Бунин

Задания на запоминание букв алфавита. Задания для дошкольников для запоминания азбуки на примере буквы н. Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Родители, которые хотят научить ребенка читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы.
(Более подробно методические комментарии к занятиям по обучению чтению дошкольников даны в брошюре «Методические рекомендации к «Игробуквотеке»: букварь для дошкольников»)

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, советуем внимательно прочитать информацию, которая познакомит вас с основными этапами формирования этого навыка у детей.

Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать (!) тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов:
1 этап - Учим и запоминаем буквы;
2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности;
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

1 этап обучения - Учим и запоминаем буквы;

Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»).

Если вы решили знакомить ребенка с буквами, используя электронную азбуку, то предварительно проверьте, соответствуют ли названия букв в этой азбуке этим рекомендациям.
Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.
Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему. Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы.

Сейчас в магазинах можно купить различные наборы букв из пластмассы или мягкого вспененного изолона. Старайтесь выбрать буквы покрупнее, чтобы они удобно помещались в ладошку ребенка.
Как правило, эти буквы имеют магнитики, и с ними очень удобно играть на дверце холодильника или использовать специальную детскую доску с металлической основой. Можно использовать традиционные кубики с картинками и с изображениями букв.

Купите «Азбуку» в картинках. Хорошо, если в этой книжке к каждой букварной теме будут напечатаны небольшие стихотворения. Читайте их перед сном. Это поможет малышу лучше эту букву запомнить, а главное – узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков.

Очень полезно выполнять следующее упражнение. Предварительно нужно вырезать буквы из бархатной или наждачной бумаги, а затем наклеить их на лист плотного картона. Попросите малыша пальцем обвести контуры буквы сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Тактильные ощущения будут способствовать лучшему запоминанию букв. Можно лепить буквы из пластилина, глины, из мокрого песка.
А можно вырезать буквы из теста и испечь печенье.
Научите ребенка выделять и печатать те буквы, с которых начинаются имена его родственников и знакомых.

Очень эффективными и полезными являются задания, в процессе выполнения которых ребенок воссоздает целостный образ буквы с опорой на одну или несколько её частей. Например, малыш должен внимательно рассмотреть рисунок и догадаться, какие буквы лежат на столе, т.е. из частей создать целое.

Очень полезной для лучшего запоминания букв является игра «Мешочек». Ребенок на ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определяет те из них, которые вы положили в мешочек.

Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ.

В первый месяц обучения (самый трудный!) дети будут знакомиться с теми гласными буквами, которые хорошо запоминаются (А,О). На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими данными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА).
Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом слоге губы принимают положение, свойственное им при произнесении гласного, который следует за согласным. К тому же все эти буквы внешне не похожи друг на друга, поэтому их легче будет запомнить.

2 этап обучения - Учимся читать слоги разной степени трудности;

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.
Именно здесь, на этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует сделать наиболее доступной и понятной.

В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Однако самым эффективным, на наш взгляд, является способ обучения прочтению слияний по подражанию.

Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.

Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).

Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.

Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния». Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём является наиболее простым и эффективным. Как только ребенок усвоит несколько букв (например, А. О, Н, С,), взрослый предлагает ему упражнение «Катаемся с горки».
Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», - медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» - быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.

Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок «катается на горке» вместе со взрослым, потом - без него.


Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности - чтение слоговых таблиц.

Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Кроме того, отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности.

При знакомстве с очередной таблицей первым ее читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). Дети могут читать слоги в таблицах шепотом или громко. Возвращаться к прочтению таблиц можно неоднократно.


На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок.

Не всегда в названии картинки первый слог-слияние является ударным. В этом случае взрослый должен произнести слово четко, как оно пишется, например: "са-а-а-рафан", са-а-а-лют".

Большую помощь ребенку в отработке навыка прочтения слогов окажут настольно-печатные игры, в которых ребенку предлагается подобрать соответствующую картинку к тому или иному слогу.


Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы.

