Биогафии

Изложение 6 кл русский язык. Как написать изложение кратко и правильно? Последовательность работы над изложением

1. обучающие:

  1. отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  2. актуализация опорных знаний по стилистике;
  3. обучение приёмам работы над творческим заданием;

2. развивающие:

  1. закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации текста;
  2. развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;
  3. формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;

3. воспитывающие:

  1. воспитание высоких нравственных ценностей (доброты, ответственности, любви к природе);
  2. формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением зимнего леса, белок; записи на доске; музыкальная композиция “Звуки леса”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа с учащимися по вопросам:

1) Что такое подробное изложение текста?

Подробное изложение текста – это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.

2) Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?

Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.

Требования к подробному изложению:

  1. максимальная приближенность к исходному тексту;
  2. сохранность всех микротем;
  3. соблюдение последовательности в развитии событий;
  4. установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
  5. соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.

2. Совместное определение задач на два урока.

Первый урок – подготовка написанию подробного изложения с творческим заданием. Второй урок – непосредственное его написание.

  1. провести комплексный анализ текста;
  2. определить микротемы текста и составить его план;
  3. поработать над истолкованием незнакомых слов;
  4. повторить ключевые понятия, связанные с интерпретацией текста;
  5. совершенствовать умение отбора содержательного материала и языковых средств для создания собственного текста и выполнения творческого задания.

III. Работа с исходным текстом С. Топоркова “Беличьи кладовки”.

1. Первое прочтение текста учителем.

Беличьи кладовки.

Солнце ещё только позолотило макушки высоких деревьев, а я уже подумываю об отдыхе. Выбрав укромное местечко под нависшими ветками вечнозелёной старухи ели, снимаю лыжи и сажусь на её толстую коричневато – фиолетовую руку. Сижу тихо, посматриваю из засады вокруг.

И вдруг прямо передо мной шлёпается в снег серебристый пушистый комок. “Белка! Что же ей надо на вырубке?”

Поведение зверька заинтересовало меня. Вот он спокойно движется по вырубке, изредка склоняя мордочку к снегу. Вот направляется к высокому древнему пеньку, надвинувшему снежную чалму на самые глаза. Здесь белка останавливается и вдруг скрывается в облачке снежной пыли. Через минуту зверёк весь уходит под снег.

Этого я уже не могу вытерпеть. Быстро, не закрепляя, надеваю лыжи и бегу к месту происшествия. Напуганная белка опрометью кидается из ямки и длинными прыжками стелется в сторону ближней ёлки. По пути зверёк роняет на снег что-то чёрное. Подхожу – сухой гриб!

Тут – то я и вспомнил, что с осени белки запасают грибы, накалывая их на сухие сучки, забивая под отставшую кору старых пней. Запах грибов белки чувствуют через тридцатисантиметровую толщу снега. Конечно, белки не помнят всех своих кладовок. Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли? Особенно когда голодное время настанет.

2. Второе прочтение текста .

Текст читается учителем по абзацам, совместно с учащимися определяются пять микротем текста; устанавливается, что количесто микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.

3. Учащиеся самостоятельно составляют план текста .

Задание (самостоятельно составить и записать в черновом варианте план текста) даётся учащимся перед вторым прочтением текста.

4. Редактирование учащимися собственных планов текста.

После второго прочтения текста и самостоятельной работы по составлению плана учащиеся сверяют свои планы с предложенным примерным планом и по желанию редактируют собственные планы.

Примерный план текста:

  1. отдых под елью;
  2. неожиданное появление белки;
  3. странное поведение зверька;
  4. бегство белки с места происшествия;
  5. беличьи запасы грибов.

5. Словарная работа.

Позолотить – окрасить в золотистый цвет (перен.). Макушки (деревьев) – вершины. Укромное (местечко) – тайное, удобное, скрытое. Засада – скрытое расположение кого – либо с определённой целью. Вырубка (лесная) – место, где вырублен лес. Чалма – у мусульман: головной убор – длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы. Снежная чалма (на пне) – много снега (перен.). Опрометью – быстро, стремительно. Кладовка – небольшая кладовая, то есть помещение для хранения припасов.

6. Комплексный анализ текста.

Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально – деловому, разговорному?

Учащиеся. К художественному.

Учитель. Аргументируйте свой выбор.

Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.

Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение?

Учащиеся. Доминирует повествование. В него включены элементы описания природы, белочки и её поведения.

Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст?

Учащиеся. Тема текста – происшествие на лесной вырубке.

Учитель. Сформулируйте основную мысль текста. Для этого задайте вопросы: зачем автор рассказывает о происшествии с белочкой? что он хочет этим сказать?

Учащиеся. Белочки по-хозяйски готовятся к зиме, наполняют свои кладовки запасами, а в голодное время ими пользуются.

Учащиеся. “Происшествие на лесной вырубке” (выражает тему текста), “Запасливые белочки” (выражает основную мысль текста).

