Биогафии

Конспект нод первоцветы подготовительная группа. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: «Первоцветы. Конспект занятия Растения весной. Первоцветы

(для воспитанников подготовительной группы)

Степанова Ольга Николаевна, МБДОУ №14, п.г. т. Зеленоборский

Цели: формирование целостных представлений дошкольников о первых весенних цветах и их многообразии; воспитывать любовь к природе; бережное отношение к ней, культуру поведения.

Оборудование: 4 лейки, 4 детских ведра, 6 совочков, бросовый материал, клей, ножницы. нитки.

Ход прогулки:

Дети выходят на прогулку, отправляются на станцию экологической тропы «Цветик-семицветик» .

Воспитатель: Ребята, ранней весной, когда ещё в некоторых местах лежит снег, появляются первые весенние насекомые. Как вы думаете, что это за насекомые? (Ответы детей: бабочки, шмели.)

Сегодня на нашем цветнике ждет нас очень интересная встреча, догадайтесь с кем:

От цветка на цветок он, жужжа, перелетает,

Выпивает сладкий сок. Словно солнышко сияет,

Не - пчела, как карамель, Полосатый, толстый... (Шмель)

Теплое солнышко весной разбудит шмелей – насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться.

Как называют первые весенние цветы? (Ответы детей: первоцветы) Правильно, давайте повторим вместе «первоцветы» . Почему они появляются первыми? (Ответы детей: потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья еще не покрылись листвой.)

Какие цветы появились на нашем газоне первыми? (Ответы детей: подснежники, примулы, незабудки…)

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье!
Всем, кто к ней ни подойдёт.

Ребята, давайте рассмотрим первоцветы и вспомним их названия, я называю цвет, а вы название цветов: красные... – тюльпаны, оранжевые… – календулы, желтые …– купальницы,

зелёные… – листья, стебли, бутоны цветов, голубые… – подснежники, синие… – незабудки,

фиолетовые… – примулы.

Воспитатель: Что вы заметили? (Ответы детей: наш газон похож на радугу, на цветик-семицветик.) Совершенно верно.

Воспитатель обращает внимание на шмеля (взрослый) :

Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким.
Шмель: Здравствуйте ребятки.
Я жужжу, жужжу, жужжу,

Над цветочками кружу.
Я пословиц много знаю,
С вами, дети, поиграю:
Я начну, вы – продолжайте,

Дружно, хором отвечайте:

Первый цветок – ломает ледок; Весна красна цветами, а осень – плодами; Где цветок, - там и медок; Аленький цветок - бросается в глазок; На цвет - и пчелки летят; Хорош цветок, да скоро вянет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему цветок быстро вянет? (Ответы детей: если за ним не ухаживать: не рыхлить, не поливать, не подвязывать тоненькие стебельки, не пропалывать сорняки) . Воспитатель: Верно, цветы, что дети, уход любят. Приглашаю вас посмотреть и подумать, чем мы можем помочь сейчас цветам? Нуждаются ли они в поливке? Появились сорняки? Организуется труд по уходу за цветами: дети делятся на подгруппы - одна подгруппа пропалывает сорняки и рыхлит (с воспитателем) , вторая – поливает цветы, шмель помогает, следит, чтобы дети лили воду под корень растений).

Шмель благодарит детей: На хороший цветок летит даже мотылек. Ребята, а вы знаете значение первоцветов в жизни людей? (Ответы детей: радуют глаз, украшают природу) .

Для чего нужны цветы?
Ясно всем - для красоты!

Шмель: Верно, а ещё пчеловоды с давних пор знают, что первоцветы прекрасные медоносы, а майский мёд самый полезный. Вокруг себя повернитесь, быстро в пчелок обернитесь (проводится физкультурная минутка) : «Над цветком пчела кружит»

Шмель: А теперь друзья - ребятки, Отгадайте – ка, загадки.

Все стихи здесь про цветы. Я их знаю, ну а вы?

Воспитатель загадывают загадки о цветах, дети отгадывают.

Шмель благодарит детей: Молодцы ребятки, отгадали все загадки, прощается с детьми и улетает:

Я жужжу, жужжу, жужжу, над цветочками кружу.

