На свободную тему

Испытывала состояние внутреннего наблюдатель в детстве. Идентификация и режим внутреннего наблюдателя - психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Диалог с бессознательным

Огромное количество психологических проблем - от страха ошибиться до кризиса среднего возраста - имеют один общий глубинный корень. Это идентификация - то, кем вы себя считаете. То, как вы отвечаете на вопрос «кто я?».

Как корабль назовете, так он и поплывет

Как идентификация создает проблемы? Очень просто.

Например, вы учитесь в школе и получаете четверку. Если вы сильно расстроены, если вам стыдно, то вы думаете примерно так: «Я же отличница! Значит, я должна получать только пятерки!» Говоря психологическим языком, вы отождествляете себя с ролью отличницы, и поэтому вам так плохо от объективно хорошей оценки.

Во взрослой жизни этот механизм работает по такому же принципу. Женщина, соединяющая свое «я» с внешней красотой, будет в панике, обнаружив неизбежные возрастные изменения. Специалист, которого уволили, может оказаться в депрессии из-за крушения своей идентичности «я успешный, востребованный профессионал».

У каждого из нас есть список того, с чем мы себя отождествляем. Часто это социальные роли или профессия: отец, мать, сын, дочь, муж, жена, врач, пожарный, учительница, актриса.

Иногда нас полностью захватывают те или иные желания, эмоции, настроения. Есть люди, неразрывно внутренне соединенные с некими принципами, системой убеждений, теоретическими парадигмами и умозаключениями.

Важно понимать, что мы сильно зависим от того, с чем себя отождествляем или идентифицируем. Вспомните пример про отличницу: ее невротические реакции напрямую вызваны идентификацией. Хорошист или троечник из-за четверки не расстроится.

Как развязать гордиев узел?

Любая идентификация - это зауженное представление о себе. Поэтому решение проблем, связанных с ней, состоит в том, чтобы этот узел развязать.

Это понимали мудрецы и духовные учителя еще много сотен лет назад. Однако тогда еще не существовало сформированной психотехники - пошаговых приемов работы со своим сознанием.

Современная практическая психология успешно создает способы, благодаря которым обычные люди, не шаолиньские монахи, могут эффективно работать со своей психикой и решать психологические проблемы.

Во второй половине ХХ века психологами был открыт простой, но мощный способ радикального изменения представлений о том, кто я есть. Давайте прямо сейчас сделаем эту практику.

Читайте текст ниже настолько медленно и вдумчиво, чтобы внутри вас возникал отклик на слова, появлялись какие-либо ощущения или образы.

Практика

У меня есть тело. Сейчас оно не такое, как 20 лет назад, а еще через 20 лет оно будет другим. Иногда мое тело в порядке, иногда какая-то его часть болеет. Ощущения от моего тела меняются. Кроме того, я могу его осознавать. Значит, мое тело - это не я. У меня есть тело, но я - это не мое тело.

У меня есть эмоции. Они приходят и уходят. Обычно я могу осознавать и контролировать свои эмоции, но иногда они очень сильно охватывают меня. К разным своим эмоциям я отношусь по-разному: одни мне приятны, другие - нейтральны, третьи - отвратительны. Исходя из всего этого ясно, что мои эмоции - это не я. У меня есть эмоции, но я - это не мои эмоции.

У меня есть желания. Они переменчивы и даже иногда непоследовательны или противоречивы. Как правило, я могу их осознавать, наблюдать за их «поведением». Поэтому мои желания - это не я. У меня есть желания, но я - это не мои желания.

У меня бывает разное настроение. Порой я грущу, иногда злюсь, часто радуюсь. Разные настроения приходят и уходят, плюс - я могу на них смотреть со стороны («из-за чего я расстроился?»). Получается, что мое настроение - это не я. У меня есть настроение, но я - это не мое настроение.

У меня есть мысли. Некоторые из них я сосредоточенно обдумываю («Выходить ли мне замуж за Петю или лучше за Колю?» ). Чаще мысли просто сами спонтанно возникают в моей голове. Порой мне приходят в голову классные творческие мысли, а иногда - депрессивные, самообвинительные. Поскольку мои мысли вот такие разные и поскольку я могу, научившись, их осознавать и наблюдать, то ясно, что мои мысли - это не я. Несмотря на то что большинство из них - обо мне, о том, какой я. Итак, у меня есть мысли, но я - это не мои мысли.

Подводя итог этому самоисследованию, я четко вижу, что я не являюсь моими эмоциями, мыслями, желаниями, настроениями и моим телом . Я разотождествляюсь со всем этим.

Что же остается в итоге? Кто я на самом деле?

Получается, что на глубинном уровне я - это тот, кто осознает все более поверхностные явления, я - центр восприятия всех внешних и внутренних феноменов, я - наблюдатель за переменчивыми мыслями, эмоциями, телесными ощущениями.

Что значит быть наблюдателем?

Такой принципиальный переворот может остаться для вас всего лишь забавной игрой ума, а может стать мостиком в совершенно иное качество проживания жизни.

Существует громадная разница между жизнью человека, которого постоянно «накрывает» одно переживание за другим, кто «тонет» в своих эмоциях и настроениях, поступками которого управляют переменчивые, спонтанно возникающие мысли, и жизнью человека, который идентифицирует себя с наблюдателем, свидетельствующим переменчивую реальность (то есть на глубинном уровне считает себя им).

Второй вариант не делает человека безэмоциональным холодным роботом, но открывает не доступную в первом варианте внутреннюю свободу. Мысли не становятся триггерами острых переживаний, длительных дискомфортных состояний, спонтанных поступков с неприятными последствиями (а у большинства людей именно так и происходит, большинство людей именно так и живут).

Хотя от физической боли и трудных ситуаций никуда не деться в любом случае, но человек, укоренившийся в ощущении себя как наблюдателя за происходящим, воспринимает и переживает такие проблемы иначе, ведь с наблюдателем ничего негативного происходить не может. Наблюдатель или свидетель лишь осознает физические ощущения или же мыслеобразы в уме.

В духовных традициях внутреннего наблюдателя часто описывают как зеркало, отражающее все. Подчеркивается, что зеркало делает это без малейших усилий, оно отражает точно, безоценочно, и с ним самим при этом ничего не случается.

Практика

Попробуйте представить себя зеркалом: воспринимайте все, что видите, слышите, ощущаете, как отражение в зеркале: «Вот появился звук машины, вот он исчез... птичка села на ветку... улетела... в животе бурчит... стихло...»

Усложните себе задачу. Пройдитесь по комнате или выйдите на улицу, продолжая «быть зеркалом», - без комментариев просто «отражайте» все вокруг: картинки, звуки, ощущения от ветра, солнца, дождя... Осознайте новизну полученного опыта безоценочного восприятия.

Если хорошенько укорениться в новом самоощущении, то получается легко переживать разные стрессовые ситуации. Вы станете так же свободны от влияния тревожных или депрессивных мыслей, как от дождя, наблюдая за ним из теплой комнаты. Множество проблем потеряют силу и власть, ведь они не смогут вас зацепить: все мысли и ощущения оказываются просто объектами вашего наблюдения, они просто отражаются в зеркале вашей осознанности.

Вероятно, предложенный метод не является панацеей, но его возможности огромны, в чем я вам советую убедиться на собственном опыте.

От редакции

«Измените мозг - изменится и жизнь!» - такой лозунг взял для своей книги нейробиолог, нейропсихиатр Дэниэл Амен. Действительно, многие проблемы в нашей жизни решаются в голове. Читайте конспект ключевых идей Амена в нашем обзоре: .

Кризис идентификации, страх потерять собственное «я», неуверенность в себе - тяжелый багаж, чтобы носить его с собой каждый день. Французский коуч Дэвид Ларош предлагает объявить семидневный марафон уверенности в себе, который поможет вам дать толчок желаемым переменам в жизни: .

Принять себя и не зацикливаться на несоответствии собственным ожиданиям быть идеальным - миссия невозможна? Life-технолог Екатерина Костина рассказывает, как принять свою уникальность: .

