Бунин

Рациональное природопользование таблица. Рациональное использование природных ресурсов примеры. Пути экологизации сельского хозяйства и транспорта

Рациональное и нерациональное природопользование

Выполнила: студентка 212 группы

Нищета Наталья Игоревна

Научный руководитель: к.ф.н.,ст. преподаватель

Павлова Наталья Владимировна

Шадринск 2013

Введение…………………………………………….........................3

Глава 1. Рациональное и нерациональное природопользование..5

1.1. Рациональное природопользование…………………………6

1.2. Нерациональное природопользование……………………...8

Глава 2. Рекрационное природопользование……………………..9

Заключение………………………………………………………...16

Список использованных источников…………………………….17


ВВЕДЕНИЕ

Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, её порождение, он может производить, только используя её ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он генетически приспособлен. Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана – все эти проблемы встали перед человеком, грозя гибелью и требуя немедленного решения. Едва ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Её

решение возможно только на основе экологических знаний. Этой проблеме посвящен реферат, так как она актуальна в наше время. Природопользование – это использование природных ресурсов, поэтому для понимания поставленной проблемы, первоначально остановимся на самих природных ресурсах.

Многие ученые (Ю.К. Ефремов, В.А. Анучин, И.Я. Блехмин, В.А. Минаев, Н.Ф. Реймерс и др.) считают, что термин «природопользование» включает в себя освоение, использование, преобразование, воспроизводство и охрану природных условий и ресурсов человечеством. Необходимо отметить, что понятия «освоение», «использование», «преобразование», «воспроизводство» означают не просто механические процессы, а их сложное единство и являются следствием глубокого взаимопроникновения и взаимодействия. Таким образом, природопользование предусматривает не только экономически и экологически эффективное вовлечение природно-территориальных комплексов в процесс общественного производства, но и их преобразование, восстановление и охрану.

Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду. Эти изменения, связанные с деятельностью человека, называются антропогенными. Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных икультурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.

В основе природопользования должны лежать экология и открываемые ею законы взаимодействия различных природных систем. Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей. К сожалению, современное состояние природопользования в большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению (вплоть до исчезновения) природных ресурсов, даже восстановимых; загрязнению окружающей среды. Причин здесь много. Это и недостаточное познание законов экологии, и слабая материальная заинтересованность производителей, и низкая экологическая культура населения и др.

ГЛАВА 1. РАЦИОНАЛЬНОЕ И НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Воздействие человека на окружающую среду может быть как осознанным, так и стихийным, случайным. Прямое воздействие связано с непосредственным влиянием человека на природу и природные компоненты в процессе природопользования. К нему относятся промыслы (охота, рыбная ловля, сбор дикорастущих ягод, грибов), промышленное и сельскохозяйственное производство (осушение, орошение, создание искусственных водоемов и др.). Понятие и виды природопользования

Косвенное воздействие обусловлено взаимодействием компонентов и элементов природы. Например, вырубая леса (прямое воздействие), человек влияет на изменение глубины залегания грунтовых вод, климата, ухудшает условия жизни для многих видов растений и животных, содействует развитию эрозии почвы и т.д. Чаще всего встречается комбинированное воздействие человека на природу. В зависимости от форм воздействия возникают разной степени сложности проблемы защиты того или другого ресурса природы (при прямом воздействии ресурс защитить легче).
Различают рациональное и нерациональное природопользование. Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предупреждение потенциально вредных воздействий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности труда и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов. При рациональном природопользовании улучшаются условия жизни людей. В Законе Республики Беларусь «О защите окружающей среды» сказано, что «рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости обновления природных ресурсов и недопущения необратимых результатов для окружающей среды и здоровья» является одним из основных принципов охраны окружающей среды. К важнейшим принципам рационального природопользования относятся:

а) соответствие характера и способа использования природных ресурсов конкретным местным условиям;

б) предвидение и предотвращение негативных последствий природопользования;

в) повышение интенсивности и комплексности использования природных ресурсов;

г) сохранение научной и эстетической ценности природы;
д) уменьшение потерь природных ресурсов;

е) всемирная «экологизация» общественного производства.

Природопользование – это совокупность мер, предпринимаемых обществом в целях изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

Рациональное природопользование – такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

Нерациональное природопользование – тип взаимоотношения с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения – это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнение среды. Также вред окружающей среде наносят сплав леса по рекам отдельными бревнами (молевой сплав), осушение болот в верховьях рек, добыча полезных ископаемых открытым спсобом и т.п. Природный газ в качестве сырья для ТЭС – более экологически чистое топливо, чем каменный или бурый уголь.

