Лето

Способна на многое: названы сильные и слабые стороны армии России. Россия приняла новую программу вооружения, которая обнаруживает сильные и слабые стороны ее армии. Сильные стороны Российской Армии

Как Генштаб ВС РФ потерял управление войсками, силами и средствами

Министр обороны, Анатолий Сердюков, не обращая внимание на Совбез и Госдуму (которые еще только «рождают» Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину не за свой страх и риск, а заранее заручившись устными или, возможно, письменными решениями президента РФ, как Верховного главнокомандующего и премьер-министра), начал решительно реформировать армию 8 августа 2008г.

Настораживает тот факт, что начало реформы 8 августа совпало с днем начала грузинской агрессии. К счастью, для грузинских разведчиков, которые заранее знали, что, выполняя строжайшую директиву министра обороны Анатолия Сердюкова, Главное Оперативное Управление и Главное Организационно-мобилизационное Управление начнут вывозить свое имущество в штаб бывшего Варшавского договора с утра 8 августа. Лучшего момента для внезапного нападения Грузии на Южную Осетию придумать невозможно. Тбилисское руководство ждало не открытия Пекинской Олимпиады, а нарушения системы управления войсками Главного Оперативного Управления. Функционировавшая бесперебойно более 63 лет система оповещения была демонтирована решением заместителя министра обороны по связи. Ситуация 8 августа стала точной копией событий 1941 года.

Реформа, начатая МО Сердюковым, застала Главное оперативное управление и Главное организационно-мобилизационное управление на «ящиках». Большего позора для Генштаба, постоянно кичившегося двойным и даже тройным управлением, представить трудно. В итоге в самый драматичный момент цхинвальской драмы Генштаб, в частности ГОУ и ГОМУ Генштаба РФ, потерял управление войсками. Только 9 августа было восстановлено управление войсками. В этом позоре главными виновниками следует считать министра обороны Анатолия Сердюкова, начальника Генштаба РФ генерала армии Николая Макарова, заместителя министра обороны по вопросам развития автоматизированных систем управления, информационных технологий и связи генерал-майора Олега Эскина. Они лично должны отвечать за потерю управления войсками и за большие человеческие потери.

В настоящее время в оперативном зале Главного оперативного управления, находится мечеть для мусульман, работающих в здании. Водимо, забыты уроки диверсий в Киеве (1941 года), подрывы Кракова, и гибель на параде Ахмата Кадывава (Чечня).

Сильные стороны Российской Армии

Начатая тбилисским режимом в Южной Осетии война стала продолжением масштабных американо-грузинских военных учений "Немедленный ответ - 2008". Однако грузинские генералы и их американские советники из Military Professional Resources Incorporates (MPRI) не ожидали столкнуться с «таким напором со стороны России». Никто не мог подумать, что российская армия так быстро вмешается, пресекая грузинскую агрессию.

Россия имеет сегодня "воюющую армию", то есть Вооруженные Силы, находящиеся в состоянии длительной, почти перманентной (непрерывно ведущейся) войны на Кавказе и Средней Азии, те войска, имеющие успешный боевой опыт. Анализ действий российской армии показал, что она ведет себя достойно и заслуживает всяческих похвал. Достаточно грамотно действовал командующий войсками округа генерал Сергей Макаров. Согласно подписанному в 90-е гг. после первой войны между Грузией и Южной Осетией соглашению о прекращении огня, Россия имеет право держать в регионе миротворческий контингент численностью в 500 человек. А в чрезвычайной ситуации может усиливать свой контингент дополнительно на 300 миротворцев. Решением командующего войсками округа, когда грузины начали свое наступление, до 2-х усиленных рот миротворцев из резерва, входившего в состав 135-го полка и дислоцировавшихся у северного портала туннеля, были подняты по тревоге и выдвинулись через туннель в район Джавы для обеспечения последующего развертывания группировки войск.

Все разведывательные части СПН ГРУ имеют боевую подготовку действий в горах и городских условиях. Российские спецподразделения взяли на себя задачу по нейтрализации грузинского спецназа. По имеющейся информации, именно успешные противодиверсионные действия российского спецназа позволили предотвратить подрыв грузинскими диверсантами Рокского тоннеля - основной магистрали, связывающей Россию и Южную Осетию. Подрыв тоннеля мог бы крайне осложнить операцию - пропускная способность остальных трасс явно недостаточна.

Костяк армейского генералитета, командиры полков, батальонами, ротами, особенно та его часть, которая принимала непосредственное участие в боевых действиях, имеет опыт двух войн в Чечне, боевых действий в Таджикистане. Десантники имеют опыт миротворческих операций. Большая часть офицеров и военнослужащих-контрактников хорошо знают местность, имеют опыт боевых действий в горах, и могут вести контактные бои с противником в городских условиях. Среди военнослужащих есть выходцы и из самой Южной Осетии, в том числе среди офицерского состава. Военнослужащие продемонстрировали хороший дух, хорошие знания тактики и стойкость в огневом бою. Амия действовала по единому плану, несмотря на отсутствие руководства Генштаба.

В данном конфликте, Россия выиграла в стратегическом планировании, в тактике боевого применения действий в горах, мобилизационных возможностях. Российская армия уже имеет несколько боеготовых частей и соединений, которые могут решать задачи проведения миротворческих операций. Они и показали свою достаточно высокую эффективность и умение вести контактные бои в городских условиях и в горах. На Южном Кавказе бесконтактной войны не получилось. В этих условиях штаб 58-й армии сработал блестяще: приказ на выдвижение войск был отдан уже в 4 часа утра 8 августа, в 9 часов утра техника уже двигалась через Рокский тоннель, а к 15 часам российские танки были у Цхинвала. С появлением в зоне боевых действий в Южной Осетии частей регулярной армии РФ для Грузии все изменилось. Американские советники в грузинских Воруженных силах неверно оценили возможности российской армии.

Войска Министерства обороны были представлены: 58-й армией Северо-Кавказского военного округа,

19-ой Воронежско-Шумлинской Краснознамённой мотострелковой дивизией, 429-м мотострелковым полком, 503-м мотострелковым полком, 292 ап, 481 озрп. Всего вооружения: 87 танков, 49 МЛ-ЛБ; 127 БТР-80: 34- БМП/БТР. 42-я гвардейская Евпаторийская Краснознамённая мотострелковая дивизия из Чечни, которая полностью укомплектована контрактниками и является соединением полной боевой готовности, в отличие от 19-й мотострелковой дивизии, в которой контрактниками укомплектован только 503-й полк.

