По литературе

Как сформулировать миссию компании? Понятие, этапы разработки, примеры. Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать. Вопросы на анализ задачи

О таком понятии, как «миссия компании», написана масса материалов - начиная от книг по маркетингу и брендингу, заканчивая статьями и постами в социальных сетях.

Достаточно часто эти публикации больше похожи на научную диссертацию, нежели на четкую и легко применимую пошаговую инструкцию.

По-прежнему остаются открытыми вопросы:

  • Каждой ли компании, бизнесу, эксперту в обязательном порядке нужна сформулированная миссия?
  • Что следует понимать под «миссией организации»?
  • Как сформулировать рабочую миссию бренда, и на какие примеры ориентироваться?

Давайте для начала разберемся с терминологией.

Что же понимать под «миссией организации»?

В классическом менеджменте определение термина «миссия» звучит следующим образом - это утверждение, раскрывающее философию существования организации и отличие данной компании от ей подобных.

Это очень широкое понимание миссии, в котором достаточно просто запутаться. Попробуем внести конкретику в ее сущность и содержание.

Миссия компании должна отвечать на простой вопрос - для чего создана организация? Обычно первым всплывает ответ - для получения прибыли.

Это логично, но давайте посмотрим на вопрос под другим углом: что в окружающем вас мире не так, и каким образом ваша компания (или лично вы, как эксперт) намерены это исправить?

Намного понятнее, и дает простор воображению, правда?

Еще одно важное понятие, с которым часто путают миссию компании - видение бренда. Оно отвечает на вопрос - какой вы видите компанию в будущем. Или, если отталкиваться от перефразированного вопроса миссии - каким станет окружающий мир, когда вы закончите его менять.

Каждой ли компании нужна миссия?

Безусловно, нет. Все зависит от вашего масштаба, целей и амбиций - это ваш персональный выбор.

Владельцу единичной палатки по продаже хот-догов миссия вряд ли существенно поможет в бизнесе. Но если вы - интернет-предприниматель и стремитесь создать успешный и системный digital-бизнес, стоит подумать о разработке бренд-платформы и начать с миссии компании.

Это, на первый взгляд, философское понятие является мощным инструментом для продвижения, обеспечения лояльности целевой аудитории, платформой для постановки стратегических целей и расстановки приоритетов, показателем сильных сторон бренда.

Важно отметить, что единого правила, как сформулировать миссию организации, попросту не существует. Но этот процесс достаточно прост, и ниже мы постараемся пошагово изложить основные его принципы.

6 основных элементов миссии организации

1 Ориентированность на удовлетворение покупателя Каким образом ваша компания, вы, как эксперт, меняете жизнь покупателя в лучшую сторону?
2 Уникальность Отличается от того, что заявляют ваши конкуренты
3 Запоминаемость В идеале должна легко запоминаться
4 Прозрачность Четкая, без двусмысленностей и простора для толкований
5 Акцент на преимуществах и ценностях компании Учитывает ключевые конкурентные преимущества компании/продукта, а также ценности, которые транслирует бренд
6 Правдивость То, что вы декларируете, должно совпадать с реальностью, не пытайтесь обмануть доверие покупателя

Приступая к формированию текста миссии, обязательно учтите наличие в ней как минимум 5 из 6-ти атрибутов. Запоминаемостью можете пожертвовать, но соблюдайте меру и уважение к тем людям, которые будут вашу миссию читать. К примеру, полная миссия компании Avon состоит из 307-ми слов.

Этапы разработки миссии организации

Несмотря на всю кажущуюся сложность процесса написания миссии, фундаментально можно выделить всего 3 этапа.

Этап 1. Создание скелета миссии

Для наглядности приведем все 5 ключевых вопросов в таблице с ответами на примере агентства нянь для детей.

