Бунин

О ценности научных достижений и моем личном мотиваторе. Тема кандидатской диссертации

Современная учебно-методическая литература пополнилась бесценным изданием –книгой коллектива авторов: «Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.]. – Москва: Эксмо, 2017»
Идейным вдохновителем этой работы и автором разделов стала Филичева Татьяна Борисовна. Имя Т.Б. Филичевой широко известно в дефектологии – она является ведущим специалистом в области дошкольной логопедии. Профессор, доктор педагогических наук, Т.Б.Филичева – автор более 40 научных работ. Публикации эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее исследования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
Что в этой книге, на мой взгляд, заслуживает самой высокой оценки?
Во-первых, это энциклопедичность ее содержания. В ней есть всё: от истории науки и практики логопедии, изложения современных направлений логопедической помощи детям в нашей стране, детальных классификаций и описания видов нарушений речи, методики их коррекции до, например, копии карты-схемы логопедического обследования и рекомендаций по оформлению предметно-развивающей среды для детей с нарушениями речи и коммуникации. Какая неоценимая помощь в профессиональной подготовке и будущей практической работе оказывается этим пособием тем людям, которые решают стать логопедами – специалистами в такой нелегкой в профессиональном и человеческом плане области педагогической деятельности!
Во-вторых, четкая структура изложения. Книга включает в себя 4 раздела и 21 главу. Особое место (это самые объёмные разделы) в пособии отведено характеристике видов речевых нарушений и методике их коррекции, а также описанию особенностей работы логопедов при нарушении интеллектуальной деятельности детей. Так, по каждому виду речевой патологии даны направления по выявлению нарушения, т. е. предложен порядок обследования, дана психолого-педагогическая характеристика детей с различными видами патологии и – что вызывает особую благодарность будущих практиков(!) – приведены конспекты занятий.
В-третьих, коллектив авторов этого учебно-методического пособия, руководимый д.п.н. Филичевой Т.Б., смог создать такую книгу, которая лишена классического «наукообразия», свойственного многим изданиям, и в этом, на мой взгляд, еще одно достоинство этой работы. Будущему специалисту-практику не нужно «продираться» через «тернии научных конструкций автора (авторов)» - настоящее пособие написано в таком научном стиле, который делает его неоценимым как для опытного логопеда, так и для тех, кто видит себя в этой профессии в будущем. Последней категории читателей этой книги полезными будут контрольные вопросы и задания, которыми завершается каждая глава пособия.
Последнее: в конце глав книги предложены списки современной научной литературы, в которой рассматриваются вопросы теории и практики логопедии. Не забыты и работы тех замечательных ученых-логопедов прошлого, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной логопедии, благодарная память о которых живет и сейчас, свидетельство чему – трогательные слова посвящения в начале книги: «...светлой памяти ученых Р.Е Левиной, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной...»
От автора этого отзыва, Козловской С.Е., слушателя I курса (по программе «Логопедия») МГПУ им. Ленина, искренняя благодарность авторам и пожелания новых научных достижений и успехов в деле профессиональной подготовки новых поколений логопедов нашей страны.

С. 102-108

Дислалия у детей

Дислалией называется стойкое нарушение произношения од­ного или нескольких звуков речи. Оно выражается в том, что некоторые звуки либо совсем не произносятся (опускаются), либо искажаются до неузнаваемости, либо заменяются другими...

Классификация дислалии

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на про­стую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, то диагностируется простая дислалия, если пять и более - сложная.

Если дефект выражается в нарушении произношения одной артикуляционной группы звуков (например, свистящих), то дис­лалия называется мономорфной. Если же дефект распространяет­ся на две и более артикуляционные группы (например, рота­цизм, сигматизм и ламбдацизм), то дислалия называется полиморфной...

Причины дислалии

Одной из самых распространенных причин недостатков звукопроизношения является неправильное строение артикуляци­онного аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укоро­ченную уздечку языка (подъязычная связка). При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему при верхнеязычных звуках высоко подниматься. Кроме того, дислалия может быть вызвана либо слишком большим, едва умещающимся во рту и от этого неповоротливым языком, либо, наоборот, слишком маленьким и узким языком, что также затрудняет правильную артикуляцию.

Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, также могут вызвать дислалию.

Неправильное строение зубов, зубного ряда также может при­вести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи может попадать в эти расщелины, искажая звукопроизношение.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и непра­вильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укорочен­ная, малоподвижная верхняя губа затрудняет четкое произноше­ние губных и губно-зубных звуков.

Дислалия наступает также и вследствие недостаточной под­вижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, ниж­ней челюсти. Она может быть вызвана также и неумением ре­бенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Еще одной причиной дислалии является неправильное вос­питание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, дол­гое время сюсюкают с малышом, а это задерживает развитие у него правильного произношения.

Дислалия может возникнуть и вследствие подражания. Вред­ным, как правило, оказывается постоянное общение ребенка с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось пра­вильное звукопроизношение. Ребенок может также подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Осо­бенно вредно для детей постоянное общение с людьми, чья речь неясна, косноязычна или слишком тороплива, а иногда просто пронизана диалектными особенностями. Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разгова­ривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто пере­носит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей оказывается так называе­мая педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного звукопроизношения ребен­ка, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, не привлекают внимание малыша к правиль­ному произношению того или иного звука, то в этом случае его речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрос­лых, тормозит нормальное развитие произношения ребенка.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть обусловле­ны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различаю­щихся между собой тонкими акустическими признаками... В ре­зультате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения у детей. В свою очередь недостатки в произношении звуков, особенно если они выражаются в их замене или в сме­шении, могут затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем стать причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В.

Цель: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.

Задание 1.

Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок должен показать и назвать что изображено на картинке. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов.

Задание 2.

Логопед задает вопросы ребенку направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков.

Скажи чем покрыто туловище зайца? Утки?

Где живет медведь? Рыба?

Как называются детеныши курицы? Собаки? Коровы?

Чем питается корова? Медведь?

Как можно сказать про лису? Она какая?

Задание 3.

Логопед выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить предложение.

У собаки хвост длинный, а у зайца…

Рыба в воде плавает, а змея по земле …

Кошка мяукает, а собака …

Воробей чирикает, а ворона…

Ручкой пишем, а карандашом…

На самолете летаем, а на машине …

Жаба прыгает, а комар …

Днем светит солнце, а ночью…

По льду катаются на коньках, а по снегу …

Мультфильмы смотрим, а сказку…

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.

Оценка результатов:

После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 45 баллов – соответствует высокому уровню; 44-22 баллов – среднему; менее 22 баллов – низкому уровню лексического развития.

2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Цель: выявить уровень развития активного словаря.

1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1)Ребенок объясняет значение слов;

2)называет отдельные признаки, действия;

3)называет 1 – 2 слова.

2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?

1)Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному;

2)подбирает слова к 2 - 3прилагательным;

3)подбирает слово только к одному прилагательному.

3.Что называют словом ручка?

1)Называет несколько значений этого слова;

2)называет два значения этого слова;

3)перечисляет предметы у которых есть ручка.

4.Придумай предложение со словом ручка.

1)Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.

2)называет два слова (словосочетание);

5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно…

1)Правильно заканчивает разные типы предложений;

2)называет два слова;

3)подбирает только одно слово.

6.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок бел веселый и радостный, то он не просто шел, а …»

1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

7. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…

1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу;

2)называет 2 – 3слова;

3)подбирает только одно слово.

8.Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

9.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много…

Аналогичные вопросы задается про других животных.

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задание.

10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два – три слова;

3)говорит одно слово.

11.Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?

1)Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2)называет только одно значение этого слова;

3)повторяет слово за взрослым.

13.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1)Ребенок называет несколько предметов;

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1)Ребенок называет разные действия;

2)называет два действия;

3)называет одно действие.

15.Составь предложение со словом игла.

1)Ребенок составляет сложное предложение;

2)составляет простое предложение;

3)называет одно слово.

16.Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2)правильно исправляет два предложения;

3)повторяет предложения без изменения.

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни развития словаря:

I – высокий (48 – 32 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно. Правильно употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи.

II – средний (32 – 16 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого.

III – низкий (16 – 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

1)правильный ответ;

2)частично правильный;

3)неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

При обследовании активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста выявляются умения:

1)активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2)подбирать синимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3)понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4)дифференцировать обобщающие понятия.


