По картинам

Учение кастанеды. Учение кастанеды - темное течение шаманизма. Нужно заметить, что такое построение идет вразрез с представлениями современных нейрофизиологов и психологов о том, правое полушарие, а следовательно, и правополушарное сознание - это носитель

Один из самых загадочных писателей современности… Многие подробности Карлос Кастанеда биография , доподлинно не известны, и вряд ли станут таковыми. Ни один из общедоступных источников не стоит считать абсолютно правдивым. Но почему же? Откуда все эти загадки и зачем они последователям странного и великолепного дона Хуана?

Кстати о доне Хуане. Именно с него, а точнее с простой встречи студента-антрополога с индейским магом на автобусной остановке в жизни Карлоса и начались чудеса. Те самые чудеса, которые он после описал в своих книгах.

Первая книга серии, «Учение дона Хуана», вызвала в самых разных кругах образованных читателей бурю споров, негодования – и одновременно обожания. Одно маленькое собственное наблюдение: так всегда случается, когда в свет выходят гениальные книги…

Карлос Кастанеда личная биография

А теперь попробуем (именно попробуем!) изложить основные факты биографии Карлоса Кастанеды. Карлос Кастанеда биография . Родился этот философ, антрополог и маг либо в Италии, либо в Бразилии, либо в Перу где-то между 1925 и 35 годами. Когда мальчик разменял второй десяток, он поступил учиться в Буэнес-Айреский интернат. В 1951 г. парень приехал в Америку, где впоследствии получил аттестат зрелости. С 1955 по 1959 оды Кастанеда трудился подручным у психолога, в свободные часы посещая все доступные журналистские, литературные и психологические тренинги и обучающие курсы. Вскоре Кастанеда получил гражданство США и поступил учиться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.

Прошла пара лет – и юноша получил диплом антрополога. В 1960м наш герой женится на Маргарет Раньян. Живут молодые люди вместе около полугода, а потом расходятся – но остаются мужем и женой до 17 сентября 1973 г. Официальные источники утверждают, что мистик отошел в мир иной (и еще вопрос, в какой) 27 апреля 1998 года, от рака печени. Однако последователи его учения говорят, что нагваль просто растворился в воздухе…


Большинство противников Кастанеды (видимо, прочитавших только первые два его романа) обвиняют автора в призыве к употреблению наркотиков. Спешу заверить вас, уважаемый читатель, что это ни разу не так. Все дело в том, что в первой книге о доне Хуане много – очень много – внимания уделяется употреблению галлюциногенных препаратов для расширения сознания. Только вот уже во второй книге дон Хуан объясняет Карлосу, что это – крайняя мера, просто такого неповоротливого западного тюфяка, как он (Карлос), иначе расшевелить не удавалось…

Учение Дона Хуана, путь воина

Кстати говоря, следование по пути воина включает в себя одну важную и очень интересную практику, стирание личной истории. Заключается эта практика в постепенном стирании всей (или почти всей) информации о себе во внешнем мире, а вместе с ней – суждений о воине других людей, зачастую стереотипных и навязчивых. Думаю, именно в рамках этой практики Кастанеда намеренно запутал обстоятельства и истории из своего бытия. Как? Возможно, просто каждый раз придумывал новые факты…

Знаменательно, что после ухода Карлоса практически не осталось документальных свидетельств его жизни: ни многих фотографий, ни записей голоса. Мистик не любил давать интервью, а если давал, то запрещал применять камеры, диктофоны и любые другие устройства. Корни этой загадочной особенности личности нагваля Карлоса нужно искать в доктрине его учителя, дона Хуана Матуса.

Основные принципы пути воина одновременно просты и сложны для понимания обычного человека:

Человек не видит мир по-настоящему, он видит лишь собственное представление о мире;
Расширяя свое восприятие, выбираясь из «пузыря восприятия», человек способен в корне изменить свой мир и себя самое;
Человек – это не материя, а энергия (для постигших видение люди выглядят как светящиеся шары, сложенные из ниточек энергии).

Великий эзотерик

После того, как стал учеником дона Хуана Матуса, Кастанеда начал применять особенные магические техники (стирание личной истории, перепросмотр, остановка внутреннего диалога и так далее). Это постепенно привело к разрушению «матрицы», в которой живет абсолютное большинство людей. Кастанеда пережил немало чудесных и так же много страшных событий. А в финале они с другим учеником дона Хуана по имени Паблито совершили прыжок в неизвестное. В пропасть. Буквально… Карлос Кастанеда биография — стерта.

Почему же у Кастанеды, раскрывшего людям одну из величайших тайн мира, не появились прямо-таки орды последователей? Все просто: читать книги Карлоса Кастанеды легко и приятно (великолепный слог, динамичны сюжет, колоритные персонажи), а вот броситься в омут с головой далеко не так замечательно… Да и разум человеческий, как ни крути, до последнего приучен держаться за привычную картину мира…

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. О нем и его учении написаны тысячи книг и статей, миллионы людей читают его и поражаются мистической силе его творчества. В меру сил пытаемся разобраться в его учении и мы...
Это вторая часть статьи, посвящённая учению Карлоса Кастанеды в нашем проекте. Первая часть - .

Древнее толтекское учение - это многостороннее, сложное и неоднозначное явление. Различными терминами его пытались обозначить как сам Кастанеда, так и его учитель, индеец по происхождению, Хуан Матус. «Магия», «шаманизм» - вот некоторые варианты, которыми автор книг пытался обозначить их сам. Хуан Матус на вопрос ученика о том, как бы тот обозначил все происходящее, он ответил, что назвал бы это «нагвализмом», что на самом деле, не полностью отражало бы суть.

