Краткие содержания

Почему удельные князья боролись за киевский престол. Борьба между Ярославичами за киевский престол — Гипермаркет знаний. Тенденции к раздробленности

Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел – стрелы, рад – рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.

Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица – производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс –л– выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Два признака морфем – обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) – однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом – щик – чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - – и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования .

Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня – фонемы.

К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема – это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Морфема – единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема – единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.

III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(начало)

Разделение Руси на волости. – Сыновья Ярослава. – Ростислав Тмутараканский и Всеслав Полоцкий. – Торки и Куманы. – Двукратное изгнание Изяслава. – Святослав Черниговский и его сыновья. – Всеволод Переяславский.

Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого

Ярослав соединил в своем владении почти все русские земли. Но это единовластие было личное и временное. Подобно Владимиру Великому, он восстановил единство русских земель только для того, чтоб укрепить их за своим собственным семейством, а не для того, чтобы водворить на Руси единодержавие. Нравы и понятия восточных славян того времени были слишком далеки от подобной мысли; никакие распоряжения, никакие завещания в этом смысле не могли оказаться действительными. Понятие о Руси как о едином, нераздельном владении, о едином государстве еще не сложилось. Если бы Киевский князь вздумал всю Русскую землю отдать одному сыну, то остальные сыновья и родственники не признали бы такого распоряжения и общими силами подняли бы против него оружие. Государственное начало и единение Русских земель, повторяем, поддерживались только тем, что они находились во владении одного княжеского рода и что князь, сидевший в Киеве, считался старейшиной всем князьям русским.

Русь в XI веке

Ярослав, подобно отцу, деду и прадеду, еще при жизни своей раздавал сыновьям в управление или в наместничество свои земли. Старейший его сын Владимир, по установившемуся обычаю, был наместником в северном Новгороде. Он скончался за два года до смерти отца, и тогда в Новгород был переведен из Турова Изяслав, оставшийся теперь старшим. Летопись рассказывает, что Ярослав перед смертью распорядился областями таким образом: Изяславу он назначил Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир Волынский и Вячеславу – Смоленск. При этом он увещевал их жить в любви и согласии между собою и дружно действовать против врагов; в противном случае предрекал гибель Русской земле, которую их отцы и деды стяжали великими трудами. Он внушал им слушаться старшего брата, имея его "в отца место"; а старшему завещал не давать в обиду никого из братьев и помогать обиженному. Но подобные увещания составляют общее место; их, конечно, делал почти каждый попечительный отец своим детям. Летописец, впрочем, тут же сообщает, что во время кончины Ярослава Изяслав был в Новгороде, Святослав – во Владимире Волынском, а в Киеве оставался только Всеволод, которого отец любил и всегда держал при себе. Во всяком случае сыновья Ярослава долженствовали быть теснее связаны между собою, нежели сыновья Владимира: последние рождены в язычестве от разных жен и наложниц; тогда как Ярославичи были плодом брака, освященного церковию, были дети не только одного отца, но и одной матери.

Ярослав дожил до глубокой старости: смерть застигла его на 76 году от роду в ближнем Вышгороде, в феврале 1054 года. Всеволод распорядился погребением: тело покойного князя возложили на сани, с молитвами и церковными песнопениями привезли в Киев и опустили в мраморную гробницу, которая поставлена в одном из приделов воздвигнутого им Софийского собора.

Младшие его сыновья, Игорь и Вячеслав, скоро последовали за своим отцом, и волости их достались старшим, преимущественно Изяславу. Таким образом, последний, удержав за собою Новгород, владел землями Киевскою и Волынскою, т.е. почти всею страною на западе от Днепра. Святослав кроме Чернигова захватил себе всю область Северян, Вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; следовательно, почти все земли на востоке от Днепра. Всеволод поместился в южном Переяславле на реке Трубеже; но к этому уделу он еще получил почти все Верхнее Поволжье, т.е. земли Ростовскую, Суздальскую и Белозерскую. Затем каждый из трех братьев в своих уделах раздавал города и волости в управление или наместничество членам собственного семейства. Еще был жив один из сыновей Владимира Великого, Судислав, заключенный Ярославом в поруб. По старшинству своему он теперь имел право занять великокняжеский Киевский стол; но, просидев более 20 лет в заключении, старик не думал уже о своих правах. Племянники освободили его, взяв с него присягу не искать княжения, и он вскоре умер чернецом.

Великий князь Изяслав Ярославич

После Ярослава недолго продолжался внутренний мир на Руси, хотя три его сына жили пока в согласии между собою. Но у них нашлись родственники, которые не хотели помириться с их львиными частями при разделе земель, и вот мало-помалу открылся долгий, непрерывный ряд княжеских междоусобий из-за уделов, или волостей.

Первый пример междоусобия на этот раз подал родной племянник Ярославичей, Ростислав, сын их старшего брата Владимира Новгородского. Был ли он совершенно обделен дядями или получил от них слишком незначительную волость, в точности неизвестно. Мы видим только, что этот предприимчивый князь обратился в Новгород, где еще живы были воспоминания об его отце, который, по-видимому, пользовался народною любовью. Здесь Ростислав набрал себе вольную дружину. В числе его товарищей упоминаются и знатные новгородские люди, Порей и Вышата. Последний был сын Изяславова посадника Остромира, который за несколько лет перед тем погиб в одном походе на Чуде. Ростислав удалился в Тмутараканский край, манивший к себе своим отдельным положением, торговыми связями с промышленным Корсунем и соседством с воинственными кавказскими народами, где легко было набирать вспомогательные наемные отряды. Этим краем в то время управлял Глеб, старший сын Святослава Ярославича. Ростислав вытеснил из Тмутаракани своего двоюродного брата. Отец последнего Святослав явился на помощь сыну и воротил ему удел. Но едва Святослав отправился назад в свой Чернигов, как Ростислав снова изгнал Глеба и снова занял Тмутаракань (1064 г.), где и княжил до своей смерти. Но княжение это было кратковременно: оно продолжалось только два года. Ростислав скоро сделался грозен для своих соседей, т.е. для корсунских греков и кавказских касогов. Последние принуждены были платить ему дань; а греки, тяготясь соседством такого воинственного князя, решились его извести. Летопись наша рассказывает, что какой-то греческий начальник, или катапан, приехал к русскому князю, подольстился к нему и потом отравил его во время пира, когда князь пил здоровье своего гостя. Он погребен в том каменном храме Богородицы, который был построен Мстиславом Чермным. После смерти Ростислава граждане Тмутаракани послали в Чернигов просить Святослава, чтобы он снова отпустил к ним на княжение своего сына Глеба: очевидно последний пользовался их любовью. Святослав исполнил их просьбу. Памятником Глебова управления на этом конце древней Руси служит известный Тмутараканский камень, представляющий плиту, на боковой стороне которой высечена надпись. Эта надпись свидетельствует, что князь Глеб в 1068 году мерил по льду пролив между городами Корчевом и Тмутараканью и насчитал 14 000 сажен.