Соберу медок я к чаю, всех вас в гости приглашу.

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение «Цветок» В. Викторова.

Подумайте и скажите, где цветок будет жить дольше в стакане или в цветнике? (Ответы детей) . Как можно проверить? (Ответы детей: провести опыт) . Верно, нужно выбрать два тюльпана. Один цветочек мы срежем и поставим в воду. А другой оставим на газоне и понаблюдаем, какой из них нас будет радовать дольше своей красотой.

Воспитатель: Дети, наше путешествие по станции «Цветик - семицветик» закончилось. Вам понравилось путешествие? Что было, особенно, интересным? (Ответы детей: сегодня мы вместе со шмелем хорошо потрудились, ухаживали за цветами, поставили опыт, полюбовались красотой первоцветов) .

Воспитатель:

Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем - и крохам, и большим!

Подумайте и скажите, чем можно заменить живые цветы? (Ответы детей: сделать из бросового материала, из бумаги) . Приглашаю вас в мастерскую «Волшебный цветок» по изготовлению цветов из бросового материала.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Подвижная игра «Раз, два, три цветочек найди» .

Словесная игра с мячом «Цветочные названия» , развивать ловкость, глазомер, умение образовывать слова (имена, прилагательные) от названия цветов.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Предложить детям атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин цветов» (кассовый аппарат, чеки, цветы (продукты детской деятельности) , наборы открыток, книги о цветах, вазы, упаковочный материал. Обогащать игровой опыт детей, формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени; связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно.

Наталья Бутузова
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Видео

Конспект интегрированного занятия по теме : «Первоцветы » .

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Воспитатели : Бутузова Наталья Викторовна, Мишина Татьяна Викторовна, воспитатели МБДОУ №210 г. Кемерова

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

«Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» , «Социализация» , «Безопасность» .

Программные задачи :

Образовательные : дать элементарные представления о первых весенних цветах , познакомить с подснежником «Сон-трава» , активизировать речь за счет прилагательных;

Развивающие : развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные : прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам , воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты :

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах ; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование :

Шапочки цветов, весенняя картина, пуфики, телевизор, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений : «Подснежник» П. Чайковского, «Шествие весны» Вивальди.

Предварительная работа :

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы » , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда «Обучалка» в родительском уголке по теме «Первоцветы Кузбасса » .

Ход занятия:

Воспитатель : Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель :

Что это за волшебница приходит к нам? (весна)

Как вы догадались, что это весна?

Хотите послушать, как мягкой поступью идет по земле весна?

(Под музыку Вивальди «Шествие весны» пританцовывая, входит Весна.)

Весна : Здравствуйте, дети! Вы меня ждали?

Воспитатель : С чем ты, Весна, к нам пришла?

Составление описательного рассказа по картине.

(На картине нарисованы голубое небо и трава. По ходу работы на картину добавляют : солнце, ручей, деревья и кустарники, подснежники.)

Весна вывешивает картину :

Я пришла и принесла вам картину. Посмотрите какое на картине небо? (голубое, чистое, безоблачное)

-(прикрепляет солнце) Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)

А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…

На деревьях и кустарниках лопнули …почки и появились …листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)

Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)

И, конечно же, распустились первые весенние цветы ! Как их называют? (подснежники) А раз они первые цветы , то их еще называют первоцветами . Давайте правильно произнесем это слово. (хором ПЕРВОЦВЕТЫ )

А вы любите первоцветы ? За что?

Весна : Да, ребята, подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. И если внимательно прислушаться, то можно услышать, о чем они говорят.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы » .

(Выходят дети в шапочках и садятся на пуфики.)

Мать-и-мачеха

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – кантик. Я крепкий, здоровый, блестящий, на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Поэтому не спорьте, самое замечательное растение –

Не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, кандык, самый умный и крепкий. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться на полянку и побыть первоцветами , понежиться на весенним солнышке и потанцевать под музыку П. И. Чайковского, которая так и называется «Подснежник»

Физминутка в виде импровизированного танца.

Встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

-(После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Воспитатель :

Присядь, Весна, отдохни, да фильм о цветах посмотри.

(Подача нового материала. Знакомство с новым подснежником «Сон-трава» . Под тихую музыку автоматически сменяются слайды. Воспитатель комментирует.)

Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;

Янв - 22 - 2014

Место работы, должность: — МБДОУ «Детский сад № 137″ г. Чебоксары

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Педагогика

Цель урока: —

1. Развивать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения — пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Развивать мелкую моторику рук, развитие зрительно-моторной координации.

Краткое описание: — Ппластилинография. Воспитатель рассказывает сказку Г.Андерсона и дети выполняют лепную картинку с изображением первоцветов.

Ход

1. Организационная часть

Педагог.Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы. Попробуйте угадать, как они называются.

Первый вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети.Это подснежник.

Педагог. Верно. А кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети.Подснежник появляется из-под снега; он распускается, когда еще много снега; потому что он белый, как снег …

Педагог.А теперь послушайте сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему его так называют.

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу.

Кто там? Войдите! — сказал цветок.

Не могу! — сказал солнечный луч. — Мне никак не отворить дверь.

Подожди до лета, тогда я наберу силу.

А когда будет лето? — спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю. Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком.

Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но пробиваться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:

Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся навстречу светлому солнечному миру.

Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

Прекрасный цветок! — пели солнечные лучи. — Как ты нежен и свеж!

Ты первый! Ты единственный! Любимый наш! Ты несешь в города и селения весть о лете, о теплом лете …

Ему было так радостно … Он стоял в бело-зеленом наряде и славил лето. Но до лета еще было далеко, тучи закрыли солнце, и подул резкий холодный ветер.

Рановато ты явился! — сказали Непогода и Ветер. — Мы еще покажем нашу силушку! Ты нас еще узнаешь! Сидел бы лучше дома и не выскакивал на улицу щеголять нарядами. Не пришла еще твоя пора!

И снова наступили холода. Потянулись хмурые дни без единого солнечного луча. Погода стояла такая, что маленькому цветку впору было промерзнуть насквозь. Но он и сам не знал, какой он сильный: ему прибавляли сил жизнерадостность и вера в то, что лето все равно придет … и так он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу, и склонял голову, когда густо падали снежные хлопья и дули ледяные ветры.

Ты сломаешься, — говорили они. — Замерзнешь, засохнешь! Что ты здесь искал? Зачем доверился солнечному лучу? Он обманул тебя. И поделом тебе, безумец. Эх ты, вестник лета!

Безумец! — повторил цветок, когда настало морозное утро.

Вестник лета! — обрадовались дети, которые вбежали в сад. -

Полюбуйтесь, какой он славный, какой красивый, самый первый, единственный!

И от этих слов цветку сделалось так хорошо, как от теплых солнечных лучей …

(Из сказки "Подснежник» г.-к Андерсена.)

Педагог. Теперь вы знаете, почему его называют подснежником — расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный! А еще его называют вестником весны. Кто увидит голубые или белые цветы подснежника, понимает, что весна пришла! А летом подснежник опять спрячется в своей луковке, что находится в земле, будет в ней отдыхать и набираться сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.

Зрительная гимнастика « Весна»

От полуденных лучей

Упражнение

- «Жмурки»

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

- «Горизонтали»

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы

- «Вертикали»

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

- «Расслабление»

Шумной стойкой кружатся.

- «Моргание»

Физкультминутка «Пришла Весна»:

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Хлопки в ладоши.

Короткие взмахи руками-крыльями. Ходьба.

Приподнять повыше подбородок. Руки в стороны.

Приседания.

Прыжки.

Наклоны туловища.

Повороты влево-вправо.

Педагог.Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут, потому что без своей луковички, подземной кладовой, которая их питает, цветы долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением.

2. Практическая часть

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие — в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два

лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы.

Развести пальчики в стороны. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.

Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести.

3. Итог

Педагог.Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. А вы можете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят, на своих картинках.

Файлы:
Размер файла: 7552 байт.

Конспект занятия

Тема: Растения весной. Первоцветы.