Термином «нагваль» именуется лидер партии видящих. Партия («магов», «воинов» или «видящих») состоит из определенного количества других участников. Где каждому отведена своя роль. Также этим термином обозначается сторона осознания противоположная «тоналю». Они противопоставляются друг другу в какой-то степени. «Тональ» - это наша ежедневная жизнь, наше обычное восприятие окружающего мира, а «нагваль» - иное, измененное восприятие.

Согласно древнему знанию толтеков, человеческое тело представляет собой некий светящийся кокон в форме яйца. У обычного человека этот кокон поделен на 2-е части, у Нагваля на 4-е (или 3-и), что говорит о его особых энергетических способностях и потому именно он становится лидером, т.е. ведет за собой определенное количество других воинов. Для того чтобы увидеть этот самый человеческий кокон, применяются определенные практики, о которых нет смысла писать в данной статье, потому воинов и называют «видящими» т.к. они учатся видеть этот самый кокон.

Кокон представляет из себя светящееся яйцо, которое заполнено некими энергетическими «нитями». К слову, весь мир, вся вселенная и все сущее состоит из этих самых «нитей». И человек как часть этой бесконечной энергии. Грубо говоря, человека делает человеком то, что энергетические нити заключены в этот самый кокон, которым и является человек.

Внутри кокона существует точка, именуемая точкой сборки. Находясь в определенном месте, она подсвечивает определенные энергетические нити, настраивает их на аналогичные нити вне кокона. И потому мы воспринимаем повседневный мир таким, какой он есть. Сдвинув точку сборки, мы можем воспринимать «иные» миры. За счет того, что точка сборки будет подсвечивать иные, ранее не задействованные энергетические нити (будет настраивать их), которые так же существуют и вне человеческого кокона.

Воин или путь война - человек, следующий по пути знания, постепенно (в течении всей жизни) проходя все его этапы. Суть ее - безупречность, которая подразумевает под собой делать максимум на что ты способен, независимо от того во что ты втянут.

Обучение КК у Хуана Матуса делилось на 2-а крупных блока: обучение в нормальном состоянии и в повышенном состоянии осознания. Второй части посвящена большая часть написанных им книг, т.к. именно в них описываются наиболее значимые и необыкновенные моменты его ученичества. И фишка в том, что перейдя из состояния повышенного осознания в обыкновенное состояние, человек не помнит где он был и чем занимался. Потому большая часть книг - это вспоминание автором того, что происходило с ним в состоянии повышенного осознания и переосмысление всего его ученичества. Состояние повышенного осознания подразумевает под собой некое особое состояние, при котором человек понимает больше чем обычно, легче воспринимает информацию, которая в нормальном состоянии была бы для него загадкой, открыт для восприятия больше чем обычно и менее скован предрассудками (только способностями супермена он обладать не начинает, не подумайте). Но человек не может находиться в таком состоянии долго, т.к. для этого требуются большие затраты энергии. И как говорилось выше, особенность этого состояния заключается в том, что выйдя из него, человек не помнит, что с ним происходило.

Повышенного состояния осознания Дон Хуан добивался за счет сдвига точки сборки КК, что для него как для опытного учителя не представлялось сложным.

Примерно 1/3 часть книг КК посвящена обучению в нормальном состоянии осознания, все остальные же посвящены обучению в повышенном состоянии осознания. КК приходится вспоминать (как и любому другому воину), что же происходило с ним в состоянии повышенного осознания.

В начале обучения Дон Хуан формирует основные ступени, которые должен преодолеть человек, чтобы стать «человеком знания». Страх (тут все понятно я думаю), точнее его преодоление. За страхом следует ясность мысли, которая рассеивает страх, но также ослепляет. Т.е. человек начинает действовать без страха, но в тоже время, он не понимает когда нужно ждать, а когда действовать. Сумев преодолеть ясность мысли человек встречает своего третьего врага: могущество, сила. Сила подразумевает под собой ответственность. Человек должен сам научиться контролировать свою силу, быть властным над ней, а не наоборот. Т.е. он не должен становится рабом собственного могущества. Также как и ясность мысли, сила не должно ослеплять воина. И последний враг с которым человек сталкивается на своем пути - это старость. Этого противника невозможно победить, можно лишь на время заставить его отступить. Момент, когда человек готов дать себе возможность «уйти на покой», лечь и расслабиться, тем самым сдавшись. Человек до самого конца своей жизни, до последнего вздоха, должен бороться и не опускать руки. Он должен пройти свой путь до конца, прожить свою судьбу.

Также, в самом начале, для Карлоса были сформулированы основные принципы пути воина:

Стирание личной истории - что подразумевает под собой окутывание ореолом таинственности происхождение человека, его биографию. Также отчасти разрыв дружественных связей. Т.к. все это способствует тому, что у людей (неважно насколько близких) формируется определенное мнение о человеке, и грубо говоря, за счет того что они думают определенным образом о нем, то ожидают определенной модели поведения, под которую человек подсознательно подстраивается. И это в свою очередь влияет на человека и его поведение.

