Бунин

Посещает кружок. Что делать, если ребёнок не хочет посещать кружки. В данном случае, существует пару моментов, на которых нужно остановиться


О кружках и секциях

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все "за" и "против".

Итак, "ЗА" :

1. Занятия в кружке или секции - это:

- смена вида деятельности . Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;

- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, - разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете
не опасаться, что вашего ребенка "избалуют" подобной снисходительностью;

- смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

- смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь - занимайся за столом, хочешь - удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

способ организации досуга ребенка . Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

общение . Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.

Кроме того, для всех детей группа в кружке - модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности . Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

Запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
- запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
- запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

Для ребенка семи - девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни "взрослой" силы воли, ни "взрослой" памяти, ни "взрослой" предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.

Первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

Второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими - разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.

Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка. Вот лишь один случай из практики психолога:

Лену, высокую со спортивной фигуркой девочку, привела на прием мама. На консультации Лена молчала: казалось, беседа ее не интересовала. Видимо, все, что говорила мама, девочка слышала далеко не раз.

Мама Лены была очень расстроена. Как выяснилось, очередной двойкой дочери по математике. И мама и папа Лены в школе учились на пятерки и четверки. Поэтому плохая успеваемость дочери просто не укладывалась у них в голове. "И ведь занимаемся с ней. Уроки вместе делаем, объясняем все, а толку никакого. Только и говорит: "не понимаю, не могу, не хочу"".

Прервав монолог мамы, психолог спросил у Лены: "Тебе нравится учиться, ходить в школу?"
Девочка, не глядя на психолога, равнодушно ответила: "Нет".
"У тебя есть в школе друзья?" - поинтересовался психолог.
"Нет, - говорит Лена, - никто со мной не дружит... Мне все равно".

Все это время мама Лены всем своим видом подчеркивала: "Вот видите! Я же говорила вам - ничем не интересуется, ничего не хочет!" - и явно выжидала момент, когда же ей предоставят возможность сказать это вслух.

"Ну, может, хоть что-то тебе нравится в школе?" - допытывался психолог у девочки.
"Да у меня ничего не получается. Ну, правда... - Лена оглянулась на маму и нерешительно закончила: - Физкультуру я люблю, особенно когда в баскетбол играем".

Реплика вызывала возмущение мамы: "Баскетбол - это не полезное занятие! Лучше бы дочь учила уроки! Заниматься баскетболом некогда, потому что Лена и так не справляется со школьной программой! Кроме того, чтобы взяли в секцию, нужно обладать данными, а Лена никогда серьезно не занималась спортом. И вообще, Лена все равно бросит занятия уже через неделю, потому что она не может даже расписание уроков запомнить и сделать без десятка напоминаний домашние задания..."

Психолог был вынужден прерывать мамин монолог, потому что видел, что у не решающейся возразить девочки на глазах заблестели слезы.

Попросив Лену подождать за дверью, психолог долго беседовал с мамой. Объяснял ей, как важно для ребенка поверить в себя, как важно, чтобы в тебя поверили другие, особенно самые дорогие и близкие люди - родители. Рассказывал о том, как важно ребенку добиться успеха, причем вовсе не обязательно именно в математике.

Выслушав психолога, мама Лены согласилась попробовать показать дочь тренеру команды школы по баскетболу.

С Леной и ее мамой психолог встретился случайно спустя год. Лена улыбалась и смотрела в глаза, а ее мама больше не выглядела такой расстроенной. Тренер, к огромному удивлению мамы, согласилась заниматься с Леной. К еще большему удивлению родителей, тренировки Лена не пропускала. Через полгода девочку перевели в основной состав школьной команды, и теперь она защищает на соревнованиях честь школы.

"А как с математикой?" - рискнул поинтересоваться психолог.
"С математикой? - мама слегка смутилась. - Да, честно говоря, практически по-прежнему. Но мы с папой подумали, что это не так важно. Можно и без математики прожить. Особенно спортсменке. Правда, дочка?" Вид при этом у мамы был очень гордый.

Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

Есть, конечно, и аргументы "ПРОТИВ" :

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.

2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум - двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки для родителей . "Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы", - опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.

4. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка - вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия , а после их окончания - встречать . Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.

Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные.

Спортивные секции. Краткая характеристика:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

Хореографические кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
- психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;
- дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.