Цель: Закрепить представления детей о весне, весенних месяцах. Формировать знания детей о крымских весенних цветах-первоцветах, о необходимости их охраны. Расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений. Развивать логическое мышление, память, познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе

Оборудование: репродукции картин художников о весне, фотографии первоцветов, мультимедийная презентация «Первоцветы», стихотворения, загадки о первоцветах, конверты с разрезанными предметными картинками с изображением первоцветов, кроссворд, компьютер.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Отгадайте загадку.

Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт по полю, на реку, и по снежку, и по цветку. (весна)

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

Весна – замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Отгадайте загадки о весенних месяцах и соотнесите отгадки с репродукциями картин расположенными на доске.







1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Месяц к нам пришел (апрель)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Первый месяц весны – март. В народе его называют зимобор. Это ещё не настоящая весна, а предвесенье.

Что вы знаете о месяце марте?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, появляются первые проталинки. Но в марте зима ещё не раз напоминает о себе. Нередко тёплую погоду сменяют заморозки, пролетает снежок. Поэтому и говорят, что у марта крутой характер, он улыбается и плачет, но это всё временное явление. Март берёзовым веником зиму выметает. С мартовским теплом пробуждаются деревья, начинается сокодвижение. В земле корни вбирают в себя влагу из оттаявшей почвы. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволу к веткам, наполняют собой почки, а те надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть и развернуть первую зелень.

Посмотри: на ветках почки,

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех –

Убегает с поля снег.

Он спешит, а им потеха,

Почки лопнули от смеха.

Второй месяц весны – апрель. Водолей – так называют в народе апрель, месяц полых вод и бурного ледохода.

Что вы знаете о месяце апреле?

Уже чувствуется весна. Апрель настоящий весенний месяц. В полях повсюду уже сошел снег. Шумят потоки воды. Лёд посинел, надулся, весь растрескался – вот-вот тронется, поплывёт вниз по реке. На орешнике и на осине повисли длинные серёжки, а ветви ивы в серебристо-белых пушистых «зайчиках». В голубой вышине зазвенела песня жаворонка.

Третий месяц весны – май. В народе май называют самым цветущим месяцем.

Что вы знаете о месяце мае?

Земля с каждым днем становится всё наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. В воздухе пахнет талой землей, отсыревшей корой деревьев, весенними цветами. Повсюду – от зари до зари распевают птицы. Дни яркие, солнечные, один краше другого.

Выберите правильные утверждения о весне:

Стало холодно;

Растаял снег;

Птицы улетели в теплые края;

Солнце светит редко;

Распустились листья;

Стало теплее;

Выпал снег;

Начался прилёт птиц;

Солнце светит чаще;

Начался листопад.

Весной зелёное царство просыпается и преподносит нам свои первые дары. Напоённая талой водой, тёплыми весенними дождями, земля надевает зеленой платье с пестринками нежных первоцветов.

ΙΙΙ. Сообщение темы: сегодня на занятии мы поговорим о крымских весенних растениях - первоцветах, о необходимости их охранять и беречь.

ΙV. Основная часть.

Льдинки звонкие разбились и поплыли по реке

И серёжки распустились на осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы, посветлели их стволы,

На сосне блестят красиво капли крупные смолы.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Что ещё кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины)

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А ещё их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми и розовыми. У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья.

Встречают первыми весенние рассветы

И пробуждают тягу к жизни вся и всех

Бутоны нежные – цветочки-первоцветы,

Когда сойдёт с полян поднадоевший снег.

Демонстрация фотографий с изображением первоцветов. (Приложение 2)

Какие из этих первоцветов вам знакомы? (Ответы детей).

На цветочных коврах весеннего леса выделяются своей прелестью голубые пролески, золотистые монетки мать и мачехи, восхищает своим непостоянством медуница.

Как вы думаете, почему эти растения зацветают первыми так рано весной?

Растениям для роста и цветение необходимо питание. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, который расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот поэтому весной, как только сойдет снег, растение готово выпустить яркий цветок.


