Про природу

Империя цин кратко. Китайские династии. Возникновение маньчжурского государства

Династия Ся Династия Шан Династия Чжоу Восточное Чжоу Период Весны и Осени Период Сражающихся царств Династия Цинь (Династия Чу) - смутное время Династия Хань Западная Хань Синь , Ван Ман Восточная Хань Эпоха Троецарствия Вэй Шу Западная Цзинь Шестнадцать варварских государств Восточная Цзинь Южные и Северные Династии Династия Суй Династия Тан

Северная Сун

Южная Сун

Династия Цин

Китайская Республика

Первоначально династия называлась «Поздняя Цзинь» (金 - золото), название было изменено на «Цин» (清 - «чистый») в 1636 году . Во время правления Цин территория Китая распространилась на Синьцзян и Тибет . В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить достаточно эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с Западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов , проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

История

Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь , Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу.

Упадок Минской империи

Эпоха Канси-Цяньлун

Эпоха «закрытия» Китая

Опиумные войны и восстание тайпинов

Политика «самоусиления»

Японо-китайская война и движение ихэтуаней

«Новая политика»

Синьхайская революция и последние попытки реставрации монархии

После объединения Китая под властью гоминьдана в 1928 году Чан Кайши , боясь, что Пуи станет орудием Японии в борьбе против Китая, предложил экс-императору восстановить «Льготные условия» и денежные выплаты в случае его переезда в Шанхай. К этому времени Пуи уже целиком попал в японскую западню, и переходить из неё в неизмеримо более опасную гоминьдановскую не захотел. 18 сентября 1931 года, организовав «маньчжурский инцидент », японские войска оккупировали Маньчжурию. Получив заверения о том, что ему уготовлен императорский трон, Пуи добровольно перешёл на сторону японцев и стал сотрудничать с ними. В 1932 году правление династии Цин было восстановлено на территории марионеточного японского государства Маньчжоу-го , Пуи вступил на престол под девизом правления «Датун».

Управление

Вооружённые силы

Социально-экономическое развитие

Общество и культура

Императоры династии Цин

Китайская династия Цинь пребывала у власти всего полтора десятилетия. Однако именно ей, а прежде всего первому правителю этого имени - Цинь Шихуанди, было суждено войти в историю как объединителю разрозненных китайских царств в единую централизованную империю, заложившую основы социально-экономического и административно-политического развития Китая на многие столетия вперёд.

Предпосылки возникновения империи в древнем Китае

На протяжении пятого-третьего веков древние царства на территории Китая постоянно воевали друг с другом за первенство. В этих условиях будущее им могло обеспечить лишь объединение разрозненных образований в единую сильную державу, способную обеспечить защиту собственных границ от внешних врагов и захватывать на соседних территориях рабов и новые земли. В силу непрекращающейся вражды китайских княжеств подобное объединение можно было произвести только насильственным путём под эгидой сильнейшего из них, что в итоге и случилось.

Временной отрезок с 255 по 222 гг. до нашей эры вошёл в историю Китая как период Чжаньго - "борющихся (или сражающихся) царств". Самым сильным из них было княжество Цинь (территория современной провинции Шаньси). Его правитель, Ин Чжэн, взошёл на трон в возрасте двенадцати лет, однако весьма быстро проявил себя как сильный и жестокий властитель. До его совершеннолетия государством Цинь управлял Люй Бу-вэй, влиятельный торговец и придворный. Однако едва властителю Цинь исполнился двадцать один год, он немедля взял власть в собственные руки, безжалостно расправившись с Люй Бу-вэем, попытавшимся свергнуть его.

В результате многолетней борьбы к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось подчинить себе все "сражающиеся царства" одно за другим: Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Встав во главе огромной державы, Ин Чжэн принял новый титул для себя и своих потомков - "хуанди", что означало "император".

Цинь Шихуанди - первый император Китая

Империя Цинь простиралась на огромной территории - от Сычуани и Гуандуна до Южной Маньчжурии. Взойдя на престол под именем Цинь Шихуанди, "первый император династии Цинь", Ин Чжэн, в первую очередь уничтожил независимые государственные образования на подчинённых ему землях. Государство было разделено на тридцать шесть областей, каждая из которых являлась также и военным округом. Во главе каждой области поставил двух управителей - гражданского и военного.

Была жёстко ограничена власть аристократии. Прежние аристократические титулы были упразднены - теперь критерием знатности выступали уровень богатства и заслуги перед государством. Чиновники громоздкого государственного аппарата на местах теперь находились под контролем центральной администрации, этому способствовало введение института инспекторов для наблюдения за их деятельностью.

Цинь Шихуанди провёл ряд других реформ, которыми прославилась династия Цинь: он унифицировал денежную систему, ввёл единую систему веса, ёмкости и длины по всей стране, составил свод законов, установил единую для всей страны систему письменности.

Помимо этого, им было официально узаконено право свободной торговли землёй, что повлекло невиданное до сей поры обогащение знати наряду с массовым разорением свободных общинников. Значительное усиление налогового гнёта и рабочей повинности, а также новые чрезвычайно жёсткие законы, предусматривающие коллективную ответственность, привели к широкому распространению работорговли. Новая знать - богатые ремесленники, крупные ростовщики и торговцы - всячески поддерживала реформы, которые проводила династия Цинь, однако прежняя аристократия была ими исключительно недовольна. Конфуцианцы, выражавшие настроения последних, начали открыто критиковать деятельность правительства и предрекать империи скорую гибель. В результате по приказу Цинь Шихуанди конфуцианцы подверглись жесточайшим репрессиям.

