По картинам

Поздний романтизм. Синтез искусств и принцип двоемирия в творчестве Э.Т.А. Гофмана. Внутренняя противоречивость романтизма. Художественное воплощение принципов романтического двоемирия в новеллах гофмана

Экзамен по зарубежной литературе

Вопрос. Эстетика романтизма: значение, представители, художественный мир, концепция мира и человека

В истории культуры эпоха рубежа веков (1790-1830-е годы) получила название эпоха романтизма. Литературное направление зародилось в качестве реакции на Великую буржуазную революцию 1789 г., также в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения.

В результате буржуазной ломки феодального общества, жертвой становилась человеческая индивидуальность. Но, несмотря на умонастроения «мировой скорби» и пессимистические взгляды на перспективы общественного развития, романтизм стремился к гармонии порядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Термин «романтизм» указывает на связь со Средними веками, когда в литературе был популярным жанр рыцарского романа. Главные особенности этого жанра - фантастичность, изображение высокой, идеальной любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников, сказочного пейзажа.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Признаки романтического произведения: в романтическом произведении нет дистанции между героем и автором; автор не осуждает героя, даже если искренне изображает его духовное падение, из сюжета понятно, что герой не виновен – виноваты обстоятельства, которые сложились. Сюжет такого произведения, как правило, романтический. У романтиков особое отношение к природе, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

В романтическом произведении всегда повествуется об исключительной личности при исключительных обстоятельствах в исключительной обстановке.

Представители романтизма:

Э. Гофман – немецкий романтизм; Ж.Г. Байрон – английский романтизм; Э. По – американский романтизм; В. Гюго – французский романтизм.

вопрос. Концепция двоемирия в новелле Э. Гофмана «Золотой горшок»

«Золотой горшок» - показательный пример воплощения в литературе принципов романтического двоемирия, видоизменённых реалистической тенденцией.

Концентрируясь, прежде всего, вокруг студента Ансельма, двоемирие не коснулось исключительно главного героя. Это явление очень широко, и можно сказать - метафизично.


Обращаясь к тексту «Золотого горшка», мы понимаем, что, прежде всего двоемирие обнаруживается в противопоставлении индивида и общества в целом. Явно контрастируют внешность и поведение различных героев. Студент Ансельм ощутимо одинок в толпе, он противопоставлен ей, однако, страстно желает быть похожим на обыкновенного добропорядочного гражданина. Свидетельства тому - сетования студента на своё невезение и мечта «отпраздновать светлый день вознесения… как всякий другой гость в Линковых купальнях» Но сами по себе эти черты вовсе не говорят нам, что Ансельм - романтический герой. Ведь сначала может показаться, что студент - самый обыкновенный гражданин, обыватель, стремящийся к праздной мещанской жизни. Но читатель почти мгновенно разуверяется в этом, понимая, что духовно Ансельм отнюдь не близок толпе, настроенной в основном материалистически. Таким образом, противопоставление материального и духовного (здесь конкретнее - поэтического) – вот ещё одно проявление романтического двоемирия. Читатель понимает, что Ансельм ни в коей мере не материалист, и чем более это очевидно, тем более трагичным воспринимается настороженное отношение самого студента к своим видениям.

Рассудок Ансельма материалистичен, сначала он отрицает веру во «вторую реальность» и не приемлет другого мира. Ясно, что Ансельм опасается «второй реальности», и это естественно, ведь первоначально его тяготит то, что он не такой, как все. Но позже, познав «другой мир», Ансельм в полной мере осознаёт всю пошлость общества, к которому он прежде стремился и уже терзается оттого, что усомнился в своём новообретённом смысле жизни.

Но двоемирие охватывает не только человеческую жизнь. Гофман выносит на страницы своей сказки традиционную философскую проблему отношений человека и природы. И нам представлено очередное проявление двоемирия: мир природы и мир человека. Природа есть воплощение духовного начала, тогда как человек - начала рассудочного, материалистического. Природа даёт человеку аромат цветов, тепло солнца, прохладу воздуха, но человек не понимает этого.

Можно выделить основные черты романтико-реалистического двоемирия в произведении Гофмана «Золотой горшок», выражающиеся в сопоставлении сущностей:

Индивидуального и общественного;

Материального и духовного;

Природного и человеческого;

Мира свободы и мира неволи.

Большинство литературоведов признают прямое и непосредственное воздействие романтизма на русский символизм, вплоть до полного влияния романтиков на символистское мировоззрение и поэтику. Такова же была и позиция самих символистов. В частности, А. Белый в своем ретроспективном обзоре происхождения русского модернизма указывает, что ранний символизм комбинирует художественные средства немецкого романтизма с приемами вновь открытого восточного искусства и мотивами других культурных эпох, не создавая при этом собственных приемов и мотивов. Д. Мережковский пишет о влиянии на ранний русский символизм романтического пессимизма, склонности к рефлексии и тоски по смерти.

Исследователь В.В. Мусатов в своей работе прямо говорит, что символизм развил и продолжил эстетический культ Пушкина. Они черпали в его творчестве образы, видели в нём тайну, которую до конца не могли разгадать. Для С. Венгерова, Н. Апостолова весь символистский модернизм абсолютно сводится к романтизму, представляя собой «вторую романтику».

Не менее категоричными представляются высказывания В. Жирмунского, полагающего, что весь символизм восходит к романтизму, то есть ориентируется на иенских романтиков, творчество Тютчева и Фета.

В. Брюсов в работе «Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества» рассматривает центральные мотивы поэзии Тютчева в свете их воздействия на символистов и выявляет важнейшие точки их соприкосновения. А в своей статье «Поэзия Владимира Соловьева» продолжает мысль о лирике Тютчева, говоря, что эта поэзия «другого рода беспрестанно порывается от зримого и внешнего к сверхчувственному. Её влекут темные и загадочные глубины человеческого духа». «Тютчев сумел построить прочный мост к универсальному и объективному: он был первым русским символистом. После смерти Лермонтова Тютчев жил более четверти века, открывая в часы прозрений «мир таинственный духов». Его душа воистину - «элизиум теней... Теней безмолвных, светлых и прекрасных»... <...> Правда, в творчестве Тютчева раскрывается сокровенный мир не в его строе и ладе, а в его хаосе, но самый хаос поет и звучит как бы в предчувствии своего преображения. После Тютчева предстояла задача найти новую систему символов для построения моста чрез иную бездну».

В работе Г. Чулкова «Мысли о символизме» в качестве объединяющего романтическую и символистскую поэзию момента выступает неприятие земного мира, являющееся, как известно, одной из доминант мироощущения представителей обоих литературных течений. У символистов такой подход явно навеян идеями религиозно-мистического учения Владимира Соловьева, в котором было заложено идущее от древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного. Земная действительность – только отблеск, искаженное подобие верховного, запредельного мира, и человек – «связующее звено между божественным и природным миром». В стихах Вл. Соловьев звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру. Исходя из этого, можно рассматривать философию и поэзию Соловьева в качестве своеобразного связующего компонента в восприятии символистами всех элементов романтического мира.

Пропасть между мечтой и действительностью порождает романтическое двоемирие, слагающееся из мира идеальных представлений и мира низменной реальности. Двоемирие – это «сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения». Эта идея о двух мирах была глубоко усвоена символистами. Среди поэтов утвердилось и представление о поэте как теурге, маге, тайновидце, которому дана способность приобщения к потустороннему, запредельному, сила прозреть его и выразить в своем искусстве.

1. Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира.
РОМАНТИЗМ (конец XVII первая треть XIX века)

И дейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.

Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Толчок для зарождения: Французская революция 1789- 1794 гг.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения (XVIII век) и совпадает с промышленным переворотом.

Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.
Термин появился в конце XVIII в., когда романтическим (романическим) называли всё необыкновенное описывают в романах. Понятие «романтизм» соотносили также с культурой романских племён, способствовавших падению Римской империи, то есть с «дикостью», противоположной возвышенной античной классике.

В начале XIX в. романтизм - новое направление, противопоставившее себя классицизму.
Характерные черты


  • историзм

  • народность

  • романтическая ирония

  • двоемирие

  • синтез искусств

  • индивидуализм, культ личности

Излюбленный герой - художник, в широком смысле слова: писатель, поэт, живописец, музыкант. Музыку считали высшим из искусств.

Романтики сосредотачиваются на изображении душевной , психологической жизни героев, а внутренний мир героя весь состоит из противоречий.
Общие черты романтизма


  • осознание катастрофической раздробленности Нового времени и побег от него в мир иллюзии, мечты, сказки, результатами чего стали двоемирие и романтическая ирония

  • интерес к экзотическому, необычайному, фантастическому

  • интерес к фольклору, национальной истории, национальному колориту

  • невероятные ситуации и неординарные герои

  • мифологизация действительности через обращение к символизации, гротеску, фантастике

Новая система жанров


  • лиро-эпическая и лиро-драматическая поэма (Байрон)

  • романтическая драма (Гюго)

  • сказка (Гофман, братья Гримм)

  • исторический роман (Скотт)

  • фантастическая новелла (По, Гофман)

2. Романтизм в Германии. Периодизация и характеристика основных этапов.

Общественная ситуация в Германии конца XVIII века. Невозможность широкой политической активности ввиду раздробленности страны. Внутренняя энергия нации направлена в духовные сферы. Расцвет литературы и немецкой классической философии. Специфика немецких романтиков (особенно ранних) – склонность к философскому теоретизированию, в частности, в области эстетики, а также к объединению в группы.


Йенская школа - группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена . Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели , Людвиг Тик , Новалис . Они начинают выпускать журнал « Атеней », где формулируют собственную эстетическую программу. Деятельность йенской школы знаменовала собой первый этап в развитии немецкого романтизма .

Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. «Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия», - пишет Фр. Шлегель. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства.

Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма , на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве - полнейший произвол творческой личности.


Гейдельбергская школа романтизма (нем. Heidelberger Romantik ) - второе после йенского поколение немецких романтиков , которое группировалось вокруг Гейдельбергского университета в великом герцогстве Баден . Главные представители - Ахим фон Арним и его зять Клеменс Брентано .
В целом гейдельбергская школа носила националистический характер (одно из первых проявлений романтического национализма ). Рост национального самосознания гейдельбержцев связан , прежде всего, с неприятием государственных реформ, насаждаемых Наполеоном на захваченных им территориях.
В рамках гейдельбергского романтизма оформилось первое научное направление в изучении фольклора - мифологическая школа , в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей .
Для мифологической школы характерно представление о мифологии как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства», как о «ядре, центре поэзии». Окончательно мифологическая школа оформилась в трудах братьев В. и Я. Гримм.Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклор – бессознательное и безличное творчество «народной души».
Романтическая литература развивалась в Германии начиная середины 90-х годов XVIII века и была господствующим направ­лением в течение всей первой трети следующего столетия.

Романтизм проник во все сферы искусства. Романтические писатели и поэты - Новалис, Людвиг Тик, Вильгельм Вакенродер, Людвиг Ахим Арним, Клеменс Брентано, Иозеф Эйхендорф, Генрих Клейст , Эрнст Теодор Амадей Гофман, Адельберт Шамиссо и др.- образовали целую художественную школу, знаменовавшую собой зна­чительный этап в эстетическом развитии нации. Живописцы ро­мантического направления - Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге, Фридрих Овербек, Мориц фон Швинд и др.- ломали традиционные формы классицистического искусства, создавали ис­полненные настроения пейзажи или символические картины, связывающие воедино цвет и форму, явления природы и мироздания и человеческого бытия. Романтическое мироощущение вызвало к жизни широкое развитие музыкальных жанров. Опираясь на опыт гениальных композиторов Моцарта и Бетховена, композиторы-романтики Франц Шуберт, Карл Мария Вебер, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон-Бартольди , Рихард Вагнер развили вокальное и оперное искусство, широко использовали элементы народной песенной традиции и народных сказаний.

Низменной, сугубо мате­риальной природе окружающей действительности немецкие романтики противопоставляли искусство и красоту человеческих отноше­ний. Они создали культ дружбы и любви. Огромное этическое значение романтического понимания любви заключалось в утвер­ждении избранности, неповторимости этого чувства, примата ду­ховного над физическим, в требовании внутренней близости, взаимопонимания и душевной гармонии любящих.

Наиболее полное выражение духовного начала романтики виде­ли в музыке. Музыкант, поэт, живописец - главный объект ху­дожественного осмысления в немецкой романтической литературе. Творческая одаренность - высшая форма развития личности. Искусство способно к глубочайшему познанию жизни. «Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого», - писал Новалис.

3. Творческий путь Гофмана. Жанр сказки в творчестве Г офмана .
Среди писателей позднего немецкого романтизма одной из самых ярких фигур был Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). Родился он в семье прусского королевского адвоката.

Уже с юношеских лет в Гофмане пробуждается богатая творческая одаренность. Он обнаруживает немалый талант живописца. Но главной его страстью, которой он остается верен на протяжении всей своей жизни, становится музыка. Играя на многих инструментах, он основательно изучил теорию композиции и стал не только талантливым исполнителем, дирижером, но и автором целого ряда музыкальных произведений.


Несмотря на свои разнообразные интересы в области искусства , в университете Гофман вынужден был из практических соображений изучать юриспруденцию и избрать профессию, традиционную в его семье. Вступив в литературу в ту пору, когда иенскими и гейдельбергскими романтиками уже были сформулированы и развиты основные принципы немецкого романтизма, Гофман был художником-романтиком. Характер конфликтов, лежащий в основе его произведений, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма. Так же как и у иенцев, в основе большинства произведений Гофмана находится конфликт художника с обществом. Изначальная романтическая антитеза художника и общества - в основе мироощущения писателя. Вслед за иенцами высшим воплощением человеческого «Я» Гофман считает творческую личность.- художника, «энтузиаста», по его терминологии, которому доступен мир искусства, мир сказочной фантастики, те единственные сферы, где он может полностью реализовать себя и найти прибежище от реальной филистерской повседневности.
Герои Гофмана - скромные и бедные труженики, чаше всего интеллигенты-разночинцы , страдающие от тупости, невежества и жестокости окружения.
Мир сказки Гофмана обладает ярко выраженными признаками романтического двоемирия, которое воплощается в произведении различными способами. Романтическое двоемирие реализуется в повести через прямое объяснение персонажами происхождения и устройства мира, в котором они живут. Есть мир здешний, земной, будничный и другой мир, какая-нибудь волшебная Атлантида, из которой и произошел когда-то человек.
В сборник «Фантазии в манере Калло» входит и сказка из новых времен - «Золотой горшок». Новаторство писателя проявилось в том, что сказочные события происхо­дят здесь в гуще реальной повседневности. Местом действия автор избирает Дрезден. Современники узнавали улицы, площади и увеселительные заведения города. И главный герой сказки занимается отнюдь не сказочным делом. Он - студент, из очень небо­гатых, и вынужден подрабатывать себе на жизнь переписыванием бумаг. В жизни ему не везет. Но он обладает способностью к вооб­ражению. В душе он поэт, энтузиаст.

Столкновение энтузиаста с реальностью составляет централь­ный конфликт сказки. Мечты Ансельма колеблются между жела­нием обрести солидное положение в обществе (стать надворным советником) и устремлением в воображаемый поэтический мир, где человеческая личность на крыльях фантазии чувствует себя безгранично свободной и счастливой. Быт и поэзия противопоставлены друг другу. Власть быта олицетворена в образе дочери чи­новника конректора Паульмана- Веронике, власть поэзии - в об­разе золотисто-зеленой змейки Серпентины.

Вероника по-своему привлекательна, но желания ее мелочны и убоги. Ей хочется выйти замуж и щеголять в новой шали и новых сережках. В борьбе за Ансельма ей помогает колдунья - торговка яблоками. Быт в романтическом представлении Гофмана - страш­ная и бездуховная сила. Быт притягивает к себе человека, лишает его высоких устремлений. В обывательском сознании вещи господ­ствуют над людьми. И Гофман оживляет вещи: скалит зубы дверной молоток , корчит рожи кофейник со сломанной крышкой. Оживший мир вещей фантастически страшен, как страшен мир лю­дей вроде конректора Паульмана и регистратора Геербранта, чьи помыслы устремлены только на дела житейские.

Этому бездуховному филистерскому бытию писатель-романтик противопоставляет другой мир - сказочное царство поэтической фантазии. Так возникает отличительная черта гофмановского твор­чества - двоемирие.

Сказочное царство мечты населено необыкновенными существа­ми. Князь духов Саламандр и его дочери-золотисто-зеленые змейки могут в быту принимать обличие обыкновенных людей, но их подлинная жизнь протекает в сфере чистой красоты и поэзии. Эта сфера изображена подчеркнуто невещественно и контрастно противостоит населенному вещами пространству обывательского мира. В мире поэзии господствуют цвета, запахи, звуки, предметы утрачивают свою материальность, движутся, переходят один в другой, сливаясь в единую гармонию красоты.

Единственным прибежищем от удручающей власти быта, по мысли писателя, оказывается мир поэтической мечты. Но Гофман понимает и его иллюзорность. Ироническая концовка подчеркивает это. Князь духов Саламандр утешает автора, горестно завидующего счастью Ансельма, утверждая, что сказочная Атлантида - лишь «поэтическая собственность» ума. Она-плод воображения, пре­красная, но недостижимая мечта. Романтическая ирония Гофмана ставит под сомнение осуществимость романтического идеала.

Восприятие действительности как царства эгоизма и бездуховности часто окрашивало произведения Гофмана в мрачные тона. Фантастика выражала страх писателя перед непонятными сторо­нами жизни. Во многих рассказах Гофмана блистают фантастические картины раздвоения человеческой личности , безумия, превращения человека в автомат. Мир выступает необъяснимым и иррациональ­ным.
Смысл произведения «Крошка Цахес»

В центре произведении история отвратительного уродца, наделённого волшебным даром присваивать себе заслуги окружающих. Ничтожное существо благодаря трём золотым волоскам пользуется всеобщим почётом, вызывая восхищение, и даже становится всесильным министром. Цахес – отвратителен, и автор не жалеет средств, чтобы внушить это читателю. Сравнивая его то с обрубком корявого дерева, то с раздвоенной редькой. Цахес ворчит, мяукает, кусается, царапается. Он одновременно страшен и смешён. Смешён тем, что нелепо пытается слыть прекрасным наездником и виртуозным виолончелистом, а страшен тем, что при своих мнимых дарованиях обладает явной и несомненной властью.
Данная сказка было создана во втором периоде творчества Гофмана. Последние восемь лет своей жизни он живёт в Берлине, находясь на службе в государственном суде. Негодность существовавшего судоведения привели его к конфликту с Прусской государственной машиной, и в творчестве его происходят изменения: он переходит к социальной критике действительности и обрушивается на общественные порядки Германии. Его сатира становится более острой, более политически окрашенной. В этом заключается трагичность судьбы Гофмана и его высокое предназначение. Понять это можно с помощью деталей этого произведения. Во-первых, гротескно-фантастический образ Цахеса: в нём он выразил своё неприятие действительности. Кроме того , в сказочной форме автор отразил мир, где жизненные блага и почёт воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам. Действие сказки происходит в сказочном царстве, где на равных с людьми существуют волшебники и феи – в этом Гофман изобразил реальное существование мелких германских княжеств. Образ Валтазара – это противоположный образ Цахесу, он писатель светлого идеала. Ему одному открывается ничтожная сущность маленького уродца, отнявшего у него невесту и славу.
В финале сказки Валтазар венчает свою победу над Цахесом женитьбой на прекрасной Кандине и получает в дар от своего покровителя дом с великолепной мебелью, с кухней, где кушанья никогда не перекипают и с огородом, где раньше, чем у других поспевает салат и спаржа. Насмешки простираются не только на самого героя, но и на саму сказочную фантастику. Возникает сомнение в возможности и необходимости бегства от действительной реальности в широкие романтические мечты.
4. Поэтика и проблематика романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».
С атирический роман немецкого писателя- романтика Э. Т. А. Гофмана , вышедший в двух томах в 1819 и 1821 годах. Произведение считается вершиной творчества писателя, объеди няя в себе смешное и трагическое.

Композиция романа представляет собой две не пересекающиеся сюжетные линии - биография кота Мурра и история жизни при дворе в карликовом немецком княжестве капельмейстера .

Как предупреждает с первых строк вымышленный издатель книги, предлагаемая книга является исповедью учёного кота Мурра, являющегося одновременно и автором, и героем. Однако, при подготовке книги к печати произошёл конфуз: когда к издателю стали поступать корректурные листы, то обнаружилось, что записки кота Мурра постоянно перебиваются обрывками совершенно постороннего текста. Оказалось, что кот, излагая свои житейские воззрения, рвал на части первую попавшуюся ему в лапы книгу из библиотеки хозяина, чтобы использовать выдранные страницы «частью для прокладки, частью для просушки» . Под кошачьи лапы попало жизнеописание Иоганнеса Крейслера и по небрежности наборщиков эти страницы тоже были напечатаны.

Таким образом, жизнеописание гениального композитора представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии. Здесь проявилась поистине гениальная фантазия Гофмана, которая оказалась способной придать горькой самоиронии такую форму.

Программный герой романа, Иоганнес , олицетворяет высшую правду. Рядом с ним в романе существует ещё художник - Абрагам Лисков - органный мастер, иллюзионист, пиротехник, устроитель праздников.

Крейслер - музыкант, а музыка, как считает Гофман и считали все йенцы , - «высший, самый романтический вид искусства». Особенность Крейслера по отношению к героям ранних произведений Гофмана в том, что он живет не в мире поэтических грёз, а в реальной филистерской Германии . В поисках хлеба насущного он странствует от одного княжеского двора к другому, из одного города в другой. Ему « приходится чеканить из своего вдохновения золото, чтоб дольше протянуть нить своего существования ».
Крупным итоговым произведением Гофмана был незаконченный роман «Житейские воззрения кота Мурра» (1-й том- 1819 год; 2-й том - 1821 год). Писатель снова обращается здесь к романтическому энтузиасту - Крейслеру. Однако он не единственный герой романа. Значитель­ное место в нем принадлежит ученому коту Мурру. Мурр пишет историю своей жизни, а листы из биографии Крейслера использует для прокладки. Поэтому судьба капельмейстера предстает в отрыв­ках и содержит в себе много недосказанного.

Банальные события и житейские треволнения кошачьей жизни перемешаны с напряженной, исполненной трагизма историей му­зыканта.

Необычный композиционный прием призван показать внутрен­нюю связь двух противоположных миров , богатство смысло­вых оттенков самой жизни, в которой высокое и низменное, ко­мическое и трагическое существуют в нерасторжимом единстве.

Ученый кот воплощает в себе обывательское сознание. Жиз­ненный путь Мурра ничем не отличается от человеческого. Он влюбляется, женится, встречается с другими котами, болезненно переживает высокомерное отношение собак, с которыми пытается свести дружбу. Мурр начитан и склонен похваляться своей образо­ванностью. Он твердо убежден, что разум - это всего лишь «спо­собность поступать сознательно и не допускать никаких безумств». В этом состоит его житейская мудрость.

Взаимоотношения кошек и собак сатирически воспроизводят отношения между бюргерами и дворянством, а кошачий буршеншафт, заседания которого сопровождаются обильными возлияния­ми селедочного рассола, недвусмысленно выражает авторское отно­шение к националистически настроенным немецким буршам.

Животные инстинкты в обывательском мире лишь прикрыты возвышенной фразой. Решив угостить свою мать селедочной голо­вой, Мурр не удержался и съел ее. Этот поступок он сопровождает глубокомысленными размышлениями: «Но как постичь всю измен­чивость сердца тех, кто живет в нашем бренном мире? Зачем не оградила судьба грудь нашу от дикой игры необузданных страстей? Зачем нас, тоненькие, колеблющиеся тростинки, сгибает вихрь жизни? То наш неумолимый рок! О аппетит , имя тебе кот!»

Бренный мир», «дикая игра необузданных страстей», «вихрь жизни» и т.д. - это все обороты романтической фразеологии. Она вошла в моду, стала достоянием филистеров, прикрытием их по­требительских стремлений. Контраст между высокой патетической речью и банальностью помыслов становится средством сатиричес­кого обличения филистерства.

Вторая линия романа связана с образом Крейслера. Уютному существованию филистера противопоставлена бесприютность бытия художника. Конфликт художника с миром носит трагический харак­тер. Источником трагедии является несовместимость тонких чувств и высоких помыслов художника с мизерностью окружающей его жизни.

Княжество Зигхартсвейлер, где оказывается Крейслер, сарка­стически изображено как марионеточное царство видимости. Князь Ириней давно уже утратил настоящую власть, но не утратил пред­ставлений о собственной значительности. Придворные церемонии организуются с невероятной помпой, выезд князя сопровождается скороходами, которые, правда, едут на линейке и лишь слегка болтают ногами, имитируя бег. Финансовые советники государства сосредоточенно занимаются проверкой счетов из княжеской пра­чечной.

Смехотворная мизерность этого «двора» очевидна. Но нравы, господствующие при дворе, страшны. Двором заправляет княже­ская фаворитка советница Бенцон. Чтобы укрепить свое влияние, она сватает свою дочь, прекрасную Юлию, за слабоумного принца Игнатия , Л принцессу Подвигу, повинуясь династическим интере­сам, пытаются выдать замуж за сластолюбца и убийцу принца Гектора.

В этом мире вынужден жить Крейслер. существо возвышенное, благородное, всецело преданное музыке. Ему чужд этот мир, и он чужой в нем. Необходимость обслуживать двор своей музыкой приводит Крейслера к глубочайшему разладу. Ему свойственно не только недовольство окружающим, но и глубокая неудовлетворен­ность собственными возможностями. Его душевная неуспокоенность контрастно противостоит благодушному самодовольству Мурра и застывшему в мертвом существовании обществу при дворе. Все это делает образ Крейслера сложным, внутренне богатым, но и проти­воречивым.

Крейслер порой чувствует себя на грани безумия. Трагизм его положения еще усиливается любовью к Юлии, предназначенной в жены жестокому и слабоумному принцу.

Крейслер - носитель авторского взгляда па мир. Романтиче­ская неудовлетворенность существующим приводит его к абсолю­тизации духовности, воплощенной в музыке. Сфера искусства, где он ищет себе утешения, выступает как область, противоположная действительной жизни.

Программным выражением позиции Крейслера является его зна­менитое рассуждение о «любви артиста». Его любовь не стремится к реализации, она лишь сила , вызывающая к жизни творения искусства.

Конфликт художника с миром осмысляется в этом романе как конфликт социальный. Крейслер утверждает право художника на собственную позицию в неприемлемом для него социальном укладе. Больше того, он делает попытку активного вмешательства в жизнь, убирая с дороги преступного принца Гектора.

Многообразие охвата действительности, утверждение неприми­римости искусства и мира, основанного на корысти и эгоизме, трагическое, но активное противостояние художника этому миру - все это делает последнее крупное произведение Гофмана выдаю­щимся явлением немецкой романтической литературы.


5. Общая характеристика английского романтизма.
Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его адепты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью).
Кроме озерной школы, английскими романтиками являются – Байрон, Шелли, Скотт. Озерная школа – Вордсворт, Кольридж, Саути. Термин «озерная школа» возник в 1800г, когда в одном из английских журналов Вордсворт был объявлен ее главой. Жизнь и творчество трех поэтов связано с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Программным стало первое совместное произведение Вордсворта и Кольриджа – сборник «Лирические баллады» 1798г. В нем наметились: отказ от классицистических образцов , демократизация проблематики, расширение тематического диапазона, ломка системы стихосложения. Поэты призывали изображать повседневный быт скромных тружеников, простых людей. Тем самым они являлись продолжателями традиций сентиментализма. Вордсворт и Саути апеллировали к внутреннему миру человека, интересовались диалектикой его души. Одним из главных принципов было использование фольклора. Обогащение языка велось за счет введения разговорной лексики, упрощения поэтической конструкции. Выступая против законов буржуазного общества, они обращались к изображению средневековья. Лейкисты ратовали за смену силлабической системы стихосложения более соответствующей нормам английского языка тонической системой, смело вводили новые лексические формы, разговорные интонации, развернутые метафоры и сравнения, сложную символику. Задача поэзии – уловить абсолютное в простейших явлениях современной жизни. Интуитивное восприятие окружающих вещей есть наиболее полное познание их внутреннего смысла. Утверждая самоценность личности, лейкисты настойчиво искали пути восстановления нарушенных нравственных связей человека с природой, апеллируя к нравственности и чистоте человеческой души.

Нужно сказать о том, что феномен двойничества характерен не только для культуры Серебряного века.
Двойничество как философская, художественная категория возникает в романтизме, реализуясь в творчестве западноевропейских романтиков, она по-разному проявляется в творчестве русских писателей XIX века, но в культуре Серебряного века, становясь реальностью художественного сознания эпохи, обретает черты детерминанты рубежной культуры. В литературной и худажественной критике эпохи возникает устойчивый интерес к проявлению феномена двойничества в литературе и искусстве предшествующих исторических эпох. С позиций двойничества интерпретируются художественные явления, творческие личности. Именно в контексте двойничества в культуре Серебряного века актуализируются имена Гофмана, Лермонтова, Гоголя, новое звучание и смысл приобретают художественные открытия Достоевского. Их творчество в русской культуре начала ХХ века художественно, критически переосмысливается, изучается, с ними вступают в диалог, ведут дискуссии.
Поэтому, для нас представляется важным при изучении феномена двойничества в культуре Серебряного века, обратиться к его генезису.
Категория двойничества впервые философски и эстетически осмысливается в литературе романтизма.
Следует сказать, что проявление феномена двойничества в культурном сознании романтизма связано прежде всего с социально-политическими потрясениями в Европе. На рубеже XVIII-XIX веков происходят буржуазные революции в Голландии и Англии, промышленный переворот в Англии. Но наибольшее влияние на развитие идей романтизма оказала Великая Французская революция, которая объединила истории отдельных стран в историю общеевропейскую и общемировую /29/.
Литература и искусство в это время, пожалуй, впервые ставят новую для себя задачу – создать теорию, способную отразить весть комплекс вопросов бытия человека, природы и всей вселенной.
Теоретик иенской школы романтизма Ф. Шлегель подчеркивал значение для романтизма французской революции, которая, с его точки зрения, выдвинула на первое место отдельную личность. Абсолютизируя отдельную личность, «бесконечный индивидуализм», по определению Ф. Шлегеля, романтизм создает совершенно новый тип героя /28/.
Новый тип героя определил и характер конфликта в литературе романтизма: у романтиков индивидуализм сам диктует окружающей действительности свои законы. Но одновременно в концепции романтической литературы у Ф. Шлегеля содержатся требования объективности изображения: принцип историзма, согласно которому каждое явление должно рассматриваться в развитии, а также требования связи литературы с действительностью. В этом противоречии и рождается конфликт субъективного и объективного, бесконечного и обусловленного (с одной стороны, неограниченные возможности творца – художника, с другой – объективная реальность, живущая по собственным законам) /29/.
Таким образом, в романтизме наблюдается конфликт между существующей действительностью и индивидом, романтическим героем.
В силу этого происходит своеобразное раздвоение мира – разделение его на мир реальный, действительно существующий и мир нереальный, фантастический, иррациональный или мир мечты, грез, существующий в сознании романтического героя: художественный мир романтиков развиваясь порождает и раздвоение их героев.
Действительность представляется романтикам низкой, приходящей, они стремятся бежать от этой пагубной действительности любыми способами, и чаще всего спасаются от нее уходом в мир мечты, грез, в мир своих фантазий, в мир, который они сами создают, противопоставляя его миру реальному. Это раздвоение мира в сознании и художественной практики романтиков не могло не сказаться на сознании отдельно взятой личности. Двоемирие обуславливает разлад личности, ее сознания, распад ее целостности, что в свою очередь приводит к раздвоению личности.
В литературе романтизма феномен двойничества решается на уровне личности, сознание которой под давлением расколотого, двоящегося мира также двоится, порождая тем самым появление своеобразных образов – двойников романтических героев.
Особенно ярко мотив двойничества (как расщепление сознания личности, его раздвоение, и как раскол мира) выражен в творчестве одного из крупнейших немецких романтиков – Эрнеста Теодора Амадея Гофмана.
Когда говорят о гофмановском образе или сюжете, прежде всего имеют ввиду причудливое соединение элементов реальности с фантастической игрой авторского воображения. В отличие от ранних романтиков, которым окружающий мир рисовался лишь неким отсветом мира надреального, Гофман воспринимал действительность как объективную реальность. Однако этот мир представляется ему иррациональным, так как невозможно обретение мировой гармонии в существующих конкретных обстоятельствах /23/.
Гофман не пытался игнорировать реальность, заменяя ее художественным воображением. Создавая фантастические картины, он осознавал их иллюзорность. Фантастика служила Гофману средством постижения условий жизни. В фантастических происшествиях, которые случаются с героями Гофмана, отражается реальность, законы развития которой были во многом недоступны автору. Но он чутко ощущал неправильность общественного порядка, его враждебность развитию личности. Силы, чуждые его современникам, выступали, как правило, в фантастическом обличье.
Вообще фантастика в художественном сознании романтиков утверждается как антитеза отвергаемой ими действительности, и как осмысление ее враждебности человеку. Фантастика и мир искусства являются для романтиков теми смежными сферами, в которые они устремляются в своем отрицании окружающей действительности. И Гофман во многих своих произведениях в полном соответствии с принципами романтического мировоззрения и эстетики утверждает несовместимость идеала с действительностью, несовместимость подлинно высокого искусства как наиболее полного отображения этого идеала с реальной, обыденной жизнью. Его первая полуфантастическая новелла «Кавалер Глюк» развивает одну из основных идей творчества писателя – неразрешимость конфликта между художником и обществом. Все люди делятся для Гофмана на две группы: на художников в самом широком смысле – людей, поэтически одаренных, - и людей, абсолютно лишенных поэтического восприятия. «Я как высший судия,- говорит alter ego автора, его излюбленный герой – музыкант и композитор Иоганнес Крейслер,- поделил весь род человеческий на две неравные части: одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов» /16/.
Итак, гофмановское двоемирие, лежащее в основе его творчества, - это прежде всего разрыв между мечтой и действительностью, который самим героем воспринимается как непреодолимый. Конфликты разыгрываются на земной почве, в реальной действительности, сопровождаясь феерией чудесных и жутковатых превращений, где жизнь воплощается во множестве вариантов – зеркальных отражений.
По мнению М.П. Михальской, «Для Гофмана несомненно превосходство мира поэтического над миром реальной повседневности. И он воспевает этот мир сказочной мечты, отдавая ему предпочтение перед миром реальным, прозаическим». /29/.
Такой принцип двоемирия отражен в целом ряде произведений Гофмана. Такова прежде всего сказочная новелла «Золотой горшок». Это сказка из новых времен – как определил автор жанр своего создания. Сказочные происшествия случаются в знакомых, привычных местах Дрездена. Рядом с обыденным миром жителей этого города существует постоянный мир чародеев, волшебников и злых колдуний. Это двоемирие определяет атмосферу произведения.
Герой новеллы, студент Ансельм – чудаковатый неудачник, наделенный «наивной поэтической душой», и это делает доступным для него мир сказочного и чудесного. Столкнувшись с ним, Ансельм начинает вести двойственное существование, попадая из своего прозаического бытия в царство сказки, соседствующее с обычной, реальной жизнью. В соответствии с этим новелла и композиционно построена на переплетении и взаимопроникновении сказочно-фантастического плана с реальным.
Двуплановость творческого метода Гофмана сказалась и в соответствующем делении персонажей на две группы. Конректор Паульман, его дочь Вероника, регистратор Геербранд – прозаически мыслящие обыватели. Им противопоставлены архивариус Линдгорст с дочерью Серпентиной, пришедшие в этот мир из фантастической сказки, и чудак Ансельм, душе которого открылся сказочный мир архивариуса.
В счастливой концовке новеллы получает полное истолкование ее идейный замысел. Ансельм женится на Серпентине и, став поэтом, поселяется с ней в сказочной Атлантиде. При этом он получает в приданное поместье и золотой горшок, который он видел в доме архивариуса. Золотой горшок у Гофмана – это явная трансформация «голубого цветка», знаменитого романтического символа возвышенной мечты, введенного ранним немецким романтиком Новалисом и ставшего неким хрестоматийным каноном /17/.
Таким образом, Ансельм находит осуществление своей поэтической мечты, и мир фантастический, сказочный все-таки одерживает победу над неприглядной реальностью.
В произведениях Гофмана нередко происходит и раздвоение внутреннего мира его героев, раздвоение на уровне сознания. Появление двойников связано с особенностями романтического миросозерцания. Двойник в авторской фантазии возникает от того, что писатель замечает отсутствие целостности личности – сознание человека разорвано, устремленный к добру, он, подчиняясь таинственному импульсу, совершает злодейство. Гофман был первым среди писателей XIX века, открывших двойственность человеческой натуры. У Гофмана противоречивые черты человека выступают раздельно, не смешиваясь, и материализуются в творческом сознании в образах двойников /29/.
Тема раздвоения внутреннего мира человека наиболее ярко проявляется в новеллах Гофмана «Песочный человек» и «Мадемуазель де Скюдери». Так, в новелле «Песочный человек» раздваивается сознание главного ее героя – Натанаэля. Здесь Гофман утверждает факт, что человеческая психика – это нечто неоднородное. Существуют как дневные, так и ночные стороны человеческой души, которые в определенный момент под влиянием различных обстоятельств могут спровоцировать раздвоение личности, ее самоотрицание, что и происходит с героем новеллы Гофмана. Для Натанаэля придуманный им же самим образ Песочного человека становится страшным призраком, который постоянно преследует его. Натанаэль погружается в некий фантастический мир, где царит придуманный им Песочник, воплощающийся в сознании Натанаэля в образе старого адвоката Коппелиуса. Этот образ постоянно и всюду преследует Натанаэля, приводя его в ужас. Но на самом деле все страшное и ужасное происходит лишь в душе героя новеллы, а темная сила, воплощенная в образе Коппелиуса является лишь фантомом его собственного «я», его двойником, в котором концентрируются темные, «ночные», стороны души Натанаэля. Раздвоение его внутреннего мира происходит под влиянием того, что Натанаэль, как истинный «музыкант» не может примириться с существующей действительностью, с непониманием окружающих, в том числе и близких ему людей. Даже его возлюбленная Клара по определению самого героя новеллы, является «бездушным автоматом» /16/.
Натанаэль все глубже погружается в мрачную мечтательность, и Коппелиус – его враждебный, злой двойник неотступно преследует его, все более затягивая в свои сети, что, в конечном счете, окончательно губит Натанаэля.
В новелле «Мадемуазель де Скюдери» подобным образом раздваивается сознание Рене Кардильяка, который ведет двойственное существование. Днем он является известны, уважаемым всеми ювелиром, а под покровом ночи, подчиняясь некоему таинственному импульсу, становится жестоким убийцей, абсолютно не контролирующим собственные поступки.
Таким образом, можно утверждать, что феномен двойничества характерен для творчества Гофмана, мотив двойничества воплощается во многих его произведениях. Двойничество у Гофмана реализуется как на уровне раздвоения мира на реальный и идеальный, что происходит вследствие протеста поэтической души против быта, действительности, так и на уровне раздвоения сознания романтического героя, что в свою очередь обуславливает появление своеобразного двойника. Здесь нужно сказать, что данный тип героя с его двоящимся сознанием, скорее всего отражает сознание самого автора и в какой-то мере его герои являются его же собственными двойниками.

Романтического двоемирия и мотив невыразимого в русской литературе - страница №1/1


  1. Романтизм как литературное направление. Философские и эстетические взгляды русского романтизма, его классификация и основные представители. Ведущие романтические жанры.

  2. Особенности созерцательного романтизма В.А. Жуковского. Своеобразие жанра элегии в творчестве поэта. Анализ произведения «Сельское кладбище»: тематика, образ лирического героя, композиция, специфика художественного времени и пространства.
Баллады В.А. Жуковского. Типология жанра и его художественная специфика. Анализ одной баллады В.А. Жуковского (по выбору студента).

  1. Тема романтического двоемирия и мотив невыразимого в русской литературе XIX века (на примере стихотворений В.А. Жуковского «Невыразимое», А.С. Пушкина «Осень», Ф.И. Тютчева « Silentium »).

  2. Периодизация творчества К.Н. Батюшкова. Тематика и художественное своеобразие лирики поэта 1803 – 1812 года. Эпикурейские традиции, особенности «маленькой философии». Анализ стихотворения «Мои пенаты».
Лирика К.Н. Батюшкова 1812 – 1822 года. Философская основа, жанровая специфика. Тема разочарования в жизни, символика смерти. Анализ произведения «Изречение Мельхиседека».

Художественное своеобразие философского романтизма. Тематика и поэтика стихотворений Д.В. Веневитинова. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).


  1. Тема судьбы гения в лирике поэтов первой трети XIX века (на примере творчества В.А. Жуковского, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского).

  2. Философское осмысление жизненного пути человека (сравнительный анализ произведения Д.В. Веневитинова «Жизнь» и А.С. Пушкина «Телега жизни»).

  3. Натурфилософские искания и образ природы в лирике поэтов первой трети XIX века (на примере стихотворений Д.В. Веневитинова, А.С. Хомякова, С.П. Шевырева).

  4. Тематика, художественное своеобразие и основные представители гражданского романтизма. Жанровые и стилистические особенности поэтов-декабристов (на примере творчества П.А. Катенина, и Ф.Н. Глинки).
Гражданские мотивы в лирике К.Ф. Рылеева. Ведущие темы, идеи, образы. Анализ стихотворения «Я ль буду в роковое время…»: элементы романтизма, специфика отражения ведущих исторических и нравственных вопросов современности, проблема молодого поколения в интерпретации поэта, образ лирического героя.

Жанр думы в творчестве К.Ф. Рылеева: тематика, идейная направленность, историческая основа, особенности сюжета и композиции, система персонажей. Анализ одного произведения (по выбору студента).

Идейно-тематическое и художественное своеобразие раннего творчества Е.А. Баратынского (1820-е годы). Особенности романтического мировосприятия лирического героя. Специфические особенности трактовки темы любви, разлуки, счастья, искусства. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).

Философия, поэтика и структура цикла Е.А. Баратынского «Сумерки». Содержание и функция посвящения П.А. Вяземскому. Отражение основных идей сборника в стихотворении «Недоносок».

Партизанская лирика Дениса Давыдова. Образ поэта-партизана. Лирический герой и его эволюция. Тематика и жанровое своеобразие. Анализ одного произведения (по выбору студента).

Своеобразие романтизма в творчестве П.А. Вяземского. Жанровый состав, гражданский пафос произведений. Сатирическое творчество. Анализ одного стихотворения поэта (по выбору студента).

Поэты пушкинской поры. Анализ творчества А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, Ф.Н. Глинки, Н.М. Языкова (по выбору студента).

Специфические особенности прозы русских романтиков. Тематика и поэтика русской фантастической повести (на примере произведения В.Ф. Одоевского «Сильфида»).


  1. Русская светская повесть первой трети XIX века. Анализ одного произведения (по выбору студента).

  2. История и теория жанра басни. Басенное творчество И.А. Крылова: социальные, нравственно-философские, эстетические вопросы и их отражение в творчестве писателя. Анализ одной басни (по выбору студента).
Тематика, сюжет, композиция, система образов, хронотоп пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ Чацкого. Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Элементы классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в произведении.

  1. Тематическое и художественное своеобразие лицейской лирики А.С. Пушкина. Традиции русской литературу XVIII столетия и рубежа веков и их отражение в творчестве поэта. Гражданская и эпикурейская поэзия раннего А.С. Пушкина. Комплексный анализ стихотворения «Воспоминание в Царском селе».

  2. Лирика А.С. Пушкина 1817 – 1820 –х годов. Социальная проблематика и гражданский пафос. Поэтическое осмысление русской истории. Жанровый состав пушкинской лирики Петербургского периода.
Комплексный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня». Романтические и реалистические тенденции. Социальная и нравственно-философская проблематика, композиция, специфика художественного времени и пространства. Общественно-политические и гуманистические взгляды поэта.

Ода А.С. Пушкина «Вольность» в контексте литературной традиции. Связь с одноименным произведением А.Н. Радищева. Социально-историческое и нравственно-философское звучание стихотворения. Жанровая специфика. Особенности стиля.

Стихотворения «южного периода» в творчестве А.С. Пушкина. Тематика, специфика романтического мировосприятия поэта, художественное своеобразие. Мотив романтического двоемирия. Анализ стихотворения «Погасло дневное светило».

Тематика и поэтика стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»: социально-философская основа, библейские мотивы, роль эпиграфа. Специфика художественных средств.

Стихотворения А.С. Пушкина, посвященные Е.К. Воронцовой («Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман»): тематика, биографическая основа, приемы создания образа любимой женщины, стилистическое своеобразие, функция обращений.

Нравственно-философские искания в лирике А.С. Пушкина 1830-х годов. Тема жизни и смерти, поиска гармонии и счастья. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).

Тема дружбы и образ Лицея в поздней лирике А.С. Пушкина. Адресант и адресаты стихотворений. Анализ одного произведения (по выбору студента).

Тема любви в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Я Вас любил…» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» как отражение взглядов поэта на взаимоотношения мужчины и женщины.


  1. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Пророк»: тематика, библейские аллюзии, композиция, хронотоп.

  2. Христианские мотивы в лирике А.С. Пушкина. Стихотворная переписка с митрополитом Филаретом (Дроздовым) и ее роль в раскрытии религиозно-философских поисков поэта. Анализ стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…».
Эволюция трактовки темы «свободы» в Южных поэмах А.С. Пушкина (на примере произведений «Кавказский пленник» и «Цыганы»).

  1. Исторические, социальные, нравственно-философские вопросы и их отражение в поэме А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра I в произведении. Художественное своеобразие поэмы.

  2. Произведение А.С. Пушкина «Медный всадник» сквозь призму петербургского мифа. Образ Евгения и приемы его создания. Жанровое своеобразие, конфликт, композиция и хронотоп поэмы.
Поэма А.С. Пушкина «Анджело»: шекспировские традиции, тематика, конфликт милости и справедливости, система образов.

Тема народа и власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Историческая основа произведения. Образ царя Бориса: внутренний конфликт персонажа и его причины. Главные, второстепенные и эпизодические герои. Роль и место образов Пимена и юродивого Николки в произведении А.С. Пушкина.

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как цикл. Тематика, сюжетика и основные персонажи произведений. Философская основа трагедии «Пир во время чумы».

Конфликт «закономерности» и «случая» в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Германна, приемы его создания, причины нравственных противоречий персонажа. Жанровая специфика: черты светской, бытовой повести, авантюрного и готического романа, баллады в произведении.

Романтические, сентиментальные, реалистические традиции в «Повестях покойного И.П. Белкина». Образ рассказчика. Основные сюжеты цикла и их роль в раскрытии замысла А.С. Пушкина.

Социальная, любовная и нравственно-философская проблематика повести А.С. Пушкина «Дубровский». Образы русских дворян и их отражение в произведении. Конфликт помещиков и крестьян в восприятии автора.

Тематика и поэтика романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: роль эпиграфа, идея милости и справедливости, специфика отражения исторических событий, образ Гринева в системе персонажей произведения. Женские образы в романе.

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: история создания, тематика, образ главного героя и приемы его создания. Онегин в системе образов романа.

Художественный метод и жанровое своеобразие романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эпические и лирические черты, роль лирических отступлений. Черты романтизма и реализма. Композиция и хронотоп произведения. Образ повествователя. Понятие «онегинская строфа».

Периодизация творчества М.Ю. Лермонтова. Художественное своеобразие лирики 1828 – 1837 годов. Мифопоэтическая основа стихотворения «Ангел». Байронические мотивы и их отражении в произведении «Нет, я не Байрон, я другой…». Специфическая трактовка темы любви в стихотворениях «Нищий» и «Я не унижусь пред тобой…».

Специфика романтизма в лирике М.Ю. Лермонтова 1837 – 1841 года (на примере стихотворений «И скучно и грустно…», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…»). Байронические и шеллингианские мотивы. Тема поиска гармонии и обретения счастья. Конфликт человека и толпы. Роль природы и элементы пантеистической философии в произведении.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова рубежа 1830 – 1840-х годов. Трактовка темы искусства в стихотворениях «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».

Романтические тенденции в восприятии темы искусства и образа поэта в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Тема любви и образ любимой женщины в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: общие и индивидуальные черты в лирике поэтов.

Историческая и нравственно-философская проблематика поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Художественное своеобразие произведения.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: романтические тенденции, образ центрального персонажа и приемы его создания. Сюжет, композиция и хронотоп поэмы.

Тематика и поэтика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: образ Печорина, сюжет и композиция, роль приема «трех рассказчиков» в раскрытии авторского замысла.

Жанровое своеобразие романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Романтические и реалистические тенденции в произведении. Значение главы «Фаталист» в структуре романа.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл. Системообразующие факторы сборника повестей. Тематика, образы повествователей, композиция. Специфика фольклорного начала. Роль повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» в структуре цикла.

Художественное своеобразие сборника Н.В. Гоголя «Миргород». Тематика, идейная направленность, структура. Социальное и метафизическое в цикле. Анализ одного произведения (по выбору студента).

Петербургский миф и его отражение в петербургских повестях Н.В. Гоголя. Значение произведения «Шинель» в общем замысле цикла. Роль гротеска и 6фантастики в повести.

Тематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»: романтическая интерпретация темы искусства. Образы Пискарева и Пирогова: специфика антитетического изображения, портретная характеристика, эволюция персонажей. Художественное время и пространство: мифопоэтическое восприятие образа Петербурга.

Идейно-художественная и жанровая специфика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Социально-историческая и нравственно-философская проблематика. Система образов. Роль финала.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: тематика, сюжетно-композиционная структура, хронотоп. Образ Чичикова и приемы его создания. Роль портрета в формировании образа центрального персонажа. Чичиков с системе образов поэмы. Галерея помещиков и особенности ее построения.

Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: черты эпоса и лирики, роль и место вставных жанров в произведении. Специфика авторского замысла, библейские аллюзии, влияние шедевров мировой литературы на формирование замысла писателя.

«Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. Общественно-политические и религиозно-философские взгляды автора. Проблема творчества и предназначения писателя в произведении. Полемика вокруг «Выбранных мест…».