Краткие содержания

Гражданская война в китае 1946 1950 кратко. НИС «второй волны». Попытки мирного урегулирования

После второй мировой войны Китай фактически распался на две части. Северо-восток и Север Китая находились под контролем Народного правительства и Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Это составляло примерно 1/3 китайской территории. Остальная часть находилась под контролем Гоминьдана и США. 28 августа 1945 г. в Чунцине (ставка Гоминьдана) начались переговоры по созданию коалиционного правительства (идея принадлежала Ф. Рузвельту), куда должны были войти представители Коммунистической партии Китая (КПК) и Гоминьдана. Воспользовавшись тем, что у армии Гоминьдана было численное превосходство (4,5 млн. чел. против 1 млн. 200 тыс. чел. армии КПК) и под контролем находилась большая территория, Гоминьдан даже во время перемирия продолжал военные действия.

В это же время в Китай приезжает специальный представитель президента Трумэна, будущий государственный секретарь США Дж. Маршалл, чтобы настоять на созыве Политической консультативной конференции, где были бы представлены все партии. В январе 1946 г. в Пекине состоялся созыв Политической консультативной конференции, в ходе которой было создано Временное коалиционное правительство из Гоминьдана и КПК. Оно должно было провести аграрную реформу, ввести демократические права, ослабить безработицу, повысить жизненный уровень, расформировать армии и создать единую армию из 10 дивизий армии КПК и 50 дивизий армии Гоминьдана. В мае 1946 г. были выведены советские войска с территории Манчжурии. После этого Гоминьдан стал стягивать в освобожденные районы свою армию, чтобы ликвидировать эти районы.

Война началась в июне 1946 г. Накануне 4 мая 1946 г. правительство освобожденных районов приняло закон об аграрной реформе, по которому между крестьянами перераспределялась помещичья собственность. Это касалось в первую очередь брошенных земель, владельцы которых перебежали на сторону Гоминьдана. Все это способствовало в дальнейшем притоку крестьян в Народно-освободительную армию Китая. В июне 1946 г., используя численное превосходство, Гоминьдан предпринял наступление и потеснил армию КПК. В марте 1947 г. была захвачена столица Народного Китая – г. Яньань и еще сто городов. Но в боях армия Гоминьдана (Народно-революционная армия) потеряла около 1 млн. чел., а в НОАК наблюдался приток крестьянских масс после проведенных КПК аграрных преобразований. Соотношение сил стало следующее: НОАК – 2 млн. чел., армия Гоминьдана - 3,7 млн. чел. В ходе перерыва в военных действиях с весны 1947 г. по лето 1948 г. та и другая сторона на своих территориях проводили мероприятия. Реформы КПК при этом оказались более разумными, чем Гоминьдана.

4 ноября 1946 г. Гоминьдан подписал с США договор о дружбе, торговле и мореплавании, по которому США оказывали Гоминьдану военную помощь, а за это - Гоминьдан предоставлял американцам льготы в торговле землей и концессий. Эти уступки работали против Китая. Территория Гоминьдана оказалась в состоянии кризиса. В то же время на территории освобожденных районов КПК проводила мероприятия популярные среди китайского народа. В сентябре 1947 г. в дополнение к аграрной реформе был принят Земельный закон, по которому землей наделялись в числе других семьи солдат, насильственно мобилизованных в армию Гоминьдана, проживающие территории освобожденных районов. Земли перераспределялись крестьянскими союзами, наделение при этом шло по едокам. В ходе проведенных мероприятий на территориях, подконтрольных КПК сложился единый демократический фронт, а на территориях, подконтрольных Гоминьдану наблюдалось разложение, так как возникла оппозиция проамериканскому курсу Чан Кайши. Это привело к изменению в соотношении сил: Армия КПК достигла 3 млн. чел., армия Гоминьдана – сократилась до 2,9 млн. чел.

С лета 1948 г. НОАК начала решительные боевые действия против Гоминьдана. С 12 сентября по 2 ноября 1948 г. был освобожден Северо-Восточный Китай войсками Линь Бяо. С 5 декабря 1948 г. началось наступление НОАК на Пекин, который был освобожден в январе 1949 г. В этих сражениях Армия Гоминьдана потеряла 1,5 млн. чел. В марте 1949 г. на пленуме ЦК КПК было принято решение о провозглашении Китая Народной республикой, поставлены задачи аграрных преобразований и индустриализации. В апреле 1949 г. предпринято наступление, в ходе которого были освобождены Нанкин и Шанхай. В августе 1949 г. государственный департамент США опубликовал “Белую книгу”, где США признавали поражение американской политики в Китае, но помощь Чан Кайши продолжалась. Последнее наступление НОАК началось в сентябре 1949 г. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

2.Восстановительный период(1949 – 1952 гг.)

В июне 1950 г. в стране была проведена аграрная реформа. В ходе нее у помещиков отобрали землю и оставили им наделы, равные наделам середняков. Этой землей наделили крестьян. Одновременно создавались группы трудовой взаимопомощи по 5 - 7 крестьянских хозяйств. В результате реформы 300 млн. крестьянских семей получили 47 млн. га земли. Земля передавалась в частную собственность. В кооперативы были объединены до 40 % крестьянских хозяйств, остальные были частниками.



До принятия конституции (1954 г.) ее функции в стране выполняла программа Народного политического консультативного совета. Важную роль играл военный контроль на местах (существовали крупные административные районы с военным контролем). Высшим органом государственной власти было Центральное народное правительство. После принятия конституции таким органом стал Государственный совет.

В экономике господствовали государственный (железные дороги, порты, бывшая японская собственность и семейства Чан Кайши), государственно-капиталистический (частный капитал, помощь национальной буржуазии в сбыте, льготное налогообложение) и мелкотоварный (мелкие предприятия в промышленности и сельском хозяйстве) уклады. В 1949 г. государственный сектор сосредоточивал в своих руках 26 % экономики, а в 1952 г. – 41 %.