Быть воином же значит быть гибким, текучим и уметь вести себя в соответствии с ситуацией.
- Чувство собственной важности (ЧСВ) - столь знаменитое на просторах интернета словосочетание. Фраза: «без чувства собственной важности мы неуязвимы» - принадлежит как раз таки учителю КК. Подразумевает отказ от так называемой мании величия или завышенной самооценки. Абсолютное смирение по отношению к любым событиям, и нежелание себе лучшей доли нежели той, которой ты обладаешь на данный момент.

Использование смерти как советчика - более абстрактная формулировка. Согласно учению толтеков, смерть наш верный попутчик. Она находится на расстоянии вытянутой руки, слева от нас. Если обернутся, ее можно увидеть как быстро мелькающую тень, которая не дает себя увидеть. Смерть как нечто, что постоянно наблюдает за нами. КК сам ощущал на себе присутствие смерти, задолго до встречи с Хуаном Матусом. Ощущение это он описывает как холод, пробегающий вверх по позвоночнику. На тот момент это поспособствовало принятию им определенного решения, которое было единственным верным на тот момент. Сама смерть предупредила его. И она всегда наблюдает за нами, до тех пор пока в один день не похлопает нас по плечу.

Эта предпосылка связана с ЧСВ, т.к. каким образом ты можешь чувствовать себя важным, если смерть постоянно следует за тобой и ты смертен? Как бы плохо нам не было, единственное, чего нельзя пережить, побороть или справиться, так это с собственной смертью (а значит все хорошо!).

Принятие ответственности. Если ты что-то решил, нужно идти до конца, но при этом необходимо принять на себя ответственность за то, что ты делаешь. Что именно человек делает значения не имеет, но он должен знать зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений. Человек смертен, и потому он не может позволить себе жалеть о чем-то или сомневаться в чем-либо, не может позволить себе отменять свои решения, на это нет времени. Такую роскошь мог бы позволить себе лишь бессмертный человек.
В мире, где за каждым охотится смерть, время есть лишь на то, чтобы принимать решения. С того момента, как ты принимаешь чью то идею, это становится и твоим делом тоже. Принять на себя ответственность за свои решения - это значит быть готовым умереть за них.

Разрушение распорядков. Стать текучим и непредсказуемым. Данная предпосылка связана также с понятием «стать охотником», которая предполагает, что будучи охотником, ты не должен иметь распорядка, иначе будет возможность выследить тебя. Т.е. в таком случае ты не охотник, а жертва, дичь. Будучи же охотником, ты способен выслеживать того, у кого есть распорядок (в том числе в буквально смысле, в смысле охоты на животных). Но также имеется ввиду, что все мы равны перед лицом смерти, будь ты человеком или каким-либо другим животным.
В общем смысле подразумевается отказ от предсказуемости, меньше действий на автомате и каждый раз исходить из текущего момента.

Последняя битва на земле. Означает, что все мы люди смертны, а потому должны действовать соответственно. В смысле, что мы должны принимать решения и действовать и не поддаваться сомнениям. Т.е. каждый раз действовать так, будто бы это твоя последняя битва, будто бы это последнее, что ты сделаешь в этом мире. Иными словами, безупречность.

Стать недоступным. Означает, что не нужно за один раз брать больше, чем тебе действительно необходимо. Будь то еда, человек или что угодно. Бережное отношение ко всему, что окружает тебя. Вплоть до того, что даже не обрывать без нужды листья растений, если в этом нету реальной необходимости. Избегать истощения (как собственного, так и другого человека), бережно относится к себе и к другим.

Это значит, что ты не поддаешься голоду и отчаянию, как несчастный дегенерат, который боится, что не сможет поесть больше никогда в жизни (и потому пожирает без остатка все, что попадается на пути). Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, ты уже обязан истощить либо себя, либо то за что зацепился.

Человек недоступен в том случае, если не выжимает из своего мира все до последней капли. Он слегка касается его, оставаясь в нем ровно столько, сколько необходимо, а затем быстро уходит, не оставляя никаких следов.

Внутренний диалог. Точнее его остановка. Одна из самых первых и важных предпосылок, которой Карлос начал обучаться еще в самом начале своего ученичества.

Попробуйте просто сесть и ничего не говорить самому себе, в своей собственной голове. Попробуйте хотя бы ни на долго достигнуть внутреннего безмолвия, и тогда вы убедитесь насколько это сложно.

Естественно, достигнуть этого просто так невозможно. Существуют определенные техники для остановки внутреннего диалога.

Перечисленный выше перечень не является полным и исчерпывающим, если хотите ознакомиться с ним более подробно, то читайте книгу КК «Путешествие в Икстлан».

Также стоит сказать о еще 3-х наиболее важных аспектах, таких как сновидение, намерение и сталкинг.
Начнем по порядку.

Сновидение - особое состояние, что-то вроде управляемого сна, подконтрольного сновидящему. Человек посредством определенных практик достигает того, что с помощью сновидения может оказаться в желаемом месте, быть наблюдателем или участником происходящего. Самому КК это давалось очень непросто. В самом начале Дон Хуан дает ему простое задание: посмотреть на свои руки находясь в сновидении. У КК получается это далеко не с первого раза и уходит очень большое количество времени для того, чтобы выполнить задание.

Сновидение чем-то противопоставляется сталкингу как способ, но цель у них одна. Условно воины делятся на два типа: сталкеры и сновидящие.

Также Дон Хуан говорит о том, что женщины более предрасположены к сновидению нежели мужчины.

