процесс социализации включает в себя не только социализирующихся индивидов, но и тех, кто обеспечивает обучение нормам и освоение социальных ролей – агентов социализации. К ним относят как конкретных людей, группы (родители, учителя, сверстники), так и социальные институты (школу, вуз, производство, церковь, государство, СМИ и т.д.) Агенты социализации не просто передают социальный опыт, но и контролируют правильность усвоения знаний и образцов поведения человеком. Они формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становление личности человека.

Социализация сложный процесс. Во-первых, само общество постоянно меняется, меняется социальная структура, институты, общественные отношения, а значит, меняются требования, предъявляемые к личности.

Во-вторых, социальные агенты могут оказывать совершенно противоположное влияние (родители говорят одно, а сверстники другое).

В-третьих, человек не пассивно приспосабливается к среде, а активно участвует в процессе социализации. Он может сделать выбор из предложенных ему жизненных путей, даже изменить социальную среду, общественные правила. Проявлением активного начала со стороны человека может стать девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение.

Таким образом, в создании личности участвуют и общество и сам человек, как обладатель индивидуальных черт характера, темперамента, взглядов и убеждений.

Социализация достаточно сложное по составу и содержанию понятие. Дело в том, что изучением социализации занимаются самые разные дисциплины - от философии до социальной педагогики. И каждая из них строит свое собственное представление о социализации. Но даже в рамках одной дисциплины, например, психологии, существует несколько школ и направлений, связанных с изучением социализации. Все это, на первый взгляд, сильно усложняет работу по анализу представлений о социализации. Однако, если принять во внимание, что нас интересует прежде всего социализация с точки зрения становления (формирования) отдельного индивида, то круг рассматриваемых представлений о социализации может быть существенно сокращен. Исходя из этого, в поле нашего внимания попадают, в основном, психологические и социально-педагогические представления.

Одна из главных задач анализа представлений о социализации состоит в том, чтобы выявить базовые признаки, характеризующие социализацию как объект оценки. Самое общее представление о социализации можно почерпнуть из словарных определений этого термина. Приведем здесь некоторые из них.

«Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества» .

«Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит» .

« Социализация (от лат. socialis – общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля» .

« Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» .

Примерно в том же ключе дает определение социализации И.С. Кон. Он пишет: «С одной стороны, социализация – это обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и образа Я» .

Общее в этих определениях состоит в том, что социализация включает, с одной стороны, усвоение социальных норм и ролей, а, с другой – развитие личности. Лишь в одном из приведенных выше определений социализация рассматривается односторонне - как процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Это представление о социализации с позиции общества. С этой позиции человек выступает как объект социализации. Это позиция социологии и социологов в вопросе о социализации, но и здесь говорится о том, что социализация индивидов не сводится исключительно к усвоению социальных ролей, а включает еще и развитие личности . Отметим, что второй компонент характеризуется в этих определениях по разному: в одном случае как формирование личности и самосознания, в другом - как формирование личной идентичности и образа «Я». В целом же можно сказать, что определения дают лишь самое общее представление о социализации, но не раскрывают в полном объеме содержания, соответствующего им. А это означает, что они не дают достаточно полного представления о социализации, без чего, очевидно, невозможно получить ответы на многие вопросы, связанные с оценкой социализации. Чтобы получить эти ответы, необходимо обратиться к исследованиям, в которых дается более развернутое представление о социализации.

Выше говорилось о том, что в социализации можно выделить два ключевых направления: одно, связанное с усвоением социальных норм и ролей и другое, связанное с развитием личности. Оба направления являются составляющими процесса социализации, при этом каждое из них имеет свои специфические функции и содержание. В этом разделе мы остановимся подробнее на первом из них и прежде всего попытаемся выяснить, что означает «роль», «социальная норма», «усвоение социальных ролей» в контексте социализации.

