Чехов

Угнту проходной балл. Проходные баллы технических и технологических вузов. Можно ли восстановиться в вузе после службы в армии

Специальность 52.05.01 «Актерское искусство» (уровень специалитета), специализация № 1 «Артист драматического театра и кино»
1. Творческое испытание:

— исполнение литературных произведений: чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из прозы (подготовить несколько произведений различных жанров).
Поступающий самостоятельно выбирает творческую программу для исполнения, цель которой выявить способность к образному мышлению, особенности сценического темперамента, степень эмоциональности, речевые данные, а также понимание смысла литературного произведения.
Поступающий готовит для чтения наизусть стихотворения, отрывки из прозы, басни (не менее трех произведений каждого жанра). Желательно, чтобы при этом в программу были включены произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона.
Критерии оценивания:
— умение присвоить исполняемый литературный материал – от 20 до 0 баллов;
— сценическое обаяние и заразительность – от 20 до 0 баллов;
— темперамент – от 20 до 0 баллов;
— эмоциональная подвижность – от 20 до 0 баллов;
— внешние данные – от 20 до 0 баллов.
2. Профессиональное испытание: — проверка голоса и речи: устанавливается наличие здорового голоса, отсутствие органических недостатков речи, четкость дикции;
— проверка музыкально-ритмических данных: выполнение упражнений по заданию экзаменатора на проверку музыкального ритма, исполнение песни по своему выбору;
— проверка пластических данных: выполнение по заданию экзаменатора упражнений по проверке пластичности, координации движений, исполнение танца по своему выбору. На экзамен абитуриент приносит спортивную одежду и обувь.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Критерии оценивания: — отсутствие речевых дефектов — от 20 до 0 баллов;
— наличие здорового голоса — от 20 до 0 баллов;
— наличие музыкального слуха и ритма — от 20 до 0 баллов;
— гибкость, координация движений — от 20 до 0 баллов;
— скорость реакции – от 20 до 0 баллов.

Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (уровень бакалавриата, профиль – художник-технолог по сценическому свету):
1. Собеседование.

Программу экзамена см. .

Программу экзамена см. .
3. Профессиональное испытание: художественно-световое проектирование конструирование сценического пространства.
Программу экзамена см. .

Направление подготовки 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (уровень бакалавриата, профиль – художник-технолог по сценическому костюму):
1. Собеседование.

Программу экзамена см. .
2. Творческое испытание: рисунок и живопись.
Программу экзамена см. .
3. Профессиональное испытание: художественное конструирование сценического костюма.
Программу экзамена см. .
Списки рекомендуемой литературы см. .

Специальность 55.05.04 „Продюсерство“ (уровень специалитета), специализация № 5 «Продюсер исполнительских искусств»:
1. Профессиональное испытание.

Устный экзамен в форме беседы, который ставит своей целью выявление у поступающего психологических качеств, связанных с выбором профессии: целеустремленность, интерес к театральному делу и смежным видам искусства, к продюсерской и менеджерской деятельности в области исполнительских искусств, к литературе, к общекультурным ценностям. Кроме того, проверяются знания основ экономики, государственного устройства, обществознания.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Критерии оценивания:
— ответ на вопросы по литературе от 20 до 0 баллов,
— ответ на вопросы по основам экономике от 20 до 0 баллов,
— ответ на вопросы о театре от 20 до 0 баллов,
— ответ на общекультурные и правовые вопросы от 20 до 0 баллов,
— творческий потенциал и эмоциональная устойчивость от 20 до 0 баллов.

Примерный перечень вопросов:

Раздел 1.
1. Какие произведения из предложенного списка вы читали?
Какое произведение из предложенного списка вы можете назвать любимым?:
1.2. Софокл. „Антигона“.
1.3. Шекспир В. „Ромео и Джульетта“, „Гамлет“, „Король Лир“.
1.4. Лопе де Вега. „Собака на сене“.
1.5.. Мольер Ж. Б. „Тартюф“.
1.6.П. О. К. де Бомарше. „Женитьба Фигаро“.
1.7. Ибсен Г. „Кукольный дом“.
1.8 Метерлинк М. „Синяя птица“.
1.9. Брехт Б. „Мамаша Кураж“.
1.10. Ануй Ж. „Антигона“.
1.11. Пушкин А. С. „Маленькие трагедии“, „Борис Годунов“.
1.12. Лермонтов М. Ю. „Маскарад“.
1.13. Гоголь Н. В. „Ревизор“, „Игроки“.
1.14. Островский А. Н. „Гроза“, „Бесприданница“, „Лес“.
1.15. Толстой Л. Н. „Власть тьмы“, „Живой труп“.
1.16. Чехов А. П. „Чайка“, „Вишневый сад“, „Три сестры“, „Дядя Ваня“.
1.17. Горький М. „На дне“.
1.18. Грибоедов А. С. „Горе от ума“.
1.19. Булгаков М. А. „Дни Турбиных“.
1.20. Вампилов А. В. „Старший сын“, „Утиная охота“.
1.21. Володин А. М. „Пять вечеров“.

Указанные выше литературные произведения обязательны для прочтения поступающими в полном объеме. Экзаменационная комиссия задает вопросы по одному или нескольким произведениям.

Раздел 2.
1. Дать характеристику конкуренции.
2. Какие типы экономических систем вы знаете? Какие различия между ними?
3. В чем состоит понятие «экономика»? Какую роль она играет в жизни общества?
4. В чем заключается рыночный механизм?
5. В чем заключаются экономические циклы?
6. Дайте характеристику следующим понятиям: деньги, денежная масса, инфляция.
7. Дайте краткую характеристику рынку труда. Что такое безработица?
8. Что такое налоги? Как они связаны с бюджетом?
9. Какую роль государства играет в экономической системе?
10. Дайте характеристику понятиям «фирма, организация, предприятия»?
11. В чем заключается международное экономическое сотрудничество и интеграция?
12. В чем заключается внешняя торговля?
13. Как вы понимаете такие понятия: доход, расход, прибыль?
14. Какие основные рыночные законы вы знаете?

