9 класс

Прикладное значение культурологии связано с тем что. Цели и задачи теоретической, исторической и прикладной культурологии. Разделы культурологи выстраиваются по…

Культурология. Шпаргалка Барышева Анна Дмитриевна

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.

Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Прикладная культурология разрабатывает также основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации.

Важным направлением прикладных культурологических исследований выступают вопросы охраны и использования культурного наследия, изучение культурных традиций, форм религиозной культуры.

Решением прикладных проблем занимаются прежде всего институты – государственные учреждения культуры, разнообразные общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, система физкультуры и спорта и др. Все эти институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.

Прикладная культурология осуществляется и в форме конкретной социально-культурной деятельности.

Учитывая, что любая деятельность имеет культурное основание, подготовку специалистов также насыщают культурологической информацией.

Прикладная культурология имеет большое значение в области культурного консалтинга, при разработке прикладных культурных проектов, в организациях, занимающихся артбизне-сом и шоубизнесом, коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, рекламных и креатив-агентствах, на телевидении, в музейном деле, сфере туристического бизнеса, гостиничном хозяйстве и др.

Методы и формы прикладной культурологии способствуют преодолению негативных тенденций в обществе, применяются для профилактики девиантного поведения, предотвращения межнациональных и иных конфликтов.

Комплекс прикладных культурологических знаний существует практически во всех областях жизнедеятельности людей.

Но на современном этапе возрастает роль собственно специалистов-культурологов, которые, применяя теоретические знания на практике, становятся носителями прикладной культурологии.

Подготовкой специалистов-культурологов занимаются многие учебные заведения.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Раздел III Практическая культурология

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Лекция 6. Культурология как наука о культуре 1. Культура как предмет культурологииСлово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).Во всех случаях раннего

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную); их ждут новые задачи практического

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Л. Д. Райгородский, М. Ю. Шмелева. Культурология или борьба за

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

1.2. Культурология как особое направление научных исследований В западном обществознании («socialsciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В

Из книги автора

Гл. 3. Прикладная антропология в действии

Из книги автора

3.1. Прикладная антропология: что это такое? Определение специфики прикладной антропологии, ее соотношения с «неприкладными» исследованиями до сих пор является проблемой, далекой от решения. Оценка итогов прикладной деятельности британских социальных антропологов

Из книги автора

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология» Преобразования последних десятилетий заставили более трезво оценить достижения отечественной культуры. Сначала произошёл переход от их безудержного восхваления к безудержной критике, а затем – к своеобразной ностальгии по

1. Структура культурологического знания

В культурологии, как и в большинстве других наук, принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное. Целью фундаментальной культурологии является изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

1) культуру на историческом и теоретическом уровне;

3) функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

1) прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

2) разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

3) управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Областями прикладной культурологии могут быть социокультурное проектирование, социокультурная политика, охрана культурного наследия, культурные аспекты социальной работы и социального участия, связи с общественностью, культурные аспекты менеджмента и работы организаций, имиджмейкинг, арт-бизнес, реклама, культурные аспекты работы с электоратом, организация межкультурной коммуникации и др. Известный отечественный культуролог А. Флиер предлагает несколько другое деление культурологических дисциплин по теоретико-эмпирико-практическому основанию. В работе «Культурология для культурологов» он выделяет несколько разделов.

1. Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала.

2. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.

3. Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

2. Прикладная культурология

В последнее десятилетие наблюдается возрастание интереса именно к практической стороне культурологии.

Прикладная культурология осуществляется в форме социально-культурной деятельности. Как утверждают специалисты Невского института культуры, во всем мире специальность «культуролог» из исследовательской, теоретической превратилась в практическую, связанную с непосредственным участием в деятельности больших и малых организаций, фирм, гуманитарных фондов и движений. Огромное значение культурологов-практиков наиболее явно прослеживается в связи с расширением области международных связей, увеличением иностранных инвестиций. Современное общество требует большого количества менеджеров высшего и среднего звена, владеющих навыками осуществления культурных контактов и культурного успешно реализовывать российские и международные культурные проекты как в государственных, так и в коммерческих структурах. Культуролог-практик реализует свои знания и умения в таких областях деятельности, как музейное дело, туристический бизнес, гостиничное хозяйство. Необходим культуролог и в международных коммерческих, исследовательских и общественных организациях в качестве специалиста по культурному консалтингу при разработке прикладных культурных проектов; в организациях, занимающихся артбизнесом и шоу-бизнесом в качестве разработчика и реализатора культурных проектов; в коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, в рекламных и креатив-агентствах, на телевидении и др. Нельзя забывать также и о культурно-просветительской, культурно-организаторской и культурно-воспитательной областях деятельности специалиста-культуролога. Культуролог-практик не только имеет определенные познания в таких областях, как теория и история культуры и искусства; этнопсихология и психология социальных групп; культурная карта регионов (Восточная Европа и страны СНГ; Западная Европа и Америка; Восточный регион); основы маркетинга в сфере культуры, менеджмент в сфере арт-и шоу-бизнеса; менеджмент в экскурсионно-туристической деятельности, культурное консультирование: формы и методы, практикум по культурному консалтингу коммуникативные технологии XX в.; международные организации и центры межкультурной коммуникации, деловые культуры в международном бизнесе; и др.

