Сочинения

Вариант 13 обществознание. Г) государственные унитарные предприятия. Д) религиозные организации

Разбираем задания 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию

Тестовые задания 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию проверяют знание разных тем. Именно за счет расширения таких заданий был изменен тест ЕГЭ в 2016 году. Указанные задания могут проверять любую из сфер жизни общества и состоят из нескольких ответов. Точное количество правильных ответов не фиксировано. И это обстоятельство является ещё одной сложностью этих заданий.

Поговорим о технологии выполнения заданий 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию. Каждое задание оценивается двумя первичными баллами, что не мало. Если Вами допущена 1 ошибка, то ставится 1 первичный балл. Если допустите больше 1 ошибки баллы не ставятся. Итак, разберем несколько таких заданий и дадим ценные рекомендации.

Данное задание отсылает нас к , а точнее к видам культуры, которые можно наблюдать по линку. В данном задании Вам надо выбрать признаки массовой культуры.

Конечно здесь будет верным ответ под номером 1: «СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект»

Так как произведения массовой культуры, как вы прекрасно знаете, хорошо продаются..., по крайней мере лучше, чем произведения других видов культуры. Ну, куда Вы чаще ходите, за что платите: за кино в кинотеатре, или концерт музыкальных народных инструментов? Думаю, ответ очевиден!

Поэтому ответ под цифрой 2 не вариант отмечать!

3 вариант тоже неверный, так как самовыражение главная цель в элитарной культуре. А вот ответ 4 на это задание ЕГЭ по обществознанию будет верным: телесериал рассчитан на усредненный потребительский вкус . Ведь вкус обывателя, на которого рассчитана массовая культура, не очень изысканный. Что нужно народу? Panem et circenses — хлеба и зрелищ! Именно поэтому на первом канале постоянно всякие шоу крутят — таков социальный запрос населения!

Пятый вариант — ориентирован на элитарную культуру, а не на массовую. Если до сих пор непонятно, почему, рекомендую приобрести мой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» , в котором я всё наглядно и на пальцах объясняю.

И последний верный вариант: номер 6 «Понимание телесериала не требует специальной подготовки» . В самом деле, будни городской больницы можно понять и без специальной подготовки: сами туда иногда ходим! 🙂 Эти будни в телесериале ещё и стопудово приукрашены..., о том какие реальные будни городской больницы, я писал)

Поэтому верные варианты будут такие: 1,4,6

Из разбора этого задания ЕГЭ по обществознани ю вытекает первая моя рекомендация : надо знать хорошо признаки тех или иных явлений, из разных сфер жизни общества!

Разберем ещё одно задание из вариантов 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию:

Это задание немного сложнее предыдущего. В чем сложность? В понимании задания: надо выбрать признаки государства, как центрального политического института. То есть: чем государство отличается от других институтов!

Правильно поняв смысл задания, мы выберем верные ответы:

1 — обладает наивысшей концентрацией власти;

2 — устанавливает общеобязательные нормы; (то есть издает законы)

5 — регулирует деятельность граждан на определенной территории.

Остальные варианты могут быть свойственны и для других социальных институтов, а надо выбрать признаки, отличающие государство!

Это своеобразный секрет, и я тут свободно его раскрываю... Если хотите ознакомиться с темой более детально, прочитайте мой пост , и о статью

Из этого задания ЕГЭ по обществознанию вытекает вторая моя рекомендация: читайте внимательно вопрос и понимайте, о чем Вас спрашивают!

Разберем третье непростое задание типа 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию:

Задание проверяет тему сознание и деятельность. Требует выбрать средства поступления в университет, то есть средства деятельности. Тему сознание и деятельность я нигде открыто не разбирал. Разбор темы можно посмотреть в моем видеокурсе по подготовке к ЕГЭ по обществознанию .

Но верные ответы мы само собой определим в этом задании:

2 — занятия в художественной студии;

3 — изучение математики;

5 — опыт создания собственных работ.

Все эти средства помогут Ивану в поступлении в университет, на уже им выбранную специальность, а поскольку она выбрана, ответ под номером 6 будет неверным, как и остальные.

В будущих статьях мы продолжим разбор непростых заданий. Более того, по части В я сделаю небольшие видеоуроки, так что не пропустите и !

Также не забудьте решить самостоятельно вот такое задание ЕГЭ по обществознанию :

Ответы можно и нужно писать в комментариях!

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere - убивать себя) - преднамеренное лишение себя жизни, самостоятельное и добровольное.

По сути дела, мы вынуждены рассматривать суицид и все его проявления, как с точки зрения атеистов, так и с точки зрения людей верующих в Бога.

Все самоубийства делят на две основные группы:
1.Истинные. – парасуицид
С истинными случаями суицида всё понятно. истинный суицид - это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого - любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д Человек хладнокровно принимает решение о самоубийстве и совершает его по той, или иной причине. Это может быть чувство вины за причастность к чьей-то смерти, причастность к краже, у капитанов торговых кораблей было принято оставаться на мостике тонущего корабля, потому, что в случае его смерти, семье не придётся компенсировать затраты судовладельцу. Бывают случаи суицида на спор и многое другое.