1. Что представляет собой состояние Наблюдателя

«Познакомьтесь, это вы!» - говорит хирург пациенту после успешной пластической операции на лице. Пациент с удивлением и удовольствием смотрит на себя в зеркало. Наблюдая за своим новым обликом, он оценивает результат работы профессионалов, сравнивая его с той целью, которую он поставил перед хирургами. Смотрясь в зеркало, пациент наблюдает за собой в привычном понимании слова «наблюдать». Однако понятие «состояние Наблюдателя» имеет более сложный и глубокий смысл, чем визуальное восприятие с последующей оценкой. Состояние Наблюдателя - это психическое состояние, своеобразная настройка восприятия на оценку куда более сложного комплекса явлений, чем просто новой формы носа или рта. Наблюдение за собой в зеркало и наблюдение себя, своей личности, имеют огромную разницу. Разглядывая себя в зеркало, мы делаем выводы с помощью зрительной системы и поверхностных суждений «красиво-некрасиво», «худой-полный», «светлый-темный». Но если мы хотим узнать, что за личность руководит этим телом, мы прибегаем к наблюдению иного рода. Мы учимся осознавать причины, следствия и особенности своих психических реакций. Эти осознания помогают нам принимать решение: в данной ситуации быть вовлеченным участником и исполнителем тех или иных своих переживаний и умозаключений или все-таки посмотреть на них со стороны и сознательно сменить точку зрения и самоощущение. Так мы знакомимся с собой «настоящими»: узнаем свои достоинства и недостатки, учимся развивать первые и работать над вторыми с помощью состояния Наблюдателя.

С понятием состояния Наблюдателя знакомы многие интересующиеся саморазвитием люди. Состояние Наблюдателя интенсивно развивается в медитативных практиках. Однако оно имеет свои особенности в рамках разнообразных техник самосовершенствования. Практикуемая в Центрах Интеллекта и Альтруизма методика Айфааровского самоанализа также опирается на воспитание в человеке состояния Наблюдателя. Состояние Наблюдателя - это умение человека всегда смотреть на себя «со стороны», наблюдать за окружающим миром и его личным взаимодействием с этим миром. «Наблюдать» с большой буквы означает быть осознанным, то есть понимать свои скрытые интересы через наблюдение за внешними обстоятельствами и определение взаимосвязи своих психизмов с теми обстоятельствами. Зачастую пребывать в состоянии Наблюдателя означает «вступить в диалог с самим собой и понять свои истинные потребности и желания» (1). Но Наблюдатель не только понимает - он вырабатывает новые решения наперекор страхам, обидам, сомнениям, и тому подобному. В этом состоянии человек может успешно отслеживать и определять свои психические реакции, трансформируя непозитивные и негативные черты характера в добрые, разумные, интеллектуально-альтруистичные . В этом и состоит работа над собой, которая помогает человеку

  • во-первых, укрепиться в доброжелательных, конструктивных и счастливых отношениях с людьми и… с самим собой, прежде всего!
  • во-вторых, повышать эффективность труда, совершенствуя свою интуицию и восприятие, творчества и исследований, принося еще больше пользы в свою жизнь и жизнь других людей;
  • в-третьих, обрести внутреннюю гармонию и стабильность, наработать стрессоустойчивость и способность быстро преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Если вам интересно узнать о том, как с помощью состояния Наблюдателя достигаются эти цели, эта статья для вас. Здесь мы рассмотрим отличительные черты этого состояния и постараемся разобраться в том, за какими психическими реакциями и моделями поведения стоит научиться наблюдать и какие из них важно трансформировать, стараясь постепенно, шаг за шагом создать интеллектуально-альтруистичный, позитивный образ жизни для себя (и вокруг себя J). Если вас заинтересует более глубокое исследование этих вопросов по работе над собой, - развернутые обсуждения предлагаются на занятиях по Айфааровскому самоанализу, проводимых в Центрах Интеллекта и Альтруизма.

2. Осознанность и другие психоэмоциональные навыки, свойственные состоянию Наблюдателя

Любая система самосовершенствования обучает характерному для нее состоянию Наблюдателя. Отправной точкой в определении того, как себя развивать (и какую систему развития выбрать), являются цели, которые ставит перед собой человек. Например, если человек хочет научиться знакомиться и флиртовать с противоположным полом, ему необходимо начать отслеживать свою застенчивость и развивать уверенность в себе. Посетители курсов для создания крепких семейных отношений развивают в себе Наблюдателя за своими недостатками и достоинствами, влияющими на создание семьи. А некий молодой человек, будущая биржевая «акула», не станет так активно интересоваться вопросами создания семьи и своих способностей к этому, пока его главной целью будет оставаться карьерный рост. Также, интуитивное стремление к саморазвитию не чуждо тем людям, которые хотят мира и любви во всем мире. Таким образом, специфика самоанализа и состояния Наблюдателя определяется главными жизненными приоритетами и ценностями человека.

Айфааровский самоанализ также ведёт к определенной цели. Он является способом развития способностей к интеллектуально-альтруистичному мышлению, формирования соответствующих отношений с другими людьми, а также между человеком и окружающим миром. Развиваясь таким способом, человек вполне может достигнуть глобальной и долгосрочной цели, которая ранее казалась недостижимой - меняя свои собственные качества и способствуя позитивным изменениям окружающих, прийти таким образом к обществу, полному любви и взаимопонимания, свободному, прежде всего, от эгоистичных уловок, лжи и насилия.

Подобные цели стимулируют человека на осознание того, что изменение мира к лучшему начинается с себя, с качества своего мышления, чувствования и поведения. На эти перемены, порою нелегкие, человека побуждает сначала его духовное честолюбие. Оно побуждает быть лучше, чтобы быть не таким, «как все». При отсутствии полноценного развития добросердечности, человек рискует перейти из честолюбия в «игру в духовность», когда чувство собственной важности и непохожести на обывателей становится важнее искреннего трудоемкого саморазвития. Немного удовлетворив свое честолюбие, с которого начинается осознанное саморазвитие, человек развивает в себе совесть , которая стимулирует его меняться дальше не напоказ, а чтобы быть самому уверенным, что он приближается к своей цели. Осознанность позволяет поддерживать уверенный «голос» совести . Так формируется айфааровское состояние Наблюдателя, которое поддерживается сопутствующими характеристиками предусмотрительности, самоуважения, небезразличия и многого другого, что было описано ранее.

Наработка айфааровского состояния Наблюдателя актуальна, когда человек всеми силами стремится создать счастливую жизнь для себя и как можно большего количества людей вокруг, когда он заинтересован жить в бесконфликтных уважительных отношениях и оставлять каждый день после себя добро, любовь и пользу. Можно сказать, что к такому образу жизни - интеллектуально-альтруистичному - человек и подходит, развивая своего Наблюдателя с помощью методик Айфааровского самоанализа. Однако, для этого очень важно представлять как можно конкретнее, каким человеком хочется и стоит становиться, чтобы добиться этих целей. Что развивает в себе человек, преследующий эти цели, и от чего старается избавиться? Иными словами, на что направлено отслеживание и работа в состоянии Наблюдателя? Об этом - следующая глава.

4. Что позволяет развить в себе состояние Наблюдателя.

Большинство понятий Айфааровского самоанализа основываются на теории ииссиидиологии. В ней подробно объяснено, почему те или иные критерии (мотивации, ориентиры) человеческого развития приводят к событиям разного рода. Эти критерии представляют собой психические качества, которые культивирует в себе человек и которые приводят его к определенному образу жизни. В этой главе мы постараемся раскрыть смысл тех критериев, которые позволяют приблизиться к созданию интеллектуально-альтруистичных отношений и способа существования.

Этими главными критериями и жизненными ориентирами являются Высокочувственный Интеллект (ВЧИ) и Высокоинтеллектуальный Альтруизм (ВИА) . В повседневности эти критерии человеческого (ллууввумического) пути развития проявляются в реализации таких человеческих качеств, как ответственность, честность, инициативность и открытость. Безусловно, их воплощение неотделимо от проявления множества других качеств, выходящих за рамки эгоизма и примитивных инстинктов. Осознанно развиваясь в этом направлении, человек учится проверять процессы в своей психике и свое поведение на присутствие в них этих двух критериев и впоследствии корректирует саморазвитие, реализуя эти критерии и качества все чаще (4).

Качества, критерии, психоэмоциональные навыки, которыми пользуется Наблюдатель (см. главу 2) - все это мы перечисляем, чтобы представить себе и описать многогранность удивительного состояния Наблюдателя. В этом состоянии человек также удерживает цели, которых он собирается достигнуть с помощью практик самоанализа. О целях, которых можно достигнуть с помощью Айфааровского самоанализа, мы поговорим чуть позже, в 5-ой главе. А пока, прямо сейчас, нам важно в принципе окинуть взглядом состояние Наблюдателя и увидеть его «общую перспективу». Представим себе всеобщее многообразие переживаний и намерений, которые составляют это состояние, в пяти блоках:

Зачем важно удерживать в сознании, осмысливать и реализовывать практически столько нюансов? Правда ли состояние Наблюдателя такое насыщенное и «громоздкое»? Согласитесь, осознанный подход человека к своему настоящему и будущему состоит в том, чтобы он понимал, кем он хочет себя считать сегодня, в каком состоянии он хочет проснуться завтра, и как он желает себе ощущать себя через 5, 10 лет. Жизнь, безусловно, внесет свои поправки, как бы мы ни планировали свое будущее. Но куда легче с пользой использовать жизненные неожиданности и «не прогибаться под гнетом проблем», если почаще быть самому себе Наблюдателем. Это значит самому определять свою позицию и мировосприятие в каждой ситуации, осознанно идя на некоторые неудобства, но тем самым не ожидая пассивно, пока жизнь сама заставит напрягаться психоментально, да еще неожиданно и в куда большей степени.

