По картинам

Употребление буквы ь. Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения. Индивидуальный опрос. Выступление перед аудиторией

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание разделительных Ь и Ъ

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.

Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: БЕЗАВАРИЙНЫЙ, КОНТРАТАКА, ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ.

Исключение составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА) и сложные слова, пишущиеся через дефис (ПОЛ-ЮРТЫ). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.

1. В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что «беллетрист» Банев искренне поблагодарил господина президента за все замечания и раз _ яснения, сделанные в ходе беседы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

2. Утром учен _ е, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. (А.С. Пушкин, «Выстрел».)

3. Маша окуталась шал _ ю, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на крыльцо. (А. С. Пушкин, «Метель».)

4. Еще с него, свин _ и, портрет рисовать! (Н.В. Гоголь, «Портрет».)

5. Не легче ли два раза в год с _ ездить в Миргород? (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

6. Картины большей част _ ю были писаны масляными красками. (Н. В. Гоголь, «Портрет».)

7. Недавно женился на Lise Мейен, ад _ ютант Кутузова, он будет нынче здесь. (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)

8. Галки, вороб _ и и голуби по-весеннему весело чирикали. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

9. У вас, господа, чут _ я нет! (И. С. Тургенев, «Новь».)

10. Меланхоликам у нас не жит _ е, а масленица! (Салтыков-Щедрин, «В больнице для умалишенных».)

11. — А ну, к обочине! — скомандовал полицейский с недовольным лицом. – И пред _ явите документы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

12. Запахло обыкновенной чертовщиной, сами собой скрипнули где-то половицы, кожа на спине с _ ежилась под пристальным взглядом ч _ их-то глаз. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

13. Его двоюродные сестры и брат _ я болели коклюшем и свинкой - он не заражался, хотя под _ едал за ними молочную манную кашу с варен _ ем, которую им было трудно глотать из–за распухшего горла. (А. Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени».)

14. Был у меня медал _ ончик в золотой оправе, помнишь? (Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».)

15. – Ну зачем же вы трудились об _ являть, что оно комическая?! (Ф. М. Достоевский, «Ползунков».)

16. Поди посмотри, готов ли бул _ он для дяденьки! (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)

17. Как пройдете церковь, так от двух _ ярусного дома направо. (Л. Н. Толстой, «Воскресение».)

18. Это был господин небольшого роста, вз _ ерошенный, со смуглым лицом. (И. С. Тургенев, «Рудин».)

19. Те огромные суммы он с_э кономил для казны. (Н. В. Гоголь.)

20. Под ногами хрустело стекло, валялись сморщенные тюбики из-под красок, телевизор смотрел пустым прямоугольником экрана, а стол был заставлен грязной посудой с тухлыми об _ едками. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

21. А для низкой жизни были числа, Как домашний, под _ яремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. (Н. Гумилев, «Слово».)

22. Пропаганда, осуществляемая средствами, успешно зарекомендовавшими себя в рекламе, стала одним из признанных методов правительств всех развитых стран, и особенно тем методом, с помощ _ ю которого создается общественное мнение. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)

23. Глазки его с_у зились, а черты лица растянулись. (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

24. Итак, согласно закону штата Н _ ю-Йорк, Христос и Джордж Вашингтон были бы слишком неустойчивы морально, чтобы доверить им образование молодежи. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)

25. Живым огнем раз _ единилоНас рампы светлое кольцо,И музыка преобразилаИ обожгла твое лицо. (А. Блок)

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов («Лига школ»).

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь И Ъ

Разделительный Ь (воробьи);

Смягчающий Ь (конь, борьба);

После приставки на согласную перед буквами Е, Е, Ю, Я (подъездt подъем, предъюбилейный, объявле­ние).

ИноязычНые приставки: АД- (адъютант) ИН- (инъекция) КОН- (конъюктивит) ОБ- (объезд) СУБ- (субъект)

Ь для различения грамматической формы слов (плач - имя сущ., плачь - гл. повелительного накло­нения).

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ

В сложных словах, первую часть которых образу­ют числительные двух, трех, четырех (двухъярусный, трехъязычный).

Перед буквами А, О, У, Э (сагитировать, подо­конник, сузить, сэкономить);

В сложносокращенных словах (детясли).

В корне слова перед буквами Е, Е, Ю, Я, И (пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи);

В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон).

Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

1. На конце слов, кроме шипящих согласных (день).

2. В середине слова:

После мягкого Л (сельдь);

После мягкого согласного, стоящего перед твер­дым (Кузьма);

Между двумя согласными, если при изменении слова второй становится твердым, а первый оста­ется мягким (просьба - в просьбе).

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, РЧ пишутся без мяг­кого знака;

Между двумя мягкими лл Ь не пишется (иллюзия);

В сочетаниях: ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ (ЗНаменитый иНТересный СНова ЗДесь СТоит).

Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

В существительных 3-го склонения (ночь);

В глаголах (2-е лицо единственного числа, не­определенная форма, по­велительное наклонение: пишешь, печь, намажь);

В наречиях (сплошь).

В существительных 2-го склонения (врач);

В кратких прилага­тельных (пахуч);

В родительном падеже существительных множе­

ственного числа (много туч, груш).