В составе 42-й гвардейской дивизии:71-й 72-й гвардейские мотострелковые полки. Всего: 130 танков,350 МП-ЛБ; 200 БМП-БРТ. 20-я мсд (242,255 мсп; 944 сарп, 68 орб - 93 танка, 163 БМП; 94 БТР).

205-я омсбр (28 танков,100 БМП-1; 54 МП-ЛБ; 7 БТР-80; 14- БРМ-1К; 11- БМП-2);

136-я омсбр (32 танков; 100 БМП-1; 12 -БМП-2;54 МП-ЛБ; 14 БРДМ-1к);

135-й отдельный мотострелковый полк (без 2-го батальона, который выполнял миротворческие функции и был блокирован в Цхинвале). На вооружении - 30танков, 60 БПМ-2, 87 БМП-К. 1 орб, 943 орап.

Армия обладает опытом в разрешении сложнейших кризисных ситуаций.

В Южной Осетии были сотни добровольцев, донских, терских и кубанских казаков, имеющих боевой опыт в Абхазии. Для усиления войск СВКО высадились: 76-я псковская гвардейская Воздушно-десантная Черниговская Краснознаменная дивизия, а также 45-й разведывательный полк ВДВ из Москвы.

10 обр СПН (3500 чел, 25 БТР; 11 БМП-2);

22 обр СПН (1692 , 25 БТР; 11-БМП-2), а также, батальоны спецназа ГРУ «Восток» и «Запад».

Воздушная группировка Северо-Кавказского военного округа: 4 армия ВВС и ПВО, 368 шап, ВТА, разведывательная авиация.

Группировка ВМС в составе: ракетного крейсера Черноморского флота «Москва», сторожевого корабля «Сметливый», малого противолодочного корабля «Касимов», «Поворотино», «Суздалец», ракетного катера на воздушной подушке «Мираж», БДК-65 «Саратов», БДК- 64- «Цезарь Куников», БДК «Ямал», морского тральщика «Жуков» и «Турбинист», 810-й полка морской пехоты ЧФ.

К числу положительных моментов армии относится высокая маршевая подготовка, которая позволила на максимальной скорости, в короткие сроки нарастить группировку войск. 58-я армия повторила бросок 11-й армии ПрибВО (1200 км за двое суток в августа 1969 года в Чехословакию). Правда, без воздействия противника. В этих условиях армия действовала быстро, смело и решительно. Данные о продвижении российских войск сеяли непонимание в грузинских штабах и панику со стороны противника.

Ответные действия российской стороны серьезно затрудняло то, что единственная автодорога Владикавказ - Цхинвал (167км) имеет крайне ограниченную пропускную способность. В этой войне большинство потерь наши войска понесли, выдвигаясь в колоннах, при выдвижении к Цхинвалу. А переброска подкреплений по воздуху была невозможна из-за активного противодействия грузинской ПВО. Длительное выдвижение армейских колонн к Цхинвалу через узкое горло Рокского тоннеля и необходимость спешного сосредоточения значительного количества войск из различных регионов создали впечатление медлительности российского командования. Российские генералы были вынуждены вводить силы в бой по частям, но переломить ситуацию с ходу не удавалось. Тем не менее, за сутки группировка РФ была увеличена почти вдвое. Быстрота и успешность их реакции и действий оказались неожиданными не только для грузинского руководства, но и для Запада, а также для некоторых пессимистически настроенных отечественных наблюдателей. За трое суток на изолированном и крайне сложном по природным условиям операционном направлении была создана весьма мощная группировка сил и средств, способная к эффективным действиям, и нанесению быстрого поражения численно не уступавшей группировке грузинской армии.

К началу 8 августа грузинские войска превосходили российских миротворцев и армию Южного Кавказа более чем в 20 раз. К утру 9 августа российские войска в Южной Осетии состояли из 4 тыс. человек, более 100 единиц бронетехники, ее поддерживали не менее 100 единиц ствольной артиллерии и более 20 систем залпового огня, из которых половина - тяжелые системы типа «Смерч» и «Ураган». К воскресенью общая численность российской группировки в Южной Осетии была доведена примерно до 10 -15 тыс. человек (включая 350 миротворцев). В составе группировки - 1894 бронеобъекта (290 танков, 509 МТЛБ, 562 БТР-80; 533 БТР/БМП), плюс 2,5 тыс. югоосетинская армия, 5000 армия Абхазии.

По численности российская армия в 1,3 раза превосходила грузинскою армию, а по соотношению бронеобъектов - в 4,3 раза. Шансов на успех в бою с такой силой у грузин не было ни малейших.

Хорошо зарекомендовали себя в боевых действиях две роты чеченского спецназа ГРУ Генштаба ВС РФ «Восток» и «Запад». В прямом бою, несмотря на то, что грузинские войска были подготовлены по натовским стандартам, эффективнее действовали российские спецназовцы. Им удалось блокировать и вытеснить одну из частей грузинского спецназа. Подразделение действовало на улицах города, успешно выбивая и нейтрализуя группы противника, включая спецназ и корректировщиков огня.

В распоряжении России были неистощимые людские и материальные ресурсы. В отличие от Грузии, Россия имела анклавы осетинского и русского населения в Южной Осетии, в то время как грузинам приходилось воевать на чужой, враждебной им территории. Война была понятна военнослужащим, 90% население России полностью было согласно с решением правительства о проведении миротворческой операции. Российская армия грамотно обращалась с пленными и была вынуждена поставить под охрану военнослужащих грузин, предотвратив от самосуда осетинского населения.

Военные способности российского человека выше, чем аналогичные способности грузин. Даже в первый день 8 августа российские миротворцы оборонялись более результативно, невзирая на численное превосходство грузинской армии. При примерно равном уровне вооружения и боевой подготовке возможные потери грузинской армии были значительно больше, поскольку тактические задачи в российской армии решались значительно быстрее.

Российские войска, прежде всего спецназ и ВДВ, показали свою боеспособность, применив на деле боевой опыт проведения спецопераций. Россия смогла за 5 дней группировкой ВВС разгромить всю военную инфраструктуру и авиацию грузинской армии, уничтожила их тяжелое вооружение и крупные вооруженные формирования. В течение 5 дней взяты под контроль основные коммуникации Восточной Грузии.

К сожалению, у России нет союзников, которые бы обладали экономическим потенциалом и смогли бы разделить с ней бремя военной мощи, как это делают государства Западной Европы. Судя по всему, члены ОДКБ оказались не готовы к «братской помощи».