В социальной психологии и педагогике термин «роль» означает «нормативно заданный и одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего то или иное положение (статус) в группе или обществе». Отмечается, что усваиваемые человеком роли могут носить как формальный, так и неформальный характер (например, моральные нормы) . Социальные нормы позволяют обществу контролировать поведение людей. Механизм этого контроля примерно таков: если поведение кого-то из членов общества отклоняется от норм, принятых в обществе, то общество вправе применить к нему санкции. За неправильное с точки зрения принятых в обществе норм поведения человек получает наказание. Оно может иметь разные формы: от общественного порицания (например, на улице или в общественном транспорте окружающие делают человеку замечание или призывают его следовать принятым общественным нормам), вплоть до уголовного преследования.

Роль как норма-образец и реальное поведение, как правило, не совпадают (А.Б. Добрович). Это связано с тем, что социальная норма характеризует поведение с точки зрения должного, а реальное поведение определяется не только должным, но и типом личности, характером воспитания и др. Поэтому «дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть достаточно велика .

В социальной психологии это различие закреплено в понятиях «роль» и «ролевое поведение». Ролевое поведение, в отличие от нормативно заданного образца, это реальное (актуальное) поведение человека. А.Б. Добрович поясняет это различие, используя аналогичные по смыслу понятия «роль» и «функция». «Функция, - пишет он, - может быть одной и той же, а исполнение роли меняется». «Например, функция покупателя во всех магазинах одинакова, но в магазине с высоким качеством обслуживания – там, где формальная роль Продавца исполняется персоналом мастерски, - по-иному исполняется нами и роль Покупателя. Мы улыбаемся, мы вежливы и терпеливы, мы благодарим продавца за помощь, как и он нас за покупку. И, однако, данная социальная функция, - продолжает Добрович, - диктует нам известные рамки в исполнении формальной роли. Можно быть требовательным или предупредительным покупателем, упрямым или уступчивым, хмурым или приветливым, но, тем не менее, нельзя высказывать продавцу, что вы думаете о его внешности, личной жизни или умственных способностях, даже если это комплименты. В вашу социальную функцию не входит оценка продавца как личности (хотя бы и положительная оценка). Самое большее, что вы можете себе позволить в формальной роли покупателя, - это сделать запись в книге отзывов, но и там вы вправе оценивать профессиональные, а не личные особенности продавца. .. Те, кто выходит за рамки уместной формальной роли при выполнении четко определенной социальной функции, считаются людьми невоспитанными, несдержанными либо недалекими» (, с. 77-78).

Из этого, в частности, следует, что в процессе социализации индивидами усваиваются социальные нормы, правила и образцы поведения, принятые в обществе. В соответствии с ними в дальнейшем строится и осуществляется реальное (актуальное) ролевое поведение. Но реальное поведение и нормы или образцы часто не совпадают.

В статье «Концепция социализации молодежи» социолог А.И.Ковалева рассматривает вопрос о теоретических и методологических основаниях усвоения индивидами социальных ролей . При этом она различает понятия социальная и социализационная норма. Она пишет: «Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. «Суть различия состоит в назначении той и другой: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализированности - регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и интериоризация индивидом, как основного свойства, как differentia spesifica). Цель регуляции – передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношениями «передающий-усваивающий» (учитель- ученик)» .

В статье говорит о том, что следует различать три типа социализационной нормы: идеальный, нормативный и реальный. «Идеальный тип социализационной нормы определяется общественными идеалами и строя­щимися на их основе ориентирами личностного развития. В основе нормативного типа лежат формализованные положения о том, ка­ким должен стать человек, что могут и должны сделать соответствующие институты социализа­ции для обеспечения интеграции индивидов в общество». Что касается реального типа, то, как отмечается, он «имеет широкую вариативность, базирующуюся на автономии формиру­ющейся личности» .

Социализационная норма рассматривается на двух уровнях: индивидуальном и общественном. «На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению». На уровне индивида она представляет собой «многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик» (см. , с. 1).

