9 класс

Основы теории тестов. Основные положения классической теории тестов. Что такое тест

Основные понятия теории тестов.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Любой тест включает в себя измерение. Но не всякое изменение служит тестом. Процедура измерений или испытаний называется тестированием.

Тест, в основе которого лежат двигательные задания, называется двигательным. Существует три группы двигательных тестов:

  • 1. Контрольные упражнения, выполняя которые спортсмен получает задание показать максимальный результат.
  • 2. Стандартные функциональные пробы, в ходе которых задание, одинаковое для всех, дозируется либо по величине выполненной работы, либо по величине физиологических сдвигов.
  • 3. Максимальные функциональные пробы, в ходе которых спортсмен должен показать максимальный результат.

Высококачественное тестирование предполагает знание теории измерений.

Основные понятия теории измерений.

Измерение--это выявление соответствия между изучаемым явлением с одной стороны, и числами--с другой.

Основы теории измерений составляют три понятия: шкалы измерений, единицы измерений и точность измерений.

Шкалы измерений.

Шкала измерения -- это закон, по которому численное значение присваивается измеряемому результату по мере его возрастания или убывания. Рассмотрим некоторые из применяемых в спорте шкал.

Шкала наименований (номинальная шкала).

Это самая простая из всех шкал. В ней числа выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения изучаемых объектов (например, нумерация игроков футбольной команды). Числа, составляющие шкалу наименований, разрешается менять метами. В этой шкале нет отношений типа «больше-- меньше», поэтому некоторые полагают, что применение шкалы наименований не стоит считать измерением. При использовании шкалы, наименований могут проводиться только некоторые математические операции. Например, ее числа нельзя складывать или вычитать, но можно подсчитывать, сколько раз (как часто) встречается то или иное число.

Шкала порядка.

Есть виды спорта, где результат спортсмена определяется только местом, занятым на соревнованиях (например, единоборства). После таких соревнований ясно, кто из спортсменов сильнее, а кто слабее. Но насколько сильнее или слабее, сказать нельзя. Если три спортсмена заняли соответственно первое, второе и третье места, то каковы различие в их спортивном мастерстве, остается неясным: второй спортсмен может быть почти равен первому, а может быть слабее его и быть почти одинаковым с третьим. Места, занимаемые в шкале порядка, называются рангами, а сама шкала называется ранговой или неметрической. В такой шкале составляющие ее числа упорядочены по рангам (т.е. занимаемым местам), но интервалы между ними точно измерить нельзя. В отличие от шкалы наименований шкала порядка позволяет не только установить факт равенства или неравенства измеряемых объектов, но и определить характер неравенства в виде суждений: «больше -- меньше», «лучше--хуже» и т.п.

С помощью шкал порядка можно измерять качественные, не имеющие строгой количественной меры, показатели. Особенно широко эти шкалы используются в гуманитарных науках: педагогике, психологии, социологии.

К рангам шкалы порядка можно применять большее число математических операций, чем к числам шкалы наименований.

Шкала интервалов.

Это шкала, в которой числа не только упорядочены по рангам, но и разделены определенными интервалами. Особенность, отличающая ее от описываемой дальше шкалы отношений, состоит в том, что нулевая точка выбирается произвольно. Примерами могут быть календарное время (начало летоисчисления в разных календарях устанавливалось по случайным причинам), суставной угол (угол в локтевом суставе при полном разгибании предплечья может приниматься равным либо нулю, либо 180°), температура, потенциальная энергия поднятого груза, потенциал электрического поля и др.

Результаты измерений по шкале интервалов можно обрабатывать всеми математическими методами, кроме вычисления отношений. Данные шкалы интервалов дают ответ на вопрос: «на сколько больше», но не позволяют утверждать, что одно значение измеренной величины во столько-то раз больше или меньше другого. Например, если температура повысилась с 10 до 20 С, то нельзя сказать, что стало в два раза теплее.

Шкала отношений.

Эта шкала отличается от шкалы интервалов только тем, что в ней строго определено положение нулевой точки. Благодаря этому шкала отношений не накладывает никаких ограничений на математический аппарат, используемый для обработки результатов наблюдений.

В спорте по шкале отношений измеряют расстояние, силу, скорость и десятки других переменных. По шкале отношений измеряют и те величины, которые образуются как разности чисел, отсчитанных по шкале интервалов. Так, календарное время отсчитывается по шкале интервалов, а интервалы времени -- по шкале отношений. При использовании шкалы отношений (и только в этом случае!) измерение какой-либо величины сводится к экспериментальному определению отношения этой величины к другой подобной, принятой за единицу. Измеряя длину прыжка, мы узнаем, во сколько раз эта длина больше длины другого тела, принятого за единицу длины (метровой линейки в частном случае); взвешивая штангу, определяем отношение ее массы к массе другого тела -- единичной гири «килограмма» и т.п. Если ограничиться только применением шкал отношений, то можно дать другое (более узкое, частное) определение измерению: измерить какую-либо величину -- значит найти опытным путем ее отношение к соответствующей единице измерения.