Во многом проведение реформы осуществлялось при помощи СССР. Советский Союз признал КНР уже 2 октября 1949г. 14 февраля 1950 г. между нашими странами был подписан договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Страны договорились выработать совместные усилия, которые препятствовали бы возрождению японского милитаризма, параллельно через три года должна была осуществиться передача КНР Китайско - Чанчуньской железной дороги, предусматривался вывод советских войск и передача Порт Артура и Даляна, а также предоставление Китаю долгосрочного кредита на 20 лет на сумму в 300 млн. американских дол. В счет этого кредита стало поступать советское комплектное оборудование. В конце 1952 г. в Китае принимается решение о переходе к социализму через индустриализацию и социалистические преобразования в деревне, и о построении основ социализма за три пятилетки.

Революция 1949г. в Китае и провозглашение КНР. Возникновение проблемы «двух Китаев» и ее современное состояние.

К моменту окончания 2МВ в Китае сформировались две мощные силы – КПК и Гоминьдан. После капитуляции в 1945 японской Квантунской армии и освобождения Северо-Восточного Китая на первый план вновь вышел вопрос об объединении страны. Гоминьдан и КПК выдвигали различные программы объединения Китая . В основе платформы Гоминьдана лежало стремление к установлению политической монополии этой партии в стране. КПК противопоставляла Гоминьдану более демократические лозунги - ликвидацию «полуколониального» положения Китая (в тот период под этим подразумевалась ликвидация экономической зависимости от США) и гоминдановской диктатуры путем образования коалиционного правительства.

В середине 1945 между Гоминьданом и КПК сложилось равновесие сил, и в августе 1945 при американском посредничестве начались переговоры между делегациями Гоминьдана и КПК, в итоге была достигнута договоренность о созыве Политической консультативной конференции (ПКК) для выработки принципов объединения Китая. В январе 1946 была созвана ПКК – решение о созыве Государственного совета Китайской республик и, состоящего наполовину из представителей ГМД и наполовину – из представителей КПК и других политических организаций страны. Инициатива получила одобрение Сталина и Трумэна, которые полагали, что наиболее удачным вариантом станет коалиционное правительство единого Китая. Казалось, были созданы предпосылки для объединения страны на демократической основе, однако и КПК, и Гоминьдан использовали переговоры в чисто тактических целях - чтобы выиграть время и завоевать симпатии населения . На самом деле ни одна из политических сил не была намерена уступать другой.

Летом 1946 начинается наступление войск ГМД на районы, контролировавшиеся КПК – возобновление гражданской войны («народной революции»). На первом этапе преимущество было на стороне армии Чан Кайши, которого поддерживали США. Однако мобилизация сил КПК в сочетании с успешным применением тактики партизанской войны привели к изменению ситуации. СССР стал своеобразным тылом для КПК, передал КПК отобранное у японцев оружие, оказал помощь в восстановлении железных дорог. КПК добилась максимальных потерь противника в живой силе и вооружении. К поражению Гоминьдана привел также внутренний экономический и политический кризис данного режима. В конце 1947 началось широкомасштабное наступление сил КПК - Народно-освободительной армии (НОА), в результате которого к началу 1949 Гоминьдан оказался на грани полного поражения.

Чан Кайши высказал готовность возобновить с КПК переговоры. В ответ на это КПК выдвинула 8 условий, среди которых было наказание военных преступников, включая Чан Кайши и созыв Политического консультативного совета без участия в нем реакционных элементов. Чан Кайши счел эти условия неприемлемыми. К осени 1949 КПК контролировала всю территорию Китая , за исключением Тайваня и Тибета (Гонконг и Макао продолжали оставаться под управлением Великобритании и Португалии).

1 октября 1949 была провозглашена КНР. Чан Кайши со своими сторонниками при поддержке США эмигрировал на Тайвань , где формально было сохранено прежнее государственное образование - Китайская Республика , развивавшаяся по капиталистическому пути и также претендовавшее на место единственного законного представителя китайского народа на международной арене.

КНР «переходного периода» - после революции

Боевые действия с войсками ГМД продолжались в отдельных районах материкового Китая вплоть до лета 1950, а последние очаги сопротивления коммунистам были подавлены к середине 1952.

В 1951 к КНР был присоединен Тибет в качестве автономного района – во главе местного управления формально продолжала оставаться местная элита во главе с Далай-ламой.

Приход коммунистов к власти сопровождался становлением новых органов власт и в соответствии с разработанной под руководством Мао Цзэдуна теорией государства «новой демократии ». Она была закреплена в Общей программе Народного Политического Консультативного Совета, выполнявшего до осени 1954г. роль Основного Закона КНР. Согласно ему новая власть представлялась «демократической диктатурой народа» , под которой подразумевались самые широкие слои населения от крестьянства до национальной буржуазии включительно при руководящей роли рабочего класса, осуществлявшей ее через КПК . Высшим органом власти в 1949-1954 считалось Центральное Народное Правительство КНР , которое возглавлял Мао Цзэдун.

После революции КНР оказалась в крайне тяжелом экономическом положении : промышленность была истощена войной, с/х было в упадке, население испытывало большие лишения. >> Мао Цзэдун сделал ставку на помощь СССР. 1950 – Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет. СССР начал оказывать значительную помощь.

- 1950 –аграрная реформа – отменялась помещичья собственность на землю, значительная часть национализировалась, а остальная передавалась во владение крестьянам; параллельно шла национализация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала – создавался госсектор экономики .

В 1951 был разработан первый годовой план экономического развития, способствовавший процессу создания в стране единого экономического пространства; 1953-1957 – осуществляется первый пятилетний план развития , заложивший фундамент административно-командной системы – социалистические преобразования в с/х (создание кооперативов) и промышленности.