Раздел 3.
1. Взаимоотношения театра и государства в РФ.
2. Что такое государственная культурная политика?
3. В чем на ваш взгляд заключаются актуальные проблемы современного театрального процесса?
4. Виды исполнительских искусств. Их описания, отличия и особенности.
5. Какие модели театра вы знаете (актерская, режиссерская, продюсерская)?
6. Какие спектакли вы смотрели за последние два года?
7. Музейное и выставочное дело в России сегодня. Какие новые выставочные пространства за последнее время появились?
8. Театр как бизнес. Может ли театр быть прибыльным?
9. Какие формы международного культурного сотрудничества в сфере исполнительских искусств (гастроли, фестивали и т.д.) вы знаете?
10. Продюсер в театре. Определение профессии.
11. Какие современные направления в музыке вы знаете?
12. Театр, кинематограф, телевидение – общее и отличие. Есть ли будущее у них?

13. Существует ли конкуренция в искусстве?

Раздел 4.
1. Каковы современные представления о сущности и социальном назначении государства?
2. Какие формы правления и государственного устройства имеют место в современном мире?
3. Каковы основные признаки демократического политико-правового режима в государстве?
4. В чем заключается сущность (понятие и признаки) правового государства?
5. В чем заключается сущность (понятие и признаки) социального государства?
6. Как устроена система высших государственных органов в Российской Федерации?
7. Каковы современные представления о сущности и социальном назначении права?
8. Как устроена система источников права Российской Федерации?

2. Творческое испытание.
Письменный экзамен в форме сочинения на тему, связанную с творческой деятельностью: о театре, о будущей профессии, об искусстве.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.

Список обязательной литературы по экономике, продюсерству и обществознанию для подготовки к профессиональному и творческому испытаниям

1. Экономика. В 2 кн. Основы экономической теории. 10 —11 классы / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М. : ВИТА-ПРЕСС. 2016.
2. И. В. Липсиц. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. - М. : ВИТА-ПРЕСС. 2018. - 296 с.
3. С. Апфельбаум, Е. Игнатьева. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М. : 2003.
4. А. Роднянский. Выходит продюсер. М. : 2013.
5. Правоведение: учебник / под ред. А. В. Малько. М. : КноРус, 2016.
6. Правоведение: учебник / под ред. М. Б. Смоленского. М. : КноРус, 2016.
7. Правоведение: учебное пособие / под ред. Г. Н. Комковой. М. : Проспект, 2014.
8. В. М. Шумилов. Правоведение: учебник М. : Юрайт, 2016.

Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам для отдельных категорий поступающих:

Русский язык – экзамен.
Экзамен проводится в форме диктанта. Оценивается орфографическая и пунктуационная грамотность в рамках школьной программы. Объем диктанта до 250 слов.
Литература – экзамен.
Экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам. В экзаменационном билете по два вопроса. Проверяются знания литературы в рамках школьной программы.
Примерный перечень вопросов:
1. Лирика А. С. Пушкина: основные темы, проблемы, стиль. 2. Человек в ситуации испытания (повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
3. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: проблематика, герои, особенности композиции.
4. Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»: образ заглавного героя.
5. Основной конфликт в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
6. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: изображение исторического прошлого и реальность Москвы 1930-х годов.
7. Поэзия М. Ю. Лермонтова: образ лирического героя, проблематика, стиль.
8. Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи».
9. Черты романтизма в сборнике Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
10. Лирика С. А. Есенина: основные темы, образ лирического героя.
11. Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
12. Драма М. Горького «На дне»: основной конфликт.
13. Изображение конфликта поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
14. Лирика А. А. Ахматовой: проблематика и стиль.
15. Споры Ильи Обломова и Андрея Штольца (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).
16. Художественные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
17. Нравственные поиски Андрея Болконского и Пьера Безухова («Война и мир» Л. Н. Толстого).
18.Лирика А. А. Блока: основные темы, циклы, образ лирического героя.
19. Проблема греха и раскаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
20. Прошлое, настоящее и будущее в представлении героев «Вишневого сада» А. П. Чехова.

Актерский факультет объявляет прием на 2019-2020 учебный год для обучения по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», уровень специалитета, специализация № 1 «Артист драматического театра и кино»
Нормативный срок обучения – 4 года.
Художественные руководители курса – Брусникина Марина Станиславовна, профессор, заслуженная артистка РФ и Щедрин Сергей Алексеевич, старший преподаватель кафедры актерского мастерства .
Форма обучения — очная.
Контрольные цифры приема (бюджетные места): основные места — 14, квота приема лиц, имеющих особое право – 2.
По договорам с оплатой стоимости обучения (платные места) – 10.
До начала вступительных испытаний поступающие обязательно проходят отборочные прослушивания в три тура . Для отборочных прослушиваний необходимо подготовить программу: 3 отрывка из прозы, 3-4 стихотворения, 3 басни.
Первые туры отборочных прослушиваний проводятся:
— в мае — по воскресеньям — 5, 12, 19, 26 мая 2019 года ,
— в июне — по понедельникам, средам и пятницам в течение всего месяца.
Запись на отборочные прослушивания проводится в форме электронной регистрации с 15 апреля 2019 года. Порядок регистрации поступающих смотрите .
Абитуриенты, получившие отрицательный результат по итогам отборочных прослушиваний на первом, втором или третьем турах, к повторному прослушиванию не допускаются .
Вторые и третьи туры отборочных прослушиваний проходят в июне, по утвержденному Приемной комиссией расписанию. Расписание будет размещено на сайте Школы-студии МХАТ в апреле 2019 года.

Вниманию иногородних абитуриентов!

Только для вас в дополнительные дни по воскресеньям — 7, 14, 21, 28 апреля 2019 года будут проводиться отборочные прослушивания (I-ый тур).
Абитуриенты, получившие отрицательный результат по итогам отборочного прослушивания в апреле, не допускаются к повторному прослушиванию в основные сроки.
Предварительная регистрация по электронной почте на прослушивание в апреле начнется 20 февраля и закончится 29 марта 2019 года . Регистрация абитуриентов на выбранную дату осуществляется только при наличии отсканированного железнодорожного или авиабилета, присланного на .
Абитуриенты, зарегистрированные на выбранную ими дату, проходят прослушивание в этот день. Перед прослушиванием в 10.00 в порядке живой очереди начинается оформление консультационных листов.
Обязательно иметь при себе паспорт . Отборочное прослушивание с 11.00 .
Граждане, зарегистрированные в Москве и Московской области, к прослушиванию в апреле не допускаются .
Вторые и третьи туры отборочных прослушиваний проходят в июне, по утвержденному Приемной комиссией расписанию. Расписание будет размещено на сайте Школы-студии МХАТ в апреле 2019 года.