2. Демонстративные. –псевдосуицид.

Псевдосуицид считается демонстративным потому, что это не столько попытка покончить с жизнью, сколько своеобразный протест, как бы крик о помощи, отчаяние и желание, чтобы другие люди обратили на это отчаяние своё внимание. (А пусть все знают, что я могу на это пойти и всем станет стыдно)

Такое случается больше с наиболее молодыми людьми. Причин таких демонстративных самоубийств может быть великое множество.

; Это может быть обида на весь окружающий мир за то, что молодой человек не может добиться поставленных перед собой целей. Например, в армии достаточно частыми были случаи суицида из-за того, что девушки отказывались дожидаться солдата со службы и выходили за муж за других мужчин. Не в силах пережить такое предательство, некоторые солдаты, имея доступ к оружию, совершали самоубийства. Понятно, что на этом предательстве жизнь не заканчивается и нужно строить жизнь дальше, но в момент аффекта, самоубийце так не кажется. Он переживает сильнейшее эмоциональное потрясение. Мысль о том, что теперь вся жизнь будет состоять из таких эмоциональных переживаний, толкает человека на необдуманный поступок. Заставить себя думать в такой момент, может далеко не каждый.

; Человек может испытывать отчаяние от того, что ему не удаётся самоутвердиться в обществе, а все вокруг унижают его. Ежедневные переживания могут привести его в состояние аффекта (сильного эмоционального переживания) из-за которого он принимает решение покончить с собой. Чтобы избавить себя от позора и доказать окружающим их неправоту.

И атеисты и люди верующие сходятся в том, что хорошее отношение людей друг к другу, любовь людей защищает их от такого явления как суицид. Когда человек знает, что бы ни случилось, но он вернётся домой. Туда, где его любят и ждут и там ему будет спокойно. Там он отдохнёт от проблем и подготовится к новому трудному дню.
Бывают случаи, когда люди годами ждут такого возвращения домой. Если они находятся где-то очень далеко. Память о той любви родных своих людей, помогает пережить всё что угодно. Поэтому нужно любить друг друга и ценить то, что имеешь.

Статистика суицида очень тревожна. Во всём мире умирает огромное количество людей, которые решили уйти из жизни.

Среди них подавляющее большинство именно молодых людей.

С увеличением возраста, количество самоубийств уменьшается. И только небольшой всплеск самоубийств приходится на людей престарелого возраста.

По данным ВОЗ, каждые 40 секунд кто-то из жителей Земли уходит из жизни сознательно, кончая жизнь самоубийством.

Среди людей от 15 до 29 лет смерть от самоубийства стоит на втором месте. На первом месте смерть от всех любых внешних факторов. Несчастные случаи, транспортные катастрофы, гибель на производстве….

Статистика так же говорит о том, что из всех людей, совершивших самоубийства 80% всех случаев приходится на мужчин, а 20% на женщин. Однако женщины в 4 раза чаще мужчин совершают попытки самоубийства.
То есть, попыток совершить самоубийства у женщин и мужчин случается одно и то же. Только мужчины погибают в 4 раза чаще.

Ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов - совершают попытки»

«В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. В год кончают жизнь самоубийством 1500 детей и ещё 4 тысячи совершают попытку самоубийства. По данным ЮНИСЕФ, 45 % русских девочек и 27 % русских мальчиков хотя бы раз в жизни серьёзно обдумывали возможность самоубийства». Павел Астахов,

Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка, говорит:
Государство держит в секрете точное количество самоубийств. Некоторые регистрируются как несчастные случаи. Если мы не решим корни этой проблемы, то потеряем целое поколение.

В отличие от взрослых, дети ещё не в состоянии активно бороться с депрессией. Любое воздействие посторонних людей, способное причинить душевную боль ребёнку, может вызвать в нём мысль о самоубийстве. Вот почему в отношении с детьми нужно быть особенно снисходительными. Хотя именно в детстве и формируется человеческий характер, его твёрдость и способность противостоять жизненным проблемам. Нельзя лишать ребёнка трудностей, но и унижать его тоже нельзя.

Православные христиане, наиболее распространённой причиной самоубийства называют отчаяние. В среде сторонников аврамических религий (христианство, ислам, иудаизм), отчаяние всегда считалось грехом и подвергалось запрету. Людям, которые сталкивались с различными испытаниями, сочувствовали и старались помочь им преодолеть отчаяние.

Нельзя сказать, что это было повсеместно, но к чужим бедам все относились с пониманием. Самоубийство осуждалось людьми потому, что считается, что самоубийца не только поддаётся отчаянию, но убивая себя не оставляет себе времени для покаяния. Поэтому православная церковь не отпевает самоубийц, не служит по ним панихиды, об упокоении их душ не молятся во время богослужений. В дореволюционной России самоубийц хоронили за оградой кладбища.