Намерение — способ превращение причины в следствие. Намерение само решает какие следствия рождаются. К человеческому намерению мы приближаемся через изучение бессознательного. Оно нас толкает на действие или бездействие. Бессознательное является фундаментом поведения современного человека. Каждый развивающий сознание субъект сталкивается с двумя типами смысла: субъективным и объективным. Субъективный смысл является ядром и фундаментом мотиваций личности. Это наша личная жизнь. Но зачастую люди представляют этот личный субъективный смысл объективным и реальным.

Сталкинг - техника выслеживания своих чувств и эмоций с целью постоянного и полного контроля над собой. Выслеживание себя в повседневных условиях жизни, в общении, в том что делаешь, во всём. Посредством сталкинга человек становится действующим лицом и наблюдателем своей жизни и жизни других людей. Это делается для того, чтобы научиться контролировать и управлять своими эмоциями, поведением, сознанием.

Задача сталкера — научиться манипулировать условностями и рефлексами, постоянно осознавая свою непричастность к ним, то есть познать свою систему поведения и освободиться от неё.

Для достижения этого сталкеры использует следующую стратегию:
1. Выслеживание однотипности - поступки человека постоянно повторяются под влиянием какого-то фактора. Сталкер отслеживает причину своих поступков.
2. Выслеживание алгоритма. Один поступок человека может вытекать из другого в соответствии с определённым алгоритмом. Например, зависть может перерасти в злость, обида в жалость. Это часто приводит к потери энергии. Знание такой последовательности позволяет сталкеру делать паузу.
3. Выслеживание привычки. Ряд привычек связан с психотипом человека. Изменение привычек может привести к изменению психологии.
4. Выслеживание мотива и ценности. По завершении какой-то определённой ситуации Сталкер задаёт себе вопросы: что вызвало эту конкретную эмоцию? Почему последовала именно такая реакция? Здесь важна бдительность и искренность. Процесс познания самого себя должен проходить до тех пор, пока человек не испытает бесстрастие и отрешённость, наблюдая свои недостатки, изъяны и несовершенства. Благодаря этому Сталкер абстрагируется от социума и его энергетических воздействий. Но это не значит, что он противопоставляет себя ему. Он учится жить в нём. Сталкер не идёт на поводу у жизни, он сам формирует обстоятельства жизни, вот в чем суть.

Можно привести простой пример выслеживания самого себя. К примеру, возьмите за правило, заходя в любое помещение покрутиться вокруг своей оси несколько раз, или может быть погладить, слегка ударить что-нибудь (кого-нибудь:)), неважно. Пускай это будет своего рода небольшой ритуал и как только это войдет в привычку, будет совершаться на автомате, переставайте это делать.

На этом всё!


Последние советы раздела «Люди»:

Что такое совместные покупки
Как понять, что продавец-консультант вас обманывает
Какое боевое искусство поможет в драке
Как драться если не умеешь
Как выглядеть умнее

Что нельзя дарить
Как снять рекламный ролик
Что такое прокрастинация и как с ней бороться

Карлос Кастанеда – одна из величайших загадок XX века. С уверенностью о нём можно сказать лишь то, что он является автором десяти уникальных книг, каждая из которых стала бестселлером, а также основателем издательской компании «Cleargreen Inc.», в настоящее время владеющей правами на всё его творческое наследие. Любая другая информация представляет собой лишь домыслы, загадки и предположения.

Загадки биографии Кастанеды

На протяжении практически всей своей жизни Карлос Кастанеда скрывал свою «личную историю» , категорически запрещал себя фотографировать (хотя, несколько фото Кастанеды всё же имеется) и за всю жизнь дал лишь несколько интервью. Кроме того, он отрицал и то, что когда-либо был женат. Но Маргарет Реньян в своей книге «Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой», в которой представлены её воспоминания о жизни с Кастанедой, уверяет, что они были женаты.

Карлос Кастанеда был мастером мистификаций – говоря о себе, он при каждом удобном случае придумывал всё новое место рождения, новых отца и мать, новую «легенду». В большинстве случаев Кастанеда утверждал, что был рождён в бразильском городе Сан-Паулу в 1935 году в Рождество в очень уважаемой семье, а его отец был академиком. В некоторых своих беседах Карлос неявно намекал на то, что один из известных людей того времени – революционер и дипломат Освальдо Арана приходился ему родным дядей . Среди других «популярных» версий Кастанеды была та, что он родился не в 1935, а в 1931 году, и что его родиной вообще является Перуанский город Кахамарка. Говоря другими словами, истинная биография Кастанеды ушла в могилу (в могилу ли?) вместе с ним.

Но одна из наиболее точных версий биографии героя нашей статьи была опубликована журналом «Time» в 1973 году . Ниже мы и предлагаем её вашему вниманию.

Биография Кастаенды по версии журнала « Time »

Карлос Кастанеда (полное имя – Карлос Сезар Арана Кастанеда) родился в Сан-Паулу (Бразилия) 25 декабря 1925 года . Его отец Сезар Арана Кастанеда Буругнари был часовщиком, а о матери Сусанне Кастанеда Новоа не известно ничего, кроме того, что она была изящной хрупкой девушкой с очень слабым здоровьем. Ко времени рождения Карлоса его отцу было всего семнадцать, а матери шестнадцать лет. Когда Карлосу исполнилось 24 года, его мать скончалась.

В вымышленных и подлинных историях Карлоса о своей жизни нередко также упоминаются его бабушка и дедушка, с которыми он жил в детстве. Бабушка имела иностранные корни, вполне вероятно, турецкие, и была не очень красивой, довольно крупной, но очень доброй женщиной. Карлос очень любил её.

