Чехов

Туризм и активный отдых. Сюрпризы на маршруте

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода.

Перед походом могут ставиться экскурсионные цели (посетить места, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина; осмотреть дом-музей П. И. Чайковского; познакомиться с работой колхоза-миллионера); агитационные и военно-патриотические (пройти по местам боев Великой Отечественной войны; посетить подшефный колхоз в период избирательной кампании; дать концерт самодеятельности); цели, связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения), и т. д.

Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой.

Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели. Отправляясь в поход, эти люди ставят перед собой в первую очередь оздоровительные цели.

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности н т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами. Это поход со спортивными целями. Можно отправиться в поход ради того, чтобы повидать какие-то края, например Кавказские горы или сибирскую тайгу, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их.

Такое желание часто возникает под действием прочитанных книг, просмотренных кино- или телефильмов, рассказов бывалых путешественников. Это поход с познавательными целями.

Вряд ли удастся перечислить все цели туристского похода. Возникает вопрос: зачем же тогда настаивать на том, что цель похода должна быть непременно сформулирована и доведена до сведения каждого участника?

А вот зачем. У взрослых туристов нередко получается такое. В каком-нибудь цехе, отделе или лаборатории кто-то предлагает сходить в воскресенье в поход. Все радостно поддерживают это предложение, всю неделю с нетерпением ожидают этого дня, тщательно готовятся. И вот долгожданный день приходит. Все в самом радужном настроении выступают в поход. Но проходит час-полтора, и вот уже раздается чей-то недовольный голос: «Ну, куда нам еще идти? Поляна тут хорошая, вон речка - искупаться можно». Организуется бивак, но не успеют любители отдыха на поляне как следует устроиться, чтобы позагорать, как кто-то заявляет: «Ну, чего хорошего - сидеть на месте? Искупались - и хватит. Пойдем лучшее лес, нарвем цветов, ягод и грибов поищем, в конце концов, просто пройдемся, то на месте скучно». Бивак сворачивается. Группа вступает в лес. И тут опять находятся недовольные: «Что это мы еще тянемся? Давайте-ка в темпе, а? А то мы так за день никуда не придем». Группа пытается некоторое время «идти в темпе», но скоро выясняется, что кто-то запыхался, и идти так быстро не может, кто-то недоволен, что не удается на ходу искать ягоды и рвать цветы. Начинается спор; что делать дальше? Любители пассивного отдыха заявляют, что не надо было уходить с поляны, где был бивак, и предлагают вернуться. Кто-то согласен с ними, что незачем много ходить, но считает, что назад идти нецелесообразно, а надо идти дальше и поискать нового места для бивака. Спор разгорается, начинает назревать ссора. Некоторые просто не знают, что делать.

Так общее радостное вначале настроение окажется безвозвратно испорченным. Скорее всего, будет принято какое-то промежуточное решение, которое, в сущности, ни одну из сторон не устраивает. Красивые мечты не сбылись, воскресный отдых не удался. Пожалуй, больше в этом цехе или лаборатории собрать людей на туристский поход не удастся;

Где причины такой неудачи? Люди не договорились заранее о цели похода. Одни видели ее в пассивном отдыхе на свежем воздухе - искупаться, полежать, позагорать; другие - в прогулке по лесу, связанной с собиранием грибов и ягод, лесных цветов. Наконец, третьи хотели как следует пройтись, почувствовать к концу дня приятное утомление, вернуться в город, как обычно говорят, усталыми, но довольными. Ничего подобного не произошло бы, если тот, кто предложил устроить поход, заранее сформулировал цель похода. Совсем необязательно излагать ее в казенных фразах: «Цель похода заключается в пассивном отдыхе» или «Цель похода заключается в овладении активными способами передвижения». Не обязательно употреблять и само слово «цель». Можно было сказать совсем просто: «Мы особенно спешить не будем, нарвем по дороге цветов, пособираем грибы и ягоды. Если устанем, отдохнем. Пройденные километры нас не интересуют, главное - провести выходной день в лесу». Или так: «Мы пройдем за день километров 25 - 30, чтобы как следует размяться». Вероятно, что при такой постановке вопроса кто-то отказался бы от участия в походе и провел бы воскресный день так, как ему привычно. Но зато все участники похода одинаково понимали бы его цель, и между ними не возникало бы никаких недоразумений.

Все сказанное, вполне применимо и к походам юных туристов. Правда, столь ожесточенных споров у них обычно не бывает - дети привыкли подчиняться решению взрослого руководители. Разочарование тоже чаще всего проявляется не очень сильно - пусть поход прошел не так, как хотелось, но все равно это лучше, чем сидеть дома. Но некоторое чувство досады все равно остается. А кто-нибудь скажет так: «Все было хорошо. Вот только я думал научиться костер разводить, а у нас сразу поручили это Яше. Только он костром и занимался». Или: «Поход прошел очень удачно. Жаль только, что в музей Тютчева не поспели. Надо было, чтобы нас Саша вел, он хорошо ходит по компасу». А Саша говорит: «Другим тоже надо учиться». Ну, и учились. В результате в музей опоздали».