Церковь отказывается от поминовения самоубийц не потому, что не скорбит об их участи или не сочувствует горю их близких. Она не делает этого по той же причине, по которой не молится за некрещеных. То есть, человек, который убил себя, отвернулся от Бога.

Жизнь человеку дает Бог, только Он имеет право решать, когда она закончится – и не важно, насколько жизнь приятна человеку. С точки зрения христианина, мусульманина, иудея, земная жизнь – это путь испытаний, которые надлежит принимать со смирением. Если человек выдерживает жизненные испытания, то он духовно совершенствуется.

Если человек самовольно отказывается от жизни и от испытаний, которые она несет, человек ставит свою волю выше воли Бога, тем самым демонстрируя миропонимание, абсолютно не соответствующее христианскому вероучению.

Согласно вере, Бог посылает человеку не только испытания, но и наказания, если человек их заслуживает. Их, порой, трудно отличить друг от друга. Испытания Божьи заставляют человека как-то на них реагировать. Сильные люди выдерживают их и становятся ещё сильнее. Слабые люди впадают в сначала в уныние, а затем в отчаяние. Если человек не выдерживает, то может стать и самоубийцей.

Считается, что Бог посылает человеку такие испытания, которые тот в силах выдержать. Для сильных людей, трудные испытания, для слабых, испытания полегче.

Тем не менее, у христиан есть несколько дней в году, когда принято в церкви поминать самоубийц. Это сделано потому, что все люди, согласно христианской вере, созданы по образу и подобию Бога.

Нужно отметить, что у различных языческих культов самоубийство, особенно ритуальное поощрялось. Например, самоубийство, как принесение себя в жертву идолу. Человеческие жертвоприношения у язычников мало кого могли удивить, но личное принесение в жертву себя считалось самым сильным. Так было и у японских синтоистов, и у индейцев майя, и у многих других народов.

По разным данным, в Японии после подписания капитуляции в 1945году покончили с собой от 35, до 200 тысяч японских мужчин совершив «харакири» или «сепуку». Согласно статистике от ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в этой войне погибло сразу более 200 тысяч мирных жителей.

Около 1000 евреев на горе Масада в I веке н. э. предпочли самоубийство римскому рабству.

Сегодня существуют интернет-клубы самоубийц, которые призывают людей к групповым самоубийствам. Впрочем, всё это всегда сопряжено с присвоением денег самоубийц. Названия сект и интернет-клубов по известным причинам не афишируется.

Есть мнение, что к суициду более склонны люди, исповедующие реинкарнацию. То есть переселение душ после смерти в другие тела. Не будем ничего опровергать. Пусть каждый человек исповедует те идеи, которые считает правильными, но любая попытка нарушить процесс жизненного пути не может не принести конфликта в саму жизнь. Как бы мы ни стремились перевернуть страницу нашей жизни, она должна быть дочитана.

В наши дни вместо такого понятия, как отчаяние, используется другое. Это: отсутствие мотивации. Такое понятие родилось в среде атеистов, которые отвергают существование души человека, а значит, все психофизические процессы в человеке представляют как вещественные.

Мотивация - от латинского «movere» - способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Психофизический процесс.

ПРИЧИНЫ ПОТЕРИ МОТИВАЦИИ:

1. Отсутствие уверенности и плана действий. Дневник успеха. Для того, чтобы человек приобрёл уверенность в себе, ему предлагается завести дневник, в котором он будет записывать только свои успехи. Считается, что перечитывание этого дневника дополнит мотивационную составляющую человека.
2. Отсутствие фокуса, или цели. Отсутствие смысла деятельности и жизни. Страх перед непонятным будущим. Список целей. Такой список предлагается создать для того, чтобы человеку было к чему стремиться. Создание мотивации.
3. Отсутствие плана действий. Нет целей, нет плана действий и стимула для дальнейших действий. Для достижения целей нужен план действий. Создание такого плана и есть укрепление мотивации человека.

Считается, что если у человека в жизни нет успеха, цели и плана действий, то он стремится к самоубийству. Нет смысла жить дальше. Всё это напоминает отчаяние, но в отличие от отчаяния, отсутствие мотивации не считается постыдным грехом. Это вообще не стыдно, если человек решил покончить с собой. Даже создаётся некий романтический ореол вокруг самоубийцы.

Кроме этого, отсутствие мотивации хоть и признаётся психофизическим процессом, всё же суть проблемы сводит к материальным проблемам человека. Всё рассматривается так, словно именно материальные неудачи приводят человека к трагедии. Ни о какой духовной проблеме речи не идёт.

В случае, если человек психически болен об отсутствии мотивации человека не говорится. Здесь рассматривается только его психическая болезнь. Однако верующие люди так же снисходительны к самоубийцам, которые психически больны. Например, священник может признать самоубийцу таким больным и совершить над ним все необходимые обряды при его погребении.

