Биогафии

Происхождение каракалпаков история. Столица Каракалпакии - город Нукус. Автономная республика Каракалпакстан в составе Узбекистана. Каракалпаки — мирный и трудолюбивый народ

Каракалпаки, нация, основное население Каракалпакской АССР. Общая численность в СССР 236 тыс. чел. (1970, перепись). Из них 218 тыс. живут в Каракалпакской АССР, остальные - в Ферганской и Хорезмской областях Узбекской ССР, Туркменской ССР, небольшие группы имеются в Казахской ССР. Несколько тысяч К. живут в Афганистане. К. говорят на каракалпакском языке . Верующие исповедуют ислам. В антропологическом типе К. установлено наличие двух пластов - европеоидного, связанного с местным степным населением эпохи бронзы и античного времени, и монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. В числе древнейших предков К. были сако-массагетские племена, жившие в 7-2 вв. до н. э. у южных берегов Аральского моря. В период с конца 2 в. н. э. - 4 в. н. э. в приаральские степи нахлынули с В. и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6-8 вв.- тюрки. К этому времени сложились раннесредневековые народы Приаралья печенеги и огузы, в среде которых в 8-10 вв. началось формирование К. В начале 10 в. часть печенегов ушла на З., в южно-русской степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «чёрными клобуками» (от тюрк. каракалпак - чёрная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом восточная часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе кыпчакского родоплем. союза засвидетельствовано источниками племя кара-боркли - этноним, идентичный названию К. В 14-15 вв. на этногенез К. существенное влияние оказали связи К. с ногайцами. В конце 16 в. К. уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием. К. вели полуоседлый образ жизни, сочетали ирригационное земледелие со скотоводством (особенно крупный рогатый скот) и рыболовством. Общественный строй в 19 - начале 20 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных и некоторыми элементами капиталистических отношений. Сохранялись родоплеменная структура и пережитки родовых отношений в хозяйственной, общественной и семейной жизни. В культуре К. прослеживаются многовековые связи с народами Восточной Европы, Приуралья и Средней Азии. В условиях советского строя К. прошли путь некапиталистического развития, создали свою государственность и сформировались в социалистическую нацию. См. Каракалпакская АССР .

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); Толстов С. П., К вопросу о происхождении каракалпакского народа, в кн.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, в. 2, М. - Л., 1947; Жданко Т. А., Очерки исторической этнографий каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX - начале XX вв., М. - Л., 1950; Толстова Л. С., Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX - начале XX в., Нукус - Таш., 1963; Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1, Таш., 1964; Нурмухамедов М. К., Жданко Т. А., Камалов С. К., Каракалпаки. Краткий очерк истории с древнейших времен до наших дней, Таш., 1971.

Входящая в состав Узбекистана. Удивительное место, окруженное пустынями. Кто такие каракалпаки и как образовалась республика? Где она находится? Что интересного здесь можно увидеть?

Республика у высохшего моря

Территория Каракалпакстана расположена в долине реки Амударьи и доходит до берегов Аральского моря - когда-то четвертого по величине в мире. Эта республика печально прославила Узбекистан. Каракалпакия стала местом экологической катастрофы. В советское время воды впадающих в Арал рек стали направлять на орошение прибрежной местности. Постепенно море начало мелеть и высыхать.

Раньше в Аральском море обитали ценные виды рыб, большинство из которых использовались в промысле. Здесь находилось несколько рыбных комбинатов и заводов. Из-за неразумного использования уровень воды с каждым годом уменьшался. Территорию моря постепенно завоевывала пустыня, а химикаты, использовавшиеся в сельском хозяйстве, осаждались на поверхности, делая соли и воздух в этом районе ядовитыми.

Сейчас Республика Каракалпакстан известна как «кладбище кораблей». Во время медленного высыхания моря многие корабли так и остались стоять на месте. В бывшем морском порту Мойнак теперь находятся огромные ржавые посудины, расположенные прямо посреди горячих песков пустыни.

Общие сведения

Каракалпакия является суверенной республикой, которая входит в состав Узбекистана. Выйти из состава страны она может на основе референдума. Суверенный статус дает возможность Каракалпакии самостоятельно заниматься вопросами административного устройства республики, без согласования с Узбекистаном.

