11 класс

Демоверсия огэ обществознание фипи. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ. Даты ОГЭ по обществознанию


Кодификатор

  • 1 Человек и общество
  • 1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей 1.2 Взаимодействие общества и природы 1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь 1.4 Биологическое и социальное в человеке 1.5 Личность. Особенности подросткового возраста 1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) 1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

2. Сфера духовной культуры


3. Экономика

  • 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 3.3 Экономические системы и собственность 3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация 3.5 Обмен, торговля 3.6 Рынок и рыночный механизм 3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство 3.8 Деньги 3.9 Заработная плата и стимулирование труда 3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами 3.12 Экономические цели и функции государства

4. Социальная сфера


5. Сфера политики и социального управления

  • 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества 5.2 Понятие и признаки государства 5.3 Разделение властей 5.4 Формы государства 5.5 Политический режим. Демократия 5.6 Местное самоуправление 5.7 Участие граждан в политической жизни 5.8 Выборы, референдум 5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни 5.10 Гражданское общество и правовое государство

6. Право

  • 6.1 Право, его роль в жизни общества и государства 6.2 Норма права. Нормативный правовой акт 6.3 Понятие правоотношений 6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности 6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 6.6 Федеративное устройство Российской Федерации 6.7 Органы государственной власти Российской Федерации 6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан 6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина 6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних 6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина 6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей 6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей 6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних 6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания 6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
  • Требования к уровню подготовки, проверяемому заданиями экзаменационной работы
  • Знать/понимать
  • 1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
  • 1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей
  • 1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
  • 1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
  • Уметь:
  • 2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
  • 2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия
  • 2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
  • 2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
  • 2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • 2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • 2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

Шкала перевода баллов

Предмет

Обществознание

«2»

«3»

«4»

Вариант № 565761

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ОГЭ-2017 по обществознанию.

При вы­пол­не­нии заданий 1-20 вы­бе­ри­те один из четырёх пред­ла­га­е­мых вариантов ответа. Ответом на задания 21-25 яв­ля­ет­ся число, по­сле­до­ва­тель­ность букв или цифр. Ответ сле­ду­ет записывать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы мо­же­те вписать от­ве­ты на за­да­ния части С или за­гру­зить их в си­сте­му в одном из гра­фи­че­ских форматов. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Какие из пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов ис­поль­зу­ют­ся в первую очередь при опи­са­нии по­ли­ти­че­ской сферы общества?

1) племена, народности

2) сословие, класс

3) республика, федерация

4) издержки, прибыль

Ответ:

Какой из приведённых при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет меж­лич­ност­ное общение?

1) Глава го­су­дар­ства об­ра­ща­ет­ся к граж­да­нам в СМИ.

2) Врачи слу­ша­ют до­клад ми­ни­стра здравоохранения.

3) Дру­зья встре­ти­лись после ссоры, вы­яс­ни­ли её при­чи­ны и помирились.

4) Пред­ста­ви­те­ли проф­со­ю­зов об­суж­да­ют ор­га­ни­за­цию митинга.

Ответ:

На уроке школь­ни­ки изу­ча­ли се­мей­ное за­ко­но­да­тель­ство РФ на при­ме­ре дела о раз­во­де одной се­мей­ной пары. Субъ­ек­том дан­ной учеб­ной де­я­тель­но­сти является(-ются)

1) се­мей­ное законодательство

3) школьники

4) се­мей­ная пара

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об обществе?

А. Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью природы.

Б. В струк­ту­ру об­ще­ства вхо­дят сферы об­ще­ствен­ной жизни.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Десятиклассница гим­на­зии Ви­о­лет­та по­бе­ди­ла на пре­стиж­ном дет­ском кон­кур­се актёрского мастерства. Она за­ни­ма­ет­ся также в дет­ской во­каль­ной студии. На каком уров­не об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Виолетта?

1) на­чаль­ном общем

2) ос­нов­ном общем

3) сред­нем общем

4) сред­нем профессиональном

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли науки в со­вре­мен­ном мире?