- 1951-1952 были развернуты идеологические кампании , формально направленные на борьбу с коррупцией и бюрократизмом , но вылившиеся на практике в еще большее ограничение роли национальной буржуазии в жизни общества.

- 1954 – конституция – закрепление социалистического характера государства; вводился пост Председателя КНР, правительство стало называться Государственным административным советом , высшим представительным органом объявлялось Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).

- 1953 – после смерти Сталина – в китайской пропаганде мысль о том, что освободившееся место лидера мирового коммунистического движения должен занять Мао, были пересмотрены сроки строительства социализма – к 1959г.

1957 – начало репрессий против оппозиции (под влиянием 20 съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, в стране началось «вольнодумство», критика властей и порядков).

НИС «первой волны».

Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.

Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг , около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами . Здесь развита банковская деятельность , страхование, операции с ценными бумагами. В сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности . И если ещё в 1980-е годы гонконгские товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.

В Сингапуре применяется жёсткая модель управления экономикой , называемая “управляемой демократией ”. Курс экономической политики правительства здесь по-прежнему представляет собой импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0,2% ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности , чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услу г, а на долю транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП . Сейчас широкое развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии.

Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях , которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом , а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки , техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Страна, начав, как Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает серьёзные трудности . Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, стали становиться банкротами . Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень , сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. Причины трудностей корейской экономики заключается в том, что экспортоориентированная модель не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов рост а, задействовав исключительно внешние факторы . Очевидна, что такая стратегия должна быть повержена пересмотру.

Для экономики Тайваня характерен крупный государственный сектор , под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США . В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития уже в 1980-е годы в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайваня имеет выраженный промышленный характер : 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

НИС «второй волны».

Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности . Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения : доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА). Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен , предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений. Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства , хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению . Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения . По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам.

В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели , подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов . При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства . Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса , возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний , действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере. В 80-90-е годы произошла ещё одна модификация стратегии экономического развития . Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицированного труда . При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора .

Примечательной особенностью Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств , в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики стран ы: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета ; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь менее 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен прежде всего добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью . Тем не менее, в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики : производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования .

Новые индустриальные страны (НИС) представляют собой уникальные образцы экономик. В отличие от японского экономического чуда , «воплощённого» лишь одной страной, опыт, полученный при изучении развития НИС, может оказаться более универсальным и применимым (естественно в некоторой модификации) для решения проблем в будущем. Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурного промышленного развития по прогрессивной модели . В наиболее обобщённом виде процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей , второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей .

В 60 -е годы приоритет отдавался традиционным сырьевым экспортным отраслям. Однако этот путь зашёл в тупик , т.к. эти отрасли не могли обеспечить население достаточным количеством рабочих мест, а узость внутреннего рынка не позволила развивать импортозамещающие производства. Поэтому с 70-х в НИС начался переход к трудоёмким отраслямобрабатывающей промышленности. В дальнейшем мощный приток прямых инвестиций (преимущественно из США и Японии) дал толчок в развитие местной индустрии .

Важным элементом в ускорении экономического роста было создание новых специфических элементов инфраструктуры : организация технопарков и научно-промышленных парков. Важнейшей структурной характеристикой "азиатских тигров" является сочетание крупнейших , тесно связанных с государством , финансово-промышленных групп и значительного сектора мелкого бизнеса , однако, политически слабого и мало влиятельного. Главенствующую роль в экономической и политической жизни этих стран играют крупнейшие конгломераты , контролируемые отдельными семьями , в том числе семьями, представители которых занимают высшие посты в государстве.

Негативные стороны моделей развития НИС. Форсированный экономический рост (иногда при чрезмерном участии государства) вызвал ряд проблем, с которыми столкнулись НИС на рубеже веков. Инвестиции , традиционно считающиеся положительным фактом в экономической жизни страны, имеют важную особенность: они предполагают отдачу . Это означает, что иностранные инвестиции рано или поздно вызовут отток части капитала за границу . Этот процесс дестабилизирует национальную валютну ю систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг. Существенно при этом, то обстоятельство, что для развивающихся рынков характерны гораздо более резкие амплитуды колебаний, как притока (оттока) иностранного капитала, так и конъюнктуры финансовых рынков в условиях макроэкономической или политической нестабильности. Огромные корпорации, в том числе ТНК, сильно потеснили позиции малого и среднего бизнес а . Страны практически утратили важный, как с экономической, так и с социальной точки зрения уровень экономики. Следующий негативный момент связан с обеспечением стабильности, эффективным управлением торгового баланса и валютного курса. Многие национальные валюты были привязаны к корзине, в которой американский доллар составлял около 4/5. Очевидно, что малейшие колебания доллара вызывали ощутимые изменения во всей экономике конкретной страны.

Следствием всех перечисленных факторов явился сильный финансовый кризис, поразивший НИС в 97-98 гг . Пережитое потрясение заставило ведущих экспертов задуматься о необходимых изменениях в структуре экономики и финансового сектора, при возможном сохранении существующих планов развития. Эти меры предполагают достаточно серьёзную перестройку : большую открытость национальной экономики ; преодоление "непрозрачности" национальных финансовых рынков и операций отдельных институтов; реструктуризацию , в соответствии с рыночными принципами, финансово-промышленных групп (конгломератов); реформу корпоративного управления и разделение частнопредпринимательской деятельности и государственного регулирования; укрепление экономической роли малого и среднего бизнеса как фактора политического доминирования финансово-промышленных групп.

Экономические факторы не являются единственными причинами успешного преодоления отсталости НИС. В заключение стоит сказать об неэкономических факторах:

1. Близость от центров мирового хозяйства – США, Японии. Также эти страны находятся на пересечении мировых торговых путей .

