По литературе

Примеры бессоюзных сложных предложений связанных интонацией. Бессоюзные сложные предложения.docx - Бессоюзные сложные предложения. Вид синтаксической конструкции

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов-сказуемых и порядком расположения частей. Основной признак бессоюзного предложения - отсутствие союзов и союзных слов.

Поскольку смысловые оттенки и интонационные признаки могут быть недостаточно дифференцированными, классификация бессоюзных предложений не имеет четко выраженного и определенного основания.

Долгое время бессоюзные сложные предложения рассматривались не как особая структурная разновидность, а как предложения с опущенными союзами, вследствие этого устанавливались типы бессоюзных предложений соответственно союзным, практически это осуществлялось путем подстановки подходящего по смыслу союза - то сочинительного, то подчинительного. Однако этот подход оказался недостаточно плодотворным, так как многие предложения не поддаются такому разграничению. Семантико-интонационные признаки бессоюзных сложных предложений менее дифференцированны, чем признаки предложений союзного типа. Например, семантика предложения Вернется отец - все будут рады может быть передана суммой значений двух союзных предложений: Когда вернется отец, все будут рады и Если вернется отец, все будут рады .

Объединение предикативных частей в бессоюзном предложении Настанет утро, пойдем в лес (ср. возможный вариант: Настанет утро - пойдем в лес ) происходит на основе семантико-интонационной. Эти значения могут быть переданы разными структурными типами союзных предложений: Настанет утро, и (мы ) пойдем в лес и Когда настанет утро, пойдем в лес . В ряде случаев замена бессоюзных предложений союзными вообще бывает затруднена из-за сложности и тонкости смысловых отношений между частями, например: Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех (М. Г.); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах все виднелись ледяные закрайки (Акс.). Такие предложения представляют собой сочетание простых предложений.

Еще А.А. Потебня обратил внимание на то, что многие значения, в частности продиктованные смысловой зависимостью, могут быть переданы без помощи союзов. Он же обратил внимание и на употребление форм времени в сказуемых сочетающихся частей.

Попытки выделить особо бессоюзные предложения находим у А.М. Пешковского, который считал возможным отделить бессоюзие от союзного сочинения и подчинения. Анализируя интонацию предложений Назвался груздем - полезай в кузов и Семь раз примерь, один раз отрежь , А.М. Пешковский приходит к выводу, что делить подобные «сочетания» на сочиненные (при значении противопоставления) и подчиненные (при значении условном) было бы рискованно, и относит их к недифференцированным в этом отношении сложным целым.

Примерно с 50-х годов бессоюзные сложные предложения стали все чаще рассматривать как особую разновидность сложных предложений. Наиболее четко выявляется этот подход к квалификации бессоюзного типа сложного предложения в трудах Н.С. Поспелова. По этому принципу построена глава о бессоюзных сложных предложениях в «Грамматике русского языка» АН СССР (1954). Тот же принцип положен в основу описания бессоюзных предложений в трудах В.А. Белошапковой.

Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство. Например, в предложении Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным (М. Г.) рисуется общая картина города, детали этого описания фиксируются частями бессоюзного сложного предложения, которые объединены содержанием и, следовательно, лексически.

Средством связи частей служит и интонация, которая при всем своем разнообразии в разных типах бессоюзного сложного предложения характеризует каждое предложение как интонационно целостное высказывание, интонация конца наблюдается лишь в последней части сложного предложения. Вот примеры различного интонационного оформления предложений и одновременно общей интонационной целостности: интонация перечисления : Знойный день, тишина (М. Г.); Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Забол.); Жизнь застыла в светлом покое, небо ласково смотрит на землю голубым ясным оком, солнце - огненный зрачок его (М. Г.); интонация обусловленности : Пролетит чайка, лениво махая крыльями, - вода покажет другую птицу, белее и красивее той, что в воздухе (М. Г.); интонация противопоставления : Лето припасает - зима поедает (посл.); интонация пояснения : Теперь им предстояло самое трудное: они должны были покинуть товарища... (Фад.); интонация предупреждения (в первой части) и присоединения, добавочного сообщения (во второй части): Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха... (Т.).