Социально-культурная деятельность предполагает специалиста, в той же степени обладающего практическими навыками осуществления менеджмента в сфере культуры – в сфере арт– и шоу-бизнеса, в экскурсионно-туристической деятельности; практически применяющего знания по прикладному культурному консультированию в работе референта в компаниях с иностранными инвестициями и сотрудниками из разных стран; свободно владеющего иностранным языком для устной и письменной коммуникации; профессионально пользующегося компьютером и владеющего возможностями Internet, проводящего практические тренинги по ведению менеджмента в сфере культуры; владеющего навыками разработки культурных проектов с учетом тендерной специфики и т. д.

Особую роль в обеспечении общества культурологами-практиками играют специальные учебные заведения, соответствующие отделения и факультеты вузов. Еще в 1868 г. Министр народного просвещения А. В. Головнин докладывал Александру II, что вузы России готовят специалистов только в каком-то одном направлении искусства. Он сетовал, что нет учебных заведений, выпускники которых вовлекали бы различные группы населения в мир культуры, т. е. обеспечивали бы культурную политику государства и отдельных регионов.

Так, например, исследования М. А. Ариарского и его школы прикладной культурологии раскрывают процесс формирования культурной среды, закономерности вовлечения человека в мир культуры и его практического освоения. Все, что делает Марк Ариарский, можно обозначить как восстановление необходимого звена между культурой и конкретным человеком, включенным в социально-культурную деятельность.

В наше время прикладная культурология, социально-культурная деятельность – одна из наиболее востребованных специальностей. Подготовкой специалистов данного профиля в нашей стране сегодня занимаются многие учебные заведения, школы, учебно-научные центры и пр.

Практические разработки и мероприятия по прикладной культурологии и социально-культурной деятельности ведутся и осуществляются на базе более традиционных кафедр учебных заведений страны: философии, истории, искусствоведения и пр.

Комплекс культурологического знания используется в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований; в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.

Специалисты Академии славянской культуры, в частности А. Г. Климов, считая, что прикладная культурология существует везде, все же относят культурную деятельность к отрасли социальной, а потому в прикладной культурологии выделяют два основополагающих понятия – социокультурную практику и социокультурное проектирование. Социокультурная практика – любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе, влияющая на взаимоотношения и способность людей жить в этой системе.

Фундаментальная (или теоретическая) культурология в форме научного знания служит для прикладной культурологии некой структурной основой, моделирующим и регулирующим началом, которое создает новые значения и смыслы. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии.

3. Взаимодействие теоретического и практического знаний

Проникая в сознание людей различными путями, научное (теоретическое) культурологическое знание формирует культурную среду, в которой живет и действует конкретный человек.

А. Г. Климов выделяет несколько путей распространения научного знания. Первый путь – обыденное сознание, основанное на стереотипных установках по отношению к науке в зависимости от уровня осведомленности.

Второй путь – это технологическая среда. Например, при применении электричества мы задумываемся о механизме его возникновения и действия и о том, к каким эффектам оно приводит, таким образом, мы проникаем на уровень научного знания.

Третий путь – специальная популяризация, которая чаще всего выражается в создании научно-популярных и образовательных журналов («Наука и техника», «Химия и жизнь»), репортажей, информационных передач на телевидении и радио.

Однако самым мощным по воздействию считается четвертый путь – социокультурное проектирование. В зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются социокультурные проекты, социальное проектирование может быть:

1) бизнес-характера: используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных организаций;

2) политическими: выработка законодательства, которое обеспечит прозрачность (люстрация) деятельности фирм, доступ к делам, которые ведут спецслужбы;

3) социальными: образовательные организации, благотворительность, здравоохранение, клиники для кошек. Используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции;

4) культурными: учреждения, вырабатывающие культурные ценности. Танцы, художественные, печатные издания.

Социокультурные проекты ориентируются на выработку культурных ценностей, новых ценностных отношений. Новое знание проникает в действительность потому, что оно выставляет регламентацию основанием, определяя осуществление социокультурного проекта.

Одним из примеров создания и реализации социокультурного проекта может служить проект поддержки детского творчества – Петербургский открытый конкурс детских рисунков и проектов «Дом, в котором я хочу жить», включенный в программу мероприятий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.