Отмечает также преобладание у детей отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных. 1.2 Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при который у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся...


Недоразвития у дошкольников, а также экспериментальное исследование подтвердили особую актуальность проблемы. Считая возможным развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности составленных нами дидактических игр. Экспериментальная...

Задачи и методы исследования связной речи детей шестого года жизни. В экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили – выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием. Задачи: 1. Изучить связную речь детей шестого года жизни. 2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей. 3. Выявить...


Недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из...

МГПИ им. В.И. Ленина, 1959, специальность «учитель-сурдопедагог».

Тема кандидатской диссертации

«Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления» (1974)

Тема докторской диссертации

«Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста» (2000)

Курсы текущего учебного года

Логопедия.
Введение в логопедию.
Фонетико-фонематическое недоразвитие.
Общее недоразвитие речи.
Предупреждение и преодоление специфических ошибок у школьников с недоразвитием речи.
Программы коррекционных дошкольных учреждений и условия их реализации в современных условиях.
Организация и содержание логопедической работы в условиях общеобразовательной организации.

Публикации

Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова Основы дошкольной логопедии.Учебник. Эксмо 2015

Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др авторы.Логопедия. Теория и практика. Учебник Эксмо

Развиваем речь дошкольника. М. 2015 Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

В гостях у бабушки-Загадушки. М. 2015. Филичева Т.Б. Соболева А.В., Туманова Т.В.

Подготовка к школе детей с нарушениями речи. М. 2016 Филичева Т.Б., Соболева А.В., Туманова Т.В.

Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности Журнал Современные проблемы науки и образования

  1. – № 3; Филичева Т.Б.,Туманова ТВ, Елисеенкова О.А.

Формирование связных высказываний у детей с первичной глазной патологией (косоглазием) и общим недоразвитием речи Журнал Современные проблемы науки и образования 2014. – № 4; URL:http://www.science-education.ru/117-13346 Филичева Т.Б., Соколова Т.В. Туманова ТВ

Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи ЖурналСовременные проблемы науки и образования2014. – № 6; URL:http://www.science-education.ru/117-13346 1,5 .Филичева Т.Б., Туманова ТВ, Гущина Ю.Р.

Повышение квалификации

Инструктаж по теоретическим основам использования компьютерно-аппаратных комплексов Пабло Систем компании Тиромоушен (Австрия) Бека-Рус, 2015.
Профилактика речевых расстройств с использованием речевой аппаратуры Интон, 2016.
Преодоление речевых расстройств с помощью речевой аппаратуры Интон, 2016.

Государственные и ведомственные награды

Т.Б. Филичева награждена медалью «им. К.Д. Ушинского», медалью «Памяти 850-летия Москвы», значком «Отличник народного просвещения»; ей присвоено звание «Заслуженный учитель СССР», «Заслуженный работник высшей школы РФ»; она является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования под эгидой Общественной палаты РФ.

Дополнительная информация

Т.Б. Филичева является ведущим специалистом России в области дошкольной и коррекционной педагогики, автор более 170 монументальных научных работ, в том числе монографий, специальных программ, учебников и учебно-методических пособий. Автор таких известных изданий, как: «Логопедия», «Основы логопедии», «Методическое наследие», «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» и т.д. Эти работы являются фундаментальными исследованиями в области коррекционной педагогики, имеют гриф Министерства образования и науки РФ, Института коррекционной педагогики РАО, академии постдипломного образования Санкт-Петербурга и т.д. Разработанные Т.Б. Филичевой учебные пособия пользуются популярностью у студентов Вузов, логопедов-практиков, изданы за рубежом. Научные разработки Т.Б. Филичевой широко внедрены в специальные учреждения России. Ученики Филичевой Т.Б. и последователи созданной ею научной школы работают по всей стране и за ее пределами (включая ближнее и дальнее зарубежье).

Академик Международной славянской Академии им. Я А. Коменского, ведущий специалист в коррекционной педагогике по версии международной энциклопедии «Who is who of professional and busines swomen».

Главный редактор журнала «Логопедия сегодня», член редакционной коллегии журнала «Дефектология».