Строительные мероприятия в империи Цинь

При правлении Цинь Шихуанди было проведено масштабное строительство сети ирригационных сооружений и дорог, охвативших всю страну. В 214-213 годах до нашей эры было начато возведение грандиознейшего фортификационного сооружения - Великой китайской стены - для защиты северных рубежей империи от кочевников.

Кроме того, во второй половине прошлого столетия археологами была обнаружена величественная гробница Цинь Шихуанди. В огромном склепе была замурована целая "терракотовая армия" - шесть тысяч выполненных в натуральную величину фигур солдат и боевых коней, "охраняющих" вечный покой императора.

Религия в империи Цинь

Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал - Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным "эквивалентом" выступало Солнце.

Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.

Династия Цинь: падение

В 210 году до нашей эры, находясь в одной из инспекционных поездок по стране, император Цинь Шихуанди внезапно скончался (историки предполагают, что на тот момент ему был пятьдесят один год). На престол взошёл его сын, Эр Шихуанди, попытавшийся продолжить политику отца. Однако он сумел удержаться у власти всего два года. Недовольство различных слоёв населения тем, как правили императоры династии Цинь, переросло в гражданскую войну. Начало ей положило восстание крестьян под руководством Чэнь Шэна (209-208 годы до нашей эры). Крупные землевладельцы, а также потомки прежней, старой знати также восстали против центральной власти, одновременно сражаясь и с повстанцами-крестьянами.

В 207 году до нашей эры Эр Шихуанди был убит. Некий Чжао Гао, знатный сановник и родственник императора, возглавивший заговор против него, посадил на престол государства собственного сына - Цзы Ина. Однако новому правителю не суждено было удержаться на престоле. Не более чем через месяц Цзы Ин и его отец были убиты недовольной знатью. Они были последними мужчинами, состоящими в кровном родстве с Цинь Шихуанди. Таким образом, Династия Цинь в Китае пала, не просуществовав и двух десятков лет.

Историческое значение династии Цинь

Создание на территории Китая единой сильной централизованной империи сыграло важную роль в дальнейшем историческом развитии страны. Политическое объединение земель, законность права на частную собственность, деление населения по имущественному принципу и проведение мероприятий, поддерживающих рост торговли - всё это способствовало развитию общественных и экономических отношений в стране, заложило основы для дальнейших преобразований.

Однако слишком жёсткие меры, которые династия Цинь предпринимала в целях централизации государства, уничтожение старой знати, налоговый гнёт, повышение цен и повинностей, разорившие мелких и средних производителей, привели к мощной вспышке восстаний, положивших конец её правлению.

Китай. История страны Крюгер Рейн

Глава 25. Маньчжурская династия Цин (1644–1911 гг.)

После захвата Пекина в 1644 году и казни последнего принца династии Мин в 1661 году и вплоть до 1683 года, когда были подавлены последние очаги сопротивления, маньчжурская династия Цин стремилась обеспечить стабильность правительства. Первые попытки не увенчались успехом, потому что аристократия считала маньчжуров врагами и с неохотой подчинялась их распоряжениям: рядом с любым чиновником всегда должен был находиться маньчжур, браки между китайцами и маньчжурами запрещались, во всех крупных городах размещались маньчжурские гарнизоны, маньчжуры как господствующая нация освобождались от сдачи экзаменов при поступлении на государственную службу. Более того, за любое произведение, признанное подрывным, связанные с его публикацией люди наказывались смертной казнью - плюс смертная казнь или обращение в рабство членов их семей. Китайцев заставляли носить маньчжурские прически и одежду, и тысячи ученых, чиновников и землевладельцев в отчаянии сводили счеты с жизнью.

Затем начался процесс, типичный для любого завоевания, - ассимиляция завоевателей культурой покоренной нации. Другими словами, маньчжурский режим все больше китаизировался. За сто пятьдесят лет в династии Цин сменились лишь четыре императора:

Ши-цзу (девиз Шуньчжи), 1644–1661 гг.

Шэнь-чжу (девиз Кан-си), 1662–1722 гг.

Ши-цзун (девиз Юнчжен), 1723–1735 гг.

Гао-цзун (девиз Цян-Лун), 1736–1795 гг.

Начиная с Шэнь-чжу, императоры заговорили по-китайски, сформировали пользующееся уважением правительство по образцу эпохи Мин, избавились от влияния евнухов, в значительной степени искоренили коррупцию, пригласили китайских ученых на государственные должности, переняли китайскую культуру и поощряли придворных следовать их примеру. В результате образованные люди вновь устремились в Пекин, а враждебность к захватчикам исчезла; нарушался даже запрет на смешанные браки, и императорский гарем украсили наложницы-китаянки.

Это был удивительно спокойный период в истории страны - оглядываясь назад, можно назвать его затишьем перед бурей, разразившейся в следующем столетии. Правительство управляло страной при помощи чиновничьего аппарата, густая сеть которого добралась до каждой магистратуры, но порядок в обществе поддерживался в основном за счет мелкопоместного дворянства и прочных семейных связей. Население стремительно росло, и к 1800 году его численность достигла трехсот миллионов человек - во многих провинциях было больше людей, чем в Великобритании и Соединенных Штатах Америки вместе взятых. Улицы крупных городов изобиловали магазинами, чайными домиками, театрами, храмами и мастерскими. В сельской местности, среди многочисленных поместий аристократов, трудились массы крестьян, собственников земли и арендаторов; центром их жизни были деревни, среднее количество дворов в которых не превышало ста. Рост населения способствовал усилению миграции, со временем деревенское население стало нищать, и в этих условиях процветало ростовщичество.

