11 класс

Мишель монтень годы жизни. Мишель Монтень интересные факты. Бог и философия

Монтень, Мишель де (Montaigne, Michel de) французский философ, автор «Опытов», заложивших основы новой литературной формы. Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Предметом большинства эссе являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера. Согласно Монтеню, природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни - жизни в умеренности. Органы чувств человека несовершенны, способности нашего познания ограниченны; лишь один Бог, согласно Монтеню, всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между «Я знаю» и «Я не знаю» - естественно трансформируется в единственно правильно поставленный вопрос: «А что именно я знаю?», предполагающий воздержание от суждений, подлежащих дальнейшему рассмотрению. Убежденность Монтеня в идеях свободы и сословного равенства людей явила сой бой перспективную компоненту эволюции идеала: человеческого достоинства в рамках европейского менталитета. Основные сочинения: «Опыты» (в трех книгах; 1580, 1588); «Путевой журнал» (1580-1581) и др.

Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 - году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору - послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж. Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес.

«Опыты» М. Монтеня

Результатом его деятельности и явились две первые книги «Опытов», выпущенные в 1580 году. Избранный мэром, Монтень вынужден был прервать работу над своим сочинением, но в 1586 году он к ней вернулся. Два года спустя в свет вышло издание «Опытов», состоявшее уже из трёх книг. Ещё через четыре года Монтеня не стало.

В первой книге «Опытов», по названию глав, можно убедиться в непритязательности первоначального замысла автора.

Взявшись за перо в возрасте 39 лет, Монтень собирался лишь выписать из наиболее авторитетных морально-философских сочинений древних (Плутарх, Сенека) поучительные примеры, исторические анекдоты и афоризмы и, снабдив эти образцы античной мудрости кратким комментарием, решил преподнести их своим современникам в качестве «учебника» жизни (будь то жизни обыденной, политической или военной) - учебника, которым мог бы пользоваться «образцовый дворянин». Такие поучительные сборники были весьма распространены как в античности, так и в эпоху самого Монтеня. Отнюдь не претендуя на оригинальность, он, уже в процессе написания первой книги заметил, что приводимые им «примеры» и «афоризмы», а главное, извлекаемые из них «уроки» никак не желают складываться в универсальные «правила», годные на все времена и на все случаи жизни, а напротив, не согласуются между собой. Не без изумления обнаружив, что «правила» на глазах превращаются в «исключения», Монтень осознал, что избранный им материал нуждается не в беглых пояснениях, а в пространной рефлексии, основанной не только на прочитанном, но и на лично пережитом, увиденном, услышанном, случившимся именно с ним. И действительно, наблюдая за переходом мысли Монтеня из первой во вторую книгу (которая была закончена в 1579 г.), можно заметить усиление рефлективного начала.

Публикация первых двух книг, выдержавших три издания подряд (1580, 1582, 1587), была встречена публикой весьма благосклонно. Вскоре появилась третья книга, выпущенная вместе с двумя предыдущими - в 1588 году. Именно в ней Монтень, вероятно, почувствовал, что не исчерпал свой предмет, не высказался до конца, что сказанное его чем-то не удовлетворяет. Поэтому в издание 1588 г. он внёс более 600 добавлений, но эти добавления не продолжают и не развивают книгу, а служат своего рода комментарием к уже сказанному.

Этот экземпляр с поправками Монтеня, обнаруженный в библиотеке города Бордо («бордосский экземпляр»), и лёг в основу окончательного текста «Опытов», изданного лишь в начале XX столетия.

Характеризуя духовную жизнь этой удивительной эпохи, нельзя, хотя бы вкратце, не упомянуть выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня - автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его «Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Она и по сию пору сохраняет непреходящее историческое, философское, психологическое и эстетическое значение. Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо.

Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
М. Монтень

Мишель Монтень - французский философ, мыслитель и политик. Он был одним из самых ярких представителей гуманистического направления в философии эпохи Возрождения.

Возвращение к античности

В самом названии эпохи Возрождения заложена ее сущность - это возвращение к Античности, возрождение идей и теорий того времени, в противовес уходящей философии Средних веков. Чем же отличается новая философия? В Средние века главным объектом изучения всех философских направлений был Бог, теперь же его место занял человек, которого стали считать венцом творения. Философов, а также представителей науки и искусства, поставивших человека в центр мироздания, стали называть гуманистами.

Именно гуманисты придумали исторический термин «Новое время». Всю историю человечества они поделили на три периода: Древняя история, Средние века и Новое время. Античность, или Древний период, гуманисты считали утраченным золотым веком, Средние века - периодом застоя, ну а Новое время было названо так потому, что с этого момента начиналась новая эпоха в жизни человечества, когда должны быть возрождены прекрасные идеалы Древней Греции и Рима.

Одним из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения был Мишель де Монтень. В первую очередь он прославился как автор замечательного и абсолютно нового по форме произведения - «Опытов». Это смесь философских размышлений, дневниковых записей, описаний существующих обычаев и традиций и многого другого. «Содержание моей книги - я сам», - писал Монтень в предисловии. По названиям глав этой книги можно судить о том, насколько разные предметы занимали автора: «О лжецах», «О стойкости», «Церемониал при встрече царствующих особ», «О каннибалах», «О ненадежности наших суждений» и т. п.

«Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо» (М. Монтень)

Познай самого себя

Каждый человек - частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.

Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна. Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай. Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое - в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», - повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека - изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Мишель Монтень ввел в литературу новый жанр - эссе, что по-французски означает «опыт». Это сочинение, написанное в свободной манере, без особых ограничений по композиции и стилю

Воспитание человека

Взгляды Монтеня на воспитание кардинально отличались от средневековых, где главными принципами были повиновение, страх наказания и бездумное послушание. Как же философ предлагал воспитывать людей Нового времени? В первую очередь необходимо обеспечить детям всестороннее развитие, они должны изучать разные науки, искусства, ремесла, тренировать тело упражнениями. Самое важное, чтобы человек стал личностью, научился понимать самого себя, получать удовольствие от жизни и преодолевать неприятности, не теряя присутствия духа.

Многие педагогические принципы Монтень взял из собственного детства. Его отец, высокообразованный человек, долгое время бывший мэром Бордо, воспитывал сына по новаторской системе. Его учителя говорили с ним только на латыни, он изучал античных авторов, его не наказывали и ни к чему не принуждали, а старались пробудить интерес. Такое воспитание дало свои плоды, Мишель Монтень стал выдающимся человеком.

Развивающее воспитание невозможно без гуманного отношения к ребенку, считал Монтень. Любое насилие должно быть исключено, дети сами должны выбирать, что им интересно, а что нет. Многое, конечно, зависит от умения педагога заинтересовать своих подопечных, показать им увлекательность наук. «Пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов», - призывал он.

«В природе нет ничего бесполезного» (М. Монтень)

Мишель де Монтень

Знаменитый мыслитель и исследователь философии – Мишель де Монтень - писатель из Франции и философ эпохального периода Возрождения, автор книжного издания «Опыты».

Биография

Рождение Мишеля де Монтеня произошло в семейно-фамильном замке во французском городе Сен-Мишель-де-Монтень, недалеко от Перигё и Бордо. Отец Монтеня являлся участником Итальянских войн Пьер Эйкем, который получил титул аристократа «де Монтень». И работал в своё время в качестве мэра города Бордо. Его отец умирает в $1568$ году. Имя матери - Антуанетта де Лопез , она росла в семье зажиточного арагонского еврея. Раннее детство Мишеля проходит в воспитание по либеральным, гуманистическим и педагогическим методикам отца. Основной учитель Мишеля де Монтеня - образованный немец, но совершенно не знал французский язык и разговаривал с Мишелем только на латыни. Мишель получает отличное образование дома, затем поступает и заканчивает колледж и становится юристом.

Во времена гугенотских войн Мишель де Монтень часто был послом-посредником среди враждующих сторон. Он одинаково удостаивался уважением королём-католиком Генрихом III и протестантом Генрихом Наваррским.

Философия Монтеня

Замечание 1

Сочинения под названием «Опыты» Мишеля де Монтеня представляют собой ряд самопризнаний, которые вытекают преимущественно из исследований и наблюдений над самим собой. В данном труде также имеются размышления над сущностью человеческого духа вообще. Согласно словам философа-писателя, каждый человек может отражать в себе человечество. Он выбирает себя, как одного из представителей рода, и изучает самым основательным образом всё своё душевное движение человеческого мышления. Его философская позиция обозначена как скептицизм, но скептицизм выступает в совершенно особом характере.

Скептицизм Монтеня

Скептицизм Мишеля де Монтеня представляет собой нечто среднее между скептицизмом жизненным, который является результатом горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого стоят определённые убеждения в неправильном факте человеческого познания. Душевное равновесие, разносторонность и здравый смысл выводит его - из крайности того и другого направления. Признаётся эгоизм и эгоистические нотки, которые являются главной причиной действий человека. Мишеля де Монтеня не возмущает это, он находит это вполне правильным и даже необходимым фактом для счастья человеческого бытия и жизни. Потому что, если человек будет принимать интересы других людей так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет чувствовать душевное спокойствие и счастье. Монтень с критикой отзывается о человеческой гордости, он доказывает, что человек не сможет познать абсолютных истин.

Основная мораль Монтеня

Основная черта в морали Монтеня является глубинное стремление к счастью. Данные взгляды он перенял от некоторых философов, и на него же оказали огромное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учения стоиков помогают ему выработать те нравственные равновесия, те философские ясности духа, которые стоики считают главным условием человеческого счастливого бытия. По мнению Монтеня, человек живёт не для того, чтобы приносить в жизнь себе нравственный идеал и быть ближе к нему, а для того, чтобы быть счастливым человеком.

Отношение к несчастью

К неизбежным несчастьям разумно относиться с покорностью. Нужно стараться поскорей свыкнуться с ними. Нельзя заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и другое. Что касается субъективных несчастий, то от самих людей в большой степени ослабить их остроту. Чтобы это заметить, нужно взглянуть с философской точки зрения на славу, богатство, почести и прочее. В обязанности человека входят в первую очередь отношение к самому себе, за данными пунктами должны следовать обязанности по отношению к другим людям и к обществу в целом.

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон - они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу - «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран - Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, - рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. "Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, - заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение - самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль - слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам".

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, - это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

Мишель де Монтень (полное имя - Мишель Экем де Монтень) - французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты». Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в г. Сен-Мишель-де-Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80-ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг , идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38-летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.

1588-ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60-летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 13 сентября, находясь в собственном замке, скончался.