11 класс

Духовная психология: Двенадцать Основных Жизненных Уроков. Духовная психология \ Джон Г. Беннетт. Чем ограничена современная психология

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема духовности в психологии была поставлена впервые в описательной или «понимающей» психологии конца XIX - начала ХХ в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Представление о духовности тесно связано у Шпрангера с понятием индивидуальных ценностей. Для духовного внутреннего мира индивидуума характерна цельность, невыводимая из его отдельных элементов и основанная на смысловых связях между ними, а также телеологичность (целенаправленность, интенциональность).

В послевоенной психологии проблема духовности рассматривалась в ряде подходов гуманистической психологии, преимущественно ее трансперсональной и экзистенциальной ветвей.

Общим для многих подходов исследования духовности является признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами.

Современное состояние отечественной психологии показало, что материалистическая парадигма на сегодняшний день себя исчерпала. Наряду с материалистической концепцией человека, существующей шесть веков, на протяжении уже двадцати веков продолжают существовать религиозно-идеалистические концепции человека. Поэтому не случайно многие современные психологи обращаются к всевозможным религиозно-духовным практикам, обращая свое внимание на христианское учение о человеке и православную духовную практику.

В.П. Зинченко печально отметил, что до сих пор остается верной оценка психологии, данная русским историком В.О. Ключевским в начале ХХ века: раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии. Душа оказывается в остатке, по поводу чего психология проявляет полное равнодушие, не испытывает угрызений совести, ибо и она сама не страдает от избытка души. Вместе с душой она потеряла чувство времени, которое пытается обрести вновь культурно-историческая психология и некоторые другие направления. Но пока только его, а не душу. Можно сказать, что построена онтология психики, но не души. Приблизиться к пониманию души пока удается лишь литературе и искусству (15).

Б.С. Братусь также акцентировал, что психология, порвав с философией, этикой, теологией, утратила понимание души, т.к. встала на путь естественнонаучного подхода к человеку как к объекту, вещи среди вещей. Душа и дух стали рассматриваться вторичными от материального мира. Сейчас идет постепенный поворот если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности(9).

Гуманитарный подход является душевным проявлением человека, опорой, адекватным зеркалом, направлены на раскрытие духовности нравственный и христианский подходы. Эти три подхода являются преемственными, где последующий не уничтожает предыдущий, но вбирает в себя, добавляя новый принцип рассмотрения, возвышая, достраивая до целого образа человека. «Но нам сегодня больше-то всего нужно подняться сперва на нравственный уровень, а потом на религиозный» (А.И. Солженицын)

Б.С. Братусь в связи с этим выявил три линии психологии:

Гуманитарная психология

Именно гуманитарная линия призвана расширить возможности сознания, высвободить место для духовного роста, для развития, самоактуализации личности. Гуманитарный идеал научного познания, считает В.М. Розин, предполагает изучение уникальных духовных феноменов, которое способствует духовному процессу в человеке и высвобождает место для его развития. Но развития куда, для чего?

Нравственная психология

Линия нравственной психологии не замыкает личность в себе, не делает ее существующей ради себя самой и своего роста, потому что центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку. Именно этика является учением о нравственных началах, но этика антипсихологична, т.к. положения ее нормативны, предписывают поступать так или иначе, не соотносясь с психологией конкретного человека. Поэтому многих психологов этика особенно не интересует, а после З. Фрейда они усвоили, что нравственность нередко - просто фальшь, поза, прикрытие истинного лица, внешнее давление, цензура. Но этот взгляд правомерен при изучении личности и критерии ее развития без соотнесения с путем развития человека. Если же это соотнесение производится, меняется смысл самой личности, на основании этого происходит вхождение психологии в этику. Общей территорией для них является отношение человека к другому человеку. И это отношение - центр, стержень этики. Здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому. Поэтому нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья, она видит другого человека как самоценность. Именно поэтому возможен следующий шаг от нравственной психологии к христианской, которая придает другому не только общечеловеческую, но сакральную ценность, рассматривая его как образ и подобие Божие, а нормальное развитие - как реальный опыт подражания Христу.

Христианская психология

Линия христианской психологии подразумевает признание абсолютных оснований нравственности, сознательную ориентацию на христианский образ человека. Территория, которая на этот раз является общей для психологии и религии - вера. Вера - несомненный психологический факт, предпосылка осуществления, необходимая поддержка, условие любой сколько-нибудь сложно организованной человеческой активности. Человеку необходимо наличие целостного образа будущего, который поддерживается и живет в нем, с которым у него эмоциональная, теплая связь, в который он верит. Следовательно, вера - не только религиозный феномен. Ее нельзя получить извне, передать наставлением или примером, т.к. верящий свидетельствует только себе, ее нельзя надумать, создать размышлением. Вера нерелигиозная обеспечивает смысл текущей деятельности, вера религиозная восходит, проясняет связь с конечными, предельными вопросами жизни и смерти, созидая, удерживая духовную сферу как завершение, купол человеческого облика.

Формы религии при этом отражают устоявшиеся, прошедшие проверку веками ответы на вопросы о человеческом существовании, на само наличие в нем особого метафизического пространства. В христианской культуре центральным образом является фигура Христа. Спаситель - фокус, спасение, оправдание и упование нашей культуры, олицетворение истинного образа, тот пункт, точка устремления, выше которой нельзя поставить, но и ниже не должно опускаться (9).