2. Восприимчивость к экономическим реформам .

3. Определенную роль сыграли такие человеческие факторы, как трудолюбие, дисциплинированность, старательность населен ия.

Общие черты новых индустриальных стран:

* демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год);

* ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

* экспортоориентированная экономика;

* активная интеграция (АСЕАН, АТЭС);

* образование собственных ТНК ;

* большое внимание уделяется образованию ;

* использование высоких технологий ;

* привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы , обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

* главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Образование Республики Индии. Курс Неру во внутренней и внешней политике. Особенности развития Индии в 1960-1980-х гг. XX в.

Массовые выступления в 1945-46 гг., охватившие всю страну, давление ведущих политических партий, тяжелейшее экономическое положение делали неизбежным уход англичан из Индии. Победа лейбористов на первых послевоенных выборах в Англии летом 1945 г. не привела к изменениям английской политики в Индии. >>Раздел на 2 страны

1947 г. - «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона Индийский Союз и Пакистан : фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена. Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа ». Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава - Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами , а Индия - преимущественно индусами .

Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решался раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения, в Северо-западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам ), населенном в основном мусульманами. Проводится референдум, вопрос о судьбе Синда , решает голосование в провинциальном законодательном собрании, вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителе. Исход голосования в Синде и референдум в Силхете и Северо-западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан .

Сложная обстановка сложилась в княжестве Джамму и Кашмир , князь которого объявил о присоединении этого княжества к Индийскому Союзу в то время, как большинство населения составляли мусульмане . Начался вооруженный конфликт , продолжающийся до сих пор. Раздел бывшей колонии - разрыв традиционных экономических связей, нарастание индо-мусульманской розни в обоих доминионах и к всплескам насилия (убийство Ганди). Появились 3 проблемы: статус индусского меньшинства в Пакистане, мусульманского в Индии и взаимоотношения 2-х новых государств .

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимой Индии, который вошел в силу 15 августа того же года. Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Но 26 ноября 1950 г. Индия - суверенная парламентская республика во главе с президентом . Высший законодательный орган - Центральный парламент , состоящий из 2-х палат. Законодательными органами штатов стали законодательные собрания . По конституции – парламентская демократия , унитарно-федеративный характер ; относительно автономные штаты и союзные территории, образуются по решению центральных органов власти.

Почти 60-летний период развития Индии после приобретения ею независимости можно разделить на 3 крупных этапа, каждый прим 20 лет: 1ый – кон 40х – кон 60х, 2ой – до кон 80х, 3ий – с нач 90х. первые годы эволюции – становление государственности . До января 1950 статус независимого доминиона , входящего в состав британского содружества, после вступления в силу конституции – республика (без выхода из содружества).

После получения Индией независимости в 1947 председателем правительства назначен Джавахарлал Неру . ИНК во главе с Дж. Неру провел глубокие социально-экономические и политические реформы , определившие развитие страны.

Первые общеиндийские выборы , состоявшиеся в 1951-52, укрепили позиции ИНК , который получил возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Выборы санкционировали возможность проведения в жизнь программы социально-экономического развития Индии, «курс Неру»: предполагал индустриализацию, замещающую импорт, и форсированный курс на развитие гос. капитализма . Имели результатом замедленную интеграцию в общемировые хозяйственные процессы, доля в мировой торговле падала. Также «курс Неру» - аграрные преобразования, ликвидация системы заминдари (земельно-налоговая система, выплата подати за землю колониальным властям) и установление «потолка» землевладения, а также создание штатов, объединенных по этническому и языковому признаку, миролюбивую внешнюю политику.

Административная система того времени не позволяла штатам полноценно развиваться, в особенности из-за их разного юридического статуса. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов , ставший самой крупной административно-политической реформой за время независимости. Согласно этому закону, в Индии создавалось 19 штатов и союзные территории, границы которых в большей степени совпадали с этнолингвистическими сообществами , проживавшими там. Однако, в течение 60-70-х гг. будет проводиться еще ряд мероприятий по реорганизации отдельных штатов.

По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма ». Социализм означал смешанную экономику , предполагал параллельное развитие государственного и частного секторов , при сохранении приоритета первого. Индийский социализм строился на принципах «социального компромисса ». Составной его частью был этатизм (ведущая роль государства в экономике). В 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только государственная собственность. Неру был взят курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР).

Медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960 -х годов углубился финансовый кризис . Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК .

Престиж Индии при Неру весьма велик , основы внешней политики – антиколониализм, антирасизм (поддержка борьбы азиатских и африканских народов за независимость от господства европейцев; добилась немалой самостоятельности при проведении внешней политики; 1961 – Неру один из основателей Движения Неприсоединения.

С кон 1950х гг – нарастают трудности в осуществлении избранного Индией курса : неудача в ориентации на союз с Китаем (родство двух великих государств-цивилизаций востока) – конфликт по поводу пограничных территорий и вопрос о судьбе Тибета (антикитайское восстание – в индию бежал далай-лама, духовный глава тибетцев-буддистов; с 1959 ухудшение отношений --- 1962 – пограничная индийско-китайская война, победа китайской армии --- временное сотрудничество с Великобританией, США, не привела к отказу от самостоятельной политики). Авторитет Неру пошатнулся после 1962 г., когда Индия вела непродолжительную войну с Китаем. Политическая оппозиция стала выступать против «курса Неру». Премьер-министру удалось вывести из правительства несколько министров, недовольных политикой его кабинета, и продержаться у власти еще некоторое время до своей смерти в 1964 .