В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проектов, которые касались бы вопросов:

1) оценки продуктивности запасов в водах под национальной юрисдикцией, как внутренних, так и морских, приведение промысловых мощностей в этих водах к уровню, сопоставимому с долговременной продуктивностью запасов, и своевременному принятию надлежащих мер для восстановления переловленных запасов до устойчивого состояния, а также сотрудничества в соответствии с международным правом для принятия аналогичных мер в отношении запасов, встречающихся в открытом море;

2) сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и его компонентов в водной среде и, в частности, предотвращению практики, ведущей к необратимым изменениям, таким, как уничтожение видов генетической эрозией или крупномасштабное разрушение среды обитания;

3) содействию развития марикультуры и аквакультуры в прибрежных морских и внутренних водах путем установления надлежащих правовых механизмов, координации использования земли и воды с другими видами деятельности, использованию наилучшего и наиболее подходящего генетического материала в соответствии с требованиями по сохранению и устойчивому использованию внешней среды и сохранению биологического разнообразия, применению оценки последствий социального плана и влияния на окружающую среду.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или природные комплексы. Наиболее известный вид загрязнения – химическое (поступление в окружающую среду вредных веществ и соединений), но не меньшую потенциальную угрозу несут и такие виды загрязнений, как радиоактивное, тепловое (неконтролируемый выброс тепла в окружающую среду может привести к глобальным изменениям климата природы), шумовое. В основном загрязнение окружающей среды связано с хозяйственной деятельностью человека (антропогенное загрязнение окружающей среды), однако возможно загрязнение в результате природных явлений, например извержений вулканов, землетрясений, падения метеоритов и др. Загрязнению подвергаются все оболочки Земли.

Литосфера (а также почвенный покров) загрязняется в результате поступления в нее соединений тяжелых металлов, удобрений, ядохимикатов. Только мусора из больших городов ежегодно вывозится до 12 млрд т. Горные разработки приводят к уничтожению естественного почвенного покрова на огромных площадях. Гидросфера загрязняется стоками промышленных предприятий (особенно химических и металлургических), стоками с полей и животноводческих комплексов, бытовыми стоками городов. Особенно опасно нефтяное загрязнение – в воды Мирового океана ежегодно попадает до 15 млн т нефти и нефтепродуктов.

Атмосфера загрязняется главным образом в результате ежегодного сжигания огромного количества минерального топлива, выбросов металлургической и химической промышленности. Главные загрязняющие вещества – углекислый газ, окислы серы, азота, радиоактивные соединения.

В результате растущего загрязнения окружающей среды возникает много экологических проблем как на локальном и региональном уровнях (в крупных промышленных районах и городских агломерациях), так и на глобальном (глобальное потепление климата, уменьшение озонового слоя атмосферы, истощение запасов природных ресурсов).

Основными путями решения экологических проблем могут быть не только строительство разнообразных очистных сооружений и устройств, но и внедрение новых малоотходных технологий, перепрофилирование производств, перенос их на новое место с целью снижения «концентрации» давления на природу.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций, в мире насчитывается около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями

1. Какая из перечисленных стран обладает наибольшими разведанными запасами угля?

1) Алжир 3) ЮАР

2) Пакистан 4) Перу

Ответ – 3.

2. Какие из перечисленных видов природных ресурсов относятся к исчерпаемым невозобновимым?

1) медные руды 3) почвенные

2) торф 4) лесные

Ответ – 1.

3. На побережье какого залива разрабатываются крупные месторождения нефти и газа?

1) Бенгальского 3) Большого Австралийского

2) Мексиканского 4) Гудзонова

Ответ – 2.

4. Какая из перечисленных стран обладает наибольшим гидроэнергетическим потенциалом?

1) Бразилия 3) Нидерланды

2) Судан 4) Австралия

Для успешного ответа на вопросы такого типа следует применить знания о том, что такое гидроэнергетический потенциал рек и от чего он зависит (количество рек, их полноводность и рельеф местности – чем больше уклон реки, тем выше ее гидропотенциал. В данном случае в Бразилии много полноводных рек, текущих по плоскогорьям. Судан расположен в Сахаре, рек там нет. В Нидерландах реки есть, но они меньше по полноводности и по длине, чем в Бразилии, кроме того уклон рек небольшой, т.к. территория страны не имеет больших перепадов высот, она довольно плоская. Австралия – страна пустынь. Реки есть только на востоке – они берут начало в горах Большого Водораздельного хребта, имеют достаточный уклон. Но их гидропотенциал существенно ниже, чем рек Бразилии, т.к. они менее полноводны.