В бессоюзных сложных предложениях формы глаголов-сказуемых обычно однородны, этим и обнаруживается связь отдельных частей, например: Гудели мухи, ныли комары, где-то трещал сверчок . (М. Г.); Облака на горизонте опустились в море, вода его стала спокойнее и синей (М. Г.); На столе горела лампа, окна были открыты, желтый язык огня вздрагивал, вытягиваясь и опускаясь (М. Г.); Шли дожди, протекали жаркие июньские дни, зацветали цветы, наступали веселые сенокосы (Бун.).

Особенно наглядно эта связь выявляется при объединении частей сложного предложения общими членами, например: В синем небе над маленькой площадью Капри низко плывут облака, мелькают светлые узоры звезд, вспыхивает и гаснет голубой Сириус (М. Г.).

Средством выражения синтаксической связи в бессоюзном предложении может служить и порядок расположения частей, который влияет на их смысловые взаимоотношения. Это обычно свойственно предложениям с отношениями обусловленности. Например, в предложении Вспыхнули электрические фонари, все присутствующие поднялись передается временная последовательность событий; при ином интонационном оформлении предложение может быть преобразовано в предложение со значением причинно-следственным, а в таком случае на смысловые взаимоотношения частей влияет порядок их расположения, ср.: Вспыхнули электрические фонари - все присутствующие поднялись (отношения причинно-следственные; причина обозначена в первой части, следствие - во второй, ср.: Вспыхнули электрические фонари, и потому все присутствующие поднялись ). - Все присутствующие поднялись: вспыхнули электрические фонари (отношения причинной обусловленности, ср.: Все присутствующие поднялись, так как вспыхнули электрические фонари ; причина обозначена во второй части).

Виды бессоюзных сложных предложений

Бессоюзные сложные предложения делятся на две группы: 1) предложения со структурно-обусловленными частями и 2) предложения со структурно-необусловленными частями.

Предложения первой группы имеют структурные показатели объединенности частей.

    Такими показателями являются местоименные слова так, таков, как, что (иногда в сочетании с частицей вот ), предупреждающие о последующем разъяснении, например: Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (Пан.); Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами... (Гр.); Хорошо вот что: он глубоко порядочный человек . Вторая часть в этих предложениях наполняет конкретным содержанием местоименное слово первой части. Предложения имеют разъяснительно-атрибутивные значения.

    В первой части могут употребляться существительные, содержание которых раскрывается второй частью предложения, например: Карл [кличка кота] страдал крупным недостатком - он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку (Пауст.); У меня есть одна слабость: мне хочется возможно большее число людей приохотить к писательству (Пауст.). В предложениях этого типа также передаются разъяснительно-атрибутивные значения.

    Во второй части могут помещаться местоименные слова (иногда с частицей вот ), которые лексически соотносятся с членами предложения первой части, являя собой своеобразную лексическую отсылку. Например: Быстро сбегалась публика из города, черной тучей мух она облепила узкую полосу земли... (М. Г.); Горели ряды костров, из них во все стороны торчали черные головни... (М. Г.). Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца (Пауст.); В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз (Булг.). В таких предложениях вторая часть передает добавочное сообщение. В предложениях типа По улице маленького городка пестрым потоком льется празднично одетая толпа - тут весь город, рабочие, солдаты, буржуа... (М. Г.); Она была наивна, как ребенок, - в этом вся прелесть вторая часть имеет вмещающее значение.

    В предложениях типа Я не мог оторвать глаз: так красива была девушка передается значение причины.

    В первой части бессоюзного сложного предложения может оказаться незамещенная синтаксическая позиция, которая функционально возмещается второй частью предложения, например: Было ясно: Котик дурачилась (Ч.); И стало беспощадно ясно: жизнь прошумела и ушла (Бл.). Такие предложения имеют значение изъяснения.

Предложения второй группы не имеют специальных структурных показателей объединенности частей, кроме соответствия видо-временных форм глаголов-сказуемых (кстати, такого соответствия может и не быть). Во второй группе предложений связь частей обеспечивается содержательно и интонационно.