Результаты «курса Неру» можно считать неоднозначными. С одной стороны, он провел глубокие политические и социальные реформы , которые заложили фундамент для нового витка развития страны, но, с другой стороны, последний период его правления и неудачная экономическая политика ввергли страну в кризис, негативно повлиявший на ее развитие в последующие годы. После смерти Неру – на фоне внешнеполитических и экономических неудач (голод в отдельных штатах 1965-1967) обострение борьбы внутри ИНК . В 1969 г - раскол рядов ИНК ; сдвиг политики организации влево от центра; утверждение в качестве бесспорного лидера партии дочери Неру Индиры Ганди , убедительная победа конгресса на внеочередных выборах 1971 .

2 этап. Сохранение некоторых прежних и появление новых тенденций.

Экономика – как и ранее, ориентация на создание в значительной степени самодостаточного национального хозяйства , поощрение импортозамещающих отраслей. Усиление гос контроля над экономикой: национализация крупнейших коммерческих банков и страховых компаний; создание госсектора в промышленности; смешанная государственно-частная экономика стала воплощением социал-демократической модели, «индийский социализм».

Важное значение имел успех «зеленой революции» (комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х - 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. Включал в себя активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение ирригации, применения удобрений, пестицидов, современной техники) --- решение двух «вечных проблем» Индии: голода, хроническая сельская неполная занятость.

Региональная внешняя политика – в 1971 воспользовалась слабостью пакистанского военного режима, оказала содействие войне восточнобенгальских националистов за отделение от Пакистана его восточной части (образование гос-ва Бангладеш) --- добилась устранения угрозы своей безопасности (достижения в области укрепления вс, особ роль – СССР).Превращение КНР в ядерную державу – пересмотр политики в ядерной области , отказ присоединяться к ДНЯО (1970), подземное испытание ядерного устройства (1974), после смены правительства в 1977 – публично отказалась от работ по созданию атомной бомбы.

80е гг – стремление отдельных политических сил в автономии и сепаратизму . противоречия между сикхами и индусами – вооруженная борьба за создание сикхского гос-ва Халистана --- штурм цитадели сепаратистов, святыни сикхов, золотого храма в Амритсаре, гибель большого числа сепаратистов - убийство премьер-министра И. Ганди (1984 ) - массовые погромы сикхов. Сын Индиры Раджив во главе ИНК, очередная победа. Новое правительство продолжало использовать сильные стороны традиционного для ИНК курса , некоторые успехи на внешнем и внутреннем направлении; движение к нормализации обстановки в Пенджабе . 1987 – ввод войск в Шри-Ланку для подавления сепаратизма тамильских экстремистов - просчет, позже 1991 – смерть от рук тамильских мстителей.

Реформирование централизованной госкапиталистической системы хозяйствования, развитие контактов с Западом в области передовой технологии, увеличение темпов экономического роста. Раскол в рядах ИНК , обвинения высш правительственных чиновников в коррупции --- 1989 на выборах ИНК потерпело поражение . Глобальные перемены, распад СССР, отказ от военно-стратегической опоры на россию , переориентация на связи с Западом (США) --- новый этап развития.

Национально-государственная интеграция , первые опыты демократического правления; унаследованная от колониальных времен смешанная, авторитарно-демократическая форма правления сохранялась на всех этапах развития Пакистана. Решалась проблема интеграции княжеств Белуджистана (ЮЗ современного Пакистана), разрабатывалась конституция , которую удалось принять только в 1956 г – исламская республика .

Страх перед Индией, не утратить право на самостоятельное существование --- следовать в глобально-политических делах иной, чем Индия, дорогой. Курс на культивирование отношений преимущественно с мусульманскими государствами БВ; с сер 50х гг (отказ индии присоединиться к США по сколачиванию антикоммунистических блоков) – участие в антикоммунистических блоках , наращивание военной потенциала. --- усиление полит роли армии , волна протестов против проимпериалистич политики властей ---- подрыв социальной стабильности, политический кризис --- военный переворот 195 8, президент – генерал Айюб Хан.

Наиболее благоприятный в экономическом развитии; провел назревшие аграрные реформы, опора на поддержку Запада (особ США) – реализация программы развития бассейна Инда , сооружение ирригационных и гидроэнергетических объектов; использование достижений агробиологической науки – повышение урожайности ; свобода действий предпринимателям, стимулировал вложения частного капитала в промышленность (глав обр – в текстильную).

Развитие экономики ---усиление социальной и региональной неравномерности , обострение политической борьбы ; авторитарный режим, возглавляемый военной бюрократией , использовал методы непрямой демократии – избрание населением органов местного самоуправления, члены которого выбирали альтернативный основе президента и парламент = «основы демократии», конституция 1962.

Война с индией 1965 – подрыв сил режима; кон 1968 – политическийкризис --- 1969 г – отставка Айюб Хана, перестройка прежней системы управления, Яхья Хан.

Контролируемой Коммунистической партией Китая, и Национально-революционной армией Китая, контролируемой партией Гоминьдан.

После Второй мировой войны северо-восток Китая, занятый советской армией, был передан Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подчинявшейся Коммунистической партии Китая (КПК) . НОАК получила захваченное советскими войсками японское оружие. Также НОАК контролировала ряд районов в восточном, центральном и южном Китае (Шаньдунский и др.). Остальная часть страны подчинялась признанному во всем мире правительству партии Гоминдан во главе с Чан Кайши. Первоначально планировалось проведение общенациональных выборов в Китае, которые должны были решить, кто будет править страной. Но обе стороны не были уверены в победе, и выборы не состоялись. В мае 1946 г. НРА начала наступление на позиции НОАК в Манчжурии и др. регионах. В январе 1948 г. НОАК, получившая помощь оружием от СССР, перешла в контрнаступление. Одержав победу в Ляошэньском сражении 12 сентября - 12 ноября 1948 г. и Хуайхайском сражении в ноябре - декабре 1948 г., 31 января 1949 г. коммунисты вошли в Пекин.