Зинченко В.П., работая над текстом «Размышление о душе и ее воспитании», отметил, что, работая, как психолог в науке более 50 лет, впервые взялся подготовить текст по своей прямой специальности, и это оказалось самой трудной задачей, которую ему пришлось решать. Воспитание души - вечная проблема, но, по горькому замечанию Зинченко В.П., психология не может похвастаться успехами в ее решении, т.к. психологи почти 150 лет назад начали расчленять душу на отдельные функции в целях объективного их изучения, продолжая это занятие до сих пор. Попытки собрать душу воедино редки и малоуспешны.

Душа, в отличие от психики и сознания, всечеловечна, внеисторична и архетипична. Она причастна к абсолютному, к истине, и при этом умудряется быть на границе прошлого и будущего, сохранять чувство времени, без которого она не может жить. Душа не столько развивается, сколько раскрывается. Душа - это дар моего духа другому человеку (М.М. Бахтин), и хорошо, когда у дарителя есть что и кому дарить. Душа - это удивительный дар, который от дарения не скудеет, а прирастает. Поэтому душевно щедрый человек вернет Богу душу большую, чем получил от него. Наличие разума, чувства и воли, как составляющих души, по фантазии Платона, не гарантируют ее богатства. Как язвительно заметил Б. Пастернак, талантов много - духа нет. Взаимоотношения души и духа парадоксальны. С одной стороны, душа питается духовной энергией и щедро тратит ее в мирных целях. С другой стороны, если верить В.В. Набокову, изъятие души удесятеряет дух, но цели бездушны и бесчеловечны. Тютчев характеризовал душу как в узах заключенный дух, с которым она не всегда может справиться

Большое внимание Зинченко уделил пространству, в котором протекает жизнь нашей души. Существует, как минимум, три пространства, на которых располагается душа: между людьми; между внешней и внутренней формами самого человека; между прошлым и будущим. Она выполняет многочисленную работу, связывая перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по вертикали. Идея пограничья при этом заслуживает самого пристального внимания. Пограничье души не противоречит тому, что она может проявить себя, воздействуя на внешнюю и внутреннюю формы. Г.Г. Шепт писал: «Вообще, не потому ли философам и психологам не удавалось найти «седалище души», что его искали внутри, тогда как вся она, душа, вовне, мягким, воздушным покровом облекает «нас». Но зато и удары, которые наносятся ей - морщины и шрамы на нашем лике». Вся душа есть внешность. Человек живет, пока у него есть внешность. И личность тоже внешность. Душа есть сущность, своего рода форма естественного тела, одаренного жизни - так рассматривал душу Аристотель. Следовательно, душа есть завершение тела. Душа не только виртуальна, потенциальна, но и реальна(9).

Об отношении к духовности в современной гуманистической психологии свидетельствует материал J.J. Shea о взглядах В. Франкла: «Экзистенциальный анализ фокусирован на духовном измерении человека. Здесь свобода, ответственность и воля к смыслу. Внутри духовного измерения - пути трансценденции, которые обнаруживают религиозность: как врожденную, так репрессированную» (5).

В. Франкл отметил необходимость экзистенциального анализа, который носит психофизически-организмический и духовно-личностный характер. Благодаря этому анализу возможно опуститься не только до бессознательного, но и до духовного бессознательного. Если же, наоборот, рассматривать духовное в человеке как высшее, тогда именно экзистенциальный анализ является вершинной психологией. Понятие «вершинная психология», считает Франкл, применима к любой психологии, которая в своем практическом приложении не забывает за соматическим и психическим в человеке также духовное в нем и стремится быть психотерапией духа и в этом смысле знает о существовании духовного измерения - высшего измерения человеческого бытия (31).

Э. Фромм утверждал, что понять индивидуального пациента или любого человека можно, лишь установив его ответ на экзистенциальный вопрос, его тайную приватную религию, поскольку большая часть того, что считается психологическими проблемами - это лишь вторичное следствие базисного ответа, причем эта индивидуальная религия может не совпадать с сознательно заявленной религиозной принадлежностью. Именно напряженная энергия личной веры удерживает духовную сферу от разрушения. «Если Бога нет, то все дозволено» - известные слова Ф.М. Достоевского.

В спектре гуманистической психологии Абрахам Маслоу отмечал, что «духовное является неотъемлемой частью настоящего «Я», частью идентичности человека, его внутреннего ядра, его видовой принадлежности, его вочеловеченности и обладает инстинктоподобием, а высшие ценности, служащие этим целям, «трансчеловечны и трансиндивидуальны»(20).

Р. Мэй подчеркивает, что «любая картина личности, в которую не входит религиозное напряжение, является незавершенной. Исключительно натуралистические психотерапевтические техники не могут быть эффективными. Можно сделать вывод о том, что здоровый человек должен быть креативно адаптирован к Богу, а устойчивое религиозное чувство является неотъемлемым условием здоровья личности». Исходя из этого, Р. Мэй выводит следующее руководство для консультирования: «задача консультанта заключается в том, чтоб, направляя клиента к освобождению от болезненного чувства вины, отважно помогать ему принять и укрепить религиозное чувство, которое изначально присутствует в самой его природе» (21).