луковица клубень корневище

Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватит только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. Большую роль играет весеннее тепло. Для растений, цветущих в это время в лесу достаточно тепла, потому что листьев на деревьях ещё нет, и в солнечные дни лучи свободно проникают к растениям. Достаточно и влаги. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

В Москве еще во всю метут метели.

Но, словно февралю наперекор,

У нас, В Крыму, подснежники успели

Уже украсить склоны южных гор.

Рассеявшись по балкам, косогорам,

Со всех сторон зимой окружены,

Они спешат поведать нам о скором

И верном приближении весны.

Снежную корку раздвинули пролески,

Глянь - на поляне букетик неброский,

Примулы солнечной светлые проблески,

Лука гусиного мелкие блёстки.

Низко в овраге кружки мать-и-мачехи,

Смелый цветок не боится морозов,

И сквозь травинок иссохшие пальчики

Крокус пробился, сиренево-розов. (Ю. Поляков)

У нас в Крыму растет очень много замечательных первоцветов. Сейчас я вас с некоторыми из них познакомлю.

О каком весеннем цветке говорится в загадке?

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (подснежник)

Первый весенний цветок в наших крымских лесах – подснежник складчатый, он один из первых извещает о приходе весны. Называется так, потому что начинает расти еще в феврале под снежным одеялом.

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики белеют.

Это ведь подснежники,

Нету их милее!

Из-под снега только что пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете. (А.Прокофьев)

На что похож подснежник? (на небольшие колокольчики)

Какого цвета лепестки? (лепестки белые, снаружи удлиненные, а в середине покороче с зелёным пятнышком)

Англичане называют подснежники снежными каплями или снежными сережками. Правда, похоже? Немцы - снежным колокольчиком. А на латыни растение именуется галантусом, «молочным цветком» – крымский подснежник складчатый является одним из самых крупных разновидностей галантуса, высота цветоносов - 30 см, а цветки диаметром до 3 см благоухают великолепным ароматом. Его сине-зеленые листья действительно имеют складчатую форму.

Одно из самых милых весенних растений - голубая пролеска. Появляется она одной из первых. Стебелёк её тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства.

Тают снега холодные

Ранней весной в лесу

Вновь проснулись пролески

Голубую раскинув красу.

Как хороши эти цветы сейчас, под прошлогодними листьями, свежие, чистые, ярко-синие. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название его – «сцилла», что в переводе означает морской лук, наверное, потому, что цвет его напоминает синеву моря. За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звездочкой. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Листки у пролески похожи на листья подснежника – удлиненные, ярко-зелёные. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. В Крыму произрастают пролеска двулистная и пролеска сибирская.

Желтые цветки гусиного лука появляются весной прямо из-под снега. В солнечный день они поднимают головки к солнцу и похожи на лучистые звёзды. Вечером и в пасмурную погоду гусиный лук складывает свои лепестки, опускает головку и весёлые звездочки гаснут. Отцветёт гусиный лук, его стебелёк ляжет на землю и будет тихо дремать до следующей весны. Его семена высыплются на землю, через год весной они прорастут, и ещё один красивый жёлтый островок гусиного лука появится в лесу. Вместо корешка у гусиного лука – луковка величиной с горошину. Поэтому он и называется луком. А гусиный – потому что его любят гуси, и дикие и домашние. Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчел и шмелей.

Как гусята разбежались

Желтые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки.

Лук гусиный чуть дрожит,

От ветерка качается,

Шлет с тобою нам привет,

Озябнуть не пугается.

Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розовато-фиолетового, бледно-жёлтого и белого цветов, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому её, наверное, и назвали хохлаткой. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Цветёт хохлатка в апреле и мае.

На подстилочке лесной

В конце марта под сосной

Будто бы заплатка –

Расцвела хохлатка.

Цветы хохлатки привлекают шмелей и пчёл сладким соком-нектаром. А люди любят эти цветы за их красоту, за то, что клубнями хохлатки можно лечить некоторые болезни. В Крыму можно встретить Хохлатку Маршалла и Хохлатку Пачоского.

