Лето

Принцип интериоризации. Интериоризация. Учение о поэтапном формировании умственной деятельности. Интериоризация: что это

Простой волевой акт имеет две фазы:

1) Возникновение побуждения и осознание цели;

2) Достижение цели.

В сложном волевом действии можно выделить четыре основные фазы:

1) Возникновение побуждения и предварительное определение цели;

2) Стадия обдумывания и борьба мотивов;

3) Принятие решения;

4) Выполнение.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) моралъно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоцuонально -волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность - способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность - способность принимать решения и не поддаваться влиянию факторов, препятствующих достижению цели, способность критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.но вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата.

Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений.

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Негативизм - немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им.

Упрямство - попытки настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Развитие воли в онтогенезе

У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер.

дети 2-х лет после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями.

У3-х летних детей можно наблюдать особые формы поведения, которые, несмотря на отсутствие произвольной мотивации, обычно называют волевыми (настойчивость, упрямство, требовательность и т.п). выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца3-го года жизни.

на 4-м году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

Волевую сферу эффективнее развивают дидактические игры, чем сюжетно-ролевые, так как в дидактических играх правила жёстко установлены,

именно дошкольный возраст является периодом интенсивного развития воли

дети до 7-8лет не могут адекватно осознавать свои мотивы, а тем более произвольно управлять своими побуждениями

Младший школьник- Учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы заслужить к себе расположение взрослых.

Подростковый возраст : свойственно этому возрасту половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство.

Старший школьный возраст Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Таким образом, воля понимается как овладение своими побуждениями.

Отсутствие желания прилагать волевые усилия для совершения активных действий и стремление человека к отказу от преодоления трудностей называют Ленью . Главной причиной человеческой лени в психологии считают отсутствие значимой цели и мотивации. В некоторых случаях подобное проявление является необходимым, когда человек сознательно не может найти время для отдыха, таким способом его психика и организм ищут для этого возможность.

Абулия - состояние патологического отсутствия воли, при котором пациент неспособен выполнить действие, необходимость которого осознаётся, неспособен принять необходимое решение. При данном состоянии больные ощущают отсутствие желаний (частичное или полное) ко всякой деятельности. Абулия встречается при многих неврологических и психических расстройствах: при шизофрении, депрессии, болезни Паркинсона, травмах мозга и т.д, Абулия также бывает и врождённой, при глубоких степенях умственной отсталости.

Постановка диагноза требует различения абулии и слабоволия-как следствия неправильного воспитания.

Апраксия (apraxia бездействие) - нарушение сложных форм произвольного (и прежде всего целенаправленного) действия при сохранности элементарной силы, точности и координации движений, возникающее при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга. При апраксии человек не может выполнить последовательность, какой либо двигательной операции.(Например, действие с ложкой во время еды состоит из нескольких движений, но при апраксии человек не может вспомнить или выполнить их в необходимой последовательности).

Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица, Квалифицируется апраксия по расположению пораженного участка в головном мозге и соответствующим проявлением симптомов.(например- при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.)

Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ:

1. является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному решению;

2. является действием необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, то есть всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

3. имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

4. в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов:

1) мотив, совмещенный с целью,

2) исполнение действия;

3) оценка результата.

Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в основном в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента: восприятие транспорта – сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги, - центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение – моторный, двигательный компонент и удостоверение о том, что вы переместились в безопасную зону – контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются кординационно–качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зависит от: модальности стимула (на зрительный стимул ВР больше, чем на слуховой); интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР); тренированности; установки на совершение данного действия действующих органов (правые рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левые); возраста и пола; сложности реакции на комплексный раздражитель.

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция – ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Сложная реакция связанна с необходимостью принятия решений (например, при красном свете – нажать на кнопку, а при зеленом – переключить тумблер).

СЛОЖНЫЕ ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Рассмотренные выше простые действия, операции, навыки имеют простую структуру эти действия, как правило, совершаются стереотипно.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатов, текущая коррекция действий и оценка итогового результата

Для каждого этапа сложного волевого действия характерно специфическое волевое состояние, проявление соответствующих волевых качеств личности.