Исключения: уж, замуж, невтерпеж;

В частицах ишь, бишь, вишь;

В творительном падеже некоторых существитель­ных и числительных (че­тырьмя).

1. Укажите неверное объяснение написания Ь и Ъ.

а) подьячий - разделительный Ь в корне слова пе­ред Я

б) компаньон - разделительный Ь в иноязычных словах перед О

в) спрячьте - разделительный Ь пишется в корне глаголов повелительного наклонения

г) трехъярусный - разделительный Ъ в сложных словах после числительного трех перед Я

2. Укажите верное объяснение написания Ь и Ъ.

а) отужинали - после приставки на согласный пе­ред У не пишется Ъ

б) тишь - разделительный Ь пишется в корне слова после шипящих

в) дальний - разделительный Ь в корне слова

г) вишь - Ь пишется в наречиях после шипящих

3. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?

а) премьера, объяснение, карьера

б) бур..ян, е..емка, ин..екция

в) от..езд, об..езжать, ад..ютант

г) рел..еф, от..ем, конс..ержка

4. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

а) разъезжаются, медал..он, б..ющийся

б) кон..як, медал..он, в..юга

в) от..ехать, об..ектив, с..ежиться

г) лист..я, плат..е, с..емка

5. В каком ряду допущена орфографическая ошибка при написании Ь и Ъ?

scicenter.online

1.11. Употребление букв Ь и Ъ

В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).

Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак , или «ерь»).

Ср.: стол – столь, банка – банька.

В словах нян ь ка, тон ь ше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой ь.

  • В словах ня нч ить, то нч айший есть сочетание нч, которое пишется без ь.
  • 2) Ь не пишется между двумя л и двумя н.

    1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм

    Мягкий знак, или ерь (ь), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.

    1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ

    Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я).

    1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    после приставки, оканчивающейся на согласную;

    В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.

    в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;

    Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.

    в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- .

    Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

    Ср.: меж атомный, контр удар, транс океанский, трёх этажный.

    2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).

    Ср.: платье, дьяк. Исключение фельд ъ егерь.

    3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

    Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

    4) Буква ъ не пишется в существительном под ь ячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь, поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

    5) В середине слова (в корне) ар ь ергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет.

    6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять .

    2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:

    в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ] ;

    в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

    Бульон [бул’jо́н], синьор [син’jо́р], миньон [мин’jо́н].

    Разделительные «ъ» и «ь»

    Буквы «ъ» и «ь».

    Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , передающими сочетания [j ] с гласными, в следующих случаях.

    1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

    а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий ;

    б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

    Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб, ад, диз, ин, интер, кон, об, суб , которые в языке источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

    2. В сложных словах:

    а) после начальных частей двух, трёх, четырёх , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

    б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

    3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

    Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [j ] с гласными, пишется разделительный ь .

    Примеры: ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

    Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

    65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

    1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
  • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
  • в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;
  • 2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

    Правописание разделительного ь (мягкого знака).

    Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

    • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
    • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.
    • Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

      1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

      2. После шипящих под ударением пишется ё:

    • в окончаниях глаголов (ржёт, лжёшь),
    • в суффиксе глагола -ёвыва- (выкорчевывать),
    • в суффиксе существительных -ёр- (стажёр),
    • в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-(выкорчёвка),
    • с суффиксе страдательных причастий -ён(н)-(сражённый, запряжён),
    • в суффиксе отглагольных прилагательных (жжёный) и в словах, производных от этих прилагательных (жжёнка),
    • в местоимении о чём,
    • словах причем, нипочём.

    П р а в и л а.

    1. Разделительный 6 пишется перед буквами е, ё, ю, яв сле-

    дующих случаях:

    а) после приставки, оканчивающейся на согласную, напри-

    мер: въезд, объем, предъюбилейный, объявление;

    б) в иноязычных по происхождению словах после приставки

    на согласную (об-, ад-, диз-, ин-, ттер-, кон-, контр-, об-, суб-,

    транс-) или составной частицы пан-, например: адъютант, инъ-

    екция, конъюнктура, объект, субъект, панъевропейский;

    в) в сложных словах, первую часть которых составляют чис-

    лительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный.

    П р и м е ч а н и е. Данное правило не распространяется на

    сложносокращенные слова: детясли.

    2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

    а) перед буквами е, ё, и, ю, я внутри слова не после при-

    ставки, например: портьера, сырье, воробьиный, вьюга, кресть-

    б) в некоторых иноязычных словах перед о, например: поч-

    тальон, шампиньон.

    § 12. БУКВА Ь КАК ЗНАК МЯГКОСТИ

    П р а в и л а. Для обозначения мягкости предшествующего

    согласного ь пишется:

    А) на конце слова: нить, пить, площадь, семь;

    б) в середине слова для обозначения мягкости согласного,

    стоящего перед твердым согласным: свадьба, молотьба, резьба,

    просьба, тьма, меньше;

    в) в середине слова между двумя мягкими согласными в том

    случае, если при изменении слова или в родственных словах

    второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою

    мягкость: возьми (ср. возьму), просьбе (ср. просьба); но: бантик (ср.