А вот дедушка Кастанеды был очень своеобразным человеком . Он имел итальянское происхождение, был рыжеволосым и синеглазым. Он всё время баловал Карлоса различными байками и историями, а также изобретал всякие вещицы, которые время от времени презентовал всем членам семейства.

Уже позже, когда Кастанеда познакомился с мексиканским магом по имени дон Хуан Матус, его наставник настоял на том, чтобы Карлос навсегда попрощался со своим дедом. Однако даже смерть дедушки никак не повлияла на подопечного дона Хуана – воздействие на жизнь Кастанеды его дедушки сохранялось долгие годы. Карлос вспоминал, что прощание с дедушкой было наиболее тяжёлым событием в его жизни . Прощаясь с дедом, он максимально детализировано представил его, и сказал ему: «Прощай».

В 1951 году Кастанеда эмигрирует в США . А в 1960 году происходит событие, в корне меняющее жизнь Карлоса и огромного количества людей, которые впоследствии познакомятся с его книгами. Будучи в ту пору студентом Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, и отправившись в Мексику для сбора «полевого материала», необходимого ему для его дипломной работы, на автобусной станции Грейхаунд в мексиканском городке Ногалес на границе американского штата Калифорния и мексиканского штата Сонора, Карлос встречает индейского шамана из племени Яки – мага дона Хуана Матуса . В дальнейшем дон Хуан станет духовным наставником Кастанеды, и на протяжении двенадцати лет будет посвящать его в премудрости магии, давая сокровенные знания, унаследованные им от древних толтеков – людей Знания. Достоверность дальнейших событий со 100% уверенностью установить невозможно, однако все они детально описываются в книгах Кастанеды.

На этом этапе мы можем закончить разговор о биографии Карлоса Кастанеды и перейти к краткому описанию процесса обучения Карлоса у дона Хуана и появления на свет первых работ Кастанеды.

Начало обучения у дона Хуана

Первой и главной задачей дона Хуана Матуса было разрушение в сознании Кастанеды привычной и устоявшейся картины мира . Он обучал Карлоса тому, как увидеть новые аспекты реальности и воспринять всю многогранность мира, в котором мы живём. В процессе обучения дон Хуан прибегал ко множеству всевозможных приёмов и техник, о чём также говорится в книгах, но изначально, учитывая «закостенелость» мировосприятия своего ученика, дон Хуан использовал наиболее жёсткие методы обучения, а именно: применял психотропные средства , такие как священный для американских индейцев кактус пейот (Lophophora williamsii), галлюциногенный гриб мексиканский псилоцибин (Psilocybe mexicana) и особая курительная смесь на основе дурмана (Datura inoxia). Именно по этой причине будущие противники Кастанеды начали обвинять его в том, что он пропагандирует употребление наркотиков.

Однако в дальнейшем на все эти обвинения были предъявлены весомые контраргументы. Следует также сказать и то, что речь о психотропных веществах идёт лишь в первых двух книгах Кастанеды . В остальных его работах представлены абсолютно другие способы изменения сознания и познания тайных аспектов человеческого бытия. К ним можно отнести такие как сталкинг, осознанные сновидения, стирание личной истории, остановка внутреннего диалога, созерцание и многие другие.

Работа Кастанеды

В начале своего обучения у мексиканского мага Карлос попросил у него разрешения вести записи их бесед. Так на свет появилась первая нашумевшая книга Карлоса «Учение дона Хуана: путь Знания индейцев Яки». В мгновение ока эта книга стала бестселлером и разошлась огромным тиражом. Далее её судьбу повторили и следующие девять книг. Все они рассказывают о том, как Карлос сначала обучался у дона Хуана, постигал тайны магического учения и взаимодействовал с другими людьми; как затем и сам обучал группу магов, после того, как в 1973 году дон Хуан покинул наш мир, «сгорев в огне изнутри»; а также о том, как старался прояснить для себя суть всех событий, произошедших с ним в предшествующие годы.

С момента появления первой книги Кастанеды и по сей день люди спорят на тему того, был ли вообще дон Хуан реальным человеком или же выдуманным Карлосом собирательным образом. Например, упомянутая выше Маргарет Реньян Кастанеда в своей книге говорит, что имя Хуан Матус встречается в Мексике так же часто, как в России Пётр Иванов, а также, что изначально в своих полевых заметках Карлос просто говорил о пожилом индейце, который начал его обучать – имя Хуан Матус появилось несколько позже. Кроме того, «Матус», по словам Маргарет, это название красного вина, которое они с Карлосом любили попивать во времена их молодости.

Если же верить словам самого автора знаменитых произведений, дон Хуан был реальным человеком, очень скромным по натуре, но, в действительности, самым настоящим шаманом, могущественным брухо, последним представителем имеющей многовековую историю линии тольтекских магов. Обучать же Карлоса он стал по причине того, что на Карлоса ему указал Дух , и того, что он обнаружил в Кастанеде энергетическую конфигурацию, подходящую для того, чтобы неофит смог стать новым лидером следующей линии магов, называемой партией Нагваля.

Как бы то ни было, люди, знакомые с творчеством великого мистификатора, разделяются на два лагеря – это те, кто полностью принимает на веру всё, что сказано в книгах, и те, кто стремится всеми силами опровергнуть достоверность представленной информации и развенчать мифы о Кастанеде, доне Хуане и его учении.