Единицы измерений.

Чтобы результаты разных измерений можно было сравнить друг с другом, они должны быть выражены в одних и тех же единицах. В 1960 году на Международной генеральной конференции по мерам и весам была принята Международная система единиц, получившая сокращенное название СИ (от начальных букв слов System International). В настоящее время установлено предпочтительное применение этой системы во всех областях науки и техники, в народном хозяйстве, а также при преподавании.

СИ в настоящее время включает семь независимых друг от друга основных единиц (см. таблицу 2.1.)

Таблица 1.1.

Из указанных основных единиц в качестве производных выводят единицы остальных физических величин. Производные единицы определяются на основе формул, связывающих между собой физические величины. Например, единица длины (метр) и единица времени (секунда) -- основные единицы, а единица скорости (метр в секунду) -- производная.

Кроме основных, в СИ выделены две дополнительные единицы: радиан-- единица плоского угла и стерадиан--единица телесного угла (угла в пространстве).

Точность измерений.

Никакое измерение не может быть выполнено абсолютно точно. Результат измерения неизбежно содержит погрешность, величина которой тем меньше, чем точнее метод измерения и измерительный прибор. Например, с помощью обычной линейки с миллиметровыми делениями нельзя измерить длину с точностью до 0,01 мм.

Основная и дополнительная погрешность.

Основная погрешность -- это погрешность метода измерения или измерительного прибора, которая имеет место в нормальных условиях их применения.

Дополнительная погрешность--это погрешность измерительного прибора, вызванная отклонением условий его работы от нормальных. Понятно, что приборы, предназначенный для работы при комнатной температуре будет давать не точные показания, если пользоваться им летом на стадионе под палящим солнцем или зимой на морозе. Погрешности измерения могут возникать в том случае, когда напряжение электрической сети или батарейного источника питания ниже нормы или непостоянно по величине.

Абсолютная и относительная погрешности.

Величина E = А--Ао, равное разности между показанием измерительного прибора (А) и истинным значением измеряемой величины (Ао), называется абсолютной погрешностью измерения. Она измеряется в тех же единицах, что и сама измеряемая величина.

На практике часто удобно пользоваться не абсолютной, а относительной погрешностью. Относительная погрешность измерения бывает двух видов-- действительной и приведенной. Действительной относительной погрешностью называется отношение абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины:

А Д =---------* 100%

Приведенная относительная погрешность--это отношение абсолютной погрешности к максимально возможному значению измеряемой величины:

Ап =----------* 100%

Систематическая и случайная погрешности.

Систематической называется погрешность, величина которой не изменяется от измерения к измерению. В силу этой своей особенности систематическая погрешность часто может быть предсказана заранее или, в крайнем случае, обнаружена и устранена по окончании процесса измерения.

Способ устранения систематической погрешности зависит в первую очередь от ее природы. Систематические погрешности измерения можно разделить на три группы:

погрешности известного происхождения и известной величины;

погрешности известного происхождения, но неизвестной величины;

погрешности неизвестного происхождения и неизвестной величины. Самые безобидные -- погрешности первой группы. Они легко устраняются

путем введения соответствующих поправок в результат измерения.

Ко второй группе относятся, прежде всего, погрешности, связанные с несовершенством метода измерения и измерительной аппаратуры. Например, погрешность измерения физической работоспособности с помощью маски для забора выдыхаемого воздуха: маска затрудняет дыхание, и спортсмен закономерно демонстрирует физическую работоспособность, заниженную по сравнению с истинной, измеряемой без маски. Величину этой погрешности нельзя предсказать заранее: она зависит от индивидуальных способностей спортсмена и его самочувствия в момент исследования.

Другой пример систематической погрешности этой группы-- погрешность, связанная с несовершенством аппаратуры, когда измерительный прибор заведомо завышает или занижает истинное значение измеряемой величины, но величина погрешности неизвестна.

Погрешности третьей группы наиболее опасны, их появление бывает связано как с несовершенством метода измерения, так и с особенностями объекта измерения -- спортсмена.

Случайные погрешности возникают под действием разнообразных факторов, которые ни предсказать заранее, ни точно учесть не удается. Случайные погрешности принципиально не устранимы. Однако, воспользовавшись методами математической статистики, можно оценить величину случайной погрешности и учесть ее при интерпретации результатов измерения. Без статистической обработки результаты измерений не могут считаться достоверными.

основы теории тестов

Основные понятия теории тестов

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом .

Не всякие измерения могут быть использованы как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям. К ним относятся:

1. стандартизованность (процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста);
2. надежность;
3. информативность;
4. наличие системы оценок.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными или аутентичными (греч. аутентико - достоверным образом).

Процесс испытаний называется тестированием ; полученное в итоге измерения числовое значение - результатом тестирования (или результатом теста). Например, бег 100 м - это тест, процедура проведения забегов и хронометража - тестирование, время забега - результат теста.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными или моторными . Результатами их могут быть либо двигательные достижения (время прохождения дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.п.), либо физиологические и биохимические показатели.