    бант), резня (ср. резать);

    г) после мягкого л независимо от того, твердый или мягкий

    согласный за ним следует альт, бальзам, вскользь, польза, сельдь;

    д) в формах творительного падежа множественного числа:

    детьми, людьми, лошадьми;

    е) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот, в се-

    редине: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот; в числи-

    тельных, оканчивающихся на -дцать, в конце слова: пятнад-

    цать, девятнадцать, двадцать. (О правописании числительных

    см. также § 27.)

    П р и м е ч а н и е. В сочетанияхяи, чи, нч,рч, чк, щи, рщ, нщ

    мягкий знак не пишется: ранний, ночной, венчик, порча, печник,

    помощник, фонарщик, загонщик.

    БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

    П р а в и л а. Как показатель грамматической формы ь пи-

    а) в именительном и винительном падежах единственного

    числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-

    дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-

    тельного падежа множественного числа);

    б) в неопределенной форме глагола: учить - учиться,

    спать - выспаться;

    в) в форме повелительного наклонения: взвесь - взвесьте,

    взвесьтесь; сыпь - сыпьтесь, сыпься;

    г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь -

    заглядываешься; строишь - строишься. (О правописании ь в гла-

    гольных формах см. также § 31.)

    Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-

    щенные буквы.

    1.1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей (П.).

    2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-

    сать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим

    (Г.). 3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько

    любимых его п...ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их

    манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур...ян

    рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-

    ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно

    выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз...яренная река пенилась и схле-

    стывала волнами гранитные парапеты набережной

    (Гори/.). 8. Порой выходила группа от..,экзаменовавших-

    ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или

    озабоченно - о возможности провала (Кор.). 9. Повар

    давал им {матросам] вываренное бул...онное мясо (М. Г.).

    10. Среди большой чистой площадки на высоком п...е-

    дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).

    11. Вот нам и еще один компан...он для пикника (Купр.).

    12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ,..ятный

    лазурный простор (Гладк.). 13. При малейшем из...яне в

    костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-

    жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-

    кар.). 14. Мы уж с отцом от...ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы

    отходили на север, прикрываясь все время сильными

    ар...ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-

    от...емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с...у-

    зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-

    стал день прем...еры, подготавливавшейся свыше

    полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред...явили Фокину ряд

    требований, и прежде всего о повышении заработной

    Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в...кжи из бре-

    зента (Закр.).

    II. 1. В городке было сконцентрировано несколько

    батал...онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-

    об...емлющие задачи построения бесклассового обще-

    найти в магазинах Глав...ювелирторга. 4. Во время ре-

    монта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.

    иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы

    работы позволили с...экономить много времени и средств.

    7. Активная контр...атака противника поставила в зат-

    руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-

    ту переводчика облегчил недавно изданный трех...языч-

    ный словарь. 9. В такую в...южную ночь нетрудно было

    сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-

    редки были заморозки, и листья на дерев...ях с...ёжи-

    лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-

    ментов была использована фельд...егерская связь.

    12. Проверив, прочно ли прикреплены п...ексы, лыж-

    ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-

    боту, нужно объективно оценивать свои возможности.

    14. Денежные знаки старого образца были из...яты из

    обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-

    бое явление природы казалось людям сверх...естествен-

    ным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с

    какими-то четырех...элементными соединениями. 17. В

    основе таких теорий, как пантюркизм, пан...японизм,

    лежат не столько религиозные, сколько политические

    цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-

    вершил транс...европейский перелет за несколько ча-

    сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь

    избавиться от тяжести под...яремной жизни в условиях

    крепостничества. 20. Сначала производились натурные

    с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны

    кинофабрики.

    III. 1. Прос...ба моя состоит в следующем. 2. Дождик

    сеялся все мел...че и мел...че. 3. На землю легла измо-

    роз.... 4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора,

    в который тянет апрел...ской свежест...ю. 5. Ему не сиде-

    лос.... 6. Он учит.-.ся катат...ся на кон...ках. 7. Короткий

    зим...ний день начинал смеркат...ся. 8. С ним все нян...-

    чилис.... 9. Помощ...ник был старательный и толковый.

    л...дистым и в...южным. 11. Нян...ка любила возит, .ся с

    дет...ми. 12. Л...няные головы белели во т...ме. 13. Я боюс...

    сер...езно увлеч...ся. 14. И нечему дивит...ся: как дере-

    ву с огнем ДРУЖИТ...СЯ? 15. Захочеш... - доб...еш...ся.

    16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес. 17. Поза-

    бот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой. 18. Не

    плач...те, угеш...тес.... 19. Заступитес... за слабого. 20. Брос...-

    те ругат...ся.

    IV. Изморос..., кол...цо, сел...д..., декабр..,ский,

    мен...ше, Куз...ма -Куз...мич, Сил...ва, Ал...бина, Пал...-

    мира, ал...ергия, БОЗ...НЯ, свар...щик, пес...ня, рож...,

    дач..., доблест..., плеч..., весен...ний, проч...ный, ян-

    вар... ский.

    ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

    ГЛАСНЫЕ ЫИ Я ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

    П р а в и л а:

    1. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо

    и пишется ы в соответствии с произношением. Например: иг-

    рать - разыграть; искать - подыскать.

    П р и м е ч а н и е 1. Данное правило не распространяется на

    сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т. п.

    П р и м е ч а н и е 2. В слове взимать пишется и согласно

    произношению.

    2. После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по

    общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы:

    межинститутский, сверхиндустриализация.

    3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и час-

    тиц контр-, суб-, транс-, пан-: контригра, субинспектор, транс-

    иорданский, панисламизм.

    Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы.

    Безыдейное произведение, без...менная речка, без-

    Нвентарное хозяйство, безынициативный работник,

    безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, ме-

    д...нститут, пред...дущее изложение, пред...стория че-

    ловечества, сверх...зысканные манеры, под...нтеграль-

    ное число, пред...юньские события, -транс...райская

    магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника,

    тические противоречия.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

    социально-экономических дисциплин

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    комбинированного занятия

    для преподавателя

    Дисциплина: Русский язык

    Раздел 2.

    Тема 2.9. Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих

    Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень обучения

    Курс I

    Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.

    Мотивация изучения темы 4

    Выписка из тематического плана дисциплины «Русский язык» 5

    Примерная хронокарта занятия 6

    Блок информации 7

    План самостоятельной работы студентов 8

    Приложение 1 9

    Приложение 2 10

    Приложение 3 11

    Эталоны ответов 13

    Список использованных источников 16

    Методический лист

    Вид занятия : комбинированный.

    Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй(воспроизведение).

    Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

    Воспитательные цели : способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

    Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

    Методы обучения – репродуктивный.

    Время занятия : 90 минут.

    Мотивация изучения темы

    Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

    Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»

    Наименование разделов и тем

    Объем часов

    Уровень освоения

    Раздел 2.

    Нормы современного русского литературного языка

    84

    Тема 2.9. Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих

    2

    Правописание гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ъ и Ь. Соблюдение в практике письма орфографических норм русского литературного языка.

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Контрольные работы

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Работа с учебником, выполнение упражнений ;

    Работа с конспектом лекции.

    ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

    Наименование этапа

    Время

    Цель этапа

    Деятельность

    Оснащение

    преподавателя

    студентов

    Организационный этап

    Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

    Отмечает отсутствующих студентов в журнале

    Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

    Журнал, тетради

    Мотивационный этап

    Развитие интереса к новой теме

    Объясняет студентам важность изучения данной темы

    Слушают, задают вопросы

    Цели занятия

    Установка приоритетов при изучении темы

    Озвучивает цели занятия

    Слушают, записывают в тетрадь новую тему

    Методическая разработка занятия

    Контроль исходных знаний студентов

    Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя

    Приложение 1.

    Изложение исходной информации

    Способствовать развитию формирования умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

    Излагает новый материал

    Слушают, читают материал в учебнике, записывают

    Методическая разработка занятия

    Выполнение заданий для закрепления знаний

    Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

    Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

    Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

    Приложение 2 (задание 1, 2)

    Конечный контроль новых знаний

    Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

    Инструктирует и проводит контроль

    Выполняют задания

    Приложение 3

    Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

    Формирование и закрепление знаний

    Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

    Записывают задание

    Работа с учебником, выполнение упражнений ;

    Работа с конспектом лекции.

    Подведение итогов

    Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

    Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

    Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

    Журнал группы

    Блок информации

    Употребление ь

    1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) буква ь пишется:

    1) на конце слова (в том числе в неопределенной форме глагола и повелительном наклонении): восемь, лить, конь;

    2) в середине слова – после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): альбом, льстить, мальчик, однако между двумя л буква ь не пишется: иллюстрация, аллергия; после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (тесьма); после мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м, являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – серьга). В остальных случаях ь в середине слова для обозначения мягкости согласных не пишется (кустик).

    Примечание: полезно запомнить, что буква ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ (нянчить) (хотя нянька), хищник); буква ь сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола, перед окончанием -те в повелительном наклонении (встретить – встретиться.)

    2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

    1) в именах существительных ж. р. 3 склонения в форме ед. ч. (мелочь, но существительное м. р. богач без мягкого знака);

    2) в следующих формах глаголов: в неопределенной форме (увлечь, увлечься); в повелительном наклонении (спрячь, спрячьте); во 2-ом лице ед. ч. настоящего (и будущего) времени (моешь, моешься). Кроме того, по традиции ь после шипящих пишется: в наречиях), кроме невтерпеж, уж, замуж (настежь, сплошь); в частицах (лишь, ишь).

    3. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

    1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

    2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

    Употребление ъ

    Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

      после приставки, оканчивающейся на согласную (въезд, межъядерный);

    2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), составная частица пан– (инъекция);

    3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех– (двухъярусный).

    Как показывает правило, буква ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обузить).

    Примечание: данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, детясли.