Так уж повелось, что суицид проявляется в самых неожиданных формах. Например:
1. Самопожертвование. У атеистов принято называть самопожертвование альтруистическим суицидом. Альтруизм, - это стремление человека бескорыстно помогать всем. По сути, альтруизм считается антиподом эгоизму.Под альтруистическим суицидом подразумевается готовность человека пожертвовать собой ради других людей. При этом самопожертвование человека, атеисты относят к суициду. У верующих людей, самопожертвование суицидом не считается. Наоборот, оно всячески приветствуется, хотя только как вынужденная мера. Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». У верующих людей принято считать, что человек, который жертвует своей жизнью ради других людей, не только не самоубийца, но герой.
2. Сегодня в Европе большое распространение получило такое явление, как эвтаназия. Эвтаназия, это добровольный уход из жизни безнадёжно больного человека с помощью врачей. Сегодня в год, таким образом, уходят из жизни до 800 тысяч человек. Здесь мнения атеистов разделились на сторонников и противников. Кто-то считает, что убийство страдающего, безнадёжно больного человека оправдано и в моральном смысле можно оправдать врача, который помог уйти из жизни такому больному. Сторонники эвтаназии даже оправдывают денежное вознаграждение за подобное убийство. Это сложно осуждать, но, разрешив умертвлять очень больных людей по их желанию, общество начинает рассматривать возможность умертвления любого человека по его желанию. Естественно за деньги и даже демонстративно. А именно: уже известны случаи, когда на процесс эвтаназии (убийства) приглашаются родственники подвергающегося убийству человека. Известны даже случаи, когда люди отказывались от эвтаназии в самый последний момент, (жить то хочется) приводя в бешенство собравшихся родственников. К счастью не все атеисты приветствуют эвтаназию. Большинство всё же считает, что за жизнь человека нужно бороться до конца. Право человека на жизнь закреплено в Конституциях всех стран мира. Православные христиане категорически против эвтаназии. Эвтаназию считают убийством и никакого милосердия здесь не усматривают.
3. Скрытый суицид. Поведение, обычно не приводящее к немедленной смерти, но являющееся опасным и/или сокращающее жизнь (пьянство, курение, отказ от медицинской помощи при серьёзных заболеваниях, нарочитое пренебрежение ПДД или техникой безопасности, экстремальный спорт без надлежащей тренировки и экипировки, пренебрежение опасностью во время боевых действий), при том, что совершающий понимает его опасность, но возможный риск ему безразличен, называется саморазрушающим поведением.

Защитные (антисуицидальные) факторы
Прочные семейные и социальные связи снижают вероятность суицида Наличие детей, особенно для женщин, а также беременность являются сильными факторами снижения риска. Религиозные убеждения и, в особенности, участие в религиозной деятельности, гиперответственность, наличие творческих планов, а также боязнь физического страдания часто снижают вероятность совершения акта самоубийства. Существенную роль играют поддержка родных и близких; понимание своих семейных обязанностей; полная занятость; наличие психологических навыков преодоления (например, способность переживать утрату, потерю или унижение), подвижность психики и наличие оптимизма.

Причины самоубийств:
1. Проблемы в личной жизни, неудачная любовь, семейные конфликты:
2. смерть или потеря близкого человека;
3. одиночество, недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
4. неудачи на работе, в учёбе;
5. денежные потери;
6. изменение привычного стереотипа жизни;
7. тяжёлое заболевание или обезображивающий дефект;
8. тяжёлая депрессия (по сводкам ВОЗ, до 15 % депрессий завершаются самоубийством;
9. Доведение до самоубийства;
10. целенаправленная травля, клевета, угрозы, унижения;
11. изнасилование, физическое издевательство, побои.
12. Пресыщенность жизнью, усталость от жизни, отсутствие цели и интереса к жизни;
13. Религиозный фанатизм, ритуальное самоубийство;
14. Вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками;) боязнь наказания
15. Самоосуждение за неблаговидный поступок;
16. Самоубийство для сохранения чести (например, харакири);
17. Подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей;
Факторы риска
Примерно половина самоубийц совершали перед этим хотя бы одну суицидальную попытку, а после такой попытки 1 человек из 100 совершают самоубийство в течение года, что означает стократное повышение риска самоубийства.
Социальные факторы:
отношение общества к самоубийцам (соглашательское, поощрительное, разрешительное, запретительное);
социально-экономическую и политическую нестабильность, (рост безработицы, преступности, катастроф и др.);
усиление миграционных потоков;
этнические и культурные особенности общества (высокий уровень религиозности, наличие крепких родо-племенных связей, традиций «большой семьи» и т. п.).
Те, кто никогда не состоял в браке, чаще всего совершают самоубийства. Далее в порядке снижения риска следуют овдовевшие, разведённые и женатые, но не имеющие детей. Проживание в одиночестве также увеличивает риск. Повышают риск самоубийства и неурядицы в семье.

Плохое обращение и другие виды негативного опыта в детстве увеличивают склонность к суициду во взрослом возрасте, по меньшей мере через такие промежуточные факторы, тесно связанные с негативными переживаниями в детстве, как злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также склонность к депрессии. Повышен риск самоубийства у лиц, испытавших жестокость и насилие в детстве; у лиц, чьи родители умерли, когда им было не более 11 лет, или развелись друг с другом; у лиц, чьим воспитанием в детстве пренебрегали.