Самая распространенная ошибка взрослых на этом этапе обучения - попытка подсказать ребенку буквы, если у того произошла какая-то трудность с прочтением слога (или слова).
Например, мама помогает своему сыну прочитать слово «МУКА» следующим образом: «Смотри, буква «М» и буква «У», читаем «МУ»; буква «К» и буква «А», читаем «КА». Что получилось?»

Этого нельзя делать ни в коем случае! В дальнейшем ребенок может запомнить этот приём и пользоваться им постоянно (например, произнося сначала буквы про себя). А последствие этого – формирование неправильного способа чтения (побуквенного), от которого бывает очень и очень трудно избавиться, который будет тормозить отработку скоростных навыков чтения и приведет к ошибкам на письме.

Поэтому правильно будет в таких ситуациях показать ребенку правильное чтение (слогов, слов), а он повторит вслед за вами. Или предложить несколько вариантов прочтения, а ребенок выберет нужный. И не бойтесь, если к такой помощи придется прибегать довольно часто. Наберитесь терпения: наступит время (для каждого ребенка оно индивидуально), и он сам откажется от какой-либо помощи с вашей стороны.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

Цикл упражнений "Покатаемся на горках"
Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками
"Марсианские" стихотворения
Чтение слогов, напечатанных стилизованными буквами
Работа со слоговыми таблицами (2)

3 этап обучения - Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

Итак, на первых двух этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи.

При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?).

В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений. Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.


В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

При этом важно соблюдать такие рекомендации:
Слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д.
После чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.
Взрослый называет слово (прилагательное), а ребенок из столбиков выбирает подходящее по смыслу к данному.

Например: взрослый произносит слово "электрическая", а ребенок должен из первого столбика найти подходящее слово (лампа).

Не менее эффективным!! на этом этапе является чтение подписей к предметным картинкам.

Для детей на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово ГВОЗДЬ обозначает тот же предмет, что и часто слышимое и привычно произносимое им звукосочетание ГВОСЬТЬ. Должно пройти какое-то время, чтобы малыш разобрался с такими особенностями русского языка. Именно поэтому в этот период становления навыка чтения очень полезно предлагать детям прочитывать подписи к предметным картинкам.

Большим подспорьем в выполнении подобных упражнений могут стать настольно-печатные игры для дошкольников. Их сейчас очень много. В комплект игры должны входить красочные предметные рисунки и подписи к ним. Преимуществ у такого наглядного материала очень много. Во-первых, дети могут манипулировать им. Во-вторых, у взрослых появляется большое поле для фантазии. Вы сможете сами придумывать задания для ребенка. Но при этом следует всегда помнить о главной задаче: выполняя условия игры, ребенок должен прочитывать слова и соотносить их со знакомыми предметами.

Например, предложите ребенку 6 рисунков и 5 подписей к ним. Пусть он догадается, к какой картинке нет подписи. Или, наоборот, 5 предметных картинок и 6 подписей.

Как вариант, дайте задание ребенку разложить картинки и подписи к ним (4 – 6 предметов). Затем ребенок прочитывает и запоминает их. Закрывает глаза. Взрослый в это время производит замену 1 – 2 картинок, а подписи под ними оставляет. Ребенок должен определить, что изменилось.

Не менее эффективным является составление слов из букв и слогов. Это упражнение развивает у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивает объем кратковременной памяти, концентрацию внимания.

Общий смысл упражнения заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов, фигур. Ребенок сам будет контролировать, успешным или неуспешным был этот поиск, т.к. при правильном решении задачи он сможет составить слово (из букв или слогов).

Например, в данном случае ребенок должен определить, каким образом он сможет составить слово из данных слогов. Подсказкой в этом примере является величина доски. Если доски и слоги под ними расположить в нужной последовательности, то получится слово "фотоаппарат".

На страницах букваря "ИГРОБУКВОТЕКА" представлено много подобных упражнений. Вы можете и сами придумать аналогичные упражнения или подобрать подходящую настольно-печатную игру.