Проект поддержки детского творчества «Дом, в котором я хочу жить» – это открытый общегородской конкурс детских рисунков и проектов на тему города, его архитектуры и жилища XXI в., который проходил с ноября 2002 г. по май 2003 г. В нем могли участвовать все дети и подростки от 7 до 17 лет.

Главной идеей организаторов конкурса было создать широкомасштабный проект по данной тематике, который дал бы возможность всем детям Петербурга выразить себя в творчестве, открыто высказать свое представление об идеальном доме и городе, интересное не только родителям и педагогам, но и строителям, проявить свой азарт, фантазию и стремление к творчеству.

В Тамбовском государственном университете ведется подготовка специалистов по социально-культурной деятельности, основные направления и сущность которой определяется следующими задачами:

1) противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

2) обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

3) создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

4) стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

5) осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в т. ч. с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

6) эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката10
См.: Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 2002.

Среди видов социально-культурной активности выделяются следующие:

1) функциональные (информационно-познавательная и просветительская деятельность; организация самодеятельного творчества и любительских объединений; организация отдыха и развлечения);

2) дифференцированные (организация досуга детей и подростков, молодежного, семейного досуга, досуга лиц среднего и пожилого возраста).

Социально-культурная деятельность всегда осуществляется в той или иной форме, т. е. в виде запланированной информационно-просветительной, социально-педагогической, культурно-воспитательной акции, направленной на какую-либо аудиторию с целью донесения определенной информации до заранее предусмотренного объекта и активизации его творческого потенциала.

«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее»11
Киселева Т. Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

Формы социально-культурной деятельности подразделяются на:

1) массовые (аукционы, театрализованные представления, фестивали, олимпиады, праздники);

2) групповые (кружки, любительские объединения и клубы по интересам, диспуты, круглые столы, конференции);

3) индивидуальные (занятия в кружках и секциях, интерактивные компьютерные игры, консультации, беседы).

Выбор той или иной формы социально-культурной деятельности, ее разработка и проведение требуют определенной ответственности, т. к. каждая из них обладает некоторой самостоятельностью и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию и других вовлекаемых в деятельность.

Вся социально-культурная работа должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия, поэтому многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, дома науки и техники и т. п.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне.

Тема 5. Методы культурологических исследований

1. Определение метода

Метод – способ, прием исследования, познавательная процедура.

Термин «метод» происходит от греческого methods, что означает «дорога за чем-либо», «путь». Понятие «научный метод» – целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается или решается. Метод в широком смысле слова представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В узком смысле понятие «метод» означает специальные приемы научной дисциплины.

Именно метод является одним из главных критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знания.

В XIX в. разделение наук происходило главным образом по предмету и только затем по методу. Так, в философии предметом были дух и психологическое бытие, поэтому отделились науки о духе и прежде всего психология; в механике – природа и материальное бытие.

Г. Риккерт предположил деление всех наук по этому критерию несправедливым, т. к. живое – это единство материального и духовного. Естественно-научные методы и культурно-исторические методы – вот то деление, которое предложил Риккерт. Первый метод предполагает понимание природы как бытие вещей (кантовское понимание, дуалистическое), бытие явлений. Определяется это бытие общими законами, доступными формально-логическому мышлению. Культурно-исторические методы основываются на понятии истории как единичного бытия во всей его особенности и индивидуальности, в противоположность вышеназванному общему закону.

Культура как предмет познания вышла из естественно-научного ареала в начале XIX в. Еще в XIX в. относительно культурологии чаще говорили как о науке, а не как о культуре. И те и другие методы в известной степени являются культурологическими. Поскольку мы говорим о культурологии как о научном знании, стало быть, и методы культурологического исследования должны соответствовать требованиям научного познания. В методологии научного исследования принято разделять общенаучные и частнонаучные методы. Наиболее общими являются философские методы – метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический и т. п. Среди общенаучных методов обычно рассматривают три уровня: общелогический, теоретический (формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы) и эмпирический.

Социально-культурологические исследования несколько видоизменяют состав научных методов познания, т. к. зачастую направлены на изучение не абстрактного, объективного, целостного, материального, а, наоборот, призваны отражать и выявлять особенное, специфическое; объектами изучения становятся идеи, ценности, стереотипы, т. е. предметно располагающиеся в деятельностно-смысловом поле действительности.

Новые методы базируются на некоторых принципах, характерных, по мнению В. В. Ильина, исключительно для социально-гуманитарного знания. Эти принципы таковы:

1) принцип терпимости;

2) принцип условности: понимание относительности собственных результатов, того, что возможны более адекватные решения;

3) принцип аполитичности: избегание использования идеологем, мифологизации, утопий, ориентация на предрассудки;

4) принцип антиактивизма основан на позиции ученого-теоретика объяснять, а не изменять мир;

5) принцип гуманизма, в основе которого утверждение «общество – средство, человек – цель»12
Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. С. 122–125.

