Лето

Уроки специальности баяна в музыкальной школе. Открытый урок по специальности баян " работа над художественным образом произведения". Художественная отделка исполнения

Содержание:

1. Введение
2. Цели и задачи урока
3. Тип урока
4. Форма
5. Методы обучения
6. Ход урока
7. Материально-техническое обеспечение
8. Критерии оценки результативности работоспособности учащегося.

Открытый урок по классу аккордеона преподавателя Ивановой В.И.

Тема урока: Работа начинающего аккордеониста над раскрытием художественного образа произведения.

Дата, время проведения 30.09.2016г.
Место проведения: ДМШ г. Шахтинска
1. Введение
В основу каждого музыкального произведения заложен художественный образ. Выявление художественного образа сочинения начинается с первых шагов ознакомления и является конечной целью исполнителя. Работая над раскрытием содержания произведения педагог не должен ограничваться только нотной записью с различными обозначениями. Необходимо донести до учащегося сведения о композиторе, его творчестве, эпохе, сюжет сочинения. После первого этапа ознакомления переходим к детальному разбору произведения:
1. Словесная характеристика муз. содержания
2. Форма (сколько частей в пьесе)
3. Мелодия
4. Метроритм
5. Тональность
Задачи педагога – приблизить учащегося – баяниста к созданию художественного образа с помощью доступных для него приемов.
2. Цель урока: Показать процесс раскрытия художественного образа доступными для учащегося средствами.
Задачи:
а) Образовательная
изучение теоретических знаний.
б) Развивающая
развитие слуха координации движений, творческих навыков и умений.
в) Воспитательная
формирование эстетического вкуса, любовь к инструменту, музыке, стремление к творческой деятельности.
3. Краткая характеристика урока
Тип урока: комбинированный - получение и закрепление любых знаний и навыков.
Методы: словесный
наглядный
практический
4. Форма: индивидуальная
5. Ход
- организационный момент
- гамма до мажор
- Этюд
- Пьеса
- Физ. Минутка
- Пьеса
- Пьеса
6. Материально – техническое обеспечение:
- Инструменты, стол, стулья, пульт, сборники для игры на аккордеоне.
7. Критерии оценки результативности
- Высокий уровень
- Средний уровень
- Низкий уровень
Учащийся ІІ кл. Айжариков Чингис, 7 лет, обучается по семилетнему курсу. С хорошими музыкальными данными, требует особого подхода к физическим возможностям (подбор по росту стула, инструмента). Чингис старателен и прилежен.

8. Ход урока
8.1. Организационный момент
- Подготовить учащегося к работе на уроке, настроить эмоционально, активизировать внимание.
8.2. Гамма до мажор
Поигрываем правой рукой четвертными длительностями, мех меняем по 4 звука, следим за ровностью движения меха и точностью исполнения штриха легато.
Следующая задание – штрих легато, крещендо к вершине, диминуэндо в нисходящем движении, мех меняем на вершине (на тонике)
Третье проигрывание гаммы штрихом нон легато с предыдущими требованиями.
Проигрываем гамму левой рукой с использованием мизинца, что помогает правильно поставить и закрепить положение левой руки и киста.
При работе над гаммой следим за посадкой, постановкой инструмента, рук и пальчиков.
8.3. В Лушников «Этюд»
Цель – слушать мелодию, выдерживая четвертные длительностий, штрих нон легато (плотный), бас короткий, учимся владеть мехом, отрабатывая крещендо и диминуэндо.
8.4. Муз. А.Жилинского «Кот - мурлыка»
Образная пьеска в умеренном темпе с трехдольным размером.
Легко представить себе вальяжного кота, любимца семьи.
Задача ученика – изобразить переваливающуюся походку кота, выполняя штриховые и фразировочные лиги и динамические оттенки (крещендо и диминуэндо)
8.5. Физ. Минутка
Упражнения – Чужие ручки
– Мишка и оловянный солдатик
8.6. «Прибаутка»
Перед проигрыванием поговорим о значении этого слова «Складная приговорка, приговорка, острое словцо»
Исходя из расшифровки названия сформируем веселый, озорной образ с помощью контрастной динамики и штрихов нон легато и стаккато.
Задача –отработать штрих стаккато, динамические оттенки пиано и форте.
8.7. Русска народная песня «Полянка»
Короткая беседа о русском народном творчестве и о предпологаемом содержании песни «Полянка»:
Предложить ученику пофантазировать и попытаться сочинить свой вариант текста песни, но прежде сделать устный разбор средств выразительности и выучить мелодию пьесы. Придуманный текст поможет ярче показать характер пьески. Предстоит работа над такими штриховыми приемами как акцент и стаккато.
Пьеска построена на повторе одинаковых фраз, поэтому ученику можно предложить контрастную динамику f - Р (форте - пиано)
8.8. Ансамбль
Ансамбль «Летка - Енка»
Русский текст М.Пляцковского муз. Р.Летхинена
Прыг-скок, утром на лужок –
Прыг-скок-выбежал сверчок
А вслед, тоже прыг да скок,
Из темной норки выскочил зверек хорек.
Прыг-скок, их догнать спешат –
Прыг-скок-десять лягушат.
Прыг-скок, с ветки на цветок
Порхает рядышком с друзьями мотылек
Знакомство с пьеской начинается с прочтения слов и определения характера песенки – танца.
Задача – научить учащегося слушать аккомпанемент и тогда будет выдерживаться пауза на 2 и 4 доли.
- Уметь играть свою пртию и петь текст песни.
В завершение урока подводим итог и на его основе формируем домашнее задание.