«Переход он невроза к личностному здоровью - поистине чудесный процесс. Человек силой надежды восстает из глубин отчаяния. Взамен малодушию приходит смелость. Твердая корка эгоизма рассасывается под воздействием того удовольствия, которое приносит бескорыстие. Бурный поток радости смывает боль. И любовь, входя в жизнь человека, одерживает верх над одиночеством. Он наконец-то обретает себя, находит друзей и собственное место во вселенной. Таков переход от невроза к личностному здоровью. И в этом смысл веры» (21) - эти слова Ролло Мэя раскрывают силу и мощь возрождения человеческого духа.

М. Боуэн в своей работе «Духовность и личностно-центрированный подход» становила, что одним из основных баз этого подхода, его духовным аспектом является существование Внутреннего Я. Сопоставляя слова апостола Павла о Духе Божием, пребывающем внутри нас и указывающем, что есть добро и что есть зло, описание К. Юнгом Я как конструкта как Бога внутри нас, а также духовные традиции разных народов, она приходит к выводу, что: «философия, наука, искусство, религия и психология имеют дело с существованием источника мудрости и знания, выходящего за пределы рассудка»(8). Этот источник мудрости, знания и любви, который может быть воспринят в непосредственном переживании, она называет Внутренним Я, отметив, что источник Внутреннего Я выходит за границы «я» и связан с энергией Универсума.

Взаимосвязь между людьми, таким образом, может возникать способом, преодолевающим пространство и время. Пример - коллективное бессознательное К. Юнга как сохраняющее общее психологическое наследие человечества. Именно здесь источник религии и Бога, т.к. идея Бога представляет собой архетип, «изначальный образ». Поэтому Юнг считал, что «идея всемогущего божественного существа присутствует везде, и если не признается сознательно, то принимается бессознательно, потому что это - архетип… Вот почему я считаю, что разумнее признать идею Бога сознательно, в противном случае богом станет что-нибудь другое, нечто несуразное и глупое»(33). В процессе исцеления невротика, пишет Юнг, «архетип начинает жить самостоятельно и выступает в качестве духовного наставника личности, таким образом, вытесняя несовершенное эго с его никчемными желаниями и борьбой. Как сказал бы религиозный человек, это промысел божий… Выражаясь скромнее, я скажу, что душа пробудилась к естественной жизни» (34).

Ролло Мэй подметил, что «…корни коллективного бессознательного уходят в креативную структуру вселенной, которой мы дали имя «Бог»…. Здесь вполне достаточно сказать, что когда человек действительно обретает себя, он находит свое место в обществе и в определенном смысле обретает Бога». Он также обратил внимание на духовную составляющую человека, установив три базовых принципа, необходимых человеческой личности: свободная индивидуальность, социальная интеграция и религиозное напряжение, указав на необходимость понимания этого при психологическом консультировании. Природа человека противоречива, т.к. он состоит из плоти и духа: «Если человек пытается вести исключительно приземленное существование, проще говоря, как животное, он становится невротиком; если он пытается полностью удалится в духовный мир и отказывается признать, что у него есть тело (таковы спиритуализм и некоторые крайние формы христианской науки), то он тоже становится невротиком. Человек должен держать внутреннее напряжение под контролем, напряжение, возникающее между двумя противоположными аспектами одного и того же мира - свободного от условий и зависимого от них. Из этого первичного напряжения и зарождается религия человека. Противоречивость человека, таким образом, доказывают факт присутствия божественного в человеческой природе. Христиане выражают напряжение, исходя из того, что человек - сын Божий» (21). Испытываемое при этом чувство вины Р. Мэй считает свидетельством огромных возможностей и великого предназначения, и более высокоразвитые личности чувствуют вину острее, чем большинство людей, используя это для своего дальнейшего развития. Показывая структуру нравственных архетипов, он считает это проявлениями «врожденной нравственности», моральными паттернами, которые мы наследуем, рождаясь людьми. Общечеловеческая мораль передается из века в век в коллективном бессознательном человека. Конкретные формы нравственности зависят от той культуры, в которой они развиваются, но основа их универсальна. «Величайшие гении добродетели - Иисус, св. Франциск и многие другие - велики и тем, что проникли сквозь глубины собственного подсознания в коллективное бессознательное человечества и обнаружили там универсальные архетипы. Выражение ими этих архетипов и стало образцовым для мировой морали» (21). Мэй, считая нравственные проблемы человека очень сложными, подчеркивает, что «единственная адекватная структура нравственности основана на первичном смысле жизни. Каждый человек всеми своими поступками косвенно выражает некую структуру, основанную на его вере в первичный смысл, даже если он никогда не пытался его понять… Первичная структура - это природа Бога. Божественные законы лежат в основе жизни с момента создания и до самого конца. И жизнь человеческая должна быть приведена в соответствие с этими законами. Это та форма, которую принимает первичный и универсальный канал выражения основных человеческих инстинктов» (21). Именно поэтому нравственные заповеди Христа являются вечной истиной. Мы признаем эти Божьи законы как его волю, но мы не живем в соответствии с ними - это отражает смысл противоречия в человеке.