Вот почему цель повода надо обязательно формулировать и сообщать всем участникам похода. Пусть каждый из них, подумав, решит, идти ли ему в этот поход или нет. Это следует делать, чтобы ребята не ожидали от похода того, чего в нем наверняка не будет, и не испытывали потом разочарования. Кроме того, от целей зависит организация похода. Если цель исхода спортивная, то обязанности в группе нужно распределить так; пусть каждый делает то, что у него лучше всего выходит. Если же группа отправляется в поход с учебной целью, то распределение обязанностей будет другим: пусть каждый делает то, что у него плохо получается, пусть учится, приобретает навыки. Если руководитель предполагает использовать поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, он попросит каждого взять с собой топор, спички и предусмотрит длительный привал, чтобы каждый смог поработать с огнем. Значит, маршрут не должен быть слишком продолжительным. Если же руководитель хочет научить ребят ориентироваться на местности - значит, каждый должен взять с собой компас, а дневной привал делается по возможности короче, чтобы осталось больше времени на переходы и каждый смог побывать в роли ведущего. Маршрут в этом случае может быть достаточно протяженным, но допускающим выход с него раньше достижения конечной точки: всегда может случиться, что кто-то из ребят запутается, группа потеряет много времени и нужно будет, в конце концов, кратчайшим путем выходить на станцию. Для такого похода лучше всего избрать кольцевой или полукольцевой маршрут с выходом на одну и ту же или близкие друг к другу железнодорожные станции. А вот линейный маршрут (с одной дороги на другую) для этого похода выбирать не рекомендуется.

Вот еще совет, касающийся цели похода. Не следует намечать слишком много целей. Они предъявляют к походу плохо согласующиеся, а часто и вообще несовместимые требования.

Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них главную. Все остальные цели рассматриваются как необязательные, которые выполняются лишь постольку, поскольку остается время и возможности.

К сожалению, это далеко не всегда понимают руководители детских походов. Часто они намечают для 8 - 10-дневного похода длинный список самых разнообразных целей. Тут и посещение памятных мест, связанных с историей образования и развития нашего государства, краеведческих, художественных и литературных музеев и памятников, сбор материалов о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о первых комсомольцах или передовиках производства; экскурсии на заводы, фабрики, колхозы, совхозы или научно-исследовательские учреждения; выполнение заданий научных организаций или музеев; оказание помощи в работе колхозов, совхозов, лесничеств; сбор коллекций и гербариев; обучение ребят, впервые участвующих в походе, основам туризма.

Пытаясь реализовать все перечисленные цели, руководители и участники походов оказываются в большом затруднении. Как ни планируй, а множество целей, поставленных перед походом, всегда приводит к хронической нехватке времени, спешке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел. Долгие часы, проходящие в томительном ожидании, сменяются лихорадочными марш-бросками. Постоянная нервотрепка приводит к тому, что все становятся раздражительными, ссоры возникают по пустякам. Ребята измучены. Руководитель и того больше. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Надо также иметь в виду, что подготовить по-настоящему задание за 3-4 дня до выхода в поход невозможно. Например, реальную помощь колхозам, совхозам или лесничествам можно оказать только в том случае, если кто-то заранее съездит на место и договорится, в какой день, на какой срок и сколько человек приедет работать. Иначе председатель колхоза или бригадир попросту не сумеют занять работой всех ребят, и организация работы займет слишком много времени.

С выполнением заданий научных учреждений дело обстоит тоже далеко не так просто. Дело в том, что эти учреждения довольно неохотно дают задания юным туристам, полагая, что собранные ими сведения никакой научной ценности представлять не будут, так как они собраны не специалистами. Какая-то доля правды в этом есть; поэтому нужно потратить немало времени для того, чтобы добиться от представителей научного учреждения такого задания, которое было бы посильно юным туристам.

Конечно, все сказанное вовсе не означает, что ребятам вообще лучше не заниматься выполнением общественно полезных заданий, посещением памятных историко-революционных мест, сбором сведений о героях войны, не знакомиться с передовыми предприятиями - короче говоря, не заниматься всем тем комплексом дел, которые нередко рекомендуют проводить в походах. Однако надо учитывать, что по своему характеру эти дела часто таковы, что могут быть интересны для очень многих пионеров и школьников, а не только для тех, кто увлекается туризмом.

Разве, например, знакомство с архитектурными памятниками или посещение мест, связанных с историко-революционными событиями в стране, представляет интерес только для юных туристов? Разве не захотели бы принять участие в таком мероприятии все ребята? В транспортном отношении такие памятные места, как правило, хорошо доступны, посетить их можно не только походным порядком. Так пусть там побывают все желающие, а не только небольшая группа участников похода.

Некоторые подобные мероприятия лучше включать в план работы не туристского, а каких-то других кружков. Например, сбор сведений о героях войны, об участниках революционного - движения следует поручить скорее юным историкам, а туристам подключаться к этим делам периодически.

Наконец, надо всегда учитывать, что можно сделать в течение одного похода, а что требует систематической работы секции. Частая ошибка неопытного руководителя заключается в том, что все дела, которые уместны в годовом плане работы туристской секции, он включает в план 7 - 8-дневного похода.

И еще один практический совет относительно целей, намечаемых для походов. Как правило, перед походами новичков не следует ставить никаких специальных целей, кроме того, как успешно пройти данный маршрут и чему-то научиться. Слишком многим должен еще овладеть новичок, слишком, занято его внимание выполнением элементарных с точки зрения опытного туриста вещей. Передвижение по маршруту, ориентирование, разбивка бивака, разведение костра, приготовление пищи - все это представляет самостоятельные задачи для новичка, и овладение каждым из этих умений может быть для него целью похода. Только после того, как юный турист овладел всеми этими навыками, он может применить свои знания и навыки для достижения каких-то других целей.

Когда, например, ребята одной из московских школ проводили исследование верховьев речек бассейна реки Клязьмы, то в эти исследовательские походы ходили только достаточно опытные туристы. И если вдруг речка начинала ветвиться (а это почти всегда бывает при приближении к истокам), необходимость делиться на группы никого не ставила в тупик. Ребята спокойно расходились парами, и в назначенный час всегда собирались в условленном месте. Новички же, при всем своем желании, были бы не в состоянии этого сделать. Для них в школе устраивались туристские лагеря и походы без исследовательских целей.

Итак, азбучные истины, касающиесяцелей похода, сводятся к следующему:

1.Во всяком походе должна быть намечена цель, которую надо словесно сформулировать и довести до сведения всех участников похода.

2.Для похода нельзя намечать много различных целей. Лучший вариант - это одна цель. Если целей намечено больше одной, среди них должна быть совершенно четко определена главная.