Следует отметить, что в течение всей операции российская армия была связана рядом политических ограничений, препятствовавших применению тяжелого вооружения по населенным пунктам, что, в частности, серьезно ограничивало возможности контрбатарейной борьбы. После полудня в районе города началось развертывание российских сухопутных подразделений - первые ВМГ (войсковые маневренные группы) вышли к Цхинвалу и вступили в бой. Тогда же сложилось и «разделение ролей». Бои в населенных пунктах вели местные ополченцы и добровольческие формирования, российские войска вступали в бой лишь в случае появления более-менее крупных сил грузинской армии, которые были ополченцам «не по зубам». Кроме того, Россия взяла на себя подавление грузинской артиллерии, а ВВС России начали наносить удары по тыловой инфраструктуре Грузии.

Операцией в Южной Осетии Россия продемонстрировала: первое - она показала, что ее армия способна осуществлять успешные операции, в чем сомневались многие зарубежные наблюдатели.

Второе - русские показали, что могут побеждать натренированные американскими советниками силы.

И третье - Россия показала, что США и НАТО находятся не в той ситуации, чтобы вмешиваться в конфликт в военном плане.

По данным западных СМИ, ссылающихся на источники в Пентагоне, в Вашингтоне признали, что были не готовы к такому обороту событий. «Продвижение (российских) вооруженных сил (в Южной Осетии) было более чем ожидаемым, но они появились раньше, чем мы думали», - заявили представители американского военного ведомства. А неожиданно быстрая реакция российских военных на события в Грузии, возможно, уменьшила шансы успешной внезапной атаки на Иран. Российская армия не только сохранила свою боеспособность, но и доказала всему миру то, что она может успешно бить противника, вооруженного по последнему слову техники и обученного инструкторами из США. После этой войны вырос авторитет российской армии в России. Мне кажется, в мире вырастет тоже. Естественно, что армия сыграла консолидирующую роль для Северного Кавказа, потому что в последнее время были серьёзные проблемы у России на Кавказе.

Анализ действий Российской армии в Кавказской войне

Но с концептуальными, доктринальными и тактическими взглядами на структуры, оперативной стратегии и тактики Вооруженных Сил следует поспорить. По крайней мере, она обнажила слабые стороны. Появился повод хорошо подумать, не повторятся ли подобные вещи при сохранении прежней концепции безопасности. Следует признать, что по оперативному и боевому обеспечению, технической оснащенности армия не очень готова к таким конфликтам.

При анализе действий российской армии к недостаткам можно отвести: отсутствие объединенных командований (у американских вояк они уже более 20-ти лет); недостаточная группировка ГЛОНАСС; действия военной разведки, которая не смогла своевременно проинформировать руководство страны о концентрации грузинских войск; отсутствие информационных войск; отсутствие у 58-й армии армейской авиации и вертолетов (именно поэтому танки шли баз прикрытия армейской авиации и вертолетов, тактических и оперативно-тактических десантов); несвоевременное поступление данных разведки (РЭБ, радио, космической); нестыковка морских и топографических карт. Россия не использовала средства радиоэлектронной борьбы для подавления средств ПВО Грузии. В течение первого дня не было преимущества авиации, отсутствие авианаводчиков в войсках позволило грузинским РСЗО и артиллерии и в течении 14 часов (!) беспрепятственно вести огонь по Цхинвалу. Причина одна - оперативные группы ВВС не смогли выделить в общевойсковые соединения и части по 2-3 человека без параллельного развертывания КП и ЗКП, поэтому не смогли реально управлять авиацией. Автору этих строк приходилось лично решать подобную проблему при организации управления в противодесантных операциях.

Традиционно слабыми сторонами российской армии, насколько можно судить, остаются действия ночью, разведка, связь и тыловое обеспечение, хотя в данном случае, ввиду слабости противника, эти недочеты не сыграли существенной роли при ведении боевых действий. Средства артиллеристской разведки Сухопутных Войск оказались полностью неадекватными. Серьезной причиной недостаточно эффективного подавления грузинской артиллерии, быстро менявшей позиции и стрелявшей не побатарейно, а единичными орудиями, было то, что задействованный комплекс «Зоопарк» оказался не предназначен для действий в зоне конфликта и пресеченной местности, а также в условиях недостаточного технического снабжения и малой обученности личного состава. Артиллерийские удары грузинских войск, как правило, не были выявлены (пресечены) своевременно. Топографическая привязка средств поражения и разведки не была налажена, часто использовались спутниковые навигационные системы иностранного производства как единственные средства.

Конфликт показал сохраняющуюся ключевую роль артиллерии в наземных операциях, а также острую необходимость усиления внимания к вопросам контрбатарейной борьбы. «Умный» снаряд «Краснополь» идеально подходит для применения из 152-мм самоходной пушки «Мста-С». Для того чтобы поразить одним снарядом, к примеру, вражеский танк в движении на удалении в 20 с лишним километров, необходимо этот танк увидеть и подсветить его лазерным лучом. Найти и указать цель может разведывательная группа или летательный аппарат-разведчик, в том числе беспилотный. Классическая артиллерийская разведка просто не умеет работать в глубоком тылу противника. Ее стихия - прифронтовая полоса. Разведчиков-спецназовцев, умеющих действовать в тылу, не учат работать в тандеме с артиллеристами, стреляющими «Краснополем». БПЛА, способных выискивать вражеские цели и подсвечивать их лазером, нет даже в перспективе. В войсках 58-й армии устарелые конструкции танков Т-62 и Т-72 составляют 60- 75 % от общего количества танков. Были, конечно, еще танки Т-72БМ, но и установленные на них комплекты "Контакт-5" уже не держат так называемые тандемные кумулятивные боеприпасы, которые есть в арсеналах грузинской армии. Если дневные прицелы на стрелковое оружие, разработанные более 30 лет назад, с большой натяжкой можно назвать современными, то ночные прицелы не выдерживают никакой критики. Они "слепнут" от вспышек выстрелов и видят всего на несколько сот метров. Инфракрасные осветители увеличивают дальность наблюдения и прицеливания, но очень демаскируют машину. Наши старые танки не имели ни GPS, ни тепловизоров, ни системы опознавания «свой-чужой».До сих пор мотострелки, десантники и разведка ездят на броне (так безопаснеее), потому что машина не защищена от подрывов фугаса и бронебойных снарядов, выжигающих все изнутри. В колоннах - все те же БМП-1, и у них тонкая броня, примитивные прицелы и приборы наблюдения. «Алюминиевые танки» ВДВ БМД-1 тоже считаются устаревшими. С бронетранспортерами такая же безрадостная картина. Лишь изредка мелькали машины, оборудованные экранами и дополнительной броней.