Человек понимает, что не должен быть эгоистом, он должен любить самого себя, но он не делает этого. Человек Сын Божий, и этот подлинный образ человека есть его сущностная природа. Поэтому повеление «Возлюби врага своего» вызывает в человеке отклик, оно ему не чуждо, но… Он живет с этой формулой очень несовершенно в этом несовершенном мире. Таково противоречие между тем, кем является человек, и тем, кем он должен быть, между его Божественным основанием и эгоистичностью. Божья воля здесь говорит с человеком из самого основания его личности, звуча как голос совести - Сократ назвал его «внутренним голосом», который указывал, каким путем идти. Р. Мэй так обозначил ответ на проблему нравственности: инстинктивное самовыражение через универсальную структуру, которая есть Бог (21). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк, 8:35) Это самоотречение теологи называют милосердием Божьим, оно помогает человеку возвыситься над своей эгоистичной волей. Тогда человек осознает свою связь с первичной структурой, противоречие частично сглаживается. Теперь он свободен двигаться вперед и мужественно выражать свои истинные побуждения. Люби Бога и делай, что желаешь - это действительно верно, но истина и в том, что любить Бога - это соблюдать его законы.

«Милость» - богословский термин, но в психотерапевтическом словаре для него существует синоним - «просветление». Невротик, страдая от собственного эгоцентризма, теперь жаждет сдаться, он готов поступиться всем, даже жизнью. Человек уступает, он перестал думать, что заслуживает помощи. Достигается чувство собственной тщетности и незначительности перед лицом мироздания и Божьего промысла, готовность к смирению. Человек освобождается от груза гордыни, ощущает свою незначительность, но, вместе с тем как участник божьего замысла, он и сильнее ощущает собственную значимость. Утратив свою жизнь, человек спасает ее. Он достигает просветления. Этот опыт просветления и милости приносит человеку ни на что не похожее, уникальное ощущение свободы. Человек более не в конфликте с самим собой, он свободен для правильного выбора.

Само слово психология в переводе c греческого языка означает "знание о душе" . Люди в древности понимали, что все неурядицы, болезни материального плана являются внешними, а причины кроются глубоко внутри нас, в нашей сущности, истинной природе — душе. Внешнее является всего лишь отражением внутреннего состояния, а потому игнорирование этого факта приведёт к тому, что неприятности будут вновь и вновь повторяться в жизни человека.

Наиболее глубоким знанием об устройстве мира (и человека в частности) обладают жители Востока. А потому западные психологи обратили свой взор на Восток. Соединив современную психологию со знанием о душе, они получили духовную психологию. Это позволило им сделать современную психологию целостной, так как к знаниям о внешнем теле теперь были приложены знания о душе, о внутреннем мире человека. Специалисты данного направления тщательно изучают философию, теологию, религию, психологические и духовные традиции жителей Востока.

Это произошло примерно в 60-х годах 20 века. До этого духовной психологии предшествовали такие направления, как гуманистическая психология, психоанализ, бихевиоризм.

Данный раздел психологии объясняет, что всё происходящее с человеком сейчас — это Игра, которую он выбрал для себя сам. Человек своим сознанием в предыдущих жизнях определил ту роль, которую он играет сейчас, все события и окружение. За всем стоит Выбор человека. А потому необходимо работать с сознанием.

Духовная психология практическая психология. Она предлагает человеку конкретные шаги, побуждающие человека начать изменения в своей жизни, жить собственной волей, не позволять другим манипулировать своим сознанием.

Духовная психология предлагает начинать разбираться со своей жизнью на духовном уровне, а затем уже переходить к изменению физического плана, включая вопросы здоровья. Ведь ни для кого уже не секрет, что существует определённая связь болезней с характером, с настроением человека. Та же головная боль, которой страдают многие люди, связана с недостатком любви, которую ощущает человек по отношению к себе. При этом он не понимает, что в первую очередь ему не хватает любви к самому себе, принятия себя в полной мере, осознания себя, как Личности. Данное неприятие влечёт за собой неприятие окружающего мира и отторжение всего, как враждебно настроенного. Духовная психология как раз помогает человеку решить эту проблему, увидеть мир другими глазами. Она меняет отношение человека к ситуации, происходящей с ним, в результате чего меняется ситуация в целом, а также окружающее пространство.

Основной метод, который используется в духовной психологии, — знания, которые даются человеку, как инструмент, который поможет ему изменить своё сознание, а значит жизнь.

Духовная психология относится к научному направлению, а потому её нельзя считать религией или идеологией. У каждого специалиста по данному направлению могут быть свои религиозные или атеистические убеждения.

В настоящее время в духовной психологии разрабатываются методы для использования в социальных науках и медицине. Её открытия применяются в психологии, психиатрии, социологии, антропологии, фармакологии.

К ней относятся следующие школы и дисциплины:

  1. Духовная психология (Роберт Сарделло).
  2. Психосинтез (Роберто Ассаджоли).
  3. Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта.
  4. Исследования Станислава Грофа.

Трансперсональная психотерапия получила официальное признание со стороны Профессиональной Психотерапевтической Лиги РФ. Станислав Гроф стал Почётным профессором Московского Государственного Университета.

Мы работаем нал. до­стижением Мастерства в двенадцати основных жизненных качествах. В каждой жизни мы выбираем для работы один основной урок и продолжаем работать над ним в последующие жизни до тех нор, пока не достигнем уровня Мастерства в этом одном качестве. Затем мы выбираем другой основной урок на ближайшую инкарнацию. В прошлом мы обычно работали с одним уроком за один раз. Есть определенные случаи, в которых мы можем работать над двумя и более уроками, но большую часть времени мы ограничиваемся только одним. К примеру, если человек в конце жизни подходит очень близ­ко к усвоению какого-то урока, но еще не достигает полного Мастерства, в следующем воплощении он может выбрать его в качестве вторичного и продолжить работу.