Ответ – 1.

5. Что из перечисленного оказывает наибольшее негативное воздействие на состояние природной среды?

1) сооружение высоких труб на ТЭС

2) использование бурого угля в качестве топлива на ТЭС

3) использование солнечной энергии для обогрева жилищ

4) рекультивация земель

Ответ – 2.

6. В каком из перечисленных городов наблюдается наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха?

1) Тамбов 3) Ростов-на-Дону

2) Петрозаводск 4) Челябинск

Для ответа на вопросы такого типа нужно применить знания о том, какие отрасли промышленности загрязняют атмосферный воздух в большей степени и о том, какие отрасли развиты в перечисленных городах. Так, наибольшими загрязнителями воздуха являются предприятия металлургии (черной и цветной), ТЭС, работающие на буром или каменном угле. Из перечисленных городов в Челябинске имеются предприятия черной металлургии полного цикла.

Ответ – 4.

7. В результате глобального потепления климата территория какой из перечисленных стран может уменьшиться?

1) Нидерланды 3) Швейцария

2) Туркмения 4) Судан

Вопросы такого типа проверяют умение применить знания о последствиях глобального потепления и о географическом положении стран для решения конкретной проблемы. В результате глобального потепления повышается уровень Мирового океана. Соответственно, низменная прибрежная территория стран, имеющих выход к побережью Мирового океана, может оказаться затопленной. Из перечисленных в тексте задания стран только Нидерланды имеют выход к океану, и часть побережья представляет собой низменность. В результате повышения уровня океана часть территории страны будет затоплена.

Ответ – 1.

8. Какая из перечисленных отраслей в наибольшей степени загрязняет внутренние воды?

1) обувная 3) пищевая

2) текстильная 4) целлюлозно-бумажная

Ответ – 4.

9. На какой из обозначенных на карте территорий водная эрозия почвенного слоя будет развиваться наиболее интенсивно?

1) А 2) В 3) С 4) D

Вопросы такого типа требуют умение применить знания о причинах развития водной эрозии почв для анализа возможности ее развития на определенных территориях. Нужно помнить, что развитие водной эрозии зависит от рельефа, состава горных пород, степени закрепленности почвы растительностью, от количества осадков и пр. При выровненном низменном рельефе эрозия развивается с меньшей интенсивностью. Чтобы верно ответить, нужно вспомнить, какой рельеф характерен для показанных на карте территорий. Так, территория А находится примерно в пределах Среднерусской возвышенности, а остальные – в пределах низменностей, для которых свойственна заболоченность.

Ответ – 1.

10. Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран ресурсами пресной воды. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Канада290031, 1 93Бангладеш2360129,2 18Бразилия6950170,1 40Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Для ответа на такие вопросы следует вспомнить, что такое ресурсообеспеченность и подсчитать ее для представленных в таблице стран. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной (разведанных) природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить ресурса, либо запасами из расчета на душу населения при современных темпах добычи или использования. В данном случае в таблице даны ресурсы пресной воды и численность населения, следовательно, нужно сравнить показатели ресурсообеспеченности на душу населения. Для этого следует разделить количество ресурсов пресной воды, данное в км3, на численность населения страны, данную в млн чел. и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Можно подсчитать показатели и сравнить их. А можно точно не считать, а примерно сравнить, у каких стран будут наибольший и наименьший показатели. В данном задании наибольший показатель явно будет у Канады, а наименьший – у Бангладеш.

Типичной ошибкой является ответ, записанный в последовательности, обратной той, что требуется в задании. Например, нужно расположить страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности, а учащиеся записывают ответ в порядке уменьшения , т.к. они сначала определили страну с самым большим показателем. Чтобы не совершать такие ошибки, следует внимательно читать текст задания, и, определив показатели всех стран, еще раз посмотреть, в каком порядке следует их записать в ответе. Ответ: БВА.

11. Какие особенности земледелия в бассейне Азовского моря стали причинами увеличения солености и загрязненности вод Азовского моря в последние десятилетия?

Азовское море – небольшое и мелкое. Оно соединено с Черным морем узким Керченским проливом. Из крупных рек, впадающих в Азовское море, выделяются Дон и Кубань. Пресные воды рек опресняют соленые воды моря.