Художественные кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п. Получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях.

Музыкальные школы, кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.

Если остальные кружки можно посещать на уровне хобби, то музыкой нужно заниматься серьезно, профессионально или не заниматься вообще. Обучение потребует затрат времени, сил. Ребенка придется контролировать, иногда заставлять. Если сын или дочка не проявляют горячего желания посвятить себя музыке, как следует подумайте, стоит ли начинать занятия.

Вокальные студии. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор.

Театральные студии. Краткая характеристика:

Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

Кружки прикладного творчества. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

"Научные" кружки. Под этим условным названием мы объединили те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
- психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;
- компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.

Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, "драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...". Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: "Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!" Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его "недруги". Конфликт "переселится" вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?

Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.

С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.

Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.

Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.

У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.

Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.

Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.

Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас - денег.

Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей - организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.

Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

Ясно дайте понять ребенку, что кружок - это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Достаточно один раз в самом начале однозначно и категорично объяснить это ребенку. Но ни в коем случае не используйте это как шантаж при малейшем непослушании.

Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет - напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?

В настоящее время каждый родитель понимает необходимость развивать способности ребенка всесторонне, ведь, сейчас значительно возросли требования, как к интеллектуальным способностям человека, так и к творческим. Нынче, считается нормой знание английского языка при устройстве на работу, приветствуется наличие активного хобби или умение организовать развлекательное мероприятие, и обязательным требованием является пользование компьютером на уровне уверенного пользователя. И этот список бесконечен. Следовательно, каждый ответственный родитель желает максимально расписать досуг своего чада для посещения различных кружков и секций.

С одной стороны, это однозначно расширит кругозор ребенка, а с другой стороны может навредить его психике. Как следствие, плохие оценки в школе, нервные срывы, непослушание и проблемы со здоровьем. Нужно обратить внимание еще на один момент, посещая одновременно огромное количество кружков, ребенок не может качественно сфокусироваться ни на одном и просто распыляет свое внимание. В будущем мы получаем личность, которая может делать все по чуть-чуть, но ничего в совершенстве.

Поэтому, психологи рекомендуют, правильно организовать план посещения различных секций и центров развития. А именно, одновременно с посещением школы, у ребенка должно быть одно спортивное увлечение и одно творческое (желательно без мозговой нагрузки), к этому можно добавить изучение языка. Если данный лимит превышается, со временем организм ребенка гарантированно даст сбой. Дополнительно, нужно постоянно контролировать самочувствие и психическое состояние своего дитя.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой интенсивной смены кружков по инициативе ребенка. То он хочет ходить на футбол, то уже хочет ходить на танцы, а на футбол не хочет и т.д.

В данном случае, существует пару моментов, на которых нужно остановиться:

1. Если у отпрыска действительно не получается красиво танцевать, быстро бегать, рисовать, петь и т.д. - то каждый родитель должен обсудить данный вопрос со своим чадом. Если тот, категорически не хочет посещать данную секцию, то лучше поддаться на уговоры и не насиловать.

2. Поставить ребенку ультиматум, что все равно он будет посещать какой-то кружок - позвольте ему самому выбирать какой именно, пусть хорошо подумает. Но обязательным условием должен быть оговоренный период посещения, например год. Только, после него можно сменить кружок на другой. Этот момент приучит ребенка принимать решения и быть за них ответственным.

3. Если сын или дочь заявили, что хотят сменить занятие, а родитель видит способности именно к нему. Тогда, стоит побороться. Во-первых, поговорить с тренером и попросить обратить внимание на свое чадо - больше хвалить и подбадривать. Во-вторых, посещать занятия совместно и обсуждать его достижения, обговаривать их и рассказывать о них близким людям в присутствие ребенка. В-третьих, договорится об определенном сроке (например, месяц) который, все-таки, нужно отходить, а потом только принять окончательное решение.

4. Очень часто ребенок не хочет посещать кружок по личным обстоятельствам - сменился тренер, плохая атмосфера в коллективе или просто проблемы в школе. В такие моменты, очень важна поддержка близких и совместное решение возникших проблем.