Почти в одно время с Ростиславом против Ярославичей поднялся другой племянник, впрочем, двоюродный. Это был полоцкий князь Всеслав, сын Брячислава (умершего в 1044 году). Своим предприимчивым и беспокойным характером он не уступал Ростиславу. Летопись изображает его князем хитрым и жестоким. У него от природы была на голове какая-то язвина, вследствие чего он носил повязку, и суеверные люди приписывали этой повязке особое волшебное значение. Всеслав, по всей вероятности, питал неудовольствие за то, что его ограничивали одною Полоцкою областью и не давали ему части в других русских землях. Подобно отцу своему он обнаружил притязания на Новгородский край или по крайней мере на ближние новгородские волости. Сначала он пытался осаждать Псков, но без успеха; затем явился с войском под самым Новгородом, ворвался в него и сжег часть города; причем ограбил храм св. Софии, сняв самые колокола и паникадила. Тогда Ярославичи соединенными силами отправились воевать Полоцкую землю. Они взяли город Минск и с свойственною тому времени жестокостию избили мужеское население, а жен и детей роздали в рабство своим дружинникам. Всеслав встретил дядей недалеко от этого города на берегах речки Немизы. Дело происходило в марте месяце, и земля была еще покрыта глубоким снегом. После упорной битвы Ярославичи победили; но, очевидно, борьба с таким противником оказалась нелегкою; так как они предпочли прибегнуть к вероломству. Князья съехались для переговоров где-то около Смоленска и расположились лагерем на противоположных берегах Днепра. Ярославичи пригласили Всеслава переехать на их сторону и поцеловали крест, т.е. присягнули в его безопасности. Но едва Изяслав ввел его в свой шатер, как полоцкого князя схватили, отвезли в Киев и засадили в поруб вместе с двумя его сыновьями .

Начало борьбы Руси с половцами

Такое вероломство, по словам летописца, не замедлило вызвать Божье наказание на князей-клятвопреступников. Русскую землю посетили новые враги иноплеменники. То были Половцы, народ одного корня с Печенегами, но еще более дикий и многочисленный.

После известного поражения Печенегов под самым Киевом в 1036 году наша летопись уже не упоминает об их нашествиях на Русскую землю. Упорная, победоносная борьба с ними Владимира и Ярослава, очевидно, ослабила их силу; окончательно их сломили собственные междоусобия и другие кочевники, надвигавшие с востока. В IX веке, как известно, Печенегов оттеснили из-за Дона их единоплеменники Узы в союзе с хазарскими каганами. Когда Печенеги рассеялись в Черноморских степях по обеим сторонам Днепра, Узы заняли их кочевья в степях Задонских. Не все Печенеги ушли из прежних своих степей; часть их осталась между Узами, от которых, по словам Константина Багрянородного, они отличались более коротким платьем, достигавшим только до колен и не имевшим рукавов. В первой половине X века по известию того же Константина пустынное пространство в пять дней езды отделяло Печенегов от Узов. Но последние недолго оставались в покое на новых местах. В свою очередь теснимые другими кочевниками, они перешли на западную сторону Дона и стали подвигать свои кочевья к степям Днепровским, где снова столкнулись с Печенегами. Подобно Печенегам, Узы были турко-татарский народ, делившийся на разные орды под управлением своих родовых старейшин, или ханов. Русские князья в борьбе с Печенегами пользовались иногда их враждою с Узами. Из последних, так же как из первых, они при случае нанимали вспомогательную конницу для войны с соседями. Мы видели, что уже Владимир Великий в походе против Камских Болгар имел у себя конных Торков. Этим именем русская летопись называет Узов.

Печенеги еще храбро держались против Узов. Но в последние годы Ярославова княжения между печенежскими ордами возникли жестокие междоусобия. Поводом к ним послужила вражда самого сильного из печенежских ханов Тураха против Кегена, который из простых людей возвысился в число главных старейшин, благодаря своим подвигам в войнах с Узами. Теснимый соперником, Кеген убежал с частью Печенегов за Дунай и отдался под покровительство императора Константина Мономаха с обязанностью защищать греческие пределы от набегов собственных соплеменников. Тогда Узы окончательно взяли верх над Печенегами, которые оставались в степях между Днепром и Дунаем, что побудило последних к новым переходам за Дунай, где они получали от византийского правительства земли для поселения преимущественно в тех местах Болгарии, которые запустели после истребительных войн Василия II Болгаробойцы.

Но и Узы, или Торки, недолго господствовали в степях Приднестровских и грабили русские пределы. Вскоре с севера их потеснили русские князья; а с востока, по их собственным следам, надвинулись на них орды Куманов, которые известны в наших летописях под именем Половцев. Первое упоминание о Половцах встречается вскоре по смерти Ярослава. Именно в 1055 году князь переяславский Всеволод победоносно воевал с Торками, и в том же году заключил мир с Половцами, которые приходили с своим ханом Болушем. Очень вероятно, что русский князь заключил союз с более отдаленными варварами, или с Половцами, против соседних врагов, или Торков. Спустя пять лет после того мы видим, что русские князья решили общими силами ударить на последних. Не только собрались вместе Ярославичи, то есть Изяслав, Святослав и Всеволод; но с ними соединился и Всеслав Полоцкий. Многочисленная русская рать, конная и судовая, пошла на Торков и произвела между ними такой погром, что те бежали далее на юг. Там, по-видимому, их доконали Куманы. Угнетенные ими Узы, или Торки, вслед за Печенегами целыми ордами начали переходить за Дунай в пределы Византийской империи. Кроме того, большие толпы их, захваченные в плен русскими князьями, были поселены на южных пределах Киевской и Переяславской области для защиты этих пределов от других степняков. В последующей истории того края играли немаловажную роль полукочевые потомки этих Торков, или так называемые Черные Клобуки.

Русь ничего не выиграла с падением Печенегов и Узов. Их место в степях заняли ближайшие их соплеменники, еще более свирепые и многочисленные Куманы, или Половцы, которые не замедлили начать свои опустошительные вторжения и сильно потеснили южно-русские области.

Первое изгнание князя Изяслава из Киева

Уже в следующем году после погрома Торков Половцы пришли грабить Переяславскую область и разбили Всеволода. В 1068 году они явились снова. Братья Ярославичи соединили свои дружины и дали им битву на берегах речки Альты, следовательно, почти под самым Переяславлем; но были разбиты и побежали, Святослав – в Чернигов, а Изяслав со Всеволодом – в Киев. После того Половцы во все стороны распустили свои загоны для грабежа. Киевляне были сильно недовольны поведением своего князя и его дружинников. Они своевольно собрались на вече на торговой площади в нижнем городе, то есть на Подоле, и оттуда послали сказать великому князю: "Дай нам оружие и коней; хотим еще биться с Половцами". Великий князь отказался уступить этому шумному требованию. Тогда граждане подняли мятеж. Они бросились в верхний город, сначала к дому киевского тысяцкого, то есть главного воеводы, Коснячка; но тот успел скрыться. Отсюда одна часть мятежников направилась к тюрьме, чтобы выпустить колодников и Всеслава Полоцкого; а другая – ко двору княжескому. Изяслав в это время сидел с дружиною на сенях своего терема. Некоторые бояре советовали ему убить поскорее Всеслава. Но великий князь ни на что не решался; наконец потерял голову, покинул Киев вместе с братом Всеволодом и бежал в Польшу к своему родственнику королю Болеславу. Киевляне между тем освободили Всеслава и поставили его своим князем. Двор и имущество Изяслава были при. этом разграблены мятежною чернью.