Абитуриенты, прошедшие три тура отборочных прослушиваний , допускаются к вступительным испытаниям. Перед вступительными испытаниями поступающие подают в Приемную комиссию следующие документы:
а) заявление (в заявлении необходимо точно указать полученные баллы ЕГЭ по русскому языку и по литературе );
б) документ, удостоверяющий личность и гражданство (паспорт);
в) документ об образовании или об образовании и о квалификации;
г) шесть фотографий (3х4).
Результаты ЕГЭ действительны за 2019, 2018, 2017, 2016, 2015 гг . Прием документов с 17 июня по 7 июля 2019 года с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00 (6 и 7 июля документы будут приниматься с 10.00 до 16.00) по адресу: Москва, Камергерский переулок, дом 1, 3 этаж, кабинет 3-4.
Вступительные испытания проводятся с 01 июля 2019 года по мере формирования групп из числа лиц, подавших необходимые документы.

Перечень вступительных испытаний:

1. Творческое испытание:
— исполнение литературных произведений: чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из прозы (подготовить несколько произведений разного жанра).

2. Профессиональное испытание:
— проверка голоса и речи: устанавливается наличие здорового голоса, отсутствие органических недостатков речи, четкость дикции;
— проверка музыкальных данных: выполнение упражнений по заданию экзаменатора на проверку музыкального ритма, исполнение песни по своему выбору;
— проверка пластических данных: выполнение по заданию экзаменатора упражнений по проверке пластичности, координации движений, исполнение танца по своему выбору.
Результаты экзамена оцениваются по 100-балльной шкале.
Минимальный балл на бюджетные места – 50.
Минимальный балл на платные места – 50.
3. Русский язык – ЕГЭ
Минимальный балл – 55.
4. Литература – ЕГЭ
Минимальный балл – 44.

Программы вступительных испытаний, критерии и шкала оценивания опубликованы в разделе Программы вступительных испытаний см.

Иногородним студентам на время обучения предоставляется общежитие.
Общежитие на время поступления не предоставляется.

E-mail: [email protected]

УГНТУ в вопросах и ответах

1 Общие сведения об университете

Чем знаменит Уфимский государственный нефтяной технический университет?

История Уфимского государственного нефтяного технического университета берет свое начало с октября 1948 года и теснейшим образом связана с развитием нефтяной промышленности Башкирии и всей страны в целом. С тех пор вуз подготовил для топливно-энергетического комплекса свыше 70 тысяч специалистов.

Вуз осуществляет подготовку кадров по всем направлениям деятельности нефтегазовой отрасли и ее инфраструктуры, начиная с разведки месторождений нефти и газа, заканчивая получением продуктов переработки углеродов и дальнейшей транспортировки.

Сегодня УГНТУ представляет собой учебно-научно-производственное объединение.

Материальная база вуза позволяет организовывать учебный процесс и научные исследования на самом современном уровне. Восемь учебных корпусов университета оснащены современными лабораторным оборудованием , тренажерами, компьютерной техникой .

Впечатляющий рост социальной базы УГНТУ позволяет обустроить быт студентов, укрепить их здоровье, организовать их культурный отдых. Вуз имеет 10 общежитий, поликлинику, стационар, профилакторий, стадион, спортивно-оздоровительный комплекс международного класса. Во время каникул студенты могут отдохнуть в спортивно-оздоровительном комплексе учебно-научно-производственного полигона «Солуни», расположенном на живописном берегу Павловского водохранилища .

Кто руководит университетом?

Возглавляет УГНТУ ректор. С 1994 года вузом руководит Айрат Мингазович Шаммазов, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ.

Кто учит студентов?

Только в головном вузе (г. Уфа) работают свыше 800 преподавателей, среди которых более 400 доцентов, кандидатов наук, 150 докторов наук, профессоров. Важнейшей своей задачей УГНТУ считает подготовку кадров высшей квалификации, способных обеспечить преемственность качественного подхода к обучению.

Сколько лет студенты учатся в УГНТУ?

Вуз готовит специалистов с высшим образованием по очной (дневной), очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Продолжительность обучения на них разная.

На очном отделении осуществляется подготовка бакалавров в течение 4-ех лет (по направлению «Архитектура» - 5-ти лет) и специалистов в течение 5-ти лет.

На очно-заочном и заочном отделениях осуществляется подготовка бакалавров в течение 5-ти лет и специалистов в течение 6-ти лет.

Подготовка магистра на очной форме обучения занимает 2 года, на заочной - 2,5 года.

Отдельные категории студентов на базе среднего профессионального и высшего профессионального образования могут обучаться по сокращенным программам от 3-х до 4-х лет.

Бакалавр, кто это?

Выпускнику вуза, подготовленному по избранному им направлению в течение четырех лет в соответствии с основной образовательной программой высшего профессионального образования, после успешной защиты выпускной квалификационной работы присуждается академическая степень бакалавра с выдачей диплома о высшем образовании государственного образца. Бакалавр имеет право на конкурсной основе продолжить обучение с целью получения диплома специалиста (1-1,5 года) или степени магистра (2- 2,5 года).

Кто такой магистр?

Выпускнику вуза (бакалавру), освоившему соответствующие программы высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки и успешно защитившему магистерскую диссертацию, решением государственной аттестационной комиссии присуждается академическая степень магистра с выдачей диплома государственного образца. Особенностями обучения в магистратуре являются индивидуальный творческий подход, повышенные требования к глубине и широте получаемых знаний, стремление к формированию научного мировоззрения, приобретению углубленных навыков научно-исследовательской и научно-педагогической работы .

Обучение в УГНТУ платное или бесплатное?

Университет принимает на места, финансируемые из федерального бюджета РФ (для студентов обучение на них – бесплатно), и на места с оплатой стоимости обучения в соответствии с договорами, заключаемыми УГНТУ с юридическими или физическими лицами в пределах численности определяемой лицензией вуза.

Есть ли в университете военная кафедра?

Военной кафедры в вузе нет

Предоставляются ли студентам УГНТУ места в общежитиях?