Тем не менее рост населения благоприятно сказывался на экономической активности - быстро развивались банковское дело и международная торговля. Купцы нередко эксплуатировали малочисленные племена юга страны, экономику и культуру которых ждала судьба многих колонизированных народов: пристрастившись к спиртным напиткам, они нищали, лишались земли, а затем и дочерей. Запрет на торговлю с другими странами держался с 1661 по 1684 год, и после его отмены в Китай хлынул поток серебра - в основном в обмен на чай и шелк. Однако к концу XVIII столетия с ростом импорта опия этот поток стал иссякать.

Искусство переживало подъем. Император Шэнь-чжу поддерживал составление гигантских энциклопедий, которые содержали все накопленные знания, а при следующем правителе была издана единая энциклопедия, насчитывавшая 26 тысяч томов. Начался процесс признания Китаем достижений Запада в некоторых областях науки и техники. Итальянские миссионеры познакомили местных художников с отдельными приемами европейской живописи, например с перспективой, но китайцы по-прежнему считали изображение света и тени неестественным. Появились последователи у голландского натюрморта. В литературе по-прежнему доминировали поэзия - особенно лирические песни - и эссеистика, но эти жанры не могли похвастать такими же достижениями, как рассказ, драма и роман. Сочинители рассказов, в которых почти всегда присутствовали сверхъестественные силы, отдавали предпочтение изящному ученому стилю, но в романах уже начал появляться разговорный язык. Одно из таких произведений, написанное в XVIII веке, относится к числу шедевров китайской литературы. Это роман «История камня», или «Сон в красном тереме», повествующий о жизни и судьбе нескольких поколений большой аристократической семьи, об ее возвышении и упадке. Более двадцати лет потратил Цао Сюэцинь на сочинение этого энциклопедического романа, который открыл новые горизонты для литературы Китая, откровенно изобразив чувства людей, что противоречило сложившейся традиции, и занял в китайской культуре место, сравнимое с местом пьес Шекспира или «Дон Кихота» на Западе. Во многих прозаических произведениях той эпохи содержалась критика существующих порядков, в частности, формализма конфуцианского учения, экзаменационной системы и общественных отношений. Некоторые проповедовали феминизм, вошедший в моду в Европе только в XX веке, и выступали против обычая бинтовать ноги женщинам, который постепенно отмирал - вместо маленьких ступней признаком благородного происхождения стали длинные ногти. Драматурги существенно пополнили список пьес своих предшественников эпохи Мин - в каталоге 1781 года их насчитывалось 1013. Некоторые пьесы были необыкновенно длинными - одна такая пьеса состояла из 240 актов, и ее представление длилось два года. Тем не менее театральные спектакли обычно состояли из отдельных актов разных пьес.

Терем Лунного Света. Китайская народная картина из коллекции академика В. М. Алексеева. Императору переодетый простолюдином (в центре, с иероглифами на одежде) посещает увеселительное заведение Терем Лунного Света; в глубине видна театральная сцена

Мирное течение жизни почти не нарушалось крестьянскими восстаниями на юге, которые быстро подавлялись, а также военной активностью маньчжуров, которая хоть и была значительной, но проходила вдалеке от границ империи. До Китая они уже завоевали Корею, а вскоре (в 1683 году) им покорился и Тайвань. Монголы были союзниками маньчжуров, но по мере китаизации династии Цин начали превращаться во врагов. Шестилетняя война, которую начал монгольский хан Галдан, продолжалась до 1696 года, когда император Шэнь-чжу лично возглавил восьмисоттысячную армию, оснащенную артиллерией западного образца, и повел ее через пустыню Гоби во Внутреннюю Монголию. Решающее сражение произошло у югу от Урги (Улан-Батор), в девятистах милях к северо-западу от Пекина. Китайская армия одержала победу, и Галдан покончил жизнь самоубийством. Это было важное историческое событие - угроза со стороны степных народов, на протяжении нескольких веков висевшая над северными провинциями страны, была практически устранена.

Два десятилетия спустя восстание на западе Монголии привело к тому, что китайцы завоевали всю Монголию и Сянган. Затем они продолжили наступление на Тибет, захватили Лхасу, а во главе китайского протектората поставили нового далай-ламу. Китай подчинил себе Непал, Бирму, Вьетнам и Сиам, и к XVIII веку империя расширилась до своих максимальных размеров. Со временем южные приобретения были утрачены, но Тибет, Синьцзян и Внутренняя Монголия и сегодня входят в состав Китая. Проникновение Китая в Центральную Азию имело далеко идущие последствия.

В этот период расширяла свою территорию и Российская империя. К северо-востоку от Монголии русские построили форт на реке Амур. Маньчжуры считали эту землю своей, и в 1685 году разрушили русское поселение. Войну удалось предотвратить при помощи переговоров, в которых переводчиками выступали миссионеры-иезуиты. Результатом переговоров стал Нерчинский договор, но неточности в переводе китайского, русского и маньчжурского текстов стали причиной пограничных конфликтов, и в 1727 году в городе Кяхта был подписан новый договор. Несмотря на то что китайцы до сих пор оспаривают справедливость этих пограничных соглашений, они допустили в Пекин русское консульство и торговую миссию и разрешили построить православную церковь. В настоящее время это часто трактуют как первую из «уступок», которые вызвали такое недовольство в следующем столетии и привели к серьезным последствиям. Дело в том, что в китайской традиции считалось нормой предоставлять резиденцию дипломатическим миссиям варваров, плативших дань империи; послам разрешалось брать с собой купцов и строить храм - под контролем управления по делам варваров. Однако для европейцев цель посольства состояла в установлении постоянных дипломатических отношений между равными суверенными государствами, и они считали, что в этом случае купцам предоставляется право свободно торговать по всей стране, не ограничиваясь жесткими рамками специальных соглашений. Китайцы придерживались другой точки зрения, и действия, которые они считали правильными, европейцы рассматривали как нарушение договора. Столкновение китайской убежденности в своем превосходстве и европейского высокомерия было неизбежным.