То, чего тщетно требовали киевляне от Изяслава, то есть новые битвы с Половцами, рассеявшимися для грабежа, исполнил мужественный Святослав Черниговский. Он вышел с трехтысячной дружиной против варваров, которые свирепствовали около Чернигова, и столкнулся с их главным (будто бы двенадцатитысячным) отрядом на берегах реки Сновы. "Уже нам некуда деваться. Потягнем !" – закричал князь своей дружине; ударил на половцев, разбил их и взял в плен самого предводителя.

Целые семь месяцев Всеслав занимал стол великокняжеский. Король польский Болеслав II, по прозванию Смелый , находился в двойном родстве с Изяславом; так как он был двоюродным братом киевскому князю по своей матери и в то же время деверем по своей сестре, супруге Изяслава. Воинственный Болеслав радушно принял беглеца и охотно выступил в поход для возвращения ему Киевского стола. Киевляне пошли ему навстречу под начальством Всеслава. Но последний в Белгороде ночью тайком покинул киевскую рать и убежал в свой Полоцк.

Возвращение Изяслава в Киев (1069) и вторичное изгнание его оттуда (1073)

Киевляне воротились домой и на вече решили послать к братьям великого князя с просьбою прийти и защитить Киев от поляков и от мести Изяслава. "Если не поможете нам, – говорили они, – то зажжем город и уйдем в Греческую землю". Святослав и Всеволод действительно вступились за них и велели сказать старшему брату: "Не води Ляхов на Киев; если же хочешь погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стола". Изяслав послушался, но не вполне. Сын его (Мстислав), вошедший в город с передовою дружиною, многих граждан избил, а других ослепил, мстя за освобождение Всеслава Полоцкого. Болеслав и Ляхи, плененные привольною жизнию в Киеве и красотою его женщин, прогостили в Киеве целую зиму (1069). Польский король, конечно, не даром помог Изяславу: кроме богатых подарков, по известию некоторых польских летописцев, на обратном пути он занял часть Червонной Руси с крепким городом Перемышлем, который, впрочем, был взят им после мужественной обороны.

С возвращением Изяслава в Киев, казалось, ничто не нарушило согласия между тремя братьями. Согласие это продолжалось около 18 лет после смерти их отца. Благодаря их единодушию, Всеслав Полоцкий некоторое время был лишен своего удела; а его новое нападение на Новгород отбито новгородцами под предводительством Глеба Святославича. В 1072 году происходило перенесение мощей Бориса и Глеба в Вышгород из старой деревянной церкви в новую каменную, построенную Изяславом. Братья съехались на торжество с своими боярами, и после литургии пировали все вместе "с любовью великою", как выражается летописец. А в следующем году между ними уже идет котора, т.е. распря. Летописец не говорит ясно о ее причинах; нетрудно догадаться, что возник спор о волостях. Поводом к нему, по-видимому, послужил все тот же неугомонный Всеслав Полоцкий, который успел снова воротить себе наследственный удел и вступил в какие-то переговоры с великим князем, возбудившие неудовольствие Святослава Черниговского. Последний подговорил Всеволода, и они вместе изгнали Изяслава из Киева. По всей вероятности, граждане киевские питали неудовольствие на Изяслава и за его мщение, совершенное с помощью ляхов, и за его небрежение о защите Руси от хищных половцев; тогда как мужественный Святослав имел за собою славу победителя на берегах Сновы.

Великий князь Святослав Ярославич (1073–1076)

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073

Изяслав, успевший увести с собою много ценного имущества, вторично обратился к своему родственнику Болеславу Смелому за помощью. Но польский король на этот раз не изъявлял охоты вооружиться за его права, хотя и присвоил себе большую часть привезенного им имущества. Изгнанник поехал в Германию, где у русских князей того времени были также родственные связи с владетельными лицами. Он обратился к императору Генриху IV, признавая его судьею в своем деле с братьями и подкрепляя свои просьбы подарками. Но Генрих был слишком занят собственными делами и борьбою с мятежными вассалами, чтобы предпринять вооруженное вмешательство в дела отдаленной России. Он ограничился отправлением посольства в Киев с требованием, чтобы этот город был возвращен старшему брату. Святослав почтительно принял посольство и отпустил его с такими богатыми дарами, которые возбудили удивление между немцами. По крайней мере один из их летописцев говорит, что "никогда мы не видали столько золота, серебра и драгоценных тканей". Не добившись ничего от Генриха IV, Изяслав обратился к его знаменитому противнику, к папе Григорию VII. Он отправил в Рим своего сына, чтобы просить папу о заступлении и принести жалобу на вероломство короля польского. Изгнанник даже готов был, по-видимому, признать папскую власть над Русскою церковью, лишь бы добиться своего личного удовлетворения. Хотя и отвлекаемый в то время важнейшими делами, Григорий VII не упустил удобного случая показать свое верховенство над земными владыками. Он прислал две грамоты, одну, милостивую, Изяславу, а другую, укорительную, Болеславу, которого упрекал за неправедно присвоенное имущество русского князя. В это именно время мы находим польского короля в союзе с братьями Изяслава, так в следующем 1076 году юные сыновья их, Олег Святославич и Владимир Всеволодович (Мономах), ходили с русскою дружиною на помощь Болеславу против чехов. Но в том же году великий князь Святослав скончался, и обстоятельства вновь изменились в пользу Изяслава. Польский король внял наконец его просьбам и дал ему вспомогательное войско, с которым тот пошел на Всеволода, занявшего Киев. Всеволод не упорствовал и поспешил помириться с старшим братом. Изяслав снова сел на Киевском столе (1077), а младшему брату отдал Черниговскую область. Но эта передача в свою очередь послужила источником больших междоусобий, потому что дети Святослава считали Чернигов своим наследственным уделом, своею отчиною.

Святослав оставил пять сыновей: Глеба, Олега, Давида, Романа и Ярослава. Одна любопытная рукопись сохранила нам изображение этих князей вместе с их родителями. Святослав, подобно отцу своему Ярославу, был книголюбец и заставлял переписывать для себя славяноболгарские рукописи. До нас дошел в подлиннике переписанный для него в 1073 году сборник разных статей, преимущественно религиозного содержания. К этому Святославову Сборнику [Изборнику ] приложен рисунок, который изображает князя и его семейство, состоящее из супруги и пяти упомянутых сыновей. Все они представлены в цветных кафтанах, спускающихся ниже колен и подпоясанных золотым кушаком. У кафтанов золотные воротники и узкие рукава с золотными поручами. На головах сыновей шапки, или клобуки, с меховой опушкой и синим закругленным верхом. Клобук самого Святослава имеет верх более низкий и, по-видимому, золотной. Кроме того, на нем наброшен верхний плащ (епанча, или корзно), зеленый с золотою каймою, застегнутый на правом плече пряжкою с дорогим камнем. Сапоги у всех из цветного сафьяна. Сыновья все безбородые; а отец, обладающий круглым красивым лицом, имеет густые усы и подстриженную бороду. У княгини вокруг головы обвернут платок, или фата, спускающаяся одним концом на правую сторону. На ней надето длинное верхнее платье с широким, отложным воротником, золотым поясом и широкими рукавами, под которыми заметны золотные поручи нижнего кафтана.