Мы затронули лишь малую часть информации о таком явлении как суицид. Цель этой беседы в том, чтобы представить суицид в его истинном свете. Дело в том, что смерть человека есть таинство и это действительно так. Человек, порой, романтизирует совершение самоубийства и принимает смерть как избавление от трудностей. Но так ли всё просто? Жизнь не меньшее таинство, чем смерть. Но смерть завершает жизнь и эти два таинства невозможно поменять местами. Мне кажется, что многие люди, которые допускают мысль о суициде, в глубине души не думают о неизбежности смерти. Они думают о том, что смерть не исключает жизнь.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс; трудовой коллектив; родительская семья; агент социализации; СМИ:

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение, 2) изменение, 3) техническая революция, 4) совершенствование, 5) упадок, 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта.

3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

5

Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения

6

В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. основными социальными ячейками являются племя и большая семья

2. происходит рост численности городского населения

3. устная информация преобладает над письменной

4. интенсивно развивается инфраструктура

5. широко распространяются научные знания

6. господствует натуральное хозяйство

7

Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В условиях рыночной экономики существует естественный уровень безработицы.

2. Сезонная безработица вызвана структурными сдвигами в экономике.

3. Массовая безработица сопровождается снижением уровня жизни большинства населения.

4. Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения трудовых услуг разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5. Неосведомленность безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.

8

Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Вам предложено подготовить презентацию о факторах производства. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Труд как фактор производства»? Запишите цифры, под которыми указаны. Соответствующие положения.

1. Факторный доход - прибыль.

2. Факторный доход - заработная плата работника.

3. Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ.

4. Ограниченность этого фактора обусловлена объёмом денежной массы в обращении.

5. Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта.

6. Ограниченность этого фактора обусловлена численностью трудоспособного населения; его территориальным размещением, профессиональной структурой, религиозно-культурными традициями и др.

10

11

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные конфликты могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

2. Непонимание причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.

3. Стороны конфликта в ходе его развития способны объединяться для достижения поставленных целей.

4. Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.

5. Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.

12

Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать продукты более дешёвых марок, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обоих опросах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже ходить в магазин, в стране Z больше, чем в стране Y.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже стал ходить в магазин, больше доли тех, кто покупает продукты более дешёвых марок.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита представляет собой немногочисленную самостоятельную группу, готовую принимать политические решения.

2. Политическая элита - группа людей, являющаяся источником власти в любом государстве.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

5. По отношению к государственной власти выделяют правящую элиту и контрэлиту.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся

15

Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что форма правления государства Z - монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Глава государства получает власть по наследству.

2. Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.

3. Законы принимает избранный гражданами парламент.

4. Государство состоит из нескольких административно-территориальных единиц.

5. Глава государства пользуется своей властью пожизненно.

6. При вступлении в должность глава государства приносит присягу.

16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. защита Отечества

2. уплата законно установленных налогов и сборов

3. участие в управлении делами государства

4. выбор рода деятельности и профессии

5. сохранение исторического и культурного наследия

17

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

18

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Кирилл Аркадьевич - прокурор. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий прокурора, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. представлять и защищать интересы обвиняемого в суде

2. изготовлять копии документов

3. осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства

4. обеспечивать законность и обоснованность государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу

5. осуществлять надзор за исполнением законов

6. составлять завещания, удостоверять верность подписи

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Политическая элита является одним из__________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту__________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В__________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными__________(Е) отбора людей становится их происхождение и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. политическая система общества

2. социальная структура общества

3. компетентность

4. критерий

5. субъект

6. экономика

7. богатство

9. политология

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. В силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...

Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа - это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, (какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п. ...

Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и, в первую очередь, с морально-этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности... Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.

(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)

Какие два типа необходимостей человеческого существования отмечены авто- рами? С каким главным противоречием, по мнению авторов, столкнулся современный человек?

Показать ответ

Элементы:

1) два типа необходимостей (ответ на первый вопрос): совокупность биологических, социальных и иных потребностей; необходимости, связанные с социально-духовным содержанием человеческого сознания;

2) противоречие (ответ на второй вопрос): резкое несоответствие между биологическими или социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный но последним достижениям науки и техники.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) суждение , раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.

Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании

Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите любое одно средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество и проиллюстрируйте примерами действие каждого из средств.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы средства влияния и приведены соответствующие примеры :

1) ядерная энергия (например, после аварии на атомной электростанции радиоактивному заражению подверглись все компоненты природной среды региона);

2) электронные средства массовой информации (например, под влиянием информации СМИ граждане начали массово скупать иностранную валюту, создав кризисную ситуацию в банковском секторе).