7. Нахождение в тексте С.Топоркова “Беличьи кладовки” языковых художественных средств и определение их функций.

На доске сделана предварительная запись языковых художественных средств с их краткими определениями: эпитет (художественное определение), метафора (бессоюзное сравнение), сравнение (сравнение с союзами как, как будто, будто, точно, словно), олицетворение (уподобление неживых предметов живым), лексические повторы (повтор одних и тех же или однокоренных слов), разговорная лексика (сниженная лексика), однородные члены предложения , восклицательные предложения , риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа).

Эпитеты: укромное местечко, вечнозелёная старуха ель, древний пенёк, старые пни, голодное время. Функции эпитетов: создание художественных образов, отражение чувств автора.

Метафоры: “Солнце позолотило верхушки деревьев”, “Шлёпается в снег серебристый, пушистый комок. Белка!”, “пенёк, надвинувший снежную чалму на глаза”, “облако снежной пыли”. Функции метафор: создание яркой, красочной картины зимнего леса; отражение чувств автора (восторга и удивления).

Глаголы действия: “спокойно движется по вырубке”, “направляется к пеньку”, “белка останавливается и скрывается в облачке снежной пыли”, “зверёк уходит под снег”. Функция глаголов действия – выражение необычного, странного поведения белки на лесной вырубке.

Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: “укромное местечко ”, “поведение зверька ”, “склоняя мордочку ”, “направляется к пеньку ”, “скрывается в облачке снежной пыли”, “найдёт другая белочка ”. Функция этого средства выразительности – передача интереса автора к белочке, доброго к ней отношения.

Разговорная лексика: “шлёпается в снег”, “старуха ель”, “белка опрометью кидается из ямки”. Функции разговорной лексики: наиболее точное выражение удивления автора неожиданным появлением белки; испуга зверька во время приближения к нему человека.

Восклицательные предложения: “Белка!”, “Подхожу – сухой гриб!” Функция восклицательных предложений – эмоционально – экспрессивная (передача чувств удивления, восторга, восхищения).

Риторический вопрос: “Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли?” Функция риторического вопроса – выражение автором чувства восхищения предусмотрительностью, запасливостью, рачительностью белочек.

Однородные члены предложения: “снимаю лыжи и сажусь ”, “сижу тихо, посматриваю из засады”, “белки запасают грибы, накалывая их на сучки , забивая под кору пней ”. Функция однородных членов предложения – более полное, подробное описание действий человека и поведения белки.

IV. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания.

1. Определение понятия “творческое задание”.

Творческое задание – это ответ на поставленный вопрос. Ответ предполагает создание небольшого по объёму (8–10 предложений) собственного текста на основе личных наблюдений и полученной на уроке информации.

2. Вариативность творческого задания.

Учащимся предлагается 2 варианта творческого задания: “Как белки готовятся к зиме?” и “Что вы знаете о жизни белочек в зимнее время?” Выбор варианта задания остаётся за учащимися.

3. Фронтальная беседа по содержанию творческого задания.

Учитель. Как белочки готовятся к зиме?

Учащиеся. Они меняют тёмно – бурую шубку на серебристо – серую, чтобы быть менее заметными на снегу и таким образом уберечься от врагов.

Учитель. Какие запасы делают белки к зиме?

Учащиеся. Белки собирают грибы, ягоды, орехи и хранят их в дуплах деревьев.

Учитель. И не только в дуплах. Белочки хранят свои зимние запасы под корой деревьев, в трухлявых пнях, в земле у корней деревьев и кустарников. Белки очень любят разные орехи, семена, фрукты и ягоды. Они питаются корой деревьев и лишайниками, насекомыми, а голодной ранней весной – почками деревьев. А человек как может помочь белкам пережить голодное зимнее время?

Учащиеся. Люди делают кормушки, развешивают на деревьях и подкармливают белочек орешками, семечками, сухими грибами, яблоками, сушёными или замороженными ягодами, собранными осенью желудями.

V. Третье чтение учителем текста С. Топоркова “Беличьи кладовки”.

VI. Выполнение учащимися заданий:

– напишите подробное изложение текста по плану;
– ответьте на один из вопросов: “Как белки готовятся к зиме?” или “Что вы знаете о жизни белочек в зимнее время?” (по выбору).

Такой вид работы с текстом, как изложение, помогает развитию многих умений и навыков. Это понимание текста, фиксирование, запоминание и передача полученной информации, построение на основе этой информации собственного связного высказывания, редактирование созданного текста, применение знаний по орфографии и пунктуации во время написания изложения. Главной задачей, конечно же, является развитие речи учащихся, когда они создают своё речевое произведение на основе образца – текста изложения. От изложения мы движемся к сочинению, творческой работе, предполагающей высказывание собственных мыслей на определённую тему.