Старший из Святославичей Глеб, как мы видели, снискал себе известность своим управлением в Тмутаракани. Затем встречаем его князем Новгородским, победителем Всеслава Полоцкого и усмирителем народного мятежа. Уже 80 лет минуло с той поры, когда Добрыня с Путятой огнем и мечом сокрушили идолослужение в Новгороде Великом; но Северная Русь все еще помнила о своей старой религии, и здесь все еще была сильна языческая партия. В 1071 году, по словам летописи, там явился какой-то волхв, который начал смущать народ мнимыми чудесами и хулою на христианскую веру. Новгородская чернь подняла мятеж и хотела убить епископа. Епископ облекся в ризы, взял крест, вышел к народу и сказал: "Кто верует волхву, пусть идет за ним; а кто почитает крест – следует за мною". Князь Глеб Святославич с дружиною стал подле епископа; но около волхва собралась большая народная толпа. Глеб спрятал топор под скутом (т.е. под плащом), подошел к волхву и спросил: "Знаешь ли, что будет завтра"? – "Знаю", – отвечал он. – "А знаешь ли, что будет сегодня? " – "Я сотворю великие чудеса". Тогда Глеб ударил волхва топором, и тот упал мертвый. Мятеж после того утих, и толпа разошлась по домам.

Олег Святославич и другие князья-изгои

После смерти отца Глеб вскоре погиб в каком-то походе на Заволочье, т.е. в стране северной Чуди. Братья его Олег и Роман были посажены отцом, первый во Владимире Волынском, а второй в Тмутаракани. Но дядья вывели Олега из Владимира и, по-видимому, решили оставить за детьми Святослава только отдаленные Муромо-Рязанские земли и Тмутаракань. С таким решением не могли помириться предприимчивые Святославичи и особенно самый беспокойный из них, Олег. Он не поехал в свой Муромский удел, а отправился к Роману в Тмутаракань и там соединился еще с одним обделенным племянником Ярославичей, с Борисом Вячеславичем. Средства для борьбы с старшими князьями оказались под рукою; это были половецкие дружины, всегда готовые за плату или за добычу помогать кому угодно. Олег и Борис наняли половцев и пошли к Чернигову на Всеволода. Последний был разбит на реке Сожице; причем пали многие знатные бояре русские, между прочим, Иван Жирославич, Тукы, брат Чудинов, и Порей.

Изгнанный из Чернигова Всеволод обратился за помощью в Киев к старшему брату. Изяслав старался утешить его, напоминал о собственном двукратном изгнании из Киева и выражал готовность положить свою голову за обиду братнюю. Он собрал большое войско и двинулся со Всеволодом против мятежных племянников. Сын Всеволода Владимир Мономах, княживший в Смоленске, также поспешил на помощь отцу. Ярославичи осадили Чернигов, граждане которого, кажется, были преданы Святославову семейству: они мужественно оборонялись, хотя их молодые князья находились в отсутствии. Но Олег и Борис скоро явились с новыми наемными толпами половцев. Тогда Ярославичи оставили осаду города и пошли навстречу племянникам. В виду неравных сил Олег желал уклониться от битвы, но пылкий Борис хвалился выйти на бой с одною собственною дружиною. Где-то недалеко от Чернигова на месте, которое в летописи названо Нежатиной нивой, произошла жаркая битва. Борис пал в этой сече. Изяслав стоял посреди своих пеших полков, когда какой-то неприятельский всадник наскакал на него и поразил его копьем. Великий князь упал мертвым. Нежатинская битва окончилась победою Всеволода. Разбитый Олег опять ушел в Тмутаракань. Тело Изяслава отвезли в Киев и положили в мраморной гробнице в Десятинной церкви (1078 г.). Смерть за младшего брата в глазах народа искупила отчасти воспоминание о слабых сторонах Изяславова княжения. Это мы видим из тех теплых слов, которыми летописец сопровождает рассказ о его погребении: он особенно ставит современным князьям в пример братнюю любовь Изяслава.

Великий князь Всеволод Ярославич (1078–1093)

Великий князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Портрет из Царского титулярника, 1672

Старшим князем на Руси оставался теперь последний из Ярославичей, Всеволод. Он занял Киевский стол, а Чернигов передал своему сыну Владимиру Мономаху. Сыновей своего старшего брата Изяслава он щедро наградил уделами: Ярополку Изяславичу отдал область Волынскую, а Святополка Изяславича посадил в Новгороде. Но Святославичи, Роман и Олег, а также Давид Игоревич и три сына умершего Ростислава Тмутараканского, Рюрик, Василько и Володарь, считали себя обделенными и продолжали оружием добиваться волостей; средства к тому доставляли Половцы, хазаро-черкесы и вольные русские дружины. Роман и Олег, из своей Тмутаракани, снова ходили с половецкою и черкесскою конницею добывать Чернигов; во время этого похода Роман был убит самими Половцами; а Олег, схваченный тмутараканскими хазарами, выдан грекам, которые заточили его на остров Родос.

Ростиславичи, такие же воинственные, беспокойные князья, как их отец, получили в удел Червенские города, которые хотя и были захвачены Болеславом Смелым, но вновь возвращены Русью, благодаря смутам, наступившим в Польше. Не довольствуясь этими городами, Ростиславичи старались отнять у Ярополка часть Волынской земли. Давид Игоревич добился некоторых волостей в той же земле. Между тем и неугомонный Всеслав Полоцкий также продолжал свои неприязненные действия. Тщетно Всеволод пытался смирять непокорных родственников и посылал на них своего сына Владимира Мономаха: междоусобия, потушенные в одном месте, с новою силою возникали в другом. Русь страдала при нем и от частых половецких набегов; а киевское население терпело еще обиды от княжеских тиунов. Удрученный старостию и болезнями, Всеволод сам мало занимался главными обязанностями князя, то есть судом и расправою, и предоставлял дела своим тиунам: народные жалобы на их грабительства и неправды проникли и в самую летопись, обыкновенно столь благосклонную к роду Мономаха. Сверх того княжение Всеволода ознаменовалось и другими бедствиями, каковы чрезвычайный мор, истребивший много народу, и страшная засуха, сопровождаемая лесными пожарами .

В 1093 году Всеволод умер и был погребен в великом Софийском храме, там же, где и отец его Ярослав, любивший его более других детей. Он оставил после себя двух сыновей, Владимира Мономаха и Ростислава, и нескольких дочерей. Из последних Анна, или Янка, как называет ее летописть, отличавшаяся приверженностью к церкви, девицей постриглась в монастырь и основала женский монастырь при храме св. Андрея. По смерти митрополита Иоанна, известного своею ученостию и своими сочинениями, Янка предпринимала путешествие в Царьград и оттуда привезла в Киев нового митрополита, именем также Иоанна, мужа неученого, притом еще скопца. Последний не понравился народу, который, смотря на его бледное лицо, называл его мертвецом (навье); впрочем, он и действительно скоро умер. Другая дочь Всеволода, Евпраксия, имела замечательную судьбу. Сначала она была выдана замуж за одного немецкого маркграфа. Оставшись вдовою, в 1089 году она вступила в новый брак с императором Генрихом IV, успевшим также овдоветь. Но этот брак был самый несчастный. Много пришлось ей вытерпеть насилий и всякого рода оскорблений от жестокого и развратного супруга. Она даже была лишена свободы, но успела бежать и нашла убежище у знаменитой Тосканской маркграфини Матильды, с помощью которой хлопотала о разводе перед папою Урбаном II. Потом она воротилась на родину, в Киев; здесь постриглась, скончалась в 1109 году и погребена в Печерском монастыре. Янка пережила ее четырьмя годами.