Тайна личности Кастанеды

Как известно, Карлос Кастанеда стремился к тому, чтобы окутать туманом свою личность и всё, что связано с его жизнью. Это стремление ускользнуть от людского взора и избежать любой определённости проистекает из основного требования, которое предъявляется к магам линии дона Хуана – всегда оставаться гибким, неуловимым, не ограниченным никакими рамками, стереотипами и мнениями людей, а также избегать любых поведенческих шаблонов и реакций. В терминологии тольтекских магов это и называется «стиранием личной истории» . Исходя из этой базовой предпосылки, можно точно сказать, что человечество никогда не узнает всех подробностей жизни Карлоса Кастанеды и то, существовал ли на самом деле дон Хуан.

Если даже Карлос сумел эффективно стереть свою личную историю, то дон Хуан сделал это просто безупречно (кстати, понятие безупречности является одним из центральных в учении дона Хуана ), не оставив после себя никаких следов, покинув этот мир «вместе с ботинками».

Согласно словам Карлоса Кастанеды, его учитель дон Хуан сумел выполнить главную задачу всей своей жизни – «сгореть в огне изнутри» , достигнув максимального осознания и окончательно развив своё энергетическое тело, перейдя тем самым на новый уровень восприятия. Однако касаемо своей собственной смерти, у Карлоса не было сомнений в том, что он не сможет достичь такого результата. Многие сторонники Кастанеды уверены в том, что он, несмотря ни на что, сумел достичь того, к чему стремился, т.е. ушёл из мира таким же образом, как и дон Хуан. Но аудитория реалистов (а также официальный некролог) сходится во мнении, что Карлос Кастанеда умер от рака печени. Произошло это 27 апреля 1998 года, тело Кастанеды было кремировано, а прах переправлен в Мексику.

Наследие Кастанеды

С того момента, как мир узнал о существовании Карлоса Кастанеды и дона Хуана и до сих пор, учение толтекских магов набирает всё больше приверженцев по всему миру . Многие люди расценивают книги Кастанеды не просто как художественные произведения, но и как практические руководства к действию. Эти люди идут по «Пути Воина», основы которого и описаны в книгах Кастанеды. Они стремятся к познанию тайн бытия, трансформации личности, усилению осознания, развитию своего максимального потенциала, как человеческих существ, переходу к иному способу восприятия и уровню бытия. Некоторые последователи даже успели присоединиться к обучению, которое проводилось самим Кастанедой и его сподвижницами – Тайшей Абеляр, Флориндой Доннер-Грау и КэролТиггс в 90-х годах прошлого столетия, а ныне проводится их ближайшими учениками и корпорацией «Cleargreen Inc.» .

Книги Карлоса Кастанеды взбудоражили целое поколение , породили новую волну движения в культуре мировосприятия и даже мире музыки (музыкальное направление «New Age» появилось именно в то время ), заставили человечество, если уж не по-новому увидеть мир, то хотя бы попытаться сделать это; стали отправной точкой в пути духовных искателей по всему миру.

На сегодняшний день свои работы по схожей тематике представляют такие авторы как Армандо Торрес, Норберт Классен, Виктор Санчес, Алексей Ксендзюк и некоторые другие. Само же учение дона Хуана продолжает практиковаться огромным количеством людей.

Ниже вы можете ознакомиться со списком книг Карлоса Кастанеды . А прочесть их можно, просто приобретя в книжном магазине или скачав в Интернете.

Библиография Кастанеды


Доктрина

В начале 60-х годов Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки", в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. В последующие три десятилетия вышли еще 8 книг Карлоса Кастанеды, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Интересно, что уровень проработки информации и стиля и характера написания книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда отбрасывает юношеский максимализм г излишнюю самоуверенность, постепенно превращаясь в лидера группы магов, руководителя уже собственной организации своих последователей, культа.

Свое учение – "Учение Дона Хуана" – Кастанеда называет магией, хотя сам Дон Хуан отмечает, что это неточное название. Себя дон Хуан именовал "видящим", "человеком знания", "воином абсолютной свободы". Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видят мир, – это далеко не единственный способ его видения. Он пишет, что маги- "видящие" могут видеть окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, "протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность". В этой картине мироздания человеческие существа видятся магам как некие "светящиеся коконы" или своего рода яйца, пропускающие сквозь себя энергетические волокна вселенной.

Центральное понятие учения магов – точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

С точки зрения дона Хуана и согласно учению Кастанеды, вселенная не ограничивается той только реальностью, которую мы знаем, привычным для нас миром. Кастанеда утверждает, что вселенная состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом человек "собирает миры".

Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, "аванс" – сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается концепция под названием "Путь воина".

Говорится, что, лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться того. Вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, ибо ее запас ограничен. Для чего воин должен соблюдать следующие правила:

воин должен переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то. на что он будет тратить свои время и энергию; воин должен уйти от повседневной суеты и бесцельного существования; воин не должен мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу; воин не разменивается на мелочи и ни в чем не дает себе поблажки, он должен являться хозяином своей судьбы; им должно двигать несгибаемое желание достичь "абсолютной свободы", безупречность и жесткая внутренняя дисциплина – вот качества, необходимые воину на его пути .

Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства "намерения", "сталкинга" и "сновидения" состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

Объективно, "Учение дона Хуана", изложенное Кастанедой, является древней магической традицией, восходящей еще к учениям и практикам индейцев-толтеков.