Смысл развития состояния Наблюдателя с помощью медитаций, разных упражнений состоит в том, чтобы сделать его естественной реакцией на любое жизненное событие. Например. В душной, переполненной людьми маршрутке, пока водитель совершал лихой поворот, вам наступили на ногу/пролили нечто вкусное и липкое на брюки (а вы едете на важное собеседование по работе или на экзамен!). Одновременно в разных концах маршрутки начали плакать маленькие дети, которых никак не могут успокоить мамы и бабушки. Разозлитесь ли вы или поймете всех этих людей? Предпримете ли что-то, чтобы вам и людям было удобнее держаться или чтобы отвлеклись дети и перестали шуметь? Или позволите своему настроению испортиться вслед за брюками, начнете возмущаться и испортите день остальным пассажирам? Подумаете ли, что для вас в жизни важнее и перспективнее, переключитесь ли на решение проблемы, или будете ее переживать? Останетесь ли полноценным неосознанным участником реализации худшего, что в вас есть, или станете Наблюдателем, чтобы успокоиться/успокоить других, отнестись доброжелательно к людям и выработать конструктивное решение возникших трудностей?

В таких обыденных ситуациях нас либо «спасает» наше состояние Наблюдателя: продуманные цели, выстроенный образ себя, которым хотим быть и которого хотим в себе уважать, критерии мышления, чувствования и поступков, которыми мы приближаем и умножаем свое счастье. Либо мы сами мучаем себя неосознанным «наступанием на одни и те же грабли» грубой эмоциональности и непродуманных поступков. Решать каждый раз нам.

Зачастую можно услышать от людей: «Чтобы жить в мире и любви с людьми, достаточно быть искренним в своих лучших побуждениях. Зачем нужны еще какие-то критерии, системы, усложнения? Важно быть умными и добрыми, и все будет хорошо! » И хочется согласиться, но… если бы всё было так просто! Здесь важно отметить, что в искренность зачастую вмешиваются завуалированные эгоистичные намерения и ожидание выгоды. И к искренности добрых побуждений могут примешиваться бездумные или манипулятивные тенденции, которые человек совсем не замечает за собой. Праведный гнев того, кому отдавили ногу в маршрутке и облили брюки, - яркий пример достаточно искреннего переживания, которое, однако, не приводит к позитивному разрешению конфликта и делает человека несчастным. Поэтому Айфааровский самоанализ учит критически подходить даже к чувствам собственной справедливости и искренности. В таком состоянии Наблюдателя человек переключается с оценки собственной выгоды на оценку опыта. Он оценивает любую ситуацию как систему, в которой всегда может что-то изменить к лучшему, начиная с собственного самоощущения, таким образом активируя свои навыки: ответственность, честность, инициативность, открытость, а также осознанность, предусмотрительность, самоуважение и небезразличие. Такое состояние Наблюдателя способствует выходу на системное мышление («я - хозяин своей жизни, а не жертва обстоятельств. Даже в душной маршрутке, где, казалось бы, мало поводов для радости»).

Выходит, что наши добрые и светлые мечты о благополучии для всех людей, о любвеобильных и доброжелательных отношениях требуют методичного подхода, который представлен в схеме. Не получится поспособствовать миру во всем мире, пока человек не Наблюдает и не трансформирует собственную конфликтность. Не удастся договориться по душам с людьми разных взглядов, возрастов, рас, если выбирать быть «правым» везде и всюду и игнорировать критическую оценку собственной правоты и опыта. Не выйдет «заразить» других своей мечтой, если человек не может определить главного и второстепенного в саморазвитии на пути к мечте. А если он лавирует от выгоды и удовольствий к ситуативному и удобному проявлению добродетелей, будучи нечестным с самим собой, то и вовсе встает вопрос: понимает ли сам человек, какова его жизненная цель и на что ему стоит тратить свою энергию?

Поэтому есть смысл учиться распознавать в себе черты и склонности, делающие нас как по-настоящему счастливыми, так и несчастными, чтобы последние как можно меньше влияли на сценарий жизни. Итак, какие черты, мешающие развитию ВЧИ, ВИА и позитивных качеств личности, позволяют в себе отследить состояние Наблюдателя? Дополним последний блок нашей схемы.

5. Что отслеживает человек в состоянии Наблюдателя.

Что отслеживает человек в состоянии Наблюдателя? А точнее, что отслеживает человек, пользуясь системой Айфааровского самоанализа? Ведь мы помним из третьей главы, что состояния Наблюдателя бывают разными и направленными на отслеживание различных групп личностных качеств. Рассмотрим объекты отслеживания в рамках Айфааровского самоанализа.

Группа непозитивных и негативных психоэмоциональных проявлений. Отследить их - не такая уж сложная задача, если человек глубоко заинтересован в саморазвитии. Подробнее о конкретике этой группы проявлений можно поговорить на занятиях «Практикума углубленного изучения непозитивизмов», проводимых в Центрах Интеллекта и Альтруизма. Эту группу составляют:

  • Деструктивные внутренние диалоги с гневной, осуждающей реакцией возмущения: «Ты что это делаешь?! », «А почему это я должен?! », «Проучить бы его! »
  • Внутренние образы или внешние символы. Картина усугубления конфликта перед внутренним взором, иногда с применением оружия или травмирующих предметов. Те же предметы могут оказаться внешними символами, когда человек получает ушиб, порез, травму, вследствие пребывания в неосознанных непозитивных состояниях.
  • Поведенческие. Психическое напряжение и отчуждение от людей-«раздражителей», либо излишняя эмоциональность - как средство эгоистичной манипуляции. «Не хочу с ним здороваться. Сделаю вид, что занят », нарочитая любезность и лицемерие: «Не хочу выслушивать критику моей работы от начальника. Попробую предложить ему билеты на игру его любимой команды и притвориться, что я тоже являюсь ее болельщиком» .
  • Психосоматические. К ним могут относиться напряжение в теле, «ком в горле», наворачивающиеся слёзы, срывающийся голос, шум в ушах, «остолбенение», сбивающееся дыхание, нервный тик, неосознанные автоматические движения (постукивание пальцами, махание ногой и т.д.). Казалось бы, достаточно просто подавить эту физиологическую реакцию, но не все так просто. Важно обратить внимание на сопутствующее этой реакции психоэмоциональное самоощущение и постараться разобраться с ним. Эти признаки являются особенно ценными для выявления тех непозитивных черт, которые человек привык не замечать в себе.

Есть множество способов трансформации вышеперечисленных непозитивизмов. Айфааровский самоанализ предлагает методы аналитического подхода к оценке внутреннего самоощущения на предмет присутствия в них признаков Высокочувственного Интеллекта (ВЧИ), Высокоинтеллектуального Альтруизма (ВИА), а также позитивных качеств (открытости, честности и т.д.); методы вербального разотождествления с непозитивными шаблонами мышления; практику прощения; правило 2-х минутного выхода из непозитивных самоощущений; практику «Солнечных Дней».

Другую группу психизмов, которые отслеживаются в состоянии Наблюдателя, составляют нейтральные психические проявления:

  • Эйфория.
  • Флирт.
  • Нарочитая самопожертвенность, сверхзабота, чрезмерная опека.
  • Оптимизм, базирующийся на отрицании/поверхностности рассмотрения проблем - легкомыслие.

Они представляют собой пограничную зону между устойчивыми позитивными и непозитивными переживаниями. Отследить их влияние на развитие человека и ситуаций вокруг него - куда более сложная задача. С этих проявлений начинают развиваться примитивные зачатки позитивизма, альтруизма, рассудительности - поэтому так сложно их поставить под сомнение в своем мышлении. Тем не менее, за какие-то мгновения из них можно перейти к гневным, агрессивным и прочим безрассудным психизмам. В общем-то, это и происходит, когда подобные состояния лишены совести и еще одного важного стимула в сознании человека - принципа «не навреди». То есть в состоянии Наблюдателя есть смысл обратить внимание и на эту группу собственных нейтральных психических проявлений и спросить себя: «А не наврежу ли я в будущем кому-либо и себе этими текущими переживаниями? Не придется ли мне потом стыдиться за них и исправлять последствия наскоро полученного удовлетворения? »

Важный критерий, который делает такой позитив очень условным - зацикленность на удовольствии, получаемом вышеперечисленными способами. Фанатизм, безответственность, пристрастие, «жизнь ради удовольствия» - вот другие признаки пагубности долгого пребывания в этих переживаниях. Очень важно отметить, что самоанализ не призывает к волевому и бездумному подавлению своей чувственности. Все вышеупомянутые нейтральные проявления «вредны», только если доведены до преобладания над человечностью и исключают такое отношение к людям и миру, как с позиции принципа «не навреди». Ведь в жизни есть масса ситуаций, где сбалансированный флирт, легкость настроения, умение «отпускать ситуацию» и доверять жизни улучшают жизнь и отношения, не говоря уже о заботе и помощи в нужное время в нужном месте.