Вопрос Ответ
Что делает компания (что мы продаем)? Предоставляет услуги няни для детей от 2-х до 8-ми лет с полной или частичной занятостью. Возможна услуга - няня выходного дня.
Кто является целевой аудиторией компании (кому мы продаем)? Родители с детьми от 2-х до 8-ми лет
Какие основные потребности покупателей мы стремимся удовлетворить? Какие проблемы аудитории решаем?
  • Спокойствие за безопасность и здоровье своего ребенка, когда необходимо отлучиться из дома временно или на полный день;
  • желание найти квалифицированную няню, которая не просто посидит с ребенком, но и сможет учить его по утвержденной родителями программе;
  • желание найти проверенного специалиста, которому можно доверить малыша;
  • желание работать с организацией, а не искать на досках объявлений.
Что определяет успех проекта или что сделает нас успешными в будущем?
  • Исключительная ответственность при подборе профессионального персонала;
  • можем закрыть вакансию даже самому требовательному клиенту;
  • большая база кандидатов со специальным образованием (медицинское, педагогическое, знание языков, психологическое);
  • гарантируем, что няня найдет подход к любому ребенку;
  • в течение года обеспечиваем гарантийное обслуживание, что включает в себя консультацию по вопросам управления персоналом и замену работника по требованию;
  • мы помогаем в установке наших камер на время испытательного срока персонала, организации видеонаблюдения в доме и на территории.
Каким образом мы достигаем этого успеха? Наши няни постоянно повышают свой уровень квалификации, обучаясь по самым современным методикам.
Мы регулярно проверяем физическое, психическое состояние здоровья, а также постоянно взаимодействуем с теми родителями, кто уже пользовался нашими услугами.
Няни нашего агентства строго придерживаются рекомендаций родителей, обеспечивают беспрерывный визуальный контроль за ребенком, не только обучают ребенка по утвержденной программе, но и развивают таланты, обучаются, как найти подход к современным детям, стать для них интересным учителем и товарищем.

Не стесняйтесь отвечать подробно - так вы точно сможете осветить все важные моменты.

Этап 2. Сокращение и обобщение

Цель второго этапа - отсечь все лишнее, оставив только ключевые слова, а потом обобщить их в одно предложение.

Этап 3. Проверка

Возвращаемся к таблице выше и проверяем - все ли 6 элементов успешной миссии учтены. Можете также обсудить итоговый вариант миссии бренда с сотрудниками компании, показать знакомым и выслушать их мнение. Если есть какие-то недочеты - корректируем.

Итоговый вариант миссии агентства для нянь после всех преобразований звучит следующим образом:

«Окружить детей заботой, предоставить им профессиональный уход и надежный присмотр, чтобы малыши чувствовали себя комфортно, а родители - спокойно».

Согласитесь, создать миссию бренда достаточно просто. А чтобы вы убедились в этом и всегда имели под рукой образец для вдохновения - приведем несколько вариантов миссии организаций.

Примеры миссий известных компаний

Почему мы решили сконцентрироваться на тех компаниях, которые у всех на слуху? Мы могли бы взять несколько ниш интернет-бизнеса и разработать примеры специально для этой статьи. Но миссия компании, особенности продукта которой вам неизвестны - будет лишь красивой фразой, не более.

Поэтому рассмотрим примеры нескольких наиболее удачных миссий, сформулированных маркетологами известных брендов и стартапов.

Миссия компании Apple является примером уважительного отношения к клиентам бренда и нацелена на их понимание:

«Мы предлагаем изделия высокого качества, которые освобождают жизнь и труд людей от тяжелой и нудной работы, делают мир более удобным для жизни, обеспечивают уважение и преданность потребителей».

Dropbox - стартап, в который мало кто верил в первые дни его существования. Сегодня стоимость компании выше миллиарда долларов, а их миссия звучит так:

«Мы создаем легкие в использовании продукты, основанные на доверии. Когда люди хранят свои файлы в Дропбокс, они могут быть уверены в их безопасности. Конфиденциальность данных пользователей всегда была и будет нашим главным приоритетом».

Маркетологи нефтяного концерна «Лукойл» создали достаточно краткую и емкую миссию, которая, тем не менее, отражает цель существования компании на рынке:

«Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».

Миссия известного японского производителя автомобилей Toyota более ориентирована на клиента, нежели на достижения самой компании:

«Наша миссия - максимальное удовлетворение потребностей клиентов посредством обеспечения надежными и безопасными продуктами TOYOTA и предоставление сети высококачественного сервиса и квалифицированного обслуживания».

Миссия компании «Связной»:

«Мы работаем с людьми и для людей. Мы создаем увлекательный мир мобильных коммуникаций и новых предложений, которые понятны и доступны каждому. Мы обеспечиваем простоту, удобство и возможность привлекательного выбора».