Иногда используется не один, а несколько тестов, имеющих единую конечную цель (например, оценку состояния спортсмена в соревновательном периоде тренировки). Такая группа тестов называется комплексом или батареей тестов .

Один и тот же тест, примененный к одним и тем же исследуемым, должен дать в одинаковых условиях совпадающие результаты (если только не изменились сами исследуемые). Однако при самой строгой стандартизации и точной аппаратуре результаты тестирования всегда несколько варьируют. Например, исследуемый, только что показавший в тесте становой динамометрии результат 215 кГ, при повторном выполнении показывает лишь 190 кГ.

2. Надежность тестов и пути ее определения

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей (или других объектов) в одинаковых условиях.

Вариацию результатов при повторном тестировании называют внутри индивидуальной, или внутри групповой, либо внутриклассовой.

Четыре основные причины вызывают эту вариацию:

1. Изменение состояния исследуемых (утомление, врабатывание, научение, изменение мотивации, концентрации внимания и т.п.).
2. Неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры (температура, ветер, влажность, напряжение в электросети, присутствие посторонних лиц и т.п.), т.е. все то, что объединяется термином “случайная ошибка измерения”.
3. Изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест (и, конечно, замена одного экспериментатора или судьи другим).
4. Несовершенство теста (есть такие тесты, которые заведомо малонадежные. Например, если исследуемые выполняют штрафные броски в баскетбольную корзину, то даже баскетболист, имеющий высокий процент попаданий, может случайно ошибиться при первых бросках).

Основное различие теории надежности тестов от теории ошибок измерения состоит в том, что в теории ошибок измеряемая величина считается неизменной, а в теории надежности тестов предполагается, что она меняется от измерения к измерению. Например, если необходимо измерить результат выполненной попытки в прыжках в длину с разбега, то он вполне определенный и с течением времени значительно измениться не может. Конечно, в силу случайных причин (например, неодинакового натяжения рулетки) нельзя с идеальной точностью (скажем до 0,0001 мм) измерить этот результат. Однако используя более точный измерительный инструмент (например, лазерный измеритель), можно повысить их точность до необходимого уровня. Вместе с тем, если стоит задача определить подготовленность прыгуна на отдельных этапах годичного цикла тренировки, то самое точное измерение показанных им результатов мало чем поможет: ведь они от попытки к попытке изменятся.

Чтобы разобраться в идее методов, используемых для суждения о надежности тестов, рассмотрим упрощенный пример. Предположим, что необходимо сравнить результаты прыжков в длину с места у двух спортсменов по двум выполненным попыткам. Допустим, что результаты каждого из спортсменов варьируют в пределах ± 10 см от средней величины и равны соответственно 230 ± 10 см (т.е. 220 и 240 см) и 280± 10 см (т.е. 270 и 290 см). В таком случае вывод, конечно, будет совершенно однозначным: второй спортсмен превосходит первого (различия между средними в 50см явно выше случайных колебаний в ± 10 см). Если же при той же самой внутригрупповой вариации (± 10 см) различие между средними значениями исследуемых (межгрупповая вариация) будут маленькими, то сделать вывод будет гораздо труднее. Допустим, что средние значения будут примерно равны 220 см (в одной попытке - 210, в другой - 230 см) и 222 см (212 и 232 см). При этом первый исследуемый в первой попытке прыгает на 230 см, а второй - только на 212 см; и создается впечатление, что первый существенно сильнее второго. Из этого примера видно, что основное значение имеет не сама по себе внутриклассовая изменчивость, а ее соотношение с межклассовыми различиями. Одна и та же внутриклассовая изменчивость дает разную надежность при равных различиях между классами (в частном случае между исследуемыми, рис. 14).

Рис. 14. Соотношение меж- и внутриклассовой вариации при высокой (вверху) и низкой (внизу) надежности:

короткие вертикальные штрихи - данные отдельных попыток;

Средние результаты трех исследуемых.

Теория надежности тестов исходит из того, что результат любого измерения, проводимого на человеке , есть сумма двух значений:

где: - так называемый истинный результат, который хотят зафиксировать;

Ошибка, вызванная неконтролируемыми изменениями в состоянии исследуемого и случайными ошибками измерения.

Под истинным результатом понимают среднее значение х при бесконечно большом числе наблюдений в одинаковых условиях (по этому при х ставят знак ).

Если ошибки случайны (их сумма равна нулю, и в равных попытках они не зависят друг от друга), тогда из математической статистики следует:

т.е. зарегистрированная в опыте дисперсия результатов равна сумме дисперсий истинных результатов и ошибок .

Коэффициентом надежности называется отношение истинной дисперсии к дисперсии, зарегистрированной в опыте:

Кроме коэффициента надежности используют еще индекс надежности :

который рассматривают как теоретический коэффициент корреляции зарегистрированных значений теста с истинными.