Отрицательное влияние на армию оказали длительное участие армейских подразделений в контртеррористической операции в Чечне, Ингушетии, Дагестане, в силу чего, приобретенные тактические навыки, приемы и методы прочесывания оказались неэффективными при столкновении с хорошо обученными вооруженными бойцами грузинской армии. Отмечались случаи попаданий в «огневые мешки» грузинских войск. Российские части обстреливали друг друга, не имея возможности определить свое точное местонахождение. Военнослужащие 58-й армии признавались, что иногда пользовались американской GPS. В противном случае корректировать огонь приходилось при помощи оптических приборов образца 1960-1980-х гг. Например, дистанционное зондирование земли с того же спутника-шпиона не применялось только потому, что не было приемников. В ходе боев отмечались недостаточная организация взаимодействия между танковыми и мотострелковыми подразделениями. Повсеместно в боях отмечалось слабое взаимодействие между артиллерией и танкистами, артиллеристами и разведчиками.

Отмечалась недостаточная поддержка боевой авиацией действий сухопутных войск. Практически отсутствовала армейская авиация. 58-й армией не применялись воздушные десанты и вертолетные подвижные отряды минирования для воспрещения отхода грузинских войск. Воздушный десант численностью 300 человек был проведен силами абхазской армии.

Анализ действий ВВС и армейской авиации России

ВВС России были задействованы лишь в ограниченной степени. На ближайших авиабазах располагала двумя полками штурмовиков Су-25, полком бомбардировщиков Су-24, эскадрильей истребителей Су-27, тремя эскадрильями вертолетов. Это было связано с политическими ограничениями: не подвергались атакам объекты инфраструктуры, транспорта, связи, промышленности Грузии, органы государственного управления республики.

Очевидна острая нехватка в ВВС России современного высокоточного оружия, прежде всего, со спутниковой системой наведения «Х-555», ракет фронтовой авиации «Х-28» (дальностью -90) и «Ч-58» (дальностью 120км). Основным ударным оружием нашей авиации, как встарь, остаются обычная бомба и неуправляемая ракета. Уничтожение Ту-22 грузинской ПВО продемонстрировало неэффективность тактики боевого применения российских ВВС. Имея подавляющее превосходство в силах, налеты проводились малыми группами по 2-4 самолета. Это значит, что ВВС не могут обеспечить надежного поражения указанных целей, не обеспечивают прикрытие ударных машин самолетами РЭБ, не выделяют специальных самолетов для уничтожения обнаруженных средств ПВО. А главное - подвергают большому риску пилотов. Это азы боевого применения ударной авиации, которые проходят в академиях. Также совершенно очевидно, что разведка, несмотря на многолетнее противостояние на Кавказе, не сумела выявить возможности ПВО Грузии.

Подавить организованную систему ПВО на цхинвальских высотах можно в кратчайшие сроки, учитывая ограниченные размеры этой территории. Но для этого налеты россияне должны были бы проводить крупными авиагруппами. Авиация плохо взаимодействовала с сухопутными силами - иначе ликвидация грузинских позиций на цхинвальских высотах заняла бы еще меньше времени, а пехота понесла куда меньшие потери. Единственная магистраль Гори - Тбилиси так и не была полностью перерезана, и по ней хоть и с потерями, но продолжалось снабжение и отступление грузинских войск.

Аппаратура РЭБ и СПО Су-24М признана неадекватными к ведению боевых действий в горных условиях и противостоянию современным средствам ПВО отечественного (советского) производства. Выучка экипажей Су-24М и МР признана неудовлетворительной, особенно в области штурманских задач и навигации. Действия самолетов специальной авиации и вертолетов РЭБ/РТР признаны грамотными, но комплекс оборудования Ан-12ПП признан устаревшим и не действующим против типовых РЛС и средств оповещения и связи советского производства (не-экспортных). В войне, были задействованы 2ДРЛО А-50. Оценка действий самолетов ДРЛО: относительно высокая эффективность основных бортовых комплексов самолета ДРЛО А-50 в условиях горной местности, удовлетворительная выучка экипажей и операторов, низкая надежность отдельных элементов бортового оборудования при длительной эксплуатации, устаревшая и неэффективная система связи с сопровождаемыми и направляемыми бортами, полное несоответствие нормативам технического и специального обслуживания техническим и обслуживающим персоналом на местах временного базирования (переброски).

В целом операция подтвердила высокую выучку личного состава и технического состава ВТА, а также высокую надежность самих ЛА, которые все же нуждаются в срочном ремонте (модернизации). Особенно отмечается отсутствие (моральное устаревание) средств защиты самолетов и вертолетов ВТА. В связи с этим предлагается оснастить определенное (малое) количество Ил-76 и минимум 2 Ми-26, имеющих наиболее высокий ресурс, современными средствами защиты и современной СПО с целью обеспечения выполнения задач десантирования (доставки) личного состава и грузов на ВПП непосредственно в зоны конфликта. Остальные самолеты ВТА такой модернизации не подлежат и должны составить «второй эшелон».

В целом командование ВВС грамотно спланировало и провело операцию и полетные задания доставки военной техники, грузов и личного состава ВДВ и Сухопутных Войск в зону конфликта. Успешному проведению военно-транспортных операций также способствовало успешное и инициативное прикрытие движений и ротаций ЛА и средств (личного состава) рутинными действиями, последующими за запланированными ранее учениями Берлинского военно-транспортного полка по десантированию в Псковской области в рамках обеспечения проведения мероприятий боевой подготовки ВДВ, проведенных 7/8-го авг.

Практически полное отсутствие БПЛА. В составе нашей группировки находился, как минимум, один комплекс беспилотных летательных аппаратов среднего класса. Речь идет о модернизированных беспилотниках «Пчела». Вес механического насекомого около 140кг. Радиус действия - 60км. Продолжительность полета 2 часа. «Пчелы» эффективно применялись в первую и вторую чеченские кампании. К сожалению, из-за сравнительно небольшого ресурса техника физически износилась. В настоящее время ресурс аппарата увеличен до 150 полетов.

Авиация потеряла четыре самолета, подтвержденные спутниковой системой международного поиска и спасения КОСПАС-САРСАД. Использовать дальний стратегический бомбардировщик Ту-22М для тактической разведки было крайне неразумно. Это просчет разведки ВВС. Правительство должно отменить решение Промышленной комиссии 2006 года, и заказать уже с этого года строительство фронтовых и тактических БПЛА.