1. Каковы были причины княжеских усобиц на Руси во второй половине XI века?

В Древнерусском государстве существовала чёткая система наследования великокняжеского престола, которую называли лествичной. Все сыновья Ярослава Мудрого получили уделы, тем ценнее, чем старше был сын. После смерти Ярослава его старший сын Изяслав стал великим князем киевским, а остальные сыновья получили новые уделы. После смерти старшего сына престол предполагалось передать его младшему брату, а остальных князей снова «передвинуть» – дать новые уделы на «ранг» выше предыдущих. Престол должен был переходить от брата к брату, а только после смерти самого младшего – старшему из внуков Ярослава Мудрого. При этом при каждой смене великого князя, остальные претенденты на этот титул «передвигались» по уделам, как бы восходили по лестнице к Киеву. Путаницы никакой не было, потому что все знали, кто из них старший, кто младший.

Стройная лествичная система была впервые нарушена по воле киевского вече, которое возвело на престола Всеслава Полоцкого по прозвищу Чародей, который вообще не был потомком Ярослава Мудрого. Но вече вмешивались в судьбу князей довольно редко. Главная причиной усобиц была та же, что у борьбы сыновей Владимира (да и Святослава) – у каждого из князей был свой удел, из которого он черпал ресурсы для борьбы, а главное, верная только ему дружина.

2. Охарактеризуйте последствия княжеских междоусобиц. Можно ли сказать, что в результате этой борьбы кто-то оказывался в выигрыше?

В ходе усобиц были разорены русские земли, причём многие – кочевниками-половцами. В результате на престоле оказался Владимир Мономах, потому можно сказать, что он выиграл. Но больше всего выиграли удельные центры. Борьба между наследниками Ярослава стала дорогой к периоду удельной раздробленности, который стал периодом расцвета этих самых удельных центров.

3. Раскройте значение съезда князей в Любече в 1097 году. Объясните, что нового было в решении съезда «Пусть каждый владеет отчиной своей».

На этом съезде была отменена лествичная система. Резолюция «пусть каждый владеет отчиной своей» означала, что теперь уделы и великокняжеский престол в Киеве должны были передаваться от отца старшему сыну, отменялось «восхождение» по уделам. Данное решение ускорило начало удельной раздробленности, потому что теперь у князей не было надежды на великокняжеский престол, и каждый стал укреплять своё княжество, превращаться его в самостоятельный центр.

4. Охарактеризуйте Владимира Мономаха как правителя.

Владимир Мономах был отличным полководцем (не даром его именем половецкие матери пугали детей, чтобы те не плакали). Он был справедливым в суде, справедливым и в государственных делах – не допускал злоупотреблений властью. При этом к управлению страной он совсем не рвался – его призвало киевское боярство.

5*. Некоторые историки полагают, что усобицы были обычным для того времени явлением. Согласны ли вы с этим утверждением? Выскажите свою точку зрения. В каких случаях и благодаря чему удавалось прекращать усобицы? Приведите примеры.

Усобицы действительно были неизбежны, когда своё княжества и своя дружина были под управлением у каждого, кто потенциально имел право на престол великого князя в Киеве. В таких условиях удержать братьев от борьбы могла только добрая воля, а этот стимул в политике работает плохо. Прекращались такие усобицы, когда все претенденты кроме одного теряли жизни или, по крайней мере, реальные шансы занять престол (так было, например, в случае с сыновьями Владимира Святославича). Порой удавалось просто показать остальным претендентам, что они явно слабее и не имеют реальных шансов на успех (так произошло при передачи власти от Владимира Мономаха его сыну Мститславу Великому.)

Предварительный просмотр:

Тема урока «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол»

Цель урока : познакомить учащихся с наследниками Ярослава Мудрого, новой системой княжеской власти (заложенной Любечским съездом), правлением Владимира Маномаха.

Задачи урока:

  1. обучать учащихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать художественный текст;
  2. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.
  3. прививать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы;
  4. развитие интереса и уважения к истории и культуре.

Важные даты :1097- съезд князей в Любече

1113-1125гг. -правления князя Владимира Мономаха в Киеве.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока:

Организационный момент.

  1. Опрос.
  2. Изучение нового материала:
  1. Наследники Ярослава Мудрого.
  2. Любечский съезд.
  3. Правление Владимира Маномаха.
  1. Подведение итогов.
  2. Оценивание
  3. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент

  1. Опрос. Беседа
  1. Назовите годы правления Ярослава Мудрого? (1019-1054)
  2. Как Ярослав Мудрый пришел к власти? (борьба за власть)
  3. Как развивалось Древнерусское государство в годы правления Ярослава Мудрого? (достигло наивысшего расцвета)
  4. Почему Мудрый? (за любовь к книжному учению)
  5. Чем прославился Ярослав Мудрый? («Русской правдой»)
  1. Изучение нового материала .(1 слайд)

В тетрадях записываем тему. Сегодня мы поговорим о наследниках Ярослава Мудрого, о борьбе за киевский престол, о правлении Владимира Мономаха.

1 . Наследники Ярослава Мудрого .(2 слайд)

Пятеро сыновей Ярослава Мудрого после его смерти получили уделы, то есть стали княжить в разных землях Древней Руси, которая считалась совместным владением княжеского рода. Старший сын, Изяслав, обрёл киевский престол, стал наследником отца. Святослав начал править в Чернигове, Всеволод — в Переяславле. Игорь и Вячеслав отправились на княжение во Владимир-Волынский и в Смоленск.

После Изяслава киевский престол должен был получить следующий по старшинству брат — Святослав, потом — Всеволод и так до конца поколения, после чего князем будет старший сын Изяслава.

Таким образом, наследование княжеств происходило не от отца к сыну — по вертикальной линии, а от старшего брата — к младшему, и только потом — к племянникам — как бы по горизонтали.

Такая система престолонаследия носит название лествица (лестница). Она установила порядок замещения княжеского стола и, казалось, предотвращала недовольство младших членов рода, которым в свой черёд предстояло княжить в Киеве.

Игорь и Вячеслав через несколько лет умерли, и правителями Руси стали три старших Ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод.

Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям:

«Имейте любовь между собой, потому что все вы — братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов, и будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим».

Вопрос: к чему призывал Ярослав Мудрый своих сыновей?

Поначалу наследники действовали сообща, но когда на Русь обрушилось нашествие кочевников - половцев, Ярославичи не смогли организовать отпор врагам. Киевляне требовали от князя выдать им оружие, но Изяслав не решился это сделать. Тогда киевляне разорили двор Изяслава, а казну — разграбили. Князь бежал в Польшу, а на киевский стол горожане возвели правнука Владимира — Всеслава. Начался период новых княжеских усобиц.