Большое количество речных вод забирается на орошение,

т.к. развивается земледелие на орошаемых землях. Пресные речных вод попадает в море меньше, соленость вод моря увеличивается. Загрязненность вод моря увеличивается

в связи с тем, что в растениеводстве используется много химических удобрений, и часть из них вместе с речными и

подземными водами попадает в море.

Задания для Самопроверки

1. Какие из перечисленных видов природных ресурсов относятся к неисчерпаемым?

1) энергия приливов и отливов

2) каменный уголь

3) естественное плодородие почв

4) оловянные руды

2. В каком из перечисленных городов наблюдается наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха?

1) Петропавловск-Камчатский 3) Благовещенск

2) Смоленск 4) Кемерово

3. В каком из регионов России могут возникнуть проблемы в связи с тем, что в результате глобального потепления климата происходит оттаивание многолетней мерзлоты?

1) Красноярский край 3) Приморский край

2) Ростовская область 4) Республика Карелия

4. Какая из перечисленных отраслей хозяйства в наибольшей степени загрязняет атмосферу?

1) воздушный транспорт

2) железнодорожный транспорт

3) тепловая электроэнергетика

4) атомная электроэнергетика

5. В каких из перечисленных стран реки обладают наибольшим гидроэнергетическим потенциалом?

1) Мавритания и Панама 3) Иран и Нигер

2) Монголия и Пакистан 4) ДР Конго и Канада

6. Парниковый эффект в атмосфере Земли усиливается при повышении содержания в ней

1) азота 3) водорода

2) кислорода 4) углекислого газа

7. На какой из обозначенных на карте территорий ветровая эрозия почвенного слоя будет развиваться наиболее интенсивно?

8. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

А) лесные 1) неисчерпаемые

Б) энергия ветра 2) исчерпаемые возобновимые

В) топливные 3) исчерпаемые невозобновимые

Г) руды металлов

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

9. Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность регионов ресурсами пресной воды. Расположите регионы в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Зарубежная Азия11,03682Южная Америка10,5345Австралия и Океания1,630Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

10. Используя таблицу, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Ответы

Россия11480Венесуэла11145Норвегия1,1128Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

11. Объясните, почему при антициклонах в городах резко возрастает концентрация выхлопных газов в приземном слое воздуха? Укажите две причины.

12. Какие особенности природы полуострова Ямал на его территории? Укажите две особенности.

13. Почему в зоне тундры на Западно-Сибирской равнине изменения, связанные с антропогенной деятельностью человека меньше, чем в природной зоне степей?

14. Почему море Лаптевых менее загрязнено, чем Черное? Укажите две причины.

Ответы

14134678910422133АБВВАБ11. При антициклоне ветра нет или его сила очень мала. Выхлопные газы остаются в приземном слое воздуха. Кроме того, при антициклонах наблюдается нисходящее движение воздуха, таким образом, выхлопные газы «придавливаются» к поверхности земли.

12. Для полуострова Ямал характерно распространение многолетней мерзлоты, кроме того, там есть болота. Зимы очень суровые с низкими температурами воздуха. Все это затрудняет строительство, т.к. приходится применять особые технологии и специальную технику.

13. Зона тундр Западно-Сибирской равнины стала интенсивно изменяться человеком не так давно – в связи с открытием и началом эксплуатации месторождений газа и нефти. Сельскохозяйственное производство не развито. А в зоне степей освоение проходит уже давно – она заселялась раньше, плотность населения здесь выше. На юге Западно-Сибирской равнины велика степень сельскохозяйственной освоенности территории – большие площади земли распаханы, сведена естественная растительность.

14. Можно назвать одну причину, связанную с деятельностью человека, и одну, связанную с особенностями природы. Хозяйственная деятельность человека на побережье моря Лаптевых мало способствует его загрязненности. На его берегах мало городов, транспортные пути по его акватории используются не интенсивно. Берега Черного моря издавна заселены, на его побережье много городов и населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных дорог. По его акватории проходят многочисленные маршруты грузовых и транспортных судов. Сельскохозяйственная деятельность населения на побережьях моря и в бассейнах рек, впадающих в него, также способствовала загрязнению акватории моря. Также море Лаптевых менее загрязнено, т.к. оно окраинное, и воды моря свободно перемешиваются с водами Северного Ледовитого океана. Черное море – внутреннее, и процессы водообмена здесь проходят очень медленно.

Раздел VI.