3.Организация похода зависит от целей похода, при этом в первую очередь учитывается главная цель.

4.В походах новичков, как правило, не должно быть специальных заданий. Цель такого похода заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристскими навыками.


День 4.
День 5.
День 6.
День 7.
День 8.

Поход начинается с трассы на поселок Гузерипль, выходим из автобуса в районе впадения реки Киша в Белую (между Хамышками и Гузериплем). Белую переходим по старому мосту и выходим на тропу, ведущую к кордону Кавказского заповедника Киша. Где-то через километр тропа проходит по мосту через Черную балку. В этом же месте можно спуститься к реке.

Тропа идет по буко-пихтарному лесу вверх по реке Киша. Сама река по большей части протекает в каньоне, течение бурное, много порогов. В очередной раз спускаемся к воде в районе впадения в Кишу реки Безымянка.


По пути встречается множество ручьев, впадающих в реку. На некоторых ручьях красивые водопады. Ближе к кордону несколько полян с ароматом подвяленых на солнце трав.


Итог первого ходового дня - выход к кордону Киша. Протяженность пути составила 17 км. На кордоне остановились на ночлег.

Во второй день надо дойти до реки Шиша, тропа проходит по лесу. На Шише разбиваем лагерь недалеко от русла реки, ставим палатку. Кострище оборудуем прямо возле речки. Более подробно смотрите видео.

На третий день планируем выйти к лагерю на Порт-Артуре. Переход осложнен существенным набором высоты, хотя протяженность не очень большая. Так как на Порт-Артуре есть домик, то палатку оставляем у Шиши, скинув в нее часть ненужных вещей.

По пути организовали небольшой обеденный отдых.


Вторую половину маршрута шли под сильным дождем и в тумане. В итоге вышли к домику. Домик выглядит не очень, внутри частично поломан. Сбросили рюкзаки, и я отправился в поисках дров.


Пройдя метров 300 дальше по тропе обнаружил еще один домик - новый, в лучшем состоянии. Это был реальный облом, особенно учитывая, что моя спутница успела переодеться в сухую одежду. Пришлось снова надевать на себя мокрые вещи и переходить к новому домику.


Вид от домика просто замечательный. Поляна с цветами, мокрая после грозы трава и горы несколькими цепями хребтов, каждый из которых выше предыдущего.


С дровами оказалось весьма туго. Основу леса составляют березы, которые толком не горят. Нашел пару поваленных сосен, они и стали источником дров на все время пребывания в этом лагере. Растопили буржуйку и заварили витаминный чай: черничные листья, молодая сосновая хвоя, цветы манжетки и немного чабреца. На этом третий походный день подошел к концу.

На следующий день небо накрыло тучами, пошел ливень. В итоге весь день просидели в домике. В промежутках между дождем удавалось выскочить за новой партией дров. Вода в ручье, из которого мы брали воду, стала мутной.


На пятый день погода наладилась. Собрались рано утром, позавтракали и начали подъем на Солонцовый хребет. На хребте нас ждало крупное стадо зубров. Зубры лежали в траве и грелись на солнышке. Однако заметив нас начали уходить в лес, создавая мощный гул. Вес зубра может доходить до тонны.


С Солонцового хребта открывается вид на Тхач с его характерными скальными обрывами.


Тем временем зубры окончательно скрылись в лесу.


А мы продолжили движение в сторону вершины хребта. По пути нам встретился одинокий бык, отбившийся от стада. Удалось подойти к нему на очень близкое расстояние.


Внизу в долине рыскали медведица с медвежонком. Нас они не замечали, копаясь в земле в поисках чего поесть.


На другой стороне долины возвышалась гора Ачешбок (Чертовы ворота).


Вершина Солонцового хребта - 2475 м. На вершине стоит старая геодезическая вышка.


С вершины хорошо видны Бамбаки.


А под ногами альпийское разнотравье. В частности, встречается альпийская астра.


Так как вчерашний день из-за грозы просидели в лагере на Порт-Артуре, то на сегодня в планах было не только посетить альпийский пояс высокогорья, но и спуститься к реке Шиша. Поэтому времени на прогулки было совсем не много. Пошли вниз с хребта посмотреть на озеро.

Тхач уже немного с другого ракурса.


И вид на перевал Чертовы ворота.


Встретили пасущуюся серну, уже вторую за этот день.


Озеро особого впечатления не производит, вода грязная. Рядом на склоне до сих пор лежит снег, хотя уже август месяц.


Ближе к Бамбакам просматривается вагончик, который можно использовать, чтобы укрыться от непогоды. До вагончика достаточно далеко, делаю фотографию с зумом.


С этого места двинулись назад к домику на Порт-Артуре, но другим путем, не по хребту, а по низу через лес. Тропа оказалась тяжелой, постоянно терялась в траве, периодически уходили в сторону по звериным тропам. Все это усложнялось высотой травы выше человеческого роста и глубокими крутыми балками. Вышли к домику уставшие и вымотавшиеся. Пообедали, собрали рюкзаки и начали спуск в сторону Шиши.

Прошли поляны, по которым плутали в тумане и под дождем, когда шли вперед. Сквозь сосны проглядывается скала Афонка.


Далее в лесу наткнулись еще на одно стадо зубров. Никогда раньше не встречал зубров в лесу, так как это достаточно редкое явление. Фотографий лесных зубров нет, просто не успел их сделать. Зато заснял животных на видео - .

Ближе к вечеру вышли к палатке возле Шиши.


На шестой день похода надо вернуться в кордон Киша, а это не так далеко - полдня пути. Первую половину дня провели возле Шиши, искупались в реке, посидели у костра, отдохнули.

Вышли после обеда, к этому времени небо начали затягивать тучи и периодически слышались раскаты грома. И дождь нас таки накрыл, причем очень сильный ливень. На Кишу пришли полностью вымокшие. Обустроились в доме на кордоне, занялись сушкой вещей и готовкой ужина.