Поэтому для культурологических исследований обоснованными являются не только обозначенные методы научного исследования. Также важны и внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения жизненной реальности. В чувствование, вживание, поэзия, музыка и другие внерациональные способы освоение мира также занимают достойное место в методическом арсенале культурологии, особенно в ее деятельностной составляющей (некоторые виды прикладной культурологии, социально-культурной деятельности).

Для методологии современного социально-культурологического познания характерны следующие черты.

1. Сближение методов естествознания и социально-гуманитарных наук.

Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических, явного и неявного знания и т. д. «Возникает сложнейшая методологическая проблема соотнесения «жестких» и «гибких» методов, научных и вненаучных подходов, использование в целях социального познания таких средств как социально-гуманитарные экспертизы и диагностики, ситуационные анализы, ролевые и имитационные игры».

2. Особое внимание на изучение и поиск новых специфических методов социально-гуманитарных наук13
Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 76.

Например, в социологии в целом и в социологии культуры в частности усиливается интерес именно к методам социологических исследований.

К методике понимания, диалога, диалектики, идеографическому и номотетическому методам, ситуационной логике, ролевым и имитационным играм, методам социальной психологии присоединяют и другие (см. ниже специфические методы социально-гуманитарных наук).

3. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологии понимающих методик, что вызывает все больше сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Такие схемы сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами наук и о культуре таким образом, что примиряют обе эти крайние позиции.

4. Активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов. Повышается внимание к случайным, неопределенным, нелинейным процессам, к нестабильным открытым системам.

5. Формируется мнение, согласно которому законы развития природы и общества определяют лишь некоторые пределы, в которых основной процесс остается заранее непредсказуемым.

6. Происходит поворот к конкретному человеку. Л. Фейербах говорил, что человек – центр всей методологии.

7. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности инноваций, новизны, оригинальности, нестандартности. Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное.

Культурология молодая наука, но она уже имеет свой обобщающий аппарат. В зависимости от уровня познания культурология подразделяется на теоретическую и прикладную.

Теоретическая культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов (социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика).

Прежде всего, выделяется теория культуры, которая занимается выявлением основных форм культуры, соотношением различных культур между собой (их взаимовлиянием и взаимопроникновением), а также исследованием взаимодействия культур и внекультурных организаций.

1. Социальная культурология изучает культуру как результат деятельности человека. Социальная культурология не сосредотачивает своего внимания на личности человека. Человек здесь обычная функциональная единица общества, воспроизводящая культуру.

2. Психология культуры обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека, изучает его как носителя той или иной культуры.

3. Культурная семантика - изучает знаки и языки культуры. Здесь культура рассматривается как текст. Любое произведение культуры можно прочитать как текст.

4. Культурологические теории. История культурологии. Изучаются теории культуры. Личность человека, как творца культуры и отдельные культурные эпохи.

5. Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта. В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение, архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Задачи прикладной культурологии:



1. Изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.

2. Выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.

3. Исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности.

4. Выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.

5. Разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

6. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.

Прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познания.

Список литературы:

1. Лекции по культурологии. Учебник ОН-ЛАЙН. URL: http://uchebnik-online.com/104/11.html Дата обращения 10 марта 2014 г.

2. Культурология. Учебное пособие (Белик А.А., Бергер Я.М. и др.) URL: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_9.html Дата обращения 20 марта 2014 г.

3. Симкина Н.Н. Культурология. Электронный учебник. Брянск, изд-во БГТУ. URL:http://ya-simkina.narod.ru/ Дата обращения 23 апреля 2014 г.

Понятие культуры

Понятие культуры возникло в античности и обозначало состояние общества и личности противоположное варварскому, естественному, созданному природой.

Впервые слово cultura встречается в трактате о земледелии «De Agri Cultura» (ок. 160 г. до н.э.) Марка Порция Катона Старшего (234-149 г. до н.э).

«Культура» – от лат. «возделывание», «обработка».

Первоначально этот термин применялся в земледелии и садоводстве, когда люди стали замечать, что возделываемые растения дают лучший урожай, чем дикие. Затем термин стал применяться шире: в животноводстве, быту. Лучшие творения человека стали называть культурой.

В Средние века понятие «культура» стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил.

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура ввёл немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

И.Г. Гердер (1744-1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура , указывал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал: «Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли».

И. Кант , например, противопоставлял культуру умения культуре воспитания. Он выделял технический тип культуры и называл его цивилизацией. Кант видел стремительное развитие цивилизации и считал, что эта диспропорция является причиной многих бед человечества».