9. Заключение

На данном этапе нашей с Вами деятельности мы зачастую работаем с детьми, не обладающими особым талантом и если нам удается выучить с ребенком правописание нот в скрипичном и басовом ключах, длительности нот и простейшие способы звукоизвлечения, при этом надо учесть вес инструмента, 2 клавиатуры, которые при правильной посадке ребенок чувствует только на ощупь и для того, чтобы извлечь хоть какое-то подобие звука, надо прилагать физические усилия для ведения меха. Но не смотря на все трудности как только ребенок может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичные исполнение было выразителью, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характкру данной мелодии, так считал Г.Нейгуз.
Подлиный интерес у ребенка возникает не к любому произольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии, вызывающей либо эмоциональные переживания, либо образное представление, создающее то или иное настроение. Немалую роль в пробуждении интереса играет словесный текст песенки. Интерес к музыке, лишенный такого важного стимула, как эмоциональное воздействие, быстро погаснет подобно тому, как сохнет ручей, лишенный своего источника.

10. Используемые источники

1. Л. Колесов «Содержание и формы работы баяниста над музыкальным произведением»

2. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне»

3. А.Малиновская «Фортепианно – исполнительское интонирование»

4. Г.Бойцова «Школа – игры на аккордеоне»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» №1 города Тайшета

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Преподаватель: Гумирова О.В.

Тайшет 2016

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Тема: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Открытый урок проводится с учащимся 8-го класса Рудаков Григорий, баян.

Цель: создание условийдля развития навыка работы над художественным образом в разнохарактерных произведениях.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (дать определение понятию «художественный образ произведения»), продолжить формирование практических навыков (научить раскрывать замысел произведения, работа над средствами музыкальной выразительности, исполнение в среднем темпе с поставленными задачами).

2. Развивающие: развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, координацию движений, образное музыкальное мышление, творческую активность через различные виды деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.

Методы обучения:

1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2. Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3. Практический: музыкально-дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Развитие мышления, творческой инициативы;

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Технические средства обучения:

Инструмент (баян), стул, пульт, нотные пособия,ноутбук, видео и аудио приложения.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, благоприятный психологический микроклимат на уроке.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая технология:

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

Рациональная организация урока: гимнастика для глаз, упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информацию. Включения в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Репертуарный план урока :

1. Хроматическая гамма для правой руки и упражнения для левой руки.

2. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

3.«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян

План урока:

1) Организационный момент.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3) Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5) закрепление пройденного материала.

6) Итог урока.

7) Домашнее задание.

Ход урока:

1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент, настрой на активную творческую работу.

Определение цели и задач урока, предварительно опросив ученика о том, что он знает о «средствах музыкальной выразительности». Что их связывает и как они взаимодействуют друг с другом.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

- хроматическая гамма правой рукой с динамическими оттенками;

- игра хроматической гаммы правой рукой с динамическими оттенками, разными штрихами;

- повторение басового хода в левой руке, используемый в произведении с динамическими оттенками.

Следим за качеством звукоизвлечения, ритмическим рисунком и свободой пальцев правой руки.

3) Работа с музыкальным материалом.

Прослушивание музыкального произведения на ноутбуке. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

Обсуждение художественного образа произведения. При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

1. Как ты думаешь, о чем это произведение?

2. Знаешь ли ты слова песни?

3. Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4. Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5. На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6. Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

Совместное изучение динамических линий и построений фразировки, штриховых особенностей.

Определение кульминации произведения, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ). Исполнение с поставленными задачами произведения по частям.

Исполнение произведения «Русское поле» из к/ф «Приключения неуловимых мстителей» с выполнением раннее поставленных задач:

1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.
- физ. разминка (с использованием здоровьесберегающей технологии):

Упражнение для глаз – подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть. Посмотреть на самый ближайший предмет, потом на самый дальний предмет. Повторить несколько раз.

Упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз)

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

Выявить самостоятельно в следующем произведении художественный образ. Определить кульминационные точки и движение фразировки без помощи компьютерных технологий.

«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян.

5) Закрепление пройденного материала.

Обсуждение всей проделанной работы на уроке. Повторением и закреплением пройденного материала.

6) Итог урока.

Все средства музыкальной выразительности имеют большое значение в определении замысла композитора, т.к. непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его внутреннее содержание. Одновременная концентрация внимания в работе над разнообразными средствами музыкальной выразительности значительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению, который способствует правильно определить художественный образ произведения. Эмоциональное переживание музыкального произведения помогает развитию восприятия музыки и положительно сказывается на творческом процессе, что способствует развитию интереса и воспитанию чувства любви к музыке с формированием художественно-эстетического вкуса.

7) Домашнее задание, проставление оценки.

Самоанализ и самооценка учащегося о проделанной работе на уроке с корректировкой преподавателем. Определение домашнего задания.

Исламов Тимур Шаукатович
Должность: преподаватель по классу баян
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: с. Инзер, Белорецкий район
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Развитие технических навыков учащихся- баянистов в ДШИ"
Дата публикации: 27.02.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАЯН

Преподавателя отделения народных инструментов

Исламова Тимура Шаукатовича

Тема: «Развитие технических навыков учащихся-баянистов в ДШИ»

Методическая разработка

Открытого урока

по специальности БАЯН

тема

урока:

«Развитие

технических

навыков

учащихся-баянистов

ДШИ»

Урок провел преподаватель ДШИ

Исламов Т.Ш.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная

является

основной

организации

воспитательной

деятельности, это индивидуальное занятие учителя с обучающимся, целью

которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие

любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора

и, как следствие, – повышение интеллекта.

Цель

урока

выявление

основных

элементов

Определение

основных

принципов

развитием

совершенствованием технического мастерства обучающегося.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепление

изученных

теоретических

ритм, мелодия, динамика);

продолжение формирования практических навыков (игра штрихами non

legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение

произведения в заданном темпе).

Развивающие:

развитие слуха;

координация движений;

активизирование образного музыкального мышления через различные

виды деятельности.

Воспитывающие:

воспитывать любовь к музыке;

воспитывать эстетический вкус;

воспитывать усидчивость, собранность.

Здоровьесберегающая:

развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память;

рациональная

организация

физкультминутка,

упражнения

расслабление мышц;

чередование

различных

деятельности

упражнений

сменяется

повторением

выученных

разбором

нового музыкального материала).

Методические приемы:

словесный, наглядный, практический;

активизация

обращение

музыкальному

восприятию

обучающегося;

прямая и наводящая формы воздействия;

развитие мышления.

Оборудование: 2 баяна (обучающемуся и преподавателю), 2 стула, нотные

пособия, пульт.

Репертуарный план урока:

1. Упражнения.

4. Пьесы, этюды

Структура урока.

Организационный момент.

Представление обучающемуся круга задач, стоящих перед ним.

Основная часть:

1) Упражнения.

«Разучивая только художественный материал, и не занимаясь технической

работой, обучающийся будет отставать в технической стороне исполнения,

исполнительское

искусство

музыканта

определенных хорошо отработанных двигательных навыков» (В.Демченко).

Материалом

приобретением

двигательных

развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды,

специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а

также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить,

что успешное техническое развитие обучающегося – баяниста зависит от

многих факторов:

постановка инструмента и рук,

техника ведения меха,

аппликатура,

координация движений правой и левой руки,

обучения

необходимо

правильностью посадки обучающегося. Посадка рассчитана на то, чтобы

обучающийся чувствовал себя как можно удобнее.

«Постановка

формирование

свободных

рациональных движений на клавиатуре. Прежде, чем перейти к занятиям на

музыкальном

инструменте,

мышечную

управлять мышцами в самых простейших движениях рук.

Начинать можно с подготовительных упражнений без инструмента. Любое

действие

производится

сокращением

определенной

Необходимо добиваться того, чтобы сокращение одних мышц не вызывало

напряжения других, не участвующих в работе. Такие упражнения я провожу с

обучающимися и им они очень нравятся:

1. Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть их перед собой.

остаётся

горизонтальном

положении,

расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.

2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены, Резко сжать в кулак пальцы

левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак, в это время правая

рука совершенно свободна.

3. Упражнения для кистей и пальцев рук, сидя за столом:

Приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить

руками одновременно.

«Считалка»

ритмизация

выполняется

поочередно

одновременном

произнесении текста вслух.

4. Упражнения (с инструментом):

«Кисточка»

расслабления

запястья.

Свободное

скольжение

клавиатуре вверх и вниз.