Часто школьники младших классов помимо учебы посещают различные секции и кружки . Одни дети делают это по собственному желанию , другие – по требованию родителей . Взрослые считают, что при наличии дополнительных занятий после школы у ребенка не останется времени на шалости и глупости. Отчасти они правы, особенно в том случае, когда ребенок серьезно увлечен любимым делом. Но в тоже время дополнительная нагрузка может негативно отразиться на физическом и психическом здоровье ребенка, снизить его успеваемости в школе. Чтобы этого не произошло, необходимо заранее взвесить все «за» и «против». Обсудить этот вопрос с ребенком и принять решение сообща, а не единолично.

Какие преимущества у тех, кто посещает кружки и спортивные секции?

- развитие способностей и навыков . Неважно, посещает ваш ребенок один и тот же кружок годами или каждый месяц увлекается новым делом. В любом случае, он развивается и ищет то, что ему будет по душе.

- смена обстановки . Уроки в школе предполагают строгую дисциплину. Дети вынуждены подчиняться школьным правилам и чувствуют себя более сковано. И совсем иная атмосфера на занятиях в кружке, где ребенку предоставляют больше свободы перемещения, самостоятельности и возможности творческого самовыражения.

- смена деятельности . В кружке или секции ребенок, как правило, занимается любимым делом. Одни дети предпочитают хорошую физическую нагрузку, другие – интеллектуальную, третьи с удовольствием смастерят что-нибудь своими руками. Главное, что во время таких занятий ребенок отдыхает от школьной программы, переключая свой интерес на определенный вид деятельности.

- смена вида общения . Кружок или секцию посещает группа ребят, которых объединяют общие интересы. Дети учатся общаться между собой, делятся успехами и неудачами, с энтузиазмом познают новую информацию. Причем, ребенок, которому сложно находить общий язык в школьной обстановке, гораздо быстрей найдет себе друзей, посещая спортивную секцию или кружок. А, значит, это поможет ему преодолеть излишнюю робость и стеснительность.

- развитие самодисциплины . Посещение секций и кружков приучает детей к самостоятельности, организованности и ответственности. Если подготовку обычных уроков родители еще пытаются контролировать, то задания по внешкольным занятиям ребенок старается выполнять сам. Узнавать расписание, вовремя делать домашнее задание, не забывать приносить нужные для занятий вещи. И вместе с тем учиться планировать свой день, чтобы успеть и в школе отучиться, и в кружок сходить, и домашние дела выполнить.

Но среди множества положительных моментов, родители должны понимать, что при посещении ребенком кружка или секции, есть и ряд недостатков :

- денежные затраты . К сожалению, большинство внешкольных занятий платные. Поэтому у родителей появляется новая статья расходов - своевременно обеспечивать ребенка специальной формой и инвентарем, оплачивать обучение.

- временные затраты . Посещение кружка или секции отнимает время. И при выборе внешкольных занятий необходимо помнить, что у ребенка должно обязательно оставаться время на отдых. Да и родители в некоторых случаях вынуждены отпрашиваться с работы, чтобы отвести или забрать ребенка из секции, а это не всегда удобно.

. Школьная программа в младших классах так насыщена, что дети не успевают толком отдохнуть. И в некоторых ситуациях дополнительная нагрузка будет идти во вред здоровью вашего ребенка.

Замечательно, если у вашего ребенка есть желание и время заниматься в кружке. Но вы, как родители, должны помнить, что все хорошо в меру.

Екатерина Раевская специально для

Обсуждение

Конечно, курсы нужны, но без фанатизма, ребенок должен и отдыхать, и свободное время иметь! Мы ходим в спортивную секцию по баскетболу и на образовательные курсы по развитию интеллекта, очень удачно все сложилось, спорт- сам по себе вещь полезная, а на курсах развивают память, внимание, умение концентрироваться, не отвлекаться, ну. и конечно развивают кругозор! Очень рекомендую москвичам "президентская школа"

20.09.2013 10:46:35, Ida33

очень полезная статья. а вообще, лучше пусть почаще в кружки и секции ходят,чем сидят дома у компа или телевизора.

Ох, сложная стала жизнь не только у детей, но и у родителей! Как выбрать, как не перегрузить, но и не деть отстать от сверстников - голову сломать можно))

Конечно я согласна, что загружать ребенка не стоит и обязательно должно быть время на отдых, на гулянку и просто посмотреть любимый фильм, или мультик))) У, нас кружок детского творчества и искусства. Моя дочка ходит на занятия в выходные дни, в субботу и воскресение! Это для нее не перегрузка, а любимое занятие, что бы скучно не было)))

12.09.2013 18:22:40, nina7777

Комментировать статью "Кружки и секции для ребенка: польза и вред. Что делать с нагрузками?"