Работа с эгоистичной составляющей этих проявлений должна быть комплексной и включать разные практики. Поэтому на занятиях «Интеллектуально-альтруистичный образ жизни» и «Айфааровский самоанализ» в Крымском Центре Интеллекта и Альтруизма "Айфаар" эти темы рассматриваются глубоко и всесторонне. А что же человек получает вследствие работы Наблюдателя в нем самом?

6. Награда за труд самосовершенствования. Заключение.

Безусловно, только работать и работать с собой - дело изнурительное. Важен еще и результат - новые позитивные модели мышления, счастливые переживания, озарения и наконец-то разрешающиеся конфликты! Это, пожалуй, и есть награда за труд саморазвития. Поверьте, описать все позитивные переживания не хватит и целой книги, но упомянуть о них просто необходимо. В конце концов, ради чего воспитывать в себе Наблюдателя и как понять, что приближаешься к цели? Это становится понятно, если человек чаще осознает и искренне испытывает, конечно же, субъективно каждый по-своему, следующие переживания:

  • Искренняя дружба и любовь в отношениях со все большим количеством людей.
  • Сотрудничество, лишенное затянутых конфликтов.
  • Стрессоустойчивость, как результат осознания принципа «Все во благо».
  • Своевременность и точность интуитивного предчувствования.
  • Вдохновение, как в любимом творчестве, так и в выполнении обязанностей (пусть и не вполне любимых).
  • Понимание причинно-следственных связей в событиях, которые ранее казались хаотичными и непредсказуемыми.
  • Счастье, которое устойчиво к любым неожиданностям и провокациям.
  • Способность найти радость в любом деле и любой ситуации.
  • И многое другое!

Устойчивость в этих прекрасных состояниях помогают обрести мотивации, которые можно сформировать на основе идей ииссиидиологии о многовариантности сценариев судьбы, о многообразии наших личностных интерпретаций, о единстве всего в мире и о многом другом, что позволяет шире и смелее посмотреть на свою жизнь. Иными словами, состояние Наблюдателя, поддерживаемое мотивациями на базе ииссиидиологических представлений, позволяет человеку приблизиться к таким целям, которые включают осознание себя в гармоничных отношениях с людьми, с окружающим миром в целом и в условиях жизни, благоприятствующих развитию интеллектуально-альтруистичного образа жизни для него и для многих других людей.

Не стоит бояться смотреть на себя со стороны и задумываться о «темных» и «светлых» моментах своей жизни. Не бойтесь знакомиться с самим собой! Да, вас может многое удивить в себе и расстроить, но если бояться увидеть нечто неприятное, то можно так и не увидеть попутно что-то лучшее и перспективное в себе и в жизни, можно так и «ходить по кругу» рутины и безысходности. Представьте, что вы - винодел. Ваш первый урожай винограда наконец-то готов к употреблению в виде вина. Конечно же, волнительно откупоривать бутылку с вином самого первого урожая, и вы можете колебаться перед пробой, переживая, что результат ваших трудов окажется неутешительным. Но бутылка вина никогда не сможет быть оценена по достоинству, если не разлить ее по бокалам и не рискнуть оценить ее содержимое. Вкус может оказаться настолько восхитительным, что запомнится на всю жизнь! А если окажется прогорклым, то вы сможете извлечь опыт, усовершенствовать технологию производства или решить, что виноделие не стоит ваших усилий, и найти другое подходящее вам дело.

Очень радостно наблюдать за тем, как в мире появляется все больше способов саморазвития для достижения гармонии и взаимопонимания между людьми, а также между людьми и природой нашей прекрасной планеты. В поддержание этих тенденций, вся деятельность Центров Интеллекта и Альтруизма и методики саморазвития, практикуемые в Центрах, направлены на то, чтобы в мире становилось все больше людей, которые раскрывают свой потенциал любви и добра в содружестве с разумностью и конструктивизмом; людей, которые смело знакомятся со своими недостатками и преобразуют их в любовь и мудрость, не боясь любых сложностей на пути саморазвития. Остается добавить, что люди, умеющие критически относиться к себе, в первую очередь, быть осознанными Наблюдателями и смелыми Реформаторами своего эгоизма, безусловно смогут создать общество, где миром в действительности будет править ЛЮБОВЬ.

Центры Интеллекта и Альтруизма. На сегодняшний день Центры функционируют в России и Германии. В Центрахпрактикуются методики самосовершенствования, в частности Айфааровского самоанализа, в развитие и поддержание интеллектуально-альтруистичного образа жизни.

Айфааровский самоанализ - система самоанализа, разработанная на основе концепции о взаимосвязи человека с окружающим миром под названием «Ииссиидиология». Позволяет трансформировать непозитивные, грубоэгоистичные и неосознанные психические проявления в интеллектуально-альтруистичные. Является важнейшим способом-методикой формирования человеком интеллектуально-альтруистичного образа жизни.

Интеллектуально-альтруистичное мышление и чувствование предполагает объединение и развитие в человеке его позитивных черт характера. Достигаются путем осознанного сбалансирования «ментальности» и рациональности позитивной «чувственностью» и привнесения разумной осознанной «ментальности» в эмоциональность личности. Упоминаются в 4-ой главе статьи.

Критерии человеческого пути развития - Высокочувственный Интеллект (ВЧИ) и Высокоинтеллектуальный Альтруизм (ВИА) - в ииссиидиологии пишутся с заглавных букв, чтобы подчеркнуть их отличие от всех существующих в психологии представлений об интеллекте и альтруизме.

Ллууввумический путь развития - жизненный путь личности и социума, при котором становятся всё более активными уровни гармоничного, сбалансированного чувственно-ментального творчества, лишённого каких-либо аспектов деструкции и агрессии, предвосхищающего созидательные инициативы во благо человеческого сообщества. Эти психические состояния активно развиваются людьми, выбирающими такой жизненный путь.

Проблема "наблюдателя" существует в психологии, психотерапии, духовных практиках и в квантовой механике. В последнее время данная проблема перенесена в нанотехнологии.

Решение этой проблемы дает нам возможность значительно продвинуться во многих сферах человеческой деятельности.

The issue of "observer" exists in psychology, psychotherapy, spiritual practices and in quantum mechanics.
The solution gives us the opportunity to significantly advance in these spheres of human activity.

Идеальный наблюдатель

Особый момент постижения "другого", перевоплощение в него происходит тогда, когда мы во время наблюдения отказываемся от памяти и от ожидания, забывая о своем теле (особенно лице) и только наблюдаем другого. Наблюдатель словно исчезает, и остается только осознание другого, при этом информация о другом воспринимается безоценочно (К. Роджерс, безоценочность при клиентцентрированной психотерапии. Мы понимаем другого именно при этих условиях (В. Дильтей, понимающая психология).

Именно такое наблюдение дает тот уникальный опыт переживания другого, который потом способствует распознаванию этого переживания в измененном состоянии сознания (ИСС), когда знаки этого другого (его лицо) там появляются, или предвестники этого другого становятся нам доступны.

Теряем ли мы свое Я в момент такого наблюдения? Вероятно что да! Мы становимся другим, и в этот момент нам становится доступно его восприятие мира (К. Роджерс, понимание другого в психотерапии), мы начинаем видеть мир глазами другого. В 2005 году у меня был такой талантливый клиент, который после нескольких недель наших психотерапевтических отношений мне сказал следующее: "Я на некоторое время вдруг осознала, что вижу мир Вашими глазами". Данная природная способность позволяла ей быстро познавать других людей, месте с этим, она настолько становилась зависима от этих других, что чувствовала себя не в силах быть самой собой. Это был отличный пример потери своего Я, "потери лица". Иногда такие люди боятся даже уснуть, "чтобы не потерять себя во сне".

Память привносит в нас прошлое, ожидание (предожидание или предчувствие) - будущее, переживание настоящего с помощью органов чувств - дает ощущение жизни в настоящем. Наблюдение потока сознания наряду с переживанием ощущений тела всеми органами чувств дает нам чувство настоящего. Когда мы отказываемся от ощущений тела, и останавливаем поток сознания, сосредоточившись на пустоте, или молитве, то мы "выходим" из этого мира, мира "здесь и сейчас". Чтобы "выход" был управляемым необходимо накануне уже иметь определенную цель такого выхода. Она и будет той нитью Ариадны, которая спасет наше Я и поможет вернуться назад с победой и приобретением.