В занятых ими районах коммунисты ограничивали арендную плату с крестьян и готовили аграрную реформу. Большинство китайцев поверили, что КПК сможет так преобразовать страну, что жизнь населения значительно улучшится. За коммунистами пошли массы китайского крестьянства, что позволило нарастить НОАК. Гоминдановцы пытались закрепиться на юге страны, за рекой Янцзы. Но в апреле 1949 г. 830-тысячная группировка НОАК форсировала Янцзы. 630-тысячная НРА на смогла оказать ей серьезного сопротивления, провинциальные милитаристы действовали разрозненно, пытаясь сохранить свои силы. Войска НОАК под командованием Чень И, Лю Бочэна, Линь Бяо наступали на юг. 23 апреля они взяли Нанкин, 11 мая - Ухань. 25 мая капитулировала 100-тысячная группировка НРА в Шанхае. Одновременно в Северном Китае наступали войска НОАК под руководством Чжу Дэ, Пэн Дэхуая и Не Чжунчженя.

Китайская гражданская война между Коммунистической партией и Гоминьданом стала одним из самых длительных и ключевых военных конфликтов XX века. Победа КПК привела к тому, что огромная азиатская страна стала строить социализм.

Предпосылки и хронология

Кровопролитные гражданские войны в Китае сотрясали страну на протяжении четверти века. Конфликт между Гоминьданом и Коммунистической партией носил идеологический характер. Одна часть китайского общества выступала за установление демократической национальной республики, в то время как другая хотела социализма. У коммунистов существовал яркий пример для подражания в лице Советского Союза. Победа революции в России вдохновляла многих сторонников левых политических взглядов.

Гражданские войны в Китае можно разделить на два этапа. Первый пришелся на 1926-1937 гг. Затем наступил перерыв, связанный с тем, что коммунисты и гоминьдановцы объединили свои усилия в борьбе против японской агрессии. Скоро вторжение армии страны восходящего солнца в Китай стала составной частью Второй мировой войны. После того как японские милитаристы потерпели поражение, гражданский конфликт в Китае возобновился. Второй этап кровопролития пришелся на 1946-1950 гг.

Северный поход

До того как начались гражданские войны в Китае, страна была разделена на несколько обособленных частей. Связано это было с падением монархии, произошедшим в начале XX века. После этого единого государства так и не сложилось. Помимо Гоминьдана и коммунистов существовала еще и третья сила - Бэйянские милитаристы. Этот режим был основан генералами прежней Цинской имперской армии.

В 1926 году лидер Гоминьдана Чан Кайши начал войну против милитаристов. Он организовал Северный поход. В этой военной кампании по разным оценкам участвовало около 250 тысяч солдат. Кайши поддержали и коммунисты. Эти две крупнейшие силы создали коалиционную Национально-революционную армию (НРА). Северный поход поддержали и в СССР. В НРА приезжали российские военные специалисты, а советское правительство поставляло армии самолеты и оружие. В 1928 году милитаристы потерпели поражение, и страна была объединена под властью Гоминьдана.

Разрыв

До того как завершился Северный поход между Гоминьданом и коммунистами, произошел раскол, из-за которого и начались последующие гражданские войны в Китае. 21 марта 1937 года Национально-революционная армия взяла Шанхай. Именно в этот момент между союзниками начали появляться разногласия.

Чан Кайши не доверял коммунистам и пошел на союз с ними только из-за того, что не хотел иметь в числе врагов столь популярную партию. Теперь он почти объединил страну и, кажется, поверил в то, что сможет обойтись без поддержки левых. Кроме того, глава Гоминьдана опасался, что КПК (Коммунистическая партия Китая) захватит власть в стране. Поэтому он решил нанести превентивный удар.

Гражданская война в Китае 1927-1937 гг. началась после того, как власти Гоминьдана провели аресты коммунистов и разгромили их ячейки в самых крупных городах страны. Левые начали сопротивляться. В апреле 1927 года вспыхнуло крупное восстание коммунистов в недавно освобожденном от милитаристов Шанхае. Сегодня в КНР те события называются резней и контрреволюционным переворотом. В результате облав многие лидеры КПК были убиты или оказались за решеткой. Партия ушла в подполье.

Великий поход

На первом этапе гражданская война в Китае 1927-1937 гг. представляла собой разрозненные стычки двух сторон. В 1931 году коммунисты создали собственное подобие государства на контролируемых ими территориях. Оно было названо Китайской Советской Республикой. Эта предшественница КНР не получила дипломатического признания в международном сообществе. Столицей коммунистов был город Жуйцзинь. Они закрепились в основном в южных регионах страны. В течение нескольких лет Чан Кайши инициировал четыре карательные экспедиции против Советской Республики. Все они были отбиты.

В 1934 году планировалась пятая кампания. Коммунисты осознали, что их сил не хватит на то, чтобы отразить еще один удар Гоминьдана. Тогда партия приняла неожиданное решение отправить все свои силы на север страны. Делалось это под предлогом борьбы с японцами, в то время контролировавшими Маньчжурию и угрожавшими всему Китаю. Кроме того, на севере в КПК надеялись получить помощь от идеологически близкого Советского Союза.

Армия Гоминьдана была разбросана по всей стране. Основная группировка находилась на западе рядом с Бирмой. Гражданская война в Китае 1946-1950 гг. заставила многие иностранные государства пересмотреть свое отношение к происходящему в регионе. США сразу заняли прогоминьданские позиции. Американцы выделили Кайши морские и воздушные транспортные средства для оперативной переброски сил на восток.