А. Наука по­мо­га­ет че­ло­ве­ку си­сте­ма­ти­зи­ро­вать зна­ния об окру­жа­ю­щем мире.

Б. Наука стре­мит­ся к до­сто­вер­но­сти по­лу­ча­е­мых результатов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к фак­то­рам (ресурсам) производства?

1) прибыль

4) зарплата

Ответ:

Инициативную са­мо­сто­я­тель­ную хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность человека, осу­ществ­ля­е­мую на свой риск в рам­ках закона, на­прав­лен­ную на по­лу­че­ние прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

Ответ:

В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное обращение. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный характер?

1) Го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет раз­мер за­ра­бот­ной платы работникам.

2) Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов ре­ша­ет во­прос о том, как ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ную прибыль.

3) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ле­ны льгот­ные усло­вия труда.

4) Про­из­во­ди­тель са­мо­сто­я­тель­но определяет, что и сколь­ко производить.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об огра­ни­чен­но­сти ресурсов?

А. Про­бле­ма огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов может быть пол­но­стью ре­ше­на со­вре­мен­ной наукой.

Б. Огра­ни­чен­ность ре­сур­сов свя­за­на с ро­стом по­треб­но­стей общества.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Структура об­ще­ства пред­став­ле­на со­во­куп­но­стью со­ци­аль­ных общ­но­стей и групп. Какая со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ле­на по тер­ри­то­ри­аль­но­му признаку?

1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

Ответ:

Какую со­ци­аль­ную роль могут ис­пол­нять как подростки, так и взрос­лые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) уче­ник сред­ней школы

4) водитель

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном конфликте?

А. Со­ци­аль­ный кон­фликт все­гда при­во­дит к не­га­тив­ным последствиям.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты раз­ли­ча­ют­ся по форме и ха­рак­те­ру развития.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Государственную власть осуществляет

1) рек­тор университета

2) пред­се­да­тель правительства

3) лидер оп­по­зи­ци­он­ной партии

4) пред­се­да­тель центробанка

Ответ:

В го­су­дар­стве Z вер­хов­ная власть передаётся пра­ви­те­лю по наследству. Он ру­ко­во­дит де­я­тель­но­стью ка­би­не­та министров, при­ни­ма­ет законы, утвер­жда­ет су­деб­ные решения. Какая форма прав­ле­ния су­ще­ству­ет в го­су­дар­стве Z?

1) федерация

2) аб­со­лют­ная монархия

3) уни­тар­ное государство

4) республика

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских партиях?

А. По­ли­ти­че­ская пар­тия стре­мит­ся к уча­стию в осу­ществ­ле­нии власти.

Б. По­ли­ти­че­ская пар­тия объ­еди­ня­ет груп­пу единомышленников,

выражающих ин­те­ре­сы определённых со­ци­аль­ных сил.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Правовые нормы, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм,

1) под­дер­жи­ва­ют­ся силой государства

2) ре­гу­ли­ру­ют по­ве­де­ние людей

3) опи­ра­ют­ся на силу об­ще­ствен­но­го мнения

4) со­дер­жат об­раз­цы поведения

Ответ:

В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Пра­ви­тель­ство РФ

1) при­ни­ма­ет законы

2) раз­ре­ша­ет пра­во­вые споры

3) утвер­жда­ет из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ

4) осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние фе­де­раль­ной собственностью

Ответ:

Гражданин К. по­да­рил сыну на день рож­де­ния свой автомобиль. Этот при­мер ил­лю­стри­ру­ет пре­жде всего право граж­да­ни­на К. как соб­ствен­ни­ка в от­но­ше­нии при­над­ле­жа­ще­го ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нах государства?

А. Над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти осу­ществ­ля­ет адвокатура.

Б. К за­да­чам по­ли­ции от­но­сит­ся обес­пе­че­ние без­опас­но­сти личности.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

В го­су­дар­стве Z уста­нов­лен де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим, а в го­су­дар­стве Y - тоталитарный. Срав­ни­те эти два по­ли­ти­че­ских режима. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую ко­лон­ку - по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт различия.