И напоследок, еще 3 важных совета, как написать успешную миссию бренда:

  1. Не говорите о компании;
  2. Не упоминайте о «процессе» - как ответственно вы подходите к своему бизнесу;
  3. фокусируйтесь исключительно на результате и преимуществах, которые ваша целевая аудитория получит от сотрудничества с вами.

А сейчас, когда мы пошагово разобрались с подводными камнями, которые могут подстерегать вас при работе над миссией организации, напишите в комментариях, как бы вы сформулировали миссию для своего бизнеса? И ставьте лайк, если контент был вам полезен.

Цели и задачи проекта, урока, мастер-класса. Как их написать?

Как поставить цели и задачи урока

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ну не издаёт наше Правительство постановление на эту тему. Значит, остаётся надежда на наших учёных и методистов от педагогики. А здесь картина такая: сколько учёных, столько и мнений. Почти на каждых курсах и семинарах даются рекомендации по целям и задачам урока. То, что это очень важно, и что правильно поставленная цель и подобранные задачи - залог хорошего урока, знают и понимают все. И, в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы, но ведь приходится сдавать конспекты уроков на различные конкурсы, парады, отчёты, аттестация, наконец. И вот тут приходится выслушивать критику о "неграмотности" и "методической некомпетентности". Но господа методисты, вы сначала сами договоритесь, а потом придирайтесь!

- цель урока - одна и выражена именем существительным,
задачи - минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.

- цель урока - несколько , выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности. (воспитывать сознательного гражданина России). Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).
При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока:
- цель обучения (предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний. Обучающая цель должна быть максимально конкретной;
- цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера;
- цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).

Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать:
какая есть проблема? её решение - цель
какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.
Например, дети не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.

А теперь главное:
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0

Думаю, пояснять эту формулу нет необходимости.
Источник. metodsovet.ru

Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. Целью проекта является решение выявленной проблемы. Задачи определяют логику и последова­тельность этапов достижения цели. Формулировка цели должна соответствовать следующим требованиям:

1. Конкретность и измеримость (верифицируемость).

Цель должна быть сформулирована не только качест­венно, но и по возможности количественно. Должны существовать способы и инструментарий оценки степе­ни достижения цели

2. Четкость определения по времени реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежу­ток времени.

3. Достижимость. Цель должна быть определена с уче­том реальных возможностей ее реализации. Постановка цели, превышающей возможности разработчиков про­екта из-за недостаточности ресурсов или из-за других факторов, может привести к нежелательным последст­виям.

4. Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами. Все цели должны быть взаимосо­гласованы, как по вертикали (цели, выстроенные в ие­рархической зависимости), так и по горизонтали (рав­нозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами. Цель формулируется в глагольной форме. Например, к 9 мая 2005 года разбить сквер Победы в микрорайоне. Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:

Собрать необходимую информацию для разработки и реализации проекта;

Определить место разбивки сквера и согласовать с органами самоуправления;

Разработать необходимую проектную документацию, согласовать ее с органами архитектурного надзора и отделом озе­ленения;

Провести необходимые расчеты, изыскать требуемые
средства и ресурсы;

Разработать план-график выполнения работ, согласовать
его с органами самоуправления;

Распределить обязанности между членами творческой группы;

Привлечь к реализации проекта местное сообщество и органы самоуправления;

Подготовить отчет о реализации проекта;

Подготовить презентацию проекта.

Поиск и сбор информации

После того, как вы сформулировали цель и задачи проекта, необходимо собрать нужную информацию. Она должна отве­чать требованиям необходимости и достаточности. Для этого нужно провести анализ имеющейся и необходимой информа­ции.

Источник информации. Работа с информацией. Источниками информации могут стать:

Публикации в средствах массовой информации;

Ресурсы Интернета;

Научные публикации;

Интервью и собеседования с компетентными людьми;

Результаты социологических исследований;

Наблюдения;

Документация и законодательные акты;

Статистические данные; - корреспонденция и т.д.

В процессе работы с информацией необходимо выяснить следующие вопросы:

1. Насколько важна эта проблема для сообщества вашего населенного пункта?

2. Какова степень ее значимости в масштабе района или ре­гиона?