В XVII и XVIII веках поведение голландских и португальских послов по отношению к императору усилило убеждение китайцев в своем превосходстве, поскольку на официальных церемониях европейцы вели себя как вассалы. Во-первых, они приносили богатые подарки - с точки зрения китайцев, это была дань, - число которых доходило до нескольких сотен. Во-вторых, они били земные поклоны императору, то есть простирались ниц и девять раз касались лбом земли, вставая и кланяясь после каждых трех раз. Однако русский посол отказался исполнять этот ритуал и был вынужден уехать. Британцы же подошли к решению вопроса иначе.

В сентябре 1792 года из английского Портсмута в Китай отправились несколько сот человек, среди которых были купцы. Все они состояли в свите графа Макартни, чрезвычайного и полномочного посла Британской империи при китайском императоре, которому он вез письмо от короля Георга III. В письме, содержавшем пышные похвалы в адрес императора, «которому Провидение даровало трон на благо всех народов Земли», упоминались также успехи британского монарха, который победил врагов «во всех четырех частях света». Но в данном случае, указывалось в послании, его цель - не завоевания, а «расширение знаний об обитаемых землях». Поэтому король выражал «страстное желание познакомиться с институтами многолюдной и обширной империи», писал о расширении «границ дружбы и благожелательности», восхвалял «преимущества свободных и дружеских связей между двумя такими великими державами, как Китай и Великобритания».

Секретарь посольства сэр Джордж Стаунтон впоследствии опубликовал подробные воспоминания об этом путешествии. По прибытии в Китай он довольно быстро почувствовал, что здесь не любят иностранцев и не доверяют им.

Под особым подозрением находились англичане, поскольку они якобы оказывали помощь непальскому радже, набеги которого на Тибет вынудили китайцев оккупировать эту страну. Посольству пришлось оставить на берегу подарок, состоявший из пушек и бочонков с порохом. Обоз из шестидесяти повозок, который перевозил в Пекин багаж миссии и подарки китайскому императору, китайцы украсили флагами с надписью: «Посол, везущий дань из Англии». Высшие китайские сановники, которых европейцы называли мандаринами - маньчжуров они именовали татарами, а императора - великим ханом, - не упускали случая, чтобы выразить презрение к европейским товарам и достижениям.

У сэра Джорджа странные обычаи китайцев вызывали восхищение - традиция бинтовать ноги женщинам, медные монеты с отверстием в центре, абак, пагоды, паланкины, в которых разъезжала знать, отсутствие одежды белого цвета (который считался цветом скорби), тачки с парусом, таблички с именами предков, которым поклонялись в каждом доме… Он отмечал, что в этом обществе с сильными патриархальными традициями принципы взаимопомощи распространялись на самых дальних родственников, что делает ненужной благотворительность. Отмечая немногочисленность нищих, он писал о том, что бедняки часто оставляют умирать нежеланных детей - особенно девочек, поскольку мальчик необходим для поклонения предкам. Практически любое взаимодействие между начальником и подчиненным сопровождается подарками (практика, которая привела к тому, что сделки между западными торговцами и местными мандаринами стали рассадником коррупции).

Пекин, к которому вело вымощенное гранитом «шоссе» с мраморными мостами, производил неотразимое впечатление. Окружавшая город стена, ширина которой у основания составляла двадцать футов, постепенно сужалась до высоты сорока футов, имела зубцы и многочисленные сторожевые башни, и по ней могли в ряд проехать несколько всадников. Ширина главной улицы города достигала ста футов, но она была грунтовой и покрытой пылью - монголы сняли всю брусчатку, калечившую лошадей, - с которой пытались бороться разбрызгиванием воды. На тротуаре теснились дома, преимущественно одноэтажные, с лавками в фасадах. Среди других построек выделялись храмы Неба (круглой формы, как бы в подражание небесному своду) и Земли (квадратные, поскольку древние считали, что Земля имеет именно такую форму). Однако все величие этого места было сосредоточено в обнесенной стеной зоне, которая носила у европейцев названии Татарский город. Здесь на площади в четырнадцать квадратных миль располагался дворец императора - комплекс красивейших зданий и внутренних двориков среди деревьев и прекрасных садов, окруженный обширной парковой зоной с беседками, каналами, искусственными холмами, долинами и озерами, в которых плавали лодки.

Британское посольство радушно приняли и поселили во дворце, где сэр Джордж получил возможность наблюдать за обычаями двора. Он был поражен уродством евнухов, которые вновь стремились к власти, - их морщинистыми безбородыми лицами, нередко с толстым слоем косметики, и высокими женскими голосами. Над всем возвышалась фигура императора. Только члены императорской семьи имели право носить одежду желтого цвета, и только у императора на ней мог быть вышит дракон с пятью лапами; лишь император имел право носить крупную жемчужину на шляпе и ездить по предназначенным для него улицам; приближаться к нему можно было только на коленях.