1) пре­се­че­ние на­ру­ше­ний об­ще­ствен­но­го порядка

2) на­ли­чие ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной власти

3) сво­бод­ные вы­бо­ры на аль­тер­на­тив­ной основе

4) вы­не­се­ние при­го­во­ров вне­су­деб­ны­ми органами

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между пра­ва­ми (свободами) че­ло­ве­ка и груп­па­ми прав (свобод), к ко­то­рым они относятся: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.

2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.

3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.

4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Ответ:

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Результаты опро­сов (в % от числа отвечавших) при­ве­де­ны на диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но буквой.

(А)Мария окон­чи­ла ин­сти­тут и ра­бо­та­ет бухгалтером. (Б)Она ре­гу­ляр­но чи­та­ет про­фес­си­о­наль­ную литературу, от­сле­жи­ва­ет из­ме­не­ния в законодательстве. (В)Мария пра­виль­но поступает: ра­бот­ни­ку не­об­хо­ди­мо за­ни­мать­ся самообразованием, чтобы быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ным в про­фес­си­о­наль­ной сфере.

Определите, какие по­ло­же­ния текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Обществознание – дисциплина, которая изучает особенности развития человеческого общества, место человека в системе отношений. Предмет находится на стыке нескольких наук – правоведения, социология, политология, этика, философия, история и экономия. Обществознание делится на разделы: познание, духовная жизнь, право, социальные взаимоотношения, человек в социуме и другие. ОГЭ по обществознанию не является обязательным предметом для сдачи в конце 9-го класса, но многие выбирают именно его. Причина популярности предмета – относительная легкость его содержания. Также эта дисциплина является одной из профильных, если ученик поступает в 10-11 класс с гуманитарным уклоном.

Обществознание – предмет, с которым на экзамене не справляется меньше всего школьников, что подтверждает легкость и доступность заданий. Но эта дисциплина имеет ряд особенностей: требуется хорошо знать теорию (законы, термины, закономерности, понятия), применять знания на практике, уметь формулировать собственное мнение и подкреплять его аргументами.
Будет ли сложно во время сдачи экзамена, зависит от уровня конкретного ученика. Регулярность подготовки и систематичность, прилежность в школьном обучении позволят сдать экзамен без особых затруднений.


В процессе подготовки важны:

  • Точность формулировок;
  • Знание терминологии и умение оперировать ею;
  • Умение рационально распределять время на выполнение заданий;
  • Свободное ориентирование в разных науках.
По статистике, наиболее сложный раздел – право. Именно с вопросами из правового блока не справляется множество учеников. Познакомьтесь с к ОГЭ по обществознанию.
  • Наиболее важный момент – четкость формулировки ответа. В обществоведении не поможет много текста ни о чем. Очень важна конкретика. Если дается пару строчек на ответ, необходимо отобразить суть лаконично и информативно.
  • Не только учите теорию, но и учитесь применять ее. В этом помогут онлайн тесты и занятия с репетитором.
  • Правильно выбирайте пособие для подготовки. Рекомендуется посоветоваться с репетитором или учителем.
  • Выделите время для занятий, чтобы подготовка была систематической, комплексной и регулярной.
  • Использование дополнительной помощи специалиста дает свои результаты: согласно опросам, ученики, которые занимались с репетиторами или на курсах, сдали экзамен на 30% лучше, чем остальные.
Какие типы заданий могут быть включены в экзамен?
  • Выделение общих свойств и особенностей явлений и процессов;
  • Деление элементов на группы по характерным признакам;
  • Работа с диаграммами, графиками;
  • Разделить на группы мнения и факты;
  • Составление плана текста;
  • Сформулировать свою мысль по теме.
Готовиться к экзамену можно и за полгода – этого срока хватит, если имеются базовые знания и требуется только повторить материал. «Решу ОГЭ по обществознанию» поможет не только натренировать умение выполнять характерные задания, но даст возможность справиться с тревогой, научиться рационально использовать время.

Однако это не значит, что двумя ОГЭ можно ограничиться. Школьникам предстоит сдавать еще и предметы по выбору, поэтому уже с начала учебного года они задумываются над тем, какие предметы выбрать.