Произведения Кастанеды ("Учение дона Хуана", "Путешествие в Икстлан" и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных культовых целях. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать "необычную реальность" и достигать "могущества с помощью галлюциногенных растений: "пейота", "дурмана" и "гриба". После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: "Я забыл, что я человек!". Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: "Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий".

Статья – теоретический обзор нагуализма (так называл свою систему знаний кастанедовский дон Хуан).

Мы окунемся в космос новых видящих, рассмотрим отличия учения Кастанеды от восточных и западных концепций.

Факты биографии Кастанеды и особенности его мировоззрения рассматриваться в статье не будут. Материал предназначен для подготовленного читателя.

Нагуализм – космос тольтеков

Давай сразу расставим точки над i. Надеюсь, заинтересовался статьей подкованный и ищущий читатель, поэтому не буду лить воду, которой и без того полно в Интернете.

Нагуализм – это не религия и ничего общего с религией и духовностью любого рода не имеет. Общим может считаться только термин. Нагуаль или нагваль – слово, означающее «Дух».

Понятие Духа в различных вероучениях очень человеческое, отсюда их популярность. Что-то абстрактное и жестокое в своей непостижимости не может греть сердца людей в течение тысячелетий. Поэтому нагуализм или учение Кастанеды не сможет быть долгое время популярным. Это пройдет. Если только его не профанируют, низведя до уровня эзотерики для пэтэушников.

Судя по количеству книг «магов»-продолжателей, именно это сейчас и происходит.

Слово «тольтеки» используется в кастанедовском смысле. Тольтеки – группа магов, придерживающихся традиции, которой около 3000 лет. Новые видящие – тольтеки, решившие изменить традицию. Раскол произошел в конце 19 века. Смысл изменения – отказ от утилитарного использования могущества этой системы.

Новая цель тольтеков – трансформация физического тела и психики человека в энергетическую форму существования. Неуничтожимую и способную воспринимать широкий спектр информационно-энергетических взаимодействий. Они называют это – достигнуть свободы.

Мог ли Кастанеда все выдумать?

При всем уважении к дарованию писателя-антрополога, смело выскажусь, что такую глубокую и выверенную систему взглядов и практических рекомендаций ему было не придумать. Это далеко не Тимоти Лири, Рам Дас, Джон Лили, Ошо, трансерфинг, симорон и сотни прочих компиляций западного и восточного знания.


Я не говорю о том, что упомянутые учения неполноценны или плохи. Они всего лишь искусственны, за ними не стоит традиция. Верю, что мой читатель перерос юношеский максимализм и игры в эмоциональные сравнения. Аналитический обзор – это не мыльная опера.

Если тебе интересно мое личное отношение к пути новых видящих, мне он кажется зябким в своей ледяной надчеловечности и бескомпромиссности. Сердце к нему не лежит.

Утверждающие, что учение дона Хуана – выдумка Карлоса, смешавшего восточную эзотерику и экзистенциализм, совершенно не въезжают в тему. Их мера понимания изложенного Кастанедой равна пониманию первоклассников, листающих конспекты математического аппарата современной физики. Иначе – нулевая.

Критерии оценки учения Кастанеды

Ищущие опоры учения Кастанеды в источниках западной и восточной философской и мистической мысли ходят перед дверью, в которую вошли Хуан и Хенаро и приоткрыли ее для европейцев. Дзен только добрался до этой двери, разглядывая панораму за ней в замочную скважину. Аналогов пути новых видящих не было и нет. Или мы о нем ничего не знаем.

Путь новых видящих – это не магия, ибо последняя ставит весьма практичные цели.

«...видение, по сути своей, противоположно магии, потому что показывает неважность всего этого.

- Неважность чего, дон Хуан?

- Неважность всего.

На этом разговор закончился».

Судить о системе тольтеков с точки зрения любой религии – это попытка втиснуть в прокрустово ложе установочных оценок то, что их изначально не имеет. Я расцениваю подобные опусы как попытки их авторов заработать, погрев руки на известности Карлоса.

Мир глазами дона Хуана Матуса

Сложно говорить о картине реальности новых видящих, если само это понятие в рамках их системы спекулятивно. Важно сразу уяснить суть. Без понимания этого важнейшего момента разобраться, что такое учение Кастанеды, невозможно.

Мир – это хаос, состоящий из бесчисленных эманаций некой силы, условно названной Орлом. Разнородные потоки этой силы пересекаются, резонируют, создавая в точках стыка упорядоченные области. Каждая такая область – бесчисленные миры восприятия. Словами дона Хуана – «миры внутри миров».

Воспринимающие субъекты – поля осознания, резонирующие с ограниченным числом потоков. Число потоков и их конфигурация в точке фокуса и есть то, что мы называем объективной Вселенной. Точка фокуса названа точкой сборки. Область ее окружающая – пузырем восприятия.

Пузырь восприятия – это упорядоченная область потоков данных. Узел в потоке информации. Свойства узла определяются системой фильтров обработки сигналов. Один из таких фильтров назван описанием мира.

Все, что упорядоченно в пузыре восприятия, – тональ. Все что неупорядоченно и выходит за его пределы, – нагваль. В данном случае термин означает «неописуемое». Тональ и нагваль называют истинной парой. Все остальные бинарные оппозиции или, говоря проще, дуальности – есть способ фильтрации данных тоналя.

Неупорядоченные данные находятся в левой стороне пузыря, упорядоченные – в правой. Цель воина – вымести весь хлам спекуляций ума с правой стороны и раскрыть разделяющую границу. Это приведет к восстановлению природы человека.