После того, как ребенок правильно составит слово, его необходимо выложить из букв азбуки или напечатать в тетради.
Очень нравится детям упражнение «Слово закружилось». В процессе его выполнения нужно прочитать слово, не зная, какая буква в этом слове первая, а какая – последняя. Дети должны понять, что читать надо без ошибок и, по возможности, быстро, не останавливаясь. Только тогда «всплывет» и само слово.

Вместе с ребенком вылепите из пластилина буквы какого-либо слова. Когда он закроет глаза, расположите их по кругу.
Примечание: на первых порах следует предварительно знакомить детей с теми словами, которые будут «кружиться на блюдце». Произносить их надо по орфографическим нормам. Слова могут быть такими: аквариум, библиотека, сковорода, табуретка, автомобиль, телевизор, вермишель, крокодилы, космонавты, велосипед, композитор, инструмент, магнитофон, водопровод, верблюды, медвежонок, снегурочка.

То же задание в качестве игрового момента можно предложить детям на любом празднике. Но предварительно вылепите буквы из теста и сделайте круговую надпись на куличе или торте.

Достаточно эффективными являются упражнения по решению буквенных примеров и узнаванию слов в слоговой цепочке.

Упражнение выполняется следующим образом: сначала взрослый читает всю цепочку слов от начала до конца на одном дыхании. Затем ребенок пытается это повторить. Не надо требовать от ребенка полного прочтения цепочки. Главное - чтобы он к этому стремился.

Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Не обязательно выделять слова по порядку. Главное, чтобы ребенок увидел все слова в цепочке.

И не забывайте об очень эффективном способе формирования письменной речи у ребенка – это составление слов из букв. Начинайте с очень простых слов, постепенно усложняйте задание. Лучше, если ребенок будет составлять слова с опорой на зрительную память. Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв.

Хотелось бы еще раз обратить внимание взрослых на то, что при чтении всего словарного материала, который вы используете на этом этапе, следует применять орфографическое проговаривание, т.е. читать слова так, как они пишутся!

Перечисленные виды упражнений ни в коем случае не исчерпывают всех видов заданий, которые представлены в букваре «Игробуквотека». Еще раз хочется отметить,что в процессе выполнения этих и других упражнений параллельно с формированием навыка чтения у детей будет развиваться наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, воображение.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:


Но и здесь взрослые должны постоянно контролировать детей и понимать, с какими трудностями им предстоит столкнуться.

1. Ребенок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла. Почему?

Вероятно, читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался.

Еще одна возможная причина: для того, чтобы правильно прочитать и понять смысл предложения, ребенок должен одновременно держать в голове все слова, из которых это предложение состоит. Но очень многим детям это не удается. Поэтому смысл читаемого воспринимается ими лишь после многократного прочтения текста.

2. Некоторые дети, не овладевшие достаточно хорошей техникой чтения, пытаются читать по догадке (особенно, когда взрослые дают установку читать быстро): ребенок, стараясь понять написанное, ухватывается за первую возникшую ассоциацию читаемого с каким-либо знакомым им словом или стремится упростить трудное по произношению или непонятное слово.

3. Очень часто при чтении у детей появляются замены, пропуски или добавления букв в словах (дети схватывают графический образ слова, но неточно). Если вы чувствуете, что такие трудности возникают у вашего ребенка систематически, то лучше всего сделать шаг назад, ко 2 - 3 этапу, и продолжать выполнение тренировочных упражнений, связанных с прочтением слоговых таблиц или отдельных слов (для работы лучше всего брать слова со сложной слоговой структурой).

Не заставляйте его многократно перечитывать одно и то же, т.к. подобная форма работы, которая быстро «приедается» детям, мешает формированию у них интереса к книге, «убивает» в ребенке читателя.

Подытоживая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Обучение грамоте

«Игры и упражнения, способствующие запоминанию младшими школьниками графического образа букв»


Выполнила:

Миронова К.Ю.