Пожалуй, самым популярным предметом в категории выборочных дисциплин можно назвать обществознание. На этот ОГЭ записываются ребята, которые в будущем желают поступать на специальности естественно-гуманитарного или социально-гуманитарного характера, а также ученики, которые не имеют тяги к определенной профессии. Такие девятиклассники выбирают обществознание, полагая, что этот предмет – один из самых простых в программе школы.

К сожалению, данный ОГЭ не так прост, как может показаться на первый взгляд. Часть тестов действительно можно решить путем рассуждений, однако большинство заданий потребуют знания терминологии, а также понимания правовых и социальных особенностей развития общества. Кроме того, важным моментом является осведомленность о структуре КИМа и регламенте ОГЭ в 2018 году.

Демонстрационный вариант ОГЭ-2018

Даты ОГЭ по обществознанию

Не секрет, что составить график подготовки к ОГЭ не так уж просто. Каждый предмет нужно учить по определенной системе, а метания между несколькими дисциплинами не позволят хорошенько закрепить знания. Составляя расписание занятий, помните, что обществознание вы будете сдавать в такие дни:

  • досрочная сдача назначена на 27 апреля 2018 года (пятница). Резервный день – 7 мая (понедельник);
  • основное испытание запланировано на 7 июня 2018 года (четверг). В случае форс-мажорных обстоятельств ОГЭ может быть перенесен на 22 июня (пятница);
  • дополнительная экзаменация пройдет 12 сентября 2018 года (среда), а в качестве резерва названо 20 сентября (четверг).

Структура и содержание КИМа

Тематическая комиссия проанализировала результаты прошлых лет и пришла к выводу, что данный КИМ не нуждается в доработке, так что изменять его структуру не планируют. При сдаче экзамена вам нужно будет продемонстрировать широкий круг интеллектуальных способностей: задания КИМа предполагают, что ученик будет распознавать, воспроизводить и извлекать информацию, классифицировать, систематизировать, сравнивать, конкретизировать, давать пояснения, проводить оценку и привлекать аргументы в пользу своего мнения.

ОГЭ по данному предмету затронет теоретические основы современного общественного устройства, сферу общественной деятельности, базовых институтов управления, личности и ее социальных качеств, экономических явлений и процессов, политического и правового устройства государства, а также проверит те навыки школьника, которые должны сделать его полноценным гражданином.


ОГЭ по обществознанию охватывает целый ряд дисциплин, в числе которых – политология, социология, право, а также наука об экономических процессах

Значительная часть заданий основана на социологических исследованиях, научно-популярных и социально-философских публикациях, выдержках из нормативных документов, а также информационных сообщениях СМИ. При оценивании бланка ответов члены экзаменационной комиссии будут проверять:

  • умение описывать объекты социального характера (см акцентом на их основные качества и характеристики);
  • понимание сущности и роли человека с точки зрения его социально-деятельных качеств;
  • способность проводить сравнительную оценку объектов социального характера, понимание взаимосвязей и способов, с помощью которых происходит взаимодействие между человеком и природой, личностью и обществом в целом, отдельным гражданином и государством;
  • знание разнообразных объектов социума, ориентированность в различных видах человеческой деятельности и отношениях, реализуемых в социальной сфере;
  • способность пояснить поведение человека с точки зрения морально-этических норм, подходов социального и экономического характера;
  • умение применять знания на практике путем решения практико-ориентированных и познавательных задач;
  • навыки в поиске и систематизации информации.