Каракалпакстан имеет свой флаг, герб, гимн и даже конституцию и правительственные органы. Президент Каракалпакии Ерниязов Муса Тажетдинович имеет титул председателя. Территория республики делится на 14 районов, называемых туманами. Столица Каракалпакии - Нукус - является отдельной административной единицей. Это самый крупный город республики. Другими крупными городами являются Турткуль, Чимбаль, Ходжейли, Беруний, Кунград и Тахиаташ.

Основу экономики составляет сельское хозяйство и промышленность. Выращиваются зерновые культуры (пшено и рис), хлопок, шелк. Распространено животноводство. В республике расположен единственный содовый завод в Средней Азии, в Кунграде производится карбид, в Ходжейлисе находится стекольный завод, столица Каракалпакии имеет кабельный и мраморный заводы.

География

Одина из самых интересных земель Средней Азии - это, безусловно, Каракалпакия. Где находится республика? Она расположена на в западной части Узбекистана. На востоке с ней граничат две области страны (Хорезмская и Навоийская). Западную, северную и северо-восточную границу Республика Каракалпакстан делит с Республикой Казахстан, южную и юго-восточную - с Туркменистаном.

Пустыни занимают большую часть территории республики, а именно 80 %. На северо-востоке расположена пустыня Кызылкум. В северной части республики на месте Аральского моря образовалась новая пустыня - Аралкум. Она состоит из песка и ядовитых солей, которые негативно влияют на здоровье местного населения.

Экологическое бедствие значительно отразилось на климате республики. Он стал резко континентальным и более засушливым. Летом здесь жарко и мало осадков, зимой холодно и практически нет снега. В дельте Амударьи растут тугайные леса. В остальной части распространена пустынная растительность - кустарники и полукустарники.

История Каракалпакии

На территории современного Каракалпакстана люди жили со времен неолита. В основу народности каракалпаков легли племена печенегов, проживавшие здесь одновременно с огузами примерно во II-VI веках нашей эры. Новое название этническая группа получила из-за ношения шапок из черной овечьей шерсти.

В начале XIV века образовывается Ногайское ханство, в состав которого входят и каракалпаки. Позже оно распадается на несколько орд. Вместе с Ордой шести улусов каракалпаки заселяют Приаралье, а в 1714 году основывают собственное Каракалпакское ханство.

После разгрома ханства калмыками часть населения уходит в Ташкент, а часть остается в низовьях Сырдарьи. Расположившиеся у нижних берегов реки каракалпаки позже становятся подданными российского императора.

Дальше Каракалпакия входит в состав различных государственных образований. В 1917 году она становится частью Казахской АССР, затем подчиняется непосредственно Социалистической России. В 1932 году образовалась Кара-Калпакская АССР. В 1936 году республика становится частью Узбекской ССР, после распада Советского Союза Каракалпакия осталась автономной республикой в составе Узбекистана, заключив договор на 20 лет.

Население

В Каракалпакии проживает примерно 1,8 миллиона человек. Количество городского и сельского населения приблизительно равное, но сельское население все же перевешивает. На территории Автономной республики в составе Узбекистана проживает наибольшее количество каракалпаков (примерно 500 тысяч). Общее их число составляет около 600 тысяч. Небольшая часть народа живет в Туркмении, Казахстане и России.

Количество узбеков и каракалпаков в Республике Каракалпакстан практически одинаковое. Казахи являются третьей по распространенности народностью. В пределах республики действуют два национальных языка: каракалпакский и узбекский. Каракалпакский язык имеет больше сходных черт с казахским, что часто вызывает политические разногласия среди населения. Основной религией является мусульманство суннитского толка.

Достопримечательности республики

Каракалпакстан называют археологическим заповедником. Здесь находится около девяти археологических памятников, например, городище Топрак-Кала, которое существовало в период с I по IV век нашей эры. Другое городище, Джанпык-Кала, существовало на территории республики с IX-XI века.

Среди памятников археологии - древние крепости Кызыл-Кала, Большой Гульдунсур, Джанбас-Кала. Последняя существовала ещё до нашей эры и представляет собой памятник культуры Хорезма. Существует также несколько культовых сооружений. В их числе Койкрылган-Кала. Это цилиндрическое здание высотой до 80 метров, которое использовали для поклонения зороастрийцы, позже оно служило сигнальной башней.