Обойти границу в обычном состоянии сознания невозможно. Идущие путем тольтеков – воины – должны сделать это в особом состоянии сознания. Особое состояние ясности и подвижности ума называют вторым вниманием.

Получается, в мире дона Хуана Матуса нет плохого и хорошего, добра и зла. Он избавился от семантического фильтра – потерял человеческую форму. В этом мире нет заданности и однозначности. В нем не действует причинно-следственный механизм, ведь он построен на бинарных оппозициях. Разум больше не в состоянии навязывать ему свою реальность, и не потеряться в хаосе помогает воля. Она – стержень этого мира.

Далее. Тольтеки полагают, что мир повседневности – искусственный мир, созданный путем изменения извне природы человека. Цель изменения – питание энергией осознания людей некими сущностями, названными летунами.

Это писалось задолго до «Матрицы» и других произведений, обкатывающих разные грани этой идеи.

Получается, цель тольтеков – достигнуть свободы, уйдя из этого мира. Остается открытым вопрос о цене, и о том, кто уходит. Ведь в цену билета входит отказ от привычной природы со всеми вытекающими. Маг, получивший бессмертие, уже не человек, даже по своей психической организации.

Более того, он перестает им быть еще на пути к этому состоянию. Так что речи об обретении бессмертия не может быть. Человек «умирает» в период ученичества, маг переходит в другую форму существования с другим восприятием и императивами.

Это далеко не трагедия Сайроса. Тот выбирал среду обитания в обоих случаях, опираясь на неизменный базис чувств, памяти и мировоззрения. Нео остается собой, независимо грезит он в Матрице или живет в Зионе. Тут же меняется природа человека, и это необратимые изменения.

Отличие учения дона Хуана от позиций восточного и западного эзотерического корпуса

Чтобы понять учение Кастанеды, надо увидеть отличия от всех известных источников философской и метафизической мысли. Посмотри на схему. Это представление индуизма и его производных.


Есть некий источник – «Сновидец», это разум, пребывающий в себе. Он грезит, дифференцируя себя на различные ипостаси – Вишну, Брахму, Шиву и другие. Каждая ипостась – отражения одного из архетипов его сущности. Это первый слой отражений. Он уже бинарен, потому что имеет единство и противоположность энергий шакти и тамаса.

Игра этих персонифицированных энергий – лила, создает отражение 2 уровня. Так называемые тонкие планы или высшие миры. Там персонификации «Сновидца» обретают самостоятельность и действуют как независимые сущности. Там они играют – создают миры с их бесчисленными обитателями посредством структурирующих хаос шакти эманаций – фохат.

Материальная Вселенная, это их создание – отражение 3 уровня. Они играют в ней, проникая туда частью своей сущности – аватаром.

Создатели веданты без всякой технологии предвосхитили «Нирвану», «Экзистенцию», «13 этаж», «Матрицу». Источник – «Сновидец» является абсолютной реальностью, все остальное – лишь разные уровни его грез.

Производные индуизма дают другие имена и иерархии, оставляя туже схему.

Даосизм и дзен убирают из центра персонифицированный разум, заменяя его активной пустотой. В даосизме переход между источником и отражением 1 уровня называется – Дао (Путь).

Чань или дзен называют центр Пустота и отказываются давать ей любые определения. На уровне отражений создается форма и закон взаимодействия форм – дхарма. Существа, мыслящие себя отдельными, независимыми от общего сущностями, считаются плененными авидьей (в переводе «невежество») – фильтрами разума).

Метафизика Кастанеды


Восточные доктрины утверждают, что все внутри. Как говорят йоги, «все есть ум, и ничего кроме ума». Учение Кастанеды говорит об обратном – все снаружи. Мы лишь фокус, узел в потоках сигналов Орла.

Сконструированный нами мир – отражение завихрений узла на стенках пузыря восприятия. Но это не говорит о том, что мир – иллюзия. Он вполне реален и объективен, просто один из многих. Движение точки сборки даст тебе бесчисленные возможности восприятия – множество миров.

Схема наверху показывает суть подхода тольтеков. Важный аспект – понятие точки сборки.

Посмотри на схему. Ты видишь положение кокона – полевой оболочки человека в рамках предметного восприятия.


На уровне его лопаток, сзади будет находиться светящаяся область размером с теннисный шар. Волокна света – потоки, попавшие в эту область, светятся более интенсивно. Именно их собирает «конструктор нашего мира».

Точка сборки может двигаться как внутри человеческой оболочки, так и выходить за нее, меняя нашу природу. По словам Кастанеды, древние тольтекские маги таким образом обрели неограниченный срок жизни. Их светимость была неуязвима для летунов и «опрокидывателя». Мы об этом еще поговорим в следующих постах темы.

Даже небольшие колебания точки сборки меняют поведение, темперамент и мировосприятие человека. Искусство управления положением точки сборки называется сталкинг. Иначе охота или выслеживание. Ученик выслеживает самого себя в различных, зачастую пограничных ситуациях и охотится за силой.

На этом закругляюсь, пищи для размышлений для начала достаточно. Если тебе интересна тема, оставь комментарий. Планирую разобрать понятие силы, такие техники, как сталкинг и перепросмотр. Поговорить о возможности того, что и дон Хуан и Кастанеда живы и здравствуют.

Не теряемся. С уважением, Владимир Даров.