Всем студентам, обучающимся на бюджетной основе и нуждающимся в предоставлении мест в общежитии, вуз эти места предоставляет в обязательном порядке. Студенческий городок УГНТУ обширен, вследствие чего места в общежитиях предоставляются и многим студентам, обучающимся на платной основе. Заселение в общежитие производится строго в соответствии с санитарными нормами , на весь срок обучения. Оплата производится в соответствии с законодательством РФ. Все факультеты имеют общежития, в каждом из них организованы комнаты для занятий и отдыха, бытовые помещения.

Каков порядок выплаты стипендий?

Академические стипендии назначаются успевающим на «хорошо» и «отлично» студентам, обучающимся на бюджетной основе. При числе отличных оценок более половины стипендия может быть увеличена. Обучающиеся только на «отлично» могут претендовать на получение стипендий Президента РФ, Правительства РФ, Президента РБ и других именных стипендий.

Государственные социальные стипендии назначаются студентам из числа сирот, инвалидов I и II групп, пострадавшим от радиационных катастроф, инвалидам и ветеранам боевых действий на основании документов установленного образца. Студентам, нуждающимся в социальной помощи , назначается социальная стипендия на основании ежегодно предоставляемой справки от органов социальной защиты по месту жительства. Студенты, получающие социальную стипендию, имеют право претендовать на получение академической (именной) стипендии на общих основаниях.

Можно ли восстановиться в вузе после службы в армии?

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» граждане, призванные на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняют право на продолжение образования в том вузе, где учились до призыва.

Можно ли совмещать службу в армии и учебу в вузе, например, по заочной форме обучения?

В соответствии с Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» (ст. 19) для тех, кто проходит военную службу по призыву - нет! Возможность совмещения службы в армии и обучения в вузе предусмотрена указанным законом только для отдельных категорий военнослужащих - контрактников.

2 О приеме студентов на первый курс

2.1 Общие сведения о приеме на первый курс

Где можно получить официальную и достоверную информацию о приеме студентов на первый курс УГНТУ?

В приемной комиссии университета, расположенной в 8-ом корпусе вуза (бывший ДК Орджоникидзе) по адресу: г . Уфа, комната 308; телефон: (3 , а также на сайте приемной комиссии: http://www. pk.

Вопросы можно также помещать в гостевой книге сайта или присылать на e-mail: *****@***ru

Как дополнительно подготовиться к поступлению в УГНТУ?

Дополнительную подготовку можно получить в центре довузовского образования УГНТУ. Основные формы подготовки:

Прием документов на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста (за исключением поступающих по заочной форме обучения) завершается:

У лиц, поступающих для обучения по направлению «Архитектура» (БАР) , при приеме на которую проводится дополнительное вступительное испытание творческой направленности, – 5 июля;

У лиц, поступающих в УГНТУ для обучения по направлениям подготовки (специальностям) по результатам вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно, – 10 июля ;

У лиц, поступающих в УГНТУ только по результатам ЕГЭ, – 25 июля .

Прием документов для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по заочной форме обучения, для обучения по программам магистратуры, а также для поступления на второй и последующие курсы завершается 1 августа .

Какие документы необходимы для поступления?

Документ о среднем (полном) образовании или его ксерокопия;

Восемь фотокарточек размером 3x4 см;

Паспорт, удостоверяющий личность и гражданство (+ ксерокопия его страницы с личными данными абитуриента).

К подаваемому заявлению могут быть приложены: оригинал или копия медицинской справки формы 086-У, заверенная в поликлинике по месту выдачи, оригинал или копия сертификата о прививках; полис добровольного страхования от несчастного случая и другие документы, в частности, если абитуриент претендует на льготы установленные законодательством Российской Федерации .

Как абитуриенту оценить свои шансы на поступление?

Поскольку значение проходного балла определяется при подведении итогов конкурса на направления подготовки (специальности), то известен проходной балл будет только по окончании конкурса. Всякие данные об ожидаемом значении проходного балла до подписания приказа о зачислении на первый курс носят предварительный, ориентировочный характер.
Абитуриент оценивает свои шансы при поступлении на то или иное направление подготовки (специальность). Задача приемной комиссии – помочь ему в этом.
Что нужно учитывать в первую очередь?
1) конкурс (количество заявлений на место) в предыдущие годы. Конкурс характеризует «популярность» направления подготовки (специальности) и факультета.
2) проходные баллы прошлых лет. Они могут отличаться весьма существенно, но отражают общую тенденцию и выполняют ту же роль – дают представление о «популярности» специальности и о силе участвующих в конкурсе абитуриентов.
3) список всех абитуриентов, указавших в заявлениях направление подготовки (специальность) в числе приоритетных. В этом списке указаны все потенциальные «соперники», претендующие на вакантные места, с их баллами.
4) текущий рейтинговый список. Уточненная информация о претендентах на места. В этом списке абитуриенты, участвующие в нескольких конкурсах, «попадают» только на одну из заявленных специальностей с наивысшим приоритетом.
Необходимо помнить, что вся эта информация, представляемая приемной комиссией, носит лишь консультативный характер. Абитуриент сам должен решить, в каких конкурсах он примет участие, достаточны ли его шансы на поступление на вакантные места на данную конкретную специальность.

Можно ли подать копию документа о среднем образовании ?

Можно, но следует иметь в виду: для участия в конкурсном отборе необходимо заменить копию документа об образовании на подлинник не позднее устанавливаемого правилами приема срока. Абитуриенты, поступающие в УГНТУ на целевую подготовку, подают только подлинники документов.

Нужно ли заверять копию документа об образовании?

Можно ли подать документы на несколько факультетов (направлений подготовки)?

Можно. В отборочной комиссии одного из факультетов, куда впервые обращается абитуриент, нужно указать в анкете любые три направления подготовки УГНТУ. При этом абитуриенту следует сравнить перечень вступительных испытаний на разные направления подготовки, проанализировать и оценить возможность предоставления своих результатов ЕГЭ или своего участия в испытаниях для разных направлений. Абитуриент должен помнить, что подать документы он может только в пять вузов.

Зачем указывается приоритет направлений подготовки (специальностей) и форм поступления в анкете абитуриента?

Приоритет специальностей (форм поступления) определяет процедуру зачисления абитуриента в университет. В начале рассматривается возможность зачисления на первую, наиболее приоритетную указанную в анкете, специальность. Если суммы набранных на вступительных испытаниях баллов недостаточно для зачисления, рассматривается возможность зачисления на вторую по счету специальность, указанную в анкете, и т. д.