На следующий день сходили к реке Киша и на другой берег.


Спешить особо некуда, на этот день по планам выйти на четвертый километр, то есть на тропу, где до трассы остается 4 км. Но после обеда погода снова начала портиться. До места стоянки успели дойти до дождя, установили палатку, после чего зарядил ливень. Вода в реке стала очень грязной, светло-коричневого цвета. Однако неподалеку был неплохой родник с чистой прозрачной водой.

В последний походный день собрали палатку, вещи и пошли к трассе. В районе Черной балки спустились к реке, позавтракали. Затем вышли на трассу, где дождались автобуса и отправились обратно в цивилизацию.

«ИДЕМ В ПОХОД»

Туризм, как известно, располагает большими воспитывающими возможностями. Он создает благоприятные условия для воспитания. В походе ребята учатся преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Поход позволяет ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе. Педагог, совершающий туристские походы с классом, воспитывает у ребят любовь к родной земле, ее полям, лесам, рекам, городам, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь.

Обязанности и права руководителя туристического похода.

Руководитель похода несет ответственность за жизнь и здоровье детей, безопасность проведения похода, выполнение плана намеченных мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

Руководитель похода обязан:

— до начала похода обеспечить комплектование туристской группы, организовать подготовку участников похода, проверить наличие у них знаний м навыков, обеспечивающих безопасность, подготовить маршрутный лист и приказ на проведение похода;

— совместно с участниками ознакомиться с районом похода, на основе картографического материала разработать маршрут, наметить место и время сбора группы, сроки возвращения с маршрута;

— в походе принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута и прекращения похода в связи с возникшими опасностями, принимать срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение, организовывать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в этом районе.

За нарушение инструкции руководитель похода несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Организация безопасности.

Главная задача - обеспечение безопасности похода. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности. Инструктаж может быть зачитан ребятам как «Правила безопасности в туристическом походе» с комментариями учителя.

Правила безопасности в туристическом походе.

1. Точно выполняй все распоряжения руководителя.

2. При замеченной опасности немедленно сообщай руководителю.

3. Во время следования по железной дороге: выходить из вагона только с разрешения руководителя; в тамбурах не стоять; на ходу поезда двери не открывать, из вагона не высовываться; садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

4. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.

5. Строго соблюдать правила уличного движения. При движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу транспорту, быть предельно внимательными при переходе через дорогу, не мешать движению группы.

6. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения, выходить на маршрут с тем снаряжением, которое указано руководителем.

7. При движении соблюдать установленный интервал.

8. В ветреную и холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.

9. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

10. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, соблюдать питьевой режим. Снег не есть.

11. Обо всех признаках недомоганий немедленно сообщать руководителю группы.

12. Без разрешения руководителя не подходить к воде, не купаться.

13. В лесу не разводить костры без разрешения руководителя. Свечи и спички в палатках не зажигать.

14. Аккуратно обращаться с огнем и с кипятком, работать у костра только в одежде, иметь рукавицы.

15. Топоры, пилы и другие режущие инструменты упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.

Подготовка к походу и распределение обязанностей.

К руководству походом выходного дня допускаются лица не моложе 18 лет, а количественный состав группы должен быть 6-10 , человек. Если в поход идет более 10 человек, то необходим заместитель руководителя. При проведении походов следует уделить большое внимание познавательной и литературно-краеведческой работе. В целях развития самодеятельности, активности, самостоятельности и творчества детей, каждому участнику похода поручается выполнение определенных обязанностей: командира группы, завхоза по питанию, медицинского инструктора, ремонтного мастера, физкультурного руководителя, художника, зоолога, летописца, завхоза по снаряжению, топографа, казначея, фотографа, биолога, кострового. Каждый участник похода ведет записи наблюдений, принимает активное участие в оформлении собранных материалов.

Туристическое снаряжение.

Большое значение для здоровья туриста и успеха похода имеет снаряжение. В поход берут только самое необходимое. Недаром говорится, что в походе и иголка пуд весит. Основные требования, которым должно отвечать туристское снаряжение, - это легкость, надежность, прочность, портативность и удобство при эксплуатации. Снаряжение делится на личное (индивидуальное) и групповое (общего пользования).

Личное снаряжение для похода выходного дня: 1. Рюкзак. 2. Коврик (полиуретановый, двухслойный). 3. Спортивный костюм. 4. Накидка от дождя. 5. Головной убор. 6. Кеды или кроссовки. 7. Носки хлопчатобумажные - 2 пары. 8. КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик). 9. Блокнот, ручка, простой карандаш. 10. При необходимости индивидуальные лекарства.

Групповое снаряжение для похода выходного дня: 1. Костровой инвентарь (топор, лопатка, пила, таганок, котлы, объем которых зависит от количественного состава группы). 2. Полиэтилен. 3. Ремонтный набор (нитки простые и капроновые, иглы, наперсток, клей «Момент», изолента, капроновый шнур). 4. Фотоаппарат. 5. Картографические материалы, путеводители.

Аптечка. В любом, даже однодневном, походе или на прогулке необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором средств для оказания первой доврачебной помощи.

В медицинскую аптечку для туристского похода должны входить: бинты стерильные (4 шт.), вата (50 г), жгут (1 шт.), лейкопластырь (2 уп.), спиртовой раствор йода (5%, 10 мл), анальгин (10 табл.), валидол (10 табл.), сульфадиметоксин (10 табл.), активированный уголь (20 табл.), рас-вор перекиси водорода (50 мл), марганцовокислый калий (кристаллы, 5 г), сода двууглекислая, питьевая (10 г), нашатырный спирт (25 мл), левомицетин (10 табл.), крем «Детский» (1 тюбик), термометр (1 шт.), нашатырный спирт (1 уп.), эластичный бинт (1 шт.), спирт (96%, 100 мл.), аспирин (Ютабл.), ножницы (1 шт.).