учитель начальных классов

В настоящее время учителям начальных классов при обучении детей грамоте часто приходится сталкиваются с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией обучения. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:

Выкладывание букв из палочек;

Выкладывание букв из шнурочков;

Выкладывание букв из мелких камушков;

Выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);

Лепка буквы из пластилина;

Обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

Выполняя вышеперечисленные задания дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.

Можно также предложить младшим школьникам выложить буквы из пальчиков:

Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.

Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.

Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.

Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.

Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.

Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.

Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.

Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы э.

Задания на карточках:

Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.

Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.

Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.

Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.

Игра «Буква-незнакомка».

На карточке у ученика напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет учитель, на втором этапе ученик показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ученик.

Игра «Мешочек».

В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (учитель или один из учеников) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.

2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.

Игра «деформированные буквы».

Вариантов данной игры существует много:

Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.

Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.

Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.

Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.

Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.

Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее на дереве. Угадай, что это за буквы?

На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?

Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.

На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?

Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:


Применяя в своей практике вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.

Упражнение-игра поиск букв способствует развитию быстрого поиска букв и слов в тексте , что помогает развить скорочтение . Также это упражнение способствует развитию зрительной памяти, поэтому оно хорошо подходит еще и для общего развития памяти в целом. Смысл прохождения упражнения поиск букв в визуальном запоминании нужной буквы и быстрого ее поиска среди представленных букв .

Играть онлайн

Это первая версия упражнения-игры поиск букв :

Упражнение Поиск букв используется в скорочтении для того, чтобы научиться лучше ориентироваться в тексте, быстрее находить нужную информацию.

Скорочтение за 30 дней

Описание упражнения-игры

Поиск букв - это упражнение, тренирующее визуальное восприятие, которое учит быстрее находить слова и цифры в тексте.

Это упражнение очень похоже на буквенную таблицу Шульте , только искать надо определенные две буквы и найти их как можно больше за установленное количество времени.

Во время прохождения упражнения старайтесь запоминать как выглядит буква и искать ее по визуальным чертам, на которые люди не обращают внимания. Такой подход может помочь быстрее находить буквы по их образам людям с развитым визуальным восприятием, а те люди, у кого оно развито не так хорошо, как хотелось бы – есть реальный шанс это исправить.

Поэтому, визуально запоминая образ буквы , вы будете быстрее находить нужные слова, тем самым успешнее развиваться в скорочтении и запоминании визуальных образов.

Для достижения первых результатов обычно необходимо всего 4-8 прохождений, но для достижения хороших результатов, необходимо заниматься этим упражнением регулярно, не менее 1-3 раз в день по 5-20 минут за раз. Не рекомендую заниматься более 20 минут без перерыва этим или любыми другими упражнениями, потому что для эффективной работы мозга нужен перерыв хотя бы на 5-10 минут. При этом, во время перерыва нельзя проходить другие упражнения, читать, считать и заниматься любой другой мыслительной деятельностью. Если утомленность чувствуется раньше, то следует сделать небольшой отдых.

Аналогично игре поиск букв есть еще одно онлайн-упражнение - поиск целых чисел , только его отличие в том, что он требует немного другого визуального восприятия, потому что цифры и буквы могут по-разному воспринимаются человеческим мозгом. Все зависит от склонностей и способностей конкретного человека и его навыков, от того, с чем он чаще сталкивается и работает.

Развивающие игры

У нашего партнера для вас приготовлены гениальные развивающие игры с сохранением статистики и рекордов:

Прохождение упражнения-игры

Упражнение-игру поиск букв необходимо проходить так же, как таблицы Шульте , то есть. смотреть в центр и боковым зрением искать буквы , опираясь на свою визуальную память . Необходимо быстро и хорошо запомнить, как именно выглядит искомая буква и тогда ее поиск будет намного быстрее.

Если не получается находить буквы смотря только в центр, то ни чего страшного в этом нет. В таком случае, вы можете их искать беглым поиском или мысленно разделить поле на несколько секторов и по очереди смотреть в центр каждого из них.