Привилегия императора украшать головной убор жемчугом резко контрастировала с шестнадцатью видами пуговиц на шапках мандаринов. Форма и цвет этих пуговиц соответствовали рангу сановника - шестиугольный камень темнокрасного цвета свидетельствовал о высшем ранге, а круглая серебряная пуговица - о низшем. Обладатели темно-красных камней проявляли наибольшее любопытство в отношении подарков английского короля императору, которые хранились в отдельном здании. Среди них был европейский экипаж, с которого сняли козлы для возницы (в противном случае возница оказался бы выше императора), фарфоровые вазы фабрики Веджвуд, научные инструменты, в том числе телескоп, модель Солнечной системы, различные механические устройства и - в записках ничего не говорится о том, были ли они приняты с обычным для Востока выражением радости - портреты английских аристократов.

Прежде чем граф предстал перед императором, требовалось устранить два протокольных препятствия. Во-первых, перевод на китайский язык письма британского монарха - китайские переводчики боялись сурового наказания, которое полагалось за малейшее нарушение этикета или ошибку в переводе документов для императора. (Обычно переводчика подвергали следующему наказанию: жертва становилась на колени, на ее ноги клали длинный бамбуковый шест, и два человека, вставали на этот шест, приближаясь или удаляясь от осужденного, чтобы увеличить или уменьшить давление на ноги. Ошибка же в обращении к императору каралась смертью.) Наконец с помощью миссионеров задача перевода письма была разрешена, и высшие сановники после продолжительных дискуссий одобрили окончательный вариант. Оставалась еще одна, более трудная проблема - земные поклоны. Британский посол настаивал, что падать ниц перед императором - унижение для британского монарха, которого он представляет. Несколько недель переговоров ни к чему не привели. В конце концов графа посетила плодотворная идея - он заявил, что согласен пасть ниц перед императором, если мандарин равного ранга с послом сделает то же самое перед портретом Георга III, который доставят из дипломатической миссии в уединенную комнату. Это предложение не встретило энтузиазма, и последовавшие длительные переговоры привели наконец к выработке ритуала, согласованного с начальником коллегии ритуалов.

В назначенный день рано утром император Гао-цзун занял место на троне, установленном на возвышении в огромном шатре, который специально установили для этой цели. В присутствии разодетых придворных в шатер вошел британский посол в плаще, накинутом на богато расшитый бархатный камзол со сверкающим бриллиантами орденом Бани. В поднятых над головой руках он держал украшенную драгоценными камнями квадратную шкатулку из золота, в которой лежало письмо к императору. В пронизанной почти религиозным трепетом тишине он поднялся по ступенькам к подножию трона, опустился на одно колено, склонился в поклоне и произнес краткое приветствие. Император принял из рук посла шкатулку - разумеется, он знал содержание письма - и поставил рядом с собой, а затем обратился к графу с дружеской речью. Во время последующих церемоний и торжественного обеда, сопровождавшегося блестящим выступлением акробатов и другими развлечениями, образцы любезности по отношению к гостю демонстрировал сам император, которому было уже за восемьдесят и который вскоре добровольно отрекся от власти после успешного шестидесятилетнего правления. Он подарил послу украшенный драгоценными камнями скипетр, так что граф мог с полным основанием считать свою миссию доброй воли успешной - несмотря на то, что до отъезда домой ему так и не удалось получить никаких торговых концессий. Однако события ближайшего будущего показали, что все это была пустая трата времени.

Дневник сэра Джорджа Стаунтона, а также записки о миссии голландской Ост-Индской компании, прибывшей в Пекин несколько лет спустя, дополнили многочисленные рассказы миссионеров XVII и XVIII веков, из которых любознательные европейские читатели узнавали о чудесах Китая. Все китайское вошло в моду, особенно во Франции, а европейское Просвещение в значительной степени питалось идеями, позаимствованными у китайской цивилизации. Вольтер, Лейбниц - на создание работ по двоичной системе счисления его вдохновил китайский трактат «И цзин», или «Книга Перемен», - и Монтескье с похвалой отзывались о китайском мироустройстве, однако среди восторженных откликов слышалась и критика, что заложило основы двойственного отношения европейцев к Китаю, сохраняющегося по сей день.

Как бы то ни было, влияние многих китайских идей признается безоговорочно. Так, например, современная демография очень многим обязана китайской практике переписи населения, которая проводилась еще со времен династии Хань; на Западе первая перепись была проведена в Канаде в 1665 году, а затем в Швейцарии в 1749 году. То же самое относится к системе экзаменов для кандидатов на государственные должности, которая была позаимствована французскими революционерами в 1791 году, Ост-Индской компанией в Индии в 1800 году и британским правительством в 1855 году. На эстетические воззрения европейцев сильнейшее влияние оказали сине-белый китайский фарфор, сады, мебель и безделушки, а любовь китайцев к природе дала импульс развитию романтизма в европейском искусстве. Менее заметным - по иронии судьбы оно совпало с упадком науки в Китае - было влияние китайской философии, подтолкнувшее западную науку к отказу от концепции вселенной как некой машины с высшей движущей силой: ей на смену пришло представление о системе взаимодействующих сил, определяющих порядок в природе. Европейские ученые стали исследовать магнетизм, силовые поля, в том числе гравитационное, волновые явления и саморегуляцию живых организмов.