Туристический строй.

В туристических походах принято ходить строем, в колонне по одному. Это облегчает учителю управление группой. Все на виду. Движение упорядочено - никто не отстанет и не потеряется. Строем по лесу идти гораздо безопаснее и легче: за меньшее время можно пройти большее расстояние, затратив меньше сил. На красивый, организованный строй приятно смотреть. Всё это до похода можно объяснить ребятам, шутливо обыграв: «Бараны ходят стадом, в детском саду - парами, туристы ходят строем!» Это запомнится надолго.

Где место педагога в туристическом строю? Удобнее идти вначале колонны. Легче регулировать темп и направление движения. В конце замыкающим лучше поставить сильного, смекалистого, авторитетного помощника. Ведь его задача - помощь всем нуждающимся, чтобы никто не отстал. Он поможет учителю «видеть» весь строй. Хорошо заранее оговорить способы сигнализации между замыкающим, направляющим и руководителем группы.

Любой класс разделен на микроколлективы ребят, которые дружат между собой. Им приятно и интересно быть друг с другом. Эти малые группы имеют своих неформальных лидеров. В походе члены микрогрупп также будут стремиться к совместному общению, и педагогу нужно это использовать. В строю члены микрогрупп могут идти вместе. А их лидерам учитель официально поручает руководить ребятами при движении по маршруту. Он может подсказать неформальным вожакам, что им удобнее идти в конце своего микроколлектива, замыкая его: так нет необходимости оглядываться, не отстал ли кто-нибудь, всегда видно тех, кому нужна помощь.

Такая организация движения по маршруту способствует развитию ростков самоуправления, дисциплинирует группу. А в походе дисциплина - форма достижения цели безопасного его проведения.

Организация бивака.

Успех похода выходного дня во многом зависит от того, как была организована лагерная стоянка. Определяя место разбивки бивака, руководителю нужно учитывать многое: есть ли близко питьевая вода, дрова, нет ли подгнивших деревьев, которые могут быть повалены ветром.

Нельзя располагать бивак на возвышенностях, около одиноких деревьев, так как при грозе в них может ударить молния. Опасно располагаться и под проводами электрических линий, в лесу под низко опущенными кронами деревьев, у подножия крутых берегов, где могут быть обвалы. Но самое главное - место бивака должно быть безопасным во всех отношениях.

Выбрав место для бивака, туристы по команде руководителя снимают рюкзаки, затем в течение 5-10 мин. отдыхают и переодеваются, после чего приступают к выполнению своих обязанностей.

Место для костра выбирают в отдалении от сухого леса, торфяников. При возможности нужно использовать место, где уже разводили костер. Если такого места нет, то следует аккуратно снять слой дерна и сохранить его, чтобы перед уходом с бивака (предварительно погасив костер) заложить на место кострища. Костры бывают разные: для приготовления пищи, обогрева, просушки вещей и снаряжения, отпугивания комаров и мошки, подачи сигналов. Туристам необходимо знать, какие существуют типы костров.

Для приготовления пищи на костре большой костер неудобен. Наиболее целесообразны «шалашик» или «колодец». Если группа большая, полезен костер из параллельно лежащих бревен. Для согревания и ночевки под открытым небом удобен «таежный» костер, когда на толстое бревно кладется 3-4 более тонких, и по мере их сгорания они пододвигаются друг к другу.

Лучшее топливо для костра - сушняк. Удобны также маленькие палочки и сухие сосновые ветки с хвоей. Снизу кладут тонкие сухие ветки, потом более крупные. Когда костер разгорится, на самый верх укладывают дрова. Для сохранения растительности рекомендуется использовать примусы типа «Шмель», газовые плитки.

Воду для питья и приготовления пищи берут из проверенного источника. Нельзя пить воду из реки, озера, особенно вблизи населенных пунктов, так как в ней могут оказаться болезнетворные микроорганизмы.

Любую воду (кроме родниковой) обязательно надо кипятить. В загрязненную воду предварительно бросают дезинфицирующие средства - алюминиевые квасцы (щепотку на ведро), кристаллики марганцовки (до очень слабой розовой окраски воды), таблетки пантоцида (одна таблетка на 0,75 л воды в течение 30 мин.) или хотя бы поваренную соль. При этом вода светлеет, а муть оседает на дно, ее сливают.

Походный быт.

Распорядок дня в походе зависит от состава группы, но общее правило состоит в следующем: поднимайтесь пораньше, так как утренние часы наиболее приятны. Дежурные встают на один-два часа раньше времени общего подъема.

Выходите на маршрут как можно раньше, а на ночлег становитесь за 1-2 часа до темноты.

Когда стемнеет, лагерь уже должен стоять, дрова должны быть заготовлены, а ужин вариться на костре. Продолжительность дневного привала на обед определяется погодой, маршрутом, режимом времени. При движении с рюкзаками необходимо делать регулярные остановки через 40-60 мин. хода продолжительностью 10-15 мин.

Умение находить чистую питьевую воду - необходимый навык туристов. Очень хороша вода из родника. Интенсивное кипячение воды - наиболее простой способ ее очистки. Если нет времени кипятить воду, можно ее дезинфицировать несколькими каплями йода или марганцовки. Существуют также специальные таблетки для обеззараживания некипяченой воды.

При выборе места для лагеря нужно учитывать: его безопасность, обеспеченность дровами и водой, комфортность существования (защищенность от ветра, сухость места, относительно удобное расположение костра и палаток, устройство кухни).

Придя на место ночевки, выделите 5-10 мин. для короткого отдыха и переодевания. Затем приступайте к организации лагеря. Необходимо расчистить место для установки палаток, определить, где будет находиться кухня, производиться заготовка дров.