Понятие об истинном результате теста является абстракцией ( в опыте измерить нельзя). Поэтому приходится использовать косвенные методы. Наиболее предпочтителен для оценки надежности дисперсионный анализ с последующим расчетом внутриклассовых коэффициентов корреляции. Дисперсионный анализ позволяет разложить зарегистрированную в опыте вариацию результатов теста на составляющие, обусловленные влиянием отдельных факторов. Например, если зарегистрировать у исследуемых их результаты в каком-либо тесте, повторяя этот тест в разные дни, причем каждый день делать по несколько попыток, периодически меняя экспериментаторов, то будут иметь место вариации:

а) от испытуемого к испытуемому;

б) ото дня ко дню;

в) от экспериментатора к экспериментатору;

г) от попытки к попытке.

Дисперсионный анализ дает возможность выделить и оценить эти вариации.

Таким образом, чтобы оценить практически надежность теста надо, во-первых, выполнить дисперсионный анализ, во-вторых, рассчитать внутриклассовый коэффициент корреляции (коэффициент надежности).

При двух попытках величина внутриклассового коэффициента корреляции практически совпадает со значениями обычного коэффициента корреляции между результатами первой и второй попыток. Поэтому в таких ситуациях для оценки надежности можно использовать обычный коэффициент корреляции (он при этом оценивает надежность одной, а не двух попыток).

Говоря о надежности тестов, необходимо различать их стабильность (воспроизводимость), согласованность, эквивалентность.

Под стабильностью теста понимают воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Повторное тестирование обычно называют ретестом.

Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест.

При выборе теста из определенного числа однотипных тестов (например, спринтерский бег на 30, 60 и 100 м) методом параллельных форм оценивается степень совпадения результатов. Рассчитанный между результатами коэффициент корреляции называют коэффициентом эквивалентности.

Если все тесты, входящие в какой-либо комплекс тестов, высоко эквивалентны, он называется гомогенным. Весь этот комплекс измеряет одно какое-то свойство моторики человека (например, комплекс, состоящий из прыжков с места в длину, вверх и тройного; оценивается уровень развития скоростно-силовых качеств). Если в комплексе нет эквивалентных тестов, то есть тесты, входящие в него, измеряют разные свойства, то он называется гетерогенным (например, комплекс, состоящий из становой динамометрии, прыжка вверх по Абалакову, бега на 100 м).

Надежность тестов может быть повышена до определенной степени путем:

а) более строгой стандартизации тестирования;

б) увеличения числа попыток;

в) увеличения числа оценщиков (судей, экспериментов) и повышения согласованности их мнений;

г) увеличения числа эквивалентных тестов;

д) лучшей мотивации исследуемых.

Пример 10.1.

Определить надежность результатов тройного прыжка с места в оценке скоростно-силовых возможностей спортсменов-спринтеров, если данные выборок таковы:

Решение:

1. Занести результаты тестирования в рабочую таблицу:

2. Подставляем полученные результаты в формулу расчета рангового коэффициента корреляции:

3. Определим число степеней свободы по формуле:

Вывод : полученное расчетное значение Следовательно, с уверенностью в 99% можно говорить о том, что тест тройного прыжка с места надежен.

ОТЧЕТ

студента 137 гр. Иванова И.

о проверке эффективности методики тренировки
с применением методов математической статистики

Разделы отчета оформляются в соответствии с образцами, приведенными в настоящем пособии в конце каждого этапа игры. Зачтенные отчеты хранятся на кафедре биомеханики до консультации перед экзаменом. Студенты, не отчитавшиеся за проделанную работу и не сдавшие тетрадь с отчетом преподавателю, к экзамену по спортивной метрологии не допускаются.


I этап деловой игры
Контроль и измерения в спорте

Цель:

1. Ознакомиться с теоретическими основами контроля и измерений в спорте и физическом воспитании.

2. Приобрести навыки измерения показателей скоростных качеств у спортсменов.

1. Контроль в физическом
воспитании и спорте

Физическое воспитание и спортивная тренировка – не стихийный, а управляемый процесс. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии, которое определяется, главным образом, здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности норме, степенью устойчивости организма к неблагоприятным внезапным воздействиям), телосложением и состоянием физических функций.

Физическим состоянием человека целесообразно управлять, изменяя его в нужном направлении. Это управление осуществляется средствами физического воспитания и спорта, к которым, в частности, относятся физические упражнения.

Это только кажется, что преподаватель (или тренер) управляет физическим состоянием, воздействуя на поведение спортсмена, т.е. предлагая определенные физические упражнения, а также контролируя правильность их выполнения и получаемые при этом результаты. В действительности же поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен. В ходе спортивной тренировки оказывается воздействие на самоуправляемую систему (организм человека). Индивидуальные различия в состоянии спортсменов не дают уверенности в том, что одно и то же воздействие вызовет одинаковую ответную реакцию. Поэтому актуален вопрос об обратной связи: информации о состоянии спортсмена, поступающей тренеру в ходе контроля тренировочного процесса.