Любопытная легенда связана с названием растущих в Крыму хохлаток. Цветки их напоминают кучерявые, хохлатые чубчики со шпорцами. А появились эти цветки на земле якобы так: летели как-то в вышине жаворонки, да что-то не поделили между собой, подрались. Бились так, что растеряли свои перьевые чубчики с голов и когтистые шпорцы с ног. Попадали шпорцы и чубчики на землю и проросли цветами хохлатками. Цветки хохлатки богаты нектаром и имеют приятный запах. Летят к хохлатке шмели и пчелы, собирают нектар и пыльцу, опыляют цветки. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро и уже через несколько дней вместо цветков виднеются мелкие зеленоватые плодики, немного позже они раскроются и на землю высыпятся черные блестящие семена. Семена разносят по лесу муравьи. Зацветают молодые хохлатки только на 4-5 год. Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У неё нет ни корневищ, ни ползучих наземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян. От прорастания семени до образования взрослого растения, способного цвести проходит не один год. Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Это необычное растение называется мать-и-мачеха. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. Стебелёк мать-и-мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство – мать-и-мачеха. Расцветает она ранней весной на склонах, у лесных ручьев, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на стройных ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Удивителен этот цветок. Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру закрывается. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти чудесные цветки раскрытыми, в пасмурную погоду цветки закрываются. По продолжительности цветения (38 дней) ей нет равных среди весенних первоцветов.

У апреля первенцы цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Ранней весной пчёлы и шмели собирают с цветов мать-и-мачехи сладкий сок нектар и пыльцу. Мать-и-мачеха растение многолетнее. Увянут по осени листья, но в земле останется очень толстое и длинное корневище с богатым запасом питательных веществ. Корневище расположено неглубоко в земле. Весной, как только прогреется верхний слой почвы, из цветочных почек корневища развиваются цветочные побеги и появляются шарики-пуховки, как у одуванчика, только поменьше. После увядания цветов уже из других почек корневища вырастают новые побеги с большими зелёными листьями. Мать-и-мачеха очень ценное лекарственное растение, листья её сушат, заваривают как чай, и пьют от кашля при простуде. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Это растение легко определить среди других цветов, потому что оно особенное.

Цветы медуницы – словно букетик, собранный самой природой. В нём красиво сочетаются розовый, фиолетовый, синий цвета. Это цветки разного возраста: молодые - розовые, зрелые - фиолетовые и старые - синие.

Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых-опылителей: пчёл, бабочек, шмелей. Свое название медуница получила за то, что в её цветках много нектара. Медуница – полезное растение. Оно не только украшает лес, кормит первых насекомых, но и лечит людей.

Это прозвище недаром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдете, не забудьте

Медунице поклониться.

Нежные фиолетовые цветы фиалки поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса: пению птиц, шелесту молодых листьев. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья у фиалки похожи на маленькие раскрытые ладошки. Фиалки растут между деревьями и кустами. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди их очень любят.

Как только природа ожила,

Уже из-под снега весна

Лиловых фиалок дарила

Как символ любви и добра.

Фиалка скромна и невинна,

Изящна своей красотой,

И запах ни с чем не сравнимый,

С зелёною сочной листвой. (Цветова Т.)

Этот первоцвет называется Прострел, но в народе его ещё называют Сон-трава, потому что поникшие головки создают впечатление, что эти цветы безмятежно спят и видят сладкие сны. Сон-трава, как «спящая красавица» просыпаться не торопится, лишь насладившись вдоволь солнечным светом, весенним теплом эти большие сиреневые бутоны раскрываются. Длинные шелковистые волоски щедро покрывают и листья и стебель и даже наружную часть цветка. Именно они защищают цветы от холода.

Среди весенних цветов, украшающих лес, сон-трава один из самых красивых. Синие, фиолетовые, сиреневые, белые, желтые цветки сон-травы, похожие на небольшой тюльпан, приносят в наш мир много добра и красоты.

Трудно бывает весенним цветам, когда неожиданно возвращаются морозы. Но Прострелу они не страшны, серебристые волоски, как шуба прикрывают его от холодов, а цветок закрывается и поникает. Создается впечатление, что цветки по-настоящему засыпают. В Крыму сон-трава начинает цвести в апреле. Распустившиеся цветки, как правило, теряют свой пушок, и напоминают древние колокола, раскачивающиеся под порывами ветра.