Когда большая часть дров собрана и общее размещение лагеря определилось, дежурные разводят костер, а остальные ребята устанавливают палатки и помогают на кухне.

Денежные нормы расходов на питание в туристических мероприятиях устанавливаются руководителями учреждений и организаций, проводящих эти мероприятия, исходя из натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в регионе их проведения в пределах имеющихся средств.

После нас лучше, чем до нас.

Участники похода должны осознавать, что идут в чужой дом, гостеприимный, но живущий по своим законам. Сломанная зеленая ветка, сорванные и выброшенные цветы не прибавят радости в общении с природой. Идти лучше по тропинкам, так меньше риска потревожить какое-нибудь животное или птицу на гнезде. Костер, разведенный просто на траве, когда дерн не снят, будет потом чернеть несколько лет. А в городских лесопарках разведение костров вообще запрещено.

Туристическая группа школьников задержалась на обеденном привале. А нужно успеть на электричку. Чтобы аккуратно сложить оставшийся хворост, убрать мусор, залить огонь, заложить место костра дерном, требуется время, а поезд ждать не будет. И школьники во главе с учителем быстро собирают рюкзаки и уходят, оставив место привала неубранным. Вот уж урок практической «экологии»! Его запомнят лучше всякой лекции.

Куда девать мусор? Мусор, конечно, нужно убрать, а еще лучше просто не мусорить, предусмотрев специальные пакеты из ненужных, оставшихся после обеда упаковок и бумаги, и всё это забрать с собой. Горючий мусор (бумагу, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты) сожгите на костре, консервные банки обожгите на костре и закопайте, а места туалетов заройте. Оставшиеся дрова закройте ветками или прислоните к стволам деревьев: на земле они скорее сгниют. Костер необходимо залить водой, а кострище закрыть дерном. Всё, что могут съесть птицы и звери, оставляют под деревьями на видном месте. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

Подведение итогов похода.

Давно уже на туризм не смотрят как на веселое время препровождение, как на примитивный отдых и развлечение на природе. Туризм - это поиск, это новые открытия, новые впечатления.

Поход, как правило, создает эмоционально-радостное настроение у ребят. Они стремятся обменяться мнениями. Это удобная для педагога возможность на классном часе вместе с учениками подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было самым интересным на маршруте? Какой вклад внес каждый в общее дело? Какие недостатки мешали нам? Что в следующем походе мы сделаем по-другому?

Значимым и памятным событием для ребят станет награждение их значками «Юный турист» и «Турист России».

Поход принесет ребятам больше удовлетворения, если каждый вложит в его подготовку и проведение частичку своего труда: подготовит с помощью учителя-предметника тематический краеведческий реферат, сделает фотографии похода, видеофильм, изготовит нужное группе снаряжение, поможет в оформлении туристской летописи.

Если каждый педагог за год проведет хотя бы один поход и составит его туристическую летопись, школа получит прекрасную библиотеку методических разработок туристских маршрутов. В этой работе может найти свой интерес каждый учитель. В разработках маршрутов реализуется на практике краеведческий подход в преподавании. Материалы, собранные туристическими группами в походах, можно использовать на уроках.

Теперь нам предстояло пройти по западному отрогу. Для этого пришлось спускаться в Безымянку, переходить речку и набирать высоту. С западного отрога виден восточный:

А это вид на хребет Безводный:


Еще одно место нашего учетного участка, куда мы не добрались. Переходить на этот хребет надо с вершины Тыбги. На фотографии видно, что хребет представляет из себя пилу.

Животных было много. Несколько стад серн:


Медведи:



Стоит отметить, что хоть цель учета туры и серны, все равно считаются все животные. Данные заносятся в специальный журнал, указывается во сколько и где были замечены те или иные животные, какое у них было поведение.

По отрогу дошли до крутого подъема в сторону вершины. Путь к вершине по западному отрогу намного более безопасный, надо просто подняться по осыпи. Но задачи достичь вершину перед нами не стояло, поэтому начали спуск в долину Безымянки, то есть в проход между двумя отрогами горы.

Спуск довольно крутой, река образует каскады водопадов, каньоны и часто уходит под снежники:

Метров в 300 от нас на снежнике обнаружили медведя:


Он тоже нас заметил и пошел к нам. Подошел почти вплотную к Безымянки, а мы сидели на другом берегу. От нас до медведя оставалось метров 15. Тут медведь остановился, задумался, покрутился и начал уходить по склону с рододендроном:


Стоило ему перейти реку, и он бы столкнулся с нами нос к носу. На всякий случай держал в кармане заряженный сигнал охотника - штука, стреляющая сигнальными ракетами, но издающая при выстреле звук, сопоставимый со звуком выстрела из ружья. В крайнем случае пришлось бы стрелять в воздух.

Продолжили спуск по долине. Оглянувшись назад, открывается такой замечательный вид:


По пути видели еще много животный: и серн, и медведицу с медвежонком. Река Безымянка периодически образует каньоны:

В районе леса возле тропы нашел крупный подосиновик. Было решено на ужин готовить грибной суп. Одного этого гриба хватило на целый котелок для четырех человек.

Перед походом изучили прогноз погоды на всю неделю. На пятый день предсказывали плохую погоду и прогноз сбылся. Уже с утра пошел дождь и сел туман:


Но к обеду дождь прекратился, хотя и гремело. У нас в планах был небольшой участок - тыбгинские поляны. Специально оставили его на плохую погоду, поскольку это самый простой участок. И после обеда, надев дождевики, выдвинулись по мокрой траве в сторону полян.