    Предложения с однотипными частями (при выражении перечислительных и сопоставительно-противительных отношений). В них может быть заключено значение одновременности или последовательности совершения действий, например: Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах (Пауст.); Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... (П.); Стоял уже сентябрь, доспевали последние урожаи в огороде и тайге (Расп.); значение сопоставления и противопоставления: Ты прозаик, я поэт... (П.); Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); значение результативности, например: Вдруг мужики с топорами явились - лес зашумел, застонал, затрещал (Н.).

    Предложения с неоднотипными частями (при выражении взаимозависимых отношений). Такие предложения могут иметь значение условия: Нравится рисовать - рисуй на здоровье... (Пан.); значение уступительное: Давно пора бы каждому вернуть своей дорогою - они рядком идут! (Н.); значение причины и основания: В здании аэропорта тесно, шумно и беспорядочно - люди атакуют билетные кассы (Друн.); Александр Михайлович промолчал - я его не убедила (Зерн.); ...Мы ничего не знали и поэтому шли мимо него напрямую - оба торопились домой (Войн.); значение следственное: ...Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Он раздвинул стены и исчез, - стены снова сжались и потемнели (Пауст.); значение разъяснительное: Вот звенит прощальный звон - бьют колокола (А. Галич); значение сравнения: Молвит слово - соловей поет .

Несколько особняком среди предложений с взаимозависимыми составляющими частями стоят бессоюзные сложные предложения со значением присоединения и добавочного сообщения во второй части, например: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.); Он вяло протащил по палубе занемевшие ноги, поднялся на мостик и прислушался: глухие удары учащались (Пауст.); Но однажды зимой вышел я и слышу - стонет кто-то за оградой (Пауст.); Во время пауз я оглядывался - казалось, Виолетта пела в родной Венеции (Пауст.). Первые части таких предложений отличаются предупредительной интонацией и наличием глагола-сказуемого, называющего действие, ведущее к восприятию, а вторая часть указывает на объект восприятия. Такие предложения иногда называют предложениями прерывистой структуры. Причем очень часто добавочность значения второй части предложения снимается большей (по сравнению с первой) информативной значимостью ее. Такая вторая часть содержит первостепенную, а не добавочную информацию.

Для предложений с семантической взаимосвязанностью частей характерно явление семантической недифференцированности, совмещения семантики, например: Пашню пашут - руками не машут (посл.) - время и условие в первой части; Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Гр.) - противопоставление и уступка.

Осмысление таких предложений тесно связано с контекстом.

Бессоюзные сложные предложения с взаимосвязанными частями широко употребляются в художественной литературе и являются яркой приметой разговорного стиля речи. Именно поэтому большую роль в оформлении смысловых взаимоотношений составляющих их частей играет интонация, которая и помогает конкретизировать их содержание (на письме это передается разными знаками препинания - запятой, двоеточием, тире).

«Бессоюзные предложения» - Работа с поэтическим текстом. Цели: Двоеточие в БСП. Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет]. Запятая и точка с запятой в БСП. Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы.

«Бессоюзное предложение урок» - Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. Бессоюзные сложные предложения. Расставить знаки препинания. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо. Пауза. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Расстановка знаков препинания в БСП. С давних времен символом красоты считается роза.

««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» - Сложное предложение. Внимание. Задание. Самостоятельная проверка в парах. Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Что надо знать. Надо вспомнить. Поставь себе оценку. Тренировочные упражнения. Правописание гласных и согласных в корне.

«Бессоюзное сложное предложение» - Нравится рисовать рисуй на здоровье. Смелые побеждают трусливые погибают. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. Урок-игра на тему: «Бессоюзные сложные предложения». 2)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: 1)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: Посмотрит рублем подарит.

«Тире в бессоюзном предложении» - Никого не будет дома. Теоретический материал. Перепишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания. Практические задания. Тестовые задания. Когда дождь кончился, мы отправились в путь. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.

«Знаки в бессоюзных предложениях» - Быстрая смена событий. Бессоюзные сложные предложения. Виды сложных предложений. Запятая между частями БСП. Тире между частями БСП. Двоеточие между частями БСП. Ключи ответов по вариантам. Предложение. Точка с запятой между частями БСП. Новая версия. Литературная справка. Схватка с медведем. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений.