Таким образом, при подведении итогов конкурсов каждый абитуриент будет представлен к зачислению только на одну специальность, на которую у него достаточно баллов и которая имеет более высокий приоритет в его заявлении.

Можно ли изменять набор специальностей и их приоритет?

До окончания срока приема документов можно изменять как состав, так и приоритет избираемых специальностей и форм поступления, но не чаще, чем один раз в день.

Если на момент подачи документов нет регистрации места жительства в паспорте абитуриента, не откажут ли ему в приеме?

Документы будут приняты, т. к. в соответствии с законодательством в области образования российским гражданам гарантирована возможность получения образования независимо от места жительства.

В каком случае абитуриент может обратиться по вопросу оформления личного дела в отборочную комиссию другого факультета, если уже подавал заявления в одной из отборочных комиссий и был зарегистрирован в университетской базе данных ?

Оформление второго личного дела при существующем первом деле является категорически недопустимым!

Абитуриент имеет право аннулировать существующее личное дело (забрать все заявления и документы) и после этого обратиться в другую отборочную комиссию для оформления нового личного дела.

Если ЕГЭ сдавался в текущем году в школе, обязательно ли предъявлять свидетельство при подаче документов?

Необязательно, так как результаты ЕГЭ приемной комиссией будут взяты из федеральной базы. Но при успешном прохождении конкурсного отбора и последующего зачисления необходимо представить оригинал свидетельства ЕГЭ в приемную комиссию.

Могут ли абитуриенты подать заявление по почте?

Поступающие вправе направить заявление о приеме на первый курс, а также необходимые документы через операторов почтовой связи общего пользования (по почте). Документы направляются почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Уведомление и опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего. Документы, направленные абитуриентом по почте, принимаются вузом при их поступлении не позднее сроков, установленных Правилами приема для завершения приема документов.
При направлении документов по почте поступающий к заявлению о приеме прилагает ксерокопии документов, удостоверяющих его личность и гражданство, ксерокопию документа государственного образца об образовании, а также иные документы, предусмотренные Правилами приема.

Каковы действия сотрудников отборочной комиссии при поступлении документов почтой?

Почтовое отправление передается ответственному секретарю отборочной комиссии того факультета (института, филиала), чья специальность стоит в анкете первой по счету. Он должен проверить полноту предоставленных документов, а также соответствие сроков отправления и поступления по почтовому штемпелю.

При соответствии документов требованиям Правил приема отборочная комиссия оформляет личное дело. При несоответствии – оформляется докладная записка на имя ответственного секретаря приемной комиссии, а он информирует абитуриента о несоответствиях.

Могут ли абитуриенты подать заявление по Internet?

Подача заявления в электронно-цифровой форме осуществляется по сети Интернет

на e-mail приемной комиссии с приложением электронных (отсканированных и сохраненных в формате «jpg») копий документов, удостоверяющих личность и гражданство абитуриента, и электронной копии документа об образовании, а также иных документов, предусмотренных Правилами приема. В случае предоставления всех необходимых документов заявление регистрируется в информационной системе и абитуриент допускается к участию в конкурсе наравне с гражданами, подавшими «твердые» копии документов.

Кто из законных представителей абитуриента может за него подать заявление о приеме в УГНТУ?

Никто. Заявление должно подаваться абитуриентом лично.

Как следует поступить, если законный представитель абитуриента (без присутствия последнего) требует изменить состав ранее заявленных абитуриентом специальностей в личном деле и/или их последовательность в листе приоритета?

Все изменения в личном деле оформляются абитуриентом лично. В требованиях представителей абитуриента об изменении состава или приоритетов заявленных специальностей без самого абитуриента следует отказывать. В спорных случаях следует обращаться к ответственному секретарю приёмной комиссии.

В каком случае можно выдать документы законному представителю абитуриента?

Документы выдаются лично абитуриенту, а не его законным представителям. В исключительных случаях ответственному секретарю отборочной комиссии следует обращаться к ответственному секретарю приемной комиссии, который примет решение.

2.3 Вступительные испытания

Университет проводит олимпиады школьников?

В 2012 году УГНТУ проводит региональную олимпиаду школьников «Строительные кадры Поволжья» по физике, вошедшую в перечень утвержденный Минобрнауки РФ.

Какими льготами пользуются победители и призеры олимпиад школьников, вошедших в перечень утвержденный Минобрнауки РФ) ?

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников принимаются для обучения на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю всероссийской олимпиады школьников - без вступительных испытаний (Закон Российской Федерации «Об образовании» -1 (ст.16)

Победители и призеры Олимпиады, по решению Ученого Совета УГНТУ, в зависимости от уровня Олимпиады (уровень утверждается до 10.05.2012 Минобрнауки РФ), имеют право в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров Олимпиад на получения одной из следующих льгот:

Быть зачисленным в ФГБОУ ВПО УГНТУ без вступительных испытаний на направления подготовки бакалавриата, специалитета, соответствующие профилю олимпиады

Победители олимпиад школьников по математике (І, ІІ, ІІІ уровней) и призеры олимпиад по математике (І уровня);

Быть приравненным к лицам, набравшим 100 баллов по единому государственному экзамену соответствующие профилю олимпиады:

Призеры олимпиад по математике (ІІ, ІІІ уровня);

Победители и призеры олимпиад по физике (І, ІІ, ІІІ уровня);

Победители и призеры олимпиад по химии (І, ІІ, ІІІ уровня) на профили подготовки - БТБ, БТП, БТС.

В какой форме проводятся вступительные испытания при поступлении на бюджетные места очной формы обучения?

При поступлении на бюджетные места очной формы обучения вступительные испытания по математике, физике, химии, истории, обществознанию и русскому языку проводятся в форме и по материалам ЕГЭ. В качестве результатов вступительных испытаний засчитываются результаты ЕГЭ 2012 г. или 2011 г., а также результаты ЕГЭ 2010 г., только для лиц, проходивших военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы;

Университет проводит также дополнительное вступительное испытание творческой направленности по рисованию для абитуриентов специальности «Архитектура».

Конкретный перечень вступительных испытаний определяется выбранным направлением подготовки или специальностью.