    План самостоятельной работы студентов

    Название этапа

    Описание этапа

    Выявление уровня подготовки

    Контроль исходного уровня знаний

    Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 1

    Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

    Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний

    1. Выполнение заданий с различными случаями написания ь и ъ. Приложение № 2

    Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения правильно определять написание ь и ъ, а также использовать знания норм в своей письменной речи

    Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают свою точку зрения

    Выработка умения аргументирование отстаивать свою точку зрения

    Конечный контроль

    Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 3

    Выяснение степени достижения цели занятия


    Приложение 1

    Задание для контроля исходного уровня знаний студентов

    Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

    1. А Шурка и плакать не мог. Он все см…трел на печь, на груду огненных ч…р…пков и почему-то думал о том, что все в ж…зни бьется к сч…стью,- так ск…зала тетя Настя, и ее сл…ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горш…к вдреб…зги. Где же сч…стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зв…нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лиц… рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ш…н…ленку на одно плеч…, как-то удало-приятно тряхнул русым ч…бом, негромко х…х…тнул и стал прежним трепач…м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девч…нки принялись тихонько отодвигаться, т…сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно с.лдату незаметно переброситься тайным словц…м с другим служ…вым о сух…рях, холщ…вых к…томках и дальней д…роге. (Смирн.) 5. Когда-то ч…рную, может быть, даже ч…рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюж…ло с…диной, а вот брови какими были в молодости см…листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный г…рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль ш…ссе. (Кож.) 7. Строитель насл…ждается видом р…стущих заводских корпусов, новых ж…лых зданий, в…кзалов, т…атров, воздвигаемых по его про…ктам. (Ов.) 8. А з…ря разгоралась, и вет…р со степи струился навстречу синей-синей р…кой. (Айтм.) 9. В ч…рных, плутоватых, как у ц…гана, глазах Швыдченки Петр ул…вил немой вопрос. (Верш.) 10. Остальное было все летнее: лодочки, с…нд…леты, два ситц…вых платья, два с…р…фана и еще одно платье - ш…лковое, без рук…вов. (Сим.) 11. Вп…реди действительно пок…зались поля пл…вучих льдов, а среди них разводья. (Кап.) 12. На старую с…рдитую ма…ршу медицинской службы именно мои легкие произвели почему-то невыгодное впеч…тление. (Кае.) 13. Тимко увидел темные силу…ты быков и невысокого человека, который су…тился возле них. (Тютюн.)

    Приложение 2

    Задания для закрепления знаний

    Задание 1. Прослушать предложения, выбрать и записать только те слова, в которых необходимо написание Ъ или Ь.

    1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (М.). 2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Т.). 3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Ч.). 4. Долины ноч... еще об...емлет (П.). 5. Он стоит у бюста, опершись на п...едестал (Гот.). 6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (П.). 7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Ч.). 8. Под...ем становился все круче и труднее (Закр.). 9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Г.). 10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Т.). 11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черк.). 12. И гул под...емлется кругом (Л.). 13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Т.). 14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матер…ю (Л. Т.). 15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. П.). 16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Г.). 17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами.

    Задание 2 . Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.

    1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)


    Приложение 3

    Задания для конечного контроля

    Задание 1 . Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

    I. 1. Савватей посоветовал попытат… счаст…я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору от…евшиеся за осен… птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полден…- в небе ни облач…ка, над степ…ю марево, в сапогах печет ноги, а скинеш… сапоги, ступат… бол…но: так колет…ся стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз в…езжат… в улицы города, то знойно пыл…ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осен…ю, то гладко налощенные полоз…ями саней зимой, для него было непередаваемой радост…ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дар…ю, застав… ее мчат… воды по пути, который сам ей укажеш…, прикажи ей быт… слугой советской земли, и ты еще раз услышиш… братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. От…езд должен был удобно, просто и мужественно разрешит… эту канител…, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требовател…нос…ти, от необходимос…ти делат… то, во что не вериш… . (Гран.) 6. Дерев…я под тяжест…ю мокрого снега гнулис…; мал…чишки во всех дворах лепили снежные крепос.ти, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами пал…то и еще в коридоре, прячас… от всевидящих материнских глаз, начинали раздеват…ся. (Проск.) 7. Михас…, сидя сейчас в подпол…е у стены, вспомнил в подробнос…тях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ноч…, освеженную дождем, он вышел на новую операцию - опят… же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очен… взрослые, душевно сил…ные, давно привыкшие с настойчивост…ю и суровостью управлят… собственной суд…бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочет…ся, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет… с ними хотя бы через ден… или час - даже в том случае, ес…ли этот ден… или час будет грозит… им сер…езными неприятнос…тями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительнос…т… элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое - сделат… бол…шие по об…ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит…, увеличит… скорос…т… движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетает…ся из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, пол…зуяс… теорией Снигирева, бол…ше двух лет возилис… с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорит… их движение. Резул…тат отличный, работа нужна производству, все довол…ны. (Дем.)

