Краткие содержания

Тестовые задания закрытого типа примеры. I. Закрытая форма. Тестовые задания открытой формы

Выделяют два типа тестовых заданий, которые объединяют семь видов тестовых заданий. Типы и виды тестовых заданий представлены на схеме:

Тестовые задания

Открытого типа

Закрытого типа

дополнения

свободного изложения

множественного выбора

восстановления последовательности

альтернативных ответов

восстановления соответствия

с одним правильным ответом

с несколькими правильными ответами

К заданиям открытого типа относятся два вида - задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения обучающемуся необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв, возможно словосочетаний или даже предложений). Этот тип заданий не имеет дистракторов и вариантов правильных ответов. Дистрактором в американской тестовой литературе называется неправильный, но правдоподобный ответ, от английского глагола «to distract» - отвлекать.

К заданиям закрытого типа относятся задания пяти видов: альтернативных ответов, множественного выбора с одним правильным вариантом ответа, множественного выбора с несколькими правильными вариантами ответа, задания на восстановление соответствия и на восстановление последовательности. Тестовые задания закрытого типа предполагают различные варианты ответов на задание, например, выбор одного или нескольких правильных вариантов ответов из ряда предлагаемых вариантов, выбор правильных элементов списка, установление правильной последовательности и др. Это всегда задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответов .

Задания открытого типа

К заданиям открытого типа относятся задания двух видов – задания дополнения и задания свободного изложения.

В заданиях дополнения тестируемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. В заданиях дополнения заранее определяется какой ответ считать однозначно правильным, и задается степень полноты его представления. Ответ должен быть кратким, не должен превышать 2-3 слов, чаще – одно слово, число, символ. Ограничения в заданиях дополнения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Отличительная особенность заданий дополнения в том, что они должны формировать только один, запланированный разработчиком правильный ответ. Несмотря на то, что внешне создание заданий этого вида выглядит достаточно просто, добиться того, чтобы обучающиеся в качестве ответа применяли именно тот вариант, который запланирован разработчиками, бывает достаточно трудно даже опытным создателям открытых заданий теста .

В системе психологической подготовки МЧС России задания открытого типа не используются, однако, если у наших коллег возникнет необходимость включить в тест задания открытого типа на дополнение, рекомендуем воспользоваться им следующей схемой их разработки.

Сначала рекомендуется сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов, затем на поставленный вопрос записать ответ, представляющий некоторое высказывание той же длины. Далее из полученного высказывания исключить ключевое слово (число, символ) и на его место поставить прочерк. Затем необходимо изменить порядок слов в высказывании так, чтобы прочерк переместился в конец предложения.

Например:

Вопрос: Как называется неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование?

Ответ: Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование называется стрессом

Задание на дополнение: Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование называется __________

Отметим также общие правила разработки заданий на дополнение:

1. Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком или точками.

2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;

3. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать одной длины;

4. Дополнения лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.

5. После прочерка, если это нужно, ставятся единицы измерения.

6. Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать то минимальное количество информации, которое необходимо для правильного выполнения задания.

7. В тексте задания не должно быть повторов и двойного отрицания .

Задания свободного изложения предполагают свободные ответы тестируемых по сути задания. Для их выполнения тестируемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв, возможно словосочетаний, или предложений). На ответы к заданиям свободного изложения ограничения не накладываются. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа .

С точки зрения композиции задания открытого типа должны содержать следующие обязательные элементы:

    Инструкцию для тестируемых .

Инструкция для заданий дополнения: вместо каждого прочерка впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу); впишите вместо прочерка правильный ответ; дополните определение, записывая ответ в бланке и т.д.

Примеры заданий на дополнение:

Комплекс мероприятий, осуществляемый в местах массового скопления людей и направленный на профилактику массовых негативных реакций – это ____________ (сопровождение массовых мероприятий)

Примеры заданий свободного изложения:

Задачами специалистов психологической службы при оказании ЭПП в режиме ЧС являются ____________

Основными правилами оказания ЭПП пострадавшим с ОСР являются ____________

3. Ответы к заданиям .

Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом на заданный вопрос. Задание считается выполненным правильно, если ответ тестируемого совпадает с предусмотренным эталоном, прописанным в оценочной схеме. Поэтому в качестве эталонов необходимо предусмотреть все синонимы.

Преимуществами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) краткость и однозначность ответов;

2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4) простота формулировки вопросов;

5) простота проверки;

6) невозможность угадать ответ .

Невозможность угадать ответ является основным преимуществом заданий открытого типа, а основным недостатком является сложность формализации правильного ответа.

Задания закрытого типа

Задания альтернативных ответов

В содержании всех учебных дисциплин имеется много таких элементов знаний, которые называются дихотомическими. Это знания, которые позволяют определить правильность или неправильность фактов, методов, процессов; знания о том, что хорошо, что плохо, что можно, а чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Для проверки таких знаний применяются тестовые задания с двумя ответами.

К каждому заданию альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Тестируемый должен выбрать один из них: да – нет, верно – неверно и т.п. .

Примерами заданий альтернативных ответов могут являться:

Личностные особенности спасателя влияют на успешное выполнение профессиональной деятельности:

Специалисты экстремального профиля, участвующие в ликвидации последствий ЧС, относятся к группам пострадавших:

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми и поэтому не самыми распространенными при составлении тестов. Это связано, в основном, со специфичностью того материала, которому в большей степени соответствует эта форма заданий. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий альтернативных ответов в виде отдельного вопроса, приводит, как правило, к тривиальному тестированию и нежелательно для использования. О том же говорят и рекомендации Голландского института оценки образования (СIТО): «Вопросы альтернативных ответов предлагают только одну альтернативу, которую тестируемый либо принимает как правильную, либо отвергает». Таким образом, у тестируемых есть возможность на 50% угадать правильный ответ на вопрос. Поэтому эти задания целесообразно применять сериями к одному элементу знаний. Надо иметь в виду, что шанс отгадать 10 таких вопросов равен 0,00098.

В инструкции СIТО написано: «В индивидуальном порядке вопросы альтернативных ответов не очень эффективны, а вот длинные серии таких вопросов имеют определенные преимущества. Ответы на них обычно не занимают много времени, и есть возможность охватить весь материал по предмету, задавая как можно больше вопросов по нему» .

Существует целый ряд заданий, когда альтернативные ответы применять наиболее целесообразно. Это относится к крупным определениям, сложным процессам, к графикам, диаграммам, таблицам, тем элементам знания, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие части. Например, про какой-либо сложный объект или явление можно создать серию вопросов, полностью выявляющих его свойства.

К симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов избегания, относятся:

нарушение памяти, неспособность вспомнить важные эпизоды произошедшего события, места, людей

сверхбдительность

обеднение чувств

потеря доступа к ресурсам прошлого, отсутствие ориентации на будущее

связанные с событием сны

«флэшбэк-эпизоды», внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас

уклонение от мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием

чувство отстраненности и отчужденности от других

Инструкция: Перед вами утверждение, которое необходимо продолжить альтернативами, приведенными в таблице. Из приведенных альтернатив нужно выбрать те, которые правильно дополняют приведенное утверждение. В том случае, если вы согласны с приведенной альтернативой - обведите в таблице кружком ответ «да». В том случае, если вы не согласны с приведенной альтернативой - обведите в таблице кружком ответ «нет».

Ключевыми моментами при оказании экстренной психологической помощи человеку с острыми стрессовыми реакциями являются:

не оставлять человека одного

дать ощущение большей безопасности;

оградить от посторонних зрителей

оставить человека одного наедине с его переживаниями

создать ощущение того, что человек не остался один на один со своей бедой

употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией

подбадривать пострадавшего фразами о том, что всё будет хорошо

постараться свести реакцию к плачу

окружить пострадавшего большим количеством внимания, собрав вокруг него толпу

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Задания множественного выбора

Задания множественного выбора – это основной вид заданий, применяемый в педагогических тестах. Такие задания предполагают наличие вариативности в выборе. Тестируемый должен выбрать среди предложенных вариантов ответов правильный вариант или варианты - в зависимости от того, какое это задание – предполагающее выбор одного правильного ответа или выбор нескольких правильных ответов.

Оптимальным количеством вариантов ответов для заданий множественного выбора с одним правильным ответом является 3-4. Обычно трудно найти более 4 интересных и оригинальных альтернатив, кроме того у тестируемого на их чтение уйдет больше времени. Вероятно, минимальное количество возможных альтернатив – это 3, максимальное количество альтернатив будет зависеть от объема текста предлагаемых вариантов ответов. В том случае, если это цифровые выражения, то 5-6 вариантов не могут оказаться слишком длинными для чтения, и тогда оптимальным количеством можно считать 5 альтернативных ответов .

Как мы уже говорили, кроме заданий множественного выбора с одним правильным ответом, существуют задания множественного выбора с несколькими правильными ответами. Особенностью заданий с несколькими правильными ответами является то, что тестируемому необходимо не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа. Соответственно, эти задания сложнее, чем задания с одним правильным ответом.

Оптимальным количеством вариантов ответов для заданий множественного выбора с несколькими правильными ответами является 5-7. При этом возникает вопрос оптимальной доли числа правильных и неправильных ответов. Добиваться равенства количества правильных и неправильных ответов в каждом задании не следует, потому что тестируемые должны быть готовы к тому, что в любом задании может оказаться любое количество правильных ответов .

В качестве примеров заданий множественного выбора с одним правильным ответом можно привести:

Номер приказа «Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах»:

    691 приказ МЧС России от 14.11.2008

    682 приказ МЧС России от 11.11.2008

    525 приказ МЧС России от 20.09.2011

    500 приказ МЧС России от 25.09.2007

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Активный метод обучения, который основывается на уточнении и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля с помощью алгоритмов:

    проблемное обучение

    программированное обучение

    интерактивное обучение

В качестве примеров заданий множественного выбора с несколькими правильными ответами можно привести:

ЭПП оказывается:

    телезрителям

    пострадавшим вследствие ЧС

    родственникам и близким погибших и пострадавших вследствие ЧС

    родственникам специалистов, занимающихся ликвидацией ЧС

    специалистам, работающим в условиях ликвидации последствий ЧС

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов.

Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией агрессии:

    дать пострадавшему возможность побыть наедине с его эмоциями

    сохранять эмоциональную устойчивость, говорить с пострадавшим спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи

    свести к минимуму количество окружающих

    дать возможность «выпустить пар»;

    поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

    резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 1 минуты

    в случае необходимости привлечь сотрудников правоохранительных органов

Следует учитывать, что при проведении компьютерного тестирования важным аспектом является графическое оформление мест для ответов к заданиям множественного выбора с одним правильным ответом и с несколькими правильными ответами. Так в АИС «Психолог» место для заданий с одним правильным ответом представлено в виде круга, а для заданий с несколькими правильными ответами – квадратом.

При составлении заданий множественного выбора полезно руководствоваться несколькими принципами, а именно: принципом однородности и принципом фасетности содержания задания.

Принцип однородности заключается в том, что подбираются такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления.

При создании заданий по принципу однородности существенным фактором усиления их эффективности является использование сходных по написанию или звучанию букв, цифр, знаков, слов или словосочетаний. Это позволяет делать ответы правдоподобными, логически безупречными .

Например:

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Стресс, ведущий к истощению внутренних резервов организма:

    аутостресс

    моностресс;

    эустресс

    дистресс;

Принцип однородности часто дает возможность создать полную систему ответов, к которой нечего добавить.

Например:

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются напряжение мышц (особенно лицевых), учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения, сильное сердцебиение:

    агрессия

    страх

    двигательное возбуждение

  1. нервная дрожь

    истероидная реакция

Принцип фасетности содержания задания сводится к определенной форме записи нескольких вариантов одного и того же задания - фасету.Множество слов и словосочетаний, образующих фасет, помещается в фигурные скобки . А именно:

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов.

Толпа людей, {стремящихся к уничтожению, разрушению, убийству}, называется:

    паническая

    экспрессивная;

    конвенциональная;

    агрессивная

    окказиональная;

    стяжательная

    экстатическая

В таких заданиях можно менять фамилии, характеристики предмета/явления, числовые параметры и пр. Это наглядно отражено в примере, где фигурными скобочками выделена та часть, которую можно заменить, создав, таким образом, еще одно задание.

Если заменить в предыдущем примере ту часть, которая выделена фигурными скобочками, то можно получить еще ряд заданий, в их числе может быть, например, следующее:

Толпа людей, {скандирующих на митингах лозунги, ритмически выражая ту или иную эмоцию …}, называется:

    паническая

    экспрессивная;

    конвенциональная;

    агрессивная

    окказиональная;

    стяжательная

    экстатическая

В одном задании может быть не один, а несколько фасетов:

ЧС, в которой пострадало от {50 до 500} человек, либо нарушены условия жизнедеятельности {500 – 1000} человек; зона ЧС {охватывает территорию двух} субъектов РФ:

    Локальная

  1. Территориальная

    Региональная

    Федеральная

    Трансграничная

Задания на восстановление соответствия

В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти соответствие (приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков, двух множеств. Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным дисциплинам и предметным областям.

В любом учебном предмете встречается учебная информация, в которой изучаемые объекты (понятия, величины и т. п.) разбиваются на виды, классы, типы и т. д. Для каждого из этих видов существует множество свойств и характеристик, принципов, правил и норм использования, так что есть возможность составления заданий на установление соответствия этих терминов их характеристикам. Причем, задания на установление соответствия в этом случае будут более рациональны, чем задания с выбором правильного ответа.

Задания на установление соответствия позволяют проверить так называемые ассоциативные знания, существующие в каждой учебной дисциплине. Это знание о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, форм и содержания, сущности и явлений, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами, формулами, датами .

Обычно задание на соответствие состоит из двух столбцов: в первом – вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором - список утверждений, свойств объектов, которые надо поставить в соответствие с элементами первого столбца. Желательно, чтобы в одном столбце элементы списка были обозначены буквами, а в другом столбце – цифрами. Это поможет избежать путаницы при выполнении этих заданий.

Инструкция к заданиям этого вида формулируется следующим образом: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из столбца 1.

Например:

Столбец 1: этапы профессионального развития

Столбец 2: характеристики этапов

    Этап формирования профессиональных намерений

    Достижение специалистом профессионального мастерства, авторитета в своем профессиональном кругу и, возможно, за его пределами, формирование круга единомышленников

    Этап профессионального обучения

    построение планов относительно будущей профессии, осознанная подготовка к будущей карьере в выбранной профессии

    Этап профессиональной адаптации

    адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; обладание достаточным опытом для самостоятельного и эффективного решения профессиональных задач

    Этап реализации личности в профессиональном труде

    овладение специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления

В рассмотренной форме представления заданий на восстановление соответствия, помимо двух столбцов, содержащих элементы которые необходимо привести в соответствие, имеется специальная табличка для занесения в неё результатов.

Некоторые авторы предлагают представлять задания этого вида в виде двух столбцов, содержащих соответственно два списка утверждений, которые необходимо соотнести между собой с помощью стрелочек. На наш взгляд, этот способ отметки имеет существенные недостатки. Во-первых, могут возникнуть проблемы при интерпретации результатов тестирования из-за неоднозначности размещения стрелочек между элементами двух множеств. Во-вторых, трудоемкость при проверке результатов тестирования, особенно в случае большого количества тестируемых.

Одним из формальных требований, предъявляемых к заданиям на установление соответствия, является неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Избыточные (правдоподобные, но неверные) ответы имеются только в одном столбце. Они выполняют роль дистракторов. Если бы число элементов в столбцах было одинаковым, то последнюю пару тестируемые бы выбирали автоматически, используя метод последовательного исключения.

Например:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из столбца 1. При этом в столбце 2 элементов больше нежели в столбце 1. Вам нужно понять какие элементы столбца 2 лишние.

Столбец 1: ОСР

Столбец 2: Симптомы

1. сильное дрожание всего тела или отдельных его частей

    Агрессия

2. чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания

    Истероидная реакция

3. непреодолимая усталость, полное равнодушие и безразличие

4. подрагивание губ, ощущение подавленности, в отличие от истерики - отсутствие возбуждения в поведении

5. бред, слуховые галлюцинации и расстройства мышления

    Психомоторное возбуждение

6. напряжение мышц (особенно лицевых), учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения, сильное сердцебиение

7. резкие движения, бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь

    Нервная дрожь

8. отсутствие реакций на внешние раздражители, «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности

9. раздражение, недовольство, гнев, словесные оскорбления, брань

10. пессимизм; чувство вины, бесполезности, тревоги и страха; заниженная самооценка; мысли о смерти; нарушенный сон

Это задание лучше предыдущего тем, что список, из которого выбираются ответы, длиннее, что значительно снижает вероятность угадывания. Так, если тестируемый знает 7 из 8 ответов в одинаковых по длине списках, то восьмой будет неизбежно правильным.

Важно помнить, что в случаях, когда длина списков не совпадает, об этом необходимо делать указания в инструкциях к тестовым заданиям.

Кроме того, хотелось бы отметить, что существуют различные точки зрения относительно максимального числа элементов в одном списке. Анализ различных работ, посвященных проблеме педагогических тестов, показал, что среди мнений авторов, занимавшихся рассмотрением этой проблемы, нет единства. Ряд авторов считает, что число элементов одного списка не должно превышать 5-6. Другие говорят о том, что длина одного списка не должна превышать 10 элементов. Нам кажется оптимальным именно второй вариант, что обусловлено особенностями нашего учебного материала.

Главными преимуществами заданий на соответствие являются возможность быстрой оценки уровня знаний в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте. Например, из нескольких однообразных заданий с выбором одного правильного ответа, рациональнее сделать одно задание на установление соответствия.

К сожалению, в связи со сложностями в части касающейся технического оформления этого вида заданий в АИС–Психолог, в системе психологической подготовки МЧС России эти задания не используются.

Задания на восстановление последовательности.

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант заданий на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку этот вид заданий требует особой инструкции, мы выделили его рассмотрение в отдельный подраздел.

Особенность инструкции к заданиям на последовательность заключается в том, что в ней необходимо указывать в какой именно последовательности располагать элементы – от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п. .

Форма представления заданий на восстановление последовательности, которая рекомендуется в большинстве изданий, посвященных разработке педагогических тестов, следующая:

Установите правильную последовательность стадий в развитии общего адаптационного синдрома (Г. Селье). В столбце ответов поставьте соответствующие буквы.

В связи со сложностями в техническом оформлении этого вида заданий в АИС «Психолог», мы представляем задания этого вида следующим образом:

Установите правильную последовательность стадий в развитии общего адаптационного синдрома (Г. Селье):

    сопротивление, истощение, тревога

    тревога, истощение, сопротивление

    тревога, сопротивление, истощение

    истощение сопротивление, тревога

Таким образом, по виду - это задание множественного вида с одним правильным ответом, а по содержанию – это задание на установление последовательности.

Задания на восстановление последовательности достаточно редко используются в тестах, что является незаслуженным. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью и простотой проверки. Оно подходит для любой учебной дисциплины, в которой присутствует алгоритмическая деятельность или временные события.

Подводя итог рассмотрению заданий закрытого типа, отметим, что основная трудность при разработке таких заданий состоит в поиске правдоподобных дистракторов. В то время как преимуществами заданий закрытого типа являются:

    надежность заданий, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;

    оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;

    легкость обработки заданий множественного выбора, быстрота проведения тестирования;

    простой алгоритм заполнения, который снижает количество случайных ошибок и описок;

    возможность охватить большие области знаний, что для тестов достижений особенно важно;

    возможность автоматической обработки ответов;

    низкая вероятность угадывания правильных ответов;

    обучающимся необязательно уметь хорошо формулировать ответы;

    возможность получения точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования .

Следует отметить, что каждый из рассмотренных видов заданий позволяет проверить специфические виды знаний. Выбор вида задания зависит от цели тестирования и содержания теста, от особенностей аудитории, от технических возможностей и уровня подготовленности разработчика в области теории и методики контроля уровня знаний.

Желательно, чтобы задания в тесте были максимально разнообразными, в пользу этого, можно привести три существенных довода.

1. Задания разного вида делают тестирование более разнообразным, с точки зрения тестируемых. Более разнообразная деятельность позволяет отодвинуть порог наступления утомления и, как следствие, позволяет больше времени выделить на тестирование. Имея больший запас времени, мы имеем возможность поместить в тест большее количество заданий и, как следствие, получить более надежный инструмент.

2. Имея тест, состоящий из заданий одного вида, мы всегда имеем реальную опасность получить в качестве составляющей итогового балла умение обучающихся работать лишь с этим видом заданий. Те, кто быстрее приспособятся к ним, те, для кого они окажутся наиболее удобными, получат преимущества. Этого можно избежать, используя задания различного вида.

3. Для разных элементов содержания учебного материала подходят разные виды заданий. Например, для сложных определений, проверки понимания фактического материала наиболее удобными являются задания альтернативных ответов. Для проверки знаний временных или пространственных явлений в большей степени подходят задания на восстановление последовательности и т. д. Поэтому, пытаясь свести все многообразие учебного материала к одному виду, мы заведомо делаем тест, в котором содержание не соответствует форме и, как следствие, он будет менее качественным. Исходя из этих соображений, в тесты следует включать задания разного вида .

В системе психологической подготовки МЧС России обязательным является использование заданий закрытого типа следующих видов: задания множественного выбора, предполагающие один правильный ответ и задания множественного выбора, предполагающие несколько правильных ответов. Желательным является использование заданий на установление последовательности. Разработка остальных типов и видов заданий не является обязательной и производится по усмотрению разработчика.

Использование в системе психологической подготовки МЧС России именно перечисленных видов заданий обусловлено особенностями нашего учебного материала, техническими возможностями, а также спецификой профессиональных контингентов, с которыми мы работаем. Например, выполнение заданий открытого типа, на наш взгляд, может вызвать у профессиональных контингентов МЧС России большее сопротивление, нежели выполнение заданий закрытого типа. Кроме того, исходя из опыта проведения зачетов по психологии у профессиональных контингентов МЧС России, у нас сформировалось предположение, что у них могут возникнуть сложности в формулировании правильного ответа к заданиям открытого типа. Нередко на зачетах по психологии специалисты МЧС России объясняют ответы на вопросы «своими словами», опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, минуя психологические термины. Разговор «на разных языках» значительно усложнит процедуру формализации правильного ответа. Нашей задачей является не заставить специалистов МЧС России выучить психологическую терминологию, а помочь понимать её, дать им знания, инструментарий, которые позволят им оптимизировать свое психическое состояние и более эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.

Мы познакомили вас с методикой составления тестовых заданий для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре. В качестве примера были приведены тестовые задания закрытой формы. В этом номере мы предлагаем тестовые задания открытой формы, которые можно с успехом использовать на этапе подготовки выпускников к итоговой аттестации по физической культуре.

Общие правила составления тестов

Педагогическая функция тестовой формы контроля теоретико-методических знаний учащихся на уроках физической культуры заключается в обеспечении обратной связи между учителем и учеником, получении объективной информации об уровне освоения учебного материала, своевременном выявлении недостатков и пробелов в знаниях учащихся.

Применение тестовых заданий в учебном процессе позволяет:

  • измерить уровень усвоения ключевых понятий физической культуры, проверить совокупность методических знаний, умений и навыков;
  • проверить большой объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаниям учащихся;
  • оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить знания каждого ученика.

Тестовые задания должны составляться с учетом определенных правил, соответствовать содержанию учебного материала по физической культуре, быть краткими и понятными для всех учащихся. Методика составления тестовых заданий включает:

1) инструкцию;

2) текст задания (вопроса);

3) ключ к заданию (правильный ответ).

Инструкция должна содержать указания на то, что и как ученик должен сделать, где и как делать пометки и записи. Перед группой однотипных заданий можно поместить общую инструкцию. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий: например, для тестовых заданий открытой формы – вписать ответ в отведенное место.

Тестовые задания открытой формы

Тестовые задания открытой формы принято делить на тестовые задания с кратким свободным ответом и тестовые задания с развернутым ответом. В заданиях с кратким свободным ответом учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Ответы на такие задания должны быть свободными, без ограничений, соответствующими сути вопроса. Однако формулировки заданий должны обеспечивать возможность только одного правильного ответа.

Инструкция для таких заданий может быть следующей: «Закончите предложение»; «Впишите вместо многоточия правильный ответ», – т.е. вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, одно или несколько предложений.

Пример

Инструкция. Закончите предложение.

Вопрос. Контрольное упражнение или испытание, проводимое для определения физической подготовленности или функциональных возможностей спортсмена, – … .

Ответ. Тест.

Такие задания могут быть обработаны с помощью компьютера, так как эталонные наборы правильных ответов (чисел или слов) можно ввести в его память и легко сравнивать ответы испытуемого с этими эталонными образцами.

На тестовые задания открытой формы с развернутым ответом тестируемый должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений. Эти задания подразделяются на два типа:

1) с развернутым ограниченным ответом (когда имеются точные критерии ответа и известно его содержание);

2) задания-эссе, содержание которых заранее не известно.

Здесь учащиеся тоже самостоятельно отвечают на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата, чтобы формулировка ответа давала возможность однозначного оценивания. Инструкция для таких заданий может быть следующей: «Вместо каждого многоточия впишите только одно слово (число, символ, знак и т.д.)».

Пример

Инструкция. Впишите пропущенное слово.

Вопрос. Прыжок в длину с разбега состоит из четырех фаз: разбега, …, полета, приземления.

Ответ. Отталкивания.

Вопрос. Баскетбол – командная спортивная игра с мячом на площадке размером … и командами по … игроков.

Ответ. 15×28 м; 5.

Результаты выполнения таких заданий требуют ручной обработки, и поэтому их должны анализировать эксперты – опытные специалисты в области физической культуры и спорта.

Правила составления тестовых заданий

  1. Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание изученного материала.
  2. Формулирование вопроса следует начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличия более одного правильного ответа или наличия только неправильных ответов. Основное требование – тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.
  3. Вопрос должен быть четко сформулирован. Не рекомендуется использовать слова иногда, часто, всегда, никогда : они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределенность, а, с другой стороны, дают возможность учащимся угадать правильный ответ. Также следует по возможности исключать слова большой, небольшой, малый, много, мало, больше, меньше и т.п.
  4. Правильные ответы должны быть разумными, корректно подобранными, не содержать явных неточностей и подсказок.
  5. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания. Следует использовать короткие, простые предложения.
  6. Лучше всего использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противном случае на прочтение ответов уходит много времени и тратится много сил на анализ высказывания.

Правила расположения тестовых заданий

1. Все задания следует расположить на одной странице и пронумеровать.

2. Размер шрифта должен быть таким, чтобы ученики могли лучше воспринимать текст, с учетом их возраста.

3. На листе с заданиями должно оставаться достаточно места для записи ответов.

4. Варианты ответов нужно располагать в один столбик.

Правильно составленные задания обладают следующими качествами:

а) краткость и однозначность ответа;

Б) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

В) невозможность угадать ответ;

Г) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

Д) простота проверки.

Проверка выполнения тестовых заданий может осуществляться в виде самоконтроля или учителем физической культуры. За правильно выполненное задание ученик получает определенное количество баллов. В итоге все баллы суммируются, и по выбранной шкале выставляется общая отметка. Например, для оценки теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре можно использовать следующую шкалу:

«5» – выполнено 85–100% заданий;
«4» – выполнено 70–84% заданий;
«3» – выполнено 55–69% заданий;
«2» – выполнено менее 55% заданий.

Примеры тестовых заданий открытой формы

Инструкция . Вам предлагается ответить на 25 вопросов. Закончите предложение, вместо многоточия впишите правильный ответ или вместо каждого многоточия впишите пропущенное слово, число.

Критерии оценивания

«5» – выполнено 21 и более заданий;
«4» – выполнено 18 и более заданий;
«3» – выполнено 14 и более заданий;
«2» – выполнено менее 14 заданий.

Вопросы

1. Процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей, – … .

2. Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни человека морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей – … .

3. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), оптимальное состояние физического, психического и социального благополучия человека – … .

4. Процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека, – … .

5. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, … и естественные силы природы.

6. Основу здорового образа жизни (ЗОЖ) составляют рациональное питание, личная гигиена и … .

7. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействий солнца, воздуха и воды – … .

8. Периоды биологического развития, наиболее благоприятные для развития физических качеств и совершенствования двигательных способностей человека, – … .

9. Субъективное ощущение своего здоровья, физических и духовных сил – … .

10. Наблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья, уровнем физической подготовленности и физического развития в процессе спортивной подготовки – … .

11. Рациональная система движений, позволяющая максимально реализовать двигательные возможности спортсмена для достижения высоких спортивных результатов, – … .

12. Подготовительная часть урока физической культуры, тренировочного занятия; выполнение специальных упражнений для подготовки организма спортсмена к предстоящим соревнованиям – … .

13. Система физических упражнений с отягощениями, способствующая развитию силы и формированию правильного телосложения, – … .

14. Нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата вследствие снижения уровня двигательной активности – … .

15. Система физических упражнений, преимущественно силовых, для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма, – … .

16. Способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений – … .

17. В гимнастике: положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах, спина округлена, голова опущена, – … .

18. Вспомогательный гимнастический снаряд для отталкивания при опорных прыжках – … .

19. Обеспечение учителем или учеником безопасности при выполнении гимнастических упражнений – … .

20. Начальный удар в отдельных спортивных играх (бадминтоне, бейсболе, волейболе, теннисе), вводящий мяч в игру, – … .

21. Классические лыжные ходы подразделяются на одновременные и … лыжные ходы.

22. Силовое троеборье, одна из разновидностей атлетизма, – … .

23. Один из важных биологических и эстетических критериев физического развития человека, характеризующий его осанку, – … .

24. Термин в футболе, определяющий положение вне игры, – … .

25. В поэме «Гавриилиада» в следующих строках:

…Сплетенные, кружась, идут по лугу,
На вражью грудь опершись бородой,
Соединив крест-накрест ноги, руки,
То силою, то хитростью науки
Хотят увлечь друг друга за собой, –

А.С. Пушкин характеризует … .

Ключ к заданиям

1. Физическое воспитание. 2. Физическое развитие. 3. Здоровье. 4. Общая физическая подготовка. 5. Гигиенические факторы. 6. Двигательная активность. 7. Закаливание. 8. Сенситивные. 9. Самочувствие. 10. Самоконтроль. 11. Спортивная техника. 12. Разминка. 13. Атлетическая гимнастика. 14. Гиподинамия. 15. Шейпинг. 16. Сила. 17. Группировка. 18. Мостик. 19. Страховка. 20. Подача. 21. Попеременные. 22. Пауэрлифтинг. 23. Телосложение. 24. Офсайд. 25. Борцовский поединок.

Фото Т.Белоножкиной

Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания.

Формирование мнения учащихся об объективности контроля и достижение большей объективности оценивания.

Увеличение числа учащихся, охваченных контролем. 1. Подготовительный этап. Педагог конструирует тест.

Для этой цели формулируются вопросы. Требования к вопросам изложены в разделе контроля знаний, умений учащихся.

Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количества вопросов. Задача учащегося выбрать из предложенных ответов правильный. Отметить правильный ответ можно разными способами:

1. Впиши букву правильного ответа. Учащиеся могут впереди номера вопроса писать букву правильного ответа. Такая форма теста удобна при проверке. Например:

а) знания, b) умения, с) отношения, d) навыки?

Учащийся читает вопрос и выбирает правильный ответ. Обозначение правильного ответа ставится перед номером вопроса. Например:

Что является психическим материалом обучения:

dl а) знания, Ь) умения, с) отношения, d) навыки?

Можно отмечать правильный ответ, обведя букву правильного ответа.

2. Обведи ответ «да», если ты согласен, или «нет», если ты несогласен с утверждением.

Пример: Биосфера это...

часть геологической оболочки Земли - да нет

часть биологической оболочки Земли - да нет

часть гидросферы Земли - да нет

часть оболочки Земли, населенная организмами - да нет

часть оболочки Земли, где невозможна жизнь - да нет

Правильный ответ: да, нет, нет, да, нет. Оценка: если все правильно, балл за ответ; если только один правильный ответ, то 0,5 балла.

3. Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Поставь напротив букв номера правильных ответов.

Столбец 1 Столбец 2

A. Обломов 1. Пушкин А. С.

B. Руслан и Людмила 2. Гончаров И. А.

C. Мастер и Маргарита 3. Лесков Н. С.

D. Очарованный странник 4. Булгаков М. А.

Правильный ответ: Ответ

А 2 В 1 С 4 D 3

Если все ответы правильные, то оценка единица. Вес каждого ответа 0,25 балла. Если два правильных ответа то учащийся получает 0,56, за три правильных 0,756. Можно предлагать пять вопросов. Тогда вес каждого ответа будет 0,2 балла. Может быть и большее количество вопросов. Возможен и другой подход к оцениванию ответов. Если какой-то ответ неправильный, то выставляется ноль баллов. Если все ответы правильные, то выставляется один балл. Такой подход используется в тех случаях, если необходимо проверить взаимосвязи изучаемых явлений.



4. Найди лишний элемент и обведи кружком.

D. артерии

E. капилляр Правильный ответ:(с)

5. Расположи в правильной последовательности, проставив напротив цифр соответствующую букву.

1 А - старость

2 В - рождение

3 С - юность

4 D - детство

5 Е - зрелость

6 F - отрочество

Правильный ответ:

Можно использовать разные формы фиксации результатов теста. Для быстрого опроса класса можно использовать тест, в котором учащиеся под номером вопроса ставят код правильного ответа. Например, может быть предложено пять вопросов. Если все ответы правильные, то пять баллов. Если четыре правильных ответа, то четыре балла и т. д.

Положительным моментом использования таких форм тестов является возможность избежать субъективности оценивания со стороны преподавателя. Обработку теста может провести помощник педагога, но в итоге должны получиться объективные результаты. Положительным моментом также является быстрота заполнения и проверки теста. Слабой стороной таких тестов является ограничение учащихся в возможности проявить творчество. Ответы носят фрагментарный характер, нет целостного ответа.

Однако данные замечания не умаляют значимости тестов. Они могут применяться по всем предметам наряду с другими формами контроля.

3.37. Тест творческий

Проверка знаний, умений на уровне воспроизведения.

Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Преподаватель готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Существуют разные формы вопросов в творческих тестах:

1. Впиши пропущенное слово. Учащемуся предлагается вписать только одно слово в указанном месте. Пропуск слова может быть в конце предложения.

Пример: Наука, занимающаяся изучением души человека называется... . (Учащийся должен вписать слово «психология».)

Слово может быть пропущено в середине предложения.

Пример: Наука... занимается изучением души человека.

В вопросе может быть пропущено несколько слов.

Пример: Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна.... (Нужно вписать: «квадрату гипотенузы».)

Если предполагается компьютерная обработка, то слова нужно вписывать в строго указанном месте.

2. Закончи предложения. В данном случае количество слов не ограничивается.

Пример. Психологией называет... . Ожидаемый ответ: наука, изучающая душу. Этот тип вопросов сложнее предыдущих.

3. Ответь на вопрос: «Что изучает биология?». Ученик должен дать полный ответ на вопрос.

Положительными моментами творческих тестов являются свобода в проявлении творчества, возможность у учителя проверить умения анализа, синтеза, обобщения учеников.

В отличие от тестов с приведенными ответами творческие тесты измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания. Таким образом, они более сложны для учащихся и являются более глубокой проверкой. Поэтому значимость данных вопросов выше, чем у закрытых вопросов.

Обобщая преимущество тестов можно отметить, что они позволяют проверить более глубоко понимание материала, чем другие формы. Во время устных или письменных ответов учащийся может заучить материал и воспроизвести его без достаточного понимания, показав объем заученного. Тесты позволяют увеличить точность измерения понимания материала.

Тест с обратной связью

Быстрый замер уровня усвоения информации учащимися.

Активизация обучающей функции при контроле знаний учащихся по пройденному материалу.

Предоставление учащимся быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий.

1. Педагог сообщает тему, по которой будет проводиться контроль, количество вопросов, время на ответ, условия проведения опроса (чем можно пользоваться во время выполнения теста).

2. Педагог предоставляет возможность задать вопрос и выяснить непонятные моменты по процедуре.

3. Педагог предъявляет вопрос: устно, письменно на доске, через кодоскоп, диапроектор, путем предъявления определенных объектов.

4. Ученики уточняют вопрос, если им что-либо непонятно.

5. Ученики отвечают письменно.

6. После ответа ученики ставят степень уверенности. Таким образом, предъявляется пять, десять, пятнадцать и т. д. вопросов, то есть пятикратное количество. Если ответа у учащегося нет, то он ставит прочерк напротив номера вопроса, на который он не знает ответ.

7. Предъявляются эталоны ответов - устно преподавателем, по желанию кем-то из учеников. Эталон может предъявляться и письменно. Ученики сравнивают свой ответ с эталоном и оценивают его от 0 до 1. Эталоны предъявляются по всем вопросам.

Эталоны желательно предъявлять после ответа учащихся на последний вопрос. Это позволит учителю проследить всеми ли учащимися проставлена степень уверенности после последней буквы последнего слова. Если ответа нет, то напротив номера вопроса должен быть прочерк. Это делается с той целью, чтобы избежать списывания учащихся. Если после ответа не будет степени уверенности или прочерка, то после предъявления эталона учащиеся могут дописать ответ, если он у них был неправильный. 8. Учащиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, учащиеся в результате получают какую-то сумму. Если всего было пять вопросов, то сумма баллов превращается в отметку. Если было десять вопросов, то сумму баллов необходимо разделить на два, в результате чего получится отметка. Если вопросов было пятнадцать, то сумма делится на три. 9. Педагог на доске пишет цифру 5 и просит поднять руки тех учащихся, которые получили пятерки. Подсчитывается количество пятерок и сумма фиксируется на доске. Затем просят поднять руки учащихся, у которых в сумме получилась четверка. На доске фиксируется их количество. Таким же образом можно поступить и с тройкой.

Это делается для того, чтобы каждый учащийся видел свое место в классе.

При округлении баллов желательно исходить из следующего правила: 4,5 балла округляется в сторону увеличения, то есть пяти баллов. От 3,5 до 4,4 округляется до 4 баллов. От 2,5 до 3,4 округляется до 3 баллов.

Данный вид опроса позволяет разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляет возможность учащимся быстро узнать свои результаты. Учащимся нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Обвинения учащихся в необъективности оценивания педагогов снимаются.

Этот вид опроса позволяет реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Чаще всего задания со свободным изложением ответа используют в психологических, социологических тестах, а так же тестах интеллекта.

При компьютерном тестировании с целью определения уровня учебных достижений наличие эталонных вариантов ответов обязательно, более того – надо отметить особенность компьютерного тестирования – вводимый ответ испытуемого сравнивается с эталоном посимвольно, т. е. при наличии нескольких вариантов правильных ответов, синонимов и т. п. в эталонных ответах указываются все варианты.

Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличия однозначного правильного ответа. Существует несколько приемов, которые позволяют формализовать ответ, сделать его однозначным.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:

1) краткость и однозначность ответов;

2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4) простота формулировки вопросов;

5) простота проверки;

6) невозможность угадать ответ.

Основное преимущество этих заданий – невозможность угадать ответ, а основной недостаток – сложность формализации правильного ответа. Тем не менее, для задач на вычисление, задач с формулами в качестве ответа эта форма представляется оптимальной.

После дополнения задания особым образом получается истинное или ложное высказывание, например:

(2). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЯДРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ____

(3). УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПРОСТОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ ВИД____

К тем принципам, которые уже известны, следует добавить несколько общих логических принципов, характерных не только для заданий открытой формы, но и других.

1. Принцип логической определенности содержания задания. Смысл его можно определить так: задание является логически определенным, если оно способно продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождения такого ответа.

Нарушением принципа логической определенности являются примеры:

(4). ДОГОВОР АРЕНДЫ ЯВЛЯЕТСЯ_______ (ответ – «взаимным»)

Первая мысль (а зачастую и единственная) о том, ЧЕМ является договор аренды, а не КАКИМ.

(5). ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬСЯ ___( ответ – «одновременно») Испытуемый может не понять, на какой вопрос отвечать: исполняться КЕМ или исполняться КАК.

(6). ПЕРВАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЫЛА СОЗДАНА В _____ . (Где или когда?)

Между тем, любое задание должно пониматься с первого прочтения.

2. Вариативность (фасетность)содержания задания. ФАСЕТ – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасета позволяет в процессе контроля исключить списывание и другие искажения, известные из опыта проведения экзаменов, зачетов и др. традиционных форм проверки знаний. Идея фасета ассоциируется с известной практикой создания нескольких вариантов одинаково трудных заданий для проведения контрольных работ. Принцип фасетности является главным при композиции профессионально разрабатываемых тестовых заданий; он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания, а, следовательно, вариантов теста.

(7). СВЯЩЕННАЯ КНИГА {христиан, иудеев, кришнаитов, буддистов, мусульман,…} НАЗЫВАЕТСЯ _______.

Использование фасета может быть в символьном виде :

(8). ТОК СИЛОЙ {I}, ПРОХОДЯ ПО ПРОВОДНИКУ {R} ЗА ВРЕМЯ {t} СЕКУНД ВЫДЕЛЯЕТ ____ ДЖОУЛЕЙ ТЕПЛА.

В этом задании имеется 3 символьных фасета, позволяющих в машинном варианте подставить любые комбинации допустимых значений силы тока, сопротивления и времени для проверки умения применять закон Джоуля-Ленца. Такие же фасеты можно сделать для проверки знаний всех физических законов и умений их применять для выполнения лабораторных и практических работ.

3. Принцип параллельности включает в себя 3 понятия, связанных между собой отношением кумулятивности:

параллельность заданий (или вариантов заданий) по содержанию;

параллельность по содержанию и форме;

параллельность по содержанию, форме и по трудности заданий.

Параллельность заданий по содержанию достигается использованием принципа фасетности и применением 4 принципа – обратимости.

4. Принцип обратимости . На примере:

(9). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ_____

Обратное:

(10). ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Еще примеры:

(11). ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ _____ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА.

Обратное:

(12). ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА НАЗЫВАЕТСЯ _____ ФУНКЦИИ.

Задания, построенные по принципу обратимости, можно использовать в текущем и итоговом контроле знаний.

При применении обратимых заданий возникает вопрос выбора лучшего варианта для итогового тестирования. При осуществлении такого выбора полезно обсудить педагогические и психологические соображения и аргументы, опробовать все варианты на параллельных выборках и только после этого выбирается то задание, которое в большей степени обладает свойствами тестового задания для данного теста.

Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, нередко возникает тавтология:

(13). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРВООБРАЗНОЙ НАЗЫВАЕТСЯ _____

(14). ИНТЕГРИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Если испытуемые хотя бы немного ориентируются в учебном материале, то в случае тавтологии ответ для одного задания они найдут из содержания другого.

Этого можно избежать, если представить одно из заданий в другой форме, сохраняя в неприкосновенности его содержание. Например:

(15). ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ ОТНОСЯТСЯ К____

(16). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО_____

Одно из этих заданий можно заменить:

(17). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ

разное

одинаковое

Таким образом, из одного задания получилось 3 параллельных по содержанию и форме.

Еще примеры:

(18). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ_______

(19). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ

Трир

Хемниц

Берлин

Мюнхен

Карлмарксштадт

Или:

(20). ВОЛГА ВПАДАЕТ В _____ МОРЕ

(21). ВОЛГА ВПАДАЕТ В … МОРЕ

Каспийское

Балтийское

Черное

Азовское

Белое

Если есть необходимость проверить несколько подобных фактов, то лучше использовать задание на установление соответствия (например, перечислив несколько рек – Волга, Нева, Днепр и задав другое множество – перечень морей и т. п.)

(22). СОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПАРЫ

До настоящего момента все элементы фасетных заданий рассматривались как одинаковые по трудности для испытуемых. Между тем, варианты заданий, параллельные по содержанию и по форме, нередко оказываются неравными по трудности. Легко предсказать неравную трудность тех заданий, содержание которых по каким-то причинам учащиеся не усвоили, или усвоили недостаточно. Параллельность заданий по содержанию обеспечивается использованием принципа фасетности и обратимости.

Параллельность заданий по содержанию и форме возникает при использовании принципов фасетности, обратимости, плюс применение разных форм заданий, имеющих одинаковое содержание.

И, наконец, параллельность заданий по содержанию, форме и по трудности обеспечивается в случаях, когда к перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий.

Некоторые педагоги считают задания открытой формы лучше заданий с выбором одного ответа из нескольких, но это мнение спорно. Например:

(23).ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

Правильные варианты ответа: греческий;

Не каждый испытуемый, глядя на этот вариант задания, сообразит, что от него требуется. Для этого вначале нужно уяснить смысл задания – о каком свойстве идет речь, на какой вопрос требуется ответить. (Ведь это предложение и без вставленного ответа уже имеет смысл). В такой ситуации лучше задание с выбором:

(24). ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

греческий

римский

арабский

египетский

Из двух заданий открытой и закрытой формы, выясняющих одно и то же, лучшей, в данном случае, является закрытая форма.

Сравните различные формулировки двух открытых вопросов – они выясняют разные свойства одного явления, но совместное их употребление в одном тесте будет тавталогией:

(25). ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ ...

Правильные варианты ответа: Фалес;

Какой бы из этих открытых вопросов не встретился первым, ответ на второй вопрос будет ясен, причем, правильным или неправильным будут оба ответа.

6. Краткость . Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения ее бессловесной подпочвы. Чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Зачастую из вопроса опускаются слова «называется», «является» и т. п., что не затрудняет понимания.

7. Принцип неотрицательности . В основе задания не рекомендуется использование отрицательных частиц, а также определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Характерные примеры приводит В.С. Аванесов:

(26). БАНКИ НЕ СТАВЯТСЯ НА _______. (позвоночник) Однако банки не ставятся не только на позвоночник, но и на многие другие части тела.

(27). ТОЧКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЕТ _____. По определению Евклида «Точкой называется то, что не имеет частей».

В этом задании нарушено логическое правило: определение не должно быть отрицательным. Испытуемые будут правы, если напишут, что точка не имеет длины, ширины, высоты, веса, запаха, вкуса и много чего еще.

Иногда в задании открытой формы используется пропуск двух и более слов (или символов). При этом возможность правильно ответить уменьшается, например:

(28). УСКОРЕНИЕ ПРЯМО ПРОПОЦИОНАЛЬНО ____ , И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ______ ДАННОГО ТЕЛА.

(29). СИЛЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДВА ТЕЛА, РАВНЫ ПО____ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ПО____.

(30). ВИРУСЫ БЫЛИ ОТКРЫТЫ УЧЕНЫМ ____ В _____ ГОДУ.

Здесь возможны 4 случая:

1) правильно дополняются фамилия и дата;

2) правильно – фамилия, неправильно – дата;

3) неправильно фамилия, правильно – дата;

4) неправильно и фамилия и дата.

Как видно – три из четырех вариантов при тестировании будут считаться неверными, т. е. у тестируемого больше возможности ошибиться, чем ответить правильно. Таким образом, встает вопрос о допустимости и целесообразности большого числа пропусков в заданиях открытого типа. Кроме того, при компьютерном тестировании в такой ситуации обязательна инструкция, так как поле для ввода ответа представляет собой строку, поэтому следует указать, как вносить эти два значения – через запятую, пробел, точку с запятой и т. п., ведь ответ воспринимается как единый объект и сверяется с эталоном посимвольно.

Если дополняемые слова следуют одно за другим, то смысл задания уловить еще труднее:

(31). КАНТ РАССМАТРИВАЛ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ В ____ _____ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Проникнуть в смысл этого задания с двумя пропусками трудно не только среднему студенту, но даже философски подготовленному читателю. Затруднения в понимании задания о человеческих знаниях вызваны пропуском подряд двух слов «синтезе разнообразных».

(32). ПРИ МОНТАЖЕ СБОРНЫХ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ БЛОКОВ СЛЕДУЕТ ДОБИВАТЬСЯ СОВМЕЩЕНИЯ КАНАЛОВ И..........

Автор предлагает правильные варианты ответа: «заполнения горизонтальных швов раствором»; «заполнения швов раствором». Вероятность ошибок при таком длинном ответе возрастает во много раз, так как существует много синонимов и перестановок слов, которые будут фактически правильными, но их трудно предусмотреть в качестве эталонов.

5. Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого.

(33). ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (ромб).

(34). ПРЯМОУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (квадрат).

Если на первое задание дается ответ «квадрат», то этим допускается ошибка несоразмерности: объем определяющего – четырехугольника – больше объема определяемого – квадрата.

Для сравнения приведем пример вопроса закрытой формы:

(35). СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ ВСЕ РАВНЫЕ СТОРОНЫ ИМЕЮТ

квадрат

ромб

прямоугольник

трапеция

параллелограмм

В данном случае закрытая форма вопроса несет меньше информации, чем вопросы открытой формы, в которых кроме равенства сторон подразумевается знание взаимосвязей между группами элементов.

Характерная особенность содержания заданий открытой формы в том, что они иногда порождают несколько правильных, но логически несоразмерных ответов, что нежелательно с точки зрения однозначной оценки и технологичности контроля.

(36). ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ БЫЛ _____

Автор ожидал ответ «Гагарин», но наряду с этим от некоторых испытуемых получил ответы «русский человек», «мужчина», «советский гражданин» и другие, которые с разных сторон характеризуют Гагарина. Полученные ответы нельзя оценить как неправильные, но их трудно приравнять к ожидавшемуся правильному ответу. Такие ситуации недопустимы, так как при компьютерном тестировании ответ сравнивается с эталоном посимвольно.

Выход из подобной ситуации подсказывает логика. Для сужения объема искомого понятия задание лучше сформулировать: «ФАМИЛИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА». Таким образом, в задание вносится необходимое уточнение, что позволяет уменьшить объем понятия за счет уточнения содержания, после чего испытуемый дает только один правильный ответ

С точки зрения композиции задания открытого типа должны содержать обязательные элементы:

1. Инструкция для испытуемых . Это может быть фраза «дополнить», а также более конкретные инструкции: «указать в именительном падеже», «указать с точностью до сотых», «указать через пробел (запятую)» в том случае, если предполагается ввести два слова, «указать дату в формате ДДММГГГГ» (или только год).

2. Содержательная основа заданий . С помощью заданий открытой формы удобно проверять знание названий, фактов, свойств, признаков, дат, причинно-следственные отношений.

(37). ВНЕДРЕНИЕ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ В ЖИДКОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ ___

(38). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОД НАЗЫВАЕТСЯ ____

(39). КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ ОТМЕНИЛ ЦАРЬ ____

(40). НАИБОЛЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ СРЕДИ ЖИДКОСТЕЙ ИМЕЕТ ____

(41). СОБСТВЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОНА ОБУСЛОВЛЕНО ____

(42). ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОВОДИМОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКА НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ____

3. Ответы к заданиям . Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом на заданный вопрос.

Например:

(43). ПРИ БОЛЬШОМ ОБЪЕМЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ В СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОЙ ВЫБОРКЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОВТОРНОЙ И БЕСПОВТОРНОЙ ВЫБОРКАМИ ….. (ответ автора – «стирается», что по смыслу совпадает со смыслом слов «исчезает», «уменьшается», «пропадает», а может быть испытуемые придумают и другие подходящие по смыслу ответы.) Если автор требует формулировок «как дается в лекциях» или «как звучит фраза из Кодекса», об этом надо сделать указание. Задание считается выполненным правильно, если ответ испытуемого совпадает с предусмотренным эталоном. Поэтому в качестве эталонов необходимо предусмотреть все синонимы.

В большинстве случаев ответы к заданиям открытой формы испытуемые пишут в конце задания. Допустимы случаи, когда ответы ставят не в самом конце тестового утверждения. При этом возникает вопрос – насколько далеко от конца допустимо делать пропуски? Ответ прост: чем ближе пропуск к началу предложения, тем хуже понимается смысл задания. Поэтому пропуск для ответа лучше делать как можно ближе к концу предложения.

Сравните:

(44). __ – ЭТО ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

(45). ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЭТО ____

Правильный ответ – «инвестиции» При компьютерном тестировании второй вариант вызывает меньше вопросов еще и потому, что при вводе с клавиатуры не требуется определять регистр.

Задания открытой формы применяются там, где нужно исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Задания открытой формы, поэтому, являются более трудными как для испытуемых, так и для создателей теста. От создателей они требуют тщательной проработки, учета множества правил, а от испытуемых – конкретных знаний. (Вспомните ситуацию с «лошадиной фамилией», описанную в известном произведении. Как часто нужное слово, термин, формула и т. п. «вертится на языке», но не вспоминается, а вот «увидел бы – сразу бы узнал».)


Обратно в раздел