3. Почему эта проблема должна рассматриваться органами?

4. Должен ли кто-нибудь еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

5. Насколько разработана законодательная база для реше­нии данной проблемы?

6. Если существующий закон позволяет решить проблему, в полной ли мере он реализуется? Если не в полной мере, то нечему?

7. Какие разногласия по решению этой проблемы существуют?

8. Какие слои населения, группы или организации проявляют интерес к данной проблеме?

9. Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

10. Кто может стать партнером в реализации денного про­екта?

11. Какие ресурсы необходимы для реализации данного проекта?

12. Из каких источников можно получить дополнительные

Студия «Все по барабану»

«Музыкальная студия для подростков группы риска «Всем по барабану!» Выбор проблемы. На первом выявлен спектр общей социальной проблематики, актуальный для студентов ЧГИКИ. Список проблем обсуждался и корректировался. С целью выявления наиболее значимой и реализуемой проблемы среди 247 студентов очного отделения ЧГИКИ было проведено социологическое исследование. Тематическая часть исследования включала в себя следующие вопросы:

1. Какая социальная проблема, на ваш взгляд, стоит сегодня особенно остро?

2. Решение какой социальной проблемы, на ваш взгляд, по силам осуще­ствить небольшой группе заинтересованных людей в отдельно взятом регионе?

Респондентам предлагалось дать развернутые ответы либо воспользоваться предложенными ответами.

Проблемы, полученные в результате исследования, были представлены сле­дующим образом:

Проблема №1 - Социальная напряженность, высокий уровень преступности и правонарушений, выбрали 24% респондентов (преимущественно мужского пола);

Проблема №2 - Наркомания и алкогольная зависимость заботит 22% рес­пондентов;

Проблема №3 - Бедность населения - 22%; Проблема №4 - Кризис в культурной и духовной сфере - 10%; Проблема №5 - Демографический кризис - 11%; Остальные проблемы, - 8%; Затруднилось выбрать - 3% респондентов.

На основе анализа полученных ответов сделаны следующие выводы:

1. В настоящее время существует несколько острых социальных проблем, которые тревожат общество примерно в равной степени.

2. Часть из этих проблем, объективно не может быть решена стараниями небольшой группы людей.

3. Всего лишь небольшая часть опрошенных (2%) пессимистично утвер­ждают, что ни одна из предложенных проблем все равно не решится.

4. Более значительная часть (7%) предлагает решать проблемы комплекс­но.

5. Наиболее решаемые из предложенных проблем, по мнению респонден­тов, - проблемы №3,4.

Приложение 1

Исследование показало:

Самая важная проблема, решению которой можно способствовать в большей степени, - социальная напряженность, высокий уровень преступно­сти и правонарушений (проблема№1). Возможно, проблему по силам решать комплексно с проблемой в культурной и духовной сфере.

Проводится новый опрос с целью выявления самой остронуждающейся социально незащищенной группы населения. Опрос был проведен в ЧГИКИ, ответило 239 человек, его результаты следующие:

Решено сделать целью проекта - помощь подросткам группы риска. Формой проведения проекта выбрано создание музыкальной студии для под­ростков группы риска.

Проводится выбор музыкальных инструментов для обучения в студии.

Рассматриваются варианты - гитара, ударные установка, скрипка, фор­тепиано, труба, саксофон.

Составляются критерии для выбора инструмента - популярность в мо­лодежной среде, сроки обучения игры на инструменте, стоимость и физиче­ская прочность инструмента. Составляется аналитическая таблица.Инструмент/критерии гитара ударные скрипка фортепиано труба саксофон

>■ популярность +++ +++ +++++++
____ в молодежной | высокая | высокая | средняя | средняя низкая | с редняя

А,И. Пайгусов Социокультурное проектирование

Для составления таблицы проводились консультации с преподавателя­ми кафедр Вокальное и Инструментальное искусство факультета искусств ЧГИКИ.

По итогам аналитического разбора решено проводить обучение в сту­дии на ударных установках. В пользу этого выбора указали все предложен­ные критерии.

Опрос: На каком инструменте вы хотели бы научиться играть?(%)

Проблема:

Цели:

1. Социальная адаптация подростков группы риска посредством обу­чения профессиональным навыкам игры на барабане.