По возможности постарайтесь отключить свой внутренний диалог , выбросив все мысли из головы. Это поможет вам улучшить свои навыки.

Когда начнете проходить игру Поиск букв вам будет дано 180 секунд (2 минуты) на прохождение, в которые вы должны будете уложиться. Чем больше вы успеете пройти за это время, тем лучше.

Если так получится, что у Вас не получается быстро найти последние 1-3 буквы, то этот онлайн-тренажер подсветит красным цветом нужные клетки. Как правило такой подход идет идет больше на пользу, потому что остается больше времени на продуктивный поиск букв .

Поиск букв для детей

Итог

В этой статье я кратко рассказал об упражнении-игре Поиск букв , которое является очень важным при развитии скорочтения .

Развивающие курсы

Поиск букв используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Предметные:

  • Демонстрировать знание алфавита. Выполнять задания на определение места заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы в алфавите по отношению к заданной букве. Называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок.

Познавательные:

  • Находить нужную информацию в учебнике русского языка и учебных пособиях;
  • Понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
  • Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • Иметь представление о рациональном поиске слова в словаре.

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • Принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Подарите улыбки друг другу. Приятного вам урока.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Чистописание.

Настраиваемся на рабочую волну и устремляемся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).

Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы. Слайд 2

Для того чтобы сделать открытие нам необходимо повторить изученный материал.

– А сейчас минутка чистописания, повторим написание букв, а каких, мы узнаем, разгадав загадки.

– Повторим правила посадки при письме.

(откройте тетради, запишите число, классная работа)

Образец буквы показать.

В тетрадь записываем первую букву отгадки. (Строчную) Слайд 3-9

Слайд 10 л , а, ф, в, а, т, и

Самостоятельная работа в тетради.

– Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка – сравнение с образцом)

Составьте задание для класса.

  • найди лишнюю букву;
  • подчеркни парные согласные;
  • подчеркни сонорную;
  • подчеркни гласную обозначающую мягкость согласных на письме;
  • составьте слово.

– Какое слово получилось? (алфавит)

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

– Сформулируйте тему урока. Слайд 11

Цель урока: Назначение алфавита. Выполнение упражнений на запоминание порядка букв в алфавите.

Ребята, а что вы хотели бы узнать об алфавите?

Чего мы ещё не знаем?

(Учащиеся высказывают свои предложения-суждения)

  • как образовалось слово «алфавит»,
  • для чего нужен алфавит,
  • где применяют алфавит;

– Ребята, что такое алфавит?

Алфавит – это все буквы языка, расположенные по порядку. Слайд 12

Откуда пришло такое интересное название? Слайд 13

Учитель: Костик провел мини-исследование и узнал: как образовалось слово «алфавит» и из какого языка оно пришло к нам.

Костя : Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.

– А у Кости есть вопрос для класса.

– Как по-другому называют алфавит? (азбука)

Учитель: Мила тоже провела мини – исследование и расскажет нам о происхождении слова азбука.

Мила: Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б – БУКИ. Из этих названий – АЗ и БУКИ – и получилось русское слово АЗБУКА.

– Каким одним слово можно назвать слова алфавит и азбука?

Сино́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

– А Володя поделится информацией и расскажет о том, кто составил славянскую азбуку.

Володя: Более 1000лет назад Русь приняла христианскую веру и вместе с верой славяне получили письменность. Сначала славяне вместо своих знаков стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было неудобно т.к. эти буквы не могли передать все звуки русской речи.

И тогда греческий философ Кирилл (по-русски мудрец) со своим старшим братом Мефодием составили славянскую азбуку. В ней было сначала 42 ,а потом 38 букв.

Часть их взята из латинского алфавита, а некоторые придуманы специально для передачи звуков славянской речи. Так появилась азбука, которую в память о создателе назвали кириллицей. Слайд 14

Учить такую азбуку было сложно. С течением времени многие буквы утратились, поскольку исчезли звуки, обозначаемые этими буквами

Наши предки учились по такой азбуке.