Основная надежда - встретить зубров. Так оно и получилось. В общей сложности насчитали 9 зубров. Два зубра сквозь туман наблюдали на поляне на противоположном склоне, видны были только силуэты. И еще 7 штук на самих тыбгинских полянах:


Кто не знает, Кавказский заповедник изначально создавался для восстановления популяции зубров. Даже эмблема заповедника содержит в себе изображение зубра. Зубры на Кавказе были полностью истреблены в районе начала 1920-х годов, а в 1924 году был основан заповедник и начались работы по воссозданию вида. Именно по воссозданию, потому как от кавказских зубров остался только один самец, который жил в зоопарке. От одного самца была воссоздана целая популяция путем скрещивания его с североамериканскими бизонами. В итоге коренной вид кавказского зубра считается полностью вымершим, а на Кавказе обитает зубробизон.

С погодой нам повезло, успели вернуться в лагерь, как пошел сильный дождь с градом.

Ночью был заморозок. Вся трава, мокрая от вчерашнего дождя, покрылась льдом. В то время, как люди в городе мучились от жары за 30 градусов, у нас свирепствовали морозы.

На шестой день решили попытаться добраться до Тыбгинского озера. Оно тоже входит в наш учетный участок. Однако до этого озера мало кто вообще доходил. Ну не дойдем до самого озера, так подсчитаем зверей по пути к нему. Начали подъем на восточный отрог, погода отличная, ни единого облачка. Вот вид на Джемарук:


Для того, чтобы попасть к озеру, надо спуститься с отрога на противоположную сторону, затем подняться на хребет, по которому пройти в сторону вершины Тыбги. И уже с этого хребта спуститься в само озеро. Ну мы и пошли вниз по хребту, по звериным тропам. Спугнули медведицу и двух медвежат:


Встретили серн и оленей, которые и протаптывают тропы:


Но в итоге уперлись в непроходимые кучери. Поняв, что по низу не пройти, пришлось вылезать вверх на отрог почти до самого гребня и продолжать движение траверсом. А впереди вершина Тыбги:


И медведи:


Сзади тоже неплохие виды:


Спускаться с отрога вниз нам все равно было необходимо, медленно начали сползать. Склон травянистый, но очень крутой. Ощущение, что если не держаться, то полетишь вниз. Сброс высоты составил 500 м. Вот вид на отрог Джемарука:


Внизу неплохая речка, возле которой гулял медведь, мы его сильно испугали. Речку вполне можно перейти, есть даже ровное место, куда теоретически можно было бы поставить палатку. Для движения к озеру надо было взобраться на хребет по очень крутому склону. Времени на это у нас уже не оставалось. Полюбовались каньоном, водопадами и окрестными видами и начали движение обратно - вверх по склону. На озеро мы не попали, но маршрут разведали. Возможно, в будущем, покорим это озеро, только надо брать с собой палатку. За один день от Турового лагеря до озера физически не дойти, ведь надо еще вернуться обратно.

Вот, кстати, отличная смотровая площадка, на которую ведет звериная тропа:

Последний день похода предполагал спуск в поселок Гузерипль. Помните, путь вперед мы разбили на два этапа? А назад нам надо было пройти это расстояние до 15 часов, к этому времени в Гузерипль должна была прибыть машина, которая нас заберет. Но путь обратно проще, основную часть маршрута идешь вниз, существенная потеря высоты, что даже уши закладывает на спуске. Хотя ноги от продолжительного спуска все-таки сбил.

Вот от сюда виден Фишь и Оштен:


На этом наш поход и учет успешно завершились. Уже дома подвели итоги учета по данным из журнала, после чего сдали журнал администрации Кавказского заповедника.

Автор упустил из внимания снаряжение, без которого ранешние людишки в длительные путешествия и не пускались. Сейчас эти технологии утеряны и об изделиях на их основах мы можем что-то узнать разве что из сказок.
Но, оказывается, при внимательном прочтении, кое-что можно выудить из рассказов о славных временах 17-го века. Отряд Василия Пояркова был снабжен инвентарём по последнему старинному слову техномагии. Одно из новшеств былых устройств отчётливо прочитывается в походном быту. Это - Ясачный мешок .

Для Ясака при путешествии по Сибири и иным весям. Весьма прожорлив - берет до 1024 объёмов от номинала. Внутренний антиграв обнуляет вес Ясака. Обратная выдача товара - в обмен на свиную кровь.

Оригинал взят у seaface2 в Поход Василия Пояркова на Амур

Если верить историкам, то получается при Михаиле Фёдоровиче Романове (1596-1645) как такового государственного управления не было. Каждый воевода, что хотел, то и творил. Вздумалось якутскому воеводе, вооружённый отряд в чужое государство заслать с целью поживы, и он, воевода ничтоже сумняшеся отправляет отряд вооружённых головорезов в соседнюю страну, ни мало не заботясь о возможных последствиях своих действий для государства и никак эти действия с царём не согласовывая. Вот карта империи Цин:

15 июля 1643 г. хорошо вооруженный отряд, состоявший из 132 казаков, охочих людей и промышленников, выступил в поход. «Для угрозы немирных землиц» Поярков взял, как он писал в своем отчете о походе, «пушку железную ядром полфунта да на 100 выстрелов и на запас и служилым людям для службы 8 пуд и 16 гривенок зелья, а свинцу тож». Воевода дал Пояркову «наказную память», в которой перечислил цели и задачи похода: «...велено ему - Василию на те реки идти, и государевым делом радеть, и серебряной и медной и свинцовой руды проведывать и в тех местах острожки2 поставить и совсем укрепить».

Охочие люди это ваще-то добровольцы. А промышленников (охотников на пушнину) нельзя к охочим людям причислить или их невольно в поход тащили? А ядра им зачем? Они много вреда жилищу данных народов причинят (чум, яранга, юрта)?