Последние годы жизни императора Гао-цзуна были отмечены беспорядками, нарушившими мирное правление династии Цин. Самой серьезной проблемой был культ, распространившийся среди масс безземельных крестьян и городской бедноты, тяжелое положение которых усиливалось с ростом численности населения; недовольство зрело и среди класса образованных людей, поскольку конкуренция при приеме на государственную службу усилилась, что, в свою очередь, привело к росту коррупции. Этот культ, возникший еще в XI веке, представлял собой смесь буддийских, даосских и манихейских концепций и назывался «Обществом Белого лотоса». Его последователи, объединенные в сеть молитвенных конгрегаций, верили, что Будда покажет дорогу к миру и процветанию, «принц света» принесет свет в мир, погрязший в грехах, а также обещали спасение души и исцеление от телесных болезней.

В 1793 году, когда секта значительно увеличила число своих сторонников в центральных районах Китая, правительство распорядилось провести расследование ее деятельности. Алчные чиновники на местах использовали этот запрос для того, чтобы терроризировать деревни, что вызвало сопротивление со стороны вооруженных отрядов «Белого лотоса», к которым вскоре присоединились лесные разбойники. Они нападали на органы государственной власти в деревнях и опустошали сельские районы. Одновременно правительство пыталось подавить восстания племени мяо, вспыхнувшее на юге страны в ответ на приток китайских переселенцев (еще одно следствие роста численности населения); усмирить бунт удалось лишь в 1806 году. На север были отправлены войска с приказом поймать руководителей партизанских отрядов «Белого лотоса», но китайская армия потеряла квалификацию - не помогли даже противозаконные дополнительные выплаты офицерам. В конечном счете пришлось формировать местные силы самообороны и деревенские ополчения, усиленные наемниками. «Общество Белого лотоса» начало распадаться, и в 1805 году был разгромлен самый крупный его отряд численностью около 100 тысяч человек. Тем не менее по престижу династии был нанесен сокрушительный удар: ее военная мощь оказалась под сомнением перед лицом все усиливающегося Запада, а непомерные военные расходы истощили казну. «Общество Белого лотоса» тоже не исчезло окончательно, и в первой половине XIX века возникли его многочисленные преемники, поднимавшие восстания в различных частях страны, - «Общество небесного закона» и «Общество восьми знаков». В довершение всего процветало прибрежное пиратство, а в 1796 году из Тайваня в Китай пришли криминальные сообщества, получившие названия «триад» и существующие по сей день.

Престарелый император Гао-цзун, последний год правления которого принес столько бед, отрекся от престола в 1796 году, поскольку считал несправедливым занимать трон дольше, чем его знаменитый дед. Одним из самых неприятных его «подарков» наследнику была коррупция, при попустительстве любимого министра императора Го-чена пронизавшая весь чиновничий аппарат. Не исчезла она и при следующих двух Сынах Неба - Жэнь-цзуне (1796–1820) и Сюань-цзуне (1821–1850). При Сюань-цзуне Высший секретариат был заменен Высшим советом, и в правительство вернулось единство - отчасти благодаря деятельности первого министра, убежденного сторонника конфуцианства по имени Цао Чжен-юнь, - хотя за это пришлось расплачиваться некоторой инертностью. Так, например, Цао посоветовал императору не беспокоить себя проблемами, изложенными в многочисленных докладах, направленных на его имя, а сосредоточиться на орфографических и стилистических ошибках, должным образом наказывая тех, кто их совершает.

Неудивительно, что при таком подходе власть постепенно выскальзывала из рук центрального правительства. Этот процесс ускорился благодаря коммерциализации общественной жизни, а также приватизации. Тем не менее определяющим элементом китайской истории этого периода был «прядильщик снов и предвестник ночных кошмаров» - опий.

Из книги Жизнь Людовика XIV автора Дюма Александр

ГЛАВА VIII. 1643 - 1644 Происхождение Мазарини. - Мнение о нем кардинала Ришелье. - Первый политический опыт. - Предсказание посланника. - Борьба партий. - Самый честный человек в королевстве. - Распоряжение королевы. - Декларация парламента. - Соперники Дюма Александр

Из книги Жизнь Людовика XIV автора Дюма Александр

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

Глава IX. Китай в эпоху правления минской династии

Из книги Русско-японская война. В начале всех бед. автора Уткин Анатолий Иванович

Вторая маньчжурская армия Русская уверенность в конечном торжестве русского оружия сохранялась все эти долгие месяцы, несмотря на все первоначальные поражения. Ляоян заставил поколебаться даже самых твердых. Шок поражения генерала Кропоткина (как бы он сам ни

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Южно-Маньчжурская железная дорога Русский подвижной состав был вывезен перед отступлением Куропаткина в 1905 г. Японцы заменили пути с колеей в пять футов (1,5 м) на пути со своей узкой колеей и устремились по железной дороге от корейской границы к Мукдену. В соответствии с

Из книги Всё о великой войне автора Ржешевский Олег Александрович

МАНЬЧЖУРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ Выполняя союзнические обязательства, взятые перед США и Великобританией, а также в целях обеспечения безопасности своих дальневосточных границ СССР в ночь на 9 августа 1945 г. вступил в войну против Японии, что явилось логическим продолжением

Из книги Китай. История страны автора Крюгер Рейн

Глава 23. Мин (1487–1644 гг.). Продолжение Новый император сразу же открыто заявил о своих намерениях. Обнаружив шокирующие пособия сексуального характера в покоях отца, он перед всем правительством открыл имя льстивого дарителя, убеленного сединами сановника. Униженный

Из книги Петр Столыпин. Великий человек Великой России! автора Лобанов Дмитрий Викторович