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого действия.

1. осознание возможностей удовлетворения актуализированной потребности, борьба мотивов (стадия предрешения);

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений – борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов – противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратиться в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все «за» и «против». Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять особенно ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, то есть по степени социальной значимости и эмоциональной силе. Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями в преодолении эмоций ради достижения цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Многие люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированными.

2. Принятие решения. Из ряда возможных целей индивид выбирает ту, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.

Различаются пять типов принятия решений:

1) импульсивные – процессы построения гипотез резко преобладают над процессами контроля;

2) решение с риском;

3) уравновешенные;

4) осторожные;

5) инертные – контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

3. Цель действия, то есть психическая модель его будущего результата в дальнейшем и выступает системообразующим фактором всех средств их достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.

4. Осознание задач деятельности и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются пути и средства достижения цели. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями – осознание задач деятельности.

5. Формирование программы – ориентировочной основы действий. Ориентировочная основа действий для человека – знания, система представлений и понятий. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает. Формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Действия исполняются определенным способом – индивидуализированной системой операций, обобщенных действий. В зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей, каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами.

7. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата

Воля

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

Воля -- это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

основные функции воли:1) выбор мотивов и целей;2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевой акт и его структура

Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:1) возникновение побуждения и осознание цели;2) достижение цели.

Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

В сложной волевой действия выделяют четыре фазы:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;2) стадия обдумывания и борьба мотивов;3) принятие решения;4) выполнение.

1. Первая, начальная фаза волевого акта заключается в предыдущей постановке цели. Необходимым условием постановки цели является возникновение определенного мотива, побуждения и связанного с ним стремления. Стремление, переживаемое человеком, может по-разному осознаваться ней и по-разному влиять на ее деятельность. В зависимости от характера его осознания стремление может выражаться в форме влечения, желания и хотения.

Процесс постановки цели связано с возникновением осознанного действенного желания или хотения.

Следует отметить, однако, что в сложном волевом акте и возникшее активное желание не всегда сразу приводит к соответствующим действиям, поступкам. Это бывает тогда, когда у человека одновременно появляется несколько желаний, побуждений, которые противоречат друг другу. При этом противоречивые желания могут касаться как самой цели, так и средств ее реализации.

2. В таких случаях происходит выбор цели и выбор средств ее достижения, что является содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств воздействия возникает необходимость в обсуждении их приемлемости, которое предусматривает взвешивания различных доводов за и против выдвинутых целей или средств их достижения, требует оценки противоречивых желаний, анализ обстоятельств, рассуждения, напряженной работы мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко выраженной борьбой мотивов. Эта борьба отражает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, желаний, стремлений, которые сталкиваются, вступают в конфликт между собой. Например, желание пойти на прогулку с друзьями или остаться помочь матери. . В том случае, когда цель ясна и приемлемая, может возникнуть борьба между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например, как подготовиться к занятию - законспектировать вопрос самостоятельно или списать.

Волевые качества личности и их формирование

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность -- волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность -- волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Настойчивость -- волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -- импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность -- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

2. Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Основными особенностями настроений являются:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно не ярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Настроения - всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.

3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. «Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит» (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.

4.Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

По своему характеру настроения, как и все эмоции, бывают стенические, возбуждающие энергию и повышающие жизнедеятельность организма, и астенические. Несмотря на свою слабую интенсивность, настроения играют огромную роль в жизни и деятельности людей. Человек всегда находится в том или другом настроении, и, конечно, для успешности его жизнедеятельности лучше, если это будет настроение бодрости, энергии, и, наоборот, хуже, когда это настроение вялости и упадка энергии.

Когда человек находится в астеническом настроении, любая его деятельность протекает неудачно. Если во время работы он испытывает эмоциональное состояние вялости, это настроение будет оказывать отрицательное влияние на продуктивность его труда.