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов-сказуемых и порядком расположения частей. Основной признак бессоюзного предложения - отсутствие союзов и союзных слов.

Поскольку смысловые оттенки и интонационные признаки могут быть недостаточно дифференцированными, классификация бессоюзных предложений не имеет четко выраженного и определенного основания.

Долгое время БСП рассматривались как предложения с опущенными союзами, вследствие этого устанавливались типы бессоюзных предложений соответственно союзным, практически это осуществлялось путем подстановки подходящего по смыслу союза - то сочинительного, то подчинительного. Однако этот подход оказался недостаточно плодотворным , так как многие предложения не поддаются такому разграничению. Например, семантика предложения Вернется отец - все будут рады может быть передана суммой значений двух союзных предложений: Когда вернется отец, все будут рады и Если вернется отец, все будут рады.

Еще А.А. Потебня обратил внимание на то, что многие значения, в частности продиктованные смысловой зависимостью, могут быть переданы без помощи союзов. Попытки выделить особо бессоюзные предложения находим у А.М. Пешковского , который считал возможным отделить бессоюзие от союзного сочинения и подчинения. Анализируя интонацию предложений Назвался груздем - полезай в кузов и Семь раз примерь, один раз отрежь, А.М. Пешковский приходит к выводу, что делить подобные «сочетания» на сочиненные (при значении противопоставления) и подчиненные (при значении условном) было бы рискованно, и относит их к недифференцированным в этом отношении сложным. С 50-х годов бессоюзные сложные предложения стали все чаще рассматривать как особую разновидность сложных предложений. Поспелов, Белошапкова.

Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство . Например, в предложении Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным (М. Г.) рисуется общая картина города, детали этого описания фиксируются частями бессоюзного сложного предложения, которые объединены содержанием и, следовательно, лексически.

Средством связи частей служит интонация , которая при всем своем разнообразии в разных типах бессоюзного сложного предложения характеризует каждое предложение как интонационно целостное высказывание, интонация конца наблюдается лишь в последней части сложного предложения. Вот примеры различного интонационного оформления предложений и одновременно общей интонационной целостности: интонация перечисления: Знойный день, тишина (М. Г.); интонация обусловленности: Пролетит чайка, лениво махая крыльями, - вода покажет другую птицу, белее и красивее той, что в воздухе (М. Г.); интонация противопоставления : Лето припасает - зима поедает (посл.); интонация пояснения: Теперь им предстояло самое трудное: они должны были покинуть товарища... (Фад.); интонация предупреждения (в первой части) и присоединения, добавочного сообщения (во второй части): Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха... (Т.).

Средством выражения синтаксической связи в бессоюзном предложении может служить и порядок расположения частей, который влияет на их смысловые взаимоотношения. Это обычно свойственно предложениям с отношениями обусловленности. Например, в предложении Вспыхнули электрические фонари, все присутствующие поднялись передается временная последовательность событий; при ином интонационном оформлении предложение может быть преобразовано в предложение со значением причинно-следственным, а в таком случае на смысловые взаимоотношения частей влияет порядок их расположения, ср.: Вспыхнули электрические фонари - все присутствующие поднялись (отношения причинно-следственные; причина обозначена в первой части, следствие - во второй,.

В «Русской грамматике» такие предложения называются бе

ссоюзными соединениями предложений и квалифицируются как «особые синтаксические образования, в большей или меньшей степени соотносительные со сложными предложениями» (Т. 2. - С. 634). делятся на две группы: 1) предложения со структурно-обусловленными частями и 2) предложения со структурно-необусловленными частями.

Предложения первой группы имеют структурные показатели объединенности частей. Такими показателями являются местоименные слова так, таков, как, что (иногда в сочетании с частицей вот), предупреждающие о последующем разъяснении, например: Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (Пан). Вторая часть в этих предложениях наполняет конкретным содержанием местоименное слово первой части. Предложения имеют разъяснительно-атрибутивные значения.