Когда фасилитатор помогает клиентам в определении их жизненных уроков, ему важно знать, что «четких и простых» правил здесь нет. К примеру, женщина, над которой в детстве было совершено сексуальное насилие, вовсе не обязательно работает над уроком Доверия, хотя эта форма насилия дей­ствительно предоставляет идеальные условия для обучения Доверию. Но на самом деле она может работать с уроком При­нятия, иди Определения, или даже Любви.

Личность и поведение человека драматическим образом изменяются с каждым шагом, сделанным в сторону достиже­ния Мастерства в своем жизненном уроке. К примеру, люди, работающие над уроком Милосердия, обычно очень чувстви­тельны, но, чтобы защитить себя, они часто бессознательно отгораживаются от других. По этой причине они выглядят как закоренелые эгоисты, заинтересованные только в самих себе. Однако, достигая более высокого уровня Мастерства, они на­чинают чувствовать себя в выражении своих чувств к другим более комфортно. А все дело в том, что они эволюционировали в результате выполненной работы, хотя сами могут этого и не осознавать.

Поскольку «четких и простых» правил нет, я включил в книгу несколько случаев из своей практики в качестве образцов того, как по-разному могут быть разыграны модели, связанные с каждым жизненным уроком. Я обнаружил, что эти образцы очень удобны, когда помогаешь клиентам понять, почему они устроены определенным образом или почему они повторяют одни и те же «ошибки» снова и снова. Это помогает им пере­смотреть весь свой жизненный опыт и принять эффективные решения. Узнав, например, однажды о том, что у него есть «слепое пятно» (которое он сам создал для содействия своему жизненному уроку), человек может принять меры и провести необходимую корректировку, когда похожие обстоятельства представятся в будущем.
Эволюция человека

Нет сомнений в том, что человечество развивается с ошелом­ляющей скоростью. Группа считает, что большинство из нас за последние шесть лет продвинулись как души больше, чем за последние шесть жизней. Для различения двух этих уровней эволюции я говорю о «более высоких» и «более низких» ви­брациях. Важно отметить, что это не вибрации в физическом смысле, а скорее уровни или состояния сознания. Когда люди начинают интересоваться глубинным смыслом жизни, они фактически повышают свой общий уровень осознания. Это я и имею в виду, когда говорю о повышении их вибрационного уровня. И опять-таки, важно не забывать, что один вибраци­онный уровень не лучше, чем другой: они просто разные. Как шестой класс не лучше четвертого, так и «более высокие вибрации» не лучше «менее высоких».

Итак, если мы продвигаемся вперед так быстро, какое влияние это оказывает на Двенадцать Основных Жизненных Уроков? Вообще-то Двенадцать Основных Жизненных Уроков существуют столько же, сколько и мы сами (как воплощающи­еся души). Но если раньше на усвоение одного-единственного урока уходило где-то от шестидесяти до ста жизней, из-за ускорения темпов эволюции теперь стало возможно сделать это за одну жизнь. Но мы можем сделать это, только если знаем высшую цель Игры, в которую выбрали играть.
Предупреждение

Давайте никогда не забывать о том, что даже те жизненные уроки, которые выглядят ужасными и отвратительными, могут иметь цель, которая в конечном счете является благом для всех нас. Человек, просящий милостыню на углу, бездомный, рою­щийся в мусорном баке в поисках еды, даже вор или убийца, вызывающий у пас крайнюю неприязнь, на самом деле, воз­можно, усвоил больше жизненных уроков, чем мы когда-либо сможем себе представить!

Из-за нашего ограниченного угла зрения ни один из нас не видит всей картины и не может судить другую душу на ее жизненном пути. Человек, на которого мы смотрим с отвраще­нием, может быть мастером, который вернулся, чтобы начать работать над своим последним уроком. Собственно, если мы видите кого-то особенно отталкивающего, это обычно означа­ет, что человек работает над жизненным уроком, который мы уже усвоили. Поэтому у вас и возникает естественное непри­ятие или повышенная чувствительность к соответствующему качеству.
Молодежь и дети

Я опробовал эту информацию о Двенадцати Основных Жиз­ненных Уроках на детях - несколько раз и с очень интересны­ми результатами. Многие родители записываются на сеансы со мной исключительно для того, чтобы лучше понять своих собственных детей. Некоторые не могут уяснить для себя, почему их дети «не такие, как все». Много раз меня просили пронести сеанс с ребенком и надежде, что моя информация ему поможет. Интересно отмстить, что мои сеансы с подростками и детьми обычно бывают гораздо короче, чем с большинством взрослых.

Я пришел к выводу, что 45-мипутпого сеанса мне вполне достаточно , чтобы дать человеку общий обзор его жизни и по­садить в его сознании нужные семена. С молодыми же людьми на это уходит около двадцати минут. Причина отчасти в том, что жизненный опыт у молодого человека менее богат и, сле­довательно, у него было меньше времени, чтобы выработать поведенческие модели, связанные с его жизненным уроком. Кроме того, дети, рожденные в последние тридцать лёт, более развиты в эволюционном смысле и полому живут совершенно по-другому и совершенно на другой скорости, чем предыдущие поколения. Эти ребята, которых окрестили Детьми Индиго и Кристальными Детьми, гораздо более сообразительны и непо­средственны, чем большинство взрослых. Чтобы завладеть их вниманием, информация должна быть предельно лаконична, без ВСЯКОЙ «ВОДЫ».