автора Глазырин Максим Юрьевич

Маньчжурская автономия 1922 год. Маньчжурский диктатор трёх восточных провинций Ляонинской – Мукденской, Гиринской и Хэйлунцзянской Чжан-Зо-Линь (1875–1928) объявляет об автономии Маньчжурии.От «Старого Маршала» 10 000 русских казаков получают обширные просторы земли вдоль

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Маньчжурская наступательная операция 1945 год, 9 августа. Маньчжурская наступательная операция. Разгром японской Квантунской армии, освобождение Китая и Кореи. Руководит операцией маршал А. М. Василевский.1 500 000 русичей при поддержке 5500 танков, 5200 самолётов, 26 000 орудий и 93

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Маньчжурская наступательная операция 1945 год, 9 августа. Маньчжурская наступательная операция. Цель операции – разгром Квантунской армии, угрожающей русским границам, освобождение Китая и Кореи. Руководит операцией маршал А. М. Василевский.«И летели наземь самураиПод

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае


Это статья о Цин (1644-1912), последней из императорских династий, правивших Китаем. О первой императорской династии Цинь (221 до н. э. - 206 до н. э.) см. статью Цинь (династия).

Дина́стия Цин , или империя Цин (дайцин гурунь , кит. упр. 清朝, пиньинь: Qīng Cháo , палл.: Цин чао ) - многонациональная империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами, в которую позже был включен Китай. Согласно традиционной китайской историографии - последняя династия монархического Китая. Была основана в 1616 г. маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии, в настоящее время называющейся северо-восточным Китаем. Менее чем через 30 лет под её властью оказался весь Китай, часть Монголии и часть Средней Азии.

Первоначально династия была названа «Цзинь» (金 - золото), в традиционной китайской историографии «Хоу Цзинь» (後金 - Поздняя Цзинь), по империи Цзинь - бывшему государству чжурчжэней, от которых выводили себя маньчжуры. В 1636 годуназвание было изменено на «Цин» (清 - «чистый»). В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. входивший в состав империи Цин Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов, проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

В результате Синьхайской революции, начавшейся в 1911 г., империя Цин была уничтожена, была провозглашена Китайская Республика - национальное государство ханьцев. Вдовствующая императрица Лунъюй отреклась от трона от имени тогда малолетнего последнего императора, Пу И, 12 февраля 1912 года.

[править]История

[править]Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь, Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу, находившееся за северной границей Китая.

В 1585-1589 годах Нурхаци, подчинив племена минского вэя Цзяньчжоу (своих непосредственных соседей), объединил их с населением Маньчжоу. Затем он приступил соседних племён. За два десятилетия маньчжуры совершили около 20 военных экспедиций против соседей. Для укрепления своего положения Нурхаци предпринял поездку в Пекин, где был представлен на аудиенции императору Ваньли.


В 1589 году Нурхаци объявил себя ваном (великим князем), а в 1596 году - ваном государства Цзяньчжоу . Его союзники - восточномонгольские князья - поднесли ему в 1606 титул Кундулэн-хана . В 1616 году Нурхаци провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь (в истории стало известно как «Поздняя Цзинь»), а себя объявил его ханом. Столицей этого государства стал город Синцзин. Благодаря дипломатической и военной активности Нурхаци, к 1619 году в рамках нового государства было объединено большинство чжурчжэньских племён.

В 1621 году маньчжуры вторглись в Ляодун и разбили китайские войска. Нурхаци осадил и взял штурмом город Шэньян(получивший маньчжурское название «Мукден»), и город Ляоян. Весь этот край оказался в руках хана Нурхаци. Решив прочно закрепиться на захваченной территории, он не стал угонять покорённое население в Маньчжоу, оставив его и своё войско в Ляодуне, а столицу из Синцзина перенёс в 1625 г. в Мукден.

После смерти Нурхаци в 1626 году ему наследовал сын Абахай (известный также как Хунтайджи или Хуантайцзи). Продолжая дело отца, Абахай подчинил ещё остававшихся независимыми чжурчжэньских вождей. С 1629 года по начало 40-х годов XVII века Абахай совершил около десяти походов на соседние племена. При этом он продолжал строить государство: в 1629 году была введена китайская экзаменационная система для будущих чиновников и военачальников, организован Секретариат, ведущий государственное делопроизводство, а в 1631 году - система «шести ведомств», аналогичная существующей в то время в Китае. На ряд должностей были назначены китайские чиновники-перебежчики.

Поход на Китай в 1627 году под руководством самого Абахая не дал ощутимых результатов. Поскольку Корея, как вассал Китая, всячески поддерживала династию Мин, маньчжуры вторглись в эту страну, начались массовые убийства и грабежи. Корейский ван был вынужден уступить силе, заключить мир с Маньчжоу, уплатить ему дань и наладить торговлю с победителями

В связи с укреплением китайской обороны, для завоевания северного Китая нужно было обойти регион Ляоси (часть Ляонина к западу от реки Ляо), а это было возможно только через Южную Монголию. Абахай привлёк на свою сторону многих монгольских правителей и поддержал их в борьбе против Лигдан-хана - правителя Чахара, пытавшегося восстановить империю Чингис-хана. В обмен на это Абахай обязал монгольских правителей участвовать в войне против Китая. Уже в 1629 году конница Абахая обошла крепости Ляоси с запада, прорвалась через Великую стену и оказалась у стен Пекина, где началась паника. С богатой добычей войска Абахая ушли восвояси. Кроме того, после разгрома Чахара, Абахай заявил, что он завладел императорской печатью монгольской династии Юань, которая именовалась «Печать Чингис-хана».