Во второй части могут помещаться местоименные слова (иногда с частицей вот), которые лексически соотносятся с членами предложения первой части, являя собой своеобразную лексическую отсылку. Например: Быстро сбегалась публика из города, черной тучей мух она облепила узкую полосу земли... (М. Г.); В предложениях типа Я не мог оторвать глаз: так красива была девушка передается значение причины.

В первой части бессоюзного сложного предложения может оказаться незамещенная синтаксическая позиция, которая функционально возмещается второй частью предложения, например: Было ясно: Котик дурачился (Ч). Такие предложения имеют значение изъяснения.

Предложения второй группы не имеют специальных структурных показателей объединенности частей , кроме соответствия видо-временных форм глаголов-сказуемых (кстати, такого соответствия может и не быть).Во второй группе предложений связь частей обеспечивается содержательно и интонационно.

Предложения с однотипными частями (при выражении перечислительных и сопоставительно-противительных отношений). В них может быть заключено значение одновременности или последовательности совершения действий , например: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... (П.); Стоял уже сентябрь, доспевали последние урожаи в огороде и тайге (Расп.); значение сопоставления и противопоставления: Ты прозаик, я поэт... (П.); Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); значение результативности, например: Вдруг мужики с топорами явились - лес зашумел, застонал, затрещал (Н.).

Предложения с неоднотипными частями (при выражении взаимозависимых отношений). Такие предложения могут иметь значение условия: Нравится рисовать - рисуй на здоровье... (Пан.); значение уступительное : Давно пора бы каждому вернуть своей дорогою - они рядком идут! (Н.) ; значение причины и основания: В здании аэропорта тесно, шумно и беспорядочно - люди атакуют билетные кассы (Друн.); значение следственное: ... Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); значение разъяснительное: Вот звенит прощальный звон - бьют колокола (А. Галич); значение сравнения: Молвит слово - соловей поет.

Несколько особняком среди предложений с взаимозависимыми составляющими частями стоят БСП со значением присоединения и добавочного сообщения во второй части, например: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.); Первые части таких предложений отличаются предупредительной интонацией и наличием глагола-сказуемого, называющего действие, ведущее к восприятию, а вторая часть указывает на объект восприятия. Такая вторая часть содержит первостепенную, а не добавочную информацию.


Дополнение учителя. Бессоюзные сложные предложения широко употребляются в художественных произведениях и разговорной речи. Они в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи.

3. В упр. 187 читаются выразительно пословицы с соблюдением интонации сопоставления. Учитель обращает внимание на особенности интонации: первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая - понижением. Учащиеся приводят два-три примера пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.

Дополнение учителя. В пословицах и поговорках сложные бессоюзные предложения помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.

4. В упр. 188 читаются выразительно пословицы с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями с соблюдением предупредительной интонации.

5. Конструирование.

На доске записаны три простых предложения:

Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

Задание: из трёх простых предложений надо составить сначала бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения будут разделены запятыми, потом бессоюзное, в котором есть точка с запятой, сопоставить их и объяснить знаки препинания и стилистическое использование.

Дополнение учителя. Чтобы всё высказывание отличалось живостью темпа речи, предпочтительнее разделить предложения запятой. Использование точки с запятой замедляет темп речи, изменяет стилистическую окраску фразы.

6. Речевая разминка. Учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Зимнее утро» с оправданным использованием бессоюзных сложных предложений.
V . Итог урока. Учитель может подвести его в вопросо-ответной беседе:

Понятна ли тема?

Какое самое важное средство связи в данном виде сложных предложений?
V I. Домашнее задание: § 31, 32, упр. 189, 190 (устно), составить восемь бессоюзных сложных предложений на тему «Первый снег».

Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 33)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; 2) научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.
I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным (упр. 189), произносит эти предложения с нужной интонацией. Класс оценивает ответ.

Второй ученик читает афоризмы Козьмы Пруткова, выражая с помощью интонации смысловые отношения. Класс рецензирует чтение.

Учащиеся читают составленные дома бессоюзные сложные предложения на тему »Первый снег», учитель следит за произношением предложений, делает замечания, обращает внимание на особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. На доску проецируются предложения с пропущенными буквами и знаками препинания.
1) Люди рады лету а пчела - цвету.

2) Если пч..лы утром играют будет ясный день.