Полагаем, что эти концептуальные положения следует учитывать при формировании представления об объекте оценки социализации учащихся. Но особенно они важны при определении социального заказа школе в отношении социализации учащихся. В настоящее время в рамках разработки нового стандарта образования социальный заказ школе формируется в отношении воспитания учащихся, но, как показывает анализ, в нем представлены в том числе и требования, связанные с усвоением социальных ролей (социальных компетентностей).

С учетом сказанного выше, рассмотрим вопрос о том, какие объекты могут и должны оцениваться, когда мы говорим об усвоении социальных ролей учащимися.

Наиболее важным показателем при оценке социального поведения является, конечно, реальное (актуальное) поведение, которое демонстрирует человек в конкретных социальных ситуациях. Однако, в условиях школы организовать оценку реального поведения достаточно сложно. Для этого пришлось бы организовывать специальные исследования и создавать ситуации, в которых проявлялось бы поведение, не обусловленное исключительно социальным пониманием роли или желанием все сделать «правильно». Таких возможностей и условий у школы нет. Поэтому наиболее приемлемым для школы был бы вариант, связанный с оценкой социальных норм и образцов (моделей) поведения. Существенным фактором в этом вопросе является то, что школа традиционно ориентирована на усвоение и оценку знаний, а социальные нормы и модели поведения – это и есть, по сути, знания.

Это, однако, не означает, что этим и следует ограничиться. Кроме знания норм существует еще ряд факторов, определяющих социальное поведение человека. К ним относятся: ценности, на которые ориентируется человек, мотивы поведения, отношение к ситуации и к тому, что в ней происходит, способность предвидеть последствия своих действий (или бездействия) в ситуации, а также способность к анализу, оценке и рефлексии. Эти знания и свойства личности являются предпосылками реального поведения и в значительной степени определяют его. Они играют существенную роль в том, как человек ведет себя в реальной ситуации и какие в конце концов принимает решения. Существенным в данном случае является и то, что эти объекты можно оценивать, опираясь на стандартные приемы и методы.

Подведем итоги. Одним из объектов в рамках оценки социальных ролей, как мы выяснили, являются знания - знание социальных норм, правил, образцов ролевого поведения. Но кроме знаний объектами оценки являются также умения, связанные с выполнением роли. В нашем случае их можно разделить на две группы: практические и интеллектуальные умения. Практические умения, связанные с социальным поведением человека, формируются преимущественно в опыте. Оценивать эти умения в условиях школы достаточно сложно. К интеллектуальным умениям относятся умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией. Важным показателем при оценке социального поведения является, кроме того, умения и навыки критического мышления.

Суммируя сказанное, перечислим основные категории объектов оценки социальных ролей. К ним мы относим:

    знание социальных норм (положений законов, правовых норм, правил и т.д.);

    знание образцов (моделей) ролевого поведения;

    умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией;

    ценности и установки, определяющие социальное поведение;

    мотивы социального поведения.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить перечень социальных ролей, которые можно рекомендовать для оценки в школе. Полный перечень ролей, которым, в принципе, должен научиться каждый человек, достаточно велик, поэтому рассчитывать на то, что все они или хотя бы большинство ролей будут осваиваться и оцениваться в школе, вряд ли разумно. Поэтому возникает дополнительная задача, связанная с определением списка или перечня социальных ролей, которые следует рекомендовать для усвоения и оценки в школе. Теоретически обоснованно решить этот вопрос по разным причинам не представляется возможным. Однако, на наш взгляд, достаточным основанием при определении набора социальных ролей, которые должны осваиваться и оцениваться в школе, может быть перечень ключевых компетенций, которые специалисты в области образования рассматривают в качестве перспективных задач и целей общего среднего образования. При этом необходимо учитывать и то, что содержание ряда учебных предметов, частично совпадает с содержанием социализации в части усвоения социальных ролей (социальных компетенций).