В России до середины XIX в. понятию «культура» соответствовало «просвещение», что равносильно современному термину «образование».

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать.

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

· Жизненные ценности

· Нормы поведения

· Артефакты (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В настоящее время культура рассматривается как вторая природа – искусственная среда, созданная человеком и для человека.

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

· Первобытная культура (до IV тыс. до н.э.);

· Культура Древнего мира (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;

· Культура Средних веков (V–XIV вв.);

· Культура Возрождения или Ренессанса (XIV–XVI вв.);

· Культура Нового Времени (к. XVI–XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Литература

1. Аванесов Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета, Сер. 7, Философия, 1998, № 4.

2. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность, 1993, № 2.

3. Большаков А.В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.

4. Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1988.

5. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

6. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения // СоцИС, 1991, №2.

7. Зиммель Г. Философия культуры. - М., 1996.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

9. Ионин Л.Г. Культура на переломе // СоцИС, 1995, № 2.

10. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования, 1997, № 3.

11. Культура и рынок: "круглый стол" // Общественные науки и современность, 1991, № 2.

12. Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения //Российский экономический журнал, 1992, № 12.

13. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли мы прерванный путь? СПб., 1994.

14. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // СоцИС, 1993.


Структура культуры

Структура культуры - строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты); включает в себя

§ образование,

§ искусство,

§ литературу,

§ мифологию,

§ нравственность,

§ политику,

§ религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

§ мировая и национальная культура,

§ классовая,

§ городская и сельская,

§ профессиональная и др,

§ духовная,

§ материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

§ Материальная культура - орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта; связана с историческим подходом; чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

§ Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;

Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к материальной, ни к духовной области, их считают «вертикальным сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:

1) экономическая;

2) политическая;

3) эстетическая;

4) экологическая культуры.

Культуру принято рассматривать также с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди них календарь, число, имя, семья, ритуалы и т. д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.

Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами (это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства).

Объективную культуру подразделяют также по характеру ее локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками), доминирующую культуру (ценности, которыми руководствуются большинство членов общества), субкультуру (национальную, профессиональную, возрастную), контркультуру (культуру, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями).

С точки зрения творящего субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной социальной общности) и общечеловеческую (или мировую).

Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогрессивную культуру связывают с понятием гуманизма.

Культуру рассматривают также с позиций статики и динамики. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении.

Культура - сложная многоуровневая система, ее структура является одной из сложнейших в мире. Культуры, несмотря на различия между ними, представляют собой способ существования общества в окружающем мире, и в каждой культуре есть базовые признаки, т.е. факторы существования, без которых культуры нет. Эти элементы отличаются по уровню развития и существуют в любой культуре.

Основные базовые признаки культуры:

Материальное производство (что производится, как производится, т.е. технология, материалы для производства, производительность труда).

2. Общественное сознание, т.е. представления о мире (естественно-научные, гуманитарно-философские), способы выражения этих представлений или знаний (язык, искусство, письменность). К формам общественного сознания относятся мировоззрение (идеология), наука, искусство, мораль, право, политика, вера.

3. Общественная психология (ментальность, темперамент, подсознательные реакции на окружающий мир - архетипы).

4. Функциональная дифференциация с выделением функций материального производства, духовного творчества, социального регулирования, военной и других и степенью функциональной дифференциации членов общества.

5. Социальная организация, включающая биосоциальные (семья, род, племя), социальные (союз племен), социально-политические (государство) системы, а также возрастные группы и союзы, политические и профессиональные объединения.

6. Информационно-коммуникативная сфера, куда входят способы передачи информации, виды социальной информации, технические характеристики коммуникаций, скорость прохождения необходимой информации.

7. Нормативная система с такими регуляторами, как биопсихо- логический, мифолого-религиозный, право, мораль, при этом регулируются нормы распределения трудовых затрат, общественного продукта и социальная иерархия.

Носителем всех базовых элементов культуры выступает этнос.

Культуры объединяются по различным типам в зависимости от основания деления. Типологизация - научный метод упорядочения культурных общностей. Такая модель используется в целях изучения существенных признаков, функций, отношений, уровней организации изучаемых объектов. Существуют различные подходы к типологиза- ции культуры в зависимости от тех или иных критериев. Чаще встречаются три подхода: хозяйственно-культурный, этнолингвистический и историко-этнографический.

Xозяйственно-культурная типология выделяет культуры схожие по отношению людей к природе, например, земледельческие, скотоводческие, оседлые, кочевые. Однако такая типология недостаточна. Культуры одного хозяйственно-культурного типа, развивающиеся в разных условиях, приобретают существенные различия в духовных ценностях, нравственных нормах, политических и юридических традициях и так далее (например, культура русских и французов).