Задачи:

Мониторинг подростков группы риска с целью выявления потенциаль­ных участников проекта;

Проведение конкурсного отбора с целью выявления музыкально ода­ренных подростков группы риска;

Создание материально-технической базы студии;

Разработка учебного плана занятий студии;

Организация и проведение самостоятельных концертов студии; участие в общегородских мероприятиях;

Формирование у подростков установок толерантного отношения к культурам различных народов;

Привлечение внимания СМИ к проблемам организации досуга для подростков группы риска. Сбор информации

Источник и способ
Какая необходима Степень владения получения инфор-
информация информацией мации
1. О проблемах социума Низкая Социологический оп­рос, анализ информа-цииСМИ
2. О подростках группы Средняя Анализ СМИ, встречи
риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска
3. Об образовательных Средняя Встречи с представи-
учреждениях для подро- телями администрации
стков группы риска города, отвечающими за работу с подростка­ми группы риска
4. О проблемах подрост- Средняя Анализ СМИ, встречи
ков группы риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска, встречи с администрацшй и преподавателями уч­реждений для подро-

Анализ вариантов решения проблемы

Проблема

Недостаточная социализация подростков группы риска.

Вариант 1

Провести творческую встречу студентов ЧГИКИ с подростками группы

Аргументы «за»

1. У подростков группы риска будет праздник.

2. Студенты ЧГИКИ больше узнают о жизни подростков группы рис­ка. .

3. Студенты смогут показать свои таланты.

Аргументы «Против»

1 . Разовость акции.

2. Нет возможности для творческого самоутверждения подростков
группы риска.

3. Нет перспектив для дальнейшего развития проекта

Вариант 2

Создание студии с обучением подростков группы риска профессио­нальным навыкам игры на музыкальном инструменте.

Аргументы «за»

16. Подростки группы риска пройдут обучение профессиональным на­выкам игры на ударных установках.

2. Подростки будут социализироваться в творческом коллективе в дружественной атмосфере.

3. Подростки смогут занять свое время и раскрыть свои таланты.

4. Подростки смогут показать свое творчество жителям г. Че­боксары.

5. Заинтересовавшись музыкой и творчеством, подростки могут покинуть группу социального риска.

6. Могут возникнуть постоянные музыкальные творческие кол­лективы из числа бывших подростков групп риска - участни­ков студии.

Аргументы «Против»

1. Создание студии требует значительных финансовых и матери­альных ресурсов.

2. Требуется помощь партнеров.

3. Необходимо больше времени для подготовки

Решение

Направить проект на создание музыкальной студии для подростков группы риска, т.к. этот вариант имеет больше аргументов в пользу реализации этой идеи.

Партнер (организатор програм­мы) Вклад в реализацию проекта
Дворец культуры Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры «Салют»» Предоставление помещения для студийных занятий и концертов.
Отдел по делам молодежи админи­страции г. Чебоксары. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та (сайт Администрации г. Чебок­сары, выход на молодежные СМИ).
Отдел по социальной защите насе­ления администрации г. Чебокса­ры. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та
ОВД Московского района Поиск и мониторинг подростков группы риска, создание базы дан­ных на подростков.
Администрация Московского рай­она Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та.

План мероприятий по созданию музыкальной студии для подростков группы риска «Всем по барабану!»

Этап работы Наименование ме- Сроки реа- Ответственные
роприятий лизации исполнители
Подготовительный Мониторинг под- 01.02.-14.02 Психолог-
ростков группы риска специалист
Формирование 01.02.-14.02 Психолог-
собственной базы данных по подро­сткам группы рис­ка специалист
Взаимодействие со 01.02-01.12 Руководитель
СМИ проекта
Организационный Проведение кон- 14.02.-21.02 Художественный
курсного отбора руководитель
Составления гра- 21.02-28.02 Художественный
фика занятий руководитель
Приобретение му­зыкальных инст­рументов, пюпит­ров и канцеляр­ских товаров 01.03.-01.06 Руководитель проекта, бухгал­тер проекта
Обучающий Студийные заня­тия 01.03.-01.11
Внутристудийные мероприятия 01.03.-15.11 Психолог-специалист
Выступления в концертах 01.06-15.11 Художественный руководитель, преподаватель сольфеджио
Разработка маке­тов афиш, букле­тов, календарей студии 01.06.-01.09 Психолог-специалист
Завершающий Мероприятия по подготовке выпу­скного вечера 01.11.-14.11 Художественный руководитель
Выпускной вечер 15.11 Все участники проекта
Отчет об освоении финансовых средств 01.11-10.12 Бухгалтер про­екта