На следующий год Изяслав вернулся на Русь с польским войском. В страхе Всеслав бежал из Киева, и вновь разгорелась борьба.

В эти годы разрухи и разорения беды и несчастья обрушились на Русь. Половцы постоянно совершали стремительные набеги на русские земли.

Свидетельством бедствий, принесенных на Русь половцами, может служить фрагмент летописи:«... Опустели села наши и города наши... пожгли села и гумна, многие церкви сожгли огнем... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую смерть приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней, овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...»

Желая укрепить православную веру, Ярославичи организовали причисление князей Бориса и Глеба к лику святых. Но успокоения не произошло. Напротив, теперь уже сами Ярославичи начали враждовать друг с другом. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из Киева, и тому вновь пришлось искать счастья на чужбине.

Вернулся он только после смерти Святослава, несколько лет прокняжившего в Киеве, и позднее погиб, сражаясь с родными племянниками, оставшимися без уделов.

Новым киевским князем стал последний к тому времени из Ярославичей — Всеволод.

Заложенная Ярославом Мудрым система престолонаследия не избавила Русь от княжеских усобиц. Единство Русской земли было поколеблено.

2. Любечский съезд.

После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву занял его старший племянник — Святополк Изяславич. Он не блистал особыми талантами и не пользовался народной любовью. К тому времени династия Рюриковичей сильно разрослась. Она разделилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти сделалось невозможно. Одних князей оттесняли их более опытные и старшие сородичи, другие были недовольны своими уделами. Всё это создавало условия для новых усобиц и распрей.

Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры. С тех пор такие княжеские съезды стали на Руси традицией. Первый из них имел особое значение. (слайд 3)

В 1097 году в город Любеч съехались шесть князей во главе со Святополком Изяславичем. «В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...» (слайд 4)

Вопросы:

  1. Объясните слова: «Пусть каждый держит отчину свою»
  2. Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в съезде?
  3. Какое значение имел Любечский съезд князей?

(За каждой из ветвей княжеской династии съезд закрепил наследственные владения — о тчины, то есть отцовские владения. Киевский князь считался старшим. Он разбирал споры остальных князей, организовывал совместные военные походы. Любечский съезд заложил основу для раздела Русской земли между князьями Рюриковичами в соответствии с родовым принципом.)

3.Владимир Мономах. (слайд 5)

Среди русских князей выделялся внук Ярослава Мудрого- Владимир Мономах. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125). Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха).

Пока личность Мономаха для нас загадка. Попробуем себя в роли исследователей.

Сейчас вы получите текст для самостоятельного изучения. Ваша задача собрать как можно больше информации о Владимире Мономахе.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.. 1988

«Мономах с ранней молодости стоял на стороже Русской земли, бился за нее с погаными, приобрел имя доброго страдальца (труженика) за всю русскую землю по преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильное сочувствие, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земли. Большую часть жизни провел он вне дома, большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он 83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покою ни ночью, ни днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, оправливал (судил) людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в полдень ложился спать и потом снова начинал ту же деятельность. Дитя своего века, Мономах сколько любил пробовать свою богатырскую силу на половцах, столько же любил ее пробовать и на диких зверях, был страстный охотник: диких коней в пущах вязал живыми своими руками; тур не раз метал его на рога, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь на боку меч оторвал, медведь кусал, волк сваливал вместе с лошадью.»

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982

«Владимир предстает перед нами живым человеком. Мы знаем не только то, как проводил он свой день, как организовывал порядок во дворце, как проверял караулы, как охотился, как молился или гадал на псалтыри. Мы знаем, что он бывал иногда и жесток: однажды вместе с половецкой ордой Читевичей (совсем как Олег «Гориславич») он взял Минск: «изьехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины». Он мог, как мы помним, конфисковать личное имущество побежденного соперника. Мономах был, несомненно, честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения высшей власти. Кроме того, как мы можем судить по его литературным произведениям, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете как современникам, так и потомкам.»

Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998

«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних правителей...

Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали онаго. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую империю. Они рассказывают, что Великий князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предками над греками, со многочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный Алексей Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу сердоликовую Августа Кесаря, венец, златую цепь Константина Мономаха, деда Владимирова; что Неофит, митрополит эфесский, вручил сии дары Великому князю, склонил его к миру, венчал в киевском соборном храме императорским венцом и провозгласил царем российским.

К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова дому, для хозяйственных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь св. Спаса...»

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995

«Владимир Мономах является в русской истории законодателем. Еще ранее, при детях Ярослава, в «Русскую Правду» вошли важные изменения и дополнения. ...При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысячских.., постановлено было несколько важных статей, клонившихся к ограждению благосостояния жителей. Ограничено произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений... Кроме того, постановлен был дозволенный процент... Законодательство Владимира Мономаха определило только три случая обращения в холопство: ...когда человек сам добровольно продавал себя в холопы или когда господин продавал его на основании прежних прав над ним. ...Принятие в супружество женщины рабского происхождения... Когда свободный человек без всякого договора сделается должностным лицом у частного человека...

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью... К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи. Во времена Мономаха, вероятно, было переведено многое из византийской литературы, как показывают уцелевшие рукописи...

Сухарев Ю. Владимир Мономах // Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1.М., 1995

«...Став Великим князем в 60лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым государственным деятелем и законодателем... Используя накопленные для борьбы с кочевниками огромные военные ресурсы, Мономах контролировал всю Русскую землю и правил ею как строгий, но мудрый государь. Владимир был милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал беспощадно. Его сыновья успешно воевали с соседями. На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Ладоге и Новгороде. На северо-востоке Юрий отражал нападения волжских булгар и благоустраивал Залесскую Русь — будущую Россию, заселяя ее, основывая новые города и закладывая первые белокаменные храмы нынешней владимирщины. Переяславский князь Ярополк, продолжая дело отца, ходил на половцев в 1116 и 1120 гг., после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию. Он же присоединил к Руси вольные дунайские города. Полоцкая земля была полностью подчинена. С 1122 г. восстановились дружественные отношения с Византией...

Умер Владимир Мономах в 1125г., в возрасте 72 лет.» (слайд 6)

Вопрос: Что вы узнали о Владимире Мономахе?

Владимир Маномах пользовался огромным авторитетом на Руси .(слайд 7)

Великий князь киевский Святополк II (Святополк I носил прозвище Окаянный) не пользовался любовью у киевлян за свою подозрительность, жадность и неблагодарность. Поэтому, когда он умер, никто его особенно не оплакивал и в обход права старшинства выбрали на престол наиболее уважаемого ими князя Владимира Мономаха.

По праву старшинства престол должен был занять представитель Святославичей. Но не любили киевляне и сыновей третьего сына Ярослава — Святослава (их называли Святославичи). Слишком часто, добиваясь себе престола, приводили они на Русь половцев, слишком много пролилось русской крови по их вине.