Чуть солнце сильней пригревает

Чуть радостно луг запестрел,

Навстречу весне раскрывает

Свой венчик лиловый прострел.

Проходят одна - две недели,

Подули свежей ветерки,

И смотришь, уже облетели,

Опали его лепестки …

Стоит он с верхушкою голой,

Как память счастливой поры,

И вместо головки веселой

Торчат лишь седые вихры.

Следует помнить, что сон-трава содержит ядовитые вещества, обращаться с ним нужно осторожно.

Этот цветок известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Расцветает в апреле-мае. В это время полянки, где растут первоцветы, кажутся золотистыми. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуются прелестные желтые цветки, собранные в букетик и напоминающие связку золотых миниатюрных ключиков.

Смотришь на эти желтые, весёлые цветы – и кажется, что этими самыми ключиками и отпирает весна двери теплу и солнцу. Раньше говорили: появился первоцвет весенний – появились ключики от лета.

Он улыбкой нежной

Озарил весь свет.

Всему миру шлёт привет

Золотистый первоцвет.

Первоцветы растут на полянах, где много солнца. Бабочки и шмели находят в его цветках сладкий сок-нектар. Растение славится лекарственным действием.

Горицвет весенний или адонис – один из первых весенних цветов, появление которого знаменует пробуждение природы.

Горицвет весенний относится к холодостойким растениям, выносит сильные падения температуры, особенно его цветы. В Крыму растет в степях и лесостепях, на опушках леса, на открытых склонах, среди кустарников, любит солнце. Цветы горицвета красивы, особенно весной, когда почти вся природа окрашена ещё в серые тона. Золотистыми угольками горят на изумрудной зелени крупные желтые цветки. Венчик каждого цветка состоит из 15-20 блестящих, продолговатых, мелко зазубренных на концах лепестков. В самом начале цветения на молодом растении распускается только один цветок – на верхушке стебля. Стебель в это время невысокий 10-15 см. Пройдет немного времени, он вытянется, разветвится и на каждой ветке тоже распустится по цветку. Старые растения похожи на пушистый кустик. Зацветает горицвет впервые на девятый-двенадцатый год жизни. Полного развития растение достигает к годам 40-50. Продолжительность жизни предположительно составляет не менее 150 лет, при этом корневища его почти не разрастаются, все растение возобновляются семенами. Много лет развивается горицвет весенний, а уничтожают его нередко за одну минуту!

Не менее прекрасным представителем крымской флоры является крокус или шафран.

Весенние крокусы распускаются во второй декаде апреля, заранее выпуская листья, которые максимального развития достигают уже после цветения. После созревания семян, к середине июня, листья отмирают. Под землей к этому времени уже сформировалась новая клубнелуковица с запасом питательных веществ. В Крыму произрастает 4 вида шафранов – крокусов. Шафран крымский отличается белыми, лиловатыми снаружи цветками с более темными жилками. Цветет с конца февраля до середины апреля. Обладает тонким приятным запахом. Все крымские крокусы декоративны и объявлены заповедными

Весна опять свои показывает фокусы!

На чуть оттаявшем лоскутике земли

Сквозь чернозём, полупрозрачной стайкой,

Крокусы!

Пустили стрелки. И внезапно - расцвели!

Миниатюрные тюльпанчики и лилии

Короткий стебель прикрывают и листки.

Горят кострами красно-розовые с синими,

А в нежно-снежных, будто светят лепестки!

О каком цветке эта загадка?

Белые фонарики на зелёной ножке

Я весною встретила на лесной дорожке. (ландыш)

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши.

Среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят белые душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цвете он только от 7 до 10-13 лет, поэтому не следует рвать ландыши, пусть растут в лесу и радуют всех своей красотой.

Летом, когда цветы отцветут, вызревают плоды ландыша – красные ягоды, они ядовиты. Цветки и корневища обладают лечебными свойствами.

Все наши крымские первоцветы нуждаются в охране. Давайте будем их беречь!