Многочисленные струги Пояркова поплыли вниз по широкой и привольной Лене до устья ее могучего притока - Алдана. Этот путь занял двое суток. Значительно труднее было подниматься вверх по Алдану. В течение целого месяца на веслах, а то и бечевой, струги медленно продвигались по живописной реке среди вплотную подступивших к воде нетронутых, диких таежных лесов. Плыть стало еще труднее, когда свернули на правый приток Алдана - р. Учур. Русло реки теснили подступавшие с берегов скалы и горы. Еще через 10 дней дошли до бурной и порожистой реки Гонам. Плавание по этой реке было поистине героическим. Кончилось короткое сибирское лето. Приближалась суровая, беспощадная зима. Когда грянули сильные морозы и река замерзла, флотилия, скованная льдом, вынуждена была остановиться. Пришлось рубить лес и ставить зимовье. С высоких прибрежных скал вдали вырисовывались контуры угрюмого Станового хребта.

По установившемуся санному пути на нартах и лыжах Поярков отправился дальше, взяв с собой 90 человек. Оставшимся на зимовье казакам он наказал весной перевалить через Становой хребет и, построив новые суда, спускаться в них по р. Зее; там намечалась встреча с основным отрядом Пояркова.

На нартах вверх по замерзшему руслу горной реки, через замерзшие пороги? Чо тут скажешь - просто красавец. А нарты кто тянул? Сами казаки? Про оленей то ничего не сказано, про свинец с мелкими подробностями, а за оленей ни слова. И задача просто офигенно выполнимая. За три месяца весны, нужно преодолеть путь по горам протяженностью около 150 км (высота Станового хребта до 2412 м), построить новые суда (как блеать?) и спуститься по речке Зея (а откуда они вообще знали, что там речка такая есть?). Как они вообще ориентировались там? Там же речных рукавов до задницы. Как они не заблудились?

По руслам замерзших рек Поярков добрался до Станового хребта и, перевалив через него, благополучно вышел на берега Зеи. Здесь землепроходцам стали попадаться первые даурские селения. Дауры дружелюбно встретили Пояркова и, не оказывая сопротивления, заплатили ему требуемый ясак. Жители этих мест занимались скотоводством и земледелием: сеяли хлеб, разводили овощи. Поярков подробно расспрашивал их о богатствах Даурской земли, особенно интересуясь ее рудными месторождениями. Но, по уверениям дауров, все изделия из серебра, меди и золота они получали у китайцев в обмен на пушнину.

А на каком языке Поярков подробно расспрашивал дауров? На эсперанто? Или все казаки с детства свободно владеют даурским языком , который принадлежит к киданьской группе монгольской ветви языков и имеет ряд особенностей? А может все дауры свободно русским владели?


(Оранжевым обозначена река Зея, до впадения в Зейское водохранилище).

Наконец, наступила весна 1644 г. Вскоре пришел оставленный за Становым хребтом отряд казаков, который привез с собой провиант. Но запасов было мало, и Поярков поспешил отправиться дальше.
Струги отважных землепроходцев поплыли вниз по Зее. Могучая река несла свои воды среди пологих холмов, сплошь покрытых густым лесом. Вскоре стали попадаться даурские селения - улусы, вокруг которых чернели пашни. На ярко зеленеющих, пышных лугах бродили тучные стада.

Да охереть!!! Они струги за зиму построили, вот так прямо в лесу, в сугробах, без электрорубанка и дрелей. Вот это да, вот это молодцы. А как оставленный за хребтом отряд их нашёл? Не иначе как по GPS, при этом созваниваясь по мобиле. Других вариантов у меня тупо нет.

Река Зея впадала в какую-то еще более широкую и полноводную реку. Поярков решил, что он, наконец, достиг Шилки, которая, по рассказам, впадает в море. Но он ошибся. Это был Амур. Так русские впервые появились на берегах красавца Амура летом 1644 г. Амурская земля показалась казакам сказочно богатой. Рыбы в реке было еще больше, чем в Зее. В плавании по Амуру прошло все лето. Глубокой осенью сильно поредевший отряд Пояркова добрался до устья Амура. У Пояркова оставалось только 60 человек - меньше половины всего отряда. Возвращаться обратно тем же путем было невозможно. Казаки решили остановиться на зимовку. На одном из многочисленных амурских островов соорудили укрепленное зимовье - первое русское поселение на берегах Амура.

Зимой казаки, вышедшие на берег Тихого океана, заготовляли лес для новых больших дощаников. Поярков решил возвращаться в Якутск новой дорогой. Весной 1645 г. казаки построили на берегу Амура большое, крепко слаженное судно. Но при первом же испытании выявились его плохие мореходные качества: судно плохо слушалось руля и было очень тихоходным. Но, несмотря на это, Поярков смело вывел свой отряд из устья Амура на просторы бурного Охотского моря. Все лето дружина Пояркова провела в море, стараясь держаться как можно ближе к берегу, так как плоскодонное судно ежеминутно могло перевернуться. Лишь поздней осенью, когда в море появились первые льдины, а жестокие штормы чуть не погубили судно, Поярков добрался до устья небольшой таежной реки Ульи. Высадившись на берег, он нашел старое, полуразрушенное строение, поставленное побывавшим здесь отрядом Москвитина (см. стр. 315). Тут и порешили зазимовать.

Зимой Поярков собрал с местных жителей - ламутов - ясак, а весной оставил «для ясашного сбору на Улье реке служилых и промышленных людей двадцать человек; и с Ульи реки вешним последним путем нартами через волок до вершины Май реки две недели, а по Мае реке плыл на судне до Алдана реки шестеры сутки, а по Алдану плыл до Лены четверы сутки, а по Лене шёл вверх до Якутского острогу шестеры сутки».
12 июня 1646 г. Поярков с отрядом в 20 человек служилых, промышленных и охочих людей вернулся в Якутск. Так закончилось это замечательное путешествие. Люди совершили этот беспримерный подвиг, не имея ни компаса, ни карт.

Честно говоря, сказки про бабу ягу со ступой и избушку на курьих ножках, кажутся мне более правдоподобными, чем данная героическая эпопея. Ну да это токмо по скудоумию моему, а посему прошу строго не судить. :)