«Перелёты и приземления» - дугообразные и волнообразные перемещения

по клавиатуре.

Упражнения

воздушным

клапаном

(«Самолет

«Ветерок»,

«Ветер», «Буря»)

Упражнения,

способствующие

развитию

технических

разделить

определённые

обучения,

прохождения

материала

соразмерно

способностям

конкретного

обучающегося.

упражнений

поделить

несколько

этапов. Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

знакомство с элементами музыкальной грамоты;

организация

двигательного

аппарата,

формирование

инструментальных навыков;

развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.

воспитание

самостоятельности,

инициативности,

самоконтроля

работе с инструментом.

Работа идёт от простого к сложному.

На следующем этапе появляются новые задачи:

тщательная отработка начальных упражнений;

мажорных

хроматических,

знакомство

минорными

овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;

введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных

освоение аккордовой техники.

2). Гаммы, арпеджио.

начальных

упражнений,

обучающийся

более осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.

ежедневное

необходимое

успешного

технического

продвижения

Систематическая

последовательная

материалом

необходимое

выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная

арпеджио

аккордами

помогает

преодолеть многие технические трудности:

1) позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

2) создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

3) способствует координации движений обеих рук;

4) плавности ведения меха и смены направления его движения;

помогает

исполнению

различных

разнообразными приёмами звукоизвлечения.

Исполнение гамм разными штрихами помогает обучающимся развивать

качественную артикуляцию. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов

способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у

обучающихся чувство лада и метроритма.

Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если перед обучающимся

проигрывании

арпеджио

определённую

музыкальную задачу.

3) Проведение физкультминутки.

утомляется,

необходима

деятельности. Для этого хорошо подходят физические упражнения в виде

игры. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки

вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-

«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде

«Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик.

«Медвежонок»

расслабить,

округлить

толстенького медвежонка.

Так же к смене деятельности можно отнести ритмические упражнения:

Я проигрываю пьесу, обучающийся определяет характер. По нотам разбираем

ритмический

повторном

проигрывании

аккомпанемент, а обучающийся отстукивает ритм мелодии. Я играю мелодию

– обучающийся стучит сильные и слабые доли.

Данное упражнение поможет развитию навыка чтения с листа: вижу – узнаю

Слышу- играю.

4) Пьесы, этюды

Обучающемуся будет полезно узнать на конкретных примерах, как

используют

композиторы

гаммаобразные

последовательности

произведениях

насколько

разнообразно

музыкальном контексте.

При разборе нотного текста я приучаю своих обучающихся к определенному

Обязательно

название

информация

опускается.

что вижу – говорю сразу. Обучающийся должен узнавать строение мелодии –

поступенное движение, скачками, интервалы, движение по звукам гаммы,

трезвучия.

необходимо

проговорить

(выдерживая длительности), простучать ритмический рисунок.

Такой детальный разбор облегчает и делает понятным первое проигрывание

нотного текста.

5.Заключение

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался

передать

художественный

произведений,

научился

самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки,

трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Ученик понял, что

для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст,

нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом,

штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем

планируется

самостоятельная

раскрытию

художественного образа произведений.

упражнениях

неуклонно

наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с

некоторым спортивным увлечением.

наоборот,

небрежная

должного

контроля

качеством

выполнения

определённых

звуковых

дезорганизует

вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений».

Непременным

условием

осознанной

баяниста

начальной

стадии разучивания инструктивного материала является игра в медленном

темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки,

метро-ритмическую

организацию,

аппликатуру,

целесообразность

движений.

Осознанная,

вдумчивая

способствует

скорейшему

приобретению и закреплению навыков, автоматизации движений.

Автоматизация

движений

является

непременным

условием

достижении технического мастерства.

6. Домашнее задание.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Большецарынская детская школа искусств»

План - конспект урока по специальности «Баян»

Тема: «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности».

Преподаватель: Малыхина О.В.

п.Большой-Царын 2014г

Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических

навыков и творческих способностей на уроке специальности

План-конспект открытого урока в классе баяна

Учащаяся: Гуськова Настя возраст 9 лет, класс 1.

Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающие: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.
2. Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
3. Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»
4. С. Скворцов. «Этюд».
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму).
Структура урока:
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
Освоение основ меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».
4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
5. Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

7. Домашнее задание.
8. Отметка.
Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».

Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности

План-конспект открытого урока в классе баяна


Учащийся: возраст 7 лет, класс 1.

Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.

2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»
4. С. Скворцов. «Этюд».
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму).
Структура урока:
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
Освоение основ меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».
4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
5. Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
6. При игре под фонограмму нужно контролировать игру. Одним из важных компонентов при игре является метроритм. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

7. Домашнее задание.
8. Отметка.

Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».