Кружки, секции. Образование детей. Раздел: Кружки, секции (Бесплатные кружки и секции). Секции школьные - на что мы имеем права?

Обсуждение

какое кол-во платных кружков в школе может посещать ребенок-сирота бесплатно,нигде не могу найти ответ

11.10.2018 09:17:06, Зоя Алексеевна

У нас нормально работают - те, на которые мои ходят, по крайней мере. В этом году младшая на хор и изо ходит (больше не успевает никуда), в прошлом ходила на хор и на изо со старшей сестрой - тоже в школе.

Про бюджетные кружки. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Про бюджетные кружки. Что-то я в растерянности. С одной стороны, многие сетуют, что кружки и всякие занятия платные.

Обсуждение

у нас при школе 22 кружка, штук 6 платные, остальные бесплатные. в районе много домов творчества с такими же платно-бесплатными кружками, выбор огромный. но на платное многие ходят потому что много людей с хорошим достатком и уровень в платных в большинстве случаев сильно выше, либо в бесплатных докупать кучу всего надо, что в итоге совсем не бесплатно оказывается.

Мы из платной театралки ушли в бесплатную. Прежняя режиссериха довела детей до того, что вся группа распалась. 3й год в бесплатной и довольны всем.

Кружок хорош, когда для него есть оборудования и специальные места хранения. Я мечтаю о школе, больше похожей на дом творчества, где дети ходят на кружки по рисованию, музыке, словесности, математике, химии. Типа Дома пионеров на Воробьевых горах.

Обсуждение

Танцы, информатики, рисования, шахматный.

1. Был кружок керамики- восторг. Закрыли. Хотим.
2. Кулинарный ниже предлагали -всеми руками за, причем и пацаны пойдут.
3. механика, робототехника.
4. биологический
5. олимпиадная математика/занимательная физика -опыты ставить
6. офп (а лучше подтянуть уровень физкультурников- зря время занимают только)
7. исторического моделирования
8. театральный
9. фотокружок

А вот эти детские кружки - разве не такое же развлечение для женщины, как для мужчины рыбалка или работа за копейки? Ну вот не интересно мне после садика еще час вокруг школы с коляской топтаться на морозе и за это по 2000 в месяц отваливать 02.10.2015 19:18:07, Лена...

Обсуждение

Я не вожу. Пока дочка средняя была еще младшей я ее водила на танцы рядом с садиком. Удобно. ПОтом клуб закрыли и здание предоставили фиг знает где и я малую родила. Просто нереально стало с младенцем сначала в сад ехать потом в кружок потом там сидеть ждать полтора часа потом обратно ехать. Свекровь взялась и так и водит. Недавно предложила младшую на музыку - мол там бесплатно. ГОворю-чудесно, выйдете на пенсию и будете возить обеих.

И на подготовку к школе, о ужас, не водила. Ну вот не интересно мне после садика еще час вокруг школы с коляской топтаться на морозе и за это по 2000 в месяц отваливать

Обожала водить на кружки. Нас там целая компания мамская. Хочешь - болтай, хочешь - тди в магазин. Водила в бассейн, мы там вмкаые судно время проводили. А сколько я всего навязала! Но уинас и папа возил постоянно, и забирал. В промежутках те же магазины на нем или к маме с папой заскакивал, они рядом живут. Все бы хорошо, ла работать надо. Кружки то платные:)

Обсуждение

в прошлом году много всего было. хор, изо, танцы, шахматы, театральный, фото, резьба по дереву. спортивные всякие, палеонтология. что-то про яхты и около того. наверняка что-то еще не считая всяких языковых и математических. в этом слышала, что появилась гитара и какой-то туристическо-географический. но это все с 5-го класса. началки в школе нет

предложить свои услуги по ведению желаемого кружка? :)
а вообще, наверное, смотрят, сколько реально желающих (хотеть можно что угодно а вот ходить на все желаемое...) и есть ли кому вести из своих, без привлечения специально обученных людей...

Какие кружки для детей хотят видеть родители в школе? У нас в школе много кружков - платных и нет. По факту если ребенок идет на много/несколько кружков - на уроки и просто передохнуть времени не остается. Для младшего, не хватающего звёзд с неба, это было б в...

Обсуждение

кружок хендмейд для девочек-умение держать иголку в руках пригодится...