Попытки мирного урегулирования

События, которые последовали после капитуляции Японии, привели к тому, что вторая гражданская война в Китае все-таки началась. При этом нельзя не упомянуть о попытках сторон заключить предварительное мирное соглашение. 10 октября 1945 года в Чунцине Чан Кайши и Мао Цзэдун подписали соответствующий договор. Противники обязались отвести свои войска и сгладить напряженность в стране. Однако локальные столкновения продолжались. А 13 октября Чан Кайши отдал приказ о широкомасштабном наступлении. В начале 1946 года американцы попытались со своей стороны образумить противников. В Китай вылетел генерал С его помощью был подписан документ, ставший известным как Январское перемирие.

Тем не менее уже летом гражданская война в Китае 1946-1950 гг. возобновилась. Армия коммунистов уступала Гоминьдану в качестве техники и оснащенности. Она потерпела серьезные поражения во Внутреннем Китае. В марте 1947 года коммунисты сдали Яньань. В Манчжурии войска КПК оказались разделенными на три группировки. В сложившейся ситуации они стали много маневрировать, благодаря чему выгадали некоторое время. Коммунисты понимали, что гражданская война в Китае 1946-1949 гг. будет ими проиграна, если не взяться за кардинальные реформы. Началось форсированное создание регулярной армии. Для того чтобы убедить крестьян переметнуться на его сторону, Мао Цзэдун инициировал земельную реформу. Сельские жители стали получать участки, а в армии рос контингент новобранцев, пришедших из деревни.

В Китае 1946-1949 гг. заключались в том, что с исчезновением угрозы иностранного вторжения в стране вновь обострились противоречия между двумя непримиримыми политическими системами. Едва ли Гоминьдан и коммунисты могли сосуществовать в одном государстве. В Китае должна была победить какая-то одна сила, за которой бы и было будущее страны.

Причины перелома

Коммунисты пользовались значительной поддержкой Советского Союза. СССР не стал напрямую вмешиваться в конфликт, но близость политических режимов, конечно, играла на руку Мао Цзэдуну. В Москве согласились отдать китайским товарищам всю свою японскую трофейную технику в обмен на поставки продовольствия на Дальний Восток. Кроме того, с самого начала второго этапа войны под контролем КПК оказались крупные промышленные города. С такой инфраструктурой удалось оперативно создать принципиально новую армию, на порядок лучше оснащенную и подготовленную, чем за пару лет до того.

Весной 1948 года началось решающее наступление коммунистов в Маньчжурии. Операцией руководил Линь Бяо - талантливый полководец и будущий маршал КНР. Кульминацией наступления стало Ляошэньское сражение, в котором была побеждена огромная армия Гоминьдана (величиной около полумиллиона человек). Успехи позволили коммунистам реорганизовать свои силы. Было создано пять крупных армий, каждая из которых действовала в определенном регионе страны. Эти формирования стали вести бои координированно и синхронно. В КПК решили перенять советский опыт Великой Отечественной войны, когда в Красной Армии создавались крупные фронты. Тогда же гражданская война в Китае 1946-1949 гг. перешла на свой финальный этап. После того как была освобождена Маньчжурия, Линь Бяо объединился с группировкой, расположенной в Северном Китае. К концу 1948 года коммунисты установили контроль над экономически важным угольным бассейном Таншань.

Победы КПК

В январе 1949 года армия под командованием Бяо штурмом взяла Тяньцзинь. Успехи КПК склонили гоминьданского командующего северным фронтом без боя сдать Бэйпин (тогдашнее название Пекина). Ухудшение положения заставило Кайши предложить противнику перемирие. Оно сохранялось до апреля. Давняя Синьхайская революция и гражданская война в Китае пролили слишком много крови. У Гоминьдана чувствовался недостаток человеческих ресурсов. Многократные волны мобилизаций привели к тому, что новобранцев брать стало просто неоткуда.

В апреле коммунисты отправили противнику свой вариант долгосрочного мирного договора. Согласно ультиматуму, после того как до 20 числа в КПК не дождались ответа на предложение, началось очередное наступление. Войска форсировали реку Янцзы. 11 мая взял Ухань, а 25 мая - Шанхай. Чан Кайши покинул материк и перебрался на Тайвань. Правительство Гоминьдано из Нанкина отправилось в Чунцин. Война теперь велась только на юге страны.

Создание КНР и конец войны

1 октября 1949 года коммунисты провозгласили учреждение новой Китайской народной республики (КНР). Торжественная церемония состоялась в Пекине, который вновь стал столицей страны. Тем не менее война продолжалась.

8 числа был взят Гуанчжоу. Гражданская война в Китае, причины которой заключались в равной силе коммунистов и Гоминьдана, теперь подходила к своему логическому завершению. Правительство, недавно перебравшееся в Чунцин, с помощью американских самолетов окончательно эвакуировалось на остров Тайвань. К весне 1950 года коммунисты полностью подчинили себе юг страны. Солдаты Гоминьдана, которые не желали сдаваться в плен, бежали в соседний французский Индокитай. Осенью взяла под контроль Тибет.

В Китае заключались в том, что в этой огромной и густонаселенной стране была установлена коммунистическая власть. Гоминьдан сохранился только на Тайване. При этом сегодня власти КНР считают остров частью своей территории. Однако фактически там с 1945 года существует Проблема международного признания этого государства сохраняется и по сей день.

После Второй мировой войны СССР участвовал во многих локальных военных конфликтах. Участие это было неофициальным и даже секретным. Подвиги же советских солдат на этих войнах навсегда останутся неизвестными.

Гражданская война в Китае 1946-1950

К окончанию Второй мировой войны в Китае сложилось два правительства, а территория страны была разделена на две части. Одна из них контролировалась партией Гоминьдан, возглавляемой Чан Кайши, вторая – коммунистическим правительством с Мао Цзэдуном во главе. США поддерживала Гоминьдан, а СССР – Коммунистическую Партию Китая.
Спусковой крючок войны был спущен в марте 1946 года, когда 310-тысячная группировка гоминьдановских войск при непосредственной поддержке США начала наступление на позиции КПК. Они захватили почти всю Южную Манчжурию, оттеснив коммунистов за реку Сунгари. Одновременно с этим начинается ухудшение отношений с СССР – Гоминьдан под разными предлогами не выполняет условий советско-китайского договора «о дружбе и союзе»: расхищается имущество КВЖД, закрываются советские СМИ, создаются антисоветские организации.