С 2014 года в школах России введено итоговое сочинение как условие допуска к выпускным экзаменам. Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке, и развивать это умение нужно на протяжении всего школьного курса. Конечно, особая ответственность здесь лежит на учителях-словесниках, потому что именно на уроках русского языка и литературы учащиеся получают знания о самом процессе, технике написания сочинения на заданную тему. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании. Следовательно, при организации работы по развитию речи во всех классах (а не только в выпускном!) мы в первую очередь стремимся к решению основной задачи: научить ребёнка думать, размышлять над темой и передать свои размышления и мысли в форме сочинения. Изложение в этой работе является необходимым и очень важным звеном.

Особенности изложений в 6 классе

Ещё М. В. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» (первое издание «Книги о языке» М.А.Рыбниковой, в которой были намечены методические приемы работы над словом, относится к 1923 году) наметила своеобразные «тематические круги» в словарной работе, по которым нужно двигаться от класса к классу, обучая детей написанию изложений и сочинений. В 5 классе это повествование, в 6 – описание. При изучении имени прилагательного в 6 классе логично обучать детей использованию этой части речи в письменных высказываниях.

Перед сочинением-описанием картины Николая Рачкова «Девочка с ягодами», на которой девочка держит в руках чашку с хохломской росписью, даём ученикам возможность познакомиться с хохломским народным промыслом, написав изложение о Хохломе.

Объём текста для изложения в 6 классе может составлять 150-200 слов. Можно выбрать один из предложенных текстов, в которых рассказывается об истории промысла. Дополнить изложение можно описанием хохломского изделия, которое будет наглядно представлено на уроке.

Перед изложением детям предлагается составить словосочетания «существительное + прилагательное», которые можно будет использовать в описании предмета. Например: хохломская роспись, золотистый фон, чёрный и красный цвет, яркие цветы, крупные листья, сочные ягоды, деревянная посуда и т. д.

Последовательность работы над изложением

  1. Первое чтение текста, при котором ученики внимательно слушают и определяют для себя тему текста, основную информацию и её последовательность, структуру текста. Делать записи при первом чтении нежелательно. Если есть слова, значения которых непонятны, их нужно объяснить; названия, даты, собственные наименования можно записать на доске.
  2. Пауза в 5-7 минут, во время которой ученики записывают примерный план текста, фиксируют его структуру. План составляется в произвольной форме, в чистовик не записывается. Нужно порекомендовать детям делать записи через 2-3 строки, оставляя место для дополнения и уточнения материала при втором прослушивании.
  3. Второе прослушивание текста, при котором ученики делают записи опорных, ключевых слов, используя сокращения. При втором прослушивании они проверяют правильность определения структуры текста, уточняют основную информацию, о которой идёт речь в тексте.
  4. Работа по воспроизведению текста изложения. Ученики пишут текст изложения в черновике.
  5. Проверка написанного текста с точки зрения связности, последовательности, то есть с точки зрения содержания; затем – проверка правильности написания слов, постановки знаков препинания.
  6. Выполнение творческого задания: описание предмета, наглядно представленного на уроке. Оно должно быть небольшим, 3-5 предложений, с использованием рабочих материалов – словосочетаний, составленных перед уроком развития речи.
  7. Учащиеся ещё раз перечитывают и проверяют весь текст, переписывают его в чистовик.

На такую работу по развитию речи целесообразно отвести два урока, в течение которых дети успевают выполнить все задания.

Тексты для изложений

Текст №1

Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. На карте Нижегородской губернии и сегодня можно найти Новопокровское, Кулигино, Воробьёво, Лебедево, Хохлому – всего более 50 сёл производили посуду с хохломской росписью. Хлеба, выросшего на здешних песчаных почвах, часто не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне исстари выделывали на продажу деревянную посуду: долбили ковши, точили блюда и чаши, резали ложки. Впрочем, это ремесло бытовало во многих регионах России, но хохломские изделия легко можно было узнать по особой золотистой росписи. Замечательно, что создавалась она без применения золота. Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем, бежавшим после церковного раскола в заволжские леса.

Близость Волги обеспечивала хороший сбыт посуды. Ремесленники свозили свою продукцию в большое торговое село Хохлома, оттуда возы и баржи отправлялись на Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, а затем расходились по всей России, попадали даже в Среднюю Азию и Персию.

Вещи ранней хохломы до нас не дошли, ведь дерево менее долговечно, чем металл или керамика. Сохранились изделия конца XVIIIначала XIX века.

Текст №2

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

Тексты взяты из пособия для учителя «Русская культура: этнография, декоративно-прикладное искусство», Симферополь, «Антиква», 2011г.; авторы О. А. Дьяченко и Е.А. Поворозная.

Задача краткого, или сжатого изложения - передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное - точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений - очень действенная и практичная.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт , чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро - цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие , сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение . Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель - это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель - это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение . Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать , самые диковинные и умные звери, несомненно , бобры.

Бобры - самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

ЛЕВ И СОБАЧКА

Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.

(По Л. Толстому)

Надо ли знать природу?

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

ЛЕВ И СОБАЧКА

Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.

(По Л. Толстому)

Надо ли знать природу?

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.