В 1636 году Абахай дал династии новое имя - «Цин», а подданных повелел именовать не «чжурчжэнями», а «маньчжурами». Новое государство маньчжуров отныне стало называться Цин (Великое Чистое Государство - Да Цин-го) - по наименованию династии. К титулу «император» Абахай присоединил его монгольский аналог «богдохан», ибо в состав Маньчжурской империи вошла часть Южной Монголии. Годам своего правления он дал девиз «Чундэ». В 1637 году маньчжурская армия разгромила Корею, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.

С этого времени маньчжурская конница стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев. Всё это вынудило минских императоров не просто стянуть войска к Шаньхайгуаню, но и сконцентрировать здесь едва ли не лучшую, крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий во главе с У Саньгуем.

[править]Упадок империи Мин

Упадок Мин стал очевиден в связи с засухами, неурожаями, экономическим кризисом, коррупцией и произволом чиновников и войной с маньчжурами (1618-1644).Эти катастрофические события вынудили крестьян взяться за оружие. В 1628 году в провинции Шэньси разрозненные полуразбойные ватаги стали создавать повстанческие отряды и избирать вождей. С этого момента в северо-восточном Китае началась крестьянская война, которая продолжалась 19 лет (1628-1647).

В 1640-х годах крестьян больше не пугала ослабевшая армия, терпевшая поражение за поражением. Регулярные войска попали в клещи между маньчжурскими войсками на севере и восставшими провинциями, в них усилилось брожение и дезертирство. Армия, лишённая денег и продовольствия, потерпела поражение от Ли Цзычэна. Столица была оставлена практически без борьбы (осада длилась всего два дня). Предатели открыли ворота перед войсками Ли, и те беспрепятственно смогли войти внутрь. В апреле 1644 года Пекин покорился восставшим; последний минский император Чунчжэнь покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве в императорском саду.

Этим воспользовались маньчжуры. Маньчжурская армия под руководством князя Доргоня, соединившись с войсками У Саньгуя, разбила восставших у Шаньхайгуани и вслед за тем подошла к столице. 4 июня 1644 года Ли Цзычэн, оставив столицу, в замешательстве отступил. Через 2 дня маньчжуры вместе с генералом У заняли город и провозгласили императором юного Айсиньгёро Фулиня. Войско повстанцев потерпело ещё одно поражение от маньчжурской армии у Сиани и вынуждено было отступить по течению реки Хань вплоть до Ухани, потом вдоль северной границы провинции Цзянси. Здесь Ли Цзычэн умер.

[править]Маньчжурское завоевание Китая

Основная статья: Маньчжурское завоевание Китая

См. также: Династия Южная Мин

Очаги сопротивления маньчжурам, где ещё правили потомки минских императоров, в частности, царство Чжэн Чэнгуна на Формозе существовали ещё долгое время. Несмотря на потерю столицы и смерть императора, минский Китай все ещё не был побежден. Нанкин, Фуцзянь, Гуандун, Шаньси и Юньнань все ещё оставались верны свергнутой династии. Однако на освободившийся трон претендовало сразу несколько князей и их силы оказались раздроблены. Один за другим эти последние очаги сопротивления подчинялись власти Цин, и в 1662 г. вместе с гибелью Чжу Юлана, исчезла последняя надежда на реставрацию Мин (хотя на Тайване вплоть до 1682 года существовало государство, воевавшее с маньчжурами под флагом империи Мин).


2. ПРАВО
2.1. Источники права.

В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в долгу образцы поведения, нормы конфуцианской морали.

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни.
2.2. Имущественные отношения.

Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение определенного времени освобождались от налогов.

Ныне в течение нескольких поколений в Поднебесной царит мир, богатые и сильные из числа чиновников и простолюдинов обладают имуществом в несколько сот миллионов монет, а бедные и слабые испытывают все большие тяготы... Поэтому следует несколько ограничить количество земель, находящихся в частном владении.

Из постановлений эпохи династии Ханъ, конец I в. до н. э.

Таким образом, вновь восстанавливалась система «равных полей», которая всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм.

Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга - доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Такие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.

Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV - XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.

В настоящее время следует регулировать движение товаров: при повышении цен надо продать, при понижении - закупить; если сделать большие запасы продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их затруднениями. Все вышесказанное делается для народа, а не с целью получения доходов для казны.

Из законов реформатора Ван Анъ-Ши, XI в.

Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.

Только в XVI-XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.
2.3. Семейное право.

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители.
2.4. Уголовное право и процесс.

Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала довольно разработанную систему наказаний. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различая неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В период Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно- состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами в процессе имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный. /2, с.32-34/

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовал сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.

Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое место среди других религий, несмотря на все сложности борьбы с легизмом, в силу особой практической ценности этого учения, призванного, по утверждении знаменитого конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение между государством и подданными», «отверзать глаза и уши простого народа».

Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению, отсутствия прямой связи между государственной властью и ортодоксальной системой определяли и другие специфические черты средневекового общества и государства Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, как вероисповедания, что, в сою очередь, делало невозможным существование судов инквизиций. Не было сложившегося сословия духовенства и засилья, как на Западе, духовенства в государственном аппарате в качестве единственного грамотного слоя лиц.

Полное, неограниченное господство государства с его сакральным авторитетом над религиозными организациями в политическом, административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательно закреплено в Китае в империи Тан, в которой ни один из религиозных институтов не имел хотя бы номинальной автономии.