    II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и скол…ко бы боев и нанесенных немцам потер… ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехат… по этому забитому люд…ми шоссе, никому не об…ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что об…яснят… это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцат… дней, он со своими восьм…юдесят…ю танками пройдет через Красную площад… . Шест…десят… «тридцат…четверок» - машины, о которых может тол…ко меч…тат… любой танкист, и двадцат… «КВ» - тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы имет… их в бригаде в первый же ден… войны! Восемьдесят… танков … (К. Симонов)

    Эталоны ответов

    Приложение 1

    1. А Шурка и плакать не мог. Он все смо трел на печь, на груду огненных че ре пков и почему-то думал о том, что все в жи зни бьется к сча стью,- так ска зала тетя Настя, и ее сло ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горшо к вдребе зги. Где же сча стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зве нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лицо рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ши неленку на одно плечо как-то удало-приятно тряхнул русым чу бом, негромко хо хо тнул и стал прежним трепачо м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девчо нки принялись тихонько отодвигаться, те сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно со лдату незаметно переброситься тайным словцо м с другим служи вым о суха рях, холщо вых ко томках и дальней до роге. (Смирн.) 5. Когда-то че рную, может быть, даже че рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюжи ло се диной, а вот брови какими были в молодости смо листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный го рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль шо ссе. (Кож.) 7. Строитель насла ждается видом ра стущих заводских корпусов, новых жи лых зданий, во кзалов, те атров, воздвигаемых по его прое ктам. (Ов.) 8. А за ря разгоралась, и вете р со степи струился навстречу синей-синей ре кой. (Айтм.) 9. В че рных, плутоватых, как у цы гана, глазах Швыдченки Петр уло вил немой вопрос. (Верш.) 10. Остальное было все летнее: лодочки, са нда леты, два ситце вых платья, два са ра фана и еще одно платье - ше лковое, без рука вов. (Сим.) 11. Впе реди действительно пока зались поля пла вучих льдов, а среди них разводья. (Кап.) 12. На старую се рдитую майо ршу медицинской службы именно мои легкие произвели почему-то невыгодное впеча тление. (Кае.) 13. Тимко увидел темные силуэ ты быков и невысокого человека, который суе тился возле них. (Тютюн.)

    Приложение 2

    Задание 1.

    Взъ яренный, Пь ер, компань онки, обыденщина, ночь объ емлет, пь едестал, въ явь, съ ела, опь янела, подъ ем, дь явольски, ручь я, съ емка, подъ емлется, объ ехать, матерь ю, предыдущего, сентябрь, подъ езжал, субъ ект.

    Задание 2 .

    Ь в конце слова для смягчения согласного звука: лагерь, брать, дань, яблонь, быть, расступилась, ходить, дышать, день.

    Ь в середине слова: зорька, невольную, фельдфебелем, больному, шестьдесят.

    Разделительный Ь: Васильевне, дочерью, людьми, деревьях, декабрьский.

    Ь после шипящих: ложь, лишь.

    Ь в глаголах: стучаться, поверьте, спускаться.

    Ь в иноязычных словах: бульон.

    Ъ перед е, ё, ю, я: въезжать, подъезд.

    Приложение 3

    Задание 1 .

    I. 1. Савватей посоветовал попытать счасть я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору отъ евшиеся за осень птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полдень - в небе ни облачк а, над степь ю марево, в сапогах печет ноги, а скинешь сапоги, ступать боль но: так колетс я стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз въ езжать в улицы города, то знойно пыль ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осень ю, то гладко налощенные полозь ями саней зимой, для него было непередаваемой радость ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дарь ю, заставь ее мчать воды по пути, который сам ей укажешь, прикажи ей быть слугой советской земли, и ты еще раз услышишь братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. Отъ езд должен был удобно, просто и мужественно разрешить эту канитель, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требователь ност и, от необходимост и делать то, во что не веришь . (Гран.) 6. Деревь я под тяжесть ю мокрого снега гнулись ; маль чишки во всех дворах лепили снежные крепост и, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами паль то и еще в коридоре, прячась от всевидящих материнских глаз, начинали раздевать ся. (Проск.) 7. Михась, сидя сейчас в подполь е у стены, вспомнил в подробност ях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ночь , освеженную дождем, он вышел на новую операцию - опять же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очень взрослые, душевно силь ные, давно привыкшие с настойчивость ю и суровостью управлять собственной судь бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочетс я, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет с ними хотя бы через день или час - даже в том случае, если этот день или час будет грозить им серь езными неприятност ями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительность элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое - сделать боль шие по объ ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит, увеличить скорость движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетаетс я из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, поль зуясь теорией Снигирева, боль ше двух лет возились с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорить их движение. Резуль тат отличный, работа нужна производству, все доволь ны. (Дем.)

    II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и сколь ко бы боев и нанесенных немцам потерь ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехать по этому забитому людь ми шоссе, никому не объ ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что объ яснять это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцать дней, он со своими вось мь юдесять ю танками пройдет через Красную площадь . Шесть десят «тридцать четверок» - машины, о которых может толь ко мечт ать любой танкист, и двадцать «КВ» - тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы иметь их в бригаде в первый же день войны! Восемьдесят танков … (К. Симонов)

    Критерии оценки

    Оценка «5 » ставится, если ученик выполнил все задания верно.

    Оценка «4 » ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

    Оценка «3 » ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

    Оценка «2 » ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

    Примечание . Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки.

    Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

    Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

    Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

    Список использованных источников

      Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
      классах [Текст]/ - М.: Просвещение, 2008. - 286с.

      Розенталь Д.Э. / Справочник [Электронный ресурс] / Режим доступа http://evartist.narod.ru/ .