В последние годы наблюдался также рост количества детей с проблемами в обучении, такими как синдром дефицита вни­мания с гиперактивностью и без нее (СДВ/СДВГ). Мой опыт говорит о том, что многие из этих состояний являются просто результатом того, что дети рождаются с новыми, более высо­кими качествами в обществе, которое к таковым еще не готово. Хотя у многих из этих детей могут быть проблемы в школе, на самом деле у них очень живой и яркий ум. Самая же большая проблема для них - это скука.

Когда речь заходит о Двенадцати Основных Жизненных Уроках, выясняется, что большинство молодых людей интуи­тивно понимают то, что я говорю. Хотя у них, может, еще и не было возможности увидеть модели, лежащие в основе их дей­ствий, они обычно знают о своих слабых местах и «слепых пят­нах». Им просто нужен кто-то, кто поможет им понять, в чем их проблемы. Я обнаружил, что мне не нужно тратить много вре­мени на объяснение их моделей и контрактов. Вместо этого я старался говорить больше об их «слепых пятнах» и предлагать свои идеи о том, как подходить к вопросам, которые, скорее всего, выплывут на поверхность в ближайшем будущем.
Об ответственности

Одно важное человеческое качество, которое не входит в список Двенадцати, - это ответственность. Дело в том, что ответственность фактически является результатом действия, а не собственно качеством. Это результат достижения (или недостижения) Мастерства в жизненных уроках. Другими словами, человек либо берет на себя ответственность за работу над уроком , либо не берет. Действие ответственности обычно проявляется в жизненных уроках Бытия, Творения, Доверия и, чаще всего, Истины.
Коллективные жизненные уроки

Жизненные уроки всегда являются личными в том смысле, что они всегда сфокусированы на человеке. Тем не менее часто уроки усваивались группами людей, договорившимися работать над ними вместе. К примеру, некоторые социально-экономи­ческие или религиозные группы создали специальные условия исключительно для того, чтобы способствовать конкретному уроку. Предположим, вы решили работать над уроком Приня­тия. Этому можно существенно способствовать, поместив себя в негритянскую общину штата Алабама в 1960-е годы, когда расовая дискриминация в Соединенных Штатах достигла пика. Аналогично рождение в любой бедной семье обеспечило бы идеальные условия для усвоения жизненного урока Доверия, Творения или Адаптации.

Во всех случаях мы не только выбираем лучшие обстоя­тельства, способствующие каждому уроку, но также помещаем себя в наиболее благоприятную для этого эпоху. Позвольте объяснить. Когда мы находимся на первой стадии жизни, пла­нируя наши контракты и схемы, у нас есть возможность видеть общее направление движения, и поэтому мы можем поместить себя именно в ту точку на временной линии, которая обеспечит нам наилучшие обстоятельства для работы над конкретным уроком. Пример: в 1920-е годы наиболее распространенным уроком был урок Милосердия, который учит тому, что мы тес­но связаны с другими людьми. Мы выбрали работать над этим уроком именно в то время, поскольку видели, что Великая Де­прессия, которая ожидала нас впереди, предоставит оптималь­ную возможность укрепить связи между нами, если мы будем помогать друг другу. В 1960-е годы мы коллективно работали над уроками Общения и Любви. В наши дни существует много разнообразных групп, работающих вместе над разными жиз­ненными уроками. Поскольку наше развитие напоминает дви­жение маятника, качающегося из одной крайности в другую, мы качнулись от коллективной работы над уроком Милосердия к совместному труду над уроком Определения. Причина в том, что работа над Милосердием научила нас не только распозна­вать и ценить нашу связь друг с другом, но и думать сначала о других, а потом о себе. Теперь маятник качнулся в другом направлении, и становится видно, что мы были так поглощены заботой о других, что совсем забыли о себе. И теперь для того, чтобы помочь нам научиться думать в первую очередь о себе , нужен коллективный урок Определения.

Склонность к тем или иным жизненным урокам является также характерной чертой некоторых родов. Есть «династии», в которых уроки передаются из поколения в поколение почти на генетическом уровне. Это явление известно как родовое намерение. На первой стадии жизни мы часто помещаем себя в определенный род, если родовое намерение поможет нам лучше усвоить урок, над которым мы работаем.

Урок Определения часто является объектом родового на­мерения и распространен среди целителей. Одним из качеств этого жизненного урока является огромная чувствительность, которая позволяет целителям содействовать излечению других людей. Только когда человек начинает усваивать этот урок, учась ставить себя на первое место и определяя, где закан­чивается его энергия и начинается энергия другого, он может по-настоящему заниматься целительской работой.

В старой парадигме, когда требовалось от шестидесяти до ста жизней на то, чтобы освоить один жизненный урок, нам просто негде было применить знание о Двенадцати Основных Жизненных Уроках. Но теперь, когда мы начали развиваться очень быстро, это знание становится крайне полезным для эволюции нашего вида.
Двенадцать Основных Жизненных Уроков и человеческие отношения

Из всех видов человеческого опыта отношения могут быть самым сложным и стимулирующим переживанием. Удерживать кого-то так близко, что можешь видеть в нем каждую деталь своего собственного отражения, одновременно крайне важно и крайне сложно.

В этой главе я не буду пытаться разбирать отношения в целом, поскольку это тема будущей книги. Мы просто рассмот­рим, каким образом Двенадцать Основных Жизненных Уроков влияют на установление и развитие наших отношений.