Контроль в физическом воспитании и спорте базируется на измерениях показателей, отборе наиболее существенных и их математической обработке.

Управление учебно-тренировочным процессом включает в себя три стадии:

1) сбор информации;

2) ее анализ;

3) принятие решений (планирование).

Сбор информации обычно осуществляется во время комплексного контроля, объектами которого являются:

1) соревновательная деятельность;

2) тренировочные нагрузки;

3) состояние спортсмена.



Различают (В.А. Запорожанов) три типа состояний спортсмена в зависимости от длительности промежутка, необходимого для перехода из одного состояния в другое.

1. Этапное (перманентное) состояние. Сохраняется относительно долго – недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности – спортивной формой . Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его.

2. Текущее состояние. Изменяется под влиянием одного или нескольких занятий . Нередко последствия участия в соревнованиях или выполненной на одном из занятий тренировочной работы затягиваются на несколько дней. В этом случае спортсмен обычно отмечает явления как неблагоприятного характера (например, мышечные боли), так и позитивного (например, состояние повышенной работоспособности). Такие изменения называют отставленным тренировочным эффектом .

Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется текущей готовностью .

3. Оперативное состояние. Изменяется под влиянием однократного выполнения физических упражнений и является временным (например, утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки). Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха между подходами, повторными забегами, при решении вопроса о целесообразности дополнительной разминки и т.п. Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется оперативной готовностью .

В соответствии с приведенной классификацией выделяют три основных вида контроля состояния спортсмена:

1) этапный контроль . Его цель – оценить этапное состояние (подготовленность) спортсмена;

2) текущий контроль . Его основная задача – определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена;

3) оперативный контроль . Его цель – экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.

Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом . Процедура измерений или испытаний называется тестированием.

Любой тест включает в себя измерение. Но не всякое измерение служит тестом. В качестве тестов могут быть использованы лишь те, которые удовлетворяют следующим метрологическим требованиям :

2) стандартизация;

3) наличие системы оценок;

4) надёжность и информативность (добротность) тестов;

5) вид контроля (этапный, текущий или оперативный).

Тест, в основе которого лежат двигательные задания, называется двигательным. Существует три группы двигательных тестов:

1. Контрольные упражнения, выполняя которые спортсмен получает задание показать максимальный результат. Результатом теста является двигательное достижение. Например, время, за которое спортсмен пробегает дистанцию 100 м.

2. Стандартные функциональные пробы, в ходе которых задание, одинаковое для всех, дозируется либо по величине выполненной работы, либо по величине физиологических сдвигов. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при стандартной работе либо двигательные достижения при стандартной величине физиологических сдвигов. Например, процент увеличения ЧСС после 20 приседаний или скорость, с которой бежит спортсмен при фиксируемой величине ЧСС 160 ударов в минуту.

3. Максимальные функциональные пробы, в ходе которых спортсмен должен показать максимальный результат. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при максимальной работе. Например, максимальное потребление кислорода или максимальная величина кислородного долга.

Высококачественное тестирование предполагает знание теории измерений.

Что такое тестирование

В соответствие с IEEE Std 829-1983 Тестирование - это процесс анализа ПО, направленный на выявление отличий между его реально существующими и требуемыми свойствами (дефект) и на оценку свойств ПО.

По ГОСТ Р ИСО МЭК 12207-99 в жизненном цикле ПО определены среди прочих вспомогательные процессы верификации, аттестации, совместного анализа и аудита. Процесс верификации является процессом определения того, что программные продукты функционируют в полном соответствии с требованиями или условиями, реализованными в предшествующих работах. Данный процесс может включать анализ, проверку и испытание (тестирование). Процесс аттестации является процессом определения полноты соответствия установленных требований, созданной системы или программного продукта их функциональному назначению. Процесс совместного анализа является процессом оценки состояний и, при необходимости, результатов работ (продуктов) по проекту. Процесс аудита является процессом определения соответствия требованиям, планам и условиям договора. В сумме эти процессы и составляют то, что обычно называют тестированием.

Тестирование основывается на тестовых процедурах с конкретными входными данными, начальными условиями и ожидаемым результатом, разработанными для определенной цели, такой, как проверка отдельной программы или верификация соответствия на определенное требование. Тестовые процедуры могут проверять различные аспекты функционирования программы - от правильной работы отдельной функции до адекватного выполнения бизнес-требований.

При выполнении проекта необходимо учитывать, в соответствии с какими стандартами и требованиями будет проводиться тестирование продукта. Какие инструментальные средства будут (если будут) использоваться для поиска и для документирования найденных дефектов. Если помнить о тестировании с самого начала выполнения проекта, тестирование разрабатываемого продукта не доставит неприятных неожиданностей. А значит и качество продукта, скорее всего, будет достаточно высоким.