Список направлений социализации и социальных ролей, представленный ниже, является результатом обсуждения и групповой работы членов секции ГЭП «Оценка социализации учащихся». При создании этого списка мы ориентировались, во-первых, на наиболее значимые для усвоения школьниками направления социализации и, во-вторых, на традиционные учебные предметы, содержание которых частично совпадает с выделенными социальными ролями (см. таблицу 1).

Таблица 1. Социальные роли как предмет усвоения и оценки

Социальные ролaи

Уч. предмет, включающий содержание, относящееся к соц. ролям

Что проверяется?

Социальные роли учащегося :

роль учащегося как члена школьного коллектива;

роль учащегося как члена группы (класса);

роль ученика в отношениях с персоналом школы: учителями, воспитателями, администрацией

Знание устава и правил поведения в школе;

Гендерные роли :

традиционные роли мужчины и женщины в обществе

Биология, раздел «Человек»;

Обществознание

Знание норм поведения, обусловленных особенностями пола и статусом мужчины и женщины в обществе

Семейные роли:

роли сына (дочери), брата (сестры), отца, матери.

Обществознание,

Знание норм поведения в семье;

ролевые взаимоотношения в семье

Роли гражданина в обществе:

роль гражданина в отношениях с государством, окружающими,

роли, связанные с защитой гражданских прав и свобод,

роль гражданина как избирателя,

роль участника судебных разбирательств (в роли присяжных)

Обществознание, разделы «Человек и общество», «Политика», «Право»

Знание норм и моделей поведения гражданина

Внутригрупповые и межличностные роли :

роли партнера по общению;

формальные и неформальные роли учащихся в малой группе (классе)

роль друга (подруги), товарища

неформальные роли юноши (девушки) в отношениях с противоположным полом

роль пользователя «Интернет» в режиме общения и передачи сообщений

Обществознание, Литература, русский и иностранный языки;

Информатика и ИКТ

Знания и умения, связанные с общением и взаимодействиями

Социально-бытовые роли :

роли пассажира городского транспорта, пешехода, покупателя, водителя личного а/м, посетителя спортивных, музыкальных, театральных и др. культурно-просветительных мероприятий и др.

Знание норм и правил поведения в быту, общественных местах и при оказании первой помощи

Общественно-экологические роли :

роль защитника природы

роль защитника животных и растений

ОБЖ, Биология

Знание норм и правил поведения, связанных с экологией человека, охраной и защитой природы и животных

В связи с представленным выше списком объектов оценки может возникнуть вопрос: зачем кроме знаний включены в этот список умения, ценности, установки, мотивы? В том, что касается интеллектуальный умений (умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией), ценностей, мотивов, установок то целесообразность включения их в список объектов оценки обусловлена, во-первых, тем, что они во многом определяют нахождение рациональных решений (стратегий поведения) в социальных ситуациях, особенно в ситуациях не очевидных, имеющий проблемный характер. Другая причина состоит в том, что для оценки социализированности учащихся важным является не только показатель уровня усвоения социальных норм (знает – не знает - в какой степени знает), но и другие показатели, в частности, «принимает» или «не принимает» он эти нормы, осознанно принимает, неосознанно или под давлением. При этом, если уровень усвоения знаний можно рассматривать как педагогический критерий, характеризующий результаты оценки, то два других – принятие-непринятие и осознанность-неосознанность принятия, - с полным основанием можно отнести к психологическим критериям. Психологические критерии необходимы для более дифференцированной оценки учащихся с точки зрения отношения учащихся к усваиваемым нормам.

Дальнейшее рассмотрение этого вопроса связано с определением показателей и критериев оценки социальных ролей, определением требований к оценке, разработкой средств оценки, типов оценочных заданий и моделей интерпретации результатов тестирования. В настоящее время ведется работа по всем этим направления и уже получены определенные результаты. В частности, разработаны три методики оценки социальных ролей: методика оценки социально-бытовых ролей (роли пассажира городского транспорта), методика оценки семейной социализации и методика оценки экономической социализации (роли Потребителя) (см. , , ).