шахматный кружок (там же шашки и нарды), в небольшом помещении можно сделать кружок настольного тенниса- столы складываются, фотокружок, театральная студия

Есть вариант, что родители не против самостоятельного передвижения детей по городу, но против их пребывания дома в одиночестве. продленка для младшешкольника - за и против. У нас продленка была сплошным плюсом. Кружки в школе были великолепные.

Обсуждение

У нас воспитатель в принципе за это не отвечает.В сентябре пара занятий накрылись,ребенок путал время, оно разное было в разные дни даже для одного предмета.(3 класс).Потом записала в дневнике и звонила на сотовый.Один раз забыл включить.
Но к октябрю все устаканилось-больше нет проблем.

я ставила в мобильник напоминалку на все занятия. У нас только в пределах школы напомнят, и только если кружок массовый. На продленке у воспитателя куча забот и свой режим, общий для всех. Если напоминать каждому, с ума сойти можно, и никто уроки не будет делать, это хождение отвлекает.

26.04.2010 23:19:34, Олиевна

Детский клуб и болезни детей: как сохранить доходы? У кого уроки совпадали с секцией или чем отдавать малыша в школу или секцию, стоит хорошо взвесить все " за " и " против ". Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора...

Обсуждение

У нас в прошлом году так было. Я раз сняла, два сняла, а потом перестали отпускать. Только через заявление к директору. НО у нас дело было в том, что этот урок (биология кажется) был достаточно значимым (не физ-ра, или музыка или труд), и ребенок просто не успевал сдавать все темы, и повалили двойки. И когда он пропустил контрольную, биологичка рассвирипела и больше не отпускала. Нам пришлось улаживать все в музыкалке, я звонила договаривалась с другими ученикам, умоляла поменяться местами.

В общем, смотрите сами. Если значимый урок (да еще такой, который 2 раза в неделю всего - типа истории, географии ли боилогии), или уж тем более русский или литература математика или ин.яз, то могут быть серьезные проблемы. Если урок - фигня, то проблем быть не должно.

ИМХО, все же логичнее просить об изменеии рассписания, либо в секции, либо в школе, раз и на секции ТОЛЬКО 2 дня рано и в школе только в это дни по 7 уроков. Но, если просить в школе о переносе седьмого урока на другой день, нужна уверенность, что в секции не будет хотя бы ИЗМЕНЕНИЙ в непредсказуемую сторону.

Сколько дней в неделю секция? И сколько там еще групп? Если просит не 1 человек, а куча - можно пытаться найти компромисс. Например, раз рано НИКОМУ не удобно, то не ВСЕГДА ваша группа, а по очереди: неделя - одна раньше, неделя - другая, или в разные недели - разные дни рано (если дней много). Чтобы не всегда одно и то же в школе пропускать.

В школе тоже вряд ли "свет клином сошелся" на этих двух днях. Поговорите с классной, может быть, с легкостью это рассписание изменят. Если только Вам неудобно, а всем - полный ажур, то не получится. Но, возможно, педагогу в широких вариантах взаимозаменяемо, а кто-то из учеников тоже жаловался. Спросите классную, как она видит ситуацию. Тем более - седьмой урок - математика - это некоторый перебор, дети устают. Логично что-то пороще седьмым уроком выносить. В такой постановке и другие родители поддержат. Например, какое-нить ОБЖ для галочки куда логичнее 7-м. А это уже и с пропуском проще. Все де математику логично прослушать ВСЕ объянения и нужно иметь стройную систему в голове по 11-й класс. А всяческие ОБЖ, физкультуры, труды, пение, МХК, Москвоведение попроще будут. Думаю, не одним Вам куда-то уходить приходится (кто - на занятия, кто - в поликлинику и т.д.), в этом смысле нелогично важные и требующие большой сосредоточенности предметы седьмым уроком ставить. И здесь можно иметь "поддежку зала".
Тут тоже "возможны варианты". Если у математички не все дни присутственные и она "смещает" свои уроки на минимум дней - се ля ви, ничего не выйдет. А коли ей без разницы, а кто-то из предметников мишуры артачится, чтобы его "суперценный" предмет не пропускали, то коллективное заявление родителей дожмет и администрация сама рада будет. Но тут надо с классной и РК поговорить о причинах такого рассписания.

Кстати, еще и следующая четверть будет, и другое полугодие. Подобные разговоры могут будущее расписание улучшить.