В 1947 году в Объединенную демократическую армию (впоследствии Народная Освободительная армия Китая) прибыли советские летчики, танкисты, артиллеристы. Решающую роль в последующей победе КПК сыграло и вооружение, поставляемое китайским коммунистам из СССР. По некоторым сведениям, только осенью 1945 года НОА получила от СССР 327 877 винтовок и карабинов, 5207 пулеметов, 5219 артиллерийских орудий, 743 танка и бронемашины, 612 самолетов, а также корабли Сунгарийской флотилии.

Кроме того, советские военные специалисты разработали план управления стратегической обороной и контрнаступления. Все это способствовало успеху НАО и установлению коммунистического режима Мао Цзэдуна. За время войны на территории Китая погибло около тысячи советских солдат.

Корейская война (1950-1953).

Сведения об участии вооруженных сил СССР в Корейской войне долгое время были засекречены. В начале конфликта Кремль не планировал участия в нем советских военнослужащих, однако масштабное вовлечение США в противостояние двух Корей изменило позицию Советского Союза. Кроме того, на решение Кремля вступить в конфликт повлияли и провокации американцев: так, 8 октября 1950 года два американских штурмовика даже нанесли бомбовый удар по базе ВВС Тихоокеанского флота в районе Сухой Речки.

Военная поддержка КНДР Советским Союзом была направлена главным образом на отражение агрессии США и осуществлялась за счет безвозмездных поставок вооружения. Специалисты из СССР готовили командные, штабные и инженерно-технические кадры.

Основная военная помощь оказывалась авиацией: советские летчики делали боевые вылет на МиГ-15, перекрашенных в цвета китайских ВВС. При этом пилотам запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолёты противника южнее линии Пхеньян – Вонсан.

Военные советники из СССР присутствовали в штабах фронта только в гражданской одежде, под видом корреспондентов газеты «Правда». Об этом специальном «камуфляже» упоминается в телеграмме Сталина генералу Штыкову, сотруднику дальневосточного отдела МИД СССР,

До сих пор остается неясным, сколько же на самом деле советских солдат было в Корее. Согласно официальным данным, за время конфликта СССР потерял 315 человек и 335 истребителей МиГ-15. Для сравнения, Корейская война унесла жизни 54 246 тысяч американцев, а свыше 103 тысяч были ранены.

Война во Вьетнаме (1965-1975)

В 1945 году было провозглашено создание Демократической Республики Вьетнам, власть в стране перешла к коммунистическому лидеру Хо Ши Мину. Но Запад не спешил отказываться от своих бывших колониальных владений. Вскоре на территорию Вьетнама высадились французские войска с целью восстановить свое влияние в регионе. В 1954 году в Женеве состоялось подписание документа, согласно которому признавалась независимость Лаоса, Вьетнама Камбоджи, а страна делилась на две части: Северный Вьетнам во главе с Хо Ши Мином и Южный - с Нго Динь Зьем. Последний быстро потерял популярность у народа, а в Южном Вьетнаме разгорелась партизанская война, тем более что непроходимые джунгли обеспечивали ей высокую эффективность.

2 марта 1965 года США начали регулярные бомбардировки Северного Вьетнама, обвинив страну в расширении партизанского движения на юге. Реакция СССР была незамедлительной. С 1965 года начинаются широкомасштабные поставки военной техники, специалистов и солдат во Вьетнам. Все происходило в условиях строжайшей секретности.

По воспоминаниям ветеранов, перед вылетом солдат переодевали в гражданскую одежду, их письма домой проходили такую жесткую цензуру, что попади они в руки постороннего человека, последний смог бы понять лишь одно: авторы отдыхают где-то на юге и наслаждаются своим безмятежным отпуском.

Участие СССР во вьетнамской войне было настолько засекреченным, что до сих пор не ясно, какую роль сыграли советские военнослужащие в этом конфликте. Существует многочисленные легенды о советских летчиках-асах, сражающихся с «фантомами», чей собирательный образ воплотился в летчике Ли-Си-Цыне из известной народной песни. Однако, по воспоминаниям участников событий, нашим пилотам было категорически запрещено вступать в бой с американскими самолетами. Точное количество и имена советских солдат, участвовавших в конфликте неизвестны до сих пор.

Война в Алжире (1954-1964)

Национально-освободительное движение в Алжире, получившее размах после Второй мировой войны, в 1954 году переросло в настоящую войну против французского колониального господства. СССР в конфликтен принял сторону повстанцев. Хрущев отмечал, что борьба алжирцев против французских организаторов носит характер освободительной войны, в связи с чем, ее должен поддержать ООН.

Однако Советский Союз оказывал алжирцам не только дипломатическую поддержку: Кремль поставлял алжирской армии вооружение и военные кадры.

Советские военные способствовали организационному укреплению алжирской армии, участвовали в планировании операций против французских войск, в результате чего последним пришлось пойти на переговоры.

Стороны заключили соглашение, согласно которому боевые действия прекращались, а Алжиру предоставлялась независимость.

После подписания соглашения советскими саперами была проведена крупнейшая операция по разминированию территории страны. Во время войны французские батальоны саперов на границе Алжира, Марокко и Туниса заминировали полосу от 3 до 15 км, где на каждый километр приходилось до 20 тысяч «сюрпризов». Советские саперы разминировали 1350 кв. км территории, уничтожив 2 млн. противопехотных мин.