Страноведение

Понятно, что ресурсы действительно ограничены и необходимо относиться к ним экономно. При нерациональном использовании ресурсов говорить о проблеме их ограниченности необходимо, ведь если не остановить пустую трату ресурса, в будущем, когда он будет необходим, его просто не будет. Но, хотя проблема ограниченности ресурсов ясна уже давно, в разных странах можно увидеть яркие примеры расходования ресурсов попусту. Например, в России в настоящее время государственная политика в области энергосбережения основана на приоритете эффективного использования энергетических ресурсов и осуществлении государственного надзора за этим процессом. Государство настаивает на обязательности учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов. В государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства включены показатели их энергоэффективности. Важным направлением является сертификация энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств и, конечно, энергетических ресурсов. Все это базируется на сочетании интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов, а также на заинтересованности юридических лиц в эффективном использовании энергетических ресурсов. При этом, даже на примере среднего Урала, ежегодно в области расходуется 25-30 миллионов тонн условного топлива (т у.т.), а нерационально используется примерно 9 миллионов т у.т. Получается, что в основном нерационально расходуются именно привозные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). При этом около 3 миллионов т у.т. можно сократить за счет организационных мероприятий. Большинство планов по энергосбережению преследуют именно эту цель, но пока не могут ее добиться.

Также примером нерационального использования полезных ископаемых может служить открытый карьер по добыче угля под Ангреном. Кроме того, на ранее разработанных месторождениях цветных металлов Ингичка, Куйташ, Калкамар, Кургашин потери при добыче и обогащении руды достигли 20-30%. На Алмалыкском горнометаллургическом комбинате несколько лет тому назад из обрабатываемой руды не полностью выплавлялись такие сопутствующие компоненты, как молибден, ртуть, свинец. В последние годы, благодаря переходу к комплексному освоению месторождений полезных ископаемых, степень непроизводственных потерь значительно снизилась, но до полной рационализации ещё далеко.

Правительство утвердило программу, направленную на приостановление деградации почв, в результате которой ежегодный ущерб, наносимый экономике, составляет более 200 млн. USD.

Но пока программа только вводится в сельское хозяйство, а в настоящее время процессами деградации различной степени затронуто 56, 4% всех сельскохозяйственных угодий. По оценкам ученых, процессы деградации почвы усилились в последние десятилетия в результате нерационального использования земельных ресурсов, уменьшения площадей защитных лесонасаждений, разрушения противоэрозионных гидротехнических сооружений, природных катаклизмов. Финансирование программы на гидромелиоративные противоэрозионные работы предусматривается осуществить за счет внебюджетных фондов заинтересованных министерств и ведомств, денежных средств от купли-продажи земель публичной собственности, от сбора земельного налога, за счет средств хозяйствующих субъектов и государственного бюджета. По мнению экспертов, задействованных в программы поддержки сельского хозяйства, проблема деградации почвы обостряется с каждым днем, но осуществление государственной программы более чем проблематично в условиях финансового дефицита. Государству не удастся собрать необходимые средства, а хозяйствующие субъекты аграрного сектора не располагают средствами для инвестирования в почвозащитные мероприятия.

Лесные ресурсы России составляют пятую частью лесных ресурсов планеты. Общий запас древесины в лесах России составляет 80 млрд. куб. метров. Экологически безопасное развитие экономики и общества во многом зависит от уровня сохранности и полноты реализации богатейшего потенциала биологических ресурсов. Но леса в России постоянно страдают от пожаров и поражения вредными насекомыми и болезнями растений, что является в основном следствием низкой технической оснащенности и ограниченного финансирования государственной службы охраны лесов. Объемы лесовосстановительных работ за последние годы сокращены и в ряде регионов уже не соответствуют лесохозяйственным и экологическим нормативам.

Также, с переходом к рыночным отношениям значительно увеличилось число лесопользователей, что в ряде мест привело к росту нарушений лесного и природоохранного законодательства при пользовании лесами.

Принципиально важным свойством биологических ресурсов является их способность к самовоспроизводству. Однако в результате постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую среду и чрезмерной эксплуатации сырьевой потенциал биологических ресурсов сокращается, а популяции многих видов растений и животных деградируют и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому для организации рационального использования биологических ресурсов необходимо, прежде всего, обеспечивать экологически обоснованные лимиты их эксплуатации (изъятия), при которых исключаются истощение и утрата способности биоресурсов к самовоспроизводству. К тому же цены за лесные ресурсы крайне низкие в России, поэтому леса вырубаются и не считаются большой ценностью. Но вырубив все лесное богатство, мы рискуем потерять огромные деньги на закупку древесины в других странах, а также уничтожить естественный очиститель воздуха. Федоренко Н. К оценке эффективности использования национальных ресурсов России. // Вопросы экономики.-2005-№8-с. 31-40.

Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

Билет № 4

1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

3. Определœение и сравнение средней плотности населœения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота͵ собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

На протяжении нескольких тысячелœетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

Этапы влияния общества на природную среду:

1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе ʼʼобщество - природная средаʼʼ.

Сегодня активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

Виды природопользования:

1) рациональное;

2) нерациональное.

Рациональное природопользование - отношение к природе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает прежде всœего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - ʼʼвглубьʼʼ, за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

К сведению:

· В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

· В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, ᴛ.ᴇ. ʼʼвширьʼʼ, благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

Примеры такого отношения:

Уничтожение лесов;

Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

Истребление некоторых видов растений и животных;

Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

К сведению:

· Подсчитано, что один человек за свою жизнь ʼʼизводитʼʼ около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

· На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кᴦ. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

Сегодня большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что всœе континœенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг ʼʼПрирода - мастерская, а человек в ней - работникʼʼ сегодня потерял смысл.

Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования." 2017, 2018.

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

    На протяжении нескольких тысячелетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

    Этапы влияния общества на природную среду:

    1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

    2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

    3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

    4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

    5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе «общество - природная среда».

    В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

    Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

    Виды природопользования:

    1) рациональное;

    2) нерациональное.

    Рациональное природопользование - отношение к природе, которое означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

    Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - «вглубь», за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

    К сведению:

    · В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

    · В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

    Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

    Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т.е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

    Примеры такого отношения:

    Уничтожение лесов;

    Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

    Истребление некоторых видов растений и животных;

    Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

    К сведению:

    · Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

    · На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

    В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

    И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг «Природа - мастерская, а человек в ней - работник» сегодня потерял смысл.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

    Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

    Характеристики региона Западной Европы:

    1) Экономико-географическое положение:

    а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

    б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

    в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

    г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

    2) Природные условия и ресурсы:

    · рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

    · минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

    Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

    · почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

    · земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

    · климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

    · воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

    · водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

    · леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

    · лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.

    · ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

    · ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

    · рекреационные ресурсы:

    · Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

    3) Население:

    а) численность - свыше 300 млн. человек;

    б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

    в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

    г) преобладание женского населения;

    д) старение населения;

    е) индоевропейская языковая семья:

    · языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

    · межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

    · религии: протестантизм, католицизм;

    ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

    з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

    и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

    40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

    30-35 % - в промышленности и строительстве;

    5-10 % - в сельском хозяйстве.

    4) Экономика:

    Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

    Условия, влияющие на развитие:

    Высокий технологический уровень;

    Высококвалифицированный персонал;

    Наличие уникальных природных ресурсов;

    Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

    Отрасли промышленности:

    а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.

    б) чёрная металлургия:

    Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

    Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

    в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

    г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

    д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

    Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

    Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

    5) Внутренние различия региона:

    Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

    Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

    Менее развитые: Португалия, Греция.

    6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин.

    Возьмём к примеру - Алжир и Францию, и сравним их показатели.

    · неравномерная плотность населения:

    От 200 до 600 чел./квадратный метр (на побережье);

    От 1 чел./кв.метр и менее (остальная часть);

    · факторы, повлиявшие на подобное распределение людей по территории:

    1) природные: сухой, жаркий климат, малое количество вод, неплодородные почвы на преобладающей территории Алжира не способствуют большой плотности в данных континентальных условиях северной части Африканского материка; значительное увеличение плотности на Средиземноморском побережье (север страны), является следствием более мягкого климата, больших запасов питьевой воды и т.д.;

    2) исторические: издавна большая часть Алжира - район кочевого проживания населения.

    · плотность населения высокая, его размещение более равномерное, чем в Алжире:

    От 50 до 200 чел./кв.метр (в среднем по стране);

    До 600 чел./кв.метр и более (в районе Парижа);

    · факторы, повлиявшие на такое распределение:

    1) природные: благоприятный климат, достаточное количество осадков, нет резких перепадов температур, как в пустынях Алжира; плодородные почвы; обилие рек, озёр; выходы к морям;

    2) исторические: давность освоения этой территории;

    3) экономические: промышленно развитый регион.

    3-ий вопрос в билете нагляднее всего рассматривать на примерах довольно контрастных по всем показателям (природным, экономическим, историческим, социальным и т.д.) стран - таких, как страны Африки, Азии в сравнении с государствами Западной Европы.

    Билет № 5