Жизненный цикл продукта и тестирование

Все чаще в наше время используются итеративные процессы разработки ПО, в частности, технология RUP - Rational Unified Process (Рис. 1). При использовании такого подхода тестирование перестает быть процессом «на отшибе», который запускается после того, как программисты написали весь необходимый код. Работа над тестами начинается с самого начального этапа выявления требований к будущему продукту и тесно интегрируется с текущими задачами. И это предъявляет новые требования к тестировщикам. Их роль не сводится просто к выявлению ошибок как можно полнее и как можно раньше. Они должны участвовать в общем процессе выявления и устранения наиболее существенных рисков проекта. Для этого на каждую итерацию определяется цель тестирования и методы ее достижения. А в конце каждой итерации определяется, насколько эта цель достигнута, нужны ли дополнительные испытания, и не нужно ли изменить принципы и инструменты проведения тестов. В свою очередь, каждый обнаруженный дефект должен пройти через свой собственный жизненный цикл.

Рис. 1. Жизненный цикл продукта по RUP

Тестирование обычно проводится циклами, каждый из которых имеет конкретный список задач и целей. Цикл тестирования может совпадать с итерацией или соответствовать ее определенной части. Как правило, цикл тестирования проводится для конкретной сборки системы.

Жизненный цикл программного продукта состоит из серии относительно коротких итераций (Рис. 2). Итерация - это законченный цикл разработки, приводящий к выпуску конечного продукта или некоторой его сокращенной версии, которая расширяется от итерации к итерации, чтобы, в конце концов, стать законченной системой.

Каждая итерация включает, как правило, задачи планирования работ, анализа, проектирования, реализации, тестирования и оценки достигнутых результатов. Однако соотношения этих задач может существенно меняться. В соответствие с соотношением различных задач в итерации они группируются в фазы. В первой фазе - Начало - основное внимание уделяется задачам анализа. В итерациях второй фазы - Разработка - основное внимание уделяется проектированию и опробованию ключевых проектных решений. В третьей фазе - Построение - наиболее велика доля задач разработки и тестирования. А в последней фазе - Передача - решаются в наибольшей мере задачи тестирования и передачи системы Заказчику.

Рис. 2. Итерации жизненного цикла программного продукта

Каждая фаза имеет свои специфические цели в жизненном цикле продукта и считается выполненной, когда эти цели достигнуты. Все итерации, кроме, может быть, итераций фазы Начало, завершаются созданием функционирующей версии разрабатываемой системы.

Категории тестирования

Тесты существенно различаются по задачам, которые с их помощью решаются, и по используемой технике.

Категории тестирования Описание категории Виды тестирования
Текущее тестирование Набор тестов, выполняемый для определения работоспособности добавленных новых возможностей системы.
  • нагрузочное тестирование;
  • тестирование бизнес циклов;
  • стрессовое тестирование.
Регрессионное тестирование Цель регрессионного тестирования заключается в проверке того, что добавления к системе не уменьшили ее возможностей, т.е. тестирование проводится согласно требованиям, которые уже были выполнены перед добавлением новых возможностей.
  • нагрузочное тестирование;
  • тестирование бизнес циклов;
  • стрессовое тестирование.

Подкатегории тестирования

Подкатегории тестирования Описание вида тестирования Подвиды тестирования
Нагрузочное тестирование Применяется для тестирования всех без исключения функций приложения. В данном случае последовательность тестирования функций не имеет значения.
  • функциональное тестирование;
  • тестирование интерфейса;
  • тестирование БД
Тестирование бизнес циклов Применяется для тестирования функций приложения в последовательности их вызова пользователем. Например, имитация всех действия бухгалтера за 1 квартал.
  • unit-тестирование (модульное тестирование);
  • функциональное тестирование;
  • тестирование интерфейса;
  • тестирование БД.
Стрессовое тестирование

Применяется для тестирования

Производительности приложения. Цель данного тестирования - определить рамки стабильной работы приложения. При данном тестирование производится вызов всех доступных функций.

  • unit-тестирование (модульное тестирование);
  • функциональное тестирование;
  • тестирование интерфейса;
  • тестирование БД.

Виды тестирования

Unit-тестирование (модульное тестирование) - данный вид подразумевает тестирование отдельных модулей приложения. Для получения максимального результата тестирование проводится одновременно с разработкой модулей.

Функциональное тестирование - цель данного тестирования состоит в том, чтобы убедиться в надлежащем функционировании объекта тестирования. Тестируется правильность навигации по объекту, а также ввод, обработка и вывод данных.

Тестирование БД - проверка работоспособности БД при нормальной работе приложения, в моменты перегрузок и многопользовательском режиме.

Unit-тестирование

Для ООП обычная организация модульного тестирования заключается в тестировании методов каждого класса, затем класса каждого пакета и.т.д. Постепенно мы переходим к тестированию всего проекта, а предыдущие тесты носят вид регрессионных.

В выходную документацию данных тестов входят тестовые процедуры, входные данные, код, исполняющий тест, выходные данные. Далее представлен вид выходной документации.