Этнолингвистический подход базируется на анализе культурной общности людей, обладающих одним языком и одним этносом. По этим признакам обычно выделяют романские народы, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские и др. Однако такой подход тоже не универсален. По мере развития культур, приобретения народами все больших экономико-культурных навыков, они дифференцируются уже не по этносу и языку, а по более сложным параметрам.
Историко-этнографический подход выделяет культурно-исторические регионы и формы общности людей, соответствующих им: европейский, дальневосточный, индийский, арабо-мусульманский, африканский, латиноамериканский. Основаниями типологии могут быть темперамент и стереотип поведения, религия и мифология, формы семейных отношений. Но и данная типология не является всеохватывающей.

Своеобразную типологизацию предложил К. Ясперс. Он считал, что в середине I-го тысячелетия до нашей эры имел место прорыв - так называемое «осевое время», когда на арену истории вышла личность в противовес массе. К. Ясперс связывал это с духовными переворотами, вызванными буддизмом, деятельностью иудейских пророков, зороастризмом, древнегреческими философами. Особую роль здесь сыграла «преобразующая человека рефлексия», личная ответственность в противовес традиции. «Осевое время» духовно изменило человека. Поэтому К. Ясперс делил культуры на три типа: 1) культура «осевых народов»; 2) культура народов «не знавших прорыва»; 3) культура последующих народов. Развитие получила лишь культура первого типа, которая пережила, по сути «второе рождение», продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К «осевым» относятся культуры Китая, Индии, Ирана, Иудеи, Греции.

В зависимости от основания можно выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез достижений культур различных народов. Национальная - является результатом творчества различных классов, социальных слоев и групп. Своеобразие национальной культуры проявляется в духовной сфере (язык, литература, музыка, живопись, религия) и материальной жизни (особенности экономического уклада, традиции производства).

В соответствии с конкретными носителями можно выделить культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Вызывает недопонимание вопрос классовости культуры. Проблема соотношения общечеловеческого, национального и классового является актуальной и сложной. Абсолютизация классового подхода, противопоставление классового и общечеловеческого начал ведет к самоизоляции и культурной деградации, хотя учет классовости продуктивен, если его не доводить до крайности.

В зависимости от многообразия человеческой деятельности можно делить культуру на виды и роды. Так в материальную культуру входят: а) культура труда и материального производства; б) культура быта; в) культура топоса (места жительства); г) культура отношения к собственному телу; д) физическая культура. Духовная культура включает в себя: а) познавательную (интеллектуальную); б) нравственную; в) художественную; г) правовую; д) педагогическую; е) религиозную.

Ряд видов культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они пронизывают всю систему культуры, являясь ее, своего рода, вертикальным сечением. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

В структуру культуры входят: а) субстанциональные элементы - «тело» культуры, ее ценности: произведения культуры, нормы культуры и права, религия, мораль, этикет; б) функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, куда входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (причем в народной, неинституциональной культуре эти средства были главными); с появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления.

К структурным элементам культуры относятся ценности, нормы, обряды, ритуалы, культурные образцы.

Категория «ценность» - одна из важнейших в культурологии. Ценность - это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность - это то, что обладает особым (человеческим, социальным, культурным) значением. В мире культуры множество ценностей: ценности науки (истина), ценности морали (добро), эстетические ценности (красота), религиозные ценности (бог) и т.д. Соподчинение ценностей, их субординация, выделение приоритетных, доминантных и подчиненных производных образуют сложные иерархии ценностей, которые являются специфическими для каждой отдельной культуры. Усложнение социальных систем усложняет системы ценностных иерархий, ведет к большому разнообразию ценностей. С одной стороны, это создает предпосылки для расширения возможностей личности, предполагает сознательный выбор, повышает роль личностного потенциала в культуре, с другой стороны, дифференциация ценностей способствует развитию ценностных, культурных конфликтов, что может привести к разрушению культуры, к кардинальной смене ценностных иерархий. Ценности относительны, изменчивы, подвижны. Дестабилизация, которая может возникнуть в культуре, преодолевается выработкой новых ценностей, что связано с активизацией элитных слоев культуры. Именно элита вырабатывает новые ценности и «спускает» их в низовые культурные слои. С этими процессами связана особая роль интеллигенции, как посредника между культурными слоями, производителя новых духовных идеалов, идей и ценностей.

Часто в ходе кризисов общества для ускорения стабилизации заимствуются готовые ценности чужой культуры, но это может углубить социально-ценностные конфликты внутри общества. Xарактер заимствования чужих культурных ценностей может быть различен:

Ассимиляция имеет в виду механическое усвоение новых ценностей, их поглощение, растворение, приспособление к уже имеющимся ценностным иерархиям;

Аккультурация связана с отношением к чужим ценностям как к более развитым, более значимым, чем свои собственные;

Адаптация предполагает творческую переработку и критическое отношение к ценностям другой культуры, их осознанный отбор, обогащение национальными смыслами и приспособление для решения проблем собственной культуры.