Кроме архитектурных достопримечательностей, в республике есть и природные. Прежде всего это Аральское море, почти полностью превратившееся в пустыню, кладбище кораблей в бывшем порту Мойнак, а также пустыня Кызылкум. Рядом с расположен заповедник Бадай-Тугай.

Столица Каракалпакии

Нукус расположен на побережье реки Амударья, в центральной части республики. Главным городом он был не всегда, долгое время эту функцию выполнял город Туркткуль. Столица Каракалпакии изменилась в 1933 году.

В городе проживает около 300 тысяч жителей. Он является крупнейшим в республике. Официальной датой его образования считается 1860 год, хотя исследователи утверждают, что Нукус - город с более давней историей. Поселения на территории города существовали ещё в древности. С IV до н. э. по IV н. э. здесь существовало городище Шурча, построенное жителями Хорезмского ханства.

Находится совсем недалеко, поэтому г. Нукус (Каракалпакия) испытал на себе вредные последствия катастрофы. Столица со всех сторон окружена Кызылкум, Аралкум и плато Устюрт - настоящей Несмотря на то что столица республики расположена в окружении пустынь, Нукус - город зелени и цветов.

Достопримечательности Нукуса

Столица Каракалпакии не обладает большим количеством памятных мест. Основными достопримечательностями внутри города являются музеи. Одним из них является художественный музей имени И. Савицкого, посвященный русской авангардной живописи XX века. Известным является также краеведческий музей Бердаха. Его экспозиции представлены различными археологическими находками на территории республики.

Недалеко от города находится культовое сооружение Чильпык, построенное во II веке нашей эры. Оно расположено на холме высотой до 30 метров, и имеет форму незамкнутого кольца, диаметр которого приблизительно 70 метров.

Между Нукусом и городом Ходжейлис находится архитектурный комплекс Миздахкан. Он также относится к археологическим памятникам, так как был построен в IV веке до нашей эры, и просуществовал до XIV века нашей эры. Комплекс занимает около двухсот гектар. Главные его части, такие как мавзолеи, находятся на трех холмах.

Заключение

Основу Республики Каракалпакстан составляет азиатский народ каракалпаки. Первым государственным образованием этого народа можно считать Каракалпакское ханство, созданное в XVIII веке. Сейчас Каракалпакия является частью Узбекистана. А город Нукус является главным её городом.

Большая территория республики покрыта пустынями. Одна из них образовалась в результате высыхания Аральского моря. На его месте теперь находится новая пустыня Аралкум. Однако пустынные территории - это не вся Каракалпакия. Люди в этих краях проживали ещё с первобытных времен, поэтому здесь расположено много археолого-архитектурных памятников. Некоторые из них возникли ещё до нашей эры.

Qaraqalpaqlar, қарақалпақлар Современный ареал расселения и численность

Всего: 550 000 - 650 000 (оценка)
Узбекистан :
504 301 (перепись 2000)

Казахстан :
5 000 (оценка)
Туркмения :
5 000 (оценка)
Россия :
1 466 (перепись 2010 г.)

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

История

До середины XVIII века каракалпаки жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи . В середине XVIII века бо́льшая их часть переселилась на Жанадарью - южный рукав древней дельты Сырдарьи. В 1811 году каракалпаки были подчинены Хивинскому ханству и переселены в дельту Амударьи .

Письменных источников, освещающих историю каракалпаков до XVI века, не обнаружено. Первые исторические сведения о них относятся к 1598 году. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов - Абдуллы хана (1583-1598 гг.) - нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака , среди которых упоминаются и каракалпаки. С тех пор известия о каракалпаках всё чаще встречаются в исторических источниках. К концу XVI века это была уже вполне сформировавшаяся народность.

Одна из распространённых версий , основывающаяся на истории названий родов (шести арысов-Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт) , относит начало формирования каракалпакского этноса к выделению из Ногайской Орды после 1556 года Алтыульской Орды, крайнего юго-восточного участка владений Ногайской Орды , граничивший со Средней Азией во главе с Шейх Мамай-бием (дословно Орда Шести Сыновей). В первой половине XVII века , спасаясь от калмыцкого нашествия, каракалпаки приняли подданство казахских ханов.

Таким образом, среди учёных существовали разные мнения по вопросу о происхождения каракалпакской народности.

Важным источником исследования ранних этапов истории народностей Приаралья стало археологическое изучение древней дельты Амударьи и Сырдарьи. Как полагает С. П. Толстов , наиболее древними предками каракалпаков были сако-массагетские племена апасиаков (VII-II вв. до н. э.). В дальнейшем происходило включение в состав этих племён гуннов, хионитов и тюркских племён VI-VIII вв. Он предполагал, что все они участвовали в сложении будущей каракалпакской народности. Основным этапом этногенеза каракалпаков С. П. Толстов считает IX-XI вв. - период, когда происходило объединение печенежских племён в юго-восточном Приаралье.

В 1830-х П. И. Иванов тоже выдвигал гипотезу, что формирование каракалпаков связано с территорией Приаралья XI века. Это мнение подтверждает и С. П. Толстов. Таким образом, этноним наименования каракалпаков в нескольких вариантах XII-XIV веках существовал как у западных, так и восточных групп огузо-печенежских племён. В дальнейшем их судьбы были связаны с пришедшими из бассейна Иртыша в XI в. казахами, в среде которых они находились до и после монгольского завоевания и образования Золотой Орды. В XIV-XVI вв., когда монгольские улусы распались, эти племена вошли в состав Восточной Ногайской Орды.

Уже один из первых исследователей каракалпакского языка профессор Н. А. Баскаков отнёс его к кыпчакской группе языков. Наиболее близок он к казахскому и ногайскому. Эти три языка Н. А. Баскаков объединяет в особую кипчакско-ногайскую подгруппу и считает, что он формировался в составе большой ногайской Орды. С другой стороны, в языке есть элементы ираноязычного населения Средней Азии, в частности, хорезмийского языка .

К 20-годам XVII в. Абулгази в своём труде «Родословная тюрков» сообщает о бегстве из Хивы Хабат-Султана к каракалпакам на берега Сырдарьи. Этот документ доказывает, что в конце XVI-XVII вв. сырдарьинские каракалпаки находились в зависимости от Бухарского ханства. Это подтверждается статейным списком Бориса Пазухина, возглавлявшего в 1671 г. русское посольство в Бухару, Балх и Ургенч. В нём говорится, что поданные бухарскому царю царевичи каракалпакские - «люди надёжные в бою». Местности, населённые каракалпаками, назывались «бухарскими улусами» и путь к ним шёл по «туркестанской дороге».

Антропология

Черты смешения европеоидов и монголоидов, последняя выражена сильнее, чем у узбеков и слабее, чем у казахов. Меньшая монголоидность у каракалпаков Ферганы. У Приаральских каракалпаков отмечена примесь долихоцефального компонента (Гинсбург, Трофимова, 1972).

Обычаи, связанные с пищей

У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на семейных и общественных трапезах, которые строго соблюдались. Любую пищу по традиции едят сидя на полу вокруг скатерти. Густую пищу едят руками, бульон подают отдельно, в миске или чашке. Едят обычно 3 раза в день. Состав блюд очень разнообразен - молочная, растительная, мясная пища. Перед едой полагается полить воду на руки, после чего дают воде стечь с рук. Не полагается стряхивать с рук воду после умывания, так как брызги могут попасть в пищу. Начинает есть старший по возрасту или положению. В прошлом у каракалпаков не было принято пить чай; если в дом приезжал кто-нибудь, угощали обязательно кислым молоком , айраном или варили катыбыламык - похлёбку. Обычай пить чай распространился у каракалпаков, как и у других народов Средней Азии, относительно недавно (в XIX веке) вместе с ростом торговли с Ираном и Индией .

Известные люди

  • Каипбергенов, Тулепберген Каипбергенович (1929-2010) - народный писатель Каракалпакстана и Узбекистана, государственный деятель Каракалпакстана, Узбекистана и СССР.
  • Шамуратова, Аймхан (1917-1993) - актриса театра, певица, народная артистка СССР (1968)
  • Юсупов, Ибрагим (1929-2009) - поэт, герой Узбекистана
  • Дабылов, Аббаз - поэт.
  • Аймурзаев Джолмурза Мурзаевич (1910-1996) - каракалпакский советский поэт и драматург, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Член КПСС с 1946.
  • Абдиров, Чаржой Абдирович (1933-1997) - общественный, научный и государственный деятель Каракалпакстана, известный микробиолог, один из основателей микробиологической школы в Каракалпакстане и Узбекистане, доктор медицинских наук, действительный член-корреспондент, академик. Первый ректор Каракалпакского Университета.
  • Нурмухаммедов Коптлеу (−1938) - первый председатель совета министров РК.
  • Мусаев Аяпберген (1878-1936) - поэт.
  • Нурмухамедов Марат Коптлеуович (1934-1996) - академик

Народ в Средней Азии, главным образом в Узбекистане, в Каракалпакстане. Язык - каракалпакский кипчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.

Каракалпаки в Узбекистане:

1939 г. - 181 400
1979 г. - 297 788
1989 г. - 411878
2000 г. - 504 301

Каракалпаки - один из древних коренных тюркоязычных народов Средней Азии. Древнейшие их предки - сако-массагетские племена (апасиаки, аугасии и др.), жившие с середины I тыс. до н. э. на южном берегу Аральского моря. Во II-IV вв. н. э. в приаральские степи нахлынули с востока и частично смешались с местными племенами гунны, а в VI-VIII вв. - тюрки. На этой этнической базе происходило формирование раннесредневековых народов Приаралья - печенегов и огузов, в среде которых с VIII в. началось формирование каракалпаков. В начале X в. часть печенегов ушла на запад, в южнорусские степи. Поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «черными клобуками» (тюрк, каракалпак - черная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом часть печенегов постепенна сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кипчаками, воспринимая их язык. В составе кипчакского родоплеменного союза источниками засвидетельствовано племя кара-боркли - этноним, идентичный названию «каракалпак». В XIV-XV вв. на этногенез каракалпаков существенное влияние оказали связи с ногайцами. С конца XVI в. каракалпаки уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием.

Большая часть каракалпаков в XVI - середине XVIII в. занимала территорию в среднем и нижнем течении Сырдарьи, однако район их расселения распространялся до верховьев Яика и Эмбы. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, земледелием и рыболовством. Власть принадлежала феодально-родовой знати и мусульманскому духовенству. Каракалпаки зависели от казахских ханов Младшего Жуза.

В 1742 г. из-за постоянных нападений соседних племен они отправили послов в Оренбург и Петербург с просьбой принять их в русское подданство. Просьба была удовлетворена. Это вызвало нападение на них в 1743 г. казахского хана Абулхаира, в результате чего основная масса каракалпаков во второй половине XVIII в. переместилась с Сырдарьи на западный проток ее дельты - Жанадарью. В конце XVIII в. начались активные попытки хивинских ханов завоевать каракалпаков, которые в 1811 г. завершились их покорением и переселением основной массы в дельту Амударьи.

Помимо амударьинской этнографической группы, появляются ферганские и зарафшанские группы. За короткий срок каракалпаки создали в Хивинском ханстве несколько новых земледельческих районов. В 1873 г. каракалпаки правобережья Амударьи были присоединены к России. Здесь был образован Амударьинский отдел, в 1887 г. вошедший в Сырдарьинскую область Туркестанского генерал-губернаторства. Меньшая часть каракалпаков, жившая на левобережье, осталась в Хивинском ханстве. В декабре 1917 г. в Каракалпакстане была установлена Советская власть, левобережье в 1920-1924 гг. вошло в состав ХНСР, возникшей на территории бывшего Хивинского ханства.

В эти годы в целях привлечения нацменьшинств в советское строительство был создан Казах-Каракалпакский район, с населением 42,3% казахов и 26,2% каракалпаков, расселившихся в Бухарском оазисе еще с XVIII в. Кроме того, было выделено 15 каракалпакских сельских советов и несколько разнонациональных. Создание национальных сельских советов повысило авторитет власти в кишлаке. Административный аппарат был переведен на родной язык населения. Судопроизводство также велось на каракалпакском языке.

На 1927 г. числилось 1100 учащихся-каракалпаков. Первая каракалпачка получила высшее образование в 1933 г. На производстве к этому времени работало 110 каракалпаков.

В результате последующих административных перестроек в феврале 1925 г. была образована Каракалпакская автономная область (с включением Каракалпакского округа Хорезмской республики), которая вошла сначала в состав Казахской АССР, а 20 июля 1930 г. - в РСФСР. 20 марта 1932 г. автономная область была преобразована в Каракалпакскую АССР, которая в 1936 г. вошла в состав Узбекской республики.

Динамика численности каракалпаков в Средней Азии на протяжении XX в. была следующей: в 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 75 334 каракалпака; в результате национально-государственного размежевания на территории вновь образованной Каракалпакской автономной области в 1926 г. - 85 782, в 1933 г. - 142 306; по данным переписи населения 1939 г., численность каракалпаков, проживающих в Узбекистане, составила 181 400 чел.; по переписи 1959 г. - 168 300 чел.

Население расселено по Республике Каракалпакстан неравномерно. Основная масса каракалпаков занимает северные территории и район дельты Амударьи. В южных районах каракалпаки составляют меньшинство. Значительные их группы живут в разных областях Узбекистана: в Бухарской (Канимехский район) и Хорезмской, в Ферганской долине (Алтынкульский район Андижанской области) и небольшое число - в долине Зарафшана (Самаркандская область).

В Ферганской долине и Самаркандской области каракалпаки в большинстве своем утратили национальное самосознание и постепенно ассимилировались с узбеками. Более устойчиво национальные черты культуры и быта сохранились у каракалпаков Бухарской области.

У каракалпаков сохранились пережитки прежнего деления на племена и роды. Родоплеменная система характеризуется делением на два основных разветвления - арыс: арыс он торт уруу (14 родов) и арыс конырат. Арыс он торт уруу располагались на правом берегу Амударьи на территории нынешних Чимбайского и Кегейлийского районов. Эта группа племен издавна занималась земледелием и скотоводством. Племена и роды арыса конырат сосредоточены в северной части дельты, на землях, прилегающих к Аральскому морю (Муйнакский, Тахтакупырский, Кунградский районы). Основными их занятиями были скотоводство и рыболовство, сочетавшиеся с земледелием.

Хорезмские каракалпаки (в XIX в.), помимо традиционной работы, занимались ковроделием и кошмовалянием (узорным). В этот же период каракалпаки, селившиеся в Андижанском и Кокандском уездах, хорошо владели искусством изготовления ворсовых ковров.

Каракалпаки Бухарского региона, кроме скотоводства, под влиянием оседлого населения активно занимались земледелием, хлопко- и шелкоткачеством, кошмовал янием, изготовлением изделий из верблюжьей шерсти.

У каракалпаков преобладает малая семья, однако она существует не обособленно, а в составе семейно-родственных групп - коше. Эти группы близких родственников являются пережиточной формой патриархальной болыпесемейной общины. Коше представляет собой мельчайшее родовое подразделение, объединяющее близких кровных родственников, потомство одного человека, состоящее из трех-четырех поколений. Оно имеет территориальную общность. Члены одного коше селятся компактно, в непосредственной близости друг от друга, их юрты и дома входят в один аул или занимают определенный участок большого аула, состоящего из нескольких коше одного и того же рода. В связи со строительством городов и поселков частично меняется и характер семьи, и жилище, приобретая современные стандартные формы. Однако и в этих условиях одежда, обряды, обычаи остаются традиционными. Отголоском старых брачных обычаев является имевший ранее широкое распространение левират - вступление вдовы в брак с братом или другим близким родственником ее умершего мужа.

Каракалпаки, являясь в прошлом младописьменным народом, не обладали богатой письменной историей и литературой. Наибольшей популярностью у каракалпаков пользуется богатырский эпос «Кырк кыз», «Алпамыс», «Колбан», «Маспатша», «Ер-шора», «Едиге» и др. Побывавший в 40-х гг. XIX в. среди каракалпаков казахский этнограф Ч. Валиханов писал: «Каракалпаки почитаются в степях первыми поэтами и песенника ми». Жырау И баксы, бережно сохранившие до наших дней произведения устного народного творчества, и в настоящее время пользуются большой любовью и популярностью у народа. Жырау (-казн гели каракалпакского эпоса, героических поэм, исторических поостт (толгау) выступают под аккомпанемент смычкового музыкального инструмента кобыза. Ваксы исполняют лирико-любовные песни, поэмы и дастаны, сопровождая свое выступление игрой на двухструнном инструменте - дутаре. Вез выступления жырау и баксы в Каракалиакстане не обходится ни одно праздничное гулянье и той.

Классики каракалпакской поэзии - Жиен-Жырау, Кунхожи, Ажинияз, Бердах, Отеш, Гулмурат, Сарыбай и др. Одним из первых собирателей каракалпакского фольклора был Каллы Аимбетов.

Основоположники современной каракалпакской литературы - А. Мусаев, С. Маджидов, А. Дабылов, С. Нурымбетов; современной фольклористики - К. Аимбетов. Выдающийся исполнитель памятников эпического творчества каракалпаков - Курбанбай Шибаев. Первая театральная актриса - Айимхан Шамуратова.

В.В. Германова

Литература:

  1. Алламуратов А. Каракалпакское народное искусство (К вопросу формирования и развития до начала XX в.) // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по проблемам искусства народов Закавказья, Средней Азии, Казахстана и восточных республик РСФСР. М., 1970.
  2. Амитин-Шапиро 3. Л., Юабов И. М. Национальные меньшинства Узбекистана. Ташкент, 1935. С. 17, 83, 104-110.
  3. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: Историко-демографический аспект. Ташкент: Изд-во мед. лит-ры, 1998. С. 62, 66.
  4. Масальский В. И. Туркестанский край//Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга / Под ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского. СПб.: Изд-во А. Ф. Девриена, 1913. Т. 19. С. 391.
  5. Машкова В. Г. Ковры народов Средней Азии. Ташкент, 1990. С. 104-105.
  6. Народное хозяйство Каракалпакской АССР за 1971 - 1975 гг. Стат. сб. Нукус: Каракалпакия, 1976. С. 8.
  7. Народное хозяйство Каракалпакской АССР за 1976-1980 гг. Стат. сб. Нукус: Каракалпакия, 1981. С. 8.
  8. Народы Средней Азии и Казахстана: В 2-х т. / Под ред. чл.-корр. АН СССР С. П. Толстова. М., 1962. Т. 1. С. 408, 409.
  9. Салимов X.С. Население Средней Азии. Ташкент: Узбекистан, 1975. С. 103. Татыбаев С. У. Исторический опыт построения социализма в Каракалпакии (1917- 1941 гг.). Нукус: Каракалпакия, 1971. С. 89.
  10. Файзиев А.Ф. Ремесло Хивы в первой половине XIX в. // Позднефеодальный город Средней Азии. Ташкент, 1990. С. 171

Этнический атлас Узбекистана.

© Институт «Открытое Общество» - Фонд содействия - Узбекистан, 2002.
Совместное издание «ИООФС - Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

В качестве подтверждения своего субъективного мнения о близости кара-калпаков к казахам, приведу сообщение с одного из узбекских сайтов.

Каракалпаки хотят жить в Казахстане

Все больше жителей Каракалпакстана отваживаются на любые ухищрения, включая подлог документов, чтобы выехать в Казахстан, где уровень жизни значительно выше и всегда есть работа.

На днях в Нукусе - столице Республики Каракалпакстан, входящей в состав Узбекистана, - арестован начальник паспортного стола небольшого каракалпакского провинциального городка. Он за взятку переделывал в паспортах каракалпаков графу «национальность», превращая их в казахов.

Сотрудники правоохранительных органов говорят, что все чаще встречаются с такого рода преступлениями, хотя точное число людей, поменявших гражданство таким способом, не известно.

По данным Агентства по демографии и миграции, с 1991 года по настоящее время в Казахстан из Каракалпакстана переехало около 63-х тысяч человек, однако неофициальные источники утверждают, что переселенцев не менее 100 тысяч.

Специалисты из Каракалпакского филиала Международного фонда спасения Арала говорят, что только за последние семь лет из Каракалпакстана в Казахстан эмигрировало почти 250 тысяч человек, а это практически шестая часть полуторамиллионного населения Каракалпакстана.

В 1924-1930 годах – в первые годы существования СССР - Каракалпакия входила в состав Казахской автономии Российской Федерации. В 1932 году она получила статус автономной советской республики и должна была со временем преобразоваться в отдельную самостоятельную республику.

Однако в 1936 году Узбекистану удалось уговорить Москву отдать Каракалпакию под его опеку, и таким образом она превратилась в узбекскую автономию. С тех пор идеи воссоединения Каракалпакии с Казахстаном жестко пресекались узбекским правительством.

Каракалпаки и казахи говорят практически на одном языке, имеют схожую культуру и традиции. Этнически каракалпаки ближе к казахам, чем к узбекам.

Ташкент мало волнуют проблемы жителей Каракалпакстана, но вот территорию республики он хотел бы оставить за собой. Каракалпакстан занимает почти треть Узбекистана и имеет важное стратегическое значение.

Через Каракалпакстан проходят важнейшие стратегические автодороги и железнодорожные магистрали с юга на север. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, очень важно держать свою автономию в полном подчинении, а сделать это легче, если подавляющее большинство местного населения будут составлять не каракалпаки и казахи, а узбеки.

Источник в местной администрации Каракалпакстана сообщил контрибьютору IWPR, что у центрального правительства уже имеются планы «узбекизации» автономии, поэтому и массовый выезд неузбекского населения служит интересам Ташкента.

Но простым жителям Каракалпакстана безразличны политические интриги Ташкента и Астаны. Они хотят иметь возможность зарабатывать на хлеб, и эту возможность они видят для себя в Казахстане.

34-летний Ертай Жуманов - житель одного из многочисленных казахских поселков Тахтакупырского района Каракалпакстана - вот уже несколько дней живет в доме, с которого снята крыша, и готовится к переезду в Казахстан. Жуманов собирается пустить на стройматериалы весь свой дом и хозяйственные пристройки. Это – единственный способ вернуть вложенные в дом деньги. Желающих купить целый дом в Каракалпакстане нет.

По словам Жуманова, причина его переезда в Казахстан - «ужасающая нищета и отсутствие перспектив найти работу, невозможность содержать жену и троих детей, помогать родителям и близким, оставаясь в Каракалпакстане».

Уверенность в том, что в Казахстане лучше, в Ертая вселяет опыт его односельчан. По словам жителей этого небольшого поселка, заселенного преимущественно казахами, здесь нет семьи, из которой кто-нибудь не уехал бы на заработки в Казахстан. Если пройтись по кривым пыльным улочкам этого поселка, то можно увидеть немало домов, чей вид красноречиво говорит о том, что их владельцы снимаются с насиженных мест: где-то нет крыш, где-то разбирают стены.

В Казахстан из Каракалпакстана люди уезжают в огромном количестве уже несколько лет. Массовый отток жителей наблюдался в 2000-2001 годы, когда Каракалпакстан, живущий за счет сельского хозяйства, страдал от засухи. Урожай сгорел под испепеляющим солнцем. Людям пришлось резать домашнюю скотину, которую нечем стало поить и кормить.

Особенно тяжело пришлось северным районам Каракалпакстана, до которых вода по руслам каналов практически не доходила, и ее приходилось завозить сюда цистернами. Уровень жизни, который и без того в этих местах всегда был очень низким, упал до состояния вопиющей нищеты.

В этом году вода в Каракалпакстан пришла, но люди все равно уезжают отсюда. Во время засухи хозяйству был нанесен огромный ущерб, восполнять который у местного населения нет ни желания, ни сил. К тому же никто не может дать гарантии, что и следующий год не окажется засушливым.

Вдобавок - у людей не осталось никакого доверия к государству, которое никогда не желало честно расплачиваться с фермерами за их продукцию и не оказывало существенной помощи в засушливые годы.

«Жизнь в Казахстане несравнимо лучше. Если ты работаешь, то твой труд всегда будет достойно оплачен, а к переселенцам – казахам - там относятся с особым вниманием. Государство помогает им обустроиться на новом месте и найти работу», - говорит односельчанин Жуманова, пожелавший сохранить анонимность.