Ожидаемые результаты:

Выведение специфических проблем подростков группы риска из замкнутого мира и привлечение их в русло здорового социокультурного пространства;

Концентрация внимания общества на художественно одаренных подростках группы риска с целью предоставления возможности для дальнейшей их самореализации в сфере культуры и искусства;

Выявление наиболее талантливых личностей из подростков группы риска с целью дальнейшего их продвижения на рынке культурных ус­луг;

Создание почвы для возникновения неформальных человеческих контактов;

Снижение социальной напряженности в обществе.

После реализации запланированных мероприятий планируется сле­дующее развитие проекта:

Увеличение количественного охвата подростков группы риска куль­турной жизнью города;

Создание на базе студии профессионального творческого коллекти­ва,

Участие студийцев, подростков группы риска, во всероссийских и международных мероприятиях;

Разработка инновационных методических материалов по работе с подростками группы риска, создание на базе ДК «Салют» клубных фор­мирований, направленных на подростков группы риска, расширение спектра предлагаемых культурных услуг.

Заявка

на участие в республиканском конкурсе инновационных, вариатив­ных программ в сфере государственной молодежной политики

Чтобы решить задачу, прежде всего её нужно до конца понять и четко, точно, просто, кратко, но полно и понятно сформулировать. Как этого добиться?

Задача обычно состоит из двух смысловых частей - предпосылочной и вопросительной. Разница между задачами и вопросами изложена в разделе "Метод контрольных вопросов".

Г.С. Альтшуллер предлагает следующую предельно простую и четкую схему (модель) формулировки ТЕХНИЧЕСКИХ задач, но эта рекомендация справедлива и для нетехнических задач:

"Улучшаемая система для (указать назначение), включает (перечислить основные части системы). Формулируется техническое противоречие. Необходимо при минимальных изменениях в системе (указать результат, который должен быть получен)".

Эта схема пригодна для формулировки практически любых творческих задач, хотя и представляется довольно громоздкой.

Например: "Улучшаемая система для воспитания и обучения включает: детей, учителей, воспитателей, родителей, администрацию.

Педагогическое противоречие:

  • ЕСЛИ ориентировать сложность изучаемого материала на сильных детей, ТО они будут развиваться хорошо, НО слабым детям будет очень трудно и это может привести к стрессам и нежеланию слабых детей учиться и ходить в школу.

  • ЕСЛИ ориентировать сложность изучаемого материала на слабо подготовленных детей, ТО они будут развиваться без стрессов, НО сильным детям будет скучно и они будут отставать от того уровня, которого могли бы достичь.

Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить полноценное освоение всего требуемого программой материала и сильными, и слабыми детьми".

Обычно задачедатель даже не знает, что задачу надо формулировать таким образом, и ставит её как умеет: либо не полно, либо очень общо, либо просто неправильно, а иногда и сам не понимает, что ему на самом-то деле надо.

Однажды был такой случай. На занятии по ТРИЗ было предложено слушателям порешать их проблемы. Одна дама сообщила, что она озабочена слабым физическим развитием своего сына, поставила себе задачу собрать деньги, чтобы купить сыну велосипед, и предложила проанализировать марки велосипедов. В результате анализа выяснилось, что этого мальчика надо сначала серьезно лечить, и если лечение будет успешным, только тогда, может быть, и понадобится велосипед. А деньги надо направить на лечение.

Понятно, что сначала необходимо точно понять задачу. Если не понял задачу, то решить её трудно, а если и удалось решить, то, по всей вероятности, решена будет совсем другая задача.

При решении задач возможны три типовые ситуации:

  1. Есть возможность общаться с задачедателем.

  2. Нет такой возможности. Например, задача дана письменно.

  3. Сам себе задачедатель.