Функциональное тестирование

Функциональное тестирование объекта тестирования планируется и проводится на основе требований к тестированию, заданных на этапе определения требований. В качестве требований выступают бизнес-правила, диаграммы use-case, бизнес-функции, а также при наличии, диаграммы активности. Цель функциональных тестов состоит в том, чтобы проверить соответствие разработанных графических компонентов установленным требованиям.

Данный вид тестирования не может быть полностью автоматизирован. Следовательно, он подразделяется на:

  • Автоматизированное тестирование (будет использоваться в случае, где можно проверить выходную информацию).

Цель: протестировать ввод, обработку и вывод данных;

  • Ручное тестирование (в остальных случаях).

Цель: тестируется правильность выполнения пользовательских требований.

Необходимо исполнить (проиграть) каждый из use-case, используя как верные значения, так и заведомо ошибочные, для подтверждения правильного функционирования, по следующим критериям:

  • продукт адекватно реагирует на все вводимые данные (выводятся ожидаемые результаты в ответ на правильно вводимые данные);
  • продукт адекватно реагирует на неправильно вводимые данные (появляются соответствующие сообщения об ошибках).

Тестирование БД

Цель данного тестирования - убедиться в надежности методов доступа к базам данных, в их правильном исполнении, без нарушения целостности данных.

Необходимо последовательно использовать максимально возможное число обращений к базе данных. Используется подход, при котором тест составляется таким образом, чтобы «нагрузить» базу последовательностью, как верных значений, так и заведомо ошибочных. Определяется реакция БД на ввод данных, оцениваются временные интервалы их обработки.

Математические основы теории конструирования тестов

Типы тестовых заданий

Существует две существенно отличающихся формы заданий: закрытые (когда испытуемому для выбора предлагаются варианты ответов) и открытые (испытуемый должен получить ответ самостоятельно). Открытые задания, в свою очередь, можно разделить на две группы:

    задания с кратким регламентируемым ответом, формулировка которых должна порождать только один, запланированный разработчиком, ответ;

    задания со свободно конструируемым ответом, не имеющие никаких ограничений на содержание и форму представления ответов.

Выделяют пять основных типов заданий. Все остальные типы являются вариациями или комбинациями этих пяти типов.

    Задание с выбором. Текст задания состоит из вопроса. Для выбора предлагаются несколько вариантов ответа, из которых один или несколько являются правильными.

    Задание на дополнение. В формулировке зада-ния пропущен некоторый фрагмент текста, который указыва-ется подчерком (или несколькими подчерками одинаковой длины, если пропущенных слов несколько). Пропуск может быть в любой части текста, но рекомендуется делать его в конце. В ответе испытуемый должен написать пропущенные слова.

    Задание на установление правильной последовательности.

    Задание на установление соответствия. Формулировка задания содер-жит два перечня. Слева, как правило, приводятся элементы множества, содержащие постановку проблемы, справа – элементы, подлежащие выбору. Элементы левого множества нумеруются, правого – обозначаются буквами. Желательно, чтобы второе множество содержало большее число элементов по сравнению с первым множеством. При этом каждому эле-менту первого множества соответствует один или несколько элементов второго множества.

    Задание с развернутым ответом.

Этапы разработки теста

    Формулировка цели и объекта исследования.

Кто, что и почему подлежит тестированию

    Разработка содержания тестирования.

Изучение требований образовательного стандарта, содержания учебников.

Составление спецификации теста:

    Выделение разделов (тем) и их процентного содержания в тесте

    Выбор типов заданий

    Определение уровней овладения знаниями и умениями:

    1 уровень

    Знание определений основных понятий дисциплины, а также основных утверждений о методах дисциплины

    2 уровень

    Знание основных формул и алгоритмов; умение применять их при решении стандартных задач

    3 уровень

    Применение полученных знаний для решения нетипичных задач

  1. Определение примерного количества заданий в тесте и распределение этого количества по типам заданий.

    Разработка заданий.

Поскольку первый вариант теста должен выявить недостатки заданий (в том числе и предложенных дистракторов), то в каждом задании предлагалось возможно наибольшее число дистракторов, чтобы при выбраковке их осталось достаточное количество.

    Экспертиза сырого теста.

Целью экспертизы является выявление и исправление некорректных и непонятных формулировок. В результате из теста могут быть удалены какие-либо задания (поэтому рекомендуется заданий).

    Апробация.

    Расчет характеристик заданий и теста.

По результатам тестирования проводят расчет следующих статистических характеристик заданий и теста.

Размах индивидуальных баллов измеряет расстояние, в пределах которого изменяются все значения показателя в распределении (индивидуальных баллов).

Среднее выборочное (среднее арифметическое ) для совокупности индивидуальных баллов Х 1 , Х 2 , …, Х K группы K испытуемых вычисляется по формуле

.

Подсчет дисперсии основан на вычислении отклонений каждого значения показателя от среднего арифметического в распределении:

.