Литература

    Демидова И.И. Опыт разработки методики социализации школьников в социально-бытовой сфере. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: Просвещение, 1987, с. 77-78.

    Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. – М.: 2003.

    Кон И.С. Социология личности. – М.:, 1967.

    Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

    Макаров В.В., Митрофанова М.М., Харджиева С.В. Методика оценки экономической грамотности школьников. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Педагогический энциклопедический словарь. Под. Ред. Б.М. Бим-Бада. - dictionary.fio.ru.

    Психологический толковый словарь.– www. medlinks.ru. distionary/.

    Психологический словарь. Под ред. Мещерякова, В.П. Зинченко – www.koob.ru.

    Социализация. Психологический словарь «Планея». - http://planey.ru

    Трубачева И.Б. Методика оценки семейной социализации. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

«Идеальный тип составляет ядро социализационной нормы. Нормативный тип можно предста­вить окружающим ядро расширенным пространством, которое прозрачно, понятно, рационально, ограничено, но границы мягки, легко раздвигаемы: дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть велика. Реальный тип социализационной нормы, распространяю­щейся аморфным слоем за нормативным пространством, имеет слабую прозрачность, он неодно­роден, подвижен, без четко обозначенных границ. Его периферийные участки как бы "продав­ливают" новые границы нормативности и отклонения ().

Часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией назы-вается процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении й деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако, поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего Я в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое Я и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отка-зываться от одного в пользу другого.
Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый - это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на вос-приятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (напри-мер, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации - атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:
того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»).;
того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»);
того, как мы отвечаем-на воспринятую нами реак цию других («Видимо, я буду всегда так причесы ваться»).
87
Глава II. Человек и общество
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский пси-холог Джордж Герберт Мид пошел дальше в анализе процесса развития нашего Я. Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале жизни, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего Я.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им дру-гие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего Я.
Мид считает,* что человеческое «Я» ростоит из двух частей: «Я - сам» и «Я - меня». «Я - бам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я - меня» это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я - сам» реагирует на воздействие «Я - меня» - осознание своего воздействия на других людей. Например, «Я - сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я - сам» знаю, что люди считают «Я - меня» справедливым человеком, всегда готовым
Социология
88
прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.
Третий этап, по Миду, - стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого «человека со стороны», олицетворяющего об-щественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны», например, следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Под социализацией личности понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Формирование субъектом необходимых качеств жизни в обществе называется социализацией. Социализация - достаточно сложный процесс. Она включает в себя рвдадение знаниями и навыками, благодаря которым человек приобретает социальную природу, становится дееспособным участником общественной жизни, осуществляет восприятие ценностей, Идеалов, норм и принципов социальной активности. Социализация имеет важное значение как для личности, так и для общества. Личностное значение социализации состоит в том, что благодаря ей индивид становится личностью. Благодаря социализации человек приобретает как типичные черты людей того общества, в котором он живет и той общности, к которой принадлежит, так и индивидуальные, свои собственные, неповторимые, в которых реализуются его способности и задатки, доставшиеся ему в наследство генетически. Если в процессе социализации эти черты будут формироваться у личности гармонично, она будет уверенно и комфортно чувствовать себя в обществе, легче интегрироваться в социальные общности, институты и организации. Значение социализации для общества состоит в том, что благодаря ей новое поколение людей перенимает от предыдущего материальные и духовные ценности, жизненный опыт, то есть все богатство культуры, тем самым обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Именно благодаря социализации общество продолжает функционировать. Нарушение процесса социализации личности в обществе может привести к конфликту поколений, общества и личности, упадку культуры, дезорганизации общественной жизни. В обществознании существуют различные подходы к процессу социализации. Можно выделить два основных: социобиологический и культурологический. Представители социобиологического подхода считают, что хотя культура влияет на социальную активность человека, многие ее виды, от агрессии до альтруизма, могут быть обусловлены генетически, так как существует человеческая «натура». Согласно этой точке зрения социализация представляет совокупность генетических предрасположений или тенденций, определяющих характер активности данного человека. Считается, что биологические особенности человеческой натуры помимо других факторов стимулируют употребление того или иного вида пищи, создание структур власти, охрану территории проживания. Таким образом, социобиологи признают, что усвоенное поведение может преодолевать влияние большинства генетических факторов и опыт людей формируется главным образом на основе обучения, но отдают предпочтение биологическим основам некоторых видов поступков людей. Представители культурологического подхода утверждают, что хотя людям свойственны генетически обусловленные рефлексы, тем не менее в их генах не запрограммированы сложные виды социального поведения. Они вынуждены учиться им в процессе жизнедеятельности. В качестве доказательства представители данного подхода приводят в пример первые месяцы жизни детей. Генетически обусловленные виды поведения требуют обязательного закрепления и развития уже сразу после рождения с помощью родителей. Эта помощь, а затем и самостоятельные действия детей составляют содержание социализации. Дети включаются в культурные отношения общества. Поэтому социализацию личности обусловливают, прежде всего, культурологические факторы. Более верной, видимо, является позиция, когда признается, что биологические факторы (гены, пол, возраст, тип нервной системы) составляют необходимую предпосылку и материально-физическую основу социализации личности, а общественная среда и ее процессы выступают факторами социализации. Действительно, чтобы человек мог осуществить социализацию, он должен реально существовать как индивид со всеми необходимыми для индивида природными признаками. Ho социализация индивида в природе не возникает и не происходит. Она возможна только в обществе среди других людей. Ближайшее окружение ребенка и образует первую необходимую среду и фактор социализации. Затем человек включается в более сложную систему социализации. Процесс социализации беспрерывен. Он происходит на протяжении всей жизни индивида. Как правило, его разделяют на три стадии (каждая имеет свои отличительные черты): дотрудовая (игровая); трудовая (активно-деятельная); послетрудовая. Рассмотрим для сравнения социализацию детей и взрослых. 1. Социализация детей и взрослых различается степенью овладения социальными ролями. Дети, как правило, имеют игровые социальные роли. Взрослые исполняют несколько ролей (специалиста в какой-либо области, родителя, члена трудового коллектива и т.д.). 2. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении содержания, методов и форм их внешней активности, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации на основе приспособления и подражания, любознательности. Если взрослые активно функционируют в социальной среде, то дети впитывают в себя из социальной среды нормы и правила поведения, информацию. Взрослые могут оценивать и переоценивать принципы, правила и нормы жизнедеятельности, устанавливать новые, дети способны усваивать их лишь с некоторой долей творчества. 3. Социализация взрослых ориентирована на понимание жизни людей и отношений с природой. Детям характерно эмоциональночувственное освоение социальных отношений и природы. Социализация в детстве строится на повиновении взрослым или на утверждении «своей» позиции. Дети включаются в первые формы социального взаимодействия, привыкают к выполнению определенных правил. Взрослые творчески осваивают различные социальные роли на работе, дома, в общественных процессах. Они устанавливают систему приоритетов и ценностей, которые определяют их смысл жизни в обществе и природе. 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы воспроизводить материальную и духовную культуру общества, решать свои смысложизненные задачи, формировать новые поколения. Социализация детей развивает элементы сознания, мировоззрения, формирует первые необходимые социальные качества поведения, общения и взаимодействий. Социализация старших поколений состоит в переосмыслении социального опыта, фиксации его в письменных и других символах и знаках культуры, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Социализация личности и других субъектов общества осуществляется как самопроизвольно, стихийно по мере включения индивида во все более сложные и многообразные общественные отношения, так и целенаправленно с использованием целесообразности и творчества, организованного воздействия на человека с применением совокупности методов и средств. Процесс социализации осуществляется следующим образом. Во-первых, индивид осмысливая принятые в обществе правила и приемы поведения, одновременно корректирует свое поведение в зависимости от личного эмоционально-чувственного и интеллектуального развития, от способностей и таким образом утверждает себя в обществе (группе). Во-вторых, в межличностном и внутригрупповом общении индивид обменивается социальной информацией, усваивает соответствующие знаки передачи информации и культуры, правила общения, нормы поведения, устанавливает связи симпатии или антипатии, доверительности или подозрительности, коммуникабельности или отчужденности, корректирует на этой основе свое поведение, формирует новые знания, мировоззренческие позиции, навыки и умения, социальные качества. В-третьих, деятельность человека связана с такой его социальной активностью, которая характеризует творчество и созидание в труде, воспроизводство материальных и духовных ценностей, их распределение и потребление. Деятельность имеет также негативнодеструктивный аспект. Он связан с уничтожением отслуживших свой срок материальных и духовных ценностей, а также с применением насилия. Особенно опасна для человека и общества деструктивная деятельность людей в военных конфликтах и войнах. Социализация личности в ходе позитивной, общественнополезной созидательной деятельности является наиболее предпочтительной, эффективной и результативной, так как человек получает возможность проявить и реализовать свои творческие возможности и способности. Создавая новое или воспроизводя известные предметы или явления культуры общества, человек, как правило, испытывает удовлетворение деятельностью и проявлением своих социальных качеств. Они совершенствуются в процессе деятельности, в результате чего человек достигает мастерства, прочных навыков и умений, накапливает важный социальный опыт. В-четвертых, существует собственно духовная социализация личности как своеобразное обобщение и осмысление поведения, общения и деятельности, а также специального совершенствования знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностных ориентаций в сознании, элементов мировоззрения и конкретных социальных качеств, что образует духовный мир личности. Процесс социализации личности осуществляется в двух фазах: социальной адаптации и интериоризации. Социальная адаптация означает вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней с помощью различных социальных средств. Для этой фазы характерны: 1) восприятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководителя, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей); 2) активность в новой социальной среде, приспособление к требованиям и правилам общества (группы). Социальная адаптация может быть активной и пассивной. Активная адаптация характеризуется тем, что индивид не только приспосабливается к новой социальной среде, но и пробует изменить ее: вносит и утверждает некоторые новые нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он считает необходимыми и важными для социальной среды. Осуществление активной адаптации во многом зависит от социального статуса индивида, а также от неординарности его личностных качеств. Пассивная адаптация - восприятие индивидом новых условий как они есть, корректировка своей деятельности и поведения с их учетом, без стремления что-то в них изменить. Показателями успешной адаптации являются: достижение индивидом высокого социального статуса в данной среде, а также, его удовлетворенность новой средой в целом и ее отдельными элементами: характером своей деятельности, морально-психологической атмосферой в коллективе и т.д. Успешность активной и пассивной социальной адаптации зависит как от самого индивида, его коммуникабельности, так и от характера социальной среды. Легче адаптироваться в небольшом коллективе, устойчиво функционирующем, с хорошей моральной атмосферой, чем в аморфных и неорганизованных социальных группах. Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - это процесс усвоения индивидом выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и перевод их во внутренний мир, закрепление в своих признаках и качествах. Компоненты сознания и мировоззрения общества или общности становятся элементами сознания мировоззрения индивида, духовной основой его активности. Важно еще раз подчеркнуть, что адаптация и интериоризация не означают, что общность или общество в целом «лепят» личность по своему подобию. Личность индивидуальна, неповторима и самостоятельна. Она приобретает и формирует в себе как общие черты, присущие сообществу, так и «собственные», индивидуальные, присущие ей и никому больше. Чем больше будет в личности общего, особенного и единичного, тем она богаче, значимее для общества и самой себя, тем успешнее осуществляется ее социализация. Основные понятия Социализация личности, подходы к объяснению социализации, стадии социализации личности, основные виды социализации личности, формы социализации, социальная адаптация, социальная ин- териоризация, 6.2.