В первом и в третьем случаях надо задать задачедателю все проясняющие задачу и ситуацию вопросы, помочь ему самоопределиться и попытаться привлечь его самого к решению его же задачи. Второй случай несет много неопределенности. Если задача СЛОЖНАЯ, то для подготовки задачи к решению полезно воспользоваться Методом Контрольных Вопросов, то есть сначала сформулировать контрольные вопросы, а потом, отвечая на них, сформулировать задачу. Это мы сейчас и сделаем.

Итак, как подготовить задачу к решению?

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Понял ли я задачу?

  2. Все ли слова и термины я понимаю так, как задачедатель?

  3. Могу ли я повторить задачу своими словами? (Желательно не использовать специальных терминов).

  4. А чего на самом-то деле надо задачедателю?

  5. НРАВСТВЕННА ли задача по постановке?

ВОПРОСЫ НА АНАЛИЗ ЗАДАЧИ.

  1. Имеет ли эта задача решение в принципе? Не противоречат ли условия задачи законам природы?

  2. Тип задачи: логическая или творческая? Сколько правильных решений может иметь эта задача? (Логические и математические задачи имеют, как правило, одно или ограниченное число верных решений, а творческие имеют много верных решений, но каждое для своих граничных условий).

  3. Что в задаче главное? Какие основные части (элементы) входят в задачу? К важным частям задачи следует отнести только те, которые участвуют в конфликте и без которых задача "рассыпается". (Смотрите раздел "Моделирование"). Желательно указать, как связаны основные части задачи между собой. Это позволит лучше понять ПРИЧИНЫ конфликта, что очень важно!

  4. Достаточно ли данных? Какой информации не хватает? Где ее можно получить? Достоверны ли данные? Какие приняты допущения?

  5. Можно ли записать условия задачи числами? Какие можно сделать рисунки? Представляю ли я задачу образно?

  6. Не является ли задача множественной, то есть не распадется ли она на ряд отдельных задач? Что это за задачи? В какой очередности их решать?

  7. Что из себя должен представлять ответ: идею, число, процесс, конструкцию, новое свойство...?

ВОПРОСЫ НА ВЫЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ.

  1. Зачем решать эту задачу? Какую свою основную (надсистемную, глобальную) проблему надо решить задачедателю.? Почему у него появилась именно эта задача? Кто задачедатель?

  2. Кому от решения задачи будет хорошо, а кому плохо?

  3. При каких условиях должна быть решена задача?

  4. Не решал ли я подобной задачи? Что по этой проблеме я сам знаю? Кто эту задачу решит лучше меня?

  5. В чем или в ком первопричина задачи? Какой элемент в наибольшей степени порождает нежелательное явление? Г. И. Иванов считает, что "чем дальше от последствий вы уйдете в сторону первопричины, тем легче, надежней и с меньшими затратами решится проблема в вашей системе".

  6. Сколько есть времени на решение? На какой срок надо принять решение? Есть ли время дать задаче "отлежаться", а мне "остыть"? Может быть, целесообразно сейчас "отбиться от ближнего врага", "подтянуть резервы", а потом, выбрав удобный момент, предпринять решительное наступление?

  7. Что произойдет, если я эту задачу не решу или решу неправильно?

НАЧАЛО РЕШЕНИЯ.

Начало решения - понятие довольно условное. Хорошее решение может прийти в голову в любой момент, а может и не прийти.

Все идеи и решения, пришедшие в голову в процессе ответов на вопросы надо аккуратно записывать для дальнейшего анализа.

Процесс самозадавания вопросов и ответов на них может показаться излишне подробным, но такова идеология ТРИЗ. Как в медицине - надо очень хорошо знать больного и болезнь, чтобы его вылечить, так и в случае решения социальных и технических задач - надо хорошо знать предмет исследования, ту систему, которую улучшаешь.

После ответов на вопросы и анализа задачи следующие шаги: формулировать противоречие, ИКР, искать ресурс и далее по алгоритму.

Общий совет такой - "бомбите", "бурите", "трясите", "раскачивайте" Ваше подсознание до тех пор пока оно не "зафонтанирует нарзанами" сильных нетривиальных решений. Не бойтесь нагружать свой мозг, это не принесет вреда Вашему здоровью.

ТРИЗ предлагает возвращаться к формулированию задачи в процессе её решения, по мере повышения уровня ее понимания, до тех пор, пока задача не будет решена. В шутку тризовцы говорят, что самой точной формулировкой задачи является ее сильное решение.