Могут быть названы другие средства влияния, приведены иные примеры

Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир? Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три подтверждения своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) вариант ответа на вопрос : более развитый, прогрессирующий мир ИЛИ мир деградирующий;

2) подтверждения :

в случае выбора первого варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

Растёт продолжительность, уровень и качество жизни людей;

Активно развиваются наука и техника;

Развивается демократия и гражданское общество;

в случае выбора второго варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

В современном мире не прекращаются войны, миллионы людей страдают от голода и болезней;

Велик разрыв в качестве жизни населения наиболее развитых ("золотого миллиарда") и беднейших стран мира;

Массовая культура транслирует произведения, не совместимые с ценностями морали, представлениями о прекрасном.

Могут быть приведены другие подтверждения выбранной точки зрения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида инфляции.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о причине(-ах) инфляции, опирающейся на знания курса, например: Одной из причин инфляции является необоснованный рост денежной массы в обращении.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции, например: Ползучая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен на 3-5%.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции.)

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Показать ответ

В ответе должны присутствовать следующие элементы :

1) модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: К. подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обстоятельств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;

2) три примера неформальных негативных санкций, допустим:

Некоторые из сослуживцев отказались подавать ему при встрече руку;

Некоторые сослуживцы сделали ему замечание;

Художник нарисовал карикатуру.

Могут быть смоделирована другая соответствующая условию ситуация и приведены иные уместные примеры санкций

В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти партии преодолели 5-процснтный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Назовите отличие этих двух систем. Назовите любую общую черту избирательных систем в демократическом обществе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :1) тип - пропорциональная избирательная система;2) другой тип - мажоритарная избирательная система:3) отличие , например: при пропорциональной системе избиратели голосу- ют за партийные списки, а не за конкретных кандидатов, как при мажоритарной системе.(Может быть сформулировано другое отличие);4) общая черта , например:- всеобщие равные выборы при тайном голосовании;- альтернативный характер выборов;- кандидаты предоставляют сведения о своих доходах.Могут быть приведены другие общие черты этих избирательных систем в демократическом обществе

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие системы права.

2. Основные элементы системы права:

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3. Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4. Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5. Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6. Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7. Конституция РФ в системе российского права.

8. Отражение особенностей общественного развития в системе права.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)

29.2. Экономика «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3. Социология, социальная психология «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

29.4. Политология «Главное завоевание демократии - право сказать "нет”». (Ю. Нестеренко)

29.5. Правоведение «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)

Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 13.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


примеры

рациональность

Ответ:


1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Особенности научного познания

примеры

рациональность

Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов

Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны

Особенности научного познания.

Ответ: доказательность.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Способность; задатки; одарённость; талант; гениальность.

Ответ: способности.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

  • Коммерческий характер; 2) доступность; 3) использование спецэффектов; 4) развлекательный характер; 5) сложность формы и содержания; 6) узкий круг потребителей.

Ответ: 5 6


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения об обществе и социальных изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Общество- это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.
  • Революция как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти.
  • В основе разграничения сфер общественной жизни лежат базовые потребности общества и человека.
  • Гуманистический характер прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
  • Общество представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Ответ: 1 3 5.


5.

Формы познания

А) восприятие

Б) ощущение

В) представление

Г) суждение

Д) понятие

Этапы познания

  • чувственное познание
  • рациональное познание

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Формы познания

А) восприятие

Б) ощущение

В) представление

Г) суждение

Д) понятие

Этапы познания

  • чувственное познание
  • рациональное познание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 1 1 2 2


6.

  • буддизм
  • синтоизм
  • христианство
  • ислам
  • иудаизм
  • даосизм

Ответ:


6.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Религия как форма (область) духовной культуры». Один из слайдов называется «Мировые религии». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти религии.

  • буддизм
  • синтоизм
  • христианство
  • ислам
  • иудаизм
  • даосизм

Ответ: 1 3 4.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.
  • Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
  • Государство в условиях рынка удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.
  • Государство оказывает определённое влияние на рыночную экономику при проведении денежной политики.
  • Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

Ответ: 3 4 5.


8.

Факторы

Г) переобучение работников

Типы экономического роста

  • интенсивный
  • зкстенсивный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


8.

Укажите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Факторы

А) увеличение численности обслуживающего персонала

Б) строительство новых предприятий, выпускающих уже имеющийся ассортимент продукции

В) расширение посевных площадей

Г) переобучение работников

Д) замена устаревшей техники более современной

Типы экономического роста

  • интенсивный
  • экстенсивный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 2 1 1


9.

  • банкноты
  • купоны
  • облигации
  • акции

Ответ:


9.

Пётр Фёдорович вкладывает свои сбережения в приобретение различных ценных бумаг. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые он может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда
  • договор о страховании имущества
  • банкноты
  • купоны
  • облигации
  • акции

Ответ: 1 5 6.


  • высокий урожай фруктов
  • мода на здоровое питание

Ответ:


10. На графике изображено изменение предложения на рынке свежих продуктов: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. Р- цена товара, Q- количества товара.

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • рост таможенных пошлин на импорт фруктов
  • повышение тарифов на грузовые перевозки
  • снижение доходов потребителей
  • высокий урожай фруктов
  • мода на здоровое питание

Ответ:4 5.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Репродуктивная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении семьёй роли социального лифта.
  • Члены семьи связаны с общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
  • Семья является одним из субъектов социального контроля.
  • Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
  • Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

Ответ:2 3 4 5.