Главное, чтобы заимствованные ценности не вступали в противоречия с устоявшимися ценностными ориентациями, национальными смыслами данной культуры. В противном случае может произойти еще большая дестабилизация, разрушение ценностного ядра культуры, что ведет к потере ею самобытности, к саморазрушению.

Динамика культуры предполагает адекватность ценностей социальным, историческим, культурным задачами общества, их особую роль в процессах культурной идентификации. Принадлежность к культуре определяется, в том числе и сознательным принятием, усвоением тех ценностных установок, которые для нее характерны. При этом ценности часто символизируются и мифологизируются, выражая особо значимые национальные смыслы, идеалы и социополитические или идеологические доминанты.

Развитие культуры, ее стабильность связаны, таким образом, с воспроизводством, тиражированием, сохранением и изменением ценностей.

В отличие от материальных, духовные ценности имеют определенную инерционность, они более долговечны, не связаны с границами потребления, ярко гуманистически окрашены. Критериями их подлинности являются смыслы и интересы бытия человека.
Поэтому уровень развития той или иной культуры определяется не по отношению к количеству созданных материальных благ, а по отношению к качественным показателям: характеру духовных ценностей, их национальной самобытности, неповторимости, уникальности, значимости для мировой культуры.

Ценности оказывают определяющее влияние на нормы, обычаи и ритуалы, которые способствуют развитию духовной регуляции в обществе. Нормы, обычаи, ценности обладают огромной силой принудительного воздействия на человека, способствуют упорядочиванию отношений между человеком и обществом, устойчивой организации их деятельности.

Культурология исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны, что нет культуры своей и чужой, а есть своя и другая, и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Особую значимость для понимания культуры имеет язык культуры. Язык культуры - это те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры - универсальная форма осмысления реальности. Проблема понимания - главная проблема языка культуры. От понимания зависит эффективность культурного диалога как между различными культурными эпохами («по вертикали»), так и сосуществующими одновременно разными культурами («по горизонтали»).

Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчуствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами: идеологическими, национальными, сословными, половыми, - сформированными у человека. Понимание апперцептивно, т.е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося; на этой основе происходит отбор, обобщение и классификация материала. Самая серьезная трудность заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. Передать смысл уникальных произведений культуры вполне адекватно очень трудно. В настоящее время проблема понимания актуализировалась. Это связано с глубинными переменами, происходящими в обществе, обострением геополитической и общественно-политической ситуации, углублением различных общественных противоречий, что ведет, по сути, к смене типа культуры.

Существуют причины, особо обострившие сегодня проблему языка культуры:

проблема языка культуры - это проблема ее смысла. Кризис идей рационализма и просвещенческого прогресса, по сути, кризис новоевропейской культуры, заставляют искать новые смыслы. Эти поиски привели к постиндустриальной культуре, ее ценностям, освоить которые невозможно, не владея системой ее языков;

2) язык - ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности - все то, что определяет его картину мира. Язык культуры - это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению;

3) понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, позволяет оценивать и выбирать пути в культуре. Степень понимания мира зависит от диапазона знаний или языков, позволяющих нам воспринимать этот мир.

Таким образом, язык - продукт культуры, язык - структурный элемент культуры, язык - условие культуры. Фундаментальный смысл его в том, что язык концентрирует и воплощает в единстве все основания человеческой жизни.
Языки можно классифицировать на естественные языки (русский), искусственные (язык науки), вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, подстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство). Особое значение для изучения языка имеют такие науки, как семиотика и герменевтика (философская герменевтика занимается интерпретацией текста, причем текст - это все, что создано искусственно: книги, картины, здания, интерьер, одежда, - т.е. текст не сводится к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы).

Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:

Приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;

Формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;

Создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;

Усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

Удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;

Регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить:

1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;

2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;

3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности;

4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне;

5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры;

6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы.

ФУНКЦИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ:

Научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;

Политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;

Культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа";

Культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

Культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;

Взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;

Культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.

4. Культурно-просветительная работа в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола.

Под термином «К.-п. р.» понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает К.-п. р. в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием К.-п. р. охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.

Становление и развитие К.-п. р. как самостоятельной области идеологической деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы К.-п. р. определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Ленин рассматривал К.-п. р. как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Советского государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет), объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью. Значительный вклад в разработку теории и практики К.-п. р. внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 - Главполитпросветом.

В дальнейшем по мере роста и совершенствования К.-п. р., создания многообразной сети культурно-просветительных учреждений механизм руководства К.-п. р. соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее министерствах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство К.-л. р. передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 в министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик.