По итогам войны, следует признать, что решение министра обороны 1998 года о выводе армейской авиации из состава вида ВС РФ (Сухопутных войск) оказалось неудачным и его следует отменить. Война на Кавказе показала, что полки армейской авиации, напрямую подчиненные командующему объединением ВВС, который (при отсутствии отделов авиации общевойсковых армий) фактически не смог планировать летный ресурс, ежесуточно ставить задачи полкам и эскадрильям в интересах мотострелков. Сомнительно, что это возможно при перегрузке систем связи потоком заявок от пехоты. Видимо, поэтому армейская авиация в войсках 58-й армии не участвовала в оперативно-тактических и тактических десантах. Управление авиацией затруднено и тем, что в воздушных армиях ВВС и ПВО, центральном аппарате ВВС, специалистов по применению армейской авиации нет вообще. После ухода квалифицированного руководящего состава управлений и отделов авиации, кошмаром стали управленцы из авиации ПВО, которые в настоящее время стали "специалистами" по боевому управлению вертолетными подразделениями. Не вина людей, проходящих службу в штатах ВВС и ПВО и не знающих специфики СВ, что они не готовы планировать применение и управление приданной (поддерживающей) авиацией. В частности это четко проявилась в прошедшей операции 58-й армии. Нынешнее руководство ВВС с трудом справляется со своей обязанностью. Необходимо принимать кардинальные решения для улучшения ситуации с армейской авиацией. ГЛОНАСС даже в "грубом" исполнении в грузино-осетинском конфликте не использовался. Мы уступали грузинской армии в том, что у них была автономная система координат целей. У нас подобной системы нет. Главная проблема - отсутствие необходимой космической группировки и приемников ГЛОНАСС.

Разумеется, и у русской армии были свои слабые стороны. Так, со времен Петра, который ввел единую “Табель о рангах” и рассылал своих доверенных военных на любые должности, сохранялась практика назначать офицеров и генералов на посты в гражданской администрации. Чины и выслуга при этом шли, и потом их, уже забывших о строевой службе, могли вернуть в армию. Сохранялась и практика переводов из гвардии и Генштаба в армейские части с преимуществом перед армейскими офицерами. Но переводили-то обычно худших, и получалось, что они затирали талантливых армейцев. Важную роль при назначениях играло и старшинство пребывания в том или ином чине. Очень плохо была поставлена подготовка резерва. Сборы и учения запасников проводились только у казаков. А солдат обладал лишь теми знаниями и умением, которые приобрел на действительной. Ну а те самые 48 %, что отсеивались и попадали в ополчение, подготовки не имели вообще. С офицерским резервом дело обстояло еще хуже. Это были выпускники вузов, получавшие с дипломом чин прапорщика запаса, но о службе не имевшие понятия, или офицеры, уволенные по возрасту, состоянию здоровья, за проступки.

Долгое время в России недооценивалась тяжелая артиллерия - под влиянием французских теорий и германской дезинформации (перед войной немцы усиленно ругали крупнокалиберные орудия). Позже, правда, спохватились, и по новой военной программе артиллерию предполагалось значительно усилить. На корпус должно было приходиться 156 орудий, из них 24 тяжелых. Но выполнение этих планов только начиналось, и к началу войны на корпус приходилось 108 пушек, из них 12 тяжелых - 122 или 152 мм. Крайне уязвимым местом стала и ориентация военного министерства на иностранных производителей. Возглавлял это министерство генерал от кавалерии Владимир Александрович Сухомлинов. Он был довольно толковым администратором и для подготовки страны к войне сделал действительно много. Но и чрезмерным рвением не отличался, работал “от” и “до”. И в решении служебных вопросов действовал по линии минимизации усилий. А вместо того чтобы развивать отечественную промышленную базу, оказывалось проще, а то и дешевле, сделать заказы в Англии, Франции, даже Германии. Заказал, заплатил, получил - не надо договариваться с заводчиками о перепрофилировании, утрясать технические детали, отлаживать, контролировать. За рубежом изготовлялись для русской армии те же тяжелые орудия, самолеты, моторы, даже часть боеприпасов.

Не исключено, что предпочтение иностранцам было и не бескорыстным, такое за министром замечалось, поскольку он постоянно нуждался в деньгах. Имел неосторожность в 60 лет жениться на 28-летней красавице, оказавшейся особой чрезвычайно ветреной и расточительной. Впрочем, Сухомлинов вообще был знаменит своим легкомыслием и беспечностью. В ответ на претензии французов насчет неготовности к войне ляпнул в интервью газете “Новое Время”: “Россия готова, а готова ли Франция?” - подарив новую зацепку германской пропаганде. А среди тех, кто наставлял ему рога с супругой Еленой Викторовной, был и резидент австрийской разведки Альтшиллер. В служебные же “мелочи” министр вникать не любил. На январь 1914 г. из ассигнований, выделенных военному ведомству, накопилась огромная сумма в 250 млн. руб., которые просто не удосужились использовать. Министерство почти не следило за своевременностью выполнения заказов заводами, графики поставок срывались. Но царю Сухомлинов умел нравиться и оставался на своем посту.

Учитывая пристальное внимание, которое весь мир уделял в этом году военному потенциалу России, целесообразно поразмышлять о том, какое влияние могут оказать стремительно меняющиеся условия современной войны на российскую военную мощь в сравнении с ведущими западными странами, пишет УКРОП со ссылкой на nationalinterest.org.

Тенденция к дальнейшей автоматизации, включая использование оружия с дистанционным управлением и создание автономных видов оружия с элементами искусственного интеллекта (AI-driven autonomous warfare) приведет к снижению сравнительных показателей военного потенциала России. Она не обладает технологиями, сравнимыми с западными, в сфере современных автоматизированных систем, а также возможностями создать собственные аналоги таких систем в обозримом будущем. Военная промышленность России сильно отстает от западной в области систем автоматического управления, боевых беспилотных летательных аппаратов, а также всего спектра современной электроники.

Российское правительство осознает это отставание и, до недавнего времени, предпринимало попытки ликвидировать разрыв за счет активного сотрудничества с западной оборонной промышленностью. Однако, замораживание военного сотрудничества между странами НАТО и Россией, ставшее одним из последствий присоединения Крыма и последовавшего за ним введения большинством стран Запада экономических санкций в отношении России, в ближайшие годы будет препятствовать стремительному освоению российскими оборонными компаниями современных военных технологий и технологий двойного назначения. Финансовые ограничения, вызванные бюджетным кризисом, причинами которого стали западные санкции и падение цен на нефть, также станут помехой для разработки и поступления на вооружение армии новых видов оружия на основе современных технологий.