Ответ:

12. В ходе опроса совершеннолетних граждан стран Z и Y им задавали вопрос: «В какой мере государство выполняет свои обязанности перед гражданами?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Доля тех, кто отметил, что государство в полной мере выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z больше, чем в стране Y.
  • Равные доли опрошенных жителей страны Z отметили, что государство в полной мере выполняет и совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами.
  • В стране Y доля отметивших, что по большей части государство не выполняет свои обязанности перед гражданами, больше доли отметивших, что государство в полной мере выполняет свои обязанности.
  • Доля тех, кто отметил, что государство совершенно не выполняет свои обязанности перед гражданами, в стране Z больше чем в стране Y.
  • Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что государство в равной мере выполняет и не выполняет свои обязанности перед гражданами.

Ответ: 1 2 3.


13.

Ответ:


13.

Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Демократия может полноценно функционировать в обществе с высоким уровнем общей и политической культуры.
  • Демократии свойственен государственный контроль над частной жизнью граждан.
  • Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование и осуществление поддержано народом в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах.
  • Демократия характеризуется правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства.
  • Демократии свойственно доминирование идеологии одной партии на политической арене.

Ответ: 1 3 4.


14.

Функции

В) осуществление помилования

  • Президент РФ
  • Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

А) управление федеральной собственностью

Б) разработка представление Государственной Думе федерального бюджета

В) осуществление помилования

Г) решение вопросов предоставления политического убежища

Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны

Субъекты государственной власти РФ

  • Президент РФ
  • Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 1 1 2


15.

  • правящая
  • консервативная
  • оппозиционная
  • либеральная
  • массовая
  • кадровая

Ответ:


15.

В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральный офис и региональные отделения, а также множество постоянных членов. Партия выступает за сохранение традиционных ценностей, отстаивает необходимость приспособления любых изменений в обществе к традиционным институтам. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила большинство мест в парламенте. Что из перечисленного характеризует тип политической партии, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

  • правящая
  • консервативная
  • оппозиционная
  • либеральная
  • массовая
  • кадровая

Ответ: 1 2 5.


16.

Ответ:


16.

Выберите в приведённом списке предложения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны.
  • Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
  • Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
  • Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.
  • Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ответ: 1 2 5.


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения об органах, призванных защищать права граждан РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Одна из функций правоохранительных органов- укрепление законности и правопорядка.
  • Правоохранительные органы принимают участие в создании системы налогообложения.
  • На органы внутренних дел возложена задача выявления и расследования преступлений.
  • Адвокаты оказывают юридическую помощь и осуществляют защиту по уголовным делам.
  • Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, называется полицией.

Ответ: 1 3 4.


18.

А) общественные фонды

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

  • коммерческие
  • некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организационно-правовые формы юридических лиц

А) общественные фонды

Б) хозяйственные товарищества

В) производственные кооперативы

Г) государственные унитарные предприятия

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

  • коммерческие
  • некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 1 1 1 2


19.

  • Купить квартиру
  • Продать автомобиль

Ответ:


19.

Артёму 14 лет. Найдите в приведённом списке действия, которые он в соответствии с Гражданским кодексом РФ может самостоятельно осуществлять. Запишите цифры, под которым они указаны.

  • Отложить часть своей стипендии на покупку подарка для младшей сестры
  • Внести подаренные родителями деньги на счёт в банке
  • Распоряжаться заработной платой, полученной в летнем трудовом лагере
  • Купить квартиру
  • Продать автомобиль
  • Осуществлять права автора созданного музыкального произведения

Ответ: 1 2 3 6.

20.

Вставьте пропущенные слова:

Слова:

  • определённые сроки

Ответ: А Б В Г Д Е

20.

Вставьте пропущенные слова:

«Брачным договором признаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее____(А)супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключён как до государственной регистрации__(Б), так и в любое время в период брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит____(В). Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом____(Г), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться______(Д) либо ставиться в зависимость от наступления или от ненаступления определённых условий. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать____(Е), права и обязанности супругов в отношении детей.»

Слова:

  • режим совместной собственности 6) заключение брака
  • личные неимущественные отношения 7) имущественные права и обязанности
  • временные ограничения 8) расторжение брака
  • нотариальное удостоверение 9) медицинское освидетельствование.
  • определённые сроки

Ответ: А Б В Г Д Е

7 6 4 1 5 2


Часть 2.

Первичным элементом системы конституционного права служит юридическая норма- начальная частица отрасли права. При наличии объективных предпосылок нормы интегрируются в институты конституционного права. Институт- это группа, комплекс взаимосвязанных норм конституционного права, регулирующих определённый вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений. Он включает в себя не только нормы-правила поведения, но и учредительные (исходные) нормы, которые в системном взаимодействии участвуют в процессе конституционно- правового регулирования общественных отношений.


Часть 2.

В институт конституционного регулирования общественных отношений интегрировались правовые нормы, устанавливающие высшую юридическую силу Конституции РФ, её прямое действие в правообразующее значение, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, соотношение национального и международного права.


Часть 2.

Институт федеративного устройства государство объединяет в своём составе конституционно-правовые нормы, определяющие статус Российской Федерации и её субъектов, суверенитет государства и его символы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, порядок принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта, состав территории государства, конституционные основы режима государственной границы и границ между субъектами РФ, единого экономического, валютного и таможенного пространства на всей территории России.


Часть 2.

В институт президентской власти входят в качестве его элементов правовые нормы, закрепляющие статус Президента РФ, порядок его вступления в должность, полномочия Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами России, неприкосновенность Президента РФ, основания досрочного прекращения исполнения им своих полномочий, виды правовых, издаваемых Президентом РФ по вопросам, отнесённым к его компетенции. Эти нормы содержатся как в специальной главе Конституции РФ, так и в её последующих главах.


Часть 2.

Структуру института законодательной власти образуют правовые нормы, устанавливающие статус Федерального Собрания РФ, порядок его взаимодействия с другими органами государства, общие принципы организации системы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.


Часть 2.

Институт исполнительной власти конституционного права России составляют правовые нормы, закрепляющие основы формирования единой системы исполнительной власти в РФ и её структуру, статус Правительства РФ, общие принципы организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В институт судебной власти интегрировались конституционно-правовые нормы, закрепляющие легальное определение судебной власти, её основные принципы, систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности, механизм назначения судей, их статус и правовые гарантии независимости в отправлении правосудия.

(А.И.Казанник, А.Н.Костюков)


21.


21.

Какие три элемента системы конституционного права названы в тексте? Какие юридические свойства (признаки) Конституции РФ установлены конституционным правом?

Ответ:

  • юридическая норма, институт конституционного права, отрасль права;
  • высшая юридическая сила Конституции РФ, её прямое действие и правообразующее значение.

22.

Реализация каких основ конституционного строя России обеспечивается рассмотренными в тексте институтами? Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые три основы конституционного строя и соответствующие институты.


22.

Ответ:

  • Россия- есть федеративное государство, федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (институт федеративного устройства);
  • государственная власть а РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (институт законодательной власти, институт исполнительной власти, институт судебной власти);
  • Источником власти в РФ является ей многонациональный народ (институт законодательной власти, институт президентской власти).

23.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами порядок взаимодействия Федерального Собрания РФ а) с Президентом РФ; б) с Правительством РФ; в) с органами судебной власти РФ.


23.

Ответ:

а) полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе представил внесённый Президентом РФ законопроект Z ; после принятия законопроекта Думой он был направлен в Совет Федерации;

б) Председатель Правительства РФ выступил с отчётом на парламентском часе в Государственной Думе, а затем встретился с членами Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

в) Конституционный Суд РФ признал принятый Федеральным Собранием РФ закон конституционным.


24.

В тексте указано, что конституционное право устанавливает соотношение национального и международного права. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения того, почему необходимо специально регулировать это соотношение.


24.

Ответ:

  • Государство ратифицирует различные правовые конвенции, содержание которых может не соответствовать действующим нормам национального законодательства; соответственно, может потребоваться изменение национального законодательства и определённый подготовительный период;
  • Субъекты права занимаются предпринимательской деятельностью не только в стране, но за её пределами, ведут совместный бизнес с иностранными предприятиями; в этих условиях необходимо чётко установленное соотношение национального и международного права;
  • Граждане, фирмы вправе при определённых условиях защищать свои интересы в международных судах, поэтому необходимо установить правовые рамки действия постановлений международных судов.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «заработная плата»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы, и одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников.


25.

Ответ:

1) Оплата трудовых услуг, предоставляемых наёмными работниками;

2) Существуют оплата в форме оклада, сдельная и премиальная формы оплаты труда;

3) Одной из причин устойчивых различий в оплате труда является различная квалификация работников.


26.


26.

Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

Ответ:

  • Школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания);
  • Компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию);
  • СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания).

27.

В стране Z правительство формируется политической партией (блоком партий), победившей на выборах. Депутатские места (мандаты) распределяются пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий, преодолевших 7-процентный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Назовите два достоинства и два недостатка данной избирательной системы.


27.

Ответ:

  • Пропорциональная избирательная система;
  • Достоинства:

-предполагает активную деятельность политических партий, в том числе оппозиционных;

-стабильность политических элит, проводимого политического курса;

3) недостатки:

Отсутствует персональная ответственность парламентариев перед избирателями, нет механизма отзыва депутатов населением;

-в парламенте, как правило, не представлены малые партии, не способные преодолеть избирательный барьер;

-затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит.


28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема социальной стратификации». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

Ответ:

  • Что такое социальная стратификация.
  • Критерии социальной стратификации:

а) власть;

б) доход и богатство;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3) Историческая система стратификации:

а) рабство;

б) касты;

в) сословия;

г) классы.

4) Социальная стратификация и социальное неравенство.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год