Как было уже упомянуто, общее внешнее проявление человека прямо связано с тем, на каком уровне процесса Мастерства в своем уроке он находится. К примеру, люди, работающие с уроком Доверия, на ранних стадиях выглядят

застенчивыми и замкнутыми. Однако по мере обретения ими Мастерства они начинают держаться гораздо более уверенно. То же правило применимо и к отношениям. Если два человека работают над своими уроками одновременно, они будут расти вместе. Но если они работают над уроками с разной скорос­тью, то наверняка начнут отдаляться друг от друга. И все же через пропасти, которые часто разделяют людей в такие труд­ные времена, можно навести мосты, если люди могут открыто общаться друг с другом.

Некоторые жизненные уроки склонны дополнять друг друга. К примеру, я много раз наблюдал внутри пар сочетание уроков Определения и Общения.

По-настоящему трудная задача для отношений возникает тогда , когда один партнер начинает интенсивно развиваться, а другой не двигается вперед или, что еще хуже, протестует против роста своего партнера. И хотя все остальные аспекты таких отношений могут быть вполне здоровыми, разница в развитии поместит этих людей на совершенно разные вибра­ционные уровни. Это практически наверняка вызовет огромное напряжение и очень часто приводит к полному разрыву от­ношений. Даже там, где верность партнеров их отношениям достаточно сильна, чтобы удерживать союз от распада, внеш­ние силы сделают все, чтобы растащить этих людей в разные стороны, если они остаются на разных вибрационных уровнях долгое время. В этом, в частности, цель ударных контрактов , описанных в главе 4.

Истина заключается в том, что не все отношения изначально задумываются как долгосрочные. Это относится как к «удачным», так и к «трудным» отношениям. Я наблюдал многие отношения, которые были завершены, но ни одна из сторон не желала ухо­дить от того, что было так знакомо, и встречаться лицом к лицу с неизвестностью. Возьмем, к примеру, случай Веры.

На первом сеансе Вера рассказала мне, что она замужем уже сорок один год. «Поздравляю», - сказал я. «Нет. Не по­здравляйте меня, - ответила она. - Сорок один год - это на двадцать лет дольше, чем нужно».

Из рассказа Веры стало ясно, что сексуальные отношения между нею и ее мужем прекратились около двадцати лет назад. Эмоциональная близость исчезла еще раньше, приблизительно в то время, когда Вера родила младшую дочь, которой теперь ис­полнилось тридцать. Дети Веры уже советовали ей прекратить отношения, когда она решила проконсультироваться со мной.

Вера работала над основным уроком Доверия и допол­нительным уроком Определения. Это означает, что самым сложным делом для нее было поставить себя на первое место, а наиболее трудным словом - «нет». Вера знала, чего она хочет. Но она считала немыслимым сделать первый шаг и противо­поставить себя мужу.

Восемь месяцев и два сеанса спустя Вера наконец оставила свой дом и своего мужа. Сначала она была в ужасе. Но под­держка тех, кто ее окружал, наполняла ее радостью. Три неде­ли спустя муж даже позвонил ей, чтобы поздравить с тем, что она смогла «высказать свою правду». Через месяц после этого произошло еще одно интересное и значимое событие.

Однажды, когда муж Веры был в офисе, она вернулась в их бывший общий дом, чтобы забрать свои вещи. Внезапно муж вернулся домой , и она столкнулась с ним лицом к лицу. После нескольких минут разговоров ни о чем Вера собрала все свое мужество, глубоко вдохнула и как можно вежливее сказала ему, что она наконец учится стоять на собственных ногах и ставить себя на первое место. Впервые в жизни Вера действительно «высказала свою правду», и слова исходили из ее сердца. Ее больше не беспокоило то, что могут подумать другие. Это была ее жизнь, и она собиралась прожить ее для себя как можно лучше и плодотворнее. Интересно, что, когда Вера обрела свою силу и укрепилась в своем новом ощущении себя, она не­ожиданно стала очень привлекательной для бывшего мужа, и в тот день они занимались любовью! Это было непохоже ни на одну их близость в прошлом; впервые за долгое время их души соединились совершенно свободно.

Но Вера все-таки больше не вернулась к мужу. Насколько она понимала, их контракт был завершен, и теперь нужно было двигаться дальше. Даже сегодня, когда ее спрашивают о быв­шем муже, она только загадочно улыбается.

Двенадцать Основных Жизненных Уроков

1. Принятие.

2. Адаптация.

3. Бытие (целостность).

4. Милосердие.

5. Общение (из глубины души).

6. Творение (проявление Силы).

7. Определение (центрирование своей энергии).

8. Честность.

9. Любовь.

10. Доверие.

11. Истина («Я»).

12. Грация.

Когда вы читали этот список, возможно, вы почувствовали, что вас затронуло одно или несколько из перечисленных ка­честв. Скорее всего, это те сферы, над которыми вы сами работа­ете в этой жизни. До недавнего времени мы работали над одним жизненным уроком за один раз, и иногда работали до сотни жизней подряд, не достигая Мастерства. Благодаря ускорению нашего развития в последнее время стало возможным освоить основной урок сразу же, за одну жизнь. Фактически сейчас это даже становится нормой: человек работает над одним или двумя уроками всего одну жизнь. Насчет двух уроков надо пояснить: это похоже на то, как студенты выбирают себе один предмет в качестве «профилирующего», как фокус своей научной работы и будущей карьеры, и еще один предмет - как «вторую спе­циальность». В случае с жизненными уроками многие из нас выбирают сосредоточивать большую часть своих энергий на усвоении одного урока, а меньший объем энергии - на работе с вторичным уроком. Однако в большинстве случаев усвоение вторичного урока не завершается в течение одной жизни.

