Чехов

Сознательное и бессознательное подсознательное в человеке. Сознательное и бессознательное человеческой психики. Бессознательное и подсознательное

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

1) Естественно-научный подход: сознание - проявление функций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.

2) Религиозно-идеалистический подход: сознание - первично, а человек «телесный» - его производная.

Сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя - получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе - возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты - это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты - это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека - его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики - возникновение сознания человека - был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя - он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.

Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений).

По мнению 3. Фрейда (1856-1939) - австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, - ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

Когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

Когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

Когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Отличия сознательного от бессознательного:

1) Сознательное отделяет себя от объекта. Бессознательное не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании.

2) Сознательное обладает механизмом психических связей. Бессознательное не обладает механизмом психических связей.

3) Сознательное - производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры. Бессознательное - не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры.

4) Сознательное проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом. Бессознательное проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом.

Человеческая психика - это очень интересный феномен. Сформировавшись в процессе исторической эволюции, представляет собой высшую ступень развития. Благодаря наличию опережающего и активного отражения, которое осуществляется головным мозгом и органами чувства, человек способен не только адаптироваться к окружающей действительности, но активно и постоянно ее изменять.

Именно благодаря тому, что психика является настолько сложной, "выделилось" два пласта - сознательное и бессознательное. Изучению этого аспекта было посвящено большое количество работ ученого З.Фрейда, который смог многое объяснить в их функционировании, ответить на некоторые базовые вопросы.

В древности считалось, что у человека имеется исключительно сознание, поэтому он может управлять практически всем. Но диссонанс, который имеется в психической жизни, постоянно ставил новые вопросы. Люди всегда хотели найти ответ на следующие вопросы:

  1. Как возникают сны?
  2. Каким образом можно их трактовать?
  3. Почему у человека возникают мечты?
  4. Как формируются автоматические действия и навыки?
  5. Из-за чего человек делает описки и оговорки?
  6. Как возникает сильное желание?

Поэтому рано или поздно вопрос о том, что существует сознательное и бессознательное в психике человека, должен был возникнуть. Последний же феномен рассматривался учеными, как копилка всех вытесненных, тайных мыслей и желаний человека.

Но нельзя говорить о том, что сознательное и бессознательное имеют тесную взаимосвязь. Если быть точнее, то они, скорее всего, выступают в качестве "соседей", которые живут в одном доме, но очень редко посещают друг друга. Так, человек, который находится в сознании, не всегда может догадаться о скрытых своих мыслях и желаниях, которые хранятся в бессознательном. Эти соседи не всегда хорошо "ладят между собой" и не знают до конца то, что "делает" другой. Рассмотрим более подробно, как сознательное и бессознательное между собой "договаривается", опираясь на концепцию структуры личности, которую разработал З.Фрейд.

Согласно ей, наше сознание, названное "Я", представляет собой совокупность знаний о внутреннем и внешнем мирах. Следовательно, человек имеет представление о том, что он - представитель вида Homo sapiens, каково его имя, и так далее. Этот пласт охватывает систему всех важнейших познавательных процессов, которые помогают обогащать все знания. Но, в такой интерпретации человек оставался бы саморазвивающимся роботом. Только комплекс "сознательное и бессознательное" способен "оживить" такую психику. Каким образом?

Бессознательное ("ОНО") выполняет побуждающую функцию. Благодаря потребностям и мотивам, человек способен постоянно двигаться вперед, стараясь добиться того, что ему хочется в той или иной сфере своей жизнедеятельности. Но, если он будет следовать каждому своему желанию, то будет по поведению похож на животное.

Именно поэтому, З.Фрейд выделил в третий компонент - "СВЕРХ-Я", который очень важен для социализации человека. Какова его функция?

СВЕРХ-Я охватывает те области человеческой психики, которые делают его участником В него входят: мораль, идеалы. Именно нравственный компонент способен "усмирить" бессознательное "ОНО", диктуя то, как нужно поступить в соответствии с принятыми в данном обществе нормами и законами. За формирование этого пласта несут ответственность родители ребенка, поскольку он "наполняется" в дошкольном и школьном возрастах.

Вот и получается то, насколько связаны тесно мораль, Психология человека не сможет полноценно функционировать без их участия.

Представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

  • неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;
  • поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;
  • подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;
  • надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.

Теория бессознательного по Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд сознательное и бессознательное описал по результатам своих экспериментов. Аналитика человеческого поведения показала, что большое количество действий, в которых человек не отдает себе отчета, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания. Было установлено, что разного рода мотивации проявляются в невротических симптомах, сновидениях и творчестве. Как врач, занимавшийся в том числе и неврологией, Фрейд столкнулся с особенным влиянием неосознаваемых переживаний и мотивов на жизнь людей. Он установил, что эти процессы могут не только в значительной мере отягощать жизнь испытуемых, но и вызывать нервно-психические заболевания. Результаты экспериментов направили Фрейда на поиск средства, которое могло бы избавить человека от конфликтов между сознательным и бессознательным. Именно поиск компромисса между тем, что диктует сознание и потаенными, бессознательными побуждениями привел к появлению метода психоанализа.

Теория бессознательного по Юнгу

Проблема бессознательного и сознательного будоражила умы многих психологов. По результатам исследований швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, основоположника глубинной аналитической психологии, было дано описание «коллективному бессознательному». Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и расовое, родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное. Оно представляет собой совокупность информации психического мира определенного сообщества людей, в то время как индивидуальное бессознательное отражает только информацию психического мира конкретной личности.
Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.

Бессознательное в трактовке Юнга было подразделено на следующие процессы и состояния психики:

  • латентные (скрытые);
  • временно неосознаваемые;
  • вытесненные за пределы сознания (т.е. подавленные).

Теория бессознательного по Лакану

Помимо Карла Юнга и Зигмунда Фрейда сознательным и бессознательным занимался другой исследователь, французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан. Он сформулировал гипотезу о том, что структура бессознательного похожа на языковую. С этой точки зрения психоанализ можно рассматривать как работу с речью пациента. Знаменитая психоаналитическая техника, разработанная Лаканом, была названа «клиникой означающего». В ее основе лежит работа со словом, необходимость и возможность перевода, так называемой перезаписи внутри психики. Все эти действия могут использоваться в терапии, связанной со сложными расстройствами психической деятельности. Однако не все авторы, изучающие проблему бессознательного и сознательного, согласны с теорией Лакана, что бессознательное есть язык, а психоанализ – языковая игра между психоаналитиком и пациентом. Бессознательное похоже на язык, оно функционирует по схожему алгоритму, но при этом на него не распространяются законы лингвистики.

Современные исследования бессознательного

Сформулированное Зигмундом Фрейдом сознательное и бессознательное положено в основу современных исследований. Психофизиологические доказательства получают при анализе сна, гипнотического транса, проявлений автоматизма в спортивной и трудовой деятельности. Разрабатываются теории о возможном применении кибернетических способов моделирования бессознательного.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Сознательное и бессознательное в человеке Реферат по философии Преподаватель: Студент: Раков С.В. Группа: УП - 2 Екатеринбург2010План стр.Введение 31. Понятие сознания 42. Бессознательное 83. Диалектика сознательного и бессознательного 11

Заключение 16

Список использованной литературы 16

Введение

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные процессы в душевной жизни человека.

Быть сознательным - прежде всего описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Состояние сознательности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент - мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.); во-вторых - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые. К понятию бессознательного ученые пришли другим путем – путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно.

Значение слова «бессознательное» может расширяться или сужаться в зависимости от его соотнесенности со словом «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в голове всплывают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. Этим бессознательное отодвигается еще дальше и возникает вопрос об условной границе, отделяющей сознательное от бессознательного.К сфере сознания следует отнести всю психику, поскольку она поддается контролю человеческого «Я», а ее продукты осознаются. В познавательном отношении к сознанию соотносятся все познавательные процессы и их продукты, непосредственно осознаются человеческим «Я» в тот или иной момент времени.На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. Естественный путь развития человек проходит в сравнительно короткий срок, в основном в период младенчества, когда путем созревания наследственно заданных структур, в процессе их функционирования и построения новых систем образуются механизмы всех форм психики в их элементарном виде. На этой базе, в дальнейшем на протяжении всей жизни, осуществляете социальное развитие психики, которое носит чрезвычайно многообразный и сложный характер. 1. Понятие сознания Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности осознается как цель их сотрудничества.Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.Итак, сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми . В этом смысле сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики? Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам. М.К. Мамардашвили, советский философ, гуманист определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в соотнесение то, что я увидел, почувствовал, пережил, подумал. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности» . В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.В сознании человека закрепляется четкое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознанияУсловием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало человечество. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: - когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, - когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, - когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, - когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.Таким образом, можно сделать вывод , что сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга.Оно обеспечивает деятельность человека путем формирования целей деятельности, определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т.д. В сознание человека входит также мир эмоций и чувств, где находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек. Будучи общественным продуктом, сознание присущего только человеку. Животные сознанием не обладают. 2. Бессознательное Психическое содержание человеческой личности кроме сознательной деятельности включает в себя многообразие неосознанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" или "субцептивные" реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Было бы неверно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, считать его низшим уровнем психики или приравнивать его к животной психике. Бессознательное - столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.Являясь психическим (понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения . В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. К сфере бессознательно-психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны и затруднены.

Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции .

Существует бессознательная память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Вообще, представление о многослойности психики человека существовало уже в древневосточной философии. Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности человека. В современной психологии это понятие толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное бессознательное и коллективное бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. Внесший большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». Что в свою очередь так же указывает на присутствие диалектики: единство и борьба противоположностей.

Забывание имён представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и о подсознательном, и о надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

Выводы: Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое определяется общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

3. Диалектика сознательного и бессознательного

Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п.

Самопознание наталкивает человека как бы на три слоя сознания: сознание, находящееся вне его, с которым он еще не знаком; сознание в нем самом, которым он еще не овладел; и, наконец, сознание, которое он уже имеет. Отсюда расширение последнего сознания идет за счет приобщения к тому, что есть в нем самом и вне его.Термины «сознательное» и «бессознательное» могут иметь различные значения. В одном случае они характеризуют субъективное состояние человека; это значение терминов называется функциональным. Сознательным является индивид, осознающий тот или иной происходящий в нем психический процесс, т.е. отдающий себе отчет в своих чувствах, помыслах, идеях, и т.д. Напротив, бессознательным в этом смысле называется состояние, при котором человек не отдает себе отчета в каких-либо происходящих в нем психических процессах, в том числе сенсорных. Индивид, осознающий то или иное чувство, является по отношению к этому чувству сознательным. Если же индивид не осознает какое-либо чувство, он является по отношению к нему личностью бессознательной. Необходимо иметь в виду, что термин «бессознательное» определяет лишь неосознанность каких-либо чувств, желаний, страхов и т.д., а вовсе не их отсутствие.

Термины «сознательное» и «бессознательное» имеют, помимо функционального, еще одно значение. В данном случае речь ведется о принципе определенного размещения сознательного и бессознательного в человеческой психике и их смысловом наполнении. В подобной трактовке «сознательное» и «бессознательное» представляют собой две различные части личности индивида, каждая из которых имеет свое особое содержание. По Фрейду, бессознательное представляет собой хранилище всего иррационального. Со своей стороны, Юнг рассматривает бессознательное как глубочайшую кладовую мудрости, а сознательному отводит роль вместилища человеческого интеллекта. Бессознательное вбирает в себя все, что неспособно разместиться в высших уровнях человеческой психики. Это можно сравнить с подвалом дома, куда отправляются вещи, которым не нашлось места на жилых этажах. «Подвал», во фрейдовском понимании, заключает в себе человеческие пороки, для Юнга же он является в первую очередь кладезем человеческой мудрости.