В результате Россия будет вынуждена искать альтернативные пути, чтобы противостоять западным автоматизированным технологиям. Существуют два направления усиления относительной военной мощи России: подавление коммуникаций противника, а также использование электронных вооружений для уничтожения беспилотных летательных аппаратов и других видов автоматизированной военной техники. Именно в этих двух областях российские (а в прошлом - советские) военные обладают значительным опытом. Недавно созданная система радиоэлектронной борьбы класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» «Рычаг-АВ» предназначена для подавления радиолокационных систем в радиусе нескольких сот километров, то есть она способна сделать все радиоуправляемые вооружения противника небоеспособными. Новая система может быть установлена на целом ряде платформ наземного, морского и воздушного базирования, и ее возможности, по данным российских официальных источников, значительно превосходят все существующие западные аналоги.

Российские военные могут также противопоставить западным технологическим преимуществам свою активность в использовании кибернетического оружия против западных стран, как в случае прямого конфликта, так и в иррегулярных и гибридных войнах в периоды обострения отношений. В обеих этих областях Россия обладает преимуществами по сравнению со странами Запада. Отсутствие демократической ответственности в российской политической системе делает применение тактики дезинформации и иррегулярной войны для России более простым, чем для западных правительств, вынужденных соблюдать демократические нормы. Участвуя в гибридных конфликтах против западных стран, Россия может привлекать наемников и другие иррегулярные силы, действующие при поддержке подразделений ГРУ и других спецслужб. Она также может использовать дружественно настроенное население соседних стран в качестве прикрытия для тайных операций на территории противника.

Кроме того, у России имеется большой опыт в области кибернетических войн, и она не испытывает правовых ограничений на использование кибернетического оружия, подобно большинству стран Запада. Основной тактикой кибернетической войны под эгидой российского правительства, по всей вероятности, могли бы стать специальные операции. Китайская атака на Кадровое управление правительства США, которая привела к краже персональных данных на всех сотрудников, получивших от правительства Америки допуск к секретным материалам начиная с 2000 года, свидетельствует о том, что в ближайшем будущем Россия и другие противники США могут применять хакерские атаки и тактику проникновения в базы данных в сочетании с повреждением систем безопасности противника.

Кроме того, российские спецслужбы будут поддерживать тесные связи с независимыми хакерами, которые могут быть мобилизованы для организации мощных сетевых атак. Эта тактика не является новой. Она уже была продемонстрирована российскими хакерами в 2007 году в Эстонии и в 2008 в Грузии, однако подобные приемы могут быть весьма эффективны и в будущем для вывода из строя гражданской инфраструктуры и, возможно, даже правительственных коммуникаций.

Если говорить о более традиционных военных средствах, особое значение для России будет иметь использование управляемых боеприпасов с высокоточным наведением. Оборонительная стратегия создания бесполетных зон и блокирования районов будет сфокусирована на защите собственной территории с помощью оборонительных сетей. Эти многослойные оборонительные системы в настоящее время установлены в Крыму. В будущем они, по всей вероятности, будут размещены на Курильских островах, в Калининграде, а также, возможно, и в других прибрежных районах. Для противодействия традиционным американским преимуществам в технологиях обеспечения малозаметности, на российских центрах управления подразделениями зенитных ракет установлены радиолокационные установки, работающие в диапазоне низких частот. Эти меры могут надолго сделать американские военные самолеты более уязвимыми для российских систем противовоздушной обороны. Главное ограничение возможностей этой стратегии также будет связано с технологиями: постоянные проблемы, с которыми сталкивается российская космическая программа при запуске спутников, вероятно, ограничат возможности российских военных отслеживать потенциальные атаки противника, вынуждая Россию полагаться на радары наземного базирования для покрытия ключевых стратегически важных регионов.

Боеприпасы высокоточного наведения также могут быть использованы для военных операций. Такие ракеты класса земля-земля как «Искандер», обладающие максимальным радиусом поражения 500 километров, могут применяться для создания угрозы соседним странам. Российские военные в настоящее время оборудуют многочисленные корабли и подводные лодки мощными крылатыми ракетами для поражения наземных целей, которые не подпадают под действие Соглашения о сокращении ракет средней дальности и обладают радиусом действия от 2,5 до 3 тысяч километров. Эти ракеты позволят российским военным угрожать не только непосредственным соседям, но и более удаленным странам с хорошо защищенных позиций в собственных территориальных водах, например, в Черном, Балтийском и Охотском морях. Поскольку эти ракеты могут быть выпущены с относительно небольших военных кораблей, таких как фрегаты и корветы, российский Военно-морской Флот может представлять серьезную угрозу региональной безопасности, несмотря на то, что ему не удалось достичь особых успехов в строительстве крупных боевых судов.

Поскольку способность России соперничать с обычными вооруженными силами США или противостоять западному технологическому превосходству в сфере обычных вооружений является крайне маловероятной, русские будут по-прежнему опираться на свой потенциал ядерного сдерживания как на главную страховку. Российские военные стратеги склонны считать, что ядерные вооружения являются компенсацией относительной слабости России в сфере обычных вооружений. Ядерная доктрина России в определенной степени параллельна аналогичной доктрине НАТО времен холодной войны, хотя российские лидеры гораздо чаще делали публичные заявления, в которых утверждали, что могут пойти на применение тактического ядерного оружия, чтобы остановить атаку обычными вооружениями, угрожающую российской территории или государственному суверенитету.

Российские лидеры ясно осознают, что сегодня отечественный военный потенциал не выдерживает сравнения с мощью Соединенных Штатов, и что по всей вероятности, в ближайшие два десятилетия, вперед в военном отношении выйдет и Китай. Однако они активно планируют тактику использования отдельных областей, в которых Россия обладает относительными преимуществами, для компенсации общей недостаточности своего военного потенциала. Западные стратеги, в свою очередь, должны сфокусироваться на мерах противодействия этим российским преимуществам в таких сферах как кибернетическая война и отражение потенциальной угрозы применения Россией своих крылатых ракет, а также тактического ядерного оружия для достижения политических целей в соседних странах.

Автор, Дмитри Горенбург (Dmitry Gorenburg ), научный сотрудник Центра военно-морских исследований (Center for Naval Analyses ), эксперт Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете.

Американский стратегический исследовательский центр RAND (аббревиатура от Research and Development) проанализировал готовность России к войнам будущего. Как считают заокеанские эксперты, современная российская армия делает ставку не на количество солдат, а на тактические приемы и высокие технологии, и в этом она походит на армии США и Германии.