Уместно напомнить, что на пути такого выхода есть некоторые препятствия, а именно: личное подсознание (З.Фрейд, подсознание как вытесненные и забытые переживания), родовая травма (С. Гроф, перинатальные матрицы при переживании ИСС), и личное бессознательное по К.Юнгу. Только преодолев эти препятствия, мы получаем доступ к пространству сознания других людей и миров.

Отказываясь от памяти, ожидания и ощущений тела (в том числе и от чувств, которые могут возникать ассоциативно или диссоциативно, благодаря опыту, что и есть оценочный подход), мы тем самым отключаем внутреннего наблюдателя (наблюдателя за самим собой), оставляя только наблюдателя внешнего.

Внешний наблюдатель без груза наблюдателя внутреннего (чего почти никогда не происходит) превращается таким образом в чистый прибор наблюдения, но прибор с особенными свойствами самоосознания и постижения мира. При этом объектом наблюдения может быть как внешний мир, так и мир внутренний, например, в аутогенной тренировке (АТ). Эффект, думаю, будет один и тот же. Есть только одно отличие - глаза. При открытых глазах сложнее отстраниться от внутреннего опыта, но зато легче удержать себя в себе, при закрытых глазах легче остановить поток сознания и чувств, но сложнее остаться самим собой и сохранить свое лицо.

Таким образом, чтобы познать настоящее при открытых глазах поле взгляда ограничивают иконой или мандалой, пейзажем или небом, при закрытых глазах - ищут, например, внутренний свет или чистое лазурное поле. При этом отказываются от памяти, ожиданий, чувств и мыслей. Тело же накануне должно быть приведено в токае состояние, в котором оно как бы и не существует. Есть только чистое созерцание, как внечувственное познание идей, составляющее основу познания истины.

Может ли быть наблюдатель без лица?

Если лицо - это форма сознания, то наблюдателя без лица быть не может. Вместе с этим, следует учесть, что потенциально возможно обезличенное наблюдение, которое дает наиболее объективное знание. Что же касается личности, то ее без лица нет!

Лицо предопределяет своеобразие восприятия, и способность к преобразованию, воображению, творчеству и творению. Тогда как просто наблюдатель ничего не творит. Он только отражает. Идеальный наблюдатель словно многомерное зеркало, способное отразить в себе самые сложные объекты мира, например, другого человека, или группу людей, часть мира, а в пределе - весь мир.

И наблюдателем и личностью быть полезно и важно. В чистом виде - это полюса континуума "человек". Первый (наблюдатель) - просто отражает воспринимаемое, заполняя себя наблюдаемым объектом. Второй (личность) - преобразует любое отражение, но не из-за ошибок восприятия-наблюдения, а из-за своей творческой натуры.

Сон дает нам опыт "быть другим" в моменты сновидений. Сновидения словно театральные подмостки. Вместе с этим, нелишне будет упомянуть, что функция сновидений заключается не только в создании условий для накопления опыта "быть другим".

Ошибки восприятия у наблюдателя возникают из-за памяти и ожиданий. И память и ожидание могут быть насыщены болезненными реакциям, патологическими установками и др.

Идеальный наблюдатель, воспринимая и понимая, способен быть безоценочным (К.Роджерс), что позволяет ему принять наблюдаемую сущность, сделать ее собой. Принятая сущность заполняет внутреннее пространство наблюдателя настолько, что он перевоплощается в объект наблюдения, тем самым теряя свою идеальность наблюдателя.

В восточных единоборствах при обучении принято повторять движения мастера, тем самым пытаясь перевоплотиться в него, и таким образом познать его мастерство.

В пределе совершенства стоит конечно же Бог. И любой диалог с ним - движение по этому пути.

Во фразе "не сотвори себе кумира" звучит предостережение в том, чтобы мы, обучаясь, не замещали другим самого себя. Учитель - не кумир. Кумир не учит. Кумир, отражаясь в наблюдателе, вытесняет его личность. Кумир учит быть только им, и не оставляет следа другой личности в душевном пространстве. Кумиру можно только подражать, быть его внешним отражением, не содержа его внутренних источников.

Обучаясь у других, следует чувствовать, беречь и развивать свой источник самости.

В социальном предвидении наблюдаемая система сложнее наблюдателя.

Мысль о том, что наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, мне приходит всякий раз, как только не сбываются мои социальные предвидения, о которых я всем рассказывал накануне, дабы сделать других людей очевидцами феномена предвосхищения будущего. Когда же кроме меня о предвидении не знает никто, они чаще всего сбываются.

Возможно вербализованное предвидение становится достоянием социального сознания не только благодаря моей способности предвидеть. Вероятно я синхронно отражаю путь информации из подсознания к социальному сознанию, и этот путь информация одновременно проделывает через множество других субъектов благодаря уникальной природе массового предвосхищения будущего.

Если наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, то есть Я, то она должна содержать в своей структуре помимо элементов, которые есть у наблюдателя, еще что-то, что и делает ее более сложной. В крайнем случае она не может не содержать тех элементов, которые есть у наблюдателя. Я имею ввиду сознание, память, волю и др. психологические структурные элементы. Таким образом, и сам наблюдатель является ее составной частью.

Слово Бог приходит на ум, так как "Он все в себя вбирает и во всем присутствует". По К.Юнгу - коллективное бессознательное. А сознание?

Возьмем категории поменьше. Архетип (или комплекс архетипов) может стоять между наблюдателем и Богом (коллективным бессознательным). Архетип не может принадлежать только генетической памяти, так как он выходит за пределы времени и содержит в себе перспективы (по Юнгу - праформы) развития всего, что им захвачено, охвачено.

Пантеон богов в древнем мире, иерархия святых сущностей в христианстве отражают иерархию архетипов, с которыми возможен диалог наблюдателя. Что не исключает прямых взаимодействий с Общей системой.

Здесь сложно не уйти в богословие, и все же нам надо остаться в теме "наблюдатель более сложной системы".

С позиции науки прошлого века, когда человек мыслился царем природы, покорителем и ее хозяином, такая проблема не могла быть поставлена. Если же человек, при всех его достижениях, все же является частью системы, которую называют природа, космос, биосфера, ноосфера или психосфера, то мы можем признать проблему существования системы, более сложной, чем человек, наблюдатель этой системы. Мы одновременно с этим не можем ей отказать во всем том, что есть у человека, например, самоосознание, мышление, память, воля и другие структурные элементы.

Мысль о космическом человеке (первочеловеке) не нова, с глазом которого, видимо, мы встречаемся в измененных состояниях сознания (ИСС). Первочеловек - модель антропоморфного космоса – Вселенная в образе человека. Духовный первочеловек и первообраз человеческой сущности и Вселенной, небесный человек. Символ универсального существования и образ универсума. Выражает единство микрокосма и макрокосма.

Образ подобного рода был мне лет 10 тому во время аутогенной тренировки.

Космический человек и Я.

Вполне обоснованными кажутся мысли о богочеловеке, о космическом человеке, о том, что человек не результат эволюции биологических видов на Земле, а рабочая модель космического сознания. В таком случае, человек со всеми его мыслями, предвидениями и поступками есть только часть Космического человека, который через человека Земли может вносить коррективы в его отчасти независимую "цивилизацию".

А.А.А., один из моих добровольных помощников в деле доказательства существования интуитивного предвидения, предложил следующее: "Что касается дилеммы: разгласить прогноз – погубить прогноз, скрыть прогноз – прослыть фальсификатором, есть вариант решения. На крупном независимом портале (хоть тот же ЖЖ) открыть страничку и выкладывать там прогнозы в виде запароленных архивов – есть дата создания файла и дата размещения его на сайте, а доступ к содержимому открывать только после реализации прогноза, размещая пароль к соответствующему архиву (хоть в Вашем же дневнике ИСС). Таким образом получаем факт неизменности прогноза при сохранении его тайны".

Диалог с бессознательным

Диалог с бессознательным (трансцендентальная функция по К.Юнгу) - продолжение и развитие диалога сознания, где с одной стороны наше социальное Я, а с другой - совесть, как часть бессознательного и божественного. Диалог с бессознательным - залог развития и душевного здоровья.

Каждый из нас есть наблюдатель собственного внутреннего диалога социального Я с совестью. Каждая из этих ипостасей подпитывается как из сферы социального сознания, так и от бессознательного. А так как в бессознательном есть не только божественное, то питание от него получается для обоих ипостасей.

В религиях диалогичность сознания реализуется в отношениях с Богом. Аутизм - как отсутствие диалога (Г. Назлоян), или когда диалог далеко не с Богом, и его не принимают люди, что влечет за собой тотальный конфликт с социальной средой.

В искусстве диалогичность сознания сохраняется, о чем хорошо писал в свое время М. Бахтин.

Предвосхищение в науке

Научное познание мира возможно только при выдвижении верных гипотез, то есть при верном предвосхищении научного знания, и при его дальнейшем доказательстве. Другими словами, наблюдатель первоначально должен обладать способностью к предвосхищению, прежде чем что-либо верно предположить в науке.

Может ли существовать наука без способности человека к предвосхищению? Нет, не может! Таким образом, основанием науки является выходящая за научный тезаурус категория, категория предвосхищения, которая сама требует конкретизации и доказательства, и ради которого был создан наш Центр предвосхищения.

Заключение

В особенностях наблюдателя кроются потенциалы и пороки человека и познания.

Идеальный наблюдатель должен обладать двумя противоположными качествами: отказ от своего Я и яркая выраженность этого центра субъектности, воплощающегося в лице личности (второе - для самосохранения).

Наблюдатель способен познавать системы, превосходящие его по сложности, тем самым сравниваясь с ними, и одновременно, оставаясь всего лишь их частью.

Предвосхищение будущего способствует познанию настоящего. Познавая будущее в настоящем, мы можем отличить его предвестники в настоящем, тем самым осознав чистое настоящее.

План на будущий текст

Наблюдатель с детства до глубокой старости (с утробы матери, где память отсечена родовой травмой, до послесмертных видений).

Наблюдатель в наук, религии, этике, эстетике, в мистике и духовных практиках, в стрессе и в ИСС.

В общем - наблюдатель в этике, эстетике и гносеологии, в постнеклассической науке.

Словарь понятий

Безоценочность - одна из частей триады К. Роджерса, где двумя другим являются принятие и конгруэнтность. Данная триада ассоциируется с особого типа толерантностью, построенной на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего подобной толерантностью, напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Такая толерантность обнаруживается также в межличностном (точнее, транс-персональном) общении персонифицированной личности, в структуре которой элиминированы персональный и теневой компоненты, тогда как проявления сущности (лика), напротив, предельно выражены.

Данн Джон Уильям (1875 - 1949) - английский философ и авиатор, один из немногих, кто рискнул на себе ставить эксперименты со временем. Результаты их привели его к выводу: "каждому человеку дана во сне толика индивидуальной вечности, которая позволяет ему увидеть ближайшее прошлое и недалекое будущее. Все это сновидец окидывает одним взглядом, точно Бог, наблюдающий за космическим процессом из своей необъятной вечности" (Борхес) - и становится, таким образом, подобен Создателю. Борхес понял Данна глубже, чем тот сам себя понимал. Сам Данн строил свою гипотезу "сериализма", опираясь на теорию относительности Эйнштейна и фрейдовский психоанализ, даже не замечая, что его идеи предвосхитил еще "последний римлянин" Боэций. После Данна много воды утекло. Рассуждения о четырех измерениях, Абсолютном Времени и высшем всеобщем наблюдателе выглядели несколько наивными после работы Шредингера "Расширяющаяся Вселенная". Но попытки Данна погрузиться в мир сновидений и найти путь, ведущий в абсолютную реальность, по-прежнему актуальны и так же будоражат воображение, как эксперименты Грофа или Кастанеды. В культуре начала XX века существовала точка зрения на время, связанная с традицией английского абсолютного идеализма . Эти философы исходили из того, что ноуменально времени вообще не существует, а иллюзия времени возникает в статичном мире из-за непрерывного изменения внимания наблюдателя.
Наиболее интересной в плане семиотического рассмотрения проблемы времени является концепция Данна. Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственноподобным, то есть по нему можно передвигаться, как по пространству - в прошлое, в будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста (подробно см. [Руднев 1986]) можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. Нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных изменений может продолжаться до бесконечности, пределом которой является Абсолютный Наблюдатель, движущийся в Абсолютном Времени, то есть Бог.
Разнопорядковые наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, например, во сне. Так, во сне, наблюдая за самим собой, мы можем оказаться в собственном будущем, тогда-то мы и видим пророческие сновидения. Теория Данна является синтетической по отношению к линейно-эсхатологической и циклической моделям (подробно см. Руднев, 1986). Серийный универсум Данна - нечто вроде системы зеркал, отражающихся друг в друге. Вселенная, по Данну, иерархия, каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отношению к уровню более низкого порядка.

Космический Человек – гигантская всеобъемлющая фигура, которая персонифицирует и содержит в себе всю вселенную, - является одной из широко распространенных форм представления Самости в мифах и сновидениях. Космическая фигура Пань-гу древних китайцев, например, изображается покрытая листьями, что должно указывать на то, что Космический Человек (или Первочеловек) еще до всякого творения просто существовал подобно растению. Образ Космического Человека появляется во многих мифах и религиозных учениях. Обычно он описывается как несущий помощь и добро. Он появляется в образе Адама, персидского Гайомарта или в образе индийского Пуруши. Иногда его даже описывают как первооснову мира.

Лицо - цельная живая картина явленной сущности Личности.

Мандала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Созерцание - чувственная ступень познания. В идеалистической философской традиции выделяются два основных понимания созерцания, причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции: первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине»; второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания: «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). Домарксистский материализм истолковывал познание как созерцание, пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. С точки зрения марксизма познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Литература:

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
Борхес X. Л. Юг. М., 1984 (Библиотека журнала «Иностранная литература»).
Борхес X. Л. Оправдание вечности. М., 1994.
Гамкрелидзе Т. В. Р. О. Якобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Материалы международного конгресса «100 лет Р. О. Якобсону». М.,1996.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Даугава, 3, 1992.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Художественный журнал, 8,1995.
Данн Д. У. Эксперимент со временем / Пер. с англ. Т. Ивлевой. - М.: Аграф, 2000. - 224 с. - (XX век +; Междисциплинарные исследования).
Иванов В. В. Фильм в фильме // Учен. зап. Тартуского ун-та, вып. 637, 1981.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
Пригожин И. Время. Хаос. Квант. М., 1994.
Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре //WienerslawistischerAlmanach, 17, 1986.
Руднев В. Серийное мышление//Даугава, 3, 1992.
Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. М., 2000.
Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
Alexander A. Space, time and deity. L, 1903.
Bradley F. Appearance and reality. Ox., 1969.
Dunne J. W. The Serial universe. L., 1930.
Clough M. Time.L., 1950.
McTaggart J. Selected writings. L, 1968.

С.Кравченко

Тема "наблюдателя" активно изучается и используется в психологии, психотерапии, квантовой физике, нанотехнологиях. Главная роль отведена Наблюдателю — Личности и в духовных практиках. Я бы хотел рассмотреть вопрос, кто такой Наблюдатель в человеке, какую роль он занимает в духовном росте и жизни каждого. Что же такое процесс наблюдения? Почему так важно наблюдать не только за внешним миром, но и за собой, за тем, что у нас внутри?

Во мне есть кто-то живой, настоящий

Бабушка в детстве иногда брала меня с собой на похороны. Интересно было наблюдать за своим внутренним состоянием, когда видел, как несут бездыханное тело человека, который буквально вчера заходил в гости, улыбался, шутил, а сегодня нет того, кто смеётся и разговаривает. Осталось только тело, остался мозг, в той же черепной коробке, есть стеклянные глаза, которые не двигаются и ни на что не реагируют. Кто же всё-таки был тот живой, кто излучал тепло, умел шутить, кто смотрел живыми и радостными глазами. Почему я ощущал его взгляд и чувствовал то, что этот человек чувствовал ко мне. Почему нет этого всего сейчас, когда я также стою рядом возле того же тела, но уже бездыханного. Отсюда я сделал вывод, что есть кто-то настоящий, живой, не из мира сего, потому что после смерти мы его видеть не можем, и есть наше тело — машина, робот, в котором живёт этот настоящий.

К данному вопросу я вернулся в своей жизни лишь много лет спустя, тогда, когда мне в руки попали книги Анастасии Новых. Не скажу, что не было другой информации. Она была, но какая-то прерывистая, неполная, без определённой логической цели. Здесь же ответы открывались пластами, ложились внутри ровно без задоринок, и при этом была какая-то внутренняя уверенность: «да, да, это оно, это действительно кладезь Знаний, настоящих Знаний!». Напитываясь чистотой этих Знаний, приходило понимание, что они очень многогранны и эти грани начинают открываться лишь тогда, когда начинаешь наблюдать и работать над собой, внутренне развиваться и совершенствоваться.

"Человеческое существо при жизни представляет собой многомерный пространственный объект, который выстроен вокруг Души и имеет свою разумную Личность. Видимая глазу привычная форма и устройство физического тела, вместе с его физико-химическими процессами и системой управления (в том числе материальным мозгом), — это всего лишь часть общей конструкции человека, которая относится к трёхмерному измерению. То есть человек состоит из Души вместе с её информационными оболочками (субличностями), Личности и структуры, скажем так, состоящей из различных полей других мерностей (в том числе физического тела, находящегося в трёхмерном измерении).

Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность — это тот, кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно - эмоциональных доминант."

В детстве, ещё до школы, у меня, почему-то, всегда была уверенность, что:

  • Тело наше сродни роботу, которое имеет совершенную систему питания организма через пищу.
  • Мозг — это компьютер, причём, у одних он работает быстро, а у других помедленнее.
  • Спим мы для того, чтобы подзарядить батареи организма энергией переработанной еды.

А вот кто смотрел через глаза на мир, кто управлял машиной? Представлялся маленький человечек, который жил в голове, как в кабине, и он, в отличие от тела, не был подвержен агрессивной среде окружающего мира, ему было внутри комфортно и хорошо, его занятием было просто смотреть на окружающий мир, но для чего он это делает, мне было непонятно.

Как появился “некто”

Мысль о том, что его там никто не обижает, что по утрам ему не хочется спать и нет злых воспитателей в садике, успокаивала меня при наступлении каких-нибудь стрессовых ситуаций. Со временем человечка не стало, а появился «некто», который начал стремиться быть на кого-то похожим, который завидовал тем, у кого всё легко получалось по учёбе, кто был впереди класса.

Затем у «некто» появились страхи и неуверенность в себе. Эти качества периодически исчезали, когда я ехал в деревню к дедушке и бабушке. Там спадало напряжение, уходили негативы, наработанные дома и в школе. Милые дедушка и бабушка вливали в меня тепло и любовь, они говорили про Батюшку небесного, что все мы под ним живём, что нужно помнить о нём всегда, каждый день благодарить за еду и за прожитый светлый день.

Теперь я понимаю, что благодаря той теплоте, у меня что-то открылось внутри, появилась светлая грань, через которую я иногда заглядывал в этот мир с любовью и благодарностью. Но не так часто, как «некто» — днями он раздувал в голове целые мысленные баталии, негатив и споры. Это был мой выбор, и выбирал тот человечек в голове, которого со временем перестал ощущать, вместо которого появился «некто». У Личности есть только право выбора и достаточно короткое время в межгалактических масштабах для того, чтобы это право реализовать.

Внимание — это жизнь! Куда его вложишь, то и получишь

Всё остальное временное, иллюзорное и Личности не принадлежит, следовательно и распоряжаться им Личность не может.
Значит, нужно научиться контролировать приложение своего внимания. Тем более, что это единственный инструмент Личности. Кому как не мне это делать?

"Человек даже не представляет, какие в нём заложены способности. Наблюдение — это первый шаг к познанию сокрытых тайн. Созерцая с позиции Наблюдателя от Животного начала или от Духовного начала, мы уже оказываем влияние на саму ситуацию и её возможный исход, на предрешение в невидимом для нас мире, ибо совершаем выбор. Каждая ситуация — это есть своеобразный ответ не только на твоё присутствие в данном месте здесь и сейчас, но и на то, каким именно ты наблюдаешь себя в этом моменте.

Анастасия: По сути, мы всегда наблюдаем в окружающем часть самих себя и судим не о реальности мира, а как мы интерпретируем его согласно своему миропониманию и опыту.

Ригден: Верно. Высказывая что-то о мире, мы по большому счёту, высказываем что-то о себе. Хороший слушатель всегда услышит намного больше о говорящем человеке, чем тот намеревается раскрыть о себе.

Анастасия: Другими словами, так или иначе, но внешний мир мы видим через своеобразные «розовые очки» Наблюдателя от Животного начала. Чем меньше мы работаем над преобразованием своего внутреннего мира, тем хуже для нас. Ведь в этом случае будет больше расти только опыт, связанный с доминацией Наблюдателя от Животного начала, а значит, мы будем получать ещё более искажённую картинку мировосприятия...

Как только в тебе включается Наблюдатель от Животного начала, то тебе кажется, что устанавливается факт твоего контроля над материей. На самом деле устанавливается факт контроля над тобой со стороны материи (Животного Разума). В результате ты становишься всего лишь более проявленным материальным объектом, по сути, превращаешься в корпускулярный объект общей материи (корпускула, от латинского corpusculum — «тельце», «мельчайшая частица материи») и подчиняешься её законам."

Из книги Анастасии Новых «АллатРа»

Общаясь с людьми, зачастую поглощёнными своей обыденной рутинной жизнью, я понимал, что они не замечают, что творится у них внутри, они боялись смотреть внутрь: “О каком внутреннем спокойствии вы мне говорите, если вокруг столько проблем?”. Сам процесс наблюдения внутреннего для них казался чем-то ненужным и скучным. Наблюдение обязательно присутствовало, но только или за соседями, или за красивой машиной, или модными вещами у друзей. Люди наблюдают только других, они не беспокоятся о наблюдении за собой. Каждый человек наблюдает (это самое поверхностное наблюдение), что делает другой человек, во что он одет, как он выглядит…

Наблюдение — это не что-то новое в нашей жизни. Его надо просто углубить и направить вместо других на свои собственные ощущения, мысли, настроения и в конце концов на самого наблюдателя.

  • Если у человека еще нет опыта наблюдения глубинных чувств, нужно начать наблюдать тело: когда он гуляет, сидит, ложится спать, ест. Можно начинать с самого простого, а потом переходить к более тонким ощущениям.
  • Затем нужно начать наблюдать мысли, настроения, и когда человек овладел этим, нужно начать наблюдать свои чувства.
  • Если человеку, вставшему на духовный путь, сразу открываются чувства — нужно стремиться непрерывно наблюдать за ними, параллельно часть внимания вкладывая в наблюдение за телом и сознанием, но не позволяя последним перетягивать на себя то живое, внимание, предназначенное для чувств.

"Оказывается, нужно изучить тот мир, оказывается нужно изучить, кто в тебе думает, кто тебя заставляет принимать те или иные решения, кто в тебе вызывает эмоции, кто управляет тобой. А вот когда ты понимаешь, что мир дуален, и он двойственен,и это реально, ты начинаешь обретать свободу своей Личности. Ты начинаешь чувствовать, что, оказывается, есть другое. И немножко зацепившись за это, хотя бы чуть-чуть, когда ты разматываешь этот клубочек и не упускаешь это чувство, ты начинаешь и анализируешь этот мир, смотришь, наблюдаешь, что тебя пытается отвлечь. И почему, когда человек только соприкоснулся с духовным, тут же активируется вся система, которая делает всё, чтобы его отвлечь."

Чудо наблюдения

По мере того, как мы наблюдаем чувства, изучаем работу сознания и отделяем себя от тела — наш Наблюдатель становится сильнее. Никогда, ни на мгновение не нужно думать: "Я добился этого", потому, что как раз в этот момент всё упускается.

Наблюдение — это вечный процесс. Мы всё глубже и глубже погружаемся в себя, но момент, когда мы могли бы сказать: "Я достиг", не наступает. На самом деле, чем глубже мы идём, тем больше осознаём, что процесс, в который мы вошли, вечный: без начала и конца. Мы используем энергию наблюдения, чтобы в первую очередь изменить самого себя.

Простой процесс, но когда мы обращаем его на себя, он становится медитацией.

Мы все знаем, что такое наблюдение, поэтому этому не нужно учиться. Это просто вопрос изменения объектов наблюдения. Необходимо приблизить их. Я могу двигать рукой, не наблюдая, а могу наблюдать. Здесь нет разницы, но я могу её почувствовать.

Вы замечали, как в общественном транспорте многие смотрят в одну точку, при этом их глаза практически неподвижны, они полностью погружены в себя: сконцентрированы на рассмотрении очередной мысленной проблемы, которую подкинуло сознание. Они могут находиться в будущем с какими-нибудь планами или пребывать в прошлом, “в обнимку” со страданиями — несбывшимися мечтами или наставшими проблемами, радостными моментами, которых уже нет. Почему я так уверенно говорю, потому что и сам было впадал в такой ступор, а бывало до смешного — пропускал свою остановку.

Состояние неосознанности — так его назовём, при котором многого не замечаешь и пропускаешь. Осознанность же дает возможность пребывать здесь и сейчас. Каждый наверняка слышал: «Главное — пребывать здесь и сейчас!!!», хотя, что это такое, объяснить не каждый может. Чем же оно так важно для человека? В один прекрасный момент пришло небольшое понимание, нет, скорее чувство, что размышления о будущем, настраивание каких-то сумасшедших планов или перебирание прошедших событий — это всё мёртвые вещи. От них веет холодом, они несут — пустоту, которую я близко принимаю, сливаюсь и проживаю с ней целый день, сутки, месяцы. Несбывшиеся ожидания или ностальгия о прошлом порождает эмоции, и всё это считается само собой разумеющимся, мол, так должно и быть.

Но совсем другое положение вещей, когда немного отстраняешься от этого мусора и внимание отдаёшь в область солнечного сплетения — на Душу, на чувства. В таком состоянии я могу идти по улице, замечать весь окружающий меня мир, но без привязки к чему-либо или к кому-либо.

Беспристрастное отношение к внешнему будет порождать внутреннее спокойствие. Да, глубокое спокойствие, — оно умиротворяет, открывает глубину внутри, даёт чувствование мира нашего Отца Истинного. Это понимание у меня ознаменовалось как «Наблюдатель от Духовного начала» в моменте «здесь и сейчас». И вот сразу же вспомнились слова, что: «Момент “здесь и сейчас” и есть Духовный мир. А Духовный мир — это Вечность. У Вечности нет вектора. Она просто есть. В ней нет будущего и нет прошлого. У Вечности есть только сейчас».

В этом состоянии у меня, как Наблюдателя от Духовного начала, появился своеобразный запас времени для отслеживания начала момента предложения моего «Животного» — среагировать на данную ситуацию (а также идти на его коротком поводу) или остаться в состоянии равновесия, то есть свершить осознанный выбор и продолжать пребывать в чувствах. К примеру, позвонил рабочий телефон, выслушав информацию, я чётко увидел и ощутил вот ту развилку-переключатель, которая дала возможность выбрать куда отдать своё внимание — на обдумывание тяжёлой мысли и разворачивание негатива в себе или принятие ситуации и пребывание в ровном и стабильном состоянии. В тот момент часть живого внимания у меня оставалась внутри, что очень важно, ну а часть, механически вкладывалась в разговор!

Уметь разделять внимание можно и нужно

Необходимо нарабатывать Наблюдателя в себе. Не скажу, что у меня получается всё время пребывать в таком состоянии. Внимание может уплывать в какие-то дебри и через время, вспоминая об этом, нужно возвращать его снова и снова в правильное русло. Инструментов для этого предостаточно, да и помнить нужно всё время — зачем мы здесь, и с какой целью живём.

Работа над собой в дне и наблюдение формирует в человеке определённый опыт. Какими пользоваться инструментами для наработки Наблюдателя от Духовного начала — дело каждого, кто стал на путь Истинный. Но надо пробовать всё, может какой-то подойдет больше, а какой-то меньше. Мы с друзьями немного разбирали данную тему и, отталкиваясь от своих внутренних наработок и опыта, каждый поделился, какой из инструментов стал наиболее эффективным средством в наработке «Наблюдателя», тренировке Личности. Возможно Вы их знаете:

— Чтение полезной для духовного развития литературы ;
— Просмотр , чтение книг Анастасии Новых ;
— Чтение молитвы и её повторение;
— Беспристрастное наблюдение, отслеживать «актёров своего сознания»;
— Концентрация на кончике носа ;
— Медитация.

"Нужно контролировать происходящие в нашем уме процессы сравнения. Нужно как можно чаще задавать себе вопросы, например, такого характера: «Откуда берётся зависть?», «Что и кого я сравниваю?», «Уместно ли данное сравнение?». Люди не бывают «одинаковыми»: каждый индивидуален и отличается по своим особенностям в строении, генетике, по характеру, талантам, трудолюбию и так далее. Они имеют индивидуальные особенности не только в своей видимой, но и в невидимой структуре. Проще говоря, у каждого своё, свой крест, своя судьба. Лучше, конечно, при проявлениях своего Животного начала использовать девиз: «Не сравнивать, не гордиться, не завидовать!» Относиться к любой ситуации с позиции Наблюдателя от Духовного начала, то есть абстрагировано от мыслей и эмоций Животного начала.

Нужно принимать ситуации и людей такими, какие они есть, ведь всякая ситуация, каждый человек в ней — своеобразный учитель. Надо уметь из любого, даже негативного обстоятельства извлекать позитивные уроки. Уметь довольствоваться тем, что имеешь. Ведь корень чувства удовлетворения не во внешнем мире, а во внутреннем мире человека, в его глубинном желании. Если человек хочет стать Духовной Личностью, то о радении духовном и все его желания.

Для Человека важно помнить, что стремление казаться не означает быть. Главное, полагаться на внутреннее, на исходящее от Души. Жить не ради мнения других «животинок». Лучший судья — это Совесть. Приняв личное решение бдеть по мыслям, очень сложно разрешить себе халтурить. В человеке важна чистота внутреннего откровения перед самим собой, ведь он никогда не бывает одинок, Бог всегда с ним."

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Мы все обладаем внутренней субличностью, « внутреннем наблюдателем» - объективной и независимой частью нашего « Я» . Он помогает не проваливаться целиком в травму. Он - та часть, которая сохраняет нейтралитет и просто наблюдает происходящее, безэмоционально, безоценочно. Благодаря своей нейтральности «внутренний наблюдатель» объективен и способен на конструктивный анализ происходящего. Его девиз: «Моя травма, эмоция, переживание - это еще не весь (вся) я».

История

Недавно я консультировала женщину с послеродовой депрессией. Почему это состояние возникает у молодых матерей?

Пока нет детей, мы занимаемся только собой, у нас есть время и силы на любимую работу, развлечения, интересы. Когда в семье появляется ребенок, реальность резко меняется. Теперь женщине надо заботиться в первую очередь о ребенке. Некоторые воспринимают эти изменения как крах всей жизни, ощущают себя жертвой обстоятельств, особенно если ребенок нежеланный, незапланированный.

Но даже если вы давно ждали ребенка, реальность часто не соответствует ожиданиям. С детьми приходят не только радостные, но и негативные чувства: усталость, стресс, иногда ухудшение отношений с партнером, потеря работы.

И если женщина сливается с негативным переживанием, своим разочарованием, с ощущением потери былого счастья, то она может войти в глубокую депрессию.

Что делать?

Практикуйте осознанное присутствие, как можно чаще возвращая себя в момент «здесь и сейчас». В момент переживания признайте, что вы испытываете сильные эмоции, захвачены ими полностью.

Выделите эмоцию или переживание как отдельную внутреннюю фигуру, назовите ее «Переживание». Представьте рядом с ней фигуру «внутреннего наблюдателя», обратите внимание, на ощущения в теле.

Работа с «внутренним наблюдателем»

Чтобы справиться с переживаниями, можно выполнить последовательно следующие упражнения:

1. Локализуйте в теле Переживание и Наблюдателя. Важно ограничить то место, где размещается Переживание, чтобы не быть им захваченным целиком. Например, от волнения у вас дрожит кисть правой руки. Пусть Переживание размещается там, а Наблюдатель, например, в голове. Осознайте и почувствуйте, что другие части тела, кроме кисти правой руки, здоровы и в покое.

2. Опишите на листе бумаги Переживание, как можно более подробно. А потом прочитайте из роли Наблюдателя и напишите от него, что он видит.

3. Нарисуйте Переживание и Наблюдателя. Посмотрите, в каких образах они проявляются. Нравятся ли вам эти образы?

4. Сделайте расстановку на столе. Выберите фигурку на роль Переживания и фигурку на роль Наблюдателя. Пусть они поговорят. Пусть Переживание расскажет о себе. Наблюдатель может задавать ему вопросы. А потом пусть Наблюдатель поделится тем, что он видит и слышит, даст какие-то советы. Касайтесь пальцем той фигурки, за которую в данный момент говорите.

5. Станьте целиком Наблюдателем, а картинку Переживания представьте на комфортном расстоянии перед собой, будто в телевизоре. Расскажите из позиции Наблюдателя, что видите и как можно снизить Переживание, решить проблему.

После проделанной работы еще раз прислушайтесь к ощущениям - что изменилось в теле. Как и где ощущается сейчас Переживание, как оно трансформировалось и где находится Наблюдатель.

***

Выполнив это упражнение, клиентка смогла по-новому взглянуть на свою ситуацию. Она обнаружила, что помимо болезненного Переживания, в жизни много вещей, которым можно радоваться: природа, солнце, помощь родственников и мужа, прогулки, вкусная еда, возможность наблюдать и участвовать в развитии ребенка, быть сопричастной.

«Внутренний наблюдатель» видит картину жизни целиком. Он помог ей найти новые ресурсы и научил ими распоряжаться. Рассказал, как приспособиться к новой реальности, получать от нее удовольствие.

Леля Чиж - психолог, психотерапевт, консультирует индивидуально и ведет терапевтические группы. Подробнее на ее сайте .