Где узнать место и время проведения экзамена?

Расписание вступительных испытаний размещается на информационных а также публикуется на сайте приемной комиссии.

Когда надо прибыть на вступительные испытания, что при себе иметь?

Начало всех испытаний определяется расписанием. Приходить к учебному корпусу, в котором проводятся испытания необходимо за 30 минут до их начала. При себе следует иметь экзаменационный лист, паспорт.

Как вести себя во время вступительного испытания?

Абитуриент обязан выполнять указания сотрудников приемной комиссии. Запрещается во время испытания разговаривать, отвлекать окружающих, пользоваться электронными записными книжками, сотовыми телефонами, средствами мобильной связи, плеерами, диктофонами и т. п. За нарушение порядка следует удаление абитуриента с испытания с простановкой оценки «0» (ноль баллов).

В случае возникновения претензий по содержанию контрольно-измерительных материалов, используемых на вступительном испытании, необходимо сообщить об этом дежурному в аудитории сотруднику приемной комиссии.

В целом проведение вступительных испытаний и правила поведения на них регламентируется Положением «О вступительных испытаниях в УГНТУ»

Когда объявляются результаты испытаний?

Результаты экзаменов, проводившихся в форме и по материалам ЕГЭ, объявляются в день их получения из регионального центра обработки информации (РЦОИ).

Результаты вступительных испытаний, проводимых УГНТУ, объявляются в соответствии с расписанием проведения вступительных испытаний по их завершению на следующий день.

Какое количество баллов необходимо набрать для положительной оценки вступительного испытания?

Соответствующее количество баллов определяется приемной комиссией вуза с учетом рекомендаций Рособрнадзора до начала вступительных испытаний. Предусматривается дифференциация положительной оценки в зависимости от выбранной специальности подготовки.

Можно ли подавать заявления на апелляции и как это сделать?

Апелляции по вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ осуществляется в конфликтной комиссии ГЭК РБ (Министерство образования РБ).

Апелляции по остальным предметам проводится апелляционной комиссией УГНТУ по письменным заявлениям абитуриентов, которые принимаются в день объявления результатов экзамена. На апелляцию необходимо явиться лично. Апелляции от вторых лиц не принимаются

Результаты письменного экзамена становятся известны только после проверки всех экзаменационных работ. Дата, место и время оглашения оценок чаще всего указываются на информационных стендах. Следует заметить, что абитуриент имеет право сразу после оглашения оценок за письменный экзамен ознакомиться со своей проверенной работой.

Процедура ознакомления абитуриентов с проверенными работами в различных вузах различна. Однако везде абитуриент может потребовать предъявить ему проверенную работу по письменному экзамену в день объявления оценки, по устным вступительным испытаниям и собеседованиям апелляции принимаются в день сдачи экзамена после объявления оценки.

Многие абитуриенты не стремятся ознакомиться со своими проверенными работами, ошибочно полагая, что это может иметь для них какие-либо нежелательные последствия. В действительности опасаться нечего. Помните: экзаменаторы такие же люди, как и вы. Они тоже могут ошибаться.

Неверно при этом мнение о том, что апелляция - дело совершенно безнадежное. Существует достаточно примеров, когда по итогам апелляции оценки поднимаются.

Апелляции рассматриваются специальными комиссиями (так называемыми апелляционными комиссиями). Необходимым условием успешности апелляции является грамотно составленное заявление. Дело в том, что апелляционная комиссия руководствуется в своих действиях инструкцией, которая регулирует порядок подачи и рассмотрения апелляционных заявлений. Эта инструкция содержит полный перечень причин, по которым жалоба может быть признана обоснованной.

Апелляция может быть признана обоснованной только в трёх случаях:

Если вопрос, содержащийся в билете, выходит за рамки официальной государственной программы по данному предмету;

Если была нарушена процедура экзамена;

Если записи, объяснения или другие материалы работы были неверно интерпретированы или истолкованы экзаменаторами (в том числе были «не замечены»).

Никакая другая причина не может служить основанием для подачи апелляции и не должна указываться в тексте соответствующего заявления.

Еще несколько моментов по процедуре подачи заявления на апелляцию. При подаче заявления на апелляцию абитуриент обязан иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, и экзаменационный лист.

Очень часто бывает, что во время просмотра абитуриентом проверенной работы экзаменаторы начинают отговаривать его от подачи апелляции. Вы должны принять во внимание все их доводы, но действовать при этом можете по-своему. Закон даёт вам право подавать апелляцию, и только вы можете решать - делать это или нет.

И еще одно. В соответствии с правилами, в результате рассмотрения апелляции оценка за экзамен не может быть понижена ни при каких обстоятельствах. При рассмотрении апелляции дополнительный опрос абитуриентов, внесение исправлений в работы и протоколы не допускается. Только лишь при рассмотрении апелляции по специализации абитуриент может быть допущен к повторному прохождению указанного испытания.

В заключение заметим, что некоторым абитуриентам за время вступительных экзаменов удавалось добиться повышения оценок не по одному, а по двум и даже по трём предметам!

Можно ли родителям абитуриента присутствовать на апелляции?

Один из родителей абитуриента (равно опекун или другое официально назначенное доверенное лицо) может присутствовать на апелляции как наблюдатель и в том случае, если абитуриент не достиг совершеннолетия. Апелляция проводится только при наличии паспортов у абитуриента и его доверенного лица.

Абитуриент сдавал ЕГЭ как выпускной экзамен по окончании школы (в мае-июне). Может ли он повторно в том же году сдать пересдать ЕГЭ в июле?

К повторной сдаче ЕГЭ допускаются, только участники ЕГЭ – выпускники текущего года, получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительный результат по одному обязательному предмету и по уважительным причинам не воспользовавшиеся правом пересдать его в резервные дни основного срока ЕГЭ.

Выпускник 2012 года сдает в школе только обязательные предметы ЕГЭ по математике и русскому языку. Может ли он сдать ЕГЭ по физике или химии в УГНТУ в июле?

Могут сдавать только участники ЕГЭ – выпускники текущего года, пропустившие сдачу ЕГЭ в основные сроки по уважительным причинам.

Какими льготами пользуются абитуриенты, награжденные по окончании среднего учебного заведения РФ золотой (серебряной) медалью или получившие по окончании государственных средних специальных учебных заведений РФ диплом с отличием?

При равном количестве набранных баллов преимущественное право на зачисление имеют абитуриенты имеющие награду за учебу (медаль, красный диплом) (согласно п.9.2 «Правил приема на 2012 год в УГНТУ);

Предоставляются ли льготы абитуриентам, представившим аттестат с одними пятерками, но не имеющим медали?

2.4 Конкурс и зачисление в состав студентов

Как происходит зачисление на бюджетные места?

Из числа лиц успешно прошедших вступительные испытания и предоставивших в отборочные комиссии подлинники документов об образовании, в первую очередь зачисляются абитуриенты, имеющие предусмотренные законодательством РФ льготы.

Дальнейший конкурсный отбор осуществляется в зависимости от суммы баллов, набранных на конкурсных экзаменах, среди абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания.

Конкурс на бюджетные места очного обучения осуществляется последовательно по специальностям, указанным в листе приоритета абитуриента на момент зачисления.

Что такое «проходной» и «полупроходной» балл?

При подведении итогов конкурса на каждую специальность и направление подготовки представляются к зачислению абитуриенты из верхней части итогового рейтингового списка в соответствии с их конкурсными баллами. Сумма баллов абитуриента, занявшего последнее выделенное место, объявляется «проходным баллом.

Если такая сумма набрана несколькими абитуриентами (двумя и более), причем общее количество абитуриентов, имеющих равное или большее количество баллов превышает число мест на специальности (в конкурсной группе), то указанный суммарный балл является полупроходным.

Как быть абитуриенту, который не набрал требуемого количества баллов для прохождения по конкурсу на те специальности, которые были указаны им в анкете?

При наличии вакантных мест по состоянию из таких абитуриентов будут сформированы списки резерва. Вошедшие в этот список будут иметь право подать заявление на замещение вакантных мест по другим специальностям при условии наличия у них соответствующих комплектов результатов вступительных испытаний. Если набранного количества баллов окажется недостаточным для прохождения конкурсного отбора на вакантные бюджетные места, можно заявить полученные баллы в качестве результатов вступительных испытаний на места с оплатой стоимости обучения

Что такое ранжирование, где можно ознакомиться с его результатами?

Ранжирование – формирование по каждой специальности списка абитуриентов-кандидатов на зачисление. Положение кандидата в списке определяется категорией абитуриента (имеющие право на внеконкурсное зачисление; выдержавшие конкурс на целевые места; поступающие по общему конкурсу). В пределах каждой категории место определяется по рейтингу набранных конкурсных баллов с учетом преимущественного права (льгот) на зачисление. С ранжированием можно ознакомиться на стендах приемной комиссии или на ее сайте www. pk.

3 Поступление в УГНТУ лиц, имеющих льготы, установленные законодательством РФ

Какой документ подтверждает наличие российского гражданства?

В соответствии с Федеральным Законом от 01.01.2001 «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются данным федеральным законом.

Какие документы должны представлять в приемную комиссию:

Дети-сироты;

Дети, оставшиеся без попечения родителей;

Лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Правовой

статус ребенка

Документы, подтверждающие

правовой статус ребенка

Дети-сироты

Свидетельства о смерти матери и отца ребенка;

Свидетельство о смерти единственного родителя (матери) и справка учреждения ЗАГС о внесении сведений об отце ребенка со слов матери (по форме №25)

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Решение суда о лишении обоих родителей родительских прав (ст. 69, 70, 71 Семейного кодекса РФ);

Решение суда об ограничении обоих или единственного родителя родительских прав (ст. 73 – 76 Семейного кодекса РФ);

Решение суда о признании отца и матери безвестно отсутствующими или объявление единственного родителя умершим (ст. 274 – 279 ГПК РФ);

Обвинительный приговор суда с назначением наказания в виде лишения свободы отца и матери или единственного родителя;

Решение суда об ограничении дееспособности отца и матери или единственного родителя. Решение суда о признании отца и матери или единственного родителя недееспособными (ст.281-284 ГПК РФ);

Зачастую на льготы претендуют дети, у которых, допустим, мать умерла, а отец живет в другой семье. Могут ли они считаться сиротами?

Не могут. В соответствии со ст. 61 и 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Отец, проживающий отдельно от ребенка, обязан воспитывать своего ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии. В соответствии с действующим законодательством родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет.

Известны случаи, когда предоставляется свидетельство о смерти матери, а от отца - письменный отказ от ребенка. Может ли это служить поводом для предоставления льгот?

Свидетельство о смерти матери и письменное согласие отца на усыновление («отказ») в нотариально заверенной форме является основанием для установления правового статуса «ребенок, оставшийся без попечения родителей».

Имеют ли право лица, претендующие на льготы, представлять документы на момент зачисления?

Нет. Лица, претендующие на льготы при приеме в вуз, обязаны по требованию приемной комиссии представить соответствующие документы при подаче заявления или донести их до завершения подачи документов.

Ребенок-молдаванин закончил российскую школу и проживает в России. Имеет документы, подтверждающие отсутствие родителей. Пользуется ли он льготами при поступлении как ребенок-сирота?

За исключением случаев льготников-«чернобыльцев», иностранные граждане льготами при поступлении в вузы не пользуются. В отношении такого абитуриента, если приемная комиссия захочет пойти ему навстречу, можно допустить его к участию в конкурсе на места, финансируемые из государственного бюджета, без предоставления льгот на внеконкурсное зачисление.

Можно ли допускать к внеконкурсному зачислению абитуриентов-инвалидов, у которых не полностью оформлены документы медико-социальной экспертизы?

При неполном заполнении индивидуальной программы реабилитации приемная комиссия имеет полное право не включать абитуриента в число лиц, претендующих на внеконкурсное зачисление. Но может и разрешить абитуриенту привести к моменту зачисления документ, отвечающий требованиям по заполнению данного документа.

Абитуриент на момент сдачи документов является ребенком-инвалидом, то есть, имеет право на льготу при поступлении. Но в период до зачисления, то есть, подписания приказа о зачислении, ему исполняется 18 лет, и он из категории детей-инвалидов переходит в категорию взрослых-инвалидов и должен заново подтвердить свою инвалидность. Льгота должна быть действительна на момент подачи документов или на момент зачисления?

Льгота должна быть действительна до окончания завершения подачи документов. Для разных категорий абитуриентов это: до 5 июля , 10 июля, 25 июля.

Российский гражданин (в настоящее время) имеет два свидетельства о смерти обоих родителей, оформленных в Казахстане (ранее проживал). Можно ли ему предоставить льготы при поступлении?

Да, конечно. Именно на том основании, что он является российским гражданином.

Какие документы должны представить дети-инвалиды для того, чтобы обладать правом внеконкурсного приема? Какова форма удостоверения? Кем и когда должны быть выданы? Какие формулировки в них должны быть внесены? Какая должна на них стоять печать?

Документом, подтверждающим факт установления инвалидности или категории «ребенок-инвалид», является справка медико-социальной экспертизы (МСЭ) единого образца для взрослых и детей, выданная учреждением МСЭ и скрепленная круглой печатью этого учреждения. Справка должна быть заполнена в соответствии с рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда России (в редакции приказа Минздравсоцразвития России).

Для гражданина, признанного инвалидом, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР) по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России, в реквизитах которой предусмотрена печать учреждения МСЭ, которым она выдана. Согласно ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство обеспечивает инвалидам получение высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

С какого времени введена новая форма индивидуальной программы реабилитации инвалида? А если инвалид проходит переосвидетельствование раз в два года, тогда какой документ подтверждает его право на льготы?

Приказом Минздравсоцразвития введена новая форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности. Принимаются ли вузами справки старого образца? Если да, то до какого времени?

Справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), подтверждающие установление группы инвалидности или категории «ребенок-инвалид», выданные экспертными учреждениями до 08.11.2005 года, являются действительными до окончания срока установления инвалидности.

Некоторые абитуриенты приносят вместо удостоверения справки, мотивируя данное обстоятельство отсутствием бланков удостоверений. Действительны ли они?

Основанием для предоставления мер социальной поддержки гражданам являются только удостоверения установленного образца.

В законах в сфере образования предусмотрена льгота для инвалидов боевых действий. Какие документы они должны представлять в приемные комиссии?

Документами, подтверждающими право инвалидов на получение гарантированного государством образования, являются справка МСЭ об инвалидности и ИПР, независимо от причины инвалидности.

Закон предоставляет право на внеконкурсное зачисление в вузы детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также последующим поколениям детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей. Какими документами удостоверяется право этих абитуриентов на льготы?

Удостоверением установленного образца.

Существуют ли особенности предоставления льгот для абитуриентов, не проживающих на пораженных территориях, но родившихся там? И какой документ подтверждает наличие льгот для них?

Сам факт рождения на соответствующей территории и последующего переселения на «чистую» территорию, а также удостоверение установленной формы являются достаточным основанием для получения льгот.

Обязательно ли должно содержаться указание на полученную дозу облучения в документах граждан, пострадавших в результате ядерных катастроф?

Абитуриент принес удостоверение из какого-либо населенного пункта, а в перечне населенных пунктов, пострадавших от Чернобыльской аварии, такого нет. Что делать в этом случае? Где можно подтвердить его право (или отсутствие права) на льготы?

Отсутствие населенного пункта в соответствующем перечне свидетельствует, что данный пункт не отнесен к зоне радиоактивного загрязнения и, следовательно, оснований для выдачи удостоверения нет.

Пользуются ли граждане, приехавшие поступать в российский вуз из республик ближнего зарубежья и проживающих там на пораженных территориях льготами при приеме? Какими? Где можно найти перечень пораженных территорий в этих странах?

Если нет межгосударственных или межправительственных соглашений об этом, то нет. Граждане из государств СНГ, постоянно проживающие в России, пользуются льготами при условии предъявления удостоверения российского образца.

Пятый ребенок в семье. Отца нет, но есть мать. Есть ли льготы при поступлении?

Какие документы регламентируют предоставление льгот малочисленным народам Севера?

У них льгот нет.

4 Прием иностранных граждан

Абитуриентов каких стран ближнего зарубежья можно принимать на бюджетные места без дополнительного решения центральной приемной комиссии?

Это граждане республик Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызской Республики в соответствии с межгосударственными договорами.

Как подтвердить статус соотечественника?

Как правило, статус соотечественника может быть закреплен за лицом коренной национальности СССР, имеющим «корни» и/или родственные связи в Российской Федерации, которые не могут реализовать свое право на получение высшего образования в стране проживания. К таким лицам также могут быть отнесены лица, давно проживающие в России, окончившие средние образовательные учреждения РФ и другие. Вопрос о присвоении статуса решается индивидуально по личному заявлению абитуриента на заседаниях приемной комиссии путем голосования. Таким абитуриентам предоставляется право участвовать в конкурсе на госбюджетные места.

Пользуются ли льготами при зачислении абитуриенты из ближнего зарубежья? Если да, то какими?

Льготы распространяются только на граждан РФ. Исключение составляет льгота по внеконкурсному зачислению лиц, пострадавших или участвовавших в ликвидации Чернобыльской катастрофы.

Гражданка США (бывшая гражданка России), окончила российскую школу и проживает в России. Может ли поступать на бюджет?

На усмотрение приемной комиссии. В отношении данной гражданки порядка приема будет как к иностранному гражданину, проживающему на территории бывших республик СССР (Российская Федерация расположена на территории бывшей республики СССР - РСФСР).

Каков порядок и сроки прохождения процедуры нострификации (признания эквивалентности иностранных документов об образовании)?

Порядок признания иностранных документов об образовании определяется приказом Минобразования России № 15 от 01.01.2001. В настоящее время Рособрнадзор заключил договоры с 6 экспертными центрами (в Москве (2), С. Петербурге, Ростове-на-Дону, Калининграде, Екатеринбурге). Процедура платная. Цены устанавливают сами центры. Центры осуществляют техническую работу. Рособрнадзор принимает решение и подписывает свидетельства об эквивалентности. Сроки рассмотрения документов зависят от государства, откуда поступает документ, т. е. существуют ли соглашения с этим государством о взаимном признании документов об образовании или нет. В последнем случае необходимо проводить экспертизу содержания, и продолжительность процедуры признания может достигать нескольких месяцев. Нормативный срок рассмотрения документов – около месяца. Сейчас разрабатывается административный регламент по признанию иностранных документов об образовании. Проект регламента можно найти на сайте Рособрнадзора.