— Россия не стремится к полномасштабному вооруженному конфликту, поэтому главной задачей российской армии является защита своей страны, крупных населенных пунктов и промышленных центров;

— реформы последних лет позволили поддерживать высокую боеготовность большой части наземных частей российской армии, сократив при этом ее численность — в результате Россия может быстро перебрасывать соединения по железной дороге в нужных направлениях;

— в случае вооруженного конфликта российские войска будут стремиться избежать решающего сражения с равными силами противника, и для этого РФ будет применять весь спектр ракетного вооружения большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, причем главными целями станут вражеские авианосцы, военные базы и самолеты;

— учитывая традиционные слабые места России в затяжной войне с равным или почти равным противником, Москва будет пытаться использовать непрямые стратегии действий и асимметричные ответы для уменьшения имеющихся несоответствий;

— главной «страховкой» Москвы остается ее ядерный арсенал, который РФ может пустить в ход в ответ на нападение или пригрозить его применением.

«На оперативном и тактическом уровнях Россия, вероятно, сосредоточится на срыве планов противника, уничтожении его командования, систем управления и живой силы, в том числе с помощью кибер/радиоэлектронной борьбы и широкого использования маневра своих подразделений», — уверяют аналитики RAND.

Эксперты отмечают, что традиционные методы ведения войны будут совмещаться с нетрадиционными подходами, среди которых — помощь гражданского населения и использование сил специального назначения, которые хорошо зарекомендовали себя в Сирии.

«Несколько российских и советских военных операций являются примером быстрого, скоординированного государственного переворота, с попыткой достижения главных целей кампании в кратчайшие сроки. Подобные операции могут проводиться и в будущем. Причем, Россия преуспела в использовании маскировки при подготовке к таким кампаниям», — пишут аналитики RAND.

В RAND считают, что в российской армии есть хорошо себя зарекомендовавшие в предыдущих конфликтах подразделения. В то же время некоторые соединения используют устаревшие вооружение и укомплектованы срочниками. Поэтому, заключают эксперты, вопрос о реальном потенциале армии России остается открытым.

Что стоит за оценкой RAND, насколько серьезным противником выглядит РФ с точки зрения США?

— RAND вполне адекватно оценивает сильные и слабые стороны российских Вооруженных сил, — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский . — К сильным сторонам американские эксперты относят бурное развитие в России высокотехнологичных образцов систем вооружений. Особо они отмечают системы радиоэлектронной борьбы, а также появление крылатых ракет наземного и воздушного базирования как средства стратегического неядерного сдерживания.

А недостатками считают отсутствие у ВКС РФ истребителя пятого поколения, слабость сил общего назначения флота, а также тот факт, что треть (по их оценкам) численности российской армии составляет призывной контингент. Они отмечают, что призывники практически не привлекаются к участию в военных конфликтах, и могут быть использованы только в полномасштабной войне.

В докладе RAND, кроме того, указывается, что российские соединения постоянной готовности — сил сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты — целиком не могут быть использованы в масштабном конфликте, а лишь частично: батальонами и тактическими группами, которые полностью укомплектованы контрактниками.

Наконец, отмечается, что сильных в военном отношении союзников у России практически нет.

В целом, повторюсь, доклад объективный — если исключить некоторые оценки наших систем вооружений, с которыми я лично, например, не соглашусь.

«СП»: — Какие это оценки?

— Я не буду распространяться на эту тему, по конкретным системам, чтобы американцы не получали карты в руки.

«СП»: — А с оценками RAND нашей стратегии и тактики вы согласны?

— Американцы пишут, что Россия не желает напрямую противостоять США и НАТО, и потому использует так называемую стратегию гибридных войн. Но в то же время они считают, что военные устремления России во многом идеологизированы — например, всерьез рассматривают сценарий военной агрессии РФ против стран Прибалтики.

В RAND отмечают, что у Москвы налаживается стратегическое военное сотрудничество с Пекином. Причем, они считают Россию и Китай ревизионистскими державами — теми, кто оспаривает влияние и военное превосходство США.

Что до тактики, отмечается совместная работа авиации и сил специальных операций для высокоточного поражения целей. В то же время отмечается, что РФ использовала в Сирии обычные авиационные средства поражения, а не высокоточные.

«СП»: — Мы можем что-то извлечь для себя из доклада RAND — из того, что американцы видят нас такими?

— Нет. Российское командование принимает решения не на основе докладов RAND Corporation, а на основе документов другого уровня.

«СП»: — Если заглянуть на 10 лет вперед, будет ли наша армия, с точки зрения США, более серьезным противником, чем сегодня?

— Конечно. Госпрограмма вооружений на последующие 10 лет — до 2027 года — уже находится на подписи у президента РФ Владимира Путина . Да, ее финансовый компонент существенно уменьшился — 19 трлн. рублей, которые планируется на нее израсходовать, из-за инфляции существенно меньше 19 трлн. на госпрограмму, которая начиналась в 2011 году. Тем не менее, ключевое финансирование идет как раз на высокотехнологичные образцы вооружений, и общесистемные средства — такие, как космические системы связи, системы предупреждения о ракетном нападении, системы управления робототехникой.

На мой взгляд, все это существенно повысит эффективность наших Вооруженных сил, и их боевые возможности.

Фото: reuters.com

На форуме «Армия-2015» в ходе дискуссии о перспективном облике армии депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин заявил, что России «остро не хватает» дискуссий «в парламентских и военных кругах для развития армии», на которых надо бы выявлять проблемы армии РФ, и привёл в пример Пентагон, где так принято. Да, вот чего не хватает военным для полного счастья - так это квалифицированного (все же специалисты в военной области!) мнения депутатов Госдумы с обсуждением новейших (и, соответственно, не совсем для публики) данных по военным вопросам в среде, где многие не стесняются иметь двойное гражданство.

Но русской службе BBC идея понравилась , и она «обратилась к военным экспертам с просьбой назвать те слабые места российской армии, которые, по их мнению, следует исправлять в первую очередь». «Политическая Россия» недавно про «пять уязвимостей армии США»: каково их значение и с какой целью был опубликован соответствующий материал (скорее всего, Пентагон просто хочет бюджетных денег). Давайте посмотрим и на эти пять пунктов от BBC .

1. Производство и разработка современных вооружений страдает от отсутствия кадров и несовершенства материальной базы.

Цитата из выступления на круглом столе Вячеслава Тетёкина:

«Я обозначил проблему профессионально-технического образования. Но вы [военные] должны ставить перед политиками, перед нами, проблему прикладной науки. Все эти замечательные системы, кто их будет делать? Я говорю о руках. А где эти умы? [...] Кто будет генерировать все эти вещи? Например, мой брат работал в Институте радиотехники и электроники Академии наук, которого сейчас не существует. Ему 70 лет. Он говорит, что сейчас уровень тех, кто приходит в исследовательские институты, на порядок ниже нашего».

С тем, что образование необходимо реформировать, освобождая от либеральных реформ и выметая реформаторов с запретом работать в области образования и на государственных должностях, никто не спорит; но это общая проблема, а отнюдь не армейская. Сразу, кстати, видна эффективность предложения ввести дискуссии в Госдуме по военным вопросам: пусть сначала хотя бы научатся строем ходить, а потом, может, и будет понятно, что отвечать надо на поставленный вопрос, а не по-интеллигентски рассуждать «по мотивам».

И, кстати, государственная программа вооружений подразумевает достижение доли современных образцов вооружений и военной техники от 70 до 100% к 2021 году.

2. Численность вооруженных сил недостаточна, а комплектование сопряжено с трудностями из-за нехватки людей.

Константин Сивков , председатель «Союза геополитиков» (первый раз сталкиваюсь):

«Главная проблема российских вооруженных сил заключается в том, что они малочисленны. Для того, чтобы обеспечить нормальное, полноценное решение задач обороны страны, их численность надо увеличить примерно в полтора раза. Во-вторых, российским войскам надо сейчас закупать как можно больше современной техники. Современная российская боевая техника по уровню возможностей и тех технологий, которые туда заложены, отвечает всем самым современным требованиям. Но закупки, на мой взгляд, осуществляются в недостаточном количестве».

Аргументация, кроме слов «на мой взгляд», не обнаружена. Я вот тоже скорее «геополитик», чем военный эксперт - но, по крайней мере, я не даю советы военным, что им делать. Да, сейчас за увеличение численности армии выступает 40% жителей России, но количество и качество - это парадигмально разные категории, и первая во вторую простым экстенсивным возрастанием не переходит. В декабре начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов (думаю, что он должен знать потребности войск лучше, чем различные «геополитики»), заявил :

«При постоянной цифре боевого состава повышение оснащенности новой техникой плюс решение вопросов обеспечения вооруженных сил приводят к повышению боеспособности отдельно взятых подразделений, группировок вооружённых сил на всех стратегических направлениях, а также Вооруженных сил в целом. Таким образом, можно сказать, что боевые возможности наших вооруженных сил повысились в 1,3 раза».

При этом Сергей Шойгу ещё в сентябре прошлого года сказал , что армия выполнила годовой план по набору контрактников и даже «вынуждена принимать меры по сдерживанию желающих» - так что, может, военным всё же виднее, сколько военнослужащих требуется стране?

3. Непоследовательность реформ, волюнтаризм в принятии решений.

Игорь Коротченко , главный редактор журнала «Национальная оборона», отметил:

«Печальная традиция России - приходит новый главком и меняются приоритеты. Нужен институт постоянных заместителей министра обороны, главкомов всех видов вооруженных сил».

«Первой и главной проблемой является незавершенность военной реформы, запущенной в конце 2000-х годов, и неоднократно изменявшейся в частностях. Причем как при Сердюкове, так и при Шойгу».

С первым нельзя не согласиться: постоянная ротация начальства ни к чему хорошему не приводит, будь это хоть командир взвода, хоть президент страны. Освобождение от должности должно зависеть от результатов работы, а не просто «пора и другому тут покомандовать». Так что я бы переформулировал тезис менее деликатно: давайте играть в политику отдельно, а армия пусть работает на уровне заместителей. Впрочем, нынешний главком, в отличие от предыдущего, на мой взгляд, вполне нормально расставляет приоритеты.

А вот второе - стандартное журналистское некомпетентное нытьё. Что, реально надо было принять план реформ и придерживаться его до конца - безотносительно всего происходящего? Ну-ну.

4. Нехватка современных вооружений, включая беспилотные системы, низкая скорость перевооружения армии

Ещё раз Игорь Коротченко :

«В предшествующий период недостаточное внимание уделялось беспилотникам. Здесь нужно решительно наверстывать отставание. России нужны беспилотники всех основных классов - начиная от тактического звена и кончая стратегическими воздушными разведчиками. Необходимы ударные беспилотники, потому что за ними будущее. Вторая проблема - необходимо исключить волюнтаризм в принятии решений, связанных с закупками вооружений».

По поводу волюнтаризма в закупках без конкретики ничего не могу сказать, хотя тема важная, и при этом не эксклюзивная для России: так, в Германии бундесвер имеет проблему вида « дефектные истребители и перегревающиеся винтовки », а Счётная палата США обнаружила , что все 33 развернутые ракеты американской системы ПРО имеют дефекты. И это я даже ничего не искал, просто ссылки из открытого в браузере. Так что у них волюнтаризм в плане «что закупать» тоже присутствует.

Про беспилотники - соглашусь, что этот вопрос значим, но «слабое место, которое надо исправлять в первую очередь»? Что-то есть у меня подозрение, что русская служба BBC «на коленке» составила список, попросту скомпилировав мнения по разным поводам. Цитата Тетёкина обозначена как взятая с круглого стола - вряд ли ему задавали конкретно заявленный вопрос.«Государство перестает инвестировать в социальный капитал и вкладывает в оборону и силовые структуры. В первом квартале 2015 года оборонные расходы составили рекордные 9% квартального ВВП. Это значит, что будет меньше школ, меньше больниц…»

Вот и сложилась головоломка: я, конечно, не претендую на телепатию, но тут не «пять главных проблем», а высосанный из пальца инфоповод «депутат предложил обсуждать», затем с бору по сосенке мнения лиц, из которых в теме разбирается лишь Игорь Коротченко, да и ему, судя по всему, вопрос в заявленной формулировке не задавали. И в конце подаётся главная мысль: «Это очень дорого!». Вот ради продвижения этой мысли, думаю, BBC и старалось. И не имеет значения, что тема подана с ремаркой «замирать на этом месте было бы неправильно » - статья (а перепостов и пересказов её много!) предназначена не для убеждения в том, что уже не надо кормить свою армию, а именно для внедрения мысли «кормить свою армию дорого » - очень пригодится в случае каких-либо затруднений, когда будет проталкиваться идея «России не надо мощной современной армии, это очень дорого, колбаса лучше ракет!».

Впрочем, такое ощущение, что у Госдепа закончились профессионалы, и те, кто есть, не понимают, что Россия от внешнего воздействия всегда только сплачивается, а трудностями русских не запугать уже много веков.