И вот собрались все бояре Киева на совет и порешили, что княжить должен только Владимир. «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский», — говорили ему послы. Не желая новых раздоров, Владимир Мономах отказался. Но киевляне не принимали ни Святославичей, ни отказа Владимира. Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и деда Владимир Мономах. И было ему шестьдесят лет от роду .(слайд 8)

Политика Владимира Мономаха была направлена:

  1. на сохранение и укрепление единой власти в государстве;
  2. на борьбу с разделительными тенденциями других князей;
  3. на защиту от половцев;
  4. на реформирование внутренней жизни государства;

Он осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редакция «Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха») (слайд 9)

За годы правления Мономаха на Руси установился порядок и покой.

Владимир Мономах желал чтобы его дети были достойными сынами своего отечества и написал им наказ. Родители часто дают наказы своим детям. Желая чтобы они поступали правильно по совести. Давайте познакомимся с фрагментом «Поучения» Владимира Мономаха(стр.65 )(слайд 10)

Вопрос:Что из «Поучения» князя полезно знать нашим современникам? (слайд 11)

Умер Владимир Мономах 19 мая 1125г . На 73 году жизни на реке Альте. В небольшом доме, который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Похоронен в Киеве, в соборе Святой Софии.

Закрепление вопросы для беседы:

1. Каковы причины усобиц между Ярославичами?

2. В чем значение съезда князей в Любече?

3.Перечислите основные заслуги Владимира Мономаха.

IV. Оценивание.

V.Домашнее задание : § 9 вопросы и задания устно, № 5 письменно .(слайд 12)


Обработав эту тему, вы узнаете:

· которым было положение государства во времена Ярославичей;

· почему шла борьба Ярославичей за Киевский престол;

· что такое съезды князей и какие решения на них принимались.

Задача на повторение

1. Какие территории были присоединены к КиевскойРуси во времена правления Ярослава Мудрого?

2. Почему Ярослав Святославич получил прозвищеМудрый?

3. Что такое «Русская Правда»?

1. ЗавещаниеЯрослава Мудрого. Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 Предчувствуяприближение смерти, он осознавал неизбежность последующей борьбы за власть междусвоими сыновьями и попытался это предотвратить. Ярослав Мудрый составил завещание, вкотором призвал сыновей жить в мире и согласии и установил новую системунаследования княжеских престолов. В основу предложенной Ярославом Мудрымновой системы управления и наследования княжеств был положен принципсеньорат, т.е. власти старейшего в роде. Территория Киевского государстваразделялась на отдельные владения - уделы. Сыновья Ярослава должны были княжить вних по принципу родового старшинства, передавая власть от старшего брата кследующего по возрасту и способствовали перемещению всех князей из одного владенияк другому. Вследствие этого, по замыслу Ярослава, каждый князь имел возможность свремя стать великим князем киевским мирным путем. Еще при жизни Ярославзавещал киевские земли старшему сыну Изяславу, черниговские - Святославу,переяславские - Всеволоду, Владимиро-Волынские - Игорю, Смоленские -Вячеславу.

Новая формагосударственного правления должна была сохранить единство Киевской Руси и мирный путьпередачи власти.

2. Киевскаягосударство за сыновей Ярослава Мудрого. По завещанию Ярослава Мудрого великим киевским княземдолжен был стать его старший сын Изяслав. Однако после смерти отца братья Святослав иВсеволод не признали Изяслава верховным властителем Киевского государства. Города иземли, которые завещал им отец, Ярославичи считали своими личными наследственнымивладениями - вотчинами. Наверное, именно поэтому Изяславу пришлось согласиться на совместноес братьями правления государством. Период 1054-1073 годов в истории Киевской Русиназывают эпохой триумвирата - соправление Изяслава, Святослава и Всеволода.



Все важнейшиегосударственные дела триумвиры решали вместе. Младших братьев Игоря и Вячеславаони отстранили от государственных дел и присвоили после смерти последние ихвладения. Это вызвало возмущение среди младших Ярославичей и заложило основубудущих междоусобиц. Лишены власти князья на Руси получили название изгои. Именноони стали важным фактором дальнейшей междоусобной борьбы.

В периодправления старших Ярославичей начинается новый этап борьбы с кочевниками наюжных границах Руси. В 1060 г. триумвиры совершили совместный поход противорды кочевников-торков, которая появилась на южных границах Руси, и разгромилиее. Однако этот успех был омрачен последующими событиями.

Первое столкновение междустаршими Ярославичами и обделенными ними родственниками произошла 1064 Захваченныеэтой борьбой триумвиры не смогли своевременно организовать отпор новым ордамкочевников-половцев (кипчаков). Впервые о появлении половцев на границах Руси влетописи упоминается под 1055 Половцы, осуществляя свои набеги, имели отличнуюот своих предшественников тактику. Они старались избегать прямых столкновений. Ихглавной целью был захват невольников, которых потом продавали в страныБлижнего и Среднего Востока. Половцы нападали неожиданно и, захвативпленных, быстро исчезали в степи.

Половецкие бабы - каменные изваяния, которые устанавливались надзахоронениями - курганами половецкой знати.

Битва на р.Альта

В началеСентябрь 1068 половцы напали на Переяславскую землю. Битва военных дружинтриумвиров с половцами произошла на реке Альта и завершилась победойпоследних. Князья с остальным войском бежали под защиту своих крепостей. Возмущенные киевлянетребовали от Изяслава выдать оружие, чтобы отомстить половцам. Отказ князявызвала восстание киевлян, которые не любили своего князя за вымогательство. Изяславвынужден был спасаться бегством. Через полгода с помощью польского войскаон вернул себе престол. Киевское восстание доказало слабость властитриумвиров.

Освобождение Всеслава из поруба во время восстания в Киеве1068 Рисунок из летописи.

Интересные факты!

Во время восстания1068 в Киеве киевляне освободили из тюрьмы полоцкого князя Всеслава, который был вероломнопленен Изяславом. На вече Всеслав был провозглашен князем.Собрав ополчение из киевлян, Всеслав отбил половецкий наступление, но уже вскоребыл изгнан из Киева братьями Ярославичами.

Через некоторое времямежду триумвирам вспыхнул очередной конфликт, вследствие которого Святослав соВсеволодом изгнали Изяслава из Киева. За 1073-1076 гг. Киевским князембыл Святослав, которому удалось укрепить великокняжескую власть. С цельюукрепления власти над удельными князьями он перераспределил между ними владения.Кроме Киева Святослав оставил за собой Чернигов, а в других городах посадилнаместниками своих сыновей и племянников. В своих действиях он пользовалсябрата Всеволода. И хотя великим киевским князем был Святослав, историкисчитают, что фактически существовал дуумвират - соправление двух князей - Святославаи Всеволода.

После смертиСвятослава великокняжеский престол вернул себе Изяслав. Он низложилсыновей Святослава и отдал, согласно существующим правилам престолонаследия,Чернигов Всеволоду. Но против Всеволода выступил Олег Святославич, считалЧернигов своим наследием, который к тому же привел с собой половецкие орды. Так,половцы на долгие годы стали весомым фактором в междоусобной борьбе князей. Напомощь Всеволоду пришел Изяслав. Решающая битва произошла 3 октября 1078на Нежатиной Ниве. И хотя в этой битве победили старшие Ярославичи, в нейпогиб Изяслав.

Интересные факты!

Князь ОлегСвятославич за разжигание усобиц и привлечения к ним половцев получил отавтора «Слова о полку Игореве» имя «Гориславич».