К.-п. р. в СССР имеет следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы К.-п. р. постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в К.-п. р. занимает художественная самодеятельность; с 60-х гг. начала развиваться её высшая форма - народные театры. В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс. массовых библиотек (с общим фондом 1366,1 млн. экземпляр книг и журналов), 553 профессиональных театра (свыше 114 млн. посещении), 1173 музея (свыше 110 млн. посещений), 157,1 тыс. киноустановок (4656 млн. посещений киносеансов). В клубных учреждениях за 1970 проведено 5273 тыс. лекций и докладов (присутствовало свыше 477 млн. человек), дано 2334 тыс. спектаклей и концертов силами художественной самодеятельности (присутствовало 417,4 млн. человек), работали 440 тыс. кружков (6951 тыс. участников); в 1970 насчитывалось около 16 тыс. народных университетов с 3218 тыс. слушателей.

Культурология как научная парадигма. Специфика культурологического метода познания.

Культурология складывается как гуманитарная парадигма, имеющая междисциплинарный статус, интегрирующая методы и результаты других социогуманитарных наук. Специф. Культур. Метода:

1. проблемная направленность

2. Доминирование антологической (творящей, собирающ. знание) деятельности

3. Полидисциплинность культурологи

4. Антропологическая направленность

Флоренский: «Познать разумом – познать противоречие, познать сердцем – познать всецело» Касслер: «Мы не в состоянии познать философию культуры с помощью только формальных и логических средств.»

Культурология использует систему методов .

1.Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

2. Логический метод - исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; 3.сравнительно-исторический метод . 4.Структурно-функциональный метод 5 Семиотический метод 6 Биографический метод 7 Метод моделирования 8 Психологический метод

Особенности культурологического метода Лихачева

Занимался обоснованием общих начал текстологии и истории древнерусской литературы. Говоря о важности метода, он отмечал, что «красота научной работы состоит главным образом в красоте исследовательских приемов, в новизне и скрупулезности научной методики… она–то и приводит к открытиям. Она дает метод обнаружения истины».

его интересуют, прежде всего, судьбоносные для становления отечественной культуры эпохи и периоды, привлекает человеческое, гуманистическое содержание и смысл русской литературы, искусства, философии, религии. Его взгляд на любые рассматриваемые им явления предполагает изучение и оценку их в контексте культуры, при этом временная, историческая плоскость анализа – лишь одна из многих. Он раскрыл особую роль национального языка, природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия.



Границы культурологической парадигмы Д.С.Лихачева можно обозначить несколькими смысловыми линиями, конструирующими его научный метод: целостность и проектный характер культурологической мысли, нравственная напряженность слова о культуре, гуманистическая направленность культурологического метода, проблемная ориентированность культурологических исследований. Важнейшие составляющие культурологической парадигмы становятся своеобразной концептуальной рамкой, с помощью которой ученый создает и исследует символический мир культуры, при этом различные грани метода обнаруживают свое «подобие» в структуре объекта познания

Цели и задачи теоретической, исторической и прикладной культурологии.

Задача прикладной культурологии - разработка культурной политики, экономическое и политическое обеспечение культурных программ. Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Теоретическая область – разработка теорий, которые позволяют выявить общие закономерности культурной жизни, понять ее сущность и смыслы. Целями теоретической культурологии являются целостное познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования.

Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Суть этого различия заключается в том, что прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных а происшествий, ситуаций и форм по определению нормальных, обыденных.

6. +59+60 «Проблемное поле» современной культурологии

1. группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.

2. Значительный пласт категорий фиксирует более индивидуальные аспекты культурологии свойства и функции культурных объектов и явлений; культурные ценности и нормы; культурную среду субъектов культуры.

3. культурологические категории отражают технологический пласт бытия культурных организмов: культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно–интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные технологии; межкультурные взаимодействия.

4. Проблема межкультурного диалога (развилка З и России в 15-16в)

5. Несовершенство капиталистический модели общества

6. Глубинные культурологические причины современного финансово-экономического кризиса коренятся в духовном надломе западной цивилизации, которому предшествовал отказ от базовых моральных основ христианства.

7. Логика становления и содержание понятия «культура»

1.от лат. Возделовать, обрабатывать, взращивать.

2. Воспитание, образование, развитие. Способность «возделования души»

3 «Культус» - ублажение бога, поклонение почитание.

4. Открытие культуры в современном значении 17-18 век. Понимание к-ры как 2 природы.

Происходит противопоставление культуры и природы. Культура утрачивает первоначальный, агрикультурный смысл. Культура как «взращивание души» начинает восприниматься непосредственно. Происходит универсализация – закономерность процесса развития.

Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти».