Краткие содержания

Как связаны стыд и совесть. Для чего нам даны стыд и совесть. Таким образом, стыд – нечто внешнее, а вина – внутреннее

Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть -- нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания -- стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд -- даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд - это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть - это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов -- авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.

Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть по Фромму - это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть -- это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. Зов совести приходит в молчании.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • происхождение стыда, совести и долга в поведении людей;
  • что такое аксиология;

уметь

владеть

Навыками рассмотрения стилей жизни.

Не золото нужно завещать детям, а наибольшую совестливость.

Платон

Стыд

Стыд – глубинное человеческое переживание, ощущение вины и страха за собственные поступки.

В осмыслении данного феномена этики опираются на библейскую и историко-философскую традицию. Библия употребляет понятие "стыд" в двояком смысле, трактуя его как отвращение к наготе и как стыд перед лицом божественного суда. В первом смысле стыд вызывается вовсе не тем, что нагота "от природы" плоха; она обретает губительное значение в греховном состоянии человека. Первоначально человек не стыдился своей наготы. Однако он стал действовать по собственной программе, взяв на себя то, что принадлежит свободному решению Бога. Тогда человек осознал себя как нагого и униженного.

Второй смысл рассматриваемого понятия по Библии – стыд перед лицом божественного суда. Перед божественными очами человек должен ясно понимать, что обвинения Бога абсолютно справедливы и неукоснительны. Однако у христиан данная ситуация преодолевается, когда они не стыдятся своей веры в распятого и страдающего Иисуса.

И. Кант определял стыд как страх из опасения заслужить презрение присутствующего лица. Впрочем, по его мнению, человек может испытывать стыд и не в присутствии того, кого он стыдится, но тогда это не аффект, а страсть, подобная скорби, которая выражается в том, что человек, испытывая презрение к себе, долго, но напрасно мучается. Напротив, стыд, будучи аффектом, появляется внезапно.

Аффекты гнева и стыда, по мнению И. Канга, имеют ту особенность, что они сами себя ослабляют относительно своей цели. Они есть внезапно возбуждаемые чувства беды как оскорбления, которые, однако, будучи безудержными, делают человека бессильным предотвратить эту беду. И. Кант отмечал, что именно естественное зачатие, поскольку оно не может произойти без чувственного влечения с обеих сторон, мы представляем себе в слишком близком (для достоинства человека) родстве с общественной природой и рассматриваем его как нечто такое, чего нам надлежит стыдиться.

В. С. Соловьев отмечал еще одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако, ясно обнаруживается у самых низших человеческих рас. В силу этого чувства самый дикий и неразвитый человек стыдится, т.е. признает недолжным и скрывает такой физиологический акт, который не только удовлетворяет его собственному влечению и потребности, но, сверх того, полезен и необходим для поддержания рода. В прямой связи с этим находится и нежелание оставаться в природной наготе, побуждающее к изобретению одежды и таких дикарей, которые по климату и простоте бытия в ней не нуждаются.

По мнению Соловьева, этот нравственный факт резче всего отличает человека от всех других животных, у которых мы не находим ни малейшего намека на что-нибудь подобное. Даже Чарльз Дарвин, который рассуждал о религиозности собак, не пытался искать у какого бы то ни было животного каких-либо зачатков стыдливости. Действительно, не говоря уже о более низких тварях, и "высокоодаренные", и "многовоспитанные" домашние животные не составляют исключения.

Благородный в других отношениях конь дал библейскому пророку подходящий образ для характеристики бесстыдных юношей из развратной иерусалимской знати. Доблестный пес издавна и справедливо почитался типичным представителем полнейшего бесстыдства. У обезьяны именно вследствие ее наружного сходства с человеком, а также ее до крайности живого ума и страстного характера ничем не ограниченный цинизм выступает с особой яростью.

В. С. Соловьев полемизировал с Дарвиным, который отрицал стыдливость у человека и, не найдя стыдливых животных, писал о бесстыдстве диких народов. Русский философ показывал, что не только дикари, но и культурные народы библейских и гомерических времен могут казаться нам бесстыдными, но лишь в определенном смысле. Чувство стыда, несомненно, испытывавшееся ими, имело не всегда те же самые формы выражения и распространялось не на все те житейские подробности, с которыми оно связано у нас.

Говоря о бесстыдстве древних народов, Дарвин ссылался на их религиозные обычаи, в частности на фаллический культ. Однако этот важный факт, по мнению Соловьева, говорит скорее против Дарвина: "Намеренное, напряженное, возведенное в религиозный принцип бесстыдство, очевидно, предполагает существование стыда. Подобным образом принесение родителями в жертву богам своих детей никак не доказывает отсутствие жалости или родительской любви, а, напротив, предполагает это чувство; ведь главный смысл этих жертв состоял именно в том, что убивались любимые дети; если бы то, что жертвовалось, не было дорого жертвующему, то сама жертва не имела никакой цены, то есть не была бы жертвой" .

Лишь впоследствии с ослаблением религиозного чувства люди стали обходить это основное условие всякого жертвоприношения посредством различных символических замен. На простом отсутствии стыда, как и жалости, по мнению Соловьева, нельзя основать никакой религии, хотя бы самой дикой. Если истинная религия предполагает нравственную природу человека, то и ложная религия со своей стороны предполагает ее именно тем, что требует ее извращения.

В. С. Соловьев считал, что реальным извращением, положительной безнравственностью питались и жили демонические силы, которые почитались в кровавых и развратных культах древнего язычества. Разве религии требовали только простого известного физиологического акта? "Дело состояло здесь в потенцированном разврате, в нарушении всех пределов, полагаемых природою, обществом и совестью. Религиозный характер этих неистовств доказывает чрезвычайную важность данного пункта, а если бы все ограничивалось натуральным бесстыдством, то откуда же взялась бы и эта напряженность, и эта извращенность, и этот мистицизм?" .

Стыд, как считал Соловьев, остается отличительным признаком человека, поскольку сам человек выделяет себя из всей материальной природы, и не только внешней, но и своей собственной. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что не есть только природное, материальное существо, а еще нечто другое и высшее. То, что стыдится, в самом психическом акте стыда отделяет себя от того, чего стыдятся. Однако материальная природа не может быть другой или внешней для самой себя, следовательно, если я стыжусь своей материальной природы, то тем самым на деле показываю, что я не то же самое, что она.

"И именно в этот момент, когда человек подпадает материальному процессу природы, смешивается с ним, тут-то вдруг и выступает его отличительная особенность и его внутренняя самостоятельность, – отмечал Соловьев, – именно в чувстве стыда, в котором он относится к материальной жизни как чему-то другому, чуждому и не долженствующему владеть им" .

Как бы предваряя современные открытия в области социобиологии, Соловьев доказывал, что если бы даже были представлены единичные случаи половой стыдливости у животных, то это было бы лишь зачаточным преддверием человеческой натуры, ибо во всяком случае ясно, что существо, стыдящееся своей животной природы, тем самым показывает, что оно не есть только животное. Никто из верующих в говорящую ослицу Валаама не отрицал на этом основании, что дар разумного слова есть отличительная особенность человека от прочих животных. Но еще более коренное значение в этом смысле принадлежит стыдливости у человека.

В психоанализе больше внимания уделяется таким человеческим состояниям, как тревога, вина, депрессия, нежели феномену стыда. По мнению Фрейда, стыд рождается из страха быть осмеянным. Другие психоаналитики оценивали стыд как реакцию на неспособность жить согласно идеалу. Вина рождается в том случае, если мы действуем вразрез с предписанием, поступившем извне. Стыд, следовательно, есть реакция на то, что мы не смогли достичь идеала поведения, который определили для себя.

Утверждалось также, что стыд тесно связан с чувством идентичности и с озарением. Его порождает определенный опыт, который оспаривает наши прежние представления о себе и заставляет видеть себя глазами других. Так возникает коллизия между тем, как люди воспринимают нас, и нашим собственным чрезмерно упрощенным и эгоистичным представлением о себе.

Открытость опыту стыда возрастает через озарение и самоосознание. Отрицание стыда вызывает потребность в защите. Можно указать еще на одну трактовку стыда, который оценивается как постоянный невротический симптом, развитый у шизоидных индивидов, в одно и то же время воображающих о себе нечто немыслимое и понимающих, что такая переоценка не разделяется другими людьми.

Социологи, разделяющие психоаналитические подходы к культуре, проводят различие между культурами вины и культурами стыда. Иудейско-христианская западная культура есть олицетворение стыда. Традиционная японская культура в той же мере, как и культура европейской военной аристократии, – пример культуры вины.

Чем стыд отличается от вины? Стыд связан с телесными ощущениями. Человек, испытывающий это чувство, краснеет. Кроме того, стыд можно вызвать демонстративным нарушением негласных общественных правил. В то время как нарушение моральных кодексов и законов приводит к чувству вины, бестактность и ошибки вкуса вызывают стыд.

Э. Фромм отмечал, что церковь внушала индивиду чувство вины, но в то же время заверяла его в своей безусловной любви и дала возможность всем своим детям верить в то, что Господь их любит и простит.

Само понятие стыда кажется обыденному сознанию абсолютно очевидным и достаточно понятным каждому. Однако можно говорить и о парадоксальности этого феномена. Стыд проявляется одинаково, но имеет многообразие поводов. Стыд может сделать позор невыносимым, довести человека до самоубийства. Но тот же стыд способен вызвать мазохистское удовольствие. Стыд ограждает от дурных поступков, но порой удерживает и от добрых побуждений. Он способен, с одной стороны, как будто бы атрофироваться совсем, а с другой – придать переживанию необычные оттенки и преображения.

Социологи указывают на историческую изменчивость феномена стыда. То, что могло вызывать чувство позора, в иной культуре становится, наоборот, приличным, а постыдным оказывается другое.

Наиболее фундаментальную разработку понятия "стыд" можно найти у В. С. Соловьева. Этот феномен русский философ рассматривает как основу нравственности. В понятийном оформлении Соловьевым стыда участвуют не только этические, но и метафизические слова: "материальное" и "духовное", "высшее" и "низшее".

Поэмы Гомера, трагедии Софокла, Еврипида содержат многочисленные примеры, свидетельствующие о том, что герои переживают стыд. Стоит герою совершить неординарный поступок, отойти от внешних предписаний, как проступает чувство стыда. Вместе с тем в поэме "Труды и дни" Гесиод проводит первоначальное различение стыда и совести. Демокрит советует испытывать стыд в большей степени перед собой, нежели перед окружающими.

Многие современные исследователи – Ж. Батай, В. С. Библер, В. М. Вильчек, Э. Канетти, И. С. Кон, М. Хайдеггер, И. Хёйзинга, К. Г. Юнг – стремятся передать поведение индивида через такие понятия, как "произведение", "представление", "маска", "роль". Жизнь в такой интерпретации толкуется как игра, превращение, смена ролей. В этом контексте стыд оказывается уже не столько и не только эмоцией, но характеризует поведение человека среди других, жизнь с другими. Ситуация стыда оказывается разносторонней. Переживание стыда становится своего рода представлением, в котором есть завязка, фабула и ее разрешение.

В исследованиях М. В. Баженова стыд толкуется как обнаружение человеческой сути. Стыд оказывается едва ли не первой формой самосознания, рефлексии. Причем эта рефлексия вызвана присутствием "другого", превращает Я человека в стыде в объект. Стыд при этом рассматривается, с одной стороны, как способ "уничтожения", "временной смерти", но, с другой – и как способ бытия, который приоткрывает возможность восстановить связь человека с миром, универсумом. Разные виды стыда воспринимаются при этом как различные этапы развития ценностного отношения к миру, когда ценность из "внешней" для индивида перерастает в смысл его бытия. Стыд связан с такими переживаниями, как страх, гнев, обида, вина, которые также возникают в результате "агрессии" со стороны "другого", но отличаются от стыда иным отношением к "другому" – добровольным отчуждением от него, тогда как стыдящийся отчуждается поневоле. "Человек стыдящийся" оказывается в обществе нарушителем установившихся правил социальной игры, которые и определяют предмет стыда, а стыдящийся или символически признает общепринятые правила поведения (в качестве звена в смене человеческих поколений, представителя определенной ступени на иерархической лестнице, гражданина и частного лица) или символически отрицает эти правила (превращающие человека в объект в отношениях с обществом) .

  • Соловьев В. С. Оправдание добра // Его же. Соч.: в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 122.
  • Там же. С. 134.
  • Соловьев В. С. Оправдание добра. С. 136.
  • См.: Баженов М. В. Предыстория европейского понимания стыда // Вестник Удмурт. ун-та. 1995. № 6. С. 66–74.

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Стыд и совесть» - классный час.

Цели:

Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;

Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа.

  1. Вопрос – тест.
  2. Интерактивная беседа.
  3. Анализ анкет.
  4. Словарная работа «Стыд и совесть».
  5. Игра «Чего нужно стыдиться»?
  6. Ситуации выбора.
  7. Упражнения для совести.

Ход классного часа.

Вопрос – тест.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Анализ анкет. Прежде, чем мы познакомимся со значением слов «стыд» и «совесть», я представлю вам результаты ваших анкет.

7 человек не смогли объяснить эти понятия, 6 человек пытались рассуждать и понимают, когда человеку бывает стыдно и совестно. 12 человек сумели найти, подобрать ключевое слово к понятию «стыд» Это чувство, кто-то пишет: неловкости, осознания вины за совершённые поступки. А вот с понятием «совесть» не всё так просто Многие также пишут, что это:

Чувство огорчения;

Чувство, которое люди испытывают при угрызениях души;

Чувство, которое мучает тебя;

Чувство, которое есть не у всех;

Это то, что не даёт покоя, когда человеку объяснили его вину.

Настя Галкина пишет: «Это внутренний голос человека, который заставляет его говорить правду».

Аня Девятерикова пишет: «Это то, что терзает человека в его внутреннем мире души, когда ему стыдно. Действительно эти понятия тесно связаны друг с другом

Словарная работа. «Стыд и совесть»

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки: (слайд № 3)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка (слайд № 4).

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия нашла Ксения Фарносова в интернете (слайд № 4).

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными (слайд № 5).

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины (слайд № 6).

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности (слайд № 6). Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда» (слайд № 7).

«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Настя Галочкина и Саша Ромашова нашли много пословиц и высказываний известных людей об этих понятиях. Вот некоторые из них (слайд № 8, 9).

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызёт.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  7. Правда, как оса, - лезет в глаза.
  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил.
  2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин.
  3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор.
  4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л.Н.
  5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М.А.
  6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье 3.

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель : а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» (вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Твоё «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность.

Вульгарная внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?

Упражнения совести. «Минута раскаяния».

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления). Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

Упражнение совести. «Минута прощения».

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель . Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.

Нужно объявит бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель . Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.

Подведение итогов (рефлексия).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стыд и совесть Классный час

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть ещё: Совесть, Честь. Александр Яшин.

совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», « совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

«стыд » - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда»

Как не мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. От человека утаишь, от совести не утаишь. Жизнь дана на добрые дела. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься. Правда, как оса, - лезет в глаза. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. И. Кант Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Б. Франклин Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Т агор Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Л.Н.Толстой Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. М.А.Горький В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье ΙΙΙ


Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Логика совести иная. И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.» И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного» .

2.4. Совесть и долг

В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке - быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.

Субъективно совесть может восприниматься как хотя внутрен­ний, но чужой голос (в особенности, когда он редко о себе заявляет или к нему редко прислушиваются), как голос, как будто незави­симый от «я» человека, голос «другого я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть - это голос Бога. Другой состоит в том, что совесть - это обобщенный и интериоризированный (перене­сенный во внутренний план) голос значимых других. Так что совесть истолковывается как специфическая форма стыда, а ее содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым. В крайней форме этот вывод обнаруживается в положении о том, что совесть обусловлена политическими взгля­дами или социальным положением индивида.

Эти точки зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме функционирования зрелой совести, вто­рая - на том, как она созревает, формируется; первая рассмат­ривает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая - со стороны ее конкретного содержания. Совесть в самом деле формируется в процессе социализации и воспитания, через посто­янные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) - родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требова­ние исполнительности, послушности, соответствия предписывае­мым нормам и правилам. Но так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности. Однако сформирован­ная совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть - это голос «другого я» человека, той части его души, которая не обременена заботами и утешениями каждого дня;совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоин­ству личности. Совесть - это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» - это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:

«Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутрен­него судьи и использовать для этого все средства» .

И это - тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригует заключениями, которые здра­вому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

СТЫД - это непосредственная, импульсивно-эмоциональная реакция человека на реальное или мнимое несоответствие его поступков, помыслов или намерений господствующим в обществе и разделяемым им самим нормам морали или правилам общественного поведения. Действие стыда проявляется в недовольстве собой, самоосуждении или самообвинении. Испытывать стыд человек может не только по поводу собственных действий, но и действий или поведения близких ему людей. Стыд обусловлен ценностными ориентациями человека, и в зависимости от их характера различные люди обладают различными порогами стыда и степенями стыдливости. Способность стыдиться явно отличает человека от животных и выделяет его из животного мира.

Стыд наполняется нравственным содержанием по мере того, как человек начинает стыдиться тех своих действий, помыслов и поступков, которые принижают и оскорбляют его личное достоинство, противоречат нравственным установкам, принципам, убеждениям. Чувство стыда может принимать коллективный характер, если определенное сообщество людей испытывает его одновременно по одному и тому же поводу. Чувство стыда начинает действовать только на определенном уровне развития индивидуального самосознания. Ребенок, например, до определенного возраста вообще ничего не стыдится. Взрослый человек испытывает чувство стыда по самым различным, подчас внеморальным поводам. Люди могут стыдиться своего происхождения, своих родителей, своей бедности, своего внешнего вида, невоспитанности, необразованности и т.п. В определенных ситуациях стыд преодолевается. Это говорит о том, что в формировании стыда социальные факторы играют немаловажную роль, хотя и не единственную. В этике стоицизма стыд определяется как одно из проявлений совести, а в последующих этических учениях понятия "стыд" и "совесть" рассматриваются как родственные.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

СОВЕСТЬ - это как бы осознанный стыд, эмоционально-рациональная способность человека судить самого себя на основании уже имеющихся в сознании и убеждениях представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недолжном, честном и бесчестном и т.д. В совести особенно сильно проявляется субъективность человеческих переживаний в форме раскаяния, переживания своей вины по поводу собственных злонамерений и злодеяний. Совесть можно назвать самоконтролирующей и самооценивающей моральной рефлексией, внутри которой, по Гегелю, человек пребывает в глубочайшем внутреннем одиночестве, лишь с самим собой. Голос совести можно заглушать в себе ссылками на различные обстоятельства, но и это не может предохранить человека от самопорицания и упреков себе. В совести человек спорит сам с собой, и потому она выступает не только в роли судьи, но и в роли адвоката. Как субъективный принцип ответственности человека за свои действия совесть может быть предупреждающей, предостерегающей от зла.