Из «Слова о полкуИгореве »

Тогда при ОлегеГориславовича
Сеялись-росли усобицы,
Гибли внуки Дажьбога,
В княжеских распрях возраста лишались,
Тогда в земле Русской
Не так пахари кричали-позвали,
Как вороны каркали-кричали,
По трупы Собою имея...

Первым средирусских князей стал привлекать для борьбы с другими князьями половцев князь Олег.Этим он, как свидетельствует летописец, «показывал им путь на Русскую землю». Олегтакже уклонялся от участия в совместных походах русских князей против половецкихорд. Обуздать Олега смог только сын Мономаха Мстислав, который разбил его уСуздаля. Любецкий съезд закрепил за Олегом Новгород-Северскую землю, где он изакончил свою жизнь.

По гибелиИзяслава власть перешла к Всеволоду, который княжил в Киеве на протяжении 1078-1093гг В это время на Руси восстановилась единоличная монархия, однако она значительноуступала власти киевских князей во времена Владимира Святославича и ЯрославаМудрого.

Всеволод веложесточенную борьбу с обделенными родственниками, которые добивались своих уделов, нонаконец пошел на уступки и предоставил им княжества. Вследствие этого центральнаявласть и единство государства значительно ослабли. В условиях постоянных нападений половцевна русские земли вспышки усобиц были очень опасными. Вероятно, именно поэтому сынВсеволода Владимир Мономах после смерти отца уступил престол сынуИзяслава Святополку (1093-1113).

Бой русской дружины с половцами. Рисунок из летописи

Необходимостьпреодолеть разногласия и объединить силы для борьбы подталкивала к сближениюкнязей. Большую роль в организации сил для борьбы с половцами сыграликняжеские съезды. Результатом этого стал разгром половецких орд объединеннымисилами русских князей во главе с Владимиром Мономахом в марте 1111 угорода Сугров на Дону. Эта победа вызвала рост авторитета ВладимираМономаха, будущего киевского князя.

3. Княжескиесъезды (снем). Ослабление центральной власти на Руси вызвало появлениепериодических съездов князей - «снем». На них пытались решить вопросы, важныедля всех русских земель. Первым из известных по летописи является княжеский съезд1072 в Вышгороде. Триумвиры Изяслав, Святослав и Всеволод собравшихся сслучаю перенесения мощей святых Бориса и Глеба в недавно построенной церквив их честь. На Вышгородском съезде также был принят новый сборникзаконов «Правда Ярославичей», что дополнил «Русскую правду».

Иванов. Съезд князей.

Самым известнымсреди «снем» русских князей является съезд 1097 г. в Любече. На нем князьядоговорились о введении основ наследственного владения княжествами («Каждыйпусть держит вотчину свою ») и решили рассматривать захват чужой вотчины какпреступление и вместе выступали против того, кто попытается это сделать.

Теперь власти вкаждом уделе имела передаваться от отца к сыну. Порядок, введенныйЯрославом Мудрым, отменялся. Князья также приняли решение о совместных действияхпротив половцев: «Отныне Соединимся в одно сердце и защитим Русскую землю».Однако эти решения не были воплощены в жизнь. Сразу после съезда вспыхнулакровавая война, которая длилась три года. Прекратил ее княжеский съезд 1100 г. вселе Витичеви (Уветичах).

О необходимостисовместных действий против половецких нападений говорилось на съезде князей в Золотчи в 1001г. Решающим в организации борьбы с половцами стал съезд Весной 1103 г.у Долобского озера близ Киева. По сообщению летописца, дружинникиСвятополка киевского отказывались идти весной в поход против половцев, посколькуэто нанесет ущерб смердам (крестьян) и их посевам и лошадям. Решающую рольв принятии решения о совместном походе сыграла ответ Владимира Мономаха:«Удивляюсь я, жена, что лошадей жалеете, на которых пашут. А почему не помыслы отом, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, аконя заберет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его, всеимущество его? Так лошади вам жаль, а самого смерда разве не жаль? "Поход 1103начало ряд победных походов Руси против половцев в 1103-1116 гг

А. Кившенко. Долобский съезд. Мономах и Святополк

Княжеские съездысыграли важную роль в организации отпора нападениям половцев на русские земли.

Выводы. Во время правления Ярославичей начался постепенныйпроцесс распада Киевской Руси и упадка власти великого князя. Он уже не имелтой власти и силы, как должны предыдущие великие киевские князья. Сыновья Ярослава, нежелая поступиться собственными амбициями, проигнорировали завещание отца, вместозаставляя других его соблюдать.

Во временаправления Ярославичей над Русью нависла новая угроза из степи. Нападения ордполовцев были опустошительными для Южной Руси. Половцы удачно пользовалисьмижкнязивських распрями, осуществляя новые набеги.

Межкняжескиераспри и набеги степняков негативно влияли на развитие Киевской Руси. Этопонимали и современники событий. Чтобы согласовывать интересы князей и организоватьотпор половецким набегам, влиятельные князья собирались на съезды. Благодарясъездам удавалось прекращать междоусобицы, организовывать князей на совместные походыпротив половцев. Важным для дальнейшей судьбы Руси стало появлениепринципа престолонаследия.

Запомните даты

1054-1073 гг -правления триумвирата Ярославичей в составе князей Изяслава киевского,Святослава черниговского и Всеволода переяславского.

1068 - первыйбольшое нападение половцев на Русь и разгром ими русского войска на реке Альта.

1072 - появлениенового сборника законов «Правда Ярославичей».

1097 г. -Любецкий съезд князей. Введение наследственного владения княжествами.

1103 г. - разгромобъединенными русскими дружинами половцев на реке Сумрак.

Вопросы и задания

Проверьте себя

1. Каков порядокпрестолонаследия был введен Ярославом Мудрым?

2. Какие новые кочевыеорды угрожали южным границам Руси в середине XI века?

3. Когда произошловосстания киевлян против князя Изяслава? Что стало его причиной?

4. Что такое «ПравдаЯрославичей »?

5. Сколько произошлосъездов князей? Какой из них самый известный?

6. Каковы главныевопросы решались на съездах князей?

7. Каков порядокпрестолонаследия был введен на Любецком съезде?

8. Дайте определениепонятий и терминов «триумвират», «дуумвират», «князь-изгой», «снем», «удел».

Подумайте и ответьте

1. Почему образовалсятриумвират, а впоследствии дуумвират князей?

2. Определите, как икогда сыновьями Ярослава Мудрого было нарушено завещание отца.

3. Объясните, чтозаставило князей изменить введенный Ярославом Мудрым принциппрестолонаследия.

4. Каковы причинычастых успехов половцев в набегах на земли Руси?

5. Каким образом князьяпытались преодолеть междоусобицы?

Выполните задание

1. Составьтехронологическую таблицу основных событий борьбы князей с половцами.

2. Используядополнительную литературу, составьте рассказ по темам: «Киевское восстание 1068г. »,« Половецкие набеги на Русь »,« Любек съезд князей ».

3. Заполните таблицу«Правление Ярославичей».

Для любознательных

1. Представьте себя летописцем исоставьте хронику событий эпохи Ярославичей. К кому из Ярославичей вы были быблагосклонны?

2. Почему в конце XI - началеXII в. в истории Киевской Руси большую роль стали играть княжескиесъезды?