Наконец термин «сознательное» имеет еще одно значение. Если сознание отождествляется с рефлектирующим интеллектом, то бессознательное - с нерефлектируемым опытом. Однако использование этих терминов не всегда удачно. Безусловно, интеллектуальная рефлексия всегда осознана, однако не все сознательное является интеллектуальной рефлексией. Например, я осознаю свое дыхание, но это вовсе не то же самое, что думать о своем дыхании: я перестану его осознавать с того момента, как начну о нем размышлять. Данное положение в равной степени справедливо для любого действия, характеризующего мое отношение к окружающему миру.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся на подсознательном уровне.

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения .

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: а втоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы - цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач. В подсознание вытесняются и различные комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (нарциссизма, неполноценности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознанные побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание - это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека - глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические явления (ясновидение, телепатия). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определённым образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Сознательное регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, Бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к светской литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

А теперь постараемся понять, что не позволяет нашим переживаниям перейти в категорию осознанных, иными словами, стать субстанцией, которую мы называем сознательным. При этом будем определять сознательное и бессознательное не как некие специфические «части» личности индивида, наполненные особым содержанием, а как состояние осознанности и неосознанности.

Прежде всего нужно пояснить: сознание по определению есть большая ценность, чем бессознательное, если рассматривать эти категории с позиций психоанализа. В случае если бы это было не так, психоанализ не ставил бы перед собой задачи расширить область человеческого сознания.

Однако очевидно и то, что в действительности сознание человека представляет собой во многом цепь заблуждений и ложных посылов, что вызвано по большей части влиянием социума, а не неспособностью индивида разглядеть истину. Из этого следует, что сознание человека само по себе не может представлять ценности. Эволюция человечества свидетельствует о том, что за исключением ряда примитивных обществ социум строится по принципу управления и эксплуатации большинства его членов незначительным меньшинством. Управление большинством осуществляется посредством применения силы, однако одного этого фактора недостаточно. Сознание большинства должно быть заполнено в основном вымыслами и заблуждениями, в результате чего оно по собственной воле соглашается подчиняться меньшинству. Тем не менее, ложный характер представлений человека о самом себе, других индивидах, социуме и т. д. зависит не только от этих обстоятельств. Подмена общечеловеческих постулатов интересами социума, происходящая в любом обществе, обусловлена попыткой (и, как правило, достижением) сохранения структуры, приобретенной этим обществом в процессе эволюции. При этом возникающее противоречие порождает в таком обществе внутренний конфликт: расхождения между интересами человека и социума скрываются на общественном уровне под покровом всевозможных вымыслов и ложных посылов .

Итак, мы вынуждены признать, что человеческое сознание по своей природе не отражает реальность, а напротив, иллюзорно и полно заблуждений. Из этого следует, что сознание обретает смысл лишь при условии, когда скрытая, до поры не осознанная реальность перестает быть скрытой и становится, таким образом, осознанной.

Выводы : Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытеснять в подсознательную сферу. Сознание вооружено понятиями, подсознание - эмоциями и чувствами. На уровне сознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Заключение

В заключение можно отметить, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта.

Сознание, "питая" и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.

Список использованной литературы

1. Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.; 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: Республика, 2005. – 623 с.

2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА· М, 2005. – 624 с.

3. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: "Лабиринт", 1996. – 463 с.

4. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

5. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1993.- 839 с.

6. Фрейд З. О психоанализе. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.


Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1993.- С. 411

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: "Лабиринт", 1996, С. 154.

Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.; 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: Республика, 2005. – С. 92

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1993.- С. 194

Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА· М, 2005. – С. 37

Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - кн. 1: Общие основы психологии. – С. 29.

Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - кн. 1: Общие основы психологии. – С. 139.

Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА· М, 2005. – С. 98