Итак, вы полны решимости воспитать ребёнка правильно и сразу же хотите лепить из него физически развитого, дисциплинированного физика-ядерщика, умеющего постоять за себя, общительного и не чурающегося музыкальных импровизаций на фортепиано. Записываете его на подходящие под цели кружки, желательно с двух лет, потому что - вы же наверняка знаете - нет предела возможностям детского мозга и организма в целом. Единственной проблемой на пути к вашей мечте становится невыносимое детское нытьё. Потому что ваше лучшее творение оказалось на редкость ленивым и упрямым. Что можно в этой ситуации сделать? Ищите выход вместе с ребёнком!

  1. Если упрямится и капризничает ребёнок . Совершенно нормально, что в таком возрасте малыш боится оставаться без мамы или очень быстро устаёт от занятий. Ваш ребёнок ничего не потеряет, если их проигнорирует (это вы, возможно, потеряете 40 минут передышки). Все дети разные, если ваша подруга со своим активным ребёнком успевает за неделю обежать все группы раннего развития в округе, не нужно думать, что это норма и вы должны следовать за ними. Пока вполне можете рассматривать ваши попытки социализации как начало трудного пути хождения по кружкам.
  2. Если ваш ребёнок с удовольствием посещает хотя бы одну секцию два-три раза в неделю после детского сада или школы, но противится посещению второй, третьей, пятой. Вам повезло: ребёнок нашёл то, что ему интересно. Может, лучше оставить его в покое?

Вопросы-помощники

Тем не менее, если вы уверены, что спускать всё на тормоза нельзя, для начала задайте себе несколько вопросов о занятиях, с которыми возникли проблемы, и постарайтесь максимально честно на них ответить. Так вам будет намного проще искать выход из ситуации вместе с ребёнком.

  1. Насколько необходимы эти занятия? К можно относиться как к полезному факультативу, а можно как к обязательному учебному минимуму. Можете ли вы отказаться от этих занятий? Стоит ли за них бороться?
  2. Есть ли у ребёнка стремление и способности к деятельности, предлагаемой в данной секции? Активен и подвижен ли он для спортивных секций, музыкален ли, проявляет интерес к технике или математике?
  3. Какую цель преследуете лично вы? Каким вы видите будущее ребёнка? Будет ли ваша девочка профессиональной балериной или вы просто хотите, чтобы она не стояла у стеночки в клубе?
  4. Можно ли реализовать ваши цели и талант ребёнка через другую деятельность? Физическое развитие - это в равной степени и борьба, и плавание, и гимнастика, и танцы. Музыкальность ребёнка может быть показанием и к танцам, и к пению, и к игре на музыкальных инструментах. И даже музыкальный инструмент можно несколько раз сменить в поиске призвания.

Поиск причины

Возможные причины капризов со стороны ребёнка очень сильно зависят от возраста и темперамента. Со школьником постарайтесь поговорить без лишних эмоций. Вспомните себя в этом же возрасте: вы тогда ко многому относились иначе. Ребёнок трёх-четырёх лет не сможет даже объяснить вам, что именно его раздражает. Фраза «Не хочу туда!» у малышей охватывает сразу все неприятности, попробуйте методом исключения найти причину каприза.