      Диктанты / Сборник диктантов по орфографии и пунктуации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://dictations.ru/

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

    Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

    Учитель: Михальцова Татьяна Сергеевна

    МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г.Миасс, Челябинская область

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

    ЦЕЛИ УРОКА:
    1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
    2.
    Развить орфографическую зоркость, самоконтроль , уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
    3. Воспитывать
    интерес к предмету стремление к грамотной речи;

    Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

    В процессе работы формируются:

    Предметные результаты : опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.

    Метапредметные:

    регулятивные УУД : умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.

    познавательные – знать орфограммы употребления ь , уметь различать написание слов с ь , анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;

    коммуникативные : умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

    личностные : определять цели своего обучения.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Тексты для индивидуальной и парной работы
    2 Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

    3. Тест.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Приветствие, проверка готовности к уроку.

    Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы с вами сегодня дружно поработаем.

    Желаю вам успехов и хороших оценок.

    2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.

    В начале урока проверим домашнее задание по материалу, изученному на прошлых уроках. Часть детей поработает индивидуально у доски и в тетради. В конце урока тетради сдадите на проверку с выполненным упражнением 108. Они будут проверены и оценены. Были ли у вас затруднения при выполнении этого упражнения?

    Ученики у доски готовятся к ответу:

    1ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»:

    После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.

    В середине слова:

    А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)

    Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)

    В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).

    Ь не пишется:

    В буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.

    Между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.

    Перед суффиксом –ск- в прилагательных, образованных от существительных на –нь, -рь: конь – конский, зверь – зверский.

    2 ученик. Задание: произвести фонетический разбор слова и определить роль ь знака в слове вьёт

    Обозначает ли Ь звук? (Нет).

    Назовите, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?

    Разделительный ь пишется перед гласными: е, ё, ю, я, и (пьеса, бельё, вьюга, рьяный, соловьи).

    3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

    Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М.Ю.Лермонтов)

    2 . Актуализация знаний . У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.

    3. Орфоэпическая разминка . Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)

    Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения

    зак У порить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр,

    Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. . Прочитай рифмы, которые способствуют запоминанию слов.

    Например:

    Не будем улыбаться,

    Хватит баловАться.

    Уважаемый наш сэр,

    Посетите диспансЕр.

    Не влезешь в шорты,

    Если будешь есть одни тОрты.

    Снова бегемот

    Сломал нефтепровОд.

    Посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)

    Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?

    1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.

    2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.

    3. А ещё для чего служит ь? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова ) - создание проблемной ситуации.

      Работа по основной теме урока.

    Анализ предложенной орфографической задачи:

    В предложении, которое разбирали у доски, нам встретилось слово прочь , почему в нём пишется ь знак? (Это наречие с основой на шипящую).

    Мягкий знак тоже служит для обозначения грамматической формы.

    Рассмотрим таблицу (у каждого на парте), вставим пропущенные орфограммы. Нужно ли писать в них ь знак? Все ли они одной части речи. Вспомните правила правописания ь знака, грамматические признаки частей речи.

    - Для чего он употребляется? (для обозначения грамматической формы слова)

    - Какая же тема сегодняшнего урока ? Употребление ь для обозначения грамматических форм. В тетради запишем тему.

    - Словарь. Что такое грамматика?

    - Грамматическая форма?

    - У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?

    (Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).

    Цель нашего урока? (закрепить навыки правописания ь знака в различных частях речи, учитывая грамматическую форму слова).

    - Прочитайте ещё раз теоретический материал в учебнике на с. 86-87 или в таблице

    Вывод: Чтобы определить, нужен ли ь знак в слове, нужно определить часть речи и грамматическую форму слова.

    Ученица: Он очень вежлив, мягкий знак!

    Не любит споров он и драк:

    Он всем старается помочь!

    Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

    Он в тихом лунном слове «ночь».

    Чтоб никого не огорчить,

    Он все старается смягчить:

    Отрежь – отрежьте!

    Поешь – поешьте!

    Исправь – исправьте!

    Оставь – оставьте! –

    Так мягко просит мягкий знак,

    Что отказать нельзя никак.

    IV . Закрепление.

    1. Решите орфографическую задачу.

    Задания по вариантам: в парах . Если что-то непонятно, вопросы можете задавать своему соседу по парте, также обращаться к материалам учебника и к таблице.

    1 вар . Упр. 112 (1)

    2 вар. Упр. 112 (2)

    3 вар . Упр. 113 – 2 строки

    4 вар . Изменить слова по образцу. Задание: образуйте краткую форму прилагательного. Например: Свежий – свеж.

    Горячий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, хороший, рыжий, злющий.

    5 вар. Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?

    1. Каждый труди....ся, мы должны труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся.

    Проверка выполненных заданий.

    Итак, чтобы правильно употреблять ь знак, существуют определенные правила.

    Буква ь в современном русском языке может употребляться:

    а) в качестве разделительного знака;

    б) для обозначения мягкости согласного;

    в) для обозначения грамматических форм.

    Самостоятельная работа . Задание: выполните тест, проверьте свои теоретические знания.

    Тест

    1. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она

    Б) улыбат..ся широко, береч.. здоровье, береч..ся от простуды.