Поэтому так важно поддерживать жизнерадостное, бодрое, приподнятое настроение, как у себя лично, так и у окружающих людей, как во время работы, учебных занятий, так и в быту и во всех других случаях жизни.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вызывают. Различают следующие группы таких причин:

а) различные органические процессы и состояния. Например, болезненное состояние вызывает плохое настроение; наоборот, когда человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настроение жизнерадостности и бодрости. Болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длиться долгое время. Поэтому, стремясь поддерживать стенические настроения, необходимо заботиться об укреплении здоровья человека. Физическая культура и спорт, укрепляя здоровье человека и повышая жизнедеятельность организма, являются важным источником бодрого, жизнерадостного настроения;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в которой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настроений: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спертый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий и т. д.- все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызывает соответствующие эмоциональные состояния.

Известно, что постановщик пьесы тщательно продумывает тона и краски, которые должны господствовать в декорациях того или другого акта пьесы в связи с его содержанием. Он заботится о том, чтобы не было противоречия между настроением, которое должна вызвать пьеса своим содержанием, и ее внешним оформлением. Точно так же далеко не безразлично для настроения физкультурников н спортсменов, как внешне оформлены спортивные залы, стадионы, гимнастические площадки и другие спортивные сооружения, окрашены ли они в мягкие или кричащие тона и т. д.;

в) особенности взаимоотношений между людьми . Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно передается и нам. Когда человек встречает у других людей приветливое к себе отношение, у него создается стеническое настроение, и, наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника часто вызывает плохое настроение. Каждый человек является членом того или другого общественного коллектива, и от того, как он ведет себя в обществе, зависит продуктивность не только его личного труда, но и того коллектива, в котором он находится. Отсюда вытекает очень важное требование к поддержанию надлежащих норм поведения в отношениях между людьми. В социалистическом обществе человек заботится о том, чтобы его поведение по отношению к товарищам по работе создавало у них бодрое настроение, радость труда, стремление энергично работать, преодолевать трудности. Важно при этом избегать нетактичности, грубости и невнимания по отношению к другим людям;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления , в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми или действительными чувствами и отношениями к нам и т. д. Выступая в трудном спортивном соревновании, спортсмен может быть охвачен мыслью о превосходстве своего противника, об ожидающих его неудачах, о возможности той или другой травмы и т. д. Эти мысли создадут у него тревожное настроение, мешающее ему активно и в полную силу проявить себя во время соревнования. Достаточно, однако, проявить необходимые усилия и отрешиться от этих нежелательных мыслей и представлений, заменить их противоположными - и настроение изменится

3. Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

1. 4. Волевой акт - силовой способ принятия личного решения, решения Я.

Волевая акт - это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.

Поведение, состоящее из волевых актов - волевое поведение.

Д.Н. Узнадзе выделяет три основных характеристики волевого акта:

1. В акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте Субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и Мотивы своей неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта деятельности. В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания.

2. Воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, Человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.

3. Воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берег графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют все перечисленные Узнадзе атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? По мысли Д.Н.Узнадзе, таким источником является Личность человека.

Стадии волевого акта

С.Л.Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3. Решение.

4. Выполнение.

Что касается третьего пункта ("Решение"), то процесс принятия решения может протекать различно.

· В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию».

· Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешения того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

· В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов.

Акт принятия решения характеризуется чувством-переживанием, когда человек чувствует, что дальнейших ход событий зависит от него.

«Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

Борьба мотивов

Волевое поведение, как и любая целенаправленая деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП), но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением.

У девушки может быть цель и замечательный сознательный план, но действовать она будет, исходя из текущих эмоций... "Это выше меня!" Это - полевое, а не волевое поведение. (смотри Позиция Жертвы)

Если в борьбе мотивов (борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций). верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель - волевое.

5. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности , определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность .

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия . Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели . Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность , понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений , когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность , проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь .

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость , а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели . Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели .

Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности .

Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела .

Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач . В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Психологический термин интериоризация был введен французскими учеными. Понятие означало прививание идеологии индивидууму. То есть, перенос общественного сознания в индивидуальное. В современных англоязычных словарях психологических терминов интериоризация заменена интернализацией. Для психоаналитиков это психический процесс, который обозначает взаимоотношение с реальным или воображаемым объектом, преобразование внешнего фактора во внутренний. Проблема интериоризации в психоанализе остается дискуссионной. До сегодняшнего дня не выяснено, являются ли процессы поглощения, идентификации, интроекции идентичными, либо они осуществляются параллельно друг другу.

В отечественной психологии значение слову интериоризация было дано Выготским, как понятие «вращивания» – преобразование внешней деятельности во внутренний план сознания. Развитие человеческой психики, по теории Выготского, первоначально складывается извне, в зависимости от внешних социальных факторов, принятых в обществе. Внешние коллективные формы деятельности путем интериоризации встраиваются в сознание человека и становятся индивидуальными.

Процесс интериоризации

Высшие психические функции развиваются поначалу как внешние формы деятельности, и только в процессе интериоризации они превращаются в психические процессы индивида. Исследования в школе Выготского позволили сформулировать основные фундаментальные положения:

  • Построение психических функций раскрывается только в процессе генеза, когда они сложатся, строение становится неразличимым, уходит вглубь;
  • Становление психических процессов раскрывает сущность явления, которой изначально не существовало, но в результате интериоризации она зародилась;
  • Появившаяся сущность явления не может быть объяснена обычными физиологическими процессами и логическими схемами, но представляет собой процесс, который не останавливается даже после прекращения действия того или иного явления.

Путем интериоризации происходит превращение внешних признаков во внутреннюю мысленную деятельность. Такой процесс не может проходить самостоятельно. Правильное психическое развитие ребенка возможно только в условиях общения с окружающими людьми.

С помощью интериоризации человек обучается строить мысленные планы, разрабатывать варианты. Иными словами, получает способность мыслить абстрактными категориями.

Интериоризация деятельности

Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно. Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить. Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования. Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:

  • Уровень исполнения;
  • Мера обобщения;
  • Полнота выполняемых операций;
  • Мера освоения навыка.

Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:

  • С материальными объектами;
  • При помощи речи, как устной, так и письменной;
  • В уме.

Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.

Этапы развития умственной деятельности

Формирование умственных действий, согласно концепции Гальперина, проходит следующие этапы:

  • Построение схемы будущего действия. Ознакомление с материалами и требованиями к конечному результату;
  • Практическое освоение при использовании материальных предметов;
  • Освоение заданного действия без опоры на материальные предметы, то есть, процесс интериоризации, в результате чего происходит перенос наглядного действия во внутренний план. На этом этапе внешняя речь заменяет конкретные предметы;
  • Полный перенос внешнего речевого действия в умственную деятельность. Человек выполняет задание, думая «про себя»;
  • Завершающий этап интериоризации означает деятельность «только в уме».

Ребенок проходит последовательно все эти этапы, развивая мышление.

Социальная интериоризация

В отечественной психологии интериоризация означает процесс преобразования межличностных отношений в отношения с самим собой. Принятие, переработка и хранение знаковой информации «внутри» психики, основанная на памяти, к явлению социальной интериоризации не относятся. В развитии высшей нервной деятельности человека различают следующие стадии:

  • Взрослый человек воздействует на ребенка словом, побуждая к той или иной деятельности;
  • Ребенок учится новому для него виду обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
  • Ребенок воздействует словом на самого себя.

Стадии социальной интериоризации проходят все люди, без исключения. Ребенок приучается к мыслительной деятельности без использования конкретных предметов.

В теории деятельности интериоризация представляет собой перенос определенных внешних действий во внутренний, умственный план. Внешняя деятельность в результате интериоризации претерпевает некоторые изменения, особенно в операционной части.

В психоанализе объясняются процессы влияния межиндивидуальных отношений, формирование структуры бессознательного: индивидуального и коллективного, что и определяет структуру сознания.