  1. Долгая утомительная дорога. Дети нетерпеливы. И чем они меньше, тем меньше у них терпения. Попробуйте сократить дорогу, воспользоваться транспортом. Прогулка по дороге на занятия - это не самый лучший вариант. Ребёнок так или иначе знает, что сейчас будет заниматься вполне конкретной деятельностью, и уже внутренне готовится, да и постоянный контроль за временем не способствует расслаблению. Если есть возможность, лучше будет гулять уже после посещения кружка, по дороге домой, выгуливая и выветривая усталость и эмоции.
  2. Отсутствие контакта с преподавателем. Это вопрос, который, конечно, лучше бы выяснить сразу. Нет смысла отдавать ребёнка, особенно дошкольника, преподавателю, который не сможет найти к нему подход. Понаблюдайте, с каким настроением ребёнок выходит с самых первых занятий. Для младших дошкольников, пожалуй, лучше сразу поискать другого преподавателя. Даже если вы с большим трудом попали в этот спортивный клуб. В этом возрасте главное - начать заниматься, где именно - пока не так уж важно. Школьники не так разборчивы, но будет лучше, если - человек, увлечённый своим предметом. Равнодушных нам достаточно в школах. Сделать тут можно немногое: мягкие увещевательные беседы, ожидание момента, когда в группе появятся друзья.
  3. В попытке дать всё лучшее вы записали его в спортивный клуб, выпускающий олимпийских чемпионов, хотя ваши с ребёнком цели были очень скромные: хорошая осанка, физическая выносливость. Выход очевиден - смена секции на аналогичную, но с меньшей загруженностью.
  4. Нехватка друзей на дополнительных занятиях. Возможно, у вашего ребёнка вообще . Попробуйте узнать, с кем он общается, какие отношения с детьми в группе. Если в кружках хотя бы иногда устраивают праздничные неформальные встречи, постарайтесь их посещать. Новый год, чаепитие перед 8 Марта, отчётные выступления старших групп, выставки работ - всё это отличный способ пообщаться с детьми из своей группы в свободной обстановке.
  5. Большой отрыв от группы. Иногда одно-два пропущенных по болезни занятия могут очень сильно сказаться на успеваемости ребёнка. Объясните, что это временные трудности, такое случается со всеми, нужно немного терпения и упорства. По возможности посоветуйтесь с преподавателем о том, как лучше преодолеть этот разрыв.
  6. Ребёнок не видит конечной цели. Даже если вы уверены, что ему нужны именно танцы, ни один танцевальный кружок не даст ребёнку возможности свободного неограниченного танца в течение всего занятия. Вряд ли, выбирая этот путь, он представлял себе бесконечное повторение одного и того же элемента или часы, проводимые в растяжке. Старайтесь посещать отчётные выступления и выставки старших групп, поищите мотивирующие фильмы, поговорите с ребёнком о том, что без определённого труда не ловится и рыбка из пруда.
  7. Ошибка в планировании дня перед занятием. Слишком большая загруженность в школе именно в день дополнительных занятий; нет времени или комфортно переодеться; два занятия в разных кружках проводятся в один день, и ваша девочка с растрёпанной головой и мокрым купальником в сумке идёт на английский язык, где встретится с мальчиком, который ей нравится. Подумайте, как сгладить эти неприятные моменты, конкретных советов тут быть не может, каждая ситуация индивидуальна.
  8. Ребёнок узнал всё, что хотел, и готов попробовать что-то новое. Тут не стоит ставить палки в колёса, вы всегда успеете вернуться. Не прощает бездействия только профессиональный спорт, но не нужно бросать спорт в принципе, попробуйте новое направление. Даже если сами вы были в аналогичной ситуации и до сих пор жалеете, что ваши родители в своё время не настояли на продолжении занятий, гораздо полезнее будет именно вам заняться своими упущенными возможностями, чем пытаться навязать их ребёнку. Возможно, вы поймете, что поздно начинать не так уж и страшно.
  1. Вы можете всё, если не будете пытаться сделать всё сразу. Трезво оценивайте свои моральные и финансовые возможности. Кружки - это траты не только на расходные материалы и экипировку, но и на праздники, экскурсии, дни рождения новых друзей и преподавателей. Оставляйте немного свободного времени для досуга и , чтобы в случае непредвиденных обстоятельств не пришлось мучительно навёрстывать упущенное сразу на пяти секциях.
  2. Не обещайте того, чего не собираетесь или не можете выполнить. Пообещали подарок - извольте купить. Также не нужны пустые угрозы, хотя лучше бы вообще не угрожать, иначе кружки начнут ассоциироваться с наказанием. Поощряйте за успехи на занятиях, а не за факт их посещения. Так у ребёнка скорее сформируется желание развиваться.
  3. Соблюдайте режим! С самых первых дней жизни ребёнка режим - ваш лучший друг. Да, иногда вы становитесь его заложником, но в большинстве случаев намного проще управляться с выспавшимся, сытым и спокойным человеком, сколько бы лет ему ни было.
  4. Позвольте ребёнку совершить свои ошибки. У каждого из нас есть история о том, как родители вовремя не настояли на продолжении занятий и погиб ваш редкий талант, или о том, как 10 лет музыкальной школы были настоящей каторгой и после экзаменов вы ни разу не прикоснулись к инструменту. Вы не угадаете, как именно закончится эта история. Постарайтесь помочь ребёнку справиться с ленью и неудачами, но не решайте всё за него.