Приведем несколько забавных примеров неправильно и неточно сформулированных задач и последствия этого.

1. В Канзас-Сити открылась новая прачечная. Чтобы привлечь клиентов хозяин дал объявление в газету, где, в частности, было указано, что "У первого пришедшего в день открытия мужчины белье в стирку будет принято бесплатно". Первым пришел директор школы-интерната с бельем всех своих 1000 воспитанников. В чем ошибка хозяина?

Тот факт, что задачи надо ставить очень точно, подметили еще Древние греки.

2. В одном из мифов Древней Греции рассказывается о том, что Кидинне, матери двух сыновей, надо было ехать на колеснице на праздник Геры, жены Зевса, где она была жрицей. Но волов не оказалось и тогда сыновья впряглись в колесницу и отвезли мать в храм. За этот поступок Кидинна попросила Геру оказать сыновьям великую милость и Гера её оказала... послала им легкую смерть во сне. В чем ошибка Кидинны?

3. Легендарная прорицательница древних греков Сивилла, попросила у Аполлона вечную жизнь. Коварный Аполлон выполнил её просьбу. Прошло 100 лет, Сивилла превратилась в безобразную морщинистую старушку и стала молить Аполлона даровать ей смерть. Что забыла испросить Сивилла?

4. Красавец юноша Эндимион (учтя, видимо ошибку Сивиллы) попросил Зевса даровать ему вечную жизнь, вечную молодость и вечную красоту. Коварный Зевс выполнил его просьбу... погрузив в вечный сон. В чем ошибка Эндимиона?

5. За оказанную услугу бог виноделия Дионис обещал фригийскому царю Мидасу выполнить любую его просьбу. Жадный Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис просил отказаться от этой просьбы, но Мидас настаивал, и Дионис исполнил его просьбу. Счастью Мидаса не было конца, пока он не обнял свою любимую внучку, которая тут же превратилась в золото. Спросите детей, в чем оплошность Мидаса? Впоследствии Мидас упросил Диониса снять с него чары. Дионис согласился, но у Мидаса выросли длинные ослиные уши. Поэтому говорят: "Мидасовы уши".

На неточно и неполно поставленных условиях задачи построено много задач на смекалку. Например:

В комнате горело 7 свечей. Потушили 2 свечи. Сколько осталось? (Правильные ответы: и 7 и 2, так как не оговорены граничные условия. Задача поставлена не полно, не указано, когда считать оставшиеся свечи? Если пересчитывать свечи сразу после погашения, то 7. Если же через сутки, когда 5 свечей сгорит, то 2).

А вот пример задачи с избыточной информацией:

Два года назад мне было 6 лет. Через два года мне будет 10 лет, а через три года будет 11 лет. Сколько мне лет сейчас?

Ответы:

1. Он думал, что все рассуждают как он сам. Рассматриваемую здесь часть объявления надо было сформулировать, например, так "...У первого пришедшего мужчины, заботящегося о свежести белья своей семьи..."

2. Кидинна забыла, что Гера очень коварная женщина. С коварными властьимущими вообще нельзя иметь какие либо дела. Они того не стоят.

3. Вечную молодость.

4. Эндимион не учел непредсказуемость и коварство Зевса. Та же “ошибка Кидинны”.

5. Мидас жадный и глупый, так ему и надо. Жалко его внучку.

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - этосовокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенныхзадач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы ), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные(исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилосьдругими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования.Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачитретьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачичетвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так:изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего),выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п.,определить понятие (называется объект),определить природу (называются единицы, явления и т.п.),обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

    выявить состав (модели, языковые единицы),

    определить корпус,

    определить (уточнить) границы распространения,

    очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

    выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п.);

    исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

    выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

    изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

    проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

    описать (функционирование, способ);

    обосновать (понятие, статус);

    определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

    установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

    осуществить (анализ, описание);

    проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

    определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

    показать (связь);

    описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

    сопоставить (формы);

    раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

    рассмотреть (взаимодействие, средства);

    охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

    уточнить (хронологию, границы, этимологию);

    осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач. К ним можно отнести следующее:

    определить (очертить) место и роль;

    выявить (установить) тенденции развития;

    выяснить закономерности создания;

    разработать практические рекомендации.