    2. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

    А) гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…

    Б) жгуч…, тягуч…, трескуч…

    3. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) сплош…, вскач…, настеж….

    Б) уж…, замуж…, невтерпёж…

    4. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) рож…, ноч…, мыш….

    Б) грач…, мяч…, пейзаж…

    5. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

    А) назнач..те, утеш…тесь, нареж..те

    Б) из училищ…, из-за дач…, из-за туч…

    Как оценить успехи:

    «5» - всё правильно

    «4» - одна ошибка

    «3» - 2 ошибки»

    Обменяйтесь работами, сверьтесь с ответами. Оцените. Самоконтроль по эталону. (1б, 2б, 3 а, 4 а, 5 б) .

    Рефлексия

    Чему был посвящён урок?

    Какие затруднения испытали?

    Что помогло их преодолеть?

    V . Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:

    1. § 19, таблица, упражнение 114

    2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

    Дополнительное задание «Подумайте!»

    /Представьте, что вы нашли древнюю рукопись. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте определить, где нужно поставить ь.

      Мелестная девеж…притясла комейный боромеж…

      Лусый морош… увертал чулёную велоч……….\

    Диагностическая карта

    !!!

    Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»

    Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них — правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

    Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

    • Разделительную.
    • Информирует о мягкости предшествующего звука.
    • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

    Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

    В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

    • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь – это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
    • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

    Правила употребления ь и ъ знаков

    1. Для обозначения мягкости согласных кроме шипящих) буква ь пишется:

    Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

    2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

    3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех – (двухъярусный ).

    2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

    Правило употребления твёрдого и мягкого знаков

    Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

    Лестью – в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

    1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й’] после согласного звука перед гласным.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
    6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

    Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака)

    • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
    • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

    2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

    1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

    • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
    • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
    • в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;

    65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

    1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

    Разделительные Ъ и Ь знаки

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

    Учитель : Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль. Ребята, прочитайте слова, появившиеся на доске. Что их объединяет с точки зрения написания? (Слайд №7)

    повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков;

    Ученики: Ъ знак выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

    IV .Мотивация к формированию новых знаний и формирование новых знаний.

    научиться дифференцировать условия выбора Ь и Ъ знаков, применять свои умения на письме.

    Дидактическая – формировать навык правильного понимания функции знаков; Формировать умения правильного употребления знаков.

    Задание Работа с правилом (стр. 35). Прочитайте текст, поставьте возможные вопросы к тексту? Когда в словах пишется Ъ знак? После какой морфемы в слове пишется твердый знак? Перед какими буквами пишется твердый знак? В каком случае после приставок пишется Ъ знак? (Если приставка заканчивается на согласную).

    Предметные знания : Знают правила употребления ъ и ь знаков, различают их роль в словах.

    Понимание. . Устная работа (упр. 84) Объяснить употребление знаков, выстраивая рассуждение – объяснение.

    Иногда играет смыслоразличительную роль. Кров-кровь, мол-моль, кон-конь, жар – жарь. В некоторых словах имеет нулевое значение рожь(рош) семьсот (симсот).

    Тип урока

    Употребление буквы Ь

    1) на конце существительных мужского рода после ши­пящих согласных: меч, нож;

    2) в середине слова после мягкого согласного [л’]: боль­ ница, скользит, стекольщик;

    1) на конце существительных женского рода: ночь, тишь, мощь;

    Буква ь употребляется для обозначения мягкости согласного, для обозначения раздельного произношения звуков (разделительный мягкий знак) и для обозначения ряда грамматических форм.

    1) перед буквами е, ё, ю, я, и внутри слова (не после при­ставок), например: вьюга, пьеса, семья, дьяк, вьюн;

    Разработка урока по русскому языку — Урок Ъ и Ь знаки — 5 класс

    3. Внутри слов буква Ь знак употребляется после мягкого Л, стоящего пред любым согласным. (вольный, мельница, сельдь) но не пишется между двумя мягкими ЛЛ(аллея Иллюзия, коллизия,

    Разберите эти слова по составу. В чем разница в их строении? (В первой группе Ъ знак стоит после приставки, во втором случае Ь знак находится в корне слова. Что общего заметили? (Перед знаками стоят гласные. е, е,ю, я).

    Исходя из темы урока, определите: каковы наши учебные задачи на данном уроке? Верно: Определить роль этих знаков в слове, когда они употребляются, закрепить навык правописания, слов с этими буквами, уметь строить рассуждение – объяснение их употребления.

    Разъяснил, воробьи, съел, варенье, льет, веселье, объедки, трехъярусный, подъем.

    Тип урока : повторение, закрепление и обобщение знаний о Ъ и Ь знаках.

    Учитель. Ребята, представьте, что кто-то пришел и похитил эти буквы. Они кричали,

    Употребление буквы Ь

    2) на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа после шипящих согласных: (много) туч, крыш, пастбищ;

    1) на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день, камень;

    Для обозначения грамматических форм мягкий знак пишется:

    4) между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму), о письме (письмо).

    2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость, злость;

    2) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, наотмашь (‘исключения: уж, замуж, невтерпёж);