Читая дальше, возможно, вы ощутите, что какие-то каче­ства вам «до боли в душе» знакомы. Это те жизненные уроки, которые вы уже усвоили в этой или предыдущих жизнях. Редко бывает так, что человек ощущает себя завершившим все две­надцать уроков. Более того, поскольку у нас есть абсолютно свободный выбор во всем, возможна такая ситуация, когда мы регрессируем относительно каких-то уже отработанных качеств, и в этом случае нам будет нужно заново проходить этот урок. Однако, поскольку это будет вторичный урок, данное качество будет усвоено гораздо быстрее, чем в первый раз.

В этом месте я должен предупредить, что почти наверняка вы увидите себя в нескольких - возможно, даже во всех - Основных Жизненных Уроках. Важно учитывать, что, когда мы работаем над этими уроками, они в силу самой своей природы воспринимаются нами как нечто столь личное, что нам прак­тически невозможно быть объективными относительно этого опыта. Собственный текущий урок нам мешает увидеть так на­зываемое «слепое пятно», встроенное в нашу энергетическую конструкцию. Поэтому для распознания вашего жизненного урока полезно обратиться за помощью к объективному наблю­дателю или фасилитатору. Однажды определив свой урок, вы с легкостью увидите, как все основные события вашей жизни ведут к этому одному (или иногда двум) «слепым пятнам».

Ниже следует описание Двенадцати Основных Жизненных Уроков, каждое из которых сопровождают один-два примера , основанные на реальных историях моих клиентов. Это помо­жет вам оценить, как по-разному можно разыграть эти уроки.

Из соображений профессиональной этики я изменил все имена клиентов.

Если вам кажется, что какое-то из этих качеств снова и снова всплывает в вашей жизни в качестве проблемы, знайте: вполне возможно, что это и есть тот урок, который вы сейчас усваиваете.

Для усвоения любого из этих двенадцати жизненных ка­честв вам необходимо открыть для себя их высший смысл. Читая описание каждого из уроков, прежде всего старайтесь определить, ощущается ли он для вас как энергетическая ма­трица или энергетический штамп. Если это штамп, то ключ к его исцелению и отпусканию вы найдете в породившем его жизненном переживании. Если же это матрица, то данное ка­чество вы не сможете исцелить; им можно только овладеть.

Подбирая примеры, я старался чередовать мужчин и жен­щин, чтобы проиллюстрировать полярность.

В различных жизнях мы все играли роли как мужчин, так и женщин. Пол, который мы выбираем для каждого воплощения, диктуется рядом факторов, не последний из которых - жиз­ненное качество, в котором мы хотим достичь Мастерства. Бывают женщины, в которых побольше мужской энергии, чем в большинстве мужчин, и наоборот. В будущем мы увидим смешение этих энергий: чем ближе мы подходим к сознанию единства, тем меньше пропасть между полами.

Представьте себе, что вы - вечное Духовное Существо, решившее получить опыт Игры в человеческой форме на планете Свободного Выбора. Вся ваша жизнь была спланирована ВАМИ еще до вашего зачатия. Вы сами выбрали, кем, где и когда родиться. Вы сами решили, какие уроки хотите изучить. Вы заранее заключили «контракты» со всеми другими душами, которые должны сыграть в этом вашем воплощении все сколько-нибудь важные роли. Но, придя на Землю, вы все это забыли - таковы правила Игры... А теперь представьте себе систему психотерапии, построенную на этих принципах. Это и есть духовная психология Стива Ротера - человека, который общается с группой духовных существ «по ту сторону Завесы». Наша эволюция ускоряется, утверждает он, и настала пора узнавать о своих Жизненных Уроках, еще пока мы живем в этом мире. Настала пора стано¬виться сознательными Творцами реальности... Эта книга - не только для психологов и не только для «духовных» людей. Она поможет КАЖДОМУ найти свое место во Вселенной.

Комментарии читателей

Елена / 12.11.2018 Тимофей@Тот, кто призывает идти служить в армию, вообще не должен давать каких либо советов.

ergey / 2.09.2018 Тимоша, оставь свои страхи при себе, лады?

Сергей / 12.07.2018 Хорошая затрещина по нашей голове!

Ом Ра / 23.03.2017 Там вот товарищ Тимофей оставил такой отзыв...Прям кипит все у него)
Это ли не знак, что книгу стоит прочитать.
Ознакомлюсь-напишу отзыв о книге.
Благодарю🙏

Алиса / 28.01.2017 Благодарю за возможность получить книгу! Спасибо!

Валерия / 30.07.2014 Слушайте только себя,книга стОящая

Еремей / 27.04.2014 Спасибо, Тимофей, за правильные рассуждения, давно пора спасать планету от глупых авторов. Люди, не читайте это, только зря время потратите.

Ольга / 13.10.2012 Благодарю создателей сайта!Молодцы! Сами развиваются и другим помогают!

Марина / 29.06.2008 Я только начинаю постигать истину пребывания здесь, на планете Свободного Выбора, но эту книгу я запомню не только как первую, прочитанную мной, но по той причине, что именно она помогла мне заглянуть внутрь себя и увидеть там то, что мне очень понравилось. И когда прийдёт время ответить всего на два, но очень значимых вопроса, я оскажу "ДА"!