3) Если с ран..его утра пч..лы отправляются за добычей значит будет хороший день.

4) На всякий цветок пчела сади..ся но не (со)всякого цветка поноску б..рёт.

5) Когда летние птиц.. ул..тают (с)ними уходит и лето.
Задания:

1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

2. Составьте схему каждого предложения.
III. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения.
1) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. А. Ефремов)

2) Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него. (Л. Н. Толстой)
Учащиеся выразительно читают предложения, соблюдая особенности интонации, определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, объясняют постановку знаков препинания. Девятиклассники делают вывод, что в первом предложении части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Интонация второго предложения отличается от предшествующего: точка с запятой предполагает значительную паузу и понижение голоса между его частями. Предложение читается в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что главным признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения между частями сложного предложения и степенью их распространённости, что иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания из-за слабой связи частей по смыслу, более самостоятельных по отношению друг к другу.

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 126-127.
I V . Закрепление материала.

1. Выборочный диктант по упр. 191.

Учащиеся выписывают из упр. 191 сначала простые предложения с однородными членами, а затем бессоюзные сложные предложения, расставляют пропущенные знаки препинания.

2. Конструирование.

В упр. 193 конструируются предложения следующих типов:

а) простое предложение с однородными членами (без союзов);

б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятые;

в) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой.

3. Лингвистический эксперимент.

На доску проецируются сложные бессоюзные предложения из произведения М. Ю. Лермонтова.
1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.

3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.

4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.
Задания:

1. Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой.

2. Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях.

Девятиклассники делают вывод, что после вставки союзов предложения теряют свою первоначальную выразительность.
Тестовые задания

1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые.

а) Заря прощается с землёю

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

б) Только песне нужна красота

Красоте же и песен не надо.

в) Соловей поёт себя тешит.

г) Было так из тьмы глубокой,

Огненный взметнув клинок,

Луч прожектора протоку

Пересёк наискосок.

Ответ: а, б.
3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой.

а) Прошумели весенние воды

Загремели весёлые грозы

В одеяньях воскресшей природы

Расцвели гиацинты и розы.

б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга.

г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Ответ: в.
V . Домашнее задание: § 33, упр. 194.

Урок 47. Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием - упр. 192)
I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки?

3. Какие предметы этой общей картины описываются в каждом из бессоюзных сложных предложений?
II. Пунктуационный разбор текста: учащиеся объясняют знаки препинания (запятую или точку с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.
III. Устные ответы на дополнительный вопрос:

О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья?
I V . Письменное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин».

Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 34)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; уяснить текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями; 2) научить произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить двоеточие, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений.
I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.
II. Объявление темы и целей урока.

1. Учащиеся анализируют материал на с. 129-130 и отвечают на вопросы:

В каких бессоюзных сложных предложениях вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части?

Какой разделительный знак употреблен в этих бессоюзных предложениях?

Как назван в тексте этот знак? Почему?

2. Учащиеся анализируют теоретические сведения на с. 130-131 учебника, знакомятся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки

Примеры

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что )

1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно )

2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)



3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что )

3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)


III. Закрепление материала.

1. Упр. 195 учащиеся выполняют устно: читают выразительно бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией (первая часть произносится с неспокойным понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается понижением голоса), объясняют постановку двоеточия.

2. Упр. 196 ученики выполняют самостоятельно: списывают, расставляя недостающие знаки препинания, составляют схемы БСП.

3. Выборочный диктант (упр. 197).

Учащиеся выписывают БСП, в которых:

а) вторая часть разъясняет содержание первой;

б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Конструирование.

На доске записаны простые предложения.
1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием.

5. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают под диктовку сложные бессоюзные предложения, объясняют знаки препинания перед записью.
1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)

2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)

3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)

4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. С. Пелевин)

5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)

6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (В. М. Шукшин)

7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в ХIХ веке. (Ф. Н. Абрамов)

8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)
Тестовые задания

1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

а) Поезд ушёл его огни исчезли.

б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.

в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

г) Не бойтесь вас подстрахуют.

Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.

б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.

в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.

г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.