Низкая дисперсия указывает на низкое качество теста, поскольку слабая вариация результатов говорит о слабой дифференциации испытуемых по уровню подготовки. Излишне высокая дисперсия характерна для случая, когда все учащиеся различны по числу выполненных заданий, что также требует переработки теста.

Завершает расчёт характеристик теста оценка надёжности теста. Для вычисления коэффициента надёжности можно использовать формулу коэффициента Кьюдера-Ричардсона (только в случае, когда все веса заданий равны единице) :

.

Чтобы по значению коэффициента дать качественную оценку надежности теста, используют следующую таблицу:

Значение коэффициента надежности

Оценка надежности

неудовлетворительная

удовлетворительная

отличная

Оценка трудности j-го задания рассчитывается по формуле

.

Заметим, что чем легче задание, тем больше будет доля правильных ответов на него (p j ), поэтому естественнее было бы интерпретировать эту долю как легкость задания. В хорошо сбалансированном по трудности тесте должно быть несколько трудных заданий, несколько легких, но основная масса заданий должна иметь трудность от 0,3 до 0,7; при этом желательно, чтобы за-да-ния располагались в порядке воз-рас-та-ния их трудности.

Валидность заданий теста определяется степенью соответствия задания цели дифференциации испытуемых. Для этого определяются коэффициенты корреляции оценки за задание с баллом по всему тесту. Это делается с помощью коэффициента корреляции по формуле

,

где X i тестовый балл i -го испытуемого, Y i  балл i -го испытуемого за задание. Заметим, что в случае дихотомического оценивания задания расчёт коэффициента несколько упрощается . Если r < 0, то задание следует удалить из теста, т. к. в нем побеждают слабые ученики, а сильные выбирают неверный ответ либо пропускают задание при выполнении теста. Положительные значения, но близкие к нулю (незначимые), указывают на низкую прогностическую способность задания теста; такие задания требуют доработки содержания.

Способность дифференцировать испытуемых на лучших и худших показывает коэффициент дифференцирующей способности (или индекс дискриминативности ) задания. Самый простой способ вычисления такого индекса называется методом контрастных групп и заключается в следующем. Из всей группы испытуемых выделяется некоторая часть лучших по результатам выполнения теста испытуемых (будем называть их сильной подгруппой) и столько же худших (слабая подгруппа). Затем для каждой из этих подгрупп вычисляется доля правильных ответов в подгруппе. Обозначим через p 1 j долю правильных ответов на j -е задание в сильной подгруппе, а через p 0 j – долю правильных ответов в слабой подгруппе. Тогда индекс дискриминативности i -го задания определяется по формуле:

(r дис) j = p 1 j p 0 j .

Для задания, с которым справились все сильные испытуемые, и не справился ни один слабый, индекс дискриминативности r дис будет равен 1; в этом случае задание обладает максимальным дифференцирующим эффектом. Для задания, с которым справились все слабые испытуемые, и не справился ни один сильный, индекс дискриминативности будет равен –1. В остальных случаях индекс будет принимать значения между –1 и 1. Задания с нулевым и отрицательным значением индекса дискриминативности плохо дифференцируют учащихся, поэтому должны быть удалены из теста. Если индекс положителен, но меньше 0,2 , то такое задание требует тщательного анализа содержания.

Согласно этим характеристикам какие-то задания могут быть удалены из теста, какие-то подлежат исправлению. После этого должны быть повторены этапы 5, 6.

Формулы для вычисления вероятности угадывания

При составлении теста нужно определить, сколько ответов следует предлагать на каждый вопрос, чтобы вероятность успешно пройти тестирование, просто угадав правильные ответы, была меньше 0,05 (т.е. меньше 5%). Тестирование будем считать успешно пройденным, если тестируемый верно отвечает не менее, чем на Q % вопросов. Если тест включает N вопросов, то для вычисления вероятности “успешного угадывания” используется следующая формула :

,

где m - число ответов, предлагаемых на каждый вопрос.

В случае, когда количество предлагаемых ответов на вопросы в разных заданиях различно, формула имеет более сложный вид:

,

где - вероятность угадывания ответов на j вопросов, которая вычисляется следующим образом. Пусть все вопросы в тесте можно разделить на r групп так, что в одну группу объединены вопросы с одинаковой вероятностью угадывания. Обозначим p i , 0< p i <1 - вероятность угадывания и k i - количество вопросов в i - той группе (
) , причем

.

Тогда для j от
до N:

,

где t r = j  (t 1 + t 2 +…+ t r -1) , причем если t r > k r , то будем считать
= 0 .

Примеры.

N=10, Q=2/3: m=2, P<0,2; m=3, P<0,02; m=4, P<0,004

Литература

    Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

    Малыгин А. А., Светцов В. И., Щаницина С. В. Практические рекомендации к составлению контрольно–измерительных материалов: Метод. пособие / Иван. гос. хим.–технол. ун-т. – Иваново, 2005. – 30 с.

    Как составить тест // Слойер К. Математические фантазии. - М.: Мир, 1993. - с.116-118.