– Каким источником вы пользовались?

(Интернет – Википедия, толковый словарь, помощь родителей)

Учитель: А сколько же букв в русском алфавите? (33)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.

А для чего нужно знать алфавит? Ваши предположения.

По алфавиту можно:

  • найти книгу в библиотеке;
  • карточку больного в поликлинике;
  • слово в словаре;
  • информацию в справочнике.

– Давайте проверим, совпадают ли ваши предположения и выводы с правилом на стр. 68.

Освоение правил орфоэпии (литературного произношения), анализ слов с вариативным ударением.

– А теперь обратимся к рубрике «Говори правильно»

– Прочитайте слова.

– Какую смысловую связь можно установить между этими словами? (в библиотеке есть каталог, который составлен по алфавиту)

– Значение, какого слова является для вас новым? (каталог)

– Запишите слова, поставьте ударение, а с электронным словарём поработает Ирина. (Зачитывает значение слова каталог)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)

Все мы знаем, что сейчас весна и в это время года каждый человек нуждается в витаминах. Выполняя следующее задание мы не только повторим алфавит, но и соберём корзинку с яблоками. Слайд 15

  • назовите первую букву алфавита (а);
  • шипящая, которая стоит после буквы ч (ш);
  • десятая буква алфавита (и);
  • о какой букве идёт речь?

Буква е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.

  • буква, которая стоит между буквами к и м (л);
  • после буквы м (н);
  • парная буквы б (п);
  • глухая непарная, может быть мягкой и твёрдой (х);
  • последняя буква алфавита (я);
  • буква, обозначающая мягкость согласных на письме и не имеющая звука (ь).

Вывод: что помогло нам выполнить это задание? Знание алфавита.

Физминутка

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Работа в парах.

– А сейчас мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 157 на стр. 68

– Прочитайте.

– Знакомы ли тебе эти имена и фамилии? (чтение по цепочке)

– Перепиши фамилии знаменитых людей России в алфавитном порядке.

(Проверка)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Работая в парах каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Проверка по алфавиту.

Работа в группах. (Проверка на компьютере) Слайд 16

Первая группа – Запишите в алфавитном порядке имена:

Алексей, Андрей, Борис, Иван, Мария, Яков.

– На какие две группы можно разбить данные слова? (имена мальчиков и девочек, слова, которые начинаются с гласной и согласной буквы)

Вторая группа – Запишите в алфавитном порядке названия цветов: Слайд 17

Астра, василёк, гвоздика, мак, роза.

– Какие из этих слов являются многозначными? (Роза, Василёк)

– В каких словах все согласные твёрдые?(астра, мак, роза)

Третья группа – Запишите в алфавитном порядке названия деревьев:

Слайд 18

Берёза, дуб, клён, липа, осина, сосна.

– Исключите лишний предмет, по какому – либо признаку.

(хвойные и лиственные, весна и лето)

Четвёртая группа: Запишите в алфавитном порядке название городов:

Астрахань, Брянск, Владивосток, Киев, Москва. Слайд 19

Назовите столицу нашей Родины.

– В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему?

(Киев, Астрахань)

Пятая группа – Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке.

Драгунский, Житков, Пушкин, Толстой, Чехов.

Слайд 20

Шестая группа – Запиши фамилии космонавтов по алфавиту. Слайд 21

Гагарин, Джанибеков, Гречко, Терешкова, Рюмин.

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Мы гордимся тем, что живем в стране, которая первой открыла космические дали. Теперь уже очень много людей побывали в космосе, не только наши, но и американские космонавты, но мы были первыми. Космонавтов в мире свыше 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Гагарин, открывший человечеству дорогу в небо.

VII . Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.

– Ребята, запомнить лучше алфавит поможет нам замечательная песенка.

Слайд 22

Достиг ли урок цели?

– Каким способом? (объяснение учителя, сообщения одноклассников, работа по учебнику, со словарём, алфавит)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.