Физминутка

Наши тонкие цветки

Выпускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

Рассказывать о наших крымских первоцветах можно очень много и

долго. Каждое из них уникально и неповторимо.

Какой цветок вам понравился больше всего?

О каких цветах вы хотели бы узнать больше информации?

У кого из вас в палисадниках растут первоцветы? Какие?

А сейчас давайте поиграем в игру и посмотрим, хорошо ли вы запомнили

названия весенних цветов.

Дидактическая игра «Собери и назови цветок». (Приложение 3)

Перед вами конверты с разрезанными картинками, на которых изображены первоцветы. Сложите картинку и назовите свой цветок. Если растение имеет два названия назовите оба. (задание выполняется парами)

Упражнение «Назови ласково»

А теперь попробуйте назвать своё растение ласково, например:

Подснежник – подснежничек

Фиалка – фиалочка

А сейчас давайте разгадаем кроссворд о первоцветах.

1. Снежно-белый, меленький вылез на проталинке.

Снега не пугается, солнцу улыбается. (подснежник)

2. Я знаменита не цветами, а необычными листами:

То твёрдыми, холодными, то мягкими и теплыми. (мать-и-мачеха)

3. Фиолетовый цветок и пушистый стебелёк.

Тихий нежный перезвон так и клонит, клонит в сон. (прострел)

4. Горел в траве росистой фонарик золотистый,

Потом померк, потух и превратился в пух. (одуванчик)

5. Желтый, белый, голубой; на земле растут пустой.

У весны есть фокусы: распустились … (крокусы)

6. Шмель цветку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (медуница)

7. Цветочки золотые, листики резные,

Весною расцветает, природу украшает (горицвет)

8. Из-под снега появились, солнцу, ветру удивились,

Будто облако с небес, синевой окрасив лес (пролеска)

9. Вот сиреневый цветок, словно птичий хохолок

И резной листочек тонкий стебелёчек. (хохлатка)

10. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (ландыш)

Сегодня на занятии мы познакомились, только с теми весенними цветами, которые появляются самыми первыми. С каждым теплым солнечным денёчком природа будет радовать нас и появятся новые цветы. С нетерпением ожидают красавицу весну люди. Ждут новых встреч с природой. Кто-то просто любуется красотой, а кто-то отнимает у неё самое яркое – первые весенние цветы. Возвращаясь домой, некоторые люди несут целые охапки первоцветов. Да, букет красив, но, постояв в вазе несколько дней, цветы поникнут и умрут, а некоторые завянут ещё до того, как их поставят в воду. Поэтому лучше любоваться цветами в естественной среде – на поляне, в лесу. Цветы – символ прекрасного, но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Экологическая задача

Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый из вас сорвал бы по 5 штук? А если не по 5, а по 10 штук?

Какой вывод можно сделать?

Ведь от красоты леса или поля не останется и следа, если там побывает группа любителей «скромных букетиков». Запомните, выросший в лесу или в степи цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями. Имеем ли мы право сорвать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет!

Очень просто губить живое

Ведь не могут же подснежники сказать

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать»

Что мы можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить?

Не рвать самим и не давать рвать другим;

Посадить первоцветы в саду и ухаживать за ними;

Будем только зарисовывать и фотографировать первоцветы;

Не будем ловить насекомых, они опыляют первоцветы, способствуют

созреванию семян;

Не будем покупать букетики весенних первоцветов;

Будем рассказывать взрослым и детям о необходимости охранять и

беречь первоцветы;

Будем составлять букеты только из цветов, выращенных человеком;

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги,

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

V. Подведение итога занятия.

О каких цветах мы сегодня говорили?

Когда зацветает подснежник, пролеска?

Когда цветет ландыш?

Чем интересен прострел Сон-трава?

Как нужно относиться к первоцветам?

Расскажите своим родным и знакомым всё, что вы сегодня узнали о

первоцветах.

Я надеюсь, что вы будете друзьями природы, увидев красивые цветы, не

будете их рвать и топтать, а будете только ими любоваться.

Домашнее задание: нарисуйте понравившийся цветок-первоцвет и принесите для оформления альбома «Крымские первоцветы».