Если говорить об основных разделах, вынесенных в КИМ ОГЭ, то наибольшее внимание стоит уделить:

  • обществу, его взаимодействию с природой, основным взаимосвязям, реализуемым в различных сферах социальной жизни, а также особенностям их проявления;
  • качествам человека и личности как биологического и социального существа, понятиям труда, игры и обучения, отношениям межличностного характера и конфликтам;
  • духовной жизни и ее характеристикам, роли научной деятельности, образования и религиозных норм в устройстве и функционировании общества, понятиям свободы совести, моральных норм и патриотизма, гуманистическим воззрениям и институту гражданства;
  • роли экономики в общественной жизни, а также следующим терминам: ресурсы, потребности, право собственности, производство, торговая деятельность и рынок;
  • предпринимательству, денежным отношениям, налоговой системе, целям и функциям государства при проведении экономической политики;
  • социальной структуре современного общества, отношениям в семье, ценностям, отношениям и конфликтам социального и межнационального рода;
  • политике и ее роли в общественной жизни, функциям и партий, а также формам государственных режимов;
  • роли права, понятию правового нарушения, видам ответственности;
  • Конституции РФ, ее содержанию, госустройству страны, ветвям и системам власти, обязанностям и свободам граждан, а также механизмам, при помощи которых реализуются права человека.

Качественная подготовка позволит школьнику решить 31 задание за 180 минут

ОГЭ по обществознанию – это 31 задание. В билете все они распределены на две части:

  • первая часть – 25 заданий. Номера с 1 по 20 – тесты, в которых ученику достаточно сделать выбор из предложенных ответов. Ответы на задания под номерами 21-25 – ряд последовательно указанных цифр. В основном первая часть проверяет знания в разделах, посвященных человеку и обществу, понятию духовной культуры, экономической деятельности, социальной сфере, политике, социальному управлению и правовой деятельности. Правильное решение всех заданий принесет девятикласснику 26 баллов (или 66,7% от всех баллов за экзамен).
  • вторая часть – 6 заданий. В этой части ученикам придется формулировать и писать ответы самостоятельно, проводя анализ текста. За верное решение заданий из второй части можно будет получить еще 13 баллов (или 33,3% от всех баллов КИМа).

Всего за обществознание можно будет набрать 39 баллов. КИМ можно будет решать на протяжении 180 минут. Никаких дополнительных предметов или справочных материалов и пособий регламент данного ОГЭ не предусматривает.

По какой шкале будут пересчитаны баллы?

Баллы, набранные за решение билета по обществознанию, переводятся в оценку по следующей схеме:

  • «неудовлетворительно» выставляется ученикам, которые набрали от 0 до 14 баллов;
  • «удовлетворительно» – отметка за знания, позволившие получить от 15 до 24 баллов;
  • «хорошо» – оценка, выставляемая за 25-33 балла;
  • «отлично» выставляется за работы, в которых ученик смог набрать от 34 до 39 баллов.

Отбор учеников для обучения в профильных классах производится среди ребят, заработавших на обществознании от 30 баллов и выше.

Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию?


Скачайте и проработайте демо-версии билетов, предложенные в начале статьи!

Подготовка к данному экзамену должна носить комплексный характер, а это значит, что вам придется отработать не только тестовые задания, но и научиться извлекать информацию из разнообразных источников, интерпретировать ее и использовать в качестве аргументов для пояснения своей позиции. Выпускники прошлых лет, прошедшие испытание в виде ОГЭ по обществознанию, советуют девятиклассникам придерживаться такого подхода:

  • скачайте и проработайте демо-версии КИМов для 2018 года. Во-первых, так вы сразу поймете, на какую оценку можете рассчитывать прямо сейчас; во-вторых – сопоставите ее с желанным результатом; а в-третьих – сможете понять, какие темы вы упустили при обучении в школе;
  • составьте график подготовки и начинайте учить обществознание с начала учебного года. Этот ОГЭ характеризуется сложным и разнообразным понятийным аппаратом, так что не стоит надеяться, что вы сможете подготовиться к нему за пару недель;
  • найдите хороший сайт с онлайн-тестами и заданиями. Занимайтесь там буквально 30-40 минут пару раз в неделю, чтобы «набить руку» быстрой и корректной записью ответов;
  • проработайте кодификатор требований – данный документ описывает подходы к выполнению заданий и принцип, по которому проходит их оценивание;
  • купите энциклопедии и справочники, в которых хорошо раскрыт понятийный аппарат предмета. Грамотная терминология – залог вашего успеха на обществознании!

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 14

«3» – от 15 до 24